Игры на масленицу. Масленица: игры и забавы

Так устроена русская душа, что как только отгремят последние новогодние салюты и отшумят затянувшиеся застолья, народ начинает ждать весны. Поэтому так широко и радостно празднуются Проводы русской Зимы и Широкая Масленица. В эти дни и те, кто строго соблюдают православные традиции и те, кто их не придерживается, с удовольствием объедаются блинами и участвуют в веселых забавах и народном гулянии. Для любителей внести что-то новое в традиционную программу этого замечательного праздника предлагаем подвижные игры и забавы на Масленицу : какие-то из них больше подойдут для небольшой компании, другие - для массового гуляния.

1. Подвижная игра - сценка на Масленицу "Блины с Икрой"

Для проведения этой игры необходимо приготовить зажигательную народную музыку и шесть стульев (лавка) и пригласить для участия в ней шесть человек. Перед началом сценки распределить роли и под музыку представить участников публике, заодно, прорепетировав с каждым их движения и слова (карточки со словами лучше не давать, они будут мешать при движении). Каждого героя ведущий вызывает, он выразительно говорит свою фразу и под музыкальный отрывок демонстрирует свое движение. Затем ведущий объяснят правила: все садятся, читается текст, при каждом упоминании их персонажа участник встает и бежит по часовой стрелке вокруг стульев, делая характерное движение и выкрикивая свою реплику, затем вновь садится. Если в тексте прозвучит слово «Блины» - вскакивают все, кричат: «С праздником, народ!» и дружно бегут вокруг стульев.

В этой игре нет победителей или проигравших, даже если кто-то запутается, не беда, это просто повод повеселиться и подвигаться на празднике.

(Игра придумана по аналогии с известной сценкой - , если ведущему вариант с карточками нравится больше, можно раздать слова, убрав движения).

Действующие лица, реплики и характерные движения:

Дед: «Выпить хочу!» - одна рука на затылке, другая - на талии

Баба: «Всех угощу!» - гостеприимно разводит руками

Дочка: «Жизнь хороша!» - хлопает в ладоши

Зять: «Развернулась душа!» - руки в боки

Икорка: «Радуется рот!» - большой палец показывает жест: «Во!»

Блины: «С праздником, народ!» - приветственный жест рукой

Текст сценки

Жили - были Дед... да Баба..., жили - не тужили,

На масленицу широкую Блины... печь любили.

Зятек..с Дочкой... на Блины... к ним приходили,

Икорочку... стерляжью к Блинам... приносили!

Дед... с Зятем... Блины.. берут, в Икру.. макают,

А сами Бабе.. да Дочке.. на праздник намекают!

А Баба..., знай себе, печет Блины.. с припеком,

Как бы они с Дочкой...не понимают их намеков.

Дед... от злости чуть с Блином... не задохнулся,

Зять.. и вовсе Икрою... стерляжьей поперхнулся.

Тут сразу Баба.и Дочка..., наливку-то достали

Все выпили и с аппетитом Блины.... есть стали!

Изба в Масленицу красна любовью, вкусными Блинами,

Детским смехом, да хозяйками со сметливыми умами!!!

Скоморохи знакомят участников с каждым масленичным днем, проводят конкурсы, игры. В конце мероприятия проводится традиционное сжигание чучела, распевание обрядовых песен, закличек.

Цель:

Познакомить детей с традициями празднования масленицы.

Необходимые атрибуты для конкурсов:

  • Чучело Масленицы;
  • Валенки для конкурса «Бросание валенка»;
  • Кастрюля, посаженная на врытый в землю столбик, и палка для конкурса «Разбивание горшка»;
  • Мишени для конкурса «Тир»;
  • Флажки для конкурса «Ледяная горка»;
  • Кастрюля с картофелем, тарелки, ложки для конкурса «Горячая картошка»;
  • Санки для конкурса «Катание на санях»;
  • Метлы и разноцветные кегли для игры «Веселая метла» (вместо кеглей можно использовать прозрачные пластиковые бутылки, в которые заливается подкрашенная вода);
  • Платочки для игры «Подари платочек»;
  • Костюмы медведей;
  • Мячи для гадания.

