Что такое регресс в обществознании. Общественный прогресс: понятие, формы, примеры

Прогресс (от лат. progressus - продвижение, успех) - это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.

Особенности прогресса:

    Относительность прогресса (невозможность применения данного термина к некоторым сферам, например, искусству).

    Противоречивость прогресса (наличие позитивных последствий для одной сферы, но одновременно негативных для другой, например, развитие промышленности отрицательно влияет на экологическую обстановку в регионе).

Критерии прогресса:

    Развитие человеческого разума.

    Совершенствование нравственности людей.

    Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

    Прогресс науки и техники.

    Развитие производительных сил общества.

Регресс (от лат. regressus - обратное движение) - это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Стагнация (от лат. stagnum - стоячая вода) - задержка общественного развития.

Прогресс может развиваться в двух наиболее характерных формах:

1) Реформа (от лат. reformare - преобразовывать) - какое-то усовершенствование в общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью и пр.).

2) Революция (от лат. revolutio - поворот, возвращение к истокам) - коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

В современном обществе преобладают следующие формы общественных изменений:

1) Инновация (от лат. innovatio - обновление) - однократное рядовое улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

2) Модернизация (от фр. moderne - новейший, современный) - это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения её развития.

ВОПРОСЫ:

1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный регресс»:

1) отжившие формы; 2) стагнация; 3) эволюция; 4) застой; 5) возврат; 6) спад;

7) модернизация.

2. (1−4). Прочитайте текст и выполните задания 1−4.

Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание ещё в конце 1950-х годов; причём весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведёт к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.

Однако реальные социально-экономические процессы всё очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоев общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создает предпосылки для появления на исторической сцене ещё одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 1990-х годов обрела выраженную классовую определённость, и не принимать её во внимание при анализе проблем современного общества невозможно.

(B. Л. Иноземцев)

1) Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает автор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?

2. Причина - современная информационная революция.

3. Следствием появления нового некапиталистического по своей природе доминирующего класса приведёт «к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым».

1. Нет, не разделяет.

2. Аргументы:

1) С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства.

2) В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства.

3) «Класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоёв общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев.

3) Какой ещё один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор.

1. Новый класс - это класс, «объединяющий в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве».

2. Две социальные группы, которые могут войти в данный класс:

1) Мигранты-приезжие из стран «третьего мира», которые в силу языкового барьера и низкого материального достатка не могут себе позволить высокотехнологичного образования.

2) Подростки (молодежь) из малообеспеченных семей, которым с юных лет приходится идти на неквалифицированную работу, чтобы помочь семье. В большинстве своём им не хватает ни денег, ни времени, для того чтобы получить качественное образование, и они тоже могут пополнить подобный класс.

4) С опорой на текст и обществоведческие знания сформулируйте три суждения о роли информации в современном мире.

Суждения о роли информации в современном мире:

1) В современной экономике информация становится одним из важнейших факторов производства.

2) В политической сфере информация играет важнейшую роль при управлении государством, так как, контролируя каналы распространения информации (телевидение, радио, печатные СМИ, интернет), можно манипулировать обществом.

3) Информация играет важнейшую роль в современной науке, так как большинство современных открытий делается на стыке различных дисциплин (биологии и химии, истории и географии и т. п.), и учёным необходимо постоянно обмениваться плодами своих исследований, что возможно сделать только в развитом информационном обществе.

3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе.

1) Прогресс - это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному.

2) Общественному прогрессу присущи такие характерные черты, как неравномерность и противоречивость.

3) Основными формами общественного прогресса являются реформа и революция.

4. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как динамическая система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие общества:

а) в узком смысле слова;

б) в широком смысле слова.

2) Особенности общества как динамической сложноорганизованной системы:

а) наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер);

б) постоянно видоизменяется (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие);

в) имеет свои субъективные законы исторического развития;

г) непредсказуемость, нелинейность развития;

д) способно преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу.

3) Основные сферы общественной жизни:

а) экономическая;

б) политическая;

в) социальная;

г) духовная.

4) Взаимосвязь общества и природы.

