История арабо-израильского конфликта. Справка

Трагедия в Иерусалиме, которая произошла вчера, взволновала весь мир. Гражданские лица без оружия молились в синагоге, в это время двое палестинцев из Восточного Иерусалима вошли в святыню с оружием и устроили кровавое побоище, убив четверых человек. Ответственность за нападение на себя взяла военизированная группировка «Народный фронт за освобождение Палестины». В очередной раз два непримиримых соперника напомнили миру о своем кровавом конфликте.

История существования на политической карте мира Израиля – это история войн. За свое недолгое существование границы страны менялись несколько раз. Еврейский народ на протяжении долгого времени оттеснялся арабскими соседями, не находя мирного выхода из сложившейся ситуации.

Вот уже более 20 лет Палестина и Израиль пытаются найти мирный способ разрешения векового конфликта.

Первая война: кровавая независимость

Война на территории государства Израиль начинается на следующий же день после объявления независимости. Провозглашение независимости Израиля произошло 14 мая 1948 года, а уже 15 мая пять арабских стран объявляют войну новой стране и отправляют свои войска к ее границам.

В ходе первой войны Израиль одерживает победу и значительно расширяет свои территории. Столицей провозгласили Иерусалим, но не весь город оказался под властью еврейского народа, а только часть.

Война официально закончилась в 1949 году. Египет, Иордания, Сирия, Ливан и Израиль подписали мирный договор. Итогом войны арабского мира и Израиля стало большое количество палестинских беженцев, которые покинули мятежный регион. На сегодняшний день ООН заявляет о 5 миллионах переселенных лицах, которые обратились за помощью в другие страны.

Вторая война: возвращение земель

Следующий виток арабо-израильской войны произошел в 1967 году. Первым удары нанес Израиль. Боевые действия продолжались на протяжении 6-ти дней. С одной стороны был Израиль, с другой – союз Египта, Сирии, Иордании, Ирака и Алжира.

Причиной агрессии Израиля стали действия его арабских соседей. За несколько недель до начала войны арабские соседи начали стягивать к границам государства военную технику. Правительство в Иерусалиме приняло решение атаковать первыми.

И в этой военной компании фактическая победа оказалась за Израилем. Оккупированные территории превысили собственные территории страны в 3,5 раза. Израиль вернул себе под контроль Восточный Иерусалим, который по мирному договору 1949 года отходил Иордании, а также аннексировал Сектор Газы.

Правительство принимает решение незамедлительно начать интеграцию оккупированных территорий в израильское общество и начинается строительство еврейских поселений. Мировая общественность не приняла результаты войны, Совбез ООН выступил с резкой критикой действий Израиля.

Резолюция 242 (1967 год), Совет Безопасности ООН: "22 ноября 1967 года после длительных переговоров Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 242 (1967), в которой излагались принципы мирного урегулирования на Ближнем Востоке. В резолюции утверждалось, что для установления справедливого и прочного мира необходимо применение двух принципов: вывод израильских сил с территорий, оккупированных во время недавнего конфликта, и прекращение всех претензий или состояний войны и уважение и признание суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства в данном районе и их права жить в мире в безопасных и признанных границах, не подвергаясь угрозам силой или ее применению".

Третья война: удар исподтишка

Последнюю официальную войну начали Египет и Сирия. Война Судного дня началась 6 октября 1973 года. Продолжалась она 18 дней.

Египет и Сирия напали на Израиль неожиданно, в момент празднования иудейского праздника Йом Кипур. Эффект неожиданности и неготовность к боевым действиям дали свои результаты. На первой фазе боевых действий чаша весов перевешивала в сторону арабских военных.

Но вторая половина конфликта была благосклонна к Израилю, и евреи в очередной раз выгнали за свои границы нападающих. Война была окончена очередной резолюцией ООН, текст которой был схож с предыдущей.

Мадридские переговоры: страна-призрак Палестина

Первые мирные переговоры и заключение договора было осуществлено в 1978 году между Израилем и Египтом. Но решение палестинского вопроса не решалось до 90-х годов. Первая официальная встреча еврейского и арабского руководства состоялась в 1991 году в Мадриде. На этой встрече было выделено несколько пунктов, которые должны были урегулировать обстановку повисшей в воздухе полномасштабной войны.

