Тема материнского страдания в поэме А. А

Тема материнского страдания в поэме Ахматовой Реквием

Поэма А. Ахматовой «Реквием» - особое произведение. Это напоминание о всех прошедших неслыханные испытания, это взволнованная исповедь исстрадавшейся человеческой души. «Реквием» - это летопись 30-х годов ХХ века. У Ахматовой спросили, сможет ли она это описать. Спросила незнакомка, стоя в очереди в тюремном коридоре. И Ахматова ответила утвердительно. К теме увековечения своего страшного времени она шла давно, с тех самых пор, когда впервые был арестован ее сын. Это был 1935 год. А потом были еще аресты. То, что выходило из-под ее пера в эти годы, продиктовано не одним лишь личным материнским горем - это горе миллионов, мимо которого Ахматова не могла пройти равнодушно, иначе она не была бы Ахматовой…

Поэтесса, стоящая в тюремной очереди, пишет не только о себе, а обо всех женщинах-матерях, говорит о «свойственном всем нам оцепенении». Предисловие к поэме, как и эпиграф, - ключ, помогающий понять, что эта поэма написана, как когда-то «Реквием» Моцарта, «по заказу». Женщина с голубыми губами просит ее об этом как о последней надежде на некое торжество справедливости и правды. И Ахматова берет на себя этот «заказ», этот столь тяжкий долг, нимало не колеблясь, - ведь она будет писать обо всех, в том числе и о самой себе.

У Ахматовой забрали сына, но она поднялась над собственным материнским страданием и создала поэму о страданиях Матери вообще: Марии - по Иисусу, России - по миллионам погибших ее детей. В поэме показано единство всех женщин - всех страдающих матерей, от Богоматери, «стрелецких женок», жен декабристов до «царскосельских веселых грешниц». И ощущая в своем страдании сопричастность страданию многих, поэтесса смотрит на него как бы со стороны, откуда-то сверху, возможно, с неба:

Тихо льется тихий Дон,

Желтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень.

Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Лишь на пределе, наивысшей точке страдания, возникает эта холодная отрешенность, когда о себе и о своем горе говорится беспристрастно, спокойно, как бы в третьем лице… Мотив полубредового образа тихого Дона подготавливает другой мотив, еще более страшный - мотив безумия, бреда и полной готовности к смерти или самоубийству:

Уже безумие крылом

Души накрыло половину,

И поит огненным вином,

И манит в черную долину.

И поняла я, что ему

Должна я уступить победу,

Прислушиваясь к своему

Уже как бы чужому бреду.

И не позволит ничего

Оно мне унести с собою

(Как ни упрашивай его

И как ни докучай мольбою)…

В какой-то момент наивысшего напряжения страдания можно видеть не только тех, кто рядом во времени, но и всех когда-либо страдавших женщин-матерей одновременно. Объединяясь в страдании, разные времена смотрят друг на друга глазами своих страдающих женщин. Это демонстрирует, например, четвертая часть поэмы. В ней «царскосельская веселая грешница» глядит в глаза той, «трехсотой, с передачею», - это уже столкновение разных женщин. А преодоление временного разлома происходит через ощущение его в себе, когда действительно «сердце пополам» и две половины - это одновременно и одна и та же, и две разные женские жизни. Так и проходит она этот путь - по кругам ада все ниже и ниже,

И женские фигуры на пути -

Мне с Морозовою класть поклоны,

С падчерицей Ирода плясать,

С дымом улетать с костра Дидоны,

Чтобы с Жанной на костер опять -

Как памятники страданию. А потом - резкий рывок назад в настоящее, к тюремным очередям Ленинграда. И все оказываются едины перед лицом пытки времени. Никакими словами не передать того, что происходит с матерью, сына которой мучают:

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Это такое же табу, как для Лотовой жены оглянуться. Но поэтесса - оглядывается, смотрит, и как жена Лота застыла соляным столбом, так и она застывает этим памятником - памятником живым, оплакивающим всех страдающих людей… Такова мука матери из-за распинаемого сына - мука, равносильная муке умирания, но смерть не приходит, человек живет и понимает, что надо жить дальше… «Каменное слово» падает на «живую грудь», душа должна окаменеть, и когда «надо память до конца убить», то жизнь начинается сначала. И Ахматова соглашается: все это «надо» И как спокойно, по-деловому звучит: «Справлюсь с этим как-нибудь…» и «У меня сегодня много дела!». Это свидетельствует о своего рода превращении в тень, превращении в памятник («душа окаменела»), и «снова научиться жить» - значит научиться жить с этим… «Реквием» Ахматовой - подлинно народное произведение, не только в том смысле, что он отразил великую народную трагедию. Народное прежде всего потому, что «соткан» из простых, «подслушанных» слов. «Реквием», исполненный большой поэтической экспрессии и гражданского звучания, выразил свое время, страдающую душу матери, страдающую душу народа…

20 век ознаменовался эпохой тоталитаризма. В этот период в основном писали трагические повести. Поэма «Реквием» также можно отнести к ним. Она посвящена в первую очередь страданиям всех матерей. Эту поэму можно назвать автобиографической. При этом она не пытается описать драму одного человека и становится памятником для всех матерей, которые пережили такую же трагедию.
Существует мнение, что материнская любовь является самой сильной и самоотверженной любовью. В поэме «Реквием» прекрасно описано то, насколько сильной считается любовь матери, насколько тяжелой и непереносимой бывает скорбь и боль. Горе постоянно сближает людей и то, что они переживают его совместными усилиями можно считать высотой духа.
Анна Ахматова новому поколению лучше всего сумела передать ту истинную скорбь, которую содержали в себе все мамы, что стояли «под Крестом». Именно эта знаменитая поэтесса в те страшные времена была в их числе. Написание этой непростой поэмы можно назвать сугубо героическим решением, которое в действительности достойно воздвижения мемориала. Поэтесса смогла передать все чувства, даже несмотря на то, что этот текст стал смертным приговором для нее самой.
Следовательно, «Реквием» - это не только переживания поэтессы о собственной трагедии, это повествование о драматических событиях всех матерей прошлых лет, о трагедии целого государства. Личная материнская драма Анны Ахматовой в поэме переросла во всеобщую горесть российских жен и матерей, которым удалось познать беду разлуки, боль страданий и потерь и длительные месяцы ожидания. Из поэмы можно понять, что материнская мука равносильно муке смерти и казни. Яркость и глубина всех переживаний поэтессы не может не взволновать. Данная поэма, как ничто лучше передает женские страдания в период тоталитаризма.

Имя Анны Андреевны Ахматовой сегодня известно как имя великой русской поэтессы, творческое наследие кото­рой входит в мировой поэтический фонд четырнадцатью сборниками стихов. В 1962 году она была номинирована на Нобелевскую премию по литературе. В Санкт-Петербурге находится памятник поэтессе, открытый в 2006 году не­далеко от места ее страданий: «А здесь, где стояла я трис­та часов и где для меня не открыли засов». Известно, что судьба Ахматовой была необыкновенно трагичной, на ее долю выпали тяжелые испытания. В предисловии к своей поэме Ахматова поведала, как в очереди людей, стремя­щихся попасть на свидание с родными, заключенными в следственном изоляторе - в «Крестах» - одна жен­щина предложила поэтессе описать в стихах состояние отчаяния и боли, охватившее тех, кто остался на свобо­де, но обречен стоять без надежды под стенами тюрьмы. И Ахматова написала «Реквием».

Тематика творчества Ахматовой всегда основывается на взгляде в глубину человеческой души. Средствами по­этической речи можно в концентрированной форме по­этического образа передать психологическое состояние лирического героя, мотивировать его решения. Трагизм положения матери, сын которой подвергся аресту, трудно представить и понять тем, кто не видел своими глаза­ми лица жен и матерей, ожидающих приговора родных в очереди под тюрьмой. Политическое заключение мужа и сына - тяжелое испытание, ведь врагами народа в годы репрессий называли тех, кто не шел в ногу с духом совет­ской власти. Сама Ахматова подвергалась резкой оценке со стороны режима за то, что ее поэзия была «совершенно чуждой, безыдейной». Долгие годы ее поэзия теснилась цензурой: стихи исправляли, не считаясь с желанием ав­тора, безжалостно удаляя все «чуждые» моменты; книги не выходили в печать. Ахматова - одна из тех, кто на себе прочувствовал ужасное положение репрессирован­ных режимом людей.

