Интересные истории из блокадного ленинграда. Блокада Ленинграда: интересные факты, о которых вы могли не знать

1. Блокада Ленинграда длилась долгих 872 дня (с 8 сентября 1941 года, когда фашисты захватили Шлиссельбург и до 27 января 1944 года, когда советские войска в ходе Ленинградско-Новгородской операции Красного Села, Ропши, Красногвардейска, Пушкина и Слуцка освободили город).


2. Единственный путь, по которому поставляли продовольствие и топливо, назывался "Дорога жизни". Путь был проложен через Ладожское озеро. Когда встал вопрос о том, как же поставлять горючее весной, было принято проложить по дну озера стальной трубопровод для перекачки нефтепродуктов. Трубопровод проложили всего за 43 дня под вечными обстрелами гитлеровцев и в непростых климатических условиях.

3. Кировский завод находился всего в 3 км от линии фронта и не переставал работать всю блокаду.

4. В блокадном Ленинграде, так же как и на фронте, не хватало табака. Тогда ленинградских школьников отправили на сбор кленовых листьев (листья клена, осины, березы и дуба использовали как примесь к табачной пыли). Ребята собрали 80 тонн кленовых листьев, которых хватило для всего фронта.

5. Всем известен страшный факт, что кошки и голуби в блокадное время были съедены. В городе развелось множество крыс. После окончания блокады из Ярославской области были выписаны дымчатые кошки. Считалось, что они лучшие крысоловы. За кошками выстраивались огромные очереди. Очевидец Л. Пантелеев записал в блокадном дневнике в январе 1944 года: "Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей" (килограмм хлеба тогда продавался с рук за 50 рублей. Зарплата сторожа составляла 120 рублей). К сожалению, кошки не справились со своей миссией и тогда было утверждено поставить котов и кошек из Сибири.

6. Историки утверждают, что во время блокады погибло до 1,5 млн. человек. Из них только 3% погибли от артобстрелов со стороны немцев, остальные же умерли от голода.

7. За время эвакуации была вывезена почти половина жителей (около 1,5 млн. человек).


8. Первая зима в блокадном Ленинграде была весьма суровой. Столбик термометра достигал -32,1 °C.

9. Для оповещения жителей об артобстрелах на улицах было установлено 1500 громкоговорителей. Некоторые из них до сих пор висят на домах, напоминая о страшной войне и блокаде.

10. В блокадные дни не переставали работать театры, кинотеатры и учебные заведения. Актеры в полуобморочном состоянии давали спектакли. Не прекращали своей работы Государственная Публичная библиотека и библиотека Академии наук.



8 сентября 1941 года гитлеровские войска захватили Шлиссельбург, отрезав город с многомиллионным населением от остальной страны.

1. Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны длилась 872 дня - с 8 сентября 1941 года (захват гитлеровцами Шлиссельбурга) до 27 января 1944 года (освобождение советскими войсками в ходе Ленинградско-Новгородской операции Красного Села, Ропши, Красногвардейска, Пушкина и Слуцка). При этом полная блокада Ленинграда продолжалась до 18 января 1943 года, когда в ходе операции «Искра» советским войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось освободить Шлиссельбург, создав узкий сухопутный коридор между осажденным городом и всей остальной страной.

2. Даже после снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года продолжалась его осада немецкими и финскими войсками. Лишь проведенные в июне-августе 1944 года Выборгская и Свирско-Петрозаводская наступательные операции советских войск позволили освободить Выборг и Петрозаводск, окончательно отбросив противника от Ленинграда.

3. Эвакуация жителей Ленинграда длилась с июня 1941 года по октябрь 1942 года. В первый период эвакуации, когда блокада и захват города многим казались маловероятными, ленинградцы отказывались от переезда в другие регионы. Кроме того, изначально детей эвакуировали из города в районы Ленинградской области, которые затем стремительно стал захватывать противник. В результате 175 тысяч детей были возвращены в Ленинград. Всего до блокирования города из него было вывезено 488 703 человека. Второй этап эвакуации происходил по ледовой «Дороге жизни», через которую с 22 января по 15 апреля 1942 года было вывезено 554 186 человек. На последнем этапе эвакуации с мая по октябрь 1942 года в основном водным транспортом по Ладожскому озеру было отправлено на Большую Землю около 400 тысяч человек. Всего в годы войны из Ленинграда было эвакуировано около 1,5 миллионов человек.

4. В блокаде Ленинграда, помимо немецких и финских подразделений, участвовали также испанские и итальянские. Испания, не принимавшая официального участия в войне с СССР, послала на Восточный фронт так называемую «Голубую дивизию», состоящую из добровольцев. О боевых качествах «Голубой дивизии» есть различные мнения - одни исследователи отмечают стойкость ее бойцов, другие - отсутствие какой бы то ни было дисциплины и массовые случаи перехода солдат на советскую сторону. Что касается Италии, то она предоставила свои торпедные катера для проведения операций против советских войск на Ладожском озере. Однако действия итальянских моряков на Ладоге успеха не имели.

5. Главной проблемой осажденного Ленинграда стал голод. Начало продовольственного кризиса очень часто принято связывать с тем, что 10 сентября 1941 года гитлеровской авиацией были уничтожены Бадаевские продовольственные склады. Но современные исследователи отмечают, что на самом деле на Бадаевских складах не было многомесячного запаса продовольствия. Ленинград в мирное время обеспечивался путем регулярных поставок продуктов, которые были нарушены гитлеровской блокадой.

