Сообщение на тему возможности интернета 21 века. Медиасистемы XXI века

После прихода партии большевиков к власти в октябре 1917г. в результате вооруженного переворота для нее стал актуальным вопрос законодательного закрепления своего положения в качестве единственной правящей партии на территории России. Существовавшая до этого времени государственная система была разрушена полностью, для построения новой необходимо было принять основополагающие, имеющие конституционное значение законы.

Первые конституционные законы появились на II съезде Советов, а первым таким законом, имеющим обобщающий характер, стала разработанная В.И. Лениным "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", принятая III Всероссийским съездом Советов. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя - национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

В Декларации были зафиксированы основы государственного строя: "Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам"

Провозглашалось, что Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик, однако при этом не устанавливалось конкретных форм федерации. В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики. Таким образом, Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функции Конституции. Она была как бы временной Конституцией строящегося на обломках старой империи государства.

III Всероссийский съезд Советов принял резолюцию о формировании комиссии, и весной 1918г Ленин поручил ВЦИКу заняться разработкой подробной Конституции Советской Республики. Конституционная комис-сия формировалась в ЦК партии большевиков. Председателем комиссии был назначен Я.М. Свердлов, заместителем - М.Н. Покровский, секретарем - В.А. Аванесов. Закрепив все ключевые посты в комиссии за собой, партия большевиков допустила в ее состав определенное количество беспартийных и также членов других партий, в частности, левых эсеров.

Участие в комиссии эсеров, конечно, несколько осложняло работу, однако сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2-3 эсеров могли выступить 10-12 большевиков. Хотя на заседаниях комиссии обычно присутствовали не все ее члены, однако большинство при решении принципиальных моментов за коммунистами обеспечивалось всегда. Это вовсе не означает, что работа комиссии проходила безмятежно и без всяких споров. Совсем наоборот: такие споры, порой ожесточенные, можно отметить на каждом заседании комиссии ВЦИК. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. И неудивительно, ведь создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.

Важный спор возник уже в начале работы комиссии. На заседании 5 апреля 1918 г. было решено поручить члену ЦК РКП(б), наркому по делам национальностей И. В. Сталину и ответственному работнику наркомата юстиции, известному специалисту профессору М. А. Рейснеру подготовить доклады об основных принципах устройства Российской республики, которые должны найти отражение в Конституции. Сталин и Рейснер подготовили два различных проекта основных положений Конституции, главным содержанием которых была проблема федерации. Рейснер исходил из представлений о том, что национальный вопрос - пережиток феодализма, что он не имеет значения даже при капитализме и тем более не может приниматься в расчет в социалистическом государстве. В соответствии с этим М. А. Рейснер мыслил РСФСР как федерацию "трудовых коммун", практически - как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов и т. п.). Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способствовать укреплению государственного единства. Однако в реальных условиях 1918 года, когда по стране развертывались национальные движения под лозунгом создания национальной государственности, она была неосуществима и опасна.

И. В. Сталин стоял на иных позициях. Исходя из ленинских идей и накопленной практики государственного строительства, он предложил строить федерацию по национально-территориальному принципу. Комиссия большинством 5 против 3 голосов приняла проект Сталина. 19 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. одна за другой принимались подготовленные главы. Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и в наркомате юстиции. В.И.Ленин лично редактировал текст Конституции, и

Проекты комиссии ВЦИК и наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б), и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них. На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции из 6 членов и 3 кандидатов. По докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят съездом 10 июля 1918г. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в действие. 19 июля Основной закон был опубликован в "Известиях. ВЦИК" и с этого момента вступил в силу.

Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы а Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая Советская Конституция обобщила хотя и весьма небольшой опыт государственного строительства. В ней был использован нормативный материал, накопившийся с октября 1917 г. ·

Среди первых актов Советской власти, имевших конституционное значение, особое место занимает ленинская Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов.

Декларация решила основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя: национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

В Декларации были зафиксированы основы государственного строя: «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам». Декларация закрепляла также лишение эксплуататоров политической власти: «III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти».

По-новому решая вопрос о форме государственного единства Советской России, Декларация провозгласила, что советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик, однако не устанавливала при этом конкретных форм федерации. «...Стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях».

В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики: борьба за мир, Против колониального угнетения, за осуществление права наций на самоопределение в международном масштабе.


