День Святой Троицы: традиции и приметы христианского праздника. Что такое православный праздник Троица

В воскресенье, 27 мая, православные верующие отмечают один из главных праздников в христианстве - День Святой Троицы. Этот праздник также называют Пятидесятницей, поскольку он приходится на 50-ый день со дня празднования Пасхи, и праздником Сошествия Святого Духа. Троица входит в число двунадесятых праздников, то есть, двенадцати важнейших в православии после Светлого Христова Воскресенья.

Иисус Христос обещание сдержал

Троица - это сокращенное название Дня Святой Троицы, отмечают священнослужители. В Библии сказано, что Иисус Христос пообещал ученикам вернуться после Своего Вознесения и свое обещание сдержал в праздник Троицы.

Согласно преданию, на 50-й день после Воскресения Иисуса Христа и через 10 дней после Его Вознесения ученики Христа и мать Иисуса - Дева Мария собрались в Иерусалиме. Во время молитвы вдруг сверху на них спустилось божественное пламя. Огни закружились над их головами, и в этот момент они ощутили в себе способность общаться на множестве языков других народов. Согласно Евангелию, в этот день на апостолов сошли огненные языки Святого Духа, и они заговорили на разных языках мира. С тех пор апостолы начали проповедовать христианскую веру по всему миру, поэтому Троица считается также днем рождения христианской церкви.

Сам богословский термин «троица» отражает христианское учение о трех лицах единого Бога: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. В праздник Святой Троицы воспевают Отца, Сына и Святого Духа, а также поминают умерших.

В воскресенье в православных храмах исполняется одна из самых торжественных и красивых служб в году, а после Божественной литургии совершают вечерню в память о нисхождении Святого Духа на учеников Иисуса.

В церковь в этот день верующие ходят с ветками березы, клена, дуба, а также с полевыми цветами. Затем их несут домой, засушивают и сохраняют за иконами. Также ветви оставляют у окон и дверей, чтобы не проникла злая сила.

На Троицу сушат веники для бани. В народе считается, что они будут иметь целебную силу.

Дом, наполненный ароматом целебных трав

Троица входит в череду дней, называемых в украинской традиции Зелеными святками или Зеленым воскресением. В эти дни христианские традиции тесно переплетаются со всевозможными народными культами и магией.

Перед Троицей желательно тщательно убрать свой дом. Можно очистить жилище и от духовной грязи, обойдя со свечой помещение и троекратно перекрестив углы.

Основной традицией является наполнение дома ароматными целебными травами. Травы кладут на пол и подоконники. Заранее готовят букеты из душистых трав. Мята и чабрец своим ароматом создают особое радостное настроение.

В канун Троицы украинцы собирают знаковое растение для Зеленого воскресения - аир, стебли которого известны своими целебными свойствами и ароматом. Хорошей приметой считаются березовые ветки, которые кладут на пол в доме, для тех, кто хочет найти себе жениха или невесту. Кстати, через 3 дня после праздника рекомендуется все травы из дома убрать, их выбрасывают или сжигают.

С женитьбой лучше подождать

В народе существуют поверья, что можно и что нельзя делать на Троицу. Считается, что на Троицу не стоит назначать свадьбу - якобы ничего хорошего из такой семьи не выйдет.

Как и в другие большие христианские праздники, на Троицу нельзя шить, вязать, печь и работать на огороде. Согласно народным поверьям, тех людей, которые не отдыхают в этот день, ждут напасти. У тех, кто будет пахать, скот падет. У тех, кто будет сеять, град побьет посевы. У тех, кто будет шерсть прясть, овцы заблудятся.

Следующий день после Троицы называется Духов День. В этот день запрещается работать на земле, однако можно искать в ней сокровище. Якобы земля в этот день обязательно подарит хорошему человеку что-то ценное.

В народе верили, что на Троицу приходят мифические существа - мавки и русалки, поэтому нежелательно одному идти в лес или на поле. Нельзя водить в лес и скот. На Троицу нельзя купаться, иначе, по древним поверьям, русалки затянут купальщика на дно.

В праздник Троицы нельзя думать о плохом, нельзя завидовать и злиться на кого-то, потому что ничем хорошим это не закончится.

Святая Троица - богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности . Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

В Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» - «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин - «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в , где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в : “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на “Правмире”:

Один из главных христианских праздников - День Святой Троицы в 2018 году празднуют 27 мая - православная церковь в этот день вспоминает евангельское событие — сошествие Святого Духа на апостолов, которое описано в одной из книг Нового Завета.

