Кремация тела православная. Церковь и кремация: можно ли верующему человеку сжигать тело после смерти

Вопрос «как кремируют человека» всегда волновал людей. И это не случайно: интерес к смерти заложен в нашей природе, а огонь завораживал человека с древних времен. В этой статье мы подробно расскажем, как происходит кремация человека.

Важно понимать, что кремация это только первый этап погребения. В зависимости от воли умершего/родственников после кремации урну с прахом закладывают в нишу колумбария, захоранивают в могилу или поступают иным образом (например, развеивают прах).

При кремации, как и при захоронении в землю идет процесс перехода органических тканей в неорганические химические соединения, из которых состоит почва. Кремация есть в сущности то же погребение, поскольку тело переходит в землю. Разница лишь одна: минерализация тела и включение его в состав почвы занимает до 20 лет, а кремирование человека сокращает этот срок до полутора часов.

Жители России все чаще предпочитают кремацию привычному способу захоронения. Доля кремации в целом по России невысока – 10%, но в больших городах она составляет 30-40%, а в Москве и Петербурге приблизилась к 70%. Это происходит в силу многих причин, основные среди которых – нехватка мест на кладбищах, простота процесса и низкая стоимость.

Как кремировали людей в прошлом. История кремации.

История кремации уходит корнями в глубокую древность. Люди давно поняли, что прах безопасен для здоровья, и многие религии, такие, например, как буддизм и индуизм включили кремацию в свои обряды. В Индии, Японии, Индонезии и многих других странах как кремировали людей в прошлом – на костре под открытым небом – так делают и поныне.

Наряду с самым древним видом погребения – трупоположением – кремация практиковалось уже в палеолите, а в эпоху бронзы и железном веке жители древних цивилизаций стали кремировать повсеместно. Сожжение стало доминирующим обрядом погребения в античной Греции, откуда традиция перешла в Древний Рим, где придумали хранить прах в специально отведенных для этого местах - колумбариях, куда можно прийти и почтить память своих предков.

Печи для сжигания тел людей стали использоваться в Европе в конце 18 века в связи с ростом городов и нехваткой мест на кладбищах. Постепенно кремация стала распространяться в странах Европы, в США и других странах.

Как кремируют человека в крематории в наши дни.

Кремирование человека происходит в крематориях – сложных инженерных конструкциях, предназначенных для 100%-ого сгорания умерших вместе с гробом при сверхвысокой температуре.

Комплекс крематория состоит из нескольких промышленных печей, способных генерировать температуру 900-1100°C, которая и обеспечивает полный распад тела и превращение его в пепел. Кремирование занимает от полутора до двух часов, а после кремации человека остается прах объёмом 2-2,5 литра.

Гроб с телом доставляется в крематорий и ставится на катафалк в зале для церемонии прощания. По окончании ритуала гроб перекладывается на транспортёр и перемещается в транзитное помещение, откуда через определенное время он поступает в кремационную печь. Представляя, как кремируют людей в крематории, мы, особенно в юном возрасте, думаем, что тело отправляется в огонь немедленно после того как гроб исчезает за шторами зала прощания. Но это не всегда так: такая технология предусмотрена далеко не в каждом крематории.

После кремации прах помещается в металлическую капсулу и запаивается. Чаще всего родные покойного хотят получить прах в урне. Похоронные урны существуют в различном дизайне, и их выбирают по вкусу: покупают в крематории или ритуальном магазине, а затем передают сотрудникам крематория, которые перекладывают прах из капсулы в урну.

Забирает урну родственник, ответственный за её получение, после чего наступает заключительный этап погребения.

После кремации урна с прахом хранится в крематории до востребования её родственниками. Срок хранения различается в разных регионах, но чаще всего это 1 год. Если прах не востребован, урна будет захоронена в общей могиле при крематории.

Кремирование человека: Как кремируют людей.

Наиболее распространена кремационная печь из двух камер. В первой происходит сжигание гроба с телом в струях раскаленного воздуха, а во второй, камере дожига, 100%-ное сгорание органических тканей и улавливание примесей. Важный элемент оборудования крематория – кремулятор, в котором сгоревшие останки измельчаются до состояния праха, и из них с помощью магнита извлекаются металлические предметы.

Чаще всего печи работают на газе, так как он экономичен и быстрее устанавливает нужную температуру в камере.

Чтобы исключить смешивание праха после сгорания, каждое тело регистрируют, присваивают ему идентификатор, а на гроб кладётся металлическая пластина с номером. После кремации пластина с номером оказывается внутри останков, что позволяет идентифицировать прах.

Что делать после кремации?

После кремации, когда получена урна с прахом, поступают одним из следующих способов:

  • Захоронить урну в могилу. Это может быть как новый участок, купленный на аукционе, так и родственная могила;
  • Поместить урну в нишу открытого или закрытого колумбария;
  • Можно распорядиться прахом по воле умершего, например, развеять его. Законодательство РФ не определяет специальные места для этого, поэтому выбор зависит только от вас.

Плюсы кремации в сравнении с традиционным захоронением в землю:

  • захоронить урну можно когда угодно; не надо спешить с решением;
  • не нужно дожидаться окончания санитарного срока после последнего захоронения в родственной могиле (для Москвы 15 лет).

Кремация – сожжение тела усопшего в специальной печи в крематории. Это сложный технологический процесс, в котором много тонкостей и нюансов. Что бы понять, нужна ли она, необходимо разобраться в технологии, учесть все плюсы и минусы.

Итак, давайте разберемся.

Технология кремации

Для того чтобы кремировать умершего, перво-наперво необходим крематорий. В крематории установлена простая с виду кирпичная печь обитая железом. На первый взгляд, кажется, что ничего сложного в ее конструкции нет, но это не так.

Кремационная печь – высокотехнологичное устройство, наполненное электроникой, управляемой компьютером.

Компьютер управляет всеми процессами в печи – температурой, она должна быть в пределах от 860-1100 градусов Цельсия, отводом жидкостей и испарений, подачей газа и воздуха в камеру сжигания, завихрением пламени, дополнительной горелкой, которая дожигает тело до конца.

Кремация по времени, занимает до нескольких часов. Процесс кремации происходит до полного превращения тела усопшего в пепел.

В зависимости от возраста, веса, и болезни умершего, время сжигания меняется. Так, на человека, чей вес от 90 килограмм времени уходит меньше чем на того, который весит 50.

Долго кремируются люди, которые болели раком – раковые опухоли, горят очень плохо.

Кремация людей болевших туберкулезом, тоже занимает продолжительное время – кальцинированные легкие, мешают быстро сжечь тело.

Ни в коем случае нельзя ускорять процесс за счет увеличения температуры или иными способами. Сжигание должно быть естественным.

Кремация обычно происходит в гробу, который должен быть изготовлен из натуральной древесины.

После сжигания, зольники вынимаются, пепел охлаждается и собирается. Затем пепел выкладывают в традиционную урну или шкатулку, и он отдается родственникам усопшего.

Теперь у них есть время, подумать, где и как похоронить усопшего, подготовится к похоронам.

В каких случаях проводится кремация.

Кремация проводится в следующих случаях:

Когда на предполагаемом для похорон кладбище, отсутствует свободное место.
Когда особенности местности не позволяют хоронить традиционно. Простой пример, город Норильск в России. Из-за особенностей почвы, гробы «выдавливает» из земли на поверхность.
Когда люди долго не могут решить, где похоронить тело.
Когда кладбища закрыты для новых захоронений. Испытывается нехватка свободных мест на кладбище.
Также кремируют на основании убеждений покойного. Многие люди еще при жизни просят родственников, чтобы их кремировали. Ими непереносима сама мысль, быть погребенными в гробу под слоем земли.
Что делать с прахом
Усопший кремирован, и встает вопрос: что делать с прахом?

Урну с прахом, можно похоронить на кладбище, при этом оформить место на любом кладбище будет проще.

Во многих городах СНГ, существуют колумбарии – специальные места для захоронения именно урн с прахом. Они бывают как открытые – под небом, так и закрытые – под крышей. Колумбарий, находящийся в помещении, удобен возможностью посещения в любую погоду. Стоит отметить, что стоимость ниши в колумбарии и мемориальной плиты, закрывающей нишу, обходится гораздо дешевле, чем могила с памятником.

Что говорят религии о кремации.

Буддизм, индуизм, джайнизм, синтоизм, ответвления древнего и современного язычества – все они относятся к религиям, которые кремацию разрешают.

Свидетели Иеговы – не против кремации.

Католические и православные священнослужители относятся к сжиганию неоднозначно. Они настоятельно советуют хоронить человека традиционно, в гробу, и захоронение должно быть ниже уровня земли.

Но, даже не смотря на такое категорическое утверждение, церкви понимают, что в современном густонаселенном городе, бывает физически негде, похоронить усопшего.

Цитата из Википедии:

В настоящее время основные христианские конфессии допускают кремацию, основываясь, в частности, на словах раннехристианского церковного писателя Марка Минуция Феликса: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». В то же время православные и католические священнослужители советуют при возможности выбора способа погребения хоронить тело в гробу, так как это «более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких».
Архиерейский собор РПЦ не признал кремацию нормой погребения, однако церковь не лишит поминовения христиан, «по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции», говорится в проекте документа «О христианском погребении усопших». Священный синод в мае 2015 года в специальном меморандуме «О христианском погребении усопших» рекомендовал священникам относиться к кремации как к нежелательному явлению, однако проявлять к таким фактам снисхождение.

Итог

Итак, кремация позволительна христианам и невозможна для мусульман.

Как провести кремацию в Алматы
Если Вы, по каким либо соображениям решились на кремацию, будьте готовы к тому, что в Казахстане, нет своего крематория. Кремировать придется в Новосибирске, а это будет не дешево. Но впоследствии вы сможете сэкономить на погребении.

Подготовка тела

Тело, обязательно должно быть забальзамировано. Процесс подробно описан в

Оформление груза 200

Для того, чтобы провести тело до крематория, будут необходимы принадлежности:

Гроб, в котором будет кремирован усопший.
Цинковый ящик. Только в нем допускается транспортировка усопшего за границу.
Катафалк, самолет или поезд, для доставки груза-200 до крематория.
Сбор и оформление документов

Для пересечения границы между Казахстаном и Россией, а также для проведения самой кремации, потребуются следующие документы:

  • Гербовое свидетельство о смерти
  • Справки с СЭС
  • Справка о бальзамировании
  • Справка об отсутствии посторонних вложений

Все это входит в наш список ритуальных услуг. Ритуальное агентство в Алматы “Вечная Память” бесплатно проконсультирует Вас в любое время суток. Мы поможем Вам оформить все необходимые для кремации и транспортировки документы.

В современном густонаселенном мире люди все чаще задумываются над тем, чтобы предать свое тело не земле, а огню. Как церковь относится к кремации и насколько разумно выбирать такой способ захоронения, мы расскажем в этой статье.

Немало людей вне зависимости от вероисповедания сегодня все чаще выбирают кремацию. Это и неудивительно, ведь такой тип захоронения имеет свои преимущества:

  • Рациональное использование земельных ресурсов в связи с небольшими размерами урны.
  • Экологичность и эстетичность.
  • Небольшие расходы на похороны.
  • Более доступная и легкая транспортировка.

Различные религии по-разному относятся к кремированию. Многие из них, такие как иудаизм и мусульманство, считают, что тело и душа едины, поэтому, уничтожая тело, мы уничтожаем и душу. Другие, к примеру, индуизм и буддизм, напротив, уверены, что при сжигании душа быстрее покидает тело, в котором заперта. Католическая церковь долгие годы запрещала кремировать покойных, однако уже с 1960-х годов этот запрет был снят. А вот отношение православной церкви к кремации до сих пор остается крайне негативным. Несмотря на то, что батюшки соглашаются отпевать тела кремированных покойных, они уверены в том, что это языческий обряд, который вредит душе умершего.

Вы можете спросить: если это всего лишь вопрос времени, когда тело полностью разложится, то какая разница, какой способ захоронения был выбран: погребение в земле или кремация? Церковь и на это находит ответ. Дело в том, что важным остается факт отношения к телу. Если восточные религии, которые являются родоначальниками этой традиции, относятся к телу как к темнице души, то для христиан тело является священным храмом. И не во власти человека решать, что с ним будет даже после смерти. Священники утверждают, что, соглашаясь на кремацию, люди оскорбляются самого Господа, того, кто дал нам это тело и вселил в него жизнь.

Однако, несмотря на то, что отношение церкви к кремации в целом отрицательное, найдется немало представителей православной веры, которые допускают сжигание тела при определенных условиях. Такими условиями могут быть отсутствие средств для покупки места на кладбище, а в последствии обустройства могилы, приобретения памятника и ограды. Исключение также составляет случай, когда близкий человек хочет быть захоронен вместе со своим родным, однако по санитарным нормам это сделать не представляется возможным. Дело в том, что подзахоронить тело к покойному отцу, бабушке, мужу или жене можно только тогда, когда со дня смерти прошло достаточно времени. С урной все гораздо проще. Однако люди должны понимать, что для души человека неважно, похоронен он в одной могиле с близким или нет. Если это были по-настоящему искренние отношения, если этих людей связывали сильные чувства и не менее сильная вера, то после смерти их души без проблем найдут дорогу друг к другу, даже если тела похоронены на кладбищах разных стран. Другое дело, если при жизни кто-либо из людей был богоборцем. Тогда и захоронение в одной могиле не будет гарантом того, что после смерти души встретятся. Порой церковь идет на уступки и разрешает проводить кремацию для удобства. Так, женщине в возрасте наверняка будет тяжело и физически, и материально добираться на один конец города на могилу к матери и отцу, на другой - к мужу, а в соседний город - на кладбище, где похоронена сестра. Гораздо проще, когда привести в порядок нужно лишь одно место захоронения.

Нередко в церковь приходят родственники с завещанием умершего, в котором написано о просьбе кремировать тело. В этом случае близкие интересуются, как церковь относится к кремации и можно ли нарушать волю покойного? Священники настаивают на том, чтобы пойти против желания умершего и похоронить человека по всем христианским традициям. В этом случае вы спасаете душу покойного от большого греха. Также не стоит развевать прах над каким-то местом, будь то море или родной дом умершего.

Если вы все же по каким-либо причинам кремировали тело вашего близкого, а сейчас сожалеете о содеянном, помните, что уже ничего нельзя изменить. Несмотря на то, что кремация и православная церковь - понятия несовместимые, батюшки не советуют делать из случившего большую трагедию. Что сделано, то сделано, и слезами вы ничего не измените. Главное - вовремя все понять и раскаяться. Ведь Бог, помещая людей в рай, руководствуется не тем, что стало с телом после смерти, а тем, каким человек был при жизни.

С информацией о похоронных бюро и ритуальных агентах предлагаем ознакомиться в разделе Похоронные бюро нашего справочника

У разных народов и в разных странах существуют различные обряды погребения усопших. Христианское мировоззрение сформировало свои традиции. Однако современные реалии жизни тоже диктуют свои условия. В крупных городах все сложнее найти место на кладбищах, традиционное христианское погребение в землю может стоить очень дорого, и в результате кремирование усопших происходит все чаще.

5 мая 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял документ О христианском погребении усопших» .

Традиции христианского погребения связаны с верой в телесное воскресение умершего и отношение к телу как «храму Божию», а потому для православного христианина важно, чтобы к его телу с почтением относились и после смерти.

"Можно ли кремировать усопших?"

У нас в Петербурге давно работает крематорий. И многих людей, даже и верующих, не погребают в землю, а сжигают. Это гораздо дешевле, а у старых людей часто нет денег на полноценные похороны. Можно ли прибегать к "услугам" крематория? Или это категорически недопустимо? Грех ли, если позволил родственника кремировать? Как в этом грехе каяться? Как молиться за тех, кто подвергся кремации? Можно заказывать за них панихиды? Как быть, если сам родственник завещает себя на кремирование? Как относиться к праху без твоего согласия сожженного человека?

Константин, Санкт-Петербург.

Христианское погребение последует в своей сущности погребению Господню. Да «возвратится прах в землю» (Ек. 12,7) говорится в Библии. В чине отпевания есть слова: «земля еси и в землю отыдеши». Тело человеческое, созданное из «персти», из состава земных элементов, подпав после грехопадения Адама тлению и смерти, - по смерти возвращается в материю и распадается на элементы. В этом присутствует глубокий смысл: созданные буквально из «ничего» Волей и Мыслью Бога, в сложном составе души и тела, объединенных в ипостаси неповторимой личности, мы по смерти утрачиваем посюстороннюю часть себя - тело - до времени, чтобы по воскресении в новом воссоздании обрести его вновь, уже не причастным смерти.

Кремация, ускоренное неестественное или противоестественное уничтожение тела умершего посредством сжигания, конечно, чуждо христианской культуре, христианскому духу. В кремировании как современном погребальном действии, может быть, наиболее выразительно проявляется ужасающий разрыв между секулярной, т.е. отделенной от Церкви цивилизацией – и верой, которая тысячелетия преображала этот падший и жестокий человеческий мир. Когда вера изгоняется на обочину общественных ценностей, - обнажается безобразная и бездушная сущность этих самых «свободных ценностей» как не имеющих основания в Святости Бога. И, наверное, не случайно первый проект крематория появляется во время французской революции, а кремация как промышленное уничтожение человеческих останков развивается в Европе в XIX веке, в эпоху торжества эволюционной теории Дарвина.

