Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Гласный звук А, буква А, а. Конспект НОД по обучению грамоте «Звук, буква А

Абдулова Джюме Сиражутдиновна

Цель : познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные)

Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком И, рабочие тетради Елена Астафьева: «Играем, читаем, пишем» 1 част, неваляшки, ручки, цветные карандаши,

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Организационный момент.

Ребята, на прошлом занятии, какой мы проходили звук? (звук [а]) Так, поиграем - сядет тот, кто назовет любое слово со звуком [а].

2. Основная часть .

Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла. Её зовут Уля. На какой звук начинается ее имя? (звук [у]) Уля приготовила для вас задание. Слушайте внимательно.

Знакомство со звуком [у]:

Ребята, посмотрите у нас есть картинки: утка, ухо, удочка. Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах? (звук [у])

Характеристика звука [у]:

Ребята, давайте Уле поможем произнести звук [у].

Когда мы произносим звук [У], то:

губки вытянуты вперед трубочкой - "Губы трубочкой потянем и нисколько не устанем".

зубки не смыкаются;

звук можно петь, тянуть – ууууу

воздух свободно выходит изо рта.

Какой это звук? (гласный) Почему так решили? (гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград)

Фонетические упражнения:

а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:

волк воет: уууууууууу.

поезд едет: уууууууууу.

б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

поезд приближается: ууууУУУУУУ.

поезд удаляется: УУУУууууу.

в) произнести самостоятельно звук [у] отрывисто столько раз, сколько прохлопает Рома (ответы детей) Я вам предлагаю научиться печатать букву У

1. Игровое упражнение «Свое место»

Цель: учить находить место звука в слове; нарисовать картинки со звуком, определить его место слове, прописывать букву.

2. Игровое упражнение «Буква потерялась»

Цели: закрепляем знания о букве. Тренируем зрительную память ребенка

3. Упражнение «Графический диктант»

Цель: развивать зрительную память

Ход игры: продолжить по образцу

4. Упражнение «Дорисуй картину»

Цель: учить находить изображение буквы у обводить по точкам картинки.

5. Игра «Собери грибы в корзинку»

Цели. Закрепляем названия грибов: подосиновик (красный гриб, сыроежка, боровик (белый гриб, мухомор. Учим узнавать эти грибы в контурном изображении, закрепляем понятия: съедобные и несъедобные грибы. Тренируем ребенка в определении звука У и его места в слове.

Ход игры. Ребенок называет грибы, нарисованные на картинке; находит и называет лишний гриб; объясняет, почему он лишний (мухомор - несъедобный гриб). Стрелками от грибов к корзинке ребенок указывает, какие грибы можно собирать; раскрашивает грибы и корзину. Можно предложить ребенку нарисовать в корзине и назвать другие съедобные грибы.

Ребенок указывает и называет гриб, в названии которого есть звук [у]; определяет место этого звука в слове (мухомор - [у] в середине слова). Предлагаем ребенку вспомнить, в названиях еще каких грибов есть [у]; определить место этого звука в каждом названии (горькушка, груздь, волнушка); сказать, какие это грибы (съедобные).

6. Игровое упражнение «Кто как кричит?»

Цели. Учим ребенка звуковому анализу и синтезу слов Ау и Уа. Учим писать («печатать») эти слова и составлять их звуковую схему.

Ход игры. Ребенок рассматривает картинки, определяет, что кричит каждый из нарисованных детей.

Производим звуковой анализ слова Ау.

Выкладываем слово из разрезной азбуки (если занятие проходит в группе - выкладываем, затем пишем на доске). Под словом выкладываем его звуковую схему (рядом два красных квадрата, обозначающих гласные звуки). Аналогично выполняются задания со словом Уа.

Ребенок обводит по точкам буквы под картинками; произносит слова, которые должны быть написаны под каждой картинкой (Ау, Уа); дописывает их самостоятельно; под словами рисует их звуковые схемы; раскрашивает картинки.

7. Игра «Обведи правильно написанную букву»

Цели. Закрепляем образ буквы Уу. Учим ребенка узнавать знакомую букву, написанную точками. Учим комментировать процесс написания буквы.

Ход игры. Ребенок выбирает и обводит по точкам правильно написанную букву, называет ее и самостоятельно пишет в пустых клетках, одновременно комментируя процесс написания.

Публикации по теме:

Цели занятия: коррекционно-образовательные: - дать детям понятие о механизме образования звука (Ц с опорой на различные виды контроля;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный и твердый звук [Ц]. Буква «Ц» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный, твердый звук [Ц]. Буква (Ц)» Цель: Познакомить со звуком [Ц] буквой (Ц). Задачи: Закрепить.

Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук [Р]-[Р’]. Буква Р» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук Р (Р’). Буква Р» Цель: Познакомить со звуком{ Ри Р`} и буквой (Р,р). Задачи: Закрепить.

Конспект занятия по обучению грамоте «В гостях у сказки». Звук [C] и буква С» Возрастная группа: подготовительная Форма НОД: занятие Форма организации: подгрупповая Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [ц]» Конспект занятия в подготовительной по обучению грамоте «Звук и буква Ц» Звук и буква Ц. Подготовила учитель-логопед:Веселова Т. В. Цели:.

Цель: Знакомство со звуком и буквой Т, четкое произнесение звука Т.

Задачи:

  • Объяснить характеристику звука Т, учить выделять звук [Т],[ТЬ], продолжать учить детей составлению предложений со словами, где есть буква Т, продолжать учить делить слова на слоги.
  • Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
  • Воспитывать соблюдение дисциплины на занятии, продолжать воспитывать умение понимать и четко выполнять инструкции.
  • Развитие моторики, речевого слуха и фонематического восприятия, проводить зрительную гимнастику.

Оборудование:

  1. Картинки собаки Тобика и кота Татошки.
  2. Коробка с фишками красного и синего цвета.
  3. Карточки со слогами
  4. Яркая игрушка для зрительной гимнастики.
  5. Картинки с изображениями трактора, телевизора, тетради, тарелки.
  6. Картинки с изображением бесцветной буквы Т и буквы Т синего цвета.
  7. Коробочка с буквами.
  8. Картинка прописной и строчной буквы Т.

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте
«Звук и буква Т»

Организационный момент

Воспитатель: Дети, встали все из-за столов, выпрямились. Здравствуйте, дети. Садитесь на свои места.

Ребята, это Тобик и Татошка (воспитатель показывает картинки собаки и кота). Какой звук мы слышим в начале каждого слова? Давайте произнесем эти слова (дети вместе с воспитателем произносят сначала одно, затем другое слово, затем дети сами произносят эти слова). Итак, какой же звук мы слышим в начале каждого слова?

Дети: звук Т.

Воспитатель: Сегодня мы вместе с Тобиком и Татошкой познакомимся со звуком и буквой «Т».

  1. Основная часть.

Воспитатель: Что делает наш язык, когда мы произносим звук Т? (стучит по бугоркам). Вы чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя? (дети приближают ладонь ко рту и произносят звук). Попробуем спеть звук Т. (он не поется). Как вы думаете, если он не поется то он какой? Гласный или согласный?

Дети: согласный.

Воспитатель: покажите модуль согласного звука (дети показывают модуль согласного звука). Открыли коробочку с фишками, достаньте фишку такого цвета, к которому относится звук Т (дети достают фишку синего цвета). Ребята, положите фишки обратно в коробочку, давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Тики-так, тики-так, —

Так ходики стучат.

(Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам).

Туки-так, туки-так, —

Так колеса стучат.

(Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг).

Токи-ток, токи-ток, —

Так стучит молоток.

(Изображают кулачками молоточки).

Туки-ток, туки-ток, —

Так стучит каблучок.

(Стучат каблучками).

Садитесь на свои места.

Давайте поиграем в такую игру, открыли коробочку с фишками, достаньте фишку такого цвета, к которому относится звук Т. Какого цвета мы достали фишку? (воспитатель спрашивает каждого ребенка отдельно). Как только вы услышите звук Т, поднимаем фишку в верх.

А, Н, Т , О, Ж, С, Т, Ш, Т .

А теперь я буду называть слова, а вы, когда услышите звук Т, поднимайте фишку.

ТРАКТОР, СЛОН, МЯЧ, ТАБЛЕТКА , ЦИПЛЕНОК, ТЕЛЕВИЗОР.

Ребята, наши гости устали, давайте немножко отдохнем, давайте встанем из-за столов. Подойдите все ко мне.

Гимнастика для глаз.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу. (выполняем 2 раза)

Садимся на свои места, кто всех тише сядет? (дети садятся за столы).

Ребята, посмотрите, что принесли с собой наши гости Тобик и Татошка. (воспитатель показывает картинки).

ТРАКТОР, ТЕЛЕВИЗОР, ТЕТРАДЬ, ТАРЕЛКА.

Давайте теперь покажем нашим друзьям как мы умеем делить слова на слоги. (дети делят слова на слоги и с помощью «выбрасывания» пальцев считают сколько слогов в слове, каждую картинку ставят на полотно на котором каждый ряд обозначается цифрой, т.е. если три слога, то картинку ставят на третий ряд; после того как все картинки выставлены, воспитатель убирает какую-то картинку и спрашивает детей: «Что изменилось? Какую картинку я убрала?» дети отвечают в зависимости от того какой картинки не стало).

Молодцы! Давайте теперь поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Дети, посмотрите, что еще принесли с собой наши гости: Тобик и Татошка. (воспитатель показывает картинку с изображением буквы Т). Ребята, звук Т обозначается буквой Т.

Воспитатель: Как вы думаете, каким цветом мы должны раскрасить эту букву?

Дети: синим.

Воспитатель: Почему?

Дети: потому что звук Т согласный.

Воспитатель: Почему согласный?

Дети: потому что во рту появляются преграды.

Воспитатель: Возьмите коробочки с буквами и найдите там букву Т. Обведите ее пальчиками.

Давайте напишем букву Т в воздухе и посчитаем из скольки элементов она состоит (дети рисуют в воздухе букву и считают элементы).

Посмотрите на картинку и подумайте чем отличаются эти буквы? (воспитатель показывает картинку прописной и строчной буквы)

Дети: одна буква большая, другая маленькая.

Воспитатель: Дети, давайте теперь подружим звук Т с другими звуками. (воспитатель показывает слоги на карточках и вместе с детьми читает)

ТА, ТО, ТИ, ТУ, АТ, ОТ, ИТ, УТ.

А теперь давайте с нашими гостями поиграем в игру «Добавь словечко»

  • На огороде выросла большая ….(тыква)
  • Мою подругу зовут ….(Таня)
  • У коровы маленький ….(теленок)
  • Солнце спряталось за …. (тучу)
  • Я ручкой пишу в ….(тетради)
  1. Итог.

Воспитатель: Как вы думаете Тобику и Татошке понравилось на нашем занятии? С каким звуком мы сегодня играли? Звук Т согласный или гласный? Почему?

Давайте попрощаемся с нашими гостями. (дети прощаются). Гости дарят детям фишки и хвалят их.

Цель: дать понятие о звуке и звуковой культуре слова, развивать фонематический слух, учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный, развивать мелкую моторику.

Оборудование: ширма, три листа бумаги, ножницы, мяч, книга, картинки (индюк, утюг, утка, автобус, осень, облако, петух, кот, дым, лист, шкаф, кирпич).

Ход занятия:

1. Оргмомент. Игра «Послушай и отгадай»

Логопед предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он делает:

    Шелестит бумагой,

    Хлопает в ладоши,

    Режет бумагу,

    Рвет бумагу,

    играет мячом,

    листает книгу

Л: Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?

Д: Мы слышали звуки.

2. Знакомство с понятием звук. «Путешествие в древние времена» .

Л: Давным – давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. В одном племени жила девочка по имени Таффи. Она была очень любознательная, внимательная, умная. Таффи гуляла по лугам и лесам, прислушивалась к разным звукам. По звуку она могла определить животное:

Ч – ч – ч – это стрекочет кузнечик,

Ы – ы – ы – ревет медведь,

И – и – и – ржет лошадь,

Р – р – р – рычит тигр.

Л: Ребята, а как шипит змея? (ш – ш – ш)

Как воет волк? (у – у – у)

Как звенит комар? (з – з – з)

Как жужжит жук? (ж – ж – ж)

Таффи повторяла услышанные звуки, училась соединять их: шшшуууумммм, дддыыыммм. У нее стали получаться слова. Значит из чего состоят слова?

