Легенды о розе. История розы

Приветики!
Сегодня с ребенком делали уроки. Среди прочего было задание по Окружающему миру - придумать сказку о каком-либо растении. Он решил сочинить про розу.
Самое интересное, что вместиться сказка должна была в 5 строк
Ну, сжали как могли. А вот какая сказка в итоге у меня получилась полностью.
Выставляю на ваш суд.



Однажды осенью девочке подарили розу. Она была такая же юная и нежная, как сама девочка. Даже иголки на ее стройном зеленом стебле совсем не кололись.

Девочка поставила розу в вазу на тумбочке возле своей кровати.
Вечером девочке не спалось. Она никак не хотела тушить ночник и любовалась розой.
- Хочешь, я расскажу тебе сказку? – спросила роза.
- А ты разве можешь разговаривать? – удивилась девочка.
- Конечно. – Роза едва качнула миленькой головкой. – Ты что не знала, что все цветы живые?
- Знала. – Девочка кивнула в ответ.
Она хотела еще добавить, что не догадывалась о том, что цветы умеют говорить, но постеснялась. Вдруг это только ей так повезло?
Она еще долго размышляла об этом, слушая удивительную сказку.


С каждым днем роза распускалась все больше и становилась все краше. А ее сказки были веселые и увлекательные.
Потом девочка заметила, что роза стала становиться печальнее, а ее сказки грустными.
- Что с тобой случилось? – спросила девочка. – Тебя что-то беспокоит?
- Скоро я завяну и совсем засохну, - тяжело вздохнула роза и посмотрела в окно, за которым осень безжалостно срывала пожухлые листья с деревьев.
- И ты тогда не сможешь рассказывать мне сказки? – нахмурила брови девочка.
- Нет, - тихо ответила роза. – Я тогда вообще не смогу ничего делать, даже любоваться любимым солнышком.

В этот вечер роза не стала рассказывать девочке сказку. А та лежала тихо, плотно сомкнув глаза, и делая вид, что спит. На самом же деле девочка думала, как помочь розе, ведь за это время они стали с ней настоящими подругами. А друзей в беде бросать нельзя.

Утром девочка проснулась очень счастливая.
- Я придумала, как тебе помочь! – воскликнула она розе. – Я посажу тебя в цветочный горшок, буду о тебе заботиться и поливать водой. Тогда ты не завянешь!
Эта идея розе очень понравилась.
Девочка посадила ее в горшок и поставила на подоконник, где было больше солнца.
Скоро роза сообщила ей, что пустила корешки, чтобы лучше держаться в земле и пить ими воду.
А потом розочка скинул завядшие лепестки, как и клен за окном скинул пожелтевшие листья. Девочка подумала, что роза погибла, и очень расстроилась. Но мама ее утешила и сказала, что весной, когда на деревьях появятся зеленые листики, оживет и роза.

Всю зиму девочка заботилась о тоненьком стебельке, который торчал из цветочного горшка. Он ничего ей не говорил, но девочка все равно продолжала делиться со своим любимым цветком всеми секретами.
И вот в начале весны она увидела, что на стебельке появилась маленькая зеленая почка, потом еще и еще одна. А из них стали расти тоненькие веточки.
А к концу весны в цветочном горшке рост уже маленький розовый кустик.
Вскоре на нем завязались бутоны.

Ах, как долго я спала! – услышала однажды утром девочка. Она подбежала к подоконнику, откуда доносился тихий знакомый голос.
На розовом кусте распустился первый нежный бутончик.
- Ты стала еще прекрасней! – воскликнула девочка и захлопала от радости в ладоши.
- Это все благодаря тебе, - ответила роза. – Спасибо, что заботилась обо мне.
- Мы же друзья, - смутившись, сказала девочка, и легкий румянец покрыл ее щеки.


В этот вечер они болтали допоздна.
А потом на розовом кусте стали распускаться все новые и новые бутоны. И все они наперебой каждый вечер рассказывали девочке новые увлекательные истории.

Жил был один король, у которого была только одна дочь. Она была его гордостью и радостью, его сокровище. Когда он постарел, и силы начали его оставлять, он осознал что не сможет всегда заботиться и защищать свою драгоценную дочь. И тогда решил он найти супруга для своей дочери.
Когда новость о том, что король ищет супруга для своей дочери распространилась, то много мужчин явились во дворец чтобы просить руку его дочери. “Папа, пусть останусь я рядом с тобой, пусть буду заботиться о тебе. Не хочу выходить замуж и оставлять тебя“ просила принцесса, но отец оставался непреклонным. Наконец он отступил и согласился, чтобы она назвала одно условие, которое должен удовлетворить ее избранный супруг - богатство, внешний вид, талант или что-то другое. Принцесса согласилась и сказала, что подумает до утра.
Вечером принцесса пошла в сад, чтобы посоветоваться с сыном садовника, с которым они дружили с детства. „Если скажу, что мой супруг должен быть красивым, то он может быть самым красивым на свете, но иметь жестокое сердце. Если скажу, что супруг должен бить милым, то он может оказаться очень старым. Ох.. какое условие мне попросить?“
Обсуждая проблему, принцесса и сын садовника решили, что условие должно быть под видом теста - трудного, но не настолько, чтобы быть невозможным. „И должен быть неясным“ сказал сын садовника ‚так только ты сможешь определить сможет ли твой будущий супруг его выдержать“ Позднее они решили, каким будет тест.
Следующим утром принцесса сказала отцу: „Выйду замуж за того, который принесет мне синюю розу
" .
Непрерывный поток кандидатов прекратился, потому что никто не смог найти синюю розу.
Один богатый торговец не хотел терять время в поисках синей розы, пошел к продавцу цветов и сказал: „Я дам тебе мешок золота, если сможешь мне найти синюю розу“ После долгих и бесплодных поисков, продавец отказался. Купил синюю краску и окунул в нее стебель одной розы. Лепестки розы окрасились в синий цвет. „Держи розу в вазе с краской до тех пор, пока не придет время отдать ее принцессе“
Торговец отнес розу девушке. Принцесса протянулась и взяла розу из его руки. Она долго ее рассматривала. Пока она рассматривала, капля синей краски капнула из стебла на ее руку. Она посмотрела на сине-зеленые листья, а потом прямо в глаза торговцу. Он отвернул свои в сторону. „Я не смогу выйти за тебя замуж“, сказала она. „Ты попытался меня обмануть, а я хочу, чтобы мой супруг был честным человеком“
Один красивый, молодой воин тоже хотел выйти за принцессу замуж. Он был сильным и влиятельным. Никто не смел пойти против него. Молодой воин пошел к королю соседнего королевства - „Принеси мне синюю розу“ приказал он, „Или я убью тебя и половину населения твоего королевства“. Король ценил мир и не хотел войны. Подарил воину синий сапфир, отшлифованный в форме розы.
Молодой воин принес сапфир принцессе. Она посмотрела в его глаза - глаза, которые были твердыми, как каменная роза. „Не могу выйти за тебя замуж“, сказала она, „Мне нужна настоящая роза, а не твердая и холодная как камень“
Самый молодой из королевских советников тоже попросил руку дочери короля. Он придумал умный план - заказал у одного художника синюю вазу. На одной стороне вазы была изображена синяя роза. Ваза была огранена золотом и была нежной и деликатной - изящный предмет искусства редкой красоты.
Встав на колени, молодой человек преподнёс ее принцессе. Принцесса посмотрела на вазу, а потом молодому человеку в глаза. „Выйди за меня замуж принцесса - я помогу тебе управлять королевством“ сказал он. Принцесса покачала головой и ответила: „Нет - мне нужна настоящая роза“
Вечером принцесса сидела в саду и разговаривала с сыном садовника - „Никто не смог принести мне синюю розу. Мне надо выйти замуж за того, кто был бы откровенным со мной и верным мне, так как ты всегда относился ко мне. Не должен быть холодным и жестоким. Я нуждаюсь в ком то - кто был бы милым и терпеливым - таким как ты. Не хочу супруга, который все время думал о власти и богатстве. Хочу чтобы он все время ценил меня из-за меня самой - как это делаешь ты....“
„Принцесса“, сказал он, „Завтра принесу тебе синюю розу - жди меня в синей комнате перед заходом солнца“
На следующий день, немного перед заходом солнца, принцесса расположилась в синей комнате. Сын садовника появился, неся в руке ослепительно белую розу.
„Но это обыкновенная белая роза!“, воскликнул один.
„Это сын садовника“ сказал другой.
„Уверен - принцесса его выпроводит!“ промолвил третий.
Сын садовника встал на колени перед принцессой. Лучи садящегося солнца прикасались к листьям белой розы проникая через окрашенные в синем стекла окон.
Когда принцесса протянула руку, чтобы взять розу разнесся шепот: „Но он только сын садовника!“ „ Роза не по-настоящему синяя“.
Принцесса выпрямилась и сказала: „Народ мой, я скажу вам, что я вижу! Я вижу мужчину, который бил всегда откровенным со мною и верным мне! Вижу одного мужчину, который имел смелость быть достаточно терпеливым и милым ждать, пока он узнает, что случается в моем сердце! Вижу мужчину который меня ценит из за меня самой! В своих руках он держит подарок из любви! И подарок синий. И если Вы не можете увидеть, что роза синяя, я Вам говорю, что у вас дальтонизм!“
Старый король положил руку своей дочери в руку сына садовника.
Принцесса вышла замуж за него и они жили долго и счастливо до конца своих дней.
Но не потому что сказочник это говорит, и не потому, что это необходимый конец всех романтических сказок, а потому что принцесса и сын садовника знали, что их счастье зависело от них самих, и что каждый ответствен за то, чтобы сделать другого счастливым!

