Функции процесса воспитания в педагогике. Задачи и функции воспитательного процесса

В качестве задач воспитания согласно концепции воспитания, выделяются следующие:

1. Нравственное развитие личности, предполагающее осознание факта сосуществования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей; воспитание моральных качеств (совестливости, милосердия, достоинства, любви, добра, трудолюбия, порядочности) и опыта нравственного поведения.

2. Формирование патриотизма и гражданственности, основанное на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям. Воспитание гражданского долга, ответственности, мужества, основанных на знаниях гражданского права и обязанностей.

3. Развитие самосознания личности, как способность выделять себя из окружающей действительности в качестве самостоятельного субъекта культуры, отношений, экономической, социальной и других видов деятельности, осознавать себя представителем человечества, своей страны, народа, семьи, профессиональных и других групп.

4. Формирование трудовых и жизненных навыков, как творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности, честности, умения прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способности к профессиональному самосовершенствованию, развития навыков самообслуживания и безопасного поведения.

5. Формирование ответственного поведения, проявляющегося в способности контролировать себя, свои естественные потребности и задатки, проявлять себя в качестве субъекта деятельности, коммуникации, культуры, проявлять самодеятельность и творческие возможности, соблюдать правила и нормы общежития. Формирование ответственного поведения означает развитие способности поставить свое поведение под контроль разума, вырабатывать и ставить перед собой цель, давать оценку, мотивировать и обдумывать свои действия, принимать правильные решения, утверждаться в них, планировать организацию своей деятельности, направлять выполнение решений.

6. Формирование здорового образа жизни, проявляющееся в отношении к своему здоровью как к ценности, умениях и навыках его сохранения и укрепления.

7. Развитие эмоциональной сферы личности, осуществляемое в первую очередь и интимно-родственных отношениях в семье, основанных на любви, заботе, теплоте, ненасилии.

8. Развитие чувства прекрасного средствами природы, искусства, окружающей предметной среды, повышающими активность, результативность, творческий характер деятельности воспитанников, формирующими умение видеть, любить и ценить прекрасное во всех сферах их жизнедеятельности, отношениях, общении.



9. Развитие экологического сознания, предусматривающего создание условий для приобретения молодежью соответствующих знаний и практического опыта решения проблем в данной области; формирование ценностных ориентации экологического характера и привычек экологоцелесообразной деятельности; способность к причинно-следственному анализу ситуаций и явлений в системе «человек – общество – природа» и выбору способов решения экологических задач.

Назначение и роль воспитания проявляются в его функциях :

1. Функция развития предполагает изменение направленности личности воспитанника, структуры ее потребностей, мотивов поведения, способностей и др.

2. Функция формирования представляется как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения для личностного, гражданского и профессионального роста.

3.Функция социализации заключается в обеспечении усвоения социального опыта и совместной выработки собственных ценностных ориентации в процессе совместной деятельности и общения.

4.Функция индивидуализации представляется как процесс становления «Я-образа», духовного мира личности, ее социальных ролей и отношений на основе ее психического и социального опыта и опыта других людей и поколений.

5.Функция психолого-педагогической поддержки проявляется как помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с психофизическим и моральным здоровьем, обучением, межличностными отношениями и общением, профессиональным и жизненным самоопределением. Предметом педагогической поддержки выступает процесс совместного с человеком определения его собственных актуальных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство в различных сложных ситуациях его жизни и самостоятельно достичь желаемых результатов в труде, самовоспитании, общении, образе жизни. Предметом психологической поддержки выступают проблемы личности, связанные с кризисными событиями жизни, нарушениями личностного развития и поведения, трудностями социальной адаптации и интеграции.

6.Гуманитарная функция воспитания заключается в обеспечении прав человека, удовлетворении потребностей в безопасности, эмоциональном комфорте и независимости, здоровье, смысле жизни, личной свободе.

7.Кулътурообразующая функциявоспитания проявляется в сохранении, воспроизводстве и развитии культуры, предполагает ориентацию на воспитание человека культуры.

Сущность методов воспитания и их классификация

В педагогике встречаются различные трактовки сущности методов воспитания.Для детального раскрытия сущности методов воспитания обратимся к структуре процесса формирования личностных качеств. В общем виде в этой структуре выделяются: необходимость формирования потребностно-мотивационной сферы; осмысление сущности, значения и способов проявления тех или иных качеств; развитие соответствующих чувств, взглядов и убеждений, а также выработка навыков и привычек поведения. Все это требует применения методов организации познавательной деятельности и проведения разъяснительной работы, использования положительных образцов (примеров) проявления различных личностных качеств, а также соответствующих упражнений по выработке навыков и привычек в различных сферах деятельности и поведения. В то же время нельзя обойтись без коррекции поведения, что достигается с помощью таких методов воспитания, как одобрение, предъявление требований и др.

И.Ф. Харламов определяет методы воспитания как совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Приемы воспитания – частное проявление методов воспитания; они подчиняются методам воспитания и входят в их структуру, тесно связаны между собой и в зависимости от ситуации могут выступать самостоятельно.

