Каком углу иконы правильно повесить. Где должна висеть Семистрельная икона

Раньше в каждом православном доме богатой и бедной семьи, простой и знатной почетное место уделялось иконам. Где-то ютилась скромная полочка, а где-то целый иконостас. В состоятельных домах имели богатый и роскошный оклад, являясь показателем высокого положения хозяина дома. В современных квартирах, увы, уже не всегда соблюдается эта добрая традиция, а главное место в комнате занимает телевизор или компьютер, но, к счастью, постепенно прежние обычаи восстанавливаются. Икона вновь становится бережно хранимой семейной реликвией, которую берегут, которой выделяют почетное место в доме. Впрочем, расположение икон в квартире вовсе не является случайным. Красный угол (или как его ещё называли: передний угол, святой угол, божница) должен располагаться в определенном месте. Чтобы обитатели дома могли обратить свои мысли к Богу, читая вечерние и утренние молитвы, чтобы могли сосредоточиться и направить свои помыслы к небесам, следует соблюдать определенные традиции при выборе места.

Когда человек обращается с молитвой к Богу, обычно он становится лицом на восток, именно поэтому при строительстве храмов алтарь устанавливается таким образом, чтобы он располагался на восточной стороне. Следуя этому обычаю, правильное расположение икон в квартире - восточная стена комнаты. Конечно же, не всегда планировка квартиры позволяет это сделать, потому что на восточной стене могут располагаться окна. Рядом с окном и батарей икону ставить не стоит, так как это может привести к её порче из-за сквозняков или батарейного жара. В этом случае от восточного расположения придется отказаться. Несмотря на то, что желательно вешать икону именно так, нет ничего страшного и в другом размещении, ведь искренняя молитва будет всегда услышана, независимо от того, на какой стороне при этом висел святой образ. Важно, чтобы перед иконой было достаточно свободного места, чтобы те, кто будет молиться, могли полностью погрузиться в свои мысли, не отвлекаясь на неудобства и тесноту. Особенно это важно для большой семьи, где на молитву может собраться несколько человек. Расположение икон в доме может быть различным, иногда их помещают над кроватью. Например, вешается у изголовья, чтобы беречь и хранить покой спящего, преисполняя его чистыми помыслами.

Что касается выбора комнаты, в которой стоит повесить икону, то здесь решение полностью ложится на плечи хозяев жилища. Она может располагаться и в гостиной, и в прихожей (например, над входом в дом), и даже на кухне. Если у вас нет отдельной столовой, и ваша семья трапезничает на кухне, то непременно стоит расположить там икону, чтобы можно было помолиться перед приемом пищи. Хорошей идеей будет расположить икону в спальне, чаще всего здесь находит свое место образ тезоименитого святого. Некоторые считают, что в спальне молодоженов нельзя устанавливать икону, но мнение такое ошибочно . Непременно стоит повесить икону в детской, это может быть , которая будет оберегать ваше чадо.

Вы выбрали комнату, в которой бы хотели разместить икону, нашли подходящую стену, как же правильно будет её установить? Вы можете обустроить специальную полочку, либо выбрать киот - специальный шкафчик для икон. Если у вас нет такой возможности, то может быть просто повешена на стену. В том случае, если икон несколько, тогда имеет смысл выстроить их в гармоничную композицию, которая будет приятна для глаз. Стоит также узнать, как лучше сочетать разные иконы по смыслу. Кроме того, иконы святых не следует вешать выше, чем образ Спасителя и Богородицы. Выше них может располагаться только . Принято ставить икону Спасителя справа от молящегося, а Богородицы слева. Изображения всех остальных святых должны располагаться ниже, соблюдая иерархию . Очень важно отметить, что иконы должны быть расположены таким образом, чтобы рядом не было других, несоответствующих вещей. Современная квартира может быть наполнена самыми разными предметами: картинами, книгами, техникой, фотографиями и тому подобным. Пусть у иконы будет свой собственный уголок, в котором не будет ничего постороннего. Среди книг, игрушек или сувениров не место святому образу. Отнеситесь к нему с уважением, чтобы это место было особенным в доме.

Правильно расположение икон в доме помогает вам открыть окно к светлому и духовному, озаряя ваше жилище радостью и светом.

1:502 1:512

Во все исторические времена вера христианскому народу была необходима как воздух. С нею православные переживали лихие времена и болезни.

1:776 1:786

Она помогала выжить в голод и выстоять на поле боя. С верой и надеждой веками люди шли в божьи храмы за помощью, защитой и благословением.

1:1042 1:1052

Какие иконы следует иметь в доме

1:1129

Посещать богослужение по воскресным дням и в святые праздники повелось на Руси с седой древности. Храмовая роспись на библейские темы и богатый иконостас создавали неповторимую ауру святости в великих соборах и маленьких церквушках.

1:1577

1:9

1:354

Христианские традиции через призму современности

1:474

Современные реалии таковы, что не каждый сознательный человек может без труда соблюдать сложившиеся веками традиции христианства. Многочасовое присутствие в храмах на молебнах, участие в крестном ходе не вписывается в мелькающую событиями насыщенную жизнь. У верующего человека совсем не остается времени, чтобы остановиться, задуматься и осознать происходящее.

1:1150 1:1160

Порой от переутомления возникает острая нужда открыться, излить душу. Законы бизнеса не рекомендуют прибегать к этому. Но измученное эго ищет выхода и помощи. Оно как птица в узкой клетке нуждается в заботе и руководстве. Обращение к истокам истинной веры помогает восстанавливать утраченные силы, принимать правильные решения, как в бизнесе, так и в семейной жизни.

1:1836

1:9

Нужны ли иконы в доме?

1:66

Быть под неусыпной постоянной защитой Всевышнего, руководствоваться наставлениями святых возможно благодаря иконам, правильно размещенным в собственном жилище человека. Но не стоит ошибочно полагать, что чем больше изображений святых ликов в доме, тем лучше для хозяев.

1:582 1:592

Размер и количество в таком вопросе не играют никакой роли. Неразумное использование большого числа икон, картин соответствующей тематики и церковных настенных календарей может подчас оказать противоположное неблагоприятное воздействие на окружающих.

1:1066 1:1076

Тем не менее, в каждом доме должны использоваться необходимые иконы. Для истинно верующего человека икона ‒ это воплощение святых в материальных образах. Творение иконописи разительно отличается от портретных изображений.

1:1499

1:9

В них запечатлена святость, чистота и целомудренность в каждом мазке и в каждой линии. Иконы в доме используются для уединенных молитв и покаяний. Во многих семьях, хранящих традиции истинного христианства, святые образы заботливо передаются от отцов детям. Светлые лики способны объединять разные поколения. Смягчать сердца озлобленных, возрождать великодушных.

1:690 1:700

2:1205 2:1215

Чего следует избегать, размещая иконы

2:1303

Все чаще в современном мире место святынь в доме занимают телевизор и компьютер. В последние годы резко падает значимость духовности и семейных традиций. И все-таки, у молодых не редко возникают вопросы о ценности домашней молитвы, о значимости святых ликов, о том, как правильно развесить иконы в доме.

2:1867 2:9

Священнослужителями рекомендуется размещать иконы на восточной стороне дома в «красном углу». Перед иконостасом должно находиться большое свободное пространство, дабы облегчить доступ к святыне. Устанавливают иконы на иконостасе в соответствии с церковной иерархией на отдельной полочке. Украшают молебное место живыми цветами, вышитыми полотенцами и салфетками ажурного плетения. Во время ежегодного церковного праздника «Вербное воскресенье» подкладываются веточки освященной вербы.

2:947 2:957

Во избежание неприятностей нельзя рядом располагать атрибуты современного алчущего мира: телевизор, игровые приставки, музыкальный центр, компьютер. Запрещается класть на полку с иконами телефоны, деньги и ключи от дома. На стенах, прилегающих к «переднему углу» не развешивают плакаты с изображениями кумиров спорта и шоу-бизнеса, календари с фотографиями моделей и политиков.

2:1674

2:9

Размещение идолов жестокой реальности на одном уровне со святыми иконами не останется не замеченным. Не допускается формирование домашнего иконостаса на книжных полках. Не редко содержание выставленных книг резко противоречит многовековой христианской идее любви и милосердия. Не следует смешивать атрибуты ритуального толка с такими предметами интерьера как настенные гобелены, граффити, скульптуры.

2:760 2:770

Изображения каких святых обязательно следует иметь в доме

2:895

Для любой православной семьи главная икона в доме ‒ это изображение Иисуса Христа. Для домашнего обращения достаточно установить поясное изображение Спасителя. Важной особенностью такой иконописи является воссоздание образа благословляющей руки Господа. На многих иконах Иисус предстает как Вершитель человеческих судеб. Поэтому образу Господа Вседержителя отводится одно из главных мест в любом иконостасе ‒ справа.

2:1689

2:9

Икону Богородицы принято размещать с лева от главного образа. Особенностью иконографии данной тематики является соприкосновение светлых ликов Богородицы и младенца Иисуса. Одухотворенный рисунок Богоматери, наполнен бесконечной любовью, символизирует непрерывную связь между небом и землей, вызывает чувство внутреннего трепетного благоговенья. Среди икон типа «Умиленья» наиболее известна Владимирская икона Божьей Матери. На иконах, написанных по типу «Одигитрия» («Путиводительница»), жестом свободной правой руки родительница указывает на Спасителя. Самыми почитаемыми среди таких изображений является Казанская икона Божьей Матери.

2:1237 2:1247

Икона Святой Троицы (Отца и Сына и Святого Духа) вершит главную часть «красного угла». Это изображение служит самым известным символом нерушимого единства. Отражая высочайшую степень благочестия, этот тройственный образ заслужил бесконечную любовь и почитание в православии.

2:1770

2:9

При наличии достаточной «полезной площади» можно организовать домашний алтарь в 2 уровня. Соблюдая церковную иерархию, ниже часто ставят изображение святого пророка Илии, первоверховных апостолов Петра и Павла, архангелов Гавриила и Михаила. Образ Николая Угодника обязательно дополняет каждый православный иконостас. Среди простого люда святитель Николай почитался как чудотворец.

2:739 2:749

Правильно составленный семейный иконостас следует установить в переднем углу столовой или на лобном месте в зале. Ежедневное вознесение благодарности за предоставленную пищу и кров во время семейных обедов и ужинов будет служить возрождению христианских традиций и духовных ценностей. Непосредственно на кухне есть смысл поместить широко известное изображение «Тайного вечере». Свободный доступ к лику Наставника и Покровителя будет способствовать формированию у молодых потребности в личном общении.

2:1709 2:9

Лик святой для каждого

2:68

Говорят, когда в семье много детей ‒ это благословение Божье. Для юных отроков разного пола предназначены святые иконы отдельного содержания.

2:336

На счастье девочкам

В комнате у девочки непременно должно быть изображение Ксении Петербуржской. На нее возлагают свои чаянья и надежды в определении лучшей доли. В свое время, она приходит на помощь отчаявшимся девушкам и женщинам. Помогает им благополучно выйти замуж.

2:857 2:867

Последнее время на Руси возрождается крестьянская традиция ежегодно отмечать день влюбленных ‒ праздник Петра и Февроньи. Икона влюбленных является надежной покровительницей законного брака и теплых семейных отношений. Их нерушимый союз выступает примером вечных ценностей ‒ взаимной любви и уважения, великой мудрости и терпения.

2:1489 2:1499

Количество поклоняющихся святой блаженной Матроне Московской растет с каждым годом. Для страждущих она является мудрейшей хранительницей основных священных ценностей и милостивой покровительницей многочисленных одиноких сердец. Тем, кто обращается к ней с глубокой верою и чистыми помыслами, помогает сформировать крепкую семью и награждает отчаявшихся долгожданным счастьем материнства.

2:735 2:745

Мальчикам для благоразумия

В комнате мальчиков обычно находится икона известного святого великомученика Георгия Победоносца, который считается покровителем воинства. Она выступает своеобразным щитом, как для дома, так и для его жителей. Ее аура незаменима для ребят, готовящихся к службе в армии. Этот образ преподносят в дар малышу во время совершения таинства крещения.

2:1472 2:1722

С целью наставления ребятам часто вручают изображение святого Андрея Первозванного. Он является общепризнанным покровителем земли русской. Обращение к нему способствует повышению тяги к знаниям, прививает любовь к труду, воспитывает чувство уважения к старшим поколениям.

2:509 2:519

Икона с ликом благоверного князя Александра Невского одинаково покровительствует как генералам, так и рядовым. Укрепляет силу духа, способствует физическому развитию и повышению самооценки. Служит убедительной исторической личностью для современного подражания.

2:1013 2:1023

Свято место пустым быть не должно

2:1102

Для простоты и доступности обращения к образам их можно установить на отдельной полочке в переднем углу детской комнаты или разместить на свободной стене в соответствии с описанными ранее рекомендациями.

2:1486 2:1496

В изголовье кровати принято ставить образ Ангела-Хранителя ребенка. Надежный покровитель и защитник дается при рождении каждому человеку. К нему обращаются в момент грозящей опасности и в периоды сомнений. Не редко в помещении устанавливают именные детские иконы на специальных подставках.

2:2049

2:9

Они предназначаются для каждого сорванца персонально, так как соответствуют имени владельца. Взрослые надеются, что такие защитники и покровители помогут в правильном воспитании подрастающего поколения, оградят от многих бед и несчастий.

2:456 2:466

Отрада для болезненных и немощных

2:546

Часто в больших семьях для постаревших родителей отводят отдельную комнату. Там мудрые старики, прожившие долгую, подчас трудную жизнь, устраивают свои, близкие и дорогие им вещи. На первом месте среди них всегда благочестивые и не редко старинные иконы.

2:1023 2:1033

Подтверждая верность христианским традициям своими действиями и помыслами, отцы вершили судьбы детей и внуков сообразно с требованиями веры. Но теперь пришло время подарить родителям канонизированное изображение святого великомученика и мирского целителя Пантелеймона.

2:1547 2:9

Христианский святой врачеватель безмездный не оставляет без должного внимания просьб людских об исцелении. Лечит не только телесные хвори, но и возрождает душу. С незапамятных времен является известным покровителем всех истинных врачей и страждущих больных. Установить икону с ликом святого можно в восточном углу комнаты, окружив соответствующими церковными атрибутами.

2:702 2:712

Где можно приобретать истинные иконы

2:798

Чтобы не ошибиться, приобретая столь необходимые для дома предметы, покупки нужно совершать в церковных лавках при храмах, на часто устраиваемых православных выставках-ярмарках. В таких местах имеется широчайший выбор соответствующей продукции.

2:1263 2:1273

Богатое церковное убранство помещений располагает к спокойствию и умиротворению. В оформлении святых образов наиболее часто используется цветное тиснение. Для создания статусного атрибута, входящего в большой иконостас, применяют дорогое тиснение золотом. Тут же можно купить киоты ‒ специальные ящички со стеклом для бережного хранения и использования иконы.

2:1947

2:63

В атрибутных лавках специалисты, хорошо знающие православие, охотно дадут подробную консультацию. Они помогут сделать оправданный выбор в соответствии с жизненной ситуацией. При покупке иконы необходимо проверить наличие специального клейма, говорящего о том, что данная икона получила освещение. Стоит обратить внимание на то, прилагается ли в комплекте текст возносимой молитвы. Это очень удобно для домашнего использования.

2:863 2:873

Легко общаться с Богом, имея в доме необходимые иконы, размещенные в соответствие с христианскими устоями. Вознося ежедневно благодарности Всевышнему, каждый верующий человек вправе рассчитывать на любовь, заботу и наставления на путь истинный.

Наталья Капцова


Время на чтение: 6 минут

А А

Как известно каждому верующему, икона – это не красивая картинка и дань моде, а Образ Бога, святых или Божьей Матери. Иконы – изображения без авторства, через которые мы обращаемся с молитвой, но никак не элементы декора. Соответственно, и вольное использование икон – это неуважение, как к христианским традициям, так и к самому себе.

Какие иконы должны быть в вашем доме, и как именно их следует располагать по церковным канонам?

Какие иконы нужно иметь дома для защиты, благополучия и семейного счастья?

В первую очередь, следует запомнить, что икона – это не талисман на счастье, не подкова над дверью и не медвежья шкура с бабочками, повешенная по фен-шую. То есть, она – не оберег в его прямом понимании. Икона – образ, через который мы обращаемся к Богу. И лишь при искренней молитве Господь или святой, которому возносится молитва, помогает нам в семейном благополучии и дает свою защиту.

Какие иконы поставить дома – зависит только от вас. Как говорят батюшки – и одной достаточно для молитвы. Если же вашей душе не хватает образов в доме, или вы хотите создать свой домашний иконостас, то можно обратиться за советом к своему духовнику или просто к служителю в храме – они подскажут.

Обычно в домах ставят следующие иконы (список – не перечень икон, которые стоит непременно купить и развесить дома, а лишь наиболее почитаемые образы, через которые и возносятся молитвы о благополучии в семье):

  • Два главных изображения в квартире – Спаситель (как правило, выбирают Господа Вседержителя) и, конечно, Божья Матерь (например, Умиление или же Одигитрия). Невозможно представить дом православных христиан без этих икон.
  • Святой Иоанн Предтеча .
  • Изображения святых , имена которых (по крещению) носят члены вашей семьи.
  • Ваши местные почитаемые святые (при создании иконостаса).
  • Великомученик Георгий Победоносец .
  • Николай Чудотворец . Образ этого святого, наделенного особенной благодатью (защита путешествующих, защита от нужды и нищеты), православные ставят дома чаще всего.
  • Великомученик Пантелеймон (чаще всего именно к нему обращаются за исцелением).
  • Апостолы Петр и Павел .
  • Архангелы Гавриил и Михаил .
  • Казанская Божья Матерь – заступница народа русского, а также помощница в работе и житейских нуждах.
  • Святая Троица , символизирующая мудрость, разум и любовь. Одна из ключевых исповедальных икон в доме.
  • Иверская Божья Матерь – заступница женщин и ваша хранительница домашнего очага. Перед данным образом молятся об исцелении или утешении в бедах.
  • Семистрельная . Одна из наиболее сильных икон в защите дома – от зависти и злости, от сглаза и пр. Эта икона приносит лад, мирит враждующих, нередко ее берут с собой на важные мероприятия.
  • Целительница . Бережет от скорби и бед, помогает в родах. Перед ней возносят молитвы об исцелении души и тела.
  • Неупиваемая чаша . Исцеление от пагубных привычек, пьянства и наркомании, достаток в доме, помощь и утешение всем, просящим с верой.
  • Нечаянная радость . Перед этим образом возносят молитвы о здравии детей, о благополучии брака, об исцелении.
  • . Этому святому возносят молитвы об исцелении.

  • Блаженная Матрона Московская . К ней обращаются с молитвами об исцелении, о семейном благополучии.
  • Петр и Феврония . Святые, известные как покровители супружеской верности. К слову, наш «день влюбленных» — 8 июля, день памяти этих святых.
  • И другие иконы, которые помогут обрести мир вашей душе и в вашей семье.

Для кухни более всего подойдет икона Спасителя, а для комнаты малыша – Ангела-Хранителя либо Святого — покровителя ребенка.

Дома православных еще со времен Древней Руси были наполнены иконами. К сожалению, сегодня для многих – это дань моде, но для православного и истинно верующего христианина икона — вещь почитаемая, и обращение к ней соответствующее – не светское, а исходящее из веры.

Как правильно размещать святые изображения в доме?

  • При выборе стороны руководствуются ее особым значением в Православии – именно на восточной стене помещения всегда размещают образы. При отсутствии такой возможности ориентиром служит место, в котором молящемуся не будет тесно.
  • Категорически избегайте соседства иконы со светскими предметами – не следует ставить рядом с образами статуэтки и косметику, технику и прочие предметы сиюминутного, земного, декоративного значения.
  • Также не стоит вешать/ставить рядом изображения неиконописные – панно и картины (даже с религиозным значением), календарики, светские книги, постеры и пр. И даже прижизненные изображения святых (фотографии) ставить не рекомендуется – только канонические иконы.
  • Предметы, которые могут соседствовать с образами – это лампадки и свечи, православная литература, ладан, святая вода, веточки вербы, которые обычно хранятся до следующего Вербного Воскресения. Также традиционно украшают иконы и сам дом ветками березы (на Пятидесятницу).
  • Иконы принято ставить, а не вешать на гвоздики – на специально отведенных местах (красный угол, иконостас, просто специальная полочка или киот). Образы не вешают на стенах как картины бессистемно – это не вызывает необходимого чувства спокойствия и удовлетворенности, необходимого при молитве.
  • Не забываем об иерархии. 2 главных иконы – Божья Матерь (ставят слева от Спасителя) и Спаситель (эти иконы всегда «центровые»). Нельзя размещать изображения святых над данными образами, а также над Святой Троицей. Размещаются они (святые) и ниже апостолов.
  • Не рекомендуется и многообразие стилей письма. Подбирайте иконы в единой манере исполнения. Помните, что иконы в доме ставят после их освящения или уже купленные в храме, освященными.
  • Главный угол (красный) – это самый дальний в помещении (обычно правый), расположенный по диагонали от двери с ориентиром на восходящее солнце.

  • Не переборщите с иконами. Для остальных комнат (при наличии красного угла/иконостаса) достаточно по одному изображению.
  • В детской образ святого располагают таким образом, чтобы его было видно малышу из кроватки.
  • Категорически не следует ставить икону на свой телевизор – это просто кощунственно.
  • Если вы располагает в комнате иконы, следует убрать все непристойные плакаты, постеры, репродукции, картины, календари и с других стен. Такое соседство недопустимо и неуместно. Молиться Спасителю, напротив которого висит плакат, например, рок-группы или картина с «обнаженкой» — это просто бессмысленно.
  • В спальне образ располагают у изголовья своей кровати. Существует миф, что в спальне иконы не ставят, чтобы «Бог не видел близости супругов». Стоит отметить, что близость в браке – не грех, а от Бога скрыться невозможно, даже если вы все иконы будете прятать на ночь в тумбочку.
  • Угол, в котором стоят образа, должен быть самым освещаемым, а сами образы располагают выше уровня глаз. Никаких преград между иконой и взглядом (а также преград в виде столов или комодов между вами) быть не должно.

Но самое главное, конечно — помнить, что…

Количество икон и красота иконостаса не сделает жизнь православного благочестивее – таковой ее делают искренние молитвы перед этими образами.
Икона – не языческий оберег и не «накопитель благодати», что можно подойти и черпнуть при необходимости, а изображение, через которое посылается молитва Господу и Благодать верующему в него.

Как правильно расположить домашний иконостас

Как сказано выше, не имеет значения число икон, и не стоит ставить образы бессистемно (дырки на обоях закрывать, например). Для икон должно быть свое светлое и важное место.

Необдуманное пустое коллекционирование не даст вашему иконостасу ровным счетом ничего. Несколько иконок и молитва от души всегда сильнее богатого иконостаса с дорогими иконами в золотых окладах «на показ».

  • Иконостас создается по подобию церковного. Непременно с иерархическим расположением образов: по центру – Спаситель с Божьей Матерью (Спаситель справа от нее!), в том же ряду может располагаться Святая Троица (либо выше всех изображений). Если Троицы нет – вверху иконостаса располагают распятие. Все иные изображения подчиняются данным ключевым иконам: справа от Спасителя ставят образ Иоанна Предтечи. Данный триптих – это Деисус (прим. моление, основа). Дальше следуют святители, преподобные и прочие иконы (например, местных святых или именные), которые выбирает православный по собственному желанию. Святых не ставят выше Деисуса, апостолов, Троицы.
  • На полочке иконостаса размещают лампадку, которую зажигают накануне и в сами дни праздников, по воскресеньям или же во время молитвы.
  • Иногда изображения украшаются (как в старину) божником. Это узкое и длинное полотенце из холста с вышивкой на концах. Такими божниками прикрывались образа с боков и сверху, оставляя лишь лики.
  • Киот более всего подходит для иконостаса – в нем образы лучше сохраняются, а красный угол выделяется.
  • Не имеет значения, писана икона художником, получившим на то благословление, вручную, куплена она как образ-репродукция или вырезана из православного календаря и наклеена на твердую основу. Главное – освятить икону. Хотя безусловно вручную расписанный образ, покрытый олифой всегда превзойдет печатную репродукцию.
  • Выбор стиля изображений – дело вкуса. Это может быть византийский или древнерусский стиль – неважно. Лишь бы не светский (академический тоже не приветствуется). Сейчас стало модным рисовать иконы как вздумается, без должного благословения, с массой элементов «от себя» и пр. Таким иконам место где угодно – только не в иконостасе. Смешивать стили также не стоит.

И напоследок: никогда не путайте первообраз и само изображение. Мы возносим молитву не иконе, а первообразу.

По благословению Епископа Тихвинского Константина

Алексеев Сергей Владимирович

В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…

Инок Спиридон (Сильвестр)
ДОМОСТРОЙ
XVI в.

Иконописец, завершая икону, надписывает
имя Того, чей Лик явлен на иконной доске.
Происходит соединение слова и изображения,
имени и образа – рождается Икона.

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

«Дом мой домом молитвы наречется» () – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ; отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Итак, где разместить иконы?

В свободном и доступном месте.

Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.

Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал ().

Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога ().

И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку ().

…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ().

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.

Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.

О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:

«В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8).

…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его () – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.

Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.

День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.

Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.

Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.

В чем же разница между православной иконой и картиной?

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

Какие иконы иметь дома?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христиане.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.

Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.

Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:

  • Владимирская икона Божией Матери,
  • Донская икона Божией Матери,
  • икона «Взыграние младенца»,
  • икона «Взыскание погибших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Игоревская икона Божией Матери,
  • Касперовская икона Божией Матери,
  • Корсунская икона Божией Матери,
  • Почаевская икона Божией Матери,
  • Толгская икона Божией Матери,
  • Феодоровская икона Божией Матери,
  • Ярославская икона Божией Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

  • Влахернская икона Божией Матери,
  • Грузинская икона Божией Матери,
  • Иверская икона Божией Матери,
  • икона «Троеручица»,
  • икона «Скоропослушница»,
  • Казанская икона Божией Матери,
  • Козельщинская икона Божией Матери,
  • Смоленская икона Божией Матери,
  • Тихвинская икона Божией Матери,
  • Ченстоховская икона Божией Матери.

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Часто возникает сугубо практический вопрос:
Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру – желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать, пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания, репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности?
Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.

Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! () отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… ()

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.

Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – того, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет – доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

И последнее.

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Приложение

Схема высокого иконостаса

1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты);
2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери;
5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;
8 – храмовая икона;

I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд;
IV – деисусный чин.

Иконостас

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы и – создателей Божественной Литургии.

САТИСЪ
Санкт-Петербург
2000

На Семистрельной иконе изображена Богородица, в которую направлено семь стрел или мечей. Иногда они расположены по три справа и слева и один снизу, иногда - три с одной стороны, четыре - с другой. По-другому святыню называют «Симеоново проречение», или «Умягчение злых сердец».

Семистрельная икона - одно из самых почитаемых изображений Девы Марии в православии. На счет неё существуют разные поверья. Например, считается, что икону нужно вешать над входной дверью или напротив неё. Говорят, что тогда святыня защитит дом от воров и недоброжелателей.

Вопросы о том, куда вешать Семистрельную икону в доме, могут звучать либо от людей, которые только обратились в христианскую веру, либо от тех, кто не понимает суть изображений святых. Нужно разобраться, что означает Божия Матерь, показанная со стрелами, направленными на неё. Важно понимать, что такое вообще икона.

Икона - не идол

По неграмотности многие полагают, что икона - это некий талисман, который сам по себе мыслит, защищает, наказывает, требует поклонения. Подобными пониманиями христиане были «заражены» ещё до крещения Руси, когда на всей территории главенствовала языческая вера.

Господь сказал: «Не сотвори себе кумира». Иконы для многих - кумиры, к которым обращаются, как к средству ото всех напастей.

Образы святых - это не талисманы. Сами по себе изображения ничего не значат, они лишь показывают нам облик того или иного святого. В молитве мы обращаемся не к иконе, а к тому, кто на ней изображен, чтобы он заступился за нас перед Господом.

Также образ не спасет от той или иной проблемы. Говорят, что Семистрельная умягчит злое сердце, избавит от греховных помыслов. На самом деле она послужит лишь напоминанием о том, что нужно бороться с дурными мыслями. Увидев икону и понимая её символизм, человек действительно может избавиться от злобы, зависти, уныния, вспомнив, что это грех. Но ждать, что образ что-либо сделает за вас, не нужно. Бог готов помочь каждому, но как помочь тому, кто ничего не делает?

Вышесказанное не отменяет того, что иконы нужно уважать. Их нельзя смешивать с бытовыми вещами, плакатами, не церковными календарями, ставить на книжные полки со светской литературой. Для домашнего иконостаса нужно выделить отдельный угол, в котором будут только изображения святых, свечи, Книга Книг и другие христианские писания.

Что означает Семистрельный образ?

Одно из названий иконы – «Симеоново Проречение». Симеон был священником храма, в который Дева Мария принесла младенца на крещение. Именно этот человек увидел в Иисусе сына Божьего. Тогда Дева Мария поняла, что её сын обречен на страдания во время земной жизни. Сколько чувств закипит в матери, которая поймет, что её сыну не предстоит счастливой, в обычном земном толковании, жизни? Подобные страдания сложно представить.

Семистрельная икона толкуется несколькими способами:

  • Семь мечей или стрел - как семь греховных чувств, которые угрожают каждой душе. Дева Мария за свою жизнь прошла через огромное количество испытаний. Она, как мать, страдала вместе с сыном на протяжении всей земной жизни. Но все равно Богородица осталась верной Господу, справилась со всеми угрозами её душе. Отсюда одно из названий - «Умягчение злых сердец», то есть избавление от греховных помыслов и чувств.
  • Число семь в христианской вере означает изобилие, полноту. Стрелы или мечи символизируют страдание. Изображение напоминает о страданиях, перенесенных Богоматерью при жизни. Увидев святыню, христианин должен задуматься: «А действительно ли мои проблемы настолько ужасны? Неужели хуже, чем со мной, ничего произойти не могло?».

Ценность иконы в том, что она символизирует. Конечно, существуют чудотворные образы. Это иконы, за которыми изображенные на них святые следят особенно, быстрее откликаются на мольбы, произнесенные перед ними. Но самым главным фактором остается искренность молитвы и настоящая вера в Бога.

Где лучше вешать икону?

Место Семистрельной, как любого другого изображения Девы Марии - на домашнем иконостасе, возле иконы Спасителя. Вы можете повесить её над дверью, в комнате ребенка или другом месте, если того требует душа. Если Божья Мать покровительствует дому, следит за ним, то она сможет защитить даже в случае, если в жилище не окажется ни одной её иконы. А если покупка изображения святой - единственное, что сделано на духовном пути, она не поможет.