Крым, скальный бисерный скит анастасии узорешительницы. Скит во имя анастасии узорешительницы в крыму, бисерный пещерный храм - история


Маршрут выходного дня:
Севастополь - Бисерный храм - Качи-Кальен - Севастополь

Дистанция: 140 км
Время: 8 часов


Координаты:
Стоянка у начала маршрута
Широта 44°41′52″N (44.697834)
Долгота 33°52′45″E (33.879251)



Как добраться:
Из Севастополя. Через Верхнесадовое - Железнодорожное в Бахчисарай. В Бахчисарае первый поворот направо, на следующем перекрестке еще раз направо на Предущельное, Баштановка. Не доезжая Баштановки импровизированная стоянка на обочине. Паркуемся и вперед!!!


О маршруте:
Маршрут не сложный. Есть два подъема, но один оборудованный до "Бисерного Храма". Советую с него и начать. Затем спустится и прогуляться вдоль Качи-Кальен.

Что еще посмотреть в этом районе:

Немного истории:


Бисерный храм:
Монашеский скит св. Анастасии Узорешительницы Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря расположен в пещерном городе Качи-Кальон возле села Предущельное. Монастырь просуществовал здесь до переселение христиан из Крыма 1778 года. В 1850 году в Качи-Кальоне был создан скит святой Анастасии. Источник в гроте стал местом паломничества, ибо его считали целебным. Старая церковь была восстановлена, возобновилось богослужение, а у дороги построена новая, тоже названная именем святой Анастасии.

Монастырь был закрыт в 1921 году, но Анастасьевская киновия, оказавшись в стороне от бурных политических событий, оставалась действующей до 1932 года. Во времена коллективизации ее закрыли, а монахов выселили за пределы Крыма. Земли отошли совхозу «Коммунар». Качи-Кальон перестал существовать как населенный пункт. До 2005 года над скитом добывали породу, был карьер и все завалило камнями. Затем это место объявили заповедником и запретили добычу камня.

Монахи разобрали завалы и хотели восстановить старый пещерный храм вмч. Анастасии, но власти запретили так как территория принадлежит геологическому заказнику. Тогда был построен новый храм, в котором сейчас и проходят службы. Под храм иноки используют скальную пещеру.

Маленький горный скит спрятался в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки близ пещерного города Качи-Кальон. Девять лет назад иеромонах Дорофей начал восстанавливать обитель. Начиналось все с одной пещеры, где инок с последователями жили и молились. Сейчас скит разросся: выросли на скале скромные, но уютные домики-кельи с резными ставнями, раскинулся на камне необычный сад - железные бочки, в которых растут овощи и фрукты, издалека слышится мычание коров.

Но не домики и не сад влекут усталого путника, а рукотворная пещера, превратившаяся в храм. Как удалось средневековым монахам создать такой объемный грот понять сложно. Нынешние обитатели скита пытались создать похожий уже с помощью современной техники, но скала им не поддалась.

Вход в церквушку через небольшую деревянную пристройку. Похожий на большую, поблескивающую от влаги, спираль, кусок известковой скалы поддерживает крышу. Вот только и каменную глыбу сразу не замечаешь - глаз мгновенно цепляется за украшения: бисерные панно, лампады с висюльками – а ведь это только «прихожая».


Качи-Кальон: - Крымский средневековый пещерный монастырь, расположенный в долине реки Кача. Он находится в скалах Внутренней горной гряды над дорогой Бахчисарай - Синапное, между с. Предущельное и с. Баштановка Бахчисарайского района Крыма. Период развития и расцвета Качи-Кальона приходится на VI-XVIII вв.

Качи-Кальон - (в переводе - Крестовый корабль). Высота Качи-Кальона около 140 метров. В скальном массиве множество пещер, а на самом верху в большом гроте источник святой Анастасии, воды этого источника считаются целебными.

В VIII-X веках у святого источника был основан большой монастырь. Сохранились остатки пяти церквей, множество келий и хозяйственных помещений, надгробные плиты и остатки оборонительных стен.

Качинский каньон обжит человеком давно. На правом берегу реки у села Предущельное находится стоянка древнего человека эпохи позднего палеолита - Качинский навес. Недалеко от него у родника стоянка эпохи поздней бронзы, с наскальными рисунками Кеми-обинской культуры - Таш Аир (Отдельный камень). Чуть дальше пещерный монастырь Качи-Кальон. Здесь самые ранние следы пребывания человека датируются IV веком.

Древнее поселение появилось на перекрестке торговых дорог, служа приютом для путников и торговцев. Путь шел через перевал Кибит-богаз и соединял юго-западную часть полуострова с Южным берегом Крыма. Здесь во множестве сохранились винодавильни (тарапаны) того времени, их даже без раскопок, насчитывается около 120-ти, что говорит об основном занятии его жителей. Они могли сразу обработать 250 тонн винограда. Видимо местное вино пользовалось большим спросом. Внизу у дороги было обнаружено гончарное производство, где производили амфоры, кувшины, фляги, пифосы и черепицу. Заливая вино в керамическую тару, виноделы продавали и обменивали его у соседей и проезжих купцов.

Над поселением в большом гроте с родником в VIII-X веках возникает монастырь. Возможно, он был основан выходцами из Византии. Это были времена иконоборчества, когда многие иконопочитатели бежали в Таврику, основывая монастыри и неся с собой культуру своей родины. С годами монастырь разрастался, расстраивался. Появилось несколько церквей и часовен.

После захвата Крыма татарами монастырь был разрушен, жизнь в поселении начинает постепенно замирать. Забрасываются гончарные мастерские, слабеет виноградарство и виноделие. Но местное христианское население все же сохранило свою религию. В трудные времена ряд монастырей и храмов сохранял связи с русской православной церковью и получал из Москвы помощь. Из грамоты царя Бориса Годунова (1598 г.) известно, что в числе получивших такую помощь была и церковь Св. Анастасии, которой была оказана денежная поддержка, а также пожалованы образа и свечи.

По всему следованию пути в скалах вырублено большое количество пещер. В полах пещер выдолблены виноградодавильни и хозяйственные ямы. Всюду встречаются высеченные на камне кресты. Большинство из них довольно ранние, вписанные в круг, равноконечные с расширяющимися концами. Другие более поздние стилизованы под виноградную ветвь. Прямо под открытым небом жернов, для помолки пшеницы.

На открытой площадке следы древнего монастырского кладбища, кругом встречаются остатки каменных двускатных надгробий, покрытых резьбой. Здесь была стена с башней и воротами, защищающая подходы к поселению с северо-запада. Время не пощадило ее, и теперь она сильно разрушена. На каменном обломке выбит церковный алтарь, это все что осталось от главной святыни городища - храма Святой Анастасии. Церковь была построена в византийскую эпоху и существовала вплоть до 1778 года. В XIX веке она была восстановлена местным помещиком Г. Хвицким и освящена во имя св. Анастасии. Рядом с церковью, в соседнем скальном обломке, вырублена усыпальница, на стене которой высечен символизирующий вечность крест в круге.

Вверху за выступом скалы открывается Четвертый грот - удивительное по грандиозности и величию творение природы. Его каменные стены высотой 70 метров напоминают свод готического собора. В центре обложенный камнями источник в углублении похожем на крестильню. Над ним высечен большой крест с расширенными концами и три ниши, в которых стояли иконы Богоматери, Св. Анастасии и евангелиста Матвея. Перед ним причудливой формы вековое черешневое дерево. Вокруг множество пещер, расположенных в три яруса. Все они имели деревянные пристройки, соединялись мостиками и переходами, от которых в камне до сих пор сохранились пазы.

Юго-восточная сторона Четвертого грота завалена огромными глыбами, некоторые из них повисли над обрывами. За ними узенький карниз ведет к Пятому гроту. Место это называется Кыл Копыр (Волосяной мост), без специального снаряжения по нему не пройти. В гроте с десяток пещер, в восточном краю большое углубление, для воды.

ФОТООТЧЕТ:

Бисерный храм

Увеличение по клику!


ФОТООТЧЕТ:

Крымский полуостров – не только известнейший курортный регион и место отдыха, это земля, где восточные славяне впервые соприкоснулись с христианством, куда еще на рубеже эпох пришла греческая христианская традиция. Один из ее признаков – широкое распространение монастырских сооружений в пещерах, по типу известного всем верующим Афонского скита. Гонимые превратностями судьбы, монахи уже в первых веках новой эры начали основывать в Крыму подобные конструкции. Их здесь так много, что еще в конце XIX столетия кто-то назвал полуостров «Русским Афоном». Среди местных известных пещерных обителей выделяется Качи-Кальон – настоящий комплекс, куда входит так называемый Скит Анастасии Узорешительницы. В Крыму это место чрезвычайно востребовано у паломников.

Где находится достопримечательность в Крыму?

Скит Святой Анастасии на карте Крыма

Исторические сведения о сакральной памятке

На полуострове Крым Скит Святой Анастасии Узорешительницы можно назвать жемчужиной православия. Название это не просто образное сравнение, оно отображает реальный облик христианской памятки, ведь ее храм полностью украшен миллионами бисеринок. Но обо всем по порядку.

В 1859 г. Иннокентий посетил целительный источник, не исчезнувший в этом месте, и освятил полуразрушенную церковь, которую вскоре восстановили. Сюда, к церкви и святому ключу, потянулись верующие и паломники. Вскоре у дороги, чуть ниже отвесных скал, воздвигли и вторую церквушку, тоже названную в честь Анастасии.

Но времена советской власти вновь принесли сюда разруху и забытье. Восстановление скита началось только в 2005 г., в первую очередь усилиями братии . Многим посещение этого крымского уголка помогает избавиться от разных недугов, кому так вообще возвращаются утраченные способности.

Чем интересен Скит Анастасии Узорешительницы?

За последнее десятилетие Скит Анастасии Узорешительницы в Крыму неузнаваемо преобразился. Его изюминка – обилие бисера внутри церкви.
Им вышиты все монастырские иконы, подставки для свеч, украшены лампадки.

Дело в том, что церковь восстанавливают в бывшей штольне по добыче извести, поэтому здесь всегда сыро и влажно. Ни штукатурка, ни краски не удержались бы в таких условиях, следовательно, первые иконы оказались вышитыми бисеринками. А дальше пошли настенные узоры, подсвечники – весь храм изнутри убрался этим незатейливым украшением.

При свете свечей бисер переливается разноцветными бликами, наполняя внутреннее пространство особым радужным свечением. Здесь строится и другой, более просторный храмовый комплекс – во имя Пресвятой Богородицы «Троеручицы». Он будет в более доступном, не таком сыром месте. Насельники скита разбили на склонах гор небольшой сад, где помимо традиционных плодовых деревьев, растет даже хурма.

ИСТОРИЯ
О времени образования пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений. Большинство учёных полагают, что это случилось примерно в VIII веке.
Об этом свидетельствуют как найденные высеченные греческие кресты в пещерах монастыря, характерные для этого времени, так и сохранившаяся переписка св. епископа Готфского Иоанна со св. Стефаном.
Претерпевая тяжкие гонения за чистоту православной веры, эмигрируя в этот период из Византии в Таврику, монахи основывают здесь пещерный монастырь.
Распространение почитания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период VI-VIII вв. из Константинополя приходит на юго-запад, и на юг, и на северо-восток.
На греческих островах и юге Италии, в Сицилии и на Кипре, в Сардинии и на Ближнем Востоке, как и в Крыму, появляются монастыри во имя этой святой.
Промыслительно было испросить защиты для сей обители св. Анастасии Узорешительницы – покровительницы гонимых за веру христиан, которая, как показала история монастыря, не раз помогала им в испытаниях и лишениях.

История не сохранила летописного сказания о жизни монастыря в этот период, однако мы видим, что правила монашеского образа жизни и монастырский устав был передан через св. епископа Готфии Иоанна св. Феодором Студитским (+826г), знаменитым поборником иконопочитания.
Издревле обитель сия несла свет Учения Христова народам языческим, населявшим Тавриду, и даже магометане (татары) семьями приезжали поклониться святыням монастыря.
Святой источник имени Анастасии Узорешительницы почитали все, получая многочисленные исцеления от своих недугов и болезней.
Нередко, благодаря таким исцелениям, татары принимали святое крещение.
Издавна монастырь был почитаем русским царским двором. По жалованной грамоте царя Бориса Годунова 1598 г. церкви св. Анастасии выдавалась милостыня. Известно, что и царь Михаил Фёдорович оказывал денежную милость монастырю.
К XVIII веку монастырские постройки обветшали, и в скиту остался единственный молитвенник-пустынножитель. Имя этого подвижника лишь Господь ведает, однако история нам приоткрыла один из его подвигов.
В 1774 году Крым был объявлен свободной от Порты страной и получил право избирать себе ханов. Именно это событие послужило первой и главной причиной выхода христиан в пределы России.
Духовным и гражданским главой православного христианства в этот период был митрополит Игнатий, возглавлявший общую Крымскую Гото- Кафскую епархию.
Митрополит Игнатий происходил из древнего итальянского рода Гозадино. В детстве он был отвезён на

Афонскую гору и оставлен там у одного родственника – инока для воспитания, где, проникшись святостью христианской религии, поступил в молодых ещё летах в монашество.
На Афоне будущий митрополит прошёл все степени духовной иерархии до епископского сана. Потом он был вызван в Константинополь, где стал членом Вселенского патриаршего синклита и удостоен сана архиепископа с последующим назначением на Крымскую кафедру.
Проводя до назначения в Крым свою жизнь сначала на Афоне, а потом в Константинополе, в уединённой монашеской келье, святитель знал только по слухам о притеснениях, повсюду претерпеваемых христианами от мусульман.
Когда же, переселившись в Крым, он увидел собственными глазами, каково было положение его несчастных соплеменников, тогда и возопиил к Богу об освобождении своей паствы от варварского ига.
Всеблагий Господь услышал молитву Своего угодника. Осуществился выход христиан из Крыма в Россию.
Однако, проведав о готовящемся плане выхода христиан, татары стали преследовать митрополита Игнатия с целью убить его. Владыка нашёл себе укрытие именно в урочище Качи-Кальон, где и прятал его полтора месяца наш грек-отшельник, питая и охраняя святителя.
Выход христиан проходил через Качинскую долину. Поклонившись обители святой Анастасии Узорешительницы, которая во время гонения укрыла их предстоятеля, христиане взяли с собой чудотворную икону этой святой и покинули Крым.
Опустела святая обитель, постепенно приходила в полный упадок церковь и другие монастырские постройки. В Крыму оставалось ничтожное количество христиан или для торговли, или для взыскания своих долгов с татар.

Возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы стало возможным в XIX веке, благодаря деятельности святителя Иннокентия (Борисова), которая навеки связала его великое светлое имя с Крымом и его историей.
Получив назначение на Крымскую (Таврическую) кафедру, объехав всю местность, архиепископ Иннокентий ясно увидел её духовные нужды.
Предшественник архиепископа Иннокентия на кафедре Херсоно-Таврической архиепископ Гавриил (Розанов) ознаменовал свою деятельность учёными исследованиями и описаниями христианских памятников, православных древностей в Крыму, которые дошли до наших дней и представляют важные исторические свидетельства. Перед архиепископом Иннокентием открылось другое – великое и близкое его душе дело восстановления древних церковных святынь в Тавриде. Осенью 1849 года он составил «Записку о восстановлении древних святых мест по горам Крымским», где указывает на скитский вид монашества, как на самый целесообразный для Крыма, хранимый во всей силе на горе Афон и хорошо знакомый в России.
Император Николай I, своей рукой подписав сию «Записку…» к исполнению, возродил в 1850 году монастырскую жизнь в скиту св. Анастасии.
В своей «Записке…» св. указывает на скитский вид монашества, как на самый целесообразный для Крыма, хранимый во всей силе на горе Афон и хорошо знакомый в России.
Архиепископ Иннокентий Херсонский и Таврический указал на сходство физических условий Крыма и Афона и на превосходство Крыма перед Афоном для наших соотечественников, которые ищут безмолвия в тех обителях. Что же касается «святых воспоминаний», то и ими, говорит он, «Таврия не уступит никакому Афону». «Как хорошо было Промыслу Божию устроить наш Русский Афон!..»
И «Русский Афон» начал возрождаться…
Святитель Иннокентий 13 августа 1850 года посетил Качи-Кальон, источник св. Анастасии и освятил в церкви св. Анастасии второй предел во имя Страстной иконы Божией Матери.
Чудотворная Страстная икона Божией Матери, на которой изображены Ангелы с орудиями Крестных страданий Спасителя по обеим сторонам Лика Богородицы, издавна была почитаема государями и народом, поскольку символизировала Страстную неделю перед Воскресением Христовым.
Икона была принесена в Москву в 1641 году по воле первого российского государя из Дома Романовых Михаила и встречена у Тверских ворот Белого города Государем, его сыном Алексеем Михайловичем, Святым Патриархом и Священным собором при большом стечении народа. Но икона, по Преданию, остановилась перед въездными воротами, и Михаил Федорович повелел возвести на «месте сем» Страстной собор, который был построен в 1646 году его сыном Алексеем Михайловичем. А в 1654 году Алексей Михайлович основал при соборе девичий Страстной монастырь.
Московские богомольцы из общины Страстного девичьего монастыря периодически совершали паломничество в Анастасиевскую киновию и в 1888 году на их средства, при участии монахинь того же монастыря была возобновлена вторая древняя церковь, высеченная в отдельном, отвалившемся от скалы камне, во имя святых мучениц: Софии и трех ее дочерей - Веры, Надежды и Любви, весьма малых размеров: не более 4м на 2,5м. Она сохранилась до наших дней и находится на горе, в 350 метрах от Анастасиевской церкви, ныне разрушенной. Ориентирована церковь на юго-восток и имеет два входа. Над одним из них были высечены желобки, отводящие дождевую воду, а в нише, над самим входом, – равноконечный крест.
В южной и северной стенах церкви высечены ниши для икон. Сами стены обработаны косыми ударами кирки и оштукатурены. В храме также были высечены скамьи для прихожан, а в полу южной части храма находится гробница, закрытая каменными плитами.
Вокруг храма сохранились древние захоронения, костницы.
Совершая паломничество к Престольному празднику 30 сентября, богомольцы располагаются прямо в лесу, вокруг пещерной церкви, ощущая всю таинственность происходящего.
К началу XX в. Анастасиевская киновия уже вполне расцвела и была очень известна как крымскому населению, так и московским богомольцам.
Однако новая волна гонений на христиан после прихода к власти в России большевиков, не могла не затронуть и Анастасиевской киновии.
20.06.1932 года протоколом заседания №9 Постоянной комиссии при Президиуме ЦИК Кр. А.С.С.Р. по вопросам культа, постановили: «Монастырское подворье и церковь ликвидировать, ввиду требования трудящихся окружающих деревень, а подворье и церковь передать хутору №2 совхоза «Коминтерн» под культурные нужды».
Постановление было приведено в исполнение. Монастырское подворье Анастасиевское в д. Пычки (ныне с. Предущельное) было ликвидировано. Всё церковное недвижимое имущество конфисковано и передано под «культурные нужды» хутора №2, а судьба выселенных монахов осталась неизвестной.
Немногим позже здание церкви и келии монастыря были взорваны и разобраны практически до основания, якобы для строительства дороги, которая там никогда не проходила.
На протяжении всей истории этой удивительной обители, гонения на христиан, в ней подвизавшихся, не прекращались. Монастырь разрушался, летописи и святые иконы уничтожались, насельников преследовали, однако снова и снова, по милости Божьей, обитель св. Анастасии Узорешительницы возрождалась.
И в наше время, в XXI столетии, вновь происходит возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы.
Расположился скит св. Анастасии на склоне горы Фыцки, неподалеку от прежнего своего месторасположения.
В 2005 году сюда приходит иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, получив благословение настоятеля архимандрита Силуана. Уже спустя 2-3 месяца постепенно стали появляться и первые насельники.
28 мая 2005г. считаем днём основания возрождённого скита.
Нелёгким было начало: приходилось по 1,5 км. ходить за водой по горной местности, с канистрой за спиной, жить в землянках, поднимать стройматериалы по горной тропе на плечах и в руках. Но зазвучала молитва в этом святом месте и обитель начала благоустраиваться. При строительстве нашли кусок креста: знать, место намоленное. В пещере скалы монахи устроили храм во имя св. Анастасии Узорешительницы. Образовалась община, потянулись богомольцы.
Сама святая великомученица Анастасия не осталась равнодушной к своим чадам. По её молитвам Господь даровал источник вкусной и целебной воды прямо на территории скита. Источник сей освящён во Имя Софии, Премудрости Божией.
Сегодня численность братии невелика, как и предполагает пустынножительство. Вместе со скитоначальником, игуменом Дорофеем, десять человек и до 20 человек трудников в летнее время.
Руками настоятеля и братии украшается храм в византийском стиле. Среди многочисленных лампад ручной работы мы не встретим и двух похожих, каждая из них создана с молитвой, неповторима и уникальна.
По многочисленным просьбам прихожан и паломников монастыря, отец Дорофей благословил на продажу эти изделия монахов, и сегодня их можно приобрести в монастырской лавке.
Здесь также можно купить изготовляемое монахами натуральное мыло ручной работы, бездрожжевой хлеб собственной выпечки и другие изделия братии.
С каждым годом монастырь становится более благоустроенным. Труд и молитва братии, а также защита святой великомученицы Анастасии Узорешительницы помогают в возрождении этого удивительного места.
Сегодня одной из основных задач монастырской братии является постройка храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Строительство уже начато. Оно требует не только физических сил монахов, но и значительных капиталовложений, учитывая сейсмическую неустойчивость местности.
Приглашаем всех желающих и имеющих такую возможность в любое время посетить святую обитель, испить чистейшей целительной воды, помолиться в уединении, не остаться равнодушными к восстановлению вековых православных традиций на удивительной крымской земле, принять участие в строительстве скита делом рук своих или внесённою лептой.
Страницы истории монастыря богаты легендами и пересказами местных жителей, исследователей, учёных, историков, которые освещают внешнюю жизнь монастыря, его расцвет и упадок от основания и до настоящего времени.
Но самое ценное здесь – благодать Божия, Божественная сила, наполняющая сердце каждого человека, вступившего на эту святую землю.

Маленький горный скит во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы , Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря находится в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки около пещерного города Качи-Кальон . Сто пятьдесят метров вверх по узкой тропинке, выложенной старыми автомобильными шинами, вьющейся через заросли склона и по самому краю обрыва. И чем выше вы поднимаетесь, тем живописнее панорама Качинской долины.


История церкви Святой Анастасии Узорешительницы

Церковь святой Анастасии раньше была хорошо известна за пределами Крыма. Так, в грамоте царя Бориса Годунова упоминается денежная помощь Москвы этой маленькой крымской церкви. В Крыму менялись народы и государства, но церковь св. Анастасии оставалась. Ее упоминают и путешественники XIX века, о ней помнят все современные любители крымских троп.

О времени образования пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений. Большинство учёных полагают, что это случилось примерно в VIII веке. Об этом свидетельствуют как найденные высеченные греческие кресты в пещерах монастыря, характерные для этого времени, так и сохранившаяся переписка со св. Стефаном.

Претерпевая тяжкие гонения за чистоту православной веры, эмигрируя в этот период из Византии в Таврику, монахи основывают здесь пещерный монастырь. Распространение почитания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период VI-VIII вв. из Константинополя приходит на юго-запад, на юг и на северо-восток. На греческих островах и юге Италии, в Сицилии и на Кипре, в Сардинии и на Ближнем Востоке, как и в Крыму, появляются монастыри во имя этой святой.

Монастырь просуществовал здесь до 1778 г. (в этом году произошло переселение христиан из Крыма). Выход христиан проходил через Качинскую долину. Поклонившись обители святой Анастасии Узорешительницы, христиане взяли с собой чудотворную икону этой святой и покинули Крым. Опустела святая обитель, постепенно приходила в полный упадок церковь и другие монастырские постройки.

Скит святой Анастасии Узорешительницы в наше время

В XXI столетии вновь происходит возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы. До 2005 года над скитом добывали породу, был карьер и все завалило камнями. Затем это место объявили заповедником и запретили добычу камня.

В 2005 году в это место приходит иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, получив благословение настоятеля архимандрита Силуана. Монахи разобрали завалы и хотели восстановить старый пещерный храм вмч. Анастасии, однако, власти запретили его восстанавливать, т.к. территория принадлежит геологическому заказнику. Тогда был обустроен новый храм, в старой штольне, уходящей вглубь на несколько десятков метров, в котором сейчас и проходят службы.

Нелёгким было начало: приходилось по 1,5 км. ходить за водой по горной местности, с канистрой за спиной, жить в землянках, поднимать стройматериалы по горной тропе на плечах и в руках. Но зазвучала молитва в этом святом месте и обитель начала благоустраиваться. Шум строительной техники в ущелье Таш-Аир умолкает только во время службы - утром и вечером. Скит растет вверх и вширь, буквально вгрызаясь в скалы.

С каждым годом монастырь становится более благоустроенным. Труд и молитва братии, а также защита святой великомученицы Анастасии Узорешительницы помогают в возрождении этого удивительного места.

Видео о монастыре св. вмц. Анастасии Узорешительницы

Как добраться до пещерного монастыря-скита Святой Анастасии Узорешительницы

Адрес: Россия. Крым. Бахчисарайский район. п. Баштановка
Как добраться:
— Из Симферополя от автостанции Западной каждый час отправляются маршрутки до Бахчисарая. В Бахчисарае нужно пересесть на автобус, следующий в направлении сел Предущельное — Синапное. Остановка «Качи-кальон» расположена между селами Предущельное и Баштановка. Далее пешком вверх по очень крутой, но обустроенной тропе 10-15 мин.
— На автотранспорте: проехав через Бахчисарай в сторону Севастополя, свернуть по указателю на Предущельное. Примерно в 1,5 км от села Предущельное остановиться вдоль дороги возле скального массива Качи-Кальон.

Крым известен уникальными пещерными монастырями и скитами, затерянными в горах. Особое место в списке интересных мест занимает Бисерный храм в Бахчисарае. Известен он, прежде всего, необычным убранством и украшениями, выполненными из бисера монахами и прихожанами.

Фото храма от посетителя:

Монастырь в горах

Небольшой скит святой Анастасии находится недалеко от другой знаменитой достопримечательности - пещерного города Кача Кальон. Расположена обитель на высоте примерно 150 метров на склоне горы Фыцки. Подъем наверх достаточно крутой. Чтобы облегчить путь, монахи уложили на тропу старые автомобильные покрышки и зацементировали их. При подъеме можно посмотреть на небольшой храм святой Софии и хозяйственные постройки обители. Впечатляет огромная работа, проделанная монахами и послушниками- практические на голой скале им удалось вырастить настоящий сад, многочисленные клумбы с цветами, развести огород.


Сам Бисерный храм Анастасии Узорешительницы находится выше. Он сделан в вырубленной в известняке пещере. На таких стенах обычные росписи не держатся и-за постоянной сырости. Поэтому для украшения был найден необычный выход- монахи стали использовать изделия из бисера. Стены покрыты бисерными панно и композиции. Свод украшает византийский крест, также выполненный в этой технике. Внутреннее убранство дополняют многочисленные лампадки, также украшенные бисером. Окон и витражей здесь нет, храм освещается только свечами и лампадами.

Видео обзор храма:

История бисерного храма

Считается, что первые поселения монахи, бежавших из Константинополя из-за церковных гонений, основали в VIII веке. С перерывами поселение просуществовало до конца XVIII века. В 1778 году из Крыма была переселена большая часть христиан и монастырь оказался заброшенным на долгие годы. В XIX веке, усилиями известного святителя Иннокентия, настоящего подвижника, который внес огромный вклад в дело возрождения православных обителей в Крыму. Он считал, что Крым очень похож на другую знаменитую христианскую святыню - Афон. Монастырь его усилиями был восстановлен, а его территория тщательно благоустроена. Была проложена дорога и возведена церковь святой Анастасии.

После Октябрьской революции, новые власти в 1932 году вновь закрыли монастырь. Возродился он уже в 2005 году. Большую роль в этом сыграл монах Дорофей со своими единомышленниками. В заброшенной пещере был основан новый храм Анастасии Узорешительницы, который вскоре стали называть Бисерным.

Посещение храма Анастасии Узорешительницы

Кроме храма все желающие могут познакомиться с монастырским укладом. Сейчас на территории обители проживают несколько монахов, которым часто помогают прихожане. Многие приезжают сюда специально, чтобы помочь обители своим собственным трудом в хозяйственных работах.


Туристы могут приобрести в небольшой церковной лавке различные изделия ручной работы - мыло, травяные сборы, ароматические масла и изделия из бисера. Для паломников недавно была открыта небольшая гостиница. В ней могут остановиться и те, кто хочет внести свой вклад в обустройство территории и помочь обители своим трудом.

Как попасть в Бисерный храм

Вход на территории обители бесплатный и открыт для всех желающих.

Важно! Это территория действующего монастыря, поэтому вести себя и одеваться следует подобающим образом.

Расскажем, как добраться на автомобиле и общественном транспорте.

На автобусе сначала нужно доехать до Бахчисарая. Для этого из Симферополя следует сесть на автобус, который отправляется со станции «Западная» на Бахчисарай. Дорога занимает около двух часов. Уже в Бахчисарае нужно воспользоваться маршруткой, которая идет в направлении села Синапного. Выйти нужно, не доезжая до конца, а на остановке «Качи Кальон». Она расположена между населенными пунктами Баштановкой и Предущельным.

Если ехать на машине, то сначала нужно доехать до Бахчисарая, проехать населенный пункт по дороге по направлению к Севастополю. Затем следует свернуть на указателе к селу Предущельному. Горы со пещерами Качи Кальон находится примерно в 1,5 км от Предущельного. Дальше до скита придется подниматься пешком.

Посещение Бисерного храма будет интересно самому широкому кругу людей, как обычным туристам, так и верующим людям. Это действительно уникальное мест. Храм единственный в своем роде. Он дает возможность лучше узнать историю полуострова, его традиции и обычаи.

GPS Координаты: 44.695169 33.885226 Широта/Долгота