Д: слова состоят из звуков.

Л: чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно.

Л: У Таффи была волшебная палочка. Она играла с ней. Как только палочка касалась предмета, слово протяжно звучало: жжжууукккк. Вот эта палочка (указка). Давайте и мы так поиграем.

Вы молчите, я молчу,

И палочка молчит.

Предмета палочка коснется –

Сразу слово зазвучит.

Логопед выставляет картинки: волк, мак, лиса и т.д. Дети упражняются в протяжном произнесении слов. Логопед спрашивает, какие звуки услышали.

Л: Вместо звука Таффи рисовала палочкой на песке кружочек

Слово жук она написала так:

И мы с вами будем обозначать звуки кружочками.

3. Физминутка.

Перед нами луг широкий,

А над нами лес высокий.

А над нами сосны, ели

Головами зашумели.

Грянул гром (хлопок)

Побежали быстро в дом.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга.

4. Выделение начального гласного и конечного согласного в слове.

Л: У девочки Таффи был друг Дракоша – Звукоедик. Его так звали потому, что он любил проглатывать звуки в словах. Какой звук он потерял в начале слова?

Логопед выставляет поочереди картинки на доску.

ндюк, …тюг, …тка, …втобус, …сень, …блако.

Л: А какой последний звук в словах съел Дракоша?

Пету…, ко…, ды…, лис…, шка…, кирпи….

5.Закрепление понятия звук. Игра «Узнай слово».

Л: Из чего состоят слова?

Д: Слова состоят из звуков.

Л: Таффи соединяла звуки в слова и произносила их протяжно. Попробуйте узнать, какие слова у нее получились?

Сссоооккк

Ннноооссс

Л: какие звуки мы услышали в этих словах?

6. Итог занятия.

Л: Произнося слово протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.

Программное содержание:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»

(подготовительная группа)

Программное содержание: уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, внимания, фонематического слуха и фонематического восприятия; вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Ход НОД:

  1. Организационный момент

В.: Дети, сегодня мы познакомимся со Слышем и Буковкой.

2 . Основная часть

Знакомство со звуком А.

В.: Дети, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком А и буквой А.

Для начала, внимательно послушайте меня. Я сейчас назову слова, а вы должны будете догадаться, какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов.

Слова: август, аист, адрес, астры, альбом.

В.: Какой звук вы слышали в начале слов? Правильно, это звук А!

Злата, покажи, как девочка укачивает куклу: А – А – А

Так, а когда врач нам смотрит горлышко, какой звук он просит произнести? Дима: А – А – А.

Уточнение артикуляции.

В.: А теперь возьмем в руки зеркала. Посмотрите, как я произнесу звук А.

Губки в спокойном состоянии;

Ротик открыт широко;

Язычок спокойно лежит во рту;

Горлышко «работает».

В.: Произнесите звук А. У всех работает горлышко? Положите руку на горлышко, следите за тем, чтобы оно работало!

В.: Так, молодцы! Отложите зеркала на край стола.

В.: Звук А – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды.

Упражнения в произнесении звука А.

Игра «Длинный – короткий»

В.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длину полоску, то вам нужно долго пропеть звук А, а если покажу короткую – коротко.

Игра «Эхо»

В.: Ребята, а вы когда-нибудь слышали про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо всегда в точности повторяет то, что слышит. Давайте с вами поиграем в одну игру. Где каждый из вас по очереди будет эхо. Я буду говорить громко, а эхо будет повторять тихо. Всем понятно? Начнем!

Аист, Аня, Алик, Апельсин, Арбуз…

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

В.: Так, дети, вам нужно будет поймать звук А. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.

Среди звуков, среди слогов, среди слов

Физкультминутка

Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)

Работа с демонстрируемым материалом

Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика и девочки. Мальчика зовут Коля, девочку зовут Варя.

В.: Ребята, давайте картинки, в которых звук А стоит в начале слова, подарим Мальчику Коле, а в которых звук А стоит в середине слова, подарим девочке Варе.

Знакомство с буквой А.

В.: Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук А на письме обозначается буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)

В.: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные - сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

В.: Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

Подведение итога НОД.

