Характеристика барина из рассказа тургенева бирюк. Тургенев бирюк

Основным персонажем произведения, входящего в сборник рассказов «Записки охотника», является крепостной лесник Фома Кузьмич, прозванный в народе Бирюком.

Писатель представляет Бирюка в образе высокого, плечистого мужчины, имеющего густую бороду, пышные брови и небольшие карие глаза, напоминающего русского сказочного богатыря, проживающего в нищей лесной сторожке с двумя детьми, оставленными на воспитание с отцом непутевой матерью.

По натуре Фома Кузьмич отличается силой, честностью, ловкостью, суровостью, справедливостью, но имеет жесткий и нелюдимый характер, за что и получил среди местных жителей прозвище бирюка.

Бирюк свято соблюдает собственные принципы о добре и зле, которые подчинены четкому служению должностным обязанностям, бережному отношению к чужому имуществу, хотя в собственной семье у него полнейшая нищета, отсутствие элементарной домашней мебели и утвари, убогая еда и дети, оставленные без материнской ласки и заботы.

Показателен в этом пример с пойманным Бирюком в лесу мужиком, который решил в грозовую ночь напилить без должного разрешения дров, чтобы прокормить свою многочисленную семью. Чувство долга превалируют у лесника, он очень жестко относится к воровству, не позволяя себе даже от безысходности совершить неблаговидные поступки, но в то же время сострадание, жалость и великодушие к нищему, убогому мужичонке, решившемуся на нехорошее дело из-за голодных детей, побеждает в душе Бирюка необходимость правильно нести служебные обязанности.

Повествуя об эпизоде, произошедшем в дождливую ночь с Бирюком, писатель раскрывает характер Фомы Кузьмича как цельной и сильной натуры, придерживающейся в жизни твердых принципов, но вынужденной отступать от них ради проявления истинных человеческих качеств.

Весь цикл рассказов «Записки охотника», в том числе и рассматриваемое произведение, посвящены писателем описанию нелегкой жизни русских крепостных крестьян, каждый из которых являет собой сильный, могучий характерный образ, несущий проявление истинных человеческих качеств, как любовь, патриотизм, справедливость, взаимовыручка, доброта и искренность.

Сочинение про Бирюка

Тургенев относится к тем поэтам, для которых любовь к России стоит практически на первом месте. Это прослеживается на пути всего его творчества. Очень выделяющимся среди работ Тургенева является произведение «Бирюк». Эта работа стала не проявлением любви к родной земле и не вопросов политики, а исключительно моральных ценностей.

Главный герой Бирюк, он же лесник. Тургенев в рассказе старается показать, что жизнь у него не сладкая и проблем хватает на его душу. Главный герой расстался с женой, вернее она его бросила, причем двое детей остались жить с отцом. Если представить Бирюка, то складывается впечатление человека вечно грустного, угрюмого. Но, как же можно радоваться, когда семейная жизнь закончилась. К тому же место проживания представляло собой старую избу. Когда автор описывает состояние жилища, становится мрачно, бедность кругом. Даже, когда ночью к нему попал гость, то ему особо и не хотелось находиться в такой ужасной избе.

Люди, которые встречали Фому, опасались его и это понятно. Мужик он высокий и крепкий, лицо строгое, даже злое. На лице его росла борода. Но, как известно внешние признаки это только первое впечатление от человека, ведь, по сути, он человек добрый и отзывчивый. Односельчане говорили о Бирюке, что он человек честный и не любил обман. Лесник он был неподкупный, ему не требовалась выгода, он просто занимался своими делами и честно жил.

Однажды Фома, ночью поймал вора и перед ним встал вопрос, что делать с ним? Первое, что было на уме у лесника это наказание для воришки. Бирюк взял веревки и связал преступника, далее завел в избу. Вор немного был ошарашен условиями проживания лесника. Но, душу и сердце не обманешь. Хоть Фома и выглядел сурово, но доброта победила в данной ситуации. Лесник решает, что преступника нужно отпустить, хотя сомнения по этому поводу его не отпускают. Бирюку было сложно понять, что воровство это не такое и страшное преступление. В его понятиях каждое преступление должно быть наказано.

