Красный мост. Мостики холода в железобетонных конструкциях Что нужно учесть при строительстве небольшого причала для катера или лодки


Годы постройки: 1808-1814
Мост находится на пересечении реки Мойки с Гороховой улицей.
Длина моста 42 м, ширина - 16,8 м. Название мост получил по цвету окраски, существующей с 1808 г. (до этого назывался Белый, мост был выкрашен в белый цвет, оттого получил своё первое название.),в 1808 году он был перекрашен в красный цвет, приобрёл соответствующее название - Красный мост, существующее по сей день.

Первый деревянный мост на этом месте был зафиксирован на плане Петербурга 1717 г.
В 1737 г. его перестроили. Это был деревянный мост со средним разводным пролетом, имевшим в пролетном строении узкую щель (около 70 см) для пропуска мачтовых судов. Она закрывалась съемными щитами. Авторство конструкции принадлежало Герману ван Болесу. Конструкция не получила широкого распространения.

В конце XVIII века мост был перестроен на трехпролетный постоянный.

В начале XIX века в одном из домов у Красного моста регулярно проводились общественные балы, весьма популярные у петербургской публики.

В 1814 г. по проекту инженера В.И.Гесте мост заменен однопролетным, чугунным, арочным. Пролетное строение его состояло из чугунных коробок по типу Народного, Певческого и им подобных мостов.

В период с 1924 по 1950 гг. наблюдалась прогрессирующая деформация опор моста и его пролетного строения, в результате чего раскрывались швы в стыках коробок, разрывались соединяющие их болты, в вертикальных ребрах коробок и их днищах появились около сорока глубоких трещин. Специальной комиссией, обследовавшей мост, состояние его было признано аварийным. Инженер В.В.Блажевич разработал проект, по которому в 1953-1954 гг. мост реконструировали. Новые сварные арки сменили старый чугунный свод. Внешний вид сохранили.

Восстановили гранитные обелиски с бронзовыми позолоченными шарами и четырехгранными фонарями на металлических кронштейнах. Сохранены старинные перила, ограждающие тротуары от проезжей части. Фасады, сохранив традицию, выкрасили в красный цвет.

В качестве перильных ограждений служит литая чугунная решетка, однотипная с решеткой набережной реки Мойки.
___


Дом Х. Я. Таля

Начало XIX в. - дом Х. Я. Таля (не сохран.)

Наб. реки Мойки, 56,/Гороховая ул., 17

1810 г. - Английское собрание
1822 г. - Третье отделение Собственной Е. И. В. канцелярии
1830-е гг. - перепланировка участка, новые постройки
1840-е гг. - Корпус жандармов и Главная императорская контора

В начале XIX в. участок приобрел купец Хриcтофор Таль. В глубине участка стояло одноэтажное здание в 14 окон, два выступа которого соединялись железной оградой с венками.

В 1810 г. сюда из соседнего дома N19 переехало Английское собрание - фешенебельный аристократический клуб Петербурга. В списке клуба в то время были баснописец И. А. Крылов, архитектор В. П. Стасов, поэт В. А. Жуковский.
В 1822 г. Английский клуб переехал в Демидов пер. (сегодня пер. Гривцова), после чего в доме Таля разместилось Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое было создано в 1826 г. Николаем I. Главой Третьего отделения был назначен граф А. Х. Бенкендорф. После утверждения в 1826 г. нового цензурного устава цензура фактически оказалась в ведении Третьего отделения.
В 1830-е гг. наследники Таля разделили огромное владение отца и, произведя перепланировку участка, возвели новые постройки.
К 1840-м гг. Третье отделение переехало на Фонтанку. В доме Таля остался Корпус жандармов и Главная императорская контора.

Газета «Санкт-Петербургские ведомости» от 22 февраля 1803 г. писала:
«Пьер Гюге и Гатовский честь имеют известить почтенную публику, что они каждый четверг и субботу, доколе публичные увеселения будут позволительны, давать будут в доме г-на надворного советника Кусовникова, в коем напред сего было музыкальное собрание, состоящем у Красного моста, публичные балы. За вход в оные платит каждой кавалер 1 р. 50 к. и имеет право привести с собою столько дам, сколько за благо рассудит» (*).

(*) Балы прекращались на весь период великого поста, а бесплатный вход для женщин был вызван тем, что в Петербурге того периода преобладало мужское население. Дом Кусовникова, где проходили балы, находился на участке нынешнего дома 56 по набережной Мойки.


Красный мост через Мойку.Неизвестный художник. 1814-1817 годы.

