Кейичи Танаами: «Искусство — это песочница. Выставка «Кейичи Танаами Страна зеркал Выставка страна зеркал

«Большинство образов в моих работах основано на собственном жизненном опыте. Бесчисленное множество воздействующих на меня переживаний, событий и встреч… все они становятся ключевыми моментами в моих работах».

К. Танаами

Кейичи Танаами родился в 1936 году в Токио, где пережил всю войну и атаку города военно-воздушными силами США в 1945 году. Впечатления девятилетнего мальчика легли в основу всего творчества: темами работ Танаами стали война и бомбардировки, эротика и тема потребления, а в более поздний период – философские рассуждения на тему жизни и смерти.

Сюжеты его работ – мертвая золотая рыбка, переплетающиеся и завивающиеся в спирали деревья, рев американских самолетов, лучи прожекторов, охваченный огнем город, толпы бегущих людей, бомбы и взрывы – отражают образы из мира грёз и детских воспоминаний.

Death Bridge. 2012

В начале своей карьеры Танаами уделял особое внимание авангардному кино («Прощайте Элвис и Америка!», 1971), участвовал в хеппенингах Йоко Оно, снимал видео с Нам Джун Пайком, а так же иллюстрировал модные журналы, создавал коллажи и традиционно писал маслом. В 1960-х годах, уже будучи успешным иллюстратором и графическим дизайнером, Танаами принимал активное участие в развитии неодадаизма (Neo-Dada) вместе с Ушио Шинохарой, Робертом Раушенбергом и Мишелем Тапи.

В 1967 Танаами впервые посетил Нью-Йорк, где вживую увидел работы Энди Уорхола, и был поражен возможностями, которые открывал для творчества мир дизайна и поп-арта, столь популярного в американском обществе потребления.

What the Shadows Imply. 2017
Courtesy Gary Tatintsian Gallery and artist’s studio

К. Танаами

The Catalogue of Eccentricity Series - Part 15. 2017
Courtesy Gary Tatintsian Gallery and artist’s studio

Переняв опыт Уорхола, Танаами стал создавать смешанные жанровые композиции. Его яркие красочные иллюстрации и дизайнерские объекты получили высокую оценку как в Японии, так и за рубежом и принесли художнику мировую славу. Художник создаёт обложки для альбомов легендарных групп The Monkees и Jefferson Airplane, а его плакат «No More War» в 1968 г. получил награду журнала Avant-Garge как лучший антивоенный плакат.

Благодаря серии эротических картин с участием голливудских актрис, выполненных в начале 1970-х годов, Танаами стал известен как художник с особым взглядом на американскую культуру. Эротизм у Танаами отражает национальную специфику, а образы молодых девушек с почти архитектурной точностью отражены в картинах, фильмах и скульптурах. В 1975 году Танаами стал первым арт-директором японского журнала Playboy, и чтобы посетить головной офис журнала, снова отправился в Нью-Йорк, где Энди Уорхол показал ему свою «Фабрику».

The Catalogue of Eccentricity Series - Part 19. 2017
Courtesy Gary Tatintsian Gallery and artist’s studio

В 1991 году Танаами стал профессором Киотского университета искусства и дизайна и воспитал целое поколение современных японских художников. Творчество Танаами оказало значительное влияние на таких художников, как Такаси Мураками, Табаймо, KAWS и многих других.

Культовый японский художник и иллюстратор рассказал о работе в Playboy, общении с неодадаистами и недостатках образовательной системы

Портрет Кейичи Танаами. Фото: Courtesy Gary Tatintsian Gallery and artist’s studio

Один из наиболее ярких представителей японского поп-арта и психоделического искусства, почти 30 лет занимавший должность арт-директора японского Playboy, мультипликатор и автор лучших обложек к альбомам музыкальных групп Monkees и Jefferson Airplane Кейичи Танаами впервые приехал в Россию. Его выставка «Страна зеркал» до 18 ноября проходит в Галерее Гари Татинцяна. С 1991 года 80-летний любитель крайностей в искусстве — от отталкивающей вульгарности до супернаивных мультяшных образов — взращивает новые поколения японских художников в Киотском университете искусств. Он рассказал TANR о прелести ранней диснеевской мультипликации, о том, что азиатские художники иначе чувствуют мир, и объяснил, почему воображение важнее зубрежки.

