Методическая разработка по чтению на тему: Тайна золотого ключика (литературная игра).

«Золотой ключик,

или

Приключения Буратино»

(Игра-викторина по книге А.Толстого)

Действующие лица:

Ведущий.

Жюри.

Участники.

Предварительная подготовка : дети знакомятся с книгой А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Готовится ведущий. Выбирается жюри.

Ведущий . Ребята, сегодня вам предстоит пройти интересные испытания, чтобы выиграть удивительный приз – знаменитый золотой ключик, которым можно открыть дверь в замечательную страну знаний. В одном старом фильме была такая песенка.

Далеко-далеко за морем

Стоит золотая стена,

В стене той заветная дверца,

За дверцей большая страна.

Ключом золотым открывают

Заветную дверцу в стене,

Но как отыскать этот ключик,

Никто не рассказывал мне.

Вот такая песенка. А мы с вами попробуем сегодня такой ключик отыскать. Помогут нам в этом наши знания. Мы проверим, хорошо ли вы читали одну из самых любимых детских книг. Книгу о приключениях человечка с длинным-предлинным носом.

С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы в деревянный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка?

Вы, конечно, догадались, о ком идет речь? Давайте все вместе произнесем имя главного героя книги. Конечно, это Бу-ра-ти-но!

Буратино настолько знаменит, что о его похождениях поставлены спектакли, сняты кинофильмы, написаны песни. В его честь даже сделали специальные конфеты под названием «Золотой ключик». Вот здесь, в шкатулочке лежат эти конфеты. Но шкатулочка заперта. Отпереть ее можно золотым ключиком, и только при условии, что вы правильно ответите на все вопросы о Буратино.

Кто хочет принять участие в сражении за призы? О, как много желающих! Это прекрасно, но нам придется выбирать. Для сегодняшней игры понадобятся дууве команды по 6 человек в каждой. Изо всех желающих надо будет выбирать 12 человек. Участниками игры станут те, кто первыми ответят на вопросы отборочного тура.

Итак, я стану задавать вопросы, а тот, кто знает ответ, должен поднять руку. Но вести игру я буду не одна. У меня есть помощники – это члены жюри, которые станут не только подводить итоги каждого этапа викторины, но и наблюдать за тем, кто первым поднял руку.

Ребята, вы готовы? Ну-ка, на минуту закройте глаза и вспомните содержание замечательной книги, о которой сегодня пойдет речь.

Начинаем отборочный тур! Слушайте вопросы. Если знаете ответ – поднимите руку.

    Какая книга послужила для русского писателя А.Толстого толчком к созданию сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Книга итальянского писателя К.Коллоди «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы»)

    Кто первым нашел деревянное полено, из которого потом смастерили Буратино? (Столяр Джузеппе по прозвищу Сизый нос.)

    Какие мысли пришли Буратино в первый день его рождения? («Мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые)

    Во что папа Карло одел Буратино? (В бумажную курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки, в туфли, сделаны из старого голенища, и шапочку-колпачок с кисточкой, сшитую из старого носка.)

    Вспомните, где происходят описываемые в книге события? (В городке на берегу Средиземного моря.)

    Какая монета была в ходу у жителей этого городка? (Сольдо.)

    Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса-Барабаса? («Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника».)

    Увидев Буратино на представлении, все куклы узнали его. Они завизжали от восторга, обрадовались и запели песенку, которая называлась «Полька-птичка».Вот ее начало:

Птичка польку танцевала

На лужайке в ранний час.

Вспомните оставшиеся две строчки. (Нос налево, хвост направо – это полька «Карабас».)

    Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук.)

    Почему синьор Карабас-Барабас вместо того, чтобы сжечь Буратино, как он собирался сначала, дал ему пять золотых монет и отпустил домой? (Буратино рассказал, что знает, где находится потайная дверь.)

    Ребята, а кто из вас помнит, где находилась эта потайная дверь? (В каморке папы Карло, под холстом, на котором были нарисованы очаг и котелок.)

Ведущий. Ну вот, отборочный тур завершен. Ребята, правильно ответившие на вопросы, и будут игроками двух команд. Но те, кто не попал в команды, не должны расстраиваться, им еще представится возможность поиграть и ответить на вопросы.

Прежде чем игроки приступят к выполнению заданий викторины, давайте дадим каждой команде название. Пусть первая команда называется «Кукольный театр», а ее участники – «куколки». А вторая команда будет называться «Дети черепахи Тортилы», ее участники получат имя «черепашата». Пожалуйста, «куколки» и «черепашата», выберите для каждой из команд капитана.

Внимание, первое задание! Сейчас командам надо будет по очереди отвечать на вопросы, которые я стану задавать. На раздумье после каждого вопроса дается по 30 секунд.

Вопросы первого раунда.

    Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио, чтобы превратить пять золотых монет, подаренных Карабасом-Барабасом, в кучу денег? (На волшебное Поле Чудес в Страну Дураков.)

    Какой способ превращения нескольких монет в «большую кучу денег» предложили два мошенника деревянному мальчику? («Выкопай ямку, скажи три раза «крекс, фекс, пекс», положи золото, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько водой и иди спать. Наутро из ямки вырастет деревце, на котором вместо листев будут висеть золотые монеты».)

    Из чего состоял обед Алисы и кота Базилио в знаменитой харчевне «Три пескаря»? (Три корочки хлеба, запеченный барашек, гусенок, парочка голубей на вертеле, печенка, шесть штук карасей и мелкая рыба на закуску.)

    Кто из героев книги «Приключения Буратино» носил серебряные часы? (Пудель Артемон)

    Кто входил в медицинскую комнату, которая лечила Буратино в доме Мальвины? (Знаменитый доктор Сова, фельдшерица Жаба и знахарь Богомол.)

    Какое лекарство давала Мальвина Буратино? (Касторку.)

