Изготовление рукояток для ножей своими руками. Как сделать ручку для ножа в разных вариациях Сборная рукоять для ножа своими руками

Любой нож состоит из двух элементов: клинка и рукояти. Качество ножа и удобство его эксплуатации зависят от материала для изготовления клинка, его термообработки и заточки. Форма ручки для ножа влияет на функциональное назначение инструмента и его маневренность. В открытом доступе в сети Интернет имеются эскизы и чертежи рукоятей для ножей из дерева, однако варианты крепления не блещут разнообразием.

Всадной способ крепления

Методы крепления ручки к клинку:

  1. всадной;
  2. клепаный.

При всадном способе формирования рукояти ножа массив из цельного материала или набор пластин насаживается на хвостовую часть клинка. Если рукоятка состоит из набора листового материала, она называется наборной. В некоторых конструкциях хвостовая часть клинка снабжена резьбой для дополнительной фиксации пластин гайкой.

Чтобы рукоятка не раскололась в процессе эксплуатации, с обеих сторон материал фиксируется обоймицами. Наборная рукоять располагается всегда параллельно клинку. Всадной способ изготовления ручки имеет свои преимущества:

  1. возможность придания любой формы влияет на эстетические качества;
  2. малая масса и низкий коэффициент теплопроводности;
  3. ремонтопригодность.

Главным недостатком такой конструкции является низкая прочность соединения рукояти с клинком.

Накладной клепаный вариант

При изготовлении клепаного варианта ручки применяются накладки, располагаемые на широком хвостовике ножа, который повторяет форму рукояти. Накладки крепятся на хвостовике при помощи заклепок или винтов. Последние для этих целей применяются достаточно редко.

Широкое распространение для фиксации накладок получили медные или стальные заклепки. Ножи в таком исполнении можно встретить на любой кухне. Многие задаются вопросом, как в домашних условиях сделать рукоятку для ножа. Преимущества накладного варианта крепления: легкость в изготовлении и простота крепления.

Среди недостатков можно выделить:

  1. ограниченность формы;
  2. большой вес;
  3. высокий коэффициент теплопроводности.

Формы рукояток

Различают пять основных форм рукояток ножей:

Виды и преимущества древесины

К выбору материала для будущей рукоятки следует подходить очень ответственно. От исходного сырья зависят следующие характеристики: прочность, эргономичность, баланс и устойчивость к загрязнению. Нож с деревянной рукояткой отлично подойдет начинающему охотнику.

Древесина получила широкое распространение в качестве основного материала для изготовления рукояток. Обычно применяют сорта с плотной структурой: дуб, ясень, орех, клен, яблоня, вишня. Экзотические породы древесины имеют более красивый вид , но могут быть сложными в обработке или плохо влиять на баланс ножа. Самодельный резной нож всегда украсит коллекцию любого охотника. Среди отечественных сортов древесины, подходящих для изготовления рукояток, можно выделить карельскую березу, бук, граб и орех. К экзотическим относят эбен, венге, омбойну и бубингу.

Карельская береза используется во многих странах мира наравне с редкими экзотическими экземплярами. Структура ее древесины напоминает мрамор. Твердость этого вида может достигать до 3,5 единиц по шкале твердости Бринелля, плотность - до 770 кг/м3. Внутри материал имеет уникальные утолщения - капы, которые и придают карельской березе мраморную текстуру. Цвет варьируется от светло-золотистого до темно-янтарного. Такая древесина трудно обрабатывается, поэтому требуются особые навыки при изготовлении рукоятки.

Граб - вид лиственных деревьев, относящихся к семейству Березовых. Древесина имеет наибольшую твердость (порядка 3,7 ед. по Бринеллю) и плотность около 800 кг/м3. Специалистами высоко ценится износостойкость этого дерева, поэтому оно применяется в ответственных узлах, к которым предъявляют повышенные требования к вязкости и ударной прочности.

Грецкий орех достаточно часто используется для изготовления пропеллеров для легких самолетов. Минимальная склонность к растрескиванию обуславливает применение древесины для изготовления рукояток. В высушенном состоянии такая ручка сохраняет форму, не подвержена гниению. По Бринеллю твердость составляет порядка 3,7 ед.

Для изготовления рукоятки черного цвета используют эбеновое дерево или эбен. Произрастает оно в тропических джунглях и имеет плотность 1300 кг/м3, поэтому древесина этого дерева тонет в воде. Маслянистая структура делает материал устойчивым к атмосферным воздействиям.

Стабильность структуры позволяет использовать эбен при низких температурах в условиях Крайнего Севера. Этот материал также служит сырьем для изготовления музыкальных инструментов, сувениров, фигурок и статуэток.

Дерево венге - редкая порода экваториальной древесины. Шоколадный цвет материала с прожилками придает фактуре готового изделия незабываемый вид. По твердости венге превосходит дуб и ясень. По шкале Бринелля твердость может достигать до 4,2 ед. Плотность составляет 890 кг/м3. Наличие маслянистых отложений в структуре древесины усложняет механическую обработку и шлифовку. В качестве финальной доводки рекомендуется вощение.

Красно-коричневый цвет имеет древесина дерева амбойны. Плотность материала достаточно невысокая - порядка 670 кг/м3. Легко переносит механическую обработку и полировку. На финальной стадии изготовления может потребоваться дополнительное заполнение пор вязкими составами.

Древесина дерева бубинга имеет явно выраженные годичные кольца, что делает ее структуру яркой и привлекательной. Имеет среднюю плотность порядка 900 кг/м3. Применяется в декоративных целях, так как легко подвергается механической обработке. При полировке можно достичь зеркального блеска. Высокая склеиваемость делает ее пригодной для изготовления музыкальных инструментов, декоративных панелей и для украшения внутреннего пространства автомобилей.

Другие материалы

Наборная рукоять для ножа своими руками изготавливается достаточно просто. Довольно часто применяется кожа. Использование этого материала получило широкое распространение благодаря положительным качествам исходного сырья.

Качественно изготовленная рукоятка имеет хороший внешний вид, низкую теплопроводность. Ножка ножа выполняется с резьбой, поэтому не боится ударов и лучше переносит падения. Рукоять из козьей шкуры особо ценится среди любителей.

Также часто применяются пластик или оргстекло. Среди основных достоинств можно выделить высокое сопротивление ударам, малую массу, устойчивость к воздействию воды и влаги, морозостойкость и диэлектрические свойства. Клинок, изготовленный из пластика, будет холодным на ощупь.

Необходимо учитывать, что бывает статическая балансировка и динамическая. Выбрать оптимальную достаточно трудно. Если статическая балансировка характеризует весовые качества оружия, то динамическая учитывает момент инерции. Оптимальным для бытового использования считается вариант, когда центр массы находится на уровне указательного пальца.

Не всегда качество покупаемого инструмента нас устраивает. Иногда самый оптимальный вариант – изготовить самому то, что нужно.

Нож – предмет, который прочно вошел в нашу жизнь. Существует множество фото-инструкций как его сделать. Однозначно, это – трудоемкий процесс и не каждый может в домашних условиях изготовить хороший клинок. Но изготовленный собственноручно, он порадует своим качеством долгие годы.

Инструменты

Подобрать из имеющегося оборудования то, что нужно для изготовления ножа не так уж просто. Некоторый инструмент придется дополнительно приобрести или взять напрокат. Впрочем, много зависит от технологии.

Для изготовления ножа путем ручной ковки нам понадобится следующее:

  • Большой и малый молот;
  • Печь;
  • Уголь;
  • Кузнечные щипцы;
  • Напильник;
  • Пассатижи;
  • Наждачная бумага;
  • Ключ разводной;
  • Точильно-шлифовальный станок;
  • Наковальня;
  • Болгарка.


Выбор металла

Перед тем как перейти к подробной инструкции о том, как правильно сделать нож, важно тщательно подобрать материал, из которого он будет изготовлен, учитывая все необходимые технические характеристики:

  • Износоустойчивость (сопротивление стираемости и деформации; зависит напрямую ото твёрдости);
  • Способность выдерживать высокие температуры;
  • Прочность (сохранение целостности при приложении определенной внешней нагрузки);
  • Вязкость (способность удерживать форму без деформации и разрушения в процессе применения);
  • Твердость (способность противостоять проникновению в собственную структуру посторонних материалов).

Эскиз

Перед тем как сделать нож в домашних условиях, нужно иметь представление о том, как он будет выглядеть, из чего изготовить для него ручку, ножны, каких он будет размеров.

Предварительный эскиз чертится на бумаге, а потом уже начинается трудоемкий рабочий процесс, который проходит в несколько этапов: изготовление лезвия ножа своими руками, ручки и ножен со шлифовкой, обточкой под необходимые параметры.

Изготовление клинка

От того, какая заготовка будет для ножа, такой будет технология работ. Можно купить в строительном магазине лист металла (пластину) определенной толщины и вырезать по эскизу заготовку. Закалить металл в печи. Потом обработать ее напильником или на шлифовальном станке.