Таким образом Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функции Конституции. Она была как бы малой, краткой, временной Конституцией Советского государства. Ставить вопрос о развернутом Основном законе в условиях января 1918 г. было преждевременно: революция победила еще не на всей территории страны, государственный механизм находился в стадии строительства, вопрос о форме государственного единства был решен только в принципе, правовая система находилась в процессе становления, сохранялось состояние войны с Германией, перемирие было весьма шатким.


Тем не менее, на III Всероссийском съезде Советов проблема подготовки Конституции была обозначена. При принятии резолюции «О федеральных учреждениях Российский Республики» левые эсеры внесли предложение дополнить этот проект закона пунктом, обязывавшим ВЦИК разработать к следующему съезду Советов основные положения Конституции. Съезд принял резолюцию с этим дополнением, однако никакой практической работы для его реализации проведено не было. Только весной 1918 г., когда обстановка в стране существенно изменилась, появилась возможность и стала более острой необходимость создания полного Основного закона Российской Советской республики.

30 марта 1918г. Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение поручить Я. М. Свердлову провести через ВЦИК организацию комиссии для разработки Основного закона. Я. М. Свердлов уже 1 апреля выступил на заседании ВЦИК с докладом о создании такой комиссии, и она была образована из пяти членов ВЦИК и представителей шести наркоматов; несколько позже в комиссию вошло еще несколько членов.

Комиссия была многопартийной: кроме большевиков в нее входили два левых эсера и один эсер-максималист (с совещательным голосом). Председателем комиссии стал Я. М. Свердлов, его заместителем - М. Н. Покровский, секретарем - В. А. Аванесов. О значении, которое придавалось разработке Конституции, говорит тот факт, что комиссию возглавил председатель ВЦИК, в нее вошли 3 члена Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков), крупные ученые, видные государственные деятели.

Участие в комиссии эсеров, конечно, несколько осложняло работу, однако сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2-3 эсеров могли выступить 10-12 большевиков. Хотя на заседаниях комиссии обычно присутствовали не все ее


члены, однако большинство при решении принципиальных моментов за коммунистами обеспечивалось всегда. Это вовсе не означает, что работа комиссии проходила безмятежно и без всяких споров. Совсем наоборот: такие споры, порой ожесточенные, можно отметить на каждом заседании комиссии ВЦИК. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. И неудивительно. Создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.

Важный спор возник уже в начале работы комиссии. На заседании 5 апреля 1918 г. было решено поручить члену ЦК РКП(б), наркому по делам национальностей И. В. Сталину и ответственному работнику наркомата юстиции, известному государствоведу профессору М. А. Рейснеру подготовить доклады об основных принципах устройства Российской республики, которые должны найти отражение в Конституции. Сталин и Рейснер подготовили два различных проекта основных положений Конституции, главным содержанием которых была проблема федерации. Рейснер исходил из представлений о том, что национальный вопрос - пережиток феодализма, что он не имеет значения даже при капитализме и тем более не может приниматься в расчет в социалистическом государстве. В соответствии с этим М. А. Рейснер мыслил РСФСР как федерацию «трудовых коммун», практически - как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов и т. п.). Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способствовать укреплению государственного единства. Однако в реальных условиях 1918 года, когда по стране развертывались национальные движения под лозунгом создания национальной государственности, она была неосуществима и опасна.

И. В. Сталин стоял на иных позициях. Исходя из ленинских идей и накопленной практики государственного строительства, он, предложил строить федерацию по национально-территориальному принципу. Комиссия большинством 5 против 3 голосов приняла проект Сталина. 19 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. одна за другой принимались подготовленные главы. Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и в наркомате юстиции.

К концу июня многие разделы проекта Конституции были готовы, однако завершенного текста Основного закона еще не было. 26 июня вопрос о Конституции обсуждался в ЦК РКП(б), который был



§ 6. Первая. Советская Конституция


обеспокоен тем, что к приближающемуся V Всероссийскому съезду Советов проект не готов. Накануне съезда Я. М. Свердлов поручил члену комиссии ВЦИК Ю. М. Стеклову и делегату V съезда Советов, председателю Казанского Совета Я. С. Шейнкману завершить

работу над проектом.

В. И. Ленин внес в проект некоторые коррективы, в частности, по вопросу об основных правах и свободах граждан. 3 июля 1918 г. в «Известиях ВЦИК» готовый проект Конституции был опубликован.

Проекты комиссии ВЦИК и наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б) и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них. На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции из 6 членов и 3 кандидатов. По докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят съездом 10 июля 1918 г. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в действие. 19 июля Основной закон был опубликован в «Известиях ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.

Конституция отражала реальное соотношение классовых сил в стране. В ней закреплены коренные принципы Советской демократии.

Статья 10 Основного закона гласила: «Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если эти права используются в ущерб трудящимся. Прямо, предусматривалось и два конкретных случаях такого лишения прав. Статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, некоторые другие категории населения. Статья 19 ограничивала их в праве военной службы, говоря, что право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей.

Характерной чертой советской демократии являлся ее интернационализм. Демократия существует не для одного избранного народа, а для всех граждан независимо от их национальной принадлежности. Этот принцип в наиболее общей форме был закреплен в


Глава 1. Создание Советского государства и права

ст. 22 Конституции: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Этой общей норме соответствовали две специальные статьи Конституции. Статья 21 предусматривала предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления, а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов «без всяких затруднительных формальностей» права российского гражданства.

Конституция исходила также из принципа равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Несмотря на то, что особой статьи об этом в тексте нет, принцип равноправия последовательно проводится по всему Основному закону. Специально равноправие женщины с мужчиной подчеркивается в избирательном праве, где оно имеет особое значение.

Конституция предоставила гражданам широкий для своего времени круг демократических свобод: свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения во всякого рода союзы (ст. 16). При этом в законе каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже упоминавшихся - классовых, нет: все свободы предоставляются только трудящимся.

Мы помним, что такие свободы существовали и до Октября. Они были установлены явочным порядком сразу после Февральской революции, и большевики в меру возможности пользовались ими, что помогло, в частности, партийной пропаганде и организации. Теперь эти свободы закреплялись в конституционном порядке. В этой связи важна и проблема гарантированности названных прав и свобод. Все статьи Конституции, провозглашавшие те или иные свободы, содержали указание на их материальное обеспечение: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви...» (ст. 13); «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг...» (ст. 14). Аналогичным образом строятся и следующие статьи.

Действительно, отделение церкви от государства означало раскрепощение граждан, веками зависевших от церкви, с момента рождения до самой смерти, освобождение детей от непременного ре-


§ 6. Первая Советская Конституция

лигиозного воспитания. Правда, и сама норма, и особенно негибкая политика властей, сразу привели к конфликту между церковью и государством. Мирного сосуществования между ними не получилось, откровенная воинственная оппозиция церкви новой власти скоро вызвала репрессии против церковников. А. И. Деникин упоминает и об оборотной стороне медали: на белогвардейской территории расстреливали священников, уличенных в сотрудничестве с советской властью.

Громадной проблемой для левых партий в дореволюционное время была практическая реализация свободы печати. Свобода-то провозглашена была, а издательств, типографий, бумаги не было. Теперь все это было в руках пролетарского государства.

Даже в годы гражданской войны реально осуществлялась свобода слова, причем не только для трудящихся. В Москве, например, действовала Вольная Академия Духовной Культуры, .где читали лекции профессора, далекие от марксизма. Так, в 1919/1920 учебном году здесь прочитал свой курс религиозной философии истории Н. Бердяев, раскритикованный В. И. Лениным еще до революции. В названном курсе лектор жестко критиковал марксизм 1 .

Конституция отразила такую черту советской демократии как соответствие правам граждан их обязанностей. Перечислив права граждан, Конституция называет и важнейшие их обязанности. Так, ст. 18 Основного Закона РСФСР провозглашает всеобщую обязанность трудиться, а ст. 19 - всеобщую воинскую обязанность.

В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного закона.

Статья 11 Конституции закрепила то важное положение, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы... Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику».

Таким образом, Конституция вполне четко определила форму федерации для России - государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы. Их нужно отличать от неавтономных областных объединений, также предусмотренных ст. 11.

1 Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990. С. 3.


Глава 1. Создание Советского государства и права

В ст. 49 Конституции была определена компетенция высших органов власти РСФСР. Здесь же затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.

В качестве важнейшего принципа советской федерации закреплялась добровольность объединения. Статья 2 говорит, что РСФСР «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Статья 8 отмечает стремление создать «действительно свободный и добровольный... союз трудящихся классов всех наций России». Этот принцип вытекал из национальной программы Коммунистической партии - права наций на самоопределение вплоть до отделения.

