Почему поминают 40 дней. Что готовят на поминальный обед

В странах, где исторически сложились давние и сильные христианские традиции, всем известно, что после смерти человека особое значение имеют третий день после печального события, девятый день и сороковой день. Знают-то практически все, но вот многие не могут сказать, по каким именно причинам эти даты - 3 дня, 9 дней и 40 дней - настолько важны. Что же происходит, согласно традиционным представлениям, с душой человека до девятого дня после его ухода из земной жизни?

Путь души
Христианские представления о посмертном пути человеческой души могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. И если в православной и католической картине загробного мира и участи в ней души отличий всё-таки немного, то вот в различных протестантских течениях разброс мнений очень велик - от почти полной идентичности с католичеством до ухода далеко от традиции, вплоть до полного отрицания существования ада как места вечных мучений душ грешников. Поэтому более интересна православная версия того, что же происходит с душой в первые девять дней после начала иной, загробной жизни.

Святоотеческое предание (то есть признаваемый корпус трудов Отцов Церкви) гласит, что после смерти человека в течение почти трёх дней его душа имеет практически полную свободу.

Она не только обладает всем «багажом» из земной жизни, то есть надеждами, привязанностями, полнотой памяти, страхами, стыдом, стремлением завершить какие-то неоконченные дела и так далее, но и способна находиться где угодно. Принято считать, что в эти три дня душа либо находится рядом с телом, либо, если человек умер вдали от дома и семьи, рядом со своими близкими людьми, либо в тех местах, которые по каким-то причинам были особенно дороги или примечательны для данного человека. На третий же дань душа теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса, чтобы там поклониться Господу. Именно поэтому на третий день, по традиции, нужно провести панихиду и таким образом окончательно попрощаться с душой покойного.

Поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит то единение праведных душ с Господом, которое и есть цель человеческого существования, встречается с душами святых и тому подобное. Это «обзорное» путешествие души по раю длится шесть дней. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.

Что важно в эти дни для живых
Однако, согласно православному мировоззрению, не стоит воспринимать девять дней после смерти как исключительно потустороннее дело, которое вроде как оставшихся в живых близких покойного и не касается. Напротив, именно сорок дней после смерти человека являются для его родных и друзей временем наибольшего сближения мира земного и Царствия Небесного. Потому что как раз в этот период живые могут и должны приложить все усилия для того, чтобы способствовать лучшей возможной участи души умершего, то есть её спасению. Для этого нужно постоянно молиться, надеясь на Божью милость и прощение душе её грехов. Это важно с точки зрения определения судьбы души человека, то есть где она будет ожидать Страшного Суда, в раю или в аду. На Страшном Суде участь каждой души будет решена окончательно, так что у тех из них, кто был помещён в ад, есть надежда на то, что молитвы за неё будут услышаны, она будет прощена (если за человека молятся, даже несмотря на то, что он совершил много грехов, значит, в нём было и что-то хорошее) и удостоится места в раю.

Девятый день после смерти человека является в православии, как бы это ни звучало странно, почти праздничным. Люди верят, что последние шесть дней душа покойного пребывала в раю, пусть и в качестве гостя, и теперь может достойно восхвалить Творца.

Более того - считается, что если человек вёл праведную жизнь и своими добрыми делами, любовью к ближним и раскаянием в собственных грехах снискал расположение Господа, то его посмертная участь может решиться уже после девяти дней. Поэтому близкие человека должны в этот день, во-первых, особенно усердно молиться о его душе, во-вторых, провести поминальную трапезу. Поминки на девятый день, с точки зрения традиции, должны быть «незваными» - то есть на них не нужно никого специально приглашать. Должны сами помнить об этом ответственном дне и придти без напоминаний те, кто желает душе умершего всего наилучшего.

Однако в реальности на поминки практически всегда специальным образом приглашают, и, если людей ожидается больше, чем способно вместить жилище, то они проводятся в ресторанах или подобных заведениях. Поминки на девятый день это спокойное воспоминание о покойном, которое не должно превратиться ни в обычную гулянку, ни в траурные посиделки. Примечательно, что христианскую концепцию об особом значении трёх, девяти и сорока дней после смерти человека взяли на вооружение современные оккультные учения. Но они придали этим датам иной смысл: согласно одной версии, девятый день обозначен тем, что в это срок якобы разлагается тело; согласно другой, на этом рубеже, умирает то из тел, после физического, ментального и астрального, которое может являться в качестве привидения.

