Этой весной в нашем детском саду по традиции проводился конкурс «Огород на окне».
Тему предложили необычную – «Приусадебный участок моей мечты».
Так как наша группа называется «Ромашка», мы с нашими ребятишками подготовительной группы решили свой приусадебный участок назвать «Дачка в Ромашково». Свою дачу мечты мы представили так.
Построили двухэтажный особняк (за основу взяли коробки, обклеили обоями «под кирпич», наклеили окна, крышу покрыли самоклеющейся бумагой, балконные ограждения сделали из потолочной плитки и украсили перила отделкой из упаковок от яиц, фундамент – из ракушек).
В зоне огорода применили дизайнерский подход: расположение грядок и тротуарной плитки – в виде солнышка.
В зоне отдыха разбили клумбы с цветами, соорудили беседку, выложили дорожку из ракушек.
Хотелось, чтобы на нашем дачном участке появились деревья, и мы представили их вот в таком виде. Для этого мы заранее поставили в вазу ветки березы, чтобы они выпустили листочки. Ствол соорудили из бумажного конуса, внутрь поставили бутылку с водой, чтобы веточки не завяли.
Большое внимание мы уделили созданию композиции, и в то же время постарались представить разнообразие рассады.
А это - наша мини-лаборатория. Мы с детьми посадили лук и вели наблюдения за его ростом, а когда он вырос, мы срезали зелень и все вместе с удовольствием съели её.
Вели наблюдения за прорастанием семян фасоли и гороха (в стаканчиках). Наблюдали за погодой. Делали записи в дневниках наблюдения.
Подобрали для ребятишек дидактические игры и раскраски по тематике, проводили беседы по тематике. Потом мы высадили нашу рассаду на грядку в огороде и наблюдали за ростом растений. В конце лета собрали урожай: свеклу, морковь, кабачки, перец, но плоды нашего труда показывали уже другим малышам, так как наши подготовишки уже стали школьниками. Уверена, что знания и навыки, полученные в процессе такой работы, не пройдут бесследно.
ПРОЕКТ /краткосрочный/
в старшей группе «Огород на окне» Вид проекта : познавательный, исследовательский.
Продолжительность : 1 месяц.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.
Возраст детей : 5-6 лет
Актуальность . Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. Взрослые на этом этапе главные помощники. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включённого наблюдения. Деятельность по уходу за «огородом», позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
Цель : формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
Расширить знания детей о культурных растениях.
Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, петрушка, огурцы, помидоры, цветы).
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений.
Продолжать развивать наблюдательность.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Развивать познавательные способности детей.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. Дети научатся правильно ухаживать за растениями.
4. У детей продолжит формироваться бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду.
5. В группе будет создан « Огород на подоконнике».
6. Дети зафиксируют свои наблюдения за ростом и развитием растений в дневниках наблюдений. 7. Родители примут активное участие в реализации проекта.
Этапы работы над проектом
Подготовительный: 1 неделя: - определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, посадочного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике».
Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Основной (или этап реализации проекта):
2, 3 недели:
Проводятся запланированные мероприятия (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
Уход за растениями.
Наблюдение за ростом и развитием растений.
Заключительный:
Подведение итогов.
Составление фото отчёта по реализации проекта.
Выставки творческих работ детей.
Итоговая беседа.
Этапы реализации проекта.
мероприятия | ответственные | |||||||||||||
1 этап. Подготовительный. |
||||||||||||||
Беседа с родителями по организации «огорода на окне». | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели, родители. | 1-я неделя |
|||||||||||
Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Огород на окне» | Воспитатели, родители. | 1-я неделя |
|||||||||||
2 этап. Основной. |
||||||||||||||
Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций о растениях. | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять представления о разных видах растений. | Воспитатели. | 2-я неделя |
|||||||||||
Образовательная деятельность «Что растет на огороде». | Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах. | Воспитатели. | 2-я неделя |
|||||||||||
Практическая деятельность: посадка лука, чеснока, корнеплодов свеклы, картофеля, моркови. | Вызвать интерес к выращиванию огородных культур. | Воспитатели. | 2-я неделя |
|||||||||||
Наблюдение за ростом лука, развитием корнеплодов. | Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте растений. | Воспитатели. | 3-я неделя |
|||||||||||
Труд на «огороде на окне» | Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями. | Воспитатели. | 3-я неделя |
|||||||||||
Опытническая и экспериментальная деятельность детей | Проводить эксперименты с растениями. Делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений. | Воспитатели. | 3-я неделя |
|||||||||||
Наблюдение «Как развиваются растения» | Отражение наблюдений за развитием растений в «Дневниках наблюдений» | Воспитатели. | 3-я неделя |
|||||||||||
С/р игра «Огородники» | Продолжать знакомить детей с работой «огородников», формировать умение ухаживать за растениями. | Воспитатели. | 3-4-я недели |
|||||||||||
3 этап. Заключительный. |
||||||||||||||
Беседа с детьми «Витамины с грядки». Срезка «зелёного» лука, употребление его во время обеда с основным блюдом. | Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей. | Воспитатели. | 4-я неделя |
|||||||||||
Творческие работы детей «Наш огород» | Организовать тематическую выставку детских работ и работ, изготовленных совместно с родителями. | Воспитатели, родители. | 4-я неделя |
|||||||||||
Составление фото отчёта по проекту. Организация фотовыставки | Подведение итогов работы по проекту | Воспитатели, родители. | 4-я неделя |
В ходе реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с разнообразием овощных культур.
2. В группе был организован «Огород на окне».
3. У детей формируется интерес к исследовательской деятельности.
4. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания о благоприятных условиях для роста и развития растений.
5. Дети стали внимательнее и бережнее относится к растениям.
6. Дети стали более уважительно относится к труду взрослых.
7. Наблюдения за растениями были зафиксированы в «Дневниках наблюдений»
8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Формы взаимодействия с семьёй:
Оформление огорода (закупка земли, приобретение необходимого оборудования, посадочного материала).
Участие в наблюдениях.
Организация в выставке творческих работ.
Фото отчёт
Актуальность: Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашего одобрительного слова, помощи и поддержки во многом зависит, разгорится или нет «искорка интереса» в «пламя открытий». Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт. В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой.
Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
Тип проекта : исследовательский - познавательный.
Сроки реализации проекта : март - май.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Проблема : дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Цель : вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности.
Задачи:
Формировать интерес к познавательной деятельности;
Расширять знания об условиях роста растений (свет, тепло, влага, почва);
Воспитывать желание ухаживать за растениями;
Вызвать желание украсить территорию детского сада результатом своего труда (озеленение);
Формировать партнёрские отношения между педагогами, детьми и родителями.
Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых решает определённые задачи.
Подготовительный этап:
Собрали коллекцию семян, луковичных растений;
Подготовили почву, контейнеры, орудия труда для посадки;
Сделали подборку информационного материала о растениях;
Изготовили алгоритмы ухода за растениями;
Подготовили «Дневник наблюдений за ростом растений».
Продуктивный (исследовательский) этап.
Дети совместно с воспитателем садят лук, укроп, петрушку, бархатцы, календулу, настурцию, фрезию;
Дети ухаживают за растениями;
Дети ведут «Дневник наблюдений»;
Педагоги составляют сборник загадок, пословиц, поговорок на тему «Огород» с детскими рисунками;
Педагог с детьми проводит опыт с луком, где наблюдается разница роста и развития растения в зависимости от условий;
Дети, педагоги, родители оформляют «Огород» (изгородь, пугало, бабка, дедка, домашние животные).
Заключительный этап.
Высадка декоративных растений на клумбы;
Создание фотовыставки с фотографиями всех этапов проекта.
В приложении составили презентацию из 23 слайдов с фотоматериалом и описанием всех этапов работы над проектом.
