Научные доказательства существования жизни после смерти. Наука

Экология познания: Нас со школьной скамьи пытались убедить что нет Бога, нет бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит наука. И мы верили… Заметим, что именно ВЕРИЛИ в то, что нет бессмертной души, ВЕРИЛИ в то, что это якобы доказала наука, ВЕРИЛИ в то, что Бога нет. Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит беспристрастная наука о душе.

Всякий человек, который столкнулся со смертью близкого, задается вопросом существует ли жизнь после смерти? В наше время этот вопрос приобретает особую актуальность. Если несколько столетий назад ответ на этот вопрос был всем очевиден, то сейчас, после периода атеизма, решение его более трудно.

Мы не можем просто верить сотням поколений наших предков, которые на личном опыте, столетие за столетием, убеждались в наличии у человека бессмертной души. Мы хотим иметь факты. Причем, факты научные. Нас со школьной скамьи пытались убедить что нет Бога, нет бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит наука. И мы верили… Заметим, что именно ВЕРИЛИ в то, что нет бессмертной души, ВЕРИЛИ в то, что это якобы доказала наука, ВЕРИЛИ в то, что Бога нет. Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит беспристрастная наука о душе. Мы просто доверяли неким авторитетам, особо не вдаваясь в подробности их мировоззрения, объективности, и интерпретаций ими научных фактов.

И вот теперь, когда случилась трагедия, внутри нас происходит конфликт:

Мы чувствуем, что душа у умершего вечна, что она жива, но с другой стороны старые и внушенные нам стереотипы о том, что никакой души нет, тянут нас в пропасть отчаяния. Эта борьба внутри нас очень тяжела и сильно изматывает. Мы хотим правды!

Так давайте посмотрим на вопрос существования души через настоящую, не идеологизированную, объективную науку. Услышим мнение настоящих ученых по этому вопросу, лично оценим логические выкладки. Не наша ВЕРА в существование или не существование души, а только ЗНАНИЕ может погасить этот внутренний конфликт, сохранить наши силы, придать уверенности, посмотреть на трагедию с другой, реальной точки зрения.

Речь в статье пойдет про Сознание. Вопрос Сознания мы и разберем с точки зрения науки: где же в нашем теле находится Сознание и может ли оно прекратить свою жизнь.

Что такое Сознание?

Сначала о том, что вообще такое Сознание. Над этим вопросом люди думали всю историю человечества, но до сих пор не могут придти к окончательному решению. Нам известны лишь некоторые свойства, возможности сознания. Сознание - это осознавание себя, своей личности, это великий анализатор всех наших чувств, эмоций, желаний, планов. Сознание - то, что нас выделяет, то, что заставляет нас ощущать себя не предметами, а личностями. Другими словами, Сознание чудесным образом обнаруживает наше принципиальное существование. Сознание - это осознание нами своего «Я», но в тоже время Сознание есть великая тайна. У сознания нет измерений, формы, нет цвета и запаха, вкуса, его нельзя потрогать, повертеть в руках. Несмотря на то, что мы очень мало знаем о сознании, мы совершенно достоверно знаем, что мы его имеем.

Одним из главных вопросов человечества является вопрос о природе этого самого Сознания (души, «Я», эго). Диаметрально противоположные взгляды по этому вопросу имеют материализм и идеализм. С точки зрения материализма человеческое Сознание есть субстрат головного мозга, продукт материи, порождение биохимических процессов, особого слияния нервных клеток. С точки зрения идеализма Сознание это - эго, «Я», дух, душа - нематериальная, невидимая одухотворяющая тело вечно существующая, не умирающая энергия. В актах сознания всегда участвует субъект, который собственно все и осознаёт.

Если интересоваться чисто религиозными представлениями о душе, то никаких доказательств существования души религия не даст. Учение о душе является догматом и не подлежит научному доказательству.

Нет абсолютно никаких объяснений, а тем более доказательств и у материалистов, считающих, что они беспристрастные ученые (хотя это далеко не так).

А как же большинство людей, которые равно далеки от религии, от философии, да и от науки тоже, представляет себе это Сознание, душу, «Я»? Давайте зададимся вопросом, что такое «Я»?

Пол, имя, профессия и другие ролевые функции

Первое, что большинству приходит в голову: «Я - человек», «Я - женщина (мужчина)», «Я - бизнесмен (токарь, пекарь)», «Я - Таня (Катя, Алексей)», «Я - жена (муж, дочь)» и.т.п. Это, конечно, забавные ответы. Свое индивидуальное, неповторимое «Я» нельзя определить общими понятиями. На свете огромное количество людей с такими же особенностями, но они же не ваше «Я». Половина из них женщин (мужчин), но они тоже не «Я», люди с такими же профессиями вроде имеют свое, а не Ваше «Я», тоже самое можно сказать и про жен (мужей), людей разных профессий, социального положения, национальностей, вероисповедания и.т.д. Никакая принадлежность к какой либо группе не объяснит Вам что представляет Ваше индивидуальное «Я», потому что Сознание всегда лично. Я - не качества (качества только принадлежат нашему «Я»), ведь качества одного и того же человека могут изменяться, но его «Я» при этом останется неизменным.

Психические и физиологические особенности

Некоторые говорят о том, что их «Я» - это их рефлексы, их поведение, их индивидуальные представления и пристрастия, их психологические особенности и.т.п.

На самом деле это не может быть ядром личности, которое называют «Я» Почему? Потому что на протяжении жизни меняется и поведение и представления и пристрастия, и уж тем более психологические особенности. Нельзя же сказать, что если раньше эти особенности были другими, то это было не мое «Я».

Понимая это, некоторые приводят следующий аргумент: «Я - это мое индивидуальное тело». Это уже интереснее. Разберем и это предположение.

Всем еще из школьного курса анатомии известно, что клетки нашего организма постепенно в течение жизни обновляются. Старые умирают (апоптоз), а новые рождаются. Некоторые клетки (эпителий желудочно-кишечного тракта) полностью обновляются почти каждые сутки, но есть клетки, которые проходят свой жизненный цикл значительно дольше. В среднем же каждые 5 лет обновляется все клетки организма. Если считать «Я» простой совокупностью клеток человека, то получится абсурд. Получится, что если человек живет, например, 70 лет. За это время минимум 10 раз у человека поменяются все клетки в его теле (т.е. 10 поколений). Может ли это значить, что свою 70-летнюю жизнь прожил не один человек, а 10 разных людей? Не правда ли, это довольно глупо? Делаем вывод, что «Я» не может являться телом, потому что тело не постоянно, а «Я» постоянно.

Это означает, что «Я» не может являться ни качествами клеток, ни их совокупностью.

Но тут особо эрудированные приводят контраргумент: «Хорошо, с костями и мышцами понятно, это действительно не может быть «Я», но ведь существуют нервные клетки! А они же на всю жизнь одни. Может быть «Я» - это сумма нервных клеток?»

Поразмышляем над этим вопросом вместе…

Состоит ли сознание из нервных клеток?

