Снегоплавильные установки. Принцип работы, разновидности и сфера использования

Снежная пора – любимое время детворы: катание на лыжах и саночках, веселые игры в снежки и строительство ледяных замков… Но владельцев загородных домов обилие снега не очень радует, ведь приходится вновь браться за лопату и расчищать территорию. Хорошо, когда есть возможность приобрести снегоуборочную машину и превратить сезонную повинность в приятную работу. Но если нет лишних денег на покупку полезного «помощника», всегда можно сделать снегоуборщик своими руками из материалов, которые давно пылятся без дела в углу мастерской или сарая.

Предлагаем сначала рассмотреть вариант, как сделать снегоуборщик своими руками на основе старого двигателя от мотоблока. Для этого необходимо подготовить:

  • Листовое (кровельное) железо для сборки корпуса шнека;
  • Cтальной уголок 50х50 мм для рамы конструкции;
  • Фанера толщиной 10 мм для боковых деталей;
  • Полудюймовая труба для обустройства ручки машины.

Планируя обустроить самодельный снегоуборщик двигателем с воздушным охлаждением, необходимо обязательно предусмотреть дополнительную защиту отверстия воздухозаборника от выбрасываемых в процессе работы мелких частиц снега.

Мощность двигателя этого устройства составляет 6,5 л.с. Ее вполне достаточно для уборки свежего снега с приусадебной территории

Благодаря ширине захвата машины в 50 см удобно будет передвигать конструкцию и расчищать извилистые дорожки на участке. Машина имеет компактные габариты, ее ширина не превышает 65 см. Это позволяет в любой момент за ненадобностью прятать снегоуборщик в сарай, он легко проходит через обычный дверной проем.

Для изготовления вала шнека можно использовать ¾ дюймовую трубу. В трубе делают сквозной пропил, необходимый для фиксирования металлической лопатки размерами 120х270 мм. В процессе работы захватываемая снежная масса из транспортной ленты шнеком будет передвигаться к лопатке. Эта лопатка, в свою очередь, под действием вращения вала будет откидывать снег в стороны.

Раму снегоуборщика можно сварить из стальных уголков 50х50 мм, а ближе к краям конструкции в трубе к поперечным уголкам остается только приварить по два уголка с каждой стороны, размеры которых 25х25 мм

К этим уголкам в дальнейшем и будет крепиться платформа двигателя. Скрепить поперечные уголки с продольными и зафиксировать на них рукоятки управления можно с помощью болтов (М8).

Труба шнека оборудуется металлической лопаткой и четырьмя резиновыми кольцами d=28 см, материалом для изготовления которых может послужить боковина автопокрышки или 1,5-метровая транспортная лента толщиной 1,5 мм.

Вырезать кольца из резиновой основы можно с помощью простого приспособления: в дощечку забить два шурупа, а затем эту конструкцию плотно закрепить на ленте и провернуть по кругу. Значительно упростить процедуру вырезания можно, используя электролобзик

Поскольку шнек снегоуборной машины будет вращаться в самоцентрируемых подшипниках 205, их необходимо разместить на трубе. Для того чтобы самому сделать снегоуборщик можно использовать любые подшипники, главное – они должны быть закрытого исполнения. В роли защитного кожуха для подшипников может выступить опора от кардана старых моделей Жигулей.

Совет. Чтобы конструкция хорошо входила в подшипники, в ней нужно сделать пару пропилов и слегка обстучать. Такие манипуляции позволяют немного уменьшить диаметр вала.

Для страховки самодельного шнека от попадания льда желательно предусмотреть страховочный штифт. Помимо прямого назначения – срезания при заклинивании шнека, он будет служить в качестве ременного предохранителя (если обустроить систему ременной передачи). Привод шнека можно осуществить и цепью. Частота его вращения на холостом ходу выходит около 800 об/мин. Все необходимые комплектующие снегоуборочной машины можно приобрести в любом специализированном магазине.

Для отброса снега хорошо подходит отрезок пластиковой канализационной трубы d=160 мм. Он фиксируется на трубе такого же диаметра, размещенной на самом корпусе шнека

Продолжением этого отрезка трубы будет выступать желоб для выброса снега, диаметр которого должен быть больше, нежели ширина металлической лопатки шнека.

Сборка конструкции

Перед сборкой конструкции необходимо обратить внимание на то, что размеры корпуса машины должны на пару сантиметров превышать габариты самого шнека. Это позволит предупредить задевание механизмом стенок корпуса в процессе работы.

Поскольку двигатель снегоуборщика в бесснежные периоды можно применять и для других целей, в конструкции агрегата желательно предусмотреть быстросъемную удобную платформу, благодаря которой двигатель в любой момент можно снять без задействования каких-либо инструментов.

Весомым преимуществом такого конструктивного решения является простота очистки корпуса и движимых частей машины от утрамбовавшегося снега. Да и убирать такой снегоуборщик на хранение намного проще: достаточно снять двигатель и машина станет в два раза легче.

Основой для лыж выступают деревянные брусья, которые дополнительно оборудуются пластиковыми накладками. Изготовить такие накладки можно из короба от электропроводки

Снегоуборщик готов к эксплуатации. Осталось только покрасить самодельное устройство и приступать к работе по расчистке снега.

Конструкция #2 – роторный снегоочиститель «Вьюга»

Этот довольно простой по конструкции аппарат можно сделать в любой мастерской, оборудованной токарным станком и сварочным аппаратом. Сконструированный пензенскими умельцами снегосборщик хорошо себя показал даже в довольно тяжелых условиях снеговых заметов.