Значительно легче будет, когда заготовка под будущий нож будет сделана из:

  • Старой косы;
  • Ножа газонокосилки;
  • Двухгранного напильника;
  • Сверла подходящего диаметра.

Важно, чтобы заготовка была толще, чем в конечном итоге полученное после обработки лезвие.


Ручка для ножа

То, из чего можно сделать рукоять для ножа ограничено лишь собственной фантазией.

Древние мастера стремились свои клинки делать образцом совершенства, используя весь имеющийся материал под рукой. Оригинальные идеи ручек для ножа с использованием всего, что под рукой изменяются со временем.

В данный момент рукоять для ножа можно сделать из следующих материалов:

  • Пластик;
  • Оргстекло;
  • Дерево;
  • Керамика;
  • Эбонит;
  • Кварцевое стекло;
  • Бронза;
  • Серебро;
  • Слоновая кость;
  • Золото;
  • Текстолит;
  • Рога оленя.

Методы, применяемые в изготовлении ручек для ножей

После изготовления клинка важно его тщательно состыковать с рукоятью, чтобы он впоследствии жестко сидел, не болтался, не выпадал.

Существуют следующие методы, широко применяемые в процессе изготовления ручек для ножей:

  • На заклёпках;
  • Фиксация шпилькой;
  • Горячее наживление клинка на тело рукояти;
  • Использование болтов, штырей и гаек;
  • Расклёпка торца.

Нож из напильника

Рассмотрим пошагово процесс изготовления лезвия и рукояти из простого материала, который можно найти под рукой. Из двухгранного напильника.


  • Предварительно накаляем в печи металл;
  • Придаем заготовке нужную форму согласно чертежу. Используем кузнечный молот, потом – точило. В конечном итоге должны сформироваться две хорошо различимые зоны – для рукояти и самого лезвия;
  • Выполняем черновую (грубую) заточку ножа под бритвенный или клинковый тип ножа;
  • Изготовляем рукоять из любого материала. Вырезаем ее по размерам собственной руки.
  • Доводим ее до нужной формы на точильном станке;
  • Состыковываем рукоять с металлической заготовкой (на заклепках);
  • Шлифуем и полируем нож (наждачкой или шлифовальной машинкой с нужными насадками);
  • Производим окончательную заточку лезвия;
  • Используем бархотку или полироль, чтобы придать ножу окончательный завершенный вид.

Изготовление ножен

После того как изготовлен нож, по его размерам делаются ножны или сшивается чехол. Для этого можно использовать различный материал – пластик, кожу, дерево.

В конструкции ножен нужно предусмотреть отток влаги и направляющие для лезвия, а сам чехол изготовить так, чтобы лезвие свободно входило-выходило без заклинивания и всяческих неудобств.

Таким образом, изготовление ножа – это целое искусство, которому в древности посвящали целую жизнь, добиваясь наилучших по качеству лезвий и рубяще-режущих свойств. Такие ножи с успехом применялись как на пиру, так и на поле брани, и каждый экземпляр был образцом совершенства.

Фото самодельных ножей

Из чего сделать ручку для ножа. Порода дерева для рукояти ножа. Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на эксплуатационные характеристики древесины, является сорт дерева, а также его физические и механические свойства: стабильность, твердость, прочность, плотность, теплопроводность и т. д. Древесина, в зависимости от породы, обладает различными свойствами, что обуславливает ее применение. Кроме того, эти свойства часто отличаются и в пределах одного сорта. Рукоять ножа своими руками Из чего сделать ручку на нож (Смотреть статьи о изготовление рукояти ножей) Из чего сделать ручку на нож. Как сделать рукоятку для ножа. Как сделать всадной монтаж рукояти. Как сделать больстер. Как изготовить Шведский нож в домашних условиях. Рукоять ножа из бересты Рукоятку ножа из бересты (Смотреть статью) Рукоять ножа из бересты. Бересту срезал ещё летом с упавшей берёзы, высушил, нарезал заготовки, просверлил по кондуктору отверстия и стамеской вырубил между ними перемычки. Потом всё это собрал на хвостовик клинка, стянул в струбцине, и на две недели положил на батарею сушиться. Факторы, влияющие на свойства древесины одной породы дерева Ареал произрастания дерева. Свойства одного и того же сорта дерева могут различаться в зависимости от места и условий произрастания. Как правило, деревья в более холодных северных регионах растут медленно, поэтому их годичные кольца роста расположены ближе друг к другу и древесина часто обладает большей плотностью, которая обуславливает большую твердость и прочность будущих изделий. Возраст дерева. Более старая древесина обычно обладает большей плотностью. На свойства дерева влияет и место вырезки, т. е. из какой части дерева была вырезана древесина. Установлено, что в древесине одних деревьев плотность увеличивается по направлению от сердцевины к коре, а в других – уменьшается. Плотность древесины колеблется также в зависимости от высоты ствола. Способ распила. Выделяются три основных способа распила деревянного бревна: Поперечный – распил дерева перпендикулярно стволу дерева и направлению волокна. Радиальный – продольный распил перпендикулярно годичным кольцам. Тангенциальный – продольный распил не перпендикулярно годичным кольцам. Установлено, что показатели твердости и стабильности древесины радиального распила несколько превышают эти показатели при тангенциальном распиле. Строение В центре ствола во всю длину располагается сердцевина. У хвойных деревьев диаметр сердцевины бывает от двух до тех миллиметров, а у лиственных пород от восьми до десяти миллиметров. Вокруг сердцевины нарастает древесина годичными слоями, неоднородного строения. Древесина бывает ранняя, расположенная близко к сердцевине, и поздняя, которая находится рядом с корой. Ранняя древесина начинает нарастать в теплое время года во влажной почве, а поздняя образуется осенью. Ранняя древесина у хвойных деревьев светлая и у лиственных пород пористая. Размер слоев определяется возрастом дерева, а так же условиями роста, и соответственно породой дерева. Обычно древесина светлого цвета, но у одних деревьев она однородная, а у других она имеет темную центральную часть. Ядро - темная часть. Заболонь - светлая часть ствола. Если древесину разрезать поперек, то можно увидеть сердцевинные лучи светлые, блестящие, иногда невидимые невооруженным глазом у березы и осины, а иногда хорошо видимые у бука и дуба. На целом разрезе сердцевинные лучи имеют вид полосок или лент, которые находятся поперек волокон, на тангенциальном срезе они с заостренными концами вдоль волокон. Сердцевинные лучи имеют красивый рисунок. При поперечном срезе у лиственных пород можно увидеть отверстия, проводящие влагу. За цвет древесины отвечают дубильные и смолистые вещества, которые расположены в клетках. Целиком цвет древесины проявляется после отделки поверхности и нанесения покрытия. Если древесину не обрабатывать, то она постоянно будет изменять цвет. Текстура древесины это натуральный рисунок при разрезе. Текстура зависит от строения дерева, а так же направления среза. Она оказывает влияние на декоративные качества. У древесины хвойных деревьев простой рисунок. Очень красивые рисунки у березы и лиственницы. Плотность древесины зависит от породы дерева. Существует 3 группы плотности: малой плотности (до 540 кг/м3) - сосна, пихта, кедр, липа, ива, ольха; средней плотности (550-740 кг/м3) - лиственница, береза, бук, дуб, клен; высокой плотности (750 кг/м3 и выше) - береза, самшит, кизил, рябина. Прочность древесины зависит от ее плотности, поздний слой в 2-3 раза прочнее раннего. С увеличением влажности, плотность повышается. С изменением влажности меняется объем параметров заготовки, такие как усушка или разбухание. Усушка или разбухание, к сожалению, приводит к растрескиванию. Любое бревно, в течение первого года, проходит этап усушки, при этом происходит растрескивание по всей поверхности. Впоследствии появляется основная трещина, которая образуется в месте изменения годовых колец, а все оставшиеся трещины начинают стягиваться. Трещины в бревне показывает натуральность материала, а вот трещины в штукатурке огромная проблема. Так же при выборе материала, нужно обязательно учитывать его механические свойства: Твердость - свойство древесины, которое может сопротивляться твердым телам. Она зависит от плотности древесины и разная во всех направлениях. А так же зависит от многих факторов: влажности, содержания поздней древесины, времени заготовки. Прочность позволяет древесине сопротивляться разрушению. Существуют несколько пределов прочности: при сжатии, растяжении, изгибе. Раскалываемость – свойство древесины расщепляться вдоль волокон под действием нагрузки. Любые свойства дерева могут быть как недостатками, так и достоинствами. Узнав о достоинствах древесины, можно применять любые типы пород, выбирая подходящие к поставленным задачам. Для изготовления рукоятки ножа используется, как правило, древесина твердых пород. При этом каждая древесина несет с собой лишь только ей одной присущие свойства, фактуру, структуру и важно отличать различные породы друг от друга. Нужно помнить, что покрытая лаком рукоятка ножа ценится меньше, она не такая естественная, как рукоятка из натуральной древесины, которая сохраняет свой первозданный вид. Древесина орех хорошо обрабатывается как вручную, так и на станках. Хорошо полируется. Ядро ореха имеет цвет от светло-коричневого до коричнево-серого. При этом заболонь узкая, как правило светло-серого цвета.
Древесина бука имеет равномерную окраску. Заболонь и ядро чаще всего не отличаются по окраске. Как правило, бук легко обрабатывается и может давать качественную гладкую поверхность. Очень часто бук используют для рукояток кухонных ножей.
Древесина дуба- тоже популярный материал для изготовления рукояток ножа. Дуб имеет очень прочную, плотную древесину, он стоек к загниванию и механическим воздействиям. Кроме этого, дуб легко морится в разные оттенки, вплоть до черного цвета. Из древесины дуба получается колоритная, насыщенная и неповторимая текстура. Для рукояток дорогих ножей используется естественным способом мореный дуб, который имеет возраст тысячи лет. Такие рукоятки прочны и очень красивы.
Древесина березы имеет цвет от беловатого до бледно-коричневого, без особо заметных отличительных особенностей, имеет прямоволокнистую мелкую структуру. Береза хорошо протравливается красителями, полируется. Очень хорошо обрабатывается на токарных станках. Для рукояток ножей используется капили сувель березы. Хорошо просушенная и обработанная рукоятка начинает как-бы «светиться» изнутри. При правильной пропитке маслами дерево становиться похожим на янтарь и даже немного прозрачным. В этом случае изделие имеет богатую и неповторимую структуру рисунка, хорошо передает теплоту дерева.
Кап- редкий, твердый и красивый материал с очень необычным рисунком волокон древесины, по своему виду напоминающим мрамор. Обрабатывается сложно из-за сильно свилеватой текстуры и огромного количества сучков. Крайне красив, прочен, прекрасно шлифуется и полируется. Кап служит идеальным материалом для изготовления художественных и декоративных изделий, используется при облицовке мебели шпоном. По твердости кап значительно превосходит обычную древесину и сложно поддается обычной обработке, поэтому изделия из него, как правило изготавливаются вручную. Обычно на свежем срезе капа и сувели рисунок бледный и малозаметный, поэтому их подвергается пропариванию. После просушки кап готов к работе. Как правило, изделия из капа и сувели покрывают специальным составом или натуральным пчелиным воском, который придает им богатый матовый оттенок и хорошо передает теплоту дерева.
Береста - верхний слой (наружная часть) коры берёзы. Внешняя сторона бересты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже - розовато-коричневого. Внутренние слои, обращённые к лубу, бывают различных оттенков - от жёлтого до коричневого. На Руси издревле использовали бересту в строительстве (как стойкий к сырости прокладочный материал), для изготовления домашней утвари (плетёные берестяные лукошки, короба), художественных поделок, как материал для письма (берестяные грамоты). Так же из бересты добывали дёготь, который использовался для защиты кожи, прежде всего обуви (сапог) и как колёсная смазка. Так же берёзовый дёготь активно используется в ветеринарии (лечение лишая, обработка копыт крупного рогатого скота и лошадей). В России из бересты изготавливают наборные рукояти ножей. Такие рукояти позволяют пользоваться ножами в полевых условиях в мороз и в жару ввиду низкой теплопроводности бересты и её бархатистости. Высокие водооталкивающие свойства бересты позволяют делать рукояти ножей без дополнительной пропитки, а содержания дёгтя наделяет её некоторыми дезинфицирующими свойствами, благодаря чему береста не гниёт. Очень часто в ножах ручной работы используются экзотические породы породы древесины: амарант, венге, бубинга, железное дерево и другие твердые породы.

