Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». Проект "огород на окошке" Огород на окне в доу старшая группа

Анна Вартанянц
Проект в старшей группе «Огород на окне»

Паспорт проекта «Огород на окне »

Руководитель проекта : воспитатели старшей группы .

Возраст участников проекта : дети от 5 до 6 лет.

Состав проектной группы : воспитатели и воспитанники группы , родители воспитанников.

Тип проекта : среднесрочный (с 1 марта по 15 апреля, групповой , познавательно – исследовательский.

Проблема проекта : озеленение участка.

Цель проекта : Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности; вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию рассады в комнатных условиях.

Задачи проекта :

1. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.

2. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

3. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

4. Воспитывать бережное отношение к своему труду.

Проектная идея : Создать в группе детского сада огород на подоконнике .

Пояснительная записка.

Каждый год, весной в нашем детском саду проходит конкурс «Огород на окне » . Цель этого конкурса – привлечь детей к исследовательской, трудовой и познавательной деятельности.

В прошлом году, будучи в средней группе мы решили попробовать вырастить на окне рассаду цветов – петуньи и бархатцы. Эксперимент удался, хотя и были некоторые ошибки в посадке и уходе. Получившуюся рассаду мы высадили на своем участке и цветы, выращенные своими руками, радовали нас все лето.

Учтя все ошибки, изучив дополнительную литературу, вместе с детьми приняли решение вновь вырастить рассаду цветов, но уже не только для своего участка, но и для клумб малышей.

Рассады получилось так много, что было принято решение в преддверии Дня Победы, порадовать нашей рассадой жильцов соседнего дома престарелых .

Этапы реализации проекта :

1 ЭТАП – подготовительный

Деятельность педагога Взаимодействие с семьёй Деятельность детей

Подбор и изучение методической литературы.

Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания растений.

Создание предметно развивающей среды по теме проекта . Проведение консультаций для родителей «Участие в проекте «Огород на окне » .

Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры , землю, семена для посадки.

Дети выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений.

2 ЭТАП – реализация проекта

На данном этапе дети наблюдают за ростом растений, проводят опыты, эксперименты. Устанавливали связи : растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксируют в рисунках. В процессе исследований дети : знакомятся с художественной литературой о выращивании растений (поговорки, стихи, сказки, загадки) ; просматривают презентации; иллюстрации, картины; воспитатели проводят дидактические игры, беседы и т. д.

Подбор методической и художественной литературы : поговорки, стихи, сказки, загадки и т. д.

Подбор материала и оборудования для опытно - экспериментальной деятельности

Пополнить папку дидактическими играми по экологии

Изготовление таблиц-указателей с названиями растений.

Конструирование забора, домика.

Лепка (на каркасе)

с элементами конструирования «Пугало огородное »

Аппликация сюжетная «Наша клумба» и т. д. Участие в эстетическом оформлении «огорода »

Закупка семян, земли, удобрений, контейнеров, орудий труда для ухода за огородом .

Беседы о том, как выращивают различные культуры. Рассматривание семян, посадка семян.

Занятия с детьми : «Путешествие в страну комнатных растений» , «Все начинается с семечка» , «Чудесные семена» , «Посадка семян» ,

Просмотр презентаций : «Как растут овощи?» , «Загадки о цветах»

Дидактические игры : «Угадай цветок» , «Чей листок» Настольно - печатные игры : «Вершки и корешки» , «Сад - огород » . Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Сочинение сказок о цветах. Чтение : Стихотворения : А. Максакова «Посадила в огороде » , Т. Казырина «А у нас в саду порядок» сказки : белорусская народная сказка «Пых» , К. И. Чуковского «Огород » Опытно-экспериментальная деятельность : - «Строение растений» - «Размножение, рост, развитие растений» - «Условия, необходимые для жизни растений» :

Земля / Выявить свойства земли : имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т. д. /

Вода и растения / Выявить насколько вода необходима для роста растений/

Солнце и растения /Определить роль солнца в жизни растений/

Человек и растения / Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека/ Создание семейного альбома

Подбор информации для детей «Это интересно»

3 ЭТАП – заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с семьёй

Составление отчета о проделанной работе;

Оформление документации;

Подготовка презентации проекта . Оформление выставки семейных альбомов «Уход за комнатными растениями»

Высадка растений в открытый грунт.

Предполагаемый результат :

1. Дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания.

2. У детей сформировались знания о росте растений в комнатных условиях; умения наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.

3. Создание красивых клумб на участке малышей и людей пожилого возраста.

Публикации по теме:

Тема проекта. «Огород на окне». Цели и задачи проекта. Обогащать представления детей о растениях, встречающихся в ближайшем окружении, обобщить.

Познавательно – исследовательский проект «Огород на окне»«Ранчо дяди Тома» Это чудо огород на окошке он растет! В форме ранчо он оформлен.

МБДОУ «Каменский детский сад» Старшая разновозрастная группа. Воспитатель: Красинская Светлана АнатольевнаПознавательно – исследовательский.

ПРОЕКТ "ОГОРОД НА ОКНЕ" "Дайте детям радость труда! Это радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы,.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Яровской детский сад №28 «Солнышко»

Исследовательско – творческий

проект

«Огород на окошке»

Подготовила: воспитатель

Зайцева Елена Гафияновна

2018г

Участники проекта: воспитатель, дошкольники 4-5 лет, родители.

Актуальность проекта: Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно осенью, зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. Но нет ничего приятнее, когда первая зелень поспевает прямо у нас на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Проектная идея: создать в группе огород на подоконнике.

Вид проекта: исследовательско - творческий .

Продолжительность: 8 недель.

Цель проекта: сформировать первичные представления о выращивании культурных растений. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Задачи:

    Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.

    Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

    Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.

    Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).

    Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

    Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

    Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков) .

    Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.

    Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

    Развивать познавательные и творческие способности.

Гипотеза: если обеспечить целенаправленное руководство детской познавательной деятельности, через увлекательные атрибуты, то дети будут демонстрировать активное развитие сообразительности, творческих способностей, дружеских чувств и представлений об окружающем мире. Ожидаемые результаты :

1.Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

2.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

Этапы реализации проекта

1 этап . Подготовительный.

Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской

работы. Проведение предварительной работы по теме «Огород на

окошке» Был проведён подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной

и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Проведена беседа с родителями «Огород на подоконнике» с целью формирования у них интереса по созданию условий для реализации

проекта.

Постановка проблемного вопроса: можно ли зимой на подоконнике вырастить лук, укроп и петрушку?

Проблемный вопрос: какие условия необходимы для того, чтобы зимой

на подоконнике вырастить лук, укроп и петрушку?

Составление и обсуждение со всеми участниками проекта (воспитанник, родители, воспитатель) поэтапного плана работы, создание банка идей и предложений.

Выбор источников информации.

2 этап. Организация исследования в рамках проекта.

Деятельность по реализации проекта:

    Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

    Беседа «Дикорастущие и культурные растения».

    Беседа «Огород на окне»,

    Беседа «Что я знаю о здоровом питании?»,

    Дидактическая игра «Откуда берутся овощи?»,

    Рассматривание иллюстраций «Труд сельских жителей на приусадебных участках»,

    Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».

    Беседа «Орудия труда. Безопасная работа в огороде»,

    Беседы «Лук в жизни человека и в народной медицине»,

«Лечебные свойства лука», «укроп и петрушка –

что мы о них знаем?»

    Подбор и чтение загадок, историй и стихотворений о луке, укропе и петрушке.

    Практическая деятельность: посадка лука.

    Практическая деятельность – посев семян укропа и петрушки.

    Опыт – наблюдение за ростом лука, укропа, петрушки.

    Опыт – наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

    Труд в уголке природы: уход за всходами.

    Обсуждение и составление рассказа «Как вырастить лук, укроп и петрушку в комнате на окошке».

    Оформление и показ фотовыставки по теме для детей и родителей.

Результаты экспериментов фиксировали в фотоархиве. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, игры, беседы.
Практическая часть: «Выращиваем лук, укроп и петрушку в комнате на окошке».

Гипотеза : если в комнате создать условия, максимально приближенные к природным, то зимой в комнате на окне можно вырастить лук, укроп и петрушку так же, как и летом на огороде.

Условия выращивания лука, укропа и петрушки:

при выращивании лука - доступ корней к воде;

комнатная температура;

    посев семян укропа и петрушки в грунт;

    доступ дневного света.

Проведение исследования:

Для проведения эксперимента были подготовлены луковицы примерно одинаковой величины. Выгонка лука на перо проводилась в воде. Посев семян укропа и петрушки производилась в грунт.

Обобщение результата: Проводя эксперимент в течение месяца, нам удалось провести выгонку зелени лука, зелени укропа и петрушки.

3 этап . Подведение итогов реализации проекта.

Беседы.

Оформление выставки детских рисунков «От семени к ростку», «Зеленый лучок». Фотографии детей в экспериментальной деятельности.

Выводы

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

    Дети познакомились с культурными растениями.

    У детей формируется интерес к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

    В результате практической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

    Дети увидели многообразие посевного материала.

    Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

    В группе был создан огород на окне.

    Дети стали более уважительно относиться к труду.

    Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Заключение

Таким образом, наша гипотеза оправдалась. В условиях, максимально приближенных к природным, зимой в комнате на окне можно вырастить лук, укроп и петрушку так же, как и летом на огороде.

Подведение итогов

Итоговая беседа с детьми.

Презентация проекта.

Создание фотоальбома о проекте.

Результативность проекта.

Дети продемонстрировали достигнутый результат, он был значим и интересен им. Дошкольники выступали в роли садоводов, литераторов, историков, художников, учёных. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.

Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как выращивать лук, укроп и петрушку, сделали вывод, продемонстрировали свои результаты, практически употребили выращенные «витамины» во время обеда. Приобрели опыт выращивания лука, укропа и петрушки.

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.

Приложение

Из истории лука

Лук, одно из самых популярных и очень древних овощных растений.

Его выращивают 5 тысячелетий. Возделывание этой культуры началось в древнем Китае, затем перешло в Индию и Египет.

Азия, горы Афганистана, Ирана - родина лука. Ведь слой земли в горах неглубок, поэтому корешки у него короткие, слабые. Зато их много. Тоненькие, как струнки они проникнут в любую щелку между камней, где найдётся земля.

В России лук получил широкое распространение ещё в 8 веке. Даже в самой бедной семье суп не варили без луковицы. Она была не только приправой, но и защитницей. Это была здоровая и полезная пища.

Лечебные свойства лука

В средние века растение широко использовали, приписывая ему необыкновенные лекарственные свойства. Может, тогда зародилась пословица «лук от семи недуг». Лечебные свойства лука признавали все народы.

В древности на востоке говорили о луке: «Съедобный лук особенно помогает от вреда плохой воды, если бросить в нее очистки лука, это одно из средств, уничтожающих ее запах… Луковый сок полезен при загрязненных ранах, смазывать глаза выжатым соком лука с медом полезно от бельма… Луковый сок помогает от ангины. Съедобный лук вследствие своей горечи укрепляет слабый желудок и возбуждает аппетит». На Востоке существовала поговорка: «Лук в твоих объятиях - проходит всякая болезнь». Лук является хорошим противоядием. Издавна человеку, укушенному бешеной собакой, рекомендовалось пить больше лукового сока. Если вас укусила пчела или скорпион, то наложите на укушенное место кашицу из протертого лука, она нейтрализует яд.

Эта же «мазь», наложенная на кожу тела, вызовет приток крови к поверхности кожи, что придаст ей свежий вид и приятный оттенок. В странах, где водятся ядовитые змеи, люди катают с собой в дорогу шарики из зеленого лука, на случай укуса змеи. А если вас ночью беспокоят комары, то положите около кровати несколько луковиц. Они будут отгонять надоедливых насекомых.

В старину русских деревнях развешивали в комнатах связки луковиц, чтобы болезни в дом не заходили, ожерелья из лука а привязывали на шею коровам, лошадям, чтобы не заболели.

Загадки о луке

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

Говорят, я горький,

Говорят, я сладкий.

Стрелочкой зеленой

Я расту на грядке.

Я полезный самый,

В том даю я слово.

Ешьте меня всяким -

Будете здоровы!

В огороде из земли

Стрелы к солнцу проросли.

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

Раздевают – плачут,

Едят – морщатся,

А все равно любят.

Скинули с Егорушки

Золотые перышки –

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка.

В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Только за стол ты его позовешь –

Сам не заметишь, как слезы прольешь.

Прежде чем его мы съели,

Мы наплакаться успели.

Пословицы о луке

    Лук с чесноком родные братья.

    Ешь лук – чаще зубы будут.

    Лук да баня все правят.

    Лук от семи недугов лечит.

Стихи о луке

Разговорам вы не верьте,

В пище очень ценен лук,

Луком лечим мы недуг.

И не враг он нам, а друг.

Со мной общаться вам бывает сложно.

Без слёз очистить даже невозможно

Но я полезен очень - вот так штука:

Нет от простуды средства лучше лука.

На Букву «Л» тут зреет Лук ,
Он для здоровья лучший друг.
Хоть Лук порой до слёз доводит,
Но со стола у нас не сходит.
В салат порежем мы лучок,
Иди, сорви скорей пучок.

Витамины на столе

Лук – источник витамина С, особенно много его в листьях, в 3 раза больше, чем в луковице. Для покрытия суточной потребности человеческого организма в витамине С требуется 50-60 г. зеленого лука.

Лук деликатесный овощ, имеющий важное пищевое значение. Широко применяют в кулинарии в сыром, вареном и тушеном виде, используют для супов, гарниров, в качестве приправ к мясу и сыру.

Лук улучшает вкус пищи, способствует ее усвоению.

Дидактическая игра

«Что сначала, что потом?»

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал: Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами), яблоко.

Ход игры Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.

Дидактическая игра

«Закончи предложение»

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Ход игры Огурец овальный, а тыква… Лук горький, а морковь… Огурец зеленый, а свекла… Редиска мелкая, а редька… Кабачок большой, а тыква… Помидор кислый, а чеснок… Морковь в земле, а помидор… Помидор круглый, а морковь…

Из истории укропа и петрушки

Укроп в древности считали красивым растением, а его «кухонный запах» - не уступающим аромату роз. Его тонко рассеченными листьями украшали букеты цветов. В настоящее же время это растение служит приправой для супа, придает рассолу огурцов приятный аромат.

В древнем Египте, а затем и в Греции петрушка являлась символом горя. Венки из петрушки надевали на голову в знак печали. Только спустя сотни лет её начали использовать в еде.

Лечебные свойства укропа и петрушки

Свежий укроп повышает аппетит, спасает от бессонницы и нарушений сна. Его используют при болях в животе, при кашле. Укроп очень богат витаминами.

Петрушка продлевает молодость, а укроп снимает головную боль

Достаточно пожевать одну зеленую веточку петрушки, чтобы избавиться от неприятного запаха изо рта. Улучшает зрение, укрепляет наши сосуды. Петрушка богата витаминами и минералами.

Стихи про петрушку и укроп

Я - душистенький укроп.
Без меня - еда не впрок.
Столько витамина С (цэ)
Не найдешь в одном лице.

Петрушка.
Почему же не найдешь?
Витамин на два умножь.
Восстанавливаю силы,
Примиряю с вашим милым.

У укропа запах резкий,
Даже детям всем известный.
Его кушать надо в меру,
Пару веточек, к примеру,
В свою порцию ложить.
С ним надо дружно жить,
Ведь для нас укроп всегда
И лекарство, и еда.
Не найдешь меня полезней!

Загадки про петрушку и укроп

Пряность вкусная такая,
Нежная и молодая.
Сельдерей, петрушка? Стоп!
Догадались вы? …(укроп).

Он и вкусный и душистый,
Сам зелёный, шелковистый.
Овощи собрали? Оп!
Не забудьте про …(укроп).

Чуть проклюнулся росток,
- Подрастай скорей, браток!
Знаю я без всяких проб,
Запашистый друг -…(укроп).

Не нужна мне голова
С колпачком и бубенцами.
Я не клоун, а трава
С зелёными волосами.
Положи меня на сушку.
Догадались? Я - …

(Петрушка)

Наряд мой пестрый,

Колпачок мой острый,

Бубенчики звенят,

Ребят всех веселят.

(Петрушка)

Физминутка «Огород»

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе.

Вот салат, а здесь укроп. Правой рукой коснуться левой ступни,

Там морковь у нас растёт. потом наоборот.

Поработаем с тобой ,

Сорнякам объявим бой –

С корнем будем выдирать приседания.

Да пониже приседать.

У забора всем на диво потягивание – руки в стороны.

Пышно разрослась крапива.

Мы её не будем трогать потягивание – руки вперёд.

Обожглись уже немного.

Всё полили мы из лейки

И садимся на скамейки. дети садятся.

Дидактическая игра

«В огороде у козы Дерезы»

Цель: активизировать словарь по лексической теме «Овощи»; совершенствовать фонематические процессы и умение проводить звуковой анализ слов; совершенствовать грамматический строй речи, (использование имен существительных в форме родительного падежа с предлогом в ), развивать мышление, зрительное восприятие и внимание.

Оборудование. Плоскостное изображение козы Дерезы, предметные картинки с изображениями овощей, магнитная доска, магниты, корзинка.

Ход игры . В игре принимают участие четверо детей. Дети стоят напротив магнитной доски. Педагог помещает на магнитную доску изображения козы Дерезы. Перед детьми рассыпает предметные картинки с изображениями овощей и предлагает рассмотреть их. Воспитатель ставит на стол корзину и дает детям задание подобрать овощи с определенным звуком в названии: со звуком к (картофель, капуста, укроп, петрушка, свекла, лук, редиска, баклажан, чеснок), положив их в корзину, употребляя слова с предлогом В . Дети выполняют задание.

Посадили огород,

Посмотрите, что растет!

Будем мы ухаживать,

Будем поливать,

Будем за росточками

Дружно наблюдать

Проект : краткосрочный.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность : 1 месяц.

Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели,

Цель : формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи :

    Расширить знания детей о растениях.

    Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидор, перец, лук, чеснок, цветы, овес);

    Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

    Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

    С пособствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

    Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений(полив, взрыхление, прополка сорняков)

    Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

    Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

    Развивать познавательные и творческие способности.

Предполагаемый результат :

    Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.

    С помощью опытнической работы дети получат знания о необходимых условиях роста растений.

    С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

    У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

    Формирование у детей уважительного отношения к труду.

    Создание в группе огорода на подоконнике.

    Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.

    Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы работы над проектом :

    Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности

    Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.

    Заключительный : п одводятся итоги , итоговая беседа – 4-я неделя.

Этапы реализации проекта.

пп

Мероприятия

Цели

1 этап – подготовительный.

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

Просвещать родителей по данной теме.

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

2 этап – основной.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Занятие «Дикорастущие и культурные растения»

Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных(по взаимоотношениям с человеком),познакомить с интересными представителями мира растений.

Практическая деятельность: посадка лука, овса.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

Опыт – наблюдение за ростом лука, овса.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.

Труд в уголке природы.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)

Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Рассматривание цветочных семян через лупу.

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам

Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, перец).

Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие».

Закреплять классификацию растений по ценности для людей.

Дидактическая игра «Цветочный магазин».

Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдение за растениями.

1 6

Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

3 этап – заключительный.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Анализ результативности

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

    Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

    У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

    В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

    Дети увидели многообразие посевного материала.

    Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

    В группе был создан огород на окне.

    Дети стали более уважительно относиться к труду.

    Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

    Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Работа с родителями :

    Беседа с родителями «Огород на окне».

    Консультация для родителей «Огород на подоконнике».

    Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:

«ОГОРОД НА ОКНЕ»

Воспитатели: Прапорщикова Т.А.

Саранцева Н.Б.


1. Где труд – там и счастье.

2. Кто не работает, тот не ест.

3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

4. Терпение и труд все перетрут.

5. На все руки мастер.

6. Кончил дело, гуляй смело.

7. Труд человека кормит, а лень портит.

8. Где лад, там и клад.

9. Один за всех и все за одного.

10.При солнышке тепло, при матери добро.

11. Вместе тесно, а врозь скучно.

12. Вся семья вместе, так и душа на месте.

Что растёт на нашей грядке?

Что растёт на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

Запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растёт на нашей грядке?

(В. Коркин)

Овощи

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка и свёкла? Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла. Ох!

И суп овощной оказался не плох! (Ю. Тувим)

Зеленеет лук

Зеленеет лук в воде,
Пузырьки на бороде,
Пузырьки, пузырьки –
Шалуны, озорники!
Каждый этот пузыречек
Очень бороду щекочет.
Если так щекотать,
Всяк захочет хохотать!
Лук трясет бородой,

Навостряет стрелки:
- Скоро буду молодой
Лежать на тарелке!

Щи - талочка
Чищу овощи для щей.
Хлопаем в ладоши.
Сколько нужно овощей?
Развести руки в стороны.
Три картошки, Загибаем три пальца.
Две морковки,
Загибаем два пальца на левой руке.
Луку
полторы головки, Загибаем три пальца на правой руке.
Да петрушки корешок,
Загибаем один палец левой руки.
Да капустный кочешок.
Загибаем палец правой руки.
Потеснись-ка ты, капуста,
Ладошками отодвигаем капусту в сторону.
От тебя в кастрюле густо.
Выставляем ладошку.
Раз,
По – очереди выставляем
Да,
указательный палец,
Три,
средний палец.
Огонь зажжен.
Хлопаем.
Кочерыжка
Правой рукой показываем на центр.
Выйди вон!
Правой рукой показываем на дверь

Баклажан
Темно-синий Баклажан
С кустика свисает
И красивые усы
Щеткой поправляет!

Бобы
Мы бобы, гордимся,
что для разных каш годимся
Что плоды у нас в стручках,
как в волшебных сундучках.
Те, кто с детства дружит с нами
Те, растут богатырями.

Горох.
Что за лодочка такая,
Вся зелёная, кривая,
Вниз по речке не плывёт,
А на кустике живёт?
Сколько в ней сидит гребцов –
Круглых, гладких молодцов!
Раз, два, три, четыре, пять...
Долго нам ещё считать?
Шесть – и без больших хлопот
Всех пловцов отправим в рот.
До чего хорошие
Вкусные горошины!

Кабачок.
А зелёный кабачок,
Повернулся на бочок:
Сладко спит на грядке
как малыш в кроватке.

Картошка
Из картошки много блюд
Приготовить можно
И простых и сложных:
Её варят, жарят, трут,
На костре ее пекут.
Что вкуснее в целом мире,
Чем картошечка в мундире?

Лук
Луковица золотая
Круглая, литая.
Есть у ней один секрет-
Нас она спасёт в обед:
Может вылечить недуг
Вкусный и душистый лук!

Морковь
Я – морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей!

Огурец
Погляди на огурец,
Огурец – такой хитрец!
Ловко одевается,
Под листьями скрывается.
Разгребу рукой листву,
С грядки огурец сорву.
Пополам разломлю,
Густо-густо посолю.
Сам я огурцы ращу,
Приходите –угощу!

Помидор
Я – толстый красный помидор,
Люблю детишек давних пор.
Я – витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!

Свекла
Свёкла для борща годится,
Покраснела, как девица.
Без неё и винегрет
Не получишь на обед.

Загадки про овощи.

Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зелёным листом
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок -
Зелёненький лесок.
(Редиска)

В землю бросишь
Крошку-блошку,
Полежит она немножко,
И гляди - уже растёт
Самоварчик-корнеплод.
(Репа)

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?
(Лук)

Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста)
Лето целое старалась -
Одевалась, одевалась...
А как осень подошла,
Нам одёжки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок
(Капуста)

Без окон, без дверей,
Полна горница людей.
(Огурец)
Золотая голова велика, тяжела,
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(Тыква)
Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчатая, вкусна!"
(Картошка)

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)

Всех круглее и краснее.
Он в салате всех вкуснее,
И ребята с давних пор
Очень любят...
(Помидор)

Маленький, горький
Луку брат.
Взрастает он в земле,

Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)


На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков..? (Горох)

Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросла.
Над землёй трава,
Под землёй алая голова. (свекла)

План экспериментальной деятельности

Земля.

Название мероприятия: Экспериментально-опытное занятие «Какая земля».

Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется

Материал, оборудование: Земля в контейнерах

Вода

Название мероприятия: Вода и растения

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)

Солнце

Название мероприятия: Солнце и растения

Цель: Определить роль солнца в жизни растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)

Человек

Название мероприятия: Человек и растения

Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

Экскурсия в магазин «Семена».

Цель: Расширять знания детей: где можно приобрести семена, землю, предметы ухода за растениями.

Задачи:

1. Продолжать формировать понятия - специализированный магазин, продавец, покупатель.

2. Познакомить детей с разновидностью семян, предметами ухода за ними.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду продавца - консультанту.

4. Вызывать у детей желание узнавать, откуда появляются семена, как их хранят, и что с ними делать дальше.

Предшествующая работа:

Воспитатель предварительно договаривается с работниками магазина о приходе детей на экскурсию.

В магазине педагог обратила внимание детей на разнообразие семян, кашпо, лотков под выращивание рассада, цветов и других растений (пальмы, виноград и т.д.). Воспитатель предлагает осмотреться и сформировать свои вопросы на восприятии увиденного.

Дети задавали вопросы продавцу - консультанту:

Откуда привозят семена?

Кто и как выращивает такие красивые цветы?

Почему полезнее земля для растений, которая в магазине, чем земля с газонов?

Почему так много горшков для цветов?

Если различия для посадки, или можно использовать любой горшок?

Насколько важен уход за растениями, или их можно просто поливать?

Как надо правильно садить растения?

Педагог обратила внимание детей, что в магазин постоянно заходят люди, и что покупают. Покупатели покупают не только семена и кашпо, они так- же покупают специальные «подкормки» для растений.

А для чего это надо попросим рассказать продавца.

После возвращения из магазина, дети обмениваются впечатлениями. Вместе с воспитателями делают вывод о полезности растений и важности ухода за ними. Вместе вспоминают полезные советы продавца-консультанта. Педагог предлагает выбрать полученную информацию и использовать её во время разбивка огорода на подоконнике.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ:

«ОГОРОД НА ОКНЕ»

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ

ГАСРАТОВА

ЗИНФИРА

АБДУЛЛАХОВНА

МДОБУ «ТЫНДЁНОК» Д/САД № 5

Проект: краткосрочный.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность: 1 месяц.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.

Цель : формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитания у детей любви к природе, создания в группе огорода на подоконнике.

Задачи: обогащение и расширение представлений детей о растениях. Как можно вырастить лук, чеснок, горох на окне.

Выяснить, что нужно растениям для роста и развития? Способы выращивания.

Развивать интерес к развитию и росту растений.

Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счёт загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.

Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.

Развитие творческих способностей через продуктивную деятельность.

Воспитывать любознательность и наблюдательность.

Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Проблема: уровень знаний детей о природе поверхностный, отношение к её объектам бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей.

Методы реализации проекта: беседы, чтение художественной литературы, загадки пословицы, поговорки, рассматривание иллюстраций, картин, занятия в игровой форме.

Этапы работы над проектом:

    Ознакомительный (подготовительный) : определение цели и задач проекта. Сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности-1-я неделя.

    Основной (или этап реализации проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение)-2-я, 3-я неделя.

    Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа-4-я неделя.

Ожидаемый результат:

    Дети познакомятся с культурными и дико растущими растениями.

    С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.

    С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

    У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

    Формировать у детей уважительное отношение к труду.

    Создание в группе огорода на подоконнике.

    Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.

    Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный.

1-я неделя.

1.Беседа с родителями «Огород на окне».

Цель: обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по

Созданию условий для реализации проекта.

2.Консультация для родителей «Огород на окне».

Цель: просвещать родителей по данной теме.

3.Подбор наглядно дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Цель: создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

2 этап - основной.

2-я неделя.

4. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.

5.Занятие «Что мы знаем об овощах».

Цель: ненные предложения.

6.Практическая деятельность: посадка лука, чеснока, гороха.

Цель: вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

3-я неделя.

7.Опыт-наблюдение за ростом лука, чеснока, гороха.

Цель: учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, чеснока, гороха.

8.Труд в уголке природы.

Цель: продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).

9.Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Цель: получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). 10.Дидактическая игра « Что сажают в огороде».

Цель: научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их примене нию), развить быстроту мышления, слуховое внимание.

11.Дидактическая игра « Подбери пару»

Цели: цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание.

12. Наблюдения: «Растут ли наши растения»

Цель: Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.

13. Оформление дневника наблюдений.

Цель: зафиксировать наблюдения за растениями.

14. Итоговая беседа « Огород на окне».

3 этап - заключительный.

3-я неделя.

15. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

16.Анализ результативности.

По реализации проекта « Огород на окне» были получены следующие результаты.

1.Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

2.У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности

По выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили

Необходимые условия для роста растений.

4. Дети увидели многообразие посевного материала.

5. Дети стали бережно относится к растительному миру.

6. В группе был создан огород на окне.

7.Дети стали более уважительно относится к труду.

8. Наблюдения были зафиксированы в дневнике наблюдений.

9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Работа с родителями:

1. Беседа с родителями «Огород на окне».

2.Консультация для родителей « Огород на окне».

3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для

Огорода на окне.

Работа с родителями

Я приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? – Я вам друг

Я – простой зелёный… (лук)

Тише деточка не плач.

Это с нашей грядки врач.

Исцелить любой недуг

Может огородный… (лук)

На вкус горький,

А не редиска.

Шуба рыжая,

А не лиска.

Лежит клубком,

А не киска (лук)

Витамины круглый год

Ох, как необходимы.

Чтобы нам не болеть

Гриппом и ангиной.

«Лук от семи недуг»

Лук репчатый - пряное культурное растение, относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.

Химический состав. Лечебные свойства.
Репчатый лук издает характерный запах, обусловленный присутствием в нем эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стрептококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки.
Кроме того, в луке имеются протеин, сахароза, мальтоза, фруктоза, полисахарид, белки, зола, жиры. Он богат витаминами С, А, D, В1, В2, Вб, Е, РР; содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо. Из репчатого лука готовят спиртовую вытяжку для стимуляции сердечной деятельности, улучшение секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеленый лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С.
Луковицы содержат йод, органические (лимонную, яблочную) кислоты. Фитонциды, содержащиеся в них, убивают микрофлору полости рта, благоприятно влияют на работу почек. Лук приносит пользу здоровью.

Применение в кулинарии.

В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам.

Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале или растительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.

Применение в медицине.

В медицине известен со времён Гиппократа. Лечебные свойства лука признавали все народы. Римляне считали, что сила и мужество солдат увеличиваются при употреблении лука, поэтому он входил в военный рацион. В Египте луку воздавали почести как божеству. При Гиппократе лук прописывали больным ревматизмом, подагрой, а также от ожирения. Луковый сок полезен при загрязнённых ранах, смазывать глаза выжатым соком лука с мёдом полезно от бельма…

Луковый сок помогает от ангины. Съедобный лук вследствие своей горечи укрепляет слабый желудок и возбуждает аппетит».

Время появления лука на Руси точно не установлено, но известно, что уже с давних пор он являлся одним из главных пищевых продуктов и считался универсальным средством, предохраняющим и излечивающим болезни.

Лук является хорошим витаминным средством, особенно рекомендуемым в зимне-весенний период, но используемым круглый год. Значительное количество минеральных солей в луке при его использовании в пищу способствует нормализации водно-солевого обмена в организме, а своеобразный запах и острый вкус возбуждают аппетит.

Лук широко используется в современной медицине. Из лука репчатого получены препараты «Аллилчеп» и «Аллилглицер». «Аллилчен» оказывающий противомикробное действие, возбуждает моторику кишечника, используется как при поносах, так и колитах с наклонностью к запорам, при атонии кишечника, атеросклерозе и склеротической форме гипертонии. «Аллилглицер» рекомендуется для лечения трихомонадного кольпита в виде тампонов.

Лук является популярным косметическим средством во многих странах мира. Соком лука рекомендуют смазывать волосистую часть головы при себорее, гнездовой плешивости, для укрепления корней волос. При этом волосы становятся шелковистыми, мягкими и блестящими, а кожа не шелушится, не образуется перхоть. От луковичного сока бледнеют веснушки; приём лука внутрь, а также луковые маски (из смеси кашицы лука с мёдом) предупреждают появление морщин, кожа лица становится свежее.

Занятие

«Что мы знаем об овощах»

Цели: закрепить представления детей о том, где выращиваются овощи, знания об их свойствах. Научить строить описательные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочи ненные предложения.

Занятие начинается с игрового момента (ребенок, одетый «хозяюшкой», входит с корзинкой с овощами). Хозяюшка по казывает всем содержимое корзинки, а воспитатель читает сти хи «Овощи» Ю. Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу, ох!

«Давайте поблагодарим хозяйку за гостинец». Дети благода рят и оставляют хозяйку у себя в гостях.

«А теперь скажите, что же принесла нам хозяйка? Как одним словом это все можно назвать? (Дети называют овощи.)

А есть ли такое слово, которое объединяет овощи? (Урожай, плоды.)

Плоды растут... Что еще про них можно сказать?» (Созревают, поспевают, цветут и т.д.)

Почему одни плоды называют овощами, а другие фрукта ми?» (Овощи растут в огороде, поле, а фрукты - в садах, из фрук тов варят компоты, а из овощей делают салаты, соленья, овощи идут на приправу к первым блюдам, а фрукты на десерт.)

Воспитатель предлагает детям выбрать из корзины любой фрукт или овощ и рассказать товарищу все, что он знает о нем. Затем овощ или фрукт достает другой ребенок и также рассказывает о том, что взял.

Воспитатель предлагает строить рассказ, используя волшеб ные квадратики.

Вопросы, на которые нужно ответить:

    где растут эти плоды (поле, сад, бахча, огород)",

    из чего их выращивают;

    это овощи или фрукты;

    где используют спелые плоды;

    как цветут растения, на которых они растут;

    из чего состоит плод;

    какой он на вкус, на ощупь и на запах.

Занятие

«Труд овощеводов и садоводов»

Цели: закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений («овощи», «фрукты»); закрепить пред ставления о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.

Предварительная работа. Для накопления конкретных пред ставлений проводятся наблюдения за работой взрослых на ого родах, в садах, парках и скверах, за перевозкой овощей и фрук тов по улицам села или города, за их продажей в ларьках и магазинах, на овощных базарах. К занятию подготавливают по 5-6 видов овощей и фруктов, наборы картинок с изображени ем орудий труда овощеводов и садоводов, а также некоторых сельскохозяйственных машин (трактор, свеклоуборочный ком байн, картофелесажалки и др.), подбирают загадки об овощах и фруктах.

В начале занятия воспитатель рассматривает с детьми овощи и фрукты, упражняет детей в классификации и понимании обоб щений «овощи» и «фрукты», учит отгадывать и загадывать за гадки о них.

Воспитатель выясняет представления детей о том, где растут овощи и фрукты и кто их выращивает; уточняет, что выращива ют их сельские жители, овощеводы и садоводы, закрепляет знания о названии профессии, месте работы (огород, поле, сад). Под черкивает, что овощеводы и садоводы стараются вырастить боль шой урожай, работают хорошо и дружно. Выращенные ими овощи и фрукты привозят в город, люди их покупают в магазинах и на рынке. Взрослые и дети, живущие в городе, едят вкусные ово щи и фрукты и благодарят сельских жителей за их труд.

Игра «Подбери пару»

Цели: научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание.

Оборудование: знакомые детям геометрические фигуры или тематические подборки изображений разных предметов, кото рые можно объединить по парам (например, яблоки разного цвета, большие и маленькие; корзинки разного размера и т.д.). По этому - же принципу можно подобрать игрушки: куклы и одежду, домики, машины и т.д.

Сначала дети внимательно рассматривают картинки. Затем воспитатель просит их рассказать, что общего между изобра женными на них предметами и чем они отличаются.

Потом по просьбе игрушки (куклы или зверюшки) дети выбирают нужный им предмет (например, морковку для зайчика). Сле дующее задание - найти овощу пару такой же длины (например, огурец) или такого же цвета (например, апельсин). Выполнив просьбу игрушки, дети объясняют, по какому признаку подобрана пара.

Игрушки благодарят детей, хвалят за удачно подобранную пару, а потом просят подобрать пару по определенному при знаку. Дети, сидящие за столом, контролируют друг друга, со ветуются с игрушками.

Вариант 1

Дети, сидящие за одним столом, делят все картинки между собой и составляют пары из них. Если у ребенка оказываются предметы, которые нельзя объединить ни по какому признаку, воспитатель предлагает поменяться ими с товарищами, чтобы подобрать пары самому и помочь другим.

Вариант 2

В группе появляется мудрая змея, которая интересуется, готовы ли дети выполнить более сложное задание - взять какую- нибудь картинку и по одному из признаков (цвет, форма, на значение) подобрать пару среди оборудования комнаты. Дети начинают выполнять задание, а змея поощряет их и просит других детей помочь. Помощники тихими хлопками будут сообщать, что тот, кто отправился на поиски, далек от нужного предмета, а громкими - что он приближается к нему. Таким образом зада ние будут выполнять все дети.

Дата публикации: 23.10.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Посадили огород,

Посмотрите, что растет!

Будем мы ухаживать,

Будем поливать,

Будем за росточками

Дружно наблюдать

Проект: краткосрочный.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность: 1 месяц.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели,

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

    Расширить знания детей о растениях.

    Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидор, перец, лук, чеснок, цветы, овес);

    Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

    Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

    Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

    Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений(полив, взрыхление, прополка сорняков)

    Продолжать развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

    Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

    Развивать познавательные и творческие способности.

Предполагаемый результат:

    Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.

    С помощью опытнической работы дети получат знания о необходимых условиях роста растений.

    С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

    У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

    Формирование у детей уважительного отношения к труду.

    Создание в группе огорода на подоконнике.

    Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.

    Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы работы над проектом:

    Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности

    Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) - 2-я, 3-я неделя.

    Заключительный: подводятся итоги, итоговая беседа - 4-я неделя.

Этапы реализации проекта.

Мероприятия

1 этап - подготовительный.

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

Просвещать родителей по данной теме.

Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

2 этап - основной.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Занятие «Дикорастущие и культурные растения»

Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных(по взаимоотношениям с человеком),познакомить с интересными представителями мира растений.

Практическая деятельность: посадка лука, овса.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

Опыт - наблюдение за ростом лука, овса.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.

Труд в уголке природы.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)

Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Рассматривание цветочных семян через лупу.

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам

Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, перец).

Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие».

Закреплять классификацию растений по ценности для людей.

Дидактическая игра «Цветочный магазин».

Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдение за растениями.

Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

3 этап - заключительный.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Анализ результативности

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

    Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

    У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

    В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

    Дети увидели многообразие посевного материала.

    Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

    В группе был создан огород на окне.

    Дети стали более уважительно относиться к труду.

    Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

    Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Работа с родителями:

    Беседа с родителями «Огород на окне».

    Консультация для родителей «Огород на подоконнике».

    Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:

«ОГОРОД НА ОКНЕ»

Воспитатели: Прапорщикова Т.А.

Саранцева Н.Б.

1. Где труд - там и счастье.

2. Кто не работает, тот не ест.

3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

4. Терпение и труд все перетрут.

5. На все руки мастер.

6. Кончил дело, гуляй смело.

7. Труд человека кормит, а лень портит.

8. Где лад, там и клад.

9. Один за всех и все за одного.

10.При солнышке тепло, при матери добро.

11. Вместе тесно, а врозь скучно.

12. Вся семья вместе, так и душа на месте.

Что растёт на нашей грядке?

Что растёт на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат -

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

Запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растёт на нашей грядке?

(В. Коркин)

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка и свёкла? Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла. Ох!

И суп овощной оказался не плох! (Ю. Тувим)

Зеленеет лук

Зеленеет лук в воде,

Пузырьки на бороде,

Пузырьки, пузырьки -

Шалуны, озорники!

