Что значит загробная жизнь. Возрожденный почерк

Самые достоверные и логичные сведения о жизни после смерти:

Откровения Фредерика Майерса.

<…>Высокообразованный человек, профессор Кембриджа, одного из ведущих университетов мира, он специализировался в античной классике и был прежде всего известен как автор ряда глубоких эссе о поэтах Древнего Рима до того, как нашел свое призвание в парапсихологических исследованиях. Майерс был прекрасно знаком с достижениями физики и других естественных наук, которые привели к открытиям Энштейна, так же как и с основными достижениями современной психологии, вплоть до Фрейда и включая его работы.

Майерс приступил к своим исследованиям исполненный глубокого скепсиса. Он и его сотрудники были известны как не признающие ни святынь, ни пощады к шарлатанам, готовые разоблачить любое мошенничество, откуда бы оно ни исходило. Их требования к доказательности материала были настолько суровы, что кое-кто горько называл исследовательскую группу Майерса «обществом по уничтожению доказательств». Только под неослабевающим давлением всевозрастающего числа доказательств Майерс наконец пришел к убеждению, что выживание человеческой личности после смерти является фактом. После этого он видел свою главную задачу уже не в установлении истины – это было сделано, - а в доведении ее до сознания большинства людей на том языке, который их ум, напрочь свыкшийся с догмами физической науки, мог бы понять.

Никто другой не был так основательно знаком со сложностями и тонкостями научного исследования проблемы выживания человека после смерти, как Майерс. Никто не знал так хорошо, как он, всех законных оснований для научного скептицизма. Все мы начиная с детского сада впитываем догмы науки, описывающей и объясняющей физический мир, и, чтобы заставить нас во что-то поверить, необходимо, чтобы новые идеи излагались на привычном нам языке. Скорее именно это обстоятельство, больше, чем их уникальность, придает свидетельствам Майерса особую ценность. Он говорит с нами «на нашем языке».

Ко времени смерти Майерса в 1901 году два уже упомянутых больших препятствия все еще стояли на пути всеобщего признания факта выживания личности человека после физической смерти. Одно из них – гипотеза о том, что все это в действительности объясняется телепатическим обменом информацией между живущими среди нас людьми. Как только было установлено, что телепатия – это реальное и воспроизводимое, не единичное явление, все сообщения, претендующие на связь с потусторонним миром, сразу же поспешили объяснить сознательной или несознательной фабрикацией медиума, получавшего телепатически информацию от живущих на земле. Майерс признавал если не правдоподобность, то законность этого возражения. Он постоянно искал такие доказательства, подкрепленные демонстрацией, которые могли бы начисто исключить любую возможность физического существования источника исследуемой информации. После своей «смерти» он блестяще решил эту задачу в своих знаменитых перекрестных сообщениях. Вторая главная трудность заключалась в отсутствии какой-либо общепринятой теоретической базы, на которую материалистически ориентированный ученый мог бы построить структурную концепцию продолжающейся и развивающейся жизни за смертью. Майерс справился и с этой задачей, демонстрируя мысленную энергию и мысленные формы, оперируя уже знакомым психологам языком.

<…>Майерс, в результате своего двадцатилетнего «потустороннего» опыта и наблюдений, пришел к выводу, что жизнь после смерти разделяется на семь главных стадий, каждая из которых имеет свою вступительную фазу, период развития и период подготовки к переходу в следующую, более высокую стадию. Первая стадия – это, конечно, плоскость нашего земного бытия. Вторая – это состояние личности сразу же после смерти . Майерс называет ее по-разному: «жизнь сразу же после смерти», «переходная плоскость» и «Гадес» . Пребывание в этой плоскости бытия длится недолго и завершается переходом в более стабильный мир, который Майерс называет «плоскость иллюзий», «непосредственный, или следующий, мир после смерти» .

Затем следует четвертая стадия неописуемо привлекательного бытия, называемая им «плоскость цвета», или «Мир Эйдоса» . Высокоразвитые души теперь могут прогрессивно восходить к «плоскости пламени» , или «Миру Гелиоса» , пятой стадии бытия. Завершающие ступени – шестая и седьмая стадии – «плоскость света» и «Вневременье» – сферы настолько высокой духовной природы и настолько близкие к истоку и сущности созидания, что для их описания еще не существует словаря того опыта, который мог бы здесь помочь; поэтому все это трудно передать доступным для понимания языком тем, кто живет нашей земной жизнью. Если прибегнуть к грубой аналогии, ситуация здесь оказывается куда более сложной, чем если бы врач попытался объяснить действие эндокринных желез маленькому ребенку, которому он их лечит.

Это наступательное движение в жизни после смерти Майерс иллюстрирует фактическими примерами. Но прежде чем следовать дальше за Майерсом, предварим его дальнейшие сообщения еще одним разъяснением – на этот раз понятием о реинкарнации (перевоплощении). Во время научной деятельности Майерса на земле и ее продолжения в потустороннем мире теория реинкарнации не имела широкого доверия на Западе среди исследователей в области психологии, парапсихологии и психиатрии. В наши дни, особенно в свете последних исследований профессора психологии Вирджинского университета Яна Стивенсона, возможность реинкарнации рассматривается более серьезно. И здесь, как и в отношении теории эволюции сознания, Майерс оказался намного впереди своего времени.

Первым среди фактических примеров, о которых сообщает нам Майерс, мы можем рассмотреть случай с Уолтером. Уолтер был одним из четырех сыновей в семействе среднего достатка. Семья имела возможность жить обеспеченно и с комфортом благодаря отцу, хотя дело, которым он занимался, было неинтересным. Это была семья, «сконцентрированная» на самой себе. Мать играла доминирующую роль и видела смысл своей жизни в детях, которыми она очень гордилась. Семья отличалась чопорностью, гордостью и отчужденностью от окружающих, считая себя выше обычного люда и принимая лишь минимальное участие в жизни за пределами семейного круга.

Уолтер был особенно любим родителями. Он наконец женился, но брак его оказался непрочным. Уолтер, привыкший к неумеренным восхвалениям со стороны матери, не мог приспособиться к присутствию женщины, которая оценивала его более реалистически. Следствием этого были серьезные ссоры и развод. Уолтер вернулся в свой дом к матери и посвятил весь избыток энергии наживанию денег. Искусный биржевой игрок, он добился большого успеха и сумел нажить состояние. После смерти родителей он перебрался в дорогой и фешенебельный городской клуб, где и провел остаток своих дней, наслаждаясь низкопоклонством, которое в земной жизни всегда окружает тех, у кого много денег. В конце концов Уолтер умер и вступил во вторую стадию бытия – переходную плоскость, или Гадес .

Когда ребенок из состояния эмбрионального сознания переходит на уровень земного разума и осознанности, он много спит, дремлет и отдыхает, в то время как за ним ухаживают люди, более привычные к земным условиям бытия, которые он едва лишь смутно осознает. То же самое, говорит Майерс, происходит с личностью по ее вступлении в Гадес, или во вторую стадию, в жизнь за смертью. Фольклорная традиция утверждает, что в сознании людей непосредственно перед их смертью проносится вспышкой воспоминание о всей их прежней жизни. Если это правда, то это и есть обрисованная Майерсом переходная плоскость, или Гадес. В течение этого периода Уолтер, когда он спал, пребывал в состоянии покоя и полусонного забытья, и в его сознании разворачивались и проплывали картины его прошлой жизни. Вероятно, это состояние древняя традиция и называет «адом». «Адским» оно будет или «не адским» – это зависит, конечно, от того, что содержится в памяти данной личности. Если ее память хранит много злого, если в ее жизни было много вселяющего ужас, все это будет теперь плыть и плыть перед взором вместе с более отрадными событиями ее земной жизни. Майерс называет этот промежуток «путешествием вниз по длинной галерее» .

