Духовно-нравственные ориентиры. Нравственные ориентиры деятельности

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Поэтому духовному воспитанию молодежи призвано способствовать качественное улучшение всей учебно-воспитательной работы. В соответствии со Стандартами на ступенях начального общего и основного общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся является составляющей Образовательных программ всех школ России. Среди личностных результатов освоения программ на первом месте находится формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей и нравственной культуры многонационального российского общества.

И особенно значительную роль в этом отношении приобретает стимулирование педагогами и родителями собственных усилий обучающихся по самосовершенствованию. Давно стала даже крылатой образная мысль: ученик не сосуд, наполняемый знаниями, а факел, который нужно зажечь благородным огнем самосовершенствования.

Известно, что испокон веков костяк общественной нравственности составляли религиозные нравственные постулаты и моральные заповеди. Вот почему культурологическое изучение религии сегодня уже само по себе много дает в совершенствовании нравственного мира людей. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах православной культуры, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение и потому, что характер светской школы определяется, в том числе, и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

Нравственная культура дает возможность человеку не только войти в богатый духовный мир мыслей и чувств, но и помогает ему стать свободным и независимым от тех стереотипов, примитивных шаблонов накопительства, зависти, тщеславия, которые, к сожалению, распространены среди морально равнодушных и злых людей.

Конечно, в индивидуальном нравственном совершенствовании многое зависит от работы интеллекта самой личности и осознания ею нравственного смысла жизни. Можно спорить со старым «правилом»: работай над очищением своих мыслей, и если у тебя не будет дурных мыслей, то не будет и дурных поступков. И все же доля истины в нем есть. Не случаен вывод А. Чехова — писателя, так глубоко показавшего многие нравственные проблемы: «В человеке все должно быть прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли» . А в своем письме к брату он пишет: «Чтобы воспитываться и не стоять ниже уровня среды, в которую ты попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из «Фауста»… Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля». Т.е. одним из важных нравственных ориентиров самосовершенствования писатель считает работу человека над собой. И особенно подчёркивал Антон Павлович Чехов определяющую роль веры в ценности человеческой личности: «Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек…» . При этом веру он рассматривает как способность духа, которая доступна только «высоким организациям». Именно вера человека и моральные заповеди, по мнению А.П. Чехова являются определяющими духовными ориентирами самосовершенствования.

Что же дает человеку нравственная культура, основу которой составляют гуманизм, моральный долг, совесть, достоинство и честь? Прежде всего — способность переживать благородные, нравственные, добрые чувства, просветляющие человеческую жизнь. Именно способность вести истинно человеческую жизнь и не замыкаться в биологических потребностях. Именно собственно человеческие сокровища души начинаются там, где человек включается в мир нравственных мыслей и чувств.

Известно, что эти благородные чувства во многом уже прививаются человеку в результате приобщения к искусству и литературе, которые без преувеличения можно назвать великими учителями нравственного языка. Дело в том, что наиболее наглядно в концентрированном виде человек включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла в искусстве и литературе. Хорошая, тем более потрясшая человека пьеса, кинофильм, художественное произведение — все это, как прожектором, в более яркой форме высвечивает благородные человеческие чувства и мысли. И многие люди, которые, может быть, в сутолоке будней и не обращают внимания на нравственные проблемы, теперь, ведомые талантливым писателем, режиссером, художником или писателем проникают в суть явлений, переживают облагораживающие чувства.

А ведь жизнь богаче любой толстой книги... И умение видеть, понимать и переживать благородные гуманные чувства, эмоции удовлетворения, удовольствия и радости от свершения хорошего дела помогают человеку стать более счастливым.

Разумеется, далеко не каждый человек познает мир нравственных отношений и может быть счастлив, совершая добрые, гуманные поступки. В сознании некоторых людей личное счастье человека ограничено, а то и противопоставлено интересам других людей. Иногда так может показаться потому, что человек не задумывался глубоко над самим собой, своими переживаниями, не сопоставлял своих радостей с тем хорошим, что он сделал людям. Этому может мешать своего рода нравственная глухота. Представим себе, что человек, который не имеет музыкального слуха и к тому же музыкально не образован, приходит на концерт слушать сложную симфоническую музыку. Даже если из вежливости он изображает внимание, ему скучно, он не испытывает наслаждения, которое переживают другие, оказываясь в мире музыки, эмоциональных состояний, эстетических чувств. Так и мир нравственных чувств, тонких и возвышенных переживаний, благородных человеческих устремлений доступен разным людям не в одинаковой степени. Поэтому черствые, равнодушные люди, не понимая этого, как бы обделяют и обедняют себя, крайне ограничивают себя в своем мирке мелких мыслей, в своей самодовольной уверенности, что эгоизм, замкнутость, материальные приобретения и есть смысл и счастье человеческой жизни.

