Мастер-класс по папье-маше: Бюджетный абажур. Великолепные светильники своими руками Как сделать из папье маше плафон

Сейчас самое время заниматься обустройством садового или дачного участка) В связи с этим хочу вам подкинуть идею создания из папье-маше садовых светильников. Самое главное, что вам понадобится для изготовления именно таких светильников "под камень" - это декоративная текстурная краска, покрытие с эффектом природного камня, которая сегодня есть в продаже в строительных магазинах


Итак, для работы нам понадобится декоративная текстурная краска с эффектом природного камня, в данном варианте это краска Multispec - современное покрытие, подходящее для самых разных поверхностей. Эффектная палитра цветов преобразит не только идеально ровную, тщательно подготовленную поверхность, но и поможет скрыть несовершенства поверхности, например трещины. Цветовая палитра краски представлена 10-ю оттенками, из них малахит, бирюза, лунный камень, гранит, горный хрусталь и так далее. Данную краску можно приобрести в интернет-магазинах. Кстати, если вы хотели бы сами открыть свой интернет-магазин, загляните на сайт aplayweb.ru . Здесь вы сможете узнать о стоимости создания интернет-магазина, а также заказать экспертам его разработку и продвижение своего бизнеса в интернете.

Для создания светильника нам понадобится воздушный шар, старые газеты, клей ПВА, ножницы и канцелярский нож, шпатлевка и наждачная бумага

Клей ПВА разбавляем с водой, газету рвем на небольшие полоски, смачиваем газету в растворе клея и приклеиваем к воздушному шарику. Обклеиваем шар в несколько слоев. После высыхания шарик лопаем, заготовку вырезаем-обрезаем. Наносим шпатлевку, шкурим, затем красим текстурной краской





Стильная люстра из папье-маше от Jaime - Prudent Baby. Мастер-класс

Приветствую вас на страницах моего дневника!

Прелесть этой идеи в том, что мы с вами можем сделать совершенно различной формы люстры или абажуры, ведь в качестве болванки можно использовать не только шар, как делает мастерица Хайме, автор ресурса Prudent Baby, но и банки, блюда, контейнеры и т.д. Я вообще очень люблю работать с массой папье-маше, особенно с грубой - изделия получаются достаточно прочными, надежными в плане удержания формы. А материал-то - практически из ничего - можно использовать яичные лотки, картонные коробки, упаковки, ненужную бумагу и т.д., думаю, в любом доме этого хоть отбавляй:) Мастерица Хайме использовала для изготовления папье-маше газетные листы. По своему опыту, хочу заметить, что на такую поверхность в последующем отлично ложится краска, можно добавить изображения в технике декупаж, различные декоративные элементы, узоры, орнаменты и т.д., можно поверхность покрыть шпатлевкой и зашкурить, получится вообще гладкая поверхность с эффектом каменной, а можно еще всю поверхность выложить яичной скорлупой или мозаикой... - ну в общем, идея есть, а как ее доработать, думаю, каждый придумает сам:) У меня лично так зачесались руки:) Приятного просмотра!

Знаю, что первый вопрос будет о пожарной безопасности такого абажура. Могу сказать точно, что при использовании энергосберегающих ламп бояться точно нечего, так как они нагреваются несущественно. Если уж очень хочется себя обезопасить, поспрашивайте в строительных магазинах - есть специальный противопожарные пропитки, можно абажур ими обработать и чувствовать себя в полной безопасности.

По материалам сайта: prudentbaby.com

Это масса папье-маше, с которой будет работать мастерица. Как я и писала, Хайме использовала для массы порванные на куски газету - много газеты:) Пропорции, которые приводит мастерица (ниже я напишу, как делаю массу я:)) - в расчете на ведро: 3/4 ведра газетных обрывков и залить водой до верха. Оставить намокать на ночь. Если нет времени на выстаивание, можете замоченную массу проварить на огне. Далее массу тщательно перемешать, отжать воду и добавить разведенный обойный клей. Пропорции мастерица не приводит - говорит, что клей добавляет на глаз. Дорогие мои, сейчас в сети столько рецептов, что не составит труда найти тот, который понравится именно вам. Обратите внимание на рецепты со строительным мелом - мне очень понравилась такая масса, практически не дает усадки и изделие шикарно держит форму.

Теперь мастерица надувает огромный шар - он должен быть плотным, процесс высыхания длится долго, нужно, чтобы шар за это время не сдулся:) И вот тут очень интересно: первый слой Хайме выкладывает из гипсовых бинтов - представляете, какая надежная люстра получится? Опускаем гипсовые полоски в воду и сразу же выкладываем на поверхность шара. Заполняем все пространство.

Причем заботиться о том, чтобы низ лампы был ровным, не стоит - в дальнейшем форму можно будет подровнять:) Да, еще важный момент: лучше шар не ставить во что-то поддерживающее, а подвесить.