    Как звали продавца лечебных пиявок? (Дуремар.)

    Какую волшебную фразу продиктовала Мальвина своему гостю Буратино в диктанте? Почему эта фраза волшебная? («А роза упала на лапу Азора». Фраза считается волшебной потому, что читается одиноково с обеих сторон.)

    Кто дал Буратино золотой ключик?(Черепаха Тортила.)

    Вспомните, какое стихотворение посвятил Пьеро Мальвине?

(Мальвина бежала в чужие края,

Мальвина пропала, невеста моя.

Рыдаю, не знаю, куда мне деваться,

Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться?)

Ведущий просит жюри подвести итоги первого раунда.

Ведущий . Второй раунд! Теперь усложним задания. На раздумья времени даваться не будет. Право ответа будет принадлежать той команде, чей игрок первым поднимет руку.

Вопросы второго раунда.

    К стволу какого дерева приклеилась борода Карабаса-Барабаса? (К итальянской сосне.)

    Что использовала Мальвина в качестве зеркала? (Зеркального карпа.)

    Куда спрятался Буратино в харчевне, чтобы узнать тайну золотого ключика? (В большой глиняный кувшин.)

    Где Карабас-Барабас рассказал о тайне золотого ключика? (В харчевне «Три пескаря»)

Жюри подводит итоги второго этапа игры.

Ведущий. Каждый из зрителей тоже, наверное, болеет за одну из команд. Пусть «куколки» и «черепашата» теперь отдохнут – впереди их ожидает еще несколько соревнований, а за них поиграют болельщики. Дорогие зрители, вы можете помочь своей команде, если правильно ответите на вопрос. А свое заработанное очко вы отдадите команде, за которую болеете – «куколкам» или «черепашатам».

Вопросы зрителям.

    Кто из героев книги был поэтом? (Пьеро.)

    Кто в самый последний момент пришел на выручку Буратино и его друзьям? (Папа Карло.)

    Что скрывалось за потайной дверцей? (Кукольный театр чудной красоты.)

    Какое название носил кукольный театр? («Молния».)

Жюри подводит итоги зрительского конкурса.

Ведущий. Третий раунд.

Теперь «куколкам» и «черепашатам» предстоит узнать героев книги по описанию их внешности.

Вопросы третьего раунда (конкурс «Портреты»)

    Этот персонаж книги носил широкую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. (Шарманщик Карло.)

    Покачался-покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери и на улицу. (Буратино.)

    Существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: «Кри-кри». Существо глядело выпуклыми, как из стекла, глазами, шевелило усиками. (Говорящий сверчок из каморки папы Карло.)

    Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. (Пьеро.)

    Из-за картонного дерева выскочил человек, весь клетчатый, как шахматная доска. (Арлекин.)

    Человек такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто бы это был не человек, а крокодил. (Карабас-Барабас.)

    На головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один, пониже ростом, размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет. (Кот Базилио и лиса Алиса.)

    Кудрявая хорошенькая девочка с хорошеньким приподнятым носиком. (Мальвина.)

    Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчесана, кисточка на конце хвоста перевязана черным бантом. (Пудель Артемон.)

    Рот у нее всегда открыт, чтобы по пути, не теряя времени, ловить, кусать и глотать комаров и ночных бабочек. (Летучая мышь.)

    Появилась большая, страшная змеиная голова. (Черепаха Тортила.)

    Длинный мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок. (Продавец лечебных пиявок Дуремар.)

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий . И наконец – четвертый раунд.

Конкурс капитанов. Вопросы задаются по очереди. Капитаны, вам предстоит пройти два состязания. Сначала вам надо вспомнить, кому принадлежат следующие высказывания.

Если капитан испытывает затруднения, он может обратиться за помощью к команде.

Четвертый раунд.

    «Не доведет тебя до добра это ученье». (Лиса Алиса.)

    «Десять тысяч чертей!» (Карабас-Барабас.)

    «Пациент скорее мертв, чем жив». (Доктор Сова.)

    «Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки». (Мальвина.)

    «Кого угодно со света сживет чистотой» (Буратино о Мальвине.)

    «теперь я займусь вашим воспитанием». (Мальвина.)

    «Открой тайну, несчастный, открой тайну!» (Буратино.)

Ведущий . Теперь – задача посложнее. Вы помните, что Мальвина начала учить Буратино грамоте. Она продиктовала ему фразу, о которой мы уже вспоминали раньше, - «А роза упала на лапу Азора». Эта фраза необычна – она одинаково читается и слева, и справа. Такие фразы называются перевертнями, или полиндромами. Капитанам предстоит прочитать по 4 фразы и определить, какие из них являются перевертнями.

(Задания предварительно пишут на досках или листках бумаги.)

Задания четвертого раунда для 1-го капитана.

Стар старик стал.

Лису кум укусил.

Приглашу глашу в гости.

Весело пану – на поле сев.

Задания четвертого раунда для 2-го капитана.

Едет поезд на поле.

Колет казак телок.

Может погода нам поможет

Упер казак репу.

(В каждом блоке заданий перевертнями являются 2-я и 4-я фразы.)

Ведущий. Наш конкурс, посвященный книге о приключениях Буратино, завершен. Мы убедились, что вы внимательно прочитали ее, ведь вы правильно ответили даже на очень трудные вопросы. Надеемся, что вы всегда будете читать хорошие и добрые книжки, которые помогают людям жить. А сейчас - слово жюри.

Жюри объявляют итоги встречи.

Примечание . Если счет получился равный, а необходимо выбрать команду-победителя, можно задать дополнительный вопрос:

Кому принадлежат эти слова?

«Эх ты! С кем на старости лет связался, с известными всему миру жуликами. Маленьких обижаете! Стыдно!»

(Папа Карло говорит эти слова Карабасу-Барабасу.)