Стремление стать оригинальным, интересным с помощью внешних признаков, бездумная погоня за модой, приобретательство обедняют духовный мир человека, приводят к потере индивидуального своеобразия личности. Вещизм, слепое приобретательство подавляют, подрывают духовные ценности человека, делают его весьма шаблонным, ограниченным. Он и не замечает, как обезличивает и обедняет себя. В результате психология такого человека начинает характеризоваться не только равнодушием к нравственным взаимоотношениям, к другим людям, душевной черствостью, но и определенной агрессивностью в достижении своих приобретательских целей и трусливостью, страхом потерять приобретённое, «выгодную позицию» в жизни. Эгоист, нравственно бедный человек теряет, по существу, много собственно духовного, человеческого. Эту сторону человеческих потерь заметил В. Белинский: «Хорошо быть ученым, воином, законодателем, но худо не быть при этом человеком!» .

Конечно, даже у нравственно развитых людей могут быть те или иные недостатки. И каждый человек в принципе способен далее улучшать и совершенствовать свой духовный мир, включаться в систему нравственных отношений. Для этого надо осваивать язык нравственных переживаний и нравственных мыслей, расширять в первую очередь диапазон добрых человеческих чувств. В основе овладения языком нравственных эмоций лежит стремление и установка не только переживать свои успехи и достижения, а и испытывать радостные, добрые чувства за других людей, за своих близких, друзей, товарищей. Это умение и желание совершать добрые дела, испытывать внутреннее удовлетворение от гуманных поступков, соучаствовать в переживаниях других, радоваться вместе с ними является ещё одним важным ориентиром самосовершенствования.

В психологической основе такого нравственного совершенствования лежит чувство сопереживания, мыслительно-эмоциональный перенос. Особенно наглядна эта способность в семейных отношениях. Редко можно найти человека, который не сопереживал своим близким, мысленно не ставил себя в их положение, не испытывал их эмоций, не радовался их успехам. И не только близким. Наверное, каждый сопереживает не только своим товарищам и родным, но и героям художественных произведений, героям кинофильмов. Вспомним, как тонко и со знанием дела включались Чехов, Достоевский, Лев Толстой в мир героев своих произведений, с какой симпатией к человеку описывают они переживания иногда незаметных и на первый взгляд малоинтересных людей. Глубоко раскрытый в литературе мир духовных переживаний «маленького человека» вызывает глубокие симпатии читателя. А почему же по отношению к своим знакомым, товарищам, родным, другим люди порой не проявляют такой чуткости?! Нет помощников: писателя, режиссера, артиста, которые открывают внутренний мир человека более зримо в художественном произведении. И все же каждый сам может стать «поэтом и художником» души человеческой. Здесь надо самостоятельно всмотреться в другого человека, представить его заботы, потребности, интересы, переживания. Как бы мысленно перевоплотиться в другого. Это помогает человеку выполнять свои нравственные обязанности не столько потому, что от него требуют и могут наказать за невыполнение или он ждет за это награду, а потому, что это доставит ему радость, внутреннее удовлетворение. Как заметил М. Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно» . И напротив, вынужденная добродетель теряет свою цену. «Добро по указу — не добро», — считал Тургенев. Наверное, эти мысли всем нам понятны.

А как важно своевременно заметить добрые ростки лучшего и хотя бы первые попытки человека сделать что-то хорошее. Ведь это так важно - опереться на положительное в человеке! В таком случае используют даже «моральное авансирование», поощрение сверх заслуг, как бы с авансом на будущее. Это своего рода выражение доверия к личности, что она его в будущем оправдает. Вспомним поучительный эпизод из «Педагогической поэмы». Макаренко, замечательный педагог, доверил бывшему рецидивисту Карабанову значительную сумму денег. Это было не только большое доверие и признание исправления, но и мощный стимул поверить в свои силы, по-настоящему начать новую честную жизнь. Карабанов хорошо выполнил поручение своего учителя и стал его верным помощником.

Ни для кого не секрет, что нравственные основы закладываются, прежде всего, в семье. В воспитании детей полезны специальные знания и умения, нужен личный пример родителей. Радует, когда родители несут своим детям духовность, и возникает уверенность, что они вырастут нравственными людьми. Ошибки в воспитании ребенка, ссоры между родителями по вопросам подхода и требований к нему могут сделать семейную жизнь безрадостной, а результатом такого воспитания чаще всего бывают грубость и плохое поведение маленьких детей и черствая неблагодарность взрослеющих детей.

К сожалению, родители подчас просто не понимают, какими последствиями могут обернуться их необдуманные поступки или даже просто слова. Например, маме кажется ненормальным, что его ребенок столь радуется солнечному лучику, нарядному мотыльку, зеленой травке. Она не приемлет этой, в сущности, мудрой детской жизнерадостности и позволяет себе сделать замечание ребёнку: «Чего ты смеешься, чему радуешься, разве деньги нашел?!» При этом, нужно не забывать, что задача культивирования радостных чувств у детей не означает, разумеется, что надо потакать детским капризам. Как заметил Пьер Буаст: «Не делайте из ребенка кумира; когда он вырастет, то потребует жертв» [викицитатник].