Предварительная подготовка:

  • Организовать конкурс на лучшую снежную скульптуру;
  • Сделать «снежный» лабиринт;
  • Сделать скользкую горку;

Роли:

  • Скоморохи

Ход мероприятия

Скоморох 1: Добрый день, красны девицы и добры молодцы!

Скоморох 2: Собрались мы сегодня зиму проводить да весну встретить!

Скоморох 1: Порезвиться да в силе и ловкости посостязаться!

Скоморох 2: Масленица – праздник старинный, испокон веков в народе празднуемый.

Скоморох 1: А длится он не день, не два, а целую неделю!

Скоморох 2: И каждый день имеет свой тайный смысл. А какой именно – в этом мы сейчас разберемся.

Скоморох 1: В первый день происходила встреча праздника. Именно в понедельник создавалось чучело главной героини – Масленицы.

Скоморох 2: Чучело Масленицы внести!

Вносится чучело, устанавливается в центре площади.

Скоморох 1: В этот же день строили горки, снежные крепости, возводили снежные скульптуры.

Скоморох 2: Вот и мы решили провести конкурс на лучшую скульптуру! Целую неделю наши мастера (ученики) готовились к конкурсу: лепили, вырезали, украшали. И, наконец, работы закончены.

Скоморох 1: Предлагаем посмотреть, что у них получилось, и определить победителей этого сложного конкурса.

Скоморох 2: Что ж, первый день мы благополучно миновали. Отправляемся на второй день праздника, который по праву называют «заигрышем».

Скоморох 1: Во вторник пели частушки и угощали гостей разными вкусностями.

Проводится конкурс на лучшую частушку. Если дети их не помнят, то можно заранее распечатать частушки и выявлять лучшего исполнителя.

Затем проводится игра «Угощение». Участники делятся на 2-3 команды, которые должны по очереди называть угощение. Причем каждой команде достается «свой вкус»: кислые, горькие, острые блюда. Если команда в течение 10 секунд не называет блюдо нужного вкуса, она выбывает из игры.

Скоморох 2: Повеселились, поиграли. Теперь отправляемся в третий день празднества – «Лакомку». Зятья приходили на тещины блины и угощались. Также в этот день проводились состязания в силе, смелости, ловкости.

Проводятся масленичные конкурсы:

  • «Бросание валенка» – очищение земли русской от нечистой силы. Желающие получают по валенку, выстраиваются вдоль линии. По сигналу ведущего они бросают валенок вперед, стараясь закинуть его как можно дальше. Вторым, неожиданным этапом этого состязания будет повторный бросок вторым валенком. При этом необходимо, чтобы второй валенок упал как можно ближе к первому.
  • «Разбивание горшка» – защита будущего урожая от злых духов. На площадке в землю вбивается столбик. На него надевается кастрюля – «горшок». Участникам завязывают глаза и дают в руки палку. Они по очереди стараются дойти до столба и «разбить» горшок – попасть по кастрюле палкой.
  • Игра «Петушиные бои». На площадке чертят окружность. Двум желающим связывают руки за спиной и отправляют в круг. Задача каждого игрока – вытолкнуть противника из круга. Для усложнения задания можно предложить участникам находиться в круге только на одной ноге, подняв вверх другую.

Скоморох 1: Заканчивается среда – начинается четверг. Именно в этот день пели много песен, танцевали до упаду, много-много играли и колядовали.

Скоморох 2: Неизменной традицией были снежные бои и штурм снежной крепости. Ну а мы с вами проведем снежные конкурсы!

Проводятся снежные конкурсы:

  • «Лабиринт». На заснеженной площадке заранее подготавливается лабиринт в форме прямоугольника, в котором лопатой выкапываются неглубокие дорожки. Он имеет только два входа. Задача участников – найти выход из лабиринта.
  • «Тир». На небольшом расстоянии от ребят устанавливается узкий столик, на котором выставляются разнокалиберные мишени. Желающие пытаются попасть во все предметы, сделав при этом наименьшее число бросков.
  • «Ледяная горка». Горка должна быть достаточно скользкой со стороны ската. На горке в разных местах прикреплены флажки. Задача участников – постараться достать все флажки. При этом подниматься на гору можно только со скользкой стороны.