Праздник не имеет определенной даты в церковном календаре, так как привязан к дню празднования Пасхи - его празднуют на 50-й день после Светлого Воскресения Христова.

Sputnik Грузия поинтересовался, какие приметы связаны с Днем Святой Троицы, что можно и нельзя делать в этот великий праздник, который имеет один день предпразднства и шесть дней попразднства.

Что можно и нельзя делать

Согласно народным традициям и приметам, в праздник Святой Троицы, как и в любой другой православный праздник, нельзя выполнять различную работу — шить, мыть, стирать, убирать и прочее. Все работы по дому и хозяйству нужно завершить перед праздником.

Особенно строго в праздник запрещается работать на земле, в том числе копать, сажать и косить траву.

© photo: Sputnik / Evgeny Tikhanov

Репродукция копии иконы "Троица". Художник Андрей Рублев.

Те, кто не следуют старым обычаям и нарушают запреты, согласно поверьям, могут понести значительный ущерб. Так, например, у тех, кто пашет - может погибнуть скот, у тех, кто сеет — град побьет посевы. А у тех, кто прядет шерсть - заблудятся овцы и так далее.

В эти дни можно готовить еду к праздничному столу и кормить-поить скот и и домашних животных. В праздник всей семьей украшают дом веточками различных деревьев, цветами и зеленью, освященными в церкви.

Праздник Святой Троицы всегда выпадает в воскресенье - в этот день верующие с утра стараются посетить праздничное богослужение в храме, причаститься Святых Христовых Тайн и посвятить время молитве.

Можно ли работать на Троицу

В старину в дни великих праздников люди всегда старались отложить все дела, считая, что это неугодно Господу, так как работа, как правило, не спорилась и не приносила положительного результата.

Священнослужители поясняют, что, работая в день Троицы, мы как бы показываем Богу свое неуважение, поэтому по возможности в дни больших праздников, таких как Троица, лучше отложить все дела, в том числе и работу в огороде.

Конечно, бывают особо важные дела, которые нельзя перенести на другой день, но к их выполнению лучше приступить только после посещения службы и молитвы.

Кроме того, в современном мире есть немало работ, которые должны выполняться ежедневно, без перерывов и выходных, поэтому если верующий не может посетить храм, он может помолиться дома или на работе.

Можно ли купаться на Троицу

Люди в праздник также воздерживались от купания в доме — старались близко не подходить к воде, даже чтобы просто умыться.

Церковнослужители утверждают, что нет и не может быть никаких оснований не разрешать купаться на Троицу. Просто не стоит заменять поход в церковь и молитву пляжным отдыхом, что безусловно, будет грехом.

На природу можно отправится после службы, тем более что Троица всегда выпадает на конец мая или начало июня, когда погода бывает жаркая.

Что еще нельзя делать

На Троицу запрещалось проводить венчания и справлять свадьбы, а вот сватанье в этот праздник считалось благоприятной приметой — совместная жизнь будет долгой и счастливой.

В праздник Троицы запрещается думать о плохом, ругаться с близкими, обижаться на окружающих и желать кому-то плохого.

© photo: Sputnik / Oleg Lastochkin

Также запрещалось на Святую Троицу ходить в лес. В старину верили, что лешии и мавки (злые лесные духи) караулили там людей, заманивали в глубь леса и щекотали их до смерти. Но девушки, которые хотели узнать свое будущее, нарушая запрет, все равно бегали лес, чтобы погадать на суженого.

Обычаи и приметы

Неделя перед Троицей называется Зеленой - на неделе девушки плетут венки для всех членов семьи и приносят их домой. Если к Троице венок не завял, значит, человек будет жить долго и счастливо.

На Троицу было принято украшать комнаты цветами, молодой травой и зелеными ветками, что символизирует процветание и продолжение жизни. Для этого использовали ветки березы, рябины, клена, мяты, мелисы - люди считали, что чем больше зелени будет в доме на Троицу, тем счастливее станет дом.

В церкви во время службы освящали травы и букеты полевых цветов, которые засушивали и хранили целый год как оберег от дурного глаза. После праздничной утренней службы участок и дом освящали святой водой, чтобы таким образом отвадить потусторонние силы.

С древних времен устраивалось веселое застолье — на праздничный обед приглашали близких людей и родственников, которых угощали Троицким караваем, блюдами из яиц, блинами, пирогами, киселем. Дарили друг другу веселые подарки.

Сухари от Троицкого каравая хранили, чтобы добавлять их в свадебный пирог молодоженам в знак счастья и любви.