Нельзя забывать и о влиянии положительных примеров из жизни известных людей. Вспомним пример мужественного отношения к жизни Ирины Триус, автора книги «Жить стоит». Прикованная болезнью к постели, Ирина окончила второй институт, изучила пять языков, стала работать научным сотрудником, вступила в Союз журналистов. Как справедливо писала о ней в «Комсомольской правде» Л. Графова, главная заслуга Ирины в том, что она не стала сумрачным человеком, и мы благодарны ей за то, что она нужнее нам, чем мы ей. Люди приходят к ней за уроками оптимизма. Сама Ирина Триус считает: «Я по-прежнему верю, что счастье человека — в нем самом. И зависит... прежде всего, от того, что представляет собой сам человек и его внутренний мир» .

Таким образом, учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении нравственности надо, прежде всего, заботиться как родителям, так и школьным педагогам. Хочется надеяться, что российский народ обретет духовность и веру. И я глубоко уверена, что весомое слово в нравственном возрождении народа принадлежит учителю.

Литература

  1. Белинский В. Статьи о русской литературе, М.: Владос, 2008, с.239.
  2. Буаст П. Викицитатник.
  3. Графова Л. Против гнева своего //Комсомольская правда от 22.05.1973г.
  4. Макаренко А. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст., примеч., пояснения С.Невская - М.: ИТРК, 2003. - 736 с.
  5. Тургенев И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 10. М.: "Наука", 1982. (Стихотворение в прозе Эгоист)
  6. Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь. Под. ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. - 2-е изд.-М.: Рус.яз., 1988. - 272с.
  7. Чехов А.П. Дядя Ваня, Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах. Том тринадцатый. Пьесы (1895 - 1904). - М.: Наука, 1986. (слова Астрова).
  8. Чехов А.П. Письма к брату, ПСС, М., Огиз - Гихл, 1948, т. XIII, стр. 194.

Под нравственными ориентирами понимают нормы и правила жизни, поведения, которые призваны защищать интересы человека.

Раскроем сущность нравственности, морали как родовых понятий. Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение (С.И. Ожегов).

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores - нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» .

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение - понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.

Моральное сознание в значительной степени определяет нравственное поведение, дела и поступки личности; в свою очередь, только реальная нравственная практика является критерием истинности нравственных установок сознания. Например, категория долга, ее осознание личностью может быть проверено только практикой. Простое понимание должного, не подкрепленное соответствующими реальными действиями - пустой звук. Так, заявляя о своей приверженности требованиям служебного долга, молодой офицер в то же время отказывается ехать по распределению в отдаленную или «горячую» точку, хотя он, безусловно, понимает, что тем самым вступает в противоречие со своими заявлениями .

Долг - это требование общества, коллектива, желаемое - атрибут личности. Важно осознать, что, в конечном счете, долг работает на достижение желаемого, а желаемое при его правильном понимании ведет к более успешному выполнению долга. Человек с высоко развитым чувством долга может подняться над своими субъективными желаниями и страстями. Подчинить всего себя требованиям долга, которые как бы растворяют в себе все личное. В результате должное становится несокрушимым желанием, превращается из внешнего во внутренне побуждение личности. Разлад между долгом и устремлениями и соблазнами личности, между долгом и чувством самосохранения, ведет не только к провалу порученного дела, но и к самым серьезным последствиям для сотрудника правоохранительных органов, вплоть до гибели. Испорченная жизнь может стать ценой минутного сомнения и необходимости исполнения служебного долга, в справедливости порученного дела.

Нравственность охватывает практически все отношения между людьми, их отношения к государству и обществу. Те же требования, которые предъявляются государством и обществом к человеку в его повседневной жизнедеятельности, нравственность отражает и закрепляет в нормах общежития, соответствующих определенному идеалу. Нормы морали, воспринятые личностью, становятся ее внутренним побуждением, овладевают чувствами, приобретают силу привычки. Общественная мораль способствует дальнейшему укреплению общественного и государственного строя, формирует активную личность. В процессе формирования личности на нее оказывает влияние оценочная и нормативная сторона морали. Если оценочная сторона сконцентрирована в добре и справедливости, то нормативная - главным образом в долге. Долг - это фокус, через который вся совокупность моральных норм непосредственно связывается с практической деятельностью людей. В этом фокусе соединяются в единое целое исходное и производное, оценочное и нормативное, достигнутое и перспективное. В нем теория преобразуется в практику, идея добра и справедливости - в могучую материальную силу, моральные принципы и нормы - в реальные действия и поступки. В долге непосредственно проявляется активная природа морали. Она не только придает четкую оформленность идее и целям, но и побуждает, требует их достижения. Общественный долг, следовательно, можно назвать действующим сознанием. Он позволяет лучше всего охарактеризовать нравственность личности, так как о людях и их нравственных достоинствах и недостатках судят, прежде всего, по действиям, поступкам.

Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Для него священна жизнь как таковая. Он не сорвет листочка с дерева, не сломает ни одного цветка, не раздавит ни одно насекомое. Когда летом он работает ночью при лампе, то предпочитает закрыть окно и сидеть в духоте, чтобы не увидеть ни одной бабочки, упавшей с обожженными крыльями на его стол .

В данном исследовании основное внимание мы обращаем на формирование такого нравственного ориентира, как следование в поведении принципам доброты. Рассмотрим подробнее доброту как этическое понятие.