Показан вид из окон дома купца Х. Таля (угол Гороховой ул., 17 и наб. р. Мойки, 56) на только что построенный Красный мост. Угловой дом справа (наб. р. Мойки, 56) принадлежал статскому советнику Северину. За ним - перспектива набережной Мойки в сторону Невского проспекта. Слева картины виден угол дома купца Меншикова (наб. р. Мойки, 73). По другую сторону Гороховой улицы расположены три дома Северина (№71, 69 и 67), дом графа Завадовского.

Очередная реставрация Красного моста проходила в 1989 году. Красный мост является единственным мостом, из построенных по типовому проекту В. И. Гесте, сохранившим к настоящему времени свой первоначальный облик. Красный мост является историко-архитектурным памятником федерального значения. По нему проходит граница между Центральным и Адмиралтейским районами Санкт-Петербурга.

*****
Гороховая улица


Гороховая улица

Гороховая улица появилась в Санкт-Петербурге в 1720-х годах. По решению Комиссии о Санкт-Петербургском строении между Большой и Вознесенской першпективами проложили ещё одну длинную дорогу. Тогда её стали называть Средней першпективой, а в 1750-х - Адмиралтейской.

В 1756 году на этой улице в своём доме открывает торговую лавку купец Горохов. Человек этот приехал в молодости в Россию из Германии, на службу к Петру I. Его первая фамилия - Гаррах. Однако вскоре его российские коллеги переделали его фамилию на более "русский" манер, в Горох.
А когда разбогатевший Гаррах решил открыть свою лавку, он приобрёл официальную фамилию - Горохов. Дело купца стало процветать, улицу часто неофициально стали называть по имени владельца известного тогда торгового заведения. В народе прозвали Адмиралтейскую першпективу Гороховой. С 1799 года стали выходить карты города, где упоминалось оба названия, официальное и неофициальное.

В 1801 году по проекту Д. Кваренги построен дом №2. В 1828-1829 годах на Гороховой улице жил Н. В Гоголь.

В 1849 году улицу официально назвали Гороховой. С 1914 по 1916 года на Гороховой улице проживает Григорий Распутин.

С 1918 года улицу стали называть Комиссарской. Это название улица приобрела благодаря расположившемуся в доме №2 Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК), которой руководил Ф. Э. Дзержинский. С 1927 года улицу переименовывают в Дзержинскую.

С 1991 года Гороховой улице возвращено историческое название

***

Санкт-Петербург и пригороды































Гороховая улица пересекает три крупнейшие (если не считать Неву) водные артерии Санкт-Петербурга – реку Мойку, канал Грибоедова и реку Фонтанку. Мосты через них, расположенные на улице, интересны и своей историей, и как памятники архитектуры.

Если прогуливаться по Гороховой от Александровского сада, то первым встречается Красный мост через Мойку – один из четырех «цветных» мостов, перекинутых через эту реку. Кроме Красного, есть еще Зеленый, Синий и Желтый (Певческий) мосты.

История моста

Первые переправы через Мойку строились деревянными, как, впрочем, и через другие реки и каналы города. В первой четверти XVIII века Красный мост был разводной, перестроенный в 1837 году по проекту голландского архитектора Хармана ван Болоса, он имел довольно оригинальную конструкцию. Особенность ее состояла в том, что мост не разводился и не поднимался, а широкий проем в середине, оставленный для прохода мачтовых судов, перекрывали деревянными щитами.

До конца XVIII века мост красили белой краской и назывался он Белым. Но потом переправа поменяла цвет и, соответственно, название.

В начале XIX века мосты на Мойке были перестроены по типовому проекту Вильяма Гесте, и Красный мост – единственный, сохранивший свой внешний вид с того времени. После перестройки мост стал однопролетным и чугунным. Большинство деталей его конструкции изготовлены на уральских заводах Николая Никитовича Демидова. Длина Красного моста составляет 42 метра, а ширина - 16,8 метра.

До настоящего времени сохранились и гранитные обелиски, украшенные позолоченными шарами и кронштейнами для фонарей, и чугунная решетка, рисунок которой повторяет ограждение набережной.

К середине XX века конструкция моста изрядно износилась, на стенках чугунных тюбингов появились трещины, и в 1954 году были проведены работы по его реставрации. Все чугунные детали заменили стальными, но внешний вид оставили неизменным, и даже восстановили некоторые утраченные элементы декора и гранитные обелиски с фонарями и бронзовыми шарами.

Красный мост, выстроенный через реку Мойку, расположен по Гороховой улице Санкт-Петербурга и имеет статус историко-архитектурного памятника федерального значения. Если идти с моста по этой Гороховой улице к центру города, то можно выйти прямо к Адмиралтейству и Александровскому саду. В обратном же направлении, пересекаяКаменный мост на канале Грибоедова, дорога выводит на Садовую улицу рядом с Сенной площадью.