Основу конструкции устройства составляют: двигатель с вмонтированным глушителем, бензобак и трос для управления дроссельной заслонкой.

Все составляющие устройства можно приобрести в магазине или взять с того же мотовелосипеда

Для начала необходимо изготовить ротор на токарном станке на основе соответствующей заготовки из детали электродвигателя. Внешне он похож на стальной диск d=290 мм и толщиной 2 мм. Диск, соединяясь с помощью болтов со ступицей, образует конструкцию, к которой уже крепятся методом сварки 5 лопастей. Для повышения эффективности работы механизма лопатки дополнительно с обратной стороны усиливаются ребрами жесткости.

Система охлаждения мотора работает по принципу вентилятора, лопасти которого изготавливаются из дюралалюминия и фиксируются на шкиве для запуска мотора

Защищает вентилятор паяный кожух, размещенный на крышке картера. Для повышения качества охлаждения головку цилиндра размещают под углом в 90 градусов.

На корпус ротора сажается вал на попарно размещенных четырех шарикоподшипниках. Он фиксируется к корпусу при помощи стального прижимного кольца и болтов. Сам корпус ротора прижимается к раме с помощью специальной скобы, которая частично захватывает и прижимное кольцо.

Схемы сборки основных элементов снегоуборочной машины «Вьюга»

Съемными элементами машины являются алюминиевая стенка корпуса ротора и размещенные вдоль рамы скребки.

Значимым преимуществом самодельной снегоуборочной машины является возможность путем смены скребков регулировать ширину захвата. На высоте и качественные характеристики агрегата. Вес конструкции не превышает и 18 кг, что дает возможность использовать его женщинам, а дальность отброса снега – около 8 метров.

Россия, как известно, страна северная, и зимы на большей части ее территории суровые и снежные. Последним фактором во многом и отличается российская зима от зимы, скажем, европейской.
Перефразируя известное выражение “Генералы всегда готовы к прошлой войне”, можно сказать, что большинство предприятий коммунальной сферы (и прочих, столкнувшихся с необходимостью утилизации снега) всегда готовы к прошлой зиме. Но зима для них всегда наступает неожиданно, принося с собой метели и снегопады. Что, в свою очередь, влечет регулярные дорожные проблемы.
По сохранившейся с советских времен практике снег на городских улицах не утилизируется. Он собирается и вывозится самосвалами на свалки за пределы города, что малоэффективно и совершенно неэкономично. Такая практика выливается в оплату большого количества часов работы людей и техники, тонн дизельного топлива, а кроме того, отнимает большое количество ресурсов коммунальных предприятий, вынужденных направлять грузовики на борьбу со снегом, а не на какие-то более экономически оправданные проекты. Также нужно отметить, что в некоторых случаях, особенно после сильных снегопадов, колонны груженных снегом самосвалов сами создают пробки, особенно на выездах из города.
Однако в наше время существует более рентабельное и удобное средство решения этой проблемы. Это снегоплавильная установка (она же – снеготаялка) или стационарный снегоплавильный пункт.
Снегоплавильные установки классифицируются:

  • по типу перемещения – на перемещаемые (мобильные) и стационарные. Перемещаемые установки в свою очередь подразделяются на перевозимые (прицепного и других типов) и самоходные;
  • по способу загрузки снежной массы – экскаватором или фронтальным погрузчиком, встроенным снегоподатчиком (самоходные), с самосвальной загрузкой (снегоплавильные заводы);
  • по типу используемого источника тепла – внешний (к примеру, горячая вода из общей системы ГВС) или собственный (дизельный двигатель, угольная топка);
  • по способу плавления снега – активный или пассивный.

В большинстве современных устройств поступающий в приемный бункер снег плавится нагретой водой. Вопрос лишь в том, как именно нагреть эту воду.

Источниками тепла для снегоплавилок могут являться:
Электрическая установка (вода нагревается от ТЭНов). Снеготаялка может быть оборудована собственной мини-электростанцией, к примеру, на дизельном топливе, или быть подключена к общей электросети;
Горелка, работающая на газовом, жидком или твердом топливе;
Горячая вода из системы общего водоснабжения;
Пар из котельной;
Обратная вода, поступающая с ТЭЦ;
Канализационные стоки.
При выборе снеготаялки в первую очередь нужно учесть, какой объем снежно-ледяной массы будет проходить через нее. Мобильные снегоплавилки, как правило, являются дизельными или электрическими. Установки на дизтопливе расходуют на плавление одного кубометра снега, в зависимости от мощности, 3-4 литра горючего в час. Электрические на тот же объем снега – в среднем 30 кВт/ч. И те, и другие целесообразно использовать для растапливания небольшого количества снега, при загрузке примерно 5-6 кубометров в час.
Если же необходимо утилизировать значительно большие объемы снега, стоит обратить внимание на стационарные снегоплавильные пункты (снегоплавильные заводы). Они работают, как правило, или от системы горячего водоснабжения, или от технической воды, сбрасываемой местной ТЭЦ, или… от систем канализации.
Именно последний вариант снегоплавильной машины является самым рентабельным с точки зрения экономики. Температура канализационных стоков даже зимой всегда стабильна, она составляет примерно +17 градусов Цельсия. Этого достаточно, чтобы плавить снег.
Таким образом, сточные воды представляют собой практически бесплатный источник тепловой энергии.

Общая схема и принцип работы.
Конструктивно снегоплавилка состоит из приемного отсека, снабженного дробилкой и сепаратором, плавильной камеры, нагревателя и двигателя (при необходимости) и коллектора, подключенного к общей системе канализации.
Приемный отсек стационарной снеготаялке необходим, так как в России в городах чистого снега не бывает. В приемном отсеке снег и лед проходят через дробильное устройство, раскалывающее крупные куски, и сепаратор, отделяющий мусор – опавшие листья, камни, ветки деревьев и прочие нерастапливаемые элементы. Отметим, что в случае с мобильными снеготаялками роль дробилки и сепаратора, как правило, играет живая сила – рабочие, раскалывающие лед и отсортировывающие мусор.
В плавильной камере очищенный снег смешивается с теплой водой, тает, и продукты таяния через коллектор сбрасываются в общую систему канализации. Нагреватель (при его наличии) может быть размещен как непосредственно в плавильной камере, так и вне ее. Также в снегоплавилке может присутствовать устройство-миксер, перемешивающее снежную массу для ускорения плавления.
Типовая компоновка снегоплавилки с собственным источником тепла:

Рисунок Сергея Журавского

А) Нагреватель помещен непосредственно в плавильной камере.

Рисунок Сергея Журавского

Б) Нагреватель вынесен за пределы плавильной камеры.

Обслуживание снегоплавильных установок.

Качество работы любой снегоплавильной машины прямо пропорционально “качеству” загружаемой в нее снежной массы. Практика показывает, что 95% всего техобслуживания любой снегоплавилки состоит в очистке приемника от различного мусора.
Собираемый на дорогах снег содержит грязь, щебень, опавшие листья, сломанные ветки – все, что может оказаться на городском тракте. Снегоплавильная машина, работающая на благо общественных трасс, нуждается в контроле оператора больше, чем машина, очищающая от снега крыши зданий или какую-либо закрытую территорию. При выборе снегоплавилки важно учесть, какова степень обычной загрязненности снега на будущем месте ее работы, чтобы определиться, требуется ли вам модель с дробилкой и сепаратором, или можно обойтись менее дорогой. Но в периодической очистке плавильной камеры нуждается любая снегоплавильная машина.
В среднем, при правильном подборе установки с учетом приблизительного уровня загрязненности снежно-ледяной массы на участке ее работы (на “грязном” участке должна работать машина с функцией сепарации) снегоплавильную камеру обычно требуется очищать раз в неделю. Стоит отметить, что одним из факторов, от которых зависит скорость очистки, является внутренняя конфигурация плавильной камеры. Кроме того, модели снегоплавилок, оснащенные миксером, сложнее в обслуживании.
Также периодическому осмотру и очистке при необходимости подвергается коллектор, через который сброс снеготаялки соединяется с канализацией. Некоторые модели снегоплавилок имеют выпускные фильтры, также способные засоряться.
Стационарные снегоплавильные заводы, работающие на сточных водах, имеют собственные уникальные системы очистки и, соответственно, график обслуживания.

Отечественные и зарубежные снегоплавильные установки.
В настоящее время на российском рынке снегоплавильные установки (СПУ) представлены в довольно широком диапазоне. В него входят отечественные марки – “ОСА”, “Горыныч”, СПУ производства ООО “Тотем” и зарубежные – продукция компаний “TRECAN”, “Snow Dragon” и некоторых других.
Приведем в качестве примера описание трех образцов мобильных СПУ отечественного и импортного производства. При расчете производительности условимся считать, что один кубометр загружаемого сырого, тающего снега весит примерно 400 кг. Итого 1 тонна снега имеет объем примерно 2,5 кубометра.

Дизельная СПУ Д-30 производства ООО “Горыныч”.
Данная снегоплавилка относится к классу мобильных несамоходных (перевозимых) установок. Способ транспортировки – платформа с крюковым погрузчиком. Тип машины – дизельная двухобъемная СПУ с загрузкой снежной массы автопогрузчиком.

Основные технические данные Д-30:

Снегоплавильная машина Д-30 является второй по возрастанию мощности установкой в ряду дизельных снегоплавилок российской марки “Горыныч”. Обладая сравнительно компактными для своего класса размерами, она, с учетом ее высокой производительности, хорошо подойдет для установки на территории крупного предприятия.

Виктор Крохин, представитель завода, Тверь:
“Мы приобрели снегоплавилку Д-30 для очистки внутренней территории предприятия – дорог, крыш цехов и административного здания. Для нас главное, чтобы дороги быстро чистились. Хочу отметить, что очень важно сразу правильно выбрать место установки машины, чтобы грузовики, подвозящие снег, не мешали другому транспорту – у нас, к примеру, автобусы ходят по территории. А так системой в целом вполне довольны. Для наших нужд ее производительности хватает”.

Снегоплавильная машина СПУ-5 “Тотем” от компании “ВТК-пром”.
Эта отечественная разработка также принадлежит к классу дизельных мобильных снегоплавилок. Установка производится на базе буксируемой платформы-прицепа, на котором в одном корпусе смонтированы агрегатный отсек с топливным баком и пультом управления, камера плавления снежно-ледяной массы и сектор сброса воды, подключаемый к системе канализации.

Основные технические данные СПУ-5 “Тотем”:

СПУ-5 “Тотем” при схожих с Д-30 габаритах более мобильна и, благодаря прицепной схеме, лучше приспособлена к частой смене дислокации. Но за это приходится платить вдвое меньшей мощностью. СПУ-5 хорошо подойдет как машина для оперативной снегоочистки в случае экстренной необходимости. Кстати, производитель предлагает также модификацию СПУ-5, работающую на газе.

