Процесс складывания системы военно политических союзов. Страницы истории

Вре́менное прави́тельство в России — центральный орган государственной власти, образовавшийся после ; существовало с 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917 года. Являясь высшим исполнительно-распорядительным органом, Временное правительство выполняло и законодательные функции. При Временном правительстве имелся «Малый совет министров» - постоянное совещание товарищей министров. Местными органами власти Временного правительства были губернские и уездные комиссары.

Образование Временного правительства

В день победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 27 февр. (12 марта) группа депутатов Государственной думы образовала Временный комитет Государственной думы во главе с М.В.Родзянко. Тем временем рабочие, а вслед за ними и солдаты столицы избрали своих представителей в Совет рабочих и солдатских депутатов. В силу ряда причин руководство в Совете захватили представители меньшевиков и эсеров, поведших линию на передачу всей власти буржуазии. 2(15) марта 1917 Временный комитет Государственной думы по соглашению с меньшевистско-эсеровскими руководителями исполкома Петроградского совета образовал Временное правительство.

Состав

В состав Временного правительства вошли: министр-председатель и министр внутренних дел — князь Г.Е.Львов, министры: иностранных дел — П.Н.Милюков (кадет), военный и морской — А.И.Гучков (октябрист), путей сообщений — Н.В.Некрасов (кадет), торговли и промышленности — А.И.Коновалов (прогрессист), финансов — М.И.Терещенко (внепартийный), просвещения — А. А. Мануйлов (кадет), земледелия — А.И.Шингарев (кадет), юстиции — А.Ф.Керенский (трудовик, с марта — эсер), обер-прокурор Синода — В.Н.Львов (центр), государственный контролёр — И.В.Годнев (октябрист).

Временное правительство было правительством империалистической буржуазии и помещиков. Кадеты, ставшие после Февральской революции 1917 года правящей партией буржуазии, играли определяющую роль в формировании состава и политической линии Временного правительства. Правящие круги США, Великобритании и Франции всемерно поддерживали Временное правительство. 9 (22) марта первым его признало правительство США, 11(24) марта — Великобритании и Франции.

Деятельность

Придя к власти, Временное правительство не решило и не могло решить ни одного из главных вопросов революции: вопросов войны и мира, аграрного, рабочего вопроса, борьбы с разрухой и голодом, национального, государственного устройства и т.п. Свою программу Временное правительство изложило в декларации, опубликованной 3 (16) марта, а затем в обращении к гражданам России 6 (19) марта. Обходя молчанием коренные вопросы революции, Временное правительство заявило о стремлении довести войну «до победного конца» и неуклонно выполнять договоры и соглашения, заключённые царём с союзными державами. В области внутренней политики В. п. обещало ввести ряд политических свобод, приступить к подготовке созыва Учредительного собрания, заменить полицию народной милицией. Временное правительство проводило курс на сохранение старого государственного аппарата. Вместо демократизации армии оно пыталось сохранить власть реакционных офицеров над солдатскими массами. После долгих проволочек 12 (25) апреля Временное правительство приняло закон о свободе собраний и союзов.

Аграрная политика

В аграрной политике Временное правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских земель и удельных земель . 9 (22) марта было издано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в «аграрных беспорядках». 19 марта (1 апреля) Временное правительство в специальном воззвании признало необходимость земельной реформы, но объявило всякие самочинные захваты земли противозаконными. 11(24) апреля Временное правительство издало закон «Об охране посевов», гарантировавший помещикам возмещение убытков в случае «народных волнений». Временное правительство обещало поставить аграрный вопрос на решение Учредительного собрания. В целях «подготовки» материалов по земельному вопросу для Учредительного собрания постановлением от 21 апреля (4 мая) создавались главные, губернские, уездные и волостные земельные комитеты, большинство в которых принадлежало буржуазно-помещичьим представителям.

Национальный вопрос

Временное правительство не решило национального вопроса, поскольку исходило из великодержавной идеи «великой и неделимой России». Оно отказалось признать право на самоопределение и даже на автономию за отдельными народами (Финляндия, Украина и др.) до решения Учредительного собрания. Право на государственное отделение было признано по внешнеполитическим соображениям в воззвании от 17 (30) марта лишь за польским народом.

Положение рабочих

Временное правительство не декретировало 8-часовой рабочий день и не провело ни одного закона по улучшению положения рабочих. Закон от 23 апреля (6 мая) о рабочих комитетах на промышленных предприятиях, формально легализовавший повсюду возникшие революционным путём фабрично-заводские комитеты, по сути ограничивал их деятельность «законными» рамками.

Продовольственная политика

В продовольственной политике Временное правительство под давлением народных масс 25 марта (7 апреля) лишь декларировало введение хлебной монополии. В финансовой области оно заявило о принятии на себя всех внутренних и заграничных финансовых обязательств царского правительства. Главная цель Временного правительства на этом этапе состояла в том, чтобы

Внешняя политика

В области внешней политики Временное правительство проводило курс на укрепление связей с союзниками, в особенности с США.

Хронология событий

Партия большевиков неустанно разъясняла массам антинародную, империалистическую сущность Временное правительство. В Апрельских тезисах В.И.Ленина был выдвинут план перехода от буржуазно-демократической революции к революции социалистической и обоснована возможность её победы мирным путём. Недовольство рабочих и солдат политикой Временное правительство привело к массовым антиправительственным выступлениям, которые, в свою очередь, обусловили кризисы Временного правительства: Апрельский кризис 1917 года, Июньский кризис 1917 года, Июльские дни 1917 года.

Первое коалиционное правительство

Апрельский кризис привёл к созданию 5 (18) мая 1-го коалиционного правительства. 2—3 (15—16) мая из состава Временного правительства под давлением народных масс были выведены Милюков и Гучков, а в правительство, по соглашению между Временного правительства и исполкомом Петроградского Совета, включены 6 министров-социалистов. В коалиционное правительство вошли: министр-председатель и министр внутренних дел — Г.Е.Львов, министры: военный и морской — Керенский, юстиции — П.Н.Переверзев (трудовик), иностранных дел — Терещенко, путей сообщения — Некрасов, торговли и промышленности — Коновалов, народного просвещения — Мануйлов, финансов — Шингарев, земледелия — В.М.Чернов (эсер), почт и телеграфов — И.Г.Церетели (меньшевик), труда — М.И.Скобелев (меньшевик), продовольствия — А.В.Пешехонов («народный социалист»), государственного призрения — князь Д. И. Шаховской (кадет), обер-прокурор Синода — Львов и государственный контролёр — Годнев.

Образование коалиционного правительства не изменило буржуазной природы государственной власти, но вместе с тем означало изменение формы политического господства буржуазии. Крупная буржуазия вынуждена была отныне делить власть с верхними слоями мелкой буржуазии и прибегать к прикрытию своей диктатуры коалицией с «умеренными» социалистами. Партии эсеров и меньшевиков превратились в правительственные партии, непосредственно ответственные за всю политику Временного правительства 6 (19) мая 1-е коалиционное правительство выступило с декларацией, в которой обещало «неуклонно и решительно бороться с хозяйственной разрухой страны», выполнить «подготовительные работы» к аграрной реформе, укрепить демократические начала в армии, организовать и укрепить её боевые силы и т.п. В декларации говорилось о стремлении Временного правительства к скорейшему достижению всеобщего мира. На деле 18 июня (1 июля) оно бросило в наступление на Юго-Западном фронте не подготовленную к активным операциям и не желавшую воевать армию. Временное правительство ничего не сделало для борьбы с разрухой и голодом, ограничившись в области экономики мерами реакционно-бюрократического регулирования отдельных ведущих отраслей промышленности. Рост недовольства народных масс политикой коалиционного правительства проявился во время июньской демонстрации 1917 года. Обострение внешней и внутриполитической обстановки в результате провала июньского наступления на фронте вызвало новый политический кризис в стране.

Июльский кризис

Июльский кризис привёл к ликвидации двоевластия и к установлению в стране диктатуры контрреволюционной буржуазии. 2 (15) июля группа министров-кадетов — Шингарев, Мануйлов и Шаховской подали в отставку. Вслед за кадетами 7 (20) июля ушёл в отставку глава Временного правительства — князь Львов; министром-председателем Временного правительства был назначен Керенский, с сохранением за ним постов военного и морского министра. Эсеро-меньшевистский ЦИК Советов объявил правительство Керенского «правительством спасения революции», признав за ним неограниченные полномочия. Советы, превратившись в придаток Временного правительства, перестали быть органами власти. В связи с этим исчезла возможность мирного перехода власти в руки Советов. Большевистская партия взяла новый курс на свержение буржуазной диктатуры в лице Временного правительства путём вооружённого восстания. Временное правительство перешло в наступление против революции. Петроград был объявлен на военном положении. Начались репрессии и аресты большевиков. 7 (20) июля правительство издало указ об аресте и привлечении к суду В.И.Ленина. 7 (20) июля Временное правительство приняло постановление о расформировании воинских частей Петроградского гарнизона, принимавших участие в июльской демонстрации. 12 (25) июля на фронте введена смертная казнь и учреждены «военно-революционные» суды (по образцу царских военно-полевых судов). Временное правительство пыталось ввести массы в заблуждение новыми обещаниями реформ декларация от 8 (21) июля 1917 года. Но и эта декларация осталась невыполненной.

Второй коалиционное правительство

24 июля (6 августа) было сформировано 2-е коалиционное правительство. В состав его вошли: министр-председатель и военно-морской министр — Керенский, заместитель председателя и министр финансов — Некрасов (радикально-демократическая партия); министры: внутренних дел — Н.Д.Авксентьев (эсер), иностранных дел — Терещенко, юстиции — А.С.Зарудный («народный социалист»), просвещения — С.Ф.Ольденбург (кадет), торговли и промышленности — С.Н.Прокопович («нефракционный социал-демократ»), земледелия — Чернов, почт и телеграфов — А.М.Никитин (меньшевик), труда — Скобелев, продовольствия — Пешехонов, государственного призрения — И.Н.Ефремов (радикально-демократическая партия), путей сообщения — П.П.Юренев (кадет), обер-прокурор Синода — А.В.Карташев (кадет), государственный контролёр — Ф.Ф.Кокошкин (кадет).

Деятельность 2-го коалиционного правительства свидетельствовала о том, что империалистическая буржуазия России начала переходить к открытой военной диктатуре. Вместе с тем Временное правительство, широко используя демагогию, пыталось лавировать между буржуазией и пролетариатом. 3 (16) августа новый верховный главнокомандующий генерал Л.Г.Корнилов потребовал от Временного правительства милитаризации фабрик, заводов, железных дорог и введения смертной казни в тылу. Временное правительство предоставило военному министру и министру внутренних дел исключительные полномочия по борьбе с революционным движением. Великобритания, Франция, США оказывали давление на Временное правительство, требуя от него восстановления «порядка» в тылу и на фронте. Для мобилизации сил контрреволюции Временное правительство созвало 12 (25) августа в Москве Государственное совещание. Однако реакционная буржуазия и военщина не были удовлетворены политикой Временного правительства. Лидером этих сил стал Корнилов, который 25 августа (7 сентября) поднял мятеж (см. Корниловщина). Мятеж был подавлен революционным народом под руководством большевиков. Начался новый, самый продолжительный и острый правительственный кризис. В поисках выхода из него в правящих кругах решили 1(14) сентября 1917 года временно передать власть Совету пяти, или «Директории». В её состав вошли: министр-председатель — Керенский, министр иностранных дел — Терещенко, военный министр — А.И.Верховский [назначен 30 августа (12 сентября)], морской министр — Д.Н.Вердеревский [назначен 30 августа (12 сентября)], министр почт и телеграфов — Никитин. Продолжительный правительственный кризис не был ликвидирован и Демократическим совещанием , хотя официальной целью его созыва было «решить вопрос об организации власти».

Третье коалиционное правительство

25 сентября (8 октября) сформировано 3-е коалиционное правительство, в которое вошли: министр-председатель и верховный главнокомандующий — Керенский, заместитель министра-председателя, министр торговли и промышленности — Коновалов (кадет), министры: иностранных дел — Терещенко, военный — Верховский, морской — Вердеревский (оба беспартийные), труда — К.А.Гвоздев (меньшевик), юстиции — П.Н.Малянтович (меньшевик), продовольствия — Прокопович, финансов — М.В.Бернацкий, просвещения — С.С.Салазкин, призрения — Н.М.Кишкин (кадет), почт и телеграфов — Никитин, государственного контроля — С.А.Смирнов (кадет), исповеданий — Карташев, путей сообщения — А.В.Ливеровский, председатель экономического совета при Временном правительстве — С.Н.Третьяков. 3 (16) октября на пост министра земледелия был назначен С.Л.Маслов (эсер), 3-е коалиционное правительство лишь по форме являлось коалиционным. Всю его деятельность направляла группа министров-кадетов и министров-промышленников. В декларации от 26 сентября (9 октября) Временное правительство провозглашало намерение стать «твёрдой властью» и силой остановить «волны анархии». 7(20) октября в результате сговора эсеро-меньшевистских лидеров, кадетов и Керенского был созван Временный совет Российской республики, который имел целью изменить политическое развитие страны, направить её с пути социалистической революции на путь буржуазного парламентаризма. Карательные экспедиции против восставших осенью 1917 крестьян, применение силы при проведении хлебозаготовок, ввод казачьих войск в Донбасс для борьбы с рабочим движением, формирование контрреволюционных сил для разгрома большевистской партии и Советов — всё это характерно для политики 3-го коалиционного правительства, направленной по существу на подготовку второй корниловщины.

Крах Временного правительства

Осенью 1917 года усилилась хозяйственная разруха в стране. Правительство продолжало безгранично выпускать бумажные деньги. В начале марта в обращении находилось 9,9 млрд. рублей бумажных денег, в начале сентября уже 15,4 млрд. рублей. Государственный долг к октябрю 1917 года достиг 50 миллиардов рублей. Временное правительство переживало хронический кризис. В правящих партиях кадетов, эсеров и меньшевиков усилились разброд и развал. Революционный кризис в стране назрел. Партия большевиков во главе с В.И.Лениным< подняла трудовые массы на социалистическую революцию. В ходе Октябрьского вооружённого восстания в ночь на 26 октября (8 ноября) в 2 часов 10 минут Временное правительство было арестовано в Зимнем дворце (за исключением Керенского, бежавшего из столицы утром 25 октября (7 ноября года)). Открывшийся 25 октября (7 ноября) Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил переход всей власти к Советам и создал первое Советское правительство во главе с Лениным.

Текущая страница: 4 (всего у книги 24 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

Милитаризация экономики приводила к сосредоточению рычагов управления ею в руках государства, тесно сотрудничавшего с частными предпринимателями. Так было, например, в Германии. Государство участвовало в руководстве промышленностью, регламентировало выпуск продукции и производственный процесс во всех отраслях. Это позволяло немцам добиваться роста военной промышленности, но в конце концов перенапряжение сил, нехватка кадров, сырья и продовольствия сделали свое дело: германская экономика не выдержала испытания войной.

