Пальчиковая игра огород 2 мл гр. Картотека «Пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики» для второй младшей группы

ПРИЛЕТЕЛИ ГУЛИ

Прилетели гули, махать руками, как крылышками.

Гули – голубочки

Сели на головку положить руки на голову.

На головку дочке.

Ты, моя дочка,

Помаши ладошкой.

Кыш – кыш – кыш! Махать кистями рук, прогоняя гулю.

Бабушка очки надела соединить большой и указательный пальцы каждой руки

И внучаток разглядела. отдельно в колёсико, приложить к глазам и посмотреть в «очки». Выполнить упражнение несколько раз, делая «очки»

Из разных пальцев. Посмотреть друг на друга в очках.

ТИКИ – ТАК

Тики–так, тики-так, указательные пальцы подняты вверх и ритмично покачивать

Так часики стучат ими вправо-влево.

Туки-так, туки-так, пальцы обеих рук широко раздвинуты, ладони прижать друг

Так колёса стучат. к другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя, к себе, не отрывая ладоней друг от друга.

Туки-ток, туки-ток сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку.

Так стучит молоток.

НАША БАБУШКА

Наша бабушка идёт хлопать ладонями по коленям поочередно правой, левой руками

И корзиночку несёт пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки

Села тихо в уголочек положить руки на колени,

Вяжет деточкам чулочек имитировать движения вязания на спицах.

Вдруг котята прибежали мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка»

И клубочки разбросали.

Где же, где ж мои клубочки, развести руки в стороны, выполнять движение

Как же мне вязать чулочки? «вязание на спицах»

МЫ ПЛАТОЧКИ ПОСТИРАЕМ

Мы платочки постираем пальцы сжаты в кулачки, тереть кулаком об кулак

Крепко, крепко их потрём,

А потом повыжимаем, «выжимать бельё»

Мы платочки отожмём.

А теперь мы все платочки пальцы свободные, выполнять лёгкие движения

Так встряхнём, так встряхнём кистями вверх – вниз.

А теперь платки погладим выполнять движение «гладим бельё»

Мы погладим утюгом.

А теперь платочки сложим хлопки одной ладошкой по другой.

И в шкаф положим. Положить руки на колени.

КОТ МУРЛЫКА

Вот кот Мурлыка ходит лёгкими кистями рук выполнять движение «кошечка»

Он всё за мышкой бродит.

Мышка, мышка, берегись погрозить пальчиком левой, затем правой руки.

Смотри коту не попадись. сделать резкое движение пальцами обеих рук,

Сказать «мяу» и сжать пальцы в кулаки.

Пальчики дружные гладить одной рукой кисть другой руки

Все такие нужные!

Этот пальчик – дедушка указательным пальцем левой руки дотронуться

до большого пальца правой руки.

Этот пальчик – бабушка дотронуться до указательного пальца.

Этот пальчик – папочка дотронуться до среднего пальца.

Этот пальчик – мамочка дотронуться до безымянного пальца.

А этот пальчик – я, дотронуться до мизинца.

А это вся моя семья! Выполнить движение «фонарики».

ДВЕ ТЕТЕРИ

Как на нашем на лугу пальцы широко расставлены, легкие движения кистями рук, ладонями вниз.

Стоит чашка творогу. Соединить перед собой руки, сделав круг.

Прилетели две тетери помахать кистями рук как крыльями,

Поклевали соединить большой и указательный пальцы на обеих руках «клювик»

Улетели. Помахать руками.

Идет коза рогатая средние и безымянные пальцы обеих рук согнуты,

Идет коза бодатая большие их придерживают. Указательные пальцы и мизинцы

Выставлены вперед. Покачивать кистями рук.

Ножками топ-топ пальцы сжаты в кулаки. Постучать кулачком по кулачку

Глазками хлоп-хлоп. Большой палец внизу, остальные прижаты друг к другу.

Резкими движениями соединять большой палец с остальными.

Кто кашу не есть.

Кто молоко не пьёт погрозить указательным пальцем

Того забодаю, забодаю! Выполнить первое движение «коза».

На лугу стоят овечки, указательные пальцы приложить к голове в области виска

Сделать маленькие рожки, слегка покачать головой.

Шерсть закручена поочередно соединять с большим пальцем указательный,

в колечки средний, безымянный и мизинец (двумя руками)

А играет для овечек имитировать игру на дудочке.

На свирели человечек.

Жук летит, жук жужжит пальцы сжаты в кулаки. Большой палец и мизинец

И усами шевелит. выпрямлены, шевелить ими.

ПОБЕЖАЛИ ВДОЛЬ РЕКИ

Побежали вдоль реки движение указательного и среднего пальцев

Дети наперегонки обеих рук по бедру и коленям (пальцы бегут)

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ

Вышли пальчики гулять выполнять «фонарики»

Раз, два, три, четыре, пять сжимать и разжимать пальцы

В домик спрятались опять сжать руки в кулаки.

Подготовила: Романчина Е.А.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

АДАПТАЦИЯ

Барабанщики

Твои пальчики-барабанщики,

Там-там-там!

Тук-тук-тук!

Раздается звонкий стук.

Подушечки правой и левой руки прижаты к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.

Игрушки

Я с игрушками играю:

Мячик я тебе бросаю,

Пирамидку собираю,

Грузовик везде катаю.

Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.

Протягиваем руки вперед – «бросаем мяч».