Материализм привык раскладывать на механические составляющие весь многоаспектный мир, «гармонию проверять алгеброй» (А.С. Пушкин). Самым наивным заблуждением воинствующего материализма в отношении личности является представление, что личность есть совокупность биологических качеств. Однако совмещение безличных предметов, будь они хоть атомами, хоть нейронами, не может породить личность и её ядро - «Я».

Как может быть этим сложнейшим «Я», чувствующим, способным на переживания, любовь, просто сумма специфических клеток организма вместе с протекающими биохимическим и биоэлектрическими процессами? Каким образом эти процессы могут формировать «Я»???

При условии, если бы нервные клетки составляли бы наше «Я», то мы бы ежедневно теряли часть своего «Я». С каждой умершей клеткой, с каждым нейроном, «Я» становилось бы меньше и меньше. С восстановлением клеток, оно бы возрастало в размерах.

Научные исследования, проведенные в разных странах мира доказывают, что, что нервные клетки, как и все остальные клетки человеческого организма, способны к регенерации (восстановлению). Вот что пишет серьезнейший биологический международный журнал Nature: «Сотрудники калифорнийского Института биологических исследований им. Солка обнаружили, что в мозгу взрослых млекопитающих рождаются полностью работоспособные молодые клетки, которые функционируют наравне с уже существующими нейронами. Профессор Фредерик Гэйдж и его коллеги также пришли к выводу, что ткани мозга быстрее всего обновляются у физически активных животных» 1

Это подтверждает публикация в еще одном авторитетнейшем, реферируемом биологическом журнале - Science: «В течение двух последних лет исследователи установили, что нервные и мозговые клетки обновляются, как и остальные в человеческом организме. Организм способен сам восстанавливать нарушения, относящиеся к нервному тракту», - говорит ученая Хелен М. Блон».

Таким образом, даже при полной смене всех (включая нервные) клеток организма, «Я» человека остаётся прежним, следовательно, оно не принадлежит постоянно меняющемуся материальному телу.

Почему-то в наше время необходимо настолько сложно доказывать то, что было очевидно и понятно еще древним. Ещё живший в III веке римский философ-неоплатоник Плотин писал: «Нелепо предполагать, что, раз ни одно из частей жизнью не обладает, то жизнь можно создать их совокупностью,.. к тому же совершенно невозможно, чтобы жизнь производило нагромождение частей, и чтобы ум порождало то, что ума лишено. Если кто-нибудь возразит, что это не так, а на самом деле душу образуют сошедшиеся вместе атомы, то есть неделимые на части тельца, то он будет опровергнут тем, что атомы сами по себе только лежат один подле другого, не образуя живого целого, ибо не может получиться единства и совместного чувствования из нечувствительных и не способных к объединению тел; а душа-то - чувствует сама себя» 2.

«Я» - это неизменное ядро личности, которое включает в себя многие переменные, но само не является переменным.

Скептик может выдвинуть последний отчаянный аргумент: «А может быть «Я» - это мозг?»

Является ли Сознание продуктом деятельности мозга? Что говорит наука?

Сказку про то, что наше Сознание является деятельностью мозга, многие слышали еще в школе. Необычайно широко распространено представление, что мозг - и есть по сути человек с его «Я». Большинство думает, что именно мозг воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает ее и решает, как действовать в каждом конкретном случае, думают, что именно мозг делает нас живыми, дает нам личностность. А тело - не более чем скафандр, обеспечивающий деятельность центральной нервной системы.

Но эта сказка не имеет отношения к науке. Мозг в настоящее время глубоко изучен. Давно и хорошо изучены химический состав, отделы мозга, связи этих отделов с функциями человека. Изучены мозговая организация восприятия, внимания, памяти, речи. Изучены функциональные блоки мозга. Огромное количество клиник и научных центров изучают человеческий мозг больше сотни лет, для чего разработана дорогостоящая эффективная аппаратура. Но, открыв любой учебники, монографии, научные журналы по нейрофизиологии или нейропсихологии, Вы не встретите научных данных о связи мозга с Сознанием.

Для людей далеких от этой области знания это кажется удивительным. На самом деле ничего удивительного в этом нет. Просто никто и никогда не обнаружил связи мозга и самого центра нашей личности, нашего «Я». Конечно, ученые-материалисты этого всегда хотели. Проводились тысячи исследований и миллионы опытов, на это были затрачены многие миллиарды долларов. Усилия ученых не прошли даром. Благодаря этим исследованиям были открыты и изучены сами отделы мозга, установлена их связь с физиологическими процессами, очень многое удалось сделать для понимания нейрофизиологических процессов и феноменов, но самого главного сделать не удалось. Не удалось найти в мозге то место, которое и является нашим «Я». Не удалось даже, несмотря на крайне активную работу в этом направлении, сделать серьезного предположения, о том, как мозг может быть связан с нашим Сознанием.

Откуда же пошло предположение о том, что Сознание находится в мозге? Такое предположение выдвинул в середине 18 века известный электрофизиолог Дюбуа-Реймон (1818-1896). По своему мировоззрению Дюбуа-Реймон был одним из ярких представителей механистического направления. В одном из писем своему другу он писал, что «в организме действуют исключительно физико-химические законы; если с их помощью не все можно объяснить, то необходимо, используя физико-математические методы, либо найти способ их действия, либо принять, что существуют новые силы материи, равные по ценности физико-химическим силам» 3.

Но с ним не соглашался живший в одно время с Реймоном другой выдающейся физиолог Карл Фридрих Вильгельм Людвиг (Ludwig, 1816-1895), возглавлявший в 1869-1895 годах новый Физиологический институт в Лейпциге, который стал крупнейшим мировым центром в области экспериментальной физиологии. Основатель научной школы, Людвиг писал, что ни одна из существующих теорий нервной деятельности, включая и электрическую теорию нервных токов Дюбуа-Реймона, не может ничего сказать о том, как вследствие деятельности нервов становятся возможны акты ощущения. Заметим, что тут речь идет даже не о сложнейших актах сознания, а о гораздо более простых ощущениях. Если нет сознания, то ничего чувствовать и ощущать мы не можем.

Еще один крупнейший физиолог XIX века - выдающийся английский нейрофизиолог сэр Чарльз Скотт Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии, говорил, что если не понятно, как психика возникает из деятельности мозга, то, естественно, столь же мало понятно, как она может оказывать какое-либо влияние на поведение живого существа, управление которым осуществляется посредством нервной системы.

В итоге и сам Дюбуа-Реймон пришел к такому выводу: «Как мы сознаем - мы не знаем и никогда не узнаем. И как бы мы ни углублялись в дебри внутримозговой нейродинамики, моста в царство сознания мы не перебросим». Реймон пришел к неутешительному для детерминизма выводу о невозможности объяснить Сознание материальными причинами. Он признал, «что здесь человеческий ум наталкивается на «мировую загадку», разрешить которую он никогда не сможет» 4.

Профессор Московского университета, философ А.И. Введенский в1914 г сформулировал закон «отсутствия объективных признаков одушевленности». Смысл этого закона в том, что роль психики в системе материальных процессов регуляции поведения абсолютно неуловима и не существует никакого мыслимого моста между деятельностью мозга и областью психических или душевных явлений, включая Сознание.

Крупнейшие специалисты по нейрофизиологии, лауреаты Нобелевской премии Дэвид Хьюбел и Торстен Визел признавали, что для того чтобы можно было утверждать связь мозга и Сознания, нужно понять, что считывает и декодирует информацию, которая приходит от органов чувств. Ученые признали, что это сделать невозможно.

Существует интересное и убедительное доказательство отсутствия связи между Сознанием и работой мозга, понятное даже людям, далеким от науки. Вот оно:

Предположим, что «Я» (Сознание) является результатом работы мозга. Как точно известно нейрофизиологам, человек может жить даже с одним полушарием мозга. При этом он будет иметь Сознание. У человека, который живет только с правым полушарием мозга, безусловно присутствует «Я» (Сознание). Соответственно можно сделать вывод, что «Я» не находится в левом, отсутствующем, полушарии. У человека с единственным функционирующим левым полушарием тоже есть «Я», следовательно «Я» не находится в правом полушарии, отсутствующем у данного человека. Сознание остаётся вне зависимости от того, какое полушарие удаляется. Значит, у человека нет области мозга, отвечающей за Сознание, ни в левом, ни в правом полушарии головного мозга. Приходится делать вывод, что присутствие сознания у человека не связано с определенными областями мозга.

Профессор, д.м.н. Войно-Ясенецкий описывает: «У молодого раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 кубич. см, гноя), который, несомненно, разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после этой операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а все левое полушарие мозга сдавлено, почти до невозможности его различить» 6.

В 1940 году доктор Августин Итуррича сделал сенсационное заявление в Антропологическом обществе в Сукре (Боливия). Он и доктор Ортиз долго изучали историю болезни 14-летнего мальчика, пациента из клиники доктора Ортиза. Подросток находился там с диагнозом «опухоль мозга». Юноша сохранял Сознание до самой кончины, жаловался только на головную боль. Когда после его смерти произвели патологоанатомическое вскрытие, то доктора были изумлены: вся мозговая масса оказалась полностью отделена от внутренней полости черепной коробки. Большой нарыв захватил мозжечок и часть головного мозга. Осталось совершенно непонятно, каким образом сохранялось мышление у больного мальчика.

Факт, что сознание существует независимо от мозга, подтверждают и исследования, проведенные недавно голландскими физиологами под руководством Пима ван Ломмеля. Результаты широкомасштабного эксперимента были опубликованы в авторитетнейшем биологическом английском журнале «The Lancet». «Сознание существует даже после того, как мозг перестал функционировать. Иными словами, Сознание «живет» само по себе, абсолютно самостоятельно. Что же касается головного мозга, то это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой другой, выполняющий строго определенные функции. Очень может быть, мыслящей материи, даже в принципе, не существует, заявил руководитель исследования знаменитый ученый Пим ван Ломмель» 7.

Еще один аргумент, доступный для понимания неспециалистов приводит профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий: «В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой» 8. Это действительно удивительный факт. Муравьи решают довольно сложные задачи по выживанию, строительству жилья, обеспечению себя питанием, т.е. обладают определенной разумностью, но не имеют мозга вообще. Заставляет задуматься, не правда ли?

Нейрофизиология не стоит на месте, а является одной из самых динамично развивающихся наук. Об успехах изучения мозга говорят методы и масштаб исследований Изучаются функции, участки мозга, все подробнее и подробнее выясняется его состав. Несмотря на титаническую работу по изучению мозга, мировая наука сегодня так же далека от понимания того, что из себя представляют творчество, мышление, память и какова их связь с самим мозгом.

Какова же природа Сознания?

Придя к пониманию того, что Сознания нет внутри тела, наука делает естественные выводы о нематериальной природе сознания.

Академик П.К. Анохин: «Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. Если мы в принципе не можем понять, как именно психическое возникает вследствие деятельности мозга, то не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных - нематериальных духовных сил?» 9

В конце XX века создатель квантовой механики, лауреат Нобелевской премии Э. Шредингер писал, что природа связи некоторых физических процессов с субъективными событиями (к которым относится Сознание) лежит «в стороне от науки и за пределами человеческого понимания».

Крупнейший современный нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по медицине Дж. Экклз развил мысль о том, что на основе анализа деятельности мозга невозможно выяснить происхождение психических явлений, и этот факт легко может быть истолкован в том смысле, что психика вообще не является функцией мозга. По мнению Экклза, ни физиология, ни теория эволюции не могут пролить свет на происхождение и природу сознания, которое абсолютно чуждо всем материальным процессам во Вселенной. Духовный мир человека и мир физических реальностей, включая деятельность мозга, - это совершенно самостоятельные независимые миры, которые лишь взаимодействуют и в какой-то мере влияют друг на друга. Ему вторят такие крупные специалисты, как Карл Лешли (американский ученый, директор лаборатории биологии приматов в Ориндж-Парке (шт. Флорида), изучавший механизмы работы мозга) и доктор Гарвардского университета Эдвард Толмен.

Со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека» 10. В ней авторы прямо заявляют, что «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». «Я могу экспериментально подтвердить, - пишет Экклз, - что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне».

По глубокому убеждению Экклза, сознание не может быть предметом научного исследования. По его мнению, появление сознания, так же как и возникновение жизни, является высшей религиозной тайной. В своем докладе нобелевский лауреат опирался на выводы книги «Личность и мозг», написанной совместно с американским философом-социологом Карлом Поппером.

Уилдер Пенфилд в результате многолетнего изучения деятельности мозга тоже пришел к выводу, что «энергия разума отличается от энергии мозговых нейронных импульсов» 11.

Академик Академии медицинских наук РФ, директор Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ), нейрофизиолог с мировым именем, профессор, д.м.н. Наталья Петровна Бехтерева: «Гипотезу о том, что мозг человека лишь воспринимает мысли откуда-то извне, я впервые услышала из уст нобелевского лауреата, профессора Джона Экклза. Конечно, тогда это показалось мне абсурдным. Но потом исследования, проводимые в нашем Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. А творческий процесс - это проявление совершенно нового качества. Как верующий человек, я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом» 12.

Наука постепенно приходит к выводу, что мозг является не источником мысли и сознания, а самое большее - их ретранслятором.

Профессор С. Гроф так говорит об этом: «представьте, что у вас сломался телевизор и вы вызвали телемастера, который, покрутив разные ручки, его настроил. Вам же не приходит в голову, что все эти станции сидят в этом ящике» 13.

Еще в 1956 г. выдающейся крупнейший ученый-хирург, доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий считал, что наш мозг не только не связан с Сознанием, но и даже мыслить не способен самостоятельно, так как психический процесс вынесен за его пределы. В своей книге Валентин Феликсович утверждает, что «мозг не орган мысли, чувств», и что «Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность, и все наше бытие, когда мозг работает как передатчик, принимая сигналы и передавая их к органам тела» 14.