В.: Какой звук был сегодня на занятии? А какая буква? Как звали мальчика и девочку? Доскажи словечко до конца: ос…а, кос…а, лис…а, лун…а, ложк…а.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №63 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область: речевое развитие

Тема: мир= звуков

по обучению грамоте

в подготовительной группе

Воспитатель: Вилкова Гульнара Амировна

Уфа – 2017

Тема: Формирование представления о звуках: гласных и согласных

«В мире звуков»

Интеграция: познавательное развитие

Цель:

Закрепление знаний детей о гласных звуках А, О, У, И, Э, Ы и согласных звуков, формирование умения различать гласны от согласных звуков.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умениедетей определять позиции звука в слове (в начале, середине, в конце).

Проводить слоговой, звуковой анализ слова.

Развивающие:

Совершенствовать фонематический слух, продолжать развивать слуховое внимание.

Фиксировать зрительное внимание на звуковые свойства предметов.

Формировать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитание активности, инициативы.

Продолжать формировать навыки самоконтроля.

Средства:

Символы гласных и согласных звуков; пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека; звуковые кассы и подручные материалы, ИКТ.

Ход занятия:

    Орг. момент

Психогимнастика. Перед детьми демонстрируются пиктограммы, изображающиеся разные эмоции. Предложить детям попытаться повторить, изобразить и эмоционально разрядить обстановку, и настроить к занатию.

    Сообщение темы занятия

Сегодня мы будем слушать, узнавать и знакомиться со звуками.

    Развитие слухового внимания.

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки (игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумаги, постукивание молотком). Отгадывание детьми источников звука, исходящих из ширмы. Значит, звук – это то, что звучит. Мы с вами говорим, произносим звуки, а животные – издают звуки. А, сейчас я проверю, кто внимательно слушал: мы с вами произносим буквы или звуки? Звук – звучит, а буква – молчит. Буква – это обозначение звука.

    Дифференциация гласных звуков от согласных.

Жили-были гласные звуки и согласные. Какие гласные звуки вы знаете? (а, о, у, и, ы, э) В каком замке они живут? (В красном замке) Каким квадратиком вы их обозначаете? (Красным) Почему их называют гласными звуками? (Их можно тянуть, петь) А какие звуки называются согласными? (Которые не поются, не тянутся) Например, какие согласные звуки вы знаете? Согласные звуки какими бывают? (Твердыми и мягкими; звонкими и глухими) Как отличить звонкий звук от глухого? (Приложить руку к горлышку и горлышко задрожит) В каком замке живет согласный твердый звук? (В синем) И каким квадратиком обозначаем? (Синим) В каком замке живет согласный мягкий звук? (В зеленом) И каким квадратиком обозначаем согласный мягкий звук? (Зеленым)

    Физ.минутка «Аист»

    Выделение звука А, У, Э на слух. Игра «Поймай звук в слове»

И – ромашка, игра, сумка, машина

А – автобус, икра, мак, услышав заданный звук, дети хлопают в ладоши.

У – рука, стол, стул, утка.

    Игра «один-много».

Я буду говорить про один предмет, а вы про много: уж - ужи, оса - осы, игра -игры, апельсин – апельсины, этаж – этажи.

    Определение звука в начале, середине и в конце. Игра «Где звук?»

Звук О: оса, коза, облако.

Звук И: ива, йогурт, ирис.

Звук А: арбуз, рак, груша.

    Определение количество слогов и их последовательности, значение слогообразующей функции гласного звука.

Если я назову часть слово, поймете ли вы, что я хотела сказать: (Лимон) «Мон»?! Если только вторую часть слово: «Ли». Если соединить две части то, какое слово получится? «Лимон» Какой первый слог? Какой второй слог? Следующий слог «Ка», первая часть слово «Гор» (Горка). Можно ли переставлять слоги в словах? Слоги в слове, как кирпичики в стене – нет одного, и стена нарушена. Как же узнать, сколько слогов в слове? Можно отхлопать, определить шагом, прыжками, опусканием подбородка. А, еще помогут определить нам количество слогов в слове гласные звуки. Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

    Пальчиковая гимнастика «Мышонок».

    Слого-буквенный анализ слов – слово «Чаша».