Какая художественная идея рассказа хорь и калиныч. Анализ рассказа "хорь и калиныч"

В открывающем тургеневский цикл очерке "Хорь и Калиныч " писатель вывел два крестьянских типа, не столько воплощающих характерные особенности русского национального характера, сколько запечатлевших те животворящие силы нации, с которыми Тургенев связывал свои надежды на "великое народное развитие ": светлые разум и душу русского человека.

Итак, на болотном отлюдье в крепкой усадьбе и в избушке на лесной пасеке, пропахшей сухими душистыми травами и свежим сеном, живут Хорь и Калиныч, друзья с несхожими характерами: рационалист и романтик. Однако в очерке принципиально важным является не разность характеров героев, а то, что Тургенев вписывает мужиков в европейский историко-культурный контекст: Хорь и Калиныч поставлены в один ряд с философами-просветителями и творцами-романтиками.

Но Тургенев рискнул пойти еще дальше: в складе лица крестьянина Хоря он разглядел сократовские черты и прежде всего сократовский лоб, а из разговора с ним "вынес одно убеждение ", "что Петр I был в основном русский человек в своих преобразованиях. И все это Тургенев пишет в 1847 году, когда мужика в литературе принято было единственно жалеть и защищать. Тургеневский же Хорь склонял к раздумьям ни больше, ни меньше — об античной философии (порождении эллинского гения!), рационалистическом типе мышления, личности правителя, русской государственности. По существу, очерком "Хорь и Калиныч " Тургенев совершил своего рода "коперниковский переворот " в решении темы народа. В крестьянине он разглядел не только личность, но и ее творческий интеллектуальный потенциал, который необходим для развития русской нации. Было вполне логично в этом смысле значимость личности государя поставить в зависимость от глубины ее связей с народом.

Примечательно и то, что все действие в "Хоре и Калиныче" проникнуто всеобъемлющей атмосферой гармонии человека и природы. На первый план здесь выступает образ тургеневского Калиныча, который размыкает границы природного и человеческого миров, обнаруживая их одухотворяющую внутреннюю связь. Для самого же Калиныча изначально не существует этих границ, равно как и другой жизни, кроме той, где привольно шагать по лугам, глядя в небо и ощущая разнотравье земли, слушать "болтливый лепет листьев " и однообразное жужжание пчел, запивать прозрачный теплый мед ключевой водой, "нежиться и томиться в пахнущем сене", провожать зарю... Он, как Касьян и Ермолай, свой в этом мире. У него даже лицо похоже на "вечернее небо" — "кроткое, ясное".

Здесь, в стихийном течении природной жизни, в слиянии двух душ — человека и природы, рождается, но мысли Тургенева, единственно подлинное жизнечувствование, исполненное проникновенного созерцания, углубленного покоя, внутреннего равновесия по отношению к окружающему миру, жизнечувствование, свойственное народному сознанию.

Однако это был только идеал писателя. На самом деле он понимал, что в народной жизни все обстоит намного драматичнее. И хотя внешнее ее описание в "Хоре и Калипыче" было направлено на то, чтобы создать у читателя ощущение покоя и гармонии от созерцания поющих друзей, объединенных единым порывом и общим переживанием, тем не менее всеобъемлющего умиротворенного настроения не возникало.

У Тургенева в сцене пения вообще превалирует всеохватывающее чувство тоски. Причем тосковал крепкий, удачливый Хорь, "загибал вдруг голову на бок и начинал подтягивать жалобным голосом ". И в этой песне отразилась вековая народная тоска по недостижимому счастью.

По почему тоскует Хорь? Не в его ли тоске заключена тайна русского человека, о котором с великой любовью рассказал Тургенев в "Записках охотника"?!

Анализ рассказа «Хорь и Калиныч»

Рассказ «Хорь и Калиныч» начинает цикл «Записки охотника». Этот очерк был напечатан в обновленном журнале «Современник», и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. «Хорь и Калиныч» оказался поэтическим ядром антикрепостнической книги. Именно поэтому я выбрала этот рассказ для анализа.

В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.

Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь.

Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке.

Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч.

Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

Иван Сергеевич себя пробовал и в драме. Он - автор комедий "Завтрак у предводителя" (1849), "Провинциалка" (1851). Комедий легких, искрометных, изящных, которые до сих пор не сходят со сцены. Им созданы драмы "Нахлебник" (1848), "Месяц в деревне" (1855).

Журнал "Современник" в 1847 году в разделе "Смесь", среди объявлений о продаже плугов и прочих хозяйственных статей, помещает рассказ "Хорь и Калиныч". Начинается он с вполне объективной справки этнографического характера. Писатель сообщает о том, что крестьяне двух соседних губерний, Орловской и Калужской, составляют "как бы две породы людей". Орловские мужики "ютятся в дрянных осиновых избенках", "едят плохо, носят лапти". Напротив, мужики Калужской губернии "обитают в просторных избах, торгуют маслом и дегтем", "по воскресеньям носят сапоги". (А.С. Пушкин горько пошутил о мужицком "золотом веке" в своей "Истории села Горюхина": "И пастухи пасли стадо в сапогах".) Современники писателя отлично поняли, какой смысл заключался в этих словах. Орловщина исконно была барщинным краем. Крестьяне обязаны были трудиться на помещичьей земле. В Калужской губернии мужики в основном находились на оброке, что давало возможность уходить из деревни, самостоятельно зарабатывать. Они оказывались связаны с владельцами только денежными отношениями. Уменьшение гнета, пусть небольшое, сказалось на положении крестьян повышением благосостояния (носят сапоги). Но главное - крестьяне нравственно выпрямились. Барщинный мужик "невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья" - он озлоблен и унижен. Напротив, калужанин "высок ростом, глядит смело, лицом чист и бел".

Во время своих охотничьих скитаний по Калужскому краю повествователь знакомится с замечательными мужиками, Калинычем и Хорем. Двое простых мужиков, крепостные помещика Полутыкина. Они умеют противостоять гнету - каждый по-своему. Хорь - крепкий хозяин, "себе на уме". Из уст г-на Полутыкина мы узнаем, отчего семья Хоря поселилась в "одинокой усадьбе", "посреди леса": "Изба у него сгорела; вот <…> и говорит: дескать, позвольте мне <… >поселиться в лесу на болоте. Я вам оброк стану платить хороший… Только вы <…> ни в какую работу употреблять меня не извольте, а оброк положите, какой сами знаете". Несмотря на огромные, по крестьянским меркам, платежи, умный Хорь разбогател, вырастил и поставил на ноги девятерых "Хорьков" - "молодых великанов". В разговоре с ним охотник с неподдельным уважением "услышал простую, умную речь русского мужика". При внешних признаках благополучия, "фактической независимости" Хорь далеко не свободен. Он не жалуется, может, и сам не сознает этого. Но писатель знает волшебную силу, которая помогает раскрыть потаенные стороны души - музыка. "Хорь, - повествует рассказчик, - особенно любил песню “Доля ты моя, доля!” …Хорь подпирал щеку рукой, закрывал глаза и продолжал жаловаться на свою долю…" Крестьянский "рационалист" понимает: даже если он и откупится на волю, это не даст ему желанной свободы. На смену одному господину придут другие, одержимые желанием поживиться на счет мужика. "…Кто без бороды живет, тот Хорю и наЫбольший", - иносказательно разъясняет он наивному охотнику безвыходность своего положения.

Кругозор Хоря не замыкается стенами усадьбы. Он с интересом слушает рассказ охотника о чужих землях, расспрашивает и тут же смекает, что из сказанного можно применить у себя. "Из наших разговоров я вынес одно убежденье, что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях", - размышляет охотник. И делает оговорку: такого сравнения наверняка "никак не ожидают читатели". Образованный читатель не припомнит, чтобы неграмотного крестьянина сравнивали с царем Петром, с мудрецом Сократом (в описании внешности Хоря - "склад его лица напоминал Сократа…") - без тени иронии, восхищаясь его незаурядной натурой.

Другой герой рассказа, Калиныч, "стоял ближе к природе…". Он впервые предстает перед нами "с пучком полевой земляники в руках": подарок задушевному другу, Хорю. Впрочем, с такой же любовью относится ко всем окружающим. Впервые встреченного охотника он уводит к себе, в самую глубь леса, в "избушку, увешанную пучками сухих душистых трав" и угощает медом со своей пасеки. Калиныч с его мечтательной душой живет в своем особом мирке. Но двери этого мирка широко раскрыты, как и у Хоря, в большой мир крестьянской России. Впервые после лирических образов А.С. Кольцова Тургенев открыл в простом мужике чистую поэтическую натуру, романтика в душе и в повседневной жизни. Старик наделен деревенскими талантами, "которые признавал сам Хорь <…>, он заговаривал кровь, испуг, бешенство <…>, пчелы ему дались…".

За день до встречи охотник познакомился с "образованным" помещиком Полутыкиным, "страстным охотником и, следовательно, отличным человеком". С такой же иронической интонацией повествователь словно перечисляет его "слабости" - "сватался за всех богатых невест в губернии", "любил повторять один и тот же анекдот". Другим признаком культуры помещика явилось то, что он "завел у себя в доме французскую кухню, <…> мясо у этого искусника отзывалось рыбой <...>, макароны - порохом; зато ни одна морковка не попадала в суп, не приняв вида ромба или трапеции". Г-н Полутыкин не зверь, он не ужасен - он смешон. По сравнению со своими крестьянами Полутыкин попросту ничтожен. Автор между строк задает читателю вопрос: кто на самом деле от кого зависит, не может без другого жить? Хорь или его господин, которому он "теперь <…> сто целковых оброка платит". Или Калиныч, который <...> "каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку <…>, ружье, замечал, где садится птица <…>, устроивал шалаши, бегал за дрожками; без него г-н Полутыкин шагу ступить не мог"?

По словам В.Г. Белинского, "Тургенев зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему еще никто не заходил". Покорные жертвы крепостного гнета, вызывающие у читателя жалость своими несчастьями - такими изображал мужиков Карамзин. Николай Михайлович впервые осмелился сказать образованному сословию, что "и крестьянки любить умеют!" Эту традицию продолжил современник Тургенева, Дмитрий Васильевич Григорович в своих повестях "Деревня", "Антон-Горемыка". Автор "Записок охотника" не унижает своих крестьянских героев жалостью. Он восхищается умом и талантами простого человека.

"Незавершенные судьбы персонажей в одних очерках как бы получают продолжение и завершение в других. Жизнь каждого героя при всей своей конкретности приобретает <…> широкий "сверхличный" смысл, вступая в перекличку с жизнью других, аналогичных героев". "Бежин луг", рисующий деревенских мальчиков в ночном, одновременно представляет истоки многих крестьянских характеров в "Записках". Так, в серьезном Феде легко угадать будущего хозяйственного Хоря, Ильюшка, который "лучше других знал все сельские поверья", напоминает нам Касьяна, романтика Калиныча мы видим в Ване. В деревенских детях отчетливо прослеживаются лучшие черты национального характера. Подобно тому, как взаимно уважают друг друга простодушный Калиныч и хозяйственный Хорь, мир и лад царит между мальчиками из разных по благосостоянию семей. Отмечает писатель в ребятах и великую доброту и бескорыстие. Между Федей и Ваней происходит такой разговор:

А что, Ваня… твоя сестра Анютка здорова?

Здорова <…>.

Ты ей скажи - что она к нам, отчего не ходит? <…> Ты ей скажи, чтобы она ходила <…>. Я ей гостинца дам.

А мне дашь?

И тебе дам <…>.

Ну нет, мне не надо. Дай уж лучше ей: она такая у нас добренькая.

Цикл тургеневских рассказов явился ответом на вопрос, который задал в своей статье Белинский, обращаясь к читателям-помещикам: "А разве мужик - не человек?" Критик предвидел ответный возмущенный вопрос: "Но что может быть интересного в грубом, не образованном человеке?" - "Как что? - негодовал критик-гуманист. - Его душа, ум, сердце, страсти, склонности, - словом, все то же, что и в образованном человеке".

"О необыкновенном мастерстве г.Тургенева изображать картины русской природы" заговорили единодушно после появления первых же очерков. Писатель имел возможность сравнивать: побывал к тому времени и во Франции, и в Германии, и в Италии. В письме из Франции Тургенев сетовал, что здесь "природа положительно некрасива". А приехав в курортный городок Виши, славящийся и по сей день живописными ландшафтами, заметил: "хороши" только "несколько липовых аллеей в полном цвету" - "сладкий запах напоминает родину". "Но нет здесь ее необозримых полей, полыни по межам, прудов с ракитами и т.п.", - горестно сокрушался Иван Сергеевич.

Увидеть эту неброскую красоту автор призывает своего русского читателя. Недаром многие пейзажные зарисовки строятся в форме диалогов: "Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной. Погода прекрасная; кротко синеет майское небо; гладкие молодые листья ракит блестят, словно вымытые…" ("Татьяна Борисовна и ее племянник"). "Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что <…> листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень". "Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? <…> На темносером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной…" ("Лес и степь"). Восхищение красотой дополняется тонкой наблюдательностью. Охотник знает, что к вечеру "птицы засыпают - не все вдруг - по породам: вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки".

Рассказ "Хорь и Калиныч" начинает цикл "Записки охотника". Этот очерк был напечатан в обновленном журнале "Современник", и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. "Хорь и Калиныч" оказался поэтическим ядром антикрепостнической книги. Именно поэтому я выбрала тот самый рассказ для анализа.

В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в "Хоре и Калиныче", но и во всех остальных рассказах.

Хорь – один из первостепенных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная башка, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, "накопил деньжонки", ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог существовать без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь.

Калиныч тоже основополагающий герой рассказа, но он совсем не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то супруга, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, "хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек". Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: "он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая". Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке.

Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню "Доля, ты моя, доля!" и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет игрывать, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервой заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч.

Рассказ "Хорь и Калиныч" в цикле "Записки охотника" раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся "живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

7 класс

литература

Тема. Анализ рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч».

Цели :

    Создать условия для выявления различных, но дополняющих друг друга сторон натуры русского человека – общественной и естественно-природной;

    Создать условия для формирования нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова «раболепство».

    Создать условия для развития умения читать, не только, как говорил Белинский, «получая наслаждение» от чтения, но и осознавать, что стоит за словами, событиями, анализируя смысл прочитанного;

    Создать условия для воспитания потребности думать над книгой, ставить перед собой вопросы, и, вновь возвращаясь к тексту, искать на них ответы; работать

самостоятельно, уметь доказывать и отстаивать своё мнение.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: знать о творчестве И. С. Тургенева как авторе «Записок охотника»; давать характеристики литературным героям; уметь различать образ героя и автора, создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям И. С. Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции;

коммуникативная сфера: уметь строить устный ответ с использованием цитирования; владеть навыками выразительного чтения;

эстетическая сфера: определять роль изобразительно-выразительных языковых средств в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально, в группе, в паре; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

I .Определение темы урока

- Прочитайте выразительно эпиграф.

Слайд 1

Как вы понимаете слова Белинского? (Тургенев сумел показать, что простой крестьянин талантлив, умен, разбирается в людях)

Слайд 2

В данном списке мы видим рассказы, рядом с которыми стоит помета в скобочках «Записка охотника». Как вы думаете что это ? (Это рассказы, которые входят в цикл «Записки охотника»)

Слайд 3

Что такое «цикл произведений»? (Это несколько произведений, объединенных одной темой)

Как вы думаете, почему цикл рассказов был назван Тургеневым «Записки охотника»? (Тургенев был заядлым охотником, у охотников всегда припасено много интересных историй)

- «Записки охотника» - это цикл, состоящий из 25 рассказов. Мы с вами уже говорили об этом цикле.

Какие темы поднимаются в этих рассказах? (Жизнь крестьян, помещиков. Изображение задавленных крепостным правом людей, их талантливости, внутренней красоты.)

- Какова тема нашего урока? (Анализ рассказа «Хорь и Калиныч»)

Запишите в тетрадях число и тему урока

Слайд 4

Что мы должны на уроке сделать, какова цель? (Познакомиться с героями, рассмотреть авторскую позицию)

II . История создания (Перспективное задание)

Почему он обиделся?

III . Анализ произведения

Слайд 5

В начале произведения мы узнаём о Болховском и Жиздринском уездах. И.С. Тургенев даёт точную характеристику образа жизни и духовного облика крестьян различных губерний России. К началу XIX в. существовали две формы крепостной зависимости: барщина и оброк.

Слайд 6

    Лексическая работа

Запишите в тетрадях

Обро́к - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.

Барщина - принудительный труд зависимого крестьянина на барина. Барщина могла включать полевые работы, извозную повинность, строительные и ремесленные работы, рубку леса.

2) Анализ персонажей

В произведении мы знакомимся с одним мелким помещиком Полутыкиным.

Каким изображен помещик в рассказе? Какой смысл приобретает оценка автора - «отличный человек»? Полутыкине говорится мимоходом: он не заметен на фоне крестьян. Поэтому фраза «Отличный человек» звучит иронично. )

Чьими устами дает Тургенев характеристику помещику? (Устами мужика)

Авторская характеристика положительная или отрицательная? (Тургенев дает отрицательную оценку. Крестьянин относится к помещику с пренебрежением, считая его человеком пустым, совершенно не приспособленным к работе.)

В произведении мы встречаемся с двумя крестьянами: Хорем и Калинычем.

Слайд 7

Задание паре: подготовить выступление о Хоре. Распределите обязанности: кто-то рассказывает, кто-то цитирует.

- Расскажите о Хоре. (Хорь – крестьянин, который платит оброк. Его хозяйство налажено, много детей. Автор считает его умным.)

Почему Хорь не хочет освободиться от крепостной неволи?

Хорь реалист или идеалист?

К людям или природе был ближе Хорь?

Выступление ученика из пары

Важнейшее средство характеристики героя - параллель с другим персонажем, Калинычем . Они четко противопоставлены. Однако в отношениях с Калинычем герой проявляет себя с иной стороны. Дружба выявляет в образе Хоря такие черты, как понимание музыки, природы.

Слайд 8

Задание паре: подготовить выступление о Калиныче. Распределите обязанности: кто-то рассказывает, кто-то цитирует.

Каков Калиныч в рассказе И.С. Тургенева?

Как отзывается о нем помещик Полутыкин?

Бытовая жизнь не обладающего деловой хваткой героя устроена плохо: у него нет семьи, все время ему приходится проводить со своим помещиком Полутыкиным, ходить с ним на охоту и т.д. Вместе с тем в поведении Калиныча нет раболепства, он любит и уважает Полутыкина, полностью доверяет ему и наблюдает за ним как за ребенком.

4) Лексическая работа: раболепство.

Слайд 9

Записать в тетради

РАБОЛЕ́ПСТВО (книжн. презр.). Льстивое угодничество, низкопоклонство, приниженное послушание по отношению к кому-чему-нибудь.

В противоположность Хорю Калиныч символизирует поэтическую сторону русского национального характера. В чем она проявляется?

Выступление ученика: Калиныч

В чем разница между Хорем и Калинычем?

Кто из них понравился автору произведения и почему?

В «Записках охотника» в образе Хоря нашел отражение определенный тип русского национального характера, свидетельствующий о жизнеспособности рационального, твердого, делового начала.

Образ Калиныча открывает в «Записках охотника» целый ряд «вольных людей» из народа: они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. они оба представляют различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека.

В произведении присутствует ещё один герой - рассказчик .

Слайд 10

Какие чувства вызывает этот персонаж? (Он вызывает симпатию у героев и у читателей. Он с уважением относится к людям.)

Тургенев специально показывает этих героев, выражая в них лучшие качества русского мужика. Они словно дополняют друг друга, составляя одно целое.

- Давайте найдём в тексте подтверждение любви автора к своим героям.

    «Я с удовольствием слушал их и наблюдал за ними»

    «Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика»

    «Жаль мне было расставаться со стариком»

    «Меня занимали новые мои знакомцы»

    «Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд»

5)Игра «Кто это?»

Все вы, ребята, прекрасно ознакомились с текстом рассказа, осталось выяснить, насколько правильно вы разобрались в образах главных героев.

( Слайды 11 -12 )

IV . Заключительная часть урока.

1)Итог урока

В чём новаторство И.С.Тургенева?

Как И.С.Тургенев показывает простой народ?

2) Слайд 13

Рефлексия: синквейны учащихся по уроку.

Составить синквейн «Основная тема рассказа»

Напоминаю

Какова основная тема рассказа? (Крепостное право – страшное явление, оно превратило умных, работящих людей в забитых и бесправных)

    Слайд 14

Домашнее задание:

Написать аннотацию к произведению «Хорь и Калиныч», прочитать рассказ «Певцы»