Кремация не отвечает христианской нравственности и не может быть включена в перечень Православных обычаев погребения. Но кремация - это лишь один, только, может, более выразительный пример множества иных нехристианских норм общественных отношений (культуры потребления, досуга, индивидуализма), которые мы уже не замечаем в силу их повсеместности.

Видеть в кремации какой-либо мистический духовный смысл или даже прообраз «геенского огня» не следует. Скорее как раз духовного значения - именно воцерковляющей силы христианской обрядности, придающей обыденным вещам небесное измерение, - и лишена кремация. Она пуста, бездушна, равнодушна и безжалостна к человеку, как иные ландшафты современных мегаполисов.

Если есть возможность похоронить умершего близкого, дорогого человека в могиле, в земле, пусть и сопряженная с трудностями и расходами, - лучше приложить все силы это сделать. Если таковой возможности нет, и знаю, что таких случаев множество, - приходится кремировать. Это не грех, а вынужденная мера, обусловленная внешними обстоятельствами, которым мы ничего не можем противопоставить. Если при этом в чем и следует каяться, так в том, что не приложили заблаговременных усилий, чтобы тело близкого человека избежало кремирования.

Усопший христианин, - принявший святое крещение и по смерти сподобившийся отпевания согласно чину Православной Церкви, вместо могильного погребения - кремированный, - может и должен быть поминаем на Литургиях и панихидах, как и прочие усопшие, в мире с Церковью живот свой скончавшие. Мне не известны каноны или правила, утверждающие обратное.

К праху кремированного человека следует относиться как ко всякому праху - предать земле, создать подобие могилы и, если позволяет место, поставить крест.

Приходилось слышать ошибочное мнение, что кремация, взамен обычного истлевания тела в могиле, каким-то образом затруднит телесное воскрешение из мертвых. Это заблуждение. Святитель Григорий Богослов обращается к сомневающемуся в возможности воскрешения в собственном теле: если ты, держа в своей руке горсть семян, без труда отличаешь один овощ от другого, неужели у Господа, Который держит в своей горсти весь мир, что-то может исчезнуть или затеряться? А согласно другому св. Григорию - Нисскому, душа сообщает телу определенную форму (идею), она запечатлевается в плоти особым оттиском или печатью, поставленной не снаружи, а изнутри. Для тождественности воскресшего тела с земным вовсе не обязательно, чтобы соединились те же самые материальные элементы: достаточно той самой печати.

Священник Александр Шантаев

Отец Лаврентий (Лоуренс) Фарли (Православная Церковь в Америке), бывший англиканский священник, закончил Уиклиф-колледж в Торонто (Канада) в 1979 году. В 1985 году перешел в Православие и закончил Свято-Тихоновскую семинарию в Южном Ханаане, штат Пенсильвания (США). После рукоположения отправился с новой миссией в город Суррей (канадская провинция Британская Колумбия) под омофором ПЦА, где основал приход в честь преподобного Германа Аляскинского. Приход, первоначально из 12 человек, вырос в большую общину и сегодня имеет собственный храм в городе Лэнгли (Британская Колумбия). Благодаря трудам прихода св. Германа появились и другие православные общины, например, в городах Виктория, Комокс и Ванкувер. Отец Лаврентий – автор многих книг, например «Справочник для изучающих Библию» и «Календарь святых на каждый день». Его перу принадлежат многочисленные статьи; он составитель ряда акафистов, опубликованных издательством «Alexander Press»; регулярно выступает на православном радио «Ancient Faith Radio»; ведет свой православный блог «Straight from theHeart» («Прямо от сердца»). Проживает с матушкой Донной Фарли – известной канадской писательницей – в городе Суррей. У них две взрослые дочери и два внука.

Сжигание книг само по себе вызывает неприятие. Когда я слышу, что где-то сжигают книги, то всегда вспоминаю известное, дальновидное и мудрое высказывание Генриха Гейне, который родился иудеем, но позднее принял христианство и умер в 1856 году. Гейне говорил: «Где жгут книги, там, в конце концов, будут сжигать и людей». По иронии, в 1930-е годы нацисты, среди многих других, предали огню и книги Генриха Гейне.

Так же как недопустимо сжигать книги, недопустимо сжигать и людей. А помимо этого, кремация не является частью нашей христианской традиции. Это утверждение полностью противоречит современной культуре Северной Америки, где кремация стремительными темпами становится наиболее предпочтительным способом погребения усопших. Но, несмотря ни на что, Православие продолжает свидетельствовать о своей традиции, согласно которой кремация недопустима, так как она предполагает сжигание людей.

Современная секулярная культура это отрицает. Она заявляет, что люди – это одно, а их (мертвые) тела – это другое, и при кремации сгорает не человек, а лишь его тело. То есть «настоящего» человека отождествляют с его душой, которая живет в его теле, точно так же, как письмо находится в конверте. В этом случае конверт не имеет постоянной функции и используется только для благополучной доставки письма. Но как только получено письмо, конверт можно сразу выбросить. В конце концов, именно письмо имеет значение, и именно его мы будем хранить. Точно так же современный секуляризм утверждает, что душа – это и есть настоящий человек, в то время как тело – лишь временное вместилище, «носитель» души. Когда в момент смерти душа покидает тело, то оно сразу же теряет свою ценность и становится таким же ненужным, как конверт, из которого вынули письмо. Что тело без души, что конверт без письма можно за ненадобностью выбросить или сжечь.

Красота и благодать, содержащиеся в теле, имеют своим источником Бога

Напротив, Церковь вновь и вновь провозглашает, что тело – не просто сосуд для души, но в нем, как и в душе, запечатлен образ Божий , образ красоты небесной. Поэтому правильнее будет сказать не «мы имеем тело», а «мы есть тело, душа и дух». Тело создано Богом, причем по образу и подобию Божию, и это надо понимать не так, что у Бога тоже два глаза, нос и уши, а что красота и благодать, содержащиеся в теле, имеют своим источником Бога.

Тело является причастником Божественной благодати не только как сотворенное Богом, но и как искупленное Богом. Ведь именно над телом совершаются таинства Крещения, Миропомазания, именно тело причащается Святых Христовых Таин в таинстве Евхаристии, и именно тело однажды воскреснет для новой, вечной жизни при всеобщем воскресении. Одним словом, тело человека свято, и оно участвует в нашем спасении. Как и со всеми святыми предметами, с человеческим телом надо обращаться благоговейно. Как говорилось выше, предание огню означает отрицание ценности того, что сжигается. Такая практика имела место и оправдывалась в язычестве, потому что для язычников тело не представляет большой ценности (вот почему языческие афинские философы смеялись над апостолом Павлом, когда услышали от него, что тела людей воскреснут – ср. Деян. 17, 32). Язычники могли кремировать и сжигать свои тела – это не входило в противоречие с их религиозными верованиями. Христиане этого делать не могут, ибо веруют, что наши тела имеют слишком огромное значение, чтобы их подвергать огню.

Тело человека свято, и оно участвует в нашем спасении

С современной практикой кремации связаны и другие проблемы. Например, работники похоронной индустрии не рассказывают людям всей правды о кремации. В особенности, они не рассказывают, что кости не сгорают. При достаточно высокой температуре могут сгореть плоть, волосы и жир. (Это ужаснейшее зрелище. Многие из тех, кто стали этому свидетелями, говорили, что если бы люди знали, что именно происходит в процессе кремации, то никогда бы на это не пошли). Да, кости не горят, какой бы высокой ни была температура. Что же делают с ними после кремации? Их выгребают из печи и помещают в специальную мельницу, где перемалывают до мелких частиц. Мне рассказывали, что чистить такие «мельницы» – нелегкое занятие, и кусочки костей разных людей смешиваются. Говорят, что их специально посыпают тальком, чтобы больше походило на прах. Все это – нечестные попытки скрыть от людей тот факт, что кости не горят.

Существуют и другие проблемы. Мне приходилось присутствовать при захоронении праха кремированных покойников на кладбищах в специально отведенных местах (колумбариях). Однажды во время таких похорон на кладбище об усопшем читались молитвы, в которых он упоминался как личность – с использованием местоимения «кто», как это и подобает. Затем вышел работник крематория, неся в руках пластиковый пакет с прахом умершего. Работник спросил родственников покойного: «Куда мне это поставить?» Таким образом, усопший превратился в «что». Заметьте, он не сказал «его» или «ее», а сказал «это». Не думаю, что он был бессердечным человеком и неуважительно относился к покойным. Он просто выполнял свою работу и своими машинально произнесенными словами лишь подтвердил тот факт, что кремация превращает человека в вещь – во что-то, что можно нести под мышкой в пластиковом пакете и поместить в маленькую погребальную урну. Кремация означает деперсонализацию.

Вот основная разница между кремацией и исторической традиционной церковной практикой захоронения усопших. Только церковная практика поистине воздает должное личности покойного и признает святость человеческой плоти. Конечно, не стоит судить тех, кто выбрали кремацию для своих близких, ибо мы делаем, что можем, а время скорби и тяжелой утраты – не лучшее время, чтобы переучиваться и передумывать. Хотя Церковь не судит, она предлагает лучшее решение. Мы воздаем настоящее почтение нашим усопшим близким и родным, когда не подвергаем их кремации, а благоговейно хороним. Нам нельзя сжигать тела тех, кого любим. Вместо этого мы предаем их тела благословенной земле, а души вверяем всеблагому Богу.

Иеромонах Кирилл (Зинковский) о росте популярности этой языческой практики в России …

Уверен, что душе усопшего никак не может быть приятен факт сожжения ее тела, ведь святые отцы (например, святитель Григорий Нисский в беседе с преподобной Макриной) учили о таинственной связи души умершего с его телом. Да и просто по-человечески рассуждая - не думаю, что кому-то приятно было бы узнать, что по его смерти родственники сожгли все его вещи, все, что было дорого для усопшего человека. Но при кремации речь идет не о вещах, а о собственном теле человека, которое вместо уважения получает в удел иное – оно корчится при огромной температуре, чтобы затем исчезнуть в прах, в то время когда родные предполагают, что усопшему это безразлично!

Кремация приобретает популярность в силу того, что современная цивилизация развивается в сторону максимального упрощения жизни, максимального удовлетворения страсти к комфорту при минимизации затраченной энергии. Рост спроса на кремацию связан, в первую очередь, с финансовыми соображениями. Дело в том, что в больших городах кремация дешевле полноценного погребения. Во-вторых, рост указанного спроса связан с определенной модой, а также желанием показать свою оригинальность. Можно предположить, что здесь есть еще и влияние таких личностей, например, как Стив Джобс, основателя фирмы «Apple», который завещал себя похоронить по буддистскому обряду. Молодым часто нравится то, что выглядит необычно, экстравагантно, не так, как у всех. В третьих, многие считают удобных подхоронить урну в могилу родственников и не обременять себя посещением могил в разных частях одного кладбища, или даже разных кладбищ, поскольку найти возможности для полноценного погребения родственников в одном месте весьма затруднительно. Однако, для православного христианина, очевидно, что все эти аргументы не могут и не должны перевесить чашу весов «за» кремацию.

Напомню, что в христианстве кремация всегда считалась признаком язычества. Тела христиан всегда по возможности предавались погребению с честью и аккуратностью. Тело же сжигаемого как бы попадает в ад прежде ада – сгорает при огромной температуре, причем не мгновенно, а испытав процесс уничтожения в течении 60-90 минут.

К 400 г. н. э., когда большинство народов Европы приняло крещение, кремация фактически исчезла с европейского континента. В 785 году, под угрозой смертной казни, Карл Великий запретил кремацию, и она была забыта примерно на тысячу лет, вплоть до расцвета эпохи Ренессанса и постепенного отступления Европейской культуры от христианства.

В современном мире, где, как говорится, именно «деньги правят балом», главным, думается, является все же финансовый фактор, ведь традиционное захоронение на кладбище влетает людям в копеечку, особенно в мегаполисах. На одном из интернет-сайтов, пропагандирующих кремацию, можно прочесть: «кремация символизирует вечную память об усопшем. Она относится к славянским традициям. Ритуал же погребения появился с приходом церкви». Но это, так сказать, маленькое «философское» рассуждение авторов сайта, а главный привлекательный момент отражен в самом названии, появляющемся в поисковой системе интернета: «Похороны эконом-класса».

В этой связи хотелось бы напомнить слова старца Паисия Святогорца. Он отметил, что и в Греции в 1980-90-хх годах стала распространяться мода на кремацию. Старец не давал каких-то богословских догматических опровержений практики кремации. Он в основном указывал на нравственный урон, наносимый душе христиан, отмечая, что кремация есть, прежде всего, проявление неуважения к предкам. Неужели нельзя найти немного земли для кладбищ? Как глубоко люди врываются в землю, добывая уголь! Пусть и для останков сделают какое-нибудь большое хранилище и хоронят их там все вместе.

Страхи же по поводу возможной заразы от останков усопших - это своего рода духовная болезнь, потому что погребение - это Богом установленный порядок, поэтому никаких заразных явлений с ним не связано. Господь сказал Адаму: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19). В Греции же существует традиция на третий год мощи доставать и складывать в костницы - не только на Афоне, но и на обычных кладбищах их можно устраивать. Кроме того, откуда мы знаем, может быть, какие-то люди сподобятся славы у Бога и мощи их будут святыми, а мы их через кремацию потеряем.

Нам удалось еще в 2001 году побывать в Англии на обсуждении священниками Сурожской епархии проблемы тенденции увеличения кремации. С богословской точки зрения там возобладал взгляд, что если человек был кремирован, то это, конечно же, не помешает Богу воскресить его тело. Ведь, если человек, например, был разорван снарядом или бомбой на войне, всемогущий Бог может восстановить его тело в вечности из отдельных атомов. Более того, даже обыкновенно погребенное тело со временем практически совершенно истлевает, обращаясь в прах. Кремация не соответствует православной традиции именно с духовно-нравственной точки зрения, и является древнейшей традицией языческой культуры, в которой практически всегда преобладало отношение к телу человека как к «темнице души» и даже как источнику зла.

Только христианская проповедь перевернула вековые традиции язычества. Особенно яростные нападки языческих философов в их полемике с христианским учением вызывало евангельское учение о Боговоплощении и о воскресении человеческих тел. Эта полемика наглядно показала, что в зависимости от того или иного взгляда на материю, и на телесную природу человека, выстраиваются совершенно различные системы мировоззрения, включая представления о Боге и человеке. В христианском восприятии сотворенная Богом материя несет на себе отпечаток Его всемогущества, премудрости и заботливого попечения о сотворенном мире. Кроме того, именно материальный мир есть место обитания высшего творения Божия – человека, а спасение душ человеческих, к которому все мы призваны через святое Евангелие, понимается в православном богословии не как отвержение тела и всего материального мира, а как их преображение. Центральный догмат христианского богословия – учение о Боговоплощении, а также все таинства Церкви Христовой свидетельствуют об исключительной важности материи и тела человека в замысле Божием о достижении человеком своего истинного предназначения.

Благоговейное отношение к телу погибшего, внушаемое древнейшей церковной традицией, многому научает, приучает молодых людей видеть смерть, соприкасаться с ней в конкретной реальности, заставляет задуматься о смерти глубоко и серьезно. Кроме того, это последняя возможность послужить своему близкому усопшему, проводить его в последний путь. Погребение по традиционному православному обряду необходимо в первую очередь тем людям, которые хоронят своих близких. Есть такой святой, преподобный Даниил Переяславский (1460-1540), особенным подвижническим проявлением любви к ближним которого стала его забота об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (месте захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии. И сколько же человек преподобный Даниил за свою жизнь перенес на своих руках, сотни, тысячи? Наверное, он и сам не задумывался об этом, а смиренно выполнял возложенный на себя долг.

И, наоборот, люди, кремирующие своих родственников, что называется, «умывают руки», ограничиваясь минимумом положенных действий. Иногда это доходит до ложного благоговения, до отказа видеть своего близкого умершим. На самом деле просто человек не хочет послужить и потрудиться.

В связи с таким отношением вспоминается одна юная женщина, пришедшая на беседу. Она беременна, верующая, но не церковная. Врачи ее напугали, что у ребенка заболевание сердца несовместимое с жизнью и ребенок проживет не более месяца после родов. И у нее возникла ложная «жалость» к ребенку, а на самом деле не к ребенку, а к себе самой: «Мол, я не хочу видеть, как он мучается, и поэтому я его убью, сделав аборт». По, крайней мере, так легче для нее – она не увидит, как в страданиях умирает младенец. Но ведь участь ужасной смерти малыша в утробе матери просто вытесняется из сознания – так комфортнее ей, но, конечно же, не ему!

Вспомним также, что в России первые крематории стали действовать только после коммунистической революции, а первыми сожжёнными были тела скончавшихся партийных работников.

Для христиан кремация недопустима. Даже в самом крайнем случае, когда человек находится в совершенной нищете, и у него нет денег на похороны, можно найти выход – договорившись о погребении за городом, где все гораздо дешевле. Ведь даже бомжей хоронят на государственные деньги, но по православной традиции. Я уверен, что кремация - позор для той семьи, которая ее допускает, потому что это - неуважение к своим предкам, а также к вековым христианским традициям.

: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»

- Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?

Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.

Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных. Дело в том, что бывают разные обстоятельства. Бывают затруднения. Например, в Японии. Это, конечно, случай не для России, но в Японии тоже есть православные люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А там законодательно запрещено предавать тело земле. Там есть единственный способ, если так можно выразиться, погребения - это кремация. Только этот способ разрешен законами страны.