Тургенев во всем рассказе пытается представить Фому как простого мужика из России. Он честен и просто живёт и делает то, что ему положено. Он не ищет незаконных путей заработка. Тургенев описывает Фому так, что действительно понимаешь, что жизнь может подкинуть неприятности. Его тяготит его существование в нищете и не радости. Тем не менее, герой принимает то, что есть и продолжает дальше гордо жить и бороться с проблемами.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по пословице Не откусывай больше того что ты в состоянии проглотить

    Пословицы на то и придуманы, что в будничной жизни люди сталкиваются с похожими ситуациями. Передаются мудрые изречения из уст в уста ровно столько, сколько мы живем со времени появления речи

  • Александр 1 в романе Война и мир характеристика образ

    В начале романа Александру 28 лет. Он еще молод, но уже давно не юн и незрел. Внешность государя описывается приятной наружностью, пышущей молодостью и императорским величием. По характеру он – благородный рыцарь

  • Сочинение Внутренний конфликт чувства против разума

    Нас окружает так много людей. Одних мы знаем, с другими слегка знакомы, а большинство для нас незнакомцы. На первый взгляд все эти люди так спокойны и уравновешены. Можно подумать, что они не имеют никаких раздумий и проблем.

  • Все времена года хороши по-своему. Но зима, на мой взгляд, самое удивительное, волшебное время года. Зимой природа засыпает и вместе с тем преображается.

  • Образ и характеристика Аннушки в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Впервые про Аннушку мы узнаем в первой и четвертой главе романа. Загадочный иностранный гость по имени Воланд упоминает имя Аннушки, как некий фатальный прообраз женщины, которая в силе изменить текущее время событий.

«Записки охотника» появились в печати отдельными рассказами и очерками на рубеже 40-50-х годов XIX века. Толчком для начала работы над циклом была обращённая Тургеневу осенью 1846 года просьба дать материал для первого номера обновлённого журнала «Современник».

Так появился первый очерк «Хорь и Калиныч». Практически все последующие рассказы и очерки «Записок охотника» И.С.Тургенев написал за границей: он уехал в 1847 году и пробыл там три с половиной года.

Давайте вспомним, что такое рассказ.

Рассказ — это небольшое по объёму эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека.

Докажите, что «Бирюк» — рассказ.

Это произведение небольшого объёма. Здесь говорится о Бирюке, о его жизни, встрече с мужиком. В произведении мало действующих лиц…

Рассказ «Бирюк» создавался в 1847 году, а напечатан был в 1848 году.

Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления от жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных И.С.Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И.Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упомянутые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай … был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне … »

— Ребята, а сколько рассказов включил писатель в цикл «Записки охотника»? (Дети вспоминают, что их 25.)

— «Записки охотника» — это своеобразная летопись русской крепостной деревни. Рассказы близки по тематике и идейному содержанию. Они разоблачают уродливые явления крепостничества.

Создавая картину русской действительности, Тургенев в «Записках охотника» применил своеобразный приём: ввёл в действие рассказчика-охотника. А как вы думаете, зачем?

Читатель благодаря этому может вместе с охотником, наблюдательным, умным и знающим человеком, пройти по родным полям писателя, посетить с ним деревни и сёла. Он ценит красоту и правду. Его присутствие никого не стесняет и часто остаётся даже незамеченным. Образ охотника помогает нам глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить увиденное им, понять душу народа. Картины природы подготавливают знакомство читателя с главным героем рассказа — Бирюком.

Бирюк появляется неожиданно, автор сразу отмечает его высокую фигуру и звучный голос. Несмотря на то что первое появление Бирюка сопровождает некий романтический ореол (белая молния озарила лесника с головы до ног», «я поднял голову и при свете молнии увидел небольшую избушку…»). В жизни героя, о которой мы узнаём, нет ничего
романтического, напротив, она обыденна и даже трагична.

Найдите описание избы лесника.

«Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружьё, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу».

— О чём говорит вам это описание? (Описание обстановки избы, «закоптелой, низкой и пустой» говорит о бедности. Но среди этого бедности теплится жизнь маленьких детей героя. Безрадостная картина вызывает у читателей искреннее сочувствие Бирюку.)

— А как выглядит Бирюк? Что подчёркивает писатель в его портрете? (Высокий рост, могучие мышцы, чёрную курчавую бороду, суровое мужественное лицо, широкие брови и небольшие карие глаза.)

— Обратимся к портрету Бирюка. «Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложён на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза … »

Как в этом портрете выразилось отношение рассказчика к Бирюку? (Видно, что ему нравится Бирюк своим сложением, силой, красивым, мужественным лицом, смелым взглядом, твёрдым характером, о чём говорят сросшиеся брови. Он называет его молодцом.)

— А как о нём говорят мужики? Дети приводят примеры из текста: «вязанки хворосту не даст утащить», « … нагрянет как снег на голову», -силён.. и ловок как бес … И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет».

— Почему героя зовут Бирюком? Почему он так себя ведёт с мужиками? Его зовут Бирюком, потому что он одинокий и угрюмый.
— Тургенев подчёркивает, что лесник грозный и непреклонный не потому, что чужой своему брату — мужику, он человек долга и считает себя обязанным беречь доверенное ему хозяйство: «Должность свою справляю … даром господский хлеб есть не приходится».

— Ему доверили охрану леса, и он охраняет лес хозяина, как солдат на посту.

Найдите и прочитайте описание столкновения Бирюка с мужиком. В чём причина конфликта мужика с Бирюком? На фоне какого пейзажа разворачиваются события? Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене? Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, лесник?

Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком-вором. Читаем описание столкновения Бирюка с мужиками и выясняем причины конфликта мужика с Бирюком.

— Между какими героями происходит конфликт? Между Бирюком и мужиком, воровавшим лес.

Дети должны понять, что сцена борьбы- сначала физической, потом моральной – не только выявляет взгляды, чувства, стремления героев, но и углубляет их образы. Автор
подчёркивает, что физически мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, но в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоинству они становятся
равными друг другу. Тургенев, создавая образ мужика, запечатлел черты обнищавшего крестьянина, измождённого полуголодным существованием.

Зачитаем описание мужика: «При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие жёлтые брови, беспокойные глаза … » Но именно такой мужик от мольбы переходит к угрозам.

Чтение по ролям разговора мужика с Бирюком.

— Как Тургенев показывает, что внешний облик и внутреннее состояние крестьянина меняется? Вновь обращаемся к тексту.

Сначала мужик молчит, затем «голосом глухим и разбитым», обращаясь к леснику по имени-отчеству — Фома Кузьмич, просит отпустить, но, когда чаша его терпения переполнена, «мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска». Голос мужика стал «свирепым». Речь стала иной: вместо обрывистых фраз: «Отпусти … приказчик … разорены, во как … отпусти!» — зазвучали ясные и грозные слова: «А мне что? Всё едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби — один конец; что с голоду, что так — всё едино. Пропадай всё».

Рассказ «Бирюк» является одним из немногих рассказов «Записок охотника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. Но из-за цензурных ограничений Тургенев не мог прямо изобразить протест крестьян против крепостного права. Поэтому гнев доведённого до отчаяния крестьянина обращён не на помещика, на которого он работает, а на его слугу-крепостного, охраняющего добро хозяина. Однако гнев этот, ставший выражением протеста, не теряет от этого силы и смысла.

Олицетворением власти крепостничества является для мужика не помещик, а Бирюк, наделённый помещиком правом охранять лес от грабежа. Образ Бирюка в кульминационной сцене психологически углубляется, он выступает перед нами как образ трагический: в душе его идёт борьба между чувствами и принципами. Честный человек, он при всей своей правоте чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привела нищета: «Ей-богу, с голодухи … детки пищат, сам знаешь. Круто, во как приходится».

Рассказ «Бирюк», анализ которого мы проведем, начинается с описания грозы, которая застала охотника вечером в лесу. Уточняющие место и время действия детали создают тревожную атмосферу. Пока она только едва ощущается. Но мрачные краски («лиловая туча», «серые облака») и начавшееся в природе движение («гроза надвигалась», «деревья забушевали», «капли...застучали», «сверкнула молния») усиливают её.

Человек появляется «при блеске молнии». Его «фигура словно выросла из земли». И это не просто расхожее выражение - оно говорит о слитности данного человека с природой.

С появлением человека тревога не уходит. Более того, она ещё и подпитывается, но уже не природой, а самим человеком. Мы воспринимаем людей, события и природу глазами охотника-рассказчика, то есть отстраненно.

Образ Бирюка в рассказе

Охотник из произведения «Бирюк» Тургенева увидел и самого лесника, и его дом. Это «небольшая избушка», в которой «тускло светил огонёк». В «закоптелой» избе не было ни одного светлого пятна - «изорваный тулуп», «груда тряпок» и лучина, не способная рассеять мрак. Кажется, что здесь остались только следы прошлой жизни, а сама она куда-то ушла. Даже присутствие детей это ощущение не снимает.

Появление в избе хозяина на какое-то время просветляет атмосферу. Рассказчик увидел человека «высокого роста», у которого «могучие мышцы», «мужественное лицо», «смело глядели небольшие карие глаза». Вполне узнаваемый образ. Откуда он? В рассказе «Бирюк» Тургенева есть подсказка: «Редко мне случалось видеть такого молодца». «Молодец» — это былинно-сказочный богатырь. Но тогда почему же он здесь, в этой убогой избе с несчастными детьми? Явное несоответствие между внешним обликом героя и образом его жизни. Оно вызвало у рассказчика не только удивление, но и интерес: «Я... спросил его имя».

