Когда и где существовали Червонная, Чёрная, Белая и Великая Русь? Червонная Русь и пять её провинций.

Галичина – область на западе современной Украины. Отделившись от Киевской Руси во время нашествия монголов, она попала под влияние Запада, что предопределило ее исторический облик. Именно эта, Червонная Русь стала прообразом современной Украины.

Происхождение

Этимология слова «Галичина» (или на русский манер «Галиция») до конца не ясна. Некоторые связывают его с названием одного из кельтских племен – галатов. В другом варианте это производное от греческого слова «галис» – соль. Здесь действительно с давних времен шла добыча соли, что подтверждает изображение топок соли на гербе Дрогобыча.

Люди в этом благоприятном с климатической точки зрения и богатом природными ресурсами регионе селились еще со времен палеолита. Уникальная древесина карпатских лесов и плодородные почвы, горные реки и минеральные источники, залежи полезных ископаемых и обилие строительного камня постоянно привлекали на эти земли завоевателей, что наложило свой отпечаток на дальнейшее развития края.

Червенские земли

С середины X века в галицких землях стал выделяться город Червен. В «Повести временных лет» рассказывается, как князь Владимир Святославович отвоевал его у поляков, а вместе с ним и земли, которые позднее в летописных источниках стали именоваться как Червонная Русь. Интересно, что и раньше население этого края контактировало с Русью. Так, белые хорваты совместно с Вещим Олегом участвовали в походе на Царьград.

На облюбованных червенских землях по легенде Владимир решил заложить город «во имя свое» – им стал известный сейчас Владимир-Волынский. Скорее всего, именно с Галичины в Киев стало активно проникать христианство. Известно, что недалеко от этих земель развернулась миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия, а в 982 году (за 6 лет до крещения Руси) там была утверждена православная епархия.
Червонная Русь до конца XI века подчинялась Киеву, выполняя функцию западных рубежей Древнерусского государства. Однако в период ослабления Киевской Руси, переживая бурный демографический и хозяйственный подъем, она приобретает все больше самостоятельности. Наибольших высот в культурном и экономическом развитии эти земли достигают во время княжения Даниила Галицкого (1201-1264).

Боярская власть

Независимое Галицко-Волынское княжество, имеющее выгодное географическое положение стало быстро возвышаться. Благодаря торговым связям с Западом и некоторой изолированности от внешнего влияния особый статус здесь получило местное боярство, которое в своих руках сосредоточило политическую и экономическую власть.

Формально в землях правил князь, однако, бояре, имевшие собственные войска и влиятельный орган власти – совет, могли вмешиваться в княжеские дела. Совет, куда также входили крупные землевладельцы, епископы и высшие должностные лица созывался по инициативе боярства и был призван ревностно защищать его интересы.
Боярская олигархия, несмотря на свою влиятельность, тем не менее, признавала легитимность власти Рюриковичей. Когда в начале XIII века боярин Владислав Кормильчич провозгласил себя князем, он вызвал единодушный протест боярства. «Не есть лепо боярину княжити», – объявили ему на совете. И, несмотря на сильное войско и богатство боярин-выскочка потерпел неудачу.

Полонизация

Постепенно Галичина все больше начала испытывать на себе влияние соседней Польши. Так, ушли в прошлое представители рода Рюриковичей, а на их место стали назначаться польские князья. К середине XIV столетия с восшествием на польский престол Казимира III (1310-1370) Галичина окончательно впала в зависимость от Польши. Нужно отметить, что шляхтичи, проживавшие на территории Галичины, были уравнены в правах с галицко-русским боярством – они не платили налоги и несли только военную службу. Позднее из употребления вышло русское слово «боярин», заменившись на польское – «пан».

Долгое время польское влияние на Галичину не воспринималось как владычество: здесь были сохранены местные законы, традиции и вера. Казимир III даже намеревался создать в Галичине самостоятельную православную митрополию. Однако после Флорентийской унии (1438-1439) и падения Константинополя (1453) Киевская митрополия, куда входила Галичина, все больше стала склоняться к союзу с Римом, что в конечном итоге предопределило судьбу религии. После Брестской унии (1596) на Галичине утвердилась грекокатолическая церковь.

Из рук в руки

Раздел Речи Посполитой в конце XVIII столетия затронул и целостность Галичины. Так, к 1795 году восточная и северная часть Галиции вошли в состав империи Габсбургов. Интересно, что австрийские власти принимают ряд мер, улучшающих положение населения галицких земель: они проявляют веротерпимость к различным религиозным группам, ограничивают в правах помещиков, создают программы по повышению культурного уровня населения.

В начале XIX века перемены снова сотрясают Галичину: в 1809 году вместе с Краковом Наполеон присоединяет ее западную часть к великому герцогству Варшавскому, при этом Тернопольский округ отходит к России. Но в 1815 году Западная Галиция присоединяется к царству Польскому, которое вошло в состав Российской империи, а Тернопольский округ возвращается Австрии.

Революции и политическая нестабильность Европы XIX столетия сказываются и на ситуации в Галичине. Появившаяся в 1848 году Конституция Австрийской империи способствует распространению демократических свобод: в Галиции отменяются крестьянские повинности и другие пережитки феодализма, одновременно набирают силу либеральные и национальные движения.

Беспокойный век

Трагическая первая половина XX столетия, разразившись двумя мировыми войнами, отозвалась и в Галиции. Различные политические силы снова пытаются поделить между собой этот благодатный край. В 1908 году один из российских чиновников с тревогой писал: «Пока в Галиции живёт ещё русский дух, для России украинство не так ещё опасно, но коль скоро австро-польскому правительству удастся осуществить свою мечту, уничтожив всё русское в Галиции и заставить на веки забыть о некогда существовавшей Червонной Православной Руси, тогда будет поздно и России с врагом не справиться».