К таким же выводам пришли английские исследователи Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона. Они обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановок сердца, и установили, что некоторые из них точно пересказывали содержание разговоров, которые вел медицинский персонал, пока те пребывали в состоянии клинической смерти. Другие давали точное описание произошедших в этот временной отрезок событий. Сэм Парния утверждает, что мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли, т.е. как антенна, с помощью которой становится возможен прием сигнала извне. Ученые предположили, что во время клинической смерти действующее независимо от головного мозга Сознание использует его как экран. Как телеприемник, который вначале принимает попадающие в него волны, а затем преобразует их в звук и изображение.

Если мы выключаем радио, то это не значит, что радиостанция прекращает свое вещание. То есть после смерти физического тела Сознание продолжает жить.

Факт продолжения жизни Сознания после смерти тела подтверждает и академик РАМН, директор НИИ Мозга человека, профессор Н.П. Бехтерева в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни». Кроме обсуждения сугубо научной проблематики, в данной книге автор приводит также и свой личный опыт столкновения с посмертными феноменами.

Наталья Бехтерева, рассказывая о встрече с болгарской ясновидящей Вангой Димитровой, вполне определенно высказывается по этому поводу в одном из своих интервью: «Пример Ванги абсолютным образом убедил меня в том, что существует явление контакта с умершими», и еще цитата из ее книги: «Я не могу не верить тому, что слышала и видела сама. Ученый не имеет права отвергать факты (если он ученый!) только потому, что они не вписываются в догму, мировоззрение» 12.

Первое последовательное описание посмертной жизни, основанное на научных наблюдениях, было дано шведским ученым и естествоиспытателем Эммануэлем Сведенборгом. Затем эту проблему серьезно изучали известнейшая врач-психиатр Элизабет Кюблер Росс, не менее известный психиатр Раймонд Моуди, добросовестные ученые академики Оливер Лодж15,16, Уильям Крукс17, Альфред Уоллес, Александр Бутлеров, профессор Фридрих Майерс18, американский врач-педиатр Мелвин Морз. Среди серьезных и систематических исследователей вопроса умирания следует указать профессора медицины при университете Эмори и штатного врача в госпитале для ветеранов в городе Атланта д-ра Майкла Сабома, очень ценно также систематическое исследование психиатра Кэннета Ринга, занимался изучением этой проблемы доктор медицины врач - реаниматолог Мориц Роолингз, наш современник, танатопсихолог А.А. Налчаджян. Много работал над пониманием этой проблемы с точки зрения физики известный советский ученый, крупнейший специалист в области термодинамических процессов, член – корреспондент Академии Наук Республики Беларусь Альберт Вейник. Значительный вклад в изучение околосмертного опыта внес знаменитый во всем мире американский психолог чешского происхождения, основатель трансперсональной школы психологии д-р Станислав Гроф.

Многообразие накопленных наукой фактов неоспоримо доказывает, что после физической смерти каждый из ныне живущих наследует иную реальность, сохраняя свое Сознание.

Несмотря на ограниченность нашей возможности в познании этой реальности при помощи материальных средств, на сегодняшний день существует ряд ее характеристик, полученных при помощи экспериментов и наблюдений ученых, исследующих эту проблему.

Эти характеристики были перечислены А.В. Михеевым, научным сотрудником Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета в его докладе на международном симпозиуме «Жизнь после смерти: от веры к знанию»который проходил 8-9 апреля 2005 года в Санкт-Петербурге:

«1. Существует так называемое «тонкое тело», являющееся носителем самосознания, памяти, эмоций и «внутренней жизни» человека. Это тело существует… после физической смерти, являясь на время существования физического тела его «параллельной компонентой», обеспечивающей вышеуказанные процессы. Физическое тело - лишь посредник для их проявления на физическом (земном) уровне.

2. Жизнь индивидуума не заканчивается текущей земной смертью. Выживание после смерти - естественный закон для человека.

3. Следующая реальность разделена на большое количество уровней, различающихся по частотным характеристикам их составляющих.

4. Местоназначение человека при посмертном переходе определяется его настройкой на определенный уровень, являющейся суммарным результатом его мыслей, чувств и поступков при жизни на Земле. Подобно тому, как спектр электромагнитного излучения, испускаемого химическим веществом, зависит от его состава, точно также посмертное местоназначение человека определяется «составной характеристикой» его внутренней жизни.

5. Понятия «Рай и Ад» отражают две полярности, возможных посмертных состояний.

6. Кроме подобных полярных состояний, имеет место ряд промежуточных. Выбор адекватного состояния автоматически определяется мыслительно-эмоциональным «паттерном», сформированным человеком при земной жизни. Именно поэтому негативные эмоции, насилие, стремление к разрушению и фанатизм, чем бы они не оправдывались внешне, в этом отношении крайне губительны для дальнейшей судьбы человека. Это является твердым обоснованием для персональной ответственности и следования этическим принципам» 19.

Все вышеприведенные аргументы просто удивительно совпадают с религиозными знаниями всех традиционных религий. Это повод отбросить сомнения и определиться. Не правда ли?

1. Cell polarity: From embryo to axon // Nature Magazine. 27.08. 2003. Vol. 421, N 6926. P 905-906 Melissa M. Rolls and Chris Q. Doe

2. Плотин. Эннеады. Трактаты 1-11., «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, Москва, 2007.

3. Du Bois-Reymond E. Gesammelte Abhandlungen zur allgemeinen Muskel- und Nervenphysik. Bd. 1.

Leipzig: Veit & Co., 1875. P. 102

4. Du Bois-Reymond, E. Gesammelte Abhandlungen zur allgemeinen Muskel- und Nervenphysik. Bd. 1. P. 87

5. Кобозев Н. И. Исследования в области термодинамики процессов информации и мышления. М.: Изд-во МГУ, 1971. С. 85.

6, Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. ЗАО «Броварская типография», 2002. С. 43.

7. Near-death experience in survivors of cardiac arrest: a prospective study in the Netherlands; Dr Pirn van Lommel MD, Ruud van Wees PhD, Vincent Meyers PhD, Ingrid Elfferich PhD // The Lancet. Dec 2001 2001. Vol 358. No 9298 P. 2039-2045.

8. Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. ЗАО «Броварская типография», 2002 С. 36.

9/ Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. Избранные труды. Москва, 1979, стр 455.

10. Eccles J. The human mystery.

Berlin: Springer 1979. P. 176.

11. Penfield W. The mystery of the mind.

Princeton , 1975. P. 25-27

12..Меня благословили на изучение «Зазеркалья». Интервью Н.П. Бехтеревой газете «Волжская правда», 19 марта 2005 года.

13. Гроф С. Холотропное сознание. Три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь. М.: АСТ; Ганга, 2002. С. 267.

14. Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. ЗАО «Броварская типография», 2002 С.45.

