Священный бык апис. Бог апис - священный бык египтян

Апис

Апис (Хапис) — священный бык в древнеегипетской мифологии, имевший собственный храм в Мемфисе. Апис считался посвящённым или или же выступал в качестве отдельного божества, почитаемого в районе Мемфиса.

В некоторых отдельных районах считалось, что каждое утро богиня неба принимала облик коровы и рожала телёнка (Аписа). За день телёнок вырастал в быка, а вечером становился мужем богини.

Первоначально Апис почитался в качестве воплощения и Ка Птаха, бога Мемфиса. По этой причине он считался также символом фараона. Так как словом Ка в Древнем Египте также передавалось слово «бык», Апис должен был существовать в теле реально существующего быка, а после его смерти переселяться в тело нового быка.

Когда умирал предыдущий бык, символизировавший Аписа, жрецы отправлялись на поиски нового. По нахождении нового Аписа его отводили в Никополь, где и откармливали в течение 40 дней. Ежегодное празднество Аписа относилось к ежегодному обновлению воды в Ниле. Апису не полагалось жить более 25 лет, и по прошествии этого времени его с известного места низвергали в Нил (его топили в колодце).

По Плутарху (древнегреческий философ, биограф, моралист), Апис был произведен на свет лучом месяца; между его приметами есть изображение нового месяца, новолуния, да и само число 29 указывает на число дней месяца; при восходе луны жрецы направлялись к Апису. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис и Озорапис, а 25 лет жизни Аписа указывают на лунный период в египетском солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 лет известные фазы луны падали на одни и те же дни. Апис должен был быть чёрным, за исключением нескольких пятен, которые и были характерны для него. Нахождение нового быка-Аписа праздновалось во всей стране.

Не исполняли строго определенные функции и редко вмешивались в споры людей. Имена некоторых богов не были постоянными и зависели от времени суток и от действий, выполняемых в определенный момент.

Культ Аписа

Египетский носил имя Апис. Он имел облик быка. Часто между рогов изображали солнечный диск. Центр культа находился в Мемфисе. Апис считался душой Ра и душой Птаха - бога Мемфиса. По верованиям египтян во время ритуального бега быка оплодотворялись поля. Египетский связывался с культом мертвых. Изображения этого бога, держащего мумию на спине, часто находили на саркофагах.

Живое олицетворение Аписа

В Мемфисе олицетворением Аписа считали черного быка с белыми метками на лбу и двумя кисточками на хвосте. Этот бык должен был иметь силуэт грифа на спине и силуэт скарабея под языком. Когда рождался такой бык, то это было большой радостью для жителей Египта. Ему отводили специальное помещение. Его одевали и кормили. Этому быку предоставляли почести, как богу. Почитали не только этого быка, но и корову, родившую его. Ей тоже предоставляли специальное помещение. Все движения быка жрецы интерпретировали и по ним строили предсказания на будущее. Когда бык умирал, то это было большим горем, по всей стране объявлялся траур. Его тело бальзамировали и помещали в саркофаг. Этот саркофаг сохранялся в специальном склепе - серапеуме. Саркофаги быков Аписов разграблялись в древности подобно склепам фараонов. Также в честь быков сооружали статуи, держащие между рогами диск Солнца. После смерти быка жрецы приступали к поискам нового Аписа. Когда его находили, то по всей стране начинались празднования. Апис не должен жить больше 25 лет. Если он доживал до этого возраста, то его нужно было низвергнуть в Нил - утопить в колодце. Каждый год во время обновления воды в Ниле отмечали праздник Аписа.

Бык Осириса

Говорили, что неба) каждое утро преображалась в корову и рожала бычка Аписа. До вечера этот бычок становился взрослым, и богиня делала его своим мужем. Апис и Мневис посвящались Осирису, считались его быками. По верованиям жителей Египта, Апис - бык луны, а Мневис - бык солнца. При царствовании Птолемеев Апис и Осирис слились в единого бога Сераписа.

Мин - производитель урожая

Еще один плодородия Мин считался производителем урожаев. Он изображался в виде бородатого мужчины в короне с двумя длинными перьями и со стоящим, непропорционально огромным фаллосом. В правой поднятой руке Мин держал плеть - символ власти над рабской силой. Сначала он считался богом-создателем, богом скотоводства и защитником урожаев. Позже он превратился в бога дорог, владыку пустынь и защитника путешественников. плодородия Мин также дарил мужчинам сексуальную силу. Главным праздником Мина был Праздник ступеней. В этот день фараон собственноручно срезал первый сноп, который принимал в свои руки бог плодородия. Египет известен многими богами, которых часто ассоциировали с фараонами.