1. Выполнение резолюции СБ ООН 242 и 338 (338 - вторая резолюция после Войны Судного дня);

2. Соблюдение принципа «земля в обмен на мир»;

3. Обеспечение законных прав палестинского народа;

4. Достижение безопасности и мира для израильтян;

Мадридские переговоры не подразумевали создания отдельного государства палестинским народом. Этот вопрос не поднимался вплоть до 2003 года. Мирный план «дорожной карты» был совместной разработкой России, США, ООН и Евросоюза. По тексту разработанного документа за два года необходимо было поэтапно снизить уровень напряженности конфликта и создать новое государство – Палестина.

Но этот план не реализован и ныне. Причина этого разногласия внутри и израильской, и палестинской политической элиты.

Последние события в Израиле показали, что Ближний Восток стоит на пороге очередной войны. В этом году израильская армия уже проводила бомбардировку Сектора Газы и палестинских территорий. В ответ на агрессию Иерусалима палестинцы устраивают теракты в границах Израиля.

"Уинстон Черчилль отметил, что "пока правда надевает штаны, ложь успевает обежать полмира". В пустынях Ближнего Востока хорошо растут только мифы, а факты остаются погребены в песке.

Мифы о Ближнем Востоке начали возникать не в 1950-х годах, и они не перестали распространяться до сих пор. Кажется, что бурные события в этом регионе постоянно сопровождаются все новыми и новыми искажениями фактов об арабо-израильском конфликте.

Существует неправильное мнение о том, что евреи были насильно изгнаны в диаспору римлянами после разрушения второго Храма в Иерусалиме в 70 г. н. э., а затем, через 1800 лет, внезапно вернулись в Палестину, требуя вернуть им эту страну. В действительности еврейский народ более трех тысяч лет поддерживал связи со своей исторической родиной.
Еврейский народ основывает свои права на Землю Израиля, исходя, по крайней мере, из четырех предпосылок: 1) евреи поселились на этой земле и обрабатывали ее; 2) международное сообщество провозгласило политический суверенитет еврейского народа над Палестиной; 3) территория Израиля была завоевана в процессе оборонительных войн; 4) Бог обещал эту землю патриарху Аврааму.
Даже после того, как в Иерусалиме был разрушен второй Храм и начался период изгнания и рассеяния еврейского народа по всему миру, еврейская жизнь на Земле Израиля продолжалась.
К 9 в. в Иерусалиме и Тверии вновь стали создаваться крупные еврейские общины. В 11 в. возникли и разрослись еврейские общины в Рафиахе, Газе, Ашкелоне, Яффе и Кесарии.
К началу 19 в. – задолго до зарождения современного сионистского движения – более 10 тыс. евреев жили повсюду на той территории, которая сегодня называется Израилем. Начавшееся в 1870 г. и продолжавшееся 78 лет возрождение нации достигло апогея при создании Государства Израиль.

Палестина никогда не была исключительно арабской страной, хотя после мусульманских нашествий в 7в. арабский язык постепенно становился языком части населения. На территории Палестины никогда не существовало независимого арабского или собственно Палестинского государства.
Палестинцы- самый новый народ на всей нашей земле. Этот народ начал своё существование в течение одного дня. Национализм палестинских арабов – это феномен, возникший после первой мировой войны. Он стал значительным политическим движением лишь после Шестидневной войны 1967 г., по окончании которой Израиль взял под свой контроль территории на Западном берегу реки Иордан. Свидетельство бывшего террориста ООП Валида Шебата: «Мне было удивительно, как в течение одной ночи на 4 июня 1967 года, я превратился из иорданца в «палестинца». В лагере, где нас учили, часть программы была «уничтожение Израиля», но мы все считали себя иорданцами, и только когда Израиль занял Иерусалим, превратились в течение одной ночи в палестинцев. С Иорданского флага была снята звезда, и он превратился во флаг нового народа «палестинцы».
На самом деле не существует и не существовало «палестинского народа», «палестинской культуры», «палестинского языка» , «истории государства Палестина».
В 985 н.э. арабский писатель Мукаддаси жаловался, что в Иерусалиме подавляющее большинство населения были евреи, и сказал, что «мечеть пустует, нет почти мусульман»
Многие туристы: писатели, известные люди навещали в то время святую землю и их впечатления были похожи. Все они нашли почти пустые земли, за исключением еврейской общины в Иерусалиме, Шхеме, Хевроне, Хайфе, Цфате, Кесарии, Газе, Рамле, Акко, Сидоне, Цуре, Эль-Арише, и некоторых города в Галилее: Эйн Зейтим, Пекиин, Бириа, Кфар-Алма, Кфар-Ханания, Кфар-Кана и Кфар-Яссиф. Большинство населения - евреи, почти все остальные - христиане, очень мало мусульман, в основном бедуины. Единственное исключение - Наблус (сейчас Шхем), в котором жили примерно 120 человек из мусульманской семьи Натша
Нет ни одного поселения в Палестине, у названия которого имеются арабские корни.
Большинство поселений имеют еврейские названия, а в некоторых случаях греческие или латинские. По-арабски нет никакого смысла в названиях типа: Акко, Хайфа, Яффо, Наблус, Газа или Дженин