Доброта - благожелательное отношение к другим.

Под добрым поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, выражающее доброжелательность к другому, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.

Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.

Базовой категорией формирования нравственных ориентиров является понятие «гуманные чувства», т.е. эмоциональное переживание реальных гуманных отношений и взаимодействий. Обращение педагога к гуманным чувствам, таким, как чувство доброты, сочувствия, сострадания, милосердия, справедливости, чуткости, отзывчивости, эмпатии, жалости, дает информацию о нравственной зрелости воспитанника. Образовавшись, гуманное чувство не обособляется в структуре личности, а тесно связывается с другими гуманными чувствами, тем самым создавая предпосылки для процесса их дальнейшей интеграции.

Непрерывным формированием нравственных ориентиров как интегративного качества личности занимается несколько социальных институтов. Первыми педагогами являются родители, которые обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания ребенка. На следующих этапах развития ребенка семье помогает сеть дошкольных учреждений, где закрепляются заложенные в семье добрые чувства, накапливается опыт поведения.

ТЕ ОРИ Я И МЕ ТО ДО ДОГИ Я С О В Р Е М Е Н Н О Г О О Б Р А 3 О В А Н И Я

В.И.Подобед, доктор педагогических наук,

профессор

ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Общественные процессы и социально-системный кризис, наблюдаемый в современных условиях, актуализируют проблемы воспитания и развития человека. В связи с этим в российском образовании можно констатировать наличие перехода от утилитарной системы, обеспечивающей воспроизводство рабочей силы, к образованию, направленному на разностороннее развитие личности.

Для образовательной системы особо значимым является сохранение и развитие культуры, воспитание гражданственности, социальной и личной ответственности, физического и психического здоровья. Это возможно при создании демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного развития личности на основе индивидуализации образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности.

Современная парадигма образования ориентируется на субъект-субъектное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, создавая условия для самореализации и саморазвития личности.

Следует особо подчеркнуть, что духовно-нравственная составляющая рассматривается как основа формирования человека на любом этапе непрерывного образования. Приоритеты духовного содержания образования на этапе обучения в общеобразовательной, в высшей и профессиональной школе существенно различаются, но неизменным остается сущностное содержание образования - формирование личности человека. Задачами воспитания на современном этапе развития общества являются:

Становление гражданских устоев и терпимости (толерантности) к правовым и гражданским обычаям, уходящим своими корнями в особенности национальных культур субъектов социума;

Интеллектуальное и физическое развитие в гармонии с идеалами общечеловеческих ценностей;

Духовно-нравственное развитие с ориентацией на гуманистические идеалы;

Овладение ценностями общечеловеческой культуры и знаниями, необходимыми для познания мира человеческих и социальных взаимоотношений, в его правовых, юридических формах и гражданских обычаях и нормах; мира культуры и искусства в его доступных для школьника формах.

Формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции, основанной на серьезном нравственно-этическом фундаменте, является важнейшим приоритетом государственной политики в сфере культуры, искусства и образования. Требуются повышение эффективности воспитательного воздействия на подрастающее поколение, осознание воспитания как процесса универсального, неотделимого от образовательных задач современной школы, средств массовой информации.

Актуальными задачами культурной и образовательной политики являются воспитание у подрастающего поколения интереса к культуре и искусству, формирование нравственных основ и художественного вкуса, потребности в постоянном чтении, поддержка детского художественного творчества. Это будет способствовать развитию духовного потенциала детей и юношества, формированию ценностных мировоззренческих

основ, к которым в первую очередь относятся нравственные и правовые нормы, гражданственность, патриотизм, установка на саморазвитие, толерантность, экологическое сознание.

Проблема взаимосвязи образования и духовно-нравственного развития человека рассматривается в трудах ученых-мыслителей, педагогов и психологов, таких как Б.Г.Ананьев, А.С.Макаренко, И.А.Ильин, А.Я.Понамарев и другие.

Известный российский психолог Б.Г.Ананьев отмечал, что понятие научения относится как к сфере обучения, так и к сфере воспитания.

Н.И.Пирогов в своей знаменитой статье "Вопросы жизни" выдвинул идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить высоконравственного человека с широким образовательным кругозором. Он выступал за развитие духовности - сущности человека, его интеллектуальной и нравственной природы. Подобного мнения придерживался И.А.Ильин в своих многочисленных статьях, посвященных исторической судьбе и будущему России. Он отмечал, что образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых карьеристов.

Представляет несомненный интерес исследования Н.Н.Седовой о морально-нравственной ориентации россиян. На основе анализа результатов социологических исследований ею делается попытка выяснить отношение россиян к самой проблеме морали и морального "здоровья" современного общества, распространенность моральных норм в оценочных и поведенческих установках людей, связь между успешностью социальной активности и нравственными ориентирами человека.

Исследования выявили озабоченность и тревожность значительного числа россиян по поводу ослабления моральных устоев современного российского общества. Более трети респондентов, отвечая на вопрос о том, что стало самой большой потерей для российского общества в результате реформ, отметили падение морали; в числе потерь отмечалось снижение уровня жизни населения.