Россия в экономическом отношении оказалась плохо подготовленной к войне. Только к 1917 г. благодаря деятельности «Особого совещания по обороне» и военно-промышленных комитетов, объединявших предпринимателей, профсоюзы и чиновников, удалось наладить снабжение армии всем необходимым. Россия, наряду с Германией, потеряла больше всех солдат. Значительные территории на западе страны, где располагались важные промышленные центры, были заняты неприятелем. Непомерные расходы на войну вызвали расстройство финансовой системы. В конце 1916 г. в городах возникли непривычные для России перебои с хлебом.


Труд женщин на военном заводе


В воюющих странах обострялись социальные конфликты, росли антивоенные настроения. В России активизировали свою деятельность левые партии, ширилось забастовочное движение рабочих.

Возникло противостояние между императором и Государственной думой: несмотря на бездарные действия многих министров, Николай II отказывался допустить к формированию правительства «народных представителей». В оппозиции к царю оказались не только левые и кадеты, но и октябристы – прежняя опора монархии. В Думе сформировался оппозиционный Прогрессивный блок. В феврале – марте 1917 г. под натиском новой революции монархия рухнула.

Окончание Первой мировой войны. Лозунг «Долой войну!» был одним из главных лозунгов, под которыми совершалось свержение монархии в России. Попытки Временного правительства поднять солдат на «революционную войну», цели которой были им непонятны, не увенчались успехом. Истощенная войной Россия, охваченная драматическими революционными событиями, больше не могла продолжать борьбу. Призыв пришедшего к власти в октябре 1917 г. большевистского правительства к демократическому миру без аннексий и контрибуций не нашел поддержки ни у союзников России, ни у стран германского блока. Но при этом противники России согласились заключить с ней перемирие и вступить в переговоры, выдвинув тяжелейшие условия мира. Понимая невозможность продолжения войны в условиях полногоразвала армии, в марте 1918 г. правительство большевиков заключило сепаратный Брестский мир с Германией. Антивоенные лозунги, выдвинутые в ходе российской революции, нашли широкую поддержку у народов воюющих стран.


Великие княжны Ольга и Татьяна в форме сестер милосердия


Президент США В. Вильсон, в свою очередь, выдвинул мирный план, известный под названием «14 пунктов». Американский президент сначала был решительным противником вступления США в войну, но затем, в 1917 г., настоял на участии его страны в войне на стороне Антанты. Он предложил заключить мир на условиях вывода войск германского блока со всех захваченных территорий. Важным пунктом его предложений было восстановление независимости Польши и предоставление автономии народам Австро-Венгрии и Османской империи. Германское командование во главе с генералами П. Гинденбургом и Э. Людендорфом, после Брестского мира избавленное от необходимости воевать на два фронта, весной 1918 г. подготовило новое наступление во Франции. Первоначально немцам сопутствовал успех, летом они вновь оказались на Марне, всего в 70 км от Парижа. Однако это была их последняя удача. Германия надорвала свои силы. Антанта оказалась лучше подготовленной в военно-техническом отношении, боевой дух ее армий был выше. Наконец, на европейский фронт прибыли свежие американские части. В июле 1918 г. войска Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша перешли в контрнаступление. Возникла перспектива переноса военных действий на территорию Германии. Гинденбург потребовал от императора Вильгельма II заключить перемирие с Антантой.


Потери в Первой мировой войне


На ход войны повлияли революционные выступления солдат. В сентябре 1918 г. произошло восстание в потерпевшей ряд поражений болгарской армии, и Болгария вышла из войны. В октябре сдалась Османская империя. Национальные революции в Чехословакии и Венгрии в октябре 1918 г. привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Вслед за своими союзниками сдалась и Германия. Вспыхнувшее 3 ноября в Киле восстание военных моряков, которых командование отправляло на верную гибель, стало началом германской революции. Новое правительство, ключевую роль в котором играли социал-демократы, согласилось заключить перемирие с Антантой. Оно было подписано недалеко от Парижа, в Компьенском лесу, 11 ноября 1918 года. Так закончилась Первая мировая война.


Подписание перемирия в Компьенском лесу

Подведем итоги

Причиной войны стало стремление великих держав к переделу мира. Впервые человечество оказалось втянутым в глобальное противостояние, война затронула большинство стран мира. Беспрецедентными были человеческие потери. Неожиданным для инициаторов Первой мировой войны ее итогом стал крах европейских империй, считавшихся прежде незыблемыми. Мир вступил в новую полосу революций и потрясений, открытую революцией 1917 года в России.

ВОПРОСЫ

1. Какие причины привели к Первой мировой войны?

2. В чем состояли цели воюющих сторон в начале войны? Были ли они достигнуты в ее итоге? Почему?

3. Расскажите о важнейших военных операциях Первой мировой войны.

4. К каким изменениям в экономике воюющих стран привела Первая мировая война?

5. Почему, по вашему мнению, Германия и ее союзники потерпели поражение в войне?

ЗАДАНИЯ

1. Заполните таблицу «Цели участников Первой мировой войны».



2. Пользуясь картой № 3 (стр. IV – V), определите, какие территории на западном фронте были захвачены Германией в первые месяцы войны. Как менялась линия фронта в 1915 – 1918 годах? О чем свидетельствуют эти изменения? Определите, какие районы России были оккупированы Германией в период наибольшего продвижения ее войск. На каких фронтах военные действия развивались успешно для России?

3. На основе данных таблицы (стр. 51) определите, между войсками каких государств происходили самые кровопролитные сражения Первой мировой войны.

§ 8–9. РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 года

Падение монархии. В истории найдется не много событий, которые оказали бы столь сильное влияние на весь ход развития человечества, как российская революция 1917 года. Реформы Александра II поставили на повестку дня вопрос о замене абсолютной монархии конституционным строем. Однако проведение насущных преобразований затягивалось – это стало одной из основных причин революции 1905 – 1907 годов. Но и она не решила проблему до конца. Очевидно, что режим «переходного» типа, который возник в 1907 г., мог просуществовать в России и дольше, но война ускорила назревание общественных противоречий. В эпоху военных потрясений общественное сознание приходило к тому, что грядут неизбежные перемены. Более того, в 1916 г. многие в России, даже в самых верхах, говорили о будущей революции. Но никто не мог предположить, в каких формах она воплотится и каковы будут ее последствия. Февраль 1917 г. подвел черту под почти тысячелетней историей российской монархии.

23 февраля 1917 г. в Петрограде начались массовые забастовки и демонстрации, вскоре они переросли в вооруженное выступление. Но войска столичного гарнизона отказались стрелять в народ, город вышел из-под контроля царских чиновников. Начались революционные волнения в Москве, а также на Балтийском флоте.

27 февраля был сформирован Временный комитет Государственной думы, куда вошли руководители думских фракций. Этот орган явился основой для сформированного вскоре либерального правительства во главе с Г. Е. Львовым.

В тот же день, 27 февраля, начал действовать Петроградский Совет рабочих депутатов. Вскоре к нему присоединились и представители гарнизона. Рабочие и солдаты использовали революционный опыт 1905 года. Советы стали возникать по всей стране, преобладали в них, как правило, меньшевики и эсеры. Председателем Петроградского Совета стал меньшевик Н. С. Чхеидзе. Возникло, по выражению В. И. Ленина, двоевластие – Временного плавительства и Советов.



2 марта Николай II подписал акт об отречении от престола в пользу своего младшего брата Михаила, который вскоре тоже отказался от власти. Пал вековой бастион российской монархии. Очевидно, страна уже «созрела» для перемен. Народ был озлоблен бедами затянувшейся войны, запас патриотического энтузиазма иссяк. Верхи осознавали необходимость замены недееспособного правительства – даже в либеральных кругах шли разговоры о подготовке переворота. Не случайно практически никто не выступил в поддержку монарха. В 1917 г. не было ничего подобного черносотенному движению времен первой революции.

