Сохранение локальных исторических комплексов методами градостроительного регулирования. Примеры реконструкции исторических частей городов Аспекты реконструкции исторических центров

Перед многими владельцами малого бизнеса встает вопрос об узаконивании реконструкции нежилого объекта недвижимости. В противном случае в дальнейшем могут возникнуть проблемы в процессе ведения бизнеса или при продаже помещения.

Основные шаги по проведению законной реконструкции

При реконструкции помещений, которая предусматривает изменение наружной конфигурации здания, к примеру, устройство новых входных групп, надстройку мансарды, увеличение балконов, добавление террас и тому подобное, необходимо получение градостроительных ограничений и условий. Если планируемые работы не предполагают расширения площади, получение этой документации не требуется. В случае, когда здание – памятник архитектуры, то, как правило, какие-либо изменения его внешнего вида не допускаются. Напротив, зачастую выдвигается требование восстановление первичных фасадов, согласно сохранившимся фотоматериалам.

Перед началом строительных работ, заказчику необходимо обратиться для разработки документации и сопровождения ее согласования в проектную организацию, имеющую соответствующую лицензию. Техническое обследование зданий требуется при любой реконструкции, особенно при ее проведении в «старом фонде». В такой ситуации, помимо установления возможности переноса перегородок, внутренних инженерных коммуникаций и прочего, чрезвычайно важны выводы комиссии о физическом состоянии конструкций. Из-за ветхости строения, может потребоваться целый ряд конструктивных мероприятий: укрепление дверных и оконных проемов, усиление фундаментов, замена перекрытий, кровли.

Перепланировка и реконструкция объектов культурного наследия и памятников архитектуры требует выполнения комплексной экспертизы проекта, предоставления научно-технической документации, согласования в государственных органах охраны наследия культуры. В частности, получить разрешение на изменение планировки памятника истории чрезвычайно сложно. Самовольный же перенос внутренних перегородок чреват крупным штрафом и переделкой планировки в исходное состояние за счет заказчика.

Роль строительной экспертизы в разрешении споров

Без проведения всех необходимых мероприятий и оформления разрешительных документов, объект недвижимости не является законным. Для разрешения разногласий и споров судом для независимой экспертной оценки сложившейся ситуации может быть назначена судебная строительно-техническая экспертиза . Это особый вид исследования, который может иметь решающее значение не только при спорах относительно качества и стоимости строительных работ, праве собственности, эксплуатации постройки. Не вовремя сделанное обследование объекта или невыполнение его итоговых рекомендаций может послужить причиной разбирательств уголовных дел об авариях, несчастных случаях.

Расположение своего офиса, бутика, ресторана в исторической части городов очень привлекательно. Но приобретая в таких районах недвижимость для бизнеса, необходимо внимательно относиться к ряду специфических аспектов ее подготовки и узаконивания.

Метод бесконфликтной реконструкции исторического квартала

.
,

Мы продолжаем знакомить с опытом проектирования в историческом центре, накопленным самарской архитектурной школой за uоды деятельности. Сегодня мы публикуем проект архитектурного бюро «ОСТОЖЕНКА» «Методика бесконфликтной реконструкции исторического городского квартала».

Текст: Евгения Репина

В 2009 году под эгидой Московского общества охраны наследия (MAPS) и влиятельного европейского движения за сохранение наследия SAVE Europe’s Heritage по инициативе архитектора Виталия Стадникова была издана книга «Самара: Наследие под угрозой». В предисловии к этой книге Вячеслав Глазычев, видный российский ученый и общественный деятель, написал: «…постсоветская Самара по части наглого (так и хочется сказать «конкретного») истребления своего многослойного исторического субстрата превзошла прочие миллионные города России». Он также назвал эту книгу «призывом к власти губернской и городской: одумайтесь, господа!».


Кроме напоминания о важности сохранения исторической памяти, Глазычев подчеркнул и более прагматические аспекты: «сокращение исторической многослойности города снижает капитализацию среды». Во всем мире жить в историческом центре престижно, цены на недвижимость в центре всегда растут, ведение там бизнеса наиболее привлекательно. Города, в которых присутствует исторический центр, гарантированно привлекают туристов.


Значительная часть этого издания посвящена защите исторической части города – квартальной застройке 19-го века, которая так поразила Маркуса Бини, председателя SAVE Europe’sHeritage. Вот как он описывает самарские кварталы, побывав в городе в 2008 году: «Приезжая в Самару, испытываешь глубокое волнение, открывая для себя большой город, о котором на Западе мало кто слышал. Город богат не только пышными зданиями музеев и театров, но и живописной рядовой архитектурой с потрясающей деревянной застройкой. Но сегодня и улицам исторического центра, и зеленым пригородам угрожает настоящее цунами уничтожения, такое же разрушительное, как массовые бомбардировки европейских городов во время Второй мировой войны. (…)


Первый осмотр города убеждает в том,что самая большая опасность нависла над традиционной деревянной архитектурой Самары. Ажурный орнамент окон, дверей, карнизов фронтонов особенно богат в сравнении с образцами западноевропейского деревянного зодчества. Трагедия состоит в том, что почти все такие дома полностью заброшены… Жизненно важно продемонстрировать, что эти характерные для Самары дома могут стать привлекательным современным и удобным жильем. (…)

Показательным примером таких зданий может послужить Сан-Франциско. Около 48 000 деревянных домов было построено там за 65 лет, прошедших от Золотой Лихорадки 1849 года до землетрясения 1906 года. Тысячи подобных домов были спасены от сноса в 1960-е благодаря активности местных жителей. Их покрасили в традиционные цвета и новые цветовые гаммы, предложенные художниками. Теперь они являются одной из ведущих туристических достопримечательностей города».

Публикация «Самара: Наследие под угрозой» была замечена в мировом сообществе, а одним из результатов ее появления стало сохранение фабрики-кухни, памятника советского авангарда.


Следующим шагом Виталия Стадникова в деле сохранения самарской исторической среды стала разработка в союзе с архитекторами именитого московского бюро «Остоженка» инновационной методики бесконфликтной реконструкции исторического городского квартала (авторы проекта: Александр Скокан, Андрей Гнездилов, Виталий Стадников, Михаил Скороход).


Самарская сетка регулярных кварталов возникла по екатерининскому указу в 18-м веке. Городской квартал делился на отдельные участки (парцеллы, межи). Эта структура идеально соответствовала росту и уплотнению застройки, вызванных развитием рыночных отношений и ростом населения, однако изменения 1917-го нарушили естественное развитие города.


