Дырка в трубе с горячей водой. Разные способы заделки свища в трубопроводе

Канализационные трубы, как для подачи, так и для отвода воды, в моей квартире были зашиты съемным коробом из фанеры, и об их состоянии я мог только догадываться.

Снятие короба показало, что канализационная чугунная труба, хотя и имела приличный внешний вид, но на ее поверхности имелось несколько бугорков влажной ржавчины, при прикосновении к которым, обнажились свищи. Кстати, канализационную трубу я красил 12 лет назад грунтовкой по металлу, и, как видите, грунтовка продержалась много лет, и поверхность канализационной трубы сохранилась в отличном состоянии.

Рекомендаций в Интернете как заделать свищ много. Самый распространенный метод – это накладка на свищ куска резины и прижим ее с помощью хомута, рекомендуют также забивать молотком в свищ свинцовый конус, герметизировать трубу эпоксидной смолой и всевозможными герметиками, рассверливать свищ, нарезать в отверстии резьбу и закручивать винт с резиновой шайбой. В моем случае хомут было использовать невозможно, так как один из свищей находился в месте разветвления чугунных труб. А не зная состояние стенок канализационной трубы, применять механические способы герметизации может обойтись себе дороже. На месте свища можно получить большую дыру.

Второй свищ находился на прямом участке трубы, можно было наложить и хомут, но стоимость хомутов для труб большого диаметра довольно высокая.

В надежности герметизации увлажненного водой свища с ржавыми краями эпоксидной смолой и герметиками я не был уверен. А запретить соседям временно не пользоваться канализацией, чтобы подготовить место свища к заделке и дать затвердеть герметику, не представлялось возможным.

Казалось, остался только один способ избавиться от свищей, заменить чугунную канализационную трубу новой, пластиковой. Но был у меня опыт герметизации протечек подпочвенной воды в углах стального кессона, установленного в гараже. Способ позволяет быстро заделывать влажные свищи своими руками, используя подручный материал.


Для заделки свища в чугунной трубе канализации из материалов понадобится всего немного цемента и силикатного клея, который можно приобрести в любом магазине, торгующем канцелярскими товарами. Из инструмента потребуется всего одна маленькая кисточка, напильник или кусок наждачной бумаги.

Перед тем, как заделывать свищ, нужно удалить с места трубы вокруг него краску и ржавчину, которые плохо держатся. Эта работа выполняется напильником или с помощью наждачной бумаги. После зачистки поверхности трубы место нахождения свища стало невидным. Очевидно, что свищ был очень маленького размера и пылью его закупорило. Если отверстие свища большее, то можно закрыть его слоем пластилина или любого герметика. Это будет технологическая заделка, не несущая в дальнейшем функцию герметизации свища, а служащая только для того, чтобы можно было нанести цементное покрытие.


Если цементный раствор делать на воде, то он приобретает механическую прочность через сутки. Но если воду для приготовления цементного раствора заменить силикатным клеем, то раствор застынет через несколько минут. В такой высокой скорости есть как плюс, так и минус. Пока замешивается раствор, он уже делается твердым. Эту трудность легко обойти, замешивая раствор непосредственно на самой канализационной трубе.

Делается это следующим образом. Сначала на место свища кисточкой наносится слой канцелярского клея. Площадь заделки я взял намного больше, чем размер свища, чтобы предотвратить возможное появление рядом нового свища.


Далее этой же кисточкой на нанесенный слой клея наносится слой чистого цемента, и цемент перемешивается со слоем клея. Так как кисточка в клее, к ней хорошо цепляется цемент и его удобно наносить и перемешивать. Количество нанесенного цемента должно быть таким, чтобы слой нанесенного клея был покрыт сухим слоем цемента. Сразу после нанесения слоя цемента, для предотвращения порчи кисточки, нужно хорошенько промыть ее в воде и выжать остатки воды тряпкой. Для этого под рукой желательно иметь небольшую емкость с водой.

Минут через 10, когда цемент затвердеет, для надежности наносится второй слой. Для этого нужно повторить операцию, закрасить клеем нанесенный ранее слой цемента и на клей, смешивая с ним, опять нанести цемент.

Для надежности я наношу три слоя клеевого раствора цемента. Получается толщина заделки около 3 мм, что вполне достаточно для надежной герметизации свища. Заканчивается работа нанесением на последний слой цемента слоя силикатного клея. Через несколько часов последний слой клея высыхает, поверхность цементной латки делается светлой и гладкой на ощупь. Можно покрыть трубу краской и канализационная труба будет выглядеть как новая.

Как заделать свищ в трубе. Иногда случается такая ситуация, что в железной трубе стояка водоснабжения или отопления появляется свищ. Особо часто это встречается на стояке горячей воды. Первые признаки, что скоро рванет труба, это когда появляется рыжий нарост на ней, но может и не появляться.
По научному это называется точечная коррозия, а по простому - это "Труба" трубе. Появляются свищи на трубе, или из-за изношенности, или из-за блуждающих токов. В принципе, когда у Вас появится свищ, Вам будет все равно из-за чего он появился, у Вас возникнет вопрос как его быстрей заделать? Попробую описать пару вариантов, как это сделать.

