Cочинение «Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»: анализ

МОУ «Красногорская СОШ №1»

Открытый урок на тему

Жанровое своеобразие и герои

«Повести о Петре и Февронии»

Ермолая Еразма.

Выполнила:

Учитель литературы

О.А.Савагина.

П. Красногорский 2005-06 учебный год.

Показать жанровое своеобразие «Повести...» как одного из средств создания образов Петра и Февронии; продолжить формирование умения выделять и объяснять средства создания характера героя; воздействовать на личность уч-ся с целью формирования высоко нравственного человека; стимулировать стремление уч-ся в попытках глубже разобраться в произведении и высказать своё мнение, показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека; воспитывать посредством музыки и элементов драматизации эстетический вкус уч-ся.

Оборудование.

Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, иллюстрации, иконы, репродукции, выставка книг, костюмы. Атрибуты для драматизации, магнитофонные записи. Электронная презентация урока.

^ Ход урока.

Оргмомент.

Объявление темы урока, презентация, слайд №1(ИКТ)

На предыдущем уроке мы познакомились с содержанием «Повести...». Домашним заданием было - охарактеризовать главных героев повести.

Цель сегодняшнего урока - рассмотреть жанровое своеобразие произведения, или другими словами определить его жанровую структуру, будем учиться анализировать образы героев, что поможет нам оценить идейное содержание повести., презентация, слайд №2(ИКТ)

3. ^ Чтение эпиграфа, презентация, слайд №3(ИКТ)

Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достояния. Это слова замечательного русского писателя, знатока древнерусской литературы Ивана Бунина. Действительно, древние письмена - это отзвуки богатейшей славянской культуры, они являются архивом народа, сокровищницей деяний предков. Настало время вспомнить о тех, кто владел пером в давние годы и рассказать о певцах, монахах, странниках, проповедниках. Одним из них был автор «Повести...»

5. Прослушаем начало повести. Элементы какого жанра присутствуют в отрывке? /сказки/ Вспомним, что называется сказкой?

Сказка - это художественный рассказ фантастического, приключенческого содержания, включает в себя поучение. Сказки делятся на три группы: волшебные, о животных, бытовые. Перечислите сказочные элементы этой повести. На доске в столбик «Сказка» записываются названные элементы: презентация, слайд №4(ИКТ)

1. о герое - змееборце

2. образ летающего змея

3. образ чудесного Агрикового меча: Агрик - сказочный

Богатырь

4. о мудрой деве - быт.

Вспомним названия бытовых сказок, в которых присутствует образ мудрой девы. / «Мудрая жена», «Семилетка»/.

Сказка бы здесь и закончилась, а повесть только начинается. Присутствуют ли в этом произведении элементы такого жанра, как повесть. Дадим определение этому жанру.

^ Повесть - эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий. презентация, слайд №5(ИКТ)

«Повесть».

Исторически точны названия мест / дана установка на достоверность;

Рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

Детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров/.

В этой повести есть всё, что было свойственно действительности: и злое, и доброе, и тягостное, и благостное. Только жизнь здесь изображена необычно. Историческое повествование и волшебная сказка сплавлены неразделимо в нечто новое.

На наших глазах сюжет, традиционный для волшебных сказок, незаметно приобретает черты жанра житие.

Что такое житие. Каковы цели этого жанра?
презентация, слайд №6(ИКТ) «Житие»
Назовём черты жития в этом произведении:

Рассказ о жизни святых;

Идеальные образы героев;

Истинные слуги Бога.

Вывод: В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Назовём основной жанр этого произведения.

Докажите. А может кто-то думает иначе. Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития. Основной же жанр - житие.

Какова композиция произведения? Что такое композиция? Давайте вспомним, о чём говорится в 1 части. Прослушайте пересказ 1 части. Ваша задача - внимательно прослушать и проанализировать пересказ.

^ Пересказ уч-ся. Анализ пересказа, сообщения учеников. А сейчас проверка дом.задания. Заслушаем характеристики главных героев «Повести...»

Следующий этап работы - будем размышлять о характере главных героев. Цель нашей беседы - углубить представление об этих образах. Эта беседа поможет лучше справиться с дом. заданием -творческой работой, связанной с этими прекрасными образами.