Во время этого сонного путешествия по тропе памяти Уолтер вновь открыл для себя свою прежнюю привязанность к матери и ту уютную, восхитительную атмосферу любовной опеки, которой она его окружала. Когда силы его окрепли и воображение стало более развитым, он нашел в себе способности воссоздать идеализированное подобие своего старого дома, быта, старого родного городка и – вместе с по-прежнему тянущейся к нему душой матери – смог зажить счастливо в положении, которое он считал идеальным.

На третьей стадии бытия – плоскости иллюзий, или в непосредственном мире после смерти, материалы настолько податливы, что им можно придавать любую форму прямым воздействием воображения. Их не надо в отличие от «упрямых» земных материалов пропускать через руки конструкторов, чертежников и рабочих. У Уолтера теперь не было никаких проблем, кроме избытка свободного времени. А поскольку он всегда любил биржевую игру, скупать и продавать акции, он стал искать себе партнеров, которые были бы не прочь вступить вместе с ним в игру, и, конечно, нашел таких.

Как и на земле, он добился успеха и снова стал обладателем больших денег. Однако здесь богатство не принесло ему такого же восхищения окружающих и той же власти, как на земле. Все, что потребуется здесь, можно создавать непосредственно силой своего воображения. Все это породило в Уолтере чувство разочарования и беспокойства. Это чувство еще больше усилилось, когда он стал отдавать себе отчет, что любовь к нему матери – это собственническая любовь ребенка. Она была мать-ребенок, забавляющаяся со своим малюткой: маленькая девочка играла со своей куклой.

И отец не так восхищался сыном, как прежде. Он был из тех, кто понимает бесполезность денег там, где они не нужны. Так постепенно Уолтер вынужден был понять, что в духовном отношении он не много значит. Пренебрежительное отношение отца и удушливая навязчивость матери приводят Уолтера в бессильную ярость. Он чувствует, что ему надо выбираться из этого состояния. Вопрос только, куда ему деваться. Его тянет к былым дням захватывающей игры на бирже, туда, где на него смотрели с восхищением. Он ощутил то, что здесь называется «тягой земли, тягой к рождению» . Он вернулся во вторую стадию бытия и снова пересмотрел свое прошлое. Там он принял решение возвратиться на первую ступень, в сферу земной жизни. Ему, как только будут найдены подходящие в этом случае родители, предстоит снова родиться на свет ребенком и разобраться в том, что он сможет получить из дальнейшего земного опыта.

У Уолтера был брат, по имени Мартин; он был убит на войне задолго до смерти Уолтера. Была и сестра Мери, умершая в молодом возрасте. У Мери и Мартина кругозор был гораздо шире, чем у Уолтера и родителей. Благодаря тому что оба сумели иначе вести свою жизнь на земле, они смогли выйти за пределы узкого круга интересов семьи, в них пробудилось чувство любви к людям и своей общности со всем человечеством.

Они также после пребывания во второй стадии бытия вернулись в созданное воображением окружение их старого родного города и радовались воссоединению со своей семьей. Но они были на этом уровне бытия не долго. Они быстро увидели всю ограниченность домашнего хозяйства и бизнеса, как бы это приятно ни выглядело и ни идеализировалось. Они тянулись не к возвращению на землю, а к жизни на более высоком уровне сознания, в совершенно новых измерениях. Таким образом, они перешли в бытие в плоскости цвета, или Эйдосе .

В конце концов, расставшись со всеми детьми, и отец с матерью стали задумываться над переоценкой своего существования в обстановке старого родного городка. Мать, ощущавшая тягу к земле из-за своей привязанности к Уолтеру, вернется в будущем в земную жизнь новорожденным ребенком. Там, живя жизнью более осознанной и щедрой, она восполнит тот ущерб, который прежде нанесла своей собственнической одержимостью. Отец колебался, не имея желания возвращаться на землю. Наконец, со скрытой помощью Мартина из сферы «Эйдоса» он был выведен на путь, ведущий к более высокому уровню сознания.

Не все на третьей ступени бытия, говорит Майерс, отдает таким «домоседством», как в случае с описанной семьей. Особый интерес может представить тенденция создавать взамен семейных структур группы, объединенные общими интересами и занятиями: искусством, религией, ремеслом, вообще едва ли не любого рода деятельностью. Поскольку общение друг с другом здесь осуществляется непосредственно телепатически, то не существует и никаких языковых барьеров. А поскольку все увлеченные люди никогда не бывали в плену у своего времени, в плену вкусов и представлений своего столетия, то и былая принадлежность общающихся к разным эпохам не имеет большого значения. Таким образом, здесь вполне возможно, чтобы личность оказалась в такой группе, в которую входят представители разных веков и народов.

Но хотя личность может задерживаться на третьей стадии бытия на время жизни целых поколений, выбор в конце концов должен быть сделан ею здесь: личность либо возвращается на землю, либо поднимается на четвертую ступень бытия. Перед тем, однако, как покинуть эту сферу жизни, наиболее деятельные души имеют возможность познакомиться с одним из величайших чудес этого уровня сознания – совершить путешествие по тому или иному разделу «Великой Памяти» . Подобно тому как любой из нас может пойти в фильмотеку и посмотреть хронику важных событий, происходивших в мире и заснятых на фотопленку со времени изобретения камеры, так и на третьей ступени бытия можно увидеть в «оригинале» любые выбранные по желанию события с самого начала существования человека. Все, что когда-либо происходило на земле, сохраняется в космической памяти.

Не могу удержаться и хочу добавить, что в Тибете это называется «Хроники Акаши», и к ним могут обращаться и живущие на земле люди. В частности Ванга брала информацию об уже минувших событиях оттуда, и Эдгар Кейси, и Лобсанг Рампа рассказывающие о событиях давно минувших дней пользовались «Великой Памятью». В тибетских монастырях обучают выходу в астрал и обращению к «Хроникам Акаши», для тибетских лам, имеющих высокий духовный потенциал, это обыденный прием, помогающий сверять истину с тем, что написано в книгах.

«Я достигал только Эйдоса, четвертого уровня , - писал Майерс рукой мисс Камминс, - … так что мои знания неизбежно ограничены». Здесь, так же как и в земной жизни, он видит себя «исследователем» действительной природы человека, Вселенной и отношений между ними. Его ясная и сознательная цель – проникнуть как можно глубже в раскрывающиеся перед ним тайны бытия, а затем послать в земную жизнь сообщения о новых открытиях «коллективному разуму человечества». Шаг за шагом он ведет нас за собой и показывает, как совершается космический процесс. Человеческая личность, неуклонно идущая к новым горизонтам восприятия и понимания, с каждым шагом вперед будет все шире и глубже осознавать и осваивать просторы творящей Вселенной.

Складывается впечатление, что цель Создателя – «принять в дело» в качестве своего рода «младших партнеров» как можно больше способных быть ими. Как только пережитый земной опыт будет в полной мере постигнут и усвоен личностью – либо в одной жизни, либо после повторных возвращений в первую сферу бытия, либо в результате обмена постигнутым с другими душами на третьем уровне бытия, - кандидат может последовать далее, в сферы бытия, не досягаемые для земного разума. «Если вы становитесь душой интеллектуально и этически развитой, - пишет Майерс, - вы захотите идти вверх, захотите подняться по лестнице сознания. В большинстве случаев тяга к физическому существованию и возвращению на землю выгорает дотла».