15. Lodge O. Raymond or life and death.

London 1916

16. Lodge O. The survival of man.

London 1911

17. Crookes W. Researches in the phenomena of spiritualism.

London , год 1926 P. 24

18. Myers. Human personality and its survival of bodily death.

London , год 1sted.1903 P. 68

19. Михеев А. В. Жизнь после смерти: от веры к знанию

Журнал «Сознание и физическая реальность», № 6, 2005 г. и в тезисах докладов международного симпозиума «Ноосферные инновации в культуре, образовании, науке, технике, здравоохранении», 8 - 9 апреля 2005 года, Санкт - Петербург.

У ученых есть доказательства существования жизни после смерти.

Они обнаружили, что сознание может продолжаться и после смерти.

Хотя к этой теме относятся с большим скептицизмом, существуют свидетельства людей, переживших этот опыт, которые заставят вас задуматься над этим.

И хотя эти выводы нельзя назвать окончательными, возможно, вы начнете сомневаться в том, что смерть, на самом деле, является концом всего.

Есть ли жизнь после смерти?

1. Сознание продолжается после смерти

Д-р Сэм Парния — профессор, изучавший опыт клинической смерти и сердечно-легочную реанимацию, считает, что сознание человека может пережить смерть мозга, когда в мозг не поступает кровь, и нет электрической активности.

Начиная с 2008 года, он собрал множество свидетельств об околосмертных переживаниях, которые произошли, когда мозг человека был не активнее буханки хлеба.

Судя по видениям, сознательное понимание сохранялось до трех минут после того, как сердце останавливалось, хотя мозг обычно отключается в течение 20-30 секунд после того, как останавливалось сердце.

2. Опыт вне тела


Возможно, вы слышали от людей о чувстве отделения от собственного тела, и они казались вам выдумкой. Американская певица Пэм Рейнолдс рассказала о своем внетелесном опыте во время операции на мозге, который она пережила в возрасте 35 лет.

Ее поместили в состояние искусственной комы, ее тело охладили до 15 градусов по Цельсию, а мозг практически был лишен кровоснабжения. Кроме того, ее глаза были закрыты, а в уши вставлены наушники, которые заглушали звуки.

Паря над своим телом она смогла наблюдать за собственной операцией. Описание было очень наглядным. Она слышала как кто-то сказал: «Ее артерии слишком малы», а на фоне играла песня «Hotel California» группы The Eagles.

Сами врачи были шокированы всеми подробностями, которые Пэм рассказала о своем опыте.

3. Встреча с умершими


Одним из классических примеров околосмертного опыта является встреча с умершими родственниками по ту сторону.

Исследователь Брюс Грейсон (Bruce Greyson) считает, что то, что мы видим, когда находимся в состоянии клинической смерти – это не просто яркие галлюцинации. В 2013 году он опубликовал исследование, в котором указал, что число пациентов, которые встречали умерших родственников, намного превышало число тех, кто встречал живых людей.
Более того, было несколько случаев, когда люди встречали мертвого родственника по ту сторону, не зная о том, что этот человек умер.

Жизнь после смерти: факты

4. Пограничная реальность


Всемирно признанный бельгийский невропатолог Стивен Лорейс (Steven Laureys) не верит в жизнь после смерти. Он считает, что все околосмертные переживания можно объяснить через физические явления.

Лорейс и его команда ожидали, что околосмертные переживания окажутся похожими на сны или галлюцинации и со временем станут стираться из памяти.

Однако он обнаружил, что воспоминания клинической смерти остаются свежими и яркими вне зависимости от прошедшего времени и порой даже затмевают воспоминания о реальных событиях.

5. Похожесть


Во время одного исследования ученые попросили 344 пациента, которые пережили остановку сердца, описать свой опыт в течение недели после реанимации.

Из всех опрошенных людей 18 % могли с трудом вспомнить свой опыт, а 8-12 % привели классический пример околосмертных переживаний. Это означает, что от 28 до 41 людей, не связанных друг с другом, из разных больниц вспоминали практически один и тот же опыт.

6. Изменения личности


Голландский исследователь Пим ван Ломмел (Pim van Lommel) изучил воспоминания людей, переживших клиническую смерть.

Согласно результатам, многие люди лишились страха смерти, стали счастливее, позитивнее и общительнее. Практически все говорили о клинической смерти, как о положительном опыте, который еще больше повлиял на их жизнь с течением времени.

Жизнь после смерти: доказательства

7. Воспоминания из первых рук


Американский нейрохирург Эбен Александр провел 7 дней в коме в 2008 году, что изменило его мнение об околосмертных переживаниях. Он заявлял, что видел то, во что сложно поверить.

Он рассказал, что видел свет и исходящую оттуда мелодию, он наблюдал нечто похожее на портал в великолепную реальность, наполненную водопадами неописуемых цветов и миллионами бабочек, пролетающих по этой сцене. Однако его мозг был отключен во время этих видений до такой степени, что у него не должно было быть никаких проблесков сознания.

Многие подвергли сомнению слова д-ра Эбена, но если он говорит правду, возможно, его переживания и опыт других людей не нужно игнорировать.

8. Видения слепых


Они опросили 31 слепых людей, которые пережили клиническую смерть либо внетелесные переживания. При этом 14 из них были слепы от рождения.

Однако все они описывали визуальные образы во время своих переживаний, будь то туннель света, умерших родственников или наблюдения за своим телом сверху.

9. Квантовая физика


Согласно профессору Роберту Ланца (Robert Lanza) все возможности во Вселенной случаются одновременно. Но, когда «наблюдатель» решает посмотреть, все эти возможности сводятся к одной, которая и случается в нашем мире.

Невероятные факты

Неутешительные новости: ученые настаивают на том, что жизни после смерти не существует.

Известный физик считает, что человечеству нужно перестать верить в загробную жизнь и сосредоточиться на существующих законах Вселенной.

Шон Кэрролл (Sean Carroll), космолог и профессор физики в Калифорнийском технологическом институте поставил точку в вопросе жизни после смерти.

Он заявил, что "законы физики, которые диктуют нашу повседневную жизнь, были полностью поняты", и все происходит в пределах возможного.


Есть ли жизнь после смерти


Ученый объяснил, что для существования жизни после смерти сознание должно быть полностью отделено от нашего физического тела, чего не происходит.

Скорее сознание на самом базовом уровне представляет собой ряд атомов и электронов, которые и отвечают за наш разум.

Законы Вселенной не позволяют этим частицам существовать после нашего физического ухода из жизни, считает д-р Кэрролл.

Заявления, будто какая-то форма сознания остается после того, как тело умерло и разложилось на атомы, сталкивается с одним непреодолимым препятствием. Законы физики не позволяют информации, хранящейся в нашем мозге, остаться после того, как мы умираем.


В качестве примера д-р Кэрролл приводит теорию квантового поля. Проще говоря, согласно этой теории существует поле для каждого типа частиц. Например, все фотоны во Вселенной находятся на одном уроне, все электроны – имеют свое поле и так для каждого типа частиц.

Ученый объясняет, что если бы жизнь продолжалась после смерти, в тестах на квантовые поля они бы обнаружили "духовные частицы" или "духовные силы".