Как заделать свищ в трубе хомутом

Вообще, если Вы видите, что у Вас труба "не первой свежести", то желательно заранее приобрести парочку хомутов под диаметр стояка водоснабжения, и вырезать под них резину. Потому, как чаще всего это случается ночью, и пока приедет аварийка, или слесарь, может сильно залить. Есть еще пара нюансов, какой размер свища. Если свищ диаметром с иголочку, то можно поставить хомут, не перекрывая, воду, а если больше, то при установке хомута, рискуете обжечься, если свищ в трубе на горячей воде, лучше перекрыть воду на стояке. Если свищ маленький, можете попробовать заделать его при помощи обычного автомобильного хомута, как на фото. Делаете так: возьмите кусок резины, и вырежьте тоненькую ленточку, ленточка должна быть по ширине равной ширине хомута, можно на 3-4 миллиметра больше, но не меньше, теперь отмеряем длину резиновой ленты. Обкручиваем ее вокруг трубы, и лишнее обрезаем. Потом отрежьте еще где-то 1 см. Далее раскрываем хомутик, и одеваем его на трубу, и немного прихватываем. Вставляем под него резиновую прокладку, которую Вы вырезали, и аккуратно подводим к месту, где образовался свищ. Накрываем его и затягиваем отверткой, или ключиком, в зависимости какое у хомута затяжное устройство.

У меня бывали такие случаи в практике, что в квартире свищ диаметром с "игольное ушко", свистит он очень сильно, но воды не много, жилец, бабушка "божий одуванчик" кричит как резанная, а воду не могу перекрыть, так как она из квартиры не выпускает, и хомута с собой не было,что я делаю, посмотрев, и определив, что труба в отличном состоянии, отламываю кусочек спички, и кончик вставляю в свищ, и свища как и не было, но это для того, чтобы бабушка успокоилась. Потом конечно хомут поставил. Часто так заделывал такие свищики в подвале, но бывали и проколы, спичку вставляешь, а свищ в 2 раза больше становится, так что этим способом, я Вам пользоваться не советую. Ну это отступление, рассмотрим другой вариант.

Другой вариант. Ситуация такая: свищ посерьезней, и намного больше, даже если у Вас есть хомут на готове, лучше иметь такой, все равно лучше отключить воду. Перед тем как ставить хомут, посмотрите на поверхность вокруг свища, она должна быть ровная, если неровная, то обязательно ее зачистите, можно наждачкой, иначе вода через эти шероховатости будет подтекать. Хомут конечно будет нужен помощнее, чем в первом варианте, его можно сделать самому, или купить на рынке. Резина под него, вырезается так же точно, как и в первом примере.

Как заделать свищ в трубе холодной сваркой

Посмотрел в интернете, по этой теме, некоторые мастера, советуют временно заделать свищ в трубе холодной сваркой, но я бы этого не советовал делать, во первых, хомут лучше, и во вторых, воду все равно перекрывать придется, ее можно использовать только в тех местах, где хомут не подлезет, и если, конечно, нет возможности сделать .

И напоследок пару советов, если на трубе появляются рыжие подтеки или наросты, это уже первый звонок, что пора заменить трубу, если заметили небольшую течь, лучше сразу вызовите специалиста, или сами определите где она, и поставьте хомут, не вздумайте под давлением трогать наросты на трубе, а тем более пробовать их чем то снять, может рвануть. Если труба дюймовая, то есть диаметром 25, то автомобильный хомут возьмите 32-40, а если труба диаметром 32, т.е дюйм с четвертью, то покупайте от 40, и выше.

Чугунной или пластиковой, можно так же сделать и таким способом.

В принципе каждый случай индивидуален, и каждый нюанс я написать не смогу, так что задавайте вопросы попробую ответить на конкретный случай, регистрация на сайте не требуется, и сайт писать не обязательно.

Желаю удачи, и чтобы сантехника у Вас не ломалась!!!

К коррозии и подвержена разрушению, поэтому со ржавчиной и появлением свищей, вызывающих течь в системе водопроводной разводки, сталкивались многие. Кардинальная замена участка водопровода требует слива воды и полного отключения системы, что не всегда выполнимо во время отопительного сезона. Существуют способы герметично заделать свищ в трубе отопления или водоснабжения сразу после его возникновения, не перекрывая движения воды.

Свищ на трубе — неприятно, но вполне легко исправимо

Способы устранения свищей в трубе стояка, полотенцесушителя, бензопровода и других местах

Каким методом лучше устранить свищ в трубе отопления, зависит от материала, из которого сделан водопровод, места протечки (на стыке соединений или на открытом участке), диаметра прободения. Чаще пользуются одним из описанных способов:

  1. Заделка отверстия с использованием болта.
  2. Наложение временного резинового бандажа.
  3. Применение клеевой заплаты из стекловолокна.
  4. Устранение течи при помощи «холодной сварки».

Заделка свища в трубе болтом

Заделка отверстия с использованием болта. Если на открытом участке металлической трубы образовалось отверстие небольшого диаметра, то заделать его можно при помощи болта, самореза или винта.

  • Очистить края дыры от ржавчины.
  • Рассверлить отверстие дрелью со сверлом по металлу до размеров болта, который предполагается вставить.
  • Нарезать резьбу в просверленном отверстии, используя метчик.
  • Ввинтить болт, использую для герметизации лен и пасту Unipak.
  • Окрасить место реставрации.

Важно, чтобы размеры вставленного болта или винта не создавали затруднений для движения жидкости. Этот метод эффективен, если повреждение произошло от удара или при неудачном сверлении. Разрушенный ржавчиной участок рекомендуется заделывать другими методами, так как истонченный коррозией металл при сверлении легко рассыпается. Заделать свищ в трубе сможет каждый мужчина.

Бандаж для кессона

Наложение резинового бандажа. Временный бандаж представляет с резиновой прокладкой, фиксируемый на поврежденной поверхности. В роли герметизирующей прокладки используют изделия из резины большего размера, чем дыра: жгут, шину или перчатку. Хомут на трубу подходящего размера несложно приобрести в магазине «Автозапчасти». Порядок работ следующий:

  1. Очистить металл от остатков коррозии.
  2. Обмотать свищ на трубе резиновой прокладкой несколько раз.
  3. Надеть хомут для труб и затянуть.