Почему ваша выставка называется именно «Страна зеркал», что вы хотели этим сказать?

Для меня зеркало — это собирательный образ окружающего нас мира. Дело в том, что мы как совокупность веществ и эмоций вовсе не однородны. Все составляющие нас элементы могут соединиться друг с другом лишь в одном случае: когда мы смотрим в зеркало. Только тогда мы видим себя со стороны, хотя при этом как бы лишаемся плотности, сущности. Этот необычный образ так увлек меня, что я решил обыграть его в названии выставки.

Если произведения на выставке — ваше зеркало, то вы, несомненно, очень сложный человек, что доказывает большой разброс тем, к которым вы обращались в своем творчестве: от антивоенной тематики в 1940-1950-е до эротических образов в 1970-1980-е. Повлияла ли на это работа в журнале Playboy?

Я уже почти десять лет не сотрудничаю с Playboy. До того, как стать арт-директором журнала, я долгое время занимался почти исключительно графикой. История моего творчества более разнообразна, чем те ключевые вещи, которые вы можете найти обо мне в Интернете. Помимо графики, я, кстати, рисовал картины в классическом стиле, работал с приглушенными цветами. Но эти работы не стали популярны. Безусловно, опыт, приобретенный в Playboy, оказал большое влияние на то, какие образы я использую сегодня, в том числе в галерее у Гари Татинцяна. Но нужно понимать: мое творчество — отражение всего моего опыта. Категорично разделять десятилетия я бы все-таки не хотел.

Сложно поверить, что когда-то, как вы упомянули, вы занимались классической живописью в традиционной манере.

Правильнее сказать: я использовал элементы и компоненты такой живописи. Есть такой художник периода Эдо — Ито Дзякутю. Образы из его работ я частично заимствовал для своих картин.

Кейичи Танаами. «Страна зеркал». 2017. Фото: Courtesy Gary Tatintsian Gallery and artist’s studio

А также творческие идеи Джаспера Джонса и Роберта Раушенберга, как пишут о ваших произведениях 1950-х. Приходилось ли вам работать с кем-то еще из течения неодада?

Сейчас я уже далек от неодадаизма, но я был близок с художниками этой группы, работал с Нам Джун Пайком и продолжаю дружить с японским художником Синохарой Усио, очень популярным в Нью-Йорке. Благодаря этим людям я по-новому посмотрел на свою графику. Сегодня забыто еще одно имя — Аракава Сюсаку. Это архитектор, художник и поэт, создатель знаменитого перевернутого парка Аракавы, где нет ни одной ровной поверхности. Он умер недавно, и я горд тем, что он был одним из моих близких друзей.

Согласны ли вы с тем, что азиатские художники вообще иначе чувствуют мир? И насколько, как вам кажется, влияет на японское искусство индустрия мультипликации?

Влияние на меня мультипликации, анимации, началось еще в детстве, в средней школе. Но, как ни странно, это была не японская мультипликация, а диснеевские монохромные мультфильмы. «Бетти Буп» и «Морячок Попай». Они очень сильно повлияли на мое творчество.

Если говорить о влиянии анимации на арт-индустрию Японии в целом, то надо отметить следующее. Япония — островная страна, и наш менталитет довольно герметичен. Анимация — это «тепличный продукт», и многое не экспортируется за рубеж. Если хотите, это артхаус, который очень отличается от популярных аниме. Давайте разделять «Сейлор Мун» и другую продукцию, созданную для телевизионного вещания, которую нельзя назвать искусством. Все же, мне кажется, анимация сейчас не так сильно влияет на художников; скорее, влияние оказывают фильмы, живопись, творчество коллег.

Вы сказали, что некоторые вещи так и остаются в Японии, как анимация. Но ведь это происходит не из-за сложности их восприятия? И вообще, как вы считаете, искусство должно быть понятным всем или может содержать идеи, понятные только людям со схожим художнику менталитетом? И какой реакции на свое творчество вы ждете от зрителей в Москве?

Хочу рассказать о своем юношеском опыте. Когда японский галерист Тараяри Сюджи открыл свою галерею, я попросил у него разрешения показывать там свои работы, ведь мне это было сделать негде. Он позволил выставлять их в коридоре, но только в свободное время между выставками. Посмотреть на них останавливалось два-три человека. Но я продолжал трудиться из года в год. И поскольку я не останавливался, количество людей, интересующихся моими работами, становилось больше и больше. Я делаю вещи, которые не показывают по телевизору. Они изначально были доступны небольшому числу зрителей. Но почему-то я стал известным, мои работы выставляются в МоMA (Музей современного искусства в Нью-Йорке. — TANR), Тейт, Национальной портретной галерее в США. Это показатель того, что количество даже неподготовленных людей, способных оценить творчество, множится.

Кейичи Танаами. Фото: Courtesy Gary Tatintsian Gallery and artist’s studio.

Вы почти 25 лет профессор Киотского университета искусств. Чему нужно учить молодых художников?

Искусство — такая вещь, которой нельзя учить как школьному или университетскому предмету. Преподавая в университете, я всегда ставлю перед собой задачу развивать воображение. Именно оно является ключевым для любого человека, который хочет творить и создавать. В искусстве бесполезно давать конкретные указания: они губят любое творчество. Поэтому я в своих образовательных программах учу студентов именно способности придумывать. Воображать то, что они и представить себе не могли.

Еще одна важная вещь: в японских школах образовательный процесс построен по принципу развития у детей не столько воображения, сколько запоминания. Оценка качества их образования основывает на том, сколько информации они запомнили. Это очень большая ошибка! Люди, у которых есть склонность к творчеству и созиданию (но которые при этом обладают не очень хорошей памятью), становятся из-за этого слабыми в социальном плане, оцениваются ниже. Для меня способность запоминать куда менее важна, чем творческие способности.

Так совпало, что на этой неделе в Москве открывается выставка еще одного популярного японского художника, Такаси Мураками. Расскажите, как вы относитесь к его творчеству? И кто у кого учился?

С господином Мураками я не знаком лично. Могу точно сказать, что его творчество не совсем японское. Он делает современное искусство не так, как это свойственно японцам. Думаю, что это одна из причин того, почему он так успешен по сравнению с другими современными японскими художниками. Мое личное мнение о его творчестве: он делает интересные вещи.

Вы пережили войну и американские бомбардировки, при этом в ваших работах всегда очень яркие цвета и веселый колорит. Те картины, которые я успела увидеть в галерее, усыпаны блестками. Скажите несколько слов о вашем взгляде на жизнь. Вы оптимист или пессимист?

Через свое творчество я стараюсь делать все, чтобы окружающий нас мир становился лучше. Мои работы — это мое зеркало. Приходите на выставку и решите для себя сами.

Но, на ваш взгляд, искусство может обладать терапевтическими свойствами?

Да. Я согласен с тем, что искусство — это в том числе способ лечить психологические проблемы. Искусство — это песочница, в которой вы путем проб и ошибок ищете решения и ответы на жизненные проблемы в полной защищенности. Глядя на произведения, созданные в этой песочнице, зрители могут открыть для себя что-то новое и найти ответ на вопрос, который их тревожит.

28 сентября в Галерее Гари Татинцяна на Серебрянической набережной открылась выставка знаменитого художника Кейичи Танаами. В экспозиции представлены работы последних лет, такие как Land of Mirrors, Death Bridge, Carp Climbing Waterfall, Chirico’s Theater, графические листы в авторской технике из серии The Catalogue of Eccentricity, знаменитая скульптурная композиция Uncrossable Arched Bridge. В отдельном зале демонстрируется анимированное видео The Laughing Spider, которое во время вернисажа озвучивала DJ Nina Kraviz.

Почему выставка называется «Страна зеркал» (Land of Mirrors)? На этот вопрос ответил сам автор работ Кейичи Танаами (Keiichi Tanaami): «Большинство образов в моих работах основано на собственном жизненном опыте. Бесчисленное множество воздействующих на меня переживаний, событий и встреч…– все они становятся ключевыми моментами в моих работах».

Кейичи Танаами – культовый японский художник, оставивший яркий след в развитии поп-арта и популяризации психоделического искусства в Японии послевоенных лет. Танаами родился в 1936 году в Токио, там он пережил всю войну и бомбардировки города военно-воздушными силами США в 1945 году. Впечатления девятилетнего мальчика легли в основу всего творчества: темами работ Танаами стали война и бомбардировки, эротика и тема потребления, в более поздний период – философские рассуждения на тему жизни и смерти. Сюжеты его работ – мертвая золотая рыбка, переплетающиеся и завивающиеся в спирали деревья, рев американских самолетов, лучи прожекторов, охваченный огнем город, толпы бегущих людей, бомбы и взрывы – отражают образы из мира грёз и детских воспоминаний.

В юношеские годы Танаами мечтал заниматься comic artists (рисование комиксов), в первую очередь, создавать манга (японские комиксы, многостраничные «рассказы в картинках»). Начиная свою творческую карьеру, Танаами уделял особое внимание авангардному кино, в том числе «Прощайте Элвис и Америка!», участвовал в хеппенингах Йоко Оно, снимал видео с Нам Джун Пайком, одним из пионеров видеоарта. Кроме того, он успешно занимался графическим дизайном, иллюстрациями, живописью, скульптурой. Уже с 1960-х годов произведения Танаами экспонировались на престижных международных выставках, печатались на обложках музыкальных альбомов, в популярных изданиях.

1960-е годы Танаами, совместно с художниками Ушио Шинохара (Ushio Shinohara), Робертом Раушенбергом (Robert Milton Ernest Rauschenberg), арт-критиком Мишелем Тапи (Michel Tapié de Céleyran), активно способствовал развитию неодадаизма. В 1967 Танаами впервые посетил Нью-Йорк, где впервые увидел распадающиеся на квадраты холсты Энди Уорхола с изображением Мэрилин Монро или супов «Кэмпбелл». Японский художник открывал для себя мир дизайна и поп-арта, столь популярные в американском обществе потребления, и в дальнейшем успешно использовал в своем творчестве.

Переняв опыт Уорхола, Танаами начал создавать смешанные жанровые композиции. Яркие красочные иллюстрации и дизайнерские объекты, получили высокую оценку в Японии и за рубежом и принесли ему мировую известность. Художник создаёт обложки для альбомов легендарных групп The Monkees и Jefferson Airplane, а его плакат «No More War» в 1968 г. получил награду журнала Avant-Garge как лучший антивоенный плакат.

В 1991 году Танаами стал профессором Киотского университета искусства и дизайна. Творчество Танаами оказало значительное влияние на великого Такаси Мураками (Takashi Murakami), Табаймо (Tabaimo, ее настоящая фамилия Ayako Tabata), Бриана Донелли (Brian Donnelly), известного как KAWS, и многих других современных художников.

Среди персональных проектов мастера: Hammer Projects: Oliver Payne and Keiichi Tanaami в Музее Хаммера в Лос-Анджелесе (2017); No More War в Павильоне Шинкеля Шарлоттенбургского дворца в Берлине (2013), на Art 42 в Базеле (2011), Still in Dream на Frieze (2010). Произведения Кейичи Танаами представлены в музеях современного искусства с мировым именем: MoMA (Нью-Йорк, США), The Art Institute of Chicago (США), National Portrait Gallery (США), Friedrich Christian Flick Collection (Швейцария), M+ Museum for Visual Culture (Гонконг), Kawasaki City Museum (Япония), Dresden Museum of Modern Art (Германия).

Анимированные фрагменты видео The Laughing Spider предоставлены Галереей Гари Татинцяна и студией художника.

ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ: В России есть тьма сверхбогатых людей, но нет медицины исключительно для богатых. Они живут в России так, будто им здесь не болеть. Конечно, они ведь думали, что им не нужна российская медицина. Что кожу на лице подтягивать, зубы вставлять и прививки делать они могут в частных клиниках Москвы, а со всем серьезным поедут в Европу, Израиль или США. …Несколько лет назад у меня вышла колонка об отсутствии в России развитой частной медицины. О том, что все сколько-нибудь серьезные недуги в нашей стране диагностируются и лечатся только в государственных клиниках. У нас лишь один уважаемый частный онкоцентр, одна частная сеть клиник акушерства и один частный центр эндопротезирования. Я тогда писала, насколько безрассудно в связи с этим ведут себя наши олигархи, чиновники, топ-менеджеры госкомпаний и кормящиеся вокруг них богачи поменьше. Конечно, бывают ДТП, падения с высоты, семейные драки с поножовщиной, ротавирус, потеря сознания… Экстренные случаи. Для них у богатых предусмотрены платные места, взятки. Не каждый час же богачи из окон падают - один, может, или два в день требуют неотложной помощи. Конечно, их без очереди положат в нейрохирургию и прооперируют - на то они и солидные люди. А рак всякий, остеопороз, желудочную язву богатые россияне и наша политическая элита привыкли лечить за границей. Там же - рожать в уютных роддомах, править любовницам носы и откачивать жир из наеденных ляшек. Все у них было рассчитано: здесь деньги гребем - там лечимся. И вдруг оказалось, что так будет не всегда. Закрыла Европа границы - и негде больше откачивать жир. Трамп богачам всего мира сказал: «Рожайте дома!» Представляю, сколько только в России сердобольных родителей расстроились. Они ведь хотели рожать у американцев, в чистых больницах, да еще бонусом американский паспортишко ребенку сделать. А Трамп запретил. Израиль тоже только посмеялся в ответ на протянутые нашими богачами руки с зажатыми в кулачках миллионами шекелей и тоже прикрыл границу. Вот уж Израиль не надо учить выживать и биться за своих: никакие деньги не дадут теперь россиянам пропуск в больницу Ихилов. Даже запасной аэродром в виде израильского паспорта не поможет. Пока там чуть больше тысячи заболевших коронавирусом - и уже карантин. Будет две тысячи больных - врачам придется выбирать, кого лечить: добропорядочного гражданина страны, который родился там, вырос, всю жизнь платит налоги, или непонятного дядю из России. Который раз в жизни был в Израиле, когда паспорт получал, и не планировал больше там появляться, если в России УБЭП не прижмет. Но вдруг прибыл лечиться. Ничто, как говорится, не предвещало, они думали, что вечно будут здесь тащить, чтобы там потом красиво жить. И неожиданно выяснилось, что вожделенное «там» может в одночасье захлопнуться. А здесь мест нет. В ряде регионов целые больницы отдали под пневмонию, во многих приостановлена плановая госпитализация на другие отделения. Только в Петербурге тысячи людей остались без плановых операций. И нельзя незаметно пролезть мимо них сустав себе, например, поставить. Богатые быстро это поняли. Догадались, что им придется лечиться вместе с нами. И делить реанимации вместе с нами. Что в России нет столько частных реанимаций с различными специалистами. У нас на всю страну - несколько частных служб скорой помощи с реанимобилями. И несколько единиц реанимационной санавиации. Мне приходилось как-то выяснять, сколько таких вертолетов, например, в Псковской области. Один! На всю область. Для всех, от губернатора до поломоек. Вон, семья вора в законе Шакро Молодого лежит с коронавирусом в Коммунарке. Думаете, у них денег бы не хватило на частную больницу? Да хватило бы, поди. Только не лечат коронавирус в частном порядке. Я по новостным сводками прямо слышу, как у наших коррупционеров извилины шевелятся. Первым делом они побежали скупать билеты в один конец. В аэропортах началась давка - все отправляли свои семьи в хорошие страны. Чтобы не «с этими» лечиться в случае чего. Не с нами, то есть. Только жены, дети, престарелые родители и тести с тещами расцеловали своих добытчиков, отцов семейств, мужественно оставшихся в России с этими, с нами, то бишь, только семьи там чемоданы в своих уютных домах распаковали, как пошли сообщения одно другого печальнее. В условиях нехватки аппаратов ИВЛ и реанимационных палат европейцы почему-то не спешат уступать свои места семьям богатеньких чужаков и вообще - иностранцам. Как там любит повторят одна светская дама – «во всех московских гостиных»? Так вот, я точно знаю, что на московские гостиные случай актрисы Ольги Куриленко произвел громоподобное действие. Напомню, эта актриса болеет коронавирусом в Великобритании. Она чувствовала себя плохо, но места в больнице ей не предоставили. Так и сказали - сидите дома. Ну или в отеле. Причем, замечу, что Куриленко хоть и украинка, но давно получила французский паспорт и вообще-то достаточно известна в западном кино. Представьте, куда будут посылать семьи какого-нибудь провинциального российского вице-губернатора или областного депутата, если даже Куриленко койко-место в больнице не выделили? Такая ситуация сейчас везде, где отмечена вспышка коронавируса. От богатой Британии до сверхбогатой Швейцарии - иностранцев не берут в больницы, если есть местные зараженные. Это нормально. Это базовая норма защиты благополучного общества: если они станут брать иностранцев, через неделю в мегаполисах стран первого мира будут семьи всех политиков, крупных бизнесменов, больших чиновников из отсталых стран - они найдут, как туда прорваться, за любые деньги. И британцам со швейцарцами придет амба. И другие новости не щадят нервы нашей элиты. Кто уже только в мире не заболел COVID-19. Жена канадского премьер-министра Джастина Трюдо заразилась. На конференции с участием Дональда Трампа был человек, у которого позже диагностировали коронавирус. Заболеть может каждый - это новая горькая для власть имущих правда. Каждый! Домработница после похода на рынок готовит завтрак своему боссу, а он едет на работу - охранником в Кремле. И никакие измерения температуры не помогут: у примерно 10% заразившихся инкубационный период проходит дольше двух недель. Большинство переносчиков переболевают вообще бессимптомно. В какой-то мере развитый мир сейчас преподает отсталому урок демократии и любви к родине: хочешь жить - заботься о своей стране, не воруй и не тащи все к нам. Мы, развитые страны, уворованное тобою с радостью примем, но свою палату реанимации тебе не отдадим. Наши богачи занервничали: у них же все есть: миллиарды, самолеты, яхты… А толку? Пошло прозрение. На свои больницы надеяться нельзя. Повторю: можно купить место в реанимации, когда на всю Москву пара таких случаев в день. Системно продавать койки в палатах интенсивной терапии и госпитализировать только богатых или влиятельных не получится. Когда в России будет паника, двух-трех примеров подкупа персонала или внеочередного спасения достаточно, чтобы народ смел вообще все здравоохранение и всю систему. Так не получится. Ни за какие деньги. Никакого чиновника нельзя будет гарантированно положить в больницу без очереди. Никакого бизнесмена. Никакого бандита. В России вирусную пневмонию лечат только в государственных больницах, и попадать туда без очереди в условиях массового заражения будет нельзя: народ не стерпит, это слишком. Да и не может быть в реанимации целого коллектива моральных уродов. Большинство людей всегда тянутся к добру. И в любой группе найдется хотя бы один, кто возмутится несправедливостью. Тем более, в стрессовых условиях. Поэтому вы все, от провинциальных владельцев заводов до генералов ФСО, забудьте, что вас будут лечить без очереди: первые два, три, ну - десять, да, пролезут без очереди. Если волна будет нарастать, вас народ затопчет и все. Богатые это поняли. Например, если верить сообщениям врачей, стали переоборудовать под коронавирус 45-ю больницу на Рублевке. Аккурат для солидных господ. Но это одна больница. И не забывайте, что большую часть резидентов дорогих коттеджей составляют не господа, а прислуга, персонал, дворники, слесари СТО, повара, учителя частных гимназий. Их больше. Если они заболеют, вы не сможете пролезть к аппарату ИВЛ через их головы. Богатые это понимают. Пошли скупать аппараты ИВЛ для домашних больниц. Все, наверное, уже прочитали: на покупку этой техники образовались восьмимесячные очереди. СМИ пишут, что от 30% до 60% этих аппаратов буквально в считанные дни ушли в частные руки, а, значит, не достанутся госпиталям. Значит, люди не смогут вскладчину их купить, не смогут этого сделать и благотворительные фонды. Богатые оборудуют дома свои собственные реанимации, порой - для единственного человека, который, быть может, и не заболеет. Но не учитывают двух фактов. Первый, незначительный, заключается в том, что для спасения больного вирусной пневмонии недостаточно аппарата ИВЛ - нужен комплекс оборудования, ИВЛ - лишь малая часть. Но главное в том, что к каждой такой реанимации нужен не один врач. Вирусную пневмонию лечит не оператор аппарата ИВЛ, а бригада врачей. Реаниматолог лишь не дает потерять дыхание, помимо него пациента ведут еще несколько врачей, в том числе пульмонологи. Коронавирус ударяет по хроническим болезням: у кого-то по сердечно-сосудистым, у кого-то - по почкам, по кому-то ударяет диабет. В госпиталях есть и кардиологи, и урологи, и эндокринологи. Зачем богатые скупают оборудование? Они уверены, что смогут к каждому аппарату приставить врача. Но чтобы врач в час Х был у аппарата, его надо сейчас перекупить. Да, именно перекупить. Просто платить ему, чтобы он сидел и ждал. Потому что уже сегодня нагрузки в мегаполисах на врачей огромные, они уже измотаны. Через неделю случится аврал, как в начале эпидемии в Китае, и врачу нельзя будет просто взять и уйти в отпуск. Если он бросит реанимацию, в которой его коллеги работают сутками, ему потом просто некуда будет возвращаться. Кроме того, имейте в виду, что в надомной частной реанимации врач не защищен. В Италии в больничных условиях сверхзащиты заразилось 20% персонала - они идут на риск, зная, что общество будет их спасать, для них пациенты сами отдают койки. А кто будет спасать анестезиолога, бросившего свою районную больницу, чтобы подшабашить на Рублевке, дежуря минимум месяц у аппарата ИВЛ, который призван спасти лишь одну семью? Ну и важнейший во всей этой истории вопрос: а вы убеждены, господа богатые, что среди российских реаниматологов найдутся толпы желающих спасать вас в ваших поместьях? Вы уверены, что на каждый ваш аппарат ИВЛ найдется в России «врач» высшей врачебной категории, который бросит десятки, а, может и сотни больных, чтобы заработать у вас? Вот я не верю. У меня родная тетка реаниматолог. Хотя мы с ней в не очень хороших отношениях, однако я точно знаю, что не пойдет она при вас сидеть. Я с детсадовского возраста видела, как она училась. Видела, какой это труд. Видела, как она переживала за своих больных, за тех, кого не смогла спасти. Она работает в серьезной петербургской больнице. И мне проще представить, что Земля налетит на небесную ось, чем допустить, что она, после десятков лет работы и репутации, пойдет вашу шайтан-машину крутить. Так что не обольщайтесь.Если счет тяжело заболевшим перевалит за тысячу, вам не удастся заполучить реанимацию. Потому что это будет конец. Вообще конец всей системы, предельно несправедливой и лицемерной. Предельно - это значит, что дальше уже нельзя. Уровень несправедливости в России таков, что малейшее неосторожное движение элит приведет к ужасающим последствиям. Вам отдали права, отдали свои деньги, отдали достоинство, голоса, будущее. Жизни свои вам народ под ножки не положит. Болеть, лечиться и умирать мы с вами будем вместе. И если бы вы минувшие 30 лет не тащили все на Запад, сейчас у всех нас страха перед российской медициной было бы гораздо меньше.

Американский космос


На сцене Театра имени Вл. Маяковского 19 декабря состоится премьера - спектакль «Йокнапатофа» в постановке Миндаугаса Карбаускиса. Основанный на произведениях Уильяма Фолкнера, он рассказывает о придуманном американским классиком округе в штате Миссисипи, где живут герои большинства его романов. В центре спектакля - эпическая история большой семьи фермера Бандерна, вместе с которой зритель отправляется в путешествие по пыльным дорогам американского юга. Это не первое обращение худрука театра к творчеству Фолкнера: в 2004 году он поставил в Театре Табакова спектакль «Когда я умирала», удостоенный двух премий «Золотая маска» и премии «Золотая Турандот».

Раритеты

Кожаные шедевры


Выставка «Кожа. Художественные изделия старой Европы» откроется в Главном музейном комплексе Эрмитажа 18 декабря. Это уникальное собрание редких художественных изделий из кожи, значительная часть которых будет представлена публике впервые. Об искусстве мастеров Испании, Франции, Италии, Нидерландов и Германии расскажет коллекция примерно из 80 экспонатов. Среди них - средневековые и ренессансные ларцы и футляры XIV–XVI веков, кожаные обои XVI–XIX веков, а также обитая кожей мебель XVII–XVIII веков.

Голос

« Отчаяние у меня переходит в смех. И мои читатели ценят именно это»

Писатель Валерий Попов, отмеченный премией «Большая книга» «За вклад в литературу»

Место

Апгрейд в Филях


Музей-панорама «Бородинская битва» открылся после двухлетнего капитального ремонта и полугодового перерыва в работе. Зданию музея, расположенного на территории села, где состоялся знаменитый Совет в Филях, возвращен исторический облик, установлены новые световые конструкции и инженерные системы, а также подготовлен мультимедийный гид по музею. В ближайшее время начнется открытая реставрация главного экспоната из музейного собрания - панорамы, которую художник-академик Франц Рубо написал к столетию Отечественной войны 1812 года. В структуру музея, кстати, входит и Кутузовская изба (новодел 1887 года). Реставрационные работы будут проводиться в несколько этапов, поэтому большая часть полотна, а также коллекции музея будут доступны для зрителей.

Звук

Берлиоз как он был


В Московском концертном зале «Зарядье» 21 декабря выступят французский оркестр «Столетия» под управлением Франсуа Ксавье Рота и немецкая пианистка Элис Сара Отт. Оркестр исполнит два сочинения Гектора Берлиоза: увертюру к неоконченной опере «Тайные судьи» и «Фантастическую симфонию». Симфония - первое в истории музыки произведение, к которому автор написал литературную программу «Эпизод из жизни артиста». Оркестр «Столетия», один из фаворитов модного движения аутентичного исполнительства, играет ее так, как она звучала при жизни композитора. Элис Сара Отт сыграет 3-й концерт Бетховена. Она уже 10 лет эксклюзивный артист компании Deutsche Grammophon.

Вещь

Парадный головной убор скифской амазонки из сплава золота, меди и серебра (IV век до н.э.) обнаружили сотрудники Донской экспедиции Института археологии РАН в могильнике Воронежской области.

Анонсы

В Музее Востока на выставке «47 ронинов» представлены более 60 гравюр XIX века из частной коллекции на знаменитый сюжет из японской истории и театральной драматургии.

В Московском музее современного искусства выставка «Дар» собрала скульптуры, созданные художницами Натальей Грезиной и Анастасией Сухаревой-Морозовой и посвященные жесту дарения в истории смыслов и традиций.

В широкий прокат выходит продолжение фантастической саги «Звездные войны: Скайуокер. Восход» (в главных ролях - Дейзи Ридли, Адам Драйвер и др.).

На сцене Театра им. Вахтангова премьерный показ спектакля «Баба Шанель» в постановке Николая Коляды.

В Третьяковской галерее выставка «Город завтрашнего дня» собрала картины, рисунки и фотографии, отражающие развитие модернистской советской архитектуры.

В Русском музее выставка «К берегам Антарктиды и Арктики. К 200-летию открытия Антарктиды» представит 100 произведений живописи, графики, скульптуры, посвященных путешествиям российских мореплавателей и ученых.