Классификация методов воспитания – это построенная по определенному признаку система методов. Современной педагогикой накоплено много различных модификаций методов воспитания.

Так, И.Ф. Харламов выделяет общие методы воспитания, устанавливая их определенную связь с формированием соответствующих структурных компонентов личностных качеств: убеждение; положительный пример; упражнение (приучение); одобрение; осуждение; требование; переключение на другие виды деятельности; контроль за поведением.

Однако названные общие методы воспитания в педагогическом процессе имеют специфический характер. Одни из них, в известной мере, играют определяющую рольв развитии и формировании личности, например, методы убеждения, положительного примера и упражнения (приучения), и в этом смысле их иногда называют основными. Другие же методы используются для стимулирования, регуляции и коррекции поведения и выполняют вспомогательную, или регулятивно-коррекционную роль. К ним относятся: методы одобрения и осуждения, метод переключения на другие виды деятельности, метод требования и метод контроля.

Наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский) :

1.Методы формирования сознания (основаны на принципе единства сознания и поведения).

2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (основаны на тезисе о формировании личности в деятельности).

3.Методы стимулирования поведения (отражают потребностно-мотивационный компонент деятельности.

Все группы методов воспитания используются только комплексно.

Методы формирования сознания – это методы воздействия на сознание, поведение, волю с целью формирования системы взглядов и убеждений. Они обеспечивают решение главной задачи воспитания – формирования их мировоззрения, высоких общественных и политических качеств, сознательной убежденности.

Их функции:

· Формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о морали, труде, общении.

· Формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов.

· Обобщение, анализ собственного опыта.

· Трансформация общественных ценностей в индивидуальные установки.

Значение методов формирования сознания в воспитании возрастает по мере созревания внутренней нравственной потребности в расширении жизненного кругозора, углублении самосознания. В процессе применения этой группы методов расширяется нравственное сознание, развивается нравственное мышление; педагог получает диагностическую информацию о степени сформированности у воспитанников смысловых нравственных ориентиров поведения.

Их синонимичное название – методы убеждения , так как главное их назначение – формирование устойчивых убеждений. Основной инструмент - слово, сообщение и обсуждение информации; убеждать нужно и делом, и словом. Средства убеждения: логические выводы, цифры, факты, примеры, эпизоды, практическая деятельность. К этой группе методов относятся: рассказ на этическую тему, этическая беседа, диспут, лекция, разъяснение, пример, внушение и др.

Рассказ на этическую тему– это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Функции – служить источником знаний; обогащать нравственный опыт личности опытом других людей; быть положительным примером в воспитании. Требования: краткость, эмоциональность, доступность, иллюстрированность, соответствующая обстановка, живая и образная речь и др.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний в вопросно-ответной форме. Предполагает участие обеих сторон – воспитателя и воспитанника. Цель этической беседы – формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа состоит, как правило, из краткого вступления и постановки вопросов для обсуждения (преимущественно проблемного характера). Предметом для этической беседы могут быть нравственные, социальные, этические и другие проблемы. Требования: интересное содержание, проблемный характер, возможность высказать свое мнение, живой разговор и др.

Лекция – это систематизированное изложение проблемы в монологической форме. Темы лекций – социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы. От рассказа лекция отличается большей продолжительностью, глубиной освещаемого вопроса, исследованием его истории и установлением связей между явлениями. Требования: информативность, доступность, эмоциональность, убедительность, логичность и др.

Диспут – это спор с целью выработки правильных суждений и установок, обучение умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего, ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должны стать получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор. Одно из условий – не требовать единого решения и не делать никаких общих выводов.

Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на группу или отдельных воспитанников. Функции: сформировать или закрепить новое качество или форму поведения для выработки правильного отношения к уже совершенному поступку. Разъяснение опирается на внушение. Внушение – это воздействие на личность с помощью эмоциональных приемов при сниженной критичности личности и известном доверии к внушающему.

Пример – рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного или жизненного факта, личности. Функции – иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы. Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Важную роль играют эталоны, формируемые СМИ, искусством и т. д. Нередко массовая культура несет отрицательное воздействие на людей. Важно окружить человека положительными примерами для подражания. Существенна и сила положительного воздействия руководителя, когда между словом и делом нет расхождений. Пример можно отнести и к методам формирования опыта поведения, так как он может служить действенным образцом в нравственном поведении.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения – это пути выделения, закрепления и формирования в опыте положительных способов, форм поведения и нравственной мотивации.

Основное понятие – воспитание в деятельности, которое проходит через все методы этой группы, так как они основаны на практической деятельности воспитанников. Позиция воспитанников должна быть активной, и функции их должны меняться – все проходят роли исполнителей и организаторов.

Эта группа методов является ведущей; тесно связана с методами формирования сознания. Основная функция – выработка умений и привычек правильного поведения. Их синонимичное название – методы приучения, методы упражнения (по названию ведущих методов воспитания этой группы). Средства упражнения – сохранение порядка обучения, исполнение познавательных задач, исполнение задач деятельности (труд), общественное поручение, отношения, игра и др. Основная функция методов организации деятельности и формирования опыта поведения – выработка умений и привычек правильного поведения.

Группа методов организации деятельности и формирования опыта поведения включает в себя: приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и др.

Приучение –этоорганизация регулярного выполнения действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать. Методика требует объяснять что, как и зачем нужно делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий.

Упражнение – это многократное повторение, совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. Психолог Л.И. Божович отмечала: «Качества личности нельзя воспитывать только путем убеждений, требований, поощрений и наказаний. Способам устойчивого поведения надо учить так же, как мы учим русскому языку и арифметике». Упражнение опирается на приучение и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности (участие в КТД). Результат упражнения – устойчивые качества личности: навыки и привычки.

Упражнения применяются для решения самых разнообразных задач нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания: патриотизма, дисциплинированности, культуры поведения, общения, санитарно-гигиенических умений и навыков и т. д. Организация упражнений по формированию личностных качеств включает в себя следующие приемы : постановку воспитательной задачи по выработке соответствующих навыков и привычек поведения; разъяснение способов деятельности и вооружение их знаниями о вырабатываемом качестве; практический показ этих способов (действий); побуждение к первоначальному воспроизведению показанных способов (действий); последующую тренировочную деятельность по закреплению и совершенствованию формируемых навыков поведения (действий); предъявление требований по соблюдению правил поведения; напоминание и контроль за поведением.

Условия эффективности: система упражнений; доступность и посильность; частота повторений; контроль и коррекция; учет личностных качеств; сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений и т. д.

Педагогическое требование – это предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, реальная задача, конкретное указание к выполнению какого-либо действия.

По форме требования бывают прямые и косвенные . Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.

Поручение – с помощью этого метода приучают к положительным поступкам, развивают у них положительные качества. Поручения могут быть временные и постоянные. Применение поручения воспитывает ответственность, дисциплинированность, нравственные качества.

Общественное мнение – это выражение группового требования. Это совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, социальной общественности к различным событиям и явлениям окружающей действительности. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков.

Воспитывающие ситуации – это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы. Их функция – создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности.

Методы стимулирования –это методы побуждения к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка, осмысление поступка, вызванные оценкой воспитателя и (или) товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения с помощью его оценки.

Применяются методы стимулирования с целью: активизации личности к деятельности, закрепления положительных действий, побуждения к деятельности, поддерживания интереса к деятельности. В эту группу методов входят: требование, доверие, перспектива, традиции, соревнование, общественное мнение, одобрение (поощрение), осуждение (наказание), метод «взрыва» (одномоментный и специально организованный), переключение, обеспечение успеха в деятельности и т. д.

Поощрение –это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения воспитанника или коллектива. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует к улучшению поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность, награждение наградами и другие материальные награды. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес.

Наказание –это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В отечественной педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и имеющего негативные последствия (в 20-е годы). Однако позже было признано правомерным педагогически грамотное применение наказания: оно, вызывая чувство стыда, неудовлетворенности, корректирует поведение, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинство личности. Формы наказания разнообразны: замечание, предупреждение, беседа, вызов к руководству, перевод на другое место работы, увольнение с работы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил – убери, нагрубил – извинись.

Соревнование. Людям в любом возрасте свойственно стремление к первенству. Желание утвердиться в окружающей среде – врожденная потребность человека. Реализация этой потребности происходит в соревновании. Результаты соревнований надолго закрепляют положение воспитанника в коллективе. Соревнуясь между собой, люди быстро осваивают опыт общественного поведения, развиваются интеллектуально, физически, нравственно и эстетически. Сравнивая свои результаты с успехами коллег, они получают стимул собственного роста и дальнейшего самосовершенствования.

Все рассмотренные методы воспитания должны применяться в совокупности, в умелом сочетании друг с другом и с методами формирования сознания, методами стимулирования. Только комплексное использование методов и средств воспитания приведет к ожидаемым результатам в процессе личностного развития и действенного формирования у них положительных свойств и качеств.

К основным методам контроля за эффективностью воспитания относятся: педагогическое наблюдение; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

К условиям воспитания относятся материальные, психофизические, санитарно-гигиенические условия, а также отношения, складывающиеся в коллективе. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства, которые в педагогической практике называют педагогическими ситуациями, а для их решения воспитатель применяет оптимальное сочетание методов воспитания.

Выбор методов воспитания не произвольный процесс. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей. Одни и те же задачи могут быль наполнены различным смыслом, поэтому важно правильно увязать методы воспитания не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом.

Содержание воспитательного процесса основывается на нормативных документах Республики Беларусь. Развитие системы воспитания в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с основными положениями идеологии белорусского государства, принципами государственной политики в сфере образования, государственной молодежной политики, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 125 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 29,8/15613), предусматривает дальнейшее наращивание и развитие интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации через повышение качества воспитания и всестороннюю поддержку развития личности.

Указами Президента Республики Беларусь приняты три социально значимых нормативных правовых акта:

· Республиканская программа «Молодежь Беларуси», утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2006 г. № 200 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 56,1/7417);

· Государственная программа «Молодые таланты Беларуси», утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2006 г. № 310 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 74,1/7573);

· Президентская программа «Дети Беларуси», утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. № 318 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 86,1 /7590).

В этих документах объемно представлен воспитательно-идеологический блок, в котором сформулированы фундаментальные ценности и направления деятельности, составляющие основу системы воспитания в Республике Беларусь. Исходя из этого, возникла необходимость обновления содержания воспитательной работы в учреждениях образования Республики Беларусь с учетом современных реалий и перспектив развития общества и государства.

Исходя из Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и, гуманистическое понимание человека определяет новые подходы к содержанию воспитания, которое основывается на учете потребностей личности, общечеловеческих ценностях и базовых компонентах культуры личности. Культурологический подход как методологическая основа содержания воспитания является наиболее продуктивным. Он позволяет сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание – процессом культуро-творчества. Основное содержание воспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, реализуется в процессе формирования следующих базовых компонентов культуры личности.

Воспитание в широком смысле – это процесс передачи от старшего поколения младшему социального опыта, обеспечивающего готовность его к жизни и труду.

Воспитание в узком смысле – это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.

Воспитание в локальном смысле – формирование у ребенка какого-либо качества, привычки поведения.

В последнем понятии заложена суть и основная функция воспитания – формирование системы отношений ребенка к миру, себе, другим людям, воспитание качеств его личности, основ нравственной культуры.

Понятие «воспитание» тесно связано с рядом близких ему понятий: самовоспитание, взаимовоспитание, перевоспитание. Процессы само- и взаимовоспитания работают на развитие личности. Их отличает источник воспитательного воздействия. В первом случае – это сам ребенок, во втором – другие люди (дети, взрослые).

Взаимовоспитание – это разновидность отношений между людьми, возникающих в процессе взаимодействия, направленного на нравственное, социальное, эмоциональное развитие участников взаимодействия, их взаимообогащение, взаимообмен личным опытом.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на более полную реализацию человеком себя как личности, основываясь на активизации механизмов саморегуляции. Побудительной силой самовоспитания дошкольников является потребность в одобрении, положительной оценке деятельности и поведения взрослыми. Процесс носит ситуативный характер и требует подкрепления со стороны взрослого.

Перевоспитание – целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, корректировку поведения, устранение ошибочных суждений и оценок, преодоление девиантного поведения.

Источником перевоспитания, как правило, является взрослый, который целенаправленно воздействует на нежелательные черты, преобразуя их. Перевоспитание – значительно более сложный процесс, так как в основе сформированных черт и отношений личности лежат закрепленные условные рефлексы, которые трудно разрушить. Как следствие, процесс не всегда результативен.

Структура процесса воспитание (Ю.К. Бабанскому):

1. Стимульрующе-мотивационный – предполагает формирование мотивации развития и самосовершенствования у детей дошкольного возраста, формирование основ мировоззрения, ценностного отношения к окружающему, себе, другим людям.



2. Целевой – отражение цели воспитания детей на разных этапах дошкольного детства.

4. Операционно-деятельностный – характеризует процессуальную сторону воспитания в ДОУ, реализующуюся посредством комплекса форм, методов, организационно-педагогических условий и средств.

5. Контрольно-регулировочный – включает контроль и регулирование воспитательного процесса, коррекцию его хода и результатов, обеспечивает обратную связь в воспитании.

6. Оценочно-результативный – обеспечивает диагностику уровня воспитанности детей, установление соответствия цели и результатов, выявление причин их несоответствия, постановку новых целей и задач воспитания дошкольников в ДОУ.

Движущей силой процесса воспитания являются противоречия, возникающие вне и внутри этого процесса:

· Между требованиями общества к уровню воспитанности детей и фактическим ее уровнем у дошкольников;

· Между потребностями ребенка быть хорошим, действовать в соответствии с нормами морали, требованиями взрослых и реальными возможностями их удовлетворения;

· Между знаниями и умениями ребенка и целью, поставленной извне;

· Между старыми и вновь приобретенными знаниями ребенка об окружающем, о нормах и правилах поведения, общения.

Наличие этих противоречий продвигает процесс воспитания, придает ему динамичность, дает толчок к его совершенствованию.

Воспитание комплексно влияет на личность, ее развитие, образование. Процессы воспитания, обучения и развития тесно взаимосвязаны. Воспитание выполняет в образовательном процессе ДОУ три основных функции :



1. Дидактическая (доминирующая функция в обучении) – предполагает усвоение детьми системы знаний, формирование способов деятельности.

2. Воспитательная (доминирующая функция в воспитании) – заключается в формировании у детей системы отношений к окружающему, к себе, основ мировоззрения, ценностей, а также в воспитании качеств личности дошкольников. Эта функция осуществляется в процессе общения взрослых и детей в разной деятельности, в процессе освоения нравственных норм и правил поведения.

3. Развивающая функция состоит в развитии в процессе обучения и воспитания психических процессов ребенка, его задатков и способностей, творчества как характеристики субъекта педагогического процесса.

Эти функции воспитания педагог реализует в комплексе, так как они связаны между собой, и результаты реализации одной являются условием и основанием для реализации другой.