Евреи постоянно живут в Иерусалиме почти два тысячелетия. Они представляют собой самую большую и сплоченную группу городского населения с 1840 х гг. В Иерусалиме находится Западная стена Храмовой горы (Стена Плача), самое святое место иудаизма.
Иерусалим никогда не имел статуса столицы какого либо арабского государства. Наоборот, в течение значительного периода арабской истории это был заброшенный, захолустный город. Во времена мусульманского владычества Иерусалим даже не считался провинциальным центром.
Связь между еврейским народом и Иерусалимом является одним из самых хорошо документированных фактов в мировой истории. В еврейских традиционных источниках слово «Иерусалим» упоминается более 600 раз, как минимум 140 раз в Новом Завете.
Иерусалим и Храмовая гора в Коране не упоминаются. Мухаммед никогда не был в этом городе, и видимо даже не знал о его существовании. Упоминается Иерусалим только в хадисах, которые были написаны намного позже, чем Коран. Это весьма немаловажный факт, если учесть, что название «Иерусалим» существовало за 2.000 лет до основания Ислама.
Исламские претензии на Иерусалим и Храмовую гору чисто по политическим причинам задуманы и приведены в жизнь в 30–е годы Муфтием Хадж Амин Аль- Хусейни, пособником нацистов на Ближнем Востоке.
Мусульманская «история» о том, что мечеть была уже в 632 г. н. э. – ложь, ибо Иерусалим тогда был Византийским.
То что в Коране написано о дальней мечете Аль-Акса, в которую ночью перенёсся Мухаммед- это не мечеть в Иерусалиме.
Только в 638 г. н. э. Иерусалим был захвачен халифом Омаром, 6 лет после смерти Мухаммеда.
В 632 году нашей эры Иерусалим входил в Византийскую империю и был христианским.
На храмовой горе была церковь Святой Марии, построенная в византийском стиле.
80 лет после смерти Мухаммеда византийская церковь была реконструирована, превращена в мечеть, и названа «Аль-Акса».
За последние 3.300 лет Иерусалим никогда не был столицей никаких других народов, в том числе арабов и мусульман. Это само по себе уникальный факт, учитывая что город был покорен столькими народами.
Немногие знают, что начиная примерно с 1840-го года евреи составляли основную часть населения Иерусалима.

Год 1844 Евреи 7,120 Мусульмане 5,000 Христиане 3,390 Всего 15,510
Год 1876 Евреи 12000 Мусульмане 7560 Христиане 5470 Всего 25030
Год 1896 Евреи 28112 Мусульмане 8560 Христиане 8748 Всего 45420
Год 1922 Евреи 33971 Мусульмане 13411 Христиане 4699 Всего 52081
Год 1948 Евреи 100000 Мусульмане 40000 Христиане 25000 Всего 165000
Год 1967 Евреи 195700 Мусульмане 54963 Христиане 12646 Всего 263309

Когда Израиль захватил Западный берег реки Иордан и сектор Газа в 1967 г., власти предприняли меры для улучшения условий жизни палестинцев, в отличие от иорданских властей, в течение 19 лет оккупировавших Западный берег, и египетских властей, оккупировавших Газу. Были открыты университеты, Израиль поделился последними сельскохозяйственными изобретениями, появились современные удобства, а система здравоохранения значительно улучшилась. Более 100 тыс. палестинцев работали в Израиле, получая ту же зарплату, что и израильтяне, – это послужило стимулом к экономическому росту.
В недавнем Отчете о гуманитарном развитии ООН Палестина занимает 102
(среди 177 стран и территорий мира) место в мире по продолжительности жизни, уровню образования и реальному доходу на душу населения.
Палестинская автономия опередила Сирию (105 место), Алжир (108), Египет (120) и Марокко (125).
Немногие палестинцы согласились бы поменяться местами с арабами из соседних стран.

Евреи жили в Иудее и Самарии – то есть на Западном берегу реки Иордан – с древних времен. За последнее время евреям лишь один раз было запрещено жить на этой территории – это произошло в период иорданского правления, продолжавшегося с 1948 по 1967 г. Указанный запрет противоречил положениям мандата Лиги Наций на управление Палестиной. Мандатом предусматривалось создание еврейского государства в Палестине, и в нем было специально оговорено, что «Администрация Палестины... совместно с Еврейским агентством... должна способствовать плотному заселению
евреями земли (Палестины)», которая включала в себя Иудею и Самарию.
С исключительно юридической и моральной точки зрения нет веских причин, по которым древние еврейские города, такие, как Хеврон, должны быть свободны от евреев. Евреи, которые были изгнаны из Хеврона в результате погромов, учиненных религиозными фанатиками, а также потомки этих евреев имеют право на такую же компенсацию, как та, на которую претендуют арабские беженцы.

Израиль является одним из самых открытых обществ в мире.
Арабы в Израиле имеют равное с евреями право голоса, причем это одна из немногих стран на Ближнем Востоке, где арабские женщины могут голосовать. В настоящее время в кнессете 9 депутатов –
арабы (всего в кнессете 120 депутатов). Израильские арабы также занимали различные правительственные посты, один из них занимал, например, пост израильского посла в Финляндии. Оскар Абу"Разак был назначен генеральным директором Министерства внутренних дел. В Верховном суде Израиля один из судей – араб. В октябре 1925 г. арабский профессор был избран вице"президентом Хайфского университета.
Арабский язык, наряду с ивритом, является одним из официальных языков Израиля. В израильских школах учится более 300 тыс. арабских детей. В период, когда создавалось Государство Израиль, в стране была только одна арабская средняя школа. Сегодня в Израиле сотни арабских школ.
Единственное правовое различие между еврейскими и арабскими гражданами Израиля состоит в том, что арабы не обязаны служить в израильской армии. Однако бедуины, друзы, черкесы некоторые другие израильские арабы сами выразили желание нести воинскую повинность.

В своих воспоминаниях, появившихся в 1972 г., бывший премьер-министр Сирии Халид аль-Азем возложил всю вину за создание кризиса с беженцами на арабов: С 1948 г. мы требовали возвращения беженцев, тогда как именно мы заставили их уйти… Мы обрушили несчастья на арабских беженцев, пригласив их и оказав на них давление, побуждая их уйти… Мы обрекли их на нищету… Мы приучили их просить подаяние… Мы участвовали в снижении их морального и социального уровня… Потом мы использовали их для совершения преступлений: убийств, поджогов и взрывов, погубивших мужчин, женщин и детей, - и все это ради достижения политических целей.
Палестинцев действительно поощряли оставлять свои дома для того, чтобы расчистить путь вторгшимся арабским армиям. Это подтверждают многочисленные свидетельства. Журнал Экономист, часто публиковавший критические материалы о сионистах, в номере от 2 октября 1948 г. сообщал: «Из 62 тыс. арабов, которые раньше жили в Хайфе, остались не более 5 тыс. или 6 тыс. человек. На их решение бежать с целью найти безопасное место повлияло много факторов. Нет сомнения в том, что самым сильным фактором были радиообращения Высшего арабского исполнительного комитета (Higher Arab Executive), призывавшие арабов покидать город... При этом явно подразумевалось, что те арабы, которые останутся в Хайфе и согласятся жить под защитой евреев, будут считаться изменниками».
Даже Махмуд Аббас (Абу Мазен), премьер-министр Палестинской автономии, обвинял арабские армии в том, что «вынудили арабов эмигрировать и покинуть Израиль, а потом бросили их в узилища, подобные гетто, в которых раньше жили евреи»
Арабские беженцы намеренно не были абсорбированы и интегрированы в тех арабских странах, в которых они оказались, несмотря на их обширные территории. Из 100 000 000 беженцев со времен Второй мировой войны они являются единственной группой в мире, которая не была абсорбирована или интегрирована в странах проживания собственного народа.
В то же время более 850 тысяч евреев были изгнаны из арабских стран за последние 66 лет. Они принадлежали к динамичным общинам с тысячелетней историей. На берегах Тигра и Евфрата евреи Вавилона создали целый ряд святых книг иудаизма и процветали в течение двадцати веков. В великолепных синагогах и библиотеках Каира евреи Египта хранили интеллектуальные и научные сокровища древности. От Алеппо до Адена и Александрии, евреи вносили свой вклад в развитие арабского мира как ученые, музыканты, предприниматели, писатели...
Все эти общины были уничтожены. Собственность, веками принадлежавшая евреям, была украдена. Еврейские кварталы - разрушены. Погромщики разграбили синагоги, осквернили кладбища, убили и искалечили тысячи евреев. Докладами ООН о положении палестинских беженцев можно набить стадионы, но ни капли чернил не пролилось о судьбе беженцев-евреев.