При необходимости можно использовать два стягивающих хомута по противоположным концам прокладки.

Заплатка в трубе отопления и чугунной батарее

Применение клеевой заплаты из стекловолокна. Этот метод используется в случае, если повреждение достаточно большое. Бандаж представляет собой заплату из стекловолокна и эпоксидного клея, который при высыхании создает прочную поверхность. С этим способом ремонта повреждений на металле хорошо знакомы автолюбители, которым приходилось ставить заплаты на поврежденные коррозией участки.

  • Перекрыть подачу воды на ремонтируемый участок.
  • Полностью очистить поверхность, на которую будет наноситься бандаж, от краски и ржавчины.
  • Обезжирить очищенное место растворителем.
  • Нарезать из стекловолокна ленту шире в два раза, чем свищ в трубе и достаточной длины, чтобы обмотать трубу несколько раз.
  • Обильно пропитать ленту эпоксидным клеем.
  • Плотно обернуть бандаж вокруг свища на трубе отопления, стараясь не делать складок.
  • Дождавшись высыхания, зачистить и покрасить поверхность.

Холодная сварка трубы под давлением

Устранение протечек при помощи «холодной сварки». Специальный клеевой отвердевающий состав получил название «холодной сварки» за прочность образуемого соединения. Им можно заделать свищ в трубе с горячей водой или холодной. Приобрести его можно в отделах автозапчастей или хозяйственных магазинах. «Холодная сварка» наносится следующим образом:

  1. Удалить ржавчину с металла и краску вокруг дыры на 10–15 мм.
  2. Обработать поверхность обезжиривающим составом – растворителем или ацетоном.
  3. Заделать свищ, нанеся на него «холодную сварку» толщиной 2–3 мм, равномерно распределяя по поверхности. Дождаться отвердения.
  4. Зачистить поверхность напильником и покрасить.

Совет. Существует несколько видов «холодной сварки». Для водоснабжения желательно выбирать тот, который предназначен для наложения по мокрой поверхности.

Заделка свища в домашних условиях вполне возможно своими руками

Инструкция по заделке свища в водопроводной пластиковой трубе

Аварийные ситуации, вызванные повреждениями систем отопления, холодного или горячего водоснабжения могут нанести значительные разрушения, поэтому устраняют их незамедлительно. Поскольку не всегда возможен капитальный ремонт жизненно важных систем, предусматривают возможность локального ремонта таких повреждений.

Приспособления для устранения протечек. Для . С их помощью устраняют:

  • дыры (свищи);
  • трещины;
  • лопнувшие трубы;
  • коррозию;
  • ненужные отводы;
  • неудачное сверление.

Размеры хомутов позволяют подобрать для конкретного случая подходящий вариант: Ø 15–1200 мм. Существующие виды труб: стальные, пластиковые, асбестоцементные, полиэтиленовые – можно герметизировать, используя ремонтный хомут для трубопроводов. Налажено производство трубных хомутов из стали (нержавеющей, обыкновенной или оцинкованной) и чугуна. При желании можно сделать хомут своими руками из имеющегося отрезка трубы, снабдив ее уплотняющей резиновой манжетой и зажимами. Плюсы использования хомутов:

  • скорость устранения неполадок в трубопроводе высокая;
  • стоимость работ и материалов низкая;
  • герметизация надежная;
  • простота монтажа – требуется только гаечный ключ;
  • во многих случаях для устранения течи не требуется перекрывать систему водоснабжения.

Последовательность работ по устранению малого повреждения. Если свищ на трубе холодной воды небольшого размера, то заделать его можно подходящим по диаметру автомобильным хомутом и куском резины.

  1. Подготовить необходимые материалы: нарезать кусок резины на 5 мм шире, чем ширина манжеты хомута.
  2. Надеть хомут на повреждение, подтянуть по размеру.
  3. Вставить под него резиновую прокладку.
  4. Полностью накрыть свищ готовым хомутом.
  5. Затянуть конструкцию гаечным ключом.

Как устранить большую дыру. Чтобы заделать свищ в трубе отопления, понадобятся хомуты большей длины, лучше заводского изготовления. Для устранения повреждения необходимо:

  1. Перекрыть подачу воды.
  2. Приобрести ремонтный хомут для труб водоснабжения необходимого диаметра и длины, на 150 мм больше повреждения.
  3. Зачистить место, на которое будет наложен бандаж, наждачной бумагой.
  4. Убрать пылевые частицы с поверхности, чтобы они не стали причиной просачивания воды под уплотнителем через неровности поверхности.
  5. Надеть хомут и затянуть гаечным ключом.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Течь в системе водоснабжения или отопления – неприятная, но вполне решаемая проблема. Если водопровод старый, то рекомендуется заранее предусмотреть возможность аварийной ситуации и запастись необходимыми для ремонта материалами. Как заделать свищ в трубе теперь вы знаете, приложите немного усилий и все получится!

Изложенная ниже статья поможет самостоятельно решить вопрос по заделке свищей на трубах. Проблема как заделать свищ в трубе под давлением действительно очень актуальная.

Ведь протечка в трубах водопровода, обогрева, слива может возникнуть в самый неподходящий момент, и ее необходимо решать быстро и эффективно.

Прежде всего, необходимо понимать, что все предложенные советы интересные, но, к сожалению, они не являются долго действующими, и результаты в дальнейшем могут быть куда «плачевнее» .

Они не только не дорогие, но и простые в укладке. Их монтаж не сложный, и его легко провести самостоятельно.

Говоря о методах заделки течи, подразумевается «прорыв» небольшого масштаба. Если вода пробивает фонтаном, то выход из положения один – замена трубопровода.

Свищом называют точечную коррозию , которая образуется от частичных разрушений материала, либо от общей старости. В результате возникает отверстие, сквозь которое протекает наружу жидкость.

Наружным зрительным проявлением свища становится вздутая покраска и наросты из ржавчины. Увидев такой нарост, нельзя спешить его сдирать, ведь размеры повреждения под ним не предсказуемы.

В целом заделать точечную коррозию – это не сложная работа, но, тем не менее, к ней тоже необходимо подготовиться серьезно.

Для таких мероприятий понадобятся (специалисты говорят, что необходимо иметь под рукой всегда):

  • Хомут (пару штук).
  • Резиновые прокладки (их легко сделать из любых подручных материалов таких, как старые сапоги, перчатки из толстой резины, велосипедная шина и так дальше).
  • Отвертка и болты.
  • Эпоксидные материалы.
  • Жидкость для обезжиривания.
  • Наждак.
  • Холодная сварка.

Причины появления свищей

Причины образования свищей на водопроводной трубе, чаще всего сводятся к одному знаменателю. Это воздействие коррозии .

Самый подходящий показатель температуры для коррозийных образований – это +15 градусов. Чаще всего трубопрокатные материалы в данном режиме находятся в весенний, летний и осенний периоды.

Также ускоряет коррозийные разрушения и вода, расположенная в системе. Со временем внутри трубопроводы из металла нарастают ржавчиной.

Металл с каждым годом в таких изделиях все больше истончается. И вот приходит момент, когда коррозия прорывает стенку полностью. В результате образуется протечка.

Устранить эту проблему необходимо сразу, не выжидая пока она не превратиться в большую неприятность. Если протечка маленькая, то заделать ее можно под давлением, не отключая подачу воды.

К самым часто встречающимся проблемам, в результате которых течет отопительная труба, относятся:

  • длительное время эксплуатации и сильная коррозия;
  • некачественные монтажные работы, плохие стыки соединений;
  • нагрузки разного типа на составляющие отопительной системы.

Так как в трубе постоянно находится вода под давлением, а с внешней стороны на нее действуют температурные перепады воздуха, и ускоряет коррозийные процессы.

Протечки могут образоваться не только в металлическом трубопроводе, но и в пластиковом. Естественно проблема чаще всего возникает в результате механических повреждений или неправильного монтажа, так как этот материал не подвергается коррозии.

Где чаще всего случаются протечки

Чаще всего протечка может образоваться на стыках в месте соединительного шва или присоединения трубы к батарее.

Как устранить течь в металлических трубах

Свищ в металлической трубе с горячей водой можно быстро заделать следующими способами.

Для хомута вырезается полоска из резины, на пару миллиметров шире его. Длина полоски должна быть на один сантиметр короче, чем окружность трубопровода. .

Вся эта конструкция обязана полностью прикрыть свищ. Далее хомут затягивают. При этих мероприятиях поверхность на месте коррозии надобно зачистить.

Видео: способы как заделать свищ


Она не должна содержать неровностей. Если этого не выполнить, то жидкость будет проходить через бандаж в области неровных зон.

Заделки свища в пластиковых трубопроводах

Трубопрокатные материалы из пластика в последнее время используют очень часто. Они быстро заменили привычные изделия из стали, благодаря обширному ряду положительных характеристик. Эти материалы не только просто укладывать, но и легко ремонтировать при появлении свищей.

Заделать протечку на пластиковой заготовке можно путем использования муфт и фитингов (меняют часть магистрали). При этом заготавливают новый отрезок трубы с нарезанной резьбой.

Посредством соединительных элементов он устанавливается на место участка, пришедшего в негодность. Если нет уверенности в том, что все действия произведены правильно, то можно обратиться за консультацией к профессиональному мастеру.

Внимательно прочитав ее можно смело приступать к ремонту ПП трубопровода. Заварить протечку таким образом не сложно.

Течет посредине трубы

Нужно все осмотреть и выявить место повреждения. Что делать если дыра небольшая и течет вода, а сантехнику позвонить нет возможности? Можно воспользоваться автомобильной шпатлевкой «Белый титан» и ней заделать дыру.

Такой способ ремонта на несколько лет продлит срок службы трубы, но только в том случае если она подает воду не под высоким давлением.

Если течет прилично, тогда на место бреши накладывается пласт резины, так называемый бандаж, который по размеру должен быть больше дырки.

Заплатка фиксируется при помощи мягкой проволоки. Все вышеперечисленные элементы можно приобрести в строительном магазине.

Не стоит забывать, что таким способом можно заделать только для временного действия (до прихода мастера, который сможет качественно все исправить).

Ненадежный соединительный шов

Что делать, если течет вода в месте примыкания трубы к батарее, краном или в районе резьбового стыка? В этом случае устранение проблемы будет несколько усложнено, так как иногда соединяются элементы разных диаметров.

Чем заделать в этом случае? Можно заделать дыру, используя отрезок тонкой резины, которую нужно зажать специальным металлическим зажимом.

Такое решение не может стать 100% способом устранения проблемы. Место стыка придется разобрать и капитально его заварить или склеить.

Окончательный ремонт, возможно, произвести только при полном отключении системы отопления и спуска воды. Если в частном доме этот процесс можно проделать самостоятельно, то в квартире рекомендуется доверить такую работу специалисту.

Если в доме стоит автономное отопление, хозяин должен постоянно иметь на подхвате новые муфты и запасные соединительные элементы, чтобы в случае аварии быстро заделать дыру.

Протекает между секциями батареи – что делать?