Красный мост появился на Мойке в 1717 году, и первоначально представлял собой деревянную разводную конструкцию, именуемую в то время Белой, по цвету своей окраски. В 1737 году мост был перестроен. В ходе этой реконструкции в пролетном строении моста была сделана узкая, всего около 70 см, щель, которая закрывалась съемными щитами и предназначалась для пропуска мачтовых судов. Автором проекта столь оригинальной конструкции моста стал инженер Герман ван Болес.

В 1778 году мост из Белого был переименован в Красный, так как приобрел красный оттенок своей расцветки. В конце 18 века Красный мост вновь подвергся реконструкции, и был переделан на трехпролетный. В 1808-1814 годах деревянный Красный мост превратился в чугунный, однопролетный и арочный, созданный по проекту инженера В. И. Гесте. Пролетное строение нового моста было выполнено из чугунных коробок, похожих на те, что были использованы при строительстве Зеленого, Певческого и других однотипных мостов Мойки. Металлические конструкции для нового Красного моста изготовили уральские заводы Н. Н. Демидова.

В период с 1953 по 1954 года, по проекту инженера В. В. Блажевича, чугунные конструкции сооружения были заменены стальными, арочными. Пролетное строение моста составили двухшарнирные сварные арки, связанные между собой продольных связей и поперечных балок. Общая длина моста достигла 42 метров, а его ширина – 16,8 метра.


К слову сказать, Красный мост, единственный из четырех однотипных мостов Мойки, сохранился до наших дней в первоначальном своем виде. Действительно, внешний вид Красного моста, что не мало важно для истории города, не был изменен. Более того, были восстановлены гранитные обелиски, имеющие бронзовые позолоченные шары и четырехгранные фонари, подвешенные на металлических кронштейнах. Перильная решетка моста, вылитая из чугуна, перекликается своим рисунком с узором решетки набережной реки Мойки. Старинные перила моста, ограждающие проезжую часть от тротуар,также остались не тронутыми реконструкцией. Следуя традиции, фасады были выкрашены, как и ранее, в красный цвет. Следует отметить, что довольно простое и в то же время изысканное архитектурное решение конструкции моста, который отличается удачной композицией и хорошими пропорциями, позволило ему органично влиться в общий фон набережной.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

Северная Пальмира по праву является бриллиантом чистой воды в короне России. Круглый год привлекает она сотни тысяч туристов. У большинства приезжих отдельным пунктиком программы вынесено посещение мостовых конструкций. Но в итоге увидеть их удается лишь малую толику. Ведь в основном привлекают разводные мосты, а остальные осматриваются только вскользь, из окон общественного или экскурсионного транспорта. Одна из таких конструкций в Санкт-Петербурге - Красный мост.

Цветные мосты

У каждого своя история. Есть она и у тех, что перекинуты через Мойку. Изначально они практически не отличались друг от друга, поэтому решено было их окрасить в разные цвета и окрестить наименованием в соответствии с колором:

  • Зеленый.
  • Красный (он же Белый).
  • Синий.
  • Желтый (ныне Храповицкий).

Это не все цветные мосты Петербурга. Имелся еще и Черный, но он был перекинут через Смоленку, и впоследствии его разобрали.

Местонахождение Красного моста в Санкт-Петербурге

Мост перекинут через Мойку как раз по границе двух районов: Адмиралтейского и Центрального. Он является частью Гороховой улицы, соединяющей Казанский и Второй Адмиралтейский остров.

Для того чтобы увидеть мост, следует добраться до станции метро «Адмиралтейская», остановок «Большая Морская улица» или «Казанская улица», если предполагается отправление наземным общественным транспортом. После чего пройтись пешком до набережной Мойки.

История создания

Существование моста по некоторым источникам зафиксировано уже на начало 18-го века. В 37-м году того же периода появилась необходимость его перестройки. Новая конструкция была создана со специально устроенной щелью посередине для прохода судов, закрывавшейся щитами в остальное время. В конце века его ожидала очередная перестройка. При этом уже не предусматривалось прохождения крупных судов, а пролетов было три. До 1778 года он именовался Белым.

В начале 19-го века для этого моста был разработан проект инженером В. И. Гесте. Он снова стал однопролетным, но на этот раз дерево заменил чугун. Арочная конструкция не имела шарнирного механизма, не предусматривала разведения.

