Акафист, что это такое? Что такое акафист и как правильно его читать.

Когда читается акафист Иисусу Христу и Пресвятой Богородице?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Акафист - особое песнопение в честь Спасителя, Божией Матери и святых. Название его (греч. акафистос ; где а - отриц. частица, kathizein - сидеть) указывает на то, что во время чтения или пения акафиста не принято сидеть. Акафисты состоят из 25 отдельных песнопений: 13 кондаков, 12 икосов, из которых 1-й кондак и все икосы оканчиваются призывом радуйся, а 12 кондаков восклицанием аллилуия. Первый акафист был сложен в честь Божией Матери и пелся всю ночь стоя в субботу, на пятой неделе Великого поста, во время осады Константинополя персами во главе с полководцем шаха Хозроя Сарваром и аварами в 626 году. Столица была окружена с моря и суши. Положение было безнадежным. Матерь Божия явила чудесную помощь, и город был спасен.

В благодарность за это заступничество был установлен праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Составление акафиста предание приписывает диакону великой константинопольской Церкви Георгию Писидийскому. Сначала служба совершалась только во Влахернском храме Константинополя, где находился чудотворный образ Божией Матери «Одигитрии», а также риза и пояс Богоматери. Но в IX веке этот праздник был внесен в Типик монастырей - Студийского и преподобного Саввы Освященного, а потом и в Триодь постную. Так этот особый праздник стал всеобщим во всей Православной Церкви. Постепенно стали по образцу первого акафиста появляться и другие.

Кроме субботы пятой недели Великого поста акафисты в честь Спасителя, Божией Матери и святых принято читать вне постов, во время которых христиане должны сугубо молиться о прощении своих грехов.

К акафистам мы чаще всего обращаемся в часы особой радости и благодарственного настроения или когда нужно испросить у Господа и Божией Матери помощь в трудных обстоятельствах.

Акафист (от греческого слова «ἀχἀθιστος» - «неседальный ») - жанр православной церковной гимнографии, хвалебное песнопение в честь Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангела или святого, исполняемое молящимися стоя ("не садясь ").

Акафисты состоят из 25 отдельных песнопений: 13 кондаков и 12 икосов, из которых 1-й кондак и все икосы оканчиваются призывом «Радуйся », а 12 кондаков восклицанием «Аллилуия ». Древнейшим акафистом и образцом для всех остальных является Акафист Божией Матери.

Иеромонах Иов (Гумеров) рассказывает: «Как жанр христианской гимнографии акафист отличается не только построением, но особым радостным настроением. Объясняется это теми реальными обстоятельствами, при которых был создан первый акафист. Он был сложен в честь Божией Матери и пелся всю ночь стоя в субботу, на пятой неделе Великого поста, после победы над персам и аварами, осадившими Константинополь во главе с полководцем шахом Хозроем Сарваром в 626 году». «Столица была окружена с моря и суши. Положение было безнадежным. Матерь Божия явила чудесную помощь, и город был спасен. В благодарность за это заступничество был установлен праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Составление акафиста предание приписывает диакону великой константинопольской Церкви Георгию Писидийскому. Сначала служба совершалась только во Влахернском храме Константинополя, где находился чудотворный образ Божией Матери «Одигитрии», а также риза и пояс Богоматери. Но в IX веке этот праздник был внесен в Типик монастырей – Студийского и преподобного Саввы Освященного, а потом и в Триодь постную. Так этот особый праздник стал всеобщим во всей Православной Церкви. Постепенно стали по образцу первого акафиста появляться и другие».

Первые акафисты, составленные по подобию Акафиста Божией Матери, появились в 14 веке, а массовое составление акафистов началось только в середине 17 века.

«В акафистах, посвященных святым угодникам, создававшимся по образцу первого акафиста, также содержится повторяющийся призыв «радуйся», - пишет иеромонах Иов (Гумеров), - Основание для этого тоже дает Евангелие. Святые подвигом веры и жизни сподобились той награды, о которой говорит Спаситель в заповедях блаженства: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 12).

Акафисты, кроме акафиста Пресвятой Богородице "Взбранной Воеводе...", не являются уставным, обязательным богослужебным чином. Иногда акафисты читаются в честь праздников особо почитаемых святых на утрени праздничного богослужения или на молебне в самый день праздника. В Уставе Церкви нет особых указаний на чтение акафистов в храме и при келейной (домашней) молитве. Но из общецерковной практики можно вывести правило: в период Великого Поста не принято читать акафисты, кроме Акафиста Божией Матери на 5 седмице (в субботу) и акафиста Страстем Христовым: это время, когда христиане должны сугубо молиться о прощении своих грехов».

Во все другие дни года чтение акафистов разрешено. «К акафистам мы чаще всего обращаемся в часы особой радости и благодарственного настроения или когда нужно испросить у Господа и Божией Матери помощь в трудных обстоятельствах» , - пишет иеромонах Иов (Гумеров).

Дома акафист можно читать в любое время суток, когда это удобно. Читается он так, как в нём самом написано: сначала читаются предначинательные молитвы, потом сам акафист, после 13 кондака читается вновь 1 икос и 1 кондак, и потом молитва. Для чтения акафистов , если только христианин не принимает какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословение брать не нужно. Но обязательно надо взять у духовника благословение, если христианин возлагает на себя какое-то особое постоянное правило или какой-то обет.

Иерей Владимир Шлыков объясняет, почему это нужно:

«Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать ».

«На чтение акафиста Вам нужно было взять благословение сразу, в храме. В этом случае Вы бы молились, не надеясь только на свои силы, а с помощью Божией. Священник является проводником благодати Божией. Поэтому, когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того, при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме».

14 мая 2018 года Священный Синод Русской православной церкви, рассмотрев практику употребления акафистов в Русской православной церкви, постановил:

- Отметив, что, с одной стороны употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации, так как действующая редакция Типикона предполагает совершение акафиста только на утрене субботы пятой седмицы Великого посты, а с другой - в богослужебной практике используются и иные акафисты, подчеркнуть, что по замечанию священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского, акафисты могут использоваться «только в дополнение к основным частям богослужения, а не в замену им».

В связи с изложенным отметить, что тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру, в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями.

Признать при этом допустимым совершение акафистов при совершении молебна (перед чтением Евангелия), а также, исходя из действующей практики: на малой вечерне (после отпустительного тропаря), на вечерне (после стихир на стиховне, либо после отпустительного тропаря), на повечерии (после Символа веры) или на утрене (после кафизмы или после шестой песни канона).

Не рекомендовать совершение акафистов после Божественной литургии, а также в период Святой Четыредесятницы, за исключением утрени субботы пятой седмицы и чинопоследования пассии в тех храмах, где имеется обычай совершать таковое чинопоследование.

Напомнить епархиальным Преосвященным, игуменам (игумениям) монастырей и настоятелям приходов и подворий о недопустимости использования текстов акафистов, не утвержденных Священным Синодом или не входящих в состав официальных изданий.

Термин «акафист» в переводе означает «песнопение, при исполнении которого запрещено сидеть».

Что такое акафист?

В былые времена его называли неседальным гимном. Кафизмы являются противоположностью акафистов. Во время их исполнения разрешено сидеть. Акафист - это жанровая разновидность церковного гимна. Она появилась во времена ранней Византии и часто встречалась в греческой литературе средних веков. Акафист получил широкое распространение. Из Греции он перекочевал в литературу

Кондаки и икосы

В данном песнопении всего 24 строфы: на 50% оно состоит из кондаков и на 50% - из икосов. Многие сегодня даже не представляют, что это такое. В завершение песнопения повторно поется первый икос и кондак. Но что же означают эти слова? "Кондаком" раньше назывался сверток бумаги, на котором с обеих сторон что-то написано. В былые времена это слово было довольно известным. Следует всегда помнить, что акафист - это песнопение, состоящее из нескольких разделов. Это очень важный момент. Кондаки в акафисте содержат сжатую информацию о житии святого или смысле торжества.

Завершаются они словами, которые затем поются в конце всех икосов, следующих после них. И опять многие задумались над значением незнакомого слова. Термин «икос» напоминает христианам о сирийских традициях. В этой стране данное слово имело сразу два значения - «стихотворная строфа» и «жилище». Сирийские христиане часто исполняли гимны дома у кого-либо из верующих. Современные православные нередко ходят на молебен с акафистом. служба, на которой христиане просят Бога, Богородицу или святых о благословении либо благодарят Господа. Конечно, данное богослужение включает в себя акафист.

Подробнее о кондаках и икосах

Но вернемся к икосам и кондакам. Располагаются они в алфавитном порядке. Речь идет, конечно, о греческом языке. Но есть исключение - это первый кондак. Можно сказать, что он выбивается из строя. В произведении традиционно находят отражение и догматические, и исторические вопросы. При этом в небольших кондаках представлены только зачатки темы, а в пространных икосах она излагается подробно. Последние складываются из двух разделов: в одном содержится рассказ о чем-либо, а в другом - прославление. Так бывает всегда.

В прославительном разделе непременно имеются хайретизмы - куплеты, начинающиеся с обязательного слова «Chaere», которое переводится как «радуйся». В церквях часто проводится вечерня с акафистом. Что это такое? По сути, это обычная служба. Просто на ней исполняется акафист. Каждый православный человек должен знать об этом.

Русская и греческая традиция

В былые времена под словом «акафист» подразумевался всего лишь один литургический гимн, который был распространен в Византии, а именно хвалебно-догматическое песнопение, посвященное Пресвятой Богородице. Оно до сих пор считается наилучшим примером акафистографии. Это слово означает написание гимнов. Акафистограф - это человек, придумывающий песнопения. Так называли поэтов-христиан. Через некоторое время, когда появились другие песнопения, похожие на акафисты, данный термин стал означать все подобные гимны. Так зарождался новый жанр.

Акафист - это гимн, который сразу же полюбился верующим. Он очень красив, следовательно, в этом нет ничего удивительного. Вскоре получил другое наименование. Его стали называть «Великим акафистом». Под этим названием многим он известен до сих пор. Греческая традиция считает акафистом только этот гимн, а иные неседальные песнопения, по своей форме напоминающие его, в этой стране именуются "подобновами". Откуда такое название? Оно возникло по той причине, что эти икосы подобны акафисту. Они действительно похожи на него. Но в нашей стране есть много видов акафистов. Все-таки у нас много расхождений с Грецией. В том числе у нас имеются акафисты святым. Это песнопения, в которых есть сведения об их жизни.

Великий акафист

Великий акафист на сегодняшний день имеет проимий (с греческого это слово переводится как «вступление») или зачин, который нередко называли "кукулием" (данный термин означает «капюшон»). Он буквально окутывает 24 строфы, идущие после него: 12 пространных и 12 сжатых икосов, следующих в шахматном порядке. Что еще можно сказать о них? Каждый икос начинается с Пространные складываются из двух разделов. При этом начальный повторяет метрику сжатого икоса. А второй раздел состоит из 12 адресованных Деве Марии обращений-хайретизмов. В настоящее время подавляющее количество гимнологов и специалистов по части Византии склоняются к версии, что Великий акафист появился в 431-634 годах. Точнее, в промежутке между ними. Исследователи считают, что над этим акафистом работало несколько гимнографов. Скорее всего, так оно и было. Хорошо, что молитвы-акафисты дошли и до нашей страны: сейчас они являются неотъемлемой частью православной жизни.

Акафисты в нашей стране

В русской церковной традиции данный гимн мог возникнуть примерно в 916 году, так как в этот период был закончен перевод на славянский язык книги «Триодь постная», в которую он уже был включен. Имеется свыше 30 редакций этого песнопения, однако в нашей стране известность завоевал не афонский вариант начала XIV столетия (старца по имени Иоанн), а киевская версия 1627 года, которую составил архимандрит Плетенецкий, назвавший себя Елисеем. Следует отметить, что этот человек перевел «Триодь постную», а в 1656 году на базе его работы было выпущено московское издание данной церковной книги. Греческие гимны уже на заре XV столетия получили распространение у славянских монахов. Об этом свидетельствует книга под названием «Канонник» Кирилла Белозерского, выпущенная в 1407 году. Акафист - это торжественное песнопение, поэтому и отношение к нему должно быть соответствующее.

Неотъемлемой частью православного богослужения являются молитвы, акафисты и каноны. Даже неверующие знают, что такое молитвы, но об акафистах и канонах им практически ничего не известно. Давайте разберемся, что такое каноны и акафисты, а также зачем и какие молитвы читать перед акафистом и после него.

Каноны и акафисты

Канон представляет собой церковный гимн для прославления Спасителя, Матери Божией, Пресвятой Троицы; прославление может также относиться к какому-либо святому или же церковному празднику. Первые каноны были созданы еще в 7 веке. Каноны составляют важнейшую часть богослужения в храме, но православные могут читать их и келейно, то есть в домашней обстановке. Определенные каноны следует обязательно читать, готовясь к причастию.

Акафист представляет собой хвалебное песнопение, которое является частью литургии, но может отдельно читаться и дома.

В нем в поэтичной форме воспеваются важнейшие моменты из жизни Спасителя, Богоматери или святого, которому он посвящен. С греческого акафист переводится как «пение не садясь», однако для больных и молящихся очень преклонных лет часто делается исключение. Чтение стоя не позволяет расслабиться и снизить накал молитвы, поэтому и дома нужно делать это стоя.

Акафист, обращенный к святым с молитвенной просьбой, часто читается верующими, однако предварительно на это нужно получить церковное благословение, даже если вы будете читать его дома, а не в церкви. Лучше всего читать его по православному молитвослову. Как правило, акафист или канон читают в заключение утренней или вечерней молитвы, в самом ее конце перед молитвой «Достойно есть», но возможно и отдельное чтение акафиста.

Следует помнить, что вначале необходимо произнести специальные молитвы перед началом чтения акафиста, а если речь идет о каноне, то соответствующие молитвы перед чтением канона.

Чтение акафиста по дням недели

С характерной для церковной жизни упорядоченностью на каждый день недели предусмотрено чтение акафиста с обращением:

  • по понедельникам – к Ангелу-Хранителю либо Архангелу Михаилу – главе Небесного воинства;
  • по вторникам – к Иоанну Крестителю (Предтече);
  • по средам – акафист Иисусу Сладчайшему;
  • по четвергам – св. Николаю Угоднику (Чудотворцу);
  • по пятницам — Животворящему Кресту Господнему;
  • по субботам – Богоматери;
  • по воскресеньям – в честь Светлого Воскресения Спасителя.

Можно читать акафист и какому-либо иному святому или же иконе, если вы ощущаете в этом сердечную потребность; тогда об этом нужно сказать, обращаясь к батюшке за благословением на чтение акафиста. Текст нужных вам молитв можно найти в молитвослове.


В чем помогает молитва перед акафистом

Нередко можно услышать вопрос: зачем нужны еще какие-то молитвы перед чтением акафиста дома?Дома мы заняты бытовыми проблемами, и бывает не так просто переключиться на общение с Господом. Именно поэтому необходимы предначинательные молитвы перед акафистом — чтобы молящийся смог отрешиться от посторонних мыслей, войти в соответствующее душевное состояние, проникнуться молитвенным духом и полностью сосредоточиться на произносимых словах. Любое обращение к Высшим Силам только тогда будет воспринято, если оно исходит от чистого сердца со всей верой, которая усиливает его и свидетельствует об искренности возносящего молитву.

Молитва Святому Духу

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде сущий и все наполняющий, Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.
Молитва «Отче наш»

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Аминь.

Предначинательная молитва (обязательно сопровождается поклонами)

Боже, милостив буди мне, грешному. (Поклон)

Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон)

Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон)

Без числа согреших, Господи, прости мя. (Поклон)

Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. (Поклон)

Ангеле, хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя. (Поклон)

Святый апостоле (или мучениче, или преподобне отче, имя), моли Бога о мне. (Поклон)

Молитва «Достойно есть»

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем (поклон).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды).

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитва перед чтением акафистов по соглашению

Нельзя не упомянуть о молитве перед чтением акафиста по соглашению. К его чтению прибегают обычно в экстремальных случаях: в случае тяжкого недуга, серьезных жизненных проблем и несчастий. С этой целью создается специальная молитвенная группа, которая может включать и несколько человек, и несколько десятков молящихся, объединенных для совместного обращения к Небесным Силам.


Чтение акафиста по соглашению предусматривает, что все члены молитвенной группы начинают его в одно и то же заранее условленное время. Такое коллективное моление обладает гораздо большей силой, чем молитва одного человека, и считается более действенным, так как святой, к которому оно обращено, обязательно его услышит. Очень важно, чтобы все члены молитвенной группы точно соблюдали договоренность и не пропускали время молитвы.

В православной церковной культуре существует несколько жанров и типов молитв и песнопений, среди которых особое место занимают акафисты. В данной статье мы расскажем о том, что такое акафист, как правильно его исполнять, и для чего он вообще нужен.

Значение в православии

Акафист - это одна из форм обращения к Богу, с помощью которой человек рассказывает Всевышнему или святым о своих горестях, просит о совете или об исцелении. Жанр возник очень давно - в VI веке нашей эры, при этом канон, согласно которому составляются эти песнопения, с тех пор не изменился. Эта хвалебная песнь представляет собой определенный вид церковной поэзии, которую очень часто читают дома, когда испытывают потребность общения с высшими силами.

Не существует определенных правил и условий для чтения определенного акафиста, все это человек волен выбирать сам. Если он верит в то, что какой-либо святой лучше его поймет и поможет ему, он может обращаться именно к этой персоналии. Также следует отметить, что читают их как в храме, так и дома самостоятельно.

Считается, что от единоличного чтения эффект будет более ощутимым, однако существует еще такой феномен, как чтение акафистов по соглашению. Это означает, что несколько людей договариваются между собой в определенное время прочесть определенную молитву. Считается, что подобные чтения многократно усиливают эффект. Хотя во многих случаях люди, все же, читают молитвы в одиночестве, поскольку общение с Богом и святыми является чем-то сокровенным.

Естественно, люди прибегают к чтению акафистов по различным причинам. Это может быть почитание святого, к которому человек обращается (в этом случае молящийся не просит его о милости, а просто возносит ему хвалу). Читая акафисты, люди просят об исцелении от тяжелых болезней, помощи в семейных неурядицах, избавлении от душевных терзаний и страданий, а также просят благословения.

В целом можно сказать, что в православии акафисты имеют сакральное значение. Читая такую молитву, человек открывает свое сердце божественной благодати, избавляется от сомнений и обретает уверенность в том, что находится на правильном пути.

Видео «Почему одни акафисты читаются легко, а другие трудно»

В этом видео протоиерей Владимир Головин расскажет, почему одни акафисты читаются легко, а другие трудно.

Структура акафиста

Конечно, эти хвалебные песнопения имеют определенную структуру, по которой они составлялись и продолжают составляться священнослужителями. Они состоят из 25 песен (12 кондаков и 13 икосов), которые чередуются между собой в определенном порядке. Икосы состоят из 12 приветственных обращений, каждое из которых неизменно начинается со слова «Радуйся!».

По смыслу хвалебные песнопения можно разделить на две основные части, из которых они состоят. В первой части речь идет о чудесных событиях, связанных со святым, иконой или праздником. Эту часть можно назвать своеобразной исторической справкой, из которой мы узнаем об особенностях жизни того или иного святого или о появлении иконы. Вторую часть можно назвать догматической, она касается, например, таких важных тем, как спасение души или же Боговоплощение.

Порядок исполнения

Главное правило при исполнении данной молитвы: строго придерживаться порядка, в котором идут икосы и кондаки. Нельзя начать читать с любого места, поскольку это противоречит порядку изложения. Так как структура данной молитвы очень жесткая и неизменная, и существует канон, по которому и по сей день складываются эти произведения церковного поэтического искусства, необходимо строго ей следовать.

Также считается, что перед прочтением акафиста требуется произнести специальную предначитательную молитву. Если человек имеет чистые помыслы и открывает свое сердце Божьей благодати, он может прочесть только непосредственно сам акафист - это не запрещается церковью. Но если вы хотите, чтобы все было по правилам, тогда не следует пренебрегать предначитательной молитвой и молитвой, которая читается после самой хвалебной песни.

Особенности самостоятельного чтения

Как мы уже упоминали, совсем необязательно идти в храм каждый раз, когда человек испытывает потребность прочесть акафист, ведь он может сделать это даже у себя дома. Особенностью данного вида хвалебного песнопения является то, что читают обязательно стоя (ведь с греческого языка «акафист» переводится как «неседальное пение»).

Кроме того, читающий должен смотреть на икону, которой он возносит свои молитвы, или которая изображает святого, которому предназначается вознесение хвалы.

Также стоит отметить, что хотя акафист характеризуют, прежде всего, как песнопение, вам необязательно его пропевать - достаточно просто зачитать как молитву.

Таким образом, чтобы самостоятельно исполнить акафист, требуется лишь вера в Бога и святых, и соблюдение правильного порядка чтения икосов и кондаков. Если вы делаете это с чистым сердцем, святые внимут вашим молитвам и помогут отыскать правильный путь.