Переходим ко 2 части «Повести...». О чём она? ^ О мудрой деве, ставшей женой князя, в основе этой части лежит история любви.

Вспомним, что стало поводом для их знакомства? (слайды с иллюстрациями 7,8, ИКТ)

Почему слуга не может понять в словах древолаза?

Узнав от девицы, что её зовут Феврония, гонец рассказывает ей о болезни князя и просит помочь найти искусного врача.

Как отвечает Феврония? /новая загадка/

Как её растолковывает Феврония?

Что можно сказать о Февронии, зная об этих условиях исцеления? Каковы её представления о человеке, в котором она видит своего будущего мужа. /Феврония из рассказа о Петре знает, что он сражался со змеем/

Для неё это свидетельство чего? /Сила веры, мужественности, самоотверженности - свойства настоящего мужского характера

Должны дополняться высокими душевными качествами: добросердечием, кротостью, смирением/ Таковы представления Февронии об идеале.

Какие чувства испытывает Пётр, услышав рассказ о необычной девушке?/ Он удивлён девичьим разумом, горит нетерпением встретиться с нею.

Причина нетерпения? Исцеление.

Думает ли он об обязательстве жениться на Февронии?

Какое решение он принимает? /Откупиться от девушки, притворно приняв её условие/

Предполагает ли Феврония такое решение? /Да.

Для чего князь испытывает мудрость Февронии хитрыми задачами? /Любопытство, интерес, желание самому убедиться в её уме, есть надежда на то, что задача его не будет выполнена, это избавит его от данного слова.

Как отвечает Феврония? / Она отводит неисполнимые требования такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны.

Когда же зарождается их любовь, да и полюбил ли Пётр?
Может быть, всё дело в клятвенном обещании взять её в жёны,

Если ещё раз исцелит его.

Почему Феврония выбрала Петра, не видев его, т.к. они общались
через слуг?

Действительно, как полюбить, не встречаясь, за что?

Почему? / не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии.

За что же полюбил Пётр Февронию?

Он убедился в уме, душевной красоте девушки, она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна, «нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз, значит не злоблива.

Мудрость, добросердечие, милосердие пленили Петра, вызвали ответное чувство, его сердце открылось.

Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Со спокойным достоинством крестьянская девушка настаивает на том, чтобы князь Пётр женился на ней, только в том случае она обещает исцелить его. Исцеление - это приобретение

Целостности, а когда нарушается данное обещание, заболевает снова. Этот брак совершился на небесах.

Чем они заслужили такое счастье?

За что невзлюбили новую княгиню бояре? Что это за козни? Чем они вызваны?

Почему князь принимает такое решение - пожертвовать княжением? Что определяет его выбор? Почему Ермолай напоминает слова из священного писания?

Оба они обладали сильным характером. Но кто выше по силе характера. Докажите.

Вывод Пётр чувствовал её духовное превосходство, любя за красоту душевную. За её дар любви. Он во всём её подчиняется, но сила любви друг к другу равная.

Посмотрите инсценировку, исполненную нашими ребятами.. Затем необходимо ответить на вопрос: в чём находит своё высшее проявление неиссякаемая сила любви Петра и Февронии. Оба супруга не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же час, не разлучаются и после смерти. Наперекор тем, кто пытался их разлучить.

Почему люди не хотят соблюдать наказ похоронить в одном гробу? / Люди полагали, что это несовместимо с их монашеским званием./

Своей жизнью Петр и Феврония воплотили на земле образ небесного брака. - полное единство супругов в любви, открывающее человеку прямой выход в Царство Небесное. Поэтому святая Феврония является покровительницей брака. Беседу об этих героях хотелось бы закончить так:

Когда оскудеют духовные силы,

Когда вам невмочь побороть будет зло,

И станет темно как у края могилы,

И будет вам трудно и тяжело

В такие минуты с большою любовью

Петра и Февронью, мой друг, вспомяни.

И припади к ним, как к изголовью,

Осмысли их жизнь и душой отдохни.

Итоги урока.

1 Каково жанровое своеобразие произведения?

2. Интерес к обыкновенному человеку. К быту, к определённым

Историческим условиям привёл к открытию нового литературного

Героя, в котором читатели могут узнать самого себя. Писатель

Сумел создать такой характер главной героини, который отличает

Яркая индивидуальность.

Домашнее задание, /по выбору/(слайд 9, ИКТ)

1. В последние годы стало модным отмечать день святого
Валентина, покровителя влюблённых. Справедливо ли
забывать нам о своих святых - Петре и Февронии, ставших
образцом христианского супружества. Поразмышляйте на эту
тему.

2. Сочинение - миниатюра на тему «Чем мне интересен образ
Февронии?»

В начале XVI века, еще во времена царя Иоанна Грозного, митрополит Московский и всея Руси Макарий поручает своим монастырским помощникам-книжникам искать по всем русским городам и деревням истории о праведных людях, которые прославились своей благочестивой жизнью. Одним из таких древних красивых и романтичных рассказов оказалась «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ поступков главных героев говорит о том, что это были праведники, ставшие духовным символом христианской семьи. И поэтому с согласия Церковного собора в 1547 году они были канонизированы. Священнику Ермолаю было доверено написать подробное сочинение о жизни и любви Петра и Февронии.

Петр и Феврония. Краткое содержание сюжета

В городе Муроме правил князь Павел. И вдруг к его жене стал прилетать на блуд Змей в облике Павла. Она немедленно рассказала об этом своему мужу. Тот сразу попросил ее, чтобы она при следующей встрече со Змеем льстиво выведала у него, от чего же ждет он смерть свою. Смиренная жена так и сделала. Обольщенный ее красотой и нежными речами, Змей выдал ей тайну своей погибели, которая заключалась в том, что убьет его Петр с помощью Агрикова меча. Озабоченный этой новостью, Павел зовет к себе брата Петра и все ему рассказывает. И тот был готов сразиться с врагом, правда, не знал, где ему раздобыть Агриков меч.

Агриков меч

При этом невозможно не упомянуть тот факт, что этот меч выковал Агрик - сын жестокого тирана Ирода, известного по библейским текстам. Этот могучий меч имел сверхъестественные свойства и во тьме испускал голубоватое свечение. Он легко расправлялся с любыми воинскими доспехами. Кстати, его еще называли мечом-кладенцом - оружием былинных богатырей. Но как он попал в Древнюю Русь? Есть основания утверждать, что тамплиеры, участвуя в раскопках скорее всего, нашли главные христианские реликвии: чашу Грааля, плащаницу, позже названную Туринской, и Агриков меч. Его-то они и преподнесли бесстрашному полководцу Владимирскому - князю Андрею Боголюбскому - в качестве особого вознаграждения, когда тот решил вернуться на Русь. Но с началом междоусобных войн князь был убит. А меч стал переходить из одних рук в другие. В конце концов его спрятали в стенах монастыря славного города Мурома.

Продолжение сюжета

Так вот, через некоторое время Петру, молящемуся в церкви монастыря, отрок указывает на клад, в котором хранился Агриков меч. Он взял оружие и отправился к брату. Князь Петр почти сразу понял, что у жены брата Павла сидит Змей в своем колдовском обличье. Тогда он нанес ему смертельный удар, и тот мгновенно скончался, обрызгав его своею кровью, после чего князь сильно заболел и покрылся струпьями. Ни один врач не брался лечить Петра. Но однажды нашлась такая деревенская целительница от природы, мудрая дева с именем Февронья, которая излечила князя и стала его верной женой. После смерти брата Павла престол занял Петр. Но коварные бояре решили изгнать простолюдинку, не по душе она была их женам. И Февронья была готова покинуть город, но только со своим мужем, который решил идти с ней. Бояре были сначала очень рады их отпустить, но через некоторое время, после междоусобных браней и убийств за престол, они решили вернуть супружескую княжескую чету. И после этого все зажили радостно и счастливо.

Главная развязка

А когда пришло время, Петр и Февронья приняли монашеский постриг и получили при этом и Ефросинья. Они даже молились Богу, чтобы Он послал им смерть в один день, и даже приготовили двойной гроб с перегородкой. Так и случилось - они почили в один день, но священники побоялись гнева Божьего и не стали хоронить их вместе. Расставив их покойные тела в разных церквях, на утро они обнаружили их вместе в своем специальном гробу. Это повторялось дважды. И тогда решено было похоронить их вдвоем, никогда более не разлучая.

Теперь всегда вместе святые возлюбленные Петр и Феврония. Краткое содержание этой истории открыло лишь небольшую часть их праведной жизни. Эти чудотворцы стали покровителями брака и любви. Теперь любой верующий имеет возможность помолиться над святыми мощами в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

Мудрая Феврония

Характеристика Петра и Февронии удивляет их бесконечным смирением, спокойствием и безмятежностью. Обладая огромной внутренней силой, целомудренная и прозорливая Феврония очень скупа в ее внешнем проявлении. Она победила свои страсти и была готова на все, даже на подвиг самоотречения. Ее любовь стала непобедимой внешне, потому как внутренне подчинилась уму. Мудрость Февронии заключается не только в ее необыкновенном уме, но в чувстве и воле. И между ними не существует никакого конфликта. Отсюда такая проникновенная «тишина» в ее образе. Поэтому неудивительно, что Феврония обладала животворящей силой, настолько великой, что даже оживляла срубленные деревья, которые после того становились еще больше и зеленее. Обладая сильным духом, она способна была разгадывать мысли путников. В своей любви и мудрости она даже превзошла своего идеального благоверного Петра. Любовь Петра и Февронии нашла свой отклик в сердцах миллионов людей, которые обязательно буду молиться этим святым образам.

Отважный Петр

Характеризуя князя Петра, можно увидеть его небывалый героизм и мужество в победе над коварным дьявольским Змеем. Сразу видно, что он - глубоко верующий человек, иначе он бы не смог победить такого коварного искусителя. Однако все же он однажды обманул Февронию, когда давал обещание, что после его выздоровления он женится на ней. Он так и не выполнил его, пока опять не покрылся зловонными струпами. Урок, преподанный Февроньей, князь быстро усвоил и после стал слушать ее во всем. В скором времени они обвенчались и стали жить как истинные христианские семьи в любви, верности и согласии. Князь Петр никогда не потакал своей жене. Он был воистину благочестивым, не зря же его полюбили бояре и народ.

По-своему уникальна характеристика Петра и Февронии. Это были действительно люди от Бога. И не раз удивляешься тому, насколько сильными были у них взаимопонимание и любовь. Ведь они прекрасно дополняли друг друга, поэтому и стали образом идеальной супружеской пары.

Жанры древнерусской литературы

Кроме этой знаменитой повести, существовали и другие примеры древнерусской литературы. Вообще, древнерусские книжники, осваивая общеславянскую литературу, в основном занимались греческими переводами и затем обратились к созданию своих оригинальных произведений, исполненных в различных жанрах: житие, летопись, поучение, воинская повесть. Точно невозможно указать, когда именно возникли первые записи разных исторических преданий, но яркие примеры древнерусской литературы появились уже в середине XI века. Именно тогда были созданы русские летописи, представляющие собой подробную запись некоторых очень на Руси. Особое место занимают повести древнерусской литературы - это что-то промежуточное между романом и новеллой. Но сейчас в основном это рассказы - короткие повествования о каком-либо событии. Таким образом, современниками особенно ценится народный фольклор и древнерусская литература.

Памятники древнерусской литературы

Одним из первых известных древних летописцев стал преподобный Нестор (его святые мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры) с его летописью «Повесть временных лет», датированной XI веком. За ним Великий князь Киевский Владимир Мономах написал книгу «Поучение» (XII век). Постепенно стали появляться такие произведения, как «Повесть о житии Александра Невского», автором которого, вероятнее всего, был книжник Владимирского митрополита Кирилла рубежа конца XII и начала XIII века. Потом был создан еще один памятник древнерусской литературы, датированный началом XII века, под названием «Слово о полку Игореве», где имя автора осталось неизвестным. Непременно хочется отметить и великое произведение о Мамаевском побоище «Задонщина», созданное на рубеже конца XIV и начала XV века, предположительно автором был рязанский священник Софроний.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ

Постепенно список древнерусской литературы расширялся. В него вошла и «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ этого произведения XVI века называет его гимном супружеской любви и верности. И это будет правильно. Вот он - образец настоящей христианской семьи. и преданность демонстрирует «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ художественных особенностей произведения говорит о том, что оно объединяет в себе два фольклорных сюжета. В одном из них повествуется о коварном Змее-соблазнителе, а в другом - о мудрой деве. Его отличают простота и ясность изложения, степенная неторопливость развития событий и, главное, спокойствие повествователя в беззлобии описания действующих лиц. Оттого она легко воспринимается и читается, а значит, учит нас любить по-настоящему, смиренно и самоотверженно, как это делали ее главные герои - Петр и Февронья.

Мудрость центрального персонажа, раскрывающаяся неожиданно для окружающих, характерна и для памятника житийной литературы, сложившегося первоначально, по-видимому, в период конца XV века, — для «Повести о Петре и Февронии».

Один из наиболее выдающихся памятников древнерусской агиографии и литературы вообще, «Повесть о Петре и Февронии», как и «Житие Михаила Клопского», возникла на местном материале (Петр и Феврония были святыми Муромского княжества), но приобрела общерусское литературное распространение.

Вопрос о происхождении «Повести о Петре и Февронии» сложен и вызывал споры в научной литературе. В настоящее время можно, по-видимому, считать установленным, что дошедший до нас письменный текст Повести восходит к времени не ранее середины XVI в. и создан писателем-публицистом этой эпохи Ермолаем-Еразмом.

Однако уже в XV в. существовала церковная служба Петру и Февронии, где упоминались основные мотивы повести — победа Петра над змеем, его женитьба на Февронии и их совместное погребение. Вполне возможно поэтому, что Ермолай, как и другие средневековые агиографы, подверг стилистической обработке уже существовавшую житийную повесть. К повести Ермолая-Еразма мы еще обратимся; пока изложим основной сюжет жития.

Сюжет жития о Петре и Февронии не похож на большинство житийных сюжетов. Здесь нет ни страданий за веру, ни мученической кончины героев, утверждающей их святость. Герои повести весьма мало связаны с историей; попытки установления их исторических прототипов сомнительны; для XV—XVI вв. эти герои, во всяком случае, были персонажами далекого прошлого.

В центре повести — крестьянская девушка Феврония, согласившаяся излечить княжича Петра, заболевшего от пролившейся на него змеиной крови. В награду за это Феврония требует, чтобы княжич женился на ней. В начале Петр пытается «искусить» Февронию: моясь в бане перед излечением, он посылает Февронии клочок льна и требует, чтобы она выткала из него «срачицу и порты и убрусец».

Но Феврония поступает, как и подобает фольклорному хитрецу, которого пытаются одурачить (ср., например, Акира при дворе египетского царя): она отвечает нелепостьюна нелепость, соглашаясь выполнить просьбу Петра при условии, если княжич приготовит ей из щепочки ткацкий станок.

Так же неудачно кончается попытка излеченного князя просто нарушить свое обещание: Феврония предусмотрительно велела смазать все его язвы (полученные от змеиной крови), кроме одной, и вероломство Петра приводит к тому, что от «того струпа начаша многие струпы расходитися на теле его»; для окончательного излечения Петру приходится выполнить свое обещание.

После смерти брата Петр занимает престол Муромского княжества. Когда мятежные бояре решают изгнать княгиню-крестьянку из Мурома, она соглашается уйти, если ей разрешат взять с собой то, что она попросит. Бояре соглашаются, и княгиня просит «токмо супруга моего князя Петра». Петр следует за нею.

В конце концов Петр и Феврония благополучно «державствуют» в Муроме; по «преставлении купнем» (одновременной смерти) и раздельном погребении они оказываются все же воссоединенными «в едином гробе».

Связь «Повести о Петре и Февронии» с устным народным творчеством, отражение в ней «мировых» фольклорных мотивов весьма значительны и неоднократно отмечались в научной литературе. Однако существующие записи сказок и преданий об этих святых — поздние (не ранее конца XIX в.) и сложились уже под влиянием письменной житийной традиции (хотя, возможно, включают и подлинные фольклорные мотивы).

В сюжете Повести соединились два основных сказочных сюжета — волшебная сказка о борьбе во змеем и новеллистическая сказка о мудрой крестьянской девушке, выходящей замуж за знатного человека и подвергающейся трудным испытаниям. Герой жития Петр заболевает после того, как побеждает змея; Феврония излечивает его от язв.

Эта завязка сближает Повесть с кельтской легендой и средневековым западным романом о Тристане и Изольде: подобно Февронии, Изольда излечивает Тристана, заболевшего от крови дракона; с «Тристаном и Изольдой» совпадает и тема воссоединения героев после смерти (в Повести герои чудесным образом оказываются в едином гробу, в легенде о Тристане из его могилы вырастает куст терновника, соединяющий еес могилой Изольды).

Сочетание сюжета неравного брака крестьянки и знатного человека с мотивом исцеления жениха не характерно для известных нам русских сказок, но такое же сочетание присуще новелле Боккаччо о Джилетте из Нарбонны («Декамерон», день 3, новелла 9) и комедии Шекспира «Все хорошо, что хорошо кончается», — вероятно, такой контаминированный сюжет существовал и в русском фольклоре XV в.

Сюжет жития Петра и Февронии принадлежит, таким образом, к числу популярнейших сюжетов мировой литературы. К его конкретной разработке в древнерусской письменности мы обратимся в дальнейшем изложении, в связи с развитием повествовательной литературы XVI в.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.






Критерии оценки защиты ученической презентации Содержание (максимум – 30 баллов): Сформулированы тема исследования и проблемный вопрос, информация точная, полная, полезная и актуальная, ясно изложены и структурированы результаты исследования, иллюстрация результатов исследования, выражение своего мнения по проблеме, грамотность (орфография и пунктуация). Дизайн (максимум – 20 баллов): Читаемость текста, использование эффектов анимации, цветовое решение, иллюстрации интересны и соответствуют содержанию. Защита презентации (максимум – 20 баллов): Свободное владение темой проекта, способность кратко и грамотно изложить суть работы, монологичность речи, использование научной терминологии.






















5. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок 6. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена) 7. Волшебные предметы (например, Агриков меч) 8.Постоянные эпитеты (лукавый змей, мудрая дева).






«Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития В ходе работы мы выявили следующие черты житийного жанра: Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная) Любовь героев к Богу, почитание героями Библии


3. 3. Чудеса, которые творят герои Необычная смерть и посмертные чудеса Есть похвальное слово святым В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.




В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности: 1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность. 2.Герои повести – реальные люди Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть»
















Исследователями повести обнаружены очевидные параллели между сюжетом жития муромских святых и русскими сказками. Кроме того, произведение Ермолая-Еразма содержит ряд традиционных мотивов, восходящих к старофранцузскому эпосу (роману о Тристане и Изольде): Изольда излечивает Тристана, зараженного кровью чудовища; гонители требуют изгнания Изольды; гробницы Тристана и Изольды соединяет терний, и все попытки его уничтожить оказываются тщетными.

Тем не менее, интерпретация "Повести о Петре и Февронии" как произведения, прославляющего земные чувства, представляется недостаточно обоснованной. Дело в том, что сам текст повести противоречит столь определенному выводу. Ни Петр, ни Феврония не говорят о любви. Их брак не плотский, а духовный, строится на соблюдении евангельских заповедей и, соответственно, приобретает характер союза с Богом. Не следует также забывать о том, что главная героиня в сущности не добивается каких бы то ни было земных благ, благополучия; ее мудрость сродни прозорливости, а не человеческой хитрости.

Феврония не действует силой внушения, но лишь послушно следует высшему знанию: ей открывается то, что скрыто от других людей. В этом, вероятно, нет исключительной заслуги Февронии, хотя условием получения пророческих способностей становится сама благочестивая жизнь. Поэтому святая совершает чудеса «своим благословением». Она, безусловно, побеждает в мудрости героев-мужчин (самого Петра, княжеского отрока, завистливых бояр). Главной темой повести, таким образом, становится тема ума и как провидческого дара, и как религиозно-нравственной интуиции. Не случайно произведение открывается пространным богословским предисловием, в котором говорится о духовном устройстве человека.