Небольшое отверстие, из которого течет вода, можно заделать, используя обычный саморез, что найдется в хозяйстве каждого дома.

Естественно на долго такого решения не хватит, но все же поможет избавить от ущерба, что может нанести даже незначительное подтекание.

Второй способ . Проблемный участок рекомендуется обмотать плотной тканью пропитанной герметиком или же клеящим раствором стойким к воздействию воды (гипоксидным клеем).

Когда ткань высохнет, можно подключать батарею к системе, но чтобы качественно ее заделать все же стоит обратиться за помощью к сантехнику.

Что делать, если причиной аварии стал скачок давления воды? В первую очередь стоит позаботиться об устранении внутренней проблемы.

Из применения труб отличных размеров сечения возможно возникновение гидроударов, особенно в процессе устранения воздушных карманов.

В каких случаях необходим ремонт обогревательной системы?

В любом случае капитальные ремонтные роботы отопительных систем проводятся в теплые весенние или летние дни до начала зимнего сезона.

Если в квартире не одно пятилетие стоят железные трубы, нужно подумать об их замене на армированные полипропиленовые образцы, не дожидаясь, когда она лопнет.

Последние не подвергаются окислению при взаимодействии с водой и выдерживают гидроудары, что делает их более долговечными по сравнению с железными.

Часто при ремонте труб системы отопления профессионалы рекомендуют заделать дыры «холодной сваркой». Этот материал является сверхпрочным и после высыхания перекрывает надежно любые протечки.

Все вышеизложенные методы ремонта труб отопления неплохи, но они могут спасти лишь на какое-то время, поэтому чтобы не задавать себе следующий вопрос: «Течет труба отопления, что делать?» – вызовите сантехника, который сможет правильно и надежно устранить все неполадки связанные с работой отопительной системы, чтобы потом с наступлением зимы не проводить дорогостоящий ремонт и не отключать весть дом от отопления.

Особенности горячего водоснабжения

Свищ в трубе ГВС появляется чаще, чем в других местах. Место, которое больше всего подвержено этому явлению – это стояк. Первые признаки опасности в такой системе – ржавый нарост.

Видео: как устранить протечку на сгоне

Выше уже писалось, если принято решение заделать течь, то срывать этот нарост нельзя. В случае с ГВС при таких действиях можно получить серьезные ожоги.

Заделать такой свищ на трубопроводе можно посредством болта или временного бандажа. И в первом и во втором случае действовать под давлением нельзя. Водопровод нужно перекрыть, только после этого можно выполнять работу.

А небольшую протечку можно заделать под давлением, используя клеевой бандаж. Кромки стеклоткани с нанесенным клеем БФ-2 накладывают на зону повреждения (лента наносится очень туго). В конце ленту надо стянуть металлической пластиной. Функционировать под давлением такой участок сможет только через 24 часа.

Также в данной ситуации можно заделать утечку «холодной сваркой». Под давлением такую работу лучше не производить. Образовавшуюся дыру немного увеличивают при помощи дрели, а участок обезжиривается.

Когда все подсохнет, на протекающую щель накладывают состав. Он должен полностью застыть. На это уходит приблизительно десять минут.

Если рассмотреть источники подачи воды на частных участках, то самым перспективными можно назвать скважины. Они по сравнении с колодцами содержат воду более высокого качества. Она практически не нуждается в очистке и дополнительной фильтрации.

Во время работы скважины, насос и водоподъемные трубопроводы вибрируют. Это приводит к ослаблению стыков на водоподъемных магистралях, и соответственно появляются протечки (свищи). Часто это заканчивается серьезными авариями.

Работает скважина с вибрацией водоподъемной трубы из – за насосного оборудования, а это провоцирует послабление стыков. В результате появления свища, функционирование скважины может полностью нарушиться.


Многие владельцы частных домов пытаются проводить ремонты и устранять такие течи самостоятельно, но специалисты настоятельно рекомендуют доверять это профессионалам.

Такой ремонт стоит немалых денег, но, они полностью себя оправдывают. Ремонтные работы на скважинах сопряжены с рядом сложных операций, для которых нужно спецоборудование.

Непрофессиональным мастерам эта работа может оказаться не под силу. Самостоятельно можно прочистить скважину, заменить насос. И проведение этих мероприятий тоже потребуют определенной сноровки в данном вопросе.

Также мастерам без опыта и знаний, решившим заделать «прореху», необходимо иметь в виду следующую информацию.

Неграмотно проведенные работы могут закончиться фатальными результатами для скважины. К примеру, извлечь, случайно опущенный при заделке в скважину лом, невозможно. А такая потеря для любителей, решивших все сделать самостоятельно, очень частая.

Видео: замена водопроводного крана под давлением

ВАЖНО! Мастера, обслуживающие скважины говорят, что ее промывка – это обязательное ежегодное мероприятие. Его можно не делать только для скважин, которые эксплуатируются постоянно.

Не менее важно и то, что специалисты сразу установят истинную причину проблемы. А это даст возможность заделать протечки и избежать при этом ненужных лишних расходов. Плюс ко всему этому вся работа будет проделана в кратчайшие сроки.

Теперь как заделать свищ в трубе под давлением ясно. Внимательно изучив предложенные варианты, можно быстро заделать эту неприятную проблему.

Протечка системы отопления – не редкость, причём происходит это в большинстве случаев неожиданно, если не считать пробных пусков оборудования в начале отопительного сезона. Что послужило причиной протечки, не всегда удаётся определить достоверно, да это не всегда и важно, так как на первом плане в таких ситуациях – восстановление герметичности отопительного контура. Как правило, основательный ремонт откладывают на тёплое время года, и при обнаружении протечки выбирают, чем замазать течь в трубе отопления временно.