Скоморох 1: В пятничный вечер зятья приглашали тещ на блины. А испечь-то блины им было ой как непросто!

Скоморох 2: Ведь нужно было у тещи с тестем сначала выпросить все продукты и посуды для выпекания главного угощения!

Скоморох 1: Чтобы это сделать, зятья засылали своих друзей с этой целью. Однако просто так зятю ничего не дадут.

Скоморох 2: Друзьям приходилось исполнять порой даже самые трудные желания родителей невесты!

Скоморох 1: Какие только испытания им не приходилось переносить в этот день, «благодаря» своему дружку: и снег кидали, и в доме прибирали, и бегали с пустяковыми поручениями до соседей!

Скоморох 2: А вы бы справились с такими заданиями? Сейчас проверим!

Проводятся масленичные эстафеты:

  • «Горячая картошка». Участники с помощью ложек переносят картофель из кастрюльки в тарелку.
  • «Катание на санях». Участники ложатся животом на санки. На расстоянии от них устанавливаются кегли. Задача игроков – доехать до кегли, обогнуть ее и вернуться назад, передвигая санки руками.
  • «Веселая метла». На площадке расставляют кегли двух цветов, например, для первой команды – синие, а для второй – красные. От каждой команды выходит по 2 участника, они получают по метле. Сев «верхом» на метлу, игроки начинают подметать поляну, стараясь сбить все кегли своего цвета и при этом не задеть кегли противника. Победит команда, которая справится с заданием быстрее.
  • «Метание метлы». По очереди игроки бросают метлу на дальность. Игрок, метла которого улетела дальше, приносит команде очко. Команда, набравшая больше очков, побеждает.

Скоморох 1: В субботу золовкам – сестрам мужа – вручались подарки от невесток, сжигалось чучело, и проводился старинный ритуал очищения огнем: юноши прыгали через костер, а пепел развевался по всей округе.

Скоморох 2: Ну а мы продолжаем веселиться и играть! Перед сжиганием чучела нужно как следует разогреться, чтобы суметь противостоять злым духам!

Проводится игра «Подари платочек». На отдельном участке устанавливаются две палки разной высоты. Между ними натягивается прочная веревка, которая располагается по наклонной. На платочках пишут женские имена и с помощью прищепок цепляют их к веревке. Участники-мальчики подпрыгивают, чтобы сорвать платок. Затем дарят его девочке с именем, которое записано на платке.

Скоморох 1: Еще очень любили на Руси смотреть медвежьи представления.

Скоморох 2: Специально для вас, впервые в нашем краю выступают медведи! Встречайте!

Проводится конкурс-игра «Медведи». Несколько желающих надевают костюмы и танцуют. Медведя, который больше всего понравился зрителям, определяют по аплодисментам. Ему вручают подарок – ложку меда.

Затем сжигают чучело Масленицы, вокруг костра водят хоровод, поют песни.

Скоморох 1: Всю неделю катались с горки так люди прощались с последним снегом.

Скоморох 2: А еще гадали, кого ожидает большой успех в ближайшем будущем: для этого скатывали с горки горящее колесо.

Скоморох 1: Мы попытаемся определить это, воспользовавшись обычными мячами.

Масленичные игры для детей: 15 веселых масленичных игр-забав для детей. Сделайте праздник запоминающимся, создайте себе и детям праздничное настроение!

Масленичные игры для детей

Игра 1. Сковорода.

На полу (на земле, на снегу) начертите круг. Это сковорода. Все игроки (и взрослые, и дети) берутся за руки

и прыгают на одной ноге, пытаясь толкнуть друг друга в круг. Кто попал в круг, тот «спекся» на сковороде. Задача игроков – в него не попасть.

Игра 2. Скоморошки.

Наденьте на ребенка (детей) шапочку скомороха. Можно пришить бубенчики к обычной яркой шапочке. Попросите скоморошков показать, как медведи ходят, как гуси ходят, как петушки прыгают, как козлики бодаются, как солнышко по небу катится, и так далее. В конце игры после выполнения задания скоморошки пляшут под веселую музыку вместе со всеми.

Игра 3. Шапочки.

Игра для мальчиков. Играют двое. Они надевают на голову шапки. Шапка должна сидеть на голове свободно. Задача – сделать так, чтобы шапка противника упала с его головы, но не уронить свою шапку.

Игра 4. Продавец счастья.

Переоденьтесь в продавца счастья. Можете взять в руки игрушечную птичку или обезьянку или музыкальную шкатулку (подражая артистам на ярмарке). В коробку положите записочки – их будут вытягивать «покупатели». Выкрикивайте как на ярмарке: «Продается счастье! Продается счастье!». Когда ребенок, выполняющий роль покупателя, вытаскивает записку, зачитывайте ее. Например: «Ваше счастье на Кудыкиной горе», «Найдешь клад и купишь две конфетки», «Ваше счастье в Вашем доме» и т.д.

Игра 5. Горшки.

Впереди сидит на корточках «горшок». Сзади него стоит «продавец». Он предлагает свой товар, выкрикивает: «Кому горшки? Кому горшки?». Покупатель (один игрок – взрослый) присматривается к горшкам, ведет диалог – задает вопросы: «А хорош ли горшок?» Выбирает понравившийся горшок и торгуется о цене (можно продавать горшок и за 10 хлопков, и за 5 прыжков и т.п.). Если цена не устраивает, то покупатель идет дальше выбирать горшок. Если цена устраивает, то покупатель и продавец бьют по рукам и сразу же бегут по кругу в ту сторону, куда они стояли лицом. Кто прибежит первым на свое место – тот хозяин горшка. Если опоздал – становишься покупателем. Так игра продолжается. Затем продавцы и горшки меняются ролями.

Игра 6. Карусель.

Возьмите длинную палку (можно взять гимнастическую палку или рейку из хозяйственного магазина). Привяжите к ее концу разноцветные атласные ленты одинаковой длины. Позовите детей и взрослых: «Кто хочет на нашей карусели с ленточками пробежаться?». Каждый берет один конец ленты, натягивает его и карусель кружится. Можно говорить слова в ритм движениям:

«Еле – еле – еле — еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
(убыстряем темп)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Можно после этих слов поменять направление движения.
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза)
Вот и кончилась игра».

Игра 7. У Маланьи

Игра для всех возрастов. Водящий стоит в центре. Все поют песенку:

«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей (закрываем брови ладошками).

С такими ушами, с такими носами,
С такими усами, с такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так… (ведущий делает движение, а все его повторяют)»

Кто лучше всех повторил движение – то становится Маланьей в следующей игре.

Игра 8. Дударь.

Выбирается один дударь. Определите до игры место, куда нужно будет убежать от дударя.

Все играющие берутся за руки, идут по кругу и говорят ритмично или поют:

«Дударь, дударь дударище, старый, старый, старичище.
Его под колоду. Его под сырую. Его под гнилую.
Дударь, дударь, что болит?»

Дударь отвечает, называя одну часть тела. Например: «Локоть болит». Значит, каждому игроку нужно взяться за локоть правого соседа. Получится замкнутый круг.

«Дударь, дударь, что болит?» Дударь отвечает: «Колено болит» (или называет другую часть тела). Игроки берутся за колени друг друга и, не отпуская руки (держа их на коленях соседей) идут по кругу и поют дальше.

Игра может продолжаться долго с называнием разных частей тела: ухо болит, пятка болит, спинка болит, плечо болит, щека болит). Но в конце концов дударь говорит: «Ничего не болит! Я Вас ловлю!» и догоняет игроков. Игроки должны успеть убежать от дударя в условленное место. Кто не успел – тот становится дударем. Очень веселая игра, создающая праздничное настроение. Попробуйте – Вам понравится!

Игра 9. Пряничная доска.

Все играющие садятся рядом друг с другом на скамейку или на стулья, поставленные в ряд. Это будет «пряничная доска». Вокруг скамьи или стульев должно быть достаточно места (чтобы можно было их обежать). Водящий ходит вдоль «пряничной доски», все игроки говорят или поют:

Прянична доска, с целого пенька,
С целого пенька, сбрось-ка паренька.

На слова «Сбрось-ка паренька» водящий быстро хлопает рукой по колену одного из игроков. Игрок должен быстро обежать «пряничную доску» и сесть на свое место. В это время ведущий обегает «пряничную доску» в другом направлении. Если водящий успел занять место игрока – то теперь водить будет игрок, которого хлопнули по колену. Если нет- то снова будет водить тот же водящий.

Игра 10. Барыня.

Выбирается ведущий (взрослый). Играть можно с детьми 5-6 лет и старше. Маленькие дети тоже могут участвовать, но им придется помогать отвечать на вопросы (отвечать вместе с ними).

Ведущий говорит:

«К Вам барыня пришла, голик, да веник принесла.
Велела не смеяться и не улыбаться,
«Да» и «нет» не говорить,
Черное и белое не называть.
Вы поедете на бал?»

Нельзя в ответ на любые вопросы ведущего говорить слова «да», «нет». Например, можно ответить так: «я передумал» (но нельзя ответить «нет»). Эта игра учит детей управлять своим поведением и своей речью. Если игрок ошибся, то он отдает фант ведущему и выполняет смешное задание.

Игра 11. Пузырь (месим тесто).

Игра подходит для самых маленьких деток.

Беремся за руки и говорим вместе три раза: «Месим, месим тесто». На эти слова медленно и ритмично топая подходим друг к другу (чтобы круг, образованный нашими руками, стал совсем маленький).

Затем начинаем «раздувать» пузырь, то есть расширять наш круг, приговаривая:

«Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся!
Бух! Лопнул!»(отпускаем руки и приседаем, выдыхая долго): шшшшш.

Игра 12. Как во нашем во дому.

Игра для самых маленьких.

Беремся за руки, ходим и говорим ритмично:

«Как во нашем во дому
Печка истоплёная,
Блины испечёные,
Каравай состряпанный.
Эдакий уууузенький! (сходимся в узкий круг)
Эдакий ниииизенький! (садимся на корточки)
Эдакий широооокий! (делаем широкий круг, не отпуская рук)
Эдакий высоооокий! (высоко поднимаем руки вверх, встаем на цыпочки)».

Игра 13. На лошадке.

Игра для самых маленьких.

Обычно на Масленицу катались на лошадях. И мы тоже покатаемся. Посадим ребенка к себе на колени и «поедем».

«По кочкам, по кочкам,
По маленьким кусточкам,
На молодой лошадке
В горку – ух, ух, ух (поднимаем и опускаем колени).
А с горки – бууууух!«(вытягиваем вперед ноги и скатываем с них ребенка как с горки).

Игра нравится всем малышам.

Игра 14. Катание на лошадях.

С детьми постарше можно поиграть в катание на лошадях по-другому.

Возьмите красивую тесьму или ленту, привяжите на нее колокольчики. Получится упряжка. Ребенок встает в «упряжку», остальные участники берутся руками за концы тесьмы или ленты и говорят:

«Стук-стук, тра-та-та, Отворяйте ворота!
Отворяйте ворота! Выезжаем со двора! Но!»

На это слово лошадка начинает двигаться, звенит бубенцами, пока ей не скажут «тпру».

Игра 15. Метла.

Все садятся на стулья. Выбирается один водящий.

Каждому игроку назначается свое слово. Его может назвать водящий или игроки могут назначить слово друг другу. Например, первый игрок – слово «метла», второй – слово «ботинок», третий – слово «пуговица», четвертый – «ведро».

Водящий подходит к игроку и начинает задавать вопросы. Отвечать на них нужно очень быстро и употребляя «своё» слово. Нельзя смеяться и даже улыбаться (это самое сложное в игре).

Например. Водящий подходит к первому игроку и говорит:

«Кто ошибется, тот попадется! Кто засмеется, тому плохо придется!»

После этого он спрашивает:

— Кто ты?
— Метла.
— А что ты сегодня ел?
— Метлу.
— А это у тебя что? (показывает на колено)
— Метла.
_ А это что? (показывает на две ноги).
— Мётлы.

И так пока у водящего не закончатся вопросы и он не перейдет к следующему игроку.

Если отвечающий на вопросы игрок ошибется или не выдержит и засмеется, то он платит фант. Фанты разыгрываются после игры. Эта игра не просто веселая, но еще и очень полезная для развития речи детей.

Веселой Вам Масленицы! Пусть масленичные игры с детьми принесут в Вашу семью смех и радость!

Сказки о Масленице Вы найдете

Еще о народных играх с детьми Вы можете прочитать:

Масленица - один из самых любимых праздников русского народа. Многие любят его за беззаботный нрав, за веселые развлечения после холодной зимы. Для родителей, имеющих маленьких ребятишек, это благодатное время совместных игр, увлекательных забав, общения со своим малышом. Кроме того, участие в праздничных гуляньях можно использовать как средство развития и воспитания своего чада. Появляется хорошая возможность пополнить знания детворы о народных традициях, увидеть воочию все традиционные действия, научить дошколят правилам общения и поведения в массовом мероприятии. В играх на Масленицу для детей можно расширить знания о народном творчестве: частушках, скороговорках, потешках, закличках. Если не получается пойти с ребенком на городское гулянье и принять участие в общих развлечениях, несложно организовать такой праздник в ближайшем окружении: в семье, на даче с родственниками. Однако не все родители знают, как правильно использовать праздники в воспитательных целях и как подготовить к ним маленьких детей. Специалисты между тем напоминают о необходимости придерживаться особых правил.

Правила подготовки дошкольников к празднику

Важно: для того чтобы праздничные развлечения не стали для дошколят стрессом, психологи советуют подготовиться к таким событиям заблаговременно.

Опыт педагогов детского сада позволил составить ряд правил, которые помогут родителям:

  1. Надо помнить, что праздничные дни - это не только удовольствие и забава, но еще суета, близкое общение с незнакомыми людьми. Все это может стать для детей источником стресса. Заблаговременное планирование праздника поможет предотвратить возникновение проблем.
  2. Лучше всего заранее продумать, каким образом подготовить ребенка, чтобы длительное и шумное гулянье негативно не повлияло на его распорядок жизни. Педагоги напоминают, что малыш должен хорошо выспаться, плотно позавтракать. Перед выходом из дома нежелательно возбуждать его раздраженным тоном, чрезмерными нотациями. С вечера надо подготовить для зимних развлечений теплую и удобную одежду, которая не стесняет движений, санки для катания с горок и другие необходимые предметы.
  3. Накануне праздника желательно все действия обговорить с ребенком, что создаст дополнительный интерес к событию. Со старшим дошкольником можно составить совместную программу развлечений. Маленькому - рассказать о правилах поведения на гулянии, чтобы не попасть в сложную ситуацию. Предварительная подготовка и инструктаж имеют важное значение, так как позволяют сохранить хорошее настроение в течение всего события.
  4. Родителям нужно понимать, что их ожидания определенного поведения от своего дитя должны соответствовать его характеру, психологическим особенностям, возрасту. Если дошкольник спокойный, не надо ждать, что он будет веселиться наравне с подвижными ребятами. И наоборот, невозможно требовать от энергичного ребенка, чтобы он не участвовал в оживленных событиях.

Что нужно рассказать детям о Масленице?

Чтобы детям была интересна и понятна идея праздника, в котором семья собирается участвовать, нужно рассказать в доступной форме о его содержании. Можно прочитать дошколятам книжки, посмотреть картинки в интернете. И все же эмоциональный доступный рассказ взрослого поможет ребенку лучше прочувствовать предстоящее событие. В данном случае, что родители могут рассказать детям о Масленице?

Масленица - праздник, символизирующий прощание с наскучившей зимой и встречу с долгожданной весной. Традицией масленичных дней всегда было бурное веселье и проявление щедрости, так как наши предки считали это залогом богатых урожаев, изобилия в наступившем году. Праздник длился в течение семи дней, каждый день назывался и отмечался по-особенному. Главное угощение всю неделю ‒ блины, символизирующие весеннее солнышко. Веселым оформлением события являлось сооружение соломенной куклы или чучела, названного в честь праздника Масленицей. Чучело ставили на главной площади, где проходили гулянья (можно подарить дошкольнику маленькую соломенную куколку). Призывая солнышко, Масленице старались угодить, выкрикивали заклички:

Масленица, Масленица,
Приезжай к нам в гости
На широкий двор.
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцам потешаться!

Традиционным для праздника являлось , состязаниях, хороводах. Люди пели, шутили, высмеивали Масленицу. В последний масленичный день соломенную куклу сжигали, радуясь предстоящим весенним дням. Незатейливые, но увлекательные развлечения: катание на санях, взятие снежных крепостей - привлекали и маленьких, и взрослых.

Развлечения в праздничные дни Масленицы

Традиционные развлечения поддержат интерес и желание детей поучаствовать в веселых мероприятиях.

Важно: организуя игры на масленицу для детей, главное, правильно подобрать игровые действия соответственно возрасту и возможностям малыша.

Огромное удовольствие детворе доставят папы и мамы, которые тоже примут активное участие в забавах и соревнованиях. Так достигается большой воспитательный эффект, единение родителей и детей, который получить бывает непросто. Поэтому взрослые должны воспользоваться возможностью пообщаться, поиграть, посоревноваться со своими детками, поощрить их за достигнутые успехи. В народной педагогике есть увлекательные игры, состязания, которые можно организовать дома, если по каким-либо причинам родители не пойдут с ребенком на массовые развлечения. Дошколята, посещающие детский сад, знают и любят традиционные забавы, домашних деток родители обучают во время семейного досуга. В праздниках, подобных Масленице, просто необходимо использовать творческий потенциал народа (частушки, потешки, песенки) для расширения знаний о традициях, развития детской .

Масленица, Масленица, мы тобой не нахвалимся,
Приезжай к нам в гости на широкий двор
С детьми поиграть, на горках покататься!

«Блинчики на сковородке»

Развлечение нравится ребятишкам любого возраста. Взрослые принимают в нем активное участие, подготовка минимальная: расчертить круглое игровое поле (сковородку). Участники держатся крепко за руки и стараются вытолкнуть друг друга в круг, чтобы игрок-блинок «испекся» на сковородке. Побеждает участник, который ни разу не оказался в кругу. По окончании игры все угощаются блинами.

«Развеселые скоморохи»

В этом театрализованном действии родители готовят шапочки, разучивают песенку, например, на стихотворение Л. Орловой:

Я - веселый Скоморох!
Посмотрите, я не плох.
За копейку (лучше пять)
Буду прыгать и плясать.
Вам не дам я заскучать!
Кто готов озорничать?

На игроков надеваются шапочки скоморохов, можно просто пришить яркие шарики (бубенчики) к шапочке ребенка. Под припевку дети имитируют развалистые повадки медведя на ярмарке, важную походку петушка, борьбу козликов лбами. Хорошо использовать веселое музыкальное сопровождение.

«Шарманка»

С участием ребятишек разных возрастов. Для проведения забавы взрослому необходимо переодеться в старого шарманщика, подобрать игрушку-обезьянку или попугая, музыкальную шкатулку как шарманку, написать записочки для детей, изображающих «покупателей». Развлечение будет более интересным, если подготовятся сувениры для участников, которые нужно спрятать в разных местах. Ведущий поет песенку про шарманку или читает потешку:

Со старенькой шарманкой нигде не расстаюсь,
Она всем дарит радость и отгоняет грусть!

Взрослый, изображая шарманщика, кричит: «Продается счастье!».

Детки- «покупатели» вытягивают записочки, шарманщик зачитывает их содержание, например: «Ищи свое счастье под елочкой», «Твое счастье за скамейкой».

«Катаемся на карусели»

Классическая подвижная игра для дошколят любого возраста, хорошо известная детворе по детскому саду. Ведущий (взрослый или старший дошкольник) поднимает вверх палку с привязанными к ней разноцветными ленточками. Участники выбирают себе ленточку, ведущий крутится на месте, изображая карусель. Игроки исполняют ритмичные действия, подпевая ведущему:

Еле - еле, еле - еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот закончилась игра.

«Раздувайся, пузырь»

Классическое старинное развлечение, знакомое и любимое всеми дошколятами. Игру-хоровод часто проводят в детском саду. Для игрового действия нужно встать всем в круг и выполнять определенные движения в соответствии со словами:

Раздувайся, пузырь,
Большой-пребольшой, (участники постепенно расширяют хоровод, «пузырь» раздувается )
Оставайся такой
И не лопайся!
Он летел, летел, летел (играющие держатся за руки, бегут по кругу )
И за ниточку задел.
Ниточка упала, (все останавливаются )
Пузыря не стало!
Бах! Лопнул: ш-ш-ш (круг сужается, пузырь «лопается» )!

«Старушка Маланья»

Забава для всех ребятишек, очень веселит играющих. Хорошо, если примут участие взрослые, которым дети могут подражать. Поначалу водящим («Маланьей») выбирается родитель, затем можно передать роль старшему дошкольнику. Игроки стоят в кругу, водящий - в центре. Под слова потешки (ее можно пропевать хором) водящий изображает разные веселые действия, остальные участники воспроизводят их:

У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей (брови прикрываются руками ).
С такими глазами («Маланья» показывает смешные глазищи, играющие копируют ),
С такими ушами, с такими носами, (водящий строит озорные рожицы ),
С такими усами, с такой головой, с такой бородой.
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее глядели, делали вот так… (изображается веселая поза, которую копируют все игроки ).

Выигрывает и получает приз участник, веселее всех показывающий «Маланью».

«Дударь-дударище»

Старинное развлечение отлично впишется в , создаст у взрослых и детей веселое настроение. Масленица - подходящее время для подобных старинных забав. Предварительно нужно рассказать ребяткам, кто такой дударь (играет на дудочке), что такое колода (толстое срубленное дерево). Ведущим сначала становится взрослый, а потом роль передается детям. Для развлечения требуется большая территория, поэтому играют на площадке. Участники идут хороводом, ритмично произносят или запевают:

Дударь, дударь, дударище, старый, старый старичище.
Его под колоду, под сырую, под гнилую.
Дударь, дударь, что болит?

Дударь жалобно произносит, указывая на любую часть тела, например: «Пальчик заболел», играющие со смехом хватаются за палец соседа и движутся дальше.

Или: «Рученька болит», берутся за руки, продолжая хоровод со словами: «Дударь, дударь, что болит?»

Дударь плачет: «Бочок заболел», участники со смехом хватают друг друга за бока, игра продолжается.

Заканчивается забава словами дударя: «Ничего не болит!»

Все разбегаются, ведущий их ловит.

«Прокатимся на лошадках»

Масленичные события невозможны без катания на лошадях. Во время гуляний можно покататься с детьми на санях, запряженных лошадьми. В домашних условиях катание имитируется игрой. Взрослый на красивую ленточку привязывает колокольчики, предлагает сделать «упряжку», надевая ленточку на одного ребенка - это «лошадка». Детки хватаются за ленточки и кричат:

Стук-стук, тра-та-та, отворяйте ворота!
Отворяйте ворота! Выезжаем со двора! Но!

С этими словами «лошадка бежит», звеня колокольчиками, дети бегут за ней. Когда ребятки наиграются, ведущий говорит: «Тпру, лошадка, стой!».

Чтобы разнообразить игру в «лошадки», интересно будет театрализовать потешку «Как на тоненький ледок...»:

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка-дружок.
Ехал Ваня, поспешал,
Со своего коня упал.
Он упал да лежит,
Никто к Ване не бежит.
Две подружки увидали,
Скоро к Ване подбежали.
Скоро к Ване подбежали,
На коня его сажали.
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.

Масленица - традиционное время для забав со снегом, дошколятам понравится играть с родителями в «Снежную крепость», «Снежный тир», «Царь горы».

Важно: в подвижных играх со снегом взрослые не должны оставлять ребятишек без присмотра во избежание травм.

В таких играх на Масленицу, как «Перетягивание каната», «Гори, гори, ясно…» и в других подобных можно принимать участие всей семьей. Желаем вам веселой широкой Масленицы!