Поэма «Реквием» посвящается материнскому страда­нию. Автобиографическая поэма, она, тем не менее, выхо­дит за рамки индивидуальной трагедии одного человека и становится памятником всем матерям, которых постиг­ла подобная участь. Реквием - это заупокойная служба католической церкви, это и музыкальное произведение скорбного характера. Именно скорбь является главным мотивом в поэме. «Надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела», - убеждает себя лирическая ге­роиня, пытаясь осмыслить свое состояние. Но слишком много боли в сердце матери, и вот уже рассудок уступает: «Прислушиваясь к своему уже как бы чужому бреду», героиня ведет нас к страшным мыслям, решению траге­дии на высшем уровне бытия. В стихотворении «К смер­ти» она молит о приходе конца, который утолит боль, и говорит о моменте смерти: «Ты все равно придешь - зачем же не теперь?». Скорбь усиливается от осознания неспра­ведливости происходящего с сыном, от осознания непра­вого суда над жертвами режима:

Там тюремный тополь качается,

И ни звука - а сколько там

Неповинных жизней кончается...

Личная материнская трагедия Ахматовой перерастает в общую беду русских матерей и жен, познавших горечь разлуки, боль утраты и долгие-долгие дни ожидания, сначала приговора, потом возвращения. Сын Анны Ах­матовой вернулся из заключения в 1956 году, проведя в репрессиях около двадцати лет. Многие не вернулись. Поэма «Реквием» написана, чтобы сохранить память обо всех одиноких матерях, которым остается только молить­ся и надеяться: «А надежда все поет в дали...».

Тема материнского страдания. «Реквием» словно имеет еще один сюжет - это сюжет болезни матери, переживающей арест своего сына. Думаю, именно этот сюжет и передает весь ужас страданий женщины. Особенности сюжета: сюжет об аресте и осуждении сына, сюжет о материнской при- чети, сюжет о болезни матери, со-умирании.

Восстановим основную канву психологического сюжета. Тема болезни матери начинается сразу за

сценой ареста сына, которая заканчивается воем. При построении 2-й главки Ахматова использует прием, характерный для устного народного творче­ства, - психологический параллелизм.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна,

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Глава 3 очень короткая - строфа состоит из сбив­чивых фраз, потому что происходящее настолько ужасно, что сознание его, не пускает внутрь себя.

Память к своему беззаботному прошлому. «Показать бы тебя, наследнице,

И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случится с жизнью…»

В этой же главке и сожаления об утрате состояв­шегося счастья, и укор себе.

При построении следующей главки Ахматова ис­пользует прием антитезы.

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Главка 6 короткая, но совершенно иная по настро­ению:

Легкие летят недели,

Что случилось, не пойму.

Как тебе, сынок, в тюрьму

Ночи белые глядели.

Как они опять глядят

Ястребиным жарким оком,

И о смерти говорят.

Она напоминает колыбельную, которую поет мать, думая о сыне, который в это время томится в тюрьме.

Главка 7 («Приговор») - это кульминация повес­твования о судьбе сына: приговор здесь аналог казни. Теперь перед матерью встает трагическая проблема: как перенести гибель своего ребенка? Героине Ахма­товой известен выход из этого тупика:

«Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить».

Но для нее неприемлема такая плата за существо­вание - плата ценою беспамятства, ценою обезду- шивания. Такому выживанию - без сына, без памя­ти - она предпочитает смерть:

Ты все равно придешь - зачем же не теперь?

Я жду тебя - мне очень трудно…

Я потушила свет и отворила дверь

Тебе, такой простой и чудный.

Главка 9, казалось бы, завершает сюжет болезни матери: «безумие крылом души накрыло половину», «манит в черную долину», в долину смерти, где не будет ничего, - автор подчеркивает эту мысль, ис­пользуя повтор:

Ни сына страшные глаза -

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья…

Не будет ничего, что поддерживало рассудок и жизнь матери, но А. А. Ахматова обращается к евангель­ской проблематике.

Появление религиозной образности подготовлено не только упоминанием спасительных обращений к молитве, но и всей атмосферой страданий матери, отдающей сына на неизбежную, неотвратимую при­ближающуюся смерть. «Реквием» -вселенский при­говор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешительные страдания, а един­ственного ее любимого человека, сына - на небытие.

Поэма А. Ахматовой «Реквием» - особое произведение. Это напоминание о всех прошедших неслыханные испытания, это взволнованная исповедь исстрадавшейся человеческой души. «Реквием» - это летопись 30-х годов ХХ века. У Ахматовой спросили, сможет ли она это описать.