Максимальная существующая оценка числа арабов, погибших в ходе арабо-израильского конфликта и в жесточайших арабо-израильских войнах, с 1922 по 2014 годы - 65 000-70 000 человек (существуют и более низкие оценки).
Самыми убийственными для палестинских арабов военными операциями были две: Арабское восстание против британского мандатного режима в 1936-1939 годах и «Черный сентябрь». В 1936-1939 годах, в ходе подавления Арабского восстания было убито, вероятно, до 6 000 арабов. «Черный сентябрь» - попытка переворота, устроенная палестинскими арабами в Иордании в сентябре 1970 года, ее подавление иорданской королевской армией и дальнейшие жестокие репрессии против палестинцев в Иордании в 1970-1971 годах. По одной из оценок, иорданской армией было убито около (практически за одну ночь) 20 000 палестинцев;
Третьим и четвертым по значению источниками потерь палестинского населения в этот период были гражданская война в Ливане в 1975-77 годах (более 5 000 убитых палестинцев) и вторая гражданская война в Ливане в 1985-1987 годах (также более 5 000 убитых палестинцев). За это же время в Израиле около 2000 (18% из них - дети и несовершеннолетние) погибли в результате терактов и около 25000 в войнах Израиля.
С другой стороны, с 1948 г мире жестоко убиты 12 000 000 мусульман. По контрасту более 90 процентов из 12 млн. погибших были убиты собратьями-мусульманами.

Арабы и палестинцы отказались заключить мир еще до того, как появилось хоть одно поселение. Палестинцы также отказались заключить мир, когда Эхуд Барак пообещал вывести все поселения. Более того, когда Египет предложил заключить мир, поселения Синайского полуострова не стали препятствием; они были немедленно выведены.
С 1948 по 1967 год, т.н. "Западный Берег" был частью Иордании, а Газа - частью Египта. За этот период арабский мир и пальцем не шевельнул, чтобы создать палестинское государство. Арабский мир стремился уничтожить Израиль, когда на Западном Берегу и в Газе не было ни одного поселения.
В 2005 году Израиль ликвидировал все поселения в секторе Газы - и получил взамен только ракетные удары по своим городам.

Палестинцы не упоминаются в резолюции № 242. Некоторый намек имеется во 2-м пункте 2-й статьи этой резолюции, в которой содержится призыв найти «справедливое урегулирование проблемы беженцев». Но нигде не зафиксировано требование предоставить палестинцам какие-либо политические права или территорию.
Резолюция №242 Совета Безопасности ООН задумывалась и писалась как документ о мире. Она призывала к “немедленному прекращению всех агрессивных деклараций и всякого состояния войны”, к “признанию суверенитета, территориальной целостности и политической независимости всех государств региона”, к признанию права каждого из этих государств “жить в мире, имея безопасные и призанные границы, не подвергаясь угрозам и насилию”
Ядром резолюции является обращенное к арабам требование международного сообщества об установлении мира с Израилем. Арабам (!) предписывается прекратить декларируемое ими состояние войны с Израилем, признать право Израиля на существование и обеспечить надежные гарантии безопасности его границ.
Изначально, часть арабского мира отвергла резолюцию 242. Завязанные в конфликте арабские страны на саммите в Хартуме (Судан) (29.08.67 - 01.09.67) приняли декларацию, вошедшую в историю как «Три нет»:
Нет - миру с Израилем!
Нет - признанию Израиля!
Нет - переговорам с Израилем!
Однако арабские пропагандисты и в этом случае, с привычным для них лицемерием, сумели подменить причину следствием, заявляя, что нарушителем резолюции #242 является Израиль, а не арабские страны, которые отказываются заключить с ним мир. Их обвинения основываются на другом параграфе этой резолюции, призывающем к "отступлению израильских сил с территорий, захваченных ими в результате последнего конфликта". Израиль, утверждают арабы, не выполнил требования резолюции ООН, так почему же мы должны заключить с ним мир при продолжающейся оккупации Западного берега и Голанских высот? Арабы предпочитают забыть о том, что отступление Израиля с какой бы то ни было территории предполагается после заключения мирного договора, а не прежде того. Избранная формулировка ("территорий" - без определенного артикля или слова "всех") отнюдь не случайна. Она была призвана обеспечить возможность вести переговоры о той или иной глубине отступления с тем, чтобы часть занятой в 1967 году территории была удержана Израилем в целях обеспечения его безопасности. Израиль может контролировать территории до тех пор, пока его арабские соседи не заключат с ним мир. Израильский контроль над этими районами является не препятствием на пути к установлению мира, а преградой на пути агрессии и войны.