Однако ничего подобного исследователи не нашли.

Что чувствует человек перед смертью?


Безусловно существует не так много способов узнать, что же происходит с человеком после смерти. С другой стороны многие люди задаются вопросом, что же чувствует человек при приближении конца.

По утверждениям ученых, многое зависит о того, как умирает человек. Так, например, человек, умирающий от болезни, может быть слишком слаб и болен, и находиться в бессознательном состоянии, чтобы описать свои ощущения.

По этой причине многое из того, что известно, было собрано из наблюдений, а не внутренних переживаний человека. Существуют также свидетельства тех, кто пережил клиническую смерть, но вернулся и рассказал о том, что они пережили.

1. Вы теряете чувства


По свидетельствам специалистов, ухаживающих за безнадежно больными людьми, умирающий человек теряет чувства в определенной последовательности.

В первую очередь пропадает чувство голода и жажды, потом теряется способность говорить, а затем видеть. Слух и осязание обычно остаются дольше, но и они потом пропадают.

2. Вам может казаться, что вы спите


Людей, переживших клиническую смерть, попросили описать, что они чувствовали, и их ответы удивительным образом совпали с результатами исследования в этой области.

В 2014 года ученые изучили сны людей, находящихся при смерти, и большинство из них (около 88 процентов) рассказывали об очень ярких снах, которые часто казались им реальными. В большинстве снов люди видели близких умерших людей и при этом испытывали скорее умиротворение, чем страх.

3. Жизнь мелькает перед глазами


Вы также можете видеть свет, к которому приближаетесь, или ощущение, что вы отделяетесь от тела.

Ученые выяснили, что прямо перед смертью в мозге человека наблюдается всплеск активности, что возможно объясняет околосмертные переживания и ощущение, что жизнь мелькает у нас перед глазами.

4. Вы можете осознавать, что происходит вокруг вас


Когда исследователи изучили, что чувствует человек в период, когда он считался официально мертвым, они выяснили, что мозг какое-то время еще функционирует, и этого достаточно, чтобы слышать разговоры или видеть события, происходящие вокруг, что подтверждали те, кто находился рядом.

5. Вы можете чувствовать боль


Если вам нанесли физическую травму, вы можете испытывать боль. Одним из самых болезненных опытов в этом смысле считают удушение. Раковые заболевания часто вызывают боль, так как рост раковых клеток затрагивает многие органы.

Некоторые заболевания могут быть не такими болезненными как, например, респираторные, но вызывать большие неудобства и трудности с дыханием.

6. Вы можете чувствовать себя нормально


В 1957 году герпетолог Карл Паттерсон Шмидт (Karl Patterson Schmidt) был укушен ядовитой змеей. Он не знал, что через день укус его убьет, и записывал все симптомы, которые он испытывал.

Он написал, что сначала чувствовал "сильный озноб и дрожь", "кровотечение в слизистой оболочке рта" и "легкое кровотечение в кишечнике", но в целом его состояние было нормальным. Он даже позвонил на работу и сообщил, что придет на следующий день, но этого не произошло, и он умер вскоре после этого.

7. Головокружение

В 2012 году футболист Фабрис Муамба пережил инфаркт посредине матча. Какое-то время он находился в состоянии клинической смерти, но позже был реанимирован. Когда его попросили описать этот момент, то он сказал, что почувствовал головокружение, и это все, что он помнит.

8. Ничего не чувствовать


После того, как футболист Муамба почувствовал головокружение, он сказал, что ничего не чувствовал. У него не было ни положительных, ни отрицательных эмоций. А если ваши чувства отключены, то что вы можете чувствовать?

Это интервью с известными эксперты в областях исследования загробной жизни и практической духовности. Они приводят доказательства жизни после смерти.

Вместе они отвечают на важные и заставляющие задуматься вопросы:

  • Кто я?
  • Зачем я здесь?
  • Существует ли Бог?
  • Как насчет рая и ада?

Вместе они ответят на важные и заставляющие нас задуматься вопросы, и на самый главный вопрос в моменте «здесь и сейчас»: «Если мы действительно являемся бессмертными душами, то как это влияет на нашу жизнь и отношения с другими людьми?».

Бонус новым читателям:

Берни Сигель, хирург-онколог. Истории, которые убедили его в существовании духовного мира и жизни после смерти.

Когда мне было четыре года, я чуть было не задохнулся, поперхнувшись куском игрушки. Я пытался имитировать то, что делали мужчины-плотники, за работой которых я наблюдал.

Я положил часть игрушки себе в рот, вдохнул и… покинул свое тело.

В тот момент, когда я, покинув свое тело, увидел себя со стороны задыхающимся и в предсмертном состоянии, я подумал: «Как хорошо!».

Для четырехлетнего ребенка находиться вне тела было гораздо интересней, чем в теле.

Безусловно, у меня не было сожаления о том, что я умираю. Мне было жаль, как и многим детям, которые проходят через подобный опыт, что родители найдут меня мертвым.

Я думал: «Ну и ладно! Я предпочитаю смерть, чем жить в том теле ».

Действительно, как ты уже говорил, иногда мы встречаем детей, рожденных слепыми. Когда они проходят через подобный опыт и выходят из тела, они начинают все «видеть».

В такие моменты часто останавливаешься и задаешь себе вопрос: «В чем же заключается жизнь? Что здесь вообще происходит? ».

Эти дети часто недовольны, что им надо возвращаться обратно в свое тело и быть опять слепыми.

Иногда я общаюсь с родителями, у которых умерли дети. Они рассказывают мне,

Был случай, когда женщина ехала на своей машине по скоростной трассе. Внезапно перед ней появился ее сын и сказал: «Мама, сбавь скорость! ».

Она его послушалась. Кстати, ее сын уже пять лет как был мертв. Она доехала до поворота и увидела десять сильно побитых машин — была большая авария. Благодаря тому, что сын вовремя предупредил ее, она не попала в аварию.

Кен Ринг. Слепые люди и их возможность «видеть» во время предсмертного переживания или внетелесного опыта.

Мы опросили около тридцати слепых людей, многие из которых были слепыми с рождения. Мы интересовались, был ли у них предсмертный опыт, а также, могли ли они «видеть» во время этих переживаний.

Мы узнали, что слепые люди, которых мы опрашивали, имели классический предсмертный опыт, свойственный обычным людям.

Около 80 процентов слепых людей, с которыми я говорил, имели разные визуальные образы во время своих предсмертных переживаний или .

В нескольких случаях нам удалось получить независимые подтверждения того, что они «увидели» то, что не могли знать и что действительно присутствовало в их физическом окружении.

Наверняка это был недостаток кислорода в их мозгу, да? Ха-ха.

Да уж, так просто! Я думаю, что ученым, с точки зрения обычной нейронауки, будет нелегко объяснить, как слепые люди, которые по определению не могут видеть, получают эти визуальные образы и достаточно достоверно их сообщают.

Часто слепые говорят, что когда впервые поняли, что могут «видеть» физический окружающий мир , то они были шокированы, испуганы и потрясены всем увиденным.

Но когда у них начались трансцендентные переживания, в которых они отправлялись в мир света и видели своих родных или другие подобные вещи, что свойственны для таких переживаний, это «видение» казалось им вполне естественным.

«Это было так, как должно быть », — говорили они.

Брайан Вейс. Случаи из практики, которые доказывают, что мы жили раньше и будем жить вновь.

Достоверные, убедительные по своей глубине истории, не обязательно являющиеся таковыми в научном смысле, которые показывают нам, что жизнь — это гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Интереснейший случай в моей практике…

Эта женщина была современным хирургом и работала с «верхушкой» правительства Китая. Это был ее первый приезд в США, она не знала ни одного слова по-английски.

Она прибыла вместе со своим переводчиком в Майами, где я тогда работал. Я регрессировал ее в прошлую жизнь.

Она оказалась в Северной Калифорнии. Это было очень яркое воспоминание, происходившее приблизительно 120 лет назад.

Моя клиентка оказалась женщиной, которая отчитывала своего мужа. Она вдруг начала свободно говорить на полном эпитетами и прилагательными английском, что неудивительно, ведь она ругалась с мужем…

Ее переводчик-профессионал повернулся ко мне и стал переводить ее слова на китайский — он еще не понимал, что происходит. Я сказал ему: «Все в порядке, я понимаю английский язык ».

Он был ошарашен — у него открылся рот от удивления, он только что осознал, что она говорила на английском, хотя до этого не знала даже слова «привет». Это пример .

Ксеноглоссия — это возможность говорить или понимать иностранные языки, с которыми вы абсолютно не знакомы и которые никогда не изучали.

Это один из самых убедительных моментов работы с прошлыми жизнями, когда мы слышим, как клиент говорит на древнем языке или на языке, с которым он не знаком.

Никак по-другому это и не объяснить…

Да, и у меня много таких историй. Был один случай в Нью-Йорке: два трехлетних мальчика-близнеца общались друг с другом на языке, совсем не похожем на выдуманный детьми язык, когда, например, они придумывают слова, обозначающие телефон или телевизор.

Их отец, который был врачом, решил показать их ученым-языковедам (лингвистам) из Нью-Йоркского Колумбийского Университета. Там выяснилось, что мальчики разговаривали друг с другом на древнеарамейском языке.

Эта история была задокументирована специалистами. Мы должны понять, как же такое могло произойти. Я думаю, что это . Как еще можно объяснить знание арамейского языка трехлетними детьми?

Ведь их родители не знали этого языка, и дети не могли услышать арамейский язык поздно вечером по телевидению или от своих соседей. Это лишь несколько убедительных случаев из моей практики, доказывающих, что мы жили раньше и будем жить снова.

Вейн Дайер. Почему в жизни «нет случайностей», и почему все, с чем мы сталкиваемся в жизни, соответствует божественному плану.

— Как насчет понятия, что в жизни «нет случайностей»? В твоих книгах и выступлениях ты говоришь, что в жизни не бывает случайностей, и на все есть идеальный божественный план.

Я могу в целом в это поверить, но как тогда быть в случае трагедии с детьми или когда пассажирский самолет падает… как поверить в то, что это не случайно?

— Это кажется трагедией, если верить что смерть — это трагедия. Ты должен понимать,что каждый приходит в этот мир, когда он должен, и уходит, когда его время вышло.

Этому, кстати, есть подтверждения. Нет ничего, что мы не выбираем заранее, в том числе момент нашего появления в этом мире и момент ухода из него.

Наше личное эго, а также наши идеологии диктуют нам, что дети не должны умирать, и что каждый должен прожить до возраста 106 лет и сладко умереть во сне. Вселенная работает совсем по-другому — мы проводим здесь ровно столько времени, сколько запланировано.

…Для начала мы должны посмотреть на все с такой стороны. Во-вторых, мы все являемся частью очень мудрой системы. Представь на секунду кое-что…

Представь огромную свалку, и в этой свалке десять миллионов разных вещей: туалетные крышки, стекло, провода, разные трубы, шурупы, болты, гайки — в общем, десятки миллионов деталей.

И откуда ни возьмись появляется ветер — сильный циклон, который сметает все в одну кучу. Затем ты смотришь на место, где только что находилась свалка, а там стоит новый Боинг-747, готовый лететь из США в Лондон. Каковы шансы, что это когда-нибудь случится?

Ничтожные.

Вот именно! Настолько же ничтожно сознание, в котором отсутствует понимание того, что мы являемся частями этой мудрой системы.

Это просто не может быть огромной случайностью. Мы говорим не о десяти миллионах частей, как на Боинге-747, а о зиллионах, связанных между собой частей, как на этой планете, так и на миллиардах других галактик.

Предполагать, что все это случайно и за всем этим не стоит некая движущая сила, было бы настолько глупо и надменно, как и верить в то, что ветер может создать самолет Боинг-747 из десятков миллионов частей.

За каждым событием в жизни стоит Высшая Духовная Мудрость, потому в ней не может быть случайностей.

Майкл Ньютон, автор книги “Путешествие души”. Слова утешения для родителей, которые потеряли детей

— Какие слова утешения и успокоения у вас есть для тех, кто потерял своих близких, особенно маленьких детей?

— Я могу представить боль тех, кто теряет своих детей. У меня есть дети, и мне повезло, что они здоровы.

Эти люди настолько поглощены скорбью, они не могут поверить, что потеряли любимого человека, и не поймут, как Бог мог позволить этому произойти.

Возможно, оно даже более фундаментально…

Нил Дуглас-Клотц. Настоящие значения слов «рай» и «ад», а также что происходит с нами и куда мы отправляемся после смерти.

«Рай» не является физическим местом в арамейско-иудейском понимании этого слова.

«Рай» — это восприятие жизни. Когда Иисус или кто-либо из еврейских пророков использовал слово «рай», они имели в виду, в нашем понимании,«вибрационную реальность». Корень «шим» — в слове vibration [вайбрэйшин] означает «звук», «вибрацию» или «имя».

Shimaya[шимая] или Shemaiah[шемаи] на иврите означает «безграничная и беспредельная вибрационная реальность».

Поэтому, когда в Книге Бытие Ветхого Завета говорится, что Господь создал нашу реальность, подразумевается что он создал ее двумя способами: он (она/оно) создал вибрационную реальность, в который мы все едины и индивидуальную (фрагментарную) реальность, в которой есть имена, лица и назначения.

Это совсем не означает, что «рай» находится где-то в другом месте или «рай» — это то, что надо заслужить. «Рай» и «Земля» сосуществуют одновременно, если смотреть с такой точки зрения.

Понятие о «рае» как о «награде», или о чем-то, что находится выше нас, или куда мы отправляемся после смерти — все это было незнакомо Иисусу или его ученикам.

Вы не найдете подобного в иудаизме. Эти понятия появились позднее в европейской интерпретации христианства.