Характеризующие разгерметизацию системы факторы

Система отопления состоит из следующих основных элементов:

  • нагревательный котёл;
  • трубопровод;
  • радиаторы;
  • контрольно-измерительная и запорная арматура.

Все перечисленные элементы смонтированы в отопительный контур, герметичность которого зависит от целостности составных элементов и их соединений.

Выбор способа восстановления целостности системы отопления зависит от следующих факторов:

  • доступность места повреждения;
  • статус протечки (свищ, утрата герметичности резьбовым соединением и т.д.);
  • материал изготовления повреждённого элемента;
  • наличие возможности отключения системы.

По совокупности перечисленных обстоятельств и выбирается способ, как максимально эффективно заделать протечку в трубе отопления в имеющейся ситуации.

Подготовительные работы

При точечном ремонте системы отопления прежде всего необходимо установить конкретное место протечки теплоносителя. Если трубопровод проложен скрытно (в стене, в полу), облицован декоративными элементами или обустроен теплоизоляцией, задача усложняется.

Важно! В ситуации, когда протекла труба или стык, замоноличенные в стену, целесообразно рассмотреть возможность монтажа нового участка трубопровода, так как портить отделку помещения для ремонта трубы с высокой степенью износа не имеет смысла.

На предполагаемом аварийном участке контура демонтируются декоративная отделка и теплоизоляция, отыскивается место протечки, после чего оценивается характер и степень повреждения, а также его доступность ремонту.

Точечный ремонт системы отопления может быть трёх видов:

  • механический – с применением обжимающих и стягивающих приспособлений, электросварки и других средств, не основанных на применении герметизирующих растворов;
  • химический – с использованием разного рода составов для герметизации, твердеющих в результате химических реакций или высыхания;
  • комбинированный – герметизация контура с помощью комбинации механического и химического способов.

Если выбран механический способ производства ремонта, и повреждение не значительное (игольчатый свищ или капельная утечка), систему отопления перед началом работ по устранению протечки можно оставить в рабочем режиме. Если повреждение более серьёзное, то отопление нужно отключить:

  • автономный котёл выключают, теплоноситель сливают;
  • в системе центрального отопления необходимо перекрыть вентиль общего стояка и повесить на него предупредительную табличку, после чего также слить воду из системы.


Технология обработки основания перед герметизацией контура зависит от материала исполнения трубопровода, статуса протечки и вида ремонта, но, в любом случае, окончательный результат работы во многом обусловлен качеством подготовки поверхности.

Способы выполнения ремонта с привязкой к месту протечки

В большинстве случаев устранить протечку системы отопления возможно своими силами, без привлечения профессионалов. Для этого рассмотрим способы производства точечного ремонта контура при наиболее распространённых повреждениях.

Устранение свища на прямом участке стального трубопровода механическими способами

На горизонтальном или вертикальном участке цельной стальной трубы вследствие ряда факторов (износ, коррозия, дефект материала) часто возникает течь, которую можно устранить самостоятельно и без значительных затрат.

Если в стальной трубе диаметром до 50 мм образовался свищ с сечением струи приблизительно в спичку, то устранить его можно даже без особой подготовки основания, но толщина стенки трубопровода должна быть не менее 3 мм. Место вокруг повреждения очищают от ржавчины и окалины напильником или болгаркой, после чего дрелью вкручивают в отверстие самосверлящий винт с уплотняющей прорезиненной шайбой. Длина винта подбирается с таким расчётом, чтобы он на выходе из отверстия внутри трубы выступал минимально и ни в коем случае не упирался в противоположную стенку.

Важно! При использовании электродрели теплоноситель в трубе не должен быть под давлением, чтобы струя воды не попала на инструмент и не стала причиной электротравмы или поломки дрели. В целях безопасности лучше использовать дрель со встроенным аккумулятором на 12 В, обёрнутую в целлофановый пакет с прорезью для патрона.

О том, как заделать дырку в трубе отопления диаметром от 50 мм и с более значительным сечением свища, тоже лучше знать заранее, так как последствия от повреждений такого теплопровода серьёзнее, а вероятность происшествия ничуть не ниже.

Отверстие свища прогоняется сверлом чуть большего диаметра с таким расчётом, чтобы затем нарезать в нём резьбу под болт. Толщина стенки также должна быть достаточной для нарезки резьбы. В таблице указано соответствие свёрл и резьб (метчиков).

Диаметры отверстий под метрическую резьбу с нормальным шагом

После нарезки резьбы в отверстие вкручивается болт с шайбой и уплотнительной прокладкой из резины. Длина болта подбирается в зависимости от толщины стенки – деталь после вворачивания не должна перекрывать просвет трубы или упираться в противоположную стенку.

Устранить протечку стальной трубы отопления можно и без резьбовых элементов — с помощью зачеканивания и электросварки. Отверстие рассверливается до ближайшего по величине диаметра, после чего в него молотком заколачивается выточенный из стали конус (чоп) подходящего размера. Оставшаяся снаружи часть чопа стачивается болгаркой до такой степени, чтобы осталась небольшая выступающая шляпка, которая потом обваривается электросваркой. Такой способ устранения протечки надёжен и долговечен, но следует помнить, что для сварки оцинкованных труб нужно применять электроды с рутиловым покрытием, а толщина стенок трубы должна быть достаточной (3мм).

Одиночное отверстие в стенке стальной трубы можно заглушить также при помощи узкого обжимного хомута.