Негативно россияне оценивают изменения, происшедшие за последние годы в отношениях между людьми и в человеческих качествах. В ходе исследования большинство респондентов отметили рост агрессивности, цинизма и ослабление таких качеств, как честность, доброжела-

тельность, искренность и бескорыстие. Моральное состояние российского общества является сегодня источником тревожности и озабоченности для многих людей.

Развитие и рост гражданского самосознания представляют собой сложный многоуровневый процесс. Необходимым условием развития способности к продуктивному общению является формирование у личности навыков культуры современного рационального сознания, открытости, самокритичности и диалогичности как обязательных предпосылок адекватного отношения к окружающему, осознания своего места, возможностей и ответственности перед обществом.

Важнейшей задачей является формирование качеств, присущих гражданину: гуманистического и культуросообразного миропонимания и мировосприятия; приобретения положительного личностного, социального и эмоционального опыта общения; следования нормам и требованиям культуры гражданских отношений; наличия потребности в развитии и обогащении имеющихся коммуникативных способностей; смысло-жизненного видения социальной реальности, ценностно-смыслового восприятия окружающего мира; осознания гражданственности как высшей социализированной формы субъектности человека.

Проблема духовно-нравственного развития человека предполагает осмысление этапов становления личности в системе непрерывного образования и воспитания.

Заложенное в дошкольном возрасте чувство любви к Родине должно поддерживаться и развиваться в школе. Важно, чтобы дети все больше знали о своем Отечестве и любили его, жили с ним одной жизнью, радовались его радостями и болели его горестями. Патриотизм требует знания Родины со всеми ее достоинствами и недостатками, без всяких прикрас и утаиваний. Изучение истории, ознакомление с историческими судьбами своего народа и биографиями его лучших героев, знание народной жизни и народного искусства, любовь к ним содействуют развитию в человеке неразрывной связи с Родиной.

Воспитание гражданина - это задача не только школы, но и родителей. Обращается внимание родителей на возможности развития способностей ребенка ориентироваться в информационном поле, на культуру жизнедеятельности человека и социальных отношений, любовь как

В.И. Подобед. Образование и духовно-нравственные орентиры человека в современном обществе

главную жизненную силу человека, самосознание и самоопределение в формировании гражданственности как особый личностно и социально значимый феномен, мотивацию достижения успеха.

В соответствии с психологической структурой личностных качеств достоинства человека проявляются в осмыслении своей социальной значимости и основных моральных принципов, в идентификации себя со значимыми другими людьми; в установке на положительное отношение к себе и самоуважение, в наличии привычек поведения, позволяющих быть честным и достойным человеком.

Определенная специфика существует в самом характере самовоспитания взрослого человека.

В силу своей гибкости и необходимости живо реагировать на изменения в социально-экономической ситуации образование взрослых раньше, чем другие подсистемы, столкнулось с требованиями рынка к подготовке и компетентности специалиста. Они пришли в несоответствие с сохранявшимся на протяжении длительного времени узкофункциональным отношением к профессиональному образованию с его жестко-нормативным характером.

Профессиональное образование активно содействует социализации взрослых через освоение профессиональных ролей, углубление профессиональной компетентности и развитие социально-профессиональной мобильности. Общекультурное образование дополняет процесс социализации путем приобщения личности к общечеловеческим ценностям, зафиксированным в лучших образцах мировой культуры, деятельности и общении.

Чем теснее переплетается профессиональное и общекультурное образование, тем в большей степени оно содействует преодолению дезинтеграции сознания и формированию целостности человеческой жизни, а в общественном сознании - выравниванию социальных шансов и уменьшению неравенства людей.

Интеграция профессионального и общекультурного образования означает прежде всего осуществление профессионального образования в общекультурном контексте. Интеграция выступает в качестве одной из насущных задач развития гуманистически ориентированной системы образования взрослых. Подобная задача не может быть быстро решена. Это сложный и

длительный процесс, во многом связанный с глубинными социально-экономическими и социокультурными преобразованиями.

Адаптивное образование взрослых непосредственно связано с имеющими глобальные устойчивые тенденции социальными переменами, присущими не только нашей стране, но и всему мировому сообществу, вызывающими необходимость новых подходов к обучению взрослых. Среди них следует отметить, прежде всего, становление компьютерного информационного общества, расширение спектра видов деятельности человека, быстрое старение багажа знаний, сократившиеся сроки их пригодности для профессиональной деятельности.

Важнейшие цели развития системы опережающего образования взрослых - проектирование специфической учебной среды жизнедеятельности взрослого, определяющей возможности его развития как человека мобильного, компетентного, самореализующегося, творческого, способного ориентироваться в изменяющейся ситуации, эффективно решать практические задачи и добиваться планируемого результата.

Ведущие принципы опережающего образования и развития взрослых:

Новое понимание общей культуры взрослого в информационном обществе как сочетания гуманистической, научной и технологической составляющих, как базы для организации личной, социальной и профессиональной жизни;

Интеграция культурно-исторических и ценностно - аксиологических аспектов образования, освоение которых позволит осмыслить такие ценности, как познание природы, общества, человека и культуры;

Единство нормативного (социального) и индивидуального, позволяющего личности конструировать индивидуальные образовательные маршруты, осуществлять процесс духовно-нравственного становления;

Развитие смысловой сферы личности; признание ценностно-смысловой сферы в качестве внутреннего условия, опосредующего реальные жизненные отношения человека с миром; его реализация предусматривает приоритетный характер развития мотивационной, ценностно-смысловой составляющей самоопределения человека;

Самоопределение человека как функция активности субъекта, свободно определяю-

щего себя по отношению к целостному ходу жизни;

Преобразование имеющихся и выработка новых личностно-профессиональных смысловых ориентиров, что означает изменения в ценностном сознании человека как закономерные результаты диалектики жизни и предполагает содействие переосмыслению и перестройке личностно-профессионального опыта.

Литература

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х томах. - М., 1980. - С.14.

О проблемах формирования духовного мира подрастающего поколения. - Официальные документы в образовании. - 2002. - № 26.-С. 49.

Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России //Педагогика. - 2002. - № 9. - С. 46-48.

Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М., 2000.

Седова Н.Н. Морально-нравственные ориентации и социальная активность / / СОЦИС.

2004. - № 8. - С.88-89.

Образование взрослых в современном развивающемся обществе/Под ред. В.И.Подобеда.

СПб.: ИОВ РАО, 2003.

Кадол Ф.В. Нравственное развитие старшеклассников / / Открытая школа. - 2000. -№ 1.

Чигирев В.А. Идеология нравственности / Под ред. П.И. Юнацкевича. - СПб., 2005.

Боровкова М.Ю.,

учитель истории и обществознания,

Быковская Е.Б.,

учитель русского языка и литературы

На сегодняшний день среди прочих общенациональных задач перед современным обществом остро встает вопрос о нравственном облике гражданина, его морально-этических представлениях. Особый отзвук эта проблема приобретает и в связи с тем, что ее невозможно решить без задействования всех общественных институтов. Духовно-нравственное воспитание невозможно переложить только на плечи церкви или семьи. И, конечно же, одну из первостепенных ролей в этой задаче на сегодняшней день должна играть школа, взаимодействуя, в том числе, и с родителями учеников.

Мир наших учеников раскрашен в разные цвета, только значения этих цветов порой не понятны ни родителям, ни педагогам. На сегодняшний момент красочность детского мира все больше определяется Интернетом, телевидением, компьютерными играми, и все меньше памятниками отечественной культуры. На мой взгляд, задача учителя состоит в том, чтобы расставить в детском мире свои красочные акценты, своеобразные ориентиры для детских душ. Учитель, таким образом, раскрывает для обучающихся привлекательность памятных каждому с детства морально-этических правил, наполняя их новым более глубоким и всеобъемлющим смыслом.

    готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

    укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

    формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

    развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

Вводный урок по предмету «обществознание» для учащихся 6-х классов по теме «Что такое добродетели?»

Цели урока:
· образовательная – формирование духовно-нравственных ориентиров у обучающихся, обращение к отечественной культурной традиции, получение эмоционального опыта в отношении жизни и деятельности Д.С.Лихачева;

· развивающая – формирование навыков работы в группе, умения предъявлять свою точку зрения, обучение рефлексии;

· воспитательная – «укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести».

Задачи урока: а) создать необходимые условия для того, чтобы
обучающиеся:
- задумались о жизненных проблемах,
- определили свое отношение к нравственным ценностям,

Соотнесли свое представление о жизненных ценностях с
опытом отечественной культуры;

б) познакомить обучающихся с жизненными взглядами
выдающегося ученого современности – Д.С. Лихачева.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

    Организационный момент

    Актуализация знаний учащихся при работе с русскими народными пословицами

    Первичное закрепление и применение знаний. Работа с раздаточным материалом в парах.

    Оформление «Дерева добродетели»

    Рефлексия. Подведение итогов

Обоснование используемых методов, приемов, технологий:

Деятельностный метод (активизация мыслительной деятельности; включает в учебный диалог; делает процесс познания личностно-значимым)

Исследовательский метод (поисковая работа с индивидуальными карточками; обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы)

Приемы «кладовая народной мудрости», создание «Дерева добродетели»; рефлексия

Оборудование: корзинка «Кладовая народной мудрости», плаката «Дерево добродетели».

Раздаточный материал для учащихся: русские народные пословицы, фрагменты текста книги «Письма о добром» Д.С. Лихачева,

Материал для демонстрации с помощью ТСО: диск с презентацией, посвященной жизни и деятельности Д.С.Лихачева

Конспект урока по теме «Что такое добродетели?»

1 Организационный момент.

2Актуализация знаний учащихся при работе с русскими народными пословицами.

Сегодня на уроке мы будем изучать тему «Что такое добродетели?» (учитель записывает название темы на доске, ученики – в тетрадь)

А как вы понимаете, что такое добродетель? (учащиеся формулируют свои представлении, устно отвечают на вопрос)

Для слова «добродетель» можно подобрать множество определений, давайте, и мы с вами запишем себе одно из них: «Добродетель – готовность и способность человека сознательно и твердо следовать добру».

Добрые поступки, добрые дела всегда ценились нашим народом. В русских сказках добро всегда побеждает зло. И я вам, ребята, сегодня принесла «Кладовую народной мудрости».

Как вы думаете, что лежит в этой корзинке? (Учитель достает заранее подготовленную корзиночку с наклейкой «Кладовая народной мудрости, в которую помещены распечатанные по одной на листе и свернутые русские народные пословицы, и, проходя по рядам учащихся, дает возможность каждому ученику вытащить себе по пословице).

О каких добродетелях идет речь в пословицах? Прочитайте пословицу и ответьте на вопрос.

Учитель подводит итог обсуждения. Учащиеся записывают в тетрадь примеры названных добродетелей.

3 Первичное закрепление и применение знаний. Работа с раздаточным материалом в парах.

Мудрость народную изучал один добрый человек.

Учащимся предлагается просмотреть слайды с фотографиями из жизни Дмитрия Сергеевича Лихачева. Учитель комментирует слайды кратким сообщением о жизни и деятельности выдающегося ученого.

Дмитрий Сергеевич Лихачев выдающийся советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 - АН СССР).

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Принимал непосредственное участие в сохранении и реставрации различных культурных объектов Санкт-Петербурга и пригородов.

А для нас Дмитрий Сергеевич Лихачев обобщил свой опыт в произведение по названием «Письма о добром». (Учитель делает запись на доске: ).

Учащимся для работы в парах раздаются фрагменты текста книги «Письма о добром».

Прочитайте и Вы «Письма о добром». О каких добродетелях пишет нам Д.С.Лихачев? Выпишите себе в тетрадь одну наиболее подходящую мысль, выраженную словосочетанием или предложением.

Учащиеся осуществляют самостоятельную работу по поиску информации, после чего следует обсуждение в классе. Ученики выступают, зачитывая выписанные тезисы и поясняя свой выбор.

4 Оформление «Дерева добродетели»

Учитель предлагает учащимся совершить добрый поступок и посадить дерево и вывешивает на доску плакат с изображением дерева без листьев.

Учащимся предлагается повернуться к своим соседям и в четверках еще раз обсудить, о каких добродетелях идет речь в фрагментах текста. Учитель раздает ученикам, вырезанные из бумаги листья.

Давайте и мы с вами совершим добрый поступок и посадим дерево. Но дерево не простое, Это будет дерево добродетели. Запишите на эти листочки добродетели, на каждом листочке по одному слову.

После работы в четверках от каждой группы выступает один учащийся, зачитывая записи, сделанные на листочках и поясняя свой выбор. Затем каждая группа после выступления выходит к доске и наклеивает на плакат свои листочки.

5 Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель предлагает продолжить фразу и написать мини-эссе.

На доске:

легко…

сложно…

необходимо…

важно…

глупо…

стыдно…

правильно…

прекрасно…

не престижно…

здорово…

В конце урока учащиеся зачитывают свои варианты ответа.

Оформление доски:

    Тема «Что такое добродетели?»

    Добродетель – готовность и способность человека сознательно и твердо следовать добру.

    Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999 гг.) «Письма о добром»

    Плакат «Дерево добродетели»

    Я думаю быть добродетельным – это…

Приложения

Фрагменты текста книги Д.С. Лихачева «Письма о добром»

1. В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем - в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели…

Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

2. Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других, строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же - дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.

В основе всех хороших манер лежит забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши - вряд ли это во всех случаях и возможно… Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и... красивым. Ибо любая красота не утомляет... Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т.д.

3.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

4. А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

5. Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, слились с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей «душой». Ведь мы говорим «от всей души», или «мне это нужно для души», или «сделано с душой». Вот так! Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, - это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» - жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.

Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, слились с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей «душой». Ведь мы говорим «от всей души», или «мне это нужно для души», или «сделано с душой». Вот так! Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, - это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность.

6. Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.

Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки, ибо и товарищи для вас - товарищи по-настоящему, когда вас связывает с ними какое-то общее прошлое: окончили ли школу, институт, либо работали вместе, а старики помнят с особенной нежностью тех, с кем воевали, пережили какие-то трудности.

Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, - будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь - это не одномоментность существования.

Будем знать историю - историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.

Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

Обратите внимание: дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой и одухотворенной.

7. Забота - объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство - это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек - скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

8. Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя - просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным... и т.д. и т.п.- все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.

9. Память - преодоление времени, преодоление смерти.

В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать, чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.

Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии - это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков

10. Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей - это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

Я долго искал это слово - сфера. Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», - но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором - границами. Расширять пределы жизни - не годится для выражения моей мысли по той же причине. Расширять горизонты жизни - это уже лучше, но все же что-то не то… Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем...

11. Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.

И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.

Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни - оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Заметил ли читатель, что все дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Еще людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

В жизни надо иметь свое служение - служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.

Русские народные пословицы.

Хороший гость хозяину в почет.