Спросила незнакомка, стоя в очереди в тюремном коридоре. И Ахматова ответила утвердительно. К теме увековечения своего страшного времени она шла давно, с тех самых пор, когда впервые был арестован ее сын. Это был 1935 год. А потом были еще аресты. То, что выходило из-под ее пера в эти годы, продиктовано не одним лишь личным материнским горем - это горе миллионов, мимо которого Ахматова не могла пройти равнодушно, иначе она не была бы Ахматовой…

Поэтесса, стоящая в тюремной очереди, пишет не только о себе, а обо всех женщинах-матерях, говорит о «свойственном всем нам оцепенении». Предисловие к поэме, как и эпиграф, - ключ, помогающий понять, что эта поэма написана, как когда-то «Реквием» Моцарта, «по заказу». Женщина с голубыми губами просит ее об этом как о последней надежде на некое торжество справедливости и правды. И Ахматова берет на себя этот «заказ», этот столь тяжкий долг, нимало не колеблясь, - ведь она будет писать обо всех, в том числе и о самой себе.

У Ахматовой забрали сына, но она поднялась над собственным материнским страданием и создала поэму о страданиях Матери вообще: Марии - по Иисусу, России - по миллионам погибших ее детей. В поэме показано единство всех женщин - всех страдающих матерей, от Богоматери, «стрелецких женок», жен декабристов до «царскосельских веселых грешниц». И ощущая в своем страдании сопричастность страданию многих, поэтесса смотрит на него как бы со стороны, откуда-то сверху, возможно, с неба: Тихо льется тихий Дон, Желтый месяц входит в дом. Входит в шапке набекрень. Видит желтый месяц тень. Эта женщина больна, Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. Лишь на пределе, наивысшей точке страдания, возникает эта холодная отрешенность, когда о себе и о своем горе говорится беспристрастно, спокойно, как бы в третьем лице… Мотив полубредового образа тихого Дона подготавливает другой мотив, еще более страшный - мотив безумия, бреда и полной готовности к смерти или самоубийству: Уже безумие крылом Души накрыло половину, И поит огненным вином, И манит в черную долину. И поняла я, что ему Должна я уступить победу, Прислушиваясь к своему Уже как бы чужому бреду. И не позволит ничего Оно мне унести с собою (Как ни упрашивай его И как ни докучай мольбою)…

В какой-то момент наивысшего напряжения страдания можно видеть не только тех, кто рядом во времени, но и всех когда-либо страдавших женщин-матерей одновременно. Объединяясь в страдании, разные времена смотрят друг на друга глазами своих страдающих женщин. Это демонстрирует, например, четвертая часть поэмы. В ней «царскосельская веселая грешница» глядит в глаза той, «трехсотой, с передачею», - это уже столкновение разных женщин. А преодоление временного разлома происходит через ощущение его в себе, когда действительно «сердце пополам» и две половины - это одновременно и одна и та же, и две разные женские жизни.

Так и проходит она этот путь - по кругам ада все ниже и ниже, И женские фигуры на пути - Мне с Морозовою класть поклоны, С падчерицей Ирода плясать, С дымом улетать с костра Дидоны, Чтобы с Жанной на костер опять - Как памятники страданию. А потом - резкий рывок назад в настоящее, к тюремным очередям Ленинграда. И все оказываются едины перед лицом пытки времени.

Никакими словами не передать того, что происходит с матерью, сына которой мучают: А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. Это такое же табу, как для Лотовой жены оглянуться. Но поэтесса - оглядывается, смотрит, и как жена Лота застыла соляным столбом, так и она застывает этим памятником - памятником живым, оплакивающим всех страдающих людей…

Такова мука матери из-за распинаемого сына - мука, равносильная муке умирания, но смерть не приходит, человек живет и понимает, что надо жить дальше… «Каменное слово» падает на «живую грудь», душа должна окаменеть, и когда «надо память до конца убить», то жизнь начинается сначала. И Ахматова соглашается: все это «надо» И как спокойно, по-деловому звучит: «Справлюсь с этим как-нибудь…

» и «У меня сегодня много дела!». Это свидетельствует о своего рода превращении в тень, превращении в памятник («душа окаменела»), и «снова научиться жить» - значит научиться жить с этим… «Реквием» Ахматовой - подлинно народное произведение, не только в том смысле, что он отразил великую народную трагедию. Народное прежде всего потому, что «соткан» из простых, «подслушанных» слов.

«Реквием», исполненный большой поэтической экспрессии и гражданского звучания, выразил свое время, страдающую душу матери, страдающую душу народа…