В развитии человечества наблюдается два вида движения – вперед и назад. В первом случае оно будет развиваться прогрессивно, во втором – регрессивно. Иногда в обществе происходят оба указанных процесса одновременно, но в разных областях. Поэтому существуют разные виды прогресса и регресса. Так что же такое прогресс и регресс? Об этом, а также о примерах прогресса мы и поговорим в данной статье.

Что такое прогресс и регресс?

Понятие прогресса можно охарактеризовать следующим образом. В переводе с латинского языка прогресс – это "движение вперед". Прогрессом является такая направленность в общественном развитии, которой присуще движение от низших форм к высшим. От несовершенного к более совершенному, к лучшему, то есть движение вперед.

Регресс является полной противоположностью прогрессу. Это слово также происходит из латинского языка и означает «движение назад». Следовательно, регресс – это движение от высшего к низшему, от совершенного к менее совершенному, изменения в худшую сторону.

Каким бывает прогресс?


В обществе наблюдается несколько видов прогресса. К ним относятся следующие.

  1. Социальный. Подразумевает такое общественное развитие, которое идет по пути справедливости, создания условий для достойной, хорошей жизни, для развития личности каждого человека. А также борьбу с причинами, которые указанному развитию мешают.
  2. Материальный, или экономический прогресс. Это такое развитие, в процессе которого удовлетворяются материальные потребности людей. Чтобы добиться такого удовлетворения, необходимо, в свою очередь, развивать науку, технику, повышать уровень жизни людей.
  3. Научный. Характеризуется значительным углублением познаний об окружающем мире, человеке, обществе. А также продолжением освоения окружающего земного и космического пространства.
  4. Научно-технический. Означает прогресс в развитии науки, который направляется на развитие технической стороны, совершенствование производственной сферы, автоматизацию происходящих в ней процессов.
  5. Культурный, или духовный прогресс. Отмечен развитием нравственной стороны жизни, формированием альтруизма, имеющего осознанную основу, постепенным преобразованием личности человека. Предполагается, что из просто потребителя материальных благ человек со временем превращается в созидателя, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.

Критерии прогресса


Тема критериев прогресса в разные времена была дискуссионной. Не перестала она быть таковой и сегодня. Приведем некоторые из критериев, которые в совокупности являются свидетельством прогрессивного общественного развития.

  1. Развитие производственной сферы, всей экономики, расширение свободы людей относительно природы, жизненного уровня, рост благосостояния народа, качества жизни в целом.
  2. Достижение высокого уровня демократизации общества.
  3. Уровень личной и общественной свободы, который закреплен на законодательном уровне. Существование возможностей для реализации личности, для ее всестороннего развития, для употребления свободы в разумных пределах.
  4. Нравственное совершенствование всех представителей общества.
  5. Распространение просвещения, развитие науки, образования. Расширение спектра человеческих потребностей, касающихся познания мира – научного, философского, эстетического.
  6. Продолжительность человеческой жизни.
  7. Увеличение добра и чувства счастья.

Признаки регресса


Рассмотрев критерии прогресса, кратко поговорим о признаках регресса в обществе. К ним можно отнести такие, как:

  • Экономический упадок, наступление кризиса.
  • Значительное снижение жизненного уровня.
  • Увеличение смертности, понижение уровня продолжительности жизни.
  • Наступление тяжелой демографической ситуации, снижение уровня рождаемости.
  • Распространение болезней выше обычного уровня, эпидемии, наличие большого количества людей с хроническими заболеваниями.
  • Падение нравственных показателей, уровня образованности людей, культуры в целом.
  • Применение силовых, а также декларативных методов в решении проблем.
  • Пресечение проявлений свободы насильственными путями.
  • Общее ослабление страны (государства), ухудшение внутреннего и международного положения.

Прогрессивные события

Приведем примеры прогресса, наблюдавшиеся на протяжении всей истории человечества в различных областях, которые имели очень большое значение.

  • В древние времена человек научился добывать огонь, создавать орудия труда, обрабатывать землю.
  • Произошла смена рабовладельческого строя феодальным, в результате которого было отменено рабство.
  • Изобретено книгопечатание, открылись первые университеты в Европе.
  • Освоены новые земли в период Великих географических открытий.
  • Соединенные Штаты стали суверенным государством и приняли Декларацию независимости.
  • Французские просветители организовали деятельность, направленную на провозглашение новых социальных идеалов, основным из которых была свобода.
  • Во время Великой французской революции отменено сословное разделение людей, провозглашены свобода, равенство, братство.