Решающую роль в развитии февральских событий сыграла армия – как рядовой состав, так и генералитет. Солдаты отказались выполнять карательные функции. Стало ясно, что если конфликт между народом и властью углубится, они повернут штыки против трона. Генералы «ради спасения независимости страны» призвали царя отречься от престола. Надо отдать должное и Николаю – в критические часы он не стал предпринимать лихорадочных усилий для удержания своей власти, сохранив жизнь большого количества людей.

Временное правительство объявило об амнистии по политическим и религиозным делам, провозгласило свободу слова, союзов, собраний и стачек, отменило смертную казнь, а также все сословные, религиозные и национальные ограничения. Царская полиция заменялась народной милицией, подчинявшейся местным органам власти. Наряду с ними управление на местах осуществляли назначенные Временным правительством комиссары. Было объявлено о подготовке к созыву Учредительного собрания на началах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

На пути к Учредительному собранию. Плавной трансформации политического строя в России не произошло – абсолютная монархия не превратилась в конституционную. Фактически установился республиканский строй (правда, официально республика была провозглашена лишь 1 сентября). Несмотря на всеобщее воодушевление, почти сразу после ухода династии Романовых с исторической сцены рост революционных ожиданий начал раскалывать общество. Неискушенным в политических баталиях массам хотелось быстрых и простых решений.

Особенно остро стоял вопрос о прекращении войны. Поэтому когда 18 апреля новый министр иностранных дел П. Н. Милюков заверил союзников России в том, что Временное правительство будет вести борьбу до победного конца, в воздухе запахло грозой гражданской войны. В этих условиях, стремясь предотвратить катастрофу, либералы и умеренные социалисты (меньшевики и эсеры) выдвинули лозунг «объединения всех живых сил страны». Он стал основой для создания коалиционного правительства, которое было сформировано 5 мая. Месяц спустя это решение было одобрено большинством делегатов I Всероссийского съезда Советов. Гражданскую войну на время удалось оттянуть.

Но и коалиция не смогла завоевать у масс прочного авторитета. К тому же правительство, составленное из представителей предпринимательских кругов, кадетов, эсеров и меньшевиков, не отличалось слаженностью действий. Многим людям казалось, что новая власть делает слишком мало для того, чтобы решить основные проблемы, волновавшие страну. Солдаты хотели домой, но война не прекращалась. Крестьяне мечтали о земле, но угодья помещиков им не отдавали. Подготовка нового наступления на фронте вызвала массовый всплеск недовольства политикой правительства. 18 июня в Петрограде, Москве, Киеве и многих других городах прошли демонстрации под антивоенными лозунгами.

Неужели правительство не понимало важности решения самых насущных проблем? Напротив, именно осознание этой важности и задерживало принятие этих решений. Правительство не случайно называлось Временным. Его главной задачей была подготовка страны к Учредительному собранию. За этим стояло очень многое: требовалось в сложнейших условиях обеспечить свободное волеизъявление десятков миллионов людей, имевших самые смутные представления о парламентаризме. Временное правительство считало, что именно Учредительное собрание будет вправе принимать окончательные решения по ключевым вопросам политического, экономического и национального устройства государства. Вожди Февраля не хотели присваивать себе это право. При этом они готовили законодательную базу нового строя (особенно много работы шло по аграрным вопросам), ведь казалось, что она на столетия вперед обеспечит функционирование российской демократии.

Коалиционное правительство пережило ряд кризисов, состав его менялся несколько раз. С июля 1917 г. главой кабинета стал популярный думский деятель – юрист эсер А. Ф. Керенский. Постепенно в его руках сосредоточивалось все больше властных полномочий. Однако это происходило на фоне продолжавшегося падения популярности коалиционной политики.

Будущее демократии: парламент или Советы? При всей остроте политической борьбы в 1917 г. среди всех более-менее видных ее участников практически не было таких, кто не выступал бы за демократические идеалы. Даже двинувший в конце августа на столицу войска главнокомандующий генерал Л. Г. Корнилов вовсе не был их врагом. Напротив, «сын казака-крестьянина» обещал сделать все возможное, чтобы довести страну до Учредительного собрания, которое и определит «уклад новой государственной жизни». В его действиях была своя логика: надо навести порядок, закончить войну, а потом уж спокойно решать внутренние проблемы. Покушение генерала на «революционное правительство» встретило решительный отпор со стороны дружно выступивших социалистов. Поход Корнилова на столицу завершился провалом.

Подавление «корниловщины» – едва ли не единственный в 1917 г. пример совместных действий эсеров, меньшевиков и большевиков. Сразу после победоносного Февраля в низовых организациях социал-демократов предпринимались попытки объединиться, а некоторые из них даже и не раскалывались на большевиков и меньшевиков. Но борьба руководителей двух частей РСДРП (фактически двух самостоятельных партий) сделала объединение несбыточным. Более того, противоречия в рядах социалистов обострялись. Часть меньшевиков и эсеров все настойчивей требовала отказа от «прогнившей» политики коалиции. В результате из эсеровской организации вышла партия левых эсеров (ПЛСР), в рядах меньшевиков все громче заявляла о себе группа «интернационалистов», выступавших не только против коалиции, но и против войны.


Присяга женского «батальона смерти», сформированного Временным правительством. Москва, 1917 г.



Но главный рубеж в спорах социалистов, ставших, безусловно, ведущей политической силой страны (это подтвердили выборы в Учредительное собрание), находился на линии, разделявшей их представления о характере революции и будущем политическом строе России. Все они – большевики, меньшевики, эсеры – были революционерами, мечтали о социализме. Но при этом суть эпохи оценивали по-разному.

3 апреля 1917 г. после многолетней эмиграции вернулся в Россию В. И. Ленин. На митинге, организованном большевиками и Петроградским советом, он призвал рабочих и солдат к совершению социалистической революции. В своих «Апрельских тезисах» Ленин говорил о возможности передачи власти в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства. Надежды на победу социализма большевики связывали с распространением революции во всемирном масштабе. Западный пролетариат, по их мысли, оказал бы помощь отсталой России в создании передовой экономики. Ведь обобществление производства на социалистических началах, как полагали марксисты, было возможно лишь при наличии высокоразвитой промышленности и многочисленного рабочего класса. Победу нового строя в России должна была обеспечить диктатура пролетариата в форме Советов – она будет означать истинную демократию для трудящихся и даст возможность провести экономические преобразования. Ленин подчеркивал: «Не парламентская республика, – возвращение к ней от Советов рабочих депутатов было бы шагом назад, – а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху».

Меньшевики утверждали, что уровень развития российского капитализма еще не позволяет говорить о зрелости предпосылок для перехода к социализму. Значит, власть сохранит буржуазия, а пролетариату нужно бороться за демократический строй (они, как и большевики, ссылались на Маркса, но в другой его трактовке). Приблизительно так же мыслили и эсеры. Поэтому умеренные социалисты, хотя и стояли у колыбели Советов и активно в них работали, выступали против передачи им государственной власти. Ведь это означало бы демократию не для всех, а для части народа – а это уже не демократия. От такой власти один шаг к кровавой диктатуре. Советы виделись меньшевикам и эсерам строительными лесами, надобность в которых отпадет, когда будет построено здание парламентской демократии.

Большевики приходят к власти. Под лозунгом «Вся власть Советам!» 3 – 4 июля в столице состоялись массовые вооруженные демонстрации. На помощь демонстрантам прибыли матросы Кронштадта. Несмотря на внушительную поддержку своих позиций, Ленин не решился призвать рабочих и солдат к свержению правительства – полной уверенности в победе у него тогда еще не было.