Во всех своих экскурсиях Майерс подчеркивает, что то, о чем он рассказывает, есть действительный опыт существования человеческой личности в других формах бытия, а не простое теоретизирование на этот счет. «Здесь, в четвертой сфере бытия, следует освободиться от всех застывших интеллектуальных структур и догм, будь они научными, религиозными или философскими». Майерс так настаивает на этом положении, что дает такое дополнительное название четвертой плоскости бытия – «разрушение образа». Находясь теперь в плоскости цвета, Майерс с трудом пытается подобрать слова из нашего земного языка, чтобы описать, что он испытывает: «Человек не может вообразить или представить себе новый звук, новый цвет или такое ощущение, которое ему никогда еще не приходилось испытывать. Он не может составить себе какое-либо представление о бесконечном разнообразии звуков, цветов и ощущений, которые мы узнаем здесь, в четвертой сфере жизни».

И тем не менее он сообщает нам о некоторых ее свойствах. Потребности физического тела и представления в земных формах благодаря своему долгому воздействию еще сохраняются в памяти личности, но уже отодвинуты далеко назад. Новый интеллект и дух с более высоким энергетическим потенциалом получают гораздо больше простора и свободы в своей деятельности. Эта новая энергия требует и нового тела, она его и создает. Это тело смутно напоминает его прежнюю земную форму, оно – лучезарное и красивое и лучше подходит для своего нового назначения.

Майерс продолжает: «Здесь растут цветы, но неизвестных вам форм и изысканных тонов, излучающие свет. Такого цвета и света нет ни в одной земной гамме. Мы выражаем свои представления о них телепатически, а не словесно. Слова здесь для нас устарели. Душа на этом уровне сознания должна бороться и трудиться, знать печаль, но не земную печаль. Знать экстаз, но не земной экстаз. Разум находит для себя более непосредственное выражение: мы можем слышать мысли других душ. Опыт четвертой стадии бытия ведет душу к границам сверхземного региона».

На этой плоскости, говорит Майерс, все невообразимо более интенсивно, заряжено более высокой энергией. Сознание здесь беспрерывно, сон более не нужен. Опыт, получаемый здесь личностью, «неописуемо» более интенсивен. Здесь существуют не только любовь, истина и красота, но также и враждебность, ненависть и гнев. «Враждебная личность мощным направленным излучением мысли может частично разрушить или повредить ваше тело, созданное из света и цвета. Необходимо научиться посылать встречные защитные лучи. Если на земле у вас был враг, мужчина или женщина, и вы ненавидели друг друга, то старая эмоциональная память просыпается и здесь при встрече. Любовь и ненависть неизбежно влекут вас и здесь друг к другу, и это принимает те формы, которые вы сами определяете».

Основная работа души в этой сфере бытия – дальнейшее понимание того, каким образом разум контролирует энергию и жизненную силу, из которых возникают все внешние проявления бытия. Здесь личность свободна от тяжелых механических земных ограничений. «Стоит мне только сконцентрировать мысль на какое-то мгновение, - говорит Майерс, - и я могу создать некое подобие себя, послать это подобие себя через огромные расстояния нашего мира к другу, то есть к тому, кто как бы настроен со мной на одну волну. Через мгновение и я появлюсь перед этим моим другом, хотя сам продолжаю находиться далеко от него. Мой «двойник» разговаривает с другом – не забывайте, говорит мысленно, обходясь без слов. Однако все это время я контролирую все его действия, находясь на огромном расстоянии от него. Как только беседа завершается, я перестаю питать энергией собственной мысли этот свой образ, и он исчезает».

Поскольку Майерс в то время, когда он посылал свои сообщения, выше четвертого уровня бытия не восходил, его рассказы о более высоких сферах сознания менее подробны и более умозрительны. Но, кажется, он почерпнул достаточно много из существующих в его сфере представлений об уровнях высшего порядка, чтобы с некоторой уверенностью обрисовать в общих чертах дальнейшее восхождение.

Для перехода с каждой ступени на более высокую необходим новый опыт смерти и новое рождение. Предполагается, что на четвертом уровне бытия напряженно приобретаемый опыт «глубокого отчаяния и непостижимого блаженства» выжигает в человеческой душе последние остатки стесняющей ее мелочности и земной суеты, полностью и окончательно освобождает душу от власти Земли. Дух человека теперь способен к испытанию космических пространств за пределами нашей планеты. На пятой ступени бытия личность обладает телом из пламени, это позволяет ей путешествовать по звездным мирам, не опасаясь ни любых температур, ни стихийных космических сил, и возвращаться с новыми знаниями о дальних пределах Вселенной.

Шестая плоскость – это плоскость света. Личности здесь – зрелые души, прошедшие осознанно весь предшествующий путь и достигшие понимания всех аспектов созданной Вселенной. Майерс называет этот уровень бытия также «плоскостью Белого Света» и дает ей еще дополнительное название – «Чистый разум». Души, существующие в этой плоскости бытия, он описывает следующим образом:

«Они несут с собой мудрость форм, неисчислимые тайны мудрости, приобретенные через самоограничение, снятые как урожай бесчисленных лет в мириадах жизненных форм… Они способны теперь жить вне какой-либо формы, существуя как белый свет в чистой мысли их создателя. Они присоединились к бессмертным… достигли конечной цели эволюции сознания».

Еще раз позволю себе прервать этот ценнейший рассказ, который уже, к сожалению, подходит к завершающей фазе, своей небольшой репликой. Как вы заметили пятая и шестая сферы бытия это плоскости пламени и света. Вам было бы, наверное, очень интересно узнать, до какого уровня дошла личность, в мировой истории, известная под именем Иисус Христос?

Тогда я предлагаю вам прочесть вот эту цитату из книги «Ванга: исповедь слепой ясновидящей» племянницы Ванги К. Стояновой.

Ванга – глубоко религиозный человек, она верит в Бога, в его существование. Но на вопрос журналиста К.К. (у меня сохранилась магнитофонная запись разговора), который взял у нее интервью еще в 1983 году, на вопрос – видела ли она Иисуса Христа, Ванга ответила так: «Да, видела. Но он вовсе не такой, как изображен на иконах. Христос – огромный огненный шар, на который невозможно смотреть, настолько он ярко светел. Только свет, ничего другого. Если кто-нибудь скажет тебе, что видел Бога, и был он внешне подобен человеку, знай, тут скрыта неправда».

Интервью 1983 года, а когда Ванга видела Христа не известно. Но не в этом дело. Дело в том, что все соответствует тому, что передавал с той стороны Майерс. И хотелось бы еще раз напомнить, что Иисус Христос не Бог, а личность очень высокого духовного уровня, которая пришла на землю, чтобы кое-что изменить в одной религии и жизни целой группы людей, а именно иудеев.

Седьмая, и последняя, ступень, на которой душа воссоединяется с Богом, как бы «становится полным его партнером», - за пределом словесных возможностей Майерса. Она «не поддается никакому описанию: абсолютно безнадежно пытаться это сделать».