В 1914 году Россия укрепляет свое присутствие в Галиции, освобождая ее восточную часть от австро-венгерских войск. Однако в 1921 году Галичины лишается и Россия, и Австрия. По Рижскому договору практически вся ее территория отходит к Польше. Обязуясь по договору обеспечивать украинцам равные наряду с поляками права, тем не менее, правительство Польши не выполняет своих обещаний. В ответ на это почти два десятилетия украинское освободительное движение терроризирует польское руководство своими боевыми вылазками.

В конце 1930-х годов Галиции предстояло пережить раздел своих территорий между СССР и Германией, а во время Второй мировой войны вхождение в состав немецкого Генерал-губернаторства. И только весной 1944 года ситуация стабилизируется – Галиция целиком возвращается в состав Украинской ССР.

Современная Галичина это смешение многих культурных и национальных традиций. Сегодня здесь живут как большие этнические группы – украинцы, поляки, евреи, так и малые этносы – русины, лемки, бойки. В силу своего исторического развития Галичина всегда тяготела к Западу, что создавало определенные сложности в ее интеграции с восточной Украиной. Этот факт в своей предвыборной программе учитывал Виктор Ющенко, обещая галичанам скорое и гарантированное вступление в Евросоюз.

Елизавета Дворецкая

Червонная Русь

Перемышль, 1112 год

– Расскажи про деда Боняка!

– Какое рассказывать, тебе давно спать пора! И так сколько внизу проболтался, не дозовешься тебя! Мал ты еще на пирах до свету сидеть!

– Дружина же сидит, а где дружина, там и князь! Отец так говорит.

– Вот пусть отец сам и сидит. А ты спать должен. Ты ведь еще меч не получил, значит, не князь.

– Я буду князем!

– Будешь, будешь. А теперь спи.

– Не буду спать, пока не расскажешь про Боняка!

Разговор пошел по кругу. Княгиня Иустина Боняковна вздохнула: восьмилетний сын был упрям, как бычок, и у нее не хватало сил с ним спорить. Уже сорок раз, кажется, она рассказывала Ростиславу про своего отца, а его деда – половецкого хана Боняка, но Ростислав был готов слушать о нем бесконечно. Внизу, в гриднице , было шумно – там пировала дружина перемышльского князя Володаря Ростиславича, из гущи которой едва удалось извлечь не в меру удалого княжича.

– Смотри вон, и Володьша спит уже, и Ярша спит, они сил набираются, завтра будут воевать, – шепотом уговаривала княгиня сына, кивая на двух его старших братьев. – А ты завтра будешь как муха сонная.

– Не буду. Рассказывай! – требовал Ростислав, уверенный, что мать скоро уступит. И даже слегка подпрыгивал на лежанке, изображая, будто скачет во весь опор на боевом коне.

Было уже за полночь, у самой княгини Иустины слипались глаза, но она знала, что сын не отстанет, пока не добьется своего.

– Тогда была война, – принялась рассказывать она полушепотом, чтобы не разбудить двух старших княжичей. – Безбожный бунтарь князь Ярославец Святополчич пришел на нас с ратью и короля венгерского да князя ляшского привел с собою. Пришли они сюда, к Перемышлю, и обступили град…

– Чтобы ни мышь не пробежала, ни птица не пролетела? – подсказал Ростислав. Он уже все сам знал, но боялся, что мать что-то забудет и испортит весь рассказ.

– Чтобы ни мышь, ни птица, никто, – согласилась княгиня. – А князь Давид поехал в Поле Половецкое поискать там помощи. И встретил на Вагре-реке хана Боняка и войско его в восемь тысяч конных батуров . Согласился хан Боняк помочь князьям перемышльским и пошел с князем Давидом. Вот стало войско на ночлег, и вышел хан Боняк один в поле в полночь. И начал он выть по- волчьи, и ответил ему сперва один волк, потом другой, а потом целая тысяча волков. Вернулся Боняк к князю Давиду и сказал, что победит он завтра множество врагов…

Ростислав слушал как завороженный: больше не перебивал, не шевелился, едва дышал. Мороз подирал по коже, когда он представлял все это: лес, ночь, река, блестящая серебром под луной, а между рекой и лесом – странный, непонятный человек наедине с луною, в шапке с волчьим хвостом, сам похожий на волка, такой же дикий, опасный, загадочный, как серые Хорсовы псы . Он воет, выпевает тягучую песню войны и крови, и волки отвечают ему из леса, признавая в нем собрата и вожака…

– Ты, волчий внук! – презрительно бросал ему старший брат Владимирко. – Дед твой – поганый нехристь, да еще и оборотень!

Владимирко и Ярослав, старшие сыновья перемышльского князя, родились от его первой жены, черниговской княжны. И в тот самый год, когда хан Боняк волчьим голосом заклинал победу, овдовевший к тому времени Володарь Ростиславич взял в жены дочь Боняка, надеясь покрепче привязать дикого, алчного и ненадежного союзника. Хатун Айбике была крещена под именем Иустины Боняковны. Ее единственный сын, на четверть венгр , наполовину половец, уродился смуглым, невысоким, с выступающими скулами и черными волосами. Красавцем его трудно было назвать, зато он рос здоровым, подвижным и сообразительным. Поначалу князь Володарь только забавлялся, глядя на выходки своего «половца», но постепенно привязался к нему и теперь любил сильнее двух старших. А Ростислав не спускал старшим братьям насмешек и отважно кидался на них с кулаками. И нередко выходил из этих схваток победителем, потому что был крепок, быстр и напорист.

– Князь растет! – с удовольствием приговаривал Володарь Ростиславич.

Сказание о князе Боняке было у Ростислава любимым. Десятилетним мальчиком он собирал себе в детинце такую же малолетнюю дружину и играл в ту давнюю битву. Хана Боняка, конечно, представлял он сам: сначала выл, потом обещал войску победу. Потом один из мальчишек, изображавший батура Алтунопа, должен был выйти к вражескому войску, выпустить одну стрелу и вернуться. А потом сам «хан Боняк» начинал сражение. Поначалу он обманывал «венгерского короля» притворным отступлением, заманивал его в ловушку, а потом ударял в тыл, рассеивал вражеское войско и брал огромную добычу!

Так они воевали, пока однажды игру «в Боняка» не увидел настоятель Иоаннова собора отец Митрофан и не устроил Ростиславу разнос.

– Ведь хан, Боняк, поганец безбожный, не просто так выл; а волшбу бесовскую творил! – внушал он княжичу, меча громы праведного негодования над повинной черноволосой головой. – Злых духов он призывал, чтобы они сатанинской силой ему в битве помогали! Христианину и помыслить о том – грех, а не то что подражать! Кайся теперь, чадо, проси прощения у Господа, что по детскому неразумию в такой грех впал!

Ростислав каялся, но где-то в глубине жила мысль: ведь Боняк действительно одержал победу. А хотя бы и волхвованием! Мальчик с детства знал, что за обладание волостью придется постоянно воевать со своими и чужими. Бог в эту борьбу не вмешивается, а значит, надо справляться как получится.

Тем более что князь Володарь на него не сердился.

– Пусть воюет! Еще как потом пригодится! – говорил он, когда его младшенький являлся домой в рваной одежде, весь в пыли и в ссадинах. – Пусть знает, что можно силой воевать, а можно и хитростью.

Вместе с теми же мальчишками, подрастая, Ростислав проходил обучение – бегал, отжимался, боролся, учился владеть оружием. В двенадцать лет он тоже получил меч, а мальчишки, сыновья кметей , стали его собственной ближней дружиной.

– Да твой дед был предателем! – возмущался Владимирко. – Он ведь шел сюда не нам, а князю Святополку помогать, а князь Давид его уговорил переметнуться, потому что от венгров он надеялся больше добычи взять!

– Пусть бы твой дед столько взял где-нибудь! – отзывался Ростислав. – А за предателя сейчас получишь!

Дело кончалось криком, воплями, расквашенными носами, каплями крови на утоптанной земле. Этого Володарь Ростиславич уже не одобрял. У его сыновей было слишком много внешних врагов, чтобы они могли себе позволить драться между собой.

Со временем и Ростислав это понял, да и Владимирко перестал его дразнить. Хан Боняк, хоть и помог один раз Перемышлю, всю жизнь оставался опасным врагом Русской земли, принесшим ей много зла. Князю Володарю нелегко далось то решение – привлечь поганых половцев для войны со своими братьями- христианами. Но выбирать не приходилось: князь Святополк не успокоился бы, пока не отнял у братьев Ростиславичей, Володаря и Василька, все их города.

Теперь Ростиславу было уже двадцать лет, и детские забавы давно сменились нешуточными заботами, игра в войну – настоящей войной. О том, что он сам уже успел пережить, матери рассказывали детям перед сном. Но и теперь, засыпая где-нибудь в полевом стане и слыша далеко над лесом волчий вой, он снова видел все это – ночь, луну и узкоглазого человека в волчьей шапке, поющего песню войны и победы. И что-то отзывалось в его душе на эту песнь – какой-то темный бог его предков ходил рядом, смотрел в затылок, манил за собой…

Берестъе, 1124 год, весна

Часть Руси, расположенная на западе современной Украины и востоке Польши. Синонимами Червонной Руси являются исторические названия Галичина (Галиция) или Червенские города. Червенские города упомянуты в летописях 981 года, когда великий князь Владимир Великий присоединил их к Киевской Руси. В 1018 году ими овладела Польша, однако уже в 1031 году они были возвращены в состав древнерусского государства. После распада Киевской Руси эти земли стали частью Галицко-Волынского княжества, с 1240 года под номинальной властью Золотой Орды.

На изображении: Червонная Русь (Rotreussen) на немецкой карте 1892 года, отображающей Речь Посполитую в 1660 году


В 1349 году началась Война за галицко-волынское наследство. Польский король Казимир III Великий организовал против Галицко-Волынского княжества большой поход и захватил Галичину. Червонная Русь вошла в состав Польши, в составе которой она пробыла как Русское воеводство вплоть до XVIII века.

Червенские города включали в себя Червен, Волынь, Холм, Броды, Сутейск, Луческ, Ярославль, Угровеск, Столпье, Всеволож, Верещин и другие.

Червен — крупнейший из червенских городов. Располагался на левом берегу реки Хучва, притока Западного Буга. Впервые упоминается в 981 году, когда Владимир I Святославич отвоевал его у поляков (в летописи название города появляется только в форме Червенъ). В последний раз упоминается в 1289 году. Вероятное местонахождение — городище у польского села Чермно (польск. Czermno), Люблинского воеводства.