Иначе обстояло дело осенью 1917 года. В Петроградском, Московском и ряде других Советов большевики заняли руководящие позиции. В ходе вооруженного восстания 24 – 25 октября вооруженные отряды созданного столичным Советом Военно-революционного комитета (ВРК) заняли в городе ключевые позиции. Созданный по инициативе умеренных социалистов Временный совет Российской республики (Предпарламент) был разогнан, в Зимнем дворце арестованы члены правительства. Коалиционный политический режим рухнул почти столь же легко, как в феврале – царский. Штурвал государственного корабля перешел в руки большевиков. Их победа в столице была безоговорочной, 3 ноября власть Советов победила и в Москве. В провинции эсеры и меньшевики кое-где сумели оказать сопротивление, но на общий ход событий это не повлияло. Рабочие поддержали большевиков, даже вождь меньшевиков-интернационалистов Ю. О. Мартов был вынужден признать, что за большевиками идет значительная часть пролетариата. Решающим условием победы партии Ленина явилось участие солдат в перевороте. Призыв немедленно покончить с «империалистической» войной находил поддержку на фронте, еще большую популярность он приобрел в тыловых гарнизонах. Их солдаты не торопились идти на фронт. Они и стали главной опорой большевиков в столице и крупных провинциальных городах.

Осенью 1917 г. ленинцы оказались на самом гребне волны народного недовольства. Они безошибочно скоординировали свои лозунги (мир – народам, земля – крестьянам, власть – Советам) с теми настроениями «стихийного большевизма», которыми были пропитаны массы. В сознании революционных масс, не замутненном тонкостями политических доктрин , партия Ленина представала чудотворцем, который выведет страну на дорогу счастья. К тому же РСДРП(б) была единственной крупной партией, никак не скомпрометировавшей себя участием в послефевральской власти. Ведь сразу после возвращения на родину Ленин заявил: «Никакой поддержки Временному правительству!» Большевики постоянно критиковали правительственную политику, а сами не несли ответственности за то, что происходило в стране.

Не слишком напугало массы появившееся в ходе июльских событий сообщение о том, что большевики разваливают фронт на деньги германских властей. Идея защиты «революционного отечества» не вызывала массового энтузиазма, да и само обвинение не выглядело слишком доказательным, оно больше напоминало политическую «подножку».


Штурм Зимнего. Художник П. П. Соколов-Скаля


Одной из причин победы партии большевиков стала характерная для РСДРП(б) дисциплина, отсутствие в ее рядах серьезных внутренних противоречий. Группа «умеренных» большевиков, не веривших в возможность победы вооруженного восстания, была незначительной. Авторитет ее лидеров Л. Б. Каменева и Г. Е. Зиновьева не шел ни в какое сравнение с популярностью В. И. Ленина. Его роль в победе РСДРП(б) переоценить невозможно. Вождь большевиков обладал колоссальной жаждой политической власти, был виднейшим партийным лидером своего времени. Даже в самых, казалось бы, проигрышных ситуациях он мог повести партию за собой, убедить сомневающихся, «подавить» своим авторитетом оппонентов. Была в рядах большевиков и еще одна сильная личность – Л. Д. Троцкий, избранный в сентябре 1917 г. председателем Петроградского Совета. Именно он, талантливый оратор и администратор, взял на себя укрепление «боевого духа» солдат и рабочих, а также организационные вопросы октябрьского восстания.

Новый политический режим. На II съезде Советов, проходившем 25 – 27 октября, большевики получили численный перевес. Это позволило делегатам съезда законодательно закрепить результаты вооруженного восстания. Власть в стране перешла в руки Советов, были приняты написанные Лениным декреты о мире и о земле. В течение нескольких месяцев во многих частях страны большевикам удалось разогнать прежние органы местной власти. Происходило становление нового политического строя. Его оболочкой явилась система Советов снизу доверху – от местных (сельских и городских) до Всероссийского съезда Советов. Именно он и стал главным законодательным органом власти. В промежутках между съездами работал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). В октябре его председателем стал Л. Б. Каменев, а позже – Я. М. Свердлов. Исполнительная власть сосредоточилась в руках нового правительства – Совета народных комиссаров, – которое возглавил В. И. Ленин.

Система Советов стала камуфляжем для власти реальной – большевистской. В верхах РСДРП(б) принимались все важнейшие государственные решения. Не изменило ситуации и то, что в Совнарком в ноябре 1917 г. вошли представители партии левых эсеров. Новая коалиция на непродолжительное время создала лишь видимость какого-то демократизма в советских верхах.

В первые послеоктябрьские недели страна была охвачена преобразованиями. На фронте удалось заключить перемирие, открылись мирные переговоры. В соответствии с декретом о земле помещичьи угодья передавались крестьянам. На предприятиях вводился рабочий контроль, началась национализация транспорта, банковской системы, промышленности. Состоялись откладывавшиеся в течение долгого времени выборы в Учредительное собрание. Несмотря на саботаж со стороны чиновников, налаживалась работа обновленных министерств – наркоматов. Для слома сопротивления «классовых врагов» была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). В процесс управления государством активно включались рабочие и солдаты.



Сбывались надежды широких масс населения веками угнетаемой страны на свободу и достойную жизнь. Обращать ли тут внимание на разогнанный Совет, где окопались «соглашатели» – меньшевики, или на двух кадетов – «врагов народа», которых в больнице закололи матросскими штыками? Ведь победила истинно народная власть, правит «рабоче-крестьянское правительство». Не вызвал социального взрыва и разгон Учредительного собрания 6 января 1918 года. Немногочисленные демонстрации рабочих и интеллигенции в его поддержку были рассеяны солдатами и красногвардейцами. Получившие относительное большинство в собрании эсеры не имели ни сил, ни политической воли, чтобы оказать вооруженное сопротивление. Многие солдаты и рабочие шли за большевиками, верили в успех их преобразовательных планов.

Спустя несколько дней после роспуска Учредительного собрания открылся III Всероссийский съезд Советов. Одобрив деятельность ВЦИК и Совнаркома, делегаты приняли Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Она провозглашала уничтожение эксплуатации человека человеком, ставила задачу построения социализма.

Точки зрения на революционные события 1917 года. Из томов, написанных историками и политологами нашей страны и всего мира о событиях 1917 г., можно соорудить, пожалуй, приличную горную вершину. Еще не меньше будет написано, но вряд ли когда-нибудь исследователи придут к единой точке зрения.

Сторонники монархических взглядов считали, что Февраль положил начало катастрофе, а в Октябре страна рухнула в пропасть. С уходом династии Романовых прервалась традиция российской государственности, власть большевиков ввергла Россию в анархию, а в дальнейшем привела к миллионам смертей, духовному распаду нации.

Либералы и социалисты (эсеры и меньшевики) полагали, что Февраль открыл путь к свободе, к демократии. Большевиков они считали «контрреволюционерами слева». Советская власть снова закабалила народ – установилась не диктатура пролетариата, а «диктатура над пролетариатом».

Сами большевики считали Февраль прологом Октября. Они видели в ходе событий отражение своей правоты – революция «расширялась» и «углублялась», от первого этапа – буржуазно-демократического она шла ко второму – социалистическому.


На одной из московских улиц после боев в октябре – ноябре 1917 г.


Только советская власть, утверждали большевики, отвечала коренным интересам народа, только она обеспечила спасение от экономической катастрофы, ликвидировала эксплуатацию, открыла путь к демократии и социальной справедливости.

Сегодня многие историки склоняются к тому, чтобы не разделять «Февральскую» и «Октябрьскую» революции. Очевидно, целесообразнее говорить о Российской революции 1917 года (точнее, она закончилась в целом в январе 1918 г., когда было распущено Учредительное собрание и III Всероссийский съезд Советов декларировал окончательное и бесповоротное утверждение новых порядков). Наша Родина стала бескрайним полем для невиданного социального эксперимента. Впервые в истории к власти пришли люди, которые поставили своей целью ликвидировать частную собственность, «построить» новый общественный строй – социализм. Они положили начало новому государству – советскому.

Революция стала началом новой эры не только для России. Коренной перелом в жизни крупнейшей страны мира не мог не отразиться на всем человечестве. Для революционных сил борьба и победа большевиков явились будоражащим воображение примером, противники радикализма насторожились – поднималось зарево «мировой революции».

Подведем итоги

Российская революция 1917 года ликвидировала монархический государственный строй. После недолгого пребывания у власти либералов и умеренных социалистов к власти пришли большевики – сторонники республики Советов и социализма.

ВОПРОСЫ

1. Как вы думаете, почему в январе 1905 г. войска беспрекословно выполнили приказ и расправились с демонстрантами в столице, а в феврале 1917 г. перешли на сторону народа?

2. В чем причина возникновения коалиционного либерально-социалистического правительства?

3. Почему летом и в начале осени 1917 г. партии, входившие во Временное правительство, теряли свои позиции, а большевики, напротив, их укрепляли?

4. Какие изменения в политическом строе России произошли в период с февраля 1917 по январь 1918 года?

5. Чем можно объяснить то, что роспуск Учредительного собрания не вызвал массового недовольства в стране?

ЗАДАНИЯ

1. Вот какую телеграмму прислал в период выборов в Учредительное собрание один из армейских комитетов в Московское областное бюро Советов: «…Мы не знаем, как и кого выбирать. Товарищи! Не оставьте нас в такой темноте.

Вышлите нам программы каждой социалистической партии, в особенности большевистской, так мы с ней мало знакомы, т. е. раньше мы были запуганы большевиками, нам их рисовали как каких-либо предателей, а теперь, насколько мы поняли, они есть защитники революции. ДА ЗДРАВСТВУЕТ БОЛЬШЕВИЗМ».

На основании документа объясните содержание понятия «стихийный большевизм».

2. Проанализируйте данные о выборах в Учредительное собрание (стр. 62). Представители каких идейно-политических течений получили преимущество? Чем это можно объяснить? Чем отличалась расстановка партийных сил в городе и в деревне? О чем это свидетельствует?

3. Философ Ф. Степун отмечал: «Противопоставлять «Февраль» «Октябрю» как два периода революции, как всенародную революцию – партийно-заговорщическому срыву ее… нельзя. «Октябрь» родился не после «Февраля», а вместе с ним, может быть, даже раньше его».

Как вы понимаете это высказывание?

После падения самодержавия политическое лидерство перешло к либералам (прежде всего партии конституционных демократов, кадетов) и со циалистам (социал-демократам — «меньшевикам» и социалистам-револю ционерам — эсерам). Либеральные деятели были широко известны благо даря своему депутатству в предыдущие годы.

Популярность социалистов росла благодаря близости надежд крестьян и рабочих их лозунгам переде ла земли, социальных гарантий и политических свобод. Массы надеялись на то, что Учредительное собрание вскоре разрешит основные проблемы страны. В этих условиях демократического согласия у большевиков было мало шансов на успех. Но почему же тогда осенью победили большевики?

Потому что проиграли их оппоненты. История предоставила либералам и социалистам шанс, который был упущен. Почему? Весной 1917 г. либеральное правительство Г. Львова пользовалось боль шой популярностью. Это позволяло править, практически не применяя силу. Правительство взяло в свои руки всю полноту власти и приняло ряд мер, расширивших гражданские права. 25 марта была введена монополия государства на торговлю и распределение хлеба. Но социальные реформы на этом закончились, а социальный кризис углублялся. Большое влияние по всей стране приобрели Советы рабочих и солдатских депутатов и Советы крестьянских депутатов, а также фабрично-заводские комитеты (фабзавкомы). В Советах лидировали социалисты — умеренные социалистические партии. Возникший политический режим был основан на соглашении между правительством и Советами.

Сотрудничество либералов и умеренных со циалистов позволяло провести лишь политические меры, направленные на расширение гражданских свобод, но затрудняло социальные реформы. Ведь у либералов и социалистов были разные представления о необходи мых социальных преобразованиях. В условиях обостряющегося социаль ного кризиса в городах и стремления крестьян получить помещичью землю этого было явно недостаточно для стабилизации положения. Пока либералы боролись за власть с самодержавием, они выступали за правительство, ответственное перед парламентом.

Однако, получив власть, Временное правительство лишило власти Думу. Это ослабило либерализм в условиях, когда либеральная программа, основанная на защите частной собственности и продолжении войны до победы, и без того противостояла настроениям широких масс и могла быть навязана им только силой.

Это показал уже апрельский кризис 1917 г. Социалисты и широкие мас сы Петрограда надеялись на скорейший мир «вничью» без аннексий и кон трибуций. Настояв на необходимости официально подтвердить готовность России воевать до победы, министр иностранных дел и лидер конституци онных демократов П. Милюков спровоцировал волнения и столкновения в Петрограде («Апрельский кризис» 20—21 апреля).

Не имея силовых ре сурсов, чтобы навязать либеральный курс проснувшимся к политической жизни массам, либералы нашли выход в правительственной коалиции с социалистами. Почему социалисты, не считавшие, что время осуществле ния их программы уже пришло, согласились рискнуть своим авторитетом и войти в правительство, где преобладали либералы? Социалисты видели, что у либералов не хватает влияния и желания для проведения даже общедемократических преобразований. Но в то же время без компромисса между радикальными массами трудящихся и «цензовыми элементами» — состоятельной интеллигенцией и предпринимателями — капиталистическое общество могло распасться.

С точки зрения умеренных социалистов возможности для замены капитализма социализмом пока не было, а значит — был необходим союз представителей трудящихся классов (на эту роль претендовали социалисты) с представителями буржуазии (ими социалисты считали либералов). Однако стремление социалистов консоли дировать общество столкнулось с его растущей поляризацией. Либералы блокировали предложения части социалистов о проведении социальных реформ, такие как запрет земельных сделок до Учредительно го собрания, чтобы помещики не могли распродать землю, введение плани рования промышленного производства и др.

Правительство в большинстве своем выступало за отказ от социальных преобразований до созыва Учре дительного собрания. Либерально-социалистическая коалиция станови лась несовместимой с реформами и вела февральский режим к катастрофе. Авторитет правительства падал. В условиях, когда правительство не опиралось на представительные органы власти, любой межпартийный кон фликт мог вести к распаду системы власти и опасным уличным столкнове ниям. Среди социалистов и большевиков усиливалось влияние идеи о том, что источником и опорой власти до созыва Учредительного собрания мо гут быть органы Советов.

В мае прошел Всероссийский съезд крестьянских Советов, а в июне — Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Эти съезды опирались на миллионы активных граждан. Боль шевики доказывали, что Советы являются более демократической формой власти, чем парламент и муниципалитеты. Советская альтернатива возникла при гегемонии социалистических пар тий и стала действовать как российская форма народовластия. В то же вре мя умеренные социалисты, лидировавшие в Советах до осени 1917 г., осоз навали, что органы низового самоуправления не представляют большин ства населения. Но, заступаясь за пассивное большинство, пытаясь подве сти под государственные решения как можно более широкую социальную базу на выборах в Учредительное собрание, умеренные социалисты теряли поддержку активного меньшинства населения, от которого в условиях революции зависела судьба власти. Симпатии городских низов обращались к большевикам, выступавшим за немедленные и решительные перемены. Между тем в начале июля (во время июльского кризиса) и в начале сен тября (сразу после поражения Корнилова) большевики еще могли быть вов лечены в левосоциалистическое правительство, опирающееся на Советы.