На Троицу полезно гулять босиком по траве, собирать и сушить целебные растения (чабрец, мята, мелисса), которые впоследствии используют как лекарство. Издревле люди считали, что в этот день земля и зелень обладают особой целебной силой.

На Троицу и последующие дни обязательно носили свой нательный крестик, как оберег, который защитит от потусторонних существ.

У девушек важным обычаем считалось пускание на воду сплетенного венка. Если венок поплыл далеко, то тогда можно готовиться к свадьбе, если утонет, то быть беде, а если причалит к берегу, то ждать ей замужества придется долго. А чтобы увидеть во сне суженого, нужно было положить березовые веточки под подушку.

Для христианина не существует запретов на те или иные виды деятельности в обычный или праздничный день, если они не вредят его душе. Ни купание, ни прогулка, ни работа не помешают верующему человеку, если он помнит о Боге.

На Троицу каждый верующий старается посетить храм, где в этот день после Литургии читаются особые коленопреклоненные молитвы о прощении грехов, милости Божьей и даровании благодати Святого Духа. Но сохранить и преумножить эту благодать в своей жизни христианин может только сам, следуя Евангелию, а не суеверным правилам.

И самое главное — не только в Святую Троицу, но и любой другой день нельзя держать в себе негативные мысли, не желайте никому плохого, простите родным и друзьям все обиды, переступите их и оставьте в прошлом, что обрести покой морально и физически.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Троица - великий православный праздник, символизирующий полноту Божьей благодати, когда людям явилась третья Святая ипостась - Дух Святой, в 2019 году отмечается 16 июня.

Перед Своим вознесением, воскресший и пребывавший с избранными учениками, Апостолами, Иисус повелел им не отлучаться из Иерусалима, пока не сойдет на них Дух Святой, после чего вознесся на небо.

Библейское описание Пятидесятницы

Троицей этот праздник назвал в честь полноты Божьей, Бога Отца, Сына и Святого Духа, которым Творец крестил Апостолов на пятидесятый день от Воскресения Господнего. Отсюда второе название этого праздника - Пятидесятница.

Святая Троица

В молитве, ежедневном причастии пребывали Апостолы и верные последователи Иисуса Христа, среди которых были:

  • ученики;
  • женщины, сопровождавшие учителя во время Его земной жизни;
  • Мать Мария;
  • Его братья.

Учитель не сказал, когда явится Дух Святой, и как это будет, только сказал, чтобы все пребывали в ожидании.

Читайте также:

В день Пятидесятницы в Иерусалиме собралось большое количество евреев, которые приехали на празднование дня первых плодов (Числа 28:26), принося добровольные пожертвования Всевышнему. Это был великий еврейский праздник с участием священников, левитов, бедных и богатых.

Праздник Седмиц, еще одно название этого дня, когда в храм приносился хлеб или хлебные колосья (Левит 23:15-21), ежегодно отмечался в Иерусалиме.

Ученики Иисуса Христа находились в доме, он наполнился внезапно шумом несущегося с неба ураганного ветра, над каждым учеником появились огненные языки, которые «почили на них». (Деян. 2:1-8)

Этот свет над головами Апостолов был сродни Благодатному огню, который сходит в Иерусалиме, в субботу перед православной Пасхой.

Святой Дух сошел на учеников Христовых и наполнил их всеми благодатными духовными дарами

В том же миг все Апостолы заговорили на иных языках, крещенные Духом Святым. Свидетелями этого явления стали все, прибывшие на праздник дня первых плодов. Услышав речь Петра, и найдя подтверждение предреченного еще в Старом Завете события (Иоил. 2:28-32), многие евреи приняли Христа своим Спасителем. В тот день крестилось около трех тысяч евреев из разных мест.

Важно! Сошествие Духа Святого положило начало Церкви Христа, это день ее рождения. Некогда простые рыбаки получили особый дар нести весть о приходе Миссии в массы, совершая благовестие в силе духа и дерзновения, полученного на празднике Пятидесятницы.

История появления праздника в православии

С этого дня ежегодно каждое воскресенье через 50 дней или семь недель после Апостолы и окружающие их христиане отмечали день Сошествия Святого Духа. Торжества Седмицы завершались крещением прилагаемых к Церкви.

Квинт Тертуллиан, раннехристианский теолог, писатель более 31 сохраненных трактатов, в 220-230 годах писал, что праздник Троицы затмил собою все языческие обряды этого времени.

Троица в православии обозначает единство Отца, Сына и Святого Духа

Официальное признание Церковью Пятидесятница получила в 381 году во время Вселенского Константинопольского Собора, на котором был утвержден догмат, признающий равенство всех трех ипостасей Святой Троицы.

На Соборе был принят Символ христианской веры - Верую в Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Символ Веры

Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца, создавшего небо и землю.

Верую в Иисуса Христа, Его Сына Единственного, Спасителя людей, который рожден от Девы Марии при зачатии Духом Святым, был мучим во время Понтия Пилата, умер через распятие, похоронен и воскресший после нисхождения в ад, взошел на Небеса, сел одесную Всевышнего, чтобы с Ним судить людей, живых и почивших.

Верую в Духа Святого, Святую Вселенскую Церковь, вечную жизнь через прощение и воскрешение. Аминь.

Аминь в переводе означает утверждение «Да будет так!»

Также смотрите:

Символ Веры читается в храмах и на домашних молитвах от Троицы и до Пасхи.

Отличие Троицы от других праздников

Пасхальные богослужения заканчиваются Пятидесятницей, после нее в церковном календаре недели нумеруются неделями после Троицы.

Понедельник после праздника Крещения Духом Святым назван Днем Святого Духа. С него и до Пасхи читается Символ Веры, а после Воскрешения Иисуса и до дня Пятидесятницы во время церковных и домашних молитв читается песнопение: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть подолал, живым из гроба встал», которое не поется после Дня Святого Духа.

Богослужение на Троицу начинается молитвой, она читается перед началом по окончании всякого праздника и дела, когда призывается Дух святой, как надежный помощник.

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас и очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши.

Преподобным Иоанном Дамаскиным и Космою Маиумским были составлены праздничные каноны еще в восьмом веке, они были изложены в Первом полном Византийском уставе проведения службы на Троицу.

Для сведения! На вечерней службе не происходит целования иконы, прихожане прикладываются к Евангелию.

На всенощной перед праздником читается канон Пятидесятнице. Утреннюю Литургию сменяет праздник Святого Духа, на нем молитвы читаются, стоя на коленях.

Праздничная стихира помогает понять смысл этого действия. Еврейский народ, в среде которого родился Бог Сын, через свое неверие лишен Божьей благодати. Христиане всего мира, язычники по плоти, наполнены Божественным светом. Преклонив колени, как символ преклоненного сердца, с глубокой верой поклоняемся третьей Ипостаси Божественной Троицы - Богу Духу.

Составил первые молитвы:

  • Первое прошение посвящено исповеданию перед Творцом грехов и просьбе о помиловании во имя Жертвы, дарованной людям Иисусом Христом, Богом Сыном.
  • Вторая молитва - воззвание о даровании всем людям Духа Святого.
  • Третье взывание к Христу, Миссии, Богу, который сошел в ад и забрал у сатаны ключи жизни, помиловать усопших родных наших.

Во время праздника исполняется Тропарь:

Благословен ты, Христос Бог наш, который даровал мудрость рыбакам, соделав их Апостолами, послал им Святого Духа и помог приобрести весь мир, слава Тебе, Бог - Человеколюбец.

Традиции украшения храмов и домов в день Пятидесятницы

По народной традиции на Троицу храмы и дома украшают зеленью, в народе этот праздник называют зелеными святками.

Украшение зеленью храма на праздник Троицы как символ расцвета христианской души

С одной стороны, это историческая основа. Аврааму Бог явился в виде трех старцев, которые возлежали под дубом.

На пятидесятый день после выхода из Египта Всевышний на зеленой горе Синай даровал народу 10 заповедей, которые и сейчас являются основой христианства.

По обычаю в честь этих событий все храмы украшались и раньше зеленью. Зелень на Пятидесятницу символизирует расцвет христианской души, которую разбудил Божественный Дух через благодать Бога Отца и Сына.

Срубленные на Троицу березки символизирует силу благодати. Пока дерево питалось через корни, росло в земле, оно жило, а как только его срубили, погибло. Так и человеческая душа живет, пока питается Божественной силой, а отойдет человек от Церкви, сразу погибает. Иисус есть Лоза, а мы Его ветви, питающиеся милостью, прощением через исповедь и причастие.

Для сведения! Последующая неделя за Светлой седмицей скоромная, она заканчивается Неделей Всех Святых, после чего наступает Петров пост.