По мнению авторов проекта после отмены частной собственности «фактически перестает существовать планировочная сетка домовладений, начинается распад внутриквартальной структуры и жилой среды. Происходит не только стихийное замещение частных пространств общественными, но и размывание границ личной ответственности каждого отдельного горожанина». Очевидно, что стихийная застройка исторических кварталов с нарушением естественных кодов среды ведет к вымиранию исторического центра.


Основная идея проекта – поддержание благополучного состояния городской среды возможно силами самих горожан в союзе с инвесторами при сохранении естественной парцелляции кварталов -- того, что мы называем «самарскими двориками», и узаконивании прав частной собственности, позволяющей реализовывать интересы домовладельцев с опорой на соседское право.

Именно эти принципы положены в основу устойчивого развития исторических центров городов во всем мире. Оно же существовало в России в дореволюционное время. Соблюдение этих правил плюс регламентация плотности застройки приведет к сохранению органичного масштаба застройки и естественному обновлению среды. Это и есть метод бесконфликтной реконструкции.


Очевидно, что любая городская территория – зона потенциального конфликта: жителей, инвесторов и власти, когда каждая из сторон решает собственные задачи. Особенно эта ситуация обостряется в зоне существующей застройки, требующей реконструкции и тем более обладающей исторической ценностью. Существуют устойчивые стереотипы в отношении инвестирования в подобные территории: требуются серьезные капиталовложения, необходимо вырабатывать сложные решения без опоры на очевидные алгоритмы, при инвестировании невозможно получить быструю прибыль, не отработаны сами механизмы получения такой прибыли, возникают противоречия при применении существующих нормативов, жители считаются деклассированным элементом, серьезно обременяющим застройщика.


Поэтому застройщику, привыкшему получать сверхприбыли, гораздо проще отселить жителей, а на месте снесенной исторической среды возвести небоскребы и типовые секционные дома, благодаря чьей-то, видимо, шутке, названные элитным жильем.


Однако, исследование, выполненное в «Остоженке», демонстрирует, что застройка исторических кварталов по принципам микрорайона неэффективна с точки зрения получения квадратных метров: мировой опыт показывает, что более плотная застройка средней этажности позволяет получить 40 000 м2 на га против 25 000 м2 при высотной застройке.


Кроме того типовая застройка высотными домами создает массу проблем – дегуманизированную среду, лишенную зелени, пространства для естественного существования детей, перенасыщенную неорганизованными автостоянками, обремененную хозяйственными конфликтами, лишенную признаков городской жизни. В сущности, это маргинальный, устаревший тип среды.



«Брандмауэрное межевание», т.е. независимое существование домовладения внутри противопожарных стен позволяет решать все эти проблемы благодаря четко определенным зонам ответственности, небольшому масштабу, сохранению исторических кодов, независимому развитию каждой территории.


Наш опыт общения с жителями исторических кварталов показывает, что есть люди, готовые небольшими средствами и собственными силами заниматься реконструкцией среды и поддерживать памятники и просто ценную на их взгляд среду в должном состоянии. Более того, такая самодеятельная активность заражает соседей, начинается цепная реакция обновления среды.


По мнению этих активных горожан, юридическая амнистия, сделав людей собственниками земли и избавив их от унизительных и непродуктивных попыток узаконить столь естественные в таком типе жилья перепланировки, позволят этой среде развиваться в ключе устойчивого развития.


Таким образом в результате предложенного метода реконструкции выигрывают все стороны потенциального конфликта, в результате чего город сохраняет свой статус, облик, качество городской жизни. Инвесторы получают способ создавать более плотную городскую среду, туристы имеют мотив для визитов, горожане получают разнообразную, комфортную среду с развитой городской инфраструктурой, с яркими признаками городского центра.

Бабуров А.

Сохранение исторического наследия в современном городе представляет особую важность. Значительные по площади и по своему положению в общегородской структуре территории лишаются черт индивидуальности, а сохраняемые памятники архитектуры, без соответствующего окружения эстетически обесцениваются. Необходимо поэтому в наши дни говорить о комплексном памятнике архитектуры — «исторической городской среде», распространяя это понятие на целые городские районы, в которых совокупность составляющих их пространств и зданий представляет неизмеримо большую художественную и историческую ценность, нежели их сумма.

Историческая городская среда есть комплексно воспринимаемое, зримое выражение архитектурно-планировочной структуры, формирование которой происходило в течение длительного периода времени. Важнейшее качество исторической городской среды — органичная взаимосвязь составляющих ее элементов — зданий, площадей, улиц, их пространственное соответствие друг другу и масштабу человека.

Введение понятия «исторической городской среды» придает проблемам реконструкции исторических городов новый характер. В этом смысле большой интерес представляет опыт градостроителей Великобритании, где конфликт между старым и новым (в условиях частной собственности на землю) возникает в особенно острой форме, а задача сохранения исторической городской среды начинает рассматриваться как неотъемлемая часть общей задачи развития исторического города. Реконструкция исторически сложившихся центров городов сейчас одна из важнейших задач английского градостроительства. Великобритания является одной из наиболее урбанизированных стран Европы. За последние 160 лет городское население выросло в 20 раз и составляет 80% общего населения страны.

К концу века население Великобритании увеличится еще на 15—20 млн. человек в основном именно за счет городского населения. Территория страны ограничена, и широкое строительство новых городов невозможно. Поэтому население будет размещаться в дальнейшем преимущественно в существующих городах.

Англия — страна древней градостроительной культуры. Многие города в южной части острова относятся к эпохе римского завоевания и имеют в основе планировочной структуры перекресток дорог римского лагеря. В конце VI в. н. э. началась христианизация Англии, и в каждом городе, существовавшем к этому времени, был построен собор и учреждена епископская кафедра. Такие города получили название кафедральных (рис. 113). Другие, появившиеся позднее, выросли вокруг укрепленных замков и монастырей (рис. 114). К XI в. в Англии было уже более 80 городов. Период расцвета английских городов приходится на средние века. Однако в начале капиталистического развития для Англии был характерен перенос промышленности в деревню. Развитие городов приостанавливается. Их архитектурно-планировочные структуры, получившие законченное воплощение в средневековье, существовали, таким образом, без существенных изменений вплоть до начала промышленной революции. Ритм и масштабы изменений пространственной структуры городов носили в то время характер постепенных уточнений в рамках неизменной планировочной структуры, благодаря чему образовалась специфическая пространственная среда английского исторического города (рис. 115).