Как и в случае с материалами, на первый взгляд складывается впечатление, будто безбрежны й океан геометрических очертаний не оставляет надежды на хотя бы приблизительное подобие классификации, однако это лишь пугающая иллюзия. На деле можно выделить несколько базовых групп, в которые отчетливо улягутся сонмы конкретных вариаций и фантазий, при чем улягутся однозначно и бесповоротно. Племя, состоящее из неординарных красавцев и страшноватых уродцев, впитает в себя неучтенные крохи, исчерпав, таким образом, вопрос целиком и полностью. То, что какая -то часть рукояток несет в себе черты разных стиле й, дела не осложняет, поскольку всегда видна главная линия. Итак, по внешним очертаниям рукоятки могут быть:

  • прямыми;
  • конусными вперед;
  • конусными назад;
  • вогнутыми («приталенными»);
  • выпуклыми («пузатыми»);
  • произвольными.

Поперечное сечение рукояток варьируется от круглого и овального (наиболее удобные варианты) до всевозможных многоугольников, а также их сочетаний.

Овальная форма идеально соответствует эргономическим требованиям, замечательно ловко укладываясь в ладонь. Недостаток круглого сечения — невозможность вслепую определить пространственную ориентацию плоскости клинка. Круглая рукоять может привести к тому, что в темноте вы нанесете удар не лезвием, а обухом или плашмя.

Квадрат и прямоугольник со скругленными краями — лишь вариации круга и овала. Если грани плоские и четкие, то, несмотря на отличный внешний вид, рукоятка будет конфликтовать с рукой тем яростнее, чем яснее обозначены эти грани. Кроме того, любая плоскость создает неприятное ощущение пустоты в центре ладони, будто чего -то не хватает. Для сувенирных, коллекционных и тому подобных изделий это не принципиально, но рабочие ножи праздной красоты не приемлют.

Но прямая рукоятка не обязательно должна походить на палку. Она вполне может иметь затыльник какой угодно формы.

Прямые рукоятки, лишенные каких бы то ни было расширений спереди или сзади, являются древнейшими из всех, как всякая натуральная безыскусность. Их простота обладает целым рядом преимуществ, однако хватает и недостатков, главный из которых — легкость, с которой прямая рукоять выскальзывает из руки, поскольку не имеет никаких ограничителей. Но именно поэтому нож удобно метать клинком вперед. Прямые рукоятки имеют и многие кухонные ножи.

Разумеется, в данный раздел следует включить большинство традиционных японских ножей, особенно смонтированных в стил е айкути, то есть — без всяких гард и головок.

Конусные рукоятки встречаются двух видов — с сужением вперед или назад. Второй вариант достаточно редок, хотя имеет свои положительные стороны. Когда -то он был распространен среди кинжалов-леворучников.

В наши дни подобные рукоятки можно увидеть у кухонных ножей, а также у завоевавших широкую популярность псевдояпонских изделий «в стиле танто», не имеющих к реальным истроическим прототипам никакого отношения.

Упомянутые положительные моменты заключаются, как и у прямых рукояток, в удобстве метания клинком вперед и в легкости всевозможных переводов с обычного на обратный хват и обратно.

принадлежность к означенному семейству определяется прямизной средней части, за которую мы и держим оружие.

Удобство рукоятки, сужающейся вперед, предопределено чисто анатомическими особенностям и строения ладони, и наиболее замечательные разновидности стиля являются заодно устоявшимися и традиционными. Практически весь мусульманский мир вот уже много веков отдает предпочтение именно таким рукояткам. Вот турецкий ятаганный нож и персидский кард:

Классический узбекский печак (пичак, пчак) с мощным кованым булатным клинком (нижний рисунок) отображает тенденцию в целом, и многочисленные национальные среднеазиатские ножи почти такие же, с минимальными вариациями.

Конусные рукоятки имеет изрядное число хирургических инструментов, дизайн которых никогда не страдал излишествами.

С другой стороны, история предлагает ряд образцов, в которых разумная конусность доведена до абсурда, так что нам теперь даже трудно судить, насколько успешно безвестный ландскнехт орудовал своим кинжалом.

В рукоятках подобного типа отсутствует как таковая головка, или навершие, потому что добавлять его попросту некуда. Когда бы не наличие развитых гард или ступ еньки при переходе тонкой шейки рукояти в широкий клинок, как у показанного выше печака, то рука постоянно соскальзывала бы к лезвию со всеми неприятными последствиями. Оттого конусный стиль не может быть признан таким уж удобным, особенно для современных охотничьих и боевых ножей.

Третий образец, родом из Индии, успешно продолжает славную когорту.

Вогнутые рукоятки соединяют в себе положительные качества того и другого конусов, врастая в ладонь, будто родные. Однако разная глубина вогнутости заметно влияет на сферу применения стиля и, говоря научным языком, эксплуатационны е характеристики. Слишком малая «приталенность» сближает такую рукоять с прямыми тем сильнее, чем она мельче. Этой формой наделены некоторые японские рукоятки, а также изделия Востока, хотя там всегда стремились к более, скажем так, пышным очертаниям. Подобный тип ножа характерен также для старой Руси, которая традиционно пила и пьет культурные соки отнюдь не засушенного Запада, и для народов Крайнего Севера. Вот ненецкий нож:

Если увеличить прогибы до той степени, когда средняя часть рукоятки словно бы утонет меж мощных расширений, мы получим самый распространенный и восхитительно экзотический тип индо -азиатской рукояти, безраздельно господствующий от Кавказа до Сингапура. Вес ьма любопытное сходство, практически — совпадение форм классического кавказского кама с кинжалом из Северной Африки. И тут, и там имеет место спрямленный черенок, ограниченный с обеих сторон. Это суровое боевое оружие, которым удобно лихо рубить и бешено к олоть врагов непосредственно через кольчуги, ватники, бешметы, бурнусы и т. п.

Не нам теперь судить, насколько удобны рукоятки, в которых изысканность преобладает над практичностью, но, глядя на турецкий бебут, так и тянет прикинуть, сколько раз его владелец ранил руку об острые кромки? Самое любопытное то, что подобный стиль чрезвычайно широко распространен в Турции, Иране и вообще в Центральной Азии.

Разновидностью вогнутых рукояток является их асимметричный, односторонний вариант, более приемлемый не для кинжалов, а для ножей.

Как не вполне удобный вариант стиля широко применяются рукоятки с глубокими вырезами под пальцы. С одной стороны, рука намертво фиксирует рукоять, но при этом в значительной степени теряется возможность вариативной работы с перехватами то так, то эдак. В старые времена люди знали, что хорошо, а что нет, и мы не находим в анналах истории ни одного похожего образца.

Такие рукоятки принимают порой непривычные очертания, несущие явный национальный колорит. Издалека видно, что этот вот кинжал в ходу у народов Центральной Африки.

Иногда призводители теряют чувств о меры, и вместо простых выемок под пальцы появляется нечто, напоминающее кастет.

Немецкий «нож траппера» заодно с «выемочной» формой иллюстрирует другой тип рукояток — отогнутых вниз, о чем будет рассказано далее.

Ножи для водолазов и прочих подводных пловцов, именуемых модным словом «дайверы», помимо всевозможных зацепов для перерезания капроновых фалов (буде вас угораздит запутаться в рыболовной сети) и различных пил часто оснащаются именно «выемочной» рукоятью, что в данном случае безоговорочно оправдано.

Однако самыми массовыми и, безусловно, самыми удобными из всех были и будут формы с расширением в средней части, симметричные или односторонние. И те, и другие применяются в любых разновидностях ножей и кинжалов, как прямых, так и кривых. Разумеется, прямой обоюдоострый клинок предполагает также симметричную соосную рукоять.

Собственно говоря, аналогичными рукоятками комплектуется изрядное число колющих предметов, в особенности всевозможных кортиков. Правда, их рукоятки обычно изящнее и тоньше (о кортиках поговорим отдельно).

Как правило, подобные рукоятки выгнуты большей или меньшей дугой вверх. Эффектно и неудобно.

Абсолютное большинство охотничьих и боевых ножей имеют выпуклые двусторонние и односторонние рукоятки. В последнем случае о них говорят: «с брюшком». Форма сечения может быть круглой или овальной.

Чаще всего задним торец оформляется в виде загнутого крючка, или «клюва».

Оси хвостовика и всей рукоятки не всегда совпадает с осью клинка. Иногда, преследуя некие частные цели, создатели ножа опускают рукоять вниз или — гораздо реже — задирают ее вверх, а то делают «пистолетной». Такие изделия нельзя считать универсальными, потому что это всегда специализированные охотничьи ножи, предназначенные либо для добивания несчастного жив отного, либо для снятия его шкуры («скинеры»).

В настоящее время специалистами разных стран признано, что максимально удобной формой для действительно рабочего широкопрофильного ножа, прежде всего боевого, является прямая, соосная с клинком рукоять с небольшим «брюшком» и чуточку отогнутым вниз задним срезом, лишенным чрезмерно развитых крючков или фигурных головок. Среди привлекательной продукции известных оружейных фирм и отдельных мастеров мы находим множество чудесных образцов подобного рода. Их объединяет одно общее качество, которое японцы называют (применительно к любым предметам материального мира) словом «ваби» — то есть «красота целесообразности». Вещь, обладающая ваби, никогда не будет вычурной или подчеркнуто эстетичной. Ваби — это прелесть безыскусности и простоты, соответствия своему назначению. В полной мере такими качествами наделены классические финские ножи. Не зря большинство боевых ножей в той или иной степени следуют в русле данной традиции.

Наличие или отсутствие планки (перекрестия) особой роли н е играет, хотя для очень сильных тычковых ударов это существенно.

Развивая тему отогнутых вниз рукояток, мы вступаем в мир странных и на первый взгляд нелепых конструкций. Уничижительная оценка была бы совершенно справедлива, кабы не множество национальных ножей, проверенных в деле на протяжении столетий. Склонностью к подобным изыскам отличаются народы южные, с горячей кровью и распаленным воображением, поэтому иллюстрацией сказанному послужит малайский бадик. Откровенно говоря, сложно представить себе, как именно следует пользоваться такой косой, однако если говорить о колющих ударах — тут он на высоте. Руке попросту некуда соскальзывать, хоть вгоняй клинок в стену.

Хитроумные индусы пошли дальше — они создали невиданную поперечную рукоять. Клинки, оснащенные ею, именуются кутар и годятся исключительно для смертного боя. Интересно, что рукоятки эти неприемлемо тесны, очевидно, кисти рук индусов — по крайней мере в старину — заметно субтильнее европейских.

Нечто подобное было и есть и в арсенале Запада. В XIX веке в США получили распротранение так называемые ножи профессиональных картежников пуш-дэггеры: короткие кинжальчики с поперечной рукоятью, изобретенные, как считается, в Сан -Франциско. Коварные шулера носили из на поясе в ножнах и, будучи уличенными в мошеннической игре, мгновенно пускали в ход. Размеры этих изделий могли быть самыми разными, но все же не очень крупными. Сегодня подобные штучки изготавливаются чаще как брелоки, с пластиковой рукояткой и коротеньким клинком.

МВД не классифицирует эти «игрушки» как холодное оружие только потому, что причинить смерть противнику возможно лишь точн ым попаданием в шею или висок, а вообще -то вам предоставляется полное право истыкать его, словно подушечку для булавок.

На наш взгляд, это, тем не менее, криминальный предмет в чистом виде, так как ни порезать колбасу, ни очинить карандаш мини -кастетом почти невозможно. Его предназначение очевидно — ранить и убивать, а длина клинка здесь ни при чем.

Каждый из представленных типов рукояток непременно имеет подвиды, где простым геометрическим очертаниям, всем этим углам наклона и формам сечения придана та или иная скульптурность. Таким образом, пришло время поговорить о резных рукоятках. В рассказе о слоновой и прочей кости, а также о ценных породах древесины уже фигурировали подобные роскошные экземпляры, поэтому сейчас достаточно продемонстрировать пару -тройку характерных примеров с краткими пояснениями.

Самым распространенным и логичным является тип, где декорированию подверглась лишь головка (затыльник). Соответственно наименованию и оформляют ее в девяти случаях из десяти именно в виде чьей-либо головы — человеческой, звериной, птичьей или бесовской. Перечислять все проявления фантазии нет смысла, вот лишь некоторые:

Вторая разновидность — полностью «оскульптуренные» рукоятки, настолько же эффектные, насколько (за редким исключением) и неудобные. Неудобство тем заметнее, чем крупнее рельеф.

И последний тип — уж вовсе непонятные сооружения, пригодные разве что для марсиан с их клешнями и щупальцами. Впечатлен ие дополняется столь же замысловатыми, нелогичными гардами и прочими аксессуарами. Такое мог породить только хитромудрый Восток, причем самые его экзотические глубины и окраины, но никак не прямодушный Запад.


На этом рассказ о рукоятках холодного оружия, точнее — ножей и кинжалов можно считать завершенным. Попытки классификации по каким-то иным признакам приводят, к сожалению, лишь к дополнительной путанице и безмерному разрастанию числа позиций и типов, поскольку за свою долгую историю человечество наизобретало астрономическое число режущих и колющих предметов в полном соответствии как с жизненными потребностями, так и с порочными страстями.

Конструктивно любой нож состоит из двух элемнтов - рукояти и клинка. Однако, каким бы качественным не был клинок, все его достоинства сойдут на нет, если ножом неудобно работать и устает рука. От рукояти зависит комфорт работы ножом, маневренность ножа, эффективность работы с ножом. От формы рукояти зависит функциональное назначение ножа. Рукоять может ставиться параллельно клинку или под углом.

Способы крепления рукояти ножа

Существует два способа крепления рукояти к хвостовику клинка: всадной и клепаный.

1) Всадной способ крепления рукояти (хвостовой монтаж, "крысиный хвост")

На узкий хвостовик как на стержень насаживается рукоять и далее закрепляется. В случае, если хвостовик длиннее рукояти, рукоять затягивается гайкой, рукоять состоит из множества пластин. С обоих сторон рукоять снабжается обоймицами для предохранения от раскалывания. Такая рукоять называется наборной. Чаще всего используется, если рукоять параллельна клинку. В случае, если хвостовик короче рукояти, рукоять закрепляют с помощью клея. Таким способом крепят рукояти, расположенные под углом к клинку.

Преимущества

  • Более привлекательный внешний вид
  • Практически любая форма и размер рукояти
  • Низкий вес
  • Низкая тепло- и электропроводимость
  • Ремонтопригодность

Недостатки

  • Менее прочное соединения по сравнению с клепаным способом

На фото: всадной сквозной монтаж рукояти на от фирмы . Рукоять фиксируется гайкой, которая наворачивается на резьбу шпильки. В гайке предусмотрено отверстие для темляка.

Всадной сквозной монтаж рукояти (рукоять наборная из бересты) от . Рукоять фиксируется навершием из текстолита, которое накручивается на шпильку.

Всадной глухой монтаж рукояти (клинок фиксируется на двухкомпонентный клей) от . При соблюдении технологии данный монтаж не уступает сквозному по прочности

Всадной сквозной монтаж рукояти на ноже от компании повышенной прочности. На большинстве ножей выполняет двойной крепеж хвостовика (шпильки) клинка на 2 гайки (первая гайка внутри колпачка-тыльника, вторая гайка снаружи на тыльнике).

2) Клепаный способ крепления рукояти

На широкий хвостовик, который повторяет контуры рукояти, с двух сторон на заклепки ил винты крепятся пластины (накладки, «щечки»). Данный способ применяется при изготовлении цельнометаллических ножей Full-Tang, а также складных ножей


Накладки, выполненные из карельской березы, у складного ножа от компании


Накладки из ореха, фултанг нож "

Преимущества

  • Более прост в изготовлении
  • Наиболее прочный способ крепления

Недостатки

  • Ограничения по форме, объему и размерам рукоять
  • Увеличенный вес
  • Высокая тепло и электропроводимость (не получиться работать без перчаток на морозе)
  • Не очень удобная форма, при намокании может выскользнуть из руки

Форма рукояти ножа

1) Овальная форма .

Плохо, если грани рукояти плоские и четкие. В этом случае, несмотря на отличный внешний вид, руке будет некомфортно держать такой нож. При овальной "обтекаемой" форме рукояти руке значительно комфортнее удерживать нож. Поперечное сечение рукояток может варьироваться от круглого и овального (это наиболее удобные варианты) до всевозможных многоугольников, а также их сочетаний. Овальная форма идеально соответствует эргономическим требованиям, замечательно ловко укладываясь в ладонь. Квадрат и прямоугольник со скругленными краями — лишь вариации круга и овала.


Овальная форма рукояти у ножа от Златко

Преимущества

  • Оптимальное, удобное положение в руке

Недостатки:

  • Невозможно тактильно определить ориентацию плоскости клинка в пространстве. Применяя охотничий нож в темноте, можно нанести удар не лезвием, а плашмя или обухом

2) Прямая форма

рукояти без сужений и расширений. Такую рукоять имеют большинство кухонных ножей. Поперечное сечение рукояток может варьировать от круглого и овального (это наиболее удобные варианты) до всевозможных многоугольников, а также их сочетаний.

Овальная форма идеально соответствует эргономическим требованиям, замечательно ловко укладываясь в ладонь. Недостаток круглого сечения — невозможность вслепую определить пространственную ориентацию плоскости клинка. Круглая рукоять может привести к тому, что в темноте вы нанесете удар не лезвием, а обухом или плашмя.

Квадрат и прямоугольник со скругленными краями — лишь вариации круга и овала.

Недостатки:

  • Не имеет ограничителей, легко выскальзывает из руки.

3) Конусная форма

Бывают с сужением назад или вперед. Первый вариант очень редок, такая форма рукояти была распространена у кинжалов-леворучников. Рукояти, сужающиеся вперед обладают хорошими эргономическими особенностями. На протяжении многих веков весь мусульманский мир отдавал предпочтение такой рукояти. Большое число хирургических инструментов имеет конусную рукоятку, сужающуюся вперед.


Конусная форма рукояти у (АиР, Златоуст)


Конусная форма рукояти у ножа-топора (АиР, Златоуст)

4) Вогнутая форма

Вогнутые рукояти совмещают положительные качества обоих видов конусов и удобно ложатся в ладонь. Такую форму имеют некоторые японские рукояти, также подобная форма характерна для старой Руси. Однако, различная глубина вогнутости влияет на область применения. Разновидностью ассиметричного одностороннего варианта можно выделить рукоять с глубоким вырезом под пальцы, что не вполне удобно, но эффектно и чем-то напоминает кастет. Такие углубления для пальцев обеспечат более стабильное положение ножа в руке, однако следует отметить, что количество углублений больше одного ограничивают возможности разнообразных положений рукояти. Самая массовая и, безусловно, самая удобная из всех форм - рукоять, расширенная в средней части (симметрично или односторонне).

5) Выпуклая форма

Практически все охотничьи и боевые ножи имеют выпуклую двустороннюю или одностороннюю рукоять. Рукоять выпуклую одностороннюю называют «с брюшком». Сегодня, специалисты многих стран признают, что максимально комфортной формой рукояти широкопрофильного ножа является соосная с клинком, прямая рукоятка с небольшим «брюшком». Классический финский нож («финка») в полной мере соответствует этим параметрам.

Основной материал рукояти (черен рукояти)

От материала зависят такие качества, как прочность, комфортабельность для руки (не должна холодить руку, рука не должна скользить), стойкость к загрязнениям, балансировка всего ножа.

1) Дерево

При изготовлении обычно используются плотные сорта дерева. Используются такие сорта дерева, как дуб, орех, клен, ясень, вереск, груша, яблоня, вишня. Из редких пород дерева рукояти выглядят намного красивее, не холодят руку, не липнут в крови, однако бывают тяжелыми и сложными в обработке.

Преимущества

  • Малый вес, внешний вид;
  • Не скользит в руке;
  • Впитывает излишки пота;
  • Очень легко поддаётся обработке;

Недостатки

  • Недостаточная ударопрочность (относительно). Некоторая древесина обладает отличной ударопрочностью (капы, сувель, карельская береза)
  • Плохие показатели водоустойчивости (относительно). Нужна специальная пропитка и внешняя обработка

Наиболее популярная древесина для изготовления рукоятей

Амарант

Общее название: Purpleheart, Amaranth

Научное название: Peltogyne spp.

Распространение: Центральная и Южная Америка (от Мексики до южной Бразилии)

Размер дерева: 30-50 м в высоту, 1-1,5 м диаметр ствола.

Средняя плотность: 905 кг/м3.

Твёрдость по Бринеллю 5,4 кгс/мм²

Модуль разрыва: 151,7 МПа.

Модуль упругости: 20,26 ГПа.

Прочность на сжатие: 83,7 МПа.

Усушка: радиальная: 3,8%, тангенциальная: 6,4%, объемная: 10,6%, отношение тангенциальной к радиальной: 1,7.

Древесина амаранта, более известная как пурпурное сердце, представляет собой плотную экзотическую древесину фиолетового цвета.

Цвет / Внешний вид:

У свежесрезанной древесины сердцевина имеет тусклый сероватый/пурпурно-коричневый цвет. При воздействии света становится более глубоким фиолетовым. С течением времени и воздействием ультрафиолета древесина становится темно-коричневой с фиолетовым оттенком. Это изменение цвета может быть сведено к минимуму с помощью покрытия, защищающего от УФ-излучения.

Текстура:

линии, как правило, прямые, но могут быть волнистыми или неправильной формы. Имеет среднюю текстуру с хорошим натуральным блеском.

Устойчивость к гниению:

Purpleheart считается очень устойчивым как к гниению, так и к большинству насекомых.

Обрабатываемость:

Работа с Purpleheart может создать уникальные проблемы: если дерево нагревается тупыми инструментами или скорость резания слишком высока, амарант выделяет смолу, которая может забивать инструменты и усложнять процесс обработки. В зависимости от ориентации волокон может быть повреждена при обработке. Пурпурное сердце также оказывает умеренное затупление инструмента.

Запах:

варьируется в зависимости от вида: большинство видов не имеют характерного запаха, хотя некоторые виды могут иметь резкий запах.

Аллергия/токсичность:

хотя тяжелые реакции встречаются довольно редко, о пурпурном сердце говорят как о сенсибилизаторе. Обычно наиболее распространенные реакции - раздражение глаз и кожи. Древесина амаранта при обработке может также вызывать тошноту.

Применение: украшения, инкрустация мебели, напольные покрытия, мебель, судостроение, элементы интерьера.

Эта красочная латиноамериканская лиственная древесина чрезвычайно популярна для мебели и других инсталляций, которые требуют уникального всплеска цвета. В дополнение к своей окраске Purpleheart обладает превосходными прочностными свойствами и может использоваться в тех случаях, когда важна прочность.

Буби́нга

древесина деревьев видов Guibourtia tessmannii и Guibourtia demeusei из рода Guibourtia семейства Бобовые. Африканское розовое дерево, африканский палисандр, акумэ, бубинга, эбана, эссинганг, кевазинго, кеуазинго, оквэни, ованг, уака. Известная древесина Бубинго является древесиной нескольких видов: Guibourtia tessmannii, Guibourtia desmeusei, Guibourtia pellegriniana. Род Guibourtia включает в себя 16 видов, произрастающих в тропических регионах Африки (13 видов) и Южной Америки (3 вида). Но для получения древесины бубинга использую в основном африканские виды.

Древесина бубинга твёрдая и плотная (средняя плотность 860-930 кг/м3), имеет ясно различимые годичные кольца и обычно обладает красивой текстурой, которая обусловлена частой сменой направления роста волокон и других девиаций роста. Ядровая древесина красно-коричневого цвета с темными прожилками. Помимо приятного цвета «красного дерева» ядровая древесина бубинги исключительно декоративна. Волокна могут быть как прямыми, так и витиевато запутанными, образующими хаотичный рисунок из завитков и точек. Древесина является долговечной, умеренно устойчива к насекомым. К положительным свойствам относят также высокую биостойкость— бубингу не едят древоточцы, не поражают грибки, гниль, плесень. Сушить необходимо медленно, но после этого она очень стабильна. Относительно легка в обработке. Хорошо полируется до зеркального блеска, но умеренно поддается пропитке. Древесина хорошо склеивается, при финишной обработке пригодна для любых видов лакирования и полировки.

Используется при изготовлении различных музыкальных инструментов, арф, гитар, бас-гитар, барабанов. Используется при производстве луков, из бубинго делается ручка. Применяется для изготовления рукоятей различных ножей. Находит применение и при изготовлении мебели. Применяется во внутреннем оформлении салонов автомобилей.

Карельская береза

Отдельно нужно выделить такой материал, как древесинукарельской березы. Карельская береза славится необычной мраморной текстурой, перламутровым блеском и янтарным оттенком древесины. Она давно известна за пределами своей родины и стоит в одном ряду с редкими тропическими породами, которые измеряются в торговле килограммами, а не кубометрами. Она невероятно твердая, вязкой структуры. Объемная масса (в сухом виде) достигает 750-770 кг на кубометр. Показатель твердости — 3,5 ед. по Бринеллю. Этот материал абсолютно не подвержен пересыханию, гнили, и любым неблагоприятным воздействиям. По всему протяжению имеет специфические бородавчатые утолщения — так называемые капы. Они то и дают неповторимую мраморную текстуру: темные вкрапления коричневого цвета на светлом фоне. Ценность схожа с дорогими тропическими сортами. Прекрасные характеристики, которыми обладает карельская береза — свойства, присущие ее древесине в виде повышенной свилеватости и наростов. Отличается дерево удивительным цветом древесины от светло-золотистого до темно-янтарного и нарисованным самой природой узором в виде причудливых черточек, точечек и мраморных переливов. Карельская береза - очень трудный для обработки материал, требующий от мастеров высокохудожественных навыков. А вот полировку, наоборот, переносит хорошо, как и покрытие лаками. После них материал получает уникальный визуальный эффект за счет неповторимой волнистой структуры и выпуклых «наростов».

Граб

Граб (лат. Cárpinus) — род относительно небольших лиственных деревьев из семейства Берёзовые (Betulaceae). Произрастает в северном полушарии, большинство видов в Азии, особенно в Китае, в Европе только два вида.Граб обладает самой высокой плотностью среди отечественных пород (плотность 800 кг/м3, твёрдость 3,7), исключение составляет белая акация (робиния псевдоакация), однако ее можно считать отечественной лишь условно, т. к. она завезена к нам из Северной Америки. Наиболее прочной и твердой является древесина граба обыкновенного, произрастающего в Закавказье (Армения).

Износостойкость древесины граба оценивается как весьма высокая, что определило ее применение для изготовления деталей машин (например ткацких челноков). Способность держать крепления (гвозди и шурупы) у граба в 4 раза выше, чем аналогичный показатель для сосны. Гвозди и шурупы рекомендуется использовать после предварительного сверления. Способность к загибу средняя (заметно хуже, чем у бука, ясеня и дуба).

Древесина граба предпочтительно используется там, где требуется высокая твердость, вязкость, стойкость к ударным нагрузкам. Часто применяется для рукояток ручного инструмента и для некоторых спортивных снарядов (например, бильярдные кии, клюшки для гольфа), для отдельных деталей машин и механизмов, для разделочных досок. Из этой породы получают декоративные токарные изделия. Употребляется при производстве музыкальных инструментов: отдельных деталей роялей и пианино, накладок на гриф гитар (с отделкой под черное дерево).

Недостатки

Биостойкость граба низкая. При высокой влажности и температуре неустойчива к грибным заболеваниям.

Склонен к размоканию, поэтому без специальной обработки нельзя использовать снаружи.

Высокая объёмная усушка. Материал уменьшается и растрескивается при высушивании.

Одно из названий граба на английском языке — Ironwood.

Орех

Древесина грецкого ореха считается ценной породой дерева, применяется для изготовления высококачественных изделий. Из древесины грецкого ореха делали пропеллеры для самолётов. Применяется для изготовления деревянных частей охотничьего оружия из-за высокой динамической прочности и минимальной склонности к растрескиванию. Древесина ореха тонковолокнистая, имеет среднюю твёрдость и плотность, составляющую от 450 до 750 кг/м³. Твердость древесины по классификации Бринелля составляет 3.5 - 3.9 НВ. По стойкости к процессам гниения относится к 3 классу (умеренная стойкость). Древесина вязкая и прочная на изгиб, но не эластична. Устойчива к влаге, хорошо обрабатывается, окрашивается и полируется. При сушке сильно коробится, однако в высушенном состоянии сохраняет форму. Древесина устойчива разрушению жуками-древоточцами и насекомыми.

Стабилизированная древесина

Стабилизированная древесина, или полимеризованная древесина, или стабилизированное дерево—древесина, полностью пропитанная специальными растворами, составами (наполнителями) (которые полимеризуются в волокнах и капиллярах древесины) с целью улучшения её физических и эксплуатационных свойств. Стабилизированное (полимеризованное) дерево нашло очень широкое применение в изготовлении рукоятей ножей ручной работы.

Волокна и капилляры древесины максимально освобождаются от имеющейся влаги и воздуха и заполняются пропиточными составами. При этом применяется вакуум-разрежение, с последующим поднятием высокого давления, во время которого подготавливаемый материал полностью погружён в пропиточном растворе. Во время процесса изготовления стабилизированной древесины также может быть произведено окрашивание заготовок в разные цвета путем введения в пропиточный состав красителей, что позволяет получить широкую гамму цветовых оттенков готового изделия

Процесс изготовления стабилизированного дерева описанным способом затратный и трудоёмкий. На сегодняшний день стабилизированное дерево производят заготовками (брусками) небольших размеров, которые применяются для изготовления рукоятей ножей и разных декоративных поделок.

Для стабилизации дерева применяют древесину с ярко выраженной мелкой текстурой и переливами. Чаще всего это капы таких деревьев как клён, каштан, вяз, берёза, разные сувели, а также некоторые ценные породы древесины, такие как карельская берёза. Очень красиво выглядит стабилизированное дерево, изготовленное из фруктовых и экзотических пород древесины, таких как палисандр, абрикос, орех.

Правильно изготовленное стабилизированное дерево хорошо устойчиво к факторам воздействия внешней среды: оно не изменяет свой внешний вид и не теряет цвет под влиянием ультрафиолетовых лучей и с течением времени, технических масел, органических растворителей; оно может в течение некоторого небольшого отрезка времени без внешних изменений выдержать нагрев открытым пламенем до температуры 250 градусов Цельсия. Древесина не деформируется, не растрескивается с течением времени. Не разбухает во влажной среде. Также значительно возрастает износостойкость благодаря полимерам.

Каждая готовая заготовка дерева имеет свой неповторимый внешний вид и рисунок.

Эбен

Эбеновое дерево или Эбен — черная или черная с полосами древесина некоторых тропических деревьев рода Хурма. Произрастает во влажных тропических лесах Западной, Центральной и Восточной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, на островах Индийского океана, в муссонных лесах Индии и острова Цейлон.

Ядровая древесина очень твердая и тяжелая и относится к ценным породам. Плотность эбена до 1300 кг/м3.. Древесина тонет в воде. За счет того, что она маслянистая, древесина очень устойчива к атмосферным явлениям. При перепадах температурных режимов и изменении влажности структура остается стабильной. Древесина легко поддается полировке и токарной обработке. Не подвержено гниению и порче насекомыми (даже всеядные термиты обходят его стороной). Благодаря своей плотности и водоотталкивающим свойствам дерево черное успешно используется при изготовлении музыкальных инструментов высокого класса. Идеально подходит для механической обработки при изготовлении различных предметов: фигурок, статуэток, сувенирной продукции, рукоятей ножей. Из черного дерева делают шахматы, нарды, трости, коробки для дорогого вина и сигар, элементы декоры, рамы для картин.

Древесину эбена разделяют на сорта в зависимости от вида растения, который является её источником.

Камерунский эбен . Самый распространенный сорт дерева, поступает из Африки. Имеет насыщенный черный цвет, иногда с серыми прожилками. Несмотря на хороший внешний вид она ниже ценится, чем остальные сорта. Связано это с тем, что древесина имеет открытые поры.

Цейлонский эбен (Цейлонское эбеновое дерево, или Чёрное эбеновое дерево). Самый качественный и дорогостоящий сорт черной древесины. Древесины мелкопористая, почти без видимых пор. Очень твердая, в 2 раза тверже дуба, идеально полируется. Дереву не страшны термиты и воздействие воды.

Мадагаскарский эбен . Растет на Мадагаскаре, также на Сейшельских Островах. Древесина имеет антрацитово-черный цвет, мелкие поры. Обладает высокой платностью 1000кг/м3. Не боится воды и насекомых.

Макасарский эбен (индонезийский сорт). Данный эбен относится к цветным видам. Древесина черная с характерными желтыми и светло-коричневыми полосами. Древесина очень плотная — от 1000 до 1300 кг/м3.

Мунский эбен поступает из Лаоса и Вьетнама и похож по раскраске на макасарский эбен.

Лунный эбен - древесина вида Маболо. Очень редкая разновидность черного эбена. Родина — Филиппины, сейчас растет только в непроходимых джунглях Мьянмы. Единственный сорт эбена со светлой древесиной. Лунный эбен запрещён к рубке и вывозу. Мьянма крайне редко продаёт квоты на очень маленькие партии. Деревья, разрешенные к вырубке, имеют возраст 400-1000 лет. Обладает огромной плотностью 1300 кг/м3 из-за очень медленного роста. Древесина содержит большое количество эфирных масел и, поэтому устойчива к воздействию внешней среды: не боится влаги и не гниет, не боится температурных колебаний, устойчива к повреждению насекомыми, в том числе термитами.

Венге

Редкая и ценная порода тропической древесины дерева венге, имеет местное название панга-панга (panga panga). Растет в тропических джунглях западной части экваториальной Африки, встречается в джунглях Конго, Камеруна, Мозамбика, Экваториальной Гвинеи и других африканских стран. Имеет и другие названия — конголезский (африканский) палисандр или розовое дерево из Конго (Африки), дикела, боконге, авонг и др. Официальное латинское наименование этого растения — Millettia laurentii. Дерево Венге является экзотическим тропическим растением, оно редкое и дорогое.

Материал знаменит своими эстетическими свойствами, благодаря роскошному шоколадному цвету и характерной фактуре с изящными прожилками. Цвет зрелой древесины — от золотисто-коричневого до очень тёмно-коричневого с чёрными прожилками в зависимости от места произрастания.

Венге — очень плотное и прочное дерево, обладает уникальными свойствами. Твердость древесины, измеренная по методике Бринелля составляет 4,2 НВ— венге оказывается тверже дуба и ясеня, и очень близко к твердости настоящего розового дерева. Также велика и его плотность (средняя плотность 890 кг/м³)— оно едва плавает в воде. Древесина венге хорошо обрабатывается различными инструментами, однако в связи с грубой текстурой и наличием в древесине многочисленных маслянистых веществ и минералов ее сложно обрабатывать и полировать, покрывать лаком или наносить иные составы. Оптимальным вариантом считается вощение - долговечно и безопасно для здоровья, рекомендуется вощение. Отличная ударная вязкость и сопротивление к изгибу вкупе с исключительной износостойкостью, устойчивостью к плесени, грибам и поеданию насекомыми делают этот материал еще более ценным.

Венге используется там, где требуется выдерживать повышенные нагрузки: оформление лестниц, спортивных снарядов, мебели. Древесина этой породы часто применяется для изготовления наборного или художественного паркета высшего качества. Также используется для изготовления рукоятей ножей. Используется для производства шпона и внутренней отделки помещений.

Amboyna

Amboyna (Amboyna burl (кап амбойна)) — это торговое (техническое) название капа дерева рода птерокарпус (лат. Нарра (Pterocarpus indicus, падук Рadauk (Pterocarpus macrocarpus), сандал), ценная древесина красно-коричневого цвета с четко выраженным рисунком, и не является отдельным видом дерева.

Ботаническое название: Pterocarpus indicus, семейства бобовых (лат. Fabaceae), подсемейства Мотыльковые (лат.Faboideae).

Название происходит от острова Амбон в Индонезии, где произрастает большая часть узорчатой древесины. Но наиболее известен Птерокарпус индийский (Pterocarpus indicus).

наиболее известен Птерокарпус индийский (Pterocarpus indicus). Около 60 видов данных деревьев содержится в роде Pterocarpus. Птерокарпус большое лиственное дерево, достигающее 30-40 м в высоту, со стволом диаметром до 2 м, несущее тяжелую широкополую раскидистую крону, которая может достигать до 20 м в диаметре.

Произрастает в юго-восточной Азии, на севере Австралии, на островах западной части Тихого океана. Наиболее большой ареал произрастания — в Камбодже, южном Китае, Восточном Тиморе, Индонезии, Малайзии, Папуа-Новой Гвинеи, Филиппинах, на островах Рюкю, на Соломоновых островах, Таиланде и Вьетнаме, Борнео, Бирме и на Малайском архипелаге.

Заболонь широкая, от бледно-желтого до желто-коричневого тона. Цвет сердцевины варьируется в широких пределах: от золотисто-желтого до красно-коричневого. В ядре амбойны обычно много мелких завитков и разнообразных сучков, похожими на узоры "птичий глаз" у древесины клена, но гораздо более интересных. Текстура рисунка - среднего размера, но бывает и весьма неоднородной. Древесина амбойны имеет интересную волнистую или путаную свилеватость (волокна путанно-свилеватые, иногда волнистые).

Древесина умеренно жесткая и умеренно тяжелая (удельный вес - 0,54-0,66). Древесина высокой плотности (в сухом состоянии 655-670 кг/м3). Предел прочности при изгибе сухой древесины аналогичен тиковой древесине, которая считается эталоном прочности. Прочность при сжатии вдоль волокон находится в высоком диапазоне, как у тика, белого дуба и твердого клена (твердость по шкале Янке - 1,260 фунтов или 5620 N). Сохнет медленно, не гниет в воде.

С ней легко работать, можно делать даже более тонкую полировку. На финишном этапе обработки дает очень качественную поверхность, легко протравливается красителями, но перед полировкой может потребоваться заполнение пор специальными составами.

Применяют массив амбойны в производстве декоративного шпона, который используют для внутренней отделки роскошных автомобилей, эксклюзивной мебели, шпона, изделий прикладного искусства, музыкальных инструментов, бижутерии, сувениров.

Нарра является национальным деревом Филиппин, а также провинций Чонбури и Пхукет в Таиланде.

2) Береста

Наиболее практичным материалом является береста. При использовании бересты для у некоторых моделей рыбацкого ножа рукоять может удержать нож на поверхности воды.

Преимущества

  • Очень плохая теплопроводность. Очень удобно использовать на морозе
  • Приятна на ощупь.
  • Влагостойкость. Устойчива к воздействию воды и прочих жидкостей, причиной этого является большое количество содержащегося в ней дёгтя, вдобавок наделяющего её и некоторыми дезинфицирующими свойствами. Благодаря которым береста не подвержена гниению.
  • Внешний вид, приятна не только на ощупь, но и на взгляд
  • Высокая электроизоляция

Недостатки

  • Горючесть
  • Наборную рукоять из бересты непросто отмыть от грязи, крови

3) Кап

Кап — нарост на дереве с деформированными направлениями роста волокон древесины.

Преимущества:

  • По твердости значительно опережает древесину
  • Внешний вид - каждый кап имеет уникальный рисунок;
  • Стойкость к ударам. Кап - очень прочный материал, в процессе роста древесина в узле уплотняется и прессуется.

Недостатки:

  • Из-за высокой твёрдости и прочности труден в обработке
  • Большой вес

4) Кожа (наборная рукоять).

Преимущества:

  • Красивый внешний вид
  • Рукоять почти не скользит
  • Плохая теплопроводность, не холодит руку
  • Легкость обработки, рукоять можно подогнать под свою руку даже после приобретения ножа
  • Рукоять устойчива к ударам, падениям, она не расколется

Недостатки

  • Плохая износостойкость (относительно).
  • Наборную рукоять непросто отмыть от грязи, крови (при использовании пропиток и средств ухода за кожей этот недостаток можно свести к минимуму).
  • Впитывание запахов (при использовании пропиток и средств ухода за кожей этот недостаток можно свести к минимуму).
  • Гигроскопичность. Намокает, разбухает, может потрескаться, долго сохнет, может пострадать сталь клинка. Плохо переносит повышенную влажность, соленый морской воздух (при использовании пропиток и средств ухода за кожей этот недостаток можно свести к минимуму).
  • Повышенный вес (относительно)

5) Пластики (при выплавке)

Наиболее распространенным является пластик ABS (тройной сополимер стирола, акрилонитрила и бутадиена). Российский аналог - стирол - бутадиен - акриловые пластики марок СНП-2 и СТЭН. Используется при изготовлении кухонных ножей.

Преимущества

  • Хорошие прочностные качества
  • Небольшой вес
  • Хорошие диэлектрические свойствами
  • Относительно плохая теплопроводность
  • Очень стоек к активным химическим веществам

Органическое стекло (оргстекло)

или полиметилметакрилат (ПММА)(PMMA) (Poly(methyl methacrylate— акриловая смола, синтетический виниловый полимер метилметакрилата, термопластичный прозрачный пластик. Другие названия: Plexiglas, Deglas, Acrylite, Lucite, Perspex, Setacryl, плексиглас, акрима, карбогласс, новаттро, плексима, лимакрил, плазкрил, акрилекс, акрилайт, акрипласт, акриловое стекло, акрил, метаплекс и многие другие. Окрашивается и тонируется в любой цвет. Химическая формула (С5O2H8)n, [-CH2C(CH3)(COOCH3)-]n. Температура кипения 200 C, плавления - 160 C. Плотность 1,19 г/см3.

Преимущества

  • Меньшая теплопроводность по сравнению с минеральным стеклом (0,2—0,3 Вт/(м·К) против (0,7—13,5 Вт/(м·К))
  • Высокая светопропускаемость до 92%, не изменяется с течением времени, также сохраняется оригинальный цвет
  • Сопротивление ударам до 5 раз выше, чем у минерального стекла.
  • Меньший вес, весит в 2,5 раза меньше неорганического стекла.
  • Устойчиво к воздействию воды и влаги, бактериям и микроорганизмам, плесени.
  • Хорошо поддается механической обработке и полировке, как и натуральная древесина.
  • Экологически чистый материал.
  • Морозостойкость.
  • Устойчиво к воздействию в химических средах.
  • Электроизоляционный материал/

Недостатки

  • Возможны поверхностные сколы и повреждения (твёрдость 180—190 Н/мм2)/
  • Возможно появление внутренних напряжений в местах сгиба при формовке, что ведёт к последующему появлению микротрещин (не возникают, если нет мест сгиба)/
  • легковоспламеняющийся материал (температура воспламенения +260 C)/
  • На оргстекло воздействуют разбавленные фтористоводородные и цианистоводородные кислоты, концентрированные серная, азотная и хромовая кислоты, растворяют оргстекло хлорированные углеводороды, воздействуют на оргстекло спирты: метиловый, бутиловый, этиловый (более 10%), пропиловый.

(типа термопластика Zytel производства Du Pont, армированного измельченными волокнами кевлара, фибергласа или углеродистым волокном)

Преимущества

  • Низкий вес

7) Ацетатные резины типа Delrin (имитирующие рог)

8)Hypalon и эластичные термопластики типа Kraton

Преимущества

  • Рукоять не скользит
  • Маслостойкость
  • Нехрупкость на морозе

Недостатки:

  • Меньшая механическая прочность
  • Слабая устойчивость к резким температурным перепадам.

Более подробно о материале кратон

Электроизоляционные слоистые пластики ,

такие как угле и стеклопластики, представляющие собой текстурированное углеродистое или стекловолокно (пример - Spauldite G10). Текстолит, гетинакс и эбонит отличаются технологичностью, дешевизной и хорошим внешним видом. Очень популярен термостойкий электроизоляционный Kevlar/Hytrel.

Преимущества

  • Высокая механическая прочность

G10 - стеклотекстолит, легкий и твердый композитный материал на основе стеклоткани и эпоксидной смолы. Сходен с микартой, но прочнее и менее горюч. Материал можно целиком окрашивать в различные цвета, так и послойно. G10 широко используется крупнейшими производителями ножей средней ценовой категории. Популярен у любителей ножей за механическую прочность и шероховатую поверхность.

Процесс производства представляет собой вымачивание стекловолокна в смолах, после чего стекловолокно подвергают сжатию.

Готовую рукоять ножа из G10 подвергают пескоструйной обработке, при этом проявляется рисунок материала, а также поверхность становится шероховатой. Такая рукоять не скользит даже в воде.

Преимущества

  • Имеет отличную прочность, хорошо выдерживает ударные нагрузки
  • Небольшой вес в сочетании с прочностью
  • Влагостоек, стойкость к агрессивным средам

Недостатки

  • довольно большой вес за счет стекловолокна
  • Трудоемкость обработки

Углепластики (Carbon-fiber-reinforced polymer) (Fibre-reinforced plastic) — полимерные композиционные материалы из переплетённых нитей углеродного волокна (carbon fiber), расположенных в матрице из полимерных (например, эпоксидных) смол. Более подробно об углеродном волокне .


Материал G10 Carbon Style на рукояти цельнометаллического от компании .


Чёрный текстолит (аналог G10) на рукояти от компании .

Пленкосодержащие электроизоляционные материалы. Микарта

Микарта (Micarta) - это электроизоляционный материал, состоящий из полимерной пленки (на основе крезолоальдегидной, фенолоальдегидной, ксиленолоальдегидной смолы или смолы из смеси фенольного сырья), склеенной с различными электроизоляционными материалами: бумагами, тканями или другими материалами ("микарта" — зарегистрированный товарный знак фирмы Пэйпер Интернэшнл (Paper International).

Российским аналогом является гетинакс.

Цвет микарты зависит от цвета исходного сырья: ткани и смолы. При определенном сочетании цветов получается интересные цветовые композиции. Наиболее популярна микарта на основе льняной ткани за счет привлекательного оптического эффекта волокон после шлифования. После шлифовки микарту можно подвергнуть полировке или пескоструйной обработке. После полировки рукоять приятная, гладкая, «шелковистая» на ощупь. После пескоструйной обработки становится шероховатой, с матовой поверхностью, лучше удерживается в руке.

Микарта относительно мягкий материал и требует тщательной ручной обработки, поэтому её также применяют на дорогих ножах.

Микарта отлично подходит для создания накладок для фултанг ножей. Она очень плотно, без зазоров подгоняется к металлу, благодаря чему не скапливается грязь и микроорганизмы.

Преимущества

  • Хорошая водостойкость
  • Хорошая прочность
  • Не впитывает запахи
  • Не скользит в руке благодаря микрорельефу
  • Плотное прилегание к клинку ножа

Недостатки

  • Повышенный вес
  • Нужна тщательная ручная обработка

Синтетические материалы типа нейлон (Cordura), лавсан, кевлар

и пр., используемые на обмотку рукоятей

Преимущества

  • Прочность
  • Стойкость к воде
  • Возможность распутать

12) Полые рукояти из металла не подходят для использования при отрицательных температурах, также нежелательно чтобы рукоять была с металлическими элементами.

Балансировка ножа

Очень важным признаком хорошего ножа является его баланс или положение центра тяжести. Баланс— (от франц. Balance — весы) комплексное свойство оружия или инструмента, характеризующее распределение массы по его объему.

Различают статический баланс (развесовку) и динамический баланс. Статический баланс определяется положением центра масс изделия, динамический зависит от осевых моментов инерции. Для ножей разного предназначения необходим разный баланс. Для рубящих изделий центр масс обычно переносится на клинок. Если клинок становится чересчур массивным, в конструкцию рукояти вводится деталь, являющаяся противовесом клинку (навершие), дополнительно увеличивающее момент инерции. Для колющих изделий (стилет, кортик, кинжал) важна повышенная управляемость и максимальное удержание в кисти, то есть минимальный момент инерции. Центр масс в данных изделиях смещен в рукоять для более надежного удержания. Для метательных ножей важна контролируемость вращения и, следовательно, повышенный момент инерции.

Комфортный баланс универсального режущего ножа для бытового использования — центр масс находится примерно посередине, на уровне указательного пальца при прямом хвате в том месте, где начинается гарда или больстер. Убедиться в наличии правильного баланса можно прямо в магазине, положив нож на ребро ладони. Наличие или отсутствие правильного баланса также сказывается на том, как долго кисть руки не будет уставать, работая ножом. Необходимо помнить, что при у одного и того же ножа при изменении материала рукояти баланс будет меняться.

Расположение рукояти относительно клинка

Самой прочной и универсальной считается форма рукояти, когда она параллельна клинку и имеет круглую или овальную форму без выступов под пальцы. Многие охотничьи ножи имеют рукоять с выступами под пальцы. Держать такой нож удобно, но перехватить нож или захватить кистью отдельную часть рукояти не получится. По этой причине выступы делаются незначительными.

Ограничитель или больстер

Предохраняет от сползания кисти на клинок, защищает кисть от ударов. Если нож будет использоваться в основном для разделки туш, то следует полностью отказаться от ограничителя.

Подробнее о больстере .

Отверстие для темляка (ременная петля, которая одевается на кисть во время работы)

Обычно применяется только для больших ножей для рубки. На небольшом ноже возможно будет мешаться, за все цепляться.

Неправильно называть рукоять ножа словами: рукоятка, ручка.

Выбери свой !