Умер человек. Что делать? Как хоронить? Какие обряды похорон? Что делать на 40 день?

Когда близкие люди покидают нас навсегда в голове крутиться множество вопросов, ответы на которых мы ищем везде в книгах, в интернете, в различных символах. В данной статье Вы найдете ответы на наиболее популярные вопросы.

Как выдержать горе при смерти близкого человека?

«Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь. С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир. 38:20, 21, 23)

Надо ли завешивать зеркало, если кто-то из родных умер?

Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, частично происходит изповерья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет.«Зеркальных» суеверий много, некоторые из них связаны с гаданиями на зеркалах. А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются страх и суеверия. Завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.

Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?

Прощальное целование умершего происходит после его отпевания в храме. Целуют венчик, положенный на лоб покойного или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

После отпевания умершего икону можно взять домой, а можно оставить в храме. В гробу икону не оставляют.

Что положено употреблять в пищу на поминках?

По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и молитвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения принесенной из храма кутии. Кутия или коливо – это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добрыми словами о почившем. К сожалению, укоренился плохой обычай поминать за этим столом усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это грешно и постыдно со стороны христиан – совершать такое поминовение, приносящее невыразимую скорбь новопреставленной душе, которой в эти дни выносится решение Божьего Суда, и она жаждет особенно усердной молитвы к Богу.

Как помочь усопшему?

Облегчить участь усопшего вполне возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо ради усопшего потрудиться для Церкви или в монастыре.

О смерти, погребении и поминовении усопших Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон.

Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.

Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. После смерти, когда душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия. Надо делать добро за усопшего: жертвовать в монастырь, в церковь, раздавать вещи умершего, покупать священные книги и дарить верующим со дня его смерти до сорокового дня и после него. В сороковой день душа определяется в то место (блаженства или мучения), в котором она будет пребывать до Страшного Суда, до второго Пришествия Христова. До наступления Страшного Суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.

Для чего нужна смерть тела?

«Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем.1:13,14). Смерть появилась в результате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем.1:15,16). Для многих людей смерть является средством спасения от духовнойгибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха. Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы-Каины, предающие Господа Иуды и другие им подобные? Поэтому смерть тела не «нелепа», как про нее говорят люди мира, а необходима и целесообразна.

Для чего совершается поминовение усопших?

Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников – вплоть до их полного оправдания.

Какое поминовение усопших является самым важным?

Святые отцы Церкви учат, что самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – поминание их на Литургии. Необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Бескровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой об отпущении грехов новопреставленного. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины человека? Что необходимо делать в эти дни?

Святое Предание благовествует нам со слов святых подвижников веры и благочестия о тайне испытания души после отшествия ее от тела. Первые два дня душа преставившегося пребывает еще на земле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые притягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему – Богу всяческих. В этот день благовременно церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пребывает шесть дней – от третьего до девятого. В 9-й день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Милосердного Судию о водворении со святыми души преставившегося. После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Божию. Теперь решается ее участь – ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни совершаются панихиды и литии.

Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пустыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками. Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подав записки на Литургию и (или) панихиду.

Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он католик?

Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усопшем не запрещается – можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви. Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины.

Можно ли заказать панихиду по усопшему некрещеному?

Некрещеных Церковь не может поминать по той причине, что они жили и умерли вне Церкви – не были ее членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, которые Он обещал любящим Его. Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома (читают канон) святому мученику Уару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика Уара известно, что он своим ходатайством избавил от вечных мук родственников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были язычниками.

Кто такой новопреставленный, приснопоминаемый?

В течение сорока дней после кончины усопшего называют новопреставленным. В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.

Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды.

Молятся ли за нас усопшие?

Если усопший праведен, то сам он, находясь перед Престолом Божиим, ответит на любовь молящихся о нем и своей горячей молитвой. Надо ли служить панихиду по младенцу?

Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов (так как у младенцев нет сознательно совершенных грехов), а просят сподобить их Царства Небесного.

Можно ли молиться о упокоении самоубийц и поминать их в храме?

В основе самоубийства лежит неверие в Промысл Божий и отчаяние – это смертные грехи. Смертные потому, что не дают места покаянию, удаляют от человека спасающую Божию благодать. Человек добровольно и всецело отдает себя во власть диавола, преграждает к себе все пути для благодати. Как же для него будет возможно воздействие этой благодати? Вполне естественно, что Церковь не может приносить за таких людей умилостивляющей Бескровной Жертвы и никакой молитвы вообще. Если человек, лишивший себя жизни, был душевнобольным или был доведен досамоубийства издевательствами и притеснениями (например, в армии или местах лишения свободы), то его отпевание может быть благословлено правящим архиереем.Для этого надо подать письменное прошение. Частная, домашняя молитва об упокоении самоубийц не запрещается, но это надо делать с благословения духовника.

Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?

Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю надо крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище. Традиция совершать заочное отпевание и появилась в ХХ веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над телом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по причине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.

Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но последовательно три службы?

Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней – до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и потом каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговременное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай – заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет значения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

Можно ли заказать панихиду по не отпетому усопшему?

Если он был крещен в Православной Церкви, не был богоборцем и не покончил жизнь самоубийством, то можно заказать панихиду, можно и отпеть заочно.

Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц?

Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

За самоубийц Церковь не молится никогда. Надо покаяться в содеянном на Исповеди и больше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.

Что такое родительская суббота?

В определенные дни года Церковь поминает всех почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии поминаются все усопшие христиане. После Литургии бывают и общие панихиды.

Когда бывают родительские субботы?

Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопустная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские субботы бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриевская родительская суббота.

Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?

Молиться о упокоении можно и нужно всегда. Это долг живых перед усопшими, выражение любви к ним, так как сами усопшие уже не могут за себя молиться. Все субботы года, на которые не выпадают праздники, посвящаются поминовению усопших. Но молиться об усопших, подавать записки в храме и заказывать панихиды можно в любой день.

Какие еще есть дни поминовений усопших?

Радоница – через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 9 мая, в праздник Победы над фашистской Германией. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября по новому стилю).

Зачем надо приносить в храм продукты?

Верующие приносят в храм различную снедь для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью – помянуть усопших.

Что такое канун?

Канун (или канунник) – это специальный стол (квадратной или прямоугольной формы), на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь ставят свечи и можно положить продукты для поминовения усопших.

Какие продукты можно положить на канун?

Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

Если человек умер в сплошную седмицу перед Петровым постом, это что-либо означает?

Ничего не означает. Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление. «Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем.1:12). «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл.7:17).

Какая душа не проходит мытарств после смерти?

Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоляла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божественные руки. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти и все делать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, ивсе тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл.12:13,14).

Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?

Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл.11:5) Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался ипричащался – тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности и независимо от времени кончины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедовался и не причащался, но умер на Светлой седмице, как можно утверждать, что он получил Царствие Небесное?

Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?

Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники почившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаявшись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, простят ему все обиды и сами испросят прощение.

Сколько дней носят траур по усопшему?

Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку, так как на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можноиметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

Главными днями памяти усопшего являются годовщины кончины и тезоименитства. День кончины – это день второго рождения, но уже для новой – не земной, а вечной жизни. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы и подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии).

Можно ли кремировать усопших?

Кремация – это чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культов. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положительные указания христианского вероучения на иной и единственно допустимый способ погребения тел – это предание их земле (см.: Быт.3:19; Ин.5:28; Мф.27:59,60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существования и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью – верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по мирскому – покойником) до воскресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии. Если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно. Кремация может быть допустима лишь в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

Можно ли в году смерти матери выходить замуж?

Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значительным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

Что делать, если снится умерший человек?

На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забывать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва (в храме и дома) за усопших близких – долг каждого православного христианина.

Что делать, если после смерти близкого человека мучает совесть онеправильном отношении к нему при жизни?