Хайме не пишет о том, зачем она еще делает слой из газетных полосок - но, думаю, для лучшего сцепливания гипсового слоя с массой папье-маше. Ну и, конечно, перед нанесением последующего слоя необходимо, чтобы высох предыдущий. Газетные полоски мастерица клеит с помощью обойного клея.

Теперь настал черед выкладывать массу папье-маше. Выкладывая, старайтесь наносить равномерно

Сверху разглаживаем пальцами

Это уже подсохший вариант

После полного высыхания протыкаем шар, аккуратно его вытягиваем

Обрезаем лишнее

Ну супер, она мне и необработанная нравится!

А сейчас немного о моем опыте работы с папье-маше.

Всем удачи и бесконечного творческого вдохновения!!

Проблемы с выбором светильников знакомы многим. Приобретается светильники в последнюю очередь, поэтому скомбинировать их со всеми остальными интерьерными элементами может быть сложно. Но отчаиваться не стоит. Ведь эффектные светильники можно изготовить и самостоятельно, не тратя массу времени денег.

1. Новогодний декор на люстре


Пластиковыми бусами, который можно приобрести в отделе новогоднего декора, можно украсить готовый абажур. Яркие цвета и блеск превратят светильник в настощее украшение любого интерьера.

2. Городской пейзаж


Очертания городских крыш, вырезанные из темной бумаги, наклеиваются на светлый абажур. Такая аппликация легко преобразит скучный однотонный светильник.

3. Весь мир как на ладони


В каждом доме найдутся старые карты, которые лежат без применения годами. Из них можно сделать светильник своими руками. Просто оберните частью карты подходящего размера старый абажур. Для более аккуратного вида бумагу можно покрыть акриловым лаком.

4. Из папье-маше


Для изготовления оригинального светильника своими руками придется вспомнить технику папье-маше, знакомую всем с детства. Бумагу нужно разорвать на мелкие кусочки и оставить на пару часов в водном растворе ПВА. Затем бумажной массой слой за слоем обкладывается предмет нужной формы – например, надутый воздушный шар. После высыхания папье-маше абажур готов.

5. Вторая жизнь старых газет


Просто обклеить абажур газетой, искусственно состаренной при помощи чая или кофе – слишком простое решение. Вырежьте из нее круги и приклейте их так, чтобы частично закрывали друг друга. Интересная игра света и тени гарантирована. Дополнительно лучше покрыть абажур лаком.

6. Вечный абажур


Из старой металлической корзины или обычной проволоки можно сделать светильник своими руками, который стане чемпионом по прочности и долговечности. Кроме того, такой абажур еще и полностью пожаробезопасный.

7. Из ярких коктейльных трубочек


Светильник из коктейльных трубочек выглядит демократично, но при этом эффектно. Прото приклейте трубочки одной из сторон на старый абажур при помощи силиконового клея. Если разрезать трубочки напополам, то светильник получится меньшего размера.

8. Шик и блеск


Бусины, которым не нашлось применения, можно использовать для декора светильника. Нанижите их на тонкую ювелирную проволоку (ее можно купить в магазинах товаров для рукоделия) и прикрепите ее на металлическую основу абажура.

9. Четкая геометрия


Коктейльные трубочки, окрашенные в золотой или серебряный цвета, станут материалом для изготовления светильника своими руками. Между собой они скрепляются при помощи продетой нитки.

10. Кружевные узоры


Просто обтяните или обклейте однотонный абажур контрастными кружевами. В первом случае лучше использовать эластичные кружева: они будут плотнее прилегать к поверхности абажура и аккуратнее смотреться.

11. Бумажный хаос


Обычная белая бумага, свернутая в трубочки, становится сырьем для оригинального абажура. Склеивайте их между собой в хаотичном порядке, двигаясь снизу вверх.


12. Уютный светильник для рукодельниц


Все пуговицы, которые не находят себе применения, могут использоваться для изготовления милого светильника. Нанижите пуговицы на крепкие нити, а их закрепите верхней части абажура.

13. В гармонии с природой


Ветка замысловатой формы станет отличной основой для необычного светильника. Кроме нее, понадобятся несколько лампочек в патронах. Просто обкрутите провода вокруг ветки.

14. Почти съедобная люстра


Основа от старого абажура, декорированная столовыми приборами, выглядит достаточно брутально. Такой светильник отлично впишется в интерьер кухни в стиле кантри или лофт.

15. Нежные текстильные лепестки


Для изготовления такого светильника выбирается ткань, края которой не осыпаются. Вырезанные из нее лепестки прикрепляются на абажур клеем.

16. Из декоративной веревки


Щедро намажьте основу для будущего абажура толстым и плотно обмотайте веревкой с грубой фактурой. В качестве основы совсем необязательно использовать старый светильник. Подойдет даже старая посуда, например, стаканы или миски.

17. Лампа в юбке


Полупрозрачный текстиль, к примеру, тюль от старых занавесок, может обрести вторую жизнь. Собрав его в верхней части в складки, закрепите на надоевшем абажуре.