Скажу честно, в этом вопросе очень много путаницы, но постараюсь все разложить по полочкам и дать исчерпывающий ответ. Зачем же Израилю нужна война с Палестиной и что эти два названия собой представляют?

Что такое Палестина?

Стоит сразу обмолвиться: Палестина - это не страна, а лишь историческая область. Да, эта территория была населена тысячелетиями, но к сожалению многих, страной так и не стала (по крайней мере, сейчас не является).

Что такое Израиль?

Это уже государство. И, кстати, исторический регион Палестина включает в себя территорию Израиля. Остается вопросом, почему воюет с Палестиной, если такой страны даже не существует. Сейчас этим названием пользуются в иных целях - чтобы обозначить как-то беженцев, живших ранее на территории еврейского государства и ныне населяющих сектор Газа.

Из-за чего началась война?

Истоки современных конфликтов можно найти еще в Библии в истории про Авраама. Вместе со своей женой Сарой он завел двух детей: Измаила и Исаака. Считается, что первый стал родителем арабского народа, а второй - еврейского. Однако, еще в детстве Измаил постоянно издевался и глумился над братом, в результате чего Аврааму пришлось идти на радикальные меры - он выгнал блудного сына. Вот так и начался конфликт по мнению церкви.

Кроме того, история про евреев упоминается и в Коране, где неоднозначно сказано о том, как мусульмане должны относится к этому народу: то ли дружить, то ли ненавидеть - в святой книге есть оба довода.

Почему сейчас Израиль воюет с несостоявшимся государством Палестина?

После Второй мировой войны территории нынешнего Израиля населяли современные беженцы из сектора Газа. По решению ООН, евреи, которым некуда было деться, были отправлены в . Там они плотно обосновались и с годами почти полностью вытеснили арабское население. Разумеется, то, в свою очередь, отнеслось к этому негативно. Появились террористические организации, наподобие ХАМАСа и начался долгий конфликт. Разумеется, передышки были, но вражда не усыхала никогда и по-прежнему в новостях слышны известия об ужасных инцидентах на территории Израиля или сектора Газа. Похоже, вражда предписана этим народам. А вот главные причины:

  1. Религия.
  2. Деление территории.
  3. Долгая история сражений.

Надеюсь, что компромисс наконец будет найден!

Арабо-израильский конфликт - противостояние Израиля и ряда арабских государств, народов и организаций, находящихся преимущественно в ближневосточном регионе. Это противостояние носит религиозный, политипический, экономический и информационный характер.

Современная история арабо-израильского конфликта (четвертый этап) начинается с 1994 года. Противостояние перешло в новую фазу - терроризма и Мирные переговоры проводятся с постоянной периодичностью, но их результативность пока не столь высока, чтобы войну можно было бы прекратить. сегодня стало международной задачей и вовлекло в ее разрешение множество посредников. Все участники противостояния (кроме наиболее радикальных террористических группировок) осознали необходимость мирного урегулирования конфликта.

Тем не менее, маловероятно, что арабо-израильский конфликт будет разрешен в ближайшей перспективе. По мнению политиков и историков, сегодня стоит быть готовыми к еще большему обострению противостояния. Этому способствует ряд факторов. Прежде всего, речь о занимающего по отношению к Израилю враждебную позицию. Усиление его влияния приведет к укреплению террористических группировок, таких как Хамас и Хезболла.