Сказка о чувствах

Говорят, что однажды, давны-ы-ы-м-давно, много-много лет назад, собрались в одном уголке Земли, вместе, все человеческие чувства и качества. Когда СКУКА зевнула уже в третий раз, СУМАСШЕСТВИЕ предложило: - А давайте играть в прятки!? ИНТРИГА заинтересованно приподняла бровь:
- Прятки? А что это за игра???
СУМАСШЕСТВИЕ объяснило, что один из них, например, Оно, водит. Закрывает глаза и считает до миллиона, в то время как остальные прячутся. Тот, кто будет найден последним, станет водить в следующий раз и так далее, без конца...
ЭНТУЗИАЗМ затанцевал с ЭЙФОРИЕЙ, РАДОСТЬ так прыгала, что убедила СОМНЕНИЕ. Вот только АПАТИЯ, которую ни-ког-да и ни-че-го не интересовало, отказалась участвовать в игре.
ПРАВДА предпочла не прятаться, потому что, в конце концов, Её всегда находят, ГОРДОСТЬ сказала, что это совершенно дурацкая игра (Ее ничего, кроме себя самой не волновало), ТРУСОСТИ очень не хотелось рисковать.
Раз…, два…, три…, - начало счёт СУМАСШЕСТВИЕ.
Первой спряталась ЛЕНЬ, Она укрылась за ближайшим камнем на дороге. ВЕРА поднялась на небеса. А ЗАВИСТЬ спряталась в тени ТРИУМФА, который собственными силами умудрился взобраться на верхушку самого... высокого… дерева.
БЛАГОРОДСТВО очень долго не могло спрятаться, так как каждое место, которое Оно находило, казалось идеальным для Его друзей: «Кристально чистое озеро? Это для КРАСОТЫ. Расщелина дерева? Так это для СТРАХА. Крыло бабочки? Для СЛАДОСТРАСТИЯ. Дуновение ветерка? Ведь это для СВОБОДЫ!» - итак, наконец Оно замаскировалось в лучике Солнца.
ЭГОИЗМ, напротив, нашел только для себя теплое и уютное местечко.
ЛОЖЬ спряталась на глубине океана (на самом деле она укрылась в радуге).
А СТРАСТЬ и ЖЕЛАНИЕ затаились в жерле вулкана.
ЗАБЫВЧИВОСТЬ, даже не помню, где она спряталась, но это не важно.
Когда СУМАСШЕСТВИЕ досчитало до 999999, ЛЮБОВЬ все еще искала, где бы ей спрятаться, но всё уже было занято. Но вдруг она увидела дивный розовый куст и решила укрыться среди его ароматных цветов.
- Миллион! - крикнуло, сосчитав, СУМАСШЕСТВИЕ и принялось искать.
Первой Оно, конечно же, нашло ЛЕНЬ.
Потом услышало, как ВЕРА спорит с Богом, а о СТРАСТИ и ЖЕЛАНИИ Оно узнало по тому, как дрожит вулкан.
Затем СУМАСШЕСТВИЕ увидело ТРИУМФ, и догадалось, где прячется ЗАВИСТЬ.
ЭГОИЗМ и искать было не нужно, потому что местом, где он прятался, оказался улей пчел, которые решили выгнать непрошеного гостя.
В поисках, СУМАСШЕСТВИЕ подошло напиться к ручью и увидело КРАСОТУ.
…СОМНЕНИЕ сидело у забора, решая, с какой же стороны ему спрятаться.
Итак, все были найдены:
ТАЛАНТ - в свежей и сочной траве, ПЕЧАЛЬ - в темной пещере, ЛОЖЬ - в радуге (если честно, то она пряталась на дне океана).
Вот только ЛЮБОВЬ... найти не могли.
СУМАСШЕСТВИЕ искало за каждым деревом, в каждом ручейке, на вершине каждой горы и, наконец, решило посмотреть в розовых кустах, и когда раздвигало ветки, услышало крик …. Острые шипы роз поранили ЛЮБВИ глаза. СУМАСШЕСТВИЕ не знало, что и делать. Принялось извиняться, плакало, молило, просило прощения и в искупление своей вины пообещало ЛЮБВИ стать навеки ее поводырем.
И вот… с тех пор, когда впервые на Земле играли в прятки..., ЛЮБОВЬ СЛЕПА и СУМАСШЕСТВИЕ ВОДИТ ЕЁ ЗА РУКУ…

Соловей и роза

Она сказала, что будет танцевать со мной, если я принесуейкрасных роз, - воскликнул молодой Студент, - но в моем садунетниоднойкрасной розы.
Его услышал Соловей, в своем гнезде на Дубе, и, удивленный, выглянул из листвы.

Ни единой красной розывовсеммоемсаду!-продолжалсетовать Студент, и его прекрасные глаза наполнились слезами. - Ах, от каких пустяков зависит порою счастье! Я прочел все, что написали мудрые люди, я постигвсе
тайны философии, - а жизнь моя разбита из-за того только,чтоуменянет красной розы.

Вот он наконец-то, настоящий влюбленный, -сказалсебеСоловей.-

Ночь за ночью я пел о нем, хотя и не знал его, ночь за ночью я рассказывал о нем звездам, и наконец я увидел его. Его волосы темны, как темный гиацинт, а губы его красны, как та роза, которую он ищет; но страсть сделалаеголицо

бледным, как слоновая кость, и скорбь наложила печать на его чело.

Завтра вечером принц дает бал, - шепталмолодойСтудент,-имоя

милая приглашена. Если я принесу ей красную розу,онабудеттанцеватьсо

мной до рассвета. Если я принесу ей красную розу, я буду держать ее всвоих

объятиях, она склонит голову ко мне на плечо, и моя рукабудетсжиматьее

руку. Но в моем саду нет красной розы, и мне придется сидеть водиночестве,

а она пройдет мимо. Она даже не взглянет на меня, и сердце мое разорвется от

горя.

Это настоящий влюбленный, - сказал Соловей. - То, о чем ялишьпел,

он переживает на деле; что для меня радость, то для него страдание. Воистину

любовь - это чудо. Она драгоценнее изумруда и дорожепрекраснейшегоопала.

Жемчуга и гранаты не могут купить ее, и она не выставляется на рынке. Еене

приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото.

На хорах будут сидеть музыканты, - продолжал молодой Студент.-Они

будут играть на арфах и скрипках, и моямилаябудеттанцеватьподзвуки

струн. Она будет носиться по зале с такой легкостью, что ноги ее не коснутся

паркета, и вокруг нее будут толпиться придворные в расшитых одеждах.Носо

мной она не захочет танцевать, потому что у меня нет для нее красной розы.

И юноша упал ничком на траву, закрыл лицо руками и заплакал.

О чем онплачет?-спросиламаленькаязеленаяЯщерица,которая

проползала мимо него, помахивая хвостиком.

Да, в самом деле, о чем? - подхватила Бабочка, порхавшая в погонеза

солнечным лучом.

О чем? - спросила Маргаритка нежным шепотом свою соседку.

Он плачет о красной розе, - ответил Соловей.

О красной розе! - воскликнули все. - Ах, как смешно!

АмаленькаяЯщерица,несколькосклоннаякцинизму,беззастенчиво

расхохоталась.

Один только Соловей понимал страдания Студента, он тихо сидел на Дубе и

думал о таинстве любви.

Но вот он расправилсвоитемныекрылышкиивзвилсяввоздух.Он

пролетел над рощей, как тень, и, как тень, пронесся над садом.

Посреди зеленой лужайки стоял пышный Розовой Куст. Соловей увиделего,

подлетел к нему и спустился на одну из его веток.

песню!

Мои розы белые, - ответил он, - они белы, как морская пена, они белее

снега на горных вершинах. Подикмоемубрату,чторастетвозлестарых

солнечных часов, - может быть, он даст тебе то, чего ты просишь.

И Соловей полетел к Розовому Кусту,чторосвозлестарыхсолнечных

часов.

Дай мне красную розу, - воскликнул он, - и я споютебесвоюлучшую

песню!

Но Розовый Куст покачал головой.

Мои розы желтые, - ответилон,-онижелты,какволосысирены,

сидящей на янтарном престоле, они желтеезлатоцветананескошенномлугу.

Поди к моему брату, что растет под окном у Студента,можетбыть,ондаст

тебе то, чего ты просишь.

И Соловей полетел к Розовому Кусту, что рос под окном у Студента.

Дай мне красную розу, - воскликнул он, - и я споютебесвоюлучшую

песню!

Но Розовый Куст покачал головой.

Мои розы красные, - ответил он, - они красны, как лапкиголубя,они

краснее кораллов, что колышутся, как веер, в пещерах на дне океана. Но кровь

в моих жилах застыла от зимней стужи, мороз побил мои почки,буряполомала

мои ветки, и в этом году у меня совсем не будет роз.

Одну только красную розу -вотвсе,чегояпрошу,-воскликнул

Соловей. - Одну-единственную красную розу! Знаешь ты способ получить ее?

Знаю, - ответил Розовый Куст, - но оп такстрашен,чтоуменяне

хватает духу открыть его тебе.

Открой мне его, - попросил Соловей, - я не боюсь.

Если ты хочешь получить красную розу, - молвилРозовыйКуст,-ты

должен сам создать ее иззвуковпесниприлунномсиянии,итыдолжен

обагрить ее кровью сердца. Ты должен петь мне,прижавшисьгрудьюкмоему

шипу. Всю ночь ты должен мне петь, и мой шип пронзиттвоесердце,итвоя

живая кровь перельется в мои жилы и станет моею кровью.

Смерть - дорогая цена за красную розу, - воскликнул Соловей. -Жизнь

мила каждому!Какхорошо,сидявлесу,любоватьсясолнцемвзолотой

колеснице и луною в колеснице из жемчуга. Сладко благоухание боярышника, милысиниеколокольчикив долине и вереск, цветущий нахолмах.НоЛюбовьдорожеЖизни,исердце какой-то пташки - ничто в сравнении с человеческим сердцем!

И, взмахнув своими темными крылышками, Соловейвзвилсяввоздух.Он

пронесся над садом, как тень, и, как тень, пролетел над рощей.

А Студент все еще лежал в траве, где его оставил Соловей, ислезыеще

не высохли в его прекрасных глазах.

Радуйся! - крикнул ему Соловей. - Радуйся, будет у тебя красная роза.

Я создам ее из звуков моей песни прилунномсияниииобагрюеегорячей

кровью своего сердца. В награду я прошу утебяодного:будьверенсвоей

любви, ибо,какнимудраФилософия,вЛюбвибольшеМудрости,чемв

Философии, - и как ни могущественна Власть, Любовь сильнее любойВласти.У нее крылья цвета пламени, и пламенем окрашено тело ее. Уста еесладки,как

мед, а дыхание подобно ладану.

Студент привстал на локтях и слушал, но он не понял того,чтоговорил

ему Соловей; ибо он знал только то, что написано в книгах.

А Дуб понял и опечалился, потому чтооченьлюбилэтумалуюпташку,

которая свила себе гнездышко в его ветвях.

Спой мне в последний раз твою песню, - прошептал он. - Я будусильно

тосковать, когда тебя не станет.

И Соловей сталпетьДубу,ипениеегонапоминаложурчаниеводы,

льющейся из серебряного кувшина.

Когда Соловей кончил петь, Студент поднялся с травы, вынулизкармана

карандаш и записную книжку и сказал себе, направляясь домой из рощи:

Да, он мастер формы, это у него отнять нельзя.Ноестьлиунего

чувство? Боюсь, что нет. Всущности,онподобенбольшинствухудожников:

много виртуозности и ни капли искренности. Он никогданепринесетсебяв

жертву другому. Он думает лишь омузыке,авсякийзнает,чтоискусство

эгоистично. Впрочем, нельзя не признать, что иные из его трелейудивительно

красивы.Жальтолько,чтовнихнетникакогосмыслаиони лишены

практического значения.

И он пошел к себе в комнату, лег на узкую койку и стал думатьосвоей

любви; вскоре он погрузился в сон.

Когда на небе засияла луна, Соловей прилетел к РозовомуКусту,селк

нему на ветку и прижался к его шипу. Всю ночь он пел,прижавшисьгрудьюк

шипу, и холодная хрустальная луна слушала, склонив свойлик.Всюночьон

пел, а шип вонзался в его грудь все глубже и глубже,иизнеепокаплям

сочилась теплая кровь.

Сперва он пел о том, как прокрадываетсялюбовьвсердцемальчикаи

девочки. И на Розовом Кусте, на самом верхнемпобеге,началараспускаться

великолепная роза. Песня за песней - лепесток за лепестком. Сперва роза была

бледная,каклегкийтуманнадрекою,-бледная,какстопызари,и

серебристая, как крыльярассвета.Отражениерозывсеребряномзеркале,

отражение розы в недвижной воде - воткаковабылароза,расцветавшаяна

верхнем побеге Куста.

А Куст кричал Соловью, чтобы тот еще крепче прижался к шипу.

чем заалеет роза!

Все крепче и крепче прижимался Соловей к шипу, и песня его звучалавсе

громче и громче, ибо он пел о зарождении страсти в душе мужчины и девушки.

И лепестки розы окрасились нежным румянцем, как лицо жениха,когдаон

целует в губы свою невесту. Но шип еще не проник в сердце Соловья, исердце

розы оставалось белым, иботолькоживаякровьсоловьиногосердцаможет

обагрить сердце розы.

Опять Розовый Куст крикнул Соловью, чтобы тот крепче прижался к шипу.

Крепче прижмись ко мне, милый Соловушка, не тоденьпридетраньше,

чем заалеет роза!

Соловей еще сильнее прижался к шипу, иостриекоснулосьнаконецего

сердца, и все тело его вдругпронзилажестокаяболь.Всемучительнееи

мучительнее становилась боль, все громче и громче раздавалось пенье Соловья,

ибо он пел о Любви, которая обретает совершенство вСмерти,отойЛюбви,

которая не умирает в могиле.

И стала алой великолепная роза, подобно утренней заре на востоке.Алым

стал ее венчик, и алым, как рубин, стало ее сердце.

затрепыхались,аглазкизаволоклотуманом.Песняегозамирала,ион

чувствовал, как что-то сжимает его горло.

Но вот он испустил свою последнюю трель. Бледная лунауслышалаееи,

забыв орассвете,застылананебе.Краснаярозауслышалаееи,вся

затрепетав в экстазе, раскрыла свои лепестки навстречу прохладному дуновению

утра. Эхо понесло эту трель к своей багрянойпещеревгорахиразбудило

спавших там пастухов. Трель прокатилась по речным камышам, итеотдалиее

морю.

Смотри! - воскликнул Куст. - Роза стала красной! Но Соловей ничего не

ответил. Он лежал мертвый в высокой траве, и в сердце у него был острый шип.

В полдень Студент распахнул окно и выглянул в сад.

Ах, какое счастье! - воскликнул он. - Вот она, красная роза. Вжизни

невидалтакойкрасивойрозы!Унее,наверное,какое-нибудьдлинное

латинское название.

И он высунулся из окна и сорвал ее.

Потом он взял шляпу и побежал к Профессору, держа розу в руках.

Профессорская дочьсиделаупорогаинаматывалаголубойшелкна

катушку. Маленькая собачка лежала у нее в ногах.

Вы обещали, что будете со мной танцевать, если я принесу вамкрасную

розу! - воскликнул Студент. - Вот самая красная роза на свете. Приколитеее

вечером поближе к сердцу, и, когда мы будем танцевать,онарасскажетвам,

как я люблю вас.

Но девушка нахмурилась.

Боюсь, что эта роза не подойдет к моему туалету, - ответила она. -К

тому жеплемянниккамергераприслалмненастоящиекаменья,авсякому

известно, что каменья куда дороже цветов.

Как вы неблагодарны! - с горечью сказалСтудентибросилрозуна

землю.

Роза упала в колею, и ее раздавило колесом телеги.

Неблагодарна? - повторила девушка. - Право же, какой вы грубиян! Да и

кто вы такой, в конце концов? Всего-навсего студент. Не думаю,чтобувас

были такие серебряные пряжки к туфлям, как у камергерова племянника.

И она встала с кресла и ушла в комнаты.

Какая глупость - эта Любовь, - размышлял Студент, возвращаясьдомой.

В ней и наполовину нет той пользы, какая естьвЛогике.Онаничегоне

доказывает, всегда обещает несбыточное и заставляетверитьвневозможное.

Она удивительно непрактична, и таккакнашвек-векпрактический,то

вернусь я лучше к Философии и буду изучать Метафизику.

И он вернулся к себе в комнату,вытащилбольшуюзапыленнуюкнигуи



Легенда о розе



Царицу цветов – розу – люди воспевали с древнейших времён.

Об этом великолепном цветке они сложили много легенд и мифов. В античной культуре роза была символом богини любви и красоты Афродиты. Согласно

древнегреческой легенде Афродита появилась на свет, выйдя из моря у южного побережья Кипра. В этот момент совершенное тело богини покрывала белоснежная пена. Именно из неё и возникла первая роза с

ослепительно-белыми лепестками. Боги, увидев красивый цветок, обрызгали его нектаром, который придал розе восхитительный аромат.

Цветок розы оставался белым до тех пор, пока Афродита не узнала о том,

что её возлюбленный Адонис смертельно ранен. Богиня стремглав побежала

к любимому, не замечая ничего вокруг. Афродита не обратила внимания, как наступила на острые шипы роз. Капли её крови окропили

белоснежные лепестки этих цветов, сделав их красными.


Существует древняя индусская легенда о том, как бог Вишну и бог Брама
затеяли спор о том, какой цветок самый красивый. Вишну отдал предпочтение розе, а Брама, который никогда раньше не видел этого цветка, похвалил лотос. Когда же Брама увидел розу, он согласился с тем, что этот цветок прекрасней всех растений на земле.

Благодаря совершенной форме и чудному аромату для христиан роза с древних времён символизировала рай.


Роза

С давних времен роза остается непревзойденной царицей цветов, символом красоты и величия. Красота и мистическая притягательность розыпривлекла к себе внимание человека. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Роза пользовалась любовью и популярностью у всех народов мира. По археологическим данным роза существует на Земле уже около 25 млн. лет, а в культуре роза выращивается уже более 5000 лет и большую часть этого времени она считалась священным символом. Аромат роз всегда связывался с чем-то божественным, вызывающим благовение. С древност сохранился обычай украшать храмы живыми розами.

Ее выращивали еще в садах Востока несколько тысячелетий назад и самые первые сведения о розе встречаются древнеиндийских сказаниях, хотя
родиной считается Персия. В древнеперсидском языке слово «роза» буквально означает «дух». Иран поэты древности наз ывали Г ю л и стан, т.е. страна роз. Бенгальские розы родом из Индии, чайные - из Китая.
По преданию, Лакшми, самая красивая женщина в мире, р одилась из
раскрывшегося бутона розы. Прародитель вселенной Вишну, поцеловав
девушку, разбудил ее, и она стала ег о супругой. С этой минуты Лакшми
была провозглашена богиней красоты, а роза - символом божественной
тайны, которую она хранит под защитой остры шипов.
Королеву цветов ценили и привилегированные особы. Разводили розы при Петре Первом и Екатерине Второй.

В 17 веке роза впервые попала в Россию. Ее привез немецкий посол в дар
государю Михаилу Федоровичу. В садах же разводить ее стали только при
Петре Первом.
Искусительница Клеопатра соблазнила неприступного воина Марка Антония среди гор из лепестков душистых роз.

По легенде Древней Индии. во время торжеств один из правителей приказал
наполнить розовыми лепестками ров с водой. Позже люди заметили, что
вода покрылась пленкой розовой эссенции. Так и появилось розовое масло.

Из волн моря появилась на свет богиня любви Афродита. Едва она вышла на
берег, как хлопья пены, сверкающие на ее теле, стали превращаться в ярко - красные розы.
Для древних греков роза всегда была символом любви и печали, символом прекрасного в поэзии и живописи.

Древнегреческая поэтесса Сафо называла розу "царицей цветов". Великий
Сократ считал розу самым красивым и самым полезным цветком на свете.


Из древнегреческих мифов мы знаем, что храмы, посвященные богине любви
Афродите, были окружены зарослями роз, а сама богиня любила принимать ванны из розовой воды.

Во II тыс. до н.э. розы изображались на стенах домов на Крите, а спустя тысячелетия - на гробницах фараонов в Древнем Египте.

Древние римляне настолько обожествляли красоту роз, что сажали их на
полях вместо пшеницы, а зимой целыми кораблями вывозили цветы из Египта.

Еще одна история, почему роза стала красной – она зарделась от удовольствия, когда ее поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева.
Роза - цветок, наиболее чтимый христианством. Ее так и называют - цветок Богородицы. Живописцы изображали Богородицу с тремя венками.

Венок из белых роз означал ерадость, из красных - страдания, а из желтых - ее славу. Красная мохровая роза возникла из капель крови Христовой, струившейся по
кресту. Ангелы
собирали ее в золотые чаши, но несколько капель упали на
мох, из них выросла роза, ярко - красный цвет которой должен напоминать о пролитой за наши грехи крови.



Соловей увидел белую розу и в восторге прижал ее к своей груди. Острый
шип вонзился ему в сердце, и алая кровь окрасила лепестки дивного цветка.

Мусульмане считают, что белая роза выросла из капель пота Магомета при
его ночном восхождении на небо, красная роза - из капель пота сопровождавшего его архангела Гавриила, а желтая - из пота бывшего при Магомете животного.

Рыцари когда-то сравнивали дам своего сердца с розами. Они казались столь же прекрасными и неприступными, как и этот цветок. На щитах многих из рыцарей в качестве эмблемы была выгравирована роза..


По материалам книги «Всё о растениях в легендах и мифах»
Рой Маккалистер

February 5th, 2016 , 04:25 pm

За основу данного обзора взят перевод с немецкого нескольких глав книги «Vielfalt der Rosen eine Ausstellung zur Kulturgeschichte der Rose»,
Barbara Hell (Hrsg.) Düsseldorf, 1996.

Гравюра из книги «Rosen. Ein Taschenbuch für 1829» Leipzig 1829

Много миллионов лет назад, задолго до появления на Земле первого человека, розы уже цвели и благоухали, пленяя небеса своей восхитительной красотой. Ученые склоняются к выводу о том, что родиной цветка является Персия. Первые, самые ранние в историческом плане, сообщения о розах сохранились в странах Ближнего Востока. Вплоть до средневековья в Европе были известны только сорта диких роз, в то время как в Персии уже выращивали розы с восхитительным ароматом на протяжении тысячелетий. В качестве примера можно привести шиповник гальский (Rosa gallica) или дамасскую розу (Rosa damascena), которая была завезена в Европу из Сирии только в 1875 году. В культурном наследии стран Ближнего Востока розам уделено особое место, множество исторических источников, поэм и эпосов, восхваляют красоту и изящество этого удивительного цветка.

Чтоб добиться любви самой яркой из роз,
Сколько сердце изведало горя и слез.
Посмотри: расщепить себя гребень позволил,
Чтобы только коснуться прекрасных волос. Омар Хайям (1048-1131)

Cделаю небольшое отступление. О розах повествуют и древнеиндийские сказания. В книге Савицкой мне на глаза попались два утверждения:
1. По-персидски роза называется «гюль», что в переводе означает прекрасный цветок, а Персия - Гюлистаном, что означает «сад роз или прекрасных благоуханных цветов».
*
2. По преданию Богиня изобилия, процветания, удачи и счастья Лакшми, возлюбленная жена Бога Вишну, родилась из раскрывшегося бутона розы золотого лотоса со 108 большими лепестками и 1008 мелкими.* Из книги в книгу, из одного цветочного обзора в другой, кочует история о рождении Лакшми из бутона розы. Это ошибочное утверждение. На мой взгляд, ошибка вкралась из-за того, что прекрасный лотос часто называют водяной розой (LOTOS -> WASSERROSE). ЛАКШМИ, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ШРИ ВИШНУ, СТОИТ В ЛОТОСЕ И ДЕРЖИТ ЛОТОС В СВОЕЙ РУКЕ.
А вот про Гюлистан — очень интересно. На фарси Gül — это «роза», на слуху у нас имена: Гюльчатай, Айгюль. Имя Гюльчатай переводят, как «горный цветок».
На разный лад пересказывается в сети легенда, повествующая о том, как Брахма, любивший и почитавший лотосы, спорил с Вишну о красоте цветов. Вишну показал ему цветущую розу и великий Брахма признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну.** Но ни одной ссылки на серьезные источники, подтверждающие эту легенду, мне найти не удалось.

* Мистика Востока. Большая энциклопедия. Автор Светлана Савицкая
**Мифология. Статьи для мифологических энциклопедий. Том 2. Автор Владимир Топоров

Из сети: Die älteste gesicherte Darstellung der Rose findet sich auf einem Fresko im Palast von Knossos auf Kreta. (The Palace of Minos) Древнейшее изображение розы найдено при раскопках на Крите, в Кноссосе, на минойской фреске, восходящей к 2000-1700 гг. до н.э.(известно, что к концу 15 века до н.э. дворец уже был полностью разрушен землетрясением). Рядом с голубой птицей изображен куст шиповника или дикой розы.

Розы начали культивировать достаточно рано и в Древнем Китае. В императорской библиотеке хранится обширная коллекция книг о розах. Конфуций (551 — 479 до н.э.) сообщал в своих трудах о богатейшем императорском розарии в Пекине.
Документальные источники подтверждают особое отношение к розам и в Древней Греции. Гомер описывал в «Илиаде», как Афродита бальзамировала при помощи розового масла тело вождя троянцев Гектора, который был убит Ахиллом. В поэме розами был украшен и щит самого Ахилла. Цитата: Auch der Schild des Achilles soll mit Rosen geschmückt worden sein. В другом источнике я нашла информацию о щите Ахилла с уточнением, что речь идет об «Одиссее»: Homer schreibt in der Odyssee, dass der Schild des Helden Achilleus mit Rosen geschmückt war. Но в русскоязычных переводах «Илиады» никаких роз на щите Ахилла мне отыскать не удалось.
Знаменитая греческая поэтесса Сапфо, жившая в 8-м веке до н.э. на острове Лесбос, называла розу «Королевой цветов». Этот почетный титул роза пронесла сквозь века, с античных времен и поныне не утратила она своего королевского величия, в одах и сонетах, поэмах и элегиях воспевают поэты красоту цветка.
Sappho:
Wie ein jungfräulich Erröten
zieht es durch die Lauben hin:
Oh, die Rose! - Ach, die Rose
ist der Blumen Königin.

Древнегреческий поэт Анакреон (около 500 г. до н.э.) именовал розу «радостью Афродиты и любимым цветком муз». Он описывал рождение розы из белоснежной пены морских волн, окутывавших тело вышедшей на берег Афродиты. Боги были поражены красотой цветка и окропили его божественным нектаром, от этого роза и приобрела такой волшебный аромат. Роза считается священным цветком богини любви Афродиты.
Anakreon:
"Gerne halte ich diese zauberhafte Blume in der Hand,
die auch verwelkt den Duft ihrer Jugend nicht verliert".
Какое счастье держать в руках этот волшебный цветок,
Который, даже увядая, не теряет аромат юности.

Греческий историк Геродот (484 — 425 г. до н. э.) в восьмой книге своей «Истории» описывает сады царя Мидаса в Македонии и упоминает там шестидесятилепестковую махровую розу. Один из основателей ботаники древнегреческий философ Теофраст около 300 г. до н. э. в «Исследовании о растениях» даёт описание роз с 15-ю, 20-ю и даже 100 лепестками: большинство роз имеют пять лепестков, но есть двенадцати- и двадцатилепестковые, бывают и такие, у которых число лепестков существенно больше, говорят, есть розы, которые так и называются "столепестковые".

Нашла интересную статью с забавным названием «Сколько лепестков было на розах в садах царя Мидаса?» Автор А.Ю.Братухин поясняет, что надо понимать под описанием столепестковых роз.

Древние римляне, подражая греческим обычаям, осыпали лепестками роз путь победителей, украшали себя венками из роз и гирляндами из нанизанных на длинную нитку розовых лепестков, возлежали на подушках, наполненных душистыми лепестками, носили при себе ароматические мешочки, пили вино из лепестков роз и для сохранения красоты и молодости принимали ванны с эфирным розовым маслом. Гладиаторы умащивали тело розовым маслом, чтобы быть непобедимыми в сражении. В Древнем Риме роза являлась символом победы, римские императоры носили венки из роз в качестве короны. Тысячи цветков служили украшением пышных римских пиров и застолий, на это тратились огромные суммы. Расходы на покупку роз, которые приказал привезти в зимнее время из египетской Александрии римский император Нерон (37 — 68 н.э.), составили четыре миллиона сестерциев, что по сегодняшним ценам (цены на 1996 год) соответствует примерно полумиллиону марок. Пиршество проходило в знаменитом «Золотом доме», расположенном на центальном из семи римских холмов Палатине. Вращающиеся стены и потолок зала демонстрировали смену времен года, миллионы лепестков роз символизировали попеременно то снег, то дождь. Гости купались в бассейнах, наполненных розовой водой, и пили изысканные вина.
Римский император Гелиогабал (204 — 222 н.э.) приказал рассыпать с потолка розы в таком количестве, что некоторые из приглашенных на пир гостей задохнулись, дождь из лепестков роз погубил недругов молодого императора. Этот трагический сюжет был положен в основу картины «Розы Гелиогабала» («The Roses of Heliogabalus» 1888) английского художника Лоуренса Альма-Тадемы.


На утопающих в розах гостей равнодушно взирает сам Гелиогабал и его мать Юлия Соэмия. Справа за Гелиогабалом стоит женщина, играющая на авлосе, а вдалеке видна статуя Диониса, написанная художником с оригинала, хранившегося в музеях Ватикана. Эту же тему использовал в своей работе русский художник Павел Александрович Сведомский (1849, Санкт-Петербург — 27 августа 1904, Рим)

Роскошная жизнь, которую вели римские патриции и нобили, требовала такого огромного количества роз, что гигантские цветочные плантации (Rosetum) создавались даже за счет вытеснения зерновых культур. Знаменитые розарии были расположены в Пестуме (Посейдония), юго-восточнее итальянского города Салерно. Для того чтобы розы цвели круглый год, древние римляне строили теплицы и поливали розы теплой водой, использовавшейся также и для обогрева домов. Надо заметить, что основным назначением садов того времени было выращивание полезных растений, плодовых, овощных, лекарственных, а также разнообразных пряностей, можно только удивляться, столько заботы и внимания уделялось розам. И всё равно роз было недостаточно, их доставляли кораблями из Египта. До сих пор остается неразгаданной тайна, каким образом египтянам удавалось сохранить свежесть и благоуханность цветов в течении длительного шестидневного перехода. (из сети: как упоминается в папирусах времен правления Рамсеса II, розы в Древнем Египте выращивали уже в тринадцатом столетии до нашей эры.) В произведениях древнеримских писателей встречается описание около 10 сортов роз. Дамасскую розу (Rosa damascena) можно увидеть на мозаике из Помпеи, хранящейся в Неаполитанском музее. Увы, с падением Римской империи пришли в упадок и пышные розарии.
Дамасская роза. Rosa damascena rubrotincta. Alfred Parsons (1847-1920)

В раннем средневековье розы можно было отыскать только в монастырских садах. Монахи, в основном бенедиктинцы, выращивали розы для медицинских надобностей. В основном это был шиповник галльский Rosa gallica, который, вероятно, был доставлен торговцами из Рима. Именно Rosa gallica является родоначальником класса старинных садовых роз (Old Garden Rose). Не стоит забывать, что розы использовали не только из-за их целебных свойств, но и для придания более приемлемого вкуса горьким лекарственным настоям. Около 800-го года император Карл Великий издал инструкцию по управлению поместьями Capitulare de villis vel curtis imperii, перечень правил касался правовых моментов, а также распоряжений по развитию сельского хозяйства и садоводства. Подданные всех сословий помимо лекарственных трав обязаны были высаживать и розы. Можно утверждать, что в 11-м веке роза завоевала всю Европу не только благодаря своей целительной силе, но и благодаря своей необычайной красоте.
Роза становится также важным христианским символом поклонения Пресвятой Деве Марии . Марию называли «Розой без шипов» и «Райской розой». Белая роза олицетворяет собой чистоту и непорочность Богородицы. Считается, что райские розы были белыми и не имели шипов. Красный цвет розы объясняется пролитой на кресте кровью Иисуса Христа, а острые шипы символизируют грехопадение. Для христиан красная роза и шипы — символ Страстей Господних. В позднем средневековье живая изгородь из роз становится аллегорией рая, райский уголок, где розы символизируют чистоту и безгрешность Марии, можно увидеть на картинах «Die Muttergottes in der Rosenlaube» Штефана Лохнера (Stefan Lochner ок.1440 - 1442) и «Maria im Rosenhag» Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer 1450 - 1491).


Со времён средневековья возносимые молитвы сравнивались с прекрасными розами. В 1208 году Святой Доминик де Гусман Гарсес ввел в обращение католические чётки — розарий (Rosenkranz). Розарием называлась и молитва, читаемая по этим чёткам. Маленький розарий («kleine Rosenkranz») содержал 33 бусины (число лет жизни Христа) и ещё пять больших бусин (пять ран Христа). В те времена бусины в чётках изготавливали из перетертых со связующим средством лепестков роз. Для этих целей использовался, например, гуммиарабик — затвердевающая на воздухе вязкая смола, которую выделяют различные виды акаций.
Дева Мария Розария, держащая на руках Младенца Иисуса и протягивающая чётки (розарий) Святому Доменику. По церковному преданию, Cвятой Доминик получил чётки от явившейся ему Богородицы. Lorenzo Lotto (1480-1556) «Madonna del Rosario» 1539


Сюжет известной немецкой поэмы 1295 года «Розенгартен» («Rosengarten zu Worms» Розовый сад в Вормсе), имена героев которой знакомы нам по эпосу «Песнь о Нибелунгах», очаровывает читателя своеобразной романтикой средневековья. В прекрасном розовом саду Вормса, оберегаемая Зигфридом и бургундцами, живёт дочь короля Бургундии красавица Кримхильда. На рыцарский турнир в Вормсе собираются отважные рыцари, победителя каждого поединка ждёт награда — венок из роз и поцелуй Кримхильды. В Розенгартене устраивают «ристалище»— специальную площадку для проведения рыцарских турниров и поединков, вокруг которой воздвигались скамейки и ложи для зрителей. Тут-то и появляется монах Ильзан, в котором пробудились былая удаль и страсть к битвам, да так, что он решил отказаться от размеренной монастырской жизни и вспомнить времена своей молодости. Одержав победу в турнире и выиграв 52 поединка, Ильзан получает в награду 52 веночка из роз и 52 поцелуя Кримхильды. До ссадин исков нежные девичьи щеки своею колючей бородищей, победитель возвращается в монастырь, устраивает взбучку монахам, требуя отпустить ему грехи — в общем, ведет себя, как настоящий герой, достойный народного обожания и восхищения. В течение нескольких столетий отважный монах Ильзан был популярен в народе, его изображения встречаются на гравюрах XV и XVI веков. Остаётся только гадать, действительно ли в том чудесном Розенгартене, где жила Кримхильда, росли розы, или это только ласкающее слух название, а увитую чудесными розами картину дорисовало воображение средневековых художников. В эпоху Средневековья роза была важным геральдическим элементом и символом любви дворянина к даме сердца.

С незапамятных времен роза считалась священным мусульманским символом. Образ белой розы мусульмане связывают с упавшими на землю капельками пота Мухаммада на пути его восхождения к Небу. Во время Первого крестового похода было основано Иерусалимское королевство. Христиане завоевали Иерусалим в июле 1099 года. Султан Египта и Сирии Салах ад-Дин (Саладин) вступил в борьбу с христианами и в 1187 году разбил крестоносцев в битве при Хаттине, а затем, после недолгой осады, взял Иерусалим. Саладин послал 500 верблюдов с розовой водой для мечети Омара, чтобы очистить мечеть от христианской веры. В 1453 году турками-османами под предводительством султана Мехмеда II был захвачен христианский Константинополь, являвшийся на тот момент столицей Византийской империи. Прежде чем Софийский собор в Константинополе был превращен в мечеть, султан Магомет II приказал вымыть его розовой водой.

Вооружённые столкновения в борьбе за власть между группировками английской знати в 1455—1485 годах получили название «Война Алой и Белой Розы». Розы были отличительными знаками двух враждующих сторон. Значимость этой символики возросла, когда король Генрих VII в конце войны объединил красные и белые розы фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров.

Распускающуюся на кресте розу выбрал своей эмлбемой Орден розенкрейцеров, «Орден розы и креста» — тайное мистическое общество, предположительно основанное в период позднего средневековья в Германии.

В эпоху Возрождения роза символизирует не только красоту и совершенство, но и влечение, желание, любовь, блаженство. Картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли (1444-1510) «Рождение Венеры» является шедевром эпохи Возрождения. Дыхание бога ветров Зефира сливается с дыханием его супруги Флоры. Подхваченные дуновением ветра, кружатся розы вокруг богини любви Венеры, словно легкокрылые бабочки порхают вокруг прекраснейшего из цветков.

В эпоху барокко и рококо роза становится доминирующим элементом стиля в искусстве. В аристократических кругах входит в моду создание пышных розариев, розы высаживаются в городских и загородных садах.

Селия из комедии Шекспира «Как вам это понравится», J. Bostock ; W.H. Mote.

В XVI-XVII веке в Голландии широкое распространение получает махровая "столепестковая" или "столистная" Rosa Centifolia, которую называли розой Прованса или «капустной» розой (англ. Cabbage Roses, нем. Kohl-Rose). Эта, похожая на кочан капусты, роза часто встречается на картинах голландских живописцев того времени.
Ян ван Хейсум (Jan van Huysum Амстердам, 1682-1749)
Pierre-Joseph Redouté (1759 -1840).Cabbage Rose, Rosa Centifolia L. Major.

На протяжении столетий писатели и поэты подчеркивают необыкновенную значимость, красоту и символичность розы. Одним из самых знаменитых и наиболее популярных в своё время сочинений средневековой литературы была французская аллегорическая поэма XIII века «Роман о Розе» (фр. «Roman de la Rose»), это своеобразный любовный кодекс для аристократического общества. Роман состоит из двух частей, авторами которых являются французские поэты Guillaume de Lorris (1205-1240) и Jean de Meung (1240-1305).
Повествование первой части начинается с небольшого предисловия автора, который сообщает читателям о своем намерении рассказать об одном удивительном сновидении. Двадцатилетнему юноше снится прекрасный небесный сад, наполненный птичьими голосами и ароматом цветов. Владельцем сада является Радость. В саду поэту встречаются аллегорические персонажи: Красота рука об руку с Богатством, разодетые в пышные одежды Удовольствие(наслаждение) и Радость представлены в виде идеальных любовников. Весёлая компания гостей поёт, танцует и музицирует. Юноша, тайно преследуемый Амуром, углубляется в тенистые аллеи сада, где в зеркальном отражении вод принадлежащего Нарциссу фонтана замечает бутон розы, который настолько восхищает его, что он не в силах отвести взгляд. В этот момент стрелы Амура ранят сердце юноши и он устремляется на поиски цветущего розового куста. Минутное увлечение перерастает в страсть, он объявляет себя вассалом Любви. Амур отмыкает ключом его сердце и даёт ему наставления. Дальнейший сюжет рассказывает о стремлении молодого человека добиться благосклонности прекрасной Розы. У него есть помощники и советчики: Bel-Accueil (дружественный приём), Raison (благоразумие), Сладкоречие, Сладостный Взор, Великодушие и др. Злодеи и пороки: Malebouche (клевета), Peur (страх), Honte (стыд) и Jalousie (ревность) чинят всяческие препятствия на его пути. Пылкий влюбленный приближается к Розе, но недремлющие стражи Стыд и Страх преграждают ему путь. Разум, наблюдающий за событиями с высоты своей башни, призывает к сдержанности, но обуяный страстью юноша не внемлет его советам. Bel-Accueil подсказывает юноше, как утихомирить стражей, но когда те отступают, на пути юноши встает Целомудренность. На помощь приходит богиня любви Венера и юноше удается поцеловать розу. Разгневанные его дерзостью стражи возводят вокруг Розы неприступный замок...


Страницы древнего рукописного манускрипта оформлены бесценными иллюстрациями средневековых художников.

А кто же из нас не читал романа Умберто Эко «Имя розы». Роза была воспета в произведениях Иоганна Вольфганга фон Гете, Райнера Марии Рильке, Пауля Целана и многих-многих других известных поэтов и писателей.

В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,
Поет над розою восточный соловей.
Но роза милая не чувствует, не внемлет,
И под влюбленный гимн колеблется и дремлет. Александр Пушкин. Декабрь 1826 — февраль 1827

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой! Иван Мятлев (1834)

Гравюра 1876 года, выполненная с акварели Anais Toudouze.

Розы играли важную роль и в любимых с детства сказках, будь то «Спящая Красавица» Шарля Перро или «Белоснежка и Краснозорька» братьев Гримм. В 1911 году в Королевском оперном театре в Дрездене состоялась премьера комической оперы Рихарда Штрауса «Кавалер розы» (Rosenkavalier). О розах упоминалось в текстах серьезных церковных гимнов и песнопений, до сих пор исполняется, к примеру, рождественская песня «Es ist ein Ros entsprungen», найденная в старинной песенной книге 1599 года. О розах поётся в бесчисленных современных шлягерах. В 1961 году в Германии хитом стала песня «Белая роза Афин» («Weiße Rosen aus Athen») в исполнении Nana Mouskouri, эта песня была переведена на семь языков. Не уступают ей в популярности и советские песни: «Белые розы» cлова и музыка Сергея Кузнецова, «Миллион роз» на стихи Андрея Вознесенского, музыка Раймонда Паулса (1982), песня любима не только на территории бывшего СССР, но и в Японии, её поют на английском, корейском, финском и на иврите.
А сколько женских имён, производных от слова «роза»: Розалинда, Розалия, Розита, Роз, Розамунда, Розмари...Роза украшает гербы и монеты, ордена и знамена, даже сургучные печати зачастую содержали этот символ. Красную розу, как эмблему Англии, можно увидеть на гербе Великобритании рядом с шотландским чертополохом и листьями клевера. Красная роза — «Lippische Rose» символ изображенный на геральдическом щите вестфальскго владетельного дома Липпе — украшает герб Земли Северный Рейн-Вестфалия. Роза и лилия были самыми востребованными цветами в геральдической символике. В XV веке при Эдуарде IV появился английский золотой нобль с изображением розы роузноубл (розенобль), который чеканили до 1619 года. Роза была изображена на обеих сторонах роузноубля. На аверсе был изображен король в доспехах на корабле с большой розой на борту, на реверсе - крест, по углам которого - четыре льва, а посредине - солнце с розой. Английский парламент запретил вывоз этих монет из страны. Вычитала, что существовал подражательный нидерландский вариант с такими же изображениями, как и на английских монетах.

В первой половине XVI века в Московском государстве ходили монеты четырёх родов: московская, новгородская, тверская и псковская. Самой мелкой монетой была деньга. Самая древняя московская деньга имела овальную форму, на одной стороне была изображена роза, а на другой — надпись.

Louis Sußmann-Hellborn «Dornröschen», 1878 Nationalgalerie Berlin
«Спящая Красавица»


Роза в архитектуре (знаменитые окна-розетки), скульптуре и живописи, роза в традиционных орнаментах тканей и одежды, роза, как элемент декора на фарфоре и мебели...несть числа выведенным за последние два столетия сортам роз. Помните обидчивую красавицу розу, с которой пытался подружиться Маленький принц, эту трогательную историю в 1958 году поведал миру французский писатель Антуан Сент-Экзюпери.
На твоей планете,-сказал Маленький принц,-люди выращивают в одном саду пять тысяч роз и не находят того, что ищут. А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды... но глаза слепы. Искать надо сердцем.

Ирина Вячеславовна Мозжелина

Роза. Истории и легенды

Екатерина Зиборова

Роза - царица цветов - является предметом поклонения и пламенной любви. С незапамятных времен роза была объектом поклонения и восхищения.

Самые первые сведения о розе можно встретить в древнеиндусских сказаниях : она пользовалась в древней Индии таким почетом, что даже существовал закон, по которому каждый, кто принесет розу царю, мог просить у него всё, что ни пожелает.

В Древнем Иране о прелести этого цветка написаны сотни томов. По словам одного из поэтов, роза была подарком самого Аллаха. Однажды к нему явились все дети Флоры с просьбой назначить им нового повелителя взамен прекрасного, но сонливого Лотоса, который забывал среди ночи свои обязанности правителя. Аллах внял их просьбе и ниспослал им девственно-белую розу с острыми шипами.

Поэтов и писателей вдохновляла легенда о соловье и розе . Соловей был так пленен ее прелестью, что в восторге прижал розу к груди. Но шипы, острые, словно кинжалы, вонзились ему в сердце, и кровь несчастного окрасила лепестки дивного цветка. Вот почему, повествует персидское сказание, многие наружные лепестки розы до сих пор сохраняют свой розоватый оттенок.

Возможно, персидской розой первоначально была и великолепная махровая роза с мускусным запахом. А в саду Негаристан можно встретить розу Эглантерию - высотой до б м, со стволом до 70 см в окружности. Это розовое дерево не имеет аналогов в мире.

От персов любовь к розам перешла ко всем магометанам, которые приписывают им очистительную силу - по преданию, белая роза выросла из капель пота Магомета при его ночном восхождении на небо. Поэтому ни один магометанин не наступит ногой на розу, а валяющийся на земле лепесток тотчас переложит на чистое место. Розвовой воде приписывается очистительная сила : Магомет II, например, после взятия им Константинополя повелел омыть храм Св. Софии сверху донизу розовой водой, прежде чем превратить его в мечеть.

В Китае розой увлекался, говорят, и великий Конфуций, воспевавший ее как царицу цветов. Говорят также, что более 500 томов в библиотеке китайского императора повествуют только о розе, а в императорских садах она растет в невероятных количествах.

Знали ли розу древние евреи - и по сей день вопрос спорный. Однако, по Талмуду, красная роза выросла из неповинно пролитой крови Авеля и потому должна служить украшением каждой еврейской невесты на свадьбе.

В Египте в VII столетии, во времена Птолемея, стало славиться своими розами местечко Арсиное, где из них готовили розовую воду. Известно, что царица Клеопатра, принимая Марка Антония, повелела усыпать пол залы розовыми лепестками, толщина слоя которых составила? аршина.

В Греции - центре всей интеллектуальной жизни древнего мира - роза считалась даром богов. По словам Анакреона, она родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты. Увидев этот прелестный цветок на ней, боги сейчас же обрызгали его нектаром, придав ему чудный аромат.

Существует множество легенд о том , как белая роза стала красной. По одной легенде , ее окрасили капли крови Афродиты, когда та, не замечая острых шипов, бежала по роще Пифона, где лежал раненый насмерть ее возлюбленный Адонис. Другая гласит, во время одного из пиршеств богов на Олимпе Купидон опрокинул своими красно-розовыми крылышками сосуд с нектаром, окрасивший белые розы в красный цвет и сообщивший им нежный запах.

Роза играла важную роль и в быту : венками из роз украшалась невеста, их посылали друг другу влюбленные, розами греки усыпали путь победителя, возвращавшегося домой. С другой стороны, розами убирались урны с прахом покойных - в круглом бутоне греки видели символ бесконечности. Вообще, розе приписывали множество чудодейственных свойств - уберегать останки от разложения, возвращать красоту и многие другие. В почете были и вязальщики венков из роз.

Из Греции роза была перенесена колонистами в Рим. Во времена республики роза считалась символом строгой нравственности и была наградой за выдающиеся деяния, а воины украшали себя венками из роз, чтобы вселить в себя мужество. Она так высоко ценилась, что было запрещено украшать себя ей в дни скорби и печали. А в домах часто вешали над столом веточку розы как символ бога Гарпократа - бога молчания. Крылатое выражение "sub rosa dictum" - значит : я сказал под розой, т. е. под большим секретом.

Значение розы во времена падения Рима изменилось : она стала цветком забавы во время пьяных оргий, выразительницей низменных чувств. Патриции и императоры набивали благоуханными лепестками матрацы и подушки, усыпали полы своих дворцов толстым слоем лепестков. В обеденном зале императора Нерона потолок и стены вращались, изображая смену времен года, и вместо града и дождя гостей осыпали миллиарды свежих лепестков. Желая как можно больше упиться запахом роз, императоры приказывали даже усыпать лепестками поверхность моря во время водных прогулок.

Обширные розанные сады в предместьях Рима расширялись в ущерб хлебным посевам. А улицы Рима были так пропитаны запахом роз, что непривычному человеку становилось дурно.

Такое отношение римлян к розе поначалу внушило отвращение к ней первых христиан. Однако со временем она стала приобретать их расположение благодаря дивной красоте и нежному запаху. Ее посвятили даже Богоматери. А белые розы назывались также розами Магдалины - они потеряли свой цвет от пролитых ею слез раскаяния. Кроме того, роза в католических легендах - это небесная защитница добрых дел.

Наибольшей любовью роза пользовалась в средневековой Франции. Здесь и разводить ее позволяли не всякому. А подарить дочери венок из роз, "шапель", считал своим долгом даже самый бедный родитель. И даже крещение производилось в это время с примесью розовой воды.

В Англии под знаменем двух мирных роз - красной и белой - разгорелась страшная братоубийственная война, длившаяся 30 лет. Кусты, с которых были сорваны эти две исторические розы , находились в парке Тампль в Лондоне и погибли всего около десятка лет тому назад. Впоследствии английские садовники вывели особенный сорт розы , Ланкастер-Иоркский, знаменитый тем, что на одном и том же кусте цветут и красные, и белые розы .

Сначала роза в Англии служила отличительным знаком актеров, носивших ее на башмаках. Но вскоре она стала атрибутом костюма щеголей и щеголих Англии, которые носили ее за ухом, и чем больше была роза, тем шикарнее. Вскоре с живой розой за ухом стала появляться сама королева Елизавета. Наконец, роза была последним цветком, который унес с собой из этого мира король Эдуард VII - его безутешная жена королева Алекандра вложила ему в руку чудную белую розу.

В Германии роза появилась ещё во времена язычества. Бог огня Локки при наступлении весны смеется, и от его смеха холод бежит, снег тает и земля покрывается розами. В то же время роза - это символ меча и смертельной раны. Вследствие этого розовыми садами называли и поле битвы, и кладбища.

С водворением в Германии христианства перенеслось в него и языческое поклонение розе. По легенде , белые розы выросли на кусте , куда Дева Мария повесила сушить Христовы пеленки. Говорили, что прикосновение к розе превращает оборотней обратно в людей и уличает ведьм.

В XVI франкмасоны украшали себя розой в Иванов день. А мистическое общество розенкрейцеров избрало своим символом венок из роз с шипами с Андреевским крестом внутри.

Наконец, изображение венка роз в пятиугольнике из звезд служило знаком основанного бразильским императором Дон-Педро I ордена роз, получить который считалось величайшей честью.

В России же роза как украшение садов появилась при Петре I и особенно при Екатерине II. А часто встречающаяся у нас фамилия Розанов пошла также от розы - этой фамилией один граф нарек семью крепостных, которых отпустил на волю за выдающиеся умения в уходе за розами, в чём отец этого семейства перещеголял специально приглашенного англичанина.

Розы бывают белыми и розовыми, желтыми и темно-красными, а на Гавайских островах растут даже черные и голубые. Цветом тропического неба отдает красота нежно-синих лепестков. Синяя роза, конечно же, редкость. Но не менее редкостной является и изумрудная роза, выведенная в ботаническом саду "Напока" румынского города Клуж. Лепестки салатно-зеленого цвета этой розы напоминают прозрачные с перламутровым отливом крылья стрекоз.

Говорят, что появилась на свет даже черная роза, олицетворяющая печаль. А в Италии на выставке цветов, была представлена роза белого цвета Пурецца - Чистота без единого шипа.

В книге "О свойствах трав" древнефранцузского врача Одо из Мена розе посвящены стихи : "Право, цветком из цветов по заслугам считается роза. Все превосходит цветы ароматом она и красою, но не одним ароматом и прелестью роза умеет радовать нас, а полезна обильем целительных качеств".