Лидия Коробейникова, сотрудник предприятия ЖКХ, Воронеж:
“Если гора не идет к Магомету, то Магомет пойдет к горе. Нам требовалась снегоплавилка, которую можно легко перевезти с места на место. Подключил к канализации, растопил снег, прицепил машину к трактору и отбуксировал в другой район города. Снега у нас обычно выпадает не очень много, так что СПУ-5 вполне справляется. Главное – она неприхотлива в обслуживании”.

Снегоплавильная установка TRECAN 20-PD
Это дизельная буксируемая мобильная установка канадского производителя TRECAN, занимающегося выпуском снегоплавильного оборудования уже около полувека. Она выполнена по одноконтурной схеме, снабжена функцией “сухого” старта, то есть не требует обязательного заполнения бака плавления водой. Машина имеет бортовой компьютер, она способна самостоятельно отфильтровывать песок, щебень и прочие нерастапливаемые элементы. Они помещаются в специальный отсек и удаляются вручную после останова машины.

Основные технические данные TRECAN 20-PD:

Как видно из таблицы, TRECAN 20-PD – самая производительная и мощная из снегоплавилок, рассмотренных в нашем обзоре. Эта модель наиболее совершенна в техническом плане, что, конечно, не может не сказываться на ее цене. Тем не менее снегоплавильные машины TRECAN активно используются многими предприятиями в России, хотя некоторые пользователи отмечают, что в российских реалиях эта машина в обслуживании капризней отечественных аналогов.

Александр Алмазов, начальник складского комплекса, Сургут:
“У нас зимой снега знаете сколько выпадает? Горы. Сибирь все-таки. Специально решили купить “канадца”, с расчетом на то, что в Канаде условия схожи с нашими. Кроме того, нам было важно наличие сепаратора, так как в промзоне хватает технического мусора. Расчеты оправдались, территория от снега чистится оперативно, нареканий к машине нет. Хотя смотреть за ней, конечно, надо тщательно.”

Сравнительная характеристика СПУ:

Модель Д-30 СПУ-5 “Тотем” TRECAN 20-PD
Производительность, м3/час 30 15 41
Расход топлива, л/час 90 25 121
Габариты (Д*Ш*В), м 5,4*2,5*2 5,4*2,2*2,5 7*2,5*2,1
Объем камеры плавления, м3 4,5 1,5 8


Итог:
В нашем обзоре мы ознакомились с общими принципами работы снегоплавильных установок и рассмотрели три из них в качестве наглядного примера. Выбранные нами модели объединяет лишь то, что все они относятся к классу мобильных систем на дизельном топливе. Это несамоходные установки перемещаемого типа, имеющие, однако, собственный дизельный двигатель, работающий, естественно, на “зимнем” топливе. Все три установки отвечают современным экологическим требованиям. При этом нужно отметить, что установка канадского производителя, отличаясь технологическим совершенством, изначально все же предназначена для работы в более щадящих условиях, на чистых улицах канадских городов. Как показывает практика, несмотря на встроенный сепаратор, она все же требует предварительной очистки снежной массы от крупного мусора.

На крышах с достаточной несущей способностью могут применяться все стандартные снеготаялки на сетевой воде и электропитании.

Специально для крыш с ограниченной несущей способностью разработаны и . Их отличие друг от друга - в источнике тепла. На других территориях кровельные снеготаялки использовать тоже можно, но следует учитывать, что из-за небольших размеров водяных контуров они чувствительны к наличию в снежной массе мусора.

ОСА-7.01

Снегоплавильные установки ОСА-7.01 работают на сетевой воде. Если на кровле есть возможность подключиться к теплу, снеготаялка на воде из теплосети - наиболее оптимальный выбор. Между ИТП и агрегатом целесообразно использовать промежуточный контур с антифризом.


Рис. 4. Схема работы ОСА-6.10

Особенности эксплуатации

Перед началом работы необходимо заполнить снегоплавильный бункер холодной водой.

Все снегоплавилки ОСА оснащены мехническими фильтрами для предотвращения попадания в канализацию плавающего мусора. Твердый же осадок, содержащийся в снежной массе, практически, полностью задерживается в снегоплавильном бункере благодаря собственным конструктивным решениям нашего КБ.

Очистка снегоплавильного бункера производится по мере накопления твердого осадка. Для этого необходимо остановить насосы, отключить электропитание, слить талую воду в канализацию. Удаление твердого осадка производится вручную.

Частота очистки кровельной снеготаялки зависит от степени загрязненности снега и соответствия производительности установки величине обслуживаемой территории.

При работе необходимо следить за состоянием фильтра циркуляционного насоса. О необходимости его очистки можно судить по снижению напора в контуре орошения - струи воды становятся слабыми. Для очистки фильтра насоса необходимо его остановить, отключить электропитание, извлечь насос из воды, удалить накопившиеся отложения.

Уход за насосами необходимо производить в соответствии с руководством по их эксплуатации - своевременно проверять уровень масла и при необходимости - доливать.

В зимний период любой владелец дачи или частного дома сталкивается с необходимостью очистить от снега двор, дорожки, проезд к дому, а также крышу. Используя специальную технику, выпуском которой занимаются многие компании, сделать это легче и быстрее. Но есть и другой вариант: снегоуборочная машина своими руками. Собрать устройство самостоятельно под силу любому, кто знаком с принципом работы снегоуборщиков и имеет определенные технические навыки.

