Г х андерсен описание русалочки. «Русалочка» главные герои

Истоки сюжета - в фольклорной теме любви русалки к человеку (например, Мелюзина в кельтской мифологии). Этой теме было посвящено несколько стихотворных произведений Андерсена. Русалочка одна из шести дочерей овдовевшего морского царя, конечно, самая младшая, как и положено героине андерсеновской сказки: самая маленькая и слабая. По достижении 15-летнего возраста сестры-русалки получали разрешение подняться наверх, на берег, к земле, чтобы посмотреть на мир людей. Это путешествие знаменовало взросление дочерей морского царя.

Когда настал черед Русалочки она поняла, что хочет жить среди людей. Героиня увидела и полюбила прекрасного принца, она решила прожить короткую человеческую жизнь (русалки живут триста лет), чтобы потом обрести бессмертную душу (русалки, умирая, превращаются в морскую пену). Ей удалось, заплатив непомерно высокую цену морской ведьме, оказаться среди людей. Она лишилась своего волшебного голоса, а каждый шаг ее прелестных ножек, выросших на месте хвоста, причинял ей острую боль. Но главным условием достижения бессмертия была любовь принца. Когда же он полюбил и женился на другой, Русалочка погибла.

Она не использовала единственный шанс для своего спасения: пронзив сердце принца, можно было, окропив ножки его кровью, снова стать русалкой. Конечно, Р. пощадила любимого и умерла сама. Русалочка - одна из не частых у Андерсена трагических героинь, среди которых выделяется особой меланхолической прелестью. Но она близка таким героиням, как Герда из «Снежной королевы» и Элиза из «Диких лебедей», с их мужеством, упорством, великодушием.

Образ Русалочка стал символом Дании. Созданная в 1913 г. скульптором Э. Эриксеном «Русалочка» установлена в копенгагенском порту.

Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему: Мебель... Цель: Обогащение, закрепление словарного запаса по теме. Задачи: 1. Обогащать словарный запас детей: сиденье, подлокотник, столешница; 2. Уточнить и з...

Планирование по теме – Золотая осень; подготовительная группа... Планирование по теме "Золотая осень"; подготовительная группа ТЕМА НЕДЕЛИ «Осень золотая» ЦЕЛЬ Обогащать и систематизировать знания детей об осени к...

Конспект физкультурного развлечения в старшей группе Описание материала: Конспект тематического физкультурного развлечения в старшей группе (5-6 лет) под названием «День прыгуна». Материал будет полезен...

Губительно притягательная, завораживающая томительными напевами, то бледная и печальная, то безудержно хохочущая морская дева, превращающаяся после смерти своей в пену морскую… Романтические мечтания и стремления к идеалу множества поколений мужчин воплотились в легендах о русалках — грезах о женщине недоступной, несхожей с заурядной дочерью Евы. Современные психологи утверждают, что этот образ символизирует сексуальное желание, ведущее к саморазрушению. Русалка — символ смешения сексуального влечения и смерти, желания мужчины полностью забыться, даже осознавая, что сладостное забытье это ведет к самоуничтожению. Сексуальная и сладострастная, и в то же время — холодная и неуловимая, недостижимая соблазнительница, вечная молодость и красота которой, волшебный голос и искусство обольщения влекут к погибели беспомощных моряков. Но вера в морских дев не была прерогативой матросов, сходящих с ума от скуки и воздержания в длительных океанских путешествиях. В мировом фольклоре существует много историй об обольстительных обитательницах морских пучин — полуженщинах-полурыбах. Корни легенд о русалках восходят к могущественным вавилонским божествам, связанным с Солнцем и Луной. У бога Солнца Оаннеса было тело человека, его венец был сделан из головы рыбы, а мантия — из рыбьей чешуи. Постепенно Оаннеса вытеснил бог Эа, уже полурыба-получеловек, и можно предположить, что возникновение в греческой мифологии мифов о тритонах, вызывающих штили и штормы, связано именно с ним. А богиня Луны Атаргатис, полуженщина-полурыба, была предшественницей русалок. Вавилоняне верили, что Солнце и Луна, заканчивая свое ежедневное путешествие по небесному своду, погружаются в море. И, естественно, боги, их символизирующие, должны были иметь подходящие тела для жизни как под водой, так и на суше. Необычный имидж этих богов — доведенный до абсолюта симбиоз рыбы и человека — и способность погружаться на неизведанные океанские глубины добавляли им таинственности. Русалки унаследовали эти качества. И, может быть, зеркало, с которым часто изображают морских дев, символизирует древнее ночное светило, повелевающее приливами, и этим расширяющее магическую власть русалок.