Такой вариант развития событий неизбежно повлиял бы на позицию пар тии большевиков. Ответственность правящей партии делает ее несколько правее, умереннее. Это подтвердила и последующая практика большеви ков после прихода к власти. Создание левоцентристского советского пра вительства ускорило бы социальные реформы, что на время разрядило бы ситуацию в решающий момент выборов и созыва Учредительного собра ния. И оба раза умеренные социалисты отказались от шанса договориться с большевиками. Однако альтернатива многопартийного социалистического правительства обсуждалась и в ноябре 1917 г., и снова неудачно. Проведение социальных преобразований с опорой на большинство тру дящихся (как организованное в Советы, так и нет) было возможно в слу чае компромисса между эсерами, меньшевиками и набиравшими влияние большевиками на платформе немедленного начала аграрной реформы (с по следующим утверждением ее принципов авторитетом Учредительного со брания), государственного регулирования с одновременным расширением участия работников в управлении производством.

В условиях войны боль шое значение приобретало требование скорейшего заключения перемирия и начала переговоров о мире без аннексий и контрибуций. Политическим выражением этой стратегии стала идея ответственности правительства пе ред Советами, что позволяло выйти из тупика безответственного, но в то же время (и во многом благодаря именно безответственности, безопорности) почти безвластного правительства. Пока коалиция социалистов и либералов теряла время, ситуация рабо тала на большевиков. Несмотря на поражение в ходе политического кри зиса 3—4 июля и последовавшие за ним репрессии и слухи о связях боль шевиков с германским командованием, большевизму удалось возродить и приумножить свое влияние. На то были объективные причины. Во-первых, с поражением левых радикалов не были преодолены причи ны, вызвавшие рост их влияния.

8 июля правительство возглавил А. Ке ренский. 24 июля социалистические партии восстановили правительствен ную коалицию с либералами. Она проводила почти ту же политику, что и предыдущая коалиция. Социально-экономическая ситуация ухудшалась. Норма душевого пайка в Петрограде и Москве была снижена летом с фунта до трех четвертей фунта. Острую нужду в хлебе испытывали армия и гу бернии центральной России. В июле произошло 43 голодных бунта в горо дах, в августе — 100, в сентябре — 154. Крестьяне нападали на усадьбы и начали делить помещичьи земли. Во-вторых, политическая система была дестабилизирована конфликтом между председателем правительства А. Керенским и главнокомандующим Л. Корниловым 26 августа — 1 сентября. Правые политические круги, опи раясь на Корнилова, надеялись установить «твердый порядок» и решить вставшие перед страной проблемы путем милитаризации тыла и восстановления способности армии к наступлению. По указанию Корнилова кава лерийский корпус под командованием А. Крымова двинулся на Петроград с намерением разогнать Советы и левые партии, а возможно — и прави тельство.

Выступление военных привело в движение левую часть обще ства. Советы, профсоюзы, войсковые комитеты, социалистические партии и движения (в том числе большевики) мобилизовали десятки тысяч сол дат, матросов и рабочих на борьбу с Корниловым. Войска, двигавшиеся на столицу, подверглись агитации петроградских левых активистов, которые разъясняли солдатам контрреволюционность их действий. Солдаты не хо тели поддерживать активное продолжение войны и введение жесткой дис циплины, за которые выступал Корнилов. Левая агитация имела успех, и корниловское выступление провалилось. 1 сентября Корнилов был аресто ван. В тот же день Россия была провозглашена республикой. События корниловского выступления вновь нарушили равновесие в си стеме власти. Большевики вернули себе положение одной из ведущих пар тий страны. Обсуждалась возможность создания многопартийного социа листического правительства, которое, наконец, приступит к проведению назревших социальных преобразований. На Демократическом совещании левых и демократических сил в сентя бре это обсуждение продолжилось, но сторонники левого правительства, принадлежавшие к разным партиям, не сумели согласовать свои планы. Большую роль в этом сыграл субъективный фактор — нерешительность одних политиков, маловлиятельность других, взаимное, зачастую личное недоверие и неприязнь друг к другу у третьих.

В результате совещания в качестве опоры правительства был создан маловлиятельный «Предпарла мент» (Совет республики). Без единства левого лагеря страна стала скаты ваться к авторитаризму и вооруженной конфронтации. А премьер-министр Керенский вопреки позиции своей партии эсеров 26 сентября создал правительственную коалицию с кадетами. Этим он еще сильнее сузил политическую базу своего правительства, так как его уже не поддерживали ни руководство кадетов, ни левое и центристское крылья социалистов, а Советы в условиях бездействия правительства пред лицом кризиса стали переходить под контроль большевиков.

Последний шанс для оппонентов большевиков справа сохранить лидерство в революции был упущен. С середины сентября Ленин настаивал на вооруженном восстании — взятии власти большевиками, опирающимися на большевизированные Со веты. Однако часть ЦК РСДРП(б) (Л. Каменев, Г. Зиновьев) продолжала со противляться этому курсу — неудача вооруженного восстания на этот раз могла привести к полному разгрому партии. В ходе напряженной внутри партийной борьбы радикальное течение возобладало. 10 октября ЦК боль шевиков взял курс на вооруженный захват власти от имени Советов. Керенский продолжал считать, что обладает военным перевесом над большевиками.

24 октября правительство объявило о закрытии больше вистской прессы. Это дало большевикам желанный повод для того, чтобы привести в действие сочувствовавшие им войска и отряды вооруженных рабочих (Красной гвардии). «Оборонительный» характер восстания обеспечил большевикам дополнительные аргументы в борьбе за II съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который должен был стать высшим орга ном новой власти. Популярная идея Советской власти помогала большевикам опираться на широкое низовое радикальное движение, не управляемое из партийных центров.

Солдатская масса поддержала большевиков, потому что больше вики выступали за скорейший мир с Германией. Когда началось восстание против Временного правительства, 24 октя бря Совет республики принял резолюцию, которая требовала перехватить большевистские лозунги: обратиться к союзным державам с требованием немедленно приостановить военные действия и начать переговоры о все общем мире; передать помещичью землю в ведение земельных комитетов.

Но Керенский счел эту резолюцию совершенно неприемлемой. На встре че с Керенским представители Предпарламента меньшевик Ф. Дан и эсер А. Гоц потребовали от Керенского принять требования резолюции. По вос поминаниям Ф. Дана, «Керенский, производивший впечатление человека, до последней степени измотанного и измученного, относился к нашим ар гументам с крайним раздражением и высокомерно заявил под конец, что правительство в наставлениях и указаниях не нуждается, что теперь — время не разговаривать, а действовать».

Отвергнув предложение большин ства Предпарламента, Керенский лишил себя последнего шанса сохранить популярность правительства, к этому времени стремившуюся к нулю. Таким образом, до самого конца Временное правительство шло тем кур сом, который привел либералов и социалистов к поражению: они оттягива ли назревшие социальные реформы и не шли навстречу требованиям ши роких масс о решительной борьбе за демократический мир без аннексий и контрибуций.

Литература: Керенский А. И. Русская революция. 1917. М., 2005; Милюков П. Н. История Второй русской революции. М., 2001; Рабинович А. Большевики приходят к власти. М., 1989; Суханов Н. Н. Записки о революции. М., 1991; Церетели И. Г. Кризис власти. М.,1992; Чернов В. М. Перед бурей. М., 1993; Шубин А. В. Великая российская революция: от Февраля к Октябрю 1917 года. М., 2014.

Шубин А. В. Великая Российская революция. 10 вопросов. — М.: 2017. — 46 с.

