Тест на самоуважение. Методика шкала М

Одним из определяющих факторов успешности профессионального и личностного самоопределения подростков с ограниченными возможностями здоровья является их положительное самоотношение, устойчивая адекватная самооценка, на которой может основываться уверенность в своих силах, оптимистичный взгляд на свои перспективы и готовность упорно работать ради лучшего будущего.

Личностный опросник для оценки самоотношения у подростков предложен М. Розенбергом в 1965 г.

Опросник состоит из 10 утверждений, предусматривающих четыре варианта ответов («полностью согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен»), и может применяться в целях экспресс-диагностики самоотношения.

Суммарный балл каждого испытуемого подсчитывается как сумма положительных ответов («полностью согласен» - 2 балла и «согласен» - 1 балл) на прямые вопросы и отрицательных ответов на обратные вопросы («не согласен» - «-1» балл, «абсолютно не согласен» - «-2» балла).

Цель : выявление особенностей развития эмоционально-аффективного компонента образа «Я».

Необходимый материал : анкета, состоящая из 10 утверждений, и варианты ответов.

Ход исследования : испытуемый, заполняя анкету, должен выбрать один из вариантов ответов, наиболее ему подходящий, