Анализ стихотворения Некрасова "Муза". Образ музы Некрасова


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

  • И свету возвестить о них благословила…
  • Печальной спутницы печальных бедняков,
  • Почувствовать свои страданья научила
  • Например, о героине «Тройки» можно сказать многое. Ни ее романтический портрет, ни натуралистическое описание ее судьбы сами по себе не несли еще поэзии с ярко выраженным национальным значением. Но Некрасов окружил этот свой ранний образ такими лирическими мотивами, в которых непосредственное предметное содержание было едва ли не заслонено символикой национального бытия. Именно в таком значении входили в некрасовское стихотворение дорожные мотивы и образ тройки. Свет этой символики придал героине «Тройки» поэтичность неизмеримо высшую, чем та, которая могла быть заключена в романсовом лиризме или в социально-бытовой драме. В женском образе поэта рождалось национальное олицетворение, которое и было впоследствии утверждено всем образным миром некрасовской поэзии.

  • Чрез бездны темные насилия и зла,
  • Этот лик музы, ласкающей слух и учащей волшебной гармонии, волнующей поэта «мечтой неясною», бывшей ему «подругой любящей», как признается поэт, ему неведом. Над ним рано «отяготели узы» иной «неласковой и нелюбимой музы»:
  • Труда и Голода она меня вела –
  • Поднимая жизненную картину до высочайшего поэтического обобщения, Некрасов вместе с тем сохраняет интимный тон. Между «крестьянкой молодой» и Музой нет никаких преград, они одинаково дороги и близки поэту. Их общность подчеркнута, во-первых, тем, что стихи о крестьянке и Музе замыкают четверостишия и явно соотносятся между собой, а во-вторых, одинаково инверсивным строением фразы («крестьянку молодую» – «сестра твоя родная»). Наконец, драматизм второй части резко контрастирует с обыденностью первой, и это высекает новую поэтическую искру, рождая множество совсем не традиционных реальных и поэтических ассоциаций. Некрасов в коротком стихотворении сумел сказать и о том, что его Муза – сестра униженной и страдающей крестьянки, что она печалится народной печалью, что она тоже подвергается истязаниям, цензурным и иным гонениям, физическому насилию, что она так же бесправна, как и крестьянка, что он, Некрасов, поэт народа, потому что крестьянка символизирует весь народ.

  • Рожденных для труда, страданий и оков,
  • Редко кто из поэтов не обращался к своей Музе, представавшей то резвой, веселой «вакханочкой», то задумчивой, то вольной и шаловливой, то суровой и гневной. Лики муз в русской поэзии бесконечно разнообразны. Совершенно новый образ создан в коротком стихотворении Некрасова.

  • Не помню над собой я песни сладкогласной!
  • Той музы плачущей, скорбящей и болящей…
  • Примечательна тут и замена слова «кнут» на «бич». Еще более неожиданно, что тут же оказывается и Муза как некое лицо, к которому поэт обращается с очень важными и тоже неожиданными словами: «Гляди! Сестра твоя родная!» Так устанавливается кровное родство Музы поэта с крестьянкой.

    Но поединок поэта с музой не привел к разрыву – в драматизме борьбы родился «прочный и кровный союз». Поэт учил музу не смиряться, не стихать в гневе, изживать всепрощенческие настроения. Этот оттенок есть и в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…». Он выражен в том повелительном тоне, в каком поэт обратился к ней: «Гляди!» Здесь заключено предупреждение: не увлекай меня на ложный путь, не делай меня слабым, ибо того, что ты видишь, нельзя простить. Но и скорбная муза учила поэта песнопенью:

    Драматическое, сложное общение поэта с музой мыслится Некрасовым постоянным противоборством двух равных сил, прочный и кровный союз которых держится на неизбывности народных страданий и необходимости сказать о них.

    И отношения между музой и поэтом складывались драматично: ее напев был полон тоски и «вечной жалобы». Порою же она плакала или исторгала звуки разгульной песни, иногда побуждала мстить. Подчас же, смиряясь, «шептала надо мной: «Прощай врагам своим!» Вот тогда-то, по откровенному слову поэта, «нелюбимая» муза – потому что такую вечно тревожащую, надрывающую сердце стоном, неласковую и не услаждающую слух гармоничными звуками музу трудно любить – все-таки овладела душой поэта, который, не поддаваясь ее «суровым напевам» и плачу, вступил с ней «в ожесточенный бой».

  • «Вчерашний день, часу в шестом…»
  • Прежде всего сразу же возникает необычная конкретность: поэт точно называет время (день, час), место (рыночную площадь в Петербурге), где совершилось событие, врезавшееся в его память и взволновавшее его гражданское чувство. Стихотворение о «высоком» предмете начинается с «низкой» сцены и в тоне простого сообщения, краткой информации, не содержащей ничего поэтического, а, напротив, намеренно сниженной. Самая интонация нейтральна – нет ни гнева, ни жалобы. Все прозаично и обычно. Слова выбраны обыденные – «вчерашний день», «часу в шестом», «зашел». Особенно удивительно слово «зашел» – с ним сопрягаются ассоциативно такие выражения, как «зашел по дороге», «зашел по пути», «зашел случайно» и т. д. Оттого и последующие стихи («Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую») тоже рисуют как бы привычную, а совсем не исключительную ситуацию. Но второе четверостишие резко переключает всю тему в новый, «высокий» план. И это подчеркнуто лексикой и интонацией. На первое место выдвигаются слова, обладающие устойчивыми поэтическими ассоциациями («звуки», «грудь»).

    Так возникает новый в русской поэзии образ Музы, столь же терпеливой, непреклонной и волевой, как и молодая крестьянка с занесенным над ней бичом. Для полноты картины важно отметить и то, что реальный план совместился в стихотворении с метафорическим, и происшедшее с крестьянкой переносится на ее «родную сестру». Так уже в первые годы творчества (стихотворение написано в 1848 г.) Некрасов образно сказал о своих общественных симпатиях. Но этим содержание стихотворения не исчерпывается: в нем есть еще один план, скрытый, но живо представленный в более позднем стихотворении 1851 г., названном «Муза». Оно посвящено традиционной теме отношений поэта с музой, которая либо оказывает ему покровительство, либо отказывает в нем. В первой строфе возникает привычный до Некрасова образ музы, которого он, однако, не знал:

  • Нет, музы ласково поющей и прекрасной
  • Тема поэта и поэзии - вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи.

    В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был «баловнем свободы» и «другом лени». В своих стихах воплощал накипевшие «сердечные муки». Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит:

    Но не льщусь, чтоб в памяти народной
    Уцелело что-нибудь из них…
    Нет в тебе поэзии свободной,
    Мой суровый, неуклюжий стих!

    Поэт утверждает, что его стихотворения состоят из «живой крови», «мстительного чувства» и любви.

    Та любовь, что добрых прославляет,
    Что клеймит злодея и глупца
    И венком терновым наделяет
    Беззащитного певца.

    О сложении стихов Некрасов пишет как о тяжелом труде. У него нет возвышенных, поэтических интонаций, как, например, у Пушкина. В жизни Некрасову приходилось ради заработка напряженно, мучительно трудиться, а собственные стихи помогали хоть на какое-то время вырваться из обязательной повинности. Оставшись без помощи семьи, Некрасов с юности был «литературным чернорабочим». Чтобы выжить в Петербурге, ему приходилось писать рецензии, куплеты, фельетоны и многое другое. Такая работа выматывала поэта, отбирала у него силы и здоровье. Стихи Некрасова - это «суровые стихи», в них сила любви и ненависти к богачам, угнетающим народ.

    На смерть Гоголя Некрасов написал стихотворение «Блажен незлобивый поэт…». В нем герой-поэт - это «обличитель толпы», который идет «тернистым путем», его не понимают и проклинают.

    На новом витке истории, во второй половине XIX века, Некрасов пишет стихотворение «Пророк». Его поэт-пророк жертвует собой ради людей, их счастливой и справедливой жизни в будущем. Стихотворение написано в форме диалога пророка с человеком из толпы. Пророк Некрасова готов на жертву:

    Жить для себя возможно только в мире,
    Но умереть возможно для других.

    Пророк уверен, что служить добру можно, если принести себя в жертву, как Христос. Поэт и послан, чтобы напомнить людям о Боге. Сам Бог у Некрасова назван «Богом гнева и печали».

    В стихотворении «Поэт и гражданин» возникает чисто некрасовский образ «любовь-ненависть», которого не было ни у Пушкина, ни у Лермонтова:

    Клянусь, я честно ненавидел!
    Клянусь, я искренно любил!

    В отличие от великих предшественников, у Некрасова отсутствует мотив обиды, противостояния всему миру. Его поэт - не титан и не потустороннее существо, избранное Богом. «Враждебные слова отрицанья» поэт Некрасова произносит во имя любви к людям. Некрасов отстаивал право гражданской поэзии обличать беспорядки общественной жизни:

    Кто живет без печали и гнева,
    Тот не любит отчизны своей…

    Новаторство Некрасова в том, что он по-новому осмыслил роль поэта и поэзии. Если у Пушкина в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» речь идет о творческой свободе, то у Некрасова - о долге поэта перед обществом и его гражданами.

    В стихотворении «Поэт и гражданин» говорится об упадке поэзии, о времени, когда поэты в растерянности не знают, о чем писать. Пришедший к унылому поэту гражданин требует от него стихов для «дела и пользы»:

    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.

    Можно выбрать путь «безвредного» поэта, а можно приносить пользу стране. Гражданин говорит, что вокруг «стяжатели и воры» или «бездействующие мудрецы», различные безответственные болтуны. Именно сейчас обличительные стихи могут принести много пользы, стать настоящим «делом». Поэт оправдывается и приводит строки Пушкина: «Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв». Но гражданин отвечает ему:

    Нет, ты не Пушкин. Но покуда
    Не видно солнца ниоткуда,
    С твоим талантом стыдно спать…
    Не может сын глядеть спокойно
    На горе матери родной…

    В заключительной части стихотворения Некрасов говорит о своем даровании, о Музе. Эти строки звучат как исповедь. Драма поэта, который «стоит у двери гроба», не в приближающейся смерти, а в том, что Муза покинула его, он лишился вдохновения. Некрасов представляет свою жизнь как трагический «роман» с Музой. Муза оставила поэта, потому что он не стал героем борьбы с тиранией, он «сын больного века», недостоин ее. Поэт оказался слабым человеком, не оправдал данного ему таланта.

    Образ страдающей Музы показан в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…»:

    Вчерашний день, часу в шестом,
    Зашел я на Сенную;
    Там били женщину кнутом,
    Крестьянку молодую.
    Ни звука из ее груди,
    Лишь бич свистал, играя…
    И Музе я сказал: «Гляди!
    Сестра твоя родная!..»

    Муза Некрасова - это не античное существо, а простая девушка, которую подвергают позорному публичному наказанию. Она гордо переносит его, призывая к мщению.

    Самокритика Некрасова по отношению к себе не всегда обоснованна. Его гражданская лирика действительно была оружием, призывала к борьбе, вносила смятение в ряды врагов свободы.

    Николай Некрасов - это человек, значение которого трудно недооценить. Русская литература и общественная мысль выглядят совершенно по-разному, если посмотреть на них с двух временных точек, определяющих даты его прихода и ухода из них. "Муза" даёт нам ключ к более глубокому пониманию творчества этого автора.

    Поэт и гражданин

    Творчество Николая Алексеевича Некрасова открыло новую эпоху в развитии русской литературы девятнадцатого века. Некрасов обозначил целый ряд смысловых направлений, которых до него просто не было. Поэт был одним из первых, кто смог обратить внимание своего читателя в сторону простого русского труженика. Его поэзия проникнута ярким гражданским чувством. Для более глубокого понимания творческого метода поэта лучше всего проанализировать некоторые его произведения, которые принято считать ключевыми. К таковым, безусловно, относится "Муза", датированный 1852 годом. В определённом смысле он является программным. В этом раннем произведении впервые обозначены образы и смыслы, которые пройдут через всё последующее творчество поэта.

    Анализ стихотворения Некрасова "Муза"

    В этом пространном тексте поэт размышляет об и творчества. Здесь явственно обозначены два противоположных начала, к которым тяготеет вдохновение поэта - устремление в заоблачные выси и сострадание простым скромным людям, которые далеки от небесных сфер. И лирический герой стихотворения от имени поэта делает свой окончательный выбор в пользу тех, кто нуждается в его песнях на земле. Образ Музы Некрасова предстаёт в его стихотворении в виде "... вечно плачущей и непонятной девы". Вдохновляемый ею поэт безраздельно окунается в водоворот и кипение земных страстей. Он находит своё призвание в том, чтобы в первую очередь быть услышанным земными людьми, а не заоблачными ангелами. Взгляд сквозь эту аллегорию на всё последующее творчество поэта полностью подтверждает сделанный им в молодости выбор.

    Сквозь годы трудов лишений

    Взыскательный анализ стихотворения Некрасова "Муза" позволяет сделать вывод о том, что произведение это было достаточно традиционно по форме и излишне претенциозно по содержанию. Но подобный вывод будет безосновательным. При всей наивности своих поэтических деклараций верность им Некрасов пронёс через всю свою жизнь. А была она весьма нелёгкой. Путь к достатку и известности лежал через долгие годы упорного труда и существования на грани нищеты. На протяжении многих лет поэт ничем особенным не выделялся на фоне тех людей, которым были адресованы его стихи. Собственно, всю эту земную круговерть и изобразил в своём раннем стихотворении "Муза" Некрасов. Анализ текста этого произведения позволяет понять, из каких источников черпал он своё вдохновение. Поэт признаёт над собой власть только одной музы - "Печальной спутницы печальных бедняков, рождённых для труда, страданья и оков". Следует понимать, что такой выбор был достаточно необычным и даже вызывающим. Он противоречил общепринятому мнению об элитарном назначении поэтического творчества.

    Стилистические особенности новой поэзии

    Анализ стихотворения Некрасова "Муза" свидетельствует о нравственном и эстетическом выборе, который сделал поэт. Уже в этом произведении отчётливо обозначен круг образов и тем, которым автор намерен посвятить всё своё будущее творчество. При этом само стихотворение написано достаточно традиционным языком. Но дело здесь в том, что дальнейшее движение в выбранном направлении требовало новых выразительных возможностей. Бессмысленно было писать о крепостных крестьянах языком салонной поэзии. И Николай Некрасов оказался на высоте выбранной миссии. Он ввёл в русскую литературу целые лексические пласты, которых до него в литературном русском языке практически не было. Образная поэтическая система Николая Некрасова оказалась ярко индивидуальной. Его неповторимый стиль породил множество последователей и подражателей.

    Певец трудового народа

    Поэт Николай Алексеевич Некрасов вывел в своём творчестве такую галерею образов, появление которых ещё совсем недавно невозможно было представить. если и появлялись на страницах то лишь в виде персонажей второго и третьего плана. Для многих это оказалось неожиданностью, но на авансцене русской литературы оказались простые труженики-землепашцы, крестьяне "от сохи". Просвещённая аристократическая публика познакомилась с миром русского простонародья. Это было, без преувеличения, поэтическим открытием. Его совершил сохраняющий верность своим эстетическим принципам, обозначенным когда-то в стихотворении "Муза", Некрасов. Анализ последующего показывает, что открытый им взгляд на мир оказался для русского искусства магистральным. Поэт создал целое направление. Не только литературную школу, обращённую лицом к повседневному существованию простого народа, но и новое направление в общественной мысли и публицистике.

    Путь к свободе

    Анализ стихотворения Некрасова "Муза" после его написания свидетельствовал только о выбранном поэтом направлении в развитии своего творчества. Но он и близко не мог предполагать того общественного резонанса, который способно вызвать поэтическое творчество. Своей поэзией Николай Некрасов разбудил в обществе силы, которые, как и его самого, не устраивал существующий порядок вещей. Разумеется, он был не одинок в своих стремлениях. Мощный подъём российского общественного движения привёл к радикальным изменениям в сложившихся веками устоях российского общества. Под сильным давлением снизу в 1861 году был отменён такой средневековый пережиток, как Это было грандиозным событием русской истории, но, по свидетельствованиям самого поэта, не принесло народу ожидаемого счастья и всеобщего процветания. Но всё последующее движение общественной мысли вдохновлялось, помимо прочего, поэзией Некрасова и его последователей. Преданными поклонниками и читателями поэта были практически все русские революционеры и прогрессивные общественные деятели.

    Впервые у Некрасова этот парадоксальный образ появляется еще в 1846 году в стихотворении «Вчерашний день часу в шестом зашел я на Сенную…» . «Родной сестрой» его Музы оказывается крестьянка – униженная, опозоренная, избиваемая кнутом. Неожиданно и дико прозвучало это для русского читателя, до тех пор знавшего Музу – «вакханку», «уездную барышню» «с печальной думою в очах» – божественную вдохновительницу поэтов.

    Кто еще из русских поэтов мог признать, что Муза его – раба?! С этого времени и до тех дней, когда поэт завершал «Последние песни», свой предсмертный сборник, образ Музы в его творчестве неизменен – несчастная, поверженная , Муза мести и печали, гордая, стойко переносящая свою судьбу, и в то же время падшая, «униженно просящая»,- все это слито в образе, который у Некрасова перестает быть символом, воплощением высокого творчества, а становится вполне зримым персонажем, обретшим плоть, характер и судьбу. Музе приданы черты народного характера: народ говорит ее устами – просит о пощаде, требует справедливости. Лишая Музу ореола таинственности, он (в прямом смысле слова) опускает ее с небес, с недоступного Олимпа на землю («Муза», 1852 г.). И она показала ему «бездны темные насилия и зла, труда и голода» – перед художником поставлена задача: возвестить миру о народных страданиях, о тех безднах, в которые падает человек.

    Главной чертой сложного образа Музы оказывается всегда неизменная долготерпеливая мука, в которой одновременно слились и страдание народное (« Я призван был воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ» ), и страдание самого автора – от неудовлетворенности, от страха смерти, от ощущения бесцельности того дела, которому отдавалась жизнь. Муза Некрасова – то гневная, то терпеливая – вечная страдалица. И это относится не только к главной теме его творчества, теме народа. Поэту нет отдохновения ни в любви, ни в природе («Когда мучимый страстию мятежной…», «И здесь душа унынием объята», «Возвращение»). Для него слишком редки минуты душевного покоя, освобождение от боли. Поэтому и поэзия – его вторая жизнь – так же переполнена мукой изболевшей души.



    Прежнюю высокую цель служения искусству Некрасов заменил иной: подчинение искусства общественной необходимости. Такая цель могла быть вдохновлена только Музой мести и печали.Муза – путеводительница в великом деле, служение которому приносило поэту не только чувство гражданского удовлетворения, но и муку отказа от свободы творчества (в привычном, пушкинском, понимании), неизменна в лирике Некрасова. Подчиняя свой дар «осознанной необходимости» и утверждая эту цель как высшую, он убивал свой стих и страдал, чувствуя это

    И все же, несмотря ни на что, именно такая Муза – суровая, невеселая – казалась Некрасову залогом его неразрывной связи с народом и с родиной, ибо все, вдохновленное ею, он творил во благо России. Горестно, но с неизбывной надеждой прощается со своей Музой поэт в предсмертном стихотворении. («О Муза! Я у двери гроба!», 1977 г.)

    Лирический герой:

    Некрасовский лирический герой, обладая многими чертами автора (гражданственность, демократизм, страстность, честность), воплощает в себе черты времени, передовые идеалы и нравственные принципы «новых людей».

    Если сам поэт, бывал помещиком в своей деревне, то его лирический герой очищен от этих слабостей, свойственных человеку. Если Некрасов считал, что он «к цели шел колеблющимся шагом, Для нее не жертвовал собой», то лирический герой его стихов, задыхаясь вместе с народом «без счастья и воли», справедливо отвергая эти мысли, призывает бурю.

    Именно лирический герой говорит нам о том, какой могучий революционный дух жил в Некрасове, делал его музу «музой мести и печали», какая жажда борьбы горела в нем, какой честности, чистоты, требовательности к себе был этот человек!

    В творчестве Н. А. Некрасова можно выделить определенные темы: изображение тяжелой трудовой жизни русского народа, сатирическое разоблачение всякого рода угнетателей, создание возвышенных образов «народных заступников», темы любви, природы, назначения поэта и поэзии. Лирический герой каждого из циклов глубоко сочувствует народу, видит жизнь его глазами, призывает к борьбе.

    Таким образом, лирический герой всех произведений Некрасова - это гражданин. Поэтому так полны боли за угнетенных и несправедливо обиженных многие стихотворения. Некрасов, видел везде вопиющую несправедливость, когда каждый, имеющий власть, старается обмануть мужика. И народ, русские крестьяне, в которых встретишь такую удаль и находчивость при совершенном отсутствии хвастовства, такое трудолюбие, доброту, отзывчивость, остроумие и, главное, мужество, - этот народ терпит

    Лирический герой и автор едины в цикле стихотворений, посвященных Белинскому, Добролюбову, Писареву, Чернышевскому, Шевченко. Поэт преклонялся пред теми, кто шел «в огонь за честь отчизны,//За убежденье, за любовь». Образ «народного заступника» всегда вдохновлял Некрасова, его лирический герой был таким. «Учителем» для него был Белинский, который многих «гуманно мыслить научил».