Не дорог подарок, дорога любовь.

Друга ищи, а найдешь – береги.

Век живи - век трудись, а трудясь - век учись.

Живи своим умом, да своим трудом.

Жизнь - наука, она учит опытом.

Жизнь дороже всех сокровищ.

В здоровом теле - здоровый дух.

Мир правдой держится.

Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет

Где любовь, тут и Бог.

Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Что потрудимся, то и поедим.

Терпение и труд – все перетрут.

По готовой работе вкусен обед

Работе время, а досугу час.

У работящего в руках дело огнем горит.

Мила та сторона, где родина.

Достигай всего своими способностями.

Любому молодцу скромность к лицу.

Смекалка и воду останавливает.

Возможное сделает каждый, невозможное - только отважный.

Где родился - там и сгодился.

Кому мир дорог, тот и нам дорог.

Родную мать никем не заменишь.

Будешь стараться - всё может удастся.

Всяк своего счастья кузнец.

Земля заботу любит.

Красив тот, кто красиво поступает.

Совет хорош, а дело лучше.

Терпенье разрушает горы.

Умение всегда найдёт применение.

Книгу читаешь - на крыльях летаешь.

Порядок время бережёт.

Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.

Чтение - лучшее учение.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Мир да любовь - всему голова.

Сердце матери лучше солнца согреет.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, М.: «Просвещение», 2009, с. 12

Уже отмечалось, что нравственность и мораль изучаются специальной философской дисциплиной - этикой (с. 11,26). В данной же теме о личности важно определить наши морально-нравственные ориентиры, которые регулируют социальные отношения, направляя их в сторону гуманизации (чтобы люди, как говорит Бердяев, были человечными, а не создавали себе звериный мир). Напомним (c.l 1), что нравственность - это те внутренние (духовные и душевные) качества человека (нравы), которые основаны на идеалах добра (справедливости, чести, любви, сострадания, долга) и которые определяют его поведение в обществе и природе. Высшая нравственность - это когда индивид нравствен наедине с собой, потому что добро по указу или напоказ - не добро.

В свою очередь мораль представляет собой внешние требования к действиям человека и охватывает совокупность идеалов, принципов и норм благого поведения людей по отношению друг к другу, к обществу, к природе. Моральные требования императивны (повелительны), т.е. подлежат безусловному выполнению, если индивид хочет быть человеком, а не скотом. В то же время эти требования (в отличие от правовых норм) не записаны в законах и не предполагают жёсткого внешнего контроля. Каждая личность сама определяет и ведёт свою линию поведения, руководствуясь самосознанием, своей совестью, чувством личного достоинства, чести и желанием (или нежеланием) того, чтобы о ней лучше думали другие.

Нормы морали никто не "придумывает". Они воспроизводятся повседневно силой наших массовых привычек, велений, оценок и через воспитание передаются новым поколениям людей. Так, одна из древнейших заповедей "чего не любишь в другом, того не делай сам" прошла сквозь века и укоренилась в сознании разумного большинства человечества как золотое правило нравственности. Это правило отражено и в Библии: "Поступайте с другими людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами" (Мф 7:12, Лк 6:31).

Таким образом, морально и нравственно всё то, что ведёт к добру. А в основе нравственности, по Швейцеру, лежат такие человеческие способности, как любовь, эмпатия (с.69), сострадание и принцип "благоговения перед жизнью" (уважение ко всему живому - к человеку, животным, растениям, ко всей природе). Кто-то, например, способен без жалости насиловать и убивать соплеменников (как тот российский "офицер", который задушил чеченскую девушку в 2000 году). А другой может горевать даже над сломанной веточкой...

Чехов с горечью рассказывает, как охотились они с художником Левитаном. Тот подстрелил вальдшнепа. Антон Павлович поднял раненую птицу: "длинный нос, большие чёрные глаза и прекрасная одежда. Смотрит с удивлением. Что с ним делать? Левитан морщится, закрывает глаза и просит с дрожью в голосе: - Голубчик, ударь его головкой по ложу... - Я говорю: не могу... А вальдшнеп продолжает смотреть с удивлением. Пришлось послушаться Левитана и убить его. Одним красивым влюблённым созданием стало меньше, а два дурака вернулись домой и сели ужинать" (70-11,569).

Так что абсолютно не прав Ницше, утверждавший, что "сострадая, слабеешь". Не слабеешь, а избавляешься от звериного, становишься человеком, радуешь душу и возвышаешь дух. Не случайно чуждый состраданию Ницше умер в болезнях и муках в свои 56. А великий альтруист Швейцер, который полвека сострадательно лечил африканцев, ушёл из жизни спокойно, мирно, с достоинством - в 90. При этом философ и врач Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира, а Черчилль назвал его "Гением человечности".

Вывод. Моральный, нравственный человек ясно различает добро и зло и подчиняет своё поведение доброму. Аморальный же - значит безнравственный, злой. Крайние примеры безнравственности - когда мать бросает своего маленького ребёнка или когда взрослые дети бросают своих родителей-стариков. Мы - люди (а не звери), и потому в ответе за тех, кого родили и кто дал жизнь нам.