Сведения о леснике мы узнаём постепенно. Сначала о нем говорят люди. Об их мнении известно от самого лесника: «Меня зовут Фомой... а по прозвищу Бирюк». Рассказчик тоже кое-что слышал о Бирюке от людей. Его «боялись как огня», считали неподкупным и уже не один раз «сжить со свету собирались».

Справедлива ли эта характеристика Бирюка? Рассказчику предстоит проверить ее. И что же? Из скупого разговора он понял, что видит человека правильного, честно исполняющего свой долг. «Должность свою справляю», — говорит о себе Бирюк. А еще он одинок — жена «сбежала с прохожим мещанином», оставив на него детей. В характеристике героя его одинокость — очень существенный компонент. Одинокий — значит, лишённый поддержки родных и близких людей и, скорее всего, несчастный человек. Обычная история, но не совсем обычен сам Бирюк, что вскоре и подтвердится.

Бирюк и мужик

Поздно вечером в лесу объявился вор. Прямая обязанность лесника поймать его, что он и делает.

Мужик мокрый, «в лохмотьях», у него «испитое, морщинистое лицо... беспокойные глаза». Его портрет прямая - противоположность портрету Бирюка. Лесник вызывает восхищение, им хочется любоваться, а мужик - только жалость.

В образах Бирюка и мужика столкнулись не только физические сила и немощь, но и две противоположные жизненные позиции. Бирюк «исполняет долг», чтит закон, а мужик, воруя, закон нарушает. И это не всё — он ещё и оправдывает свои действия — «с голодухи», «разорены», «дети...» У него виноваты и приказчик, и Бирюк, который «зверь», «кровопийца». Только сам он ни в чём не виноват. А то, что пьёт, так — «не на твои ли деньги, душегубец...»

Положение Бирюка не лучше: он «тоже человек подневольный» у него тоже дети, а из еды «окромя хлеба...» ничего нет, даже чая он не пьёт, но и не ворует.

Итак, конфликт раскрыл внутреннюю сущность двух мужиков. Будучи социально равными, они в нравственном отношении абсолютные антиподы. Следовательно, не стоит и рассчитывать на объективность той оценки, что получил Бирюк от односельчан вора.

Развязывается ситуация неожиданно — Бирюк, вопреки собственным убеждениям и профессиональному долгу, отпускает вора, ещё раз подтверждая неоднозначность своей личности. Но исчерпан ли конфликт его решением отпустить вора? Конечно, нет. Этот мужик не единственный, кто нарушает закон. «Знаю я вас... вор на воре», — говорит Бирюк. Поэтому и его столкновения с ними неизбежны: «До тебя, погоди, доберёмся», — грозит вор.

Ненастье человеческих отношений

Весь рассказ идёт на фоне дождя. С него он начинается — даже с грозы, и им заканчивается. «Дождика-то вам, не переждать...», - говорит Бирюк охотнику и провожает в дорогу.

Дождь то усиливающийся, то затихающий, создает в рассказе настроение какой-то неизъяснимой печали, которая пронизывает всю историю Бирюка. Но слова «дождь», «гроза» употребляются в рассказе не только в буквальном, но ещё и в символическом смысле. Непрерывный дождь - это ненастье в людских отношениях. Из них надолго, если не навсегда, ушло солнце.

Рассказ называется по прозвищу главного героя. Оно точно указывает на его характер и место среди людей. Но оказывается, что места-то у Бирюка и нет. Он везде один. «Свои» мужики называют его «зверем» и обещают расправиться. У барина он «подневольный». Одиночество Бирюка подчёркивается деталями: его изба одна среди леса, да и в избе он один (без жены) с детьми. Драма Бирюка в том, что, будучи сильным и красивым, мужественным и честным, будучи правильным, он должен был бы жить хорошо, как того заслуживает, а он живёт плохо. И никакого просвета в его жизни не предвидится.

Основные особенности рассказа «Бирюк» :

  • жанр — рассказ;
  • повествование от лица рассказчика;
  • главный герой: крепостной лесник;
  • сюжет: один эпизод из жизни героя;
  • образ природы;
  • отражение жизни русского подневольного человека.

​ ​

Один из типов «хорошего» мужика выведен в рассказе «Бирюк». Он живет в бедной избе с двумя детьми — жена его убежала с каким то мещанином. Он служит лесником и про него рассказывают, что он «вязанки дров не даст утащить … и ничем его нельзя взять: ни вином, ни деньгами — ни на какую приманку не идет». Он угрюм и молчалив; на расспросы автора он сурово отвечает: «должность свою справляю — даром господский хлеб есть не приходится». Несмотря на эту внешнюю суровость, он в душе очень сострадательный и добрый человек. Обыкновенно, поймав в лесу мужика, только пристращает его, а затем, сжалившись, отпускает с миром. Автор рассказа становится свидетелем такой сцены: Бирюк отпускает пойманного им в лесу мужика, поняв, что только крайняя нужда заставила этого бедняка решиться на воровство. При этом он нисколько не рисуется своими благородными поступками — ему скорее даже неловко, что посторонний человек стал свидетелем этой сцены. Он один из тех людей, которые на первый взгляд не выделяются, но способны вдруг совершить что-нибудь из ряда вон выходящее, после чего они снова становятся теми же обыкновенными людьми.

Величавая его осанка — высокий рост, могучие плечи, суровое и мужественное лицо, широкие брови и смело глядевшие небольшие карие глаза — все в нем обличало необыкновенного человека. Свою обязанность лесника Бирюк отправлял настолько добросовестно, что все про него говорили: «вязанку хворосту не даст утащить … И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку нейдет». Суровый с виду, Бирюк имел нежное, доброе сердце. Поймает в лесу мужика, срубившего дерево, так пристращает, что и лошадь пригрозит не отдать, а дело обыкновенно кончится тем, что сжалится над воришкой и отпустит его. Бирюк любит сделать доброе дело, любит и обязанности свои исполнять добросовестно, но не будет кричать об этом на всех перекрестках, и не будет рисоваться этим.

Суровая честность не проистекает у Бирюка ни из каких умозрительных принципов: он простой мужик. Но глубоко прямая натура его дала ему понять, как следует исполнять взятую на себя обязанность. «Должность свою справляю, говорит он угрюмо, — даром господский хлеб есть не приходится … ». Бирюк хороший человек, хоть и грубый с виду. Он живет один в лесу, в избе «закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок», с двумя детьми, покинутый женой, сбежавшей с прохожим мещанином; должно быть, семейное горе и сделало его угрюмым. Он лесник, и про него говорят, что «вязанки хворосту не даст утащить … и ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами, ни на какую приманку не идет». Автору довелось быть свидетелем, как этот неподкупно-честный человек отпустил пойманного им в лесу вора, мужика, срубившего дерево, — отпустил потому, что почувствовал своим честным и великодушным сердцем безысходное горе бедняка, решившегося, с отчаяния, на опасное дело. Автор прекрасно рисует в этой сцене весь ужас бедности, до которой иногда доходит крестьянин.

Характеристика героя

Бирюк – личность цельная, но трагичная. Его трагедия заключается в том, что у него есть собственные взгляды на жизнь, но иногда ему приходится ими поступаться. В произведении показано, что большинство крестьян середины XIХ века относились к воровству, как к чему-то обыденному: «Вязанки хворосту не даст из леса утащить», – говорил мужик, будто у него было полное право красть из леса хворост. Конечно, главную роль в становлении такого мировоззрения сыграли некоторые социальные проблемы: необеспеченность крестьян, необразованность и безнравственность. Бирюк не похож на них. Он сам живет в глубокой бедности: «изба Бирюка состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок»,- но не ворует (если бы он воровал лес, он мог бы себе позволить белую избу) и пытается отучить от этого других: «а ты все равно воровать не ходи». Он четко осознает, что, если каждый будет воровать, станет только хуже. Уверенный в своей правоте, он твердо шагает к собственной цели.

Однако его уверенность иногда подрывается. Например, в случае, описанном в очерке, когда человеческие чувства жалости и сострадания состязаются в нем с жизненными принципами. Ведь если человек действительно нуждается и у него нет другого пути, он часто идет на воровство от безнадежности. Фоме Кузьмичу (леснику) выпала тяжелейшая доля всю жизнь колебаться между чувствами и принципами.

Очерк «Бирюк» имеет много художественных достоинств. Это и живописные картины природы, и неподражаемый стиль повествования, и своеобразие героев и многое, многое другое. Вклад Ивана Сергеевича в отечественную литературу бесценен. Его сборник «Записки охотника» стоит в ряду шедевров русской словесности. А проблемы, поднятые в произведении, актуальны и по сей день.