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

II. Рассказ о жизни и творчестве А. Н. Толстого.

Ведущий. Алексей Николаевич Толстой родился в 1883 г. в дворянской семье, носил титул графа. Его мать была известной в свое время детской писательницей. В самом облике Алексея Николаевича чувствовалась порода: это был крупный, представительный, всегда хорошо одетый мужчина, гостеприимный хозяин, любитель шуток и дружеских розыгрышей.

(Показать портрет писателя.)

До 13 лет он воспитывался в деревне, на хуторе Сосновка, в 90 верстах от Самары, целые дни пропадал на сенокосе, жнивье, молотьбе, на реке с деревенскими мальчишками, зимой ходил к знакомым крестьянам слушать сказки, побасенки, песни, играл в карты и в бабки, дрался на сугробах стенка на стенку, наряжался на святках, скакал на необъезженных лошадях без узды и седла.

Если вы не читали повесть А. Н. Толстого «Детство Ники- тЫ>> _ прочтите, не пожалеете! В ней, рассказывая о жизни мальчика Никиты, он описал свое детство, все те радости и заботы, которыми полна жизнь Никиты, были и у Алеши Толстого.

(Показать книгу «Детство Никиты».)

С 10 лет он серьезно увлекся чтением: сначала прочел произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, JT. Н. Толстого (своего дальнего родственника), И. С. Тургенева, затем с упоением окунулся в книги Ж. Верна, Ф. Купера, М. Рида. Пробовал сочинять сам: еще в раннем возрасте он прославился как большой выдумщик, а в 10 лет, по совету матери, стал писать рассказы и даже стихи. Это занятие так понравилось Алеше, что он решил стать профессиональным писателем, и стал им.

А. Н. Толстой создал много произведений для взрослых: «Хождение по мукам», «Петр I», «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита». Дети знают и любят его повесть «Детство Никиты», «Сорочьи сказки» (этот сборник Толстой задумывал как произведение для взрослых, но он прекрасно прижился и в детской литературе). Но больше всего известна повесть-сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Звучит песня «Бу-ра-ти-но!» из телефильма «Приключения Буратино».

III. История сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Ведущий. Собственно говоря, идея сказки принадлежит не Толстому: повесть о деревянном мальчике сочинил в XIX в. итальянский писатель К. Коллоди. Книга о Пиноккио попала и в Россию, но почему-то в те годы не стала популярной. А вот Алеше Толстому Пиноккио понравился, и мальчик стал придумывать новые приключения, которых не было в книге. Постепенно историй становилось все больше, Толстой даже взрослым человеком «баловался», сочиняя в свободное время рассказы о деревянном человечке.

Пришло время, и известные западные литературные сказки, забытые было в России, решили переделать, пересказать специально для советских детей. К пересказу привлекли известных авторов. Для многих писателей, которые всегда большие фантазеры, это было возможностью совершенно законно придумать любимому герою новые приключения, новых друзей, может быть, даже новое имя, как это многие делали в детстве...

Толстой сразу сам выбрал сказку для переделки: конечно же, это была история Пиноккио! В новой сказке деревянного человечка стали звать Буратино, что значит «деревяшка», «полешко». Некоторые приключения и герои перешли в сказку из книги Коллоди, но все-таки Толстой выдумал много нового, своего, да и закончил свою сказку совсем по-другому.

Вот что об этом написал сам Алексей Толстой в предисловии к сказке:

«Когда я был маленький - очень, очень давно, - я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по-итальянски - буратино).

Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было.

Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка».

И вот что удивительно: европейцы, которым удалось познакомиться с «Золотым ключиком», не сердились на русского писателя Толстого за переделку чужой книги, а наоборот, говорили, что история о Буратино получилась лучше, живее, смешнее, чем история о Пиноккио, хотя и та не плоха...

А сейчас давайте отправимся - куда бы вы думали? В сказку «Золотой ключик»! Слушайте внимательно, отвечайте на вопросы, получайте за правильные ответы жетоны, а потом и призы! В добрый путь!

IV. Игра «В гостях у Буратино».

1. Буратино появился на свет в сказочной стране, но за этой страной скрывается вполне реальное государство. Угадайте, какое?

(Если дети затрудняются, им делаются подсказки:

Оно расположено на берегу Средиземного моря.

Там растут виноград и апельсины.

Это родина кукольного театра.

Имена Карло и Джузеппе часто встречаются у местных жителей.

(Ответ: Италия.)

2. И угораздило же Буратино попасть в Страну Дураков и в Город Дураков! Здесь существуют вместе совершенно противоположные вещи.

Помните ли вы, какие?

Толстый лис-губернатор гуляет по одной улице с... (козами с драной шерстью и огрызками хвостов).

Вот сытые коты в очках и... (тощие куры, общипанные воробьи).

Вот свирепые бульдоги-полицейские в треугольных шляпах и... (голодные псы в репьях).

Здесь страшные порядки.

Помните ли вы, какие опасности грозили героям сказки в Стране Дураков?

Что случилось с Буратино? (По доносу лисы Алисы и кота Базилио бульдоги бросили его в грязный пруд.)

А с папой Карло? (За горсть золотых монет начальник города готов упрятать его за решетку, чтобы присвоить деньги.)

А кто, наоборот, здесь процветает, кому в Городе Дураков неплохо живется? (Ворам, мошенникам, здесь скрывается и Карабас-Барабас.)

3. В сказочной стране возможно все, поэтому вместе с людьми здесь живут на равных и разговаривают не только звери и птицы, но и куклы. У каждого героя сказки (и главного, и не главного) - свой неповторимый характер. Давайте подумаем, какими были герои «Золотого ключика»?

Папа Карло: трудолюбивый, добрый, заботливый, неунывающий.

Джузеппе: крикливый, вздорный, но все-таки еще и добрый.

Мальвина: аккуратная, прилежная, часто капризная, властная, заносчивая, модница, «воображала», но и храбрая, добрая, отзывчивая, готовая помочь.