Особенности воспитательного процесса, его функции и структура

Особенности воспитательного процесса:

  • 1. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности.
  • 2. Процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитанников и воспитателей, направленное на достижение заданной цели.
  • 3. Процесс воспитания - многофакторный. В нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы - выражающие внутренние потребности личности.
  • 4. Воспитание это длительный процесс. Он длится всю жизнь.
  • 5. Ещё одна особенность воспитательного процесса - его непрерывность. Процесс школьного воспитания - это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.
  • 6. Процесс воспитания - это процесс комплексный (единство целей, задач, содержания форм и методов воспитательного процесса, подчинённых идее целостного формирования личности).
  • 7. Воспитательному процессу присуща - вариативность и неопределённость.
  • 8. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Он идёт в двух направлениях:

От воспитателя к воспитаннику (прямая связь),

От воспитанника воспитателю (обратная связь).

Т.к. управление процесса строится на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Структура воспитательного процесса.

1. Этап. Знания:

Осознание требуемых норм и правил поведения.

2. Этап. Убеждения:

Твёрдые взгляды, которые служат руководством в жизни.

3. Этап. Чувства:

"Без чувств не может быть искания истины"

4. Этап. Деятельность, поведения:

В них отражаются нормы и правила поведения.

Функции воспитательного процесса:

  • 1. Аналитическая - изучение личности и социально педагогической ситуации её развития.
  • 2. Диагностическая - выявление уровня развития человека, установление причинно-следственных связей, формирование его личности.
  • 3. Прогностическая - целепологание - формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.
  • 4. Проектировочная - разработка программы и плана, выбор деятельности, направленный на достижение цели.
  • 5. Организаторская - формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения.
  • 6. Контрольно-оценочная - выявление и оценка результата воспитания, эффективность форм и способов организации воспитательного взаимодействия.

Общие закономерности процесса воспитания.

Закономерность - это объектно-сущностная, повторяющаяся существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого - либо процесса. Закономерности распространяются на всю систему процесса воспитания. Цель и характер воспитания определяется общением.

Т.о. эффективность воспитания зависит от следующих закономерностей. воспитание знание обучение личность

Закономерности.

Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную - ориентацию на развитие личности, природосообразность воспитания. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания - принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход, персонализации педагогического взаимодействия, который требует отказа от ролевых масок, полисубъектного (диалогического) подхода индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей: метапринципа, как профессионально-этической взаимоответственности. Метапринципы гуманистического воспитания - это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования. Все принципы определенным образом соподчинены, Одним из таких принципов является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой.

Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т. Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности Важнейший принцип организации детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. А.С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых - согласованности требований школы, семьи и общественности. Управление деятельностью воспитанников требует реализации принципа увлечения их перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Педагогика, по утверждению А.С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.

Принципы воспитания: основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В современной отечественной педагогике проблема Принципов воспитания не имеет однозначного решения. Большое число П.в. объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями.

Принцип гуманистической направленности воспитания. Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20 в. в гуманистических психологии и педагогике. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации. Принцип природосообразности воспитания. Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Я.А. Коменский. Развитие наук о природе и человеке в 20 в., особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту.

Принцип культуросообразности воспитания. Идея о необходимости культуросообразности воспитания появилась в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция и И.Г. Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. А. Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов.

Принцип незавершимости воспитания: вытекает из мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Соответственно воспитание необходимо строить т.о., чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире. Наряду с общими сложились и специфические принципы воспитания, например, конфессиональная педагогика формулирует принципы религиозного воспитания, семейная - семейного воспитания, социальная педагогика - социального воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания. В современных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.

Принцип коллективности социального воспитания. Идея о том, что коллектив - важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, но интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой с середины 19 в. Современная трактовка принципа предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности.

Принцип диалогичности социального воспитания. Принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми.

Принципы воспитательного процесса:

  • · принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся;
  • · принцип адекватности системе социальных отношений;
  • · принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий;
  • · принцип интеграции и дифференциации в организации изучения различных предметов;
  • · мотивация учебной деятельности;
  • · принцип индивидуализации в организации учебно-воспитательной деятельности;
  • · принцип педагогического оптимизма;
  • · принцип демократизации в воспитании.

Закономерности воспитательного процесса:

  • · взаимосвязь форм организации и содержания педагогического процесса;
  • · единство действий участников педагогического процесса;
  • · зависимость организации педагогического процесса от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • · взаимосвязь процесса образования, обучения, воспитания;
  • · гармонизация личных и общественных интересов;
  • · обусловленность содержания педагогического процесса.

Литература

  • 1. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие.- Екатеринбург, 1996.
  • 2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.- Екатеринбург, 1992.
  • 3. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Санкт - Петербург,2005.
  • 4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2003.
  • 5. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. - М.: Педагогика, 1982
  • 6. Крившенко Л.П. Педагогика. М., 2005.
  • 7. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. - М., 1982.
  • 8. Лихачев Б.Т. Курс лекций по педагогике. - М.: Прометей, 1998.
  • 9. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. - М., 1983.
  • 10. Педагогика // Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Просвещение, 2003.
  • 11. Педагогика // Под ред. В.А Сластенина, И.Ф. Исаева. - М.: Школа-Пресс, 2001.
  • 12. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 2000.
  • 13. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высшая школа, 1999.

Курсовая работа на тему: Воспитание как социально-педагогический феномен.

Введение 3

Глава 1. Понятие и сущность воспитания 4

1.1 Понятие воспитания 4

1.2 Признаки и функции воспитания 13

1.3 Воспитательный процесс, как система и его роль в целостном педагогическом процессе 16

Глава 2. Принципы воспитания и их реализация в педагогической практике 19

2.1 Общественная направленность воспитания 19

2.2 Воспитание в коллективе 26

2.3 Единство воспитательных воздействий 30

Заключение 33

Список литературы 34

Введение

Дети – будущее каждой страны и поэтому так важно, чтобы они росли, развивались, воспитывались в максимально приемлемых для них условиях, были окружены родительской лаской и заботой. Тем не менее, в нашей стране изо дня в день растет количество детей, ставших сиротами при живых родителях

На то могут быть самые различные причины, в том числе и лишение родительских прав, отказ родителей от ребенка.

В настоящее время педагогическая наука занята поиском новых методологических оснований, переоценкой достижений предшественников, разработкой теоретических концепций, ориентированных на реальные проблемы образовательной практики.

Очевидна необходимость уточнения понятия воспитание, так как многозначность и многоаспектность употребления данного понятия размывает его смысл, и воспитательные практики становятся порой необъяснимыми. Отсюда и вытекает актуальность темы курсовой работы.

Объект исследования курсовой работы является воспитание как социально-педагогический феномен.

Предмет исследования курсовой работы: процессы воспитания и его функции.

Целью курсовой работы является изучить понятие и особенности воспитания в педагогическом процессе.

Цель определила следующие задачи курсовой работы:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания;

2. Охарактеризовать сущность воспитания;

3. Рассмотреть различные взгляды на понятие воспитание.

Методы исследования курсовой работы: анализ философской, педагогической, психологической литературы.



Глава 1. Понятие и сущность воспитания

Понятие воспитания

Воспитание (одна из основных категорий в педагогике) – целенаправленное формирование личности на основе формирования:

1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

2) мировоззрения;

3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения). Воспитание также рассматривают как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производственному труду. Поэтому, характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (некоторые авторы отождествляют его с процессом социализации), и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений; это специально организованное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитываемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т.д.). Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

– передачу социального опыта;

– воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив;

– организацию образа жизни и деятельности воспитанников;

– воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;

– создание условий для развития личности воспитанника…[Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб, 2000,с.39]. Можно ли считать приведённое выше определением понятия "воспитание"?

В "Педагогическом энциклопедическом словаре" 2002 г. дано следующее определение воспитания. Это "относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется". В словарной статье воспитание определяется и как социализация, и как деятельность, и как процесс, ценность, система, воздействие, взаимодействие и т. д. Несмотря на многозначность данного понятия, хотелось бы четкости и краткости в его определении. Такое многообразие определений понятия воспитания можно объяснить, с одной стороны, обыденно-житейским представлением об этом феномене и его засильем в общественном сознании, а с другой, научной позицией исследователя, определяемой предметно-проблемной областью исследования.

Обыденно-житейские представления о воспитании формируют небрежное отношение к использованию этого термина как в публицистических, так и научных текстах. В этом смысле воспитание понимается как цепь нравоучений или воспринимается как одушевлённое понятие (воспитание поможет, придёт на помощь, призвано и т.д.)

Если говорить о воспитании как научном знании, то, по мнению Е.В. Титовой, правомерно выделить три основных взаимосвязанных значения, когда под воспитанием понимаются:

– внутренний процесс становления и развития личности;

– воспитание как влияние общества, социальной среды на формирование личности.

Наиболее удачной является точка зрения по определению сущностной характеристики воспитания Ю.И. Кривова. Ученый различает четыре смысла термина "воспитания": широкий социальный – речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; широкий педагогический – имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; узкий педагогический – под воспитанием понимается специальная воспитательная работа (то, что в школьном обиходе называется "внеурочная", "внеклассная" или "внешкольная" деятельность); еще более узкий – когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием морально-волевых качеств (нравственное воспитание), художественных представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В этом случае термин обозначает участок приложения воспитательных усилий.

В педагогической науке признано, что существует и неорганизованное воспитание, т. е. влияние повседневной жизнедеятельности ребенка на его формирование. Вот как пишет об этом историк М. Ф. Шабаева: "В первобытном обществе ребенок воспитывался в процессе своей жизнедеятельности, в участии в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте, рыбной ловле, в изготовлении оружия... Когда возникла необходимость в организованном воспитании, родовая община поручила воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям" [Константинов Е. Н. История педагогики. М.: Просвещение, 1982 C. 8]

Значит, принято думать, что в воспитании молодого поколения участвуют все, кто окружает его, с чем и с кем он общается, что видит и слышит. В добавление к этому возникло организованное воспитание, осуществляемое опытными людьми.

В древней Спарте не строили крепостные стены вокруг города, чтобы не надеяться на них, а только – на свои силы и умение сражаться, чтобы всегда быть готовым вступать в бой.

Ж.Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество, поэтому задача воспитателя – гармонизировать действие этих факторов. Многочисленные факты говорят о том, что с давних времен в педагогике признано существование неорганизованного воспитания. Вот что пишет историк Н. А. Константинов по этому поводу: "Гельвеций полагает, что человек является воспитанником всех окружающих его предметов, тех положений, в которые его ставит случай, и даже всех происходящих с ним случайностей. Такая трактовка ведет к переоценке стихийных факторов и недооценке организованного воспитания в формировании человека" [Константинов Е. Н. История педагогики. М.: Просвящение, 1982 C. 55-56]

К. Гельвеций утверждает: "Новые и главные воспитатели юноши – форма правления государства, в котором он живет, нравы, порождаемые у народа этой формой правления" [Константинов Е. Н. История педагогики. М.: Просвещение, 1982, C. 54]

Комментируя эти мысли, К. Маркс пишет, что под воспитанием Гельвеций "понимает не только воспитание в обычном смысле этого слова, но и совокупность всех условий жизни индивидуума..." [Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 2. М., C. 147]

"В своей действительности она (сущность человека – C.М.) есть совокупность всех общественных отношений". Написав это, К. Маркс признавал существование того воспитания, о котором говорил Гельвеций. Все это подтверждает, что в какой-то степени признается существование и неорганизованного воспитания. Уже у К. Д. Ушинского сказано об этом четко и обоснованно. "Мы ясно осознаем, что воспитание, в тесном смысле этого слова, как преднамеренная воспитательная деятельность – школа, воспитатель и наставник... вовсе не единственные воспитатели человека и что столь же сильными, а может быть, и гораздо сильнейшими воспитателями его являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, народ, его религия и его язык, словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных понятий." [Шварц И. Е. Педагогика школы. Ч. I. Пермь, 1968 C. 18]

Из вышесказанного следует, что в педагогике признано существование преднамеренного и непреднамеренного воспитания, т.е. организованного и неорганизованного воспитания. Такое понимание развивает Н. К. Крупская, говоря о воспитании в узком и широком смысле: Воспитание в узком смысле слова кратко определялось ею как преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков.

Под воспитанием в широком смысле слова Н. К. Крупская понимала влияние среды и условий, обстановки, общественных учреждений, общественного строя, всей жизни, при этом имея в виду не только детей, но и взрослых". Таким образом, она четко и ясно объяснила, что такое "воспитание в широком и узком смысле". Первое – это весь процесс воспитания человека, а второе – процесс организованного воздействия на детей. Значит, в широком смысле – общее, а в узком – это часть общего. Так и написано у И. Е. Шварца: "В настоящее время воспитание употребляется "в широком и узком смысле". Воспитание в широком смысле – весь процесс формирования личности... когда говорят "воспитывает жизнь", подразумевают воспитание в широком смысле слова. Воспитание в узком смысле слова – это специально организуемый процесс управления развитием личности. Он происходит через взаимодействие учителя" [Шварц И. Е. Педагогика школы. Ч. I. Пермь, 1968, C. 13] Из сказанного вытекает, что существует общий процесс воспитания, который осуществляется организованно и неорганизованно. Название общего – это воспитание в широком смысле, а название каждого из них – в узком смысле. Все ясно и понятно. Однако почему-то появились разные понимания этих "смыслов". Например, в учебном пособии под ред. Ю. К. Бабанского речь уже идет о четырех смыслах: "в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности, в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или в каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении), охватывающее весь учебно-воспитательный процесс, в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся, в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п.

Как видим, уже существует отклонение от взглядов К. Ушинского и Н. К. Крупской. В последние годы усилилось такое отклонение. Вот один яркий факт: "Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных ЗНУ, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитываемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемых в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающих весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных задач" [Подласый И. П. Педагогика. М., 1998, C. 24-26]

Вот что пишет другой автор: "Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие на личность. В данном случае воспитание отождествляется с социализацией" [Сластенин В. А. Педагогика. М., 2000, C. 226]

Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Такое положение не может не вызывать, мягко говоря, беспокойства, ведь "воспитание" – важнейшее понятие, носящее характер категории", употребляется в девяти смыслах. Значит, оно так многозначно, что вряд ли имеет право быть важнейшим понятием педагогики, которая является наукой о воспитании. Поэтому когда речь заходит о воспитании, приходится каждый раз оговаривать, какой смысл вкладывается в этот термин. Но это некорректно с научной точки зрения, если учитывать и то, что даже "воспитание в широком социальном смысле" имеет у разных авторов разное содержание.

Вот почему необходимо внести ясность в отношении понятия "воспитание" следующим образом: существует организованное и неорганизованное воспитание. Их вместе называем одним общим понятием "воспитание". А когда есть необходимость – тогда пользуемся понятиями "организованное воспитание" и "неорганизованное воспитание".

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания: формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В основе современной идеологии воспитания лежат идеи:

1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня – разносторонне развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая; культура семейных отношений.

2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

3. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.

4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должна стоять не программа, не мероприятие, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитателя.

5. Добровольность. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать "воспитываться". Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, стремление к самостоятельности, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга.

6. Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу, как к сугубо дисциплинарному средству, способному подавлять личность, а не возвышать её духовные, нравственные силы.

Признаки и функции воспитания

В различные исторические периоды общество характеризовало эту категорию исходя из своих социальных установок и актуальных задач, при этом чаще оно заботилось о своей собственной стабильности, чем о развитии потенциала человека. Наверно, этим можно объяснить многообразие подходов к пониманию сущности воспитания, многоаспектному толкованию характерных признаков этого педагогического явления. Но вместе с тем есть и то общее, что отражается практически во всех определениях, даваемых понятию воспитания различными авторами.

Во-первых, воспитание определяется как процесс, то есть как динамическое явление, предполагающее определенные качественные и количественные изменения, происходящие в людях, с которыми взаимодействует воспитатель.

Во-вторых, таким признаком является целенаправленность воздействий на воспитанника.

В-третьих – гуманистическая направленность определяет вектор воздействия на воспитанников. Не всякое воздействие воспитывает гуманистические качества. Несомненно, существует и "антивоспитание", когда влияние окружающих формирует негативные антигуманные черты.

В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей называют взаимодействие воспитателя и воспитанника. Именно этот признак подчеркивает активность самого воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию.

Таким образом, в самом общем виде воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.

Данное определение характеризует лишь абрис понятия, то есть его самые общие очертания. Чтобы понять более глубоко суть явления, надо разобраться с целями воспитания.

Спор о целях воспитания имеет достаточно давнюю историю. Каждая эпоха, каждое государство ставили свои задачи перед образовательными учреждениями. Цель определялась, исходя из доминирующих идеологических воззрений, и формулировалась в форме социального заказа. Государство и общество рассматривали всегда цель педагогической деятельности как аргументированную заботу о своем будущем. Поэтому формулировка цели, чаще всего, вбирала в себя постулаты, которые, по мнению правящей элиты, обеспечивали бы сохранение существующего строя и системы социальных отношений. В то же время в качестве основных аргументов выдвигалась забота о будущем подрастающего поколения.

Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием целенаправленных воздействий субъектов воспитания. [Рожков Михаил Стратегия и тактика воспитания//"Лидеры образования", № 4 2004.]

Необходимо сразу отметить, что реальные цели могут быть направлены только на изменения в конкретном человеке. Именно они отвечают на вопрос, что должно измениться в конкретном индивидууме в определенный период. Но эти цели должны исходить из идеальных целей, то есть из тех целей, которые общество рассматривает в качестве своего идеала, и именно они отражают доминирующие ценности общества. Они отвечают на вопрос, каким должен быть человек будущего? Всякие идеальные цели отражаются также в процессуальных целях, которые отвечают на вопрос, что надо делать, чтобы достигнуть ожидаемого результата.Важная функция воспитания – передача новому поколению накопленного человечеством опыта – осуществляется через образование. Образование представляет собой определенную сторону воспитания, которая составляет систему научных и культурных ценностей, накопленных предшествующими поколениями, и передается в специально организованных образовательных учреждениях. В буквальном смысле слово "образование" означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью, т.е. трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков (ЗУН), отношений и способов мышления, которыми овладел обучаемый. Главный критерий образованности – системность знаний и мышлений, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. По объему знаний и достигнутому уровню самостоятельности мышления образование бывает начальным, средним, высшим. По характеру и направленности – общим, профессиональным (специальным) и политехническим.

Наиболее общие функции воспитания следующие:

1) создание условий для относительно целенаправленно го взращивания и развития членов общества и удов летворения ими ряда потребностей в процессе вос питания;

2) подготовка необходимого для функционировани и устойчивого развития общества «человеческого ка питала», способного и готового к горизонтальной и вер тикальной социальной мобильности;

3) предоставление стабильности общественной жизн посредством трансляции культуры, способствова ние ее преемственности, обновлению;

4) способствование интеграции стремлений, действи и отношений членов общества и относительной гар монизации интересов половозрастных, социально профессиональных и этн оконфессиональных груп (что является предпосылками и условиями внутрен ней сплоченности общества);

5) социальная и духовно-ценностная селекция члено общества;

6) адаптация членов общества к меняющейся социаль ной ситуации.

Отметим некоторые существенные различия семей ного, религиозного, социального, коррекционного и дис социального воспитания – составных частей воспита ния как социального института.

В основе религиозного воспитания лежит феноме сакральности (т. е. священности), и большую роль в нем играет эмоциональный компонент, который становит ся доминантным в семейном воспитании. Параллель но в социальном и коррекционном воспитании верховодит рациональный компонент, а эмоциональный играет хотя и существенную, но все же лишь дополняющую роль. Основой диссоциального воспитания является психическое и физическое насилие.

Существенно различаются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так и (в еще большей мере) имплицитно (несформулированно) присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.

Выделенные виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородственный характер.

В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер. Социальное и коррекционное воспитание осуществляется в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания имеет институционально-ролевой характер.

В диссоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин-раб».