Порядок измерения и учёта температуры и влажности в аптеке. Санитарно-гигиенический анализ аптеки Соблюдение температурного режима

Тысячи ассортиментных позиций в компьютере, десятки тысяч упаковок на аптечных полках, и все они несут здоровье нашим покупателям! Правда, лишь в том случае, если храним мы их правильно. Обывателя обилие товара в аптеке и множество режимов хранения поставит в тупик, но нам, профессионалам фармацевтического рынка, соблюдать требования фармакопеи труда не составляет.

Температура и влажность в аптеке

Хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется в соответствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документации, а также с учетом свойств веществ, входящих в их состав. Помимо фармакопеи, микроклимат аптеки регулируют три основных документа: Приказ Минздрава РФ № 377 от 13.11.1996 «Об утверждении требований к организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 августа 2010 г. № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» и Приказ Минздрава РФ от 21.10.97 г №309 «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций».

Государственная фармакопея РФ (12-е издание, введена в действие с 2009 года) содержит подробные сведения о температурных режимах хранения лекарственных средств и субстанций для их изготовления:

  • в холодильнике: 2-8⁰C
  • холодное или прохладное место: 8-15⁰C
  • комнатная температура: 15-25⁰C
  • теплый режим хранения: 40-50⁰C
  • горячий режим хранения: 80-90⁰C
  • температура водяной бани: 98-100⁰C
  • температура ледяной бани: 0⁰С
  • глубокое охлаждение: ниже — 15⁰C

В аптеке, предлагающей посетителям лишь готовые лекарственные формы, обычно используются первые три температурных режима , а также ведется постоянный мониторинг влажности воздуха. Для измерения относительной влажности используется электронный гигрометр или психрометр. Гигрометр в небольшом аптечном пункте может быть всего один, а вот термометр должен иметься не только вблизи аптечных полок, но и в холодильниках. Все приборы должны быть надлежащим образом сертифицированы и калиброваны. Термометр размещают на внутренних стенах помещения вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5 -1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Рекомендованная температура воздуха в помещении аптеки – 16-20⁰С, относительная влажность воздуха – до 60% (в некоторых районах до 70%). Именно в этом интервале обеспечивается правильное хранение большинства лекарственных форм, имеющих режим хранения «комнатная температура» (например, аэрозоли большинство производителей рекомендуют хранить при температуре 3-20⁰С).

Проверка температуры и влажности в аптеке лежит на плечах фармацевта: не реже одного раза в сутки показания приборов заносятся в карту (журнал) учета температуры и относительной влажности, которая должна быть заведена в каждом отделе аптеки. Отдельные карты учета должны быть не только в торговых отделах, но и в помещениях хранения – материальной комнате, зоне приемки товара. Журнал учета температуры и влажности воздуха может вестись в электронном виде с архивацией данных за последний год. Рукописные журналы и карты учета хранятся в течении одного года, не считая текущего (Приказ № 706н).

Если температура воздуха в аптеке не соответствует требуемой, стоит позаботиться о кондиционировании воздуха или дополнительном отоплении. Системы отопления и вентиляции должны располагаться так, чтобы исключить резкие перепады температуры и избыточный нагрев зоны хранения лекарственных средств. Включив кондиционер, не забывайте контролировать влажность: даже самые современные климатические системы имеют свойство «обезвоживать» окружающую среду.

Желательно иметь в аптеке как минимум два холодильника или двухкамерную холодильную витрину с возможностью отдельной установки температур. Температура хранения АТФ – 3-5⁰С, многие суппозитории хранятся при температуре 8-15⁰С – невозможно хранить их в одной холодильной камере.

Куда определить товар?

Распространенная ошибка при приемке товара в аптеке – размещение коробок, принесенных экспедитором склада, на полу. Это недопустимо: как в зоне хранения, так и в зоне приемки должны быть поддоны и подтоварники, на которые можно поставить коробки с товаром.

Информация о режиме хранения препарата всегда присутствует в аннотации к нему и на вторичной (потребительской) упаковке при ее наличии, поэтому в процессе приемки товара со склада дистрибьютора можно не надеяться на память, а следовать инструкции изготовителя (Приказ № 377). Описаны температурные требования и в сопроводительных документах о поставке: многие фармацевтические склады помечают специальным значком препараты, подлежащие хранению в холодильнике; есть нужная информация и в документах, подтверждающих качество товара (сертификат, гигиеническое удостоверение и т.д.).

Часто в аннотации встречается рекомендация хранить препарат в сухом месте. Фармакопея считает сухим место с относительной влажностью воздуха не более 40% при комнатной температуре . Во время проверок аптек Росздравнадзором часто встречается нарушение этого режима хранения – не все аптечные организации могут выделить отдельное помещение и обеспечить там такую низкую влажность для размещения трав и ряда других препаратов, которые следует хранить в сухом месте. Аптеке рекомендуют выделить отдельную комнату под такие препараты и осушить в ней воздух до требуемой влажности.

На помощь фармацевту приходит отличное знание нормативных документов. Приказ № 706н, вышедший через много лет после Приказа № 377, гласит: «Нерасфасованное лекарственное растительное сырье должно храниться в сухом (не более 50% влажности), хорошо проветриваемом помещении в плотно закрытой таре. Расфасованное лекарственное растительное сырье хранится на стеллажах или в шкафах». Несмотря на то, что это положение несколько противоречит фармакопее, руководствоваться следует именно им: лекарственное сырье в упаковках изготовителя является расфасованным и может храниться в витринных шкафах в торговом зале. Да, иногда руководителю аптеки приходится быть немного юристом, чтобы отстоять свою точку зрения во время проверки!

Некоторые аптечные товары требуют дополнительной защиты от света (растительное лекарственное сырье, антибиотики, настойки и экстракты, витаминные комплексы, эфирные масла, нитраты и многие другие). В аптеку они поступают в упаковке из светозащитных материалов, однако хранить их следует в темном помещении или в плотно закрывающихся шкафах или на стеллажах при условии принятия мер для предотвращения попадания на указанные лекарственные препараты прямого солнечного света или иного яркого направленного света (использование светоотражающей пленки, жалюзи, козырьков и др.).

Наркотические, психотропные, сильнодействующие и ядовитые лекарственные средства имеют свои, особые правила хранения, но их соблюдение связано в большей мере с обеспечением безопасности, чем сохранением качества препарата в аптеке. Правила хранения наркотических средств и психотропных веществ установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1148.

Отдельного внимания требует размещение в аптеке огнеопасных лекарственных средств – спирта, спиртовых растворов, настоек, экстрактов, органических масел и ряда других товаров. Под их хранение должен быть выделен отдельный шкаф вдали от нагревательных приборов (не менее 1 метра), расставлять в котором бутыли можно только в один ряд по высоте.

В аптеке правила хранения ЛС обычно соблюдаются, но что происходит после продажи лекарственного средства? Многие наши покупатели размещают аптечку в ванной комнате или на кухне, что негативно сказывается на качестве лекарственных средств и может существенно снизить их эффективность, ведь на кухне во время приготовления пищи становится жарче, а в ванной любители горячих водных процедур могут «напарить» температуру до 50⁰С и даже выше, да и влажность воздуха не соответствует требуемой. Завершая продажу, обязательно напомните клиенту о необходимости соблюдения правил хранения препарата и в домашних условиях!

Опубликовано: 20.02.2013

Цель занятия:

1. Ознакомление с основными видами вентиляции.

2. Изучение методов оценки эффективности работы вентиляции.

3. Решение ситуационных задач.

Место проведения занятия: учебно-профильная лаборатория кафедры общей гигиены.

Оборудование: таблицы и схемы.

5.1. Термины и определения.

1. Вентиляционный воздух – воздух соответствующей степени очистки, поступающий в помещение через вентилятор или вентиляционную систему и обеспечивающий соответствующую чистоту производственного помещения.

2. Класс чистоты помещения – статус "чистой" зоны или "чистого" помещения, устанавливающий пределы содержания механических частиц определенного размера и/или жизнеспособных микроорганизмов в 1 м3 воздуха.

3. Однонаправленный поток воздуха (ламинарный поток) – поток воздуха с параллельными, как правило, струями (линиями тока), проходящими в одном направлении с одинаковой в поперечном сечении скоростью.

4. "Чистые" помещения – производственные помещения и/или зоны для изготовления стерильных готовых лекарственных средств с чистотой воздуха, нормируемой по содержанию механических частиц определенного размера и жизнеспособных микроорганизмов, сконструированные и используемые таким образом, чтобы свести к минимуму проникновение, распространение, образование и сохранение механических частиц и микроорганизмов внутри этих помещений.

5.2. Гигиенические требования к вентиляции и кондиционированию.

Вентиляцию и кондиционирование в производственных зданиях следует проектировать в соответствии с действующими строительными нормами и правилами (СниП), требованиями Инструкции по строительному проектированию предприятий медицинской промышленности.

Вентиляция – совокупность мероприятий и устройств, используемых при организации воздухообмена для обеспечения заданного состояния воздушной среды в помещениях и на рабочих местах.

Системы вентиляции классифицируются по способу создания давления с естественным и с искусственным (механическим) побуждением; по назначению: приточные и вытяжные; по зоне обслуживания: местные и общеобменные. В основу естественной вентиляции положен обмен воздуха за счет разности температур наружного воздуха и воздуха помещений (тепловой напор) и ветрового напора. При неорганизованной вентиляции, осуществляемой при помощи оконных отверстий, фрамуг и т.д., кратность воздухообмена для производственных помещений будет недостаточна. Только организованная и управляемая система естественной вентиляции (аэрация) позволяет обеспечить достаточный воздухообмен в помещениях. Для поступления и удаления воздуха служат специальные отверстия в наружных ограждениях здания. В холодный период года используется верхний ряд боковых отверстий, в теплый период – и нижний ряд окон. Достоинством аэрации является возможность осуществления воздухообмена столь большого объема, который практически недостижим при искусственной вентиляции. Следует отметить, что на практике часто предусматривают так называемую смешанную вентиляцию, то есть одновременно естественную и механическую

(искусственную) вентиляцию.

Приточная вентиляция служит для подачи в вентилируемые помещения чистого воздуха взамен удаленного. Приточный воздух может подвергаться специальной обработке, например, очистке. Такая система вентиляции применяется в помещениях, куда нежелательно попадание загрязненного воздуха (например, асептический блок аптек). Вытяжная вентиляция удаляет из помещения загрязненный или нагретый отработанный воздух. Эта система вентиляции применяется в помещениях, когда необходимо предотвратить распространение вредных выделений в соседние (например, моечная и комната химика-аналитика). Как правило, в помещении предусматриваются как приточные, так и вытяжные системы. Их производительность должна быть сбалансирована.

Как приточная, так и вытяжная вентиляция может устраиваться на рабочем месте (местная) или для всего помещения (общеобменная). Местную вытяжную вентиляцию применяют, когда места выделения вредных веществ локализованы и можно не допустить их распространения по всему помещению.

Местную приточную вентиляцию применяют, когда надо улучшить

метеорологические условия на ограниченных участках помещения (воздушные души). Их охлаждающее действие основано на усилении теплоотдачи организма под влиянием разности температур и повышенной скорости движения воздуха. Однако местные системы вентиляции не могут решить всех задач, стоящих перед вентиляцией. Не все вредные выделения могут быть локализованы этими системами, например, когда вредные выделения рассредоточены на значительной площади или в объеме. Общеобменная вентиляция предназначена для осуществления вентиляции в помещении в целом. Общеобменные вытяжные системы относительно равномерно удаляют воздух из всего помещения, а общеобменные приточные системы подают воздух и распределяют его по всему объему помещения. Существенным элементом вытяжных вентиляционных систем являются устройства по очистке удаляемого воздуха от производственной пыли, паров и газов.

Оценка вентиляции осуществляется по величине объема и кратности воздухообмена. Объем вентиляции – количество свежего воздуха, которое требуется подать в помещение на 1 человека в час, чтобы количество имеющихся вредностей не превысило допустимого уровня. Кратность воздухообмена – величина, показывающая, сколько раз воздух в помещении обменивается в течение часа. Она определяется как отношение количества воздуха, подаваемого или удаляемого из помещения, к объему помещения. Например, из расфасовочной объемом 60 м3 с помощью вытяжной вентиляции удаляется 180 м3 воздуха в час. Кратность воздухообмена равна 3. Перед показателями кратности вентиляции ставят знаки (+) или (–). Знак (+) означает воздухообмен по притоку, а знак (–) – воздухообмен по вытяжке. Например, кратность воздухообмена в асептической должна быть +4–2, следовательно, в асептическую в течение часа подается четырехкратное, а удаляется двукратное к объему данного помещения количество воздуха. Таким образом, зная необходимый объем подаваемого или удаляемого воздуха, можно рассчитать требуемую кратность воздухообмена по притоку и вытяжке.

5.3. Гигиенические требования к вентиляции в помещениях аптек.

Для различных помещений аптек установлены нормы кратности воздухообмена по притоку и вытяжке в соответствии с Инструкцией по санитарному режиму аптечных организаций (аптек) МЗ РФ 309 от 21.10.97. (табл.12).

Таблица 12.

Кратность

воздухообмена,

Наименование подразделений

механическая

вентиляция

16 0 С

Залы обслуживания населения

18 0 С

Оформление заказов прикрепленных ап-

тек, для приема и оформления заказов,

рецептурная

Ассистентская, асептическая, дефектор-

ская, заготовочная, фасовочная, стери-

лизационная-автоклавная, дистилля-

Контрольно-аналитическая, стерилиза-

ционная растворов, распаковочная

Помещения для приготовления лекарств

в асептических условиях

Помещения хранения запаса:

а) лекарственных веществ, перевязоч-

ных средств, термолабильных препара-

тов и предметов медицинского назна-

18 0 С

б) лекарственного растительного сырья

18 0 С

в) ядовитых препаратов и наркотиков

г) легковоспламеняющихся и горючих

жидкостей

18 0 С

д) дезсредств, кислот, дезинфекционная

Отопление аптечных помещений рекомендуется центральное - водяное. Аптеки, расположенные в жилых или общественных зданиях, обычно подключаются к отопительной системе здания. Отопительные приборы размещаются в специальных нишах под окнами и углублениях в наружных стенах. Наиболее целесообразными являются гладкостенные радиаторы, легко доступные для очистки от пыли. Прокладка трубопроводов к ним в зале обслуживания населения, асептической, ассистентской и расфасовочной должна быть скрытой. В асептическом блоке целесообразно устройство панельного отопления. В аптеках V-VI категории, расположенных в отдельном здании, целесообразно устраивать местное водяное отопление (см. стр. 138), но допускается и печное отопление. Система отопления должна обеспечить температуру воздуха в аптечных помещениях, указанную в таблице 14.

Важное значение в создании комфортных гигиенических условий в аптеке имеет организация правильного и достаточного воздухообмена, что может быть достигнуто с помощью естественной и искусственной (механической) вентиляции. Ее цель состоит в поддержании во всех помещениях аптеки нормальных микроклиматических условий и обеспечении установленных нашим санитарным законодательством предельно допустимых концентраций ядовитых паров, газов и пыли в воздухе. Весьма существенную роль играет воздухообмен и в борьбе с загрязнением воздуха микрофлорой.

В аптеках, размещенных в жилых зданиях, естественный воздухообмен обеспечивается с помощью вытяжных вентиляционных каналов во внутренних стенах помещений. Воздух поступает в эти каналы через расположенные в верхней зоне помещений решетки. Количество удаляемого воздуха зависит в основном от разницы наружной и внутренней температур: чем перепад между ними больше, тем больше и воздухообмен. Однако эффективность вентиляции в таких условиях недостаточна даже в том случае, если на выходных отверстиях каналов установлены дефлекторы для усиления воздухообмена.

Из сказанного выше вытекает необходимость использования в аптеках дополнительных устройств естественного проветривания помещений в виде фрамуг или форточек, площадь которых в каждом помещении должна быть не менее 1/50 площади пола.

Если учесть, однако, назначение отдельных помещений, естественным воздухообменом можно ограничиться лишь в кабинете управляющего, конторе, комнате для персонала, туалетной и душевой. Во всех остальных помещениях должна быть предусмотрена искусственная вентиляция, обеспечивающая наиболее устойчивый режим воздушной среды. При устройстве вентиляции надлежит руководствоваться расчетными нормами внутренних температур и кратности воздухообмена отдельно на вытяжке и на притоке.

Имея в виду характер выполняемых операций и особенности воздушной среды, расчетную температуру и кратности обмена в различных помещениях следует обеспечивать согласно таблице 14.

Выбор системы механической вентиляции и типа вентиляционных устройств зависит от условий работы. Для поддержания нормального микроклимата в рецептурном отделении и в отделении ручной продажи в тамбуре входных дверей должна быть предусмотрена воздушная завеса с температурой подаваемого воздуха в зимнее время 30-35°; количество подогретого воздуха определяется объемом тамбура.

В зале для посетителей необходимо устройство вытяжной вентиляции с забором воздуха из верхней зоны, причем, чтобы не допустить его поступления отсюда в соседние помещения (в первую очередь в ассистентскую), вытяжка должна быть несколько больше притока.

Для вентиляции ассистентской наиболее целесообразной является приточно-вытяжная система с расположением вытяжных и приточных вентиляционных отверстий в верхней зоне. Аналогичная система должна быть выполнена в материальной комнате. Рабочее место аналитика в ассистентской целесообразно установить в укрытии с побудительной тягой. В комнате для работы химика-аналитика следует предусмотреть местную вытяжную вентиляцию - вытяжной шкаф, а также приток в верхнюю зону. Весьма большое значение для создания нормальных микроклиматических условий в аптеке имеет вентиляция моечной и кубовой-стерилизационной. В этих помещениях наряду с установкой вытяжных зонтов над моечными ваннами и плитой необходима общеобменная вентиляция, причем для того, чтобы предупредить распространение перегретого и переувлажненного воздуха в прилежащие помещения, объем притока должен быть меньше объема вытяжки. Складские помещения в подвалах также следует обеспечить общеобменной вентиляцией.

3 КУРС ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ТЕМА №1 «Гигиена атмосферного воздуха. Микроклимат аптечных помещений».


  1. Воздушная среда и ее гигиеническое значение.

  2. Физические свойства воздуха, их гигиеническое значение и влияние на организм.

  3. Погода, климат. Определение понятий. Гигиеническое значение.

  4. Микроклимат рабочих помещений в аптечных учреждениях. Определение понятия. Классификация. Комплексное влияние факторов микроклимата на организм человека.

  5. Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение.

  6. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Гигиеническое нормирование содержания вредных веществ в воздухе рабочих помещений.

  7. Бактериальное загрязнение воздушной среды.

Практические навыки:


  1. Знакомство с устройством и работой приборов для измерения параметров микроклимата (сухой и влажный термометры, психрометр, измеритель температуры, влажности и скорости движения воздуха – ТКА -1).

  2. Комплексная оценка микроклимата рабочих помещений с помощью метода эффективных температур.

  3. Определение параметров микроклимата в учебных комнатах.