В Палестине при проблемах внутренней власти нет условий для наделения ее суверенитетом. Позиция самого Израиля существенным образом ужесточилась после прихода к власти правых сил. Радикальные исламские группировки по-прежнему отказываются признавать какие-либо права Израиля на его существование, продолжая террористическую деятельность. Проблема беженцев превратилась в неразрешаемую, потому что никакой вариант решения конфликта не устраивает сразу обе стороны. К тому же в регионе на пределе не только люди, но и силы природы: источники воды истощены.

Арабо-израильский конфликт остается самым неразрешимым и острым из всех конфликтов нашего времени.

История конфликта Израиля и Палестины тянется уже на протяжении не одного десятка лет. Обострения чередуются с оттепелями. Противостояние имеет множество причин: геополитические, религиозные, экономические и идеологические. В современной истории в конфликт между странами Палестина и Израиль втянуты практически все государства Ближнего Востока. Кроме того, конфликт касается интересов и других государств мирового сообщества.

В древние времена

Сейчас это сложно представить, но когда-то на древних землях Палестины царил мир. Арабы и евреи сосуществовали на этой территории в давние времена. Они проживали на территории нынешней Палестины с XII века до нашей эры. Это продолжалось вплоть до создания Римской империи. Римляне вытеснили евреев, в то время как арабы продолжили свое существование на палестинских землях. В дальнейшем Палестина входила в состав Византии, Арабского халифата и Османской империи. В начале XX столетия территория перешла под контроль Великобритании.

Возвращение евреев в Палестину

К XX веку среди жителей Палестины евреев насчитывалось около семи процентов, остальную часть населения составляли арабы. Сионистская организация, образованная небольшими еврейскими общинами, в 1897 году на конгрессе в Базеле приняла решение евреизировать Палестину, как историческую родину народа. Активное заселение евреями территории Палестины началось после окончания Первой мировой войны. Тогда господство над регионом было передано Великобритании. С этого и началась история конфликта Израиля и Палестины.

Министр иностранных дел Великобритании стал продвигать идею возвращения еврейского народа на землю Палестины. Одним из шагов к воплощению этой идеи стало письмо министра лидеру сионистского движения, согласно которому Палестина утверждалась, как очаг еврейской нации.

Причины конфликта

Следует более подробно рассмотреть, в чем причина конфликта Израиля и Палестины. Основным показателем, который дал толчок образованию конфликта, стал территориальный вопрос. На момент массового переселения евреев Палестина уже была густо населена арабами, проживающими там около полутора тысяч лет. Арабы вполне справедливо считали себя коренными жителями государства и не желали делить с кем-либо территориальные и природные ресурсы своей страны.

Еще одной важной причиной, разжигающей ненависть в истории конфликта Израиля и Палестины, стал религиозный фактор. Несовместимые идеологии, расположение на одной территории святынь, культурных и исторических ценностей двух народов уже не одно десятилетие не дают урегулировать разногласия.

Влияние Второй мировой войны

Вторая мировая война и ее последствия дали новую веху в истории конфликта Палестины и Израиля. Фактами, послужившими развитию конфликта, стали массовые эмиграционные потоки евреев в Палестину и рост террористических группировок со стороны обоих противников.

За время войны на территорию Палестины прибыло около двухсот тысяч евреев. Таким образом, к 1947 году население Палестины почти на треть состояло из евреев. Кроме того, среди арабов росло недовольство британским господством. Арабское население страны предпринимало несколько попыток свергнуть британские власти, которые поощряли переселение евреев. Это также спровоцировало создание различных арабских и сионистских террористических движений.

Образование государства Израиль

В связи с обострившейся ситуацией в Палестине и возросшим числом вооруженных столкновений между арабами и евреями Великобритания обратилась к мировому сообществу за помощью в урегулировании конфликта. Данный вопрос был вынесен на рассмотрение в Генеральной Ассамблее ООН в ноябре 1947 года. В результате мировые политические лидеры в составе ООН приняли резолюцию о создании нового государства. Таким образом, Палестина была разделена на три части: еврейский Израиль, арабскую Палестину и нейтральную территорию - город Иерусалим. Это стало важнейшим событием в истории конфликта Израиля и Палестины.

Данное решение никак не могло устроить арабов. Это было связано с тем, что для Израиля выделялась территория на три тысячи квадратных метров больше, чем для арабского государства, хотя количество арабов, проживающих в Палестине, превышало число еврейского населения.

Арабские государства незамедлительно отреагировали на резолюцию ООН, и в 1948 году началась первая арабо-израильская война. С этого момента конфликт между странами Палестина и Израиль перерос в более масштабный арабо-израильский конфликт.

Война за независимость

Война продлилась год. Против Израиля выступили шесть арабских государств. Самыми активными противниками Израиля были Египет, Сирия и Ливан. В результате войны Израиль не только отстоял свое право называться независимым государством, но и отвоевал еще семь тысяч квадратных километров палестинских земель. Арабское государство, планируемое в резолюции, так и не было создано.

Не захваченные Израилем территории были поделены между Египтом и Иорданией. За время войны из Палестины бежало девятьсот тысяч арабов. Из арабских стран было изгнано более пятисот тысяч евреев, которые поселились в Израиле.

Суэцкий кризис

Очередное обострение арабо-израильского конфликта наступило в 1956 году. Инициатором военных действий, названных «Суэцким кризисом», стали Франция и Великобритания, противостоящие национализации Египтом Суэцкого канала. Израиль примкнул к европейским государствам, в то время как Египет поддержали США и СССР. На этот раз удача сопутствовала арабской стороне конфликта. Одержав победу в войне, Египет фактически стал лидером арабского сообщества. Позже президент именно этой страны стал инициатором создания антиизраильской коалиции.

Шестидневная война и Судный день

Следующая война началась через одиннадцать лет. После того, как арабы закрыли Красное море и Суэцкий залив для еврейских судов, Израиль перешел в наступление. Всего за шесть дней израильской армии удалось захватить значительную часть стратегически важных территорий и расширить свои владения.

Очередная атака последовала со стороны Сирии и Египта спустя семь лет. Это была четвертая война в хронологии арабо-израильского конфликта. Шестого октября, в священный для евреев праздник - Судный день - арабы напали на Израиль. Противостояние длилось двадцать дней, израильская армия отразила нападение.

Мирный договор

Впоследствии евреи начали массово заселяться на захваченных территориях, что активно поддерживалось израильским правительством. Данный шаг мировое сообщество назвало оккупацией и осудило в резолюции ООН №242. Согласно этой резолюции, Израиль должен был освободить оккупированные территории, кроме тех, которые были захвачены во время первой войны в 1948 году. Однако это решение не устраивало обе противоборствующие стороны, и резолюция была отвергнута.

Первый шаг на пути к миру между Израилем и Египтом был совершен в 1977 году. Президент Египта посетил еврейское государство, признав тем самым его существование. Многие арабские лидеры расценили этот поступок как предательство. Таким образом, в арабской лиге произошел раскол на сторонников мирного соглашения с Израилем и протестующих. Главными противниками мира с Израилем оказались Ливия, Сирия и Алжир. Эти страны объявили политический и торговый бойкот государствам и компаниям, признающим независимость Израиля. В 1978 году при посредничестве США между Египтом и Израилем был подписан мирный договор. Согласно этому соглашению Израиль освободил Синайский полуостров.

Отношения с Арабской лигой

В 80-х годах прошлого столетия обострились отношения Израиля с Ливаном. Наступила пятая война. Израильская армия нанесла авиационные удары по местам сосредоточения Организации освобождения Палестины (ООП). Правительство Израиля вывело свои войска с территории Ливана только в начале третьего тысячелетия. На это в значительной степени повлияло давление миротворческих организаций.

Восстание арабов, вспыхнувшее на оккупированной территории, вынудило правительство Израиля искать мирные пути урегулирования обострившейся ситуации. Результатом урегулирования конфликта стал мирный союз с Иорданией и попытки провозглашения независимости государства Палестины.

В результате договоренностей, достигнутых в 1993 году, ООП признала независимость Израиля, который, в свою очередь, признал право на существование Палестинской национальной автономии и обязался вывести свои войска из Сектора Газа и с Западного берега Иордана. На протяжении последующих лет мирный процесс несколько раз замедлялся, что было связано со сменой правительства в Израиле и новыми вооруженными действиями со стороны обоих противников. Точку в заключении мира мешало поставить отсутствие четко обозначенных границ государств. Сложности возникали также в связи с ростом числа террористических группировок радикально настроенных арабов и израильтян.

Сложно рассказать об истории конфликта Израиля и Палестины кратко, так как эта история продолжается и сегодня. За многие годы противостояния насчитывается огромное количество обострений конфликта и попыток мирного его урегулирования. На сегодняшний день наиболее активным противником государства Израиль является исламское движение ХАМАС, пришедшее к власти в Палестине в 2006 году.