Апис - священный бык
Апис священный бык египтян , бог плодородия Мемфиса. Этот культ имеет очень глубокие корни, связанные с животноводством, которым начали заниматься приблизительно 7000 лет до н.э. по всему восточному Средеземноморскому региону.

Апис - священный бык у древних египтян наряду с Бухисом из Гермонта и Мневисом из Гелиополя. Все они имели земное воплощение в виде реальных быков, почитавшихся в качестве богов.

В Древнем Египте культовым центром бога Аписа был город Мемфис - один из важнейших религиозных, административных и культурных центров Древнего Египта. На протяжении многих веков этот город был столицей древнеегипетского государства.

Поэтому культ животного, почитавшегося в этом городе, распространился далеко за его пределами. Именно к Апису более всего подходит термин "священный бык египтян".

29 характеристик будущего бога

Апис был тесно интегрирован с другими мемфисскими божествами. Поклонялись не абстрактному быку, а живому животному, которого жрецы находили по наличию определенных физических характеристик.

В общей сложности, по мнению некоторых классических авторов древности, таких характеристик было 29. Такое число не было случайным – оно определялось 29 днями лунного цикла (бык Апис - бог плодородия и Луна, которая играла важную роль в астрономо-земледельческих прогнозах, были определенным образом связаны друг с другом).

Среди наиболее важных физических характеристик был белый треугольник на лбу и черные пятна на теле, одно из которых, согласно Геродоту, должна была быть форме напоминать орла. Корова, родившая божество, тоже становилась объектом почитания и всемерной заботы.

Вначале считалось, что в теле священного животного обитает бог Пта (Птах) - главное божество Мемфиса, позднее, что оно является вместилищем ба (души) Пта. Также стало считаться, что это животное является и ба бога солнца Ра .

Жизнь, достойная бога

Бык, олицетворявший бога, жил в особых условиях при храме Пта в Мемфисе. Его облуживал целый штат жрецов и слуг. Ему полагался «гарем» из «священных» коров. Его одевали, как бога; все движения животного фиксировалось жрецами, которые на их основании делали прогнозы будущего. Особое значение придавалось его ритуальному бегу, во время которого, как считалось, оплодотворяются поля.

Таинственный Древний Египет подарил человечеству множество открытий и прекрасных легенд. Верования египтян отличались изыском и всегда манили своей необычностью. Египтяне превозносили братьев наших меньших, изображая своих богов с головами животных. Однако были и такие животные, которые сами считались богами. Одним из таких редких животных был чёрный бык Мневис. Этот священный бык в Древнем Египте считался воплощением бога Ра. В разных областях Египта поклонялись различным животным или богам. Из-за этого нередко возникали религиозные войны.

Когда умирало священное животное, его тело бальзамировали, клали в саркофаг и захороняли. Любопытно, что некоторых животных хоронили особым способом. Например, кошек погребали в Бубастисе в священном склепе, мёртвых крокодилов бросали в Нил, ибисов — исключительно в Гермополе, а быков всегда именно там, где они умирали. Удивляют находки саркофагов рыб, жуков, змей, ихневмонов.

Так как важную часть жизни египтян занимало земледелие, то без такого животного, как бык, просто невозможно было обойтись. Видимо, из благодарности его и сделали священным. Многим будет интересно, как зовут священного быка Древнего Египта. На самом деле есть несколько названий. Быков использовали при сложной сельскохозяйственной работе, без них было бы очень сложно получить хороший урожай и должным образом обработать землю. Священный бык в Древнем Египте олицетворял плодородие. Также почитали коров, как кормилиц, представительниц неба, что тесно связано с культом Хатхор и Исиды, в результате образовался отдельный культ священной Небесной Коровы.

Апис — бог Египта

Богом возрождающейся природы египтяне считали Аписа. Кто такой Апис, бог чего он в Египте? Апис считается богом плодородия, он по легенде оплодотворяет священную корову, от их совокупления рождается золотой телёнок (солнечный диск). Священный бык древних египтян жил в храме Птаха, что в Мемфисе, там же жили и оракулы, которые, изучая поведение животного, строили свои предсказания.