Формы взаимодействия с семьёй:
Оформление огорода (закупка земли, изготовление изгороди, приобретение семян);
Участие в наблюдении;
Помощь в высадке саженцев на участок и уход за ними.
Продукты проекта: дневник наблюдений, картотека загадок, красивая оформленная клумба на участке.
Результативность : дети имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
В дополнении составлена презентация, с лично выполненными фотоматериалами.
Презентацию можно .
Олеся Ковшова
Например, посадкой лука, в нашей подготовительной к школе группе уже никого не удивишь, а вот исследование и наблюдение за ростом того же лука, но в разных условиях, ребята наблюдают с удовольствием.
Что для этого нужно? Три одинаковые баночки для посадки луковиц (мы взяли старые непроливайки) и три луковицы. Почему три луковицы? Объясняю:
первую луковицу ставим в непроливайку с водой (не забываем обрезать верхушки у всех трёх луковиц). Для этой луковицы будут соблюдаться три условия:
вода (обозначаем это условие синим кругом, наклеивая на непроливайку синий кружок, тепло (наклеиваем красный кружок)
свет (наклеиваем жёлтый кружок)
Вторая луковица ставится в непроливайку без воды. Для этой луковицы соблюдаются два условия:
Третья луковица ставится в непроливайку с водой, но в тёмное место, куда не проникает свет. Мы поставили эту луковицу в коробку, с плотно закрывающейся крышкой. Эта луковица находится в условиях:
А теперь набираемся терпения и наблюдаем с детьми, какая луковица будет расти. При этом не забываем вести дневник наблюдений, сравнивая каждую из луковиц.
Наблюдать можно и за прорастанием картофеля . Берём картофелину, хорошенько промываем и кладём на подоконник к солнечному свету. Через некоторое время ростки картофеля не заставят себя ждать. А ребятам будет интересно за этим наблюдать.
А вот, например, вариант для наблюдения и проведения эксперимента над прорастанием семян цветов . Мы взяли семена "Подсолнечника "Медвежонок". Для этого эксперимента мы создали три разных условия для роста семян.
Первый вариант: семена сажаем в контейнер с землёй.
Второй вариант: смешиваем почву с песком в соотношении 1/1.
Третий вариант: кладём семечко на ватку в ёмкость.
Для всех трёх вариантов посадки соблюдаем одинаковые условия: вода, свет, тепло. Чтобы удобно было сравнивать, ведём дневник наблюдений за всеми тремя образцами.
Чтобы ребятам было интересно ухаживать за огородом, мы посадили и другие семена: укроп, петрушку, томаты, кресс-салат и многое другое. А вот, чтобы огород не казался скучным, обычные горшки стали вполне необычными человечками (как сказали наши дети: "Это мальчики и девочки, как мы").
А на окне выросла берёзка и ещё некоторые украшения.
Если мои идеи вам пригодятся, буду очень рада. Приятного всем исследования и наблюдения с детьми. И, конечно, хорошего урожая в огороде!
Публикации по теме:
В нашем детском саду уже сложилась традиция,ежегодно воспитатели разных возрастных групп создают у себя в группах мини огороды. Цель которого.
Мой огород на окне оформлен по мотивам сказки "Репка" В моей группе обучаются дети от 2 до 7 лет, с малышами (2-4 года) мы посадили лук,.
Идеи для оформления на окне. «ОГОРОД НА ОКНЕ»Предлагаю вам, фото отчет «Огород на окне», который мы делали прошлой весной с моей напарницей.
«Зелёный огонёк»Ст. воспитатель: Т. И. Муратова. Музыкальный руководитель: Н. Н. Ефременко Цель: подводить детей к осознанию необходимости.
Муха-Муха Цокотуха Позолоченное брюхо Муха в огород пошла Посмотреть «как там дела?» К ней ребята прибежали Цокотухе рассказали: Где картофель,.