Факты о шахматах. Интересные факты о шахматах

с которыми я хочу вас познакомить, и которые, непременно, должны быть известны каждому шахматисту:

  1. Шахматы произошли от древнеиндийской игры шестого века «Chaturanga», что в переводе – четыре подразделения войск, которые включают в себя конницу, пехоту, слонов и колесницы, такие виды войск актуальны для того времени. Отсюда мы можем наблюдать в шахматах названия фигур – пешка, конь, слон и ладья. В седьмом веке игра в шахматы перебралась в Персию, там ее стали называть «Шатрандж». Именно от персидского языка произошло название шахмат. Игроки говорили – Шах, что в переводе с персидского Король. Не все знают, что Шах и мат в переводе с персидского языка – «король умер».
  2. Первый ход пешки на две клетки вместо одной придумали в Испании еще в 1210 году.
  3. А знаете ли вы, что самый долгий в шахматной игре ход в известной истории длился без преувеличения 2 часа 20 минут, бразилец Франциско Троис – виновник торжества.
  4. Наверное всем известен шахматный автомат в виде фигуры турка в человеческий рост, который играет партию. Его в 1770 году придумал венгерский изобретатель Вольфганг Кемпелена. Это изобретение обыгрывало Наполеона Бонапарта и Бенджамина Франкельна, знаменитых и умнейших людей того времени. Но позже оказалось, что этот легендарный шахматный автомат вовсе не машина, умеющая играть в шахматы, внутри находился опытный шахматист, который и осуществлял все ходы.
  5. Вам известно кто сыграл самую продолжительную шахматную партию? А ведь это не менее интересный факт. Оказывается это были Иван Неколючем и Горан Арсович. Сыграна она была не так давно, относительно богатейшей истории шахмат, а точнее в 1989 году в Белграде. Шахматисты неутомимо играли почти сутки - 20 часов 15 минут, за всю игру было сделано 269 ходов, и в результате, победа не досталась никому, игра закончилась вничью. Собственно говоря, именно после этого матча и было решено ввести ограничения, ФИДЕ установили правило 50 ходов от каждого игрока, если за это время ни одна фигура не была завоевана соперниками, объявляется «НИЧЬЯ».
  6. Интересный факт про шахматы, о том, что изначально Ферзь по правилам мог двигаться исключительно на одну клетку и по диагонали, затем правила были изменены и ему можно было двигаться уже на две клетки. Затем королева Изабелла испанская приказала установить следующее правило – сделать ферзя сильнейшей фигурой на шахматной доске.
  7. Вам известно, кто оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории этой интересной игры? Это был Эммануэль Лоскер и чемпионство его длилось почти 27 лет, (1894 – 1921 гг.).
  8. Важный, и не менее интересный факт, который должен обязать вас играть в шахматы и отправлять своих деток в кружок по шахматной игре. Врачи рекомендуют, для улучшения сообразительности и памяти играть в эту игру, так как это игра тренирует ум в решении сложных логических задач. Между прочим, ее настоятельно рекомендуют при болезни Альцгеймера.
  9. В далеком 1125 году была впервые изобретена складная шахматная доска. Интересным фактом в этом вопросе, является то, что она была создана и придумана священником - шахматистом, которому церковь запрещала играть в шахматы, и он ухищрялся складывать доску пополам, в связи с чем, она принимала вид книги.
  10. Напоследок, упомяну о нашей советской и российской гордости, о Гарри Каспарове, который стал самым молодым чемпионом мира по шахматам. Ему тогда было всего 21 год и 210 дней. До сих пор многие эксперты его признают величайшим шахматистом в интересной и увлекательной истории шахмат.

1. Шахматы произошли от древнеиндийской игры VI века чатуранга, чье название переводится с санскрита как "четыре подразделения войска", что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей. В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж. Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили "Шах" (от персидского "король") атакуя короля соперника, и "Шах мат" (с персидского "король умер").