Такой хомут можно изготовить и самостоятельно из полосовой стали, но в продаже имеется большой ассортимент этих приспособлений, эстетичность которых гораздо выше. Хомут выбирается по диаметру трубы и, если в комплекте с ним нет прокладки, такая уплотнительная полоса вырезается из резины или паронита толщиной не менее 3 мм. Приспособление надевается на трубу, прокладка совмещается со свищем, и хомут обжимается с необходимым усилием. Данный способ устранения протечки применим и к трубопроводам из меди или полимерных материалов.

В ситуации, когда на малой площади образовалось несколько свищей, использовать вышеперечисленные способы ремонта нельзя – участок трубы ослаблен, и ремонтировать протечки по одиночке не эффективно и даже чревато разрушением всего фрагмента контура. На повреждение продолговатой формы (трещину) узкий хомут тоже, как и чоп, не установишь.

Если в данный момент нет возможности произвести замену всего аварийного участка, то для восстановления герметичности трубопровода отопления используют обоймы — широкие хомуты, принцип действия которых тот же, что и у узких приспособлений.

Ремонт трубопровода на прямом участке или повороте химическим и комбинированным способами

Для устранения протечки трубопровода отопления производятся различные виды термостойких одно- и двухкомпонентных герметиков, применяемых как на стальных, так и на полимерных трубах. Наибольшее распространение получили высокотемпературные составы на основе силикона, характеризующиеся высокой степенью адгезии, пластичностью и способностью выдерживать температуру до 350 градусов. Эти герметизирующие смеси отличаются от других видов силиконовых клеев красноватым или коричневым оттенком.

У каждого из этих составов своя инструкция по применению, изложенная на упаковке и предусматривающая использование при герметизации стыков и сопряжений. Но, если применить армирование, их можно использовать и на плоскости, то есть, на поверхности трубопровода, как стального, так и полимерного.

Перед началом работ из системы отопления сливается теплоноситель, а участок вокруг повреждения очищается от краски, обезжиривается и высушивается.

Важно! Адгезия силиконовых герметиков к гладким поверхностям сильнее, чем к шершавым, поэтому обрабатывать ремонтируемый участок трубы абразивами не следует.

Армирование силиконового герметизирующего покрытия производится для увеличения прочности оболочки на растяжение и её устойчивости к механическим повреждениям. В качестве арматуры используют серпянку – малярную ленту из стекловолокна.

На подготовленную поверхность трубы отопления наносится герметик сплошным слоем толщиной в 2-3 мм, поверх которого наворачивается серпянка – витками встык. Поверх первого слоя сетки опять наносится слой герметика, а затем снова серпянка, но уже с напусками витков друг на друга в 5 мм. В общей сложности, слоёв сетки с прослойками из силикона должно быть 4 или 5. Необходимо, чтобы витки укладывались в натяг, без складок с пустотами, подобно бинтованию – с поворотами ленты вокруг оси в конце каждого слоя для возврата в обратном направлении. Такое бинтование должно захватывать участки трубопровода по 10-20 см в обе стороны от повреждения. Последний слой на трубе выполняется из герметика, который разглаживается рукой, смоченной в мыльной воде. Конец серпянки временно крепится к трубе капроновым хомутом в стороне от ремонтируемого участка – после отверждения состава он отрезается заподлицо поверхности герметика.

В зависимости от вида клея и общей толщины герметизирующего слоя, отверждение, которое происходит от контакта состава с влагой воздуха, требует от нескольких часов до суток.

По такой же технологии, с использованием армирования из серпянки, производят ремонт системы отопления с помощью термостойких каучуковых герметиков – также прочных, но эластичных составов, успешно применяемых как в быту, так и на производстве.

Следует иметь в виду, что в продаже имеются силиконовые и каучуковые герметики для использования в автомобильных двигателях. Если рабочие характеристики таких составов соответствуют требованиям отопительной системы, то автогерметик, рассчитанный на использование при ремонте двигателя внутреннего сгорания, с герметизацией теплопровода в быту справится тем более.


Для устранения течи трубы бытовой системы отопления часто используют готовые ремонтные комплекты, в состав которых входит всё необходимое для герметизации. Примером таких средств может служить ремкомплект Силопласт, укомплектованный даже защитными резиновыми перчатками. Основным элементом ликвидации течи в наборе является лента со специальной пропиткой, которая при контакте с водой (смачивание при монтаже) твердеет и образует на трубе прочную герметичную оболочку, которую дополнительно ничем замазывать не нужно.

Способ применения Силопласта подробно описан на упаковке, и от соблюдения этой технологии, а также качества подготовки основания зависит успех ремонта. Ремонтный набор можно использовать не только на прямых, но и на изогнутых участках трубы, а также поверх резьбовых соединений, уплотнительный материал которых потерял свои свойства.

Материал производится для различных сфер производства, поэтому при покупке необходимо выбрать именно необходимую разновидность ремкомплекта, одна из них – Силопласт «Для дома».

Для восстановления герметичности системы отопления применяются также специальные двухкомпонентные составы под названием «холодная сварка» — смеси на основе эпоксидных смол с добавлением металлического наполнителя и присадок, отвечающих за специфические характеристики клея в определённых условиях.

Смола в составе обеспечивает пластичность материала после отверждения, а металлосодержащий компонент повышает прочность и твёрдость связующего. Холодная сварка производится в жидкой и пластичной форме. Технические характеристики, в том числе температура эксплуатации и способ применения, указаны на упаковке. Остаётся только правильно выбрать тип герметика, соответствующий условиям эксплуатации и материалу изготовления теплового контура.