<…>«Внезапная смерть», упоминаемая в знаменитой молитве и настолько обычная для нашего времени войн и автомобильных катастроф, еще – одна тема, вызывающая множество вопросов. И снова Майерс выказывает практичность. Сложности, создаваемые внезапной смертью, говорит он, кроются главным образом в том, что у души не было времени подготовиться к переходу. Душа человека, погибшего внезапно в расцвете сил, какое-то время может блуждать среди сцен земной жизни, прежде чем осознает свою новую ситуацию. В этом состоянии душа его не скоро начинает понимать необходимость помощи со стороны других бесплотных индивидов в ее собственном приспособлении к новой жизни и поэтому долго не прибегает к их услугам. Однако, как показывает мой собственный опыт медиума, во многих случаях переход в потусторонний мир после внезапной смерти происходит без больших отклонений от нормы и довольно спокойно. Нормальный переход, - говорит Майерс, - это простое и спокойное погружение в приятный, а иногда и блаженный, восстанавливающий силы сон. В течение этого периода астральное тело – этот излучающий свет «двойник», который сопровождает наше физическое тело с эмбрионального состояния и который ясно виден людям, одаренным парапсихическими способностями наблюдать ауру, - отделяется.

Это отделившееся от земных останков тело, хотя и первоначально пребывает в состоянии сна, живо, как и прежде, но только теперь существует исключительно в диапазоне волн астральных тел. В этот период отдыха могут приходить сны с воспоминаниями о земной жизни.

После пробуждения душу обычно встречают и приветствуют друзья, бывшие коллеги и родственники, совершившие ранее свой переход в иной мир.

Таково устроение миров или ступеней бытия в высших плоскостях следующих после земной жизни. И вновь по Воле Творца мы видим священное число семь. Семь сфер, семь цветов, семь звуков. Семёрка - число Гармонии.

Одно бесспорно, и об этом хочется сказать всем. Нам нечего бояться после смерти. Нас и там встретят, и душа, стремящаяся к постоянному совершенствованию, отправится дальше по Золотому Пути Духовного Восхождения, а тело будет предано земле, и плоть станет прахом. Но стоит ли переживать о том, что будет с телом, которое подобно костюму (при полном износе его выбрасывают), если есть нетленная душа?

Тогда, зная обо всём ранее упомянутом, становится понятным замысел Творца, и жизнь на Земле обретает совершенно иной смысл. Правильно было бы рассуждать, что человек является на Землю для обретения опыта в сфере низких вибраций, т.е. в теле (физической оболочке), В начале своей жизни он учится управлять своим телом, далее мыслями, чувствами и окружающей средой, по окончании существования физической оболочки он вновь отправляется в Навь, где он отдыхает от земной жизни и готовится к новому уроку. Так может происходить множество раз, до тех пор, пока душа не обретет необходимый опыт и не будет готова к переходу на более высокий уровень. В конце концов, душа, преодолев шестой уровень «плоскость Белого Света» = «Чистого Разума» воссоединяется с Источником, из которого некогда была отправлена «на учёбу».

Существование на Земле стало адским лишь по воле человека, который не желает осознать свою роль в материальном мире. По сути, все мы являемся космонавтами на замечательном полностью оборудованном для жизни космическом корабле, имя которому Земля. Но, алчность некоторых людей превосходит все возможные пределы, а глупость других позволяет им разрушать этот космический корабль, являющийся к тому же живым.

Внимательный читатель заметит, что данная версия лишена религиозных оттенков, страшилок и небылиц, объединяет всех без исключения людей в единую семью, которая исходит из одного источника, и, в конце концов возвращается к Единому Источнику, а также подтверждает древнюю доктрину о реинкарнации и триединстве: тела (физической оболочки), Души - астрального тела и Духа - того невидимого луча, который осеняет человека.

Материал составлен на основе выдержек из книги "Восток и Запад о жизни после смерти" / Составитель книги Н.Г. Шкляева. - СПб.: Лениздат, 1993 год.

Здравствуйте уважаемые читатели! Весьма популярный вопрос от Владимира: Есть ли загробный мир, за гранью видимого материального мира? И существует ли загробная жизнь? В каком виде человек продолжает жить после смерти, если продолжает? И ещё одни вопрос – для всех ли людей загробная жизнь одинакова?

На самом деле, практически все эти вопросы мы уже рассматривали на нашем сайте. А в данной статье, я хочу подробнее рассказать о жизни в . Потому что, как заметил Владимир, не для всех людей загробная жизнь одинакова, и это действительно так.

Но для начала кратко ответим на первые вопросы:

Да, загробный мир существует и в он называется – . Тонкий мир на много разнообразнее и сложнее мира физического.

Да, загробная жизнь для человека существует , вернее для его бессмертной Души. По данной теме рекомендую к прочтению статьи:

Подробнее рассмотрим ответы на последние два вопроса.

В каком виде человек продолжает жить в загробном мире?

По сути, жить после физической смерти тела продолжает Душа человека, но вид у неё может быть очень разный. Душа может выглядеть большой и сияющей, с огромными белыми крыльями Веры, а может быть сжатой в комок, заточенной в тёмную оболочку эго, с обрезанными крыльями и дырой вместо сердца.

Больше всего это зависит от того, как человек прошёл своё земное воплощение, достойно или нет. В зависимости от этого, душа будет либо благословлена и , если она достойно реализовала свои земные задачи. Либо попадёт в рабство и будет страдать, если человек был падшим, злым. Либо зависнет между Небом и Землёй, там где пребывает серая масса ни во что не верующих и бездельников, когда человек ничего хорошего за всю свою жизнь не сделал. А мест, где может пребывать душа в загробном мире после смерти человека – огромное множество.

Для всех ли людей загробная жизнь одинакова?

Нет, для каждой души будет определено своё место, согласно Делам и Вере человека, согласно балансу и (накопленных грехов)!

Причём Вера человека имеет часто ключевое значение. Например, место пребывания в загробном мире мусульман, христиан, и людей других вероисповеданий будет разным.

Эгрегоры Религий – одни из самых мощных и огромных на Земле. Верхняя часть эгрегора религии, например Христианства – это светлые храмы, где служат Богу Души и фантомы христианских Святых. Самая нижняя часть эгрегора христианства – тёмная, это чистилища и ады, где отбывают наказания и проходят круги очищения грешники (преступники, предатели, и т.д.).

Как правило, в каждой религии, духовной или эзотерической системе – свои места рая и ада, воспитания и обучения души и фантомов, отработки и служения Богу. И каждая душа после смерти занимает то место, которое она заслуживает, которое необходимо для искупления грехов, отбывания наказаний, её обучения, роста, отдыха и подготовки к следующему воплощению.

Также, душа после смерти человека может пребывать какое-то время в родовом эгрегоре, с душами родственником, подводить итоги воплощения в эгрегоре и т.д. Сколько и где находится душа после её ухода в мир иной решают Высшие Силы.

Также читайте

Наверное, каждый человек хотя бы раз в своей жизни интересовался, есть ли загробная жить после смерти или душа умирает вместе с телом. Многих пугает смерть и в большей степени это связано с неизвестностью, которая ожидает впереди. Благодаря достижениям современной медицины реанимация умерших не является редкостью, поэтому стало возможно узнать ощущения людей, которые возвращались с того света.

Существует ли загробная жизнь?

Согласно многочисленным свидетельствам людей, пережившим клиническую смерть, удалось вычислить некий сценарий. Сначала душа покидает тело и в этот момент человек видит себя со стороны, что вызывает состояние шока. Многие отмечали, что чувствовали невероятную легкость и умиротворение. Что касается, пресловутого света в конце тоннеля, то некоторые действительно его видели. После его прохождения душа встречается с родственниками или же с необъяснимым светлым существом, которое навевает тепла и любви. Стоит заметить, что не многие смогли увидеть столь прекрасную будущую загробную жизнь, так некоторые люди попадали в жуткие места, где они видели отвратительных и агрессивных существ.

Многие умершие после клинической смерти рассказывали, что они смогли увидеть всю свою жизнь, как будто фильм. Причем на каждом плохом поступке делался акцент. Любые достижения при жизни являются неважными, и оценивается только моральная сторона поступков. Есть также индивиды, которые описывали странные места, которые не похожи ни на рай, ни на ад. Понятно, что получить официальные доказательства всех этих слов пока не удалось, но ученые активно работают над этим вопросом.

Как живут наши умершие в загробной жизни в представлении разных народов и религий:

  1. В Древнем Египте люди верили, что после смерти они попадут на суд к Осирису, где будут учтены их хорошие и плохие поступки. Если перевешивали грехи, то душу съедало чудовище и она исчезала навсегда, а добропорядочные души отправлялись в райские поля.
  2. В Древней Греции считалось, что душа отправляется в царство Аида, где она существует, как тень без чувств и мыслей. Спастись от такого могли только избранные за особые заслуги.
  3. Славяне, которые являлись язычниками, верили в . После смерти душа перевоплощается и возвращается на землю или отправляется в другую мерность.
  4. Приверженцы индуизма уверены, что душа после смерти человека сразу перевоплощается, но куда она попадет, зависит от праведности жизни.
  5. Загробная жизнь, по мнению православия, зависит от того, какую жизнь ведет человек, так плохие отправляются в ад, а хорошие – в рай. Церковь отрицает возможность реинкарнации души.
  6. В буддизме также используется теория о существовании рая и ада, но находится в них душа не постоянно и может переходить в другие миры.

Многих интересует мнение ученых по поводу того, есть ли загробная жизнь, так вот наука тоже не осталась в стороне, и сегодня активно проводятся исследования в этой области. Например, английские врачи начали наблюдать за больными, пережившими клиническую смерть, фиксируя все изменения, которые происходят до смерти, во время остановки сердца и после восстановления ритма. Когда люди, пережившие клиническую смерть, приходили в себя, ученые спрашивали об их ощущениях и видениях, что позволило сделать несколько важных выводов. Люди, которые умирали, чувствовали легкость, комфорт и удовольствие, при этом никакой боли и мучений. Они видят близких людей, которые ушли из жизни. Люди уверяли, что их обволакивал мягкий и теплый свет. К тому же в дальнейшем они меняли восприятие к жизни и больше не испытывали страха перед смертью.

По книге "Доказательства существования жизни после смерти", сост. Фомин А.В.

Уникальный эксперимент проходит сейчас в Англии: врачи фиксируют свидетельства больных, переживших клиническую смерть. Наш собеседник - руководитель группы исследователей доктор Сэм Парниа.

Что нас ждет после смерти? К ответу, похоже, приближается английский врач из госпиталя в Саутхэмптоне Сэм Парниа. Три года назад он начал уникальный эксперимент. Только что обнародованы первые результаты, которые вызвали на Альбионе бурю страстей.

Я не удивляюсь такому шуму. Ведь моя работа произведет переворот в жизни и сознании человека, - говорит мне Сэм.

Он темноволосый, полный, вроде бы неторопливый. Но когда речь заходит о его исследованиях, вскакивает, начинает быстро ходить по небольшому кабинету, глаза загораются.

Эксперимент за порогом «черного туннеля»

Вы, насколько я знаю, кардиолог. И к 29 годам успели сделать немало успешных операций. Почему же взялись за такой необычный эксперимент? - спрашиваю я.

С первых дней моей медицинской карьеры я интересовался проблемой «бестелесных ощущений». К тому же некоторые мои пациенты пережили клиническую смерть. Постепенно у меня набиралось все больше рассказов тех, кто уверял, будто в состоянии комы летал над собственным телом. Однако научных подтверждений подобной информации не было. И я решил найти возможность проверить ее в условиях госпиталя.

Вам это удалось?

Да. Впервые в истории медицинское учреждение было специально переоборудовано. В частности, в палатах и операционных под потолком мы развесили толстые доски с цветными рисунками. А главное, стали тщательнейшим образом, вплоть до секунд, фиксировать все, что происходит с каждым пациентом. С того момента, как останавливалось его сердце, прекращались пульс и дыхание. А в тех случаях, когда сердце затем удавалось запустить и пациент начинал приходить в себя, мы сразу записывали все, что он делал и говорил. Все поведение и все слова, жесты каждого больного. Теперь наши знания о «бестелесных ощущениях» значительно более систематизированные и полные, чем прежде.

За три года Сэм и его коллеги обследовали 63 человека. И что же? Вроде бы сторонники отделения души от тела могут торжествовать. Почти треть больных ясно и четко вспоминают себя в состоянии комы. В то же время ни один не видел рисунков на досках!

К какому же заключению вы пришли? - уточняю я.

С научной точки зрения успех немалый, - отвечает доктор. - Установлены общие ощущения у людей, которые как бы перешагнули порог «того света». Они неожиданно начинают все понимать. Полностью освобождаются от боли. Чувствуют удовольствие, комфорт, даже блаженство. Видят своих умерших родственников и друзей. Их обволакивает мягкий и очень приятный свет. Вокруг атмосфера необыкновенной доброты.

Другой мир существует

Они считают, что побывали в другом мире?

Да, и хотя этот мир был для них несколько мистическим, он все же был. Как правило, пациенты достигали в туннеле ворот или какого-то другого места, откуда уже нет хода назад и где нужно решать, возвращаться ли… И знаете, практически у каждого теперь совершенно иное восприятие жизни. Оно изменилось из-за того, что человек прошел момент блаженного духовного существования. Почти все мои подопечные признавались, что больше не боятся смерти, хотя и не хотят умирать. Переход в мир иной оказался необыкновенным и приятным опытом. Многие после больницы стали работать в благотворительных организациях.

Некоторые из газет, сообщив о первых результатах вашего эксперимента, объявили, что пациенты доктора Парниа «видели загробную жизнь». Вы с этим согласны?

Я бы не спешил с таким глобальным выводом. И вообще с выводами. 63 пациента - недостаточно для полной картины. Сейчас еще 25 британских госпиталей подключаются к нашей работе. Так что наберемся терпения.

Сколько же времени будем ждать?

Примерно год-полтора. Обещаю держать читателей в курсе дела. Убежден, что мы на пороге совершенно поразительных открытий.

Что ж, подождем новых результатов. И будем надеяться, что врач из Саутхэмптона, хотя и стал в одночасье знаменитым, не забудет о своем обещании.

Мнение эксперта

Душа есть, причем она не умирает вместе с телом. Уверенность доктора Парниа разделяет крупнейшее медицинское светило Соединенного королевства. Знаменитый профессор неврологии из Оксфорда, автор трудов, переведенных на многие языки, Питер Фенис отвергает мнение большинства ученых планеты. Они считают, что тело, прекращая свои функции, выпускает определенные химические вещества, которые, проходя через мозг, действительно вызывают у человека необыкновенные ощущения.

У мозга нет времени осуществлять «процедуру закрытия», - говорит профессор Фенис. - К примеру, во время инфаркта человек порой молниеносно теряет сознание. Вместе с сознанием уходит и память. Поэтому как можно обсуждать эпизоды, которые люди не в состоянии помнить? Но поскольку они внятно рассказывают о том, что с ними случилось при отключенной мозговой деятельности, следовательно, существует душа, дух или что-то еще, позволяющее находиться в сознании вне тела. Эксперимент доктора Парниа это доказывает.

Слово - очевидцам

Миссис К., домохозяйка из Саутхэмптона:

Я потеряла сознание, когда покупала продукты в магазине. Уже в госпитале во время операции вдруг почувствовала, что вылетаю из тела. Я увидела себя и склонившихся надо мной врачей. Увидела и больничный коридор. Мой двоюродный брат звонил жене и говорил: «Не надо ей было столько всего накупать. Сумки оказались просто неподъемными». Когда я уже после госпиталя рассказала ему об услышанном телефонном разговоре, он побелел. Позже я узнала, что у меня был инфаркт.

Сандра Эйлинг, медсестра из Плимута:

Я смотрела дома телевизор и вдруг почувствовала жуткую боль в груди. Я не могла дышать, и в этот же момент ощутила, что лечу в вертикальном положении на огромной скорости через туннель. Надо мной - какие-то страшные лица, просто отвратительные. В конце туннеля я вижу свет, но чем быстрее лечу, тем он дальше.

Потом я как бы оторвалась от собственного тела, поднялась к потолку, и вся боль прошла. Я не чувствовала своего веса и свободно дышала. Было ощущение необыкновенной легкости, мира и блаженства. Вдруг я снова почувствовала мое тело, и, вероятно, в этот момент мое сердце опять заработало. Я разбудила брата. Он сказал: «Ты выглядишь как призрак». Когда мы вызвали врачей, меня срочно отвезли в больницу.

Позже мне сказали, что произошла закупорка сосудов и я была очень близка к смерти. С тех пор я много молюсь, хотя прежде никогда не была религиозной. Я уверена, что видела в этом туннеле ад, а потом, когда взлетела, - небеса.

Миссис С, служащая из Портсмута:

Во время операции я почувствовала, как поднимаюсь над телом и смотрю на себя. А кто-то призывает меня не смотреть вниз, а лететь вверх. Думаю, этот «кто-то» был Бог, хотя я представляла его совершенно иным. Меня со всех сторон окружал свет.

С этого момента я стала видеть мою жизнь с самого ее начала. Вскоре поняла, что, может быть, не вернусь назад. А ведь у меня 18-летняя дочь! Как я оставлю ее и мужа? Это очень трудно передать, но свет вокруг меня стал сочувствующий и было решено, что я должна вернуться. Мне сказали (не могу объяснить, кто и как), что у меня будет счастливая семья и полный любви дом. Я начала путешествие назад к моему телу. И через некоторое время увидела двух медсестер у моей кровати.

Один из самых волнующих разум людей вопросов — “есть ли что-то там, после смерти, или нет?”. Создано много религий, раскрывающих каждая по-своему тайну загробного мира. Написаны библиотеки книг по теме жизни после смерти.. Да и, в конце концов, туда, в неизвестную реальность и далекое небытие, ушли уже миллиарды душ, бывших когда-то жителями бренной земли. И они-то в курсе всех секретов, но нам не расскажут. Между миром мертвых и живых огромная пропасть . Но это при условии, что мир мертвых существует.

Различные религиозные учения, из которых каждое по-своему трактует дальнейший путь человека после выхода из тела, в целом поддерживают версию о том, что душа есть и она бессмертна. Исключения составляют религиозные направления Адвентисты Седьмого Дня и Свидетели Иеговы, они придерживаются версии о тленности души. И загробный мир, Ад и Рай, квинтэссенции вариаций послежизненного существования, согласно большинству вероисповеданий, для истинных поклонников Бога будут представлены в значительно лучшем виде, чем то, то есть на земле. Вера в превосходное после смерти, в высшую справедливость, в вечное продолжение жизни и является основой многих религиозных мировоззрений.

И хотя ученые и атеисты утверждают, что человек надеется, потому что это заложено в его природе на генетическом уровне, мол, “ему просто нужно во что-то верить, и желательно глобальное, со спасительной миссией ”, — “противоядием” тяги к религиям это не становиться. Даже если брать в расчет генетическую тягу к Богу, откуда она взялась в чистом сознании?

Душа, и где она находится

Душа — это бессмертная субстанция, не осязаемая и не измеряемая с помощью материальных мерок. Нечто соединяющее дух и тело, индивидуальное, идентифицирующее человека как личность. Людей похожих внешне много, братья и сестры близнецы бывают просто копиями друг друга, “двойников”, не имеющих кровного родства, тоже достаточно. Но внутренним духовным наполнением эти люди всегда будут различаться, и это касается не уровня, качества и масштаба мыслей, желаний, а прежде всего способностей, граней, особенностей, потенциала личности. Душа — нечто, сопровождающее нас на земле, оживляющее смертную оболочку.

Большинство людей уверены, что душа находится в сердце, или где-то в области солнечного сплетения, есть мнения, что она в голове, мозге. Ученые же в ходе ряда экспериментов установили, что при убиении с помощью тока животных на мясокомбинате некая эфирная субстанция выходит в момент прекращения жизни именно из верхней части головы (черепа). Душу измеряли: в ходе проведенных в начале 20-го века американским медиком Дунканом МакДугаллом экспериментов был установлен вес души — 21 грамм . Примерно такую массу теряли 6 пациентов в момент смерти, что доктор смог зафиксировать с помощью сверхчувствительных кровати-весов, на которых лежали умирающие. Однако позже проведенные другими медиками опыты установили, что сходную массу тела человек теряет и при погружении в сон.

Смерть — просто долгий (вечный) сон?

Библия гласит, что душа находится в крови . Во времена Ветхого Завета, да и доныне, христианам запрещалось пить и употреблять в пищу в обработанном виде кровь животных.

“Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится” (Ветхий завет, Книга Левит 17:14)

“…а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так” (Книга Бытие 1:30)

То есть, у живности есть душа, но они лишены возможности мыслить, принимать решения, у них отсутствует высокоорганизованная психическая деятельность. Если любая душа бессмертна, то и звери будут в духовном воплощении в загробном мире. Однако в том же Ветхом Завете говорится о том, что ранее все животные просто прекращали свое существование после физической смерти, без иного своего продолжения. Утверждалась основная цель их жизни: быть съеденными; рожденные на “уловление и истребление”. Также ставилась под сомнение и бессмертность души человека.

“Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?” (Екклесиаст 3:18-21)

Но надежда для христиан на то, что зверушки в одной из своих ипостасей нетленны сохраняется, ведь в Новом Завете, в частности в Откровении Иоанна Богослова, есть строки о том, что в Царстве Небесном будет много животных.

В Новом Завете говорится о том, что принятие жертвы Христа дарует жизнь всем людям, желающим спасение. Те же, кто не принимают этого, согласно Библии, не имеют Жизни Вечной. Означает ли это, что они пойдут в Ад или что зависнут где-то в состоянии “духовного инвалида” — неизвестно. В буддистских учений реинкарнация подразумевает, что душа, ранее принадлежавшая человеку, его сопровождавшая, может в следующей жизни поселиться в животном. Да и сам человек в Буддизме занимает двоякую позицию, то есть, вроде и не “прессуется” как в Христианстве, но и не является Венцом Творения, господином над всеми живущими.

А находится где-то между низшими сущностями, “бесами” да другой нечистью и высшими, просветленными Буддами. Его путь и последующее перевоплощение зависят от степени просветления в сегодняшней жизни. Астрологи говорят о существовании семи тел человека, а не только души, духа и тела. Эфирное, астральное, ментальное, каузальное, будхиальное, атманическое и, естественно, физическое . По мнению эзотериков шесть тел входят в состав души, по мнению же отдельных эзотериков — сопровождают душу на земных путях.

Учений, трактатов и доктрин, по-своему истолковывающих суть бытия, жизни и смерти множество. И, конечно, не все истинны, истина, она как говорится, одна. Запутаться в дебрях чужих мировоззрении легко, важно все-таки придерживаться выбранной однажды позиции. Потому что если бы все было просто и мы знали ответ о том, что там, на другом конце жизни, не было бы столько догадок, и как следствие глобальных, кардинально различающихся между собой версий.

Христианство выделяет дух, душу и тело человека:

“В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти”. (Иов 12:10)

Причем, сомнений в том, что дух и душа — разные явления не остается, только в чем их разница? Дух (упоминается о его наличии и у животных) ли уходит после смерти в иной мир или душа? И если уходит дух, что происходит с душой?

Прекращение жизни и клиническая смерть

Врачи выделяют биологическую, клиническую и окончательную смерть. Биологическая смерть подразумевает остановку сердечной деятельности, дыхания, кровообращения, угнетение с последующим прекращением рефлексов центральной нервной системы. Окончательная — все перечисленные признаки биологической смерти, включая смерть мозга. Клиническая же смерть предшествует биологической смерти, является обратимым переходным от жизни к смерти состоянием.

После остановки дыхания и сердцебиения, при проведении реанимационных мероприятий, вернуть человека к жизни без тяжелого ущерба для здоровья возможно лишь в первые несколько минут: максимум до 5 минут, чаще в течение 2-3 минут после прекращения пульса .

Описаны случаи благополучного возвращения и после 10 минут пребывания в клинической смерти. Реанимация проводится в течение 30 минут после остановки сердца, дыхания или потери сознания при отсутствии обстоятельств, делающих возобновление жизни невозможным. Иногда для развития необратимых изменений мозга достаточно 3-х минут. В случаях гибели человека в условиях пониженной температуры, когда метаболизм замедлен, интервал благополучного “возврата” к жизни увеличивается, и может достигать 2 часа после остановки сердца. Несмотря на прочное мнение, основанное на врачебной практике, что после 8 минут без сердцебиения и дыхания пациента маловероятно вернуть к жизни без тяжелых последствий для его здоровья в будущем, сердца начинают биться, люди оживают. И встречают дальнейшую жизнь без серьезных нарушений функций и систем организма. Иногда 31-я минута реанимации оказывается решающей. Тем не менее, большинство людей, переживших длительную клиническую смерть, редко возвращаются к прежней полноте существования, некоторые переходят в вегетативное состояние.

Бывали случаи, когда врачи ошибочно фиксировали биологическую смерть, а пациент позже приходил в себя, пугая работников морга более чем все фильмы ужасов, которые они когда-либо смотрели. Летаргические сны, снижение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем при угнетении сознания и рефлексов, но сохранении жизни — реальность, и возможно спутать мнимую смерть с истинной.

И вот все-таки парадокс: если душа находится в крови, как гласит Библии, то где она у человека, находящегося в вегетативном состоянии или в “запредельной коме”? Которому с помощью аппаратов искусственно поддерживают жизнь, но врачами уже давно констатированы необратимые изменения мозга или гибель мозга? В то же время отрицать факт того, что при остановившемся кровообращении жизнь прекращается — нелепо.

Увидеть Бога и не умереть

Так что же видели они, люди, пережившие клиническую смерть? Свидетельств масса. Кто-то говорит о том, что пред ним в красках предстали Ад и Рай, кто-то видел ангелов, демонов, умерших родственников, общался с ними. Кто-то путешествовал, летая словно птица, по всей земле, не чувствуя ни голода, ни боли, ни себя прежнего. Перед другим за мгновение проносится вся его жизнь в картинках, иной видит себя, врачей со стороны.

Но в большинстве описаний присутствует знаменитый загадочно-смертельный образ света в конце тоннеля. Видение света в конце тоннеля объясняется несколькими теориями. По мнению психолога Пайэлла Уотсона, это прообраз прохождения через родовые пути, человек во время смерти вспоминает свое рождение. По мнению российского врача-реаниматолога Николая Губина — проявления токсического психоза .

В ходе проведенного американскими учеными эксперимента с лабораторными мышами было установлено, что и зверушки при переживании клинической смерти видят тот самый тоннель со светом в конце. И причина куда банальнее, чем приближение озаряющего темноту загробного мира. Мозг в первые минуты после прекращения сердцебиения и дыхания производит мощные импульсы, которые и принимаются умирающими как выше описанный образ. Причем активность мозга в эти самые мгновения невероятно высокая, что и способствует появлению ярких видений, галлюцинаций.

Появление картинок из прошлого связано с тем, что первыми начинают угасать новые структуры мозга, затем старые, при возобновлении жизнедеятельности мозга процесс происходит в обратном порядке: сначала начинают функционировать старые, затем новые участки коры головного мозга. Что обуславливает “всплывание” в появляющемся сознании самых значимых картинок прошлого, затем настоящего. Не хочется верить, что все так просто, правда ведь? Очень желается, чтобы все было запутано на мистике, замешано на самых причудливых предположениях, показано в ярких красках, с чувствами, зрелищами, трюками.

В обычную смерть без тайны, без продолжения отказывается верить сознание многих людей . И разве можно на самом деле согласиться с тем, что тебя когда-то не станет совсем? И не будет вечности, или хоть какого-нибудь продолжения… Когда вглядываешься внутрь себя, иногда самое ужасное ощущать безысходность положения, конечность бытия, неизвестность, не знать, что дальше и шагать в пропасть с завязанными глазами.

“Уж сколько их упало в эту бездну, Разверзтую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли. Застынет все, что пело и боролось, Сияло и рвалось. И зелень глаз моих, и нежный голос, И золото волос. И будет жизнь с ее насущным хлебом, С забывчивостью дня. И будет все — как будто бы под небом И не было меня!” М. Цветаева “Монолог”

Лирика может быть бесконечной, поскольку смерть самая большая загадка, всем, кто бы как не уходил от размышлений на эту тему, предстоит пережить все на своем опыте. Если бы картина была однозначна, очевидна и прозрачна — нас давно убедили бы тысячи открытий ученых, полученные в результате экспериментов ошеломляющие результаты, версии различных учений об абсолютной смертности тела и души. Но никому со стопроцентной точностью не удалось установить и доказать, что нас ждет на другом конце жизни. Христиане ждут Рая, буддисты реинкарнации, эзотерики полета в астрал, туристы продолжения путешествий и т.д.

Но признавать существование Бога — разумно, поскольку многие, при жизни отрицавшие высшую справедливость на Том Свете, перед смертью часто каются в своей горячности. Вспоминают о Том, кого так часто лишали места в своем душевном храме.

Видели ли пережившие клиническую смерть Бога? Если Вы когда-то слышали или услышите о том, что кто-то в состоянии клинической смерти видел Бога — сильно сомневайтесь.

Во-первых, Бог не будет встречать у “ворот”, он не швейцар… На суд Божий предстанут все уже во время Апокалипсиса, то есть для большинства — после стадии трупного окоченения. К тому времени вернуться и рассказать о Том Свете уже вряд ли кто-то сможет. “Увидеть Бога” — вообще приключение не для слабонервных. В Ветхом Завете (во Второзаконии) есть слова о том, что еще никто не видел Бога и оставался живым. Бог говорил к Моисею и народу на Хориве из среды огня, не являя образа, и даже к Богу в скрытом виде люди боялись подойти близко.

Также в Библии утверждается о том, что Бог есть дух, а дух нематериален, соответственно, увидеть его как друг друга мы не можем. Хотя чудеса, совершаемые Христом во времена Его пребывания на земле во плоти, говорили об обратном: можно вернуться в мир живых уже во время или после похорон. Вспомним воскресшего Лазаря, который был оживлен на 4-й день, когда уже начало смердеть. И его свидетельство об ином мире. Но христианству больше 2000 лет, за это время разве много нашлось людей (не считая верующих), прочитавших строки о Лазаре в Новом Завете, и уверовавших на основание этого в Бога? Так и тысячи свидетельств, чудес для тех, кто заранее убежден в обратном — могут быть бессмысленны, напрасны.

Иногда, чтобы поверить — нужно увидеть все самому. Но даже личный опыт имеет свойство забываться. Есть момент замены действительного желаемым, излишней впечатлительности — когда люди сильно хотят увидеть что-то, при жизни часто и много рисуют себе это в уме, а во время и после клинической смерти на основании ощущений дорисовывают впечатления. По статистике большинство людей, увидевших после остановки сердца нечто грандиозное, Ад, Рай, Бога, демонов и т.д. — были психически неуравновешенны. Врачи-реаниматологи, наблюдавшие не раз состояния клинических смертей, спасавшие людей, говорят о том, что в подавляющем количестве случаев пациенты не видели ничего.

Так получилось, что и автор этих строк побывала однажды на Том Свете. Мне было 18 лет. Относительно легкая операция обернулась по причине передозировки наркоза врачами чуть ли не реальной смертью. Свет в конце тоннеля, тоннель похожий на нескончаемый больничный коридор. Как раз за пару дней до того, как оказаться в больнице я размышляла о смерти. Думала о том, что у человека должно быть движение, присутствовать цель развития, в конце концов, семья, дети, карьера, учеба, и все это должно быть любимо им. Но как-то столько “депрессухи” было вокруг на тот момент, что мне показалось будто все тщетно, жизнь бессмысленна, и, может, неплохо уйти пока эта “мука” еще не началась в полной мере. Я имею ввиду не суицидальные мысли, а скорее страх перед неизвестностью и будущим. Сложные семейные обстоятельства, работа и учеба.

И вот полет в небытие. Уже после этого тоннеля — а после тоннеля я просто увидела девушку, в лицо которой смотрит врач, закрывает покрывалом, надевает бирку на палец ноги — я слышу вопрос. И этот вопрос, пожалуй, единственное, чему я никак не могла найти объяснение, откуда, кто его задавал. “Хотела уйти. Пойдешь?” А я как будто слушаю, но не слышу никого, ни голос, ни то, что происходит вокруг, я в шоке от того, что смерть-то существует. Весь период, пока наблюдала все и потом, после возвращения сознания, повторяла один и тот же вопрос, свой, “Так что, смерть — это реальность? Я могу умереть? Я умерла? И я сейчас увижу Бога?”.

Сначала видела со стороны врачей, себя, но не в точных видах, а размыто и хаотично, вперемешку с другими образами. Совершенно не понимала, что спасают меня. Чем больше производили манипуляций, тем больше мне казалось, что спасают кого-то другого. Слышала названия лекарств, разговоры врачей, крики, и, будто лениво зевая, решила тоже подбодрить спасаемого, стала говорить в унисон паникерам “Дыши, открывай глаза. Приди в себя и т.д.”. Искренне переживала за него. Вертелась вокруг всей толпы, потом словно увидела все что будет дальше: тоннель, морг с биркой, какие-то санитары взвешивают мои грехи на советских весах…

Становлюсь каким-то маленьким рисовым зернышком (именно такие ассоциации у меня возникают при воспоминаниях). Мыслей нет, только ощущения, и звали меня совсем не так, как звали мама с папой, имя вообще было временным земным номером. И казалось, что я побыла живой всего тысячную долю от вечности, в которую иду. Но я не ощущала себя человеком, какой-то маленькой субстанцией, уж не знаю, духом или душой, все понимаю, но никак не могу среагировать. Не понимаю, как прежде, а осознаю новую реальность, только привыкнуть не могу, было сильно не по себе. Моя жизнь казалась искрой, горевшей секунду, потухшей быстро и незаметно.

Было ощущение, что впереди экзамен (не суд, а какой-то отбор), к которому я не готовилась, но и предъявлять мне ничего серьезного не буду, я ни зла, ни добра не сотворила в стоящей мере. Но будто застыла в моменте смерти, и невозможно что-то изменить, как-то повлиять на судьбу. Не было ни боли, ни сожалений, но преследовало ощущение дискомфорта и смятения от того, как же я такая маленькая, размером с зернышко, буду жить. Без мыслей, их не было, все на уровне чувств. После нахождения в комнате (так понимаю, морге), где я долго пребывала около тела с биркой на пальце и не могла покинуть это место, я начинаю искать выход, потому что хочу лететь дальше, здесь скучно и меня здесь больше нет. Вылетаю через окно и лечу к свету, со скоростью, вдруг вспышка, сродни взрыву. Все очень ярко. Видимо в этот момент наступает возврат обратно.

Промежуток тишины и пустоты, и опять комната с врачами, манипуляции со мной, но будто с кем-то другим. Последним помню невероятно сильную боль и резь в глазах от того, что светят фонарем. А боль во всем теле адская, я опять влажу в себя земную, и как-то неправильно, ноги, кажется, в руки запихала. Было ощущение, что я корова, что квадратная, что из пластилина, очень не хотелось назад, но запихали. Я уже почти смирилась с тем, что ушла, а тут опять обратно надо. Влезла. Больно было еще долго, началась истерика от увиденного, но не говорить, ни даже объяснить причину рева никому не могла. В течение дальнейшей жизни я переносила еще раз наркоз в несколько часов, все достаточно благополучно, не считая озноба после. Никаких видений не было. С момента моего “полета” прошло десятилетие, и много, конечно, случилось в жизни с тех пор. И я довольно редко кому-то рассказывала о том давнем событии, но когда все-таки делилась, большинство слушающих очень волновал ответ на вопрос “так увидела я Бога или нет?”. И хотя я сто раз повторяла, что не видела Бога, меня, бывало, переспрашивали еще раз и с подковыркой: “А Ад или Рай?”. Не видела… Это не значит, что их нет, это значит, что я их не видела.

Вернемся к статье, точнее закончим ее. Кстати, прочитанная мной уже после клинической смерти повесть В. Зазубрина “Щепка” оставила серьезный отпечаток на отношении к жизни в целом. Может, рассказ и депрессивный, слишком реалистичный и кровавый, однако именно так мне и казалось: жизнь — щепка…

Но сквозь все революции, расстрелы, войны, смерти, болезни виделось то, что вечно: душа. А на тот свет попасть не страшно, страшно попасть и не мочь ничего изменить, осознавая при этом то, что испытание не прошел. Но жить стоит, однозначно, как минимум для того, чтобы сдавать экзамены…

А Вы для чего живете?..