Русалки упоминаются в фольклоре всех стран мира, и если в стране нет моря, ее домом становятся река или озеро. Индийские речные нимфы имеют человеческий облик, искусно играют на лютне, необычайно красивы и соблазнительны. Непостоянные и ищущие новых побед, они, не в пример своим европейским подругам, никогда не губят мужчин, а, наоборот, всячески их ублажают. В славянской мифологии в русалок превращаются умершие девушки и некрещеные дети. Они живут под водой в чудесных хрустальных палатах, а в русалью неделю, следующую за Троицей, выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, и могут защекотать до смерти или увлечь в воду встреченных ими людей. Особенно опасны они в четверг — русалочий Великий день. Поэтому в русалью неделю нельзя купаться, а чтобы отпугнуть негодниц, необходимо носить с собой полынь, которой они якобы боятся. Сердобольные женщины, жалея несчастных русалок, развешивают для них на деревьях одежду, полотенца, нитки, а девушки — нарядные венки. И русалки всегда отвечают добром на добро. Если прикроешь голенького русаленка (русалкиного ребеночка) своей одеждой, мать-русалка наградит тебя, по желанию, здоровьем, деньгами, даром целителя и искусного знахаря. А вот их западноевропейские сестры — существа достаточно коварные и кровожадные. По некоторым легендам — это падшие ангелы, пищей которым служит живая плоть. Пением и чудесной музыкой они завлекают моряков в свои сети. Если же (что бывает довольно редко) такой способ привлечения не срабатывает, русалки полагаются на уникальный запах своего тела, которому не может противиться ни один мужчина. (Оказывается, морские прелестницы с древних времен учитывали в любовной игре магическую силу феромонов — гормонов, стимулирующих физиологические и поведенческие реакции противоположного пола). Поймав и усыпив свою жертву, они раздирали ее на кусочки острыми зелеными зубками. Менее жестокие забирали жертвы в свое подводное царство, полное сокровищ. Поэтому для моряков русалка была плохой приметой. Увидевший ее должен был вскоре утонуть в море. Но, полюбив человека, эти коварные создания подолгу жили на берегу. Только, чтобы жениться на русалке, необходимо было украсть и спрятать ее корону, без которой пленница не могла вернуться в море. Если же морская дева корону когда-нибудь находила, то тут же исчезала с ней в пучине морской. Для того, чтобы навсегда удержать русалку на берегу, необходимо было также выкрасть ее вторую кожу — тюленью. Грациозных тюленей с их гладким телом довольно долго связывали с русалками. И многие ученые-фольклористы считают, что истории о русалках основаны на впечатлениях от мимолетных встреч с этими морскими млекопитающими. В легендах тюлень обычно фигурирует как неизменный спутник морских дев. Рассказывают, что однажды рыбак оглушил и освежевал тюленя, а потом бросил его, еще живого, назад в море. Пожалев животное, русалка отправилась на поиски кожи. Но, плененная людьми, она погибла, слишком долго пробыв в обжигающей воздушной стихии. В благодарность за ее храбрость и самоотверженность тюлени стали всегда сопровождать и охранять русалок. В Малой Азии целый народ вел свою родословную от русалок и тюленей. В древней легенде морская нимфа превратилась в тюленя, чтобы избежать навязчивого внимания сына Зевса. Однако он был настойчив, и вскоре нимфа родила сына. Его назвали Фокус — «Тюлень». Потомки Фокуса — фокойцы — гордились своими происхождением от морской нимфы и украшали свои монеты изображением тюленя. С появлением христианства в легендах о русалках появилась новая тема: они описывались как существа, страстно желающие заполучить бессмертную душу. А обрести ее русалки могли лишь пообещав поселиться на суше, оставить море и все мечты вернуться туда когда-нибудь. С такой жестокой перспективой неизбежного выбора современной Русалочке впору к психоаналитику бежать. Но в VI веке психоанализ практиковали разве что в исповедальнях священников. И мятущаяся русалка, обитавшая близ маленького островка недалеко от Шотландии, ежедневно навещала монаха из святого братства Ионы. Она молила о душе, и монах молился вместе с ней, чтобы придать ей сил оставить море. Русалка страстно полюбила монаха и очень хотела иметь душу, но и морскую стихию предать была не в силах. В конце концов, горько плача, покинула она остров навсегда. Говорят, что пролитые ею слезы превратились в гальку и называются с тех пор «слезами русалки». В Голландии в начале XV века все-таки одну русалку направили на путь праведный. Она проникла через разрушенную плотину в реку, где и была поймана. Среди людей прожила 15 лет. Научилась прясть и слушать свою хозяйку. После смерти ее похоронили по христианским обычаям. А жители валлийского порта Милфордская Гавань еще в конце XIX века верили в то, что русалки регулярно наведываются на городскую еженедельную ярмарку по подводной дороге, чтобы купить так необходимые им черепаховые гребни, и исчезают до следующего ярмарочного дня. Для знаменитых путешественников и мореплавателей, таких как Христофор Колумб и Генри Гудзон, встречи с русалками в открытом море были вполне заурядными явлениями. Но парусники постепенно были вытеснены пароходами, морские путешествия стали значительно короче, и моряки все реже рассказывали о том, как соблазняли и дразнили их морские сирены. Пожалуй, последняя такая волнующая встреча произошла в 1957 году во время путешествия Эрика де Бишопа на своей модели реконструированного древнего полинезийского плота из Таити в Чили. Вахтенный матрос доказывал всем, что видел непонятное существо с волосами, подобными тончайшим водорослям, выпрыгнувшее из воды на палубу. Прикоснувшись к незваному гостю (гостье?), моряк получил в ответ такой удар, что распластался на палубе, а существо скрылось в волнах. На руках моряка осталась сверкающая рыбья чешуя… Славянская мифология Вспомянем о том, что русальная неделя была с 19 по 24 июня, прямо перед купальским праздником. Девицы-красавицы браслетики снимали и рукава свои длинные распускали, в" птичек превращались". То ль в птичек, то ль в русалочек. Во время праздника танцевали плавный танец, размахивая длинными рукавами, как крыльями и пели: На гряной неделе Русалки сидели. Ой рано й ру! Русалки сидели, Сорочки просили: Ай девочки-подружки, Дайте сорочки. Дайте сорочки, Завейте веночки, Завейте веночки На святы духовые. Ой рано й ру! На духовые! Оказывается веночек завить надо, да и откуп, одежку, то есть, русалке подарить. А веночек-то завивали, чтобы хлопцы приветили, да и заклятие это брачное, в веночек обязательно красный любовный цветок завивали - просили богиню Лелю помочь суженного найти. Еще за плодородие русалочки отвечали. Они росу больно любили, где пробежит, пролетит русалка - там и урожай поболе. А где плодородие, там и свадебка, и достаток, да и детишки родятся. Говорят еще стародавние люди, что и с водой, как и лебедушки, русалки связаны. Вешали им в русалочью неделю нитки, пряжу, полотенца, рубашки на ветви "плачущие", нагнутые к водице, значит. Оттого и хвост рыбий некоторым из них пригождался. С хвостом плавать веселее. Берегинями их звали еще помогали к берегу добраться. А берег-то берегом и называется потому, что спасались на нем из воды. Ай, красавицы те русалочки были! Токмо волос у них непривычный - длинный-длинный, да и зеленый к тому же. Однако не ясно отчего так, то с крыльями русалочки, яко птицы Божия, то с хвостом рыбьим? Да вот от чего. Небушко-то славяне окияном небесным рекли, называли значит. Летали русалочки с небес на землю грешную. Все в перышках, а как переселились на океаны, реки, моря земные, они перышки поскидали, да хвостом рыбьим обзавелись. Так и поныне. Какие из них на небе остались - те с перышками, с крыльями, все порхают. А какие русалки приглядели себе для