Ритуальный бег этого быка приносил жителям Египта достаток и плодородие. Разобравшись, кто такой Апис, бог чего именно он был в древности, двинемся дальше. Когда Аписы умирали, их торжественно хоронили в подземном Некрополе Мемфиса, церемония проходила на западе от Нила. Предварительно животных мумифицировали и клали в саркофаги, украшенные амулетами и дорогими украшениями.

После смерти Аписа жрецами должен быть найден новый египетский священный бык. Однако это непросто, преемник должен обладать особыми приметами. Геродот описал эти приметы. Согласно его описаниям, новый Апис должен был быть рождён от коровы, которая после него уже никогда не сможет разродиться.

Молодой телёнок, которого изберут Аписом, должен быть чёрного цвета, на лбу иметь белый треугольник, на хвостике — двойные полосы (всего 29 признаков).

Новый Священный бык в Древнем Египте должен был быть найден жрецами за 60 дней. Пока велись поиски, жрецы соблюдали пост. Когда животное находили, его торжественно везли по Нилу в храм Птаха, до самого Мемфиса. Народ встречал Аписа на берегу, чтобы поприветствовать и выказать свое почтение.

Священные быки

Священные животные Египта многообразны, но быки среди них занимают одно из ведущих мест. Бык Мневис звался «солнечным», потому что был воплощением бога солнца. Также обожествляли и Бухиса, этот бык был чёрного цвета и изображался с солнечным диском между рогов.

Относительно цвета окраски Бухиса считалось, что он способен менять цвет каждый час. Почитали белого быка (Мина), а также супруга Небесной Коровы, который вступал с ней в интимную связь.

Животные, ассоциирующиеся с Анубисом

С этим богом связаны шакалы, собаки, волки. В Кинопольском номе был культ шакалов и собак. Культ Упуацта связан с волками.

Священные козлы и бараны

Ещё Геродот говорил о культе козлов. Это животное ассоциируется с богами Шаи и Банебджедет. Бараны и вовсе повсеместно были уважаемы жителями Египта. Считалось, что эти священные животные Египта были связаны с душой египтян, они олицетворяли плодородие.

Особым считался Амона — баран с кривыми и загнутыми рогами. Бараны с длинными рогами не давали, в отличие от Амона, шерсти.

Бараны очень почитались египтянами, просто так их старались не убивать, в одежде из их шерсти даже запрещено было появляться в храме.

Крокодилы

Крокодилов сопоставляли с богом нильских вод Себеком. Эти священные животные Египта после создания оросительной системы и появления водохранилища приумножили свою популяцию. Считалось, что крокодилы могут повелевать разливам рек, которые приносили полям полезный ил. Подобно тому, как отбирали священного быка, также отбирали и священного крокодила. Избранник жил в храме, почитался людьми, а вскоре и вовсе становился ручным.

В Фивах запрещали убивать крокодилов, даже если они несли угрозу для жизни. Несмотря на то что крокодил — священное животное, он считается воплощением зла и врагом бога солнца, помощником Сета.

Змеи, лягушки

Лягушки, как и многие другие живые существа Египта, почиталась в связи с тем, что символизировали плодородие. однако, Лягушки также считались животными богини Хекет, которая была покровительницей рожениц. В Древнем Египте верили, что лягушка обладает функцией самозарождения, потому её связывали с культом загробной жизни и воскресением после ухода в другой мир.

От Геродота стало известно также о священных змеях, их посвящали богу Ра и хоронили в Карнакском храме.

Птицы

Почитались в Египте также птицы, в том числе и мифические, к ним относились Великий Гоготун и Бенту. Из реальных птиц почитались сокол, ибис, коршун. За убийство священных птиц казнили. Ибис почитался в Египте как змееборец, египтяне научились «очищаться», видя как она «опорожняет» и промывает себя.

Бог Ба изображался в виде сокола с человеческой головой, сама же птица считалась душой бога. В Древнем Египте существовало поверье, что сокол — защитник фараонов.

Коршун символизировал небо и богов Нехбет и Мут.

Скарабей

Изображение жука-скарабея можно встретить в любой гробнице. Этот жук также был священным в Древнем Египте, его связывали с культом солнца. Египтяне считали, что скарабеи обладают, как и лягушки, функцией самозарождения. Жуки защищали от зла, были амулетами для египтян, спасали от укусов змей и помогали воскреснуть после смерти (естественно, по легендам).

Гиппопотамы

Богиня Таурт изображалась в Египте в виде беременной самки гиппопотама, но, несмотря на популярность самой богини, культ животного не был распространённым явлением, их почитали только в Папримитском округе. Как ни странно, эти животные, как и крокодилы, считались врагами бога Ра и олицетворяли зло.

Свиньи

Эти животные считались нечистыми в Египте. Плутарх говорил о том, что египетский народ верит, что если выпить молоко свиньи, то кожа покрывается струпьями и проказой. Раз в год свинью приносили в жертву и съедали. Существовала легенда, что однажды великий Тифон охотился на кабана в полную луну, и зверь привел его к деревянному гробу Осириса. Свинью ассоциируют с небом, она как луна, а её детёныши — звёзды.

Кошки и львы

Считается, что Египет — родина кошек. Данное животное почиталось в связи с тем, что государство было аграрным, а от грызунов могли спасти только кошки, потому им отдавали дань уважения. Кошки считались также хранительницами домашнего очага. Когда умирала в доме кошка, объявляли траур. Хоронили животных с особыми почестями. Баст (богиня любви) связана с кошкой, даже великий бог Ра, изображён в виде рыжего кота.

За убийство кошки грозила смертная казнь. Любовь египтян к этим животным однажды принесла им горе: персидский царь Камбиз приказал своим воинам повязать к щиту по кошке, таким образом, Египет сдался без боя. Львы символизировали могущество и власть фараонов. Культ был не повсеместно. Центр культа — Леонтополь.

Египет — удивительная страна, в которой многие века поклонялись разным животным. Неважно, зло они олицетворяли или добро, египтяне уважительно относились к братьям нашим меньшим. История священных животных увлекательна, интересна, а также ещё и поучительна. В рамках нашего повествования затронута лишь малая часть этого культурно богатого мира. История Древнего Египта, его ритуалов, обрядов, связанных со священными животными, — это отдельный мир, в который погружаешься и увлекаешься навсегда.

В древнем мире поклонение быку фиксируется повсеместно. Не стал исключением и Египет, где был свой священный бык Апис. Здесь он стал самым почитаемым среди всех священных животных.

Апис – бог плодородия в облике быка

Понимание того, кем был Апис, различалось в зависимости от времени и региона. В районе Мемфиса он почитался как отдельное божество. Как бог Апис отвечал за плодородие. Ритуальный бег быка по полям символизировал просьбу об урожае и достатке.

В других областях Египта он считался животным, посвященным Птаху, Ра или Осирису. При этом его почитали в качестве живого символа одного из названых богов. К примеру, связь Аписа с Осирисом проявляется в традиции изображения на саркофагах бегущего священного быка с мумией на спине.

В некоторых районах считалось, что каждое утро, принимая облик коровы, рожала золотого теленка Аписа (солнечный диск), который к вечеру становился её мужем. Это верование отобразилось в многочисленных статуях быка с солнечным диском между рогами.

Поклонение ему возникло ещё в додинастическую эпоху. Такой культ был свойственен едва ли не всем цивилизациям Средиземноморья.

Как почитали Аписа?

До нашего времени дошло огромное количество изображений Аписа в живописи и скульптуре, чего нельзя сказать о ряде других . Кроме того, в древности всегда существовал конкретный бык, олицетворяющий этого египетского бога.

Когда животное умирало, жрецы начинали искать ему замену. Новый бык должен был иметь черный окрас. Допускалось наличие нескольких пятен в четко обозначенных местах. Существовало 29 примет для определения священного животного. Например, белое пятно в форме квадрата на лбу, пятно в форме полумесяца на правом боку, жук под языком и пр.

Нового священного быка отводили в Никополь, где откармливали 40 дней. Нахождение нового Аписа праздновалось во всем Египте. Согласно «Истории» Геродота, в главном храме Аписа в Мемфисе содержался не только бык, но и корова, которая произвела его на свет. Движения животного интерпретировали жрецы, предсказывающие будущее.

Считалось, что он не может жить более 25 лет (лунный период в ), если же по прошествии этого времени бык не умирал, его топили в Ниле. В Мемфисе найдено немало каменных саркофагов для мумий быков. Некоторые из них весят по 80 тонн. Апису был посвящен отдельный праздник, который совпадал с ежегодным обновлением воды в Ниле.

С наступлением эпохи эллинизма в Древнем Египте развился культ Сераписа. В нем соединились черты египетского Аписа и антропоморфного греческого божества. Культ Сераписа просуществовал до 4 в. н. э. Последний храм египетского божества был разрушен христианами.

4 декабря 2017