Добровольность объединения народов в РСФСР проявилась уже в начальный период формирования Российской Федерации. Характерной чертой процесса образования первых автономных республик в 1918 г. было, как уже отмечалось, провозглашение их снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными органами партии и Советской власти.

Конституция закрепила национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации. Федерация являлась не самоцелью, а средством разрешения национального вопроса. В. И. Ленин подчеркивал, что Маркс и Энгельс, будучи противниками федерации в принципе, в то же время считали ее «шагом вперед» в деле разрешения национального вопроса.

Национально-территориальный принцип означает, что членство в федерации строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности. Практика осуществления этого принципа впоследствии привела к серьезным осложнениям в государственном строительстве. Однако в условиях 1918 года, как уже отмечалось, не следовать ему было невозможно.

/ Конституция РСФСР закрепила сложившуюся систему органов власти и управления. Высшими органами власти и общего управления являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. К(нституция упоминает также (ст. 45) о Президиуме ВЦИК, но сколько-нибудь полно его правовое положение не раскрывает. Органами отраслевого управления согласно Конституции являются народные комиссариаты, которых теперь стало восемнадцать.

Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления. Органы Советской власти всех степеней были выборными.

В Конституции были закреплены основные принципы советской избирательной системы.


§ 7. Создание основ советского права

Приветствуем вас дорогие друзья на одном из популярных и узнаваемых сайтах о защите информации и новых технологиях Геос Информ, и в начале нашей статьи мы бы хотели порекомендовать вам замечательный сайт — ipv4info.com . Коммуникации появились еще в древние времена. Сначала мимика, язык жестов, устная речь. Потом наскальные рисунки. И уже после появилось письмо. человек эволюционировал. Сейчас особенно, в эру информационного общества это стало актуальным. Радиоприемник и телеграф, телефон и телевизор, компьютер и интернет… Кажется, будто эти вещи существовали всегда, это прогресс в жизни людей.
Еще 30 лет назад не у всех людей можно было увидеть дома телевизор, хотя сейчас он считается обычным предметом быта. А компьютер, — о его существовании многие только узнали в начале 2000-х, когда работа с бумагами стала не актуальна и постепенно начала переводится в электронный формат. А об обмене данных не могли даже мечтать.

И вот когда только появился Интернет, доступ к нему имели только специально обученные люди и использовался он в министерстве обороны в США. А сегодня не только профессионалы, но и обычные школьники знают, что такое «всемирная паутина» и зачем она нужна.

21-й век — это век современных технологий и людей, которые ни дня не могут прожить без выхода в интернет . С утра — узнать погоду и пробки на дорогах, днем — проверить почту, а вечером — прочитать выпуск свежих новостей. Так же популярны социальные сети, в которых можно общаться с друзьями не выходя из дома. Таки очень удобно общаться, когда дорогие и близкие люди живут в других городах, или даже странах. Произошло упрощение жизни, всю тяжелую работу могут выполнять машины. И это не только компьютер, на кухне это мультиварка и посудомойка, для чистоты пылесос и стиральная машина и многое другое.

С каждым годом благодаря техническому прогрессу расширяются возможности использования функций в интернете. Теперь не нужно мчаться на конференцию в другой город, можно вести переговоры, не выходя из своего дома, создать собственный интернет-магазин и продавать товары одним «кликом», раскрутить компанию, стать известным. И все благодаря использованию интернета.

Вот его преимущества:

Во-первых — он обеспечивает общение с нужными людьми напрямую. Форма общения как в письменном виде, так и в режиме видеосвязи.

Во-вторых — интернет — это поисковые системы, где можно быстро найти нужную информацию.

В-третьих — пользователям интернета предоставлена возможность находить информацию самостоятельно на свой выбор, не обращаяс за помощью со стороны

В-четвертых — он виртуально расширяет горизонт знаний и для бизнесмена может кардинально расширить сферу сотрудничества.

В-пятых — его использование не требуется каких то особо больших затрат.

Специалисты в области продвижения отмечают, что интернет — это открытая область для изучения, которая наиболее эффективна не только в бизнесе, но и в науке. Раскрываются рамки возможного и когда-то нереального, что вчера было немыслимо, завтра может и устареть.

массовая коммуникация медиасистема

Начало XXI века ознаменовалось новыми переменами в процессе развития информационных и коммуникационных структур, оказывающими огромное влияние на медиасистемы. Беспроводной доступ к интернету и мобильная телефонная связь - ключевые элементы в новых тенденциях, наблюдаемых в медиасистемах в первые годы нового столетия.

Наиболее важными аспектами, определявшими пути развития СМИ в конце XX в., были оцифровка (дигитализация), глобализация и конвергенция с интернетом, ставшим основным интегрирующим фактором. Сегодня заявили о себе важные нововведения: мобильные телефоны начали демонстрировать свой интегрирующий и конвергенционный потенциал, благодаря которому они, вероятно, смогут стать новым важным элементом информационного пространства - в противовес или в дополнение к интернету. Глобальное телевидение открыло возможности для конкуренции в освещении новостей и международных отношений, особенно в сфере экономики и финансов. История коммуникационных систем зависит как минимум от шести основных факторов - информационных потребностей, стратегии и технологий коммуникации, потребностей общества, политики, экономики и культуры. Потребность в информации заставляла вождей древних племен рассылать гонцов и принуждала римских императоров и халифов создавать эффективные почтовые и дорожные системы; печатная революция Гутенберга открыла новую эру периодической печати, потребности общества и политическая борьба во Французском королевстве заставили Людовика XIII начать выпуск «Газетт»; экономические и финансовые нужды семьи Фуггер способствовали созданию периодической печати в Германии; свобода прессы, рост числа грамотных людей в Англии создали аудиторию для британской печати XVIII столетия и породили общественную сферу, которая способствовала развитию гражданского общества. Технологические реалии создали возможности для дальнейшего развития СМИ, в то время как политические и экономические условия, культура, социальные и коммуникационные потребности диктовали, каким должно быть содержание журналистской продукции - новости, комментарии, реклама, развлечения, спорт.

Наиболее существенный вызов для объединенной вокруг интернета коммуникационной структуры исходит от мобильных телефонов, чьим преимуществом является возможность предоставления двух коммуникационных услуг сразу - это и доступ к содержанию СМИ, и его передача, что приводит к их настоящей интерактивности. В ходе второй войны в Ираке мобильные телефоны доказали свою исключительную эффективность. Благодаря им появился очень удобный в использовании способ доступа к информации. Мобильные телефоны, по всей видимости, имеют неплохие шансы стать новым средством информации и способом преодоления цифрового неравенства. Другим вызовом оказывается демонополизация глобальных телевизионных сетей. Арабская глобальная телесеть «Аль-Джазира» попыталась конкурировать с Си-эн-эн в освещении второй иракской войны. Благодаря таким сетям, как «Евроньюс», «Дойче велле», Би-би-си и TВ-5, глобальное телевидение стало более плюралистичным, подрывая монополию Си-эн-эн. Демонополизация глобального телевидения открыла новые пути для развития плюралистичных и ориентированных на общественный интерес медиаструктур. Взаимоотношения между глобальными, региональными и общенациональными медиасистемами стали еще одним важным фактором развития новых путей к плюрализму в медиаструктурах, базирующихся на новых технологиях, и это поднимает ключевую проблему современного развития новых СМИ: речь идет о доступе к интернету, новым средствам информации и мобильным телефонам.

С Олимпиады в Токио начался новой этап развития международного информационного пространства. Глобальное освещение Олимпиады средствами спутникового телевидения позволило жителям всех континентов одновременно наблюдать за различными соревнованиями - и это означало создание глобального информационного пространства, главным элементом которого явились глобальные телесети. Составными частями глобального информационного пространства стали не только глобальные телевизионные компании, но также и вещающие на весь мир глобальные радиостанции и газеты.

Интегрирующим стержнем глобальной информационно-коммуникационной системы на основе цифровых структур печати, радио и телевидения стал интернет. Легкий доступ к глобальной паутине и быстрое развитие ее национальных сегментов сделали интернет необходимой составляющей и международного глобального пространства, и информационных систем, и национального глобального пространства и медиаструктур.

Интернет интегрирует шесть каналов СМИ - прессу, кино, радио, телевидение, телефонию и онлайновые медиа. Это вторая ступень развития глобальной информационной системы. В интернете развивается сложная единая глобальная и одновременно национально фрагментированная информационно-коммуникационная система, которая даже может включать индивидуальные сайты, доступные во всем мире.

Структура средств массовой информации рубежа ХХ и XXI столетий, имеющая в своей основе интернет, открывает путь информационному обществу, где доступ ко всем видам информации упрощен в зависимости от наличия компьютера и возможности выхода в Сеть. Цифровой раскол становится барьером, преградой на пути реализации возможностей новых информационных технологий.

Новые и старые провайдеры содержания для новых и старых средств информации не могут удовлетворить стремительно растущий спрос, который стимулируется разнообразием СМИ и скоростью доставки информации пользователям. Тексты онлайновых версий традиционных СМИ - газет, журналов, радио и телевидения составляют значительную часть содержания в интернете. Эту же функцию в еще большей степени осуществляют информационные агентства, которые подверглись большим изменениям: в дополнение к новостному обеспечению аналитических данных они удовлетворяют спрос на обеспечение ряда видов содержания: статистические данные, графики, индексы фондовых бирж, финансовая, экономическая, техническая и научная информация, сведения о культуре, литературе, музыке, театре, кино и спорте. В результате агентства серьезно увеличили свои объемы и доли в удовлетворении общественного интереса, стали важным элементом индустрии содержания. Но еще более важную роль сыграла конвергенция, которая позволила рекламным и пиар-компаниям, сейчас тесно взаимодействующим, приспосабливать свои многочисленные услуги к новым носителям; более того, конвергенция вовлекает в качестве ресурсов содержания интернет-сайты исследовательских институтов, программных компаний, консультантов и специализированных банков данных. Конвергенция сегодня - сердцевина наиболее важных преобразований индустрии содержания, а интернет, в свою очередь, - основное его хранилище.

Возраст Интернета насчитывает всего несколько десятков лет, ведь он появился на рубеже 60-70 годов прошлого века. Однако его вторжение в жизнь человека нельзя назвать иначе, чем ошеломляющим. Треть населения Земли использовали Всемирную Паутину хотя бы раз, причем большинство делает это регулярно. И, если суммарный относительно низкий показатель числа пользователей достигается за счет людей старшего возраста, то молодежь повально покупает смартфоны, чтобы оставаться на связи даже по дороге в школу.

Бесспорное преимущество, которое Интернет принес людям - это молниеносный обмен информацией. За считанные секунды найти в Сети нужную книгу, связаться с другом, находящимся на другом конце света, отыскать ответ на интересующий вопрос - сложно даже представить насколько такие возможности изменили представления о знаниях, информации, бизнесе, отношениях. Причем можно не только посмотреть фильм, но и тут же обсудить его с другими пользователями, не только прочесть статью, но и поинтересоваться у специалистов, насколько она компетентна.

Еще одно новшество, принесенное в реальность Всемирной Паутиной - это стирание границ между государствами. Благодаря Интернету человечество становится действительно единым, а появление электронных денег и электронных же способов их заработка и траты, вообще задает много вопросов о грядущем мироустройстве. Люди общаются без границ, совершают покупки, рассчитываются, договариваются, и весь этот процесс происходит практически бесконтрольно.

Все больше пользователей ценят Интернет за возможности организации досуга. Любители антикварной книги и старого кино, вышивки бисером или редкой породы кошек теперь собираются в общества по интересам с неведомой доселе легкостью. И это делает их жизнь богаче и разнообразнее, ведь что может быть приятнее для увлеченного человека, чем получить совет специалиста или обсудить с ним последние новинки?

Также Интернет становится все более обычным способом создания своей личной жизни. Убеждение, что таким образом знакомятся только маргиналы, уже давно потеряло свою актуальность. В условиях тотального дефицита времени, многие используют эту возможность найти свою половинку, поскольку, как это уже было отмечено выше, Интернет не знает ни пространств, ни границ.

Современный бизнес все больше перемещается в Интернет-пространство. Виртуальная реклама уверенно теснит все другие ее разновидности. Крупную корпорацию невозможно уже представить без многоуровневого хорошо организованного управляющего сайта. А Интернет-магазины шутя отвоевывают у своих материальных конкурентов толпы покупателей.

Конечно, такая экспансия не может не вызывать беспокойства, тем более, что виртуальный мир не безопасен и таит в себе множество опасностей. Уход из реальности не делает человека счастливым, и рано или поздно кончается крахом. Однако, любой инструмент, появившийся у человечества, всегда требует разумного и умеренного подхода, будь то атомная энергия или виртуальная реальность.