Нужно ли поститься. Что такое пост и как правильно поститься

1. Зачем нужен пост?Святые отцы наставляют, что пост – это ничем не заменимое средство для достижения духовного обновления и возрастания, без него человеку невозможно бороться со страстями и искушениями и приготовлять свою душу для действия спасающей благодати Божией.

Св. Феофан Затворник объясняет цель и смысл поста, тем, что труды воздержания и доброделания дают простор действию в нас благодати Святаго Духа:

«Что рытие земли в вещественном - то подвиги самоумерщвления в духовном. Что влага и тепло в вещественном - то в духовном труды доброделания и благочестия. Бог говорил к современникам Ноя: “не имать Дух Мой пребывати в человецех сих... зане суть плоть” (Быт. 6, 3). Следовательно, Он будет пребывать там, где плоть распинают со страстями и похотьми или где несут подвиги самоотвержения. Апостол пишет: “духа не угашайте, или: не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления” (Еф. 4, 30) - и потом перечисляет страсти, каких удаляться, и добродетели, в коих преуспевать должно; следовательно, там не угасает Дух, где есть борьба со страстями и труд доброделания. В другом месте он же учит: “исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви” (Еф. 5, 18, 19). Следовательно, где есть песнопение, молитвословие церковное и домашнее и вообще дела благочестия, там будет и исполнение Духом или явление действия благодати Святаго Духа. Подвиги самоотвержения, труды доброделания и благочестия дают простор действию в нас благодати Святаго Духа, и она, сокровенная, приходит тогда въявь и действие свое показывает и самому благодать носящему, и другим».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский:

Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотью бездушной, а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным. Возьми хлопчатую бумагу, не смоченную водой. Она легка и, в малом количестве, носится в воздухе, но смочи ее водой, она сделается тяжелою и тотчас падает на пол. Так и с душою. О, как надо беречь душу постом!

Что такое этот Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Kоторый Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. …Пост с молитвой есть верное оружие против диавола и многострастной плоти. Пусть же никто не умничает, что не нужен пост.

Он (пост) усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из-под ее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к небу, дает место действию благодати Божией. Kто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, - мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться о грехах. А когда мы не постимся, когда мысли в беспорядке, чувство не обуздано и воля позволяет себе все, тогда редко увидишь в человеке спасительную перемену, тогда он мертв по своей душе: все силы ее действуют по неверному направлению; главная цель действования - цель жизни - выпускается из виду; является множество частных целей, почти столько, сколько есть у каждого человека страстей или прихотей.

Пост - хороший учитель: 1) он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, то есть того, чем сколько требует наша природа; 2) пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор; 3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; 4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, коварства которых при озарении теперь нас светом благодати Божией ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.

Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34), а через то отпадаем от источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объедение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы и там научились божественной премудрости.

Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн. Kогда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной.

Для того, между прочим, и установлены Святой Церковью посты, чтобы христиане имели в них оружие против диавола и бесчисленных козней его.

Молитва и пост очищают, просвещают и укрепляют душу; напротив, без молитвы и поста душа наша - легкая добыча диавола, потому что не ограждена и не защищена от него. Пост и молитва - духовное оружие против диавола, потому и говорит Господь, что род бесовский исходит только молитвой и постом. Святая Церковь, зная силу этого духовного оружия, призывает нас на каждой седмице дважды к посту - в среду и пятницу, между прочим, в воспоминание страданий и смерти нашего Спасителя, и в году - многократно во все многодневные посты, а Великий пост соединяет с особенными умилительными покаянными молитвами. Пост и молитва имеют ту духовную выгоду, что, укрепляя наши души, укрепляют в нас самую веру, надежду и любовь и соединяют с Богом.

Преп. Макарий Оптинский:

Переменною пищею и воздержанием тела и душа обновляется. Святые отцы, Святым Духом движимые, уставили посты как для душевной, так и для телесной нашей пользы.

Архимандрит Рафаил (Карелин):

«Древнехристианский апологет Афинагор на вопрос своего оппонента-язычника о том, как телесная болезнь может отражаться на деятельности бестелесной души, приводит такой пример. Душа – музыкант, а тело – инструмент. Если инструмент поврежден, музыкант не в силах извлечь из него гармоничных звуков. С другой стороны, если болен музыкант, то инструмент безмолвствует. Но это только образ. На самом деле связь между телом и духом неизмеримо больше. Тело и душа составляют единую человеческую личность.