Чугунные элементы изготавливались на заводах Н. Н. Демидова - крупного уральского промышленника. Решетка-ограждение повторяет рисунок ограды набережной. Более простая решетка установлена для выделения тротуара. изготавливались из крупного бута. По верху облицовывались гранитом. На самом мосту установлены обелиски из гранита, к которым подвешивались фонари освещения.

Некоторые чугунные элементы были заменены на стальные в 1954 году. При этом соответствие проекту по внешнему виду сохранилось. В 1998 году произошла последняя реставрация в истории моста. На него вернулось чугунное ограждение. Кроме того, освещение было переделано в соответствии с требованиями того времени.

На сегодняшний день это единственный мост такого проекта, который сохранил не только целостность первоначальной конструкции, но и внешний вид, существующий с 1814 года.

Характеристики

На сегодняшний день Красный мост в Санкт-Петербурге представляет собой конструкцию в один пролет в виде длиной 42 метра и шириной 16,8 метра. На нем предусмотрено пешеходное и автомобильное движение. Последнее имеет три полосы, одна из которых предназначена исключительно для общественного транспорта.

Пересекая Мойку в сторону Адмиралтейского района, можно попасть к торговому центру «У Красного моста». В Санкт-Петербурге это здание носит и другое название - Торговый дом «С. Эсдерс и К. Схейфальс». Его отличительной чертой является наличие башни с кадуцеем, подсвечивающейся в ночное время. Эта постройка 1906 года тоже является визиткой Красного моста Санкт-Петербурга.

Красный мост соединяет между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку. По мосту проходит граница между Адмиралтейским и Центральным районами Санкт-Петербурга. Это один из старейших мостов Северной столицы.

Красный - однопролетный металлический мост длиной 33,6 метров и шириной 16,6 метров.

Пролетное строение состоит из семи двухшарнирных сварных арок, связанных между собой системой поперечных балок и продольных связей. Фасады пролетного строения закрыты декоративными металлическими листами. На въездах установлены гранитные обелиски с четырехгранными фонарями на металлических кронштейнах и позолоченными шарами. Перила — литая чугунная решетка по типу ограждения реки Мойки. Проезжую часть от тротуаров отделяют чугунные ограждения.

История моста

Впервые в 1717 году здесь был построен деревянный подъемный мост для пропуска небольших судов с мачтами. До 1808 года мост именовался Белым, а затем, поменяв окраску, стал называться Красным.

В конце XVIII века мост был перестроен в трехпролетный деревянный с ликвидацией подъемной части.

В 1808-1814 годах по проекту инженера и архитектора В.И. Гесте, впервые применившего в российском мостостроении чугунные несущие конструкции из отдельных чугунных секций-«ящиков», соединенных между собой болтами, деревянный Красный мост был перестроен в однопролетный, чугунный, арочный. Пролетное строение выполнено по типу Народного, Певческого, Ново-Московского, Поцелуева, Александровского (разобран). Чугунные конструкции моста изготавливались на Уральских заводах Н.Н. Демидова. Устои массивные, каменные, на свайном основании, облицованы гранитом.

На мосту установлены чугунные решетки, повторяющие рисунок ограждения набережной Мойки. На въездах моста установлены гранитные конусообразные обелиски с позолоченными шарами и четырехгранными фонарями. Проезжая часть моста отделена от тротуара простой металлической оградой с гранитными тумбами.

За период эксплуатации с 1929 по 1950 год наблюдались прогрессирующие деформации (раскрытие швов, разрыв болтов, трещины в ребрах и днищах чугунных коробок) опор и пролетного строения. В результате обследования состояние моста было признано аварийным.

В 1953 году мост был реконструирован, чугунные пролетные строения заменены на свайные металлические двухшарнирные арки, которые связаны между собой продольными и поперечными связями. Фасады пролетного строения закрыты декоративными металлическими листами. Сохранен рисунок перильного ограждения реки Мойки, на въездах моста восстановлены гранитные обелиски с четырехгранными фонарями и позолоченными шарами, а также внутреннее ограждение.

В 1998 году была проведена очередная реставрация Красного моста. Произведен ремонт фонарей, воссозданы чугунное и гранитное ограждения. В 2011 году обновили покраску.

Дополнительная информация

Интересна история «цветных мостов» через Мойку — изначально их было четыре: Желтый (ныне Певческий), Зеленый (ранее Полицейский и Народный), Красный (изначально Белый) и Синий. Однотипные мосты располагались близко друг к другу, и жители их часто путали. Такое неудобство было решено устранить при помощи цвета.

Из трех однотипных чугунных мостов через Мойку, построенных в начале XIX века по проекту В.И. Гесте, только Красный мост сохранил свой внешний исторический облик до нашего времени.

Переправа имеет статус памятника федерального значения и находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры .