Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г.,
4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г.)
Принят Государственной Думой 12 августа 1995 года
Глава II. Территориальные основы местного самоуправления (ст.ст. 12 - 13)Глава III. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (ст.ст. 14 - 21)
Глава IV. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления (ст.ст. 22 - 27)
Глава V. Финансово-экономическая основа местного самоуправления (ст.ст. 28 - 42)
Глава VI. Гарантии местного самоуправления (ст.ст. 43 - 46)
Глава VII. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контроль за их деятельностью (ст.ст. 47 - 52)
Глава VIII. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 53 - 62)
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1.
Основные понятия и термины
1. В отношении настоящего Федерального закона понятия и термины используются в следующих значениях:
муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;
вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации;
местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения;
органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти;
представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования;
должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;
выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения;
муниципальная собственность - собственность муниципального образования;
местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно;
муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
2. Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
Статья 2.
Местное самоуправление
1. Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
2. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Статья 3.
Право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления
1. Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
2. Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе.
5. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Статья 4.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:
1) принятие и изменение федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением;
2) обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
3) обеспечение гарантий осуществления предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации обязанностей государства в области местного самоуправления;
4) регулирование законами порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность;
5) наделение органов местного самоуправления федеральным законом отдельными полномочиями Российской Федерации, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией;
6) установление государственных минимальных социальных стандартов;
7) регулирование отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами;
8) принятие федеральных программ развития местного самоуправления;
9) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти;
10) регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
11) обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
12) установление федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
13) установление порядка судебной защиты и судебная защита прав местного самоуправления;
14) регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов;
15) осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
16) регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях;
17) регулирование основ муниципальной службы;
18) регулирование федеральными законами особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения.
Статья 5.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:
1) принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
2) обеспечение соответствия законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации;
3) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность;
4) регулирование отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами;
5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;
7) принятие региональных программ развития местного самоуправления;
8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
10) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;
11) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;
12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
13) регулирование законами в соответствии с настоящим Федеральным законом особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
14) законодательство о муниципальной службе;
15) принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
16) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.
Статья 6.
Предметы ведения местного самоуправления
1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
2. К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) организация и содержание муниципальной информационной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.
Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
3. В случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.
4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 7.
Законодательная основа местного самоуправления
1. Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
2. Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
3. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.
В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона применяются положения Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона.
4. Положения настоящего Федерального закона в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Статья 8.
Устав муниципального образования
1. Муниципальное образование имеет устав, в котором указываются:
1) границы и состав территории муниципального образования;
2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
12) условия и порядок организации муниципальной службы;
13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
14) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций;
15) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
2. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
3. Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
4. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и законам субъекта Российской Федерации. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
5. Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Статья 9.
Государственная поддержка местного самоуправления
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
Статья 10.
Ассоциации и союзы муниципальных образований
Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц.
Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.
Статья 11.
Символика муниципальных образований
Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.
постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации «О главах администраций» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, № 51, ст. ЗОЮ);
Закон Российской Федерации «О порядке назначения на должность и освобождения от должности глав краевой, областной, автономной области, автономного округа, города федерального значения, районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской администрации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 16, ст. 561) в части, касающейся назначения на должность и освобождения от должности глав районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской администрации.
^ Статья 55. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации привести их правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
Нормативные правовые акты в Российской Федерации до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
1. Статьи 49-76 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (Ведомо-
^ Продолжение таблицы
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ -«Об общих принципах организации мест Федерации» (в ред. от 15 февраля 2006 г.)
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона РСФСР «О плате за землк»> и налогового законодательства России» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №21, ст. 748);
1995 года № 154-ФЗ «Об общих прин-
ципах организации местного само-
управления в Российской Федерации»
(Собрание законодательства Россий-
ской Федерации, 1995, № 35, ст. 3506);
1996 года № 38-ФЗ «О внесении изме-
нений в Федеральный закон «Об об-
щих принципах организации местного
самоуправления в Российской Феде-
рации» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, № 17,
1996 года № 141-ФЗ «О внесении до-
полнения в Федеральный закон «Об
ного самоуправления в Российской
ства Российской Федерации, 1996,
№ 49, ст. 5500);
1997 года № 55-ФЗ «О внесении до-
полнений в Федеральный закон «Об
общих принципах организации мест-
ного самоуправления в Российской
Федерации» (Собрание законодатель-
ства Российской Федерации, 1997,
№12, ст. 1378);
Федеральный закон от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4464);
Федеральный закон от 4 августа 2000 года № 107-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федераль-
сти Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 29, ст. 1010; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 46, ст. 2618; 1993, № 21, ст. 748) применяются в час -ти, не противоречащей Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону, до принятия субъектами Российской Федерации законов о разграничении предметов ведения муниципальных образований.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные статьями Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации», указанными в пункте 1 настоящей статьи, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, осуществляются соответствующими органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, образуемыми (избираемыми, назначаемыми) в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьи 80-86 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 29, ст. 1010; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 46,ст. 2618; 1993,№ 21,ст. 748) применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону, до принятия субъектами Российской Федерации законов о регулировании осуществления местного самоуправления в формах, предусмотренных статьями 24,27 настоящего Федерального закона.
ный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3330);
13) пункт 1 статьи 1 Федерального за-
кона от 18 июня 2001 года № 76-ФЗ
«О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской
Федерации» (Собрание законодатель-
ства Российской Федерации, 2001,
№ 26, ст. 2580);
14) пункты 3 и 15 статьи 2 Федераль-
ного закона от 21 марта 2002 года
№ 31-ФЗ «О приведении законода-
тельных актов в соответствие с Феде-
ральным законом «О государственной
регистрации юридических лиц» (Соб-
рание законодательства Российской
Федерации, 2002, № 12, ст. 1093).
2. Законодательные акты и их структурные единицы, указанные в части 1 настоящей статьи, в период со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до его вступления в силу применяются в части, не противоречащей положениям настоящей главы.
^
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г.)
Статья 57. Временное правовое регулирование отдельных отношений, предусмотренных настоящим Федеральным законом
Впредь до принятия субъектами Российской Федерации законов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, вопросы, подлежащие регулированию законами субъектов Российской Федерации, за исключением указанных в пунктах 1, 2 статьи 56 настоящего Федерального закона могут регулироваться уставами муниципальных образований, принятыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В случае, если в муниципальном образовании представительный орган местного самоуправления не сформирован, местный референдум может назначаться главой местной администрации (главой местного самоуправления) по требованию граждан в количестве не менее 5 процентов от числа избирателей муниципального образования. Местный референдум в этом случае проводится в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такого о закона - в соответствии с правовыми актами, принятыми главой местной администрации (главой местного самоуправления).
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации осуществлять местное самоуправление федеральным законом могут быть установлены временные нормы, которые регулируют правоотношения, отнесенные настоящим Федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации, и действуют в случае, если законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации указанные
^ Статья 84. Особенности осуществления местного самоуправления в переходный период
1. Выборы органов местного само-
управления, должностных лиц мест-
ного самоуправления в муниципаль-
ных образованиях, образованных до
вступления в силу настоящей главы,
проводятся в порядке и сроки, уста-
новленные уставами указанных муни-
ципальных образований, за исключе-
нием случаев:
изменения границ муниципального образования в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, повлекшего увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 10 процентов; преобразования муниципального образования в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи; продления или сокращения законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом органа местного самоуправления сроков полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах указанных органов и должностных лиц с днем голосования на иных выборах в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В случаях, указанных в абзацах втором и третьем настоящей части, формирование органов местного самоуправления производится в порядке, установленном статьей 85 настоящего Федерального закона.
2. Органы местного самоуправления
и должностные лица местного само-
управления, избранные до вступления
в силу настоящей главы, а также из-
^ Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г.)
правоотношения не урегулированы. Временные нормы действуют до вступления в силу норм, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и регулируют правоотношения в области местного самоуправления, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации.
4. В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации осуществлять местное самоуправление федеральным законом могут быть установлены временные нормы, которые регулируют правоотношения, отнесенные настоящим Федеральным законом к ведению муниципальных образований, и действуют в случае, если уставами муниципальных образований и принятыми в соответствии с уставами муниципальных образований нормативными правовыми актами органов местного самоуправления указанные правоотношения не урегулированы. Временные нормы действуют до вступления в силу норм, которые устанавливаются уставами муниципальных образований и принятыми в соответствии с уставами муниципальных образований нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и регулируют правоотношения в области местного самоуправления, отнесенные к ведению муниципальных образований.
^
Статья 58. Проведение выборов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и срок их полномочий
1. Выборы представительных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях, а также выбо-
^ Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 15 февраля 2006 г.)
бранные в соответствии с абзацем первым части 1 настоящей статьи, с 1 января 2006 года осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом статуса соответствующего муниципального образования, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Требования статьи 35 настоящего Федерального закона о численности депутатов представительных органов муниципальных образований применяются в отношении указанных органов, дата выборов которых назначена после вступления в силу настоящей главы. В случае, если положения устава муниципального образования, определяющие численность депутатов представительного органа муниципального образования, не приведены в соответствие с требованиями статьи 35 настоящего Федерального закона, то при проведении выборов, назначенных после вступления в силу настоящей главы, численность депутатов должна соответствовать минимальной численности депутатов представительного органа муниципального образования, установленной статьей 35 настоящего Федерального закона. Требования статей 36 и 37 настоящего Федерального закона о порядке избрания (назначения) и полномочиях глав муниципальных образований (глав местных администраций) применяются по истечении срока полномочий глав муниципальных образований (глав местных администраций), избранных (назначенных) до вступления в силу настоящей главы. Положения частей 6-8 статьи 35, частей 2 и 3 статьи 36, частей 2-6 статьи 37 настоящего Федерального закона применяются также в случае, если устав муниципального образования принят на местном референдуме либо если
^ Продолжение таблицы
№ 154-ФЗ «Об общих принципах организации № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» местного самоуправления в Российской Федерации»
ры должностных лиц местного самоуправления проводятся не позднее чем через шестнадцать месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренном статьями 15 и 16 настоящего Федерального закона, за исключением органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, указанных в пункте 1 статьи 59 настоящего Федерального закона. Численный состав представительных органов местного самоуправления в этих случаях устанавливается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.
2. Срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в этом случае исчисляется с момента возникновения правомочности представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов
от 22.04.1996 N 38-ФЗ, от 26.11.1996 N 141-ФЗ,
от 17.03.1997 N 55-ФЗ, от 04.08.2000 N 107-ФЗ,
от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 07.07.2003 N 123-ФЗ,
от 08.12.2003 N 169-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
-----
Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о признании не соответствующими Конституции РФ отдельных положений статьи 1 см. определение Конституционного Суда РФ от 10.04.2002 N 92-О.
-----
Статья 1. Основные понятия и термины
1. В отношении настоящего Федерального закона понятия и термины используются в следующих значениях:
муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;
вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации;
местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения;
органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти;
представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования;
должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;
выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения;
муниципальная собственность - собственность муниципального образования;
местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно;
муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
2. Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
Страницы: 1 ...
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № ^ 154-ФЗ «Об общих принципах организации № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местного самоуправления в Российской Федерации» же перечень субъектов Российской Федерации, отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с высокой плотностью населения;
законов в соответствие с требованиями главы 4 настоящего Федерального закона; проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, в целях приведения данных федеральных законов в соответствие с требованиями статей 17 и 18 настоящего Федерального закона; проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений, вытекающих из требований настоящего Федерального закона, в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в целях обеспечения местного самоуправления правом на судебную защиту;
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г.) Приложения ^ Продолжение таблицы Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации* (в ред. от 15 февраля 2006 г.) на день вступления в силу настоящей главы, средства на проведение выборов депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц вновь образованных городских, сельских поселений, расположенных в границах территорий соответствующих районов;
тьи 50 настоящего Федерального закона и не переданного в соответствии с пунктом 3 настоящей части в федеральную собственность. 9. До приведения нормативных пра- 10. Органы местного самоуправления Указанный передаточный (раздели -тельный) акт утверждается законом субъекта Российской Федерации. 11. Перераспределение имущества Приложение 2 ^
Сведения о наличии региональных законов, регулирующих различные вопросы местного самоуправления
^ Используемые сокращения: ГВ - государственная власть. НПА - нормативно-правовые акты; МО - муниципальные образования; МСУ - местное самоуправление; ТОС - территориальное общественное самоуправление.
|