6. Пиком голода в блокадном Ленинграде стал период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года, когда нормы выдачи хлеба для бойцов на передовой линии обороны были снижены до 500 граммов в день, для рабочих горячих цехов - до 375 граммов, для рабочих остальных производств и инженеров - до 250 граммов, для служащих, иждивенцев и детей - до 125 граммов. На 50 процентов данный хлеб состоял из несъедобных примесей, заменявших муку. Выдача других продуктов в этот период фактически прекратилась.

7. Всего за время блокады от голода и лишений погибло свыше 630 тысяч ленинградцев. Эта цифра, озвученная советским обвинителем на Нюрнбергском процессе, сегодня оспаривается рядом историков, полагающих, что общее число жертв блокады могло достигнуть 1,5 млн человек. Пик смертности пришелся на первую блокадную зиму 1941/ 1942 годов, когда за период с декабря по февраль умерло более 250 тысяч человек. Во время блокады женщины оказались устойчивее: из каждых 100 смертей в Ленинграде в этот период 63 приходились на мужчин и только 37 - на женщин.

8. Магистралью, спасшей Ленинград от гибели, стала проложенная через Ладожское озеро «Дорога жизни». Этот маршрут снабжения действовал в период с 12 сентября 1941 года по март 1943 года. В летнее время «Дорога жизни» действовала как водный маршрут, в зимнее - как ледовая автодорога. Когда говорят о «Дороге жизни», чаще всего имеют ввиду ее ледовый вариант, благодаря которому зимой 1941/1942 годов удалось наладить снабжение Ленинграда продовольствием с Большой Земли, а также эвакуировать из города свыше 550 тысяч человек. После прорыва блокады в январе 1943 года на освобожденном участке территории была проложена временная железная дорога Поляны - Шлиссельбург, позволившая организовать снабжение Ленинграда с помощью железнодорожного транспорта. Эта транспортная артерия получила название «Дорога победы», одновременно имея еще одно - «Коридор смерти». Дело в том, что на отдельных участках она проходила настолько близко к немецким позициям, что поезда подвергались артиллерийскому обстрелу со стороны гитлеровцев.

9. Для оповещения жителей Ленинграда о вражеских авианалетах на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Кроме того, сообщения транслировались через городскую радиосеть. Сигналом тревоги стал звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный - отбой. Кроме того, на улицах города появились предупреждающие надписи: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Звук метронома и сохраненная на одном из домов предупреждающая об артобстреле надпись стали символами блокады и стойкости жителей так и непокоренного нацистами Ленинграда.

10. В современном Петербурге существует памятник еще одним героям блокадного Ленинграда - кошкам. В первую блокадную зиму горожане съели практически всех домашних животных, в том числе кошек. Это вызвало небывалый рост популяции крыс, которым оказался не страшен голод. Грызуны представляли серьезную угрозу и без того скудным запасам продовольствия в городе и переносили опасные инфекционные заболевания. После прорыва блокады в январе 1943 года власти провели спецоперацию: в Ярославской области было собрано четыре вагона дымчатых кошек, которых перебросили в осажденный город. Вновь прибывшие начали беспощадную войну с крысами, отогнав их от продовольственных складов. В 1945 году проблему крысиного разгула в Ленинграде окончательно решила «сибирская дивизия» - около 5000 котов и кошек, прибывших из Омска, Тюмени, Иркутска и других городов.

Перед тем, как блокада началась, Гитлер стягивал войска вокруг города на протяжении месяца. Советский Союз, в свою очередь, тоже предпринимал действия: возле города стояли корабли Балтийского флота. 153 орудия главного калибра должны были оградить Ленинград от немецкого вторжения. Небо над городом охранялось зенитным корпусом.

Однако германские части пошли по болотам, и к пятнадцатому августа формировали реку Луга, оказавшись на оперативном просторе прямо перед городом.

Эвакуация – первая волна

Часть людей из Ленинграда удалось эвакуировать еще до начала блокады. К концу июня в городе заработала специальная эвакуационная комиссия. Многие отказывались уезжать, воодушевленные оптимистичными заявлениями в прессе о скорейшей победе СССР. Сотрудникам комиссии приходилось убеждать людей в необходимости покинуть свои дома, практически агитировать их уехать, чтобы выжить и вернуться потом.

26 июня нас эвакуировали по Ладоге в трюме парохода. Три парохода с маленькими детьми затонули, подрываясь на минах. Но нам повезло. (Гридюшко (Сахарова) Эдиль Николаевна).

Плана, как эвакуировать город, не было, поскольку вероятность, что он может быть захвачен, считалась практически нереальной. С 29 июня 1941-го по 27 августа было вывезено около 480 тысяч человек, примерно сорок процентов из них – дети. Около 170 тысяч из них были увезены в пункты Ленинградской области, откуда их снова пришлось затем возвращать в Ленинград.

Эвакуировали по Кировской железной дороге. Но этот путь был перекрыт, когда в конце августа немецкие войска захватили ее. Выход из города по Беломорско-Балтийскому каналу возле Онежского озера тоже был перерезан. 4 сентября на Ленинград упали первые немецкие артиллерийские снаряды. Обстрел велся от города Тосно.

Первые дни

Все началось 8 сентября, когда фашистская армия захватила Шлиссельбург, замкнув кольцо вокруг Ленинграда. Расстояние от расположения немецких частей до центра города не превышало 15 км. В пригородах появились мотоциклисты в германской форме.