Достижения науки и техники в XX веке


Хотя научные открытия делались на протяжении длительного времени, истинным веком прогресса является именно XX. Приведем примеры научных открытий, которые в значительной мере способствовали прогрессивному развитию человечества. В XX веке были открыты и изобретены:

  • Самый первый самолет.
  • Теория относительности Альберта Эйнштейна.
  • Диод – электронная лампа.
  • Конвейер.
  • Синтетический каучук.
  • Инсулин.
  • Телевизор.
  • Кино со звуком.
  • Пенициллин.
  • Нейтрон.
  • Деление урана.
  • Баллистическая ракета.
  • Атомная бомба.
  • Компьютер.
  • Структура ДНК.
  • Интегральные схемы.
  • Лазер.
  • Космические полеты.
  • Интернет.
  • Генная инженерия.
  • Микропроцессоры.
  • Клонирование.
  • Стволовые клетки.

Прогресс — это восходящее развитие, связанное с совершенствованием содержания и форм организации общественной жизнедеятельности людей, ростом их материального и духовного благополучия. Прогресс чаще всего осмысливается как поступательное движение к определенной цели. Если имеет место прогресс, то в об-ве сущ.: направленное движение к реализации цели, происходит накопление новаций, осуществляется преемственность, сохраняется устойчивость в развитии общества. Если же имеет место возврат к изжившим себя формам и структурам, застой и даже происходит свертывание и вырождение каких-либо значимых функций, то можно определенно сказать,что происх. регресс.

Общественный прогресс - это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории.

Типы соц. прогресса:

1) антагонистический: прогресс одной части общества происходит во многом за счет эксплуатации, угнетения и подавления другой его части, продвижение в одних областях - за счет потерь в других;

2) неантагонистический, характерный для социалистического общества, где прогресс будет осуществляться во благо всего общества, усилиями всех социальных групп, без эксплуатации человека человеком.

2) Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя

Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки.

Марксизм: эволюционный процесс слишком мучительный для народа + если реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества используются три критерия : Как прогрессивное характеризуется то общество, в котором достаточно высоки эти показатели.

1. Уровень производительности труда - критерий, отражающий состояние экономической сферы жизнедеятельности общества. Хотя уже сегодня необходимо учитывать принципиальные изменения, которые происходят в этой сфере

2. Уровень свободы личности — долгое время считался отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обществе.

3. Уровень нравственности в обществе - интегральный критерий, сводящим воедино все многообразие подходов к проблеме прогресса, отражающим тенденцию гармонизации социальных изменений.


Конечно, нельзя забывать, что в реальной его жизни сам процесс развития противоречив, соответственно противоречив и путь его направленности. В реальной жизни каждого общества может быть рывок (прогресс) в одних сферах общества и отставание или даже регресс в других.

Поиски общего критерия общественного прогресса в философии привели мыслителей к выводу о том, что такой измеритель должен выражать неразрывную связь в развитии всех сфер, процессов общественной жизнедеятельности людей. В качестве общего критерия общественного прогресса выдвигались: реализация свободы, состояние здоровья людей, развитие нравственности, достижение счастья и др. Все это, несомненно, важные критерии общественного прогресса, но с помощью этих показателей трудно еще оценить достижения и потери современного движения истории.

В настоящее время в качестве важнейшего критерия общественного прогресса выдвигается экологическая комфортность жизни человека. Что касается общего универсального критерия общественного прогресса, то здесь решающая роль принадлежит производительным силам.

Специфические особенности общественного прогресса:

1. Глобальный , всемирный характер современной цивилизации, ее единство и целостность. Мир связан в единое целое: а) всеохватывающим характером научно-технического прогресса; б) процессами интернационализации мировых хозяйственных связей в производстве и обмене; в) новой всемирной ролью средств массовой информации и коммуникации; г) глобальными проблемами человечества (опасностью возникновения войны, экологической катастрофы и необходимостью их предотвращения).

2. Многополюсность , сегментность .

Человечество реализует себя в разнообразных типах обществ, этнических общностей, культурных пространств, религиозных верований, духовных традиций — все это полюсы, сегменты мировой цивилизации. Целостность мира не противоречит его многополюсности. Есть ценности, которые мы относим к общечеловеческим: нравственность; образ жизни, достойный гуманной сущности человека; доброта; духовная красота и др. Но есть ценности, которые принадлежат определенным обществам или социальным общностям: классам, отдельным индивидам и др.

3. Противоречивость. Противоречия надстраиваются одно на другое: между человеком и природой, государством и личностью, сильными и слабыми странами. Противоречия прогресса современного мира порождают глобальные проблемы человечества, т. е. те проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планеты и представляют угрозу для ее выживания, а поэтому требуют неотложного решения, причем усилиями народов всех стран. Среди наиболее серьезных глобальных проблем следует назвать проблемы предотвращения мировой бойни, экологической катастрофы, развития и совершенствования образования и здравоохранения, обеспечения населения Земли природными ресурсами, ликвидации голода, нищеты и др.

Понятие прогресса применимо только к человеческому обществу. Что касается живой и неживой природы, то в данном случае следует употреблять понятия развития или эволюции (живая природа) и изменения (неживая природа).

Наиболее сложной проблемой в теории прогресса является вопрос об основном объективом критерии. Действительно, имеется ли точный измеритель уровня общественного прогресса? Каковы показатели, которые обобщенно отражают главный источник общественного прогресса? При определении основного критерия общественного прогресса сталкиваются интересы различных классов. Каждый общественный класс стремится обосновать такой критерий, который бы отвечал интересам данного класса.

Например, некоторые современные зарубежные философы и социологи выступают против объективного характера критерия общественного прогресса. Они стремятся доказать, что решение вопроса о прогрессе в истории общества носит субъективный характер, поскольку оно зависит от выбора критерия общественного прогресса. А выбор этого критерия определяется шкалой ценностей, которую избирает тот, кто судит о прогрессе. Причем он это делает сообразно личным взглядам, симпатиям, идеалам и т.п. При одном критерии можно признавать наличие прогресса в истории, при другом можно отрицать его. Все точки зрения здесь равноправны, поскольку все они одинаково субъективны.

Так, А. Д. Тодд в книге "Теории социального прогресса" пишет: "Прогресс – это человеческое понятие. Настолько человеческое, что каждый мыслит его по-своему". Во французском философском словаре под редакцией А. Лаланда говорится, что прогресс "есть понятие но сути относительное, поскольку оно зависит от того, какой шкалы ценностей придерживается тот, кто высказывается о прогрессе".

Материализм отвергает субъективистскую и релятивистскую позицию философов и социологов об общественном прогрессе. Изучение показывает, что прогресс в обществе есть объективная закономерность, доступная строго научному исследованию. Поэтому и основной критерий общественного прогресса должен носить объективный характер. В соответствии с ним именно производительные силы являются определяющей причиной поступательного развития всей истории человечества и потому служат объективным показателем уровня разрешения противоречий между обществом и природой.

Таким образом, основным объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил. Именно оно образует основу единства и связи в мировой истории, представляет собой ту непрерывную линию подъема, которая проходит через все общественные процессы. В изменении производительных сил фокусируется, в конечном счете, вся деятельность людей, в какой бы сфере социального организма она ни осуществлялась. Данный критерий носит общеисторический (общесоциологический) характер и распространяется на все общественные формации, которые существовали в истории. Он дает возможность определить для каждой формации ее историческое место в поступательном движении человечества.

Как показывает изучение, вопрос об основном объективном критерии общественного прогресса сводится к выяснению того, что является первоначалом поступательного развития общества, или какой элемент социального организма изменяется первым? Действительно, те объективные критерии, по которым можно определить, является ли данное явление прогрессивным или реакционным и в какой степени, зависят от уровня и характера развития производительных сил. Каковы производительные силы, таково, в конечном счете, и все общество. Нужно подчеркнуть также и то, что общественно-экономические формации "расположились" в истории именно в соответствии с уровнем и характером развития производительных сил.

Следовательно, общественная система (социально-экономический строй, политика, идеология, мораль и т.д.), которая в наибольшей степени стимулирует развитие производительных сил, создает для них наибольший простор, является самой прогрессивной. Поэтому, все то, что в производственных отношениях, в содержании идей, взглядов, теорий, моральных норм и т.д. содействует дальнейшему развитию производительных сил, работает на идею прогресса. И напротив, все то, что тормозит это развитие, связано с регрессом. Другое дело, что здесь нет автоматической зависимости.

Прогресс в области производства далеко не всегда прямолинейно сказывается на прогрессе в духовной жизни, например, в искусстве или морали. Связь между развитием различных явлений духовной жизни общества, с одной стороны, и потребностями развития производительных сил – с другой, опосредована многообразием и сложностью общественных отношений, и установить эту связь порой весьма трудно. В истории эксплуататорских формаций немало фактов, когда прогресс производительных сил обеспечивался жестокими насильственными методами, связанными с попранием элементарных норм гуманности. По словам К. Маркса, такого рода прогресс уподоблялся "отвратительному языческому идолу, который не желал пить нектар иначе, как из черепов убитых" .

Современные зарубежные социологи достаточно часто абсолютизируют роль техники, особенно компьютеров, в развитии общества и считают ее главным критерием собственного прогресса. Однако это не соответствует действительности. Техника, компьютеры, в целом средства производства – это лишь один из элементов производительных сил. Другим их элементом являются люди, непосредственные производители материальных и духовных благ. Причем трудящиеся массы являются главным элементом в составе производительных сил общества. Поэтому важнейшим показателем прогрессивности общественно-экономической системы являются те возможности, которые она создает для всестороннего развития способностей и творческой активности трудящихся, удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Стало быть, при определении превосходства той или иной общественной системы надо сравнивать, прежде всего, возможности, которые она предоставляет для развития производительных сил в целом. Эти возможности обычно реализуются в более высоких темпах развития общественного производства, широком распространении культуры среди массы трудящихся, всемерном привлечении их к управлению делами общества и т.д.

При всей сложности общественного развития, его магистральной линией является поступательное движение, причем процесс восхождения от низшего к высшему не просто неуклонно продолжается, а от формации к формации ускоряется. Это видно уже из самой продолжительности существования формаций: первобытнообщинный строй – 40–50 тыс. лет, а вся писаная история – немногим более 5 тыс. лет. Из них: рабство – 3–3,5 тыс. лет; феодализм – 1,5 тыс. лет; капитализм – несколько столетий; социализм – несколько десятилетий.

Наиболее обобщенным показателем развития производительных сил, или объективного критерия общественного прогресса, являются темпы роста производительности труда. Сама но себе производительность труда отражает лишь уровень развития производительных сил общества. А темпы роста производительности труда отражают еще и характер производительных сил, т.е. специфику взаимоотношений непосредственных производителей со средствами производства.

Всякая новая общественно-экономическая формация имеет более высокие темпы роста производительности труда по сравнению с предшествующей. Например, производительность труда при капитализме развивается в 20–40 тыс. раз быстрее, чем при первобытнообщинном строе, в 100–150 раз быстрее, чем в рабовладельческом обществе, в 50–60 раз быстрее, чем в эпоху феодализма.

При этом необходимо иметь в виду и то, что здесь нельзя ограничиться простым сравнением уровней развития производства, достигнутых в данный момент странами с различным социальным строем. Ведь многим странам, в которых утверждается демократический строй, приходилось или приходится преодолевать унаследованную от прошлого технико-экономическую отсталость, а также трудности, вызванные сопротивлением реакционных сил, навязанными войнами и т.д. Именно поэтому нужно определенное время, чтобы они могли догнать страны, значительно раньше осуществившие индустриализацию и компьютеризацию. Ведь прогресс выступает обычно как совокупный результат восходящего развития всех сторон общественной жизни. Он измеряется целой системой критериев, каждый из которых имеет свое место и назначение в определении уровня поступательного развития общества. В этой системе существует иерархия, соподчиненность. Имеются критерии основные и неосновные, определяющие и обусловленные.

В иерархи критериев общественного прогресса развитие производительных сил имеет определяющее значение. Другие критерии, действующие в сфере морали, науки, философии и др., лишь отражают явления, которые возникают на основе определенного уровня и характера развития производительных сил. Например, критерием морального прогресса является рост свободы личности, критерием прогресса в науке может служить процесс превращения науки в непосредственную производительную силу, критерием прогресса в философии является становление демократического мировоззрения и т.д.

Общественный прогресс – многогранное явление. Он включает поступательное развитие во всех сферах социального организма. Ступень прогрессивно развивающейся человеческой истории в целом соответствует определенной общественно-экономической формации. При сохранении качественного состояния формация, как живой, развивающийся организм, проходит стадии зарождения, развития и распада. Раздел между восходящей и нисходящей стадиями формации образуется нарушением соответствия сторон общественного производства и влиянием его на всю систему общественных отношений.

Однако историческое развитие совершается непрерывно. В недрах старой общественно-экономической формации зарождаются предпосылки другой, более высокой формации (в виде новых производительных сил, изменений социально-экономической структуры и т.д.). Полному раскрытию этих предпосылок препятствует старый социальный строй. Скачок в поступательном движении общества означает революционный переход к новой, высшей общественно-экономической формации.

Каждая новая формация зарождается, формируется и приходит на смену старой лишь на "плечах" этой последней, на основе ее достижений. К. Маркс писал: "Ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не проявляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества" . До тех пор, пока данная формация развивается по восходящей линии, все, что способствует ее укреплению, является прогрессивным. Когда же формация вступает в период застоя и загнивания, то прогрессивным является то, что надламывает се устои, а всевозможные попытки затормозить этот процесс являются регрессивными.

Прогрессивный характер общественного развития нельзя понимать упрощенно. История человеческого общества сложна и противоречива. Социальный прогресс – это ее генеральная линия, общая направленность. А в рамках исторического прогресса имели место и эпохи реставрации, и трагические катастрофы, ведущие иногда к гибели целых цивилизаций, и глубочайшие заблуждения человеческой мысли.

  • Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 731. Примеч.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7.

поступательное развитие и движение общества, характеризующее переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Понятие общественного прогресса применяется не только к системе в целом, но и к отдельным ее элементам. В философии идея общественного (социального) прогресса возникла по аналогии с идеей развития природы. В истории человечества идея прогресса оформилась в XVII в., что было связано с развитием науки я техники, сопровождающимся признанием законодательной: власти разума. Однако общественный прогресс рассматривался и оценивался по-разному. Одни мыслители признавали общественный прогресс, усматривая его критерия в росте науки и разума (Ж. Кондорсе, К. Сен-Симон), укоренения в обществе идеалов истины и справедливости (Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров); другие отрицали идею прогресса, считая ее ложной (Ф. Ницше, С.Л. Франк).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Общественный прогресс

поступательное развитие общества от низших ступеней к высшим. О.п. проявляется в росте материальных возможностей общества, гуманизации общественных отношений, совершенствовании человека. Идея О.п. была высказана впервые в XVIII веке Ж. Кондорсэ, А. Тюрго и получила широкое распространение в европейской общественной мысли ХIХ века в условиях бурного развития капитализма. Прогрессистский характер присущ концепциям общества Гегеля и Маркса. Критерии общественного прогресса характеризуют поступательные процессы в основных сферах общества: экономической, политической, социальной и духовной. К экономическим критериям О.п. относятся уровень развития производительных сил общества и степень соответствия производственных отношений потребностям развития производительных сил. Политическими критериями О.п. являются степень вовлеченности народных масс в исторические преобразования, степень участия масс в политической жизни и управлении обществом, степень освобождения народных масс от эксплуатации и социального неравенства, степень политической защищенности основных прав человека. Социальным критерием О.П. является качество жизни людей, которое характеризуется достигнутым уровнем материальной обеспеченности, доступностью здравоохранения и образования, экологической безопасностью, социальной защищенностью, степенью занятости активного населения, уровнем социальной справедливости и гуманности общества. Духовными критериями О.П. являются уровень образования и культуры народных масс и степень всесторонности и гармоничности развития личности. Следует отметить, что среди известных философов имеются не только сторонники, но и немало критиков идеи прогресса: Ф. Ницше, О. Шпенглер, К. Поппер и др.