Кафедра социально-гуманитарных дисциплин.

​​​Кафедра социально – гуманитарных дисциплин создана в 2003 году. Образовательная, научная и воспитательная деятельность кафедры ориентирована на формирование общей гуманитарной культуры, профессиональных, общесоциальных и личностных компетенций будущих специалистов.

Главным направлением работы кафедры является гуманитаризация процесса обучения и воспитания студентов. Эта цель реализуется через учебно-методическое обеспечение предметов, внедрение в образовательный процесс инновационных технологий преподавания, компьютерных программ, оптимизацию процесса обучения и воспитания.

Учебно-методическая работа​

План работы кафедры на 2014-2015 учебный год​​

Дисциплины (с указанием кода специальностей), закреплённые за кафедрой социально-гуманитарных дисциплин:

1. История
2. Физическая культура
3. Прикладная физическая культура
4. Политология
5. Философия
6. Социология
7. Правоведение
8. Право
9. Психология
10. Этика деловых отношений
11. История российского предпринимательства (дореволюционный период)
12. История предпринимательства и торговли
13. Иностранный язык (английский)
14. Иностранный язык (немецкий)
15. Иностранный язык делового общения (английский)
16. Иностранный язык делового общения (немецкий)
17. Иностранный язык профессионального общения (английский)
18. Иностранный язык профессионального общения (немецкий)
19. Культурология
20. Деловые коммуникации
21. Управление человеческими ресурсами
22. История экономики
23. История управленческой мысли
24. Логика
25. Деловое общение
26. Конфликтология ​

Нормативные документы по обеспечению образовательного процесса

Положение о факультете
Положение о кафедре

  • Изме​нение в "Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов "

Профессорско-преподавательский состав кафедры экономических дисциплин


Б​ондаренко Станислав Борисович,

заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, доктор философских наук, профессор. Научно – педагогический стаж – 40 лет. Окончил физико – математический факультет Комсомольского - на - Амуре педагогического института.

Ученая степень: Доктор философских наук.

Образование, ученые степени: В 1972 году окончил Комсомольск-на-Амуре педагогический институт. С 1979 г. Кандидат философских наук. С 1998 г. Доктор философских наук​.

Тема докторской диссертации: «Космология и современная физика».

Профессиональные интересы​: Ведет научные исследования по истории и философии науки, логике и методологии науки, космологии, философским проблемам естествознания, философии и социологии образования, философии экономики, глобальной экологии.

Статьи:

Феномен университетской культуры (статья) Печат. Труды кафедры философии Липецкого государственного педуниверситета. – Липецк, 2010.
Университетский человек (тезисы) Печат. Материалы региональной научно-практической конференции «Формы и методы духовно-нравственного воспитания семьи и личности». – Липецк, Изд-во Липецкого госпедуниверситета, 2010.
Проблема выбора мировоззренческой парадигмы (статья) Печат. Сборник трудов международной научно-практической конференции «Проблемы гуманитарных и социальных наук в современном мире». – Тамбов-Липецк, 2010. – С. 21-34.
Обострение нравственных противоречий современного капилизма (статья) Печат. Тенденции формирования профессиональных компе- тенций специалиста. Курск, Деловая полиграфия, 2011. - С. 21 -23.
Значение педагогических идей М.В. Ломоносова (статья) Печат. 1. Материалы международной конференции «М.В.Ломоносов и современные проблемы науки, техники и инженерного образования в России. К 300-летию со дня рождения великого учёного». – СПб, 2011. – С.43-45. 2. Материалы российской научно-практической конференции «ХХ1 век: образование и духовно-нравственное воспитание». – Курск, «Деловая полиграфия», 2012. – С. 32-35.
Культурные герои эпохи Возрождения: Бруно (статья) Печат. Материалы российской научно-практической конференции «ХХI век: образование и духовно-нравственное воспитание». – Курск, «Деловая полиграфия», 2012. – С. 35-43.
Тенденции развития высшего образования в ХХ1 веке (статья) Печат. Материалы научно-практической конференции «Ценности и интересы современного общества». – Курск: «Деловая полиграфия», 2012. – С. 195 – 201.
Отличительные черты научного доказательства (статья) Печат. Материалы 6-го Российского философского Конгресса «Философия в современном мире: диалог мировоззрений». – Т.1. Нижний Новгород, 2012. – С. 293-294.
Проблема идеала мировоззрения (статья)
(ВАК), (РИНЦ) Печат. Журнал Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина «Аналитика культурологии», 2012. – № 23. – С.6-23.
Категория цели в философии науки (статья) Печат. Вестник философии и социологии Курского государственного университета, 2012, №2.- С. 319-321.
Этапы становления современного высшего образования (статья) (РИНЦ) Печат. Материалы международной научно-практической конференции. Сборник научных трудов SWorld, «Научные исследования и их практическое применение». – Одесса. 2012, Т. 29, Вып.3. – С. 37- 42.
Позитивные тенденции в современной высшей школе (статья) (ВАК), (РИНЦ) Печат. //Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г.Шухова, 2013, № 3. – С. 196 – 199.
Философские взгляды Архимеда (к 2300-летию со дня рождения) (статья) (ВАК), (РИНЦ) Печат //Философия науки, 2013, №2 (57). С.176-185. Журнал СО РАН, г. Новосибирск. Ценность университетской культуры (статья) Печат. //Вестник философии и социологии Курского государственного университета, 2013, №1. – С. 60-63.
Neoscientistic model of proof (Неосциентистская модель доказательства) (доклад) (Web of Science) Печат XXIII World Congress of Philosophy. Abstracts.Athens. Greece. 2013. P. 79. (Материалы ХХIII Мирового Философского Конгресса. – Афины. Греция, 2013. – С. 79.
Дискуссии о науке на ХХIII Мировом Философском Конгрессе (статья) (ВАК), (РИНЦ) Печат. //Философия науки, 2014. – № 1. –С. 136 -147. Журнал СО РАН, г. Новосибирск.
Фактор университета (статья) Печат. Материалы научно-практической конференции «Экономика, государство и общество в XX1 веке». – Курск, Курский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова, 2014. – С. 24-28.
Современные манипулятивные технологии (статья) Печат. Материалы научно-практической конференции «Ценности и интересы современного общества». – Курск, Курский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова, 2014. – С.10 – 18.
Проблема доказательства в теории экономического анализа (статья) (ВАК), (РИНЦ) Печат. //Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014,. – № 19. – С.55 -57.
Жизнь и смерть Архимеда Сиракузского (статья) (ВАК),(РИНЦ) Печат. Вопросы культурологии, 2014, № 10. – С.38-42.
Перспективы университетской культуры (статья ВАК, РИНЦ) Печат. Журнал Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина «Аналитика культурологии», 2014, № 30.
Концептуальные основы современных прогнозно-аналитических исследований Печат. Социально-экономическое развитие регионов РФ и региональная политика: Курская область. Коллективная монография. Курск, Курский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова, 2014.
Приоритеты демократизации высшей школы (статья) (ВАК),(РИНЦ) Печат. (статья) Alma Mater/Вестник высшей школы, 2015, №1. – С.10-15.
Процесс научного обоснования современной университетской дидактики (статья) (ВАК), (РИНЦ) Печат. Alma Mater/Вестник высшей школы, 2015, №4. – С.88-94.
Philosophical Study of Scientific Proof (статья) (Scopus) Печат. Philosophy Study, 2015, Vol. 5, No. 1. – P. 24- 28. David Publishing Company, USA.


​Контактная ифнормация

e-mail: ​​[email protected]​​​


Власова Татьяна Александровна,

Ученая степень: Кандидат исторических наук, доцент.

Тема кандидатской диссертации: Политика Советской власти в сфере труда (1917-1921) педагогический институт. С 2002 г. Кандидат исторических наук.

Повышение квалификации: 2014 – Инновационные технологии обучения по направлениям экономики и менеджмента («РЭУ им Г.В. Плеханова» – Москва).

Профессиональные интересы: Экономическое развития России в начале ХХ века.

Публикации (за последние 5 лет):

Статьи:

Роль товарищеских дисциплинарных судов в формировании нового отношения к труду в годы гражданской войны. (Статья) печат. Материалы межрегиональной научно- практической конференции «Национальные традиции в торговле, экономике и культуре» в рамках Васильевских чтений. - Курск: КФ РГТЭУ, 2012. – С.216-220.

Духовно-нравственное воспитание студентов в парадигме профессионального образования. (Статья) печат. Тенденции формирования профессиональных компетенций специалистов: 3-е Шелиховские чтения: сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. - Курск: КТЭК, 2012. – С.23-25.

Образовательный кластер как фактор взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования. (Статья) печат. ХХI век: образование и духовно – нравственное воспитание: сб. статей. 3-е Клыковские чтения в рамках II Межрегионального Форума с международ. участием « Поколение: новый взгляд». Матер. научно-практ. конф. преподавателей ВУЗов и ССУЗов /- Курск: Деловая полиграфия, 2012.

Борьба с безработицей в России в годы гражданской войны (Статья) печат. Материалы научно-практической конференции «Ценности и интересы современного общества».– М.: РГТЭУ, 2012. – С.144-151.

Формирование преподавательского состава средних специальных учебных заведений финансово - экономического профиля в РСФСР (1960-1991гг.) (Статья ВАК) печат. //Образование. Наука. Научные кадры. - №3, 2012. – С.221-228.

Из истории коммерческого образования в России в конце XIX- начале ХХ века. (Статья) печатн. Материалы научно-практической конференции в рамках Х1-х Васильевских чтений «Ценности и интересы современного общества». – Курск: КФ РГТЭУ, 2013. – С.202-211.

Взаимодействие рынка труда и системы профессионального образования как фактор кластерного подхода (Тезисы) печатн. Соціально–економіч ний розвиток сус пільства на засадах реалізації кластерного підходу: Збірник тез доповідей міжна родної інтернет – конференції. –Харків: ХТЕІ КНТЕУ, 2013. – С. 226-229.

Социально – экономические меры по борьбе с безработицей в период кризиса «военного коммунизма» (Статья) печатн. Материалы научно-практической конференции «Ценности и интересы современного общества». – Курск: изд. Академии госслужбы, 2014. - С.21-28.

Кластерная модель развития региональной экономики: проблемы и перспективы (Тезисы) печатн. Соціально–економіч ний розвиток сус пільства на засадах реалізації кластерного підходу: Збірник тез доповідей міжна родної інтернет – конференції. –Харків: ХТЕІ КНТЕУ, 2014. – С.132-134.

Учебники и учебные пособия:

Контактная ифнормация

e-mail: vlasovata888@mail​.ru


Дочева Клавдия Георгиевна,

Ученая степень: Кандидат филологических наук, доцент.

Тема кандидатской диссертации: Идентификация личности героя в творчестве Сергея Довлатова.

Повышение квалификации: В 2012 году повышение квалификации в Курском государственном университете для педагогов высшей школы по модульному обучению. В сентябре-декабре 2014 года повышение квалификации в «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в объеме 72 часа по программе «Инновационные технологии обучения по направлениям «Экономика» и «Менеджмент».​

Профессиональные интересы: Является руководителем университетского научного кружка «Слово».Пишет стихи и прозу: «Несомненный признак истинной науки – сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается».

Публикации (за последние 5 лет):

Статьи:

Учебники и учебные пособия:

по Современные проблемы науки и техники (образования)

Заочной формы обучения

Донецк 2017

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Социально-гуманиратный факультет

кафедра социально-гуманиратных дисциплин

По курсу «Современные проблемы науки и техники (образования)»

Для направления подготовки 38.03.01 Менеджмент

Профиля «экономические науки»

Образовательного уровня «магистр»

Заочной формы обучения

Донецк 2017

В методических рекомендациях для выполнения индивидуального задания по курсу «Современные проблемы науки и техники (образования)» даны методические советы, сведения о структурной компоновке материала, библиографическом стандарте, тематика контрольных работ и список основной литературы.

Составитель:

Докт. филос. наук, профессор Муза Д.Е.

© Донецкий педагогический институт, 2017

Основные требования и методические советы к выполнению индивидуальных заданий по курсу «Современные проблемы науки и техники (образования)»………………….…………………………………………….….3

Перечень тем контрольных работ……………………………………………...8

Литература………………………………………………………………………10

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО КУРСУ «Современные проблемы науки и техники (образования)»

Учебным планом магистерской подготовки, в курсе «Современные проблемы науки и техники (образования) » предусматривается выполнение индивидуального задания в виде домашней контрольной работы.

Письменная работа выполняется в течение семестра и сдается на проверку но не позже, чем за две недели до экзаменационной сессии.

Студенту необходимо знать, что вовремя сданная контрольная работа позволит преподавателю проверить текст выполненной работы и дать рецензию на него. В случае, если работа выполнена с нарушением требований или ошибками, студент обязан устранить их путем корректировки текста, либо подготовиться к ответу на высказанные замечания на экзамене.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

1. Работа должна быть выполнена студентами самостоятельно, на основе изученной специальной учебной и научной литературы (желательно, выведшей в последние пять – семь лет).

2. Объем контрольной работы составляет 20 – 25 страниц стандартной ученической тетради, либо 10 – 12 страниц формата А4.

4. Выполненная работа должна удовлетворять следующим условиям: быть логичной (предполагать последовательность в изложении материала), иметь аргументированную позицию, композиционную цельность, отвечать условию грамотности, иметь (по возможности) литературную форму.

ВЫБОР КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Студенты заочной формы обучения выбирают номер темы контрольной работы произвольно.

СТРУКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа должна иметь титульный лист, лист под названием «содержание» (где отражены вопросы плана), затем «Введение», основную часть – развернутые ответы на поставленные в плане вопросы, «заключение» и список использованной литературы.

Контрольная работа выполняется преимущественно в ученической тетради, соответствующей указанному объему. Обложка тетради должна быть оформлена в виде титульного листа:

Образец

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

Донецкий педагогический институт

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Контрольная работа

по курсу «Современные проблемы науки и техники (образования)»

Выполнил:

Кононенко Алексей Сергеевич

студент второго курса

заочного факультета

гр. МО-00, шифр 012301

Все страницы тетради обязательно должны быть пронумерованы. На первой странице студент фиксирует тему работы и вопросы плана. Со второй страницы начинается собственно изложение содержания работы в строгом соответствии с пунктами плана.

Во Введении необходимо обосновать актуальность темы, указать на ее значение в развитии историко-научных представлений и проблемах, сопровождавших конкретный этап в развитии науки, сформулировать цель или задачи работы.

В основной части в соответствии с вопросами плана даются корректные ответы на них. Контрольный вопрос плана следует выделить в тексте отдельным пунктом, причем, в именно той последовательности, в какой он прописан в структуре плана. В заключении , исходя из намеченной цели (задач), а также раскрытого студентом содержания, делаются выводы, согласующиеся с современными теоретическими и практическими знаниями.

Поскольку, работы выполняются с привлечением не менее пяти источников (учебники, учебные пособия, словари, справочники, статьи периодических изданий, монографии), то задействованная литература должна быть правильно описана в соответствии с действующими стандартами и размещена в конце работы в виде списка использованной литературы . (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу; Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 7.0.5–2008 «Библиографическая ссылка»).

Кроме того, контрольная работа должна быть снабжена списком использованных источников, расположенных либо:

а) в алфавитном порядке;

б) в порядке цитирования;

в) в хронологическом порядке выхода литературы.

Работа подписывается студентом с обязательным указанием даты ее фактического выполнения. В контрольную работу должен быть вложен лист «рецензии», заполненный аналогично титульному листу работы и необходимый для написания преподавателем соответствующего текста рецензии.

Студент заочной формы обучения получает зачет по контрольной работе в том случае, если им будут выполнены все требования, предъявляемые к написанию работы в высшей школе.

Получив рецензию на свою работу, студент должен ознакомиться с содержанием рецензии, и в случае высказанных замечаний быть готовым ответить на них во время зачета.

В случае если контрольная работа не зачтена (по содержательным и формальным признакам), студенту необходимо выполнить новую работу (по предложению преподавателя либо на ту же тему, либо избрав новую тему).

Если контрольная работа была выполнена не в установленные учебным процессом сроки, то допускается возможность собеседования с преподавателем по ее содержанию непосредственно перед зачетом.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Наука и образование в структуре техногенной цивилизации.

Современная научная картина мира и деятельность педагога.

Техносфера, инфосфера, ноосфера.

Техника и технологический детерминизм.

Общество и образование.

Компетентностный подход.

Институциональная парадигма образования.

Информационная парадигма образования.

Ноосферная парадигма образования.

Аксиологическая парадигма в образовании.

Образование и идеолого-ценностные установки.

Современный университет.

Международные системы оценки качества образования.

Концепция непрерывного образования.

Субъект - субъектные взаимодействия как основа педагогических отношений.

Современные парадигмы и технологии в образовании.

Синергетический подход в образовательном процессе.

Диалогический подход в образовании.

Пространственно-средовой подход в образовании.

Социопрофессиональный подход в образовании.

Российское образование: актуальное состояние и траектории модернизации.

Роль науки в современном образовании и развитии личности.

Место и роль техники в подготовке современных специалистов.

Система образования в ДНР: структура, состояние, качество.

Будущее образования.

ЛИТЕРАТУРА

Перечень основной учебной литературы :

1. Ильин В.В. Философия науки / В.В. Ильин. М.: МГУ, 2003.

2. Батурин В.К. Социология образования [Текст]:учебное пособие для вузов/ В.К. Батурин.-Москва: ЮНИТИ,2012.

3. Философские проблемы социально-гуманитарных наук / под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2006.

4. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика [Текст] учебник для магистров/А.Н. Джуринский; Моск. пед. гос. ун-т.-2-е изд., перераб. и доп.-Москва:Юрайт, 2013Образование человека [Текст] : философия образования: семинар / [авт.-сост. М.Н. Кожевникова]. - СПб. : Лема, 2011.

Перечень дополнительной учебной литературы :

5. Методологическая сфера образования: современные научные подходы. Монография. Ростов-на-Дону: «Булат», 2007.

6. Агапова, Н.Г. Парадигмальные ориентации и модели современного образования (системный анализ в контексте философии культуры) : монография [Электронный ресурс] / Н.Г. Агапова. – Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2008. – 364 с. http://library.rsu.edu.ru/blog/wp-content/uploads/e-library2/libds/agapova_paradigmalnii_orientacii_i_modeli_sovremennogo_obrazovaniy.pdf

7. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Электронный ресурс] / В.А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. http://www.monographies.ru/76

8. Образование как планетное явление: монография. Донецк: ДонНТУ, Технопарк ДонНТУ УНИТЕХ, 2011.

9. Новиков, А. Методология учебной деятельности [Электронный ресурс] / А. Новиков. - М.: Эгвес, 2005. - 176 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/novik/index.php

10. Омарова, В.К. Современные парадигмы и технологии образования: Лекция №2 курса «Инновации в образовании» [Электронный ресурс]. – Павлодар: Павлодарский государственный педагогический институт, 2013. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=466025

11. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для вузов [Текст] / А.П. Панфилова. - М. : Академия, 2009. - 192 с. 1Ф(021) Б 53 ЧЗ-2 ФБ-2А1-11А2-10

12. Поливанова, К.Н. Национальные и международные программы оценки качества образования: Учебное пособие [Электронный ресурс] / К.Н. Поливанова. - М.: Московская высшая школа социальных и экономических наук, 2012. - 154 с. http://rcokoit.ru/dld/hse/polivanova.pdf

13. Ткач, Г.Ф. Тенденции развития и реформы образования в мире [Электронный ресурс] / Ткач Г.Ф., Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н. - М.: РУДН, 2008. – 303 с. http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/iop_pdf/247-Tkach.pdf

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. (Источники не вошедшие в список основной и дополнительной литературы)

14. Белая книга российского образования [Электронный ресурс]. - Москва: Изд-во МЭСИ, 2000. - 344 с. http://ecsocman.hse.ru/text/19153933/

15. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] http://rosmu.ru/activity/attach/events/1179/sostoyanie.pdf

16. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. http://www.pedlib.ru/Books/3/0389/3_0389-1.shtml

17. О концепции непрерывного образования [Электронный ресурс] http://logosbook.ru/VOS/08_2007/12-17.pdf

18. Философия и методология познания: Учебник для магистров и аспирантов [Электронный ресурс]. - СПб.: «Университет», 2003. - 560 с. http://socioline.ru/files/5/81/filosofiya_i_metodologiya_poznaniya.pdf

19. Закон об образовании ДНР // http://mondnr.ru/dokumenty/zakony/category/6-zakony

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин создана 01 февраля 2014 года путем слияния кафедры истории и кафедры социологии, политологии и права, каждая из которых имеет свою долгую историю.

11 октября 2017 года кафедра философии и межкультурных коммуникаций была присоединена к кафедре социально-гуманитарных дисциплин.

Кафедра истории

История кафедры берёт свое начало в 1930 году, когда в вузе была создана кафедра общественных наук, возглавляемая Б. Ф. Фёдоровым и претерпевшая в дальнейшем ряд переименований и реструктуризаций.

Так в 30-е годы она была переименована в кафедру социально-экономических дисциплин. А в 1945 – в кафедру основ марксизма-ленинизма, работой которой руководили в разное время П. М. Потетенькина, Г. И. Федянина, И. Д. Левенталь, Ф. Г. Окишев.

В сентябре 1957 года приказом Министерства высшего образования произошло разделение структурного подразделения на кафедру политической экономии и кафедру марксизма-ленинизма, заведовать которой стал А. Г. Миронов. На 1963–64 учебный год на кафедре работало 15 человек. Из них 6 доцентов, 2 старших преподавателя и 7 ассистентов.

В сентябре 1964 года от кафедры отделилась часть преподавателей, которые составили кафедру философии. У кафедры марксизма-ленинизма изменилось название, и она стала называться кафедрой истории КПСС. В дальнейшем кафедра получила название «Политическая история», а в 1990 году она становиться кафедрой отечественной истории и, в конце концов, кафедрой истории.

Начиная с 1972 г., когда заведующим кафедрой, на замену уехавшему М. И. Казанцеву, был назначен Ю. А. Иванов, кафедрой заведовали: 1977–1982 гг. – И. И. Лавренюк, 1982–1983 гг. – Р. И. Ефремова, 1993–94 гг. – С. П. Батурин. С 1995 по 2005 гг. заведующей кафедрой была к.и.н., доцент Ефремова Раиса Ивановна. С 2006 г. по 2014 год кафедру возглавлял к.и.н, доцент Оршанский Дмитрий Игоревич.

Кафедра социологии, политологии и права

Кафедра социологии, политологии и права была организована в 1990 г., к.ф.н., Эрнстом Семёновичем Гершгориным, и за 10-летний период сменила несколько названий и направлений.

Изначально она называлась кафедрой прикладной социологии. Первый состав кафедры насчитывал 6 человек. В рамках научно-исследовательской деятельности, кафедра прикладной социологии занималась разработкой планов и программ работы с персоналом на отдельных промышленных предприятиях.

В 1995 году кафедра получила новое название – кафедра общей социологии. Работа кафедры в это время была сосредоточена вокруг актуальных вопросов теоретической социологии и проблем, связанных с эмпирическими исследованиями. Преподавателями кафедры разрабатывались и проводились социологические исследования по заказам института и отдельных предприятий.

В 1997 году, с введением в учебные планы дисциплины «Политология», кафедра изменила свое название, став кафедрой социологии и политологии. На ней в этот период работало две секции: «Общей и прикладной социологии» и «Политологии».

В 1998 году усилиями кафедры была открыта специальность «Социальная работа» и сделан первый набор студентов. В том же году было признано целесообразным передать данную специальность вновь созданной профильной кафедре социальной работы, психологии и педагогики.

С 2004 года на кафедре преподавались дисциплины по социологической и политологической наукам, а также юриспруденции. В 2007 году все правовые дисциплины были переданы на кафедру, и она вновь сменила название, став кафедрой социологии, политологии и права. В тот период на кафедре работала 9 человек, 5 из которых имели ученую степень кандидата наук.

Ещё через год кафедре было поручено ведение занятий по дисциплине «Концепции современного естествознания», учебный процесс по которой и сегодня курирует доктор культурологии, профессор кафедры Н. К. Анохина. Таким образом, к 2008 году на кафедре стали функционировать научные направления не только по социологии и политологии, но и по культурологии и праву. Научная работа кафедры охватывала ряд актуальных вопросов права, социологии, политологии, социальной этнографии и демографии, культурологии. Сотрудниками кафедры были разработаны курсы лекций по таким дисциплинам как «Социальная политика», «Социология организаций», «Социология управления», «Современная организация государственных учреждений России» и др.

Летом 2010 г. на кафедре произошло печальное событие. Вследствие тяжелой болезни, ушел из жизни основатель кафедры и ее бессменный руководитель, почетный работник высшего профессионального образования, человек яркий и талантливый – Э. С. Гершгорин. В том же году на кафедре состоялись выборы заведующего, по итогам которых новым руководителем кафедры была утверждена доктор культурологии Надежда Константиновна Анохина.

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

На сегодняшний день кафедра социально-гуманитарных дисциплин представляет уникальную, целостную, сложную систему, содержащую профессионалов разных направлений, которая способна самостоятельно решать поставленные перед ней задачи.

На кафедру ложится ответственная задача по работе со студентами всех курсов и направлений подготовки. Именно кафедра социально-гуманитарных дисциплин на теоретическом и практическом уровнях закладывает фундамент будущего специалиста, участвует в формировании творческой личности, имеющей свой индивидуальный стиль работы и представление об окружающем мире.

Понимая эту ответственность в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, преподаватели помогают каждому студенту организовать самого себя, воспитывать самодисциплину. Каждый преподаватель учитывает разный исходный уровень знаний студентов в рамках организации индивидуальной работы, т. к. только качественная деятельность преподавателя, реализующего свои профессиональные обязанности, способствует развитию интеллекта, компетентности и творческого потенциала будущего специалиста.

Основная задача и главное предназначение кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин заключается в формировании современного высокообразованного, всесторонне развитого, культурного и компетентного человека эпохи высоких технологий, специалиста с широким кругозором, адаптированного к быстро изменяющимся условиям окружающей действительности.


История кафедры начинается еще в 1-й Вольской военной авиационной школе авиамехаников.

В 1949 г. возникла острейшая необходимость готовить не только специалиста с техническим образованием, но и опытного командира, воспитателя и наставника солдат. С этой целью, в дополнение к уже существующим, в военной школе создается социально-экономический цикл. Его основными дисциплинами были история КПСС, Партийно-политическая работа и Основы воинского воспитания.

Первым начальником цикла назначается полковник Н.В. Палатников.

В 1964 г. училище приступает к подготовке специалистов служб материального обеспечения и до 1971 г. ведётся обучение по программам среднего профессионального образования.

История оставила имена первых преподавателей цикла. Основную дисциплину, «Историю КПСС», вели подполковники Н.П. Андреев, А.В. Дорофеев, В.П. Дорофеев, Корепанов, А. Мигунов, А. Овчинников, Сакович, Харитонов, майоры Е.П. Воронин, А. Макогон, И.В. Рашев, В.Б. Свердлов.

Занятия по партийно-политической работе - подполковник И.Г. Козюкин, майоры Васильцов, Д.Д. Вачугов, Л.М. Суслов.

«Основы воинского воспитания» преподавал подполковник Н.И. Киряшов, «Политическую экономию» – подполковник В.Н. Кротов.

В 1971 г. училище переходит на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием со сроком обучения 4 года.

Меняются учебные программы, тематические планы преподаваемых дисциплин. Цикл перестал существовать, вместо него была организована кафедра социально-экономических дисциплин.

За весь период существования цикла его возглавляли полковники: в 1949–1952 гг. – Н.В. Палатников; в 1952–1958 гг. – Т.И. Гребенчук; в 1958–1961 гг. – И.И. Данильев; в 1961–1963 гг. – кандидат исторических наук Паутов; в 1963–1972 гг. – И.Ф. Макаров.

В последующие годы вводятся программы по философии, политической экономии, научному коммунизму, педагогике и психологии, а также истории СССР. Кафедра неоднократно меняет свое название: с 1975 г. – марксизма-ленинизма, с 1983 г. – истории КПСС и партийно-политической работы.

В ноябре 1991 г. прекращает свое существование идеологическая работа в армии. Поэтому с 1991 г. кафедра получает свое новое название и становится кафедрой отечественной истории и воспитательной работы; с 1994 г. – кафедрой общественных наук (и гуманитарных). В этом же году училище переходит на пятилетний срок обучения специалистов служб МТО.

В 2009 г. в связи с происходящими в Вооруженных силах РФ реформами кафедра стала гражданской. С 1 сентября 2009 г. и по настоящее время это кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Ее начальниками за весь период существования были полковники М.Ф. Губанов (1972–1974), С.М. Шамилев (1974–1977), кандидат исторических наук В.П. Головинский (1977–1985), В.П. Иванов (1985–1987), И.К. Швидкий (1987–1991), доцент В.Я. Ефремов (1991–1998), кандидат философских наук, профессор С.А. Бровко (1998–2007), кандидат исторических наук, доцент Г.М. Ганчар (2007–2015). В мае 2015 г. заведующим кафедрой был избран кандидат экономических наук, доцент А.Г. Наумлюк.

Заместителями начальника кафедры в ее бытность военной были подполковник И.В. Моренов (1971–1975); полковники доценты А.В. Шестериков (1987–1998); А.Г. Радионенко (1998–2006); кандидат исторических наук Г.М. Ганчар (2006–2007), кандидат философских наук доцент А.П. Шумаров (2007–2009).

В прошлом на кафедре проходили службу такие замечательные педагоги – офицеры и гражданский персонал, как Р.Г. Багратян, И.И. Бизякин, Е.Г. Гапонец, Ж.А. Касьяненко, А.Т. Николенко, И.Н. Пенской, П.Д. Ракул, Е.В. Стромов, А.Л. Хоменко, И. Якушин, кандидат педагогических наук, профессор Л.Ю. Горбунова, кандидат исторических наук Т.А. Шилина; заведующие методическим кабинетом Н.П. Безделина, О.А. Бровко и лаборанты Л.Н. Богацкая, М.П. Железнова, С.А. Иваско, М.А. Чебан и др.

На современном этапе небольшой коллектив кафедры продолжает успешно трудиться на учебной и научно-методической ниве.

Действуют четыре предметно-методические комиссии: «Отечественной истории», «Философии и культурологии», «Политологии. Социологии», «Психологии и педагогики».

Преподаваемые на кафедре учебные дисциплины – основа теоретической и практической подготовки специалистов служб МТО Вооружённых сил РФ.

В настоящее время на кафедре трудятся 12 преподавателей: заведующий кафедрой кандидат экономических наук, доцент А.Г. Наумлюк; профессор кафедры доктор исторических наук, профессор В.Я. Ефремов; доценты кафедры кандидаты педагогических наук, доценты С.В. Постников и И.А. Хациева, кандидат педагогических наук Т.А. Абдулмуталинова, кандидат исторических наук С.В. Маркушина; старшие преподаватели доценты В.И. Лубяной и А.В. Шестериков; преподаватели доцент Е.В. Шориков; Р.Г. Хабибулин и Л.А. Курышова.

Всесторонним обеспечением образовательного процесса занимаются заведующая учебным кабинетом С.Е. Гацай, лаборанты И.В. Рябоконева и Е.С. Саклак.

В настоящее время наряду с организацией образовательного процесса по программам высшего образования специалистов служб МТО кафедра принимает непосредственное участие в подготовке и переподготовке адъюнктов, специалистов в системе среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по всему перечню специальностей, возложенных на вуз.

Научно-педагогический состав кафедры активно участвует в научно-исследовательской деятельности института. Ежегодно его усилиями организовывается и проводится Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук». В ней принимают участие ученые из России, Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Словакии, Германии, Японии. По результатам конференции издается сборник трудов, размещаемых на электронной платформе Российского индекса научного цитирования.

Ученые кафедры ежегодно издают 2-3 монографии, 2-3 учебника или учебных пособия, каждый преподаватель публикует в среднем 10 научных статей.

Кафедра заключила договоры о сотрудничестве с коллегами из вузов г. Саратова, Самары, Казани, Сызрани, проводит с ними совместные научные мероприятия, организует совместные научно-исследовательские проекты.

Особое внимание уделяется организации воспитательной работы с обучаемыми института, молодежью г. Вольска и Вольского района, Саратовской области. Педагоги кафедры ежегодно организуют олимпиады, турниры и конкурсы по своим учебным дисциплинам, занимаются проведением мероприятий, посвященных Дням воинской славы России, знаменательным событиям в истории страны. К юбилейным датам в истории института и Вооруженных сил России усилиями педагогов кафедры подготавливаются и издаются исторические очерки и памятные альбомы.