Снегоуборочные машины предназначены для механического удаления снежного покрова на требуемом участке. В их функции входит сбор снежной массы и откидывание ее к месту сбора. Двигатель, приводящий в действие машину, может быть электрическим или бензиновым. А саму снегоуборочную технику подразделяют на (с гусеничным или колесным приводом), с ручным управлением, одноступенчатую и двухступенчатую.

Для самостоятельной сборки такой садовой техники можно использовать двигатель от бензопилы, электромотор или , а также различные подручные материалы, которые наверняка имеются у каждого в хозяйстве. Перед тем как сделать снегоуборщик своими руками, следует ознакомиться с разновидностями такой техники и выбрать для себя приемлемый вариант.

Электрические снегоуборщики способны очистить небольшие участки рядом с домом, например, крыльцо или неширокие дорожки. Для освобождения от снежного покрова территории внушительных объемов такой агрегат не подойдет. Кроме того, его работа не отличается эффективностью, если имеют место наледи или значительные сугробы. С другой стороны, подобная техника довольно компактна, легко управляется и удобна в хранении.

С удалением большого количества снега с огромных территорий прекрасно справляются самоходные снегоуборочные машины на бензиновом двигателе. Передвигаясь самостоятельно, эти аппараты обладают отличной проходимостью и большой дальностью выброса. Техника имеет достаточно большие размеры, однако при работе абсолютно не нуждается в применении физических усилий.

Перед тем как сделать ручной снегоуборщик своими руками, нужно иметь в виду, что несамоходные модели предназначены для уборки небольших участков от свежевыпавшего снега толщиной до 25-30 см. Их в основном используют для ежедневной очистки тротуаров, садовых дорожек и крыш плоской формы. Такие устройства достаточно маневренные, однако при удалении плотного слоя управлять техникой будет затруднительно, так как придется толкать не только аппарат, но и толщу снега перед ним.

Полезный совет! Выполняя сборку несамоходной снегоуборочной машины для дома своими руками, следует использовать как можно более легкие детали, так как работать техника будет за счет усилий человека.

Как сделать снегоуборщик своими руками

Изготовление самодельной снегоуборочной машины для дома своими руками - отличная возможность не тратиться на приобретение дорогостоящих моделей от ведущих производителей и в то же время избежать трудоемкой расчистки участка от снега с помощью лопаты. Кроме того, техника собственного изготовления станет предметом гордости любого хозяина загородного дома или дачи.

Собрать самодельную снегоуборочную машину будет несложно, если иметь представление о принципе работы такой техники и ее устройстве. Для расчистки снега с поверхности дорожек и двора собственного дома достаточно будет собрать шнековую или роторную модель. Это несложные по устройству машины и изготовить их под силу каждому. Изготовление комбинированного самодельного снегоуборщика своими руками несколько сложнее, но при желании можно справиться и с этим.

Перед тем как сделать своими руками снегоуборочную машину, необходимо определиться с типом двигателя. Оснащая технику двигателем внутреннего сгорания, следует учесть, что это будет достаточно мощный агрегат, который сможет функционировать на любой поверхности вашего участка. Однако, комплектующие и топливо для него достаточно дорогостоящие. Кроме того, к недостаткам относят сложное техническое содержание такой техники.

Что касается снегоуборочной машины своими руками с электродвигателем, то в этом случае можно использовать любой мотор от сравнительно мощного электрооборудования. Подойдет двигатель от триммера или электропилы. К достоинствам такой техники можно отнести доступность электроэнергии, к недостаткам - небольшой радиус действия. Чтобы охватить всю территорию потребуется наличие удлинителя или уличной проводки с несколькими розетками.

Полезный совет! При сборке электрического снегоуборщика своими руками следует учесть, что для электродвигателя необходима хорошая гидроизоляция, так как он боится влаги.

В сети можно отыскать большое количество видео самодельных снегоуборщиков, просмотр которых поможет наглядно ознакомиться с технологией изготовления снегоочистителей различных типов.

Изготовление снегоуборщика своими руками из бензопилы

Главными преимуществами самодельного снегоуборщика из бензопилы являются:

  • невысокая стоимость комплектующих (кроме того, можно приобрести бывшую в употреблении мотопилу по низкой цене);
  • высокая производительность агрегата;
  • возможность изготовить основные узлы из имеющихся в наличии подручных материалов.

Недостаток заключается в невозможности обеспечения аппарата самоходным движением.

При изготовлении своими руками снегоуборщика из бензопилы в качестве движущей силы используют ее мотор. Чтобы приспособить двигатель от такой техники под снегоуборочную машину, необходимо отсоединить его от рамы и немного модернизировать. Мощность мотора будет влиять на основные показатели снегоуборщика: качество расчистки, диапазон выброса и другие параметры.

Кроме двигателя, в конструкцию снегоочистителя входит:

  • корпус шнека (ковш) - можно изготовить его из кровельного листового металла;
  • вал шнека - подойдет труба диаметром 20 мм (¾ дюйма);
  • винтовая поверхность шнека - изготавливается из листового железа, некоторые используют транспортерную ленту;

  • боковые части - для их изготовления используют фанеру 10 мм или листовую сталь;
  • несущая конструкция (рама) - ее сваривают из профильной трубы (уголок 50 х 50 мм);
  • ручка - из трубы диаметром 15 мм (½ дюйма);
  • лопатка для подачи снега в выпускной желоб - металлическая пластина 120 х 270 мм.

В работе можно воспользоваться чертежами снегоуборщика из бензопилы своими руками, размещенными пользователями в интернете.

Формирование шнека для снегоуборщика своими руками: видео поэтапного изготовления

Основным рабочим элементом снегоуборочной машины выступает шнек. Он представляет собой режущие кольца-лопасти, присоединенные к валу привода. В качестве вала используют трубу длиной около 80 см. В центре трубы нужно пропилить сквозное отверстие, в которое впоследствии будет вставляться лопатка для подачи снега. При вращении вала (трубы) лопатка будет откидывать снег.

Перед тем как сделать своими руками шнек для снегоуборщика, необходимо разработать схему или воспользоваться готовыми чертежами, по которым будут вырезаться кольца. Лопасти шнека изготавливают из листовой стали. Для этого из металла вырезают 4 диска, разрезают их и вытягивают в форме витка. После этого готовые части спирали приваривают к трубе: с каждой стороны поровну.

Далее, определив центр вала, приваривают параллельно друг другу две лопатки, которые и будут выбрасывать снег. По краям трубы привариваются металлические распорки для фиксации винтовой конструкции. Спиралеобразные лопасти с одной стороны крепятся к распоркам, с другой - к центральным лопаткам.

Полезный совет! При изготовлении шнека для снегоуборочной машины из бензопилы своими руками очень важно, чтобы витки металлической спирали были расположены на одном расстоянии от центра и по направлению к нему. В противном случае техника будет сильно вибрировать.

При изготовлении корпуса шнека его длину оставляют равной длине вала с учетом отрезка для привода. К краям вала приваривают цапфы, с помощью которых его устанавливают на подшипники. Их применяют в закрытом исполнении, чтобы избежать попадания снега и воды. Получить наглядное представление об изготовлении шнека можно, если посмотреть видео самодельного снегоуборщика: своими руками собрать снегоочиститель в этом случае будет намного проще.

Сборка своими руками снегоуборочной машины из бензопилы

Изготовление корпуса шнека начинают с боковин. Для этого из металла вырезают два круга, диаметр которых превышает диаметр шнекового узла на 6-7 см. К боковинам приваривается изогнутый в полукруг лист металла соответствующего размера. В центре боковых частей устраиваются отверстия, в которые вставляется шнековый механизм. Подшипники привариваются к боковинам с внешней стороны. На участке трубы под привод фиксируют сваркой ведомую звездочку (подойдет звездочка, например, от мотоцикла).

Далее приступают к устройству снегоотвода. Его можно сделать из трубы диаметром 100 мм и длиной около 1 м. Для того чтобы установить трубу, в корпусе шнека проделывают отверстие соответствующего диаметра. Оно должно находиться на задней стенке корпуса. В это отверстие вставляется труба снегоотбрасывателя, фиксируется болтами, а сверху устанавливается короб.

Каркас для снегоочистителя делают путем сваривания в раму профильных труб. К поперечным уголкам рамы присоединяют планки для крепления двигателя. Следует отметить, что силовая установка должна свободно перемещаться вдоль рамы и иметь возможность быть зафиксированной в нужном положении. К каркасу приваривается ручка с выведенным на нее управлением дроссельной заслонкой двигателя самодельной снегоуборочной техники.

Самодельная с продольным расположением двигателя

В зависимости от типа рельефа каркас снегоуборщика оснащают колесами или полозьями. Для ровных участков можно использовать колеса, для бугристой и неровной поверхности - полозья. Основу для полозьев делают из брусков, к которым крепят пластиковые накладки для хорошего скольжения.

Снегоуборочная машина своими руками: преимущества электрической модели

Электрические снегоуборочные машины обладают некоторыми преимуществами перед моделями, оснащенными двигателями внутреннего сгорания. К их числу относятся:

  • относительно тихая работа;
  • ввиду отсутствия в двигателе фильтров, топлива, свечей зажигания такие агрегаты просты в уходе и обслуживании;
  • нет необходимости в заправке топливом;
  • небольшой вес оборудования;
  • при работе не выделяют дыма;
  • небольшие затраты и отличная эффективность.

Однако, электрические снегоочистители имеют и недостатки, среди которых:

  • небольшая мощность двигателя (до 2 кВт);
  • постоянный контроль за состоянием электрокабеля на наличие в нем повреждений;
  • небольшой радиус действия (насколько позволяет длина переноски);
  • необходимость в применении усилий для передвижения прибора.

Полезный совет! Перед тем как сделать снегоуборочную машину с электродвигателем, подберите провода, изоляция которых будет выдерживать нагрузку и не будет трескаться под воздействием мороза.

Сборка электрического снегоуборщика своими руками

Технология изготовления электрической снегоуборочной техники своими руками во многом схожа с устройством бензиновых моделей, однако движущей силой у такого оборудования выступает электромотор. Это может быть простейший двигатель от электропилы, болгарки или другого электроинструмента. Руководствуйтесь при сборке своими руками чертежами электрического снегоуборщика. Видео-ролики по теме помогут избежать ошибок при монтаже.

Конструкции шнекового узла и корпуса могут быть собраны, как в примере снегоочистителя на базе бензопилы. Остается подсоединить электродвигатель. Это можно сделать разными методами: посредством редуктора или ременной передачи. В первом варианте ось вращения мотора располагается перпендикулярно трубе (валу). Шнек вращается благодаря редуктору, который соединяет вал и ось электродвигателя.

Второй вариант предполагает, что ось двигателя и вала шнека размещены параллельно и соединяются ремнем. Такая схема позволяет быстро снимать и монтировать электродвигатель, регулируя натяжение ременной передачи. Для работы можно воспользоваться готовыми чертежами, которые можно подкорректировать под свои размеры.

Статья по теме:


Варианты изготовления снегоуборщика своими руками. Характеристики различных моделей. Инструкция по самостоятельной установке.

Приступая к самостоятельной сборке, следует придерживаться некоторых рекомендаций:

  • чтобы избежать выхода из строя двигателя в результате попадания в шнек камней и других предметов, необходимо использовать предохранительные втулки, болты. Благодаря этому, при превышении нагрузки выйдут из строя болты, а двигатель не заклинит;
  • ширина корпуса шнека выбирается с учетом размера поверхности, требующей очистки;
  • при устройстве одноступенчатого снегоуборщика следует выпускной желоб располагать сверху и сбоку корпуса, что позволит выбрасываемому снегу проходить меньшую дистанцию.

Компоновка снегоуборщика из триммера своими руками

Для сборки самодельного снегоуборщика из триммера подойдут не все модели электрокосы. Если триммер имеет изогнутую штангу с передачей вращения стальным тросиком, то такой инструмент является маломощным и не годится для изготовления снегоуборщика. Одним из требований является наличие у триммера прямой штанги и передачи вращения от мотора к катушке посредством редуктора и жесткого вала. Такие устройства более мощные и могут быть использованы для снегоочистителей.

Перед тем как сделать самому снегоуборочную машину из триммера, необходимо проверить наличие всего необходимого инструмента. Вам понадобится сварочный аппарат, болгарка, дрель. Последовательность работ следующая:

  • корпус можно выполнить из небольшой металлической бочки, которую необходимо срезать приблизительно на 15 см от днища. По центру дна бочки устраивается отверстие, в которое будет помещен выступающий элемент редуктора. По краям сверлятся отверстия - на расстоянии, совпадающем с креплениями щитка на самом редукторе;
  • на боковой части бочки проделывается отверстие квадратной формы размером 10 х 10 см для откидывания снежной массы;

  • третью часть открытого корпуса необходимо накрыть листом жести так, чтобы отверстие для выхода снега оказалось строго в центре;
  • для изготовления ротора понадобится четыре лопасти. Нужно вырезать из листового металла четыре прямоугольные пластины размером 25 х 10 см. Эти заготовки необходимо обрезать так, чтобы получилась форма лопасти. После этого их приваривают к диску триммера;
  • снегоотвод можно сделать из оставшихся частей от металлической бочки. Для этого вырезается прямоугольная полоса 15 х 30 см. Эту болванку необходимо загнуть и приварить к ней боковые части высотой 10 см. Благодаря им, снег при выбросе будет направлен в определенную сторону;
  • мастерим лопатку. Ее делают из листового металла 30 х 40 см. Края пластины загибают так, чтобы бортики были высотой около 2 см;
  • снегоотвод приваривается к корпусу в том месте, где расположено отверстие для выброса. Лопатку фиксируют снизу. Редуктор закрепляют болтами. Ротор устанавливают как нож триммера.

Более подробно ознакомиться с процессом сборки поможет видео снегоуборщика из триммера своими руками.

Устройство роторного снегоуборщика своими руками

Основными составляющими самодельного роторного снегоуборщика своими руками являются:

  • двигатель внутреннего сгорания, оснащенный глушителем;
  • топливный бак;
  • трос управления дроссельной заслонкой.

Для изготовления всех элементов снегоуборщика необходимо будет наличие токарного станка. Его используют для того, чтобы подогнать все детали механизма до нужного размера. Если такого оборудования нет в наличии, изготовление ротора можно заказать в мастерской по имеющимся у вас эскизам.

Мероприятия по устройству роторного снегоочистителя можно разбить на несколько этапов:

  • сборка шнекового механизма;
  • изготовление ротора;
  • монтаж корпуса;
  • устройство каркаса.

Изготовив каждый узел отдельно, их собирают в одну конструкцию. Чтобы снегоуборочная машина имела презентабельный вид, ее после сборки окрашивают.

Изготовление комплектующих для роторного снегоуборщика

Технология изготовления шнекового механизма аналогична устройству шнека для снегоуборочной машины из бензопилы. В качестве винтовых лопастей можно использовать плотную (толщиной 10 мм) транспортерную ленту. Габариты шнекового узла должны соответствовать размерам на чертежах.

Ротор изготавливают из листового металла толщиной 2,5-3 мм. С помощью циркуля необходимо начертить на листе круг нужного диаметра и вырезать его болгаркой. Чтобы сделать лопасти, за основу берут заготовочную деталь от электродвигателя. Из листового металла формируют лопасти. Их приваривают на равноудаленном расстоянии друг от друга к стальному диску, соединенному со ступицей. Количество лопастей должно быть не менее четырех.

Каркас для снегоочистителя собирают, сваривая отрезки из металлического уголка в раму согласно имеющейся схеме. Все составляющие каркаса крепятся посредством болтового соединения.

Полезный совет! В роторных снегоуборщиках следует использовать более мощные подшипники, которые смогут устоять при биении роторного механизма.

Когда все составляющие снегоуборщика будут готовы, приступают к их сборке в единый агрегат. На роторный механизм насаживают вал шнека. Затем весь этот механизм фиксируют на каркасе с помощью болтов и прижимного кольца. Крепление ротора к раме производится посредством специальной скобы. В качестве снегоотбрасывателя для самодельного роторного снегоуборщика используют трубу из пластика диаметром 100 мм.