жилья речки, озера лесные - те полурыбами стали. Василиса Премудрая - Царя Морского дочка, тож русалочкой была, правда, замуж выйдя, крылышки лебяжьи припрятала до времени… Да и Царевна - Лягушка того же роду - племени. Токмо не за кажного дева небесная или морская пойдет, заслужить то надоть. Любят русалочки музыку послушать. Да и петь мастерицы, как сирены греческие, токмо не так злы, как те нелюди. "После дождичка в четверг", говорят, и не даром. Чистый четверг, молвят, и тоже не даром. Воде земной и небесной посвящен этот день. За день этот в ответе древнеславянский бог Перун. Перун - бог грозы и дождя, а еще воинства удалого да князя справедливого. Он днем этим верховодит. Да и не только он. У девушек-красавиц своя надежа в этот день. Это - русалочки. Девицы в день этот на зорьке красной трижды в воду погружались, затем по землице сырой катались по три раза, по росе русальной целебной. Да с умом и хитростью это делали - катались с востока на запад, по ходу солнышка красного, силу его к своей красе прибавляя. А затем по углам на крышу изб взбирались, к солнышку тому поближе и весну-красну песенкой славили. А еще говорят старики, чтоб хлебушко-кормилец уродился получше, русалкой, всю в цветах и венке, обряжали самую красивую девицу. Вели с песнями ее к полю и толкали в рожь колосистую. Она затем выбегала оттуда и ловила всех, кто под руку попадет. А они со смехом разбегались. Да и скучно русалочке одной по полю бегать. А рожь-то густая, после этого обряда становилась. В русалиях славянских мужи велимудрые обнаруживают черты, напоминающие культ Диониса во Фракии, эвклесинских мистерий в Афинах, обряды, в которых участвовали посвященные мисты, жрецы. Танец "мечей" у германцев и танец "марутов" - богов грозы у индусов от туда же, от Русалий пошел. Древен сей праздник и почитаем по всем городам и весям. Как мы говорили прежде, русалочки были разные. Родятся они как и Вилы (русалки южных братьев наших славян) из дождя, солнцем озаренного, от росы. Живут различно. Те, что в водоемах местечко присмотрели — в хрустальных дворцах обитают; небесные русалки - замки в облаках сварганили ("сварганить" - это небесное строительство. " Сва" - небо по древнеиндийски, оттуда и наша свадебка исток ведет, т.е. небом освященная). Но об этом другой сказ. Русалочки - полуденницы по ржи бегают, по полю. Польют весной дождем землю-матушку, достаток в домах земледельцев будет, но и разгневаться они могут, тогда бурю нашлют. А еще ведомо мне, что гребень волшебный у русалочки речной имеется. Волосы свои зеленые она им украшает и расчесывает. Гребнем тем сети слишком жадных рыбаков рвет, или жернов мельничный, катаясь на нем при луне, попортить может. Что бы воду зазря не мутил. С гребнем этим и в лесу жить русалочка может, без водицы любимой. Но горе тому парню, который подсмотреть за русалкой захочет, как за девкой деревенской. Защекочет его до смерти. Тут или ноги уноси, или из белены-полыни сухой порошок ей в глаза кидай — очень она его не любит. Но если пожалеет кого русалка и полюбит, будь то хоть парень, хоть девка, и случись с ним смерть лютая, заплачет она над ним. А слезинки ее — вода живая, жизнь дарующая. Огоньки синие над могилами - это души людей. Стараниями русалок души эти на небо возносятся. Если увидит кто такой огонек, значит понесла русалка душу усопшего в сад небесный Ирий. У древних колодцев, говорят, царица русалок воду живую хранит. Любая душа не оживет, на небо не попадет без напитка этого волшебного, русалкой с небе принесенного, так-то. Не только девушки могли помощь от русалок получить, но и парней они не забывали, не оставляли без внимания. Трудное это дело для парней было. Дружина собиралась русальная, ночевали вне дома, говорить не могли, ни словечка. Зато неделю целую если в какой дом придут и вокруг больного или немочного хоровод с прыжками учинят, тот и будет здоров силой русалочьей. Да еще если веночек себе на голову, в знак уважения к русалочке, надеть не забудут. Но девушек русалочки больше любили. Какая девица нечаянно помрет до свадьбы, той на русальную неделю могли и жизнь во плоти человеческой вернуть, правда побаивались таких оживших девиц селяне. А после недели русальной ритуальные похороны таким "русалкам" устраивали, дабы не смущали народ. Чучело их изображающее жгли или в воду бросали, в разных местах по-разному. Побаивались все же русалок, как и женщин сведущих и сильных. А они, русалочки, и ребенка потерянного могли выходить и спасти, а если ей самой чем помогут, отблагодарит и одарит на всю жизнь, ну а если о ее младенце позаботятся, то тем паче. Русалочка лебедью белой оборачиваться умела. Да и у Морского царя иногда доченькой бывала. Родственницы они с лебядушками. А вспомянем качели наши детские, так вот, качались на них предки наши в праздники, как русалки на ветвях, в честь благости русалками дарованной и к небу приобщение через качание то видели. Любили русалки эту забаву. Даже водные русалки на волнах качаться любили. На празднике русальном, девушки-красавицы себе женихов присматривали, да, иногда, по-нашему "грех творили" со своим суженым-ряженым. Не парни девушек на празднике этом выбирали, а девицы парней. Неделя-то девичья — русальная. Обливать водой всех подряд было принято. Хоровод вокруг колодцев водить. Коня соломенного делали, солнышко он означал. Парни носили коня этого по деревне и изображали, что он кидается на всех кто мимо проходит. К кому прикоснулся этот конь — тому и удача во всех делах будет. Стариков или увечных людей "злыми" корешками в бане парили, да в баню на крапиве несли. Пусть потерпят. Зато русалочка силу и здоровье подарит. А еще напиток священный варили из молодой травы. Варили, меняя ее три раза, медом, хмелем заправляли, изюмом сухим. На третий день разливали и к троице на стол давали. 7-8 градусов напиток тот был, а забирал не хуже иного вина крепленого, да и лечил здорово. А если девоньки-красавицы, женихом или суженым своим обмануты были, то знали, что делать. Шли они к роднику, или озеру лесному да плакали, жаловались на обидчика русалочке. Тому мужу или жениху солоно потом было. До сих пор чародейство есть такое: на водицу-обиду свою попенять, ды в водицу ту, дареное супостатом-то колечко и бросить. Будет тогда ему, обидчику, ох не весело. Только русалочку добрым словом помянуть надо. Лучше не зимой, а летом, весной или осенью жаловаться. Старушки говорят, что зимой русалки спят, а просыпаются на Рождество, когда "калядино коло парубки гоняют". Если погадать на речке, или попросить чего девонька у водицы проточной хочет - пусть кинет перышко в воду - пусть плывет. И просит потом, чего хочется по женской своей части. Перышко - русалочке подарок. Можно ниточки красивые на кусты повесить и песенку тихонько пропеть на радость русалке: У ворот береза зеленая стояла, Зелена стояла, веточкой махала, На той на березе Русалка сидела, Русалка сидела, рубахи просила: "Девки-молодухи, дайте мне рубахи! Хоть худым-худеньку, да белым-беленьку!" А после пения три раза сказать: "Возьми, русалочка, подарочек, дай мне отдарочек". Да и высказать просьбу свою, повесив на куст или дерево лоскутки или нитки, а не жалко, то и рубашку белую. От тоски зеленой, если заела, тоже пошептать надо на водицу русалочке: "Вода, ты вода, ключевая вода! Как смываешь ты, вода, круты берега, пенья, коренья, так смывай тоску-кручинушку с белого лица, с ретивого сердца. Будьте мои слова легки и крепки (читать надо на воду, которой умываешься)". А еще говорят, что русалка русалкой прозывается потому, что русой река в древности именовалась, слово "русло" от речного "ло" — ложа происходит. Не отсюда ли племя русов именуется? Может предки наши понимали себя, как людей с реками связанных, с силой и магией водной, женской".

Главная героиня сказки «Русалочка» — младшая дочь морского царя. Вместе со своими старшими сестрами, отцом и бабушкой она жила под водой, в прекрасном дворце из жемчуга. Жизнь в подводном царстве была прекрасна, но маленькой принцессе нравился тот огромный мир, который находился над поверхностью моря. Там на кораблях плавали люди, по воздуху летали птицы, а на суше стояли прекрасные города.

Дочерям морского царя не дозволялось подниматься на поверхность моря до наступления пятнадцати лет, и младшая дочь морского царя с нетерпением ждала своего пятнадцатилетия. А пока ей приходилось слушать рассказы старших сестер о чудесах надводной жизни.

В день своего пятнадцатилетия русалочка поднялась на поверхность моря. Неподалеку она увидела большой корабль, на котором люди отмечали праздник. Среди прочих русалка выделила красивого принца, который ей очень понравился. Русалка долго наблюдала, как веселятся люди, пока не началась буря. Корабль стал тонуть, и тогда морская принцесса решила, что она обязательно должна спасти принца от смерти.

Русалочка нашла в бушующих водах тонущего принца и, подхватив его, поплыла к берегу. Там она оставила юношу, который был без сознания, и спряталась. Она видела, как из прибрежного храма вышла красивая девушка, которая позвала других людей на помощь, и принца унесли.

С тех пор русалочка потеряла покой. Она полюбила принца и хотела найти его. От своей бабушки она узнала, что люди живут меньше, чем русалки, но у них бессмертная душа. Русалочке тоже захотелось иметь бессмертную душу, и еще она желала находиться рядом с принцем. Тогда она отправилась за помощью к колдунье.

Колдунья согласилась ей помочь, но в качестве платы за услугу она забрала у русалочки ее чудесный голос. Она дала принцессе колдовской напиток, и сказала, что от этого напитка хвост русалочки превратится в ноги. Колдунья предупредила, что ходить по земле на ногах русалочке будет очень больно. А если принц не полюбит ее и женится на другой девушке, то русалочка превратится в морскую пену.

Морская принцесса на все согласилась. Вскоре она очутилась на берегу, и вместо хвоста у нее были ноги. Она могла ходить, как люди, но не могла произнести ни одного слова. Принц, очарованный красотой девушки, привел ее в свой дворец. Но со временем русалочка узнала, что принц любит не ее, а ту девушку из храма, которая нашла его на морском берегу. Он знал, что девушка из храма не может выйти за него замуж, но продолжал любить ее.

Русалочка всячески старалась очаровать принца, но ее попытки были безуспешными. Вскоре родители принца решил его женить на дочери соседнего короля, и принц вместе со свитой отправился на смотрины будущей невесты. Он не собирался на ней жениться, так как любил девушку из храма. Но каково было его удивление, когда в принцессе из соседнего королевства он узнал ту самую девушку. Оказалось, что в том храме принцесса только воспитывалась. Принц и принцесса поженились, и русалочка была на их свадьбе.

Когда корабль с новобрачными возвращался домой, из моря поднялись сестры русалочки. Они отдали морской колдунье свои прекрасные волосы, а взамен та дала им нож. Сестры сказали русалочке, что если она убьет принца этим ножом, то снова станет прежней и сможет вернуться в море. Но русалочка не смогла причинить вред человеку, которого любила, и она выбросила нож в море.

Когда взошло солнце, русалочка почувствовала, что она становится бесплотной, превращается в морскую пену. Но жизнь ее на этом не прекратилась. Она попала к дочерям воздуха, бесплотным созданиям, которые разносят по всей земле ветра и благоухание цветов. Сестры воздуха рассказали русалочке, что у них тоже нет бессмертной души, но если в течение трехсот дней делать добрые дела, тогда сестра воздуха сможет получить бессмертную душу. И русалочка поняла, что ее мечта о бессмертной душе может сбыться.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Русалочка» заключается в том, что не следует совершать необратимых поступков, последствия которых невозможно исправить. Русалочка согласилась на условия колдуньи, зная, что никогда не сможет стать прежней и что она может погибнуть, если принц на ней не женится. Надежды русалки на свадьбу с принцем не оправдались, и она превратилась в морскую пену.

Сказка учит не быть самонадеянным и просчитывать последствия своих поступков.

В сказке «Русалочка» мне понравилась главная героиня, русалочка. Она стремилась к жизни в огромном надводном мире и мечтала обрести бессмертную душу. Ради выполнения своей мечты русалочка пожертвовала всем, что ей было дорого, и она искренне любила принца, за которого хотела выйти замуж.

Какие пословицы подходят к сказке «Русалочка»?

Без мечты не проживешь.
Любовь правит миром.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Сочинение

РУСАЛОЧКА (дат. Den Lille Havfrue) - героиня сказки Х.К. Андерсена «Русалочка» (1836-1837). Истоки сюжета - в фольклорной теме любви русалки к человеку (например, Мелюзина в кельтской мифологии). Этой теме было посвящено несколько стихотворных произведений Андерсена. Р.- одна из шести дочерей овдовевшего морского царя, конечно, самая младшая, как и положено героине андерсеновской сказки: самая маленькая и слабая. По достижении 15-летнего возраста сестры-русалки получали разрешение подняться наверх, на берег, к земле, чтобы посмотреть на мир людей. Это путешествие знаменовало взросление дочерей морского царя. Когда настал черед Р., она поняла, что хочет жить среди людей. Героиня увидела и полюбила прекрасного принца, она решила прожить короткую человеческую жизнь (русалки живут триста лет), чтобы потом обрести бессмертную душу (русалки, умирая, превращаются в морскую пену). Ей удалось, заплатив непомерно высокую цену морской ведьме, оказаться среди людей. Она лишилась своего волшебного голоса, а каждый шаг ее прелестных ножек, выросших на месте хвоста, причинял ей острую боль. Но главным условием достижения бессмертия была любовь принца. Когда же он полюбил и женился на другой, Р. погибла. Она не использовала единственный шанс для своего спасения: пронзив сердце принца, можно было, окропив ножки его кровью, снова стать русалкой. Конечно, Р. пощадила любимого и умерла сама. Р. - одна из не частых у Андерсена трагических героинь, среди которых выделяется особой меланхолической прелестью. Но она близка таким героиням, как Герда из «Снежной королевы» и Элиза из «Диких лебедей», с их мужеством, упорством, великодушием. Образ Р. стал символом Дании. Созданная в 1913 г. скульптором Э. Эриксеном «Русалочка» установлена в копенгагенском порту.

Лит.: Брауде Л. Ханс Кристиан Андерсен и его сборники «Сказки, рассказанные детям» и «Новые сказки» // Андерсен Х.К. Сказки, рассказанные детям. Новые сказки. М., 1983. С.279-321; Брауде Л. Создание литературной сказки // Брауде Л. Скандинавская литературная сказка. М., 1979. С.44-98.

Русалочка — один из самых любимых сказочных персонажей во всем мире и мой в том числе. Андерсен написал красивую сказку о самоотверженной любви с печальным концом.

Тихая и задумчивая Русалочка с добрым сердцем с самого начала отличалась от своих сестер. У нее было много талантов: в подводном царстве она великолепно пела, а в мире людей прослыла прекрасной танцовщицей, несмотря на то, что каждое движение причиняло ей неимоверную боль.

Ради любви принца Русалочка прошла через ужасные страдания: ее шаги были «словно по острым ножам»; она отдала ведьме свой замечательный голос и отказалась от долгой жизни (300 лет), чтобы прожить короткую человеческую. Принц привязался к ней, но полюбил ее, как ребенка. Девушка сопровождала его во всех прогулках верхом, но сделать ее своей женой у него и в мыслях не было.

Принц влюбился в принцессу соседней страны и сделал ей предложение. В последний день жизни словами Русалочка не могла выразить свою тоску, но она еще никогда она не танцевала так чудесно. Ее «ноги уже не чувствовали боли — сердцу было больнее».

На предложение сестер убить принца, чтобы сохранить свою жизнь, она отвечает отказом и умирает, превратившись в морскую пену. Ведь настоящая любовь не может быть злой.