- Каковы, на ваш взгляд, причины роста популярности кремации сегодня в России?

Я думаю, что есть общая причина. Она связана с тем, что оставляются и забываются традиции. Ведь в советское время как верующих, так и неверующих все-таки хоронили, как правило, традиционным способом, то есть предавали земле. Хотя, естественно, существовала кремация. Она рекламировалась. Традиции сегодня оставляются. Играет свою роль урбанизация. Сельских жителей, которые обычно наиболее привержены традициям, становится всё меньше. Если 50 лет назад городских жителей была половина, то сейчас связь с деревней значительного большинства соотечественников уже относительная, отдаленная. Уже дедушки, бабушки во втором, третьем поколении - горожане. Но, с другой стороны, казалось бы, восстановление нормальной церковной жизни должно было бы вытеснить кремацию. Тем не менее, мы наблюдаем то, что наблюдаем.

- Отец Владислав, какие могут быть контраргументы, которые позволили бы человеку не принимать поспешного решения кремировать своего родственника?

Прежде всего, необходимо напоминать о церковном учении, о телесном воскресении из мертвых и о церковных традициях и обрядах. О том, что подобный способ погребения хотя Церковью и допускается, в том смысле, что не подвергается прещениям: не отказывают в отпевании тем, кто сам захотел, чтобы его кремировали, - но, тем не менее, Церковь не благословляет такой способ погребения. Мы можем обращаться к церковной и православной совести.

- Часто сторонники кремации в России приводят в пример цивилизованную Европу с чистыми ухоженными и аккуратными кладбищами, где нет места грустным воспоминаниям. Многие не хотят думать о плохом на кладбище…

Кладбище должно быть местом напоминания о самом важном: о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности

Чем кладбище чище и опрятнее, тем, конечно, лучше. Но это не значит, что кладбище не должно быть местом напоминания о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности. Оно призвано как раз быть местом напоминания о самом важном. Кто-то из русских мыслителей начала XX века сказал, что кладбище - это школа философии.

Это все-таки разные вещи. Да, в самом деле, и дороги, и тротуары во многих западных городах (я бы не сказал, что во всех, например Южная Италия совсем не такая уж чистая) аккуратнее, чище и опрятнее, особенно в Северной и Центральной Европе. Так же и кладбища там чище и опрятнее. Но я не думаю, что там преобладает кремация. Я думаю, что всё еще и там чаще предают земле останки усопших. Кремация совсем не связана с чистотой и опрятностью кладбищ. Каким бы чистым и опрятным ни было кладбище, оно всё равно должно оставаться напоминанием о смертности человека и вечности.

- Как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?

Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать?! Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.

- Отец Владислав, возможно, сейчас ваши слова слышат наши читатели, потерявшие своего близкого и родного человека, но которые не могут сделать выбор между традиционными похоронами и кремацией. Что бы вы посоветовали людям, которые оказались в такой непростой ситуации?

Нужно сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены

Я бы им советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием тела земле традиционным способом погребения. И напомнил бы о том, что они долг имеют перед своими близкими усопшими. И этот долг все-таки более всего относится к заботе о спасении своих близких и усопших. Конечно, мы вовсе не утверждаем, что оно, спасение, недоступно тем, кого кремировали. Вовсе не так. Но мы со своей стороны должны сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены.

- Бывают случаи, когда уже повзрослевшие и воцерковленные христиане узнают, что кого-то из родственников кремировали. И многие начинают переживать по этому поводу. Они беспокоятся о посмертной участи близких. Как можно их успокоить?

Им не стоит беспокоиться, потому что вообще всякое обращение назад, сожаления о том, что надо было сделать что-то иначе, чем было сделано, непродуктивно. Они должны только усиленно . На них не лежит вины, если против их воли так поступили с ними. А если они сами этого захотели… Ну что ж, это были греховные мысль и дело. Надо молиться Богу о прощении грехов.

В ногу со временем?

Идеологи большевизма сегодня могли бы стоя аплодировать тем данным, которые обнародовал господин Павел Кодыш, президент Союза похоронных организаций и крематориев России. Еще раз процитируем его комментарий «Русской службе новостей»: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших». Сегодня нет транспарантов, призывающих к кремации, никто в обязательном порядке с высокой трибуны не принуждает сжигать тело после смерти.

Единственная сдерживающая сила, открыто выступающая против строительства новых крематориев, - Русская Православная Церковь. Так, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин в июле 2015 года направил главе Удмуртской Республики Александру Соловьеву обращение о недопустимости строительства крематория в Ижевске:

«С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской Республики», - отметил митрополит Викторин.

Тем, кто полагает, что Церковь должна пойти на уступки в данном вопросе, напомним слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по этому поводу:

«Конечно, речь здесь идет только о , ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины близкого вам человека вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».

Приведем слова из официального документа «О христианском погребении усопших», который был утвержден Священным Синодом РПЦ 5 мая 2015 года:

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”, - писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».

Русская Православная Церковь и сегодня считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.

Отношение к кремации в РПЦЗ

РПЦЗ бескомпромиссна в вопросе о кремации, запрещая своим чадам сжигать тела умерших в крематориях

Любой человек, который ознакомится с итоговым документом Архиерейского Собора РПЦЗ, увидит, что решения Синода принципиальны и не допускают различных толкований. Документ отличает бескомпромиссность относительно кремации тел усопших.

«Сторонники кремации - атеисты и враги Церкви. Греческая и Сербская Церкви также отреагировали отрицательно на эту практику. Кремация тел умерших противоречит тому, что было установлено в христианской Церкви с самого начала», - говорится в документе.

«На основании всех рассмотренных фактов Архиерейский Собор запрещает чадам Русской Православной Церкви Заграницей сжигать тела умерших в крематориях. Священники обязаны объяснять своим прихожанам нехристианский характер таких похорон. Они не должны служить церковную панихиду по тем, чьи тела предназначены для кремации. Имена таких умерших христиан могут поминаться только на Проскомидии».

В документе детально рассмотрен вопрос о том, как могут относиться христиане к воле родственника, который захотел, чтобы после смерти его кремировали:

«Может случиться, что какой-нибудь верующий православный по своему невежеству завещает близким родственникам кремировать свое тело и затем умирает, не получив благословения и не раскаявшись в своем намерении… Если близкие обещали покойному кремировать его тело, то они могут быть освобождены Церковью от этого неблагоразумного обещания путем установленной для таких случаев молитвы. Душа покойного после смерти, видя глупость своего желания кремации тела, будет только благодарна своим близким за такое решение».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей на сессии от 20 августа / 2 сентября 1932 года по вопросу о кремации тел усопших решил: «Принципиально сожжение тел православных христиан в крематориях не разрешается ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Во всех частных затруднительных случаях предоставить решение епархиальному архиерею».

Отношение к кремации Элладской Православной Церкви

Священный Синод Элладской Православной Церкви в октябре 2014 года заявил, что Церковь не будет отпевать тех, кто завещал себя кремировать. Также Церковь почитает своим долгом уведомить клир и благочестивый народ о тех канонических последствиях, которые несет кремация тел усопших.

  • Кремация не согласуется с практикой и Преданием Церкви по богословским, каноническим и антропологическим причинам.
  • Для того чтобы не впасть в богословское и каноническое заблуждение, необходимо уважение религиозных убеждений и уточнение собственной воли умершего, а не соблюдение воли его близких.

Если установлен факт, что умерший разрешил кремацию своего тела, то последование над ним не совершается.

Почему сожжение - поругание?

Святитель Николай Сербский: “Сжигание тела умершего - это насилие”

Некоторые православные продолжают искренне сомневаться и недоумевать, что плохого в сожжении тел, ведь душа несравненно важнее плоти. К примеру, вот комментарий Анны, нашей читательницы, возмущенной тем, что кремацию ставят под сомнение:

«Кажется, что всё сводится только к мнению священников о том, что к сосуду жизни нужно относиться благоговейно. А сжечь тело - это разве поругание? Ведь и старые рваные книги сжигают, и даже иконы, совсем вышедшие из употребления. В чем тут осквернение? По-моему, это все “оцеживание комара и глотание верблюда”».

На эти вопросы можно ответить словами святителя Николая Сербского:

«Вы спрашиваете меня: почему христианская Церковь возмущается сжиганием умерших? Во-первых, потому, что она считает это насилием. Сербы до сегодняшнего дня ужасаются преступлению Синан-паши, который сжег мертвое тело святого Саввы на Врачаре. Сжигают ли люди мертвых лошадей, собак, кошек или обезьян? Я не слышал об этом, но видел, как их закапывают. Зачем же тогда совершать насилие над мертвыми телами людей - повелителей всего животного мира на земле? Да разве сжигание павших животных, особенно в больших городах, может служить оправданием сжигания умерших людей?

Во-вторых, потому, что этот языческий и варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти 2000 лет назад. Кто желает обновить этот обычай, тот хочет привнести не нечто культурное, современное, новое, а наоборот, вернуть давно отжившее старье. В Америке я видел могилы великих президентов: Вильсона, Рузвельта, Линкольна и многих других знаменитых людей. Никто из них не сожжен».

Старец Паисий Святогорец об отношении к останкам

Сложно найти высказывания святых отцов первых веков христианства о кремации в силу того, что в то время писали, что называется, «на злобу дня»: темы их трудов касались вопросов появления различного рода ересей и лжеучений, споры же о кремации усопших тогда еще не приобрели такого размаха, который мы наблюдаем сегодня. Но мы можем узнать, что думали уважаемые современные духоносные старцы, многие из которых прославлены в лике святых.

Афонскому старцу Паисию Святогорцу рассказали о том, что в Греции «из соображений гигиены и для экономии земных площадей» собираются сжигать мертвых. Его ответ был прост и понятен:

Старец Паисий Святогорец: “То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали!”

«Из соображений гигиены? Да ты только послушай! И не стыдно им такое говорить? То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали! А насчет «экономии земли»… Неужели нельзя в целой Греции со всеми ее лесами найти место для кладбищ? Как же так: для мусора находят столько места, а для священных останков не находят. Земли, что ли, дефицит? А сколько мощей святых может быть на кладбищах? Об этом они не подумали?

В Европе сжигают мертвых не потому, что их негде хоронить, но потому, что кремацию считают делом прогрессивным. Вместо того, чтобы вырубить какой-нибудь лесок и освободить место для мертвых, скорее освободят место от них самих, сжигая и превращая их в золу. Мертвых сжигают потому, что нигилисты хотят разложить всё - включая человека. Они хотят сделать так, чтобы не осталось ничего, что напоминало бы человеку о его родителях, о его дедах, о жизни его предков. Они хотят оторвать людей от Священного Предания, хотят заставить их позабыть о жизни вечной и привязать к жизни этой временной».

Вместо эпилога

Недавно я специально зашел на Донское кладбище. Посмотрел закрытый колумбарий. Он находится слева от храма преподобного Серафима Саровского. В здании было совсем тихо. Из живых людей никого не увидел. Поймал себя на мысли, что я вообще не привык к тому, что вот так может выглядеть могила: розовая стена, пластмассовые цветы, которые никогда не потеряют своей формы, а на высоте трех метров табличка с фамилией и именем. И таких табличек сотни. Обратил внимание на новую стенку: что-то наподобие массивного стеллажа со стеклянными дверцами. Видимо, новый, поскольку многие ячейки пока пустуют. Мне они напомнили - прошу простить меня за такое, может быть, неуместное сравнение - ячейки в супермаркете, куда можно поставить сумку. Это был мой первый поход в колумбарий. И надеюсь, что последний.