Рис. 113. Эксетер. Собор и романская церковь

Рис. 114. Виндзор. Замок и город

Рис. 115. Йорк. Улица в центре

В отличие от городов континента требования обороны в средневековых английских городах были менее жестки, города занимали большую территорию; среди плотной средневековой жилой застройки здесь сохраняются большие свободные пространства вокруг собора в кафедральном городе или колледжа в городе-университете (рис. 116). Поэтому одно из наиболее характерных качеств пространственной среды английского исторического города — контрастность пространств и архитектуры: сочетание тесноты и простора, мелкомасштабной городской застройки и более крупного (но все-таки небольшого с сегодняшней точки зрения) масштаба собора или колледжа (рис. 117). Собор и колледж по-разному взаимодействуют с пространством города. Это различие проистекает из природы этих сооружений («собирающего вокруг себя» или «обрамляющего пространство двора») и определяет различный характер исторической городской среды кафедрального города и города-университета.

При относительно простой строительной технике и примитивном транспорте того времени формирование планировочной структуры происходило в соответствии с природными условиями и топографией места; планировочная структура была таким образом органично связана с природной средой, приобретая в каждом случае индивидуальный характер. Пространственной среде исторического английского города присущи непреднамеренность, внезапность видов и зрительная взаимосвязь городских пространств с пространством природы. История английских городов почти не знает случаев волевого вмешательства в естественный процесс их формирования в виде проектов перепланировки, отрицающих все предшествующее развитие, как это иногда происходило в городах континента. Когда имели место крупные градостроительные мероприятия (как, например, в Бате), сложившееся городское ядро рассматривалось как непреложная ценность, а новые городские структуры органично развивали планировку в новых стилистических формах (рис. 118).

Рис. 116. Кембридж. Кингс Колледж со стороны реки

Рис. 117. Солсбери. Собор

Рис. 118. План города Бат 1783 г.

Научно-техническая революция привела к прогрессу строительной техники и ускорению социальных процессов. Следствием был рост городского населения и бурный рост городов. Но города испытали тяжесть этого роста в разной степени. Многие в результате предшествующего интенсивного развития лишились исторического характера. Другие, выросшие в меньшей степени, сохранили исторический характер городского ядра и нуждаются в энергичных мероприятиях по его сохранению. Они часто не обладают развитой промышленностью, исполняя роль административного, общественного, торгового и обслуживающего центра прилегающего района. Сфера влияния такого города обычно даже шире, чем сфера влияния города промышленного типа.

Исторические города привлекают много туристов, что вызывает необходимость строительства новых отелей, торговых центров, автостоянок и подъездов к ним. Такая гипертрофированная роль исторических городов, особенно их центров, требующих особого подхода уже в силу наличия в них художественных и исторических ценностей, значительно усложняет проблемы реконструкции. Наиболее кардинальной мерой по сохранению района старой застройки является его полная консервация и изменение функционального зонирования города, чтобы вынести из исторического района те функции, которые он не может исполнять, не изменяя своей структуры.

В Англии в настоящее время определены несколько городов как имеющие «национальное значение». Среди них Йорк, Честер, Чичестер и Бат. Их центральные зоны будут законсервированы. Кроме того, значительные зоны консервации намечены в Винчестере, Стемфорде, Плимуте и других городах.

В центрах исторических городов сосредоточена большая часть торговых, общественных и административных учреждений, перенести которые на новое место часто бывает трудно по разным причинам, одна из которых — экономическая целесообразность «эволюционного» развития торгового центра. Естественно вместе с тем стремление оставить историческому району его прежние функции, позволяющие ему существовать полноценно, не превращаясь только в зону туризма. Поэтому исторические центры английских городов все-таки подвергаются той или иной реконструкции. При этом определяются зоны дальнейшего расширения торгового центра и разрабатывается система транспортных коммуникаций, разгружающих улицы исторического центра. Одновременно возникает другая важная проблема реконструкции — «новое здание в старой среде», а вместе с тем и необходимость внимательного изучения качеств пространственной среды исторического ядра.

Оба основных аспекта реконструкции исторического центра города — «пространственно-композиционный» и «функционально-коммуникационный» — оказываются тесно переплетенными. Английские градостроители стремятся комплексно решать эти вопросы.

Из всех достижений современной техники наибольшие трудности в исторических городах Англии создал автомобиль.

До сравнительно недавнего времени транспортные вопросы решались исключительно в соответствии с концепцией строгой иерархии соподчиненных транспортных магистралей, выдвинутой Алкером Триппом 1 . При всех своих неоспоримых достоинствах эта концепция обладала и определенным недостатком, обнаруженным позднее, когда количество автомобилей значительно возросло. Этот недостаток заключался в том, что организация транспортного движения рассматривалась как конечная цель усилий проектировщиков, что оказалось весьма опасным для исторических центров городов.

В 1963 г. был опубликован доклад специальной комиссии под председательством профессора Эдинбургского университета К. Бьюкенена 2 , в котором излагался иной подход к проблеме организации транспортного движения в городах, а именно — с учетом сохранения органичности городской среды. Помимо очевидных отрицательных следствий транспортной перегруженности центральных районов городов — отсутствия безопасности для пешеходов, ухудшения атмосферы города из-за выхлопных газов, шума и т. д. — профессор Бьюкенен обратил внимание на игнорирование зрительного воздействия автотранспорта. Развивая идеи создания сети соподчиненных распределительных магистралей и подъездных дорог, Бьюкенен придает им качественно новый характер. В докладе говорится: «... при дальнейшем изучении станет возможным установить величину и характер допустимого на улицах транспортного движения, не ухудшая при этом условия городской среды. Такое количество транспорта можно назвать «наполнением, соответствующим среде», и в любом случае оно должно быть намного меньше того максимального количества автомобилей, которое можно разместить вдоль улиц или на автостоянках» 3 . Конечной целью действий проектировщиков, по мнению Бьюкенена, должно стать сохранение органичности среды городского центра; производной является организация транспорта, а не наоборот.

Полностью изгнать автомобильный транспорт из зон с оживленным движением пешеходов, какими являются городские центры, или достаточно эффективно его изолировать на практике оказалось невозможным, и Бьюкенен предложил ограничивать количество транспорта в зоне центра путем создания удобных отвлекающих, «отсасывающих» магистралей.

Яснее всего иллюстрацию идей Бьюкенена можно проследить на примерах Норича и Бата, городов, отличающихся положением центра в общегородской структуре.