Благодаря посту тело становится утонченным инструментом, способным улавливать каждое движение музыканта – души. Образно говоря, тело из африканского барабана превращается в скрипку Страдивари. Пост помогает восстановить иерархию душевных сил, подчинить сложную психическую организацию человека высшим духовным целям. Пост помогает душе побеждать страсти, извлекает душу, как жемчужину из раковины, из плена всего грубо чувственного и порочного. Пост освобождает дух человека от влюбленной привязанности к вещественному, от постоянной обращенности к земному.

Сознательное самоограничение служит средством достижения духовной свободы…

Пост увеличивает духовный потенциал свободы: делает человека более независимым от внешнего и способствует сведению к минимуму его низших потребностей. При этом освобождается энергия, возможность и время для жизни духа.

Пост представляет собой волевое действие, а религия во многом – дело воли. Тот, кто не сможет ограничить себя в пище, не сможет победить и более сильные и утонченные страсти. Распущенность в еде ведет к распущенности и в других областях человеческой жизни.

Мы коснулись личностного аспекта поста, но есть еще и другой, не менее важный – церковный. Посредством поста человек включается в ритмы храмового богослужения, становится способным реально переживать через священные символы и образы события библейской истории.

Церковь – это духовный живой организм, и, как всякий организм, она не может существовать вне определенных ритмов.

Посты предшествуют великим христианским праздникам. Пост – одно из условий покаяния. Без покаяния и очищения человеку невозможно пережить радость праздника. Вернее, он может испытать эстетическое удовлетворение, подъем сил, экзальтацию и т. д. Но это – только суррогат духовности. Истинная, обновляющая радость, как действие благодати в сердце, останется для него недоступной.

Ряд постов посвящен скорбным событиям библейской истории: в среду Христос был предан Своим учеником – Иудой; в пятницу претерпел Распятие и смерть. Тот, кто не постится в среду и пятницу и говорит, что любит Бога, обманывает себя. Истинная любовь не будет насыщать свое чрево у гроба любимого. Те, кто постится в среду и пятницу, получают как дар способность более глубоко сопереживать Страданиям Христа».

Святитель Лев Великий:

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Преп. Исаак Сирин:

Дух не покоряется [кресту], если прежде не покорится ему тело.

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Глава добродетелей – молитва; их основание – пост.

Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума.

Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей – пост.

Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы.

«Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством» (Лк. 21, 34), завещал Господь. Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, т.е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние.

Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он не способен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо – мертв душою.


Валентина Кирикова

Обязательно ли строго соблюдать правила поста?

— Скажите, пожалуйста, какова для нас норма поста? Говорят, что в пост надо отказываться от того, что любишь...

— Есть церковный устав. Церковный устав очень строгий, неоправданно строгий, я бы сказал. Если заняться историей этого вопроса, то мы видим, что с течением времени правила поста в Церкви все более устрожаются и устрожаются. Сначала пост был только Великий и затем — среда и пятница каждой недели. Это так называемый канонический пост, он сложился в Церкви сразу. Причем Великий пост был разной величины и разной строгости, но всегда перед Пасхой постились. Минимум постились неделю, а сейчас пришли к сорока дням плюс Страстная седмица.

Мера поста была тоже разной. Начиная с того, что по субботам и воскресениям пост отменялся и кончая тем, что у нас есть сейчас, т. е. строгость поста соблюдается, рыба не естся. Среда и пятница приравнивались к великопостным дням. В среду потому, что мы вспоминаем предательство Иуды, и это воспоминание подвигает нас к такому сосредоточению, чтобы с нами этого не случилось. А в пятницу — потому что вспоминаем крестные страдания Христа.

Что касается Петровского поста, то он был епитимийный, т. е. те, кто не могли поститься в Великую Четыредесятницу, восполняли это пощением в Петровский пост. Успенского и Рождественского постов не было в первую тысячу лет бытия Церкви. Они были такие поместные что ли, т. е. перед Рождеством было предпразднество неделю, а перед Успением, по-моему, ничего не было.

Константинопольский собор, кажется, 1147 года, еще об этом упоминает об постановлении о правилах поста , что есть обязательный для всех и Великий пост, и среда и пятница каждой седмицы. А что касается Апостольского, Божией Матери и Рождественского постов, то есть предпразднество недельное, здесь мы постимся. Остальные — по силам.


Но дальше сил у христиан становилось все больше и больше. И поэтому правил поста становилось все больше и они делались строже. Если брать, к примеру, устав Студийский, то мы видим, что по нему в субботу и воскресение Великого поста разрешалось вкушать рыбу. У нас сейчас такого нет. Если мы берем даже дониконовские уставы, то мы видим, например, что во вторники и четверги, субботы и воскресенья Петровского и Рождественского постов разрешалось вкушать рыбу независимо от богослужебного знака. А у нас еще более строгие правила поста . И поэтому, конечно, они в такой практической жизни христиан православных остаются по большей части в Типиконе. И люди приходят на исповедь, массово каются, что они не могут держать пост.

Что касается меры поста, то ее каждый должен определять со своим духовником индивидуально. Но здесь есть такая грань: есть разорение поста, т. е. нарушение церковных уставов, а есть послабление поста. Вот разорение правил поста , конечно, допускать нельзя. Потому что мы постимся прежде всего из-за послушания Церкви. И наш пост — это главное такое внешнее выражение, как внешнее выражение Богопочитания в молитве — это крестное знамение, поклоны и лобызание икон, так и внешняя принадлежность наша к Церкви православной — это соблюдение ее уставов.

Да, устав сложился так, что можно анализировать исторически, что был менее строгий и более строгий, можно быть недовольным по этому поводу. Но правила поста сложились такие, какие они есть, и мы постимся «за послушание» Церкви. И разорять эти правила поста нельзя, но можно их, я думаю, послаблять, опять же индивидуально. Если человек не может поститься строго по уставу, пусть послабляет, но как бы с благословения духовника.

Что касается отказа от того, что любишь. Да, это действительно так. Пост, помимо того, что это послушание к Церкви, это и некое аскетическое упражнение. Вот, например, когда меня спрашивают, как поститься, я говорю: «Не смотрите телевизор». Вот вам будет пост и, кстати, очень тяжелый для многих. Попробуйте его не смотреть в Рождественский пост! С едой поступайте по совести, как вам позволяет ваше здоровье, лучше, конечно, поститься. Вот вам задание на пост: «Телевизор не смотрите и Новый завет прочитайте».

Игумен Петр (Мещеринов)


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Смирение - добродетель, возвышающая дух и приближающая наш ум к Богу. Это качество можно противопоставить гордыне. Такому человеку кажется, что всего, что у него есть хорошего в жизни, он достиг сам. На первой стадии смирения человек начинает понимать, кто на самом деле дает ему в этой жизни блага.

Христианский пост признают сегодня, и католики, и православные, и протестантские церкви. Но соблюдают его все по-разному. У одних, принято во время 40 дневного периода, который предшествует , есть один раз в день. У других принято голодать в пятницу на страстной неделе. Некоторые, в Великий пост воздерживаются от мяса, рыбы, яиц и молочных продуктов.

Многие верующие считают, что соблюдению поста положил начало Иисус. В Библии действительно записано о том, как он после постился 40 дней. Но он не учредил ритуал для подражания. Этот вывод можно сделать из того, что рассказывается о его первых последователях. В Библии нигде не говорится, что первые христиане соблюдали Великий пост. Впервые Великий пост стали соблюдать в IV веке н.э. – это уже спустя почти 4 века после Христа. И обычай соблюдать пост заимствован из язычества, как и многие другие.

Ну, а если Великий пост – это действительно подражание Иисусу, то почему его тогда соблюдают в дни, когда Иисус как полагают, воскрес, а не крестился? Перед своей смертью Иисус не постился. Даже наоборот, есть сообщения в Библии о том, что перед своей смертью Иисус с учениками принимали пищу. А в ночь перед смертью, Иисус ел с учениками пасхальный ужин.

А вот то, что Иисус постился после своего крещения, может быть для нас очень полезным. После крещения, Иисусу предстояло приступить к очень важному делу, служению Богу. Поэтому, Иисусу нужно было всё обстоятельно обдумать, помолиться Богу, попросить у него помощи и руководства. Поэтому, можно сделать вывод, что пост принесет пользу, если делается из правильных побуждений и в подходящем для этого случая.

Когда пост может принести пользу

Человек, который совершил грех, возможно какое-то время не захочет есть. И это может происходить не потому что он хочет произвести впечатление на других, а потому что его мучает совесть за совершенный проступок. И само воздержание от пищи, конечно не налаживает отношение между согрешившим и Богом. Однако искреннее раскаяние о том, что согрешил против Бога и против каких-то людей, может привести к тому, что человек будет горячо молиться Богу и все это подавит желание есть.

Нечто подобное пережил царь Давид. Он очень боялся потерять новорожденного ребенка, и поэтому все свои силы сосредоточил на молитвах к Богу, прося спасения для ребенка. Все свои чувства и силы Давид вкладывал в молитвы, поэтому он постился. Сегодня тоже могут быть такие тяжелые ситуации, когда человеку может показаться принятие пищи неподобающим.

В Библии также описываются случаи, когда служителям Бога нужно было принять важное решение, и поэтому они постились.

Поститься или не поститься это личное дело каждого. Никогда не следует в этом вопросе осуждать другого, или навязывать свою точку зрения. Не стоит отказываться от еды лишь для того чтобы казаться праведными перед людьми. Но и не надо придавать пище такое значение, что это мешало бы выполнять важные дела. Библия ясно показывает, что Бог не требует, чтобы мы постились, но и не запрещает нам это делать, если мы считаем это необходимым.

Без заголовка

Философия поста
Нужно ли поститься?
Каждый решает это сам для себя. Кто-то считает, что посты могут негативно сказаться на его здоровье, поскольку организм человека на время лишается необходимых витаминов. Другие полагают, что отказ от скоромной пищи - это просто очередная жесткая диета. Однако следует понимать, что пост и диета вещи не совместимые! Несовместимые, прежде всего по своим задачам. Ведь главная цель любой диеты – привести в порядок ваш организм, наладить процессы пищеварения. Постясь, верующие стремятся очистить душу, и в этом - основная разница.

В нынешних реалиях даже люди, далекие от религии, следуя моде или по каким-то другим соображениям, нет-нет, да и постятся. Но уметь делать это правильно - целая наука.

Постные дни есть в каждой религии – не только в православии, но и в католицизме и мусульманстве. В календаре христиан четыре больших поста. Однажды я задумался, а почему посту придается такое огромное значение уже на протяжении несколько веков?

Верующий человек на этот вопрос скорей всего ответит, что пост для него - закалка духа и молитва Богу, когда ты меньше всего зависишь от своего земного, бренного начала. Главная цель поста - молитва, которая дает сближение с Богом. В постные дни верующий ограничивает себя в пище животного происхождения – молочной, мясной, рыбной, употребляя пищу только растительную.

Пост и медицина

Давайте теперь рассмотрим физиологические аспекты соблюдения поста. С точки зрения медицины православные посты не только отличный способ «разгрузить» тело, но и привести в порядок нашу психику. Биохимические исследования подтвердили, что зимой и летом организм усваивает пищу по-разному. Для холодного времени года характерен белково-жировой обмен, а для лета - белково-углеводный. Чтобы переключиться с одного типа обмена на другой без подрыва здоровья, между сезонами следует проводить своеобразную перезагрузку. Может быть, в этом и заключается природный вековой смысл поста.

Некоторые диетологи считают, православный пост гораздо полезнее, здоровее и безопаснее, чем любые искусственно придуманные системы питания и диеты. Ведь, на время исключая из рациона животные жиры и перейдя на растительную пищу, мы выводим из организма лишние холестерин, канцерогены и токсины. Постная пища содержит антиоксиданты, которые стабилизируют состояние сердца, сосудов и опорно-двигательного аппарата.

Во время поста из-за сокращения объема пищи уменьшается нагрузка на желудочно-кишечный тракт. Происходит как бы обновление слизистой оболочки желудка. Благодаря самоочищению организм избавляется от ненужных, балластных веществ посредством органов выделения, кожи, легких, почек. Так, например, исследования западных ученых обнаружили в мясе и молочных продуктах молекулу чужеродного вещества из категории «сахаров». В 1 кг мяса содержится от 5000 до 12000мг подобного «сахара», в молоке - 600-700мг. Этот токсин с годами может вызвать онкологические опухоли и серьезные болезни. Православный человек не употребляет мяса и молока более 200 дней в году и тем самым очищает свой организм от подобных токсинов. Строгое соблюдение постов в несколько раз снижает риск приобретения тяжелых неизлечимых болезней.

Обезьяны на диете

В 1989 году американские биологи начали проводить эксперимент над популяцией макак. В течение всех 20 лет, пока он длился, учёные докладывали о его промежуточных результатах, но итоги были подведены только недавно. Сначала исследователи изучали 30 особей обезьян в возрасте от 7 до 14 лет (в неволе эти приматы живут, как правило, до 25-27 лет). В 1994 году к первой группе ученые добавили ещё 46 обезьян.

В чем суть эксперимента? Обезьян разделили на две группы. Половина питалась как обычно - эти особи составили контрольную группу. Другой половине макак ученые в течение трех месяцев «урезали» 30% калорий, такой рацион обезьянам «прописали» на всю жизнь. При этом биологи не забывали подкармливать этих приматов витаминами и минералами, которые те недополучали из-за вынужденной диеты. В остальном условия животных были равны. Итогом обычного питания в контрольной группе стали 5 случаев заболевания диабетом и 11 случаев повышения уровня глюкозы в крови. В то же время их «голодающие» собратья до сих пор полностью здоровы. Их полуголодная диета на 50% уменьшила вероятность сердечно-сосудистых заболеваний и опухолей. Неудивительно, что эти макаки имели меньший вес, но учёных заинтересовало совсем другое: результаты магнитно-резонансного сканирования показали, что количество серого вещества в мозгу у этих обезьян превышало таковое у контрольной группы. Они стали умнее!

Итак, по мнению биологов, диета делает жизнь длиннее и лучше. То есть ограничение пресловутых калорий не только замедляет процесс старения, но и в три раза уменьшает риск появления старческих болезней.

Немного истории

С древнейших времен пост являлся важным средством мобилизации физических и душевных сил, а также главным инструментом работы над собой. В знак покаяния и смирения перед Богом постились и цари, и простолюдины. Моисей до обретения скрижалей с главными христианскими заповедями сорок дней и сорок ночей не вкушал пищи и молился на горе Синай. Появление многодневных постов относится уже к традициям древнего христианства. Один из них – Рождественский. О нем сейчас и хочется сказать несколько слов.

Рожественский пост

Праздник Рождества Христова стали отмечать еще во времена Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца». Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».

Сначала Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. При константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле на соборе 1166 года было положено всем христианам хранить пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней. Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Рождественский пост, считают священнослужители, установлен для того, чтобы ко дню Рождества Христова православные люди очистили себя покаянием, молитвою и воздержанием, чтобы благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и принести Ему в дар чистое сердце и желание следовать Его учению.

Лев Великий в V веке писал: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

По словам другого святого отца Симеона Фессалоникийского: «Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

С того момента, как Церковь получила свободу и стала господствующей в Римской империи, упоминание о празднике Рождества Христова появляется во всей Вселенской Церкви. Император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

Азбука Рождественского поста

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: «Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста церковным уставом запрещены рыба, вино и елей, дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается по субботам и воскресеньям и в великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем, именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и православным христианам приходится быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, человек должен соблюдать и духовный пост. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», - проповедует Святая Церковь. Только пост телесный ничего бесполезен для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается мыслью о собственном превосходстве от сознания того, что он постится. Поэтому кощунственно отождествлять святой пост с диетою, дабы избавиться от живота обременяющего. Истинный пост связан с молитвой, покаянием и воздержанием. Пост – это смирение плоти и очищение от грехов, а без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Как я уже сказал, христианские посты ведут свою историю еще от пророка Моисея, который 40 дней постился в пустыне. Но такой же подвиг совершил Иисус Христос. По Священному Писанию, он «возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей…» Соблюдая посты, христиане стремятся показать свою готовность сопротивляться искушениям. Только Православие из всех христианских конфессий сохранило обязательность соблюдения постов для прихожан.

Великий пост

У православных самым значительным постом стал Великий пост, который длится 7 недель и приходится на март-апрель. Я убежден, что Великий пост полезен телу не меньше, чем душе. 40-дневный отказ от мясной и жирной пищи готовит тело человека к периоду летнего и осеннего «травоедения». Если организм очищен, и подготовлен – витамины свежей зелени, по весне и лету хорошо усваиваются и перевариваются.

В древности в Великий пост разрешалось вкушать только хлеб, сушеные фрукты и овощи, да и то только один раз в сутки – вечером. Требования к тем, кто поститься, сейчас стали заметно мягче, но Церковь до сих пор настаивает на соблюдении ряда жестких правил.

В первые два дня первой недели Великого поста, (если следовать предписаниям Церкви) нельзя есть вообще ничего – можно только пить воду. И хотя я всегда был против голодовок но даже в этом тоже есть определенный физиологический смысл: после недели блинов с маслом, икрой, творогом, организму необходимо передохнуть. Разгрузиться.

В будние дни поста можно есть пищу, приготовленную на огне, не добавляя в еду масла. В своей новой книге я подробно обосновываю такой способ приготовления пищи. Дважды разрешается употреблять в пищу рыбу. Во время Страстной седмицы в пятницу и субботу надо вовсе отказаться от еды. Легче соблюдать пост, когда от него ничего не отвлекает. В старину на Руси на время Великого поста запрещались праздники, закрывались мясные лавки и даже приостанавливались судебные тяжбы. Я бы на время поста предложил добровольно отказаться от просмотра телевизора и сосредоточить свое внимание на изучении серьезной (не праздной) литературы.

Если вы решили соблюдать Великий пост, учтите, что подходить к этому надо разумно. Не будьте к себе чрезмерно строги и ешьте чуть более разнообразную пищу, чем рекомендуют строгие предписания для верующих.

Если вы человек верующий, предварительно посоветуйтесь со своим духовником. Он подскажет, как вам следует соблюдать пост и даст свое благословение. Не помещает поговорить и со своим лечащим врачом. Поскольку есть болезни, при которых строгое соблюдение поста чревато необратимыми изменениями в организме. Учитывайте также, что во время поста вам придется ходить на работу и выполнять свои повседневные обязанности. Не должны соблюдать посты дети, больные люди (с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, гастритами, холециститами, панкреатитами, диабетом, после операций, физических или душевных травм), беременные и кормящие женщины и путешественники. Если вы рассматриваете ожирение как системное заболевание, а не как косметический дефект и проходите курс лечения у врача – вы так же с благословления своего настоятеля можете получить послабление или даже освобождение от строгих правил соблюдения поста. При этом всю духовную составляющую следует не только соблюдать, но и преумножить. Разговенье – окончание Великого поста.

Является Божьей благодатью, великим Таинством, через которое христиане могут стать причастны самому Спасителю. Важно знать, как правильно поститься, чтобы после исповедания грехов и причастия получить Божье помазание на веру, силу любви и терпение.

Что такое пост и зачем поститься перед причастием

Причастие является открытой дверью для принятия Божьей благодати в жизнь христиан. Через Причастие верующие принимают:

Каждый верующий сам несет ответственность за принятие Божьего Таинства, ибо, как пишет апостол Павел, кто делает это, не рассуждая, греша, тот болеет и даже умирает (Кор. 11:28-30).

Довольно тяжелое испытание для христиан, не правда ли? Не принимаешь Причастия, не получаешь благословения и благодати, принимаешь - можешь заболеть и умереть. Где же выход? А выход прост - в посте и исповедании грехов.

Трудно удержаться от соблазнов при сытости и веселье. Трудно не впасть в искушение при употреблении алкоголя или на увеселительных мероприятиях. Во время говенья люди, укрощая плоть, укрощают свои эмоции и нравы. По словам Иоанна Лествичника , во время покаяния должна первенствовать чистота молитвы, в безмолвии, послушании отказаться от наслаждений, лукавых мыслей для того, чтобы получить наслаждение в Небесах.

Некоторые христиане могут часами просиживать в социальных сетях, проводить время в пустых разговорах по телефону, принимать участие в сплетнях, но при этом находиться в строжайшем воздержании от пищи, гордясь собой. Хочется разочаровать таких верующих — Бог смотрит не на желудок, а на душу.

Все, что отстраняет христианина от Бога, является грехом.

Важно! Пост - единственная возможность приблизиться к Всевышнему. По мнению священников, пост и молитва - крылья, позволяющие верующей душе взлететь к Небесам.

История появления поста перед причастием

Первые христиане после Вознесения Иисуса принимали причастие ежедневно, постоянно пребывали в общении. Безусловно, в то время не могло идти и речи о соблюдении поста. Свое послание апостол Павел писал христианам того времени, напоминая о важности раздумий перед принятием Святой жертвы Христа.

Икона Причастие апостолов

Во время апостолов Евхаристия совершалась вечером, но со временем Таинство причастия перенесли на утро, давая возможность верующим с самого утра принять пищу Господню, очищающую кровь и тело.

Читайте постах:

Первое появление постных дней перед Евхаристией относится к четвертому веку. Священники того времени отмечают охлаждение веры и призывают христиан воздержаться от сексуальных наслаждений и мирских увеселений перед принятием Святых Даров, но при этом ничего не говорилось о пище.

Ранние христиане постились трижды в неделю и в дни установленных Церковью постов. Говенье или ограничение в принятии пищи в течение трех-семи дней появляется в начале девятого столетия из-за упадка духовной жизни.

По словам митрополита Волоколамского Илариона, не существует единого требования о трехдневном воздержании перед Евхаристией.

Каждый верующий индивидуально решает, сколько времени ему потребуется, чтобы прийти к чистоте и благоговению перед Господом. Некоторые христиане этот вопрос решают со своим духовным наставником.

Правила поведения во время подготовки к Причастию

Трехдневное воздержание перед принятием причастия не является требованием, а только пожеланием. Оно касается в основном людей, которые участвуют в Евхаристии 2 −3 раза в году. Во время четырех постов нет требований по дополнительному воздержанию.

Читайте о многодневных постах:

В церкви верующие и крещенные люди причащаются Тела и Крови Христовых

Согласно постановлению Православной Церкви во время говенья запрещено вкушать:

  • продукты животного происхождения;
  • яйца;
  • молочные продукты;
  • выборочно - рыбу.

В эти дни пища готовится не для удовольствия ее употребления, а как средство для поддержания здоровья в храме Божьем, т.е. в самом христианине.

Если рыба является основным видом питания, тогда ее можно употреблять.

Перед Евхаристией христиане не принимают пищи, перед этим проведя день в молитвах, отказе от увеселений, употребления алкогольных напитков и секса.

Важно! На таинстве Исповеди следует честно признаться священнику обо всех своих проступках, чтобы он решил, безопасно ли христианину касаться Святых Даров или следует возвратиться домой и тщательно подготовится.

Перед исповеданием и причастием христиане идут на вечернюю службу в храме, утром обязательно присутствуют на Литургии. Искреннее раскаяние на Исповеди открывает двери к Причастию.

Пост перед причастием: как правильно соблюдать

Послабления в посте

Причастие - великая сила, дарующая исцеление, освобождение от зависимостей, прощение грехов и пребывание в радости. К этому таинству допускаются христиане всех возрастов, даже младенцы.

Дети, которым еще не исполнилось 7 лет, причащаются без соблюдения воздержания перед этим, но это не означает вседозволенность в еде и играх. Семя благоговения перед Таинствами, посаженное в детскую душу, даст хороший плод по мере взросления ребенка. В младенческом возрасте подвиг говенье родителей - лучший пример для подрастающего поколения.

Беременные женщины, больные должны тщательно следить за своим питанием, для таковых не существует дней сухоядения. Эта категория христиан уточняет со своим духовным наставником перечень допустимых блюд.

Современная кухня богата всевозможными продуктами, умелое приготовление которых по готовым рецептам не может навредить ни беременным, ни плоду, ни больным.

Милостиво относится Церковь и к той категории людей, которые находятся вне дома и питаются в столовых. Это армия, интернаты, больницы и места лишения свободы. В этом случае по мере возможности следует на несколько дней отказаться от скоромного, усилив молитву и пребывание в Слове.

Умирающие и тяжелобольные люди допускаются к Причастию без всякой подготовки.

Пост - это не диета и наказание, а великое благословение от самого Творца, приближающее нас к Богу.

Постоянно пребывая в молитве, читая «Отче наш» и молитву грешника, постящиеся люди приближаются на очередной шаг к Спасителю, Целителю и нашей надежде на жизнь вечную.

Молитва грешника

Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня, грешного.

Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня.

Господь мой, Иисус Христос, помилуй меня.

Иисус, Сын Божий, помилуй меня.

Господи, помилуй по великой милости Твоей во имя Отца, Сына и святого Духа. Аминь.