Существует популярная в настоящий момент метафизическая концепция о том, что «рай» и «ад» являются состоянием сознания человека, уровнем осознания себя в единстве или отдалении от Бога и понимания настоящей природы своей души и единства со Вселенной. Это так или нет?

Это близко к правде. Противоположностью «раю» является не , а «Земля», таким образом, «рай» и «Земля» являются противопоставляемыми реальностями.

Не существует так называемого «ада» в христианском понимании этого слова. Такого понятия нет ни в арамейском языке, ни на иврите.

Помогли ли эти доказательства жизни после смерти растопить лед недоверия?

Надеемся, что теперь у вас гораздо больше информации, которая поможет по новому взглянуть на концепцию реинкарнации, и, возможно, даже избавит вас от самого сильного страха — страха смерти.

Перевод выполнен Светланой Дурандиной,

P.S. Была ли полезна для Вас статья? Напишите в комментариях.

Хотите научиться вспомнить прошлые жизни самостоятельно?

Если мы издали посмотрим на историю человечества, то заметим: в каждую эпоху существовали свои запреты. И зачастую вокруг этих запретов формировались целые пласты культуры.

Запрет языческих правителей Европы христианства обернулась невероятной популярностью учения Иисуса Христа, которое постепенно уничтожило язычество как верование.

Теории о центральном положении солнца и круглой земле появились в строгое Средневековье, где полагалось под страхом инквизиции верить только в мнение, высказанное церковью. В 19 столетии были табуированы темы секса - возник фрейдовский психоанализ, захлестнувший умы современников.

Можно ли верить в жизнь после смерти?

Сейчас, в наш век, негласный запрет существует на всё, что связано со смертью. В первую очередь это касается западного общества. По умершим правителям средневековой Монголии соблюдали траур не менее 2 лет. Сейчас же известия о жертвах катастроф забываются буквально на следующий день, скорбь по родственникам длится только у самых их близких потомков. Размышления на эту тему положено делать только в храмах, на время общенациональных трауров, на поминках.


Румынский философ Эмиль Чоран как-то заметил: «Умереть это означает принести неудобства другим». Если человек всерьёз задумывается есть ли жизнь после смерти, то это становится пометкой в блокноте психиатра (изучите на досуге руководство по психиатрии DSM 5).

Возможно, это всё создано из-за боязни мировых правительств слишком умных людей. Тот, кто познал бренность бытия, верит в бессмертие души, перестаёт быть винтиком системы, безропотным потребителем.

Что толку в твоей работе в поте лица ради покупки брендовой шмотки, если смерть помножит всё на ноль? Эти и подобные мысли у граждан не выгодны политикам и транснациональным компаниям. Поэтому-то и негласно поощряется всеобщее вытеснение тем загробной жизни.


Смерть: конец или только начало?

Начнём с того: есть ли жизнь после смерти или нет. Тут можно разобрать два подхода:

  • этой жизни нет, человек со своим разумом просто исчезает. Позиция атеистов;
  • жизнь есть.

В последнем пункте можно разобрать ещё одно разделение мнений. Они все имеют общее верование в существовании души:

  1. душа человека переселяется в нового человека или же в животное, растение и т.п. Так считают индуисты, буддисты и некоторые другие культы.;
  2. душа переходит в конкретные места: рай, ад, нирвана. Это позиция почти всех мировых религий.
  3. душа остаётся в мире , может помогать своим родственникам или наоборот вредить и т.д. (синтоизм).


Клиническая смерть как способ изучения

Очень часто врачи рассказывают удивительные истории , связанные с их пациентами, пережившими клиническую смерть. Это состояние, когда у человека остановилось сердце и он как бы мёртв, но при этом в течение 10 минут с помощью реанимационных мероприятий его можно вернуть к жизни.


Так, эти люди рассказывают о разных предметах, которые они видели в больнице, «летая» по ней.

Одна пациентка заметила забытую туфлю под лестницей, хотя она никак не могла знать о ней, потому что была доставлена без сознания. Каково же было удивление медперсонала, когда на указанном месте действительно лежала одинокая туфля!

Другие, думая что они уже умерли, начинали «идти» к себе домой и видеть происходящее там.

Одна пациентка заметила разбившуюся чашку и новое платье синего цвета у её сестры. Когда женщину удалось оживить, к ней пришла та самая сестра. Она рассказала, что действительно в то время, когда сестра была в состоянии полусмерти, у неё разбилась чашка. И платье было новое, синее…

Жизнь после смерти Исповедь покойника

Научные доказательства жизни после смерти

До последнего времени (кстати, неспроста. Астрологи говорят о наступившей эпохе управления умами Плутоном, который возбуждает в людях интерес к смерти, тайнам, синтезу науки и метафизики) учёные мужи на вопрос существования жизни после смерти отвечали однозначно отрицательно.

Теперь это казалось бы непоколебимое мнение меняется. В частности, квантовая физика прямо говорит о параллельных мирах, представляющих собой линии. Человек постоянно перемещается по ним и тем самым выбирает судьбу. Смерть означает лишь исчезновение предмета на этой линии, но продолжение на другой. То есть вечная жизнь.


Психотерапевты приводят в пример регрессивный гипноз. Он позволяет заглянуть в прошлое человека, причём и в прошлые жизни.

Так, в США одна американка после сеанса такого гипноза объявила себя воплощением шведской крестьянки. Можно было бы предположить о помутнение рассудка и посмеяться, однако когда женщина начала свободно разговаривать на неизвестном ей доселе древнем шведском диалекте, стало уже не до смеха.

Факты существования потусторонней жизни

Многие сообщают о пришедших к ним умерших людях. Этих историй множество. Скептики говорят, что это всё выдумки. Поэтому обратимся к задокументированным фактам от людей, которые не были склонны к фантазии и помешательствам.

Например, мать Наполеона Бонапарта Летиция сообщила, как нежно любящий её сын, заточённый на острове святой Елены, как-то пришёл к ней в дом и сообщил сегодняшнюю дату и время, а затем растворился. И только через два месяца пришло сообщение о его кончине. Произошла она ровно в то же время, когда он в виде призрака пришёл к матери.

В азиатских странах существует обычай делать пометки на коже мертвеца, чтобы после реинкарнации родственники могли его узнать.

Задокументирован случай о родившемся мальчике , у которого было родимое пятно ровно в том же месте, где была сделана отметина у его родного дедушки, умершего за несколько дней до родов.

По такому же принципу до сих пор ищут будущих тибетских лам - лидеров буддизма. Нынешний Далай-лама Лхамо Тхондруб (14-й по счёту) считается одним и тем же человеком, как и его предшественники. Он ещё в детстве узнавал вещи 13-го Далай-ламы, видел сны из прошлого воплощения и т.д.

Кстати, ещё один лама - Даши Итигэлов , сохранился с момента в смерти в 1927 году в нетленном виде. Медицинские эксперты доказали: состав волос мумии, ногтей, кожи имеют прижизненные характеристики. Объяснить это они так и не смогли, однако как факт признали. Сами буддисты говорят об учителе как о перешедшем в нирвану. Вернуться в своё тело он может в любой момент.