18. В стиле пэчворк


Множество разноцветных лоскутков завязываются на основе от старого абажура. Чем их больше – тем лучше.

19. Из любимых открыток


Часто открытки и фото, даже те, которые нравятся, лежат без дела годами. Обклейте ими скучный светильник, и он моментально преобразится.

20. Вся наша жизнь – игра


Игральную колоду, в которой не хватает нескольких карт, не стоит выбрасывать. Плотная глянцевая бумага с контрастным рисунком – отличный материал для декора абажура, практичный и красивый.

Итак, проблема с освещением решена. Самое время ознакомиться с

В начале времен первыми источниками света были костры и факелы, потом появились свечи, масляные, керосиновые, электрические лампы, сегодня мощный луч света может быть виден за 100км. А недавно, калифорнийские физики создали лампу накаливания всего 100 атомов. Художники Sophie Mouton-Perrat и Frédéric Guibrunet создают уникальные модные светильники из папье-маше в образах прекрасных дам в полный рост светящихся изнутри.

Творческие люди делают нашу жизнь прекраснее, обогащая ее вкусом, цветом, эстетикой. Творческий дует Papier à êtres состоящий из двух художников вот уже десять лет к ряду создают уникальные светильники из папье-маше в образе прекрасных дам светящихся изнутри. Как, по-настоящему, счастливая женщина, светиться изнутри! Такие светильники в интерьере делают его элегантным, уютным, изысканным.

Художники Sophie Mouton-Perrat и Frédéric Guibrunet свои светильники делают из папье-маше, это довольно трудоемкий процесс, кропотливый труд. Папье-маше-послойное наклеивание частей мокрой бумаги, но не думайте, что светильники из папье-маше тонких и хрупкие, хотя они именно так и выглядят. Родина папье-маше Китай, еще в 202 веке до н.э. из папье-маше здесь изготовляли…доспехи и шлемы! Они могли защитить воинов от стрел и скользящего удара меча.

Творческий дуэт Sophie Mouton-Perrat и Frédéric Guibrunet образовался в 2007 году, после того как художники встретились и познакомились в Париже на выставке посвященной бумажному творчеству. Каждый из них выполняет свою часть работы: Фредерик делает основу светильника, а Софи создает образ прелестной дамы навеянные ей волшебными сказками.

Прелестные светильники дуэта Papier à êtres наполнены поэтическим символизмом и буквально светом. Их романтичные светильники можно увидеть в галереях в Европы, Японии и Австралии.

Интернет магазин «ЛІНІЯ СВІТЛА» предлагает большой выбор модных светильников для любых помещений и улицы, а также лампочки

Итак, разобравшись, как правильно , беремся за ее основные светотехнические и в то же время декоративные элементы: абажур и плафон. Рефлекторы технологически проще; их изготовление и крепление к несущей конструкции люстры затруднений не вызывает.

О креплении абажуров

В интернете полно картинок с действительно очень красивыми самодельными светильниками. Однако, рассматривая их, задайтесь вопросом: а как там заменить лампочку? Ответ далеко не всегда находится и в первоисточниках. Способы крепления светотехнических элементов в светильниках, допускающие замену лампы без применения инструмента, будут рассмотрены в , но описанные далее в данной технологические приемы рассчитаны на то, что абажур в таком случае или сдвигается вверх, или снимается вниз, или в него можно просто залезть рукой.

Материалы

В порядке возрастания сложности (и долговечности) изделия абажуры и плафоны своими руками в домашних условиях можно делать из бумаги, пластиков, ниток, готовых трубочек разного рода, шпагата или пряжи, каркасные с тканевым чехлом и витражные. Последние 2 достаточно сложны, но при умелом подходе к работе по светотехническим и декоративным качествам могут превосходить дорогие покупные.

Бумага

Сделать бумажный абажур проще всего: из материалов, кроме бумаги, понадобятся нитки и клей ПВА, а из инструмента – швейная игла, ножницы и, возможно, острый монтажный нож. Однако бумажные абажуры непрочны и поэтому пригодны в основном для люстр. Зато испорченный абажур из бумаги несложно заменить новым.

Сделать светильник из бумаги несколько прочнее можно различными способами. Простейший – набрать плафон-шарик из бумажных полосок, склеивая их на полюсах и между собой, поз. 1 на рис. Однако дизайн в таком случае единообразен: достаточная прочность изделия обеспечивается только и только его сферической формой.

Другой способ заключается в упрочнении самой бумаги. Он потребует немного дополнительного материала: медного эмалированного обмоточного провода диаметром 0,25-0,4 мм или ниток. В первом случае абажур сгодится без дополнительного упрочнения и для торшера, а во втором для накладных декоративных элементов понадобится цельная несущая основа, напр. из пластиковой бутылки. Упрочняется бумага для абажура проволокой следующим образом:

  • На листе плотностью 90-140 г/кв. см. выводят контуры деталей.
  • Тонко заточенным карандашом, или механическим со стержнем 0,6 мм, наводят линии сетки жесткости. Если абажур будет склеен из нескольких цельных или немного обрезанных листов, линии сетки должны образовывать бесшовный узор.
  • Наносят кисточкой клей ПВА тонким слоем.
  • Когда клей подсохнет до отлипа, накладывают по сетке жилки – ребра жесткости – из проволоки.
  • Смазывают тем же ПВА лист плотностью 35-60 г/кв. см, накладывают на первый и аккуратно приглаживают пальцами.
  • Спустя сутки детали вырезают ножницами, склеивают между собой и раскрашивают. Таким образом можно делать даже имитации крыльев редких видов бабочек, поз. 2; в данном случае – махаона Маака.

При использовании ниток оба листа берут плотностью до 60 г/кв. см. Тогда, как сказано, понадобится несущая основа, но зато удается имитировать даже фактуру лепестков роз, поз. 3.

Примечание: бумажный абажур, прочный «почти как настоящий» можно сделать из папье-маше. Технология, достаточно, трудоемкая, описана далее, см. об абажурах для кухни.

Пластики

Элементарно сделать абажур для люстры из одноразовых пластиковых стаканчиков, скрепленных степлером, см. рис. Его светотехнические качества очень неплохи, но вид откровенно утилитарен. Поэтому такие абажуры имеет смысл применять в помещениях с достаточно высокими требованиями к качеству освещения, но не парадных. Диаграмму направленности (ДН) абажур из стаканчиков формирует кардиоидную.

Абажур из пластиковых стаканов

Веерной ДН с широким раскрывом, очень мягким светом в центральном пятне и равномерной освещенности в боковой зоне, позволяет добиться светильник с абажуром-шишкой (или ананасом?) из обкусанных пластиковых ложек на основе в виде бутылки ПЭТ с обрезанным донышком, см. рис. Эффективное смягчение света достигается тем, что ложки работают как полупрозрачные чашеобразные рефлекторы. Приклеиваются они к бутылке и склеиваются между собой клеем силиконовым, монтажным или клеевым пистолетом. Пригоден и цианоакрилатный клей, но его нужно брать густой. Дешевый «суперклей» очень текуч, потеки расплывутся всюду и попортят глянцевые поверхности ложек.

Из одних только бутылок тоже можно делать неплохие абажуры. Напр., сфера из их донышек, скрепленных степлером, как и стаканчики-стопари (мини-мастер класс см. на рис.) даст кардиоидную ДН; правда, по сравнению с «устаканенной» заметно искаженную. Но на даче или в подсобных помещениях люстра из донышек вполне пригодится.

Абажур из донышек бутылок

Романтический мягкий свет, несколько пятнистый, но в пределах допустимого, даст плафон-шар из бутылочных «ежей»; правда, больше они похожи на распустившиеся морские анемоны – актинии, см. фото справа. Самих-то «ежей» сделать несложно: от бутылок отрезаются донышки, боковые стенки до рубца перед сужением в горлышко надрезаются, полоски заворачиваются на горловину, приклеиваются капельками клея и для надежности фиксируются нитками или скотчем. Однако для сборки «ежей» в плафон понадобится прозрачная сферическая основа. Ее получают аналогично абажуру из ниток (см. далее), только нити берут белые капроновые или пропиленовые не толще 20-го номера, а вместо ПВА – бесцветный акриловый лак на водной основе.

Очень равномерной освещенности позволяет добиться, и весьма декоративен, абажур из листиков, нарезанных из бутылок, см. рис. Сборку его ведут на временной сферической оправке, см. далее.

Пошаговый мастер-класс в данном случае также несложен, но требует терпения, аккуратности, некоторого дополнительного инструмента и, возможно, материала:

  1. Готовим паяльник с бронзовым никелированным жалом (для сухой пайки) на 40 Вт или с обычным медным на 25 Вт;
  2. Если жало медное, потребуется еще тефлоновая (фторопластовая) лента 0,06 мм шириной 60-80 мм;
  3. Вырезаем из бутылки листики. С точки зрения светотехники лучше подойдут бледно-зеленые или светло-коричневые;
  4. Жалом паяльника (медным – через пленку) слегка оплавляем края листиков, иначе будут выглядеть ненатурально;
  5. Кончиком жала (медным также через пленку) «рисуем» жилки;
  6. Плоскостью жала между жилками легкими касаниями чуть-чуть подплавляем поверхность, чтобы была, как у настоящих листьев, не совсем гладкой;
  7. Снова кончиком жала поглубже, но не протыкая, выводим центральную жилку. Удобно это делать на мягкой термостойкой подкдадке (пойдет бязь или фетр в несколько слоев);
  8. Укладываем в центральную жилку нитку и заплавляем «наворачивая» боковой валик на ложбинку;
  9. Сложные листья, если требуется, формируем, связывая нитки листочков;
  10. Разложив листья на пленке (теперь уже любой), из пипетки пропитываем нитки акриловым лаком. По его высыхании листва готова к сборке.

Нитки

Процедура изготовления новогодних украшений и светильников из ниток описана в рунете многократно. Для примера – видео:

Видео: абажур из шпагата / ниток своими руками

Здесь можно только отметить, что, во-первых, ниток на абажур среднего размера понадобится не менее 100 м. Во-вторых, использовать как оправки надувные шары нет смысла: уже после 10-20 витков под давлением натянутых нитей шар выпячивается куда не надо, и в итоге получается нечто неудобосказуемое. В-третьих, заранее замачивать нитки в мучном клейстере тоже не надо: изделие получится непрочным и не влагостойким.

В качестве оправки при изготовлении абажура из ниток лучше всего использовать туго надутую камеру от спортивного мяча или прочный, надуваемый от насоса через ниппель, силиконовый пляжный мяч. Оправку смазывают несколько раз вазелином (ланолином), тщательно растирая его руками. Мячу это никак не повредит; наоборот, продлит ему жизнь.

Далее, нить на оправку наматывают, непрерывно протягивая через простейшее приспособление, см. рис. Эту мини – пропиточную ванну, чтобы случайно не поползла, не опрокинулась и не облила что-нибудь клеем, на столе закрепляют скотчем; удобен двусторонний. Стаканчик сначала протыкают иглой с ниткой, затем наливают ПВА или акриловый лак и мотают, подтягивая по необходимости. Обычно нить идет сквозь ванну сама, т.к. клей, пока не высох – хорошая смазка.

При намотке не забудьте оставить окно под ввод кабеля и патрона – прочность резаного нитяного шара резко падает! Спустя сутки по ее окончании из оправки выпускают воздух и вытаскивают ее через то же окно. К ниткам она, «провазелиненная», приклеивается очень редко и непрочно: оторвать можно, слегка потянув или придавив пальцем, а изделие остается в целости.

Примечание: вместо ниток можно использовать джутовый, сизалевый или пропиленовый шпагат, но ему в абажуре найдется лучшее применение, см. далее.

И куда это все?

Плафоны-шары, см. рис., подойдут в детскую, т.к. формируют ровный мягкий свет. Тот, что слева, из бумажных оберток для кексов – на основе из нитяного шара. Нитки – пропиленовые или тонкие капроновые бесцветные; связующее – акриловый лак. Белые в катушке, после пропитки лаком такие нитки становятся почти прозрачными. Абажур-шар из стаканчиков (справа) не так интересен, т.к. посудинки все одинаковые, но и разодрать его труднее.

В прихожую более подойдет абажур-полусфера из тех же стаканчиков, см. рис. справа. Он при небольшой мощности лампы (точнее, ее световом потоке) даст яркое пятно внизу и приемлемую освещенность остального помещения, поэтому можно использовать мало греющиеся лампы накаливания на 15-30 Вт. Дело в том, что ресурс ламп-экономок и светодиодных при частом включении/выключении резко снижается. А маломощная лампа накаливания, тем более в прихожей, где свет постоянно не горит, затрат на электричество заметно не увеличит.

Особый случай – кухня. Требования к освещению в ней изложены в предыдущей статье. Но абажур в кухне быстро пачкается, и копоть въедается крепко. Вспомним: яркий свет способствует конденсации и битуминизации паров органических соединений. Это и есть осаждение копоти; абажур же освещен ярче всего.

Простейший выход – одноразовый бумажный абажур. «Шишка», как на поз. 1 рис. ниже, даст как раз нужный в кухне характер освещения, но делать ее заново придется довольно часто. Лучше отформовать на подходящей оправке абажур из папье-маше, поз. 2. После лакировки акриловым лаком его можно аккуратно мыть тряпочкой с моющим для посуды, а выкрашенный кузнечной патиной, он будет похож на кованый ручной работы и уж никак не на какие-то там старые газеты.

А вот абажур на поз. 3 – соломинки для сока, приклеенные к бутылке – пример неудачного решения. Свет-то такой абажур даст для кухни идеальный (соломинки работают частично и как световоды), но запачкается быстро, не отчистишь как следует никак, а изделие трудоемкое. Пластиковые отражатели кухонных светильников местного освещения лучше делать из многоразовой пластиковой посуды, поз. 4, она довольно стойка, недорога и легко чистится. Чашки с ручками и блюдечками, конечно, дело дизайнерского решения, но вот пиалы без рисунка – то, что надо.

Как делать папье-маше?

Папье-маше материал полезный для многих целей, поэтому напомним технологию его приготовления и применения:

  • Старые газеты, или, лучше, самую дешевую непроклеенную писчую бумагу рвут на клочки примерно с ноготь большого пальца. Бумаги понадобится много!
  • Обрывками до верха заполняют подходящую посуду; скажем, литровую стеклянную банку.
  • В крутом кипятке разводят 1/3-1/5 по объему ПВА.
  • Пока раствор не остыл, заливают им бумажную массу.
  • Помешивают, пока бумага полностью не расползется на волокна.
  • По остывании папье-маше переливают в расходную посуду или сразу пускают в дело. Хранить бумажную пасту можно до 6 мес. в холодильнике в плотно закрытой посуде.
  • Готовят таким же образом следующую порцию.
  • Если бумажная паста сразу идет в дело, к облепленному участку оправки можно добавлять следующий, пока предыдущий еще влажный и мнется пальцами. Если долеплять по-сухому, изделие, высохнув, может распасться на «лепешки».
  • К лакировке, покраске и пр. заготовка готова после недельной сушки при температуре не ниже 22 градусов. Температура воздуха вокруг заготовки должна быть одинакова со всех сторон! Сушить на батарее, конвекторе, под прямыми солнечными лучами или инфракрасным излучателем нельзя!

Трубочки

Абажуры и плафоны из отрезков трубок делают чаще всего для ночников и светильников в спальне: вследствие круглого сечения в них всегда имеет место значительное преломление света, которое может быть весьма интимно-романтичным, но для постоянного и рабочего освещения в большинстве случаев нежелательно. Довольно пятнистый свет дают и абажуры из полупрозрачных трубок, см. рис; если же использовать отрезки тонкого прозрачного ПВХ шланга, то игра света получится очень красивой, но смотреть на нее долго и уж тем более читать или шить при таком свете не надо.

Бумага и другие волокнистые материалы свет преломляют мало, однако трубки из них сами по себе непрочны. Напр., абажур из газетных трубочек лучше делать на каркасе, см. ниже: как раз потому, что они легко мнутся, тонкие бумажные трубки отличный материал для плетения. Что до светотехнических свойств, то у бумаги, особенно чистой, они отличные.

Абажур на каркасе

Теперь приступим к абажурам, которые годятся куда угодно, в т.ч. и для настольной лампы, которую локтем могут спихнуть на пол. Кроме того, поставим условием, чтобы обшивку абажура можно было стирать, чистить, менять по желанию. Поэтому стеклянных или цельных жестких пластиковых абажуров не касаемся; их к тому же и дома самому делать нельзя. Т.е., займемся абажурами на каркасе с мягкой обшивкой.

О тканях для абажура

Декоративно-световой чехол абажура предпочтительно шить из ткани с ворсистыми нитями, т.е. натуральной. Вследствие дифракции на гладких нитях синтетики свет, проникающий сквозь такой абажур, может оказаться жестким. Выбрать ткань для абажура на-глаз несложно: сквозь образец, плавно его поворачивая, смотрят на какой-нибудь компактный яркий источник света; желательно светодиодный, т.к. он дает наиболее когерентный, т.е. упорядоченный, свет. Критерий выбора прост: чем меньше наблюдается под разными углами зрения муаровых полос, тем ткань лучше.

О восстановлении абажура

Каркас абажура довольно трудоемок и сложен технологически, поэтому для начала нужно осмотреться на хозяйстве: не завалялся ли где-либо абажур от старой лампы. Выправить его, починить и обновить абажур новым чехлом будет проще, чем делать каркас с нуля.

Обнаруженная «корзинка» может оказаться весьма вычурной формы, а для построения выкроек (см. ниже) понадобится в нескольких местах достаточно точно измерить ее диаметры. В таком случае выручит самодельный штангенциркуль из 3-х деревянных реек и пары чертежных угольников. Точности заводского штангеля он, конечно, не даст, но достижимой (+/–1 мм) для закроечно-швейных работ достаточно. А представление о возможностях такого инструмента дает рис.

Процедура измерения 2-ступенчатая: на губках в местах касания ими объекта делают отметки карандашом, а затем снимают размер между метками рулеткой. Чтобы подвижная губка скользила плавнее, и, соответственно, замер был точнее, под держащие ее резинки нужно подложить фторопластовую пленку. Для измерения малых диаметров губки переворачивают угольниками наружу.

Построение выкройки

Теперь снимаем необходимые диаметры: нижнего и верхнего обручей (D1 и D11 в поз. 1 на рис.), наибольшие и наименьшие на поясах (D2, D6, D10), в местах перегибов, т.е. там, где кривизна образующей меняет знак (D4, D8) и на изломах (D5). Прочие берем более-менее равномерно между обязательными.

Поперечники выкройки из 6-ти клиньев будут, с учетом затяжки ткани, равны половине измеренных диаметров (поз. 2). Если клиньев готового рукава предполагается больше или меньше, пропорционально меняют долю диаметра в соответствующем ему поперечнике выкройки. Но кроить и шить пока рано.

Там же на поз. 2 видно, что припуск на сшивку геометрически не полностью подобен шаблону. В узле I (излом внутрь) это еще полбеды: можно нашить рукавчик-кулису и затянуть шов шнуром. Если декор абажура предполагает рюши, оборки, фестоны и т.п., то, возможно, так и надо: мелкие складочки придутся к месту, а в изломе контура шнур не будет виден.