Волынь — один из важнейших червенских городов. Время основания неизвестно. Впервые упоминается в 1018 году, когда Болеслав I Храбрый захватил его. Впервые упоминается в древнерусской летописи под 1018 годом в связи с междоусобной борьбой Ярослава и Святополка Владимировиче за киевский престол на Волынской земле. Волынь — центр восточнославянского племени волынян, столица Волынской земли. В XI века значение города падает и политическим центром становится Владимир, основанный в княжение Владимира Святославича. В последний раз упоминается в 1077 году. Дальнейшая судьба города неизвестна. В настоящее время — село Грудек-над-Бугем (польск. Gródek nad Bugiem), Хрубешувской гмины Люблинского воеводства.

Сутейск — один из важнейших червенских городов, располагавшийся непостредственно около границы с Польским королевством. Впервые упоминается в 1069 году. По некоторым данным, в Сутейске с поляками заключил мирный договор киевский князь Владимир Мономах. Городище Сутейска расположено близ польского села Сонсядка (Sąsiadka) Люблинского воеводства, около слияния рек Пора и Вепша. Площадь его укреплённой части, состоящей из трёх площадок, составляет около 3 га. Детинец обнесён шестиметровым валом и рвом с юго-восточной стороны. Сохранились следы окольного города и въездов. Кроме обычных орудий труда и предметов быта обнаружено оружие, украшения и свинцовые печати волынского князя Давыда Игоревича.

Угровеск, Угровск — древнерусский город, относившийся к Червенским городам и располагавшийся при впадении реки Угер в Западный Буг. В 1213 году был присоединён к Галицко-Волынскому княжеству князем Даниилом Галицким.

Хельм - Археологические раскопки в окрестностях Хелма подтвердили, что первые поселения в этом районе появились еще в палеолите (30 тыс.лет до н.э.). Основан в первой половине XIII века князем Даниилом Галицким как резиденция правителя Галицко-Волынского княжества. После смерти Даниила в 1264 г. Холмщина была поделена между его сыновьями, затем внуками. В XIV веке Холмское княжество перешло к Польскому королевству. Холм стал центром Холмской земли в составе Русского воеводства.
Официальный статус города Хелм имеет с 1392 года. В Хелмском сражении 1794 года Ласси разбил Зайончека. С 1795 по 1809 гг. — владение Габсбургов, после 1815 г. — гарнизонный город Царства Польского.
При российском управлении Холм уступил свои административные функции Люблину. В 1912 года сделан центром Холмской губернии Российской империи (как Холм), в 1975—1998 годах — Хелмского воеводства Польши.
До Второй мировой войны в Хелме проживало большое число евреев. В еврейских анекдотах город предстаёт столицей дураков. Для уничтожения хелмских евреев нацистами был создан концлагерь Собибор.

На изображении: Православное кладбище в Хельме


Броды - первое письменное упоминание 1084 г. в «Поучении Владимира Мономаха…». Населенный пункт находился на границе Галицкого и Волынского княжеств.

В 1441 г. переходит польскому шляхтичу Яну Сенинскому. С 1511 г. принадлежит Каменецким — подольским воеводам. В 1584 г. Броды покупает Станислав Жолкевский — белзкий воевода. Он получил от короля Стефана Батория право на основание города c магдебургским правом и основал город Любич (в честь фамильного герба). Но название города Любич не прижилось и меньше чем через 10 лет город снова называют (по документам) Броды.

В 1629 г. от Жолкевских Броды переходят к Станиславу Конецпольскому, который в 1631 г. занимает должность великого гетмана коронного Речи Посполитой (третья особа в Польше после короля и канцлера) и превращает Броды в свою резиденцию. По проекту французского инженера де Боплана, под наблюдением Андреа дель Аквы, Броды превращаются в город-крепость. Планировка была произведена по плану «идеального города». Броды окружал земляной оборонный вал каплевидной формы с десятью бастионами. Оборонную систему города увенчивал Бродский замок (построенный по новоголландской системе), расположенный на западной окраине города. Замок имеет форму пятиугольника с бастионами на углах. Город был серьёзной военной базой поляков в ходе Освободительной войны Б. Хмельницкого. Отражал татарско-турецкую агрессию во второй половине XVII века.

После раздела Польши Броды отошли к Австрии. Это был пограничный город с Российской империей. С 1779 г. по 1880 г. Броды имели статус «вольного торгового города». Это был второй по значению (после Львова) город Галиции.

До 1918 г. граница между Австро-Венгрией и Россией проходила возле Бродов. До 1939 г. Броды входили в состав II Речи Посполитой.

В июле 1944 г. под Бродами первый и последний раз в бой с частями Красной Армии вступила Дивизия СС «Галичина». В упорных боях в бродовском котле она была почти полностью уничтожена.

Ярослав - княжеский город, основанный в 1031 году князем киевским Ярославом Владимировичем. В летописях упоминается 1152, 1231 (Ипатьевская летопись). Под Ярославом состоялась в 1245 году Ярославская битва между войсками Даниила Галицкого и войском венгров. Последние были разбиты на голову. С XIV века в составе Польши. Городские права Ярослав получил 1323, а магдебургское право в 1375-м. В 1625 пожар вызвала большие опустошения в городе. В XVI—XVII веках у Яровлава происходили международные ярмарки. Походы казаков (1649), шведов и венгров (1656—1657) не способствовали развитию города. К концу XVI века в Ярославе действовало при церкви св. Успения братство св. Онуфрия, которое содержало школу (просуществовало до XIX века). C 1772 года (после третьего раздела Польши)- в составе Австрии. Ярослав богатый на архитектурные памятники и старинные церкви и костелы. До XX века сохранялось городище там, где теперь монастырь Доминиканцев. XVI—XVII веками датируются ренессансу дома (каменный Орсеттих, 1580), в 1714 году построена церковь Преображения Господня, которую после 40-летнего перерыва в 1987 году возвращена верующим. В 1930-х годах в городе проживало 52 % поляков, 34 % евреев, 14 % украинцев/русинов. В Ярославе с 1965 года существует душпастырская ячейка греко-католической церкви, с 1985 кружок УСКТ и пункт обучения украинскому языку. В начале 1945 года из Ярослава принудительно выселены в СССР украинцы, главным образом в Ивано-Франковскую область, а в начале 1947 остатки крестьян вывезли на Ольштынщину в северо-восточной Польше. В эмиграции выходцы из Ярославщины в 1965 году создали Объединение «Ярославщины и окраины Засяння» в диаспоре, с центром в Чикаго (США).

Луцк - время основания летописного «Луческа Великого на Стыри» не известно. Согласно одним источникам, он основан дулебами в VII веке, а по другим — Владимиром Великим около 1000 года. В летописи впервые упоминается под 1085 годом, когда был уже укрепленным городом, выдержавшим в конце 1060-х годов. 6-месячную осаду Болеслава Смелого. Первоначальными его жителями были представители восточнославянских племен дулебов и волынян. В 1097 году Святополк II отдал Луцк Давиду Святославичу, который вскоре был выгнан Давидом Игоревичем. С тех пор Луцк до середины XII века оставался пригородом Владимир-Волынского княжества, несмотря на притязания князей киевских.

К 1150 году в Луцке жил Ярослав Изяславич, при котором Луцк стал самостоятельным уделом и центром всей восточной половины Волыни. Выдержал шестинедельную осаду весной 1150 года полками Юрия Долгорукого. Во время этих событий едва не погиб его сын — юный князь Андрей. В 1227 году Ярослав Ингваревич, внук Ярослава Изяславича, принужден был уступить свой удел Даниилу. В 1259 году город выдержал осаду хана Куремсы. В 1320 году Луцк был взят войсками Гедимина; в 1324 Луцкий удел достался Любарту Гедиминовичу, при котором город Луцк получает превосходство над Владимиром.

К концу XIV столетия Луцк стал выше Владимира и по торговле. Купцы наезжали сюда изо всех стран, а некоторые селились здесь; появились кварталы, населенные немцами, поляками и др. В 1429 году в Луцке состоялся известный съезд монархов, целью которого было «рассуждение о мерах против общего врага, турок»; присутствовали король польский Ягайло, Великий князь Литовский Витовт Великий, император германский Сигизмунд, великий князь московский Василий II со многими удельными князьями и митрополитом Фотием, король датский, папский легат, гроссмейстер прусский, воевода валахский, хан перекопский и византийский посол. Сигизмунд приглашал государей и вельмож к взаимному примирению и единению церквей восточной и западной, к борьбе против турок и к оказанию помощи Византии, но предложения эти были отклонены поляками. Продолжение этого съезда было в 1430 году в Троках и Вильне.

С 1440 года Луцком овладел Свидригайло, а после его смерти (1452) Луцкая земля не имела более своего удельного князя. В конце XV века Луцк считался одним из лучших городов края, но с половины XVI века благосостояние его стало упадать. Ещё около 1569 года в Луцком повете считалось панов и дворян 226, а во время присоединения его к России в 1795 году в нём было только 50 мещанских домов; остальные принадлежали евреям и караимам.

С 1795 голда Луцк — уездный город волынского наместничества, а с 1796 — Волынской губернии. Луцкая епархия упоминается впервые в 1288 голду. В начале XV века в Луцке было до 15 православных церквей, из которых многие во время литовско-польского владычества были разрушены или обращены в униатские, а потом в костёлы. Католические епископы прочно утвердились в Луцке не ранее второй половины XVI века. В 1617 году, для борьбы с иезуитами, призванными сюда в 1609, возникло луцкое братство, просуществовавшее до 1803 года.

В те времена он был важным экономическим и культурным центром Волыни. Много талантливых людей родилось и выросло в этом городе и его окраинах. Они были творцами культурных ценностей. Яркий пример этого — Икона Волынской Богоматери, шедевр мировой культуры. Интересным явлением в жизни города было принятие Магдебургского права в 1432 году. К 1569 году был ознаменован в жизни Луцка вхождением города в состав Польши. Но не останавливалась борьба народных масс за свое национальное и социальное освобождение. Примером этого было восстание Криштофа Косинского, которое состоялось в 1591 году. Следует добавить, что широкий размах приняло восстание на Волыни Северина Наливайко, в 1594—1596 годах. Война 1648—1654 года под флагами Богдана Хмельницкого порождала за собою новых мстителей и героев, защитников своего народа.

В 1795 году в результате третьего раздела Польши волынские земли вместе с Луцком вошли в состав Российской империи.

Во время Отечественной войны 1812 год в Луцке размещался штаб второй Русской армии под командованием легендарного полководца Багратиона. 30-40 годы XIX века в жизни Луцка отметились тем, что поднялся культурный уровень жизни. В 1832 году была открыта гимназия. Здесь прошли детские года известной поэтессы Леси Украинки. В ходе гражданской войны (с 1917 по 1920) Луцк неоднократно переходил из рук в руки. С 1921 по 1939 годы город находился в составе Польши.

На изображении: Часть Старого Города и Замка Любарта


В марте 1921 Луцк становится столицей нового Волынского воеводства. После образования воеводства город сразу отстраивается после серьезных военных разрушений. Возводится много новых зданий для новообразованных воеводских и городских учреждений. Построенные в то время здания в основном в стиле популярного в то времы конструктивизма и сегодня являются заметными в образе города. (школа № 1, Национальный банк, почтамт, городской совет (бывший почтамт), дирекция «Укртелекома», Волынский краеведческий музей (укр.)русск. (быв. Земельное управления), дом офицеров (быв. Земелный банк), старый корпус университета (быв. гимназия), здание СБУ (быв. Polska Macierz Szkolna). Строятся целые жилые районы для офицеров (между проспектом Перемоги и улицей 8 Марта) и госслужащих (между ул. Шопена и Ярощука). К этому периоду относится также большая часть застройки улиц Кривой Вал, Винниченко, Сенаторки Левчанивской, Бандеры, Ярощука, Шопена. В городе открываются польские и европейские банки, многочисленные торговые фирмы, театр, кинотеатры, школы и гимназии, медицинские учреждение, стадион, аэродром. Основывается краеведческий музей. В 1928 году Луцк получает железнодорожное сообщение со Львовом, устанавливается регулярное пассажирское судоходство до Колок и Пинска и регулярное междугородное автобусное сообщение. Население города увеличилось с 30 тыс. сразу после войны, до 40 тыс. в 1939 году.

В 1928—1938 годах должность Волынского воеводы занимал Генрик Юзевский — известный государственный деятель Польши и бывший вице-министр внутренних дел в Правительстве УНР, имеющий много заслуг в деле экономического развития края и взаимопонимания между поляками и украинцами. В 1939 году в соответствие с Секретным дополнительным протоколом к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом был занят Красной армией и вошёл в состав УССР. Во время Великой Отечественной войны город в 1941 г. был оккупирован немецкими войсками, а в 1944 г. освобожден Советской армией.

Ещё в XX веке Церковь Иоанна Богослова обратила на себя внимание археологов. Особый интерес предрасполагали гробницы семьи князя Любарта Гедиминовича и «умерших» русских (руських) князей. Это уникальный памятник домонгольского периода.

На сегодняшний день отреставрированы Луцкий замок Любарта с Владычьей башней, Кафедральный Петропавловский костёл, Крестовоздвиженская церковь, синагога «Маленький Замок».

Червонная Русь — (Красная Русь) Галицкое княжество или Галичина, как называлась тогда Червонная Русь , — подобно Полоцку, была отдельною землей, связанною с Русью только князьями. Червонная Русь , подобно Волыни, сохранила более чистую кровь в своем населении, подходившем к западным славянам. Это была плодородная земля, которая рано разбогатела, сбывая свои произведения в Олешье и поднимая чужие товары по Днестру, берега которого были усеяны городами. На ней рано развился городской быт: Галич славился своим сильным вечем, которое судило князей не только за их правление, но и за частную жизнь. Но, чего не было нигде на Руси, на этой же благодатной земле вскормился разряд крупных вотчинников, которые были также и богатыми купцами. Под влиянием польского панства и венгерского магнатства, он превратился в могущественное боярство, которое заправляло даже вечем, не говоря уже про князей. Свирепые и коварные бояре в Червонной Руси играли присягой, судили и изгоняли князей; однажды разом повесили троих. Раз один боярин даже «вокняжился », только ненадолго. Но сребролюбие и сварливость подрывали их могущество. Одних из них подкупали поляки, других венгры. Все они вечно ссорились и даже дрались между собой, высасывая при этом соки народа. Оттого «простая чадь » тянулась к князю, как к «Богом данному держателю ».

География русских мастей

Россия как структуралистское уравнение

Белый, красный и чёрный – это базовые цвета у различных народов мира. В этнопсихологии считается, что остальные тысячи цветовых оттенков (согласно мировоззрению большинства этносов) – это производные от трёх «старших» красок. На их основе можно построить прекрасное структуралистское социологическое и этнопсихологическое уравнение, объясняющее огромное количество русских «загадок».

С точки зрения диалектики демократической и монархической идеи, обсуждаемой нами сегодня, между этими цветовыми мастями (отражающими очень древние представления о социальных стратах людей, о «русских мастях» и, фактически – русских кастах) в Русском мире существуют «специальные отношения».

Белый Царь

Есть представление, что институт «Белого царя», сакральную идею о «белой царской власти» принесли к нам монголы. Действительно, представление о Белом, Священном, Справедливом Царе живёт в мифах тюркских, монгольских, угро-финнских народов.

Однако и у славянских этносов, например, у белорусов, которые напрямую не входили в Золотую Орду тоже есть сказания и песни о «Белом Царе» – священном государе.

Визуально встреча народов нашего пространства с Белым Царём выглядит примерно так: Русская Равнина, наша Русская Чёрная Земля живёт в своём посконном «чернозёмном» мире, но однажды в ней открываются тайные створки, «окна», и падает Белый Свет, как бы «извне» Белый Иной луч – к Чёрной Равнине приходит её Белый царь.

Когда Царь, как представитель Белого Иного приходит на «Чёрную» Равнину – ему выделяют особую территорию, чтобы Иное напрямую не смешивалось с Обществом, Равниной, Землёй, нашим «Чёрным Тамбовом». Чтобы не мешать Белое с Чёрным. «Автохтоны» предоставляют Белому Царю особое Рюриково Городище вне Новгорода или Ольгово городище вне Киева. Отдельно, опрично. На этой опричной территории (которая иногда расширяется) может быть всё что угодно, там правят иные (для «чёрных» местных жителей) трансцендентные законы. Но на чёрной земле, в земщине продолжают жить строго по стародавним неписанным привычкам и понятиям. С коими на опричную территорию заходить запрещено. Например, в Петербург (явная опричная территория «Белого царя» практически вовне Русского мира) в течение столетия не разрешалось заходить «чёрным» людям с бородами.

В Речи Посполитой короли саксонской династии вообще жили вне государства – в германском Дрездене.

Червонная или Красная Русь

Белая Русь и Чёрная Русь. Последние два топоса у нас плавающие. Современную Беларусь несколько столетий назад именовали Чёрной Русью. Великороссия на средневековых картах именуется то Белой Русью, то Чёрной. Но была и есть на русской священной карте и Русь Красная.

У Красной Руси иная географическая фиксация, связанная с окраиной Руси. Иногда ею обозначали всю современную Украину, иногда только Галицию, часто этот «геоколор» распространяется и на Польшу. Но Красной Русью, собственно «рухс-аланами» называли себя сарматы-роксоланы, подарившие нам историческое самоназвание для страны и русского народа.

На территории Красной Руси по сравнению с остальной коренной и царской и Чёрно-Белой – господствовали другие нравы. Более воинственные, рыцарские, на этих окраинных территориях Равнины формировались казачество и исторические мифы о русских богатырях.

Интересно, что эти «сарматские», рыцарские, «богатырские» нравы вошли и в польскую культуру после присоединения ею Галиции, Червонной Руси. С XIV века в Польше и Украине начинается культурный ренессанс «сарматизма».

В Москве восторжествовала «бело-чёрная» цветовая парадигма: Белый «вертикальный» Царь и Чёрный «горизонтальный» народ, которые живут в жёсткой дуалистической Чёрно-Белой системе.

История Речи Посполитой и казачьих войск – это параллельный русский «красный проект». Его вполне можно именовать «сарматским» или «скифским».

Красная Русь – «сетевая» система, отражающая архетип «аристократического анархизма», «мужских братств», военных орденов, лихих пограничников. Казаки Степана Разина и Емельяна Пугачёва несли народам России правду и волю Красной Руси. Это были не «крестьянские войны», а мятежи региональных кшатриев, аристократов-рыцарей (коими, безусловно, являлись казаки) против Белого Царя; с попыткой чёрный Народ склонить на свою сторону.

К этому «сектору» органично относятся и все наши кавказские племена, породнившиеся с казаками и живущие по принципу «идейного сарматизма» («нартского эпоса»).

В широком смысле – «красные» — это элита и контр-элита. «Золотые» и «худые» роды. «Красные пограничники» бунтуют не против царской власти, но против царской власти, в которой пропадает Священное. Тогда они начинают апеллировать к Сокрытому Царству и экстренно искать Белого Царя со стороны или из своей среды. Так и появился в оренбургских степях «спасшийся царь» Пётр Фёдорович . Ну, а Степан Разин «мутировал» в своих походах из донского атамана в настоящего «Царя-брата», наделённого колдовскою Силою.

Язык мастей

Трактат о взаимодействии бело-красной социальной диалектики есть у французского исследователя Граса Д`Орсе в книге «Язык птиц»

Он описывает диалектику борьбы двух орденов – менестрелей Мюрси и менестрелей Морвана в Европе и Франции.

Менестрели Мюрси готовили приход Белого короля во Франции, ориентировались на союз короля с народом. Единение власти и народа – это и глубоко русская тема. А менестрели Морвана жили в башнях, это была европейская знать, для коей главное было отстаивание собственных вольностей. Они устраивали по уверению Д`Орсе своему народу время от времени Голодомор, дабы поставить «чёрную кость» на место. Тоже достаточно близкий нашему дворянству архетип. Их цветом был – красный.

Война между «Белым королём» Карлом и его католическим «чёрным народом» против «красных» дворян-гугенотов и пограничников-гасконцев прекрасно описана в разных источниках и знакома русскому читателю по романам Дюма . Д`Орсе описывает конспирологическую подоплёку событий. А квинтэссенцией этой войны была Варфоломеевская ночь.

Параллельно схожий процесс происходил в России. Иван Грозный устроил своей знати, своей «красной руси» и «золотым родам» опричнину и «русскую варфоломеевскую ночь», затянувшуюся на годы. Ответом Грозному было рождение «из ниоткуда» мифа о Который то ли в облике крымского хана, то ли в своём собственном сжигает Москву и способствует разгону Опричнины.

И даже с точки зрения геральдической мы видим между Русью и Францией массу аллюзий. Герб Екатерины Медичи – Белый Единорог, герб Ивана Грозного – Белый Единорог. Зато на тамге Андрея Курбского – вождя русских аристократов, поселившегося в ходе войны с Грозным в Ковеле – в Червоной Руси – стоит Красный лев – символ менестрелей Морвана. Т.е. цветовая чёрно-красно-белая гамма несёт в себе устойчивые универсальные символы социальных групп и партий.

Царь Красной Скифии

Представим на секунду, что Красная Русь не окраина Руси Чёрно-Белой, а самостоятельный топос, «страна-в-себе». Географически эта территория будет совпадать с Великой Скуфью и Золотой Ордой. После включения этих территорий в состав Москвы и России — они стали «Казатчиной», бесконечной пустыней, откуда приходит лихой человек. Но топос, мир, населённый образами, духами, жертвенными кострами предков и половецкими бабами — священный мир Великой Степи никуда не делся! Он вошёл в Россию и пропитал её своим странническим духом, скитальческим светом. С точки зрения руководителей нового Российского государства этой страны вроде бы и нет, но она есть и постоянно заявляет о себе. Тюрки-несториане из Царства пресвитера Иоанна стали казаками и дворянами-однодворцами, стражами-пограничниками. Но куда в Московии делся их Царь — романтический скифский скиталец — степной священник-каган?

Россия согласно евразийской геополитике строится на двух месторазвитиях — Лесе и Степи.

У Леса свой государь — Московский Белый Царь Малыя и Белыя и Великия. А у Степи?

Царская фигура Степи в Русской Империи никуда не исчезла, она сопоставима архетипическому месту Царя Немейского Леса в Империи Римской, где были Сенат и Август, но все «понимающие» граждане шли к Королю Золотой ветви. К Тайному императору Рима и Альби-Лонги. Только в отличии от героя Фрэзера наш «тайный царь» не привязан к волшебному дереву или иному конкретному месту. Он беспрестанно кочует. Тревожная фигура Степного Царя время от времени обрастает сказками, песнями, а затем и плотью, шашками, пиками и штыками.

Степной Царь Дешт-и-кипчака (Красной Руси) никуда не делся, не подарил и не продал просто так золотую чашу и корону Колаксая своему московскому лесному собрату. Он превратился в Агасфера , в короля-странника, в Тайного Царя, носителя миссии Пресвитера Иоанна, . В царя-разбойника, императора-партизана, коронованного Красным петушиным гребнем степного поджигателя.

В борьбе за возрождение своего престола Царь Беловодья опирается на контр-элиту Красной Руси, на «худые роды». Красный Царь бросает вызов Белому!

Белые-Чёрные-Красные

Давайте рассмотрим Октябрьскую революцию с точки зрения описанной нами «цветовой парадигмы». Мы привыкли думать – что это Чёрный народ восстал против Белого царя и устроил ему кровавое пиршество. Но ведь люди, организовавшие революцию, были классическими представителями «красной масти» в основном, кстати, родом из географической «скифской» окраины Равнины – из «Красной Руси»: поляки, кавказцы, евреи и русские «худые дворяне». И возглавил её Владимир Ленин — даже ликом — калиброванный Кудеяр-разбойник!

А в 1937 году, пришедшая к власти в 1917 красная элита, пускается под нож новым Белым царём. Сталин изначально был «красным», но потом заработали русские архетипы, он становится вождём, архетипическим царём, народ и белая эмиграция его обожествляют. Слухи о попытках «военного путча Тухачевского » и «троцкистско-зиновьевского заговора» против «преображения Сталина» в «Белого царя» видимо верны. У нас нет прямых доказательств, но структуралистский анализ подтверждает присутствие политической борьбы сквозь историю репрессий 30-х гг. прошлого века. Видимо «красные» не очень хотели идти под «белый нож». Но их заговоры не удались.

А «Голодомор», организованный «красным поляком» Косиором против украинского крестьянства вполне укладывается в описанную нами историко-социологическую схему.

Цветущая сложность

Но есть один удивительный период в истории нашей страны, когда энергия трёх русских мастей: чёрной-белой-красной была объединена на общие социальные, геополитические и культурные усилия. Это эпоха начала правления Ивана Грозного. Время Избранной Рады, Земского и Стоглавых Соборов. «Красная» знать, «чёрный люд», «Белый Царь» поставили перед страной невероятные задачи и их сверх-усилия принесли плоды: были завоёваны Казанское и Астраханское ханство, присоединён Урал и Северный Кавказ – всё то, что сегодня составляет остов России и русской цивилизации. Получается, что импульсы разных страт, «цветов», «мастей» нашего общества не всегда оппозиционны и перед лицом невероятных свершений и опасностей, всё общество способно объединяться и удивить весь мир небывалым и неисповедным русским духом Такое единение нашему обществу необходимо именно сегодня. Но, видимо, для этого на Руси должен появиться колор, которого сейчас нет – Белый Царь.

Гармония трёх цветов, футуристическая «цветовая синестезия» трёх социальных страт Руси – это единственная возможность для нашей цивилизации выжить в крайне неблагоприятных условиях.

Каждый должен быть верен своему цвету и всей Руси целиком. И тогда расцветёт чаемая нами «цветущая сложность» десяти тысяч цветов России-Евразии, как производная от палитры Красного-Белого-Чёрного.

Но для этого все евразийцы и скифы должны стать ещё и немного художниками.

Резюме

«Колоритный» структурный анализ показывает нам очень важную вещь. Белый Царь и просто Царь не равнозначные фигуры. «Просто царь» — это типологически один из представителей элиты, первый среди равных русской «красной» знати. Священный и безумный «Белый Царь» — это действительно Иное. Приходя, он не уничтожает «красную власть», но по сути её реструктурирует, оставаясь в состоянии географической «инаковости», сохраняя вокруг себя «тайное пространство» апостола Фомы.

И Священное такой Царь сам через себя открывает и воссоздаёт. Все страты Руси оживают и действуют слаженно, ориентируясь на вселенские и мессианские цели Русского Народа. Поэтому фигура «Белого царя» (как мы уже отмечали) связана с мобилизацией русского мира.

Чёрно-белое — это пространство Священного. Одежда Арлекина. Полосы бегущих зебр вгоняют других животных в состояние транса. А красная граница Скифской Пустыни оберегает Царский топос «подрайской землицы» космической бесконечностью.

Россия — священная страна и потерянное Беловодье. Она давно организована по принципу Священного Царства. Русские люди должны однажды об этом вспомнить. Раз и навсегда.

Павел Зарифуллин

Иллюстрации Родченко и Малевича


Александр Блок. Кудеяр и Тайна Распутина