Тогда это казалось ненадолго. Вряд ли кто-то предполагал, что блокада затянется почти на девятьсот дней. Гитлер, командующий германскими войсками, со своей стороны, рассчитывал, что сопротивление голодного, отрезанного от остальной страны, города, будет сломлено очень быстро. И когда этого не случилось даже спустя несколько недель, был разочарован.

Транспорт в городе не работал. На улицах не было освещения, в дома не подавалась вода, электричество и паровое отопление, канализация не работала. (Букуев Владимир Иванович).

Советское командование также не предполагало такого варианта развития событий. Руководство частей, которые обороняли Ленинград, в первые дни блокады не сообщали о замыкании гитлеровскими войсками кольца: была надежда, что оно будет быстро разорвано. Этого не случилось.

Противостояние, затянувшееся больше, чем на два с половиной года, унесло сотни тысяч жизней. Блокадники и войска, которые не пускали германские войска в город, понимали, для чего все это. Ведь Ленинград открывал дорогу к Мурманску и Архангельску, где разгружались корабли союзников СССР. Всем также был понятно, что, сдавшись, Ленинград подписал бы себе приговор – этого прекрасного города просто не было бы.

Оборона Ленинграда позволила перекрыть путь для захватчиков к Северному морскому пути и отвлечь значительные силы врага с других фронтов. В конечном итоге, блокада внесла серьезный вклад в победу советской армии в этой войне.

Как только новость о том, что германские войска замкнули кольцо, разнеслась по городу, его жители начали готовиться. В магазинах были скуплены все продукты, а в сберкассах со сберегательных книжек – сняты все деньги.

Не все смогли уехать заранее. Когда же германская артиллерия начала вести постоянные обстрелы, что произошло уже в первые дни блокады, покинуть город стало практически невозможно.

8 сентября 1941 года немцы разбомбили крупные продовольственные Бадаевские склады, и трехмиллионное население города было обречено на голодное вымирание. (Букуев Владимир Иванович).

В эти дни от одного из снарядов загорелись Бадаевские склады, где хранился стратегический запас продовольствия. Именно это называют причиной голода, который пришлось пережить оставшимся в нем жителям. Но в документах, гриф секретности которых был снят недавно, говорится, что больших запасов и не было.

Сохранить продукты, которых хватило бы на трехмиллионный город, в условиях войны было проблематично. В Ленинграде никто и не готовился к такому повороту событий, поэтому продукты завозились в город извне. Задачи создать «подушку безопасности» никто не ставил.

Это стало ясно к 12 сентября, когда закончилась ревизия продовольствия, которое было в городе: продуктов, в зависимости от их вида, хватало только на месяц-два. Как завозить еду, решалось на самом «верху». К 25 декабря 1941-го нормы выдачи хлеба были повышены.

Ввод продовольственных карточек был сделан сразу – в течение первых дней. Нормы продуктов были рассчитаны исходя из минимума, который не позволил бы человеку просто умереть. Магазины перестали просто торговать продуктами, хотя «черный» рынок процветал. За продовольственными пайками выстраивались огромные очереди. Люди боялись, что им не хватит хлеба.

Не подготовились

Вопрос обеспечения едой стал во время блокады самым актуальным. Одной из причин такого страшного голода специалисты по военной истории называют промедление решением о завозе продуктов, которое было принято чересчур поздно.

одна плитка столярного клея стоила десять рублей, тогда сносная месячная зарплата была в районе 200 рублей. Из клея варили студень, в доме остался перец, лавровый лист, и это все добавляли в клей. (Бриллиантова Ольга Николаевна).

Это произошло из-за привычки замалчивать и искажать факты, чтобы не «сеять упаднические настроения» среди жителей и военных. Если бы о стремительном наступлении Германии все детали были известны высшему командованию раньше, возможно, жертвы были мы намного меньшими.

Уже в первые дни блокады в городе четко работала военная цензура. Жаловаться в письмах родным и близким на трудности не разрешалось – такие послания просто не доходили до адресатов. Но часть таких писем сохранилась. Как и дневники, которые вели некоторые ленинградцы, куда они записывали все, что происходило в городе в блокадные месяцы. Именно они стали источником сведений о том, что происходило в городе перед началом блокады, а также в первые дни после того, как гитлеровские войска заключили город в кольцо.

Можно ли было избежать голода?

Вопрос о том, возможно ли было не допустить ужасающего голода во время блокады в Ленинграде, до сих пор задается историками и самими блокадниками, еще оставшимися в живых.

Есть версия, что руководство страны даже не могло предположить столь длительной осады. К началу осени 1941-го в городе с едой все было, как и везде в стране: были введены карточки, но нормы были достаточно большими, для некоторых людей этого было даже слишком много.

В городе работала пищевая промышленность, и ее продукция вывозилась в другие регионы, мука и зерно – в том числе. Но существенных запасов продовольствия в самом Ленинграде не было. В воспоминаниях будущего академика Дмитрия Лихачева можно найти строки о том, что никакие запасы не делались. По каким-то причинам советские власти не последовали примеру Лондона, где пищей запасались активно. По сути, СССР заранее готовился к тому, что город будет сдан фашистским войскам. Вывозить продукты перестали только в конце августа, после того, как германские части перекрыли железнодорожное сообщение.

Недалеко, на Обводном канале, была барахолка, и мама послала меня туда поменять пачку «Беломора» на хлеб. Помню, как женщина там ходила и просила за бриллиантовое ожерелье буханку хлеба. (Айзин Маргарита Владимировна).

Жители города в августе сами начали запасаться продуктами, предчувствуя голод. У магазинов выстраивались очереди. Но запастись удалось немногим: те жалкие крохи, что получилось приобрести и спрятать, очень быстро были съедены потом, в блокадную осень и зиму.

Как жили в блокадном Ленинграде

Как только нормативы выдачи хлеба были уменьшены, очереди в булочные превратились в огромные «хвосты». Люди стояли часами. В начале сентября начались бомбежки немецкой артиллерии.

Школы продолжали работать, однако детей приходило все меньше. Учились при свечах. Постоянные бомбежки мешали заниматься. Постепенно учеба и вовсе прекратилась.

В блокаду я ходила в детский сад на Каменном острове. Там же работала моя мама. …Однажды один из ребят рассказал другу свою заветную мечту - это бочка с супом. Мама услышала и отвела его на кухню, попросив повариху придумать что-нибудь. Повариха разрыдалась и сказала маме: «Не води сюда больше никого… еды совсем не осталось. В кастрюле одна вода». От голода умерли многие дети в нашем саду - из 35 нас осталось только 11. (Александрова Маргарита Борисовна).

На улицах можно было видеть людей, едва переставлявших ноги: просто не было сил, все ходили медленно. По воспоминанием переживших блокаду, эти два с половиной года слились в одну бесконечную темную ночь, единственной мыслью в которой было – поесть!

Осенние дни 1941-го

Осень 1941-го для Ленинграда стала только началом испытаний. С восьмого сентября город бомбила фашистская артиллерия. В этот день от зажигательного снаряда загорелись Бадаевские склады продовольствия. Пожар был огромным, зарево от него было видно из разных концов города. Всего было 137 складов, двадцать семь из них –выгорели. Это примерно пять тонн сахара, триста шестьдесят тонн – отрубей, восемнадцать с половиной – ржи, гороха там сгорело сорок пять с половиной тонн, а растительное масло было потеряно в объеме 286 тонн, еще пожар уничтожил десять с половиной тонн сливочного масла и две тонны муки. Этого, говорят специалисты, городу хватило бы всего на два-три дня. То есть этот пожар не был причиной последующего голода.

К восьмому сентября стало ясно, что еды в городе немного: несколько дней — и ее не станет. Заведовать имеющимися запасами поручили Военному совету фронта. Были введены нормы по карточкам.

Однажды наша соседка по квартире предложила моей маме мясные котлеты, но мама ее выпроводила и захлопнула дверь. Я была в неописуемом ужасе - как можно было отказаться от котлет при таком голоде. Но мама мне объяснила, что они сделаны из человеческого мяса, потому что больше негде в такое голодное время достать фарш. (Болдырева Александра Васильевна).

После первых бомбежек в городе появились руины и воронки от снарядов, окна многих домов были разбиты, на улицах царил хаос. Вокруг пострадавших мест ставили рогатки, чтобы люди не заходили туда, ведь в земле мог застрять неразорвавшийся снаряд. На местах, где вероятность пострадать от обстрела, вешали таблички.

Осенью еще работали спасатели, город расчищался от завалов, даже велось восстановление домов, которые были разрушены. Но позже это уже никого не интересовало.

К концу осени появились новые плакаты – с советами о подготовке к зиме. На улицах стало пустынно, лишь иногда проходили люди, собиравшиеся у досок, где вывешивались объявления и газеты. Местами притяжения стали и уличные радиорупоры.

Трамваи ходили до конечной станции в Средней Рогатке. После восьмого сентября трамвайное движение уменьшилось. Виной были бомбежки. Но позже трамваи перестали ходить.

Подробности жизнь в блокадном Ленинграде стали известны лишь спустя десятки лет. Идеологические причины не давали открыто говорить о том, что происходило в этом городе на самом деле.

Паёк ленинградца

Хлеб стал главной ценностью. Стояли за пайком по несколько часов.

Пекли хлеб не из одной муки. Ее было слишком мало. Специалистам пищевой промышленности была поставлена задача придумать, что можно добавить в тесто, чтобы энергетическая ценность пищи сохранилась. Добавлялся хлопковый жмых, который обнаружили в ленинградском порту. В муку примешивали также мучную пыль, которой обросли стены мельниц, и пыль, вытрясенную из мешков, где раньше была мука. Ячменные и ржаные отруби тоже шли в хлебопечение. Еще использовали проросшее зерно, найденное на баржах, которые были затоплены в Ладожском озере.

Дрожжи, которые были в городе, стали основой для дрожжевых супов: они тоже входили в паек. Мездра шкурок молодых телят стала сырьем для студня, с очень неприятным ароматом.

Помню одного мужчину, который ходил в столовой и облизывал за всеми тарелки. Я поглядела на него и подумала, что он скоро умрет. Не знаю, может, он карточки потерял, может, ему просто не хватало, но он уже дошел до такого. (Батенина (Ларина) Октябрина Константиновна).

На второе сентября 1941-го рабочие горячих цехов получали 800 граммов так называемого хлеба, инженерно-технические специалисты и другие рабочие – 600. Служащие, иждивенцы и дети – 300-400 граммов.

С 1 октября паек был уменьшен вдвое. Тем, кто работал на заводах, выдавали 400 граммов «хлеба». Дети, служащие и иждивенцы получали по 200. Карточки были не у всех: те, кому не удалось их получить по каким-то причинам, просто умирали.

13 ноября еды стало еще меньше. Работающие получали 300 граммов хлеба в день, другие – только 150. Спустя неделю нормы снизились снова: 250 и 125.