Карабас-Барабас: злой, жестокий, жадный.

Дуремар: жадный, хитрый, подлиза, обманщик.

Лиса Алиса: хитрая, жадная, коварная, обманщица, притворщица, предательница, расчетливая.

Кот: ленивый, жадный, обжора, хулиган, обманщик, притворщик, доносчик.

Тортила: мудрая, спокойная, важная.

Пьеро: мечтательный, плакса, влюбленный, бестолковый, но и верный друг, добрый, готов придти на помощь, во время опасности становится храбрым, хитроумным, изобретательным.

Артемон: строгий, но верный, храбрый, благородный, а еще - элегантный, щеголь.

4. Когда будете перечитывать сказу, обратите внимание, каким невероятным количеством зверей, птиц, насекомых населена сказка! Это поистине поющий, рычащий, лающий, кукарекающий и квакающий мир!

А вспомните-ка, с какими животными, птицами, насекомыми встречались в сказке Буратино и его друзья, что эти живые существа делали.

Мудрый Сверчок -учил Буратино уму-разуму.

Крыса Шушара - хотела съесть Буратино.

Кот Базилио и лиса Алиса - втянули Буратино в «плохую компанию» и обманули его.

Петух - укрыл Буратино под крылом, когда тот сбежал из харчевни, хотя потом долго ругался.

Толстый лис - губернатор Города Дураков.

Бульдоги-сыщики - схватили Буратино и бросили его в, пруд-

Лягушки в пруду - хотели накормить Буратино червяками.

Черепаха Тортила - дала Буратино золотой ключик.

Летучая мышь - скандалила с Буратино, называла неучем, а потом донесла коту Базилио и лисе Алисе, где он спрятался.

Сова, Жаба и Богомол - поставили диагноз больному Буратино и лечили его.

Пудель Артемон - лучший друг Мальвины, Буратино и Пьеро, хотя сначала он пытался «воспитывать» Буратино.

5. Некоторые животные в сказке выполняют совершенно неожиданную работу и используются Мальвиной по-особенному. Как?

Бабочки - приносили Мальвине цветочную пыльцу для пудры.

Гусеницы - приносили зубную пасту.

Зеркальный карп - служил зеркалом.

Мыши - приносили сахар, сыр и колбасу для Буратино.

Крот - выкапывал питательные корешки.

Цыпленок - чуть было не попал на завтрак Буратино, но перехитрил его и убежал.

6. А вот и сам Буратино!

(Показать картонную или из иного материала сделанную куклу.)

Наш несносный, глупый, невежливый, ленивый, капризный, буйный, остроумный, упрямый, лживый, эгоистичный, доверчивый, трусливый, храбрый, добрый, верный и великодушный - и все это он один! Да, в каждом из нас есть множество разных черт характера, мы можем быть то одними, то другими, мы совершаем разные поступки, выглядим то хорошими, то плохими, а иногда и хорошими, и плохими сразу.

Но подумайте: когда вы следили за приключениями Буратино, вспомнили ли вы хоть раз, что он не живой человечек, а деревянная кукла? Правильно, об этом как-то забываешь. А все потому, что у Буратино по-настоящему человеческий характер! Именно потому, что он такой разный, он и похож на настоящего человека, такого же, как мы с вами.

Давайте вспомним, какие хорошие и не очень хорошие поступки совершил Буратино в сказке.

Положительные поступки и черты характера:

Любит своего папу Карло, готов помочь ему в беде.

Верный друг, помогает своим друзьям-куклам, спасает их. „

Догадливый, хитроумный, соображает, как узнать тайну золотого ключика.

Храбрый, мужественно сражается с полицейскими, не боится Карабаса-Барабаса, проникает в харчевню, чтобы узнать тайну ключика.

Хитрый, несколько раз он перехитрил Карабаса и выставил его на посмешище.

Может быть и вежливым -уговаривает петуха помочь ему.

Отрицательные поступки:

Упрямый, непослушный - спорит с Джузеппе и Мудрым Сверчком, не слушается папу Карло.

Невежа - запускает молотком в Сверчка, дразнит Джузеппе.

Любопытный - сует нос в нарисованный очаг.

Лентяй - не хочет идти в школу и убегает в театр.

Хитрит с мальчишкой, чтобы заполучить билет в театр.

Доверчивый - верит россказням Алисы и Базилио про Поле Чудес.

Хочет улизнуть из харчевни, не расплатившись с хозяином.

Не хочет учиться хорошим манерам, ест руками, пьет из кофейника, сует нос в чернила.

Скандалит с Мальвиной и Артемоном, обзывает их «воображалами».

Из-за глупости выдает полицейским папу Карло, которого забирают в тюрьму.

Хочет обмануть цыпленка и съесть его, хотя потом ему самому становится стыдно.

Но, ребята, как бы ни вел себя Буратино, не забывайте, что 0н еще маленький, такой же, как вы, и только еще учится жить. И разве можно назвать его злодеем, как Карабаса, или обманщиком, как лису Алису и кота Базилио, подлизой, как Дуремара? Нет, потому что, какие бы недостатки ни были у Буратино, у него есть самое главное достоинство - доброе и верное сердце.

Кто-то из вас наверняка, прочитав книгу про Буратино, задумается над тем, какими путями из деревянной куклы получается настоящий человек!

7. А теперь - блицтурнир ! Вы должны, не раздумывая, сразу ответить на вопросы. Вам будет легко это сделать, если вы действительно читали сказку.

Как звали итальянского Буратино? (Пиноккио.)

Кто написал сказку про Пиноккио? (Коллоди.)

Что означает «Буратино» в переводе с итальянского? (Деревяшка.)

Что значит по-русски «синьор»? (Господин.)

На чем играл Карло? (На шарманке.)

Кто дал полено шарманщику Карло? (Джузеппе.)

Какая профессия была у Джузеппе? (Столяр.)

А какое прозвище он носил? (Сизый Нос.)

Из чего папа Карло сделал костюм Буратино? (Из бумаги.)

Первый в жизни завтрак Буратино? (Луковица.)

На чем был нарисован очаг в каморке папы Карло? (На холсте.)

Как папа Карло спас Буратино от крысы Шушары? (Убил ее башмаком.)

Первая книга Буратино? (Азбука.)

В какое учебное заведение так и не попал Буратино? (В школу.)

Как Буратино удалось проникнуть в кукольный театр? (Он выменял у мальчика билет на Азбуку.)

Какого цвета волосы у Мальвины? (Голубые.)

Кто был влюблен в Мальвину? (Пьеро.)

Куда убежала Мальвина, если верить песенке Пьеро? (В чужие края.)

Кто выступал вместе с Пьеро в спектакле? (Арлекин.)

Что Арлекин делал с Пьеро во время спектакля? (Смеялся над ним и колотил его палкой.)

Что любил сочинять Пьеро? (Стихи и песенки.)

Что было самым примечательным во внешности Карабаса- Барабаса? (Длинная борода.)

Какую злую шутку сыграла с ним эта борода? (Погнался за Буратино и запутался бородой вокруг дерева.)

Сколько хвостов было у плетки Карабаса? (Семь.)

Что Карабас то и дело кричал куклам? («Щас как дам больно!».)

Кем притворялись лиса Алиса и кот Базилио, какие болезни себе придумали? (Притворялись нищими, кот — слепым, лиса - хромой.)

Чем занимался Дуремар? (Ловил пиявок и продавал их.)

Сколько золотых монет дал Буратино Карабас? (Пять.)

Как называли Буратино Алиса и Базилио? («Богатенький Буратинка!».)

Что посоветовали сделать с монетами лиса и кот? (Зарыть в полночь на Поле Чудес в Стране Дураков.)

Какое волшебное слово надо было при этом сказать? («Крекс-фекс-пекс!».)

Что они наобещали Буратино, если он зароет монеты? (Что из них вырастет целое дерево, увешанное золотыми монетами.)

А что они хотели сделать на самом деле? (Донести на Буратино полиции, чтобы его арестовали, а сами доносчики получили бы золотые монеты в награду.)

Как называлась харчевня, куда попал Буратино? («Харчевня трех пескарей».)

Что такое харчевня, как по-другому можно ее назвать? (Трактир, закусочная.)

Что Буратино заказал себе в харчевне? (Три корочки хлеба.)

Что сделали после обеда в харчевне лиса и кот? (Удрали, сказав, что Буратино заплатит и за них.)

Сколько пришлось заплатить хозяину? (Одну золотую монету)

Почему Буратино не утонул в пруду? (Он был деревянный.)

Сколько примерно лет было черепахе Тортиле? (Больше трехсот.)

Какие знаменитые слова говорили Сова, Жаба и Богомол про больного Буратино? («Пациент скорее мертв, чем жив, пациент скорее жив, чем мертв».)

Какое лекарство прописали доктора Буратино? (Касторку.)

Какими уроками занималась Мальвина с Буратино? (Диктант, арифметика.)

Кому Буратино не хотел отдавать яблоки в задачке? («Некто», в задаче говорилось «Некто взял у вас два яблока».)

Какое предложение должен был написать Буратино? («А роза упала на лапу Азора».)

Что интересного в этом предложении? (Это перевертыш, его можно читать и задом наперед.)

На какой лапе Артемон носил серебряные часы - на передней или задней? (Передней.)

Как Буратино обращался к петуху сначала и потом? (Сначала - «Синьор главнокомандующий», потом - «Старый котлетный фарш».)

Какую тайну папы Карло случайно выдал Буратино? (Что за нарисованным очагом спрятана потайная дверь.)

Чем можно было открыть эту дверь? (Золотым ключиком.)

Как освободили папу Карло и кукол? (Буратино с помощью друзей организовал сражение против Карабаса и полицейских.)

Куда девались кот, лиса и Дуремар? (Сбежали, бросив Карабаса, и отправились обманывать других простаков.)

Что скрывалось за потайной дверью? (Сцена кукольного театра.)

Буратино, папа Карло, Джузеппе, Мальвина, Пьеро и Артемон стали работать в новом кукольном театре. А кто еще присоединился к ним? (Куклы из театра Карабаса.)

Где оказался Карабас в самом-самом конце сказки? (В луже под дождем.)

8. Ребята, а кто из героев сказки «Приключения Буратино» самый любимый у вас лично? Почему?

Дети называют героев, рассказывают о них. Любимыми могут стать не только положительные герои, но и, например, кот или лиса, потому что хитрые, или Дуремар, потому что «хороший бизнесмен». Больше всего могут понравиться и второстепенные персонажи: Сверчок, Тортила, потому что мудрые, Джузеппе, потому что смешной.

9. Все вы, наверное, смотрели фильм «Приключения Буратино». Сколько там веселых песенок, знаменитая «Бу-ра-ти-но!» тоже оттуда.

Сейчас мы с вами послушаем другие песни, звучавшие в этом фильме, а вы ответьте, кто из героев их поет.

«Деревянный человечек». (Папа Карло.)

«Затянулось бурой тиной». (Тортила.)

«Какое небо голубое» и «Поле Чудес в стране Дураков». (Алиса и Базилио.)

«Мы вам покажем представленье». (Карабас-Барабас, припев - несчастные куклы.)

«О птичках поет птицелов». (Дуремар, припев - лягушки, которые его дразнят.)

«Не страшна мне ангина». (Пьеро.)

(Это задание можно не оценивать.)

V. Подведение итогов игры, награждение победителей, под песенки из фильма дети покидают зал.

Литература

1. Толстой, А. Н. Детство Никиты [Текст] / А. Н. Толстой. М. : Правда, 1985.

2. Толстой. А. Н. Золотой ключик [Текст] / А. Н. Толстой. М. : Росмэн, 2007.

Елена Буркатская
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в поисках золотого ключика»

Буркатская Е. А., воспитатель

высшей квалификационной категории

Задачи :

1. Образовательная область «Познание. ФЦКМ»

развивать познавательные способности дошкольников ;

развивать умение ориентироваться в пространстве, использовать как ориентир макет (карту) .

2. Образовательная область «Безопасность»

учить детей ориентироваться на площадке дорожного движения;

упражнять в умении находить по названию и описанию дорожные знаки, объяснять их значение.

3. Образовательная область «Физическая культура»

учить играть в игры соревновательного характера;

развитие координации движений и общей моторики;

развитие ловкости , быстроты реакции.

4. Образовательная область «Коммуникация»

учить использовать в речи существительных единственного и множественного числа;

развитие коммуникативных способностей детей ;

развитие лексико-грамматических структур.

5. Образовательная область «Социализация»

воспитывать дружеские взаимоотношения, умение прийти друг другу на помощь;

воспитывать желание выполнять трудовые поручения, доводить начатое дело до конца;

развивать умение играть в разные виды игр (театрализованная, подвижная, хороводная, организовывать игры самостоятельно;

проводить анализ всей деятельности, давать адекватную оценку себе и своим товарищам.

6. Образовательная область «Художественная литература»

развивать умение выразительно , эмоционально рассказывать сказку.

Оборудование : светофор, дорожные знаки, письмо от Буратино, 2 мяча, 4 ведра больших, 2 ведра маленьких, вода, салфетки для рук, стол, настольный театр «Колобок» , колпачок, три цветных круга (красный, жёлтый, зелёный, карта, конверты с заданиями на каждую остановку, цветные стикеры для разделения детей на команды .

Воспитатель читает письмо : «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Буратино! Я и мои друзья потеряли Золотой ключик от Чудесного домика . Помогите, пожалуйста, нам его найти, но помните, что в пути вам придётся встретиться с разными трудностями. Но я и мои друзья верим, что вы преодолеете все препятствия, пройдете этот путь дружно и весело. Точно выполняйте задания, указанные в записках, которые ждут вас на каждой остановке. Будьте ловкими и смелыми, верными друзьями! Скорее в путь, наши маленькие друзья! Пусть трудности не пугают вас!»

Воспитатель. Ребята, поможем Буратино? А вы не боитесь трудностей? Чтобы нам отправиться в путь необходимо правильно перейти дорогу. На какой свет необходимо переходить дорогу? Если нет светофора, как перейти на другую сторону улицы? А вот и первое задание : д/и «Найди знак» .

На столе лежат дорожные знаки, детям необходимо выбрать заданный знак («Пешеходный переход» , «Осторожно дети» , «Проезд запрещён» и т. д).

1. Передай мяч (мяч)

2. Перенеси воду (вода 4 больших ведра, 2 маленьких ведра) .

Воспитатель : Молодцы, ребята, вы отлично справились и с этим заданием. Мы можем двигаться дальше. Следующая остановка «Огородная» . А вот и следующее задание (воспитатель отрывает прикреплённый листок) .

Д/и «Овощи. Назови ласково. Один - много» .

Детям предлагается назвать овощи, растущие в огороде. Назвать ласково, употреблять в речи существительные множественного и единственного числа.

Трудовая деятельность «Выдерни редиску» .

Детям предлагается выполнить поручение Буратино выдернуть редис.

Воспитатель : Двигаемся дальше. Следующая наша станция «Театральная» . У нас есть следующее задание (воспитатель отрывает следующий листок) . «Дорогие, ребята, я знаю, что знаете много сказок. Расскажите и покажите малышам сказку «Колобок» .

Настольный театр «Колобок» .

Воспитатель : Молодцы, ребята. Малышам очень понравилась сказка. А нам пора двигаться дальше. Станция, на которую мы с вами прибыли называется «Игровая» . Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции. Правильно наше следующее задание звучит так «Поиграйте с малышами» .

Хороводная игра «Колпачок» . П/и «Светофор» .

Воспитатель : Ребята, нам пора. Следующая наша остановка «Конечная» . Только ключика я здесь не вижу , а вы. Надо посмотреть, возможно, здесь есть листок с заданием.

Дети находят задание (карта, которое указывает на местонахождение ключика .

Воспитатель : а вот и наш ключик . Давайте откроем им сказочный домик.

Дети открывают сказочный домик и находят сладкие призы.

Игра интересна тем, что в ней участвуют герои книги - зарядку проводит Буратино, Мальвина проводит уроки, а в конце вопросы задает черепаха Тортила. Дети делятся на 2 команды и мы начинаем играть!

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО СКАЗКЕ А. ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО».

Здравствуйте! Послушайте стихи, которые я сейчас прочитаю, и скажите, о какой книге идёт речь?

Далеко, далеко за морем Стоит золотая стена, В стене той- заветная дверца, За дверцей большая страна. Ключом золотым открывают Заветную дверцу в стене, Но, где отыскать этот ключик, Никто не рассказывал мне…

Ведущий: Да, эта книга «Золотой ключик, или Приключения Буратино». (показ книги). Кто её автор? По какой книге А. Н. Толстой написал эту сказку?

(Ответы детей).

Ведущий: Сначала сказку о приключениях деревянной куклы - озорного человечка, написал итальянский писатель Карло Коллоди, опубликовал в 1883 году весёлую озорную сказку «Приключения Пиноккио. История деревянного человечка». Забавные проделки лентяя, упрямца, проказника и лгунишки Пиноккио завершаются его превращением в живого и во всех отношениях примерного мальчика. Русский вариант сказки полюбился всем читателям, и большим, и маленьким, по её сюжету много раз ставились театральные постановки и кинофильмы, сочинялись балеты и оперы. Я предлагаю пройти Вам интересные испытания, чтобы выиграть удивительный приз - знаменитый золотой ключик, которым можно открыть дверь в замечательную страну знаний

1 ТУР: АУКЦИОН.

Назовите, пожалуйста, сказочных героев этой сказки? (Буратино, шарманщик папа Карло, столяр Джузеппе, Мальвина, Артемон, Пьеро, Говорящий Сверчок, крыса Шушара, кот Базилио, лиса Алиса, черепаха Тортила, продавец пиявок Дуремар, Карабас-Барабас)

2 ТУР ПАЗЛЫ.

Соберите целую картинку из частей. Девчонки- вожатые распечатали картинки из сказки на листе формата А-4 , покрыли скотчем и разрезали, потом до конца смены играли в них.:)))

3 ТУР: УЗНАЙ СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ ПО ОПИСАНИЮ,

1 вопрос: У этого сказочного героя были «…седые волосы, росшие около ушей. Носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб» (Шарманщик Карло).

2 вопрос: «из-под лестницы, из-под пола показалась толстая голова. Высунолось, понюхало и вылезло серое животное на низких лапах» (Крыса Шушара).

3 вопрос: «Девочка с кудрявыми голубыми волосами… открыла хорошенькие глазки. Эта девочка была самой красивой куклой из кукольного театра Карабаса Барабаса. У самой фарфоровая голова, туловище ватой набитое». (Мальвина).

4 вопрос: «выстриг себе заднюю часть туловища, что делал каждый день. Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчёсана, кисточка на конце хвоста перевязана чёрным бантом. На передней лапе- серебряные часы.» (Артемон).

5 вопрос: «…появилась большая, страшная змеиная голова. Но это была не змея. Это была никому не страшная, пожилая… с подслеповатыми глазами». (Черепаха Тортила).

6 вопрос: «вошёл длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок. На нём было старое зелёное пальто, на поясе болтались щипцы, крючки и шпильки. В руках он держал жестяную банку и сачок». (Дуремар.)

7 вопрос: «Существо немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: «Кри-кри». Существо глядело выпуклыми, как из стекла, глазами, шевелило усиками». (Говорящий Сверчок).

8 вопрос: «Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано белой пудрой, белой, как зубной порошок». (Пьеро).

9 вопрос: «Из-за картонного дерева выскочил человек, весь клетчатый, как шахматная доска». (Арлекин).

10 вопрос: «Человек такой страшный из виду, что можно было окоченеть от ужаса. Густая нечёсаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто бы это был не человек, а крокодил». (Карабас Барабас).

11 вопрос: « Покачался-покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери и на улицу». (Буратино).

12 вопрос: «На головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один, пониже ростом, размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет». (Кот Базилио и лиса Алиса).

13 вопрос: «Рот у неё всегда открыт, чтобы по пути, не теряя времени, ловить, кусать и глотать комаров и ночных бабочек». (Летучая мышь).

4 ТУР: ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

БУРАТИНО.

Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик видно не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

5 ТУР КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ СЛОВА.

1 вопрос: «…брось баловство, слушайся Карло, без дела не убегай из дома. За твою жизнь я не дам и сухой мухи». (Говорящий Сверчок).

2 вопрос: «Не доведёт тебя до добра это ученье». (лиса Алиса).

3 вопрос: «Десять тысяч чертей!» (Карабас Барабас).

4 вопрос: «Пациент скорее мёртв, чем жив». (Доктор Сова).

5 вопрос: « Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки». (Мальвина).

6 вопрос: « Кого угодно со света сживёт чистотой». (Буратино о Мальвине).

7 вопрос: «Теперь я займусь вашим воспитанием». (Мальвина).

8 вопрос: « Открой тайну, несчастный, открой тайну!» (Буратино).

9 вопрос: « Эй, ты! С кем на старости лет связался, с известными всему миру жуликами. Маленьких обижаете! Стыдно!» (папа Карло Карабасу- Барабасу).

6 ТУР. КРОССВОРД.

7 ТУР УРОКИ МАЛЬВИНЫ.

1 вопрос: Урок русского языка.

Запишите, пожалуйста, фразу: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот. Задание для команд: Кто больше напишет фраз- анаграмм. (поп, боб, шалаш, кок, потоп, топот, радар, дед)

2 вопрос: Математика.

«У Вас в кармане два яблока. Некто взял у Вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?» Дайте, пожалуйста, правильный ответ.

Решите ещё задачки на логику.

  1. В корзине лежат 5 яблок. Разделите их между пятью лицами, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине. (Одно яблоко дать вместе с корзиной).
  2. Экипаж, запряжённый тройкой лошадей, проехал за час 15 километров. С какой скоростью бежала каждая лошадь? (15км/ч).
  3. У родителей 5 сыновей. У каждого из них есть сестра. Сколько всего детей в семье? (6).
  4. Два отца и два сына съели на завтрак 3 яйца, причём каждому досталось целое яйцо. Как это могло случиться? (в семье 3 мужчин, т.е. дед, сын, внук).

8 ТУР ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ.

Узнайте, пожалуйста, сказочного героя по его детали одежды. (Показ картинок).

9 ТУР. ВОПРОСЫ ЧЕРЕПАХИ ТОРТИЛЫ.

1.Кто первым нашёл деревянное полено, из которого потом смастерили Буратино? (Полено нашёл столяр Джузеппе по прозвищу «Сизый нос»).

2.какие мысли пришли в голову Буратино в первый день его рождения? («Мысли у него были маленькие - маленькие, коротенькие - коротенькие, пустяковые-пустяковые».)

3. Во что папа Карло одел Буратино? (В бумажную курточку из коричневой бумаги и ярко-зелёные штанишки, в туфли, сделанные из старого голенища, и в шапочку – колпачок с кисточкой, сшитую из старого носка).

4. Вспомните, где происходят описываемые в книге события? (В городке на берегу Средиземного моря).

5. Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса- Барабаса? («Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника»).

6. Увидев Буратино на представление, все куклы узнали его. Они завизжали от восторга, обрадовались и запели песенку, которая называлась «Полька-птичка». Вот её начало: «Птичка польку танцевала на лужайке в ранний час». Вспомните оставшиеся две строчки. («Нос налево, хвост направо - это полька «Карабас»).

7.Какоё учёное звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук).

8. Почему синьор Карабас-Барабас вместо того, чтобы сжечь Буратино, как он собирался сначала, дал ему 5 золотых монет и отпустил домой? (Буратино рассказал, что знает, где находится потайная дверь).

9. Вспомните, пожалуйста, где находится эта потайная дверца? (В каморке папы Карло, под холстом, на котором были нарисованы очаг и котелок.)

10. Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио, чтобы превретить 5 золотых монет, подаренных Карабасом- Барабасом, в кучу денег? (На волшебное Поле Чудес в Страну Дураков).

11. Какой способ превращения нескольких монет в «большую кучу денег» предложили два мошенника деревянному мальчику? («Выкопай ямку, скажи три раза «крекс, фекс, пекс». Положи золото, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько водой и иди спать. Наутро из ямки вырастет деревце, на котором вместо листьев будут висеть золотые монеты»).

12. Из чего состоял обед лисы Алисы и кота Базилио в знаменитой харчевне «Три пескаря»? (Три корочки хлеба, запечённый барашек, гусёнок, парочка голубей на вертеле, печёнка, шесть штук карасей и мелкая рыба на закуску).

13. Кто входил в медицинскую команду, которая лечила Буратино в домике Мальвины? (знаменитый доктор Сова, фельдшерица Жаба и знахарь Богомол).

14. К стволу какого дерева приклеилась борода Карабаса-Барабаса? (К итальянской сосне).

15.Что использовала Мальвина в качестве зеркала? (Зеркального карпа).

16. Куда спрятался Буратино в харчевне, чтобы узнать тайну золотого ключика? (В большой глиняный кувшин).

17. Где Карабас-Барабас рассказал о тайне золотого ключика? (В харчевне «Три пескаря»)

18. Что скрывалось за потайной дверцей? (Кукольный театр чудной красоты).

19. Кто входил в медицинскую команду, которая лечила Буратино в доме Мальвины.(Знаменитый доктор Сова, фельдшерица Жаба и знахарь Богомол.)

20. Какие 3 преступления по мнению дежурного бульдога совершил Буратино?

(«Ты совершил три преступления, негодяй: ты - беспризорный, беспаспортный и безработный.)

Награждают команды конфетами "Золотой ключик" или чем-то другим из той же тематики.

Количество игроков: любое
Дополнительно: карточки с заданиями
Играющие делятся на небольшие группы. Ведущий раздает каждой карточку с заданием. Задача игроков – как можно смешнее и интереснее воспроизвести поведение указанного в карточке доктора. Для достижения цели разрешается использовать все виды пластики, речи и мимики.

Оркестр - игра для детей

Количество игроков: чем больше, тем лучше
Дополнительно: нет
Это очень забавная игра, в нее интересно играть, когда много народу.
Каждый из участников выбирает для себя музыкальный инструмент, на котором он впоследствии будет «играть». Лучше всего, если выберут разные инструменты. Выбирается ведущий - «дирижер». Он становится лицом к «оркестру», и по сигналу «оркестр» начинает играть!
Дирижер делает движения, будто он играет на своем инструменте (например, изображает барабанный бой, надувает щеки, будто играет на флейте и т. д.). Остальные участники оркестра делают такие движения, будто играют каждый на своем инструменте, но при этом не сводят глаз с дирижера.

Кто такой я? - игра для детей

Танец-сценка - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: карточка с образами
Все играющие делятся на пары, после чего каждой паре выдается карточка с образами для каждого из них. Дети распределяют роли и придумывают маленькую сценку-танец, где их персонажи встречаются и разыгрывают какой-то сюжет. После этого подготовленные танцы показываются перед всеми.

Сказочные герои - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: карточки с именами какого-то известного сказочного персонажа
Эту игру можно играть даже с самыми маленькими детьми. Они разбиваются на пары, после чего каждый ребенок жребием вытягивает для себя карточку с именем какого-то известного сказочного персонажа. Задача пары – подготовить и затем станцевать перед всеми танец встречи этих героев, даже если они из разных сказок.

Большая семейная фотография - игра для детей

Король и шут - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Выбирается один король (или королева), потом остальные становятся шутами. Король старается не смеяться, а каждый шут по очереди пытается рассмешить его.
Если все же какой-то шут рассмешил короля, то он становится королем, а король - шутом.

Переход границы - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
На День защитника Отечества можно предложить детям инсценировать шуточное стихотворение-игру «Переход границы».
Перед заучиванием стихотворения малышам необходимо объяснить следующее. Среди Уральских гор есть пограничный столб - на одной его стороне написано слово «Азия», а на другой - «Европа». Он условно разграничивает две части света. Такую условную границу может перейти любой человек, это не будет считаться нарушением, граница даже не охраняется.

Лесная сказка - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Из детей выбирают лису, волка, зайчиков и ежа. Зайчики бегают около волка. Волк сидит на стуле. К нему подходит лиса.
Лиса:
- Волк, волк, дай мне зайчика!
Волк:
- Выбирай, лиса, искусно, чтоб попался самый вкусный! Но сперва закрой глаза!
Затем волк протягивает лисе с закрытыми глазами цветные карандаши. Лиса тянет любой карандаш. У кого из зайчиков цвет карандаша совпадет с цветом одежды, тот или те зайчики убегают от лисы. Между тем появляется ежик.