— высший исполнительно-распорядительный орган государственной власти России, действовавший с 15 марта (2 марта по старому стилю) по 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года.

Оно было сформировано после Февральской революции 1917 года и отречения императора Николая II Временным комитетом Государственной думы с согласия лидеров Петроградского совета на период до созыва Учредительного собрания. Выполняло также законодательные функции.

За время работы правительства с марта по ноябрь 1917 года сменилось четыре его состава. В первый состав вошли два октябриста, восемь кадетов и примыкающих к ним, один трудовик, с марта ставший эсером. Возглавлял правительство кадет, князь Георгий Львов. Ведущую роль в нем играли лидер партии кадетов Павел Милюков и лидер октябристов Александр Гучков. 22 марта (9 марта по старому стилю) первым его признало правительство США, 24 марта (11 марта по старому стилю) — Великобритании и Франции.

Временное правительство в своей программе, изложенной в декларации, опубликованной 16 марта (3 марта по старому стилю), и обращении к гражданам России от 19 марта (6 марта по старому стилю), провозгласило принцип "преемственности власти" и "непрерывности права"; заявило о своем стремлении довести войну "до победного конца" и выполнить все договоры и соглашения, заключенные с союзными державами.

В декларации излагалась программа первоочередных преобразований: амнистия по политическим и религиозным делам, свобода слова, печати и собраний, отмена сословий и ограничений по религиозным и национальным признакам, замена полиции народной милицией, выборы в органы местного самоуправления. Фундаментальные вопросы — о политическом строе страны, аграрной реформе, самоопределении народов — предполагалось решить уже после созыва Учредительного собрания.

В ходе Февральской революции руководство Советов рабочих и солдатских депутатов согласилось передать власть Временному правительству, но на практике в стране сразу сложилась ситуация двоевластия, причем реальная власть постепенно переходила в руки Советов. Без поддержки Советов Временное правительство не могло существовать и действовать первые четыре месяца.

Внутренние противоречия, недовольство населения политикой Временного правительства обусловили правительственные кризисы . Апрельский кризис привел к созданию 18 мая (5 мая по старому стилю) первого коалиционного правительства. Из состава Временного правительства вышли Милюков и Гучков, а в него, по соглашению с исполкомом Петроградского совета, были включены шесть министров-социалистов.

Председателем правительства вновь стал Георгий Львов.

Новое правительство не смогло эффективно бороться с разрухой и голодом, ограничившись бюрократическими мерами регулирования отдельных ведущих отраслей промышленности. Затеянное им наступление на Юго-Западном фронте провалилось. Обострение внешней и внутриполитической обстановки в стране, разногласия среди министров по вопросу отношения к украинской Центральной раде, неудачная попытка большевиков перехватить власть вызвали в июле новый правительственный кризис, который привел к ликвидации двоевластия в стране. Из состава Временного правительства вышли три министра-кадета. Вслед за ними ушел в отставку глава Временного правительства — князь Львов.

6 августа (24 июля по старому стилю) было сформировано второе коалиционное правительство. В его состав вошли семь кадетов и примыкающих, пять эсеров и народных социалистов, три меньшевика. Председателем правительства стал эсер Александр Керенский.

Следующий правительственный кризис был спровоцирован лидером правых контрреволюционных сил, верховным главнокомандующим генералом Лавром Корниловым, который 16 августа (3 августа по старому стилю) выступил против Временного правительства, двинув войска на Петроград (ныне Санкт-Петербург). Попытка переворота, предпринятая им, оказалась неудачной. Мятеж был подавлен. Новый правительственный кризис стал самым острым и продолжительным. В поисках выхода было решено 14 сентября (1 сентября по старому стилю) 1917 года временно передать власть Совету пяти (Директории), который возглавил Керенский, принявший одновременно на себя и пост главнокомандующего.

Переговоры о создании нового правительства затянулись до 8 октября (25 сентября по старому стилю), когда удалось составить третье и последнее коалиционное правительство. В его состав вошли шесть кадетов и примыкающих, два эсера, четыре меньшевика и шесть беспартийных. Возглавил правительство Керенский, оставшийся за собой пост верховного главнокомандующего.

Находясь в перманентном кризисе, Временное правительство опаздывало в принятии необходимых для укрепления власти решений. Принятые законы в области государственного строительства задерживались в исполнении. Медлительность и половинчатость социально-экономических реформ, просчеты в государственном строительстве способствовали нарастанию общенационального кризиса, который привел к Октябрьской революции. В ходе вооруженного восстания в ночь с 7 на 8 ноября (с 25 на 26 октября по старому стилю) 1917 года Временное правительство было арестовано в Зимнем дворце. Лишь Керенскому удалось бежать из столицы.

За весь период существования Временного правительства в его состав входили 39 человек. Их пребывание на министерских постах было кратковременным, 23 человека исполняли свои обязанности не более двух месяцев. 16 министров Временного правительства ранее были депутатами Государственной думы разных созывов. 31 человек имел высшее образование, из них 24 окончили университеты. Двое имели два высших образования.

Большинство министров были юристами — 11 человек, врачей, экономистов и инженеров — по четыре, военных — трое, пять человек окончили историко-филологический факультет. По сословной принадлежности: 21 человек имел дворянское происхождение, в том числе трое имели титул князя; двое были выходцами из крестьян.

После Октябрьской революции 16 бывших министров в той или иной форме сотрудничали с Советской властью, 23 человека эмигрировали и первоначально вели антисоветскую деятельность. В дальнейшем некоторые из них изменили свои взгляды.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

столице, а в феврале 1917 перешли на сторону народа?
2) В чём причина возникновения коалиционного либерально-социалистического правительства Потому что Милюков заверил союзников, что Временное правительство будет вести борьбу до победного конца?
3) Почему летом и в начале осени 1917 г. партии, входившие во Временное правительство, теряли свои позиции, а большевики, напротив их укрепляли?
4) Какие изменения в политическом строе России произошли в период с февраля 1917 по январь 1918?
5) Чем можно объяснить то, что роспуск Учредительного собрания не вызвал массового недовольства в России?

Помогите пожалуйста, пробывал ответить на вопросы самостоятельно, но недостаточно конкретной информации. А перечитывать весь интернет...

1. Царское правительство в январе 1905 г. совершило ошибку решившись на применение силы против безоружных рабочих. Опасность бунта была предотвращена, но престижу царской власти был нанесён непоправимый урон. Возможно поэтому в феврале 1917 г войска столичного гарнизона отказались стрелять в народ, опасаясь также и больших потерь людей.
2 Да, Милюков заявил, что Временное правительство будет продолжать войну до победного конца и выполнит все договоры царского правительства, но это привело к народному возмущению, которое перелилось в массовые митинги и демонстрации с требованием немедленного прекращения войны, отставки П. Н. Милюкова и А. И. Гучкова и передачи власти Советам. В результате 5 мая между Временным правительством и Исполкомом Петроградского Совета было достигнуто соглашение о создании коалиции.
3 Пока происходило падение популярности коалиционной политики, большевики, меньшевики, эсеры делились своими мечтами о социализме, выступали против войны и за свержение коалиции. Потом ещё и Ленин вернулся после многолетней эмиграции и на митинге (организованном большевиками и Петроградским советом) призвал рабочих и солдат к совершению социалистической революции. (А коалиционное правительство пока ещё меняет свой состав и пантуется бесполезными популярными деятелями)
4 Сначала произошло падение монархии, затем свержение временного правительства ну и становление системы Советов (большевитская власть)
5 Может быть тем, что народец в это время всё своё предпочтение отдавал советской власти и просто позволил Ленину дать отмашку. Его речь на счёт роспуска уч. с. встретили довольно хорошо, а может просто всем стало сильно холодно и поэтому разошлись.