Каждый этот пузыречек

Очень бороду щекочет.

Если так щекотать,

Всяк захочет хохотать!

Лук трясет бородой,

Навостряет стрелки:

Скоро буду молодой

Лежать на тарелке!

Щи - талочка

Чищу овощи для щей. Хлопаем в ладоши.

Сколько нужно овощей? Развести руки в стороны.

Три картошки, Загибаем три пальца.

Две морковки, Загибаем два пальца на левой руке.

Луку полторы головки, Загибаем три пальца на правой руке.

Да петрушки корешок, Загибаем один палец левой руки.

Да капустный кочешок. Загибаем палец правой руки.

Потеснись-ка ты, капуста, Ладошками отодвигаем капусту в сторону.

От тебя в кастрюле густо. Выставляем ладошку.

Раз, По - очереди выставляем

Да, указательный палец,

Три, средний палец.

Огонь зажжен. Хлопаем.

Кочерыжка Правой рукой показываем на центр.

Выйди вон! Правой рукой показываем на дверь

Баклажан

Темно-синий Баклажан

С кустика свисает

И красивые усы

Щеткой поправляет!

Мы бобы, гордимся,

Что для разных каш годимся

Что плоды у нас в стручках,

Как в волшебных сундучках.

Те, кто с детства дружит с нами

Те, растут богатырями.

Что за лодочка такая,

Вся зелёная, кривая,

Вниз по речке не плывёт,

А на кустике живёт?

Сколько в ней сидит гребцов -

Круглых, гладких молодцов!

Раз, два, три, четыре, пять...

Шесть - и без больших хлопот

Всех пловцов отправим в рот.

До чего хорошие

Вкусные горошины!

А зелёный кабачок,

Повернулся на бочок:

Сладко спит на грядке

Как малыш в кроватке.

Картошка

Из картошки много блюд

Приготовить можно

И простых и сложных:

Её варят, жарят, трут,

На костре ее пекут.

Что вкуснее в целом мире,

Чем картошечка в мундире?

Луковица золотая

Круглая, литая.

Есть у ней один секрет-

Нас она спасёт в обед:

Может вылечить недуг

Вкусный и душистый лук!

Я - морковка, рыжий хвостик.

Приходите чаще в гости.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щечки заалели,

Ешь морковку, сок мой пей,

Будешь только здоровей!

Погляди на огурец,

Огурец - такой хитрец!

Ловко одевается,

Под листьями скрывается.

Разгребу рукой листву,

С грядки огурец сорву.

Пополам разломлю,

Густо-густо посолю.

Сам я огурцы ращу,

Приходите -угощу!

Я - толстый красный помидор,

Люблю детишек давних пор.

Я - витаминов сундучок,

А ну-ка, откуси бочок!

Свёкла для борща годится,

Покраснела, как девица.

Без неё и винегрет

Не получишь на обед.

Загадки про овощи.

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зелёным листом

Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок -

Зелёненький лесок.

(Редиска)

В землю бросишь

Крошку-блошку,

Полежит она немножко,

И гляди - уже растёт

Самоварчик-корнеплод.

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые и дети?

Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста)

Лето целое старалась -

Одевалась, одевалась...

А как осень подошла,

Нам одёжки отдала.

Сотню одежонок

Сложили мы в бочонок

(Капуста)

Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

Золотая голова велика, тяжела,

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

Неказиста, шишковатая,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

"Ну, рассыпчатая, вкусна!"

(Картошка)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры)

Всех круглее и краснее.

Он в салате всех вкуснее,

И ребята с давних пор

Очень любят...

(Помидор)

Маленький, горький

Луку брат.

Взрастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков..? (Горох)

Вверху зелено, внизу красно,

В землю вросла.

Над землёй трава,

Под землёй алая голова. (свекла)

План экспериментальной деятельности

Название мероприятия: Экспериментально-опытное занятие «Какая земля».

Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется

Материал, оборудование: Земля в контейнерах

Название мероприятия: Вода и растения

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)

Название мероприятия: Солнце и растения

Цель: Определить роль солнца в жизни растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)

Название мероприятия: Человек и растения

Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

Экскурсия в магазин «Семена».

Цель: Расширять знания детей: где можно приобрести семена, землю, предметы ухода за растениями.

1. Продолжать формировать понятия - специализированный магазин, продавец, покупатель.

2. Познакомить детей с разновидностью семян, предметами ухода за ними.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду продавца - консультанту.

4. Вызывать у детей желание узнавать, откуда появляются семена, как их хранят, и что с ними делать дальше.

Предшествующая работа:

Воспитатель предварительно договаривается с работниками магазина о приходе детей на экскурсию.

В магазине педагог обратила внимание детей на разнообразие семян, кашпо, лотков под выращивание рассада, цветов и других растений (пальмы, виноград и т.д.). Воспитатель предлагает осмотреться и сформировать свои вопросы на восприятии увиденного.

Дети задавали вопросы продавцу - консультанту:

Откуда привозят семена?

Кто и как выращивает такие красивые цветы?

Почему полезнее земля для растений, которая в магазине, чем земля с газонов?

Почему так много горшков для цветов?

Если различия для посадки, или можно использовать любой горшок?

Насколько важен уход за растениями, или их можно просто поливать?

Как надо правильно садить растения?

Педагог обратила внимание детей, что в магазин постоянно заходят люди, и что покупают. Покупатели покупают не только семена и кашпо, они так- же покупают специальные «подкормки» для растений.

А для чего это надо попросим рассказать продавца.

После возвращения из магазина, дети обмениваются впечатлениями. Вместе с воспитателями делают вывод о полезности растений и важности ухода за ними. Вместе вспоминают полезные советы продавца-консультанта. Педагог предлагает выбрать полученную информацию и использовать её во время разбивка огорода на подоконнике.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском