Православие и православные святыни в грузии. Распространение христианства

Путешествие в другую страну – это очень увлекательное мероприятие: можно увидеть новые места, узнать другую культуру и быт, завести друзей и просто приятные знакомства. Все радушно встречаю гостей. Но в каждой стране есть свои , с которыми желательно ознакомиться заранее.

Одним из острых вопросов является религия. Чтобы избежать конфликтов, основанных на религиозной почве, нужно знать особенности вероисповедания той страны, в которую направляетесь.

Грузия — мультикультурная страна. Ее история крайне насыщена событиями, что несомненно отразилось на культуре и религии.

История становления основной религии в Грузии

В 337 году (по другим данным — в 326-м) Грузия приняла христианство и до сих пор является христианским государством. Первые задатки христианства в Грузию принес с собой странник-апостол Андрей Первозванный, он в последствии стал почитаться основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви.

В основании христианской веры на территории Грузии также участвовали апостолы Симон и Матфей. В Батуми на территории Гонио-Апсаросской крепости расположена могила апостола Матфея.

Крепость Гонио в Батуми

Одной из важнейших личностей для христианской Грузии является Святая Нино. Она была рабыней из Каппадоки и проповедовала христианство. Ярким примером ее деятельности является исцеление больного младенца с помощью молитвы.

Это невероятное чудо вскоре стало известно грузинской царице Нане, которая тоже была больна. Святая Нино исцелила и ее, после чего царица стала христианкой.

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии

В VI веке в грузинских городах и районах Картли, Кахетии, Зедазени, Самтависи, Алаверди и Некреси были построены несколько монастырей, которые образовали святые отцы из Антиохии. Это стало зерном, которое прочно закрепило и распространило христианство по всей Грузии.

Интересные факты и религиозные праздники христианской Грузии

Одной из религиозных достопримечательностей Грузии является церковь Светицховели, что означает «Животворящий столп», она расположена в городе Мцхета.

Особенностью этого места является невероятная предыстория. Все началось с того, что некий Элиоз купил в Иерусалиме хитон Христа и привез его на родину, в город Мцхету. Когда хитон оказался в руках у его сестры, она скончалась от избытка чувств. Однако даже после смерти, хитон невозможно было изъять из рук женщины, так как она его крепко сжимала. Поэтому пришлось похоронить женщину вместе со святыней.

Знаменитый храм на горе — Джавари

Через некоторое время, на могиле вырос кедр, который впоследствии срубили, чтобы построить церковь. А из самого дерева сделали колонну, однако установить ее на место не удавалось, так как она парила в воздухе.

Уладить сложившуюся ситуацию удалось лишь Святой Нино с помощью молитвы. Так и образовалась чудесная церковь Светицховели. 14 октября – это праздник в честь «мироносного господнего столпа и Ризы Господней». Есть еще одна легенда о Светицхевели, которую можно прочитать

Недалеко от церкви Светицховели расположен храм Джвари. Он стоит на пригорке, где в свое время Святая Нино установила первый христианский крест из виноградной лозы, связанной ее собственными волосами.

Также существуют и другие религиозные достопримечательности Грузии, разбросанные по всей стране. Для более подробного рассмотрения прославленных святых мест Грузии существуют специальные экскурсии и туры.

Становление христианства на территории Грузии протекало нелегко. Христиане, как и в любой другой стране, подвергались гонению.

Так, в 1226 году произошел акт самопожертвования, масштабы которого не знают сравнению до сих пор. 100 000 человек приняли мученический венец, отказавшись выполнить приказ Хорезмшаха Джалалетдина – осквернить святые иконы, собранные на мосту. В этот период были казнены дети, старики и женщины. Память этих людей чтят 31 октября.

Память Святой Нино чтится 14 января и 19 мая – эти праздники считаются святыми для Грузинской церкви. Остальные христианские праздники празднуются в общепринятые даты: 7 января – рождество, 19 января – крещение и т.д.

Другие официальные религии в Грузии

Несмотря на то, что основной религией Грузии является христианство, по всей ее территории разбросано множество святых достопримечательностей, принадлежащих другим религиозным течениям. К ним относятся мусульманские мечети и общины, еврейские синагоги и католические церкви.

Бодбийский монастырь

Собор Влахернской иконы Божьей Матери

Храм Метехи

Официальной религией Грузии является христианство, однако Парламент страны принял поправки к кодексу, позволяющие полноправно существовать любым религиозным течениям и организациям, которые имеют официальный статус.

В есть площадь , которую еще называют площадь пяти церквей - на одном пятачке расположен православных храм, армянская церковь, католический собор, синагога и мечеть.

К другим религиям грузины относятся с уважением. Тут достаточно много мусульман. Часть абхазов, а также грузин южных и юго-западных районов (Аджария и др.) исповедуют ислам суннитского толка. Азербайджанцы тоже мусульмане. Армяне, греки и русские имеют собственные церкви.

После этого состав верующих людей в Грузии распределился следующим образом:

  1. Православие – 65% от общей численности населения.
  2. Католицизм – 2%.
  3. Ислам – 10%.
  4. Иудаизм, атеизм и другие течения занимает оставшуюся часть.

Один из духовных символов современной Грузии — Светицховели

Одним из вариантов времяпровождения во время туристического путешествия в Грузию может стать экскурсия по святым местам. Ведь религиозная история Грузии полна интересных и удивительных событий, которые заслуживают внимания и будут интересны не только представителям христианского течения, но и людям, проповедующим другие религии.

Вконтакте

Это знаменательное явление в грузинской истории связано с равноапостольной св. Нино, просветительницей Грузии, с св. царём Мирианом и св. царицей Наной.

Родом из Каппадокии, близкая родственница св. Георгия, св. Нино в Картли из Иерусалима, во исполнение воли св. Богородицы, после св. апостолов ещё раз проповедовала и укрепила христианство в этом краю. Благодатью и силой св. Нино, христианство приняли царь Мириан и царица Нана.

По просьбе царя Мириана, византийский император Константин Великий, для крещения царя, его семьи и народа, прислал духовных лиц, под руководством епископа Иоанна. До приезда духовных лиц, в Мцхета, там где покоился хитон Господен, началось строительство церкви. Это место есть и всегда будет центром духовной жизни грузинской нации. Здесь находится кафедральный храм в честь 12 апостолов-Светицховели.

После официального принятия христианства, император св. Константин и св. Елена прислали в Грузию часть Животворящего креста и доску, на которой во время распятия стоял Господь, также и икону Спасителя.

Православие

К Грузинской православной церкви принадлежит большинство населения Грузии, исповедующее православие.

До принятия закона 2011 года, предоставляющего всех религиозным деноминациям право юридического лица, Грузинская православная церковь имела определённые преимущества в силу заключённого в 2001 году с правительством конкордата о привилегиях.

На большие православные праздники в Грузии имеет место практика помилования заключённых, содержащихся в тюрьмах. На территории страны действуют около двух десятков старообрядческих общин, юрисдикционно относящихся как к Русской православной старообрядческой церкви в Румынии (Зугдийская епархия), так и Русской Древлеправославной церкви.

Армянская церковь

Только в Грузии, по последним данным, проживает около 250 тыс. армян, исповедающих миафизитство. Патриарх-католикос всех армян Гарегин II неоднократно поднимал вопрос о возобновлении богослужений в шести армянских храмах (пять из них находятся в Тбилиси и один - на юге страны). Патриарх Илия II заявил, что требования Гарегина II будут удовлетворены «только после того, как грузинская епархия в Армении получит тот же статус и ей будут переданы несколько церквей на севере Армении».

Отмечаются случаи вандализма в отношении армянских храмов на территории Грузии, участившиеся после принятия закона 2011 года о свободной регистрации религиозных деноминаций.

Католицизм

Численность католиков в Грузии составляет около 100 тысяч человек (1 % от общей численности населения).

¹ Частично в Европе или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы . ² Также в Африке. ³ Также в Океании. 4 Также в Европе.

Отрывок, характеризующий Христианство в Грузии

Над мостом уже пролетели два неприятельские ядра, и на мосту была давка. В средине моста, слезши с лошади, прижатый своим толстым телом к перилам, стоял князь Несвицкий.
Он, смеючись, оглядывался назад на своего казака, который с двумя лошадьми в поводу стоял несколько шагов позади его.
Только что князь Несвицкий хотел двинуться вперед, как опять солдаты и повозки напирали на него и опять прижимали его к перилам, и ему ничего не оставалось, как улыбаться.
– Экой ты, братец, мой! – говорил казак фурштатскому солдату с повозкой, напиравшему на толпившуюся v самых колес и лошадей пехоту, – экой ты! Нет, чтобы подождать: видишь, генералу проехать.
Но фурштат, не обращая внимания на наименование генерала, кричал на солдат, запружавших ему дорогу: – Эй! землячки! держись влево, постой! – Но землячки, теснясь плечо с плечом, цепляясь штыками и не прерываясь, двигались по мосту одною сплошною массой. Поглядев за перила вниз, князь Несвицкий видел быстрые, шумные, невысокие волны Энса, которые, сливаясь, рябея и загибаясь около свай моста, перегоняли одна другую. Поглядев на мост, он видел столь же однообразные живые волны солдат, кутасы, кивера с чехлами, ранцы, штыки, длинные ружья и из под киверов лица с широкими скулами, ввалившимися щеками и беззаботно усталыми выражениями и движущиеся ноги по натасканной на доски моста липкой грязи. Иногда между однообразными волнами солдат, как взбрызг белой пены в волнах Энса, протискивался между солдатами офицер в плаще, с своею отличною от солдат физиономией; иногда, как щепка, вьющаяся по реке, уносился по мосту волнами пехоты пеший гусар, денщик или житель; иногда, как бревно, плывущее по реке, окруженная со всех сторон, проплывала по мосту ротная или офицерская, наложенная доверху и прикрытая кожами, повозка.
– Вишь, их, как плотину, прорвало, – безнадежно останавливаясь, говорил казак. – Много ль вас еще там?
– Мелион без одного! – подмигивая говорил близко проходивший в прорванной шинели веселый солдат и скрывался; за ним проходил другой, старый солдат.
– Как он (он – неприятель) таперича по мосту примется зажаривать, – говорил мрачно старый солдат, обращаясь к товарищу, – забудешь чесаться.
И солдат проходил. За ним другой солдат ехал на повозке.
– Куда, чорт, подвертки запихал? – говорил денщик, бегом следуя за повозкой и шаря в задке.
И этот проходил с повозкой. За этим шли веселые и, видимо, выпившие солдаты.
– Как он его, милый человек, полыхнет прикладом то в самые зубы… – радостно говорил один солдат в высоко подоткнутой шинели, широко размахивая рукой.
– То то оно, сладкая ветчина то. – отвечал другой с хохотом.
И они прошли, так что Несвицкий не узнал, кого ударили в зубы и к чему относилась ветчина.
– Эк торопятся, что он холодную пустил, так и думаешь, всех перебьют. – говорил унтер офицер сердито и укоризненно.
– Как оно пролетит мимо меня, дяденька, ядро то, – говорил, едва удерживаясь от смеха, с огромным ртом молодой солдат, – я так и обмер. Право, ей Богу, так испужался, беда! – говорил этот солдат, как будто хвастаясь тем, что он испугался. И этот проходил. За ним следовала повозка, непохожая на все проезжавшие до сих пор. Это был немецкий форшпан на паре, нагруженный, казалось, целым домом; за форшпаном, который вез немец, привязана была красивая, пестрая, с огромным вымем, корова. На перинах сидела женщина с грудным ребенком, старуха и молодая, багроворумяная, здоровая девушка немка. Видно, по особому разрешению были пропущены эти выселявшиеся жители. Глаза всех солдат обратились на женщин, и, пока проезжала повозка, двигаясь шаг за шагом, и, все замечания солдат относились только к двум женщинам. На всех лицах была почти одна и та же улыбка непристойных мыслей об этой женщине.
– Ишь, колбаса то, тоже убирается!
– Продай матушку, – ударяя на последнем слоге, говорил другой солдат, обращаясь к немцу, который, опустив глаза, сердито и испуганно шел широким шагом.
– Эк убралась как! То то черти!
– Вот бы тебе к ним стоять, Федотов.
– Видали, брат!
– Куда вы? – спрашивал пехотный офицер, евший яблоко, тоже полуулыбаясь и глядя на красивую девушку.
Немец, закрыв глаза, показывал, что не понимает.
– Хочешь, возьми себе, – говорил офицер, подавая девушке яблоко. Девушка улыбнулась и взяла. Несвицкий, как и все, бывшие на мосту, не спускал глаз с женщин, пока они не проехали. Когда они проехали, опять шли такие же солдаты, с такими же разговорами, и, наконец, все остановились. Как это часто бывает, на выезде моста замялись лошади в ротной повозке, и вся толпа должна была ждать.
– И что становятся? Порядку то нет! – говорили солдаты. – Куда прешь? Чорт! Нет того, чтобы подождать. Хуже того будет, как он мост подожжет. Вишь, и офицера то приперли, – говорили с разных сторон остановившиеся толпы, оглядывая друг друга, и всё жались вперед к выходу.
Оглянувшись под мост на воды Энса, Несвицкий вдруг услышал еще новый для него звук, быстро приближающегося… чего то большого и чего то шлепнувшегося в воду.
– Ишь ты, куда фатает! – строго сказал близко стоявший солдат, оглядываясь на звук.
– Подбадривает, чтобы скорей проходили, – сказал другой неспокойно.
Толпа опять тронулась. Несвицкий понял, что это было ядро.
– Эй, казак, подавай лошадь! – сказал он. – Ну, вы! сторонись! посторонись! дорогу!
Он с большим усилием добрался до лошади. Не переставая кричать, он тронулся вперед. Солдаты пожались, чтобы дать ему дорогу, но снова опять нажали на него так, что отдавили ему ногу, и ближайшие не были виноваты, потому что их давили еще сильнее.

Христианская вера является неотъемлемой составляющей культуры и истории Грузии. Именно на основе христианства строились и развивались такие ветви искусства, как архитектура, литература, живопись и духовная музыка — уникальные церковные хоровые песнопения – грузинское многоголосие, которое можно услышать только в храмах Грузии. Доказательством тому служат многочисленные древние храмы и церкви со старинными иконами и фресками, которые строились и создавались в Грузии с принятием христианства и дошли до нас из глубины веков, притягивая сотни тысяч туристов со всего мира. Сегодня мы хотим рассказать вам об истории принятия Христианства в Грузии и познакомить с главным христианским обрядом – обрядом Крещения в Грузии.

Крещение в Грузии: Принятие Христианства в Грузии

Грузия считается одной из первых стран в мире, а если быть точнее, второй после Армении, принявших христианство в качестве государственной религии. Принятие христианства в Грузии широко ассоциируется с именем Святой Нино, благодаря которой учение Христа распространилось по древней Иберии. В 337 году нашей эры, в эпоху правления царя Мириана, христианство было провозглашено государственной религией Иберии, или Картли, как называлась Грузия в древние времена.

С именем Св. Нино связано множество легенд. Она одна из самых почитаемых святых в Грузии на сегодняшний день. Несмотря на многочисленные легенды, достоверных фактов распространения христианства в современной Грузии до 4-го века до сих пор малоизвестно. По легенде, Святая Нино была просветительницей Грузии. Она была дочерью римского генерала Забулона из Каппадокии, который приходился родственником Святого Великомученика Георгия, покровителя Грузии. Ее родители, исповедавшие христианство, продали все свое имущество, раздали бедным и переехали Иерусалим, когда Нино было 12 лет. Позже Нино осталась на попечении своей няни, которая и воспитала в ней любовь к учению Христа. Согласно легенде, Нино приснилось священное видение, в котором Дева Мария дала ей крест из виноградной лозы и завещала распространять учение Христа в Иберии. С помощью чудесных исцелений она смогла обратить языческого царя Иберии Мириана III в христианство. Царь Мириан, которого Нино исцелила от слепоты, поручил строительство первой христианской церкви в Иберии, на месте, где сейчас стоит собор Светицховели в Мцхете, где похоронен Хитон Господень. Нино продолжила свою миссионерскую деятельность среди грузин до самой смерти. Святая Нино стала одной из самых почитаемых святых Грузинской Православной Церкви и ее атрибут — крест из виноградной лозы, является символом грузинского христианства. В Грузии 1 июня и 27 января торжественно отмечают Нинообу- дни пришествия и блаженной смерти Св. Нино.

Крещение в Грузии: Праздник «Крещение Господне»

19 января грузинская православная церковь торжественно отмечает праздник Богоявления, или Крещение Господня. Этот религиозный праздник приравнен к государственным выходным дням. В этот день вся страна отдыхает. Во всех церквях страны проводят торжественные богослужения во главе с Патриархом Всея Грузии Илия II. В день Крещения проводят таинство освящения воды. Считается, что освященная вода исцеляет от заболеваний и приносит благополучие в дом, поэтому верующие после окончания службы становятся в очередь за святой водой.

С праздником Крещения связано много традиций и обычаев. Один из них — массовое крещение младенцев. Впервые этот обычай появился благодаря Патриарху Илии II в 2008 году. Илия II считается одним из самых влиятельных людей Грузии. Идея массового крещение носит в себе не только религиозный посыл, но и помогает стимулировать низкий уровень рождаемости в стране и вывести страну из демографического кризиса. Ведь иметь самого Патриарха в качестве Крестного Отца большой почет для любой грузинской семьи. На сегодняшний день у Патриарха Илии около 25 000 крестников!

Крещение в Грузии

Венчание и крещение — одни из самых востребованных таинств в Грузинской Православной церкви. В Грузии принято крестить детей на сороковой день после рождения, так как согласно Библии именно на сороковой день женщина очищается и получает разрешение войти в храм божий. Перед таинством Крещения родители ребенка выбирают крестных родителей. По традиции, крестные родители не должны состоять в браке. Как и в Русской Православной Церкви, в Грузии при крещении также принято давать детям второе имя в честь святых. Любопытен сам обряд крещения: священник ловкими и быстрыми движениями трижды окунает младенцев в купель: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, символизируя Святую Троицу. После этого священник читает молитвы и в завершение таинства надевает на ребенка нательный крест, который отныне призван защищать от недугов и приносить благополучие своему хозяину. Полотенца и свечи, использованные во время крестин, принято хранить как память об этом священном дне.

По преданию, Грузия (Иверия) – апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился св. ап. Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы. Св. Андрей обошел с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В г. Ацкури,близ современного г. Ахалцихе, по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять Cвятое Крещение. Ап. Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа).

Кроме св. ап. Андрея в Грузии проповедовали св. апостолы Симон Кананит и Матфий. Древнейшие источники сообщают и о проповеди в Восточной Грузии св. апп. Варфоломея и Фаддея.

Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям. К началу второго века относят мученическую кончину св. Сухия и его дружины (память 15/28 апреля). Однако уже в 326 г. христианство стало в Иверии государственной религией благодаря проповеди св. равноап. Нины (память 14/27 января и 19 мая/1 июня – в Грузинской Церкви эти дни относят к числу великих праздников). Исполняя волю Пресвятой Богородицы, св. Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову.

Первоначально Грузинская Церковь была в юрисдикции Антиохийского Патриархата, однако уже в V в. согласно утвердившемуся мнению она получила автокефалию. Этому, по-видимому, способствовало в числе прочих то обстоятельство, что Грузия была самостоятельным христианским государством вне границ Византийской империи. С XI в. предстоятель Грузинской Церкви носит титул католикос-патриарха.

Всю свою историю Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только захватить страну, но и искоренить в ней христианство. Например, в 1227 г Тбилиси подвергся нашествию хорезмийцев во главе с Джалал-ад-Дином. Тогда на мост были вынесены иконы и все жители города должны были, проходя по мосту, плевать на лики икон. Тем, кто этого не делал, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси приняли мученическую смерть (их память совершается 31 октября/13 ноября).

Тяжелое положение правоcлавных грузин вынуждало их начиная с XV в. время от времени обращаться с просьбой о помощи к единоверной России. В итоге в начале XIX в. Грузия была присоединена к Российской империи и автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Был образован Грузинский Экзархат, которым управлял экзарх в сане митрополита, позднее – в сане архиепископа. За время существования Экзархата в церковной жизни был наведен порядок, улучшилось материальное положение духовенства, были открыты духовные учебные заведения, развивалась наука. В то же время, происходило вытеснение грузинского языка из богослужения, преподавание в семинариях также велось на русском языке. Сократилось число епархий, церковное имущество оказалось в распоряжении русских властей, экзархами назначались архиереи русской национальности. Все это вызывало многочисленные протесты.

В конце XIX – начале XX вв. существовало ясно выраженное стремление православных грузин к автокефалии. В феврале 1917 г. в России произошла революция, а 12 марта в древней столице Грузии Мцхета было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. 17 сентября 1917 г. на Соборе в Тбилиси католикос-патриархом был избран епископ Кирион (Садзаглишвили). Русская Церковь сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при патриархе Сергии (Старгородском) и католикос-патриархе Каллистрате (Цинцадзе). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Париархат.

С 1977 г. Католикос-Патриархом всея Грузии является Святейший и Блаженнейший Илия II.

По преданию, христианство Грузия приняла практически из первых рук. Православные легенды гласят, что впервые весть о Христе на землю Иверии принес один из 12 апостолов — Андрей Первозванный. В край, который много позже назовут Грузией, Андрей пришел не самовольно, а по желанию Девы Марии, которая отправила апостола в избранный ею удел. А двумя веками позже на землю Иверии вступила та, которая по праву зовется равноапостольной — святая Нина. Она завершила обращение Грузии, начатое Андреем.

Известно четыре удела Божьей Матери — четыре земных края, к которым Богородица наиболее благосклонна и которые находятся под ее особым покровительством. Но лишь один из этих уделов — целая страна. По православному преданию, покров Девы Марии простерт над всей Грузией — древней Иверией, которая одной из первых услышала весть о Христе и начала поклоняться Ему.

В удел Деве Марии Иверия досталась, когда она вместе с апостолами метала жребий, определяя, кто куда пойдет проповедовать воскресшего Христа. Богородица обрадовалась выпавшей ей доле и собралась было в путь, но ей явился ее Сын и попросил остаться в Иерусалиме, а вместо себя послать одного из апостолов.

Христос позаботился о своей матери, которая к тому времени была уже не столь молода, чтобы идти в такую даль. Но Дева Мария все-таки пожелала, чтобы Иверия узнала ее в лицо. По преданию, Богородица попросила принести ей чистую доску и приложила ее к лицу. На доске в точности отпечатался образ Марии, и с этим образом Андрей отправился в путь.

Уже в первом же городе Иверии, куда он пришел, ему сопутствовала удача. Местные жители уверовали во Христа и попросили Андрея оставить им образ Богородицы, которая через апостола передавала свое благословение избранной стране. Но Андрей поступил иначе: по примеру Девы Марии попросил чистую доску и приложил к ней чудотворную икону. Образ с точностью отразился на новой доске, и отпечаток Андрей оставил новообращенным жителям.

Андрей проповедовал и крестил по всей Иверии, а в конце концов дошел до города Ацхура, недалеко от Боржомского ущелья. Там он оставил образ Божьей Матери. Самому ему надо было идти дальше, за Иверию, далеко на север. Сейчас нерукотворный образ находится в Гаенатском монастыре, недалеко от Кутаиси, и называется Ацхурским.

Дивный образ — не единственное сокровище христианства, которое бережет Грузия. Именно на ее земле хранится одна из величайших святынь — риза Христа. Легенды гласят, что она была привезена в Иверию по просьбе девушки, которая потом стала первой грузинской святой. Жившая в Мцхете блаженная Сидония услышала о Христе, еще когда Он был жив и проповедовал. И попросила своего брата-раввина, который ехал в паломничество в Иерусалим, привезти ей хоть какую-нибудь Его вещь.

Так сложилось, что поговорить с самим Христом брату не довелось — он приехал в Иерусалим в ту самую Пасху, когда Спасителя распяли. Но, повинуясь просьбе сестры, раввин Элиоз выкупил у одного из римских солдат хитон распятого Христа, который соткала сама Дева Мария.

Узнав об обстоятельствах, при которых достался хитон ее брату, девушка плакала так, что не выдержала и умерла, прижимая к себе драгоценный подарок. Брат похоронил ее вместе с хитоном. И долгое время никто не знал, где находится могила Сидонии, пока в Иверию не пришла та, которую в Грузии почитают больше всех из святых, — равноапостольная Нина.

Будущая просветительница Грузии была близкой родственницей святого Георгия Победоносца, изображение которого красуется на гербе Тбилиси. С раннего детства ее воспитывала христианка, которая и рассказала ей о судьбе хитона Христа. Нина возмечтала увидеть Его земную ризу, сотканную руками Богоматери, поклониться ей и посвятить всю свою жизнь проповеди христианства в Иверии. Она так горячо молилась об этом "хозяйке" Иверии Деве Марии, что та явилась девушке. В знак избранности она подала ей крест, увитый виноградной лозой, и благословила на проповедь.

Приняв подарок Богородицы, Нина обвила крест своими волосами, отрекаясь от мирской жизни, и отправилась в Иверию. Там по ее молитве открылась тайна захоронения Сидонии и стало известно, где покоится риза Христа. Позже над этим местом появился самый первый грузинский храм. Впоследствии на месте деревянного храма был построен собор, ставший сердцем всей Грузинской Православной Церкви — Светицховели.

Иверия, которую увидела Нина, была лишь немного освящена проповедью апостола Андрея. По большей же части это была совершенно языческая страна, где и властители, и народ поклонялись идолам. Около месяца Нина жила в городе Урбниси, приглядываясь к стране, людям и их обычаям, а потом пошла в Мцхет вместе с многочисленными паломниками, жаждавшими поклониться золотому идолу Армазу.

Толпы, рвущиеся к статуе, так впечатлили и огорчили девушку, что она взмолилась Христу — и началась такая буря, что идол упал с пьедестала, а испуганный народ бросился врассыпную.

Через несколько дней Нина поселилась в домике одного из царских стражников, прямо в царском саду, невзирая на то, что венценосная чета была противниками христианства. Но Нине удалось обратить сначала царицу Нану, исцелив ее, а затем и царя Мириана. Когда царица приняла христианство, Мириан был на охоте. Поначалу он страшно разозлился на царицу и даже обещал убить и ее, и всех уверовавших во Христа, как только вернется во Мцхет.

Не успел он договорить свою клятву, как тут же ослеп. Царь пытался добиться милости у своих богов, но в конце концов от полного отчаяния обратился к Христу: "Бог Нины, просвети ночь сию и покажи мне путь мой, да признаю имя Твое, воздвигну крест и поклонюсь ему, построю дом для молитв и буду покорен вере Нины". Зрение к царю тут же вернулось. Мириан оказался человеком слова. Вернувшись во дворец, он первым делом исповедовал и Христа, и Нину как Его апостола.

Царь был чрезвычайно деятельный человек, и в его лице Нина обрела мощного союзника. Мириан тут же послал к императору Константину гонца с просьбой прислать ему епископа и священников. Константин охотно отозвался на просьбу царя, и, кроме просимого, прислал часть Креста Господня и один из гвоздей, которыми был прибит к дереву Христос. Царь, царица и их дети крестились вместе с остальным народом в реке Арагви.

Царь Мириан на пару с Ниной окрестили практически всю Иверию. Царь рвался и дальше нести веру Христову, но Нине категорически не понравился предложенный им метод: Мириан собирался развязать войну и силой принудить язычников принять Христа.

"Не велено нам Господом браться за меч; Евангелием, Честным и Животворящим Крестом покажем им путь истинный", — остудила его пыл Нина.

Так, рука об руку, они и продолжали проповеди христианства. После них Грузия уже не обращалась в язычество, хотя, конечно, были и отступники, время от времени пытавшиеся гнать веру Христову. Но грузинский народ был уже христианским и от этого не отступал.

Поэтому Грузия по праву считается страной, одной из первых полностью принявшей Христа. Хотя ей и пришлось отстаивать свою веру в боях — против нее выступала огнепоклонническая Персия.

Когда Нина умерла, царь похоронил ее в городе Бодбе — современном Кахети — и построил над ее могилой храм в честь святого Георгия Победоносца, уже прославленного церковью родственника равноапостольной Нины.

По материалам