Преимущества комбинированных моделей снегоуборщиков

В сравнении со шнековыми агрегатами снегоуборочные машины комбинированного исполнения более эффективны в работе, так как нагрузку распределяет между собой и шнек, и ротор. Они обладают достаточной мощностью и могут справиться с очисткой территории от снежной толщи внушительного объема. Среди преимуществ самодельных роторных снегоочистителей выделяют:

  • отличную маневренность и высокую производительность техники;
  • в зависимости от используемого двигателя, дальность выброса снега может достигать 12 м;
  • возможность регулировать ширину захвата снежного покрова;
  • небольшой вес машины (до 20 кг) позволяет справиться с очищением придомового участка (в том числе и женщине);

  • возможность проведения ремонта снегоуборщика своими руками;
  • невысокая стоимость материалов для изготовления всех комплектующих агрегата.

Самостоятельное изготовление роторной снегоуборочной машины довольно сложное и кропотливое дело. Если вы плохо разбираетесь в технике, не обладаете определенными навыками или не имеете необходимого инструмента, а купить заводскую модель пока не позволяют финансы, можно изготовить своими руками снегоуборочную лопату.

Изготовление снегоуборщика своими руками: видео-сюжеты о самостоятельной сборке

Для многих может показаться самостоятельная сборка снегоочистителей очень сложной задачей. Оправдывая высказывание «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», многие умельцы размещают в интернете тематические видеоролики. Видео содержат основные моменты сборки самодельных снегоуборочных машин, а также информацию об использованных для их устройства комплектующих.

В интернете можно отыскать огромное количество видеоинструкций, где представлены различные варианты самодельной снегоуборочной техники: на базе двигателя от бензопилы, а также электродвигателя. В сюжетах описана методика изготовления шнекового механизма и приведены возможные материалы для их изготовления.

В сети можно найти много готовых чертежей и схем сборки снегоуборочных машин различных моделей. Ими можно воспользоваться для изготовления собственной модели, при этом все размеры в чертежах можно откорректировать применимо к индивидуальному снегоуборщику.

Знакомство с видеоматериалами даст полезную информацию о том, как грамотно подготовить к работе и настроить снегоуборочную машину. В видео ремонта снегоуборщика своими руками размещена наглядная информация о часто встречающихся неисправностях и поломках, способах их устранения, а также правильного технического обслуживания устройств.

Детально изучив предлагаемые чертежи, схемы, пошаговые инструкции и видеоматериалы, каждый может попробовать свои силы в изготовлении домашнего снегоочистителя. Ведь у каждого в гараже или мастерской найдется старая газонокосилка, бензопила или другой инструмент, который сгодится для приспособления его под снегоуборочную машину. А тем, кто сомневается в своих возможностях, лучше приобрести заводскую модель.

Коллега в предыдущем посте спрашивал про экономическое обоснование снегоплавилок. Попробую ответить.
Действительно, убранный снег плавят на т.н. снегоплавильных установках. Однако делается это далеко не во всех городах, проще посчитать где это делается, чем где не делается. Например, у нас в Самаре снег вообще не чистят , т.к. нынешний мэр не знает ничего про экономическое обоснование снегоплавилок и думает, что придет весна, все и так само растает.

1. Коллега в предыдущем посту писал про электроэнергию. Никто эл.эном не плавит снег в промышленных масштабах! Попробуйте воткнуть кипятильник в бочку со снегом. Много наплавите!?

2. Снег в промышленных масштабах плавят за счет продуктов сгорания от природного газа. Если на словах объяснять, то это такой большой туристический котелок, куда КамАЗами привозят снег. Дело жутко затратное, если использовать только продукты сгорания от сжигания топлива. Поэтому хитрый план энергетиков таков - смешивают продукты сгорания и воду, полученную от плавления. Получается что-то вроде горячего душа, которым поливают на снег.

3. Условно принципиальную схему современной снегоплавилки можно представить в следующем виде. Дымовые газы (ДГ), они же продукты сгорания поступают в смесительный теплообменник, где разбавляются талой водой. Далее т.н. газопаровая смесь (влажный пар+продукты сгорания) направляют на снежную массу. КПД такой установки близок к 100%, т.к. все тепло от сожженного топлива идет на плавление снега.

4. Считаем экономику.
1 куб. метр природного газа - это примерно 36000 кДж тепловой энергии. Условно считаем, что КПД нашей снегоплавилки 100%. Удельная теплота плавления льда - 330 кДж/кг. Воду греем, условно до 5 градусов Цельсия.
Получается: 36000=m*330+m*4.2*(5-0), m - масса льда и воды, 5 - температура воды на выходе из снегоплавилки, 0 - начальная температура воды, 4.2 - теплоемкость воды.
Получается 102 кг снега можно расплавить одним куб.метром природного газа. Условно считаем, что 1 куб.метр газа - это 100 кг снега.
Стоимость 1000 куб.метров газа для промпредприятий сейчас около 4000 рублей. На 4000 рублей можно расплавить 100 тонн снега. Это что касается текущих затрат на топливо. С учетом всех затрат, в т.ч. на подвоз снега, амортизационные отчисления и т.п. цена увеличивается примерно в 4 раза.

5. И самое важное. Идея с плавлением снега берет свои начала не как средство с борьбы с излишним количеством снега, а как способ совмещения приятного с полезным. Дело в том, что снег - это по сути конденсированная вода без солей жесткости. Такая вода очень ценится на электростанциях. Достаточно произвести простую механическую очистку и деаэрацию, как мы получаем качественную дистиллированную воду, стоимость которой сейчас около 150-200 руб. за тонну!

Резюме.
При грамотном построении работы снегоплавильных установок, можно еще в плюс уйти и совместить приятное с полезным.