2. В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру "турка" в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы. Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин. Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной "машины".


3. Самая короткая шахматная партия называется дурацкий мат, состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру.
Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов, и она закончилась вничью. Теоретически партия может длиться еще дольше, но после введения правила 50-ти ходов, это число можно как-то ограничить.


4. Гарри Каспаров однажды сказал, что "шахматы - это муки разума". Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс. Голландский художник Ипе Рубинг стал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс в одной книге-комиксе. В шахбоксе чередуются раунды шахмат и бокса и ее девизом является "Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске". Шахбокс приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.


5. Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь. Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Ферзю принадлежит рекорд «съедения» фигур противника: во время одной игры ферзь забрал 11 фигур.


6. Шахматы вслепую - это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску. Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры. Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш, который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.


7. После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона. Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.


8. Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат. В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры.


9. Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что "партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули". После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.


10. Один из турецких султанов имел привычку, играя в шахматы, задумчиво тереть босую ногу о валик дивана. Напрасно он это делал: его отравили, пропитав диванный валик ядом.


11. Индийский раджа Акбар, живший в XIX веке, любил созывать в свой сад несколько десятков танцовщиц, а сам забирался на высокую мраморную башню. Так он играл в шахматы, где фигурами были танцовщицы. Постепенно раджа отпускал девушек по мере удаления фигур с поля.


12. В древних и средневековых шахматах имелось немало экзотических модификаций фигур: драконы, кентавры, епископы, всадники и т.д. С развитием цивилизации их набор пополнялся, в том числе гренадерами, саперами и другими военными специалистами, а XX век обогатил шахматы танками, самолетами, и даже атомной бомбой, в которую превращается пешка, добравшись до последней горизонтали.


13. В Древней Индии в шахматы играли на пальцы. Побежденному отрубали палец на руке.


14. По личному указанию Хуана Антонио Самаранча в 1997 году один из бельгийских институтов провел исследование, из которого следовало, что игра в шахматы — труднейшее занятие с точки зрения стрессового воздействия. Человек, занимающийся этим, должен быть физически выносливым и иметь крепкую нервную систему. Говорят, что именно во время игры в шахматы скончались Иван Грозный и королева Бельгии Мария Генриетта Анна.


15. Именно в эту, страшно неприличную игру, предложила сыграть Робеспьеру жена Томаса Пейна, гражданина Франции, осужденного к гильотине за то, что он предложил не казнить Людовика XVI, а просто выслать его из страны. Жена Пейна выиграла жизнь своего мужа в шахматы. Пейн уехал в Америку и стал одним из отцов американской демократии.


16. Писательница конца XIX века Роза Майредер была теоретиком феминизма и постоянно возмущала современников своим шокирующим поведением. Мало того, что она демонстративно не носила корсет, она еще и не стеснялась заявлять, что ей нравится играть в шахматы. В те времена играть в шахматы для женщины считалось совершенно неприличным.


17. Положение игроков в обществе нередко влияло на стиль их игры. Например, и Наполеон, и Карл XII считали, что королю позорно прятаться, а потому в шахматы они никогда не делали рокировки. Карл при этом безбожно проигрывал.


18. Множество великих людей любили шахматы: Карл Великий, Спиноза, кардинал Ришелье, Пушкин, Стефан Цвейг, Толстой, Тургенев и Тамерлан. По одной из легенд, Гвиневра соблазнила Ланселота во время шахматной партии.


19. Семь искусств, которым обучались будущие рыцари, назывались «Семью рыцарскими добродетелями». Это фехтование, плавание, соколиная охота, сложение стихов в честь дамы сердца, владение копьем, верховая езда и игра в шахматы.


20. Ал-Бируни в книге «Индия» рассказывает легенду, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За тысячи лет до нашей эры жил да был царь по имени Махараджа Ранвир, который правил в древнем городе Магадхе, на берегах священной реки Ганги. Он так любил сражения, что всегда либо готовил войну, либо возвращался из похода. Но не все в его царстве разделяли это увлечение, и министры устали от его непрерывных военных кампаний. Надо было что-то придумать, чтобы избавить царя от его одержимости. И вот, первый министр призвал к себе Анантху, брамина-затворника, знаменитого астролога и математика, и попросил его помочь. Через неделю Анантха сообщил, что нашел лекарство, которое он продемонстрирует при дворе на следующее же утро. Наутро Анантха явился с доской в черно-белую клетку и 64 фигурами и научил махараджу Ранвира игре в шахматы. В те времена, собираясь на войну, владыка брал с собой слонов, верблюдов, коней и пеших ратников. Возглавлял войско первый министр. Таким образом, игра походила на настоящую битву. Она так понравилась махарадже Ранвиру, что он пообещал дать Анантхе все, что тот пожелает. Просьба Анантхи выглядела очень скромной: одно рисовое зернышко, положенное на первую клетку, два - на вторую, четыре - на третью, и так далее, пока не будут заполнены все клетки шахматной доски. Царь сначала подумал, что Анантха впал в маразм, пока не осознал, что с каждой клеткой количество зерен удваивается и уже к концу третьего ряда требуется 17 миллионов зерен (и 27 недель, чтобы их пересчитать). Если были бы заполнены все клетки, то очень много времени понадобилось бы, чтобы насчитать 18 446 744 073 709 551 615 зерен риса, приходящихся на последнюю клетку… Подсчитано, что общий вес риса при этом составит более 460 миллиардов тонн. Дело кончилось тем, что махараджа назначил Анантху министром финансов и больше никогда не ходил на войну, наслаждаясь игрой в шахматы.


21. Состав сборной США (!) на XXX шахматной олимпиаде в Маниле: Ирина Левитина, Елена Ахмыловская, Анна Ахшарумова, Эсфирь Эпштейн. Тренер - Александр Иванов.


22. Шашки старше шахмат.

Все мы знаем, что игра в шахматы порождает настоящих гениев, превращает маленького мальчика или девочку в настоящего эрудита. Если вы все же решились обучить своего ребенка этой по-истине восхитительной мудрой игре, предлагаю раннее обучение шахматам в русской шахматной школе. А теперь несколько интересных фактов о шахматах, которые наверняка будет интересно узнать каждому:

1. Происхождение игры и ее названия


Прародительницей шахмат является древнеиндийская игра "чатуранга", которая была популярна в VI-ом веке. В переводе с санскрита "чатуранга" переводится как "4-ре подразделения войска" (пехота, конница, слоны и колесницы, чью роль в шахматах выполняют пешки, кони, слоны и ладьи). Придя в Персию в VII-ом веке, игра получила иное название – "шатрандж". То название, которое мы знаем сейчас – шахматы – игра получила именно здесь: когда игрок атаковал короля, он произносил "шах" ("король" по-персидски) и "шах мат" ("король умер" в переводе с персидского).

2. "Непостоянство" королевы


У королевы (или ферзя) – самый непостоянный характер. Эта шахматная фигура изменялась на протяжении всей истории игры больше всех. Изначально ферзь был советником короля (премьер-министром), однако впоследствии стал самой сильной шахматной фигурой. Сначала ферзь мог ходить по диагонали только по одной клетке, со временем он мог передвигаться сразу на 2 поля, а затем еще дальше, как конь. В современной игре ферзь может делать ходы по горизонтали, по вертикали и по диагонали.

3. Уникальный шахматный автомат Кемпелена


В 1770-ом году австрийским изобретателем венгерского происхождения Вольфгангом фон Кемпеленом был создан шахматный автомат, представлявший собой сделанную в человеческий рост фигуру человека, одетого в турецкую одежду, который сидел за большим деревянным столом. Безмятежно куря трубку и передвигая фигуры по полю механической рукой, "турок" играл в шахматы со всеми желающими, обыгрывая Наполеона Бонапарта, Бенджамина Франклина и других знаменитостей.

Загадка столь умной машины была разгадана лишь годы спустя: внутри шахматного автомата прятался человек, который и играл за манекен, а когда машину и ее сложные механизмы демонстрировали публике, он скрывался.

4. Две "самые-самые" шахматные игры: самая длинная и самая короткая


Самой продолжительной за всю историю шахмат является игра, проведенная в 1989-ом году в Белграде, участниками которой были Горан Арсович и Иван Николич. Во время шахматной партии продолжительностью 20 часов 15 минут, которая завершилась ничьей, противники сделали всего 269 ходов. Вообще, чисто теоретически, одна шахматная партия может быть еще более продолжительной, однако после того, как были введены правила о 50-ти ходах, стало возможным как-то ограничивать это число.

Самую короткую шахматную партию – мат в два хода ("дурацкий мат") – можно воспроизвести следующим образом: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничью или проигрыш судьи могут зафиксировать и до непосредственного начала игры вследствие определенного сценария, который выявляет турнирная таблица, либо в случае неявки одного из игроков на игру.

5. Шахматы и бокс в одной игре


Знаменитое высказывание Гарри Каспарова о том, что "шахматы – это муки разума", вдохновило голландского художника Ипе Рубинга на создание шахбокса, объединившего в себе шахматы и физические испытания. Родоначальник шахбокса почерпнул идею совместить бокс и шахматы в одном из комикс-романов.

Этот гибридный вид спорта под девизом "Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске", состоит из чередующихся раундов шахмат и бокса. В последнее время игра становится все более популярной, находясь под управлением Всемирной организации шахбокса.

6. Шахматы с завязанными глазами


Одним из вариантов игры являются шахматы вслепую: шахматист может делать все ходы, не видя шахматной доски. Как правило, у такого игрока есть посредник, который и осуществляет перемещение его фигур.

Такая впечатляющая способность присуща многим сильнейшим шахматистам. Одним из рекордсменов этого варианта игры в шахматы является венгр Янош Флеш, сыгравший вслепую одновременной в 52-мя противниками и выигравший 32 партии.

7. Шахматные часы, чтобы игроки не засыпали


Изначально во время шахматных партий часы не использовались: игроки могли провести за игрой множество часов подряд (а иногда и несколько суток), изнемогая сами и доводя до изнеможения своего противника. Однажды, во время одного из шахматных турниров, проводимых в 1851-ом году, два игрока даже уснули, так и не завершив партию. Спустя год после этого случая был введен контроль времени, который, до создания в 1883-ем году первых механических шахматных часов, созданных британцем Томасом Уилсоном, осуществляли с помощью песочных часов.

8. Бескрайние возможности


После 3-ех ходов со стороны каждого из игроков существует более 9.000.000 возможных позиций. Американским математиком было подсчитано минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и выведено число Шеннона, согласно которому количество возможных уникальных партий (10^120) больше количества атомов в видимой Вселенной (10^79).

9. Мощные шахматные компьютеры


В настоящее время важной частью игры в шахматы являются шахматные компьютеры. Одна из самых известных шахматных партий, сыгранных между компьютером и человеком, была проведена в 1997-ом году, когда компьютер Deep Blue выиграл у чемпиона мира Гарри Каспарова, считающегося сильнейшим шахматистом за всю историю шахмат.

Спустя 9 лет, в 2006-ом году, другой компьютер – Deep Fritz – обыграл чемпиона мира Владимира Крамника, еще раз заявив о мощи шахматных компьютеров. Сегодняшние шахматные программы, сопоставимые с гроссмейстерами, чаще всего используются для проведения анализа игры и ее улучшения.

10. Игра в шахматы повышает уровень интеллекта


Шахматы часто упоминаются психологами в качестве эффективного способа улучшения человеческой памяти. Навыки игры в шахматы также могут помочь в решении сложных задач и продумывания идей. Большинство людей полагает, что игра в шахматы – лишь для обладателей высокого интеллекта. Отчасти это так и есть, однако каждый желающий может самостоятельно способствовать повышению уровня своего интеллекта, освоив эту игру и начав играть в шахматы. Во время игры в шахматы активизируются оба полушария мозга, улучшаются творческие способности, концентрация, навыки чтения и критическое мышление. Например, в Армении, чья шахматная школа является одной из сильнейших в мире, начиная с 2011-2012 учебного года, во всех общеобразовательных школах ученики со 2-го по 4-ый класс будут изучать шахматы в качестве обязательного предмета.

Шахматы являются одной из самых известных стратегических игр. Ими увлекаются миллионы людей по всему миру на протяжении нескольких столетий, поэтому сегодня мы хотим подробнее рассказать об уникальных особенностях этой игры.

1. Истоки

Название «шахматы» происходит от двух персидских слов и в дословном переводе означает «смерть королю». Правда, это название дали игре таджики. Персы любили эту игру и называли шатрангом. Но возникла она в самом начале нашей эры на севере Индии. Фигуры имитировали войска – конницу, пехоту, колесницы. Это вам не скучная монополия! В Индии слоны использовались в качестве «боевой техники», отсюда и фигура слона в игре. Ну, и разумеется, какое же войско без главнокомандующего – в данном случае короля. Немыслимо также обойтись и без вдохновительницы.

Королева, как показывает практика, с легкостью в определенных ситуациях сама становится единоличным правителем, да и вояка хоть куда.

Говорят, что некоторые правители в давние времена иной раз решали свои споры путем игрушечной войны – шахмат. Многим тысячам воинов тех времен это спасло жизни. У арабов такая забава называлась шатранджем. И они, отдавая дань почета шахматам, никак не желают признавать авторство в ее изобретении за индусами, считая своей выдумкой и изобретением.

2. Муза

Королева (ферзь) – загадочная и могущественная фигура. Первоначально она не обладала такой властью – не могла для перемещения использовать все плоскости. Но со временем стала фактически сильнее фигуры короля. Да, возрадуются феминистки! В персидском варианте данная она все же была ферзем, советником и помощником короля и имела весьма скромные возможности. В индийском варианте ни ферзя, ни королевы не было вовсе. Но времена меняются и диктуют свои законы, в играх в том числе.

3. Большие числа

Число атомов во Вселенной настолько велико, что это сложно себе представить. Ваш мозг взорвется от напряжения, даже не пытайтесь. А вот, число видов комбинаций партий в шахматной игре, которые можно разыграть, в полтора раза больше. В ходе компьютерной партии можно сделать много миллионов возможных ходов. Откуда это известно? Великие математики с их великими формулами… И, да, им можно верить.

4. Компьютер научили играть в шахматы

Для нашего мозга возможность представить варианты развития событий, зависящих от каждого хода, представляет собой непосильную задачу. Для великих шахматистов эта задача представляет меньше сложностей. Для компьютера – еще меньше сложностей. Для суперкомпьютера – вообще пара пустяков, о чем и свидетельствуют партии, сыгранные знаменитыми игроками с компьютером, обыгравшим их.

Чемпионы мира Каспаров и Крамник не смогли противостоять умным машинам.

Что ж… Человеческий мозг не совершенен, даже у великих шахматистов. Шахматный компьютер может проанализировать миллионы комбинаций в секунду, а человек за это время не успевает осознать и одну возможность.

А идея создать компьютерный код, который позволит машине играть в шахматы, родилась на вечеринке. И была реализована благодаря спору. Кстати, на кону было что-то около двенадцати тысяч долларов. И да, обыграть компьютер не под силу гроссмейстерам, но для женской логики – пара пустяков.

Внимание! Надо со второго хода повторять-отзеркаливать ходы, совершаемые искусственным «мозгом» — ничья вам гарантирована.

Изобретено женщиной. Проверено. Работает. Во всяком случае, с типовыми компьютерными программами.

5. Размяться во время шахматной партии

Однажды в умную голову прекрасного человека пришла мысль о том, что играть в шахматы прекрасно и интересно, но не полезно для мышечной ткани. Все в человеке должно быть гармонично и прекрасно, поэтому, не желая ущемлять «права» мышц, он предложил соединить шахматную игру и бокс. Так появился шахбокс. Говорят, голландец, изобретший данный вариант игры, почерпнул идею чередования боксерских раутов и шахматных партий в каком-то комиксе. Интересно, в каком?

6. История великих обманов

Попытки «создать» робота-машину, обыгрывающую всех в шахматы, были и до изобретения компьютера. Венгерский мастер в восемнадцатом веке создал такое чудо: машине-роботу удалось обыграть самого Наполеона Бонапарта. Как оказалось впоследствии — мастер слукавил. Его чудо-машина не была машиной-роботом. Это был всего лишь костюм, который надевал человек, хорошо играющий в шахматы. Наполеона надули! В 1836 году во Франции издали первый шахматный журнал, не преминувший описать и сей комичный (трагичный) факт.

Часовщики и инженеры впоследствии не раз пытались создавать подобных роботов. В настоящее время шахматный робот существует – компьютер может не только анализировать и генерировать ходы, но и с помощью специального механизма передвигать фигуры по клеткам шахматного поля. Немецкий робот уже одержал победу над международным гроссмейстером Грищуком.

7. Смые-самые

Двухходовая самая короткая партия, разыгрывается следующим образом. Ход номер один: F3 на E5 и номер два: G4 на QH4++. А самая длинная игра произошла в Белграде в одна тысяча девятьсот восемьдесят девятом году между Николичем и Арсовичем.

Продолжительность ее составила чуть более двадцати часов. Было сделано около трехсот ходов.

Можно и уснуть, что, впрочем, и имело место быть с некоторыми игроками при столь длительных партиях. Некоторые даже не были завершены по причине сна соперников. Введение правила пятидесяти ходов позволило ограничивать время, поскольку партия может длиться и более двадцати часов.

8. Игры со временем

Чтобы избежать казусов с засыпаниями во время партии, были изобретены часы для шахматной игры — со звоночком. Дзинь, и задремавший соперник проснулся – его ход. Двойная польза: мозг отдохнул и готов с новыми силами размышлять над ответным ударом.

В шахматные матчи практика тайм-контроля вошла быстро и всерьез, использовалась повсеместно. А вскоре даже стала диктовать свои условия. В конце девятнадцатого века игры без часов уже не осуществлялись. Тогда же возникло и вошло в обиход слово цейтнот. Немного позднее стали разыгрывать быстрые матчи — с установленным для каждого из участника лимитом в тридцать минут, а ещё позже изобрели «блиц» — от пяти до десятка минут.

9. А если это лекарство

Шахматы развивают мозг. Во время напряженной игры устанавливаются новые соединения между клетками-нейронами – синапсы. Это определенно делает человека более умным и менее подверженным болезни Альцгеймера. Как знать, может быть, двадцатое июля – международный день шахмат – скоро станет праздником победы над старческим слабоумием. Шахматы поставят мат болезни. Кроме того, они развивают усидчивость, умение концентрироваться, наблюдательность, расчетливость, продуманность, умение логически выстраивать цепь событий, предвидеть, предугадывать. Учеными подмечено также, что люди с активными интеллектуальными занятиями живут дольше.

10. Уникальная память

Некоторые люди натренировали свой мозг до такой степени, что могут играть с завязанными глазами – шахматное поле у них в воображении перед глазами со всеми фигурами и всеми комбинациями, установившимися на поле игры. Шестьдесят четыре клетки с динамически меняющейся после каждого хода картинкой.

Это фантастические возможности мозга и если бы не шахматы, то мы никогда бы об этом не узнали.

Конечно, для таких феноменов требуются врожденные задатки, но и сама игра способствует развитию человеческой памяти. Во-первых, активизируется механизм оперативного хранения и использования информации, т.е. нейроны, хранящие информацию, которую нужно использовать здесь и сейчас и можно забыть в недалеком будущем. Во-вторых, игра с тысячелетней историей представляет прекрасный полигон для её развития.

Потребность просчитывать разные комбинации, а следовательно и сохранять в мозгу прошлые вариации, которые были просчитаны, исходы, вариации, находящиеся на этапе продумывания — несомненно, все это способствует активизации оперативной памяти. Игра способствует формированию долгосрочной памяти. Имея незначительное число матчей за плечами, игрок в разыгрываемом действии оперирует имеющимся опытом. В случае, если знает, что в схожей ситуации сопернику удалось выиграть, он примет превентивный ход. А нужда в данной ситуации, вспомнить ход предыдущей игры стимулирует память.

Шахматы — это еще и мыслительный процесс. И сам по себе он дает возможность для формирования навыков, улучшающих процесс запоминания. Вычленение основного, установление логической цепочки, связующей разрозненные куски, сравнительный анализ дает возможность значимо улучшить процесс запоминания.

Факт, что лучшим для запоминания является способ увязывания старой информации с новой или с отдельными ее частями. Это дает возможность её систематизировать, снизить в объемах и сделать более удобоваримой для припоминания. И игра в шахматы прекрасно развивает способность интегрировать информацию, делая ее привычкой. Ведь в шахматах нет обособленных ходов. В процессе каждого хода, надо предположить действия свои и даже чужие на несколько ходов вперед. И при этом принимать во внимание план игры, возникший несколько ранее, варианты ходов противника, которые планируются им и до сих пор не утратили своей актуальности.

В шахматах нет особых и обособленных партий. Разыгрывая данную партию, используется опыт и знания, приобретенные в предыдущих партиях, применяются уже известные знания в новой обстановке. Играйте в шахматы и получайте удовольствие, развивая память!

Невероятные факты

1. Откуда произошло название?

Шахматы произошли от древнеиндийской игры 6-го века чатуранга , чье название переводится с санскрита как "четыре подразделения войска", что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей.

В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж . Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили "Шах" (от персидского "король") атакуя короля соперника, и "Шах мат" (с персидского "король умер") .


2. Шахматный автомат, который всех надул

В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру "турка" в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы.

Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин.

Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист , который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной "машины".


3. Самая короткая и самая длинная шахматная игра

Самая короткая шахматная партия называется дурацкий мат , состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру.

Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов , и она закончилась вничью. Теоретически партия может длиться еще дольше, но после введения правила 50-ти ходов, это число можно как-то ограничить.


4. Шахбокс

Гарри Каспаров однажды сказал, что "шахматы – это муки разума". Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс. Голландский художник Ипе Рубинг стал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс в одной книге–комиксе.

В шахбоксе чередуются раунды шахмат и бокса и ее девизом является "Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске" .

Шахбокс приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.


5. Динамический ферзь

Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь.

Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Сначала она была советником или премьер-министром короля.

Но в дальнейшем она стала самой сильной фигурой в шахматах .


6. Можно ли играть в шахматы вслепую?

Шахматы вслепую – это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску . Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры.

Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш , который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.


7. Бесконечные возможности

После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона.

Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной . Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.


8. Сила шахматных компьютеров

Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат.

В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz , что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры, и их часто ставят наравне с гроссмейстерами .


9. Шахматные часы - чтобы не заснуть

Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что "партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули ".

После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном .


10. Шахматы и наш мозг

Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память. Это также позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи. Неудивительно, что шахматы стали рекомендовать в борьбе с болезнью Альцгеймера.

Многие люди считают, что шахматы - игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это отчасти так, но вы также можете существенно повысить свой интеллект, играя в шахматы. Более того, исследования показали, что шахматы активизируют оба полушария мозга, улучшают творческие способности, концентрацию, критическое мышление и навыки чтения .