Для ограничения транспортной доступности центра и превращения его преимущественно в пешеходную зону предлагаются в разных случаях различные схемы, чаще всего — окружающее центр распределительное кольцо, с расположенными вдоль него автостоянками, к которому примыкают радиальные магистрали. Это — единственное решение для города с центричной планировочной структурой, и именно его Бьюкенен предложил для Норича 4 (рис. 119). Центр города, где сосредоточено большинство торговых, общественных и административных учреждений, жилая застройка и некоторая часть промышленности, представляет собой плотно застроенное историческое ядро первых веков нашей эры с более поздней средневековой системой улиц и площадей между замком, расположенным на холме, собором XI в. и торговой площадью с ратушей. Территория диаметром около полутора километров ограничена городской стеной и рекой. Соответственно было предложено устройство распределительной кольцевой магистрали вдоль линии стен и вдоль реки с петлеобразными заездами внутрь территории центра. При этом центральная территория предназначается исключительно для пешеходов (в зависимости от размеров города кольцевая схема может заменяться полукольцом).

Рис. 119. Норич. Историческое городское ядро

Однако в ряде случаев строительство кольцевой транспортной магистрали невозможно без ущерба для архитектурно-пространственной среды центра. Расширение некоторых старых улиц, строительство эстакад, разрезающих пространство исторической застройки, транспортных развязок в нескольких уровнях и т. д. недопустимо, если центр города представляет собой цельную архитектурно-планировочную композицию. Поэтому интересны предложения Бьюкенена для Бата, курортного и университетского города, центр которого представляет собой удачное сочетание плотного средневекового ядра и большого городского ансамбля XVIII в., в основе которых лежит последовательность замкнутых пространств, соединенных парадными улицами (рис. 120). Постоянное население города здесь уже превысило перспективную численность 5 и продолжает расти. Территория центра переполнена внутригородским и транзитным транспортом.

Рис 120. Бат Георгианская застройка с севера

Разработанный в 1945 г. Патриком Аберкромби весьма прогрессивный для своего времени план реконструкции транспортной сети Бата 6 с точки зрения современных требований транспорта уже малоэффективен, так как излишне развитая транспортная сеть центра занимала ключевое положение в структуре общегородских транспортных магистралей. В основе предложений Бьюкенена по Бату лежит стремление сохранить исторически сложившуюся городскую среду центра при любом возможном росте города в будущем 7 . Городская территория разделена магистралями на отдельные пространства. Одна из них следует излучине р. Эвон, образуя таким образом полукольцо, огибающее исторический центр с юга. Другая, опущенная в траншею, проходит через самый центр по границе средневекового ядра и ансамблей XVIII в. Вдоль полукольца, скрытого крутым берегом Эвона, расположена большая часть автостоянок. Основное направление восток — запад проходит в двойном тоннеле под северной частью центра георгиевской эпохи, не соединяясь в центральной зоне с сетью городских магистралей (рис. 121). В рассмотренных примерах общая функциональная и архитектурно-планировочная структура центров остается неизменной; мероприятия по реконструкции сводятся к улучшению транспортных артерий города. Особую сложность приобретает проблема реконструкции исторически сложившейся центральной части университетских и одновременно промышленных городов с растущим населением (таких, как Оксфорд или Кембридж). В них центральная часть города выполняет не только функции социального и обслуживающего общегородского центра. Здесь находятся также учреждения градообразующего значения (например, университет) с присущими им специфическими функциями, требующими развития. Разнообразные функции, накладываясь одна на другую, значительно усложняют реконструктивные мероприятия. Организация транспортной сети такого города в значительной степени определяет развитие архитектурно-планировочной структуры центра.

Рис. 121. Предложения группы Бьюкенена по реконструкции планировочной структуры Бата 1 — исторический городской центр; 2 — городские районы; 3 — транспортные магистрали

Оксфорд возник между Темзой и Червел, на пересечении дорог с севера, востока и юга. Эти дороги (теперь улицы Корнмаркет и Куинстрит — Хай-стрит) до сих пор образуют основу планировочной структуры исторической центральной части. Куин-стрит — дорога на Лондон начинается у подножия холма Оксфордского замка на левом берегу Темзы и проходит через древнее ядро города, где в настоящее время находится торговый и общественный центр. Большую часть центральной территории занимает Оксфордский университет—его многочисленные колледжи, строившиеся начиная с XII в. вдоль этих основных направлений. Развитие университета в восточном направлении было сдержано долиной Червел, вдоль которой расположены рекреационные открытые пространства наиболее древних колледжей (рис. 122). Дальнейшее развитие университета происходило преимущественно в северном направлении, и, судя по исследованиям Вильяма Холфорда 8 , — это единственная возможность развития университета в будущем.

Рис. 122. Часть университетской зоны Оксфорда. Слева — Сент Джил — Корн Маркет

Современный Оксфорд расчленен широким поясом университетских земель в долине Червел на две части: северо-западную, собственно Оксфорд, вытянутую с севера на юг вдоль оси Сент Джил — Корн Маркет — Сент Элдейт, и юго-восточную — Коули, образующую пятно на веере дорог, расходящихся от Хай-стрит. В первой расположены: основной общественный центр города и университет; во второй — большая часть селитьбы и промышленность. Сообщаются обе части главным образом через средневековую дорогу Хай-стрит, которая заканчивается у моста через Червел. На ней расположены несколько значительных с исторической и художественной точки зрения колледжей (рис. 123). Не менее интересная в художественном отношении меридиональная магистраль также перегружена: помимо внутригородского транспорта здесь проходит значительное транзитное движение.

Рис. 123. Оксфорд. Хай-стрит

Состояние транспортных коммуникаций в центральной части города уже давно стало критическим, что вызвало ряд предложений по реконструкции транспортной сети центра Оксфорда. Общим в них является стремление дополнить сложившуюся радиальную структуру элементами кольцевой структуры, позволяющей уменьшить транспортное наполнение центра. В начале же 1964 г. был опубликован новый план развития Оксфорда 9 , в основу которого легли транспортные предложения Бьюкенена, развивающие идеи Лоуренса Дейла и Томаса Шарпа 10 создания обходной разгрузочной магистрали.

Оксфорд в настоящее время — центр обслуживания района с населением, в три раза большим, чем население самого города. Поэтому общегородской центр здесь нуждается в расширении. Форма его должна быть изменена, а ряд общегородских функций вынесен за его пределы. Вместе с тем географическое положение города таково, что благодаря окружающему его «зеленому поясу» колледжей он виден с подъездов к нему целиком, образуя силуэт «особого национального значения». Чтобы его сохранить, «зеленый пояс» колледжей в проекте предложено считать неотъемлемой частью города, а на территории старого Оксфорда (ограниченной с запада, юга и востока Темзой и Червел, а с севера — научной зоной университета) не строить зданий, не согласованных с его существующим силуэтом. В радиусе около километра от Керфекса— перекрестка главнейших улиц исторического Оксфорда — должен быть изучен проект каждого здания, размеры которого превышают 20 м по высоте или 100 м по фронту, в его связи с внутренним и внешним видами города. В том случае, когда окружающее пространство представляет собой интерес своими видовыми качествами, проект, вступающий с ним в противоречие, должен быть отвергнут. Утвержден может быть лишь проект такого здания, которое было бы увязано и с непосредственным окружением и с городом в целом (рис. 124).

Рис. 124. Оксфорд. Схема реконструкции центра города 1 — университет; 2 — торговый центр; 3 — обслуживающая промышленности; 4 — общественные здания; 5 — селитьба

Особенность проекта 1964 г. состоит в том, что торговый центр Оксфорда в нем расширяется, а не строится заново. Одна из причин этого — специфические требования рентабельности торговли: новые торговые предприятия должны находиться рядом со старыми, уже привычными покупателю, а вместе они должны располагаться вдоль пешеходных путей между остановками общественного транспорта или автостоянками и той зоной центра, где сосредоточены учреждения отдыха и развлечений. Существующий торговый центр с главной торговой улицей Корн Маркет должен расшириться в юго-западном направлении, противоположном зоне университета, и примкнуть многоярусными автостоянками к основной разгрузочной автомагистрали, связывающей юго-восточную часть города — Коули и северные пригороды. Эта полукольцевая дорога огибает территорию старого Оксфорда с юга и запада и независима от сложившейся уличной сети, подключаясь только к внутренним обслуживающим дорогам зоны нового центра.

Иначе обстоит дело с реконструкцией центра Кембриджа. Исторически сложившееся центральное ядро города лежит в излучине р. Кем. Здесь расположены большая часть колледжей и университетских зданий, а также общегородской торговый и общественный центр. Планировочная структура исторической центральной части города представляет собой веер дорог, сходящихся к мосту через реку. Вокруг древнего торгового ядра — Лайон Ярда — в течение нескольких веков рос пояс колледжей, университетских зданий и принадлежавших им зеленых пространств (рис. 125).

Рис. 125. Часть университетской зоны Кембриджа

В настоящее время Лайон Ярд, где сосредоточено почти две трети торговых предприятий города 11 , выполняет роль общегородского торгового центра, а также обслуживает прилегающий к Кембриджу район с населением до 400 тыс. человек. В ближайшие 30 лет население города значительно вырастет, а это потребует увеличения объема торговых и общественных учреждений города. В отличие от Оксфорда, где исторически сложившийся торговый и общественный центр имеет достаточные возможности роста, древний коммерческий центр Лайон Ярд, заключенный в рамки «учебного треугольника», переполнен автотранспортом и не может развиваться, не нанося ущерба университету.

Отличительной чертой центрального района Кембриджа является тесное переплетение города и университета, тонкая взаимосвязь архитектуры разного масштаба, придающая пространственной среде исторического ядра неповторимый характер.

Тесные улицы с мелкомасштабной застройкой, в сочетании с большими регулярными пространствами колледжей создают специфическую пространственную организацию и силуэт. В этом отношении район Лайон Ярда занимает ключевую позицию.

Тем не менее в 1959—1963 гг. были выдвинуты предложения по реконструкции и расширению торговых площадей этого района и прилегающих к нему с севера кварталов между Сидней-стрит и Тринити-стрит — Кинге Пэрейд, основанные на экономической целесообразности развития существующих торговых центров. Эти предложения были отклонены но нескольким причинам, из которых основные — дальнейшая концентрация торговли внутри университетской зоны с неизбежно сопутствующими транспортными неприятностями, чрезмерная сложность и недостаточная эффективность предлагаемой транспортной схемы и неудовлетворительная архитектурно-пространственная связь с окружающей исторической городской средой.

Недавно был предложен новый план всестороннего развития исторической центральной части города 12 в соответствии с принципами Бьюкенена (рис. 126). Основой его будет служить разгрузочная дорога, связывающая северную и южную части города, окружающая исторический центр с востока и принимающая на себя основное внутригородское и транзитное движение. Строительство этой дороги позволит превратить центральную территорию в зону органичной городской среды, предоставленную только пешеходам; немногие обслуживающие автомобильные дороги пройдут по краям этой зоны. Основной торговый центр предполагается вынести за пределы «учебного треугольника» к этой проектируемой магистрали. Следует отметить, что проблема реконструкции Лайон Ярда этим не исчерпывается.

Рис. 126. Кембридж. Схема реконструкции центральной части города 1 — территория Лайон Ярда; 2— зона, где предполагается разместить новый торговый центр; 3 — проектируемая магистраль

Лишаясь функций общегородского торгового центра, этот район должен сохранить свою роль общественного и культурного центра. Опыт реконструкции исторической городской среды по преимуществу негативен, что, казалось бы, заставляет сделать вывод о том, что иначе и быть не может. Старая застройка и современное здание несут разное «качество» пространства, совмещение которых приводят к моральному уничтожению, обесцениванию более мелкой исторической среды. Однако конфликт между старым и новым трудно объяснить лишь соседством зданий разного стиля, поскольку существуют исторически сложившиеся ансамбли. Для нового строительства среднего уровня характерны крупные масштабы, механистичность и унифицированность массового производства. Для того, чтобы оно могло органично войти в историческую среду, оно должно подчиниться законам формирования пространства, действующего в ней. При этом возможны два различных подхода к проблеме — метод внутреннего переустройства и метод коренной реконструкции архитектурно-планировочной структуры.

Первый был принят проектировщиками Честера 13 . Этот возникший в римскую эпоху город уже давно играет роль оживленного торгового центра на пути между Лондоном, Ливерпулем и Уэллсом. Имея население в 60 тыс. человек, он обслуживает население, достигающее 300 тыс., среди которых много приезжих из других областей страны и из-за границы, проводящих свой отпуск в Северном Уэллсе. Транспортные проблемы, весьма острые в Честере, решаются путем строительства системы внешних обходных магистралей и внутреннего кольца с автостоянками вдоль него на восемь тысяч автомобилей.

Популярности Честера — торгового центра — способствует его привлекательность и средневековый характер его центра (рис. 127). Первые и вторые этажи домов, выходящих узкими фахверковыми фасадами с крутыми фронтонами на улицы римского перекрестья, заняты магазинами и образуют сплошной ряд витрин, занимающих периметр целых кварталов. Внимание проектировщиков привлекли внутренние пространства кварталов, где и построен новый торговый центр. В рамках сложившейся городской структуры, оставляя в неприкосновенности прежнюю оболочку — фасады улиц, крупный участок города перерождается изнутри, в масштабах, свойственных современным методам строительной техники (рис. 128). С освобожденных от автотранспорта старых торговых улиц посетитель попадает в современный крупный торговый центр. Известный прием — внутренняя переделка здания при сохранении его внешнего вида, — распространен здесь на целый квартал. Загрузка нового торгового центра осуществляется при помощи сети подземных подъездов, ведущих с других улиц. Таким образом пешеходные и транспортные потоки полностью разделены, а городская среда — сохранена.