Для умершего человека живущий может сделать гораздо больше, чем когда тот был жив. Усопшие очень нуждаются в молитве и подаваемой за них милостыне. Поэтому надо все свои силы отдать молитве: читать дома Псалтирь, подавать в храме записки о поминовении, кормить нищих и бездомных, помогать старым и больным и просить их поминать усопшего. А чтобы успокоилась совесть, надо пойти в храм на Исповедь и искренне рассказать священнику все, в чем она обличает.

Что делать при посещении кладбища?

Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочитать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.

Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?

Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду – лучше отдать ее нищему или голодному.

Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?

Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших – родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.

Информацию о всех организациях оказывающих ритуальные услуги, религиозных праздниках и обычаях в Минске и других городах Беларуси, Вы можете найти на сайте справочника Ритуальных услуг

Теряя дорогих людей, мы испытываем боль утраты. Кажется, что покойные позвонят, придут, вернутся. Необходимо взять себя в руки и постараться «не топить» душу, изливая поток слез. Первые три дня она находится рядом с близкими, не привыкнув к своему состоянию.

Скорбь родных действует отрицательно на бестелесную оболочку. После, как дух покинул тело, он продолжил непростой путь в Царствие божие. Соблюдая Христианские писания, родные могут облегчить учесть покойного. Особенно, это касается 40 дней после смерти человека.

Традиции

Дух бывает в местах, связанных с воспоминаниями, чувствами. После, ему оглашается приговор. Этот этап наступает на 40 дней после смерти человека. Не переставайте читать молитвы за его душу. Вы поможете усопшему очиститься от грехов. Поминальный вечер, который проводится на 40 сутки, организовывается в тесном кругу. Хотите соблюсти церковные обычаи? Лучше уточните у батюшки: что можно и нельзя делать.

Обычно запрещено распитие алкогольных напитков, застолье.

Меню стола на поминки 40 дней после смерти человека

Сюда входят угощения:

  • Компот или квасной напиток.
  • Легкие канапе.
  • Салаты.
  • Выпечка (блинчики, пирожки).
  • Поминальная кутья из зерна, с медом.
  • Котлеты, рыба.
  • Куда отправляется дух?

На 40 дней после смерти человека, его душа возвращается в родные стены. Это последний визит. Она прощается с любимыми и родными людьми, чтобы уйти на Вечный покой. Душе разрешено побывать в местах, которые были ей дороги, когда она находилась в физическом теле. Хотя родные могут не ощущать сильного присутствие духа. Если вы хотите обеспечить ему покой, пригласите человека, организующего поминальный вечер со всеми обрядами. Он справится с эмоциональной обстановкой и поможет избежать слез, которые не принесут счастья душе покойного. Муки близких могут наоборот отяготить приговор. Если вы не хотите привлекать третьих лиц к происходящему, купите псалтырь. Там описывается 40 дней после смерти человека.

Милостыня

Особый пункт на 40 дней после смерти человека. Соберите вещи ушедшего из жизни, и раздайте их нуждающимся. Выбрасывать не нужно! Вместо этого совершите пожертвования в храм. Это одежда, личные вещи покойника. Оставьте себе памятные экземпляры, с которыми вы не сможете расстаться. Ничего страшного, если отдадите какую — то одежду друзьям и знакомым усопшего. Размер милостыни, который вы жертвуете в храм, как это не меркантильно прозвучит, учитывается при принятии решение о душе покойного. Подавайте милостыню прохожим людям, и они будут молиться об упокоении вашего родственника.

Каноны, предписанные церковью на 40 дней после смерти человека

На 40 дней после смерти человека не прекращайте читать молитвенные слова . Это нужно делать и в Божьем доме, и собственном жилище. Поминки стоит организовать в храме, если усопший был верующим. Батюшка может разрешить даже трапезу в церковной столовой, если умерший родственник числился в прихожанах. В этот день вспоминайте о человеке все хорошее, это облегчит его участь перед Господом Богом. Закажите панихиду.

Что учесть при проведении обряда на 40 дней после смерти человека?

  • Сначала молебен — потом прием пищи.
  • Вспоминайте хорошие дела усопшего.
  • Не распивайте алкоголь, и не допустите веселья в поминальный вечер.

Что делать родным до 40 дней после смерти человека?

  • Не стоит прикасаться к вещам покойника.
  • Не переставляйте в его доме/комнате мебель.
  • Стараться не говорить плохо о покойнике.
  • Старайтесь выполнить как можно больше хороших дел от лица вашего покойного.
  • Обязательно завесьте дома зеркала, а то душа может в них заблудиться. Интересно, этот обычай на церковный взгляд, считается суеверием.

Итог:

После 40 дней после смерти человека наступает «час икс». Душа прошла все мытарства ада. Ангел — хранитель представил на суд Всевышнего благие дела покойного. Дух побывал в раю и увидел ужасы Преисподнии. Теперь от него ничего не зависит. Ангелы и бесы будут вести учет добрых и плохих дел покойного. Близкие неустанно молились на земле за его душу. Что тоже берется во внимание при вынесении окончательного приговора. Так душа навсегда разрывает связь с материальным миром.

Совет: после потери любимого мужа, брата, отца, отправляйтесь в монастырь, закажите сорокоуст. Монахи каждый день на протяжении 40 дней после смерти человека будут поминать вашего покойного. Душа отправилась в загробный мир, и помочь ей можно только молитвами.

В жизни случается всякое, например, иногда она заканчивается. Событие, конечно, довольно неприятное, но неизбежное. И перед родственниками новопреставленного встают вопросы: почему так важно высчитать 40 дней после смерти, как поминать правильно, есть ли другие важные даты, что есть на поминках, и возможно ли как-то облегчить участь души, отошедшей в мир иной.

Жизнь после жизни

Допустим, случилось непоправимое - умер некий Иван Иванович. Его жена рыдает третьи сутки подряд, к ней иногда присоединяются его дети, его друзья в полной растерянности, а брат ушёл в запой. И все концентрируются на собственных переживаниях, никто, собственно, не думает о том, как можно помочь усопшему и что-то для него сделать.

А Иван Иванович тем временем смотрит на всё происходящее и, будучи интеллигентным человеком, ещё сильнее переживает, что доставил стольким людям такие неудобства. Он по-прежнему думает, всё по-прежнему помнит, всё видит и слышит, но уже без физической оболочки. И его приводит в некоторое смятение то, что вместо того, чтоб начать хлопотать за его душу, любимая жена бросается к плите, чтобы успеть приготовить десять блюд на поминки и обязательно к третьему дню.

Хотя эти три дня душа Ивана Ивановича здесь, на Земле, так что можно, наконец, сказать ему, как его любили и попросить за всё прощения. В идеале - почитать строки из Библии или, если человек всю жизнь был атеистом-материалистом, дать краткие инструкции о том, что с ним будет происходить в следующие дни, потому что для большинства атеистов-материалистов шоковое состояние после смерти особенно сильное.

Важность некоторых дней

Поминание принято на третий, девятый и сороковой день , потому что это особо значимое время для преставившегося.

  • На третий день новой жизни душа покойного окончательно смиряется со своим новым положением.
  • На девятый день получает возможность узнать на практике, что такое рай, а что ад.
  • На сороковой день наступает Частный Суд - итог всей человеческой жизни, на котором решится, где будет пребывать душа до момента всеобщего воскресения (Страшного Суда): в преддверии рая или в преддверии ада.

Поэтому вопрос о 40 днях после смерти и как поминать, чтобы облегчить участь умершего, всегда актуален и требует более тщательного рассмотрения.

Похороны принято проводить ранним утром на третий день. Следовательно, душа покойного ещё будет на них присутствовать и наблюдать за процессом. Есть обычай класть в гроб деньги - не стоит этого делать: времена Древней Греции и древнего Египта, когда в этом видели практическую необходимость, давно прошли.

  • Акафист за единоумершего.
  • Акафист об упокоении всех усопших.
  • Молебный канон Пресвятой Богородице.

Но даже если умерший человек не был крещён, он может спастись усиленными молитвами близких. Обычно о некрещёных молятся святому мученику Уару.

Приметы и суеверия

Как и всегда, когда люди сталкиваются с чем-то неведомым, вокруг события начинают появляться суеверия. Они не приносят никакой пользы, лишь ещё сильнее отвлекая от главного. Не зря само слово «суеверие» означает верить всуе. А никаких примет, касающихся похорон, быть не может в принципе.

Выбрасывать вещи умершего действительно не стоит: кому будет приятно такое пренебрежительное отношение к тому, что нажито непосильным трудом? Лучше перебрать их и то, что было не очень дорого для покойного, а вы не хотите оставить себе - пожертвуйте в благотворительные организации или начните раздавать нуждающимся, не забывая попросить их о молитвах за душу усопшего.

Многие боятся порчи и сглаза, но это нелепо и неправильно. В православии таких вещей нет. Тем не менее люди придумывают сами себе какие-то ритуалы, например, не стригут волосы в течение сорока дней после трагичного события или искренне считают, что на протяжении этого срока нельзя грызть семечки и т. д. Это нелепо, а энергию и силу воли, которую тратят на эти сомнительнейшие обряды, лучше потратить на то, что действительно облегчит участь покойного. И помните, что вы или православный, или суеверный язычник, который поклоняется дубу и верит в силу приколотой булавки, защищающей от всех бед.

Подготовка к поминкам

Итак, наступают поминки 40 дней. Порядок проведения их мало чем отличается от третьего дня, разве что накал страстей немного спал, а день намного более важный.

Прежде всего, поминки - это не повод для пьянки. Это проводы близкого человека в лучший из миров, прощание с ним, возможность всем вместе вспомнить о нём что-то хорошее, а только потом уже следование традициям и душещипательные речи. А ведь никаких особо оригинальных речей не нужно. Никому от это легче не станет.

Не стоит приглашать людей, с которым у покойного были не самые тёплые отношения, даже если они были знакомы долгое время. Поминки - это последний праздник человека, и не нужно ему их портить. Так что лучше всего, если будут присутствовать только родные и близкие.

Поминальная трапеза

Проводить поминальный обед можно у себя дома, можно в ресторане - важно не место. Конечно, с ритуальной трапезой тоже связано много суеверий, например, что во время трапезы нельзя использовать ножи и вилки. А почему? Никто не знает. Написали на каком-то сайте, соседка подтвердила, значит, нельзя. Ну разве это не глупо?

Хотя порой трапезе придают слишком большое значение, вот пример поминального стола на 40 дней. Меню :

Конечно, это не константа. Поминальное меню зависит не только от фантазии и материальных возможностей организаторов, но и, например, от календаря, ведь если идёт пост - Великий или и т. п. , то лучше воздержаться от мясного.

Распитие алкогольных напитков допустимо, но категорически не приветствуется. В конце концов, это грех.

Торжественная речь

Итак, 40 дней после смерти. Поминки. «Что говорить, чтоб не обидеть покойного?» - и начинается паническое перерывание интернета в поисках самых оригинальных тостов.

Обычно назначают ответственного человека, который относительно контролирует себя, и он заранее продумывает свою речь. А ведь хоть пару слов должен произнести каждый из присутствующих. Раз они в этот печальный день находятся на поминках - значит, этот человек был для них дорог. После каждой речи важно соблюсти минуту молчания - на протяжении её лучше молиться, чем накручивать себя и, как следствие, заплакать.

На поминках не стоит петь, рассказывать стих, танцевать (даже под предлогом того, что преставившаяся сама любила потанцевать) и т. д. Провожать близкого человека в последний путь - это, безусловно, трагическое событие, но лучше придать ему ареол философии, чем истерики.

Не стоит забывать, что есть церковные праздники поминовения - например, Радоница, когда стоит поехать к покойному на кладбище и привести в порядок могилку.

К сожалению, большинство людей вспоминают о смерти исключительно на чьих-то поминках. Но помните, что вам ещё представится возможность встретиться с усопшим лицом к лицу на Страшном Суде и, при удачном стечении обстоятельств, в Царствии Небесном. Так что разлука лишь временна, и лучше отведённое время провести с пользой для собственной души.