  4. Решение ситуационных задач.

Большаков А.М. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2004

ТЕМА №2 «Гигиенические основы освещения, вентиляции и отопления в аптечных помещениях».


  1. Биологическое действие света.Факторы, влияющие на уровень естественного освещения в помещениях.

  2. Показатели, характеризующие состояние естественного освещения и их нормативы для аптечных учреждений различного типа.

  3. Гигиенические требования к искусственному освещению. Характеристика различных видов источников искусственного освещения. Виды светильников. Нормы искусственного освещения для аптечных учреждений различного типа.

  4. Вентиляция. Определение понятия. Классификация. Гигиеническое значение.

  5. Гигиенические требования к отоплению.

Практические навыки:


  1. Знакомство с устройством и работой люксметра.

  2. Определение и оценка показателей естественного освещения на рабочих местах (световой коэффициент, угол отверстия и падения, коэффициент естественной освещенности).

  3. Определение достаточности искусственного освещения на рабочих местах.

  4. Решение ситуационных задач.
Рекомендуемая литература:

Большаков А.М., Новикова И.М. Общая гигиена. – М., 2002.


ТЕМА №3 « Гигиеническая характеристика воды. Водоснабжение аптечных учреждений».


  1. Роль водного фактора в жизни человека. Физиологическое и гигиеническое значение воды.

  2. Роль водного фактора в возникновении инфекционных и неинфекционных заболеваний.

  3. Источники водоснабжения и их гигиеническая характеристика.

  4. Санитарно-гигиеническая характеристика систем водоснабжения.

  5. Показатели качества питьевой воды (органолептические, химические, бактериологические). Гигиеническое нормирование питьевой воды централизованного и децентрализованного водоснабжения.

  6. Мероприятия по охране водоисточников от загрязнения.

Практические навыки:


  1. Определение и оценка органолептических свойств воды (цветность, прозрачность).

  2. Исследование химических показателей качества воды (сухой остаток, общая жесткость, хлориды, окисляемость).

  3. Качественное определение в воде азотсодержащих веществ (аммиак, нитриты).

  4. Решение ситуационных задач.

Большаков А.М., Новикова И.М. Общая гигиена. – М., 2002.

Большаков А.М. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2004.
ТЕМА №4 «Почва и ее гигиеническое значение».


  1. Состав и свойства почвы.

  2. Значение состава и свойств почвы (гигиеническое, эпидемиологическое, геохимическое, токсикологическое). Роль почвы в возникновении и распространении заболеваний.

  3. Источники загрязнения почвы.

  4. Гигиеническое нормирование экзогенных химических веществ в почве.

  5. Влияние почвы на степень загрязнения лекарственного растительного сырья.

  6. Мероприятия по санитарной охране почвы.

Практические навыки:


  1. Определение и оценка органолептических свойств почвы.

  2. Исследование химических показателей почвы.

  3. Решение ситуационных задач.

Большаков А.М., Новикова И.М. Общая гигиена. – М., 2002.

Большаков А.М. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2004.
ТЕМА№5 «Гигиенические основы питания. Принципы рационального и адекватного питания».


  1. Пища и её влияние на организм.

  2. Принципы рационального и адекватного питания. Физиологические нормы питания.

  3. Значение белков в жизнедеятельности организма.

  4. Значение жиров в питании человека.

  5. Значение углеводов в жизнедеятельности организма.

  6. Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека.

  7. Понятие о лечебно-профилактическом питании и его значение в охране здоровья работников фармацевтических предприятий.

Практические навыки:


  1. Расчет и анализ суточных меню-раскладок. Определение суточной потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп населения.

  2. Решение ситуационных задач.

Большаков А.М., Новикова И.М. Общая гигиена. – М., 2002.

Большаков А.М. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2004.

ТЕМА №6 «Гигиена аптечных учреждений. Гигиеническая оценка планировки, застройки и режима эксплуатации аптечных складов и контрольно-аналитических лабораторий».


  1. Структура учреждений аптечной сети.

  2. Санитарно-гигиенические основы лицензирования аптечных учреждений.

  3. Виды аптек, обслуживающих население. Аптеки лечебно-профилактических учреждений.

  4. Гигиенические требования к планировке, оборудованию и благоустройству аптек.

  5. Гигиенические и противоэпидемические мероприятия по борьбе с микробным загрязнением.

  6. Гигиенические требования к помещениям контрольно-аналитических лабораторий.

  7. Гигиенические требования к помещениям аптечных складов.

Практические навыки:


  1. Гигиеническая оценка проектов аптечных учреждений.

  2. Решение ситуационных задач.

Большаков А.М., Новикова И.М. Общая гигиена. – М., 2002.

Большаков А.М. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2004.
Тема №7 «Основы гигиены труда и оздоровительные мероприятия в производстве лекарственных препаратов».


  1. Влияние трудового процесса на функциональное состояние организма. Утомление и переутомление. Причины. Профилактика.

  2. Характеристика производственных факторов, определяющих условия труда работников фармацевтической промышленности. Принципы гигиенического нормирования вредных факторов производственной среды.

  3. Понятие о производственных вредностях и профессиональных заболеваниях.

  4. Мероприятия по борьбе с производственными вредностями. Профилактика профессиональных заболеваний.
Тема №8 «Пыль и производственные яды как специфические факторы в производстве лекарств».

  1. Пыль как специфический фактор в производстве лекарств. Определение. Классификация. Действие на организм.

  2. Пневмокониозы. Классификация. Патогенез.

  3. Профилактика пылевых заболеваний.

  4. Классификация вредных веществ (ядов) по их токсичности и опасности. Пути поступления, распределения и выведения.

  5. Комбинированное, сочетанное и комплексное действие. Влияние на организм.

  6. Токсиколого-гигиеническая характеристика основных групп вредных веществ. Меры профилактики.

Практические навыки:


  1. Решение ситуационных задач.
Рекомендуемая литература:

Большаков А.М., Новикова И.М. Общая гигиена. – М., 2002.

Большаков А.М. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2004.
ТЕМА №9 «Шум и вибрация как специфические факторы в производстве лекарств».


  1. Шум. Определение. Классификация. Основные источники.

  2. Особенности биологического влияния шума на организм работников фармацевтических предприятий.

  3. Меры профилактики шумовой патологии.

  4. Вибрация. Определение. Классификация. Основные источники.

  5. Особенности биологического действия вибрации на работников фармацевтических предприятий.

  6. Меры профилактики вибрационной патологии.

Практические навыки:


  1. Решение ситуационных задач.

Большаков А.М., Новикова И.М. Общая гигиена. – М., 2002.

Большаков А.М. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2004.

ТЕМА №10 «Санитарно-гигиеническое обследование аптеки».

занятие проводится на базе аптеки
Практические навыки:


  1. Проведение санитарно-гигиенического обследования аптеки.

  2. Написание акта обследования.

Большаков А.М., Новикова И.М. Общая гигиена. – М., 2002.

Большаков А.М. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2004.

ТЕМА№11 «Гигиена труда при производстве различных

лекарственных средств».


  1. Гигиеническая характеристика основных технологических процессов на предприятиях химико-фармацевтической промышленности.

  2. Гигиена труда при производстве синтетических лекарственных средств.

  3. Гигиеническая характеристика условий труда и состояние здоровья работающих при производстве антибиотиков.

  4. Общая характеристика промышленных факторов, определяющих условия труда при производстве галеновых препаратов.

  5. Гигиена труда в производстве готовых лекарственных форм.

Практические навыки:


  1. Решение ситуационных задач.

  2. Итоговое тестирование.

Большаков А.М., Новикова И.М. Общая гигиена. – М., 2002.

Большаков А.М. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2004.

ТЕМА№12 ЗАЧЕТ.