Рис. 127. «Кардо» римского лагеря, Бридж-стрит сохраняет роль главной торговой улицы Честера

Рис. 128. Новый торговый центр в глубине квартала, ограниченного слева Бридж-стрит

Но ширма есть ширма. Более трудной, но и более благородной задачей для архитектора является создание новой среды, адекватной старой. В проекте реконструкции Лайон Ярда 1965 г. 14 заложены многие качества, которые позволяют предполагать возможность такого подхода. Предполагаемый новый культурно-общественный центр представляет собой целый комплекс объемов разной высоты, объединенных общей нижней коммуникационной платформой, раскрытой в окружающие улицы, и связанных на разных высотах общими уровнями. Своим «качеством» пространства комплекс не противоречит окружению и закономерно развивает существенные его качества — непреднамеренность и контрастность пространства, его масштаб и характер городского силуэта (рис. 129).


Рис. 129. Проект реконструкции Лайон Ярда а — план; б —разрез; 1—река; 2 — Клейр Колледж; 3 — капелла Кинге Колледжа; 4 — сенат; 5 — церковь св. Марии Великой: 6 — участок «нового музея» ; 7 — новое научное здание; 8 — центр искусств; 9 — музыкальная школа; 10 — автостоянка; 11 — церковь св. Джона; 12 — магазины; 13 — конторы; 14 — улица св. Андрея

Архитектурно-пространственный и функционально-коммуникационный аспекты реконструкции городов тесно переплетены, и, хотя они проявляются с наибольшей остротой на разных этапах реконструкции, решение одного обусловливает решение другого. Поэтому продуктивным может быть лишь комплексный подход ко всем проблемам исторического города на всех чередующихся стадиях составления программы и процесса проектирования.

Существенным препятствием на пути любых мероприятий по правильной реконструкции исторических городов в Великобритании служит частная собственность на землю. Однако и в этих условиях есть возможность сохранить ценные исторические города или их древние центры. Английские градостроители имеют в этом деле, как мы пытались кратко показать, бесспорно, положительный опыт, который может быть полезен и архитекторам многих других стран.

1 Алкер Трипп. Планировка городов и уличное движение. М., 1947.

2 Buchanan Colin, Traffic in towns. The architect"s journal, 1963. vol. 138. № 23. p. 1175.

3 Buchanan Colin. Traffic in towns.

5 80 тыс. человек по плану Аберкромби.

6 Abercrombie Patrik. A plan for Bath. Bath, 1946.

7 Buchanan & partners. Road system for Bath. The architect and building news, 1965, vol. 228 № 24 p. 1120.

8 W. G. Ноlfогd. Future requirements of the Oxford science departamerits. The town planning review, 1963—1964, vol. XXXIV, p. 97.

9 Integrating the old with the new at Oxford. The Surveyor, 1964, vol. CXXIII, № 3742, p. 21.

10 Dale Laurence. Towards: a plan for Oxford, 1945.

Sharp Thomas. Oxford roads. The town planning review, vol. XXVII, 1956—1957, p. 124.

11 D. Е. Keeble. Cambridge. Shopping growth and population distribution. Town and country planning, april 1967.

12 The future shape of Cambridge. Cambridge, 1966.

13 Tasker Sidney H. Chester — the challenge of change. The town planning review, vol. 37, 1966—1967, p. 189.

1 4 Lion Yard. Cambridge. The architect and building news, 1965, vol. 227, № 26, p. 1210.

Лето - прекрасная пора для отдыха и путешествий по историческим местам с богатым архитектурным наследием. Учитывая то, насколько сложно снять хостел в СПБ в разгар туристического сезона, многие туристы делают это заранее, воспользовавшись услугами соответствующих компаний.

Город Санкт-Петербург богат уникальными архитектурными ансамблями, посмотреть на которые и отправляются туристы.

Объемно-пространственная структура исторического города представляет собой единство составляющих - природного ландшафта, планировочной схемы, системы главных объемных и вертикальных доминант, архитектурных качеств основных зданий и комплексов, а также массовой рядовой застройки. Совокупность этих составляющих определяет как внешний, так и внутренний вид поселения. Внутренняя организация комплекса городских ансамблей имеет особенно важное значение в силу того, что большинство населения воспринимает город путем повседневного общения с его архитектурной средой, в результате накапливая впечатления и создавая в своей памяти соответствующий образ.

Искусство реконструкции памятников градостроительства и архитектуры, прежде всего, должно быть искусством гармоничного развития ансамбля, комплекса, города, опираясь на объективные закономерности взаимодействия искусства архитектуры с пространством и временем - основными сферами бытия.

По утверждению М.Г. Бархина: «Ансамбль не просто группа зданий... Обязательный участник архитектурного ансамбля - пространство, организованный этими зданиями, организован по определенной задумке, в соответствии с определенной идеей».

Примеры реконструкции исторических городов, таких как СПБ, показывают, что для настоящего сохранения их архитектурной индивидуальности необходима градостроительная консервация в отдельных его частях, прежде всего пространственных отношений. В некоторых случаях необходима градостроительная реставрация.

Удачным примером максимально точного определения границ расчисток старого города с одновременным раскрытием настоящих историко-художественных ценностей от поздних наслоений является реконструкция средневекового ядра Тбилиси.

Другой аспект этой проблемы заключается в том, что в пространствах города реализуются все архитектурно-художественные связи зданий при сопоставлении их масштаба, пропорциональной построения, силуэта, пластики, колорита. В историко-архитектурном наследии эти взаимосвязи представляют собой не меньшую ценность, чем сами пространства и архитектурные памятники города.

Между тем, для возбуждения этих связей не обязательно разрушение исторических зданий. Эти взаимоотношения могут быть деформированы неоправданным вмешательством чуждых пространств исторического города новых объемов с их гипертрофированными размерами, другим масштабом, отсутствием пластики и цвета. Примером может быть здание книгохранилища Харьковской научной библиотеки им. Короленко, примитивный громоздкий силуэт которого исказил изысканный исторический ансамбль центра города.

Историческое пространство города, в пределах которого локализованы наиболее ценные архитектурные ансамбли и комплексы - важнейшая его архитектурно-художественная ценность. Сохранение его целостности - одна из первых задач при реконструкции города.

Современный подход к реконструкции исторических городов заключается в рассмотрении памятников архитектуры в городе как целостной системы, которая вступает в активное взаимодействие с его современной структурной. Доминирующие и эмоционально выразительные исторические элементы не могут выполнять лишь роль музейных экспонатов. Они должны быть активными градостроительными компонентами, формирующими среду, а иногда и подчинять композиционно современные архитектурные компоненты.

В методологии предпроектных исследований для этого предлагается:

Изучение композиции исторического города с анализом и оценкой его «исторических наслоений»;

Изучение и классификация планировочной структуры города и ее элементов во времени с фиксацией наиболее существенных этапов ее исторической трансформации;

Анализ ландшафтных узлов, влияющих на историческое формирование городской структуры, элементов силуэта города, раскрытие основных архитектурных ансамблей.

Историко-культурное направление теории архитектуры становится очень актуальным, так как затрагивает как философские грани теории, так и научно обоснованную реконструкцию исторических городов.

При реконструкции центров исторических городов на передний план выдвигается проблема органического сочетания в их структуре исторической и новой архитектуры. Ведь в пределах центра исторического города, как правило, сохраняется его древнее ядро с наиболее ценными архитектурными памятниками. При большой концентрации памятников они не могут оцениваться как отдельные здания или локальный ансамбль. Обычно в центрах исторических городов сохранились крупные градостроительные элементы: площади, улицы и целые районы, которые включают, наряду с уникальными памятниками архитектуры, рядовую застройку, что является полноценной исторической средой.

Город находится в непрерывном развитии. Различные факторы развития - изменение численности населения, размеров и интенсивности использования освоенных территорий - вступают в противоречие со стабильной, искусственно созданной материальной средой. Этот постоянно действующий, исторически обусловленный, объективный и целенаправленный процесс обобщенно называется реконструкцией города.

Реконструкция городов, сохранивших ценное историческое и культурное наследие, в том числе и целые участки исторически сложившейся среды, осуществляется на основе самостоятельных методик, преследующих разные цели и выполняющих разнохарактерные задачи.

Различия в применении реконструктивных методик зависят от проблем отдельных функционально-планировочных частей города - центра города, жилой застройки различных зон города, производственных зон. Наиболее часто реконструктивные мероприятия касаются центральных зон города и объектов, размещенных на их территории.

Процесс реконструкции городской среды и её частей в настоящее время может включать несколько этапов, которые могут использоваться комплексно, а также могут существовать по отдельности в зависимости от проблем той или иной территории. Это реставрация, регенерация, реабилитация, ревалоризация, благоустройство и даже новое строительство . Несмотря на разные подходы к сохранению среды все эти виды мероприятий относятся к реконструктивным процессам.

Реставрация - сохранение или восстановление в первоначальном виде отдельного здания или его частей, группы зданий или района города в целом, представляющих большую архитектурную, культурную ценность . Как правило, это комплекс мероприятий, направленных на сохранение памятников истории, архитектуры и культуры разного значения. Например, в Праге сохранилось свыше 2000 памятников архитектуры, истории и культуры, а служба их охраны и реставрации - одна из лучших в Европе. Процесс реставрации не меняет назначение зданий, направлен на максимально точное соответствие результата реставрации с начальными условиями.

Примеры этого вида реконструкции многочисленны: это особенные здания и комплексы в исторических центрах городов мира и в столицах государств. Как правило, эти кусочки «информационной» среды находятся под защитой государств и ЮНЕСКО - Чешский Крумлов, многочисленные комплексы в центре Праги, комплекс Московского кремля, центральная часть Санкт-Петербурга и отдельные комплексы, участки среды и т.д. Любое изменение первоначального облика такого «законсервированного для последующих поколений» объекта способно изменить его информационную суть. Центр Дрездена (Германия) до последнего времени находился под защитой ЮНЕСКО. Однако необходимость постройки нового моста через р. Эльбу, было воспринято как искажение уникальной исторической среды. В результате длительных слушаний объект потерял свой статус.

Регенерация - «оживление» зданий в новой функции, когда использование первоначального назначения здания или участка среды под затруднено . Примерами могут служить: приспособления двух старых церквей в Калининграде под концертный зал и детский театр при сохранении их внешнего исторического облика, приспособление здания Биржи в Санкт-Петербурге под музей. Удачным примером является и организация пешеходной прогулочной зоны High Line Park на месте исторически сложившейся надземной железнодорожной сети в Нью-Йорке. Парк стал не только излюбленным местом досуга горожан, но и своим возрождением инициировал социальную трансформацию некогда деградирующего района.

Ревалоризация - программа реставрационной перестройки всего района исторического центра или другой части города (например, микрорайона или жилого квартала), «оживление» его архитектурных, композиционных, а также эксплуатационных ценностей . Примерами такого приёма реконструкции могут стать созданные в последние десятилетия многочисленные пешеходные улицы и зоны в центрах городов: Oxford street в Лондоне, Superkillen в Копенгагене, Каламазо Молл в Мичигане, ул. Большая Покровка в Нижнем Новгороде, ул. Баумана в Казани, Столешников переулок, Рождественка-Кузнецкий мост, Б. Никитская и Пятницкая в Москве, ул. Московская в Пензе, а также исторический квартал №139 в Иркутске, созданный как музей среды с деревянными постройками.

Этот прием довольно пластичный, т.к. не связан с сохранением памятников архитектуры. Новый социальный запрос способен изменить концепцию реконструкции . К примеру, одна из первых пешеходных улиц в США Каламазо Молл (Kalamazoo Moll) в штате Мичиган (арх. В. Грюн) была торжественно открыта в 1959 году. В финансировании её строительства принимали участие все жители города. Улица в процессе перестройки получила замечательные элементы благоустройства. Однако, в 1998 году на основной части улицы торжественно вновь было открыто транспортное движение. Причиной такой переоценки среды стал дефицит парковочных мест.

Реабилитация - комплекс мер социального, правового, санитарного и архитектурного характера, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций или процессов .

Необходимость социальной и архитектурной реабилитации городской среды вызвана наличием в структуре города территорий с деградирующей средой. Такие территории, располагаясь в центре города, в зонах жилой застройки первого периода массового освоения, на периферии городов, в зонах индивидуальной застройки с большим физическим износом, сдерживают процессы градорегулирования в целом.

Причинами деградации жилой среды могут быть:

  • - отсутствие средств и возможностей для полной единовременной реконструкции;
  • - отсутствие принципов и подходов к реконструкции с учетом углубления социально-имущественной дифференциации городского населения;
  • - невозможность осуществления муниципальных программ реконструкции из-за противодействия обитателей жилых образований;
  • - недостаточность традиционных инженерно-технических, экономико-градостроительных и композиционно-художественных подходов к реконструкции жилой среды.

Для города Пензы локализация зон с существующей деградирующей застройкой совпадает с размещением так называемых «неудобных» для застройки территорий, характеризующихся большими уклонами (невозможно, или дорого организовывать строительную деятельность), пересеченным рельефом (как правило, с наличием ручьев и высоким уровнем грунтовых вод), режимом подтопления или затопления .

Естественно, для реконструкции таких территорий требуются мощные инвестиции и для строительной деятельности, и для временного или постоянного отселения обитателей этой среды.

Особенности застройки и состояния деградирующей среды в г. Пензе :

  • - одно и двухэтажная застройка преимущественно односемейными домами либо многоквартирными домами с вынесенными во двор жилыми функциями хранения;
  • - спонтанная нерегулярная планировочная структура, что связано с особенностями рельефа и с постепенным развитием транспортного обслуживания по мгновенным запросам и возникающим потребностями проживающего населения;
  • - отсутствие визуальных ориентиров для навигации;
  • - крепкие соседские отношения.

Единой методики реконструкции исторической застройки не существует, но повсеместно реконструктивные действия осуществляются на основе следующих принципов:

  • - основным объектом реконструкции становится не отдельное здание или ансамбль зданий, а участок городской среды, который рассматривается как целостная и непрерывная городская ткань. Иными словами, в центре внимания находится не экстерьер сооружения, а интерьер города;
  • - необходимо изучение влияния сложившегося исторического плана на современное состояние планировки города;
  • - развиваются и всемерно используются традиции места, его функциональные и архитектурные особенности;
  • - в случае необходимости вводятся ограничения движения наземного транспорта.

Любой новый объект, возникающий внутри уже сложившейся среды, является элементом реконструкции ткани этой среды. Он должен вписаться в среду и сосуществовать в старом архитектурном окружении, не вызывая у людей эмоционального отторжения. Для этой цели существуют четыре принципа «вживления» нового объекта строительства в исторически сложившуюся среду: скрытая реконструкция; стилевая имитация; контрастное решение; «хирургическое» вмешательство .

Для обновления застройки, её приспособления к требованиям современной жизни без разрушения сложившейся среды и традиционного облика, используется метод скрытой реконструкции. Затрагиваются в основном внутренние, промежуточные, неструктурные городские пространства (дворовые территории, тупики, пустыри и т.п.), находящиеся вне поля восприятия и функциональной активности людей при этом сложившиеся элементы городской структуры при этом не меняют своего привычного облика .

Существуют два принципиально отличных вида применения скрытой реконструкции:

  • 1 - реконструируемый объект входит в структурный каркас центральной части города;
  • 2 - реконструируемый объект находится в зоне влияния этого каркаса, но не входит в его состав, формирует «тканевые», преимущественно жилые образования, изолированные от активно посещаемой зоны городского ядра.

Цель реконструкции в первом случае - создание насыщенной, разнообразной городской среды, рассчитанной на массовые потоки людей и проницаемую во всех направлениях. При этом использование старой жилой застройки в прежней функции может оказаться невозможным. Примером может служить функциональная трансформация всей застройки района, произошедшая в результате реконструкции улицы Старый Арбат в г. Москве, организации Новой площади в г. Пензе.

Традиционный метод реконструкции характерен для второго случая, когда применяются разуплотнение, санирование (обеспечение необходимых нормативов инсоляции, озеленения, обслуживания). Термин «санирование» часто заменяется в последнее время другим понятием, подразумевающим ревалоризацию среды.

Для восстановления фасадной части исторической застройки используют принцип стилевой имитации - подражание особенностям старой застройки. Практика строительства новых зданий по принципу стилевой имитации имеет много примеров удачной встройки зданий в ряд исторической застройки без нарушения привычного архитектурно-художественного облика улицы (например, застройка улиц Муфтар в Париже, Ленинградской в Самаре).

Метод аппликации - разновидность предыдущего принципа и означает способ наложения на старую застройку элементов новой архитектуры, что не нарушает общий характер и масштаб фасадов, но меняются средства и язык оформления на современные.

Наиболее сильное впечатление оказывают новые объекты, выполненные по принципу контраста по отношению к окружающей знакомой и эстетически привычной архитектурной среде. Примеров такого решения довольно много. Это и Центр им. Ж. Помпиду по соседству с Лувром в Париже, и Центр искусств в Чикаго, высотное здание на фоне исторической застройки на улице Дорога садов в Сингапуре.

Контрастные решения имеют и неудачное воплощение. Примером может служить застройка Нового Арбата огромными домами рядом с маленькой церковью в г. Москве, в результате чего нарушенным оказался и подход к среде, и к масштабу и архитектурному ландшафту города. Здесь применен принцип «хирургического» вмешательства.

В настоящее время задачи обновления городской среды решаются в соответствии с существующей законодательной базой, состоянием среды и возможностями общества. Следует учитывать, что любые реконструктивные мероприятия предполагают длительность воплощения, требуют мощной инвестиционной поддержки и участия городских властей в разработке программ обновления среды.

Библиографический список

реконструкция архитектурный застройка

  • 1. Волкова Т.Ф. Реабилитация городской жилой среды. Социально-градостроительный аспект: учеб. пособие [Текст] / Т.Ф. Волкова. - Пенза: ПГУАС, 2014. - 116 с.
  • 2. Шепелев Н.П., Шумилов М.С. Реконструкция городской застройки: учеб. для строит. спец. вузов [Текст]/ Шепелев Н.П. - М.: Васш.шк., 2000. - 271 с.
  • 3. Хасиева, С.А. Архитектура городской среды [Текст]: учебник для вузов / С.А. Хасиева. - М.: Стройиздат, 2001. - 200 с.
  • 4. Смоляр, И.М. Градостроительное право. Теоретические основы [Текст] / И.М. Смоляр. - М.: УРСС, 2000. - 172 с.
  • 5. Круусвал, Ю. О путях повышения социальной эффективности жилой среды [Текст] / Ю. Круусвал, М. Хейдметс // Воспроизводственные процессы города/ под ред. М. Павельсона, К. Катус. - Таллин: Валгус, 1986. - С.132-150.
  • 6. Волкова Т.Ф. Реабилитация деградирующей жилой среды [Текст] / Т.Ф. Волкова // В сб. статей «Теория и практика средового дизайна». - Пенза: «Приволжский Дом знаний», 2008. - С. 38-40.
  • 7. Волкова Т.Ф. Дифференциация современного жилья и жилой среды крупного города // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. http://web.snauka.ru/issues/2015/“>URL:http://web.snauka.ru/issues/2015/03/50458.