В это время пришло подтверждение, что по льду Ладожского озера можно возить продовольствие на машинах. Но оттепель нарушила планы. С конца ноября до середины декабря пища в город не поступала, пока на Ладоге не установится прочный лед. С двадцать пятого декабря нормы начали повышаться. Те, кто работал, стали получать по 250 граммов, остальные – по 200. Дальше паек увеличивался, но сотни тысяч ленинградцев уже погибли. Этот голод сегодня относят к самым страшным гуманитарным катастрофам двадцатого века.

В современной историографии титулом «киевские князья» принято обозначать ряд правителей Киевского княжества и Древнерусского государства. Классический период их правления начался в 912 году правлением Игоря Рюриковича, первым носившего титул «великого князя...

Предварительный просмотр:

«Блокада Ленинграда»

27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда. Прошло 71год. Сейчас это день объявлен Днем воинской славы России.

22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию.

Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на этот город с целью стереть его с лица земли.

Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города.

Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. Началась эвакуация мирных жителей.

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной.

Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты.

Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город.

Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище.

Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.

Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.

Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду.

Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом.

А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев.

Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь.

Часто лед трескался и машины тонули.

Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г!

Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего.

Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.

Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…

За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.

Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту.

Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки.

Помогали в госпиталях.

Разбирали письма на почте.

Многие мальчики и девочки были награждены медалями.

К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней.

18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта.

И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей.

А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!

За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»

В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.

За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные в борьбе с немецко–фашистскими захватчиками городу Ленинграду присвоено почётное звание « ГОРОД – ГЕРОЙ »!


Прежде чем привести крамольную статью Алексея Кунгурова, посвящённую Блокаде Ленинграда, предлагаем несколько фактов:

  • Во время блокады у ленинградцев были конфискованы частные фотоаппараты, делать любые снимки осажденного города было запрещено. Людей, пытавшихся сделать фотографии для себя, арестовывали, обвиняли в шпионаже, и расстреливали (либо давали срок).
  • Командующий Группой Север, фон Лееб, открыто обвинял Гитлера в сговоре с советским командованием. Это достаточно известный факт, так как Риттер (Рыцарь без передачи титула) Фон Лееб был известной персоной.
  • Финская армия могла за день разрушить условное прикрытие Питера с Севера. Эта армия стояла на границах территории, до которой доходили городские автобусные маршруты города Ленинград.

О математике и исторической реальности

Проходя по Санкт-Петербургу, замечаешь, что каждый дом и каждый памятник напоминает о великом историческом прошлом этого города. Великое и героическое прошлое никем не оспаривается, но условия , в которых простым людям приходилось совершать нечеловеческие усилия, голодать и умирать, при более внимательном рассмотрении, оказываются искусственно созданными .

Из изложения истории блокады Ленинграда мы знаем, что в годы войны город подвергался интенсивной бомбардировке и артиллерийским обстрелам . На стенах домов в Петербурге до сих пор ещё встречаются старые вывески, сообщающие, что эта сторона безопасна при обстрелах, а на фасадах домов видны отметины от попавших в них снарядов.

В этих условиях жители Ленинграда каждый день совершали подвиги, трудились и медленно умирали от голода. Для поднятия боевого духа, в своё время в политуправлении Ленинграда появилась идея воспеть безсмертный подвиг жителей города, и в одной из его газет появилась заметка о героическом труде ленинградцев в условиях постоянных обстрелов. В ней приведена информация, что на территорию Ленинграда упало 148 тысяч 478 снарядов . Эта цифра стала эталоном и на все годы блокады, запала в умы историков, и они уже не смогли от неё отделаться.

Вот, как историки описывают эти события:

Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 час. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. 15 сентября 1941 года обстрел длился 18 ч. 32 м, 17 сентября – 18 ч. 33 м. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тыс. снарядов. Огневая мощь немецкой артиллерии, пытавшегося обстрелами сломить сопротивление защитников осажденного города, была весьма значительной. Артиллерийская группировка немцев в районе Урицка, где линия фронта ближе всего подходила к Ленинграду, в начале блокады состояла из 4 артиллерийских полков, вооруженных 105- и 150-миллиметровыми орудиями. Позднее сюда были переброшены тяжелые орудия (203- и 210-миллиметрового калибра), дальность стрельбы из которых достигала 30-32 км.

Обратите внимание: 15 сентября обстрел длился 18 часов, и стреляло не одно орудие, а вся артиллерия фронта. На Исаакиевском соборе по этому случаю они повесили даже памятную табличку (в честь увековечения факта попадания снаряда вколонну Исаакиевского собора). Но элементарная проверка этой цифры показывает, что она взята с потолка и никак не отражает реальные события (на момент окончания осады Ленинграда).

Это можно доказать прямо на пальцах! Возьмём дальнобойное орудие большого калибра (155, 203 или 210 мм). Это орудие делает 1 выстрел за 2 (две) минуты. За час это орудие делает 30 выстрелов. За рабочий день – 240 выстрелов (8-часовой рабочий день, мы помним, что немецкие солдаты воевали по расписанию, это не роботы, они должны кушать и отдыхать), за 18 часов непрерывного обстрела орудие делает 540 выстрелов, за 430 часов – 12 900 выстрелов. Соответственно, артиллерийская батарея за это же время делает 77 400 выстрелов, а артиллерийский дивизион – 232 200 выстрелов. За 900 дней осады 1 такое орудие делает «всего» 216 тысяч выстрелов .

В состав стандартной артиллерийской батареи нашей и немецкой армии входило 6 орудий, артиллерийского дивизиона – 18 орудий, и таких дивизионов на фронте в немецкой армии было достаточное количество, все города после войны представляли собой руины.

Таким образом, из проверки информации, приведённой историками в письменном виде , можно сделать вывод, что упавших снарядов было намного больше, что подтверждают разрушения Ленинграда. Постоянное повторение историками этого факта говорит о неспособности или нежелании их отойти от сложившегося мифа.

Второй факт , который очень настораживает в описании Блокады Ленинграда, – это полное несоблюдения Закона сохранения материи и энергии.

Третий факт – постоянная игра в поддавки со стороны войск Германии.

Начнём с поддавков. Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий (в том числе и танковые). Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле.

Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамвай. Фронт был прорван , и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город , давали приказ отойти с выгодных позиций.

Следующий интересный момент

Известно, что Кировский завод работал всё время блокады. Второй факт тоже известный – он находился в 3 (трёх !!!) километрах от линии фронта. Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону (про артиллерийские орудия большого калибра я просто молчу).

Из района Кировского завода эвакуировали жителей , но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили (хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов).

Об исторических мифах и реальности

Кировский завод выпускал различную продукцию: танки КВ-1 , самоходки САУ-152 , к 1943 году освоили производство танков ИС-1 и ИС-2 (на заднем плане собираются САУ-152) . По размещённым в Интернете фотографиям мы можем представить масштаб производства танков (это крупное и серийное производство). Кроме Кировского завода, работали и остальные заводы Ленинграда, выпуская снаряды и другую военную продукцию.

С весны 1942 года в Ленинграде возобновилось движение трамваев …

Это лишь маленькая частичка реальности, очень отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками.

Теперь немного о физике

Одним из вопросов, на который не сможет ответить ни один «историк» является вопрос: где они брали электрическую энергию в нужном количестве?

Ибо основной из законов физики гласит, что энергия ниоткуда не берётся и никуда не девается, а в переводе на бытовой язык, это звучит так: сколько энергии произвели , столько и потратили (и не больше). Существуют нормативы в человеко-часах и единицах потраченной энергии на производство единицы продукции, пусть это снаряд или танк, и эти нормы немаленькие.

Немного из экономики

Исходя из нормативов того времени, определённое количество ресурсов и материалов распределялось между производствами без излишеств, в соответствии с планами и задачами. На основании этого распределения создавались минимальные запасы сырья, материалов, инструментов и готовой продукции на предприятиях, обеспечивавшие бесперебойную работу заводов (обычно, на две недели, реже на месяц) с постоянным подвозом необходимого (по мере добычи или производства) и отправкой готовой продукции.

В условиях блокады отдельно взятого города не существует таких стратегических запасов топлива, сырья, материальных средств и энергии, способных обеспечить потребность города (или хотя бы промышленности) больше чем на три месяца. В условиях жёсткой экономии энергии и продовольствия можно растянуть запасы, но для экономии электроэнергии требуется остановить производство – основной потребителя энергии, а этого не произошло. Заводы в Ленинграде не останавливались ни на день .

Можно согласиться с предположением, что часть угля для производства энергии взяли у флота, но основной базой флота был Таллин, и он был захвачен. Тепловые электростанции потребляют угля в разы больше, чем любой корабль. Посмотрим, что по этому поводу пишут «историки» и «летописцы»:

С особым ожесточением германские пилоты целились в заводы и фабрики Ленинграда, такие, как Кировский, Ижорский, «Электросила», «Большевик». К тому же на производстве не хватало сырья, инструментов, материалов. В цехах было нестерпимо холодно, и от прикосновений к металлу сводило руки. Многие труженики производства выполняли работу сидя, так как простоять 10-12 часов было невозможно. Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн . снарядов и мин, более 3 тыс . полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок.

2. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения.

В трудной обстановке осени 1941 года главной задачей трудящихся осаждённого города было снабжение фронта вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов.

Факт остаётся фактом: количество произведённой продукции посчитано и озвучено, с фактом не поспоришь. Теперь немного подумаем над тем, что же на самом деле написали историки.

Первый вопрос – по способу доставки из осаждённого города действующей армии и большей частью под Москву 713 танков, 3000 орудий, миллиона снарядов и главное – 58 бронепоездов всё это можно вывезти только по рельсам, и требуется не менее 100 эшелонов. Ибо танки и бронепоезда тем более, на катерах не возят (таких катеров (паромов) ещё не существовало).

Второй вопрос – это озвучено массовое производство (и это в условиях осады). Сказки про то, что можно что-то выпустить, не имея сырья, материалов и, тем более, инструмента, можно рассказывать только безграмотным людям! Пример приспособления к производству в условиях дефицита материалов служит этасамоходная гаубица , и это штучный товар для потребностей обороны Ленинграда к выпущенным дополнительно к 713 танкам, так как она смонтирована на корпусе танка с двигателем, гусеницами и бронёй.

Всё это указывает на постоянный подвоз необходимых материалов и сырья . Ведь в блокированном городе Ленинграде не было угольных шахт, железорудных и прочих месторождений для обеспечения промышленности углём, сталью, коксом, флюсами и прочими материалами!

«Историки» утверждают, что станки вращали вручную – это просто домысел безграмотных в технике людей: попробуйте станок с приводом 3-10 кВт (а именно такие приводы имеют промышленные сверлильные и токарные станки) провернуть вручную и выточить металлическую заготовку. Вы сразу же сообразите, что это самая обычная выдумка , руками не то, что обеспечить нужную скорость вращения, просто провернуть такой станок невозможно!

«Историки» так же утверждают, что основной причиной увеличения продолжительности рабочего времени был не героический порыв отдать все для общей победы, а отсутствие электроэнергии. Из работ «историков»:

Осенью и зимой 1941/42 года советская артиллерия вела эту борьбу в чрезвычайно трудных условиях: не хватало боеприпасов, средств артиллерийской инструментальной разведки, отсутствовала корректировочная авиация, дальность стрельбы советских орудий в первое время уступала немецким, поэтому вплоть до весны 1942 года противодействие артиллерии противника носило оборонительный характер, хотя ответные удары советской артиллерии и ослабили боевую мощь врага.

Всё-таки интересно – у них самих не хватало снарядов или они переправили 3 миллиона снарядов армии! Почему? У них в блокаде не было проблем? А как они увеличили дальность стрельбы орудий? Наверное, подкатили орудия поближе?! Это ещё один пример не просто безграмотного изложения и непонимания информации, аполной фальсификации !

Дальность стрельбы орудия сама не увеличивается и не уменьшается, и изначально заданна конструктивными параметрами! Историки должны были указать, что были спроектированы, изготовлены, испытаны и приняты на вооружение новые орудия с увеличенной дальностью стрельбы. Похоже, историки писали так, надеясь, что это никто не будет читать или анализировать…

Теперь разберёмся с производством электроэнергии

На территории Ленинграда было пять ТЭС, они входили в состав Энергосистемы Ленинградской области. Энергетики про это время пишут так:

Энергетическая блокада

После того как 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, город оказался отрезанным от всех загородных электростанций, снабжавших его энергией. Были разрушены многие подстанции и линии электропередачи. В самом Ленинграде работало только пять тепловых электростанций. Однако и на них из -за недостатка топлива резко сократилась выработка энергии, которой хватало только на госпитали, хлебозаводы и правительственные здания, имевшие отношение к фронту. Прервалась передача электроэнергии с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 года было демонтировано и вывезено на Урал и в Среднюю Азию. На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей. Была парализована работа оборонных заводов, остановились трамваи и троллейбусы, перестал работать водопровод. Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся продолжали работать в суровых условиях голода и холода, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии. Началась энергетическая блокада Ленинграда. Самым тяжёлым днём для энергетики Ленинграда стало 25 января 1942 года. Во всей энергетической системе работала только одна станция, неся нагрузку всего в 3000 кВт…

Немного прокомментируем статью: с сентября 1941 года производство электроэнергии сократилось из-за режима чрезвычайной экономии. К январю 1942 года закончился уголь в городе, тепловые электростанции практически остановились, и производилось только 3000 кВт. При этом Волховская Гэс вырабатывала 2000 кВт (2 МВт), и этого хватало только на ж.д. узел и воинские части (то есть, обратите внимание на цифру – 2 мегаватта это очень немного в масштабах города).

В период Великой Отечественной войны, когда большинство электростанций блокадного Ленинграда из-за отсутствия топлива не могли работать. Зимой 1941-1942 годов котёл № 3 электростанции «Красный Октябрь» был переделан под сжигание фрезерного торфа, который имелся на торфопредприятиях Всеволожского района. Пуск этого агрегата позволил повысить нагрузку электростанции до 21-22 тыс. кВт из 23-24 тыс. кВт, вырабатываемых системой. (Википедия)

То есть, озвучена окончательная цифра: вся система (точнее, одна тепловая электростанция на торфе плюс Волжская ГЭС) до конца войны производила 24 тыс. киловатта. Цифра только кажется большой, но, к примеру, приведу, что этой энергии не хватит одному городу (например Гродно 338 тысяч человек) одновременно вскипятить электрические чайники.

В Ленинграде с весны 1942 года действовало 6 маршрутов трамвая . Для обеспечения этого энергопотребления требуется 3,6 тысяч кВт электроэнергии (3,6 МВт). Чтобы на каждом маршруте ходило 20 трамваев общим числом 120 (всего) с предполагаемой мощностью двигателя 30 (!) кВт (к примеру, современные трамваи имеют мощность до 200 кВт).

Теперь немного о материалах и производстве

Можно многое обсуждать в истории, но факт остаётся фактом – снаряды, миномёты, пушки и танки делают из железа или специальных видов стали. Это, как известно, твёрдый материал, обрабатываемый в основном, давлением (неважно, молотом или резцом) и требует приложения больших усилий (в основном, механических), особенно при массовом производстве. Сварка брони танков требует огромного расхода электроэнергии (это не корпус автомобиля из жести сварить), промышленные сварочные аппараты имеют мощность до 40 кВт.

Осталось подвести баланс по электроэнергии

На оставшуюся от движения трамваев электроэнергию (20 МВт) нужно запитать производство заводов, а это:

· десятки тысяч станков по 3-10 кВт каждый (изготовлены миллионы снарядов, болтов, втулок, шпонок, валов и т.д.), – 30-100 МВт (это если 10 тысяч станков на всех заводах);

· десятки станков по производству стволов пушек (токарно-винторезные станки больших размеров),

· прокатные станы (без этого броневых листов не бывает),

· много промышленных сварочных агрегатов (всё-таки выпустили 713 танков за полгода, по 5 танков в день), танк обваривается не один день. Если предположить, что танк обваривают одним сварочным агрегатом трое суток, то требуется 15 сварочных агрегатов общей мощностью 600 кВт.

И в итоге элементарных подсчётов получаем, что у нас сильно не хватает оставшейся энергии (20 МВт), а нужно обеспечить светом ещё обком и горком партии, облсовет и горсовет, управление НКВД, госпитали и т.д.

Осталось подвести баланс по продовольствию

Потребность в продовольствии города составлял (2 миллиона 544 тысячи жителей города – без учёта войсковых группировок, флота и жителей области внутри осады), 1,5 кг продовольствия в сутки (500 грамм сухарей и 1 кг овощей и круп – это общевойсковой паёк) – 3800 тонн продовольствия ежедневно (63 современных вагонов) – напомню, это без учёта численности войск и флота и жителей области.

Проведённый 10 и 11 сентября вторичный учёт продуктов питания показал, что для обеспечения войск и населения в Ленинграде имелись запасы зерна, муки и сухарей на 35 дней, крупы и макарон – на 30 суток, мяса и мясопродуктов – на 33 дня, жиров – на 45 суток, сахара и кондитерских изделий – на 60 суток (к ноябрю должно было всё закончиться, и это с учётом сокращения потребления в два раза).

Чтобы облегчить продовольственное положение Ленинграда, для переброски грузов были выделены транспортные самолеты. Доставкой продовольствия вместе с Особой авиагруппой, созданной в конце июня 1941 года для обслуживания Северного фронта, занималась Московская авиационная группа особого назначения, образованная из 30 московских экипажей гражданской авиации. С сентября по декабрь 1941 года героическими усилиями советских лётчиков в блокадный город было доставлено свыше 6 тыс. т грузов, в том числе 4325 т высококалорийных продуктов питания и 1660 т боеприпасов и вооружения (за 3 месяца привезли продовольствия на 2 дня . Непонятно, для чего возили боеприпасы, если в Ленинграде их сами выпускали и ещё на большую землю перевозили).

Всего до конца навигации 1941 года в осаждённый город водным путём было доставлено 60 тыс. т. различных грузов, в том числе 45 тыс. т. продовольствия (википедия)(ещё на 20 суток продовольствия).

Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля (152 дня). За это время было перевезено 361 109 т различных грузов, в том числе 262 419 т продовольствия (википедия) (то есть, перевозилось менее, чем по 2000 тонн продовольствия в сутки – это меньше суточной потребности города).

Потребность в продовольствии была решена после гибели почти миллиона людей от голода и эвакуации ещё одного миллиона 300 тысяч беженцев за все время действиядороги жизни .

Выводы

К ноябрю должны были закончиться (что и произошло) не только уголь, но и все запасы сырья и материалов, продовольствия. Путём жёсткой экономии эти запасы растянули до января. Подвоз по дороге жизни на машинах грузоподъемностью 1,5 тонны обеспечивал только продовольственные потребности (да и то не полностью). Не раскрыто «историками», что представляли из себя 100 000 т. других грузов, привезённых в первую зиму, но потребность промышленности это не покрывало (это тысячи и тысячи тонн). Промышленность должна была остановиться.

Но заводы всё работали и работали (это факт). Откуда взялась дополнительная энергия, неизвестно (наверное, немцы поставляли). Откуда брались ресурсы, и как отправляли готовую продукцию, тоже неясно.

При этом германскому командованию для полной парализации всей деятельности города достаточно было разрушить всего 5 электростанций (на начальном этапе войны и одну после января 1942 года), которые по дыму из труб хорошо были видны для корректировщиков артиллерийского огня. Это ещё одна случайная невнимательность?

Совершенно непонятно, почему 713 танков КВ не решили вопроса снятия блокады Ленинграда, ведь на момент начала войны мы имели только 636 танков КВ , и эти танки не пробивались немецкими пушками. Одновременное и массированное применение этих танков должно было продавить любую оборону с поддержкой 3000 выпущенных орудий (а на начало войны у нас было всего 1928 орудия) и в условиях отсутствия экономии боеприпасов. Этого количества танков и артиллерии должно было хватить, чтобы отбросить немцев даже к границе.

Приведённый пример показывает отсутствие какой-либо логики у нашего противника, у нашего командования и полное нарушение закона сохранения материи и энергии в исторической реальности.

С историей Великой Отечественной Войны нам предстоит ещё разбираться и разбираться. В ней много непонятных моментов.

Непонятно, каким видом оружия германские войска уничтожили к зиме 1941 года около 20 000 (двадцати тысяч) наших танков, при этом сами имели только 4171 танков и сау .

Непонятно, как мы потеряли ещё большую часть из выпущенных в годы войны 104840 танков и сау , при этом большая часть танков ремонтировалась и возвращалась в бой неоднократно. Такие потери зафиксированы в настоящей истории только раз – во время шестидневной арабо-израильской войны, когда израильские войска уничтожили почти две тысячи танков (но тогда были ПТУР и другой уровень реактивной авиации).

Если бы в Ленинграде стояли заводы из-за отсутствия сырья и материалов, всё было бы понятно – всё-таки блокада, и главное – привести продовольствие, о производстве подумаем потом. Но в условиях, когда люди умирали с голоду на ходу и замерзали целыми семьями, непонятно, откуда бралось сырьё, материалы, инструмент и агрегаты для заводов (танковые пушки изготавливались на Мотовилихинском заводе в Перми , и до февраля 1942 года это был единственный завод , выпускавший танковые и корабельные пушки ), и электроэнергия для обеспечения производства, а выпущенная продукция переправлялась на большую землю – это никакими сказками и мифами объяснить невозможно.

Жители Ленинграда, как и жители всей страны, совершили немыслимый подвиг. Многие из них отдали жизнь в боях за Родину, многие умерли от голода в Ленинграде, приближая час победы. Подвиг Павла Корчагина меркнет на фоне тех усилий, какие каждый день совершали герои-защитники, герои-жители осаждённого города.