Если труба отопления подтекает не значительно, то вопрос, чем замазать контур на прямом участке или стыке резьбового соединения, можно решить и подручными средствами, например, с помощью клея «Минутка» или идентичных по действию. Для этого ремонтируемая поверхность или трещина должны быть очищены от краски, обезжирены и высушены. Затем подготовленный участок обматывают слоем серпянки встык и втирают в ячейки сетки обычную пищевую соду (предварительно первый виток точечно крепят к трубе клеем). Затем на трубу накладывают ещё слой из витков сетки, выполненных уже внахлёст, и опять заполняют ячейки содой. После укладки третьего слоя серпянки с содой последний виток ленты закрепляют капроновым хомутом, а на получившуюся муфту наносят клей из тюбика, начиная с места повреждения. Клей мгновенно впитывается в соду и, вступая в реакцию с ней, так же мгновенно твердеет, образуя прочную оболочку. Необходимо нанести клей на всю поверхность обмотки, тюбики выдавливают поочерёдно по мере опустошения, количество туб зависит от площади ремонтируемого участка.

Если повреждение трубы – трещина, то её так же набивают содой и капают сверху клей, мгновенно герметизируя повреждение. Поверх трещины накладывают бандаж из серпянки описанным выше способом.

Способ применим для ремонта как стальных, так и полимерных труб.

Существует ещё один способ заделывать протечки теплоносителя на прямом или овальном участке стального трубопровода отопления, а также поверх резьбового соединения – с помощью накладки бандажа из армированного цементного раствора. Для этого в системе сбрасывают давление, чтобы вода не сочилась из места повреждения, и ремонтируемый участок очищают от краски и ржавчины. Затем из цемента марки 400 или 500 готовят водяной раствор консистенции сметаны, и проблемный участок трубопровода послойно бинтуют полосой из холщовой ткани, хорошо пропускающей через себя жидкости (можно серпянкой или обыкновенным медицинским бинтом). Бинтование производят с обмазыванием каждого слоя цементным раствором. На трубе в результате должна образоваться муфта с толщиной стенки не менее 2 см, которую покрывают последним слоем того же раствора.

Эффективность способа можно повысить, если для затворения цемента использовать не воду, а клей ПВА, но не пастообразную его разновидность, а эмульсионную. Кроме того, вместо цемента можно использовать обмазочную гидроизоляцию на цементной основе

Ceresit СR 65, предназначенную специально для устройства водонепроницаемых покрытий.

Важно! Применение для герметизации трубопровода отопления цементного бандажа является временной мерой, так как цемент не пластичен и плохо сопротивляется усилиям на разрыв, которые будут воздействовать на него при температурных расширениях труб, поэтому от возникновения со временем микротрещин в ремонтной оболочке не спасёт даже армирование серпянкой.

Устранение протечки в местах резьбовых соединений

Если теплоноситель протекает на стыке участков труб, выполненном резьбовым способом, или в местах подключения к радиатору отопления, запорной арматуре, то оптимальным действием будет демонтаж резьбового соединения для диагностики причины разгерметизации. Имеется в виду ситуация, когда при монтаже отопительной системы не были использованы фитинги, рассчитанные на юстировку – регулировку с уплотнением. Демонтаж резьбового соединения, который производится после спуска теплоносителя из системы, покажет причину протечки – износ резьбы или утрата уплотнителем своих качеств.

В первом случае профиль резьбы освежают проходом по ней лерки (плашки) с нарезкой дополнительных 2-3 витков. Если же резьба разрушена значительно, то придётся выполнять вставку нового фрагмента трубопровода с помощью сварки или опять же резьбового соединения (сгон).

При удовлетворительном состоянии резьбы производят замену уплотнительного материала. Для этого резьбу очищают от остатков старого уплотнителя и наносят на неё новый. Для надёжности уплотнения рекомендуется использовать комбинацию из волоконного уплотнителя (льняная прядь) и одного из видов герметика для резьбовых соединений, в том числе и анаэробных, рассчитанных на самостоятельное использование.

Упростить эту процедуру можно, используя специальную универсальную уплотнительную нить с пропиткой. Материал нити может быть натуральным или синтетическим, пропитка – чаще всего силикон. Привлекательна такая нить простотой применения, универсальностью и доступностью цены, что позволяет выполнить ремонт самостоятельно и без значительных затрат.

В качестве уплотнителя резьбового соединения широко применяется ФУМ-лента – синтетический материал, благодаря содержанию фтора устойчивый к воздействию высоких температур и химических веществ.

ФУМ-лента производится трёх видов:

  • ФУМ-1 – со смазкой на основе вазелина, для использования в промышленных трубопроводах, в том числе с агрессивной средой;
  • ФУМ-2 – не содержит смазку, пригодна для сред с окислителями;
  • ФУМ-3 – для трубопроводов с неагрессивной средой.

Все три вида ФУМ-ленты пригодны для использования в бытовых системах отопления и достаточно эффективны при правильном нанесении на резьбу.

В случаях, когда интенсивность протечки не значительна, демонтаж резьбового соединения можно отложить до окончания отопительного сезона, а герметичность соединения восстановить наложением поверх стыка армированного бандажа с использованием одного из описанных выше герметизирующих составов – силиконового, каучукового, холодной сварки.

Заключение

Устраняя протечку системы отопления, следует объективно оценить эффективность и потенциал долговечности производимого ремонта. Большинство средств, предлагаемых производителями для устранения протечки, рассчитаны на временное устранение аварийной ситуации до принятия радикальных мер, в том числе, производства капитального ремонта системы отопления. Поэтому, проведя диагностику причин протечки и выбирая, чем замазать повреждение, необходимо проконсультироваться с профессионалами, не полагаясь только на маркетинговые консультации в магазине, иногда предоставляемые работниками без опыта ремонтно-строительной деятельности. Это позволит получить объективную оценку ситуации и правильно спланировать ремонтные мероприятия по окончании отопительного сезона, чтобы избежать усугубления ситуации в холодное время года.