Прямые кисти ладонями вниз поочередно кладем друг на друга несколько раз.

Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».

МЫ ТЕПЕРЬ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

КТО ЗАБОТИТСЯ О ДЕТЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

Части тела

У меня есть голова,

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.

Кашку варили

Кашку варили,

Ложечкой мешали,

Куколку кормили,

Кошечке давали!

Указательным пальчиком водить по ладошке.

Воспитатель

Воспитатель помогает

Нам картинки рисовать

С нами в игры он играет

И укладывает спать.

Показываем указательными пальцами обеих рук лист бумаги.

Держим «кисточку» и рисуем.

Руки перед собой, вращение кистями.

Руки под щеку.

ОПАСНОСТИ ВОКРУГ НАС

(ПДД, ОПАСНОСТЬ НА УЛИЦЕ, В БЫТУ И Т.Д.)

Машины


По шоссе идут машины,

По асфальту едут шины.


По дороге не беги,

Я скажу тебе: «Би-би».

Крутим воображаемый руль.

Погрозили пальцем.

У меня пропали ручки

У меня пропали ручки.

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять!

Спрятать руки за спину.

Дети

Это очень важный знак,

Он висит не просто так.

Будь внимательней, шофер!

Рядом садик, школьный двор!

ТРАНСПОРТ.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Посчитаем

Раз, два, три, четыре, пять –

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

Сжимают и разжимают пальчики.

Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.

На заправке

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз

И тяжелый лесовоз.

Обеими руками «крутить « руль перед собой.

Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаться ладошки.

Транспорт

По шоссе идут машины,

По асфальту едут шины.

По дороге не беги,

Я скажу тебе: «Би-би»

Крутим воображаемый руль.

Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.

Погрозили пальцем.

Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».

КРАСКИ ОСЕНИ.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

За грибами

Мы положим в кузовок

Самый маленький грибок

Подосиновик, волнушку

И забавную свинушку

Белый, рыжик, сыроежку,

Подберезовик, конечно,

А красавец мухомор

Пусть украсит косогор!

Дождик

Дождик-дождик,

Не дожди!

Не дожди! Ты подожди!

Выйди, выйди, солнышко

Золотое донышко.

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола.

Деревья осенью

Летом деревья росли, зеленели,

Осенью листья на них пожелтели.

Стали деревья листья терять.

Стали деревья листья ронять.

Тихо ложится листок за листком.

Скоро накроет листья снежком.

Руками изобразить деревья.

Кисти рук «падают».

Пальцы поочередно прижимать к ладони.

Пальцами по очереди стучать по поверхности стола.

Плавно положить ладони на стол.

Одной ладонью накрыть другую.

ЧТО РАСТЕТ В САДУ

Фруктовая ладошка

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос,

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас.

Фрукт для вас и для нас.

Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.

Показывают ладошками вокруг и на себя.

Яблонька


У дороги яблонька стоит,

На ветке яблочко висит.

Сильно ветку я потряс,


Вот и яблочко у нас.

В сладко яблочко вопьюсь,
Ах, какой приятный вкус.


Сложить запястья вместе.


В саду – садочке

Во саду-садочке

Выросла малинка.

Солнце ее греет,

Дождичек лилеет.

Поднять руки вверх.

Соединить запястья, ладони поочередно сжимать и разжимать.

Совершать поглаживающие движения обеими руками перед собой.

ЧТО РАСТЕТ НА ОГОРОДЕ

Огород


Вырос у нас чеснок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка

Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

Наш друг – огород!

Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца


указательный

средний

безымянный
мизинец

мизинец
безымянный

средний

указательный
большой палец левой руки
большой палец правой руки

Овощи

В огороде много гряд,

Тут и репа и салат,

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

Сжимают и разжимают пальцы.

Загибают пальцы поочередно.

Хлопают в ладоши.

Капуста

Я – зеленая капуста,

Без меня в кастрюле пусто.

Листья снимете с меня,

И останусь только я!

Руки перед собой образуют круг.

Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».

Разводим руки в стороны.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ

Поросята.

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю.

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.

Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков.

Мизинцы.

Безымянные.

«Фонарики».

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Средние.

Указательные.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Большие.

Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

Котята

Побежали вдоль реки

Котята наперегонки.

Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от себя по краю. Повторяют несколько раз.

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Уточка

На волнах качаясь,

Уточка плывет.

То нырнет, то вынырнет,

Лапками гребет.

Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.

Курица

Как по нашей улице

Пробегала курица,

Растеряла всех цыплят

Шустрых желтеньких ребят.

Первый цыпленок

Следит за лягушкой,

Второй и третий

Возле кадушки.

Бочку ловят

Четвертый и пятый.

Эх, попадет вам

От мамы, ребята!

Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца.

Гусь

Ты сердитый белый гусь,

Но тебя я не боюсь!

Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать к друг другу («голову гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «Гусь» с открытым «клювом».

Домашние птицы

Зерна курочка клюет,

И цыплятки тут как тут.

В воду уточка нырнет,

А цыплятки не нырнут.

Обе ладошки вместе отклоняем от себя.

Щепотки «клюют» по очереди.

Ладошки вместе «ныряют» вперед.

Погрозили пальчиком.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ.

КАК ПОДГОТАВЛИВАЮТСЯ К ЗИМЕ

Зайчик

Зайка серый, что дрожишь?

От лисы ты убежишь.

Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

Белочка

Сидит белочка в тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

Ежик

Шел по лесу хмурый ежик,

Не жалел коротких ножек.

Нес детишкам он грибочки,

Растерял их возле кочки.

Пальцы правой и левой руки как будто шагают по парте. Затем пальцами обеих рук «собирать» потерянные грибочки.

Дикие животные

Зайка – ушки на макушке –

Скачет, скачет по опушке.

Шел за ним колючий ежик,

Шел по травке без дорожек,

А за ежиком – краса –

Рыжехвостая лиса.

Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».

Руки щепотью вниз у груди – «скачет».

Переплели пальцы и пошевелили.

Плавные движения руками перед собой.

ДИКИЕ ПТИЦЫ.

КАК ПОДГОТАВЛИВАЮТСЯ К ЗИМЕ.

Улетели журавли

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли.

Улетают, улетают,

Улетели журавли.

Плавные движения кистей рук вверх-вниз: имитация взмахов крыльев птиц.

Кормушка

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело?

Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть ворон и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек!

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Машут перекрестно сложенными ладонями.

На каждое название птицы дети загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших.

Трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку.

Поздняя осень

Солнышко греет уже еле-еле,

Перелетные птицы на юг улетели,

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре,

Поздняя осень стоит на дворе.

Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету).

Руки сжимают в «замок».

Разводят руками перед собой.

Я И МОЯ СЕМЬЯ

Семейка

Веселая семейка

Уселась на скамейку:

Дядя Гриша,

дядя Миша,

Папа Коля,

Мама Оля,

А на руках у маменьки

Еще и Ваня маленький!

Раскрыть ладонь и сомкнутыми пальцами другой руки круговыми движениями поглаживать ее.

Поглаживать каждый палец от основания до кончика, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Повторить все действия для другой руки.

Семья

Вся семья идет домой:

Папа наш большой-большой,

Мама с ним- поменьше ростом,

А сынок – малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил,

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.

Дети шагают на месте.

Поднимают руки над головой.

Руки на уровне груди.

Приседают.

Имитируют игру с погремушками.

Семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Кисти руки сжать в кулачок.

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.

РУКОТВОРНЫЙ МИР

(БУМАГА, ДЕРЕВО, ТКАНЬ, ГЛИНА).

Мастер

Мастер шкафчик мастерил,

Ровно досочки пилил,

Молотком по ним стучал,

Точно гвозди забивал.

Дверки сделал и замок,

Ключик сделать он не смог.

Поставить ладони ребром на стол и «пилить», совершая движения вперед-назад.

Волшебник

Если ножницы достану,

То волшебником я стану:

Вырезаю из бумаги

Птиц, машины, башни, флаги,

Их раскрашу, просушу,

Всем знакомым покажу!

Изобразить разрезание ножницами.

Поднять руки вверх.

Изобразить вырезание из бумаги.

Изобразить птицу, движение руля; соединить пальцы и локти слегка раздвинуть – «башня»; повернуть ладонь от себя и большой палец опустить вниз – «флаг».

Изобразить действия.

Развести руки в стороны.

ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА.

Зима

Пришла зима,

Принесла мороз,

Пришла зима,

Замерзает нос.

Снег,

Сугробы,

Гололёд,

Все на улицу – вперед!

Трем ладошки друг о друга.

Пальцами массажируем плечи, предплечья.

Трем ладошки друг о друга.

Ладошками массажируем кончик носа.

Плавные движения ладонями.

Кулаки стучат по коленям попеременно.

Ладони шоркают по коленам разнонаправлено.

Обе руки протянуть вперед.

Мороз

Улицей гуляет

Дедушка Мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берез.

Ходит, бородою

Белою трясет,

Топает ногою,

Только треск идет.

Похлопывать по коленям.

Выполнять плавные движения ладошками вверх-вниз.

Выполнять ритмичные наклоны головы в стороны.

Притопывать.

Зима

Снег ложится на дома.

Улицы и крыши.

Тихо к нам идет зима,

Мы ее не слышим…

Руки разводим в стороны, ладонями вниз.

Руки «домиком».

Палец к губам. «Идем» указательным и средним пальцами одной руки.

Рука за ухом.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Водичка

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Выполнять ладонью круговые движения перед лицом, как будто умываемся.

Погладить глазки руками от внутреннего края к наружному, как будто моем.

Круговыми движениями погладить щечки.

Улыбнуться.

Показать зубки.

Солнышко

Солнышко в глазки

Светит ребяткам.

Мы поиграем

С солнышком в прятки!

Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.

Кулачок

Сжали ручку в кулачок,

Положили на бочок:

Чок-чок, кулачок,

Чок-чок, на бочок!

Руки положить на стол: ладони прижать к столу; одновременно сжать два кулачка; разжать пальцы одной руки и прижать к столу ребром ладони.

ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНЫМ ИСТОКАМ. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (ДЫМКА).

Игрушки

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка,

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Кукла собирается гулять

(русская народная потешка)

Шубка-шубейка,

Куколку согрей-ка,

На голову шапку надевай!

Ушки закрывай.

Рукавички-невилички!

Не кашляй, не чихай,

На шейку шарфик надевай!

Поглаживать себя по плечам, изображая, что надеваем шубу.

«Надеть шапку».

Закрыть ушки.

Поглаживать то одну, то другую руку.

Указательным пальцем «поучать».

«Надеть» шарф.

Прыг-скок

(русская народная потешка)

Наши пальцы на ладошке

Пусть попрыгают немножко:

Прыг-прыг-прыг.

Наши пальцы на ладошке

Пусть потопают немножко:

Топ-топ-топ.

На ладонь левой руки поставить пальцы правой и наоборот. Либо поднимать и опускать пальцы по очереди.

НОВЫЙ ГОД У ВОРОТ

Новогодние игрушки

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Елка наряжается.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят

в стороны.

Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».

Новогодний праздник

- Здравствуй, Дедушка Мороз!

Что в подарок нам принес?

- Громкие хлопушки,

Сладости, игрушки.

Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.

Руки вперед ладонями вверх.

Хлопнуть в ладоши.

Вертим кистями.

Елка

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем.

Три – уроним

И … сломаем.

Загибают пальчики.

Дети «лепят».

Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.

Грозят пальчиком.

«Подбрасывают»

«Ловят»

«Роняют»

Топают.

Горка

По горе несутся санки,

В них Наташка и Оксанка.

По другой несутся горке

Санки с Мишкой и Егоркой.

Где гора кончается

Там они встречаются.

Двумя сомкнутыми пальцами одной руки «ехать» по внутренней поверхности другой руки вниз от локтевого сустава до кисти.

Выполнить то же самое, поменяв руки.

Сцепить пальцы обеих рук в «замок» или плотно соединить ладони.

МЕБЕЛЬ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МЕБЕЛИ.

Мебель

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал!

Пальцы обеих рук поочередно зажимаем в кулачки и поднимаем зажатые кулачки вверх.

Стул

Без молотка

И без гвоздей,

Стул смастерим мы

Для гостей!

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.

Мебель

На кроватке мы поспали,

Вещи в шкаф уже убрали.

Мы на стуле посидели

И за столиком поели.

Руки под щеку.

Мебель

На кроватке мы поспали,

Вещи в шкаф уже убрали.

Мы на стуле посидели

И за столиком поели.

Руку под щеку.

Свободно двигаем руками – «убираем» вещи.

Ладонью одной руки накрываем кулак другой.

Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.

ПОСУДА И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОСУДЫ

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила,

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль?

Ну, конечно, в солонке!»

Показывают большой палец.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Помощник

Посуду моет наш Антошка.

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан.

И закрыл покрепче кран.

Потирают ладошки друг о друга – «моют посуду».

Выполняют имитирующее движение.

Посуда

Из тарелок, как один,

Суп мы ложками едим.

Вилкой кушаем котлеты,

Ножик режет нам омлеты.

Ладони вместе перед собой «тарелка».

Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.

Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».

«Режем» прямой ладонью взад-вперед.

ЗООПАРК

Слон

Хобот носит только он –

Лопоухий серый слон.

Рукой плавно двигаем вперед – изображаем хобот.

Приставляем руки к ушам.

Крокодил

Крокодил плывет по речке,

Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь, как тина,

От макушки до хвоста.

Ладонь выставить вперед горизонтально. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинеу согнуть («глаза») и прижать соответственно к среднему и безымянному.

Лев

Лев – он царь зверей, но все же

Тихим лев бывает тоже.

Тих бывает лев со львицей,

Так как сам ее боится.

Пальцы напрячь и округлить; положить ладони друг на друга так, чтобы были видны все пальцы.

Положить большой палец на ладонь, остальные напрячь и округлить.

ОДЕЖДА

Портняжки

Привет, Николка!

Бери скорей иголку.

Будем шить Кате

Новое платье.

Руки сжаты в кулачки. На каждое слово поочередно разжимают пальцы, начиная с мизинца левой руки.

Стирка

Постираю чисто, с толком

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки –

Устали мои руки!

Делают движения кулачками, имитирующие стирку. Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. При повторе то же с другой рукой. Встряхивают обе руки.

Одежда

Я надену сапоги,

Курточку и шапку.

И на руку каждую

Натяну перчатку.

Показываем на ноги, туловище и голову.

Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.

Смена рук.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ И ОБУВЬ

Шапочки

В шапочках желтых мы стали цыплята,

В шапочках белых мы стали зайчата,

В шапочках красных мы стали грибочки,

В шапочках черных – черника на кочках,

В шапочках синих дождинками стали

И по дорожкам легко поскакали.

Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.

Показывает заячьи ушки,

Соединяет руки над головой.

Присаживается на корточки.

Встает, ставит руки на пояс.

Прыгает вперед на двух ногах.

Обувь

Раз, два, три, четыре, пять

Будем обувь считать:

Раз – туфли,

Два – сапожки,

Три – ботинки,

Четыре – босоножки,

И, конечно, тапки – пять.

Ножкам надо отдыхать.

Ребенок загибает пальцы на руке.

ПАПИН ПРАЗДНИК

Пальчики – солдатики

Командир позвал солдат:

«Становитесь дружно в ряд!»

Первый встал, за ним – второй.

«Безымянный – быстро в строй!»

А мизинчик очень мал,

Он чуть-чуть не опоздал.

Встали пальчики – «Ура!»

На парад идти пора.

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных

- «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Флажок

Сложи-ка, дружок,

Из пальцев флажок!

Флажок мы возьмем,

На праздник пойдем.

Четыре прямых пальца правой руки, кроме большого, плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

Илья Муромец

Илья Муромец –

Добрый молодец.

Зорко в даль глядит

Да врагов разит.

Приосаниться.

Показать бицепсы.

Руки козырьком.

«Бросить копье».

ПРОФЕССИИ

Профессии

Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных.

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

Сразу всех не называю,

Вам продолжить предлагаю.

Соединять пальцы правой руки с большим.

Соединять пальцы левой руки с большим . Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим .

Сжимать и разжимать кулачки.

Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.

Сапожник

Мастер, мастер, помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости!

Портнихи

Тетушки – ежихи –

Классные портнихи!

Могут все на свете сшить

И на память подарить

Раскрыть обе ладони и поочередно продевать пальцы одной руки между пальцев другой.

МАМИН ПРАЗДНИК

Мамин праздник

Мамочка хорошая,

Мамочка любимая!

Очень я ее люблю,

Поцелуи ей дарю!

Воздушный поцелуй над ладонью.

Поцелуй над другой ладонью.

Сдуваем с ладони поцелуй.

Сдуваем поцелуй с другой ладони.

Помощники

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре.

Потянулись,

Наклонились.

Хорошо мы потрудились.

Встают, наклонившись; руками двигают влево, вправо.

Тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба.

Снова «полощут».

Вытирают руку о руку.

ИНСТРУМЕНТЫ

Инструменты

Мне нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней – сноровка.

Сжимают и разжимают пальцы.

Загибают поочередно пальцы на руках.

Сжимают и разжимают пальцы на руках.

Иголка

Все знают мастерицу –

Усердную иголку,

Никак не согласится

Она лежать без толку.

Пальцы сжаты в кулак, выпрямлен указательный палец, имитирующий иголку.

Молоток

Туки-туки молотком,

Строю, строю новый дом.

Будет он большой, как ель,

Будут окна, будет дверь.

Стучим кулачками по очереди один об другой.

Показываем над головой крышу.

Вытягиваем руки вверх.

Разводим руки в стороны.

ВЕСНА ПРИШЛА

Деревья

Появились мы из почки

- на ветру дрожат листочки.

Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.

Весна

Вот уж две недели

Капают капели.

Снег на солнце тает

И ручьем стекает.

Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.

Руки ладонями вниз разведены в стороны.

Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.

Пришла весна

Пришла весна. Небо стало голубое, голубое.

Туча, туча, улетай.

Небо солнцу отдавай!

Небо стало чистое,

От солнышка лучистое!

Снег повсюду тает

И водою убегает.

Подуть, одновременно сделать движения руками вперед и в стороны.

Поднять руки вверх и опустить через стороны вниз.

Согнутые в локтях руки поднести к груди, о затем волнообразными движениями развести их в стороны.

ПТИЦЫ ВЕСНОЙ

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют».

Скворечник

Мы построили скворечню

Для веселого скворца.

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки –

Черненькие перышки.

Попеременно постукивать кулачками друг о друга и по столу.

Свести руки над головой.

Попеременно постукивать кулак о кулак и ладонь о ладонь.

Соединять каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза.

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

Комнатные растения

На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветет герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония -

Мы все названья помним!

Раскрывают ладошку.

Мы взрыхлим цветы, польем,

Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

Пусть подрастают день за днем!

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».

Цветок

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик,

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

Изобразить кистями рук цветок. «Лепестки» плотно сомкнуть.

Ладони отвести друг от друга, подушечки больших пальцев прижать к указательным, кисти рук напоминают полу раскрывшийся бутон.

Кисти рук у запястья соединить, а пальцы плавно развести в стороны, изображая раскрывшийся цветок.

Пальцы сомкнуть – «нераскрывшийся цветок».

Кисти рук в исходное положение.

Кисти рук под щеку.

САДОВЫЕ И ОГОРОДНЫЕ РАСТЕНИЯ

(ДЕРЕВЬЯ, КУСТЫ, ЦВЕТЫ)

Яблонька


У дороги яблонька стоит,

На ветке яблочко висит.

Сильно ветку я потряс,


Вот и яблочко у нас.

В сладко яблочко вопьюсь,
Ах, какой приятный вкус.

Руки сплести над головой, пальцы разжаты.
Сложить запястья вместе.
Руки над головой, движения вперед-назад.

Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко.
Соединить запястья, ладони развести.

Колокольчик

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы… А ты?

Тыльные стороны ладоней направить вверх, пальцы рук скрестить. Средний палец правой руки опустить вниз, свободно покачать им.

ПОДВОДНЫЙ МИР. АКВАРИУМ.

Подводный мир

Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь, милый друг?

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Делают ладошку у лба «козырьком».

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Рыбки

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

МОЙ ПОСЕЛОК

Наш дом

Это дом – одноэтажный.

Этот дом – он двухэтажный.

А вот это – трехэтажный.

Это дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный!

Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.

Дом

На горе мы видим дом.

Много зелени кругом.

Вот деревья, вот кусты,

Вот душистые цветы.

Окружает все забор.

За забором – чистый двор.

Сложить «домик» из ладоней, соединить подушечки всех пальцев – «крыша».

Выполнять волнообразные движения.

Перекрестить кисти рук, пальцы раскрыть; сначала сверху правая рука, затем – левая.

Кулачки сжать и соединить; медленно раскрывать пальцы на обеих руках, имитируя бутон.

Кисти рук направлены вниз.

Развести руки в стороны ладонями вниз.

ОПАСНОСТИ ВОКРУГ НАС

Дети

Это очень важный знак,

Он висит не просто так.

Будь внимательней, шофер!

Рядом садик, школьный двор!

Показать пальцами треугольник, указательным и средним пальцами походить по столу как будто «пешеход».

Машины


По шоссе идут машины,

По асфальту едут шины.


По дороге не беги,

Я скажу тебе: «Би-би».

Крутим воображаемый руль.
Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.

Погрозили пальцем.
Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».

У меня пропали ручки

У меня пропали ручки.

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять!

Спрятать руки за спину.

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Мы пожарные

С огнем бороться мы должны,

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? … Пожарные.

Поочередное соединение всех пальчиков, начиная с мизинчика и заканчивая большими пальчиками, затем сжать пальчики в кулачок и выпрямить пальчики.

Пожарная безопасность

Ребята, вам твердят не зря!

Играть со спичками нельзя!

Огонь опасен, к сожалению,

Для всех людей без исключения!

Поднять указательный палец вверх

Вытянуть руки вперед и развести руки в стороны.

ТРУД ВЗРОСЛЫХ

Сапожник

Мастер, мастер, помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости!

Имитировать движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой – молоток.

Капитан

На корабле из дальних стран

Плывет отважный капитан.

Из тесной рубки у штурвала

В бинокль видел он немало.

Ладони соединить вместе – «корабль».

Выполнять плавные движения «кораблем »из стороны в сторону.

Изобразить движение штурвалом.

Поднести руки к глазам – «бинокль».

Мастер

Мастер шкафчик мастерил,

Ровно досочки пилил,

Молотком по ним стучал,

Точно гвозди забивал.

Дверки сделал и замок,

Ключик сделать он не смог.

Поставить ладони ребром на стол и «пилить», совершая движения взад-вперед.

Сжать руки в кулаки и постучать по столу, «забивая гвозди».

Соединить боковые поверхности больших пальцев, раскрывать и закрывать «дверки».

Соединить пальцы обеих рук в «замок».

ЛЕТО.

КРАСОТА ЛЕТНЕЙ ПРИРОДЫ (ЦВЕТЫ, НАСЕКОМЫЕ, ТРАВЫ).

Лето

Солнцем ласковым согрето,

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять

И цветочки собирать.

«Идем» указательным и средним пальцами одной руки.

«Ныряем» соединенными вместе ладонями от груди вперед.

«Срываем» одной рукой и «собираем» в другую».

Цветы

Ромашки белые цветки –

Как пальцы маленькой руки.

И вот сплетаются жуки

Считать ромашки лепестки.

Ладонь вперед, пальцы раздвинуть – это «ромашка».

Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.

Насекомые

Мы пошли гулять на луг,

А по лугу ползал жук!

«Идем» указательными и средними пальцами обеих рук.

Одна рука «ползает» по бедру или по одной руке.

Программное содержание:

1. Связная речь: Способствовать развитию речи детей, используя пальчиковые игры. Развивать умение слушать речь, учить выделять (интонировать) звуки, понимать содержание и соотносить слова с действием пальцев. Развивать речь, мышление, память, внимание, мелкую моторику, с помощью пальчиковых упражнений подготавливать руку к письму. Развивать чувство ритма. Воспитывать положительный интерес к театрально-игровой деятельности по русской народной сказке «Курочка Ряба».

2. Изобразительная деятельность: учить использовать нетрадиционные формы рисования на крупе пальчиком для изображения солнца.

3. Воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций.

4. Оздоровительная работа: стимулировать работу внутренних органов, используя массаж пальцев и кистей рук.

Демонстрационный материал:

Красиво оформленный из картона домик, тучка на палочке.

Сундучок с природным материалом: шишками, камешками, плодами каштана;

Игрушки: птичка – Каркуша, медведь, паучок, мягкая игрушка солнышко.

Раздаточный материал: колокольчики, подносы с крупой (пшено) на каждого ребёнка.

Предварительная работа:

Индивидуальное обучение детей пальчиковым упражнениям.

Организационный момент:

Радостно встретить детей, назвать каждого по имени;

Встреча с вороной - Каркушей.

Ход занятия

Вступительная часть.

Воспитатель:

Ребята, поглядите, кто залетел к нам в группу?

(Дети здороваются с вороной – Каркушей.)

Она очень обеспокоена и что – то хочет нам рассказать.

Воспитатель передаёт просьбу Каркуши:

Каждый день всходит солнце, чтобы обогреть всю Землю. Все рады солнышку! Ночь подошла к концу, а солнышко пока нет. Каркуша летала и по пути постучала к солнышку, чтобы оно просыпалось, а оно сладко спит. Ворона просит нам помочь разбудить солнышко. Ребята, а где живёт солнышко?

Воспитатель:

Ребята, но как же нам добраться до солнышка, ведь оно находиться далеко? (на автобусе, самолёте, поезде, корабле…)

Каркуша предлагает полететь на самолётиках.

Воспитатель:

Тогда мы отправляемся в путешествие, а помогут нам найти и разбудить солнышко ваши пальчики, если по пути правильно выполнят все задания.

Подготовимся к путешествию.

Самомассаж тела.

Воспитатель и дети выполняют самомассаж тела под речитатив.

Вы готовы, глазки?

Поглаживают веки глаз.

Смотрят в «бинокль».

Вы готовы ушки?

Поглаживают уши.

Прикладывают ладони к ушам.

Вы готовы, ручки?

Поглаживают кисти рук.

Хлопают в ладошки.

Вы готовы, ножки?

Поглаживают ноги.

Притопывают.

Вы готовы?

Разводят руки в стороны.

Обнимают себя руками.

Игра «Самолёты»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука У.

Воспитатель:

Полетели в небе самолёты, завели моторы «Р-р-р», загудели: «У-у-у! »

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть в самолётик:

Послушайте стихотворение про самолёт:

По земле разбежался,

В небо поднялся!

Летит самолёт

Прямо вперёд!

Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У.

Необходимо следить за тем, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.

Прилетели самолётики.

Дети садятся на стульчики.

Основная часть

1. Станция «Лесная».

Воспитатель, обращается к детям:

Может здесь мы найдём наше солнышко?

Ребята, давайте походим по лесу как мишка.

Игра «Мишка Косолапый»

Упражнять малыша в самостоятельной ходьбе; вызывать удовольствие от общения со взрослым; вселять уверенность в свои возможности.

Ход игры:

Воспитатель и дети выполняют движения, согласно тексту:

Мишка косолапый (порыкиваем)

По лесу идет, наклоняемся из стороны в сторону)

(для тех, кто ходит или стоит на ножках можно либо переминаться с ножки на ножку, либо делать шаги на месте)

Шишки собирает,

В сумочку кладет.

(делаем движения, как будто складываем шишку в импровизированную сумочку на поясе)

Шишка отскочила (рукой от себя)

Прямо мишке в лоб, (легонько ударяем себя в лоб)

Мишка рассердился (машем указательным пальчиком ай-ай-ай,

И ногою «топ»! (топаем ножкой)

Воспитатель предлагает упражнение на дыхание «Дует ветер»:

Дует легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у-у». (Тихо.) Листочки (пальчики)

едва шевелятся. Подул сильный ветер: «У-у-у-у-у-у! » (Громко.)

Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау! » (Сначала громко, потом тихо.)

Упражнения жевательно-артикуляционных мышц.

Воспитатель:

Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли.

Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется

спать. Раскрывать и закрывать рот.

Что за шум в лесу? Кто меня разбудил?

Дети здороваются с медведем и отвечают:

Мишка, мы ищем солнышко, чтобы его разбудить.

Мне тоже грустно без солнышка, хочется спать.

Воспитатель:

Мы тебя развеселим, хочешь, поиграем с тобой?

Очень хочу.

Игра «У медведя во бору».

развивать быстроту бега, идти навстречу опасности, но не убегать до определённого сигнала (последнего слова текста) .Уметь управлять своим поведением, не пасовать перед трудностями.

Ход игры:

В берлоге (под кустом, в углу за дверью и т. п.) помещается медведь. Все дети с корзиночками в руках собирают грибы и ягоды и произносят: «У медведя во бору грибы, ягоды беру», повторяя это несколько раз. Воспитательница, стоящая в стороне, через 2-3 минуты внятно и выразительно говорит: «А в берлоге медведь сидит и на детей рычит, рычит».

Медведь начинает рычать и вылезает из берлоги. При виде его дети разбегаются. Медведь гонится за ними и старается кого-нибудь поймать.

Дети прощаются с медведем.

Воспитатель:

Самолёт летит, летит

Лётчик смелый в нём сидит.

Заводим моторы, полетели самолётики.

2. Станция «Театральная»

Воспитатель:

Ребята давайте послушаем сказку «Курочка Ряба», а наши пальчики помогут показать сказку.

Жили-были дед

(обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)

(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).

И была у них курочка Ряба

(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»,

Спеша курочка яичко

(округлите пальцы и соедините их кончики).

Да не простое а золотое, Дед бил, бил

(постучите кулаком по «яичку»)

Не разбил. Баба била, била

(стучите кулаком по «яичку»)

Не разбила.

Мышка бежала

(для детей младшего возраста - пробегите всеми пальцами правой руки по от бедра до коленки,

Хвостиком махнула

(помашите указательным пальцем)

Яичко упало и разбилось

(уроните расслабленные руки на колени).

Дед плачет

(закройте лицо руками).

Баба плачет (закройте лицо руками).

А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко

(округлите пальцы и соедините их кончики)

другое, не золотое, а простое.

Воспитатель:

Ребята, давайте поиграем на колокольчиках, может солнышко нас услышит?

Игра «Позвеним колокольчиком»

Развивать подражания движениями руки, а также речи взрослого – повторением слов-звукоподражаний ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ.

Оборудование: колокольчик.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям позвенеть колокольчиком с помощью колебательных движений руки и речи:

– Давайте позвеним колокольчиком: «ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ! »

Повторяйте за мной!

Руки в стороны, в полёт

Отправляем самолёт.

3. Станция «Массажная»

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, какой красивый паучок спрятался под кустиком? Паучок, ты не знаешь, где найти нам солнышко?

Солнышко спит в своём домике, а мне так хочется погреть свои лапки на солнышке.

Воспитатель:

Что – то наш паучок совсем загрустил, давайте с ним поиграем.

Слушая стихотворение, дети выполняют пальчиковую игру.

«ПАУЧОК»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик) .

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать.

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Действия аналогичны первоначальным

Чтобы погулять на ветке.

"Паучки" ползают на голове.

Воспитатель обращает внимание на волшебный сундучок на столе.

Давайте посмотрим, что в нем лежит?

Дети рассматривают шишки, камешки, каштаны.

Сортирование мелких предметов

Развивать хватательные движения – хватание щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) .

Воспитатель:

Наши пальчики очень умные. Они могут разобрать перемешанные в одной коробке шишки, камешки, плоды каштана, а малыши раскладывает их по тарелочкам. Ну-ка, пальчики, принимайтесь за работу!

Массаж рук.

Воспитатель предлагает положить один каштан на одну ладонь, а другую положить сверху и покатать каштан на ладошке. Можно покатать орешек по наружной стороне кисти, положив одну руку на стол, а другой сверху

покатать орешком.

Дети прощаются с паучком и продолжают своё путешествие.

Воспитатель предлагает ребятам полететь на конечную станцию, где живёт солнышко.

Практическая часть

4. Станция «Солнечная»

Воспитатель обращает внимание детей на игрушечный домик, окошко

которого закрыла тучка. Поднимает на палочке тучку.

Воспитатель:

На домик солнышка наплыла тучка. Ребята покажем с помощью пальчиков тучку. Дети по очереди сгибают каждый пальчик на правой руке.

Вот и получился кулачок - тучка.

В окошечке игрового домика видно, что солнышко спит.

Воспитатель:

Дети, давайте солнышко разбудим.

Дети повторяют за воспитателем движения по ходу стихотворения «Солнышко».

Солнышко, ведрышко,

Призывно машут руками.

Выгляни в окошечко!

Одна рука над головой, другая под подбородком - изображают солнышко.

Твои детки плачут,

Делают вид, что плачут.

По камушкам скачут.

Подпрыгивают.

Солнышко просыпается:

Кто под окошком кричит? Кто мне спать мешает?

Это мы, дети.

Солнышко:

Спасибо, что меня разбудили. Детям я всегда рада.

Воспитатель:

Ребята, опишите наше солнышко. Какое оно?

Большое, круглое, яркое, тёплое, горячее, ласковое и т. д.

Солнышко:

Ребята, а вы умеете рисовать солнышки?

Воспитатель приглашает детей подойти к столам с подносами с крупой, чтобы нарисовать солнышки:

Давайте каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас будет ещё светлее.

Рисуя солнышки, воспитатель уточняет:

Чтобы нужно сначала нарисовать?

Воспитатель:

После того, как нарисовали круг, что следует нарисовать?

Воспитатель:

Сколько лучиков у солнышка?

Солнышко:

Какие замечательные солнышки у нас получились!

Вы все ребята, молодцы, ловко справлялись со всеми заданиями и разбудили Солнышко.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилась наше путешествие?

Воспитатель:

Давайте поблагодарим наши пальчики.

Заключительная часть

Релаксация «Руки любви».

Воспитатель:

Погладьте себя по рукам, лицу, груди, ногам. Запомните, что вы чувствуете во время поглаживания. Подойдите друг к другу и «Руками любви»,

дотроньтесь до них и пожелайте им здоровья.

Ну а теперь пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся с Солнышком и Каркушей и полетим на самолёте. Итак, заводим моторчики: Р-р-р. Полетели: У-у-у.

Уникальность: 0.00%

Интересное в сети:

Электронная книга "Лучшие мастер классы по рукоделию".

Для того, чтобы получить книгу, вам нужно просто ввести ваш EMAIL и ИМЯ в форму ниже.

После этого нажмите кнопку “Получить книгу”.


«Мастерклассы» © 2011-2017 .
Все статьи на сайте авторские, копирование строго запрещено. При частичном цитировании прямая индексируемая ссылка на сайт «Мастерклассы» обязательна.

Цель:

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем

машинку».)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить

каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с

него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной

ладошкой.)

Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки

показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Вышла осень погулять,

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Здравствуй, лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и

«опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –

«помешиваем чай».)

Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

В огороде много гряд,

Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.

И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру

ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку. (Смена рук.)

Пальчиковая гимнастика «Обувь»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим.

Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно! (Гладят животы.)

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим… (Рука за ухом.)

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)

Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)

Пальчиковая гимнастика «Части тела»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

У меня есть голова, (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Вот, убрав царапки, («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет

ушки.)

Пальчиковая гимнастика «Детёныши домашних животных»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от

себя к краю. Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки.

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные наших лесов»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу

друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Пальчиковая гимнастика «Детёныши диких животных»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

Пальчиковая гимнастика «Домашние и дикие животные»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Илья Муромец – (Приосаниться.)

Добрый молодец. (Показать бицепсы.)

Зорко в даль глядит (Рука козырьком.)

Да врагов разит. («Бросить копьё».)

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные жарких стран»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Хобот носит только он – (Рукой плавно двигаем перед собой – изображаем хобот.)

Лопоухий серый слон. (Приставляем руки к ушам.)

Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Есть у курицы цыплёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши – (Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

Пальчиковая гимнастика «Дикие птицы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Дятел дерево долбит: (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком

стучите о неё.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит (Смена рук.)

Стук-стук-стук.

Пальчиковая гимнастика «Наш дом»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Этот дом – одноэтажный. (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

Пальчиковая гимнастика «Мебель»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Пальчиковая гимнастика «Весна»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.

Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мы пошли гулять на луг, («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)

А по лугу ползал жук! (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)

Пальчиковая гимнастика «Лето»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Ромашки белые цветки – (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Пальчиковая гимнастика «Космос»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Утро – солнце всходит. (Поднимаем растопыренную ладошку.)

Ночь – луна приходит. (Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».)