Однако на полке контура (узел II), как ни крути, но дать припуск так, чтобы шов не «уехал», никак не возможно. В высшей геометрии доказывается, почему, но нам в эти дебри лезть не надо: мы просто разрежем бумажный шаблон по «капризным» диаметрам на изломах и полках (поз. 3).

Пошив чехла

Теперь, как по нашим выкройкам сшить абажур? Сначала шьют отдельные части рукава; в данном случае низ, середину и верх. Затем к самому широкому поясу (низу) пришивают наибольшую по ширине прилежащую часть (здесь – середину). Далее таким же образом сшивают 2 следующие по ширине части и т.д. Суть в том, чтобы самый короткий поперечный шов (у нас Шов 2) сшивался последним. В данном образце после сшивки низа с серединой к ним пришивают верх. Завершается пошив чехла обрезкой излишков припусков, кроме нижнего и верхнего подворотов. Края обязательно подрубают.

Обтяжка каркаса

Следующая стадия – посадка чехла на каркас. Вот тут машинку можно отправить в чулан: работа это исключительно ручная. Поэтапно обтяжка каркаса абажура чехлом производится так:

  1. Чехол выворачивают (что шился он с изнанки, наверное, и так понятно) и надевают на каркас;
  2. Заворачивают внутрь и прошивают верхний отворот;
  3. Подтягивают и подравнивают ткань до первого перегиба (здесь – D8). Если в исходном образце тут не было обруча, его нужно заранее поставить, см. далее;
  4. Приметывают ткань к ребрам каркаса сверху вниз поочередно, и к обручу на перегибе;
  5. Повторяют пп. 3 и 4 до следующего перегиба (теперь D5), и так до нижнего обруча;
  6. Заворачивают и прошивают нижний отворот.

Каркас

Как устроен простейший каркас абажура настольной лампы или торшера, видно на поз. 1 рис. Подвесной для люстры отличается тем, что кольцо будет вверху, растяжки от него пойдут к верхнему обручу, и в кольце тогда необходимы дополнительные отверстия для крепления подвеса.

Кольцо вырезают из хорошо паяющегося и достаточно прочного листового металла (бронза, латунь, оцинкованная сталь толщиной 0,4-2 мм) или прочного пластика от 1 мм. Подойдет компьютерный диск, под патрон Е10 в нем нужно будет только просверлить отверстия под растяжки и крепления. Основные размеры кольца под патрон Е27 с креплением накидными фасонными гайками (поз. 3) даны на поз. 2. Но делать кольцо под крепление в зазор между корпусом и хомутом патрона с юбкой (поз. 4), недопустимо! Такие патроны крепятся только резьбовым штуцером в крышке!

Как крепятся к кольцу растяжки, показано на поз. 5: их заготовки сгибают крючком не до конца, вводят в крепежные отверстия и аккуратно дожимают пассатижами. Затем, если кольцо металлическое, пропаивают (см. ниже). Если пластиковое – фиксируют каплями суперклея или силиконового.

Сборка на пайке

Детали каркаса делают из пластичной стальной проволоки диаметром 1,5-2 мм или велосипедных спиц. Последние намного прочнее, не ржавеют и не требуют покраски, но гнуть их нужно осторожно и паяются они хуже. Для пайки каркаса понадобится:

  • Паяльник не менее чем на 65 Вт (лучше 100-150 Вт).
  • 6% раствор ортофосфорной кислоты. Продается, для пайки, в радиомагазинах и строительных. Ортофосфорная кислота выпускается также как пищевая добавка E338 в виде игольчатых бесцветных гигроскопичных кристаллов.
  • Флюс-паста (гель для пайки), обязательно с бурой.
  • Тонкая, 0,15-0,35 мм, медная голая проволока. Можно взять жилки от электропровода.
  • Припой ПОС-30 или ПОС-40. Они тугоплавкие (поэтому и нужен мощный паяльник), но много прочнее ПОС-61 и др. легкоплавких.

Примечание: ортофосфорная кислота средней силы, высокотоксичных и/или едких паров не источает. Но все равно, при работе с ней нужно соблюдать меры предосторожности – надевать защитные очки и перчатки (пойдут бытовые латексные).

Ключевые процедуры сборки каркаса на пайке показаны на рис.

Поэтапно паяный стальной каркас собирается следующим образом:

  • Концы линейных заготовок держат 3-4 мин в кислоте (поз. 1), а затем прополаскивают в воде (поз. 2). Воды нужно не менее 1 л, и через 4-5 промывок ее надо менять.
  • Если пайка будет посередине или деталь гнутая, в кислоте замачивают чистую белую ветошь и оборачивают ею место пайки. Держат около полуминуты, затем ветошь прополаскивают в кислоте, снова оборачивают ею место пайки, и так пока общее время воздействия кислоты на металл не достигнет тех же 3-4 мин. После обработки кислотой деталь в таком случае промывают под струей воды 1-2 мин.
  • Не касаясь голыми пальцами обработанных мест, каркас полностью собирают без пропаивания: места паек встык туго, но не плотно, т.е. с промежутками между витками в 1,5-2 мм, обматывают медной проволокой, поз. 3 и 4, и наносят на каждый стык 2-3 капли флюс-пасты. Места паек на перекрестьях деталей обматывают 2-3 витками медной проволоки накрест и флюсуют 1-2 каплями.
  • Полусухим, т.е. без висящей капли припоя, жалом паяльника прогревают места паек, пока флюс не растечется по всем щелочкам, поз. 5. Греть до кипения флюса и появления паров не нужно. Также конечный результат будет лучше, если греть флюс отдельным паяльником с сухим бронзовым никелированным жалом.
  • Набирают каплю припоя, наносят на место пайки (поз. 6) и греют, пока он не затечет везде, как раньше флюс. Повисший внизу излишек припоя аккуратно снимают жалом паяльника. Накладывать нерасплавленный припой в виде гибкой проволоки нельзя, да тугоплавкие припои и выпускаются в основном прутками.

Ткань или шпагат?

Хорошими светотехническими свойствами обладают пропиленовый упаковочный шпагат и бумажные трубочки. Если абажур сделать плетеным из шпагата или из газетных трубочек, он даст ровный мягкий свет, и отпадают сложные раскроечно-швейные работы. Но в каркасе для плетеного абажура должно быть, во-первых, не менее 10-12 ребер, равномерно расположенных по окружности.

Примечание: если каркас простой формы, то несущими (стальными) в нем могут быть только 3-4 ребра. Остальные пусть будут хоть из соломы, их приклеивают к верхнему и нижнему обручам.

Во-вторых, чтобы получились ободки вверху и внизу, соотв. обучи либо делают сдвоенными по высоте, с промежутком в 2-3 см, либо прикрепляют к ним полоски тонкого металла или жесткого пластика той же ширины. Ободки нужны по декоративным соображениям: сплошной обматывают шпагатом или трубкой, а если ободок двойной, плетение можно пустить восьмеркой. Всю боковую поверхность заплетают, как корзину.

Абажур-витраж

Витражные абажуры формируют световой поток преимущественно преломлением, поэтому более подходят для гостиной.

витражные абажуры и плафоны

Фрагменты витража набирают из стразов, граненых или кабошонов. Собирается абажур-витраж на термостойкой оправке (напр. стальном ведре) . Но по сравнению с витражом для окна или двери здесь, поскольку соединения элементов не сплошные, а точечные, есть существенные различия:

  1. Припой используется только прочный тугоплавкий, тот же, что и для каркаса абажура, как и флюс с бурой.
  2. Обрамление стразов перед пайкой делают только из специальной медной фольги – фолии – шириной 3-15 мм, смотря по ширине ободка кристалла.
  3. Защитную пленку с фолии снимают непосредственно перед наложением ее на кристалл; касаться внешней (паяемой) поверхности фолии голыми руками нельзя!
  4. Также нельзя откладывать на завтра пайку обернутых фолией стразов: медь успеет окислиться, и соединения получатся непрочными.
  5. По завершении пайки и тщательной смывки остатков флюса (ветошью со спиртом; потом – дистиллированной водой) пайки омедняют, нанося кисточкой густо-синий раствор медного купороса.
  6. Остатки купороса смывают под струей воды. Тереть кисточкой или даже ватой нельзя, т.к. медная пленка на припое получается очень тонкой.

Небольшой сюрприз – о новогодних люстрах и абажурах

Скоро Новый Год, пора делать . И – новогоднюю люстру. Люстру? Да. Вспомните, как падает праздничное настроение, если в комнате с елкой включают верхний свет. Уж какое-никакое, но новогоднее освещение должно соответствовать духу праздника. Светотехнику отложим до дней серьезных, за несколько вечеров ничего от праздничного света с нами не случится. Делу, оно время, но и потехе час.

Обычно новогодняя люстра – прикрепленный к люстре в гостиной рождественский венок с вплетенными в него лампочками. Но заниматься электромонтажными работами на высоте в предпраздничной суматохе не надо бы и опытному электрику. И как быть, если елка в детской, где люстра бумажная? Тогда можно хотя бы накупить недорогих пластиковых заготовок для елочных шаров, гирлянду с бесцветными лампочками, насовать их в шары, и повесить такой ворох (слева на рис.) где удобнее.

Если дизайн «будничной» люстры подходящий, можно ввернуть в нее лампы-свечи и украсить теми же шарами или, к примеру, раскрашенными шишками, справа там же. А можно немного постараться и сделать своими руками новогоднюю люстру-жасмин, как на видео ниже. Новый Год есть Новый год, что ни говори.

Видео: абажур-жасмин на потолок своими руками