Одним из результатов внешней политики Российского государства во второй половине XVI века было
А1. Как назывался сборник законов, принятый в XV веке и сыгравший большую роль в централизации Российского государства и создании общерусского права?
1) Русская правда, 2) Соборное уложение,
3) Судебник, ++/ответ/++ 4) Табель о рангах.
А2. Одним из результатов внешней политики Российского государства во второй половине XVI века было:
1) присоединение к России Крыма,
2) присоединение к России Казанского и Астраханского ханств ++/ответ/++
3) присоединение к России Левобережной Украины,
4) завоевание Россией выхода к Балтийскому морю.
А3. Какое событие произошло позже других?
1) правление Василия Шуйского,
2) «Угличская драма»,
3) правление Лжедмитрия I,
4) воцарение династии Романовых. ++/ответ/++
А4. Что из перечисленного относится к итогам Ливонской войны?
1) раздел земель Ливонского ордена между Россией, Польшей и Швецией,
2) утрата Россией Полоцких земель,
3) передача Швеции от России Корелы и Копорья, ++/ответ/++
4) передача Речи Посполитой от России Пскова и Гдова.
А5. Какое событие произошло в 1645 году?
1) начало царствования Алексея Михайловича, ++/ответ/++
2) Соляной бунт,
3) принятие Соборного уложения,
4) начало церковной реформы патриарха Никона.
А6. Кто был одним из соратников Степана Разина?
1) Никита Зотов, 2) Корнила Яковлев,
3) Федор Ртищев, 4) Василий Ус. ++/ответ/++
А7. Каково значение феодальной войны второй четверти XV века?
1) усиление феодальной раздробленности,
2) окончание объединения русских земель вокруг Москвы,
3) усиление влияния Орды, отсрочено свержение ордынского ига,
4) появление новых видов вооружения.
А8. В каком году началось царствование династии Романовых?
1) 1584, 2) 1598,
3) 1605, 4) 1613. ++/ответ/++
А9. Кто нанес поражение Давлет-Гирею в битве при Молодях?
1) Алексей Адашев, 2) Михаил Воротынский, ++/ответ/++
3) Афанасий Вяземский, 4) Иван Шуйский.
А10. Каковы условия Поляновского мира?
1) возвращение Смоленска России,
2) отказ Владислава от притязаний на российский престол, ++/ответ/++
3) разделение Украины на Правобережную и Левобережную,
4) передача Черниговских земель Речи Посполитой.
А11. В чем причина денежной реформы Елены Глинской?
1) дефицит денег в казне,
2) недостаток серебра для чеканки монет,
3) потребность в создании единой монетной системы на всей территории страны, ++/ответ/++
4) увеличение торгового оборота с Европой.
А12. Кто такой Малюта Скуратов?
1) книгопечатник, 2) опричник, ++/ответ/++
3) основатель купеческой династии, 4) путешественник.
А13. В каком году заключен Столбовский мир?
1) 1617, ++/ответ/++ 2) 1634, 3) 1648, 4) 1667.
А14. Каково значение принятия Соборного уложения?
1) завершение церковной реформы,
2) создание сословно-представительной монархии,
3) усиление правовой защищенности крестьян,
4) закрепление самодержавия в России. ++/ответ/++
А15. Какова причина разрыва между Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном?
1) изъятие церковных ценностей для нужд государства,
2) неудачи в ходе русско-польской войны,
3) притязания Никона на верховенство церковной власти, ++/ответ/++
4) симпатии царя к старообрядцам.
- Место и роль истории в системе человеческих знаний. Предмет и задачи курса истории Отечества
- Древнейшие народы на территории России. Население древней Башкирии
- Образование раннефеодальных государств. Экономические и политические отношения между ними
- Роль религии в становлении государственности и культуры
- Борьба за независимость раннефеодальных государств против агрессии с Запада и Востока
- Объединение русских земель вокруг Москвы. Взаимоотношения с Золотой Ордой и Литовским княжеством
- Оформление государственности. Политический строй и социальные отношения
- Реформы Ивана Грозного. Укрепление режима личной власти
- Смена правящей династии. Эволюция государственного строя
- Основные направления внешней политики России в XVII в. Башкирия в XVII веке
- Реформы Петра I. Завершение оформления абсолютизма в России
- Внешняя политика России в период провозглашения империи
- "Просвещенный абсолютизм" в России. Внутренняя политика Екатерины II
- Правительственные круги и общественная мысль о путях дальнейшего развития страны
- Социально-экономическое развитие страны. Башкирия в первой половине 19 века
- Социально-экономическое развитие страны и его особенности
- Экономическая политика Витте. Аграрная реформа Столыпина
- Общественно-политические силы в России. Революция 1905 - 1907 гг
- Образование политических партий: социальный состав, программа и тактика
- Государственная дума - первый опыт российского парламен-таризма
- Изменения в расстановке политических сил от февраля до октября 1917 г. Альтернативы развития событий
- Советское государство и мир в 20-30-х гг. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.): итоги и уроки
- Объективная необходимость перемен. Реформы политической системы
- Поиск путей перехода к рыночной экономике: проблемы и решения
Внешняя политика Российского государства
Преобразования государственного аппарата, военная реформа, проведенные в середине XVI в., позволили России проводить активную внешнюю политику. Основными её направлениями и задачами являлись: на востоке - борьба за обладание волжским путём, снятие угрозы со стороны Казанского ханства; на юге - обеспечение безопасности от набегов Крымского ханства; на западе - борьба за выход к Балтийскому морю.
Взятие Казани в1552 г. предопределило включение в состав России всего Среднего Поволжья с его многонациональным населением. В1556 г. русскими войсками была взята Астрахань, и к России присоединились нижневолжские земли. Признала себя вассалом московского царя и Ногайская Орда. В 80-е годы XVI в. на присоединённых землях возникают новые города: Самара, Саратов, Царицын, Уфа.
За первые восемь лет царствования Ивана IV карта Российского государства существенно изменилась. Территория государства увеличилась почти в 1,5 раза - с 2,8 млн. кв. км. до 4 млн. кв. км.
Изменился и состав населения. Великороссы отныне составляли лишь около половины жителей. Россия стала пользоваться значительным политическим влиянием на Востоке.
Середина XVI в. ознаменовала и усиление влияния России на Северном Кавказе. Царь принял в подданство черкесов по их просьбе.
Таким образом, к середине 50-х годов XVI в. к востоку и югу от России сложилась зона её политического влияния.
Для обеспечения безопасности государства от нападений с юга началось сооружение Засечной черты. В этом районе в 70-80-х годах было воздвигнуто свыше 20 новых городов (Курск, Воронеж, Орёл, Елец, Белгород и др.).
Для решения другой важнейшей внешнеполитической задачи - вы- хода России к Балтийскому морю - в январе 1558 года Иван IV начал военные действия против Ливонии. Была взята Нарва, пал Дерпт (Юрьев). Под ударами русских войск и начавшегося антинемецкого восстания эстонского крестьянства в 1561 г. Ливония как государство немецких рыцарей перестала существовать.
Победа над Ливонией имела огромное значение для подъема международного престижа России в Западной Европе. Присоединением Нарвы и возвращением Юрьева она открывала для себя окно в Европу.
Однако успехи Ивана IV встревожили многие государства в Европе. В открытую войну за "ливонское наследство" вступают Польско-Литовское государство, а затем Швеция и Дания. Начинается второй этап Ливонской войны, охватывающий 1561-1570-е годы.
В 1563 г. Россия добивается ряда успехов, но в 1564 г. её войска понесли ряд крупных поражений.
Главной причиной военных неудач России была её неподготовленность к ведению большой войны, слабая техническая оснащенность русской армии по сравнению с польско-литовскими войсками, вооруженными уже в значительной степени по европейскому образцу.
Международная обстановка складывалась не в пользу России. Польские и литовские феодалы идут на окончательное объединение обоих государств. По Люблинской унии 1569 г. образуется единое государство Речь Посполитая. С другой стороны, Турция и Крым, которые до конца 60-х годов занимали выжидательные позиции в отношении как России, так и Польши, решают открыто выступить в поддержку Польши.
Новая международная обстановка заставила Ивана IV пересмотреть своё отношение к Ливонии. Он отказывается от прямого присоединения ливонских земель и выдвигает план создания в Ливонии особого государства, находящегося под протекторатом России. Начинается третий этап борьбы за Ливонию - 1570-1577 гг.
Война со Швецией ознаменовалась рядом крупных побед русских войск. К концу 1577 г. большая часть Ливонии, за исключением Курляндии, была занята русскими войсками. Однако ни Риги, ни Ревеля, находившихся под охраной шведского флота, взять не удалось.
После избрания в 1577 г. королём Стефана Батория Польша, пережив пятилетний период "бескоролевья", опять вступает в войну.
Баторию удаётся предпринять три крупных похода на русские земли (1579, 1580, 1581 гг.), захватить Полоцк, Великие Луки, Велиж, Остров и осадить в 1581 г. Псков, который выстоял в ходе пятимесячной осады. Воспользовавшись тяжелым положением русских войск на западе, Швеция переходит в контрнаступление и захватывает Нарву и всё русское побережье Финского залива.
У России уже не было сил для продолжения войны. В 1582 г. между Россией и Речью Посполитой было заключено десятилетнее перемирие с отказом обеих сторон от завоёванных территорий.
В 1583 г. под давлением Батория Иван IV был вынужден пойти и на трехлетнее перемирие со Швецией. Нарва и всё побережье Финского залива, кроме устья р. Невы, остались в руках Швеции.
Так закончилась Ливонская война, которая была Россией проиграна. Россия не только не смогла выйти к морю, но и потеряла ряд своих исконных земель в Прибалтике. Однако война поставила достижение выхода на Балтику во главу угла всей последующей политики России.
В эти же годы началось продвижение в Сибирь. В 1581-1582 годах отряд донских казаков во главе с атаманом Ермаком разбил войска хана Кучума, в результате чего Сибирское ханство распалось.
Правительственные войска при своём продвижении строили города-крепости (1586 г. - Тюмень, 1587 г. - Тобольск). Основание в конце XVI в. городов Сургута и Надыма, а в начале XVII в. Томска обеспечило присоединение к России всей Западной Сибири и дальнейшее продвижения Ивана IV на Восток.
Таким образом, для Ивана IV (как позднее и для Петра) решение важнейших внешнеполитических проблем было неразрывно связано с внутренними реформами, которые должны были помочь сконцентрировать всё управление и создать сильную армию. Во внешней политике Россия достигла многого: выиграла Казанскую войну, простерла свою власть за Урал, в Западную Сибирь, обезопасила себя Засечной чертой от крымчан. Однако главную задачу - выиграть Ливонскую войну - Россия выполнить не смогла.
1) присоединение к России Крыма
2) присоединение к России Казанского и Астраханского ханств
3) присоединение к России Левобережной Украины
4) завоевание Россией выхода в Черное море
85. Что из названного стало одним из последствий образования единого Русскогр государства в конце XV - начале XVI вв. ?
1) укрепление великокняжеской власти
2) освобождение крестьян и горожан от налогов
3) введение внутренних таможенных пошлин
4) утверждение нового порядка престолонаследия
86. Когда прервалась династия московских Рюриковичей?
4) в 1598 г.
1) Иосиф Волоцкий
2) Сергий Радонежский
3) Филофей
88. Как называлось сословие, наделявшееся землей при условии несения военной службы?
1) дворяне
3) стрельцы
89. Какой ордынский хан противостоял русским во время «стояния на Угре»?
2) Улу-Мухаммед
3) Девлет-Гирей
4) Ахмат
90. Какое событие относится к реформам Ивана IV?
1) всеобщая перепись населения
2) введение подушной подати
3) введение единого порядка военной службы с поместья и вотчины
4) полная ликвидация местничества
91. Какие архитектурные сооружения относятся к шатровому стилю?
1) Успенский и Архангельский соборы в Москве
2) церковь Троицы в селе Большие Вяземы, Успенский собор в Ростове
3) Смоленский собор Новодевичьего монастыря, церковь Спаса на Бору в Москве
4) церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор в Москве
92. Прочитайте отрывок из письма и определите его автора:
«Как жестоко я страдал из-за вас с юности и до последнего времени. Подданные наши достигли осуществления своих желаний - получили царство без правителя. Дворы и села наших дядей взяли себе. И сокровища матери перенесли в Большую казну, а остальное разделили. Припомню одно; бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уж совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Все расхитили коварным образом, казну деда и отца нашего забрали себе, а на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей».
1) Иван III 2) Иван IV
3) Федор Иванович 4) Борис Годунов
93. Какие изменения произошли в результате принятия решений Стоглавым собором?
1) церковные земли были переданы государству
2) были открыты церковные школы во всех городах России
3) были введены единые церковные обряды
4) была введена регулярная армия
94. Каковы были последствия введения «заповедных лет»?
1) крестьянам было разрешено уходить от хозяина только в Юрьев день
2) крестьянский переход запрещался даже в Юрьев день
С точки зрения геополитической, Россия занимает уникальное положение в Евразии. Масштабы страны, ее экономический, демографический и интеллектуальный потенциал, географическое положение, а также наличие практически всех видов сырья и ресурсов естественным образом сделали Россию важнейшим мировым центром. Сохранив четыре пятых территории СССР, она имеет более половины населения бывшего Союза и производит примерно половину его валового национального продукта. По своей политической значимости, экономическому и военно-техническому потенциалу, по влиянию на ход дел в мире, в том числе в качестве: постоянного члена Совета Безопасности ООН, Россия по праву входит в число великих держав. Она была и остается одним из главных элементов двухполюсной системы и выступает в качестве основной противодействующей силы политики США, способствует формированию результирующего вектора мировой политики.
Приоритетные задачи внешней политики России следующие:
Создание наилучших внешних условий, благоприятствующих укреплению территориальной целостности нашего государства.
Укрепление центростремительных тенденций на территории бывшего СССР. Суверенитет, полученный бывшими республиками Союза, необратим, но это не отрицает возможности реинтеграционных процессов, в первую очередь в экономической области.
Стабилизация международного положения на региональном уровне. Добившись успехов в стабилизации международного положения на глобальном уровне, необходимо активизировать деятельность по урегулированию региональных, межнациональных, межэтнических и межгосударственных конфликтов.
4. Развитие плодотворных межгосударственных отношений, препятствующих созданию новых очагов напряженности, особенно распространению оружия массового уничтожения.
Особое место во внешней политике России занимает ее участие в создании всеобъемлющей системы европейской безопасности.
Россия готова поддержать программу "Партнерство во имя мирав той мере, в какой она будет учитывать интересы бёзопасностивсех без исключения государств и основываться не на блоковой, а на общеевропейской системе безопасности. Так, в обращении Государственной Думы к Президенту Российской Федерации отмечается, что "расширение НАТО приведет к геополитическому переделу Европы. Это нанесет ущерб интересам общеевропейской безопасности, создаст новые разделительные линии и барьеры на континенте.Возникнет опасность первого серьезного кризиса в Европе послеокончания "холодной войны".
Факты говорят о том, что позитивные сдвиги в мире не стали еще всеохватывающими и не приобрели необратимого характера. И "Призрак войны" спрятался и замер, но отнюдь не ушел из Европы, тем более мира. Военная акция НАТО против Югославии вызвала самое острое и опасное противостояние США и России со времен Берлинского и Карибского кризисов начала 60-х гг. Какими бы гуманитарно-политическими доводами ни оправдывалась силовая акция НАТО, она представляет собой юридически бесспорный акт агрессии, грубейшего нарушения Устава ООН, Хельсинкского акта 1975 г., Основополагающего акта Россия - НАТО 1997г.
В сложившейся сейчас в мире военно-политической обстановке весьма сложно установить, где и когда потенциальные угрожающие факторы могут перерасти в реальную кризисную ситуацию или вооруженный конфликт. Исходя из сказанного, можно определить лишь угрозы, с которыми уже сталкивается в настоящее время или может столкнуться в будущем Россия.
В политической сфере это действия некоторых государств, националистических движений по подрыву территориальной целостности России, ослаблению связей РФ с бывшими республиками СССР, странами Центральной и Восточной Европы, а также государствами в районах нашего традиционного сотрудничества территориальные притязания к России; попытки отстранения России от решения ключевых международных проблем и деятельности в международных организациях.
В экономической области - стремление ослабить экономическую самостоятельность РФ, ее технологический и промышленный потенциал, сделать ее топливно-сырьевым придатком ведущих стран мира; ограничить присутствие России на зарубежных рынках, а в перспективе и вытеснить ее оттуда, не допустить ее равноправного участия в международных финансово-экономических и торговых организациях.
В военной сфере - сохранение реальных и потенциальных очагов вооруженных конфликтов в непосредственной близости от российских границ; распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки и новейших вооруженных технологий в сочетании с попытками отдельных стран использовать их в своих корыстных целях; наличие у ряда стран вооруженных сил, обладающих как ядерным оружием, так и достаточно большим количеством современных обычных вооружений, особенно высокоточных.
В многополярном мире все еще не утратили своего значения силовые факторы. Поэтому Россия обязана учитывать позицию и влияние на ход мировых событий основных центров силового давления. К этим центрам относятся:
США, не снижающие свой потенциал ядерных и обычных вооружений при наличии тенденции занять место мирового лидера;
государства Западной Европы, интегрирующие экономические и военные возможности, стремящиеся завоевать самостоятельное место на мировой политической арене и на ближайшую перспективу консолидирующиеся с США;
государства Юга, особенно исламского мира, накопившие достаточно большое количество вооружений, обладающие реальным потенциалом создания ядерного и химического оружия, проявляющие амбициозность, агрессивные и непредсказуемые в своих действиях;
страны Юго-Восточной Азии, в частности Китай и Япония, обладающие достаточно мощным экономическим и военным потенциалом и стремящиеся к гегемонии в регионе.
Наилучшей политикой для России является поддержание динамичного равновесия между основными центрами силы. Сказанное означает, что она не должна ни вступать в конфронтацию ни с одной из этих стран, ни впадать в одностороннюю зависимость от какой бы то ни было из них. Оптимальной стратегией для России в ближайшее десятилетие (а возможно, и на весь XXI в.) является "стратегия равноприближенности". В отношениях с указанными странами наблюдается переход к прагматичной, спокойной и взвешенной политике. Выражается это в следующем.
В отношениях с США: стратегическая стабильность, договоренность о нераспространении оружия массового уничтожения и средств его доставки, предотвращение и ликвидация региональных конфликтов, военно-техническое сотрудничество, разоружение и контроль над вооружениями.
Неконтролируемая гонка стратегических вооружений закончилась в 1972 г., когда СССР и США подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны, а Договором ОСВ-1 были установлены предельные уровни стратегических вооружений. Договор ОСВ-2 (1979 г.) расширил область ограничений, а Договор СНВ-1 (1991 г.) зафиксировал уровни, до которых стороны обязались сократить свои вооружения за 7 лет. Договор СНВ-1 вступил в силу в 1994 г. В январе 1993 г. был подписан Договор СНВ-2.
Россия собирается ратифицировать этот договор, но лишь если США, уже ратифицировавшие его, не будут вести дело к пересмотру Договора 1972 г. по ПРО. Существуют тактическая и стратегическая противоракетные обороны. Тактическая ПРО имеет право на существование, а стратегическая ПРО - нет. США в отношении России преследует цель, во-первых, уменьшить ее военный потенциал, прежде всего ядерный, во-вторых, предотвратить возможность появления в лице России геополитического соперника и, в-третьих, добиться, чтобы политика России в максимальной степени соответствовала Интересам США 1 .
С особым вниманием Россия должна относиться к ситуации в восточноевропейских странах. В действиях руководства этих, стран прослеживается тенденция найти свое место в формирующейся новой системе европейский безопасности, что выражается в создании малых блоковых структур.
Российско-германские отношения. Сферами взаимодействия здесь могут быть: вхождение России в систему европейской безопасности, ее интеграция в основные европейские институты, трансформация НАТО, экономическое и технологическое сотрудничество, экология.
Объединение ФРГ с бывшей ГДР вызвало к жизни стремительно возрастающую геополитическую силу ("германский фактор"), которая будет оказывать существенное влияние на состояние стабильности в Восточной Европе.
Кстати, нужно признать, что результатами окончания "холодной войны" между СССР и США воспользовались не СССР и США, а объединенная Германия.
Государства Балтии придерживаются политики ориентации на Запад, дистанцирования от России, скорейшего вступления в НАТО, что на деле может нарушить баланс сил, стать источником » витка конфронтации между Россией и Западом. В государствах j Балтии проводится линия на дискриминацию русскоязычного населения (особенно в Латвии и Эстонии), на сокращение экономических связей с Россией. Националистические круги этих стран " предъявляют к РФ и территориальные претензии.
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона вплотную примыкают к границам Российской Федерации, являются одновременно и сферой жизненно важных ее экономических интересов, и плацдармом, на котором периодически могут возникать очаги напряженности, прежде всего по поводу территориальных притязаний отдельных государств к России.
В первом своем качестве страны АТР приобретают для нашего государства все большее значение. Во-первых, ряд этих государств в последние годы выдвинулись на передовые рубежи в экономическом развитии. Во-вторых, большинство из них (Япония, Южная Корея, Тайвань и др.) проявляют живую заинтересованность в установлении прочных торгово-экономических отношений с Россией. В-третьих, для России, находящейся в крайне сложном экономическом положении, весьма выгодно заключение соответствующих договоров с дальневосточными партнерами.
Прогнозируя развитие военно-политической ситуации у даль-. невосточных рубежей нашего государства, следует иметь в виду реальную возможность улучшения отношений с Японией и дальнейшего развития экономических связей с КНР. Однако ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов наличие в Японии политических сил, предъявляющих к России территориальные претензии.
Важным стратегическим союзником России в Азии на десятилетия вперед является Индия. С геополитической точки зрения, Индия заинтересована в тесном взаимодействии с Россией как для обеспечения должного баланса сил в отношениях с Китаем и| |ядом других стран, так и для укрепления своей внутренней стабильности, которой постоянно угрожают исламистские силы, напрямую поддерживаемые из Пакистана.
Потребность в эффективном противодействии исламскому экстремизму и воинствующему национализму, попыткам расколоть единство страны ставит на повестку дня задачу сохранения Россией ее ведущей роли в Азии. Возможными направлениями решения данной задачи могут быть:
1. Охрана внешней границы СНГ (при сохранении прозрачности границ между республиками бывшего СССР).
2. Нейтрализация попыток создать замкнутое пространство
военного союза исламского типа.
Военное сотрудничество (в национальных армиях велика доля российского оружия и военных специалистов, что создает возможность сохранения ее влияния на соответствующие страны).
Предотвращение и разрешение любых международных конфликтов.
Сотрудничество во внешнеполитической деятельности.
Экономическое сотрудничество (согласование финансовой, налоговой и кредитной политики).
Защита русскоязычного населения (правовое обеспечение его интересов, регулирование миграции и защита прав переселенцев).
Преимуществом России при реализации этих направлений являются ее исторически сложившиеся политические, экономические, социальные и военные связи со странами региона. Всемерное их развитие на многосторонней и двусторонней основе безусловно будет способствовать соблюдению здесь ее интересов.
Обстановка на юге Европы во многом определяется развитием ситуации на Балканах ив районе Средиземноморья.
На Балканах под влиянием происходящих в Европе кардинальных перемен происходят глубокие внутриполитические изменения практически во всех, за исключением Греции, странах - Румынии, Болгарии, Албании, бывшей СФРЮ. Здесь сталкиваются национальные интересы США, западноевропейских (особенно Германии) и исламских государств (Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Пакистана).
В Средиземноморье нестабильность обусловливается сохраением очагов напряженности на Ближнем Востоке, в Северной Африке и на Балканах, неурегулированностью кипрского вопроса и остротой греко-турецких противоречий, наращиванием в странах региона военной мощи и распространением в них передовых военных технологий, включая технологию производства оружия массового поражения.
В течение всей тысячелетней истории России не было, пожалуй» ни одного столетия, в котором бы и внешняя, и внутренняя ее политика менялись так кардинально и так часто, как в заканчивающемся XX в. Наряду с неизбежными колебаниями при смене правящих; сил, групп и личностей, которые в той или иной степени характерны практически для всех стран, в России произошло три революционных переворота в системе международных отношений (некоторые ученые называют их тектоническими сдвигами): после Октябрьской революции 1917 г.; после второй мировой войны; в конце 80-х -начале 90-х гг. Последний из них означает переход к политике, основанной на принципах открытости миру, добрососедства и взаимовыгодного равноправного сотрудничества со всеми странами, стремящимися иметь с Россией дружественные и партнерские отношения.