Наделенная особой чистотой духовного "ума", Феврония выступает орудием высшей воли, способствуя исправлению и спасению других людей. Ее роль в структуре произведения символична. Мудрая женщина олицетворяет собой образ первозданного человека, земного царя всего творения. Недаром во второй новелле Феврония предстает как повелительница созданного Богом «тварного» мира и наставница заблудшего человека: заяц в ее горнице является, судя по всему, символом первозданной природы, господином которой был праведный Адам до своего грехопадения. В то же время заяц мог олицетворять собой грешника, преследуемого дьяволом. Соответственно, Феврония становится защитницей неразумных и слабых существ, которые подвергаются смертельной опасности. Таким образом, тема борьбы с темными демоническими силами подспудно присутствует в произведении.

Эта концепция определяет характер построения образной системы. На вершине иерархии образов находится Феврония. Ей противопоставлены неразумные люди, охваченные скверными страстями (бояре и их жены). Есть и герои, которые постепенно приобщаются к высшей мудрости. Прежде всего, это князь Петр. Он, конечно, зависит от обстоятельств, но может направить личную волю на благие дела. В результате князь должен подчиниться высшему замыслу и признать ограниченность своих возможностей, свою недостаточную мудрость. Его главным подвигом становится смирение. Следовательно, повесть прославляет не человека, а всеведение Промысла. В этом назидательный и религиозный смысл произведения. Однако автор ушел от прямого дидактизма, от непосредственной публицистичности. Ермолай-Еразм, как опытный богослов и высокоодаренный писатель, воспользовался народными преданиями, следуя требованию правдивости: он не мог, судя по всему, отступить от канвы устных рассказов, но наполнил их смыслом сугубо нравственным, преобразовав имевшийся в наличии цикл готовых сюжетов в стройное композиционное и философское целое.

В точном соответствии с композицией выстраивается общий сюжет повести. Первая новелла выполняет роль завязки сюжета, вторая — развития действия, третья — кульминации и развязки. Четвертая новелла — финальная. Это — своеобразный агиографический итог и одновременно существенный элемент любого жития — посмертное чудо, свидетельство святости.

Как писатель Ермолай-Еразм чужд высокой книжной риторики. В повести практически нет элементов витийственного стиля "плетения словес". Ведущая роль принадлежит простому изложению событий. Главной художественной приметой повествования выступает «малая» образность. С этой точки зрения, внимательное отношение к предметному миру и человеческому жесту показательно и может служить отличительным признаком индивидуальной авторской манеры книжника. Ермолай-Еразм сосредоточивается на поведении главной героини. В данном случае писатель проявил себя как мастер художественной детали: трогательно и правдиво поведение Февронии, ее простонародные манеры (чудо с превращением в фимиам хлебных крошек); значим и исполнен глубокого смысла жест вышивальщицы, обвивающей нить вокруг иглы. По-своему изображает Ермолай-Еразм и внутренний мир своих персонажей: в особенности это касается сомнений князя Петра, которые облечены в форму внутреннего голоса, напряженного и психологически верного монолога.

Важнейшими элементами художественной системы произведения следует признать диалоги, содержащие тонкие речевые характеристики. Диалогичность повести связана с народной речевой стихией, нашедшей художественную форму. Типичный обмен репликами в повести, как правило, приурочен к разгадыванию загадок, которые задает мудрая Феврония.

Символические элементы повести отмечены особым проникновенным лиризмом. В житийном рассказе нет характерных для средневековой агиографии видений, знамений, мало типичной нумерологической символики (сокровенного смысла чисел). Чудеса имеют «камерный» характер (чудо с процветшими деревцами). Безусловно, "Повесть о Петре и Февронии" явилась новым существенным этапом в развитии агиографического жанра. Совершенствуя приемы идеализации, Ермолай-Еразм ушел от абстрактного психологизма и сделал ряд первостепенных художественных открытий. Однако новаторство агиографа служило выражению традиционного духовного содержания и соответствовало общему пафосу древнерусской житийной литературы.