Всевышний показал себя триединым в Троице единосущной и нераздельной, не стоит пытаться умом понять этот догмат, объяснить его человеческим разумом. Каждая Ипостась Троицы имеет Свое лицо, но это не три Бога, а единая Божественная сущность.

День Святой Троицы. Пятидесятница

Святая Троица в 2016 году празднуется в воскресенье, 19 июня. В 2017 году 4 июня, в 2018 году 27 мая, в 2019 году 16 июня, в 2020 году 7 июня. Накануне Пятидесятницы (в субботу) совершается поминовение усопших. Это Троицкая родительская суббота, когда у Бога просят простить грехи и даровать вечное блаженство усопшим. В ближайший к Троице понедельник православные празднуют . Это второй день праздника. Через неделю (тоже в понедельник) начинается .

Святая Троица, или Пятидесятница

Праздник Святой Троицы называется Пятидесятницей, т.к., по преданию, именно на пятидесятый день после Пасхи свершилось сошествие Святого Духа на Апостолов. Праздник христианской Пятидесятницы — это двойное торжество: во славу Пресвятой Троицы и во славу Пресвятого Духа. «Первый день Пятидесятницы, т.е. воскресенiе, Церковь посвящаетъ преимущественно въ славу Пресвятой Троицы; и этот день въ народе называется Троицынымъ днемъ, а второй, т.е. понедельник — во славу Духа Пресвятаго, отчего и называется Духовымъ днемъ. Празднованiе Святому Духу Церковь начинаетъ, по обыкновенiю, вечернимъ Богослужениемъ въ Троицынъ день». (Закон Божiй). «После Литургии Троицына дня следует вечерня, на которой священник читает три молитвы, обращенные к Триединому Богу. В это время все становятся на колени впервые после Пасхи». (Александр Мень).

Праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь из иудейской, когда отмечали Синайское законодательство. В этот день Богоматерь, апостолы и верующие находились в горнице в Иерусалиме. Внезапно раздался звук, напоминающий шум ветра. Он доносился с Неба. Затем вспыхнули языки небесного пламени, которые не обжигали, но были очень яркими. Это Святой Дух сошел на апостолов, чтобы согреть, очистить и освятить их души. После того события апостолы вышли к людям, прибывшим из разных стран, и стали проповедовать на их родных языках. В 30 году «Иерусалим был переполнен паломниками, съехавшими со всех концов Римской империи. Внезапно внимание народа привлекла группа галилеян: охваченные вдохновением, они обращались к народу со странными речами. Одни сочли их пьяными, но других поразило, что этих людей из Галилеи понимали даже те, кто не знал арамейского наречия. Тогда вышел Петр, ученик Иисусов, и сказал, что настало время исполнения пророчеств, когда Дух Божий почиет на всех верных. … В тот же день тысячи иудеев приняли крещение во имя Иисусово. …Те, кто совсем недавно в страхе бежал из Гефсимании, начинают всемирную проповедь Евангелия. Их не остановят ни угрозы архиереев, ни истязания, ни тюрьмы. За ними придут новые поколения». (Александр Мень).

Лесное озеро. Березы вокруг

Духов День

Духов День у православных празднуется в первый понедельник после Пятидесятницы. «Церковь возносит благодарение Духу Господню, который излил благодать свою на ее чад». (Александр Мень). Первая неделя после Троицы посвящена памяти всех святых.

Петров пост

Петров пост (апостольский) наступает в понедельник через неделю после празднования Святой Троицы. Заканчивается в День памяти апостолов Петра и Павла.

Как празднуют Троицу

Троица, день признания «Духа Божия живородящего», обычно бывает солнечной. Создается впечатление, что светится и воздух, и каждая травинка. Троицу недаром называют зелеными святками, этот праздник еще с языческих времен тесно связан с проводами весны и встречей лета. Храмы и дома украшают цветами и березовыми ветками. Пол в церкви устилают травой с полевыми цветами. Это давний обычай: в Ветхозаветной церкви синагоги и жилые дома украшали живыми цветами, считая, что все должно напоминать о цветущей Синайской горе, где «Моисей получил скрижали закона». По преданию, когда Святой Дух сошел на апостолов, сионская горница в Пятидесятницу была наполнена цветами и ветвями деревьев.

Что нельзя делать на Троицу?

Работа на Троицу считается грехом. Особенно та, которая связана с землей. Считается, что нельзя в этот день тревожить землю-матушку, нарушать гармонию в природе. Лучше в лесу погулять, с березками пообщаться. Это как раз тот случай, когда «работа — не волк, в лес не убежит». В Троицу отдыхать нужно.