6 июня 1799. Александр пушкин

1-й вед . Человеческая память. Время не властно над ней. И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.

Звучит запись метронома

1-й вед. Война. Жесточе нету слова.

2-й вед . Война. Печальней нету слова.

Звучит запись песни «Священная война» 1-й куплет и припев.

1-й вед. Трудно, очень трудно при расставании сказать любимому мужу, сыну, брату «прощай». Если бы наперёд знать, что станет с ними, любимыми, там, на войне, в смертной схватке с врагом.

Исполняется песня «Прощание славянки» муз. В. Агапкина, сл. В. Лазарева.

2-й вед . Тыл тоже был как передовая.Те, кто остался в тылу, взвалил на себя все тяготы жизни: работали по 16-18 часов, растили детей и с тревогой ждали, ждали вестей с фронта.

1-й вед. Письма с фронта… Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они сложены были треугольниками. Вот так (показывает). Но приходили и другие письма, написанные лаконичным языком и канцелярским подчерком: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину».

2-й вед. Почтальоны должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Они первыми принимали к сердцу всплески бесконечной радости или беспредельного горя.

1-й вед. Как раскладывать по кварталам голоса всех живых и мёртвых, Что дошли, словно гул металла в треугольниках полустёртых? Только адрес есть на конверте, а в конверте-жизни и смерти. Если б знать вам на почте, тут же, что внутри там! Был в окруженье? Жив? Нашёлся? Ранен? Контужен? Пал. По слухам, в первом сраженье?.. Но приходит девочка в старых, сбитых на бок, маминых ботах. И берёт всех судеб удары, радость чью-то и смерть кого-то. (К. Симонов «Иван да Марья»).

2-й вед. Их ждали, ждали с нетерпением и затаённой тревогой измученные, настрадавшиеся адресаты.

1-й вед. Кроме писем и газет почтальонки всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом. Иначе нельзя. Они были и почтой, и скорой помощью.

2-й вед . В четырёх письмах радость, а в пятом - похоронка. Какое это было горе… Почтальонки, пряча глаза, глотая слёзы, не находя слов утешения, чувствовали невольную вину за это печальное известие.

Звучит «Вокализ» С.В.Рахманинова.

1-й ведущий . А вот на одном фронтовом треугольнике приписка: «Дорогая военная цензура! Не выкидывай этот цветок. Я посылаю его для любимой девушки». А внутри письма какой-то засушенный цветок. Смотришь на него, и слёзы подступают.

2-вед. Сколько стихов и песен сложено в эту пору!.. Одним из таких гимнов любви и верности явилась песня «В землянке». Это были 16 «домашних строк» из письма фронтового поэта Алексея Суркова своей жене Софье Кревс.

Исполняется песня «В землянке» (муз. К. Листова, сл. А. Суркова).

1-й вед. Письма родных согревали бойца в холодном окопе, защищали от смерти поднимавшегося в атаку и вселяли надежду на встречу в родимом доме.

2-й вед. Теплее на фронте от ласковых писем. Читая, за каждой строкой Любимую видишь. И Родину слышишь, Как голос за тонкой стеной.

1-й вед. читает письмо . «Да спасёт тебя любовь моя! Да коснётся тебя надежда моя. Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнёт жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровавым бинтам на ногах, скажет: «Это я, твоя Катя! Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, чтобы не случилось». Пускай другая поможет, поддержит, напоит и накормит. Это я, твоя Катя! И если смерть склонится над твоим изголовьем, и больше не будет сил бороться с ней, и только самая маленькая последняя сила останется в сердце. Это буду я и спасу тебя».

Исполняется песня «Огонёк» (муз.неизвестного автора, сл. М.Исаковского).

2-й вед . Бойцы старались писать долгожданные письма домой при каждом удобном случае. «Я вернусь» и «Жди меня»-этими словами часто завершались послания к родным. В них были и надежда, и заклинания, и вера в победу жизни над смертью.

1-й вед. С волнением и трепетоммы смотрим на маленькие бумажные треугольники, солдатские письма с фронта Козулина Константина Андреевича, домой, на родину в село Маньково. Эти письма до самой смерти хранила, берегла, перечитывала, плакала над ними его жена Уваровская Марина Васильевна. О том, какие чувства испытывал Константин Андреевич к своей жене, свидетельствуют строки стихотворения неизвестного фронтового поэта, которые послал солдат из Польши.

2-вед. Моей любимой. Бесноватый ветер носится в ущельях, Папироска искры сыплет из руки. Тишина ночная в блиндажах и щелях, Чуть слышно ворчанье маленькой реки. И со свистом ветер песню обнимает, И уносит песню в дальние края, Где меня три года,верно ожидает Лучшая из лучших милая моя. Знай, моя родная, в тёмный час покоя Я стою на страже. Спи спокойным сном. От огня храню тебя я и от грома боя, И живу тобой написанным письмом. Впереди победа, радостная встреча. Я приду и встану под твоим окном. И, наверно, будет тихий звёздный вечер, И луна нависнет над родным селом. Тишину завесы ветер обрывает. Верно, облетел на крыльях белый свет И меня коснулся. Он, наверно, знает, Что меня, быть может, уже нет.

1-й вед. И дальше небольшая приписка: «Марина. Если ты получишь эту записку, то напиши ответ мне и напиши как живёте, как мои детишки и как моя мама. Дорогая, я пока жив и здоров остался. Жду ответа. 10 декабря 1944 года».

2-й вед. Из писем родные узнали, что Константин был ранен, прошёл лечение в госпитале и опять вернулся в строй. Был награждён орденом Славы. Дошёл до Германии, откуда и пришла горестная весть о том, что Козулин Константин Андреевич пропал без вести. Уже после войны приезжал к Марине Васильевне однополчанин мужа и рассказал, что был очевидцем гибели Константина. Что погиб он в Германии в боях под Бреславу и похоронен в местечке Видевецк. В Областной Книге Памяти установлена и дата гибели-13 марта 1945 года. Два месяца не дожил солдат до победы.

Когда я вижу, как убитый сосед мой падает в бою, Я помню не его обиды, я помню про его семью. …Он мёртв уже. Ему не больно, А их ещё... письмом добьют. (И. Уткин «Из письма» 1942г.)

1 -й вед. А были письма, которые заканчивались словами «Завтра бой». И часто это были последние, наспех написанныестрочки своим родным. Родные Михаила Васильевича Раздобреева сохранили два его письма с фронта. Из села Нижняя Шахтома в 1941 году восемнадцатилетним он был призван для прохождения срочной службы в ряды Советской Армии, где его и застала война. Он был одним из тех, кого на самолёте забрасывали в тыл врага для выполнения боевого задания. 12 сентября 1943года он пишет своему брату Василию письмо: «Нахожусь на Украине. Готовлюсь к следующему бою. Вася, бои, которые проходили на моих глазах, я никогда не забуду, так как на один квадратный метр земли падало несколько снарядов. Лишь только был один гул от разрывов и, несмотря на все трудности, была прорвана неприступная оборона немцев. И так было несколько дней. В наступлении я был глухой от снарядов. А сейчас слышу как и раньше. Вася, могу сообщить, что я уже два раза награждён правительственными наградами: орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Ещё на днях наградят. Прыгать с самолёта я начинал с 500 метров, а потом и выше. …На Земле хорошо, на самолёте ещё лучше, а в воздухе ещё красивше, так как жизнь перебарывает смерть. Находясь в боях, я решил: или грудь в орденах, или голова в кустах. Ну, пока грудь в орденах и голова на плечах. Вася, я отомщу за лучших товарищей, которые отдали свою жизнь на поле боя за нашу любимую Родину, и пролитую кровь любимого брата. Я приложу все силы, не опозорю вас. На этом писать кончаю, крепко целую.Всем известный вам Михаил Васильевич Раздобреев.»

2-й вед. Следующее письмо, написанное перед боем, очень короткое. «Время сейчас стоит тёплое. Комаров хватает. Так что здоров буду, сообщу после боя. А сейчас пока, до свидания. Писать нет время. Писал, уже и так торопился. Иду на выполнение боевого задания. До свидания, крепко целую». С этого задания боец не вернулся. Раздобреев Михаил Васильевич считается пропавшим безвести.

Исполняется песня «Журавли» муз. Яна Френкеля, сл. Расула Гамзатова.

1-й вед. Воспоминания медсестры из госпиталя. «Для наших раненых больных госпиталь был почти домом. У некоторых война уже отняла их дом - у прибалтийцев, у украинцев, у белорусов. И госпиталь, и наши вечера с танцами были для них какой-то частицей той будущей мирной жизни, которая наступит для них рано или поздно. Наступит обязательно, когда они уже не в халатах и пижамах, а в нормальной штатской одежде будут танцевать с девушками на какой-то танцплощадке у себя в городе или селе».

Звучит песня «Фронтовой санбат»

1-й вед . В своей книге «Мгновения» Юрий Бондарев писал: «За долгие четыре года войны, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на 20 лет и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям».

2-й вед. Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в чёрно- багровой завесе дыма. …Кто из нас мог сказать раньше, что зелёная трава может стать фиолетовой, потом аспидно-чёрной и закручиваться спиралью, вянуть от разрывов снарядов… Мы узнали, что такое фашизм во всей его человеконенавистнической наготе. За четыре года войны моё поколение познало многое. Мы узнавали мир вместе с человеческим мужеством и страданием».

Исполняется песня «Баллада о солдате» муз. В.П. Соловьёва-Седого, сл. М.Л. Матусовского.

1-й вед. Советская армия победила фашизм. И люди верили в эту победу, и мечтали…. Мечтали о мирной жизни, назначали встречи после войны в дорогой каждому сердцу Москве.

Исполняется песня «Моя Москва». 2-й вед . Благодарим, солдаты, ВАС! 1-й вед . За жизнь, 2- й За детство, 1-й За весну, 2-й За тишину, 1-й За мирный дом, 2-й За мир, в котором мы живём. Вместе Благодарим, благодарим, благодарим!

Звучит песня из к/ф «Офицеры» «От героев былых времён…», а на экран проецируются фото участников войны нашего села.

1 вед . Ничто не забыто!

2-вед . Никто не забыт!

Анна Градова

Ежегодно в Ивановском городском Дворце детского и юношеского творчества проходит акция к празднику Победы «Стена памяти». Идея акции появилась много лет назад, когда воспитанники приносили фотографии дедов и прадедов, рассказывали о своих родственниках, прошедших суровыми военными тропами. Ежегодно акцию поддерживают городские школы и жители города. Итогом проведения такой деятельности считаем сохранение исторической памяти, создание школьных музеев, восстановление семейных традиций.

В 2012 году центр «Тинейджер» продолжил проведение акции в новом направлении. Дошкольники совместно с родителями на занятии участвовали в изготовлении открытки «Письмо с фронта». Идея открытки - создание письма, пришедшего с фронта внукам и правнукам той далекой войны. На открытке, сделанной руками малыша, - фотография фронтовика, дедушки, бабушки или родственника семьи воспитанника. Результатом акции стала выставка «Стена памяти», около которой прошла торжественная встреча с ветеранами Великой отечественной войны, возложение цветов к мемориальной доске.

Многие родители поддержали педагогов в своем начинании, они считают, что даже дошколята должны знать значение и цену победы в этой страшной войне. Ведь с фотографий военных лет на нас смотрят такие молодые, красивые лица фронтовиков, эти мальчики могли быть здоровыми и живыми….

Чувство Родины. Оно начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) малыш осваивает такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д., ребенок понимает, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Первый шаг - это изготовление открытки к празднику.

К сожалению, все меньше остается исторических источников с той далекой войны, многие материалы утеряны. Нам пришли на помощь самые простые материалы, с помощью которых малыши, САМИ, в течение 25 минут смогут сделать открытки к празднику. На представленных фотоматериалах вы можете увидеть образцы выполненных работ. Открытки выполнялись по некому алгоритму, композицию открытки дети создавали с родителями самостоятельно. Заметим, что открытки изготовляли дети, не занимающиеся в изо-студии или художественной школе, данное занятие- пример для изготовления открыток в дошкольном учреждении или дома с родителями.

Для изготовления нам потребовались: фотографии военных лет для фона (распечатать в черно-белом варианте) на принтере, самодельная георгиевская лента, цветок для украшения, письмо в виде конверта солдатской почты, бумажный журавлик.

Педагог, в ходе занятия рассказывает детям о происхождении и назначении георгиевской ленты, акции «Георгиевская лента», о письмах с фронтов войны, военной технике, изображенной на открытках.

Алгоритм изготовления цветка «Гвоздика» (для детей 6 лет или делают родители):

1. Взять атласную ленту длиной 10-15 см, красного цвета. Именно этот цвет будет единственным ярким акцентом в данной работе.

2. Собрать по краю ниткой с иголкой, швом вперед иголка.

3. Нитку затянуть, завязать узелок.

4. Цветок наклеить на открытку клеем, приклеить стебелек из цветной зеленой бумаги и листья.

5. В центр можно добавить бусинку.

Алгоритм изготовления конверта с письмом:

1. Из тетрадных листов в клеточку изготавливаем состаренную бумагу. Для этого необходимо обмакнуть бумагу в слабый раствор кофе, листы высушить и прогладить. Получается бумага желтоватого цвета, напоминающая старинный лист.

2. Листы из школьной тетради сложить в виде треугольника.

3. Сделать надпись. Пример: «Иванову Пете от прадеда, капитана первого Белорусского фронта Иванова Георгия Семеновича. Привет с фронта.

4. Если есть возможность поставить на письме печать- это будет здорово.

5. Дома, дети с родителями могут сочинить такое письмо от имени своего прадеда, или написать ему ответ.

Алгоритм изготовления георгиевской ленты:

1. Можно взять готовую ленту, но гораздо приятнее сделать ее своими руками.

2. Взять полоску бумаги длиной 25-30см, шириной 4-5 см.

3. Разделить двумя линиями на 3 части, закрасить середину черным фломастером, края оранжевым.

4. Ленту приклеить на открытку произвольно, складывая или бантиком, или петлей, или волнами.

5. Можно к ленте добавить нарисованную медаль или орден.

Алгоритм изготовления журавлика:

1. Взять бумажный квадрат белого цвета, размер квадрата от 3 до 5 см.

Смотри презентацию.

Таким образом, выполненная открытка из простых материалов позволила нам, как педагогам погрузить детей в атмосферу праздника Великой Победы, родителей в совместную деятельность с детьми на основе семейных реликвий и воспоминаний, вспомнить те далекие времена и сказать еще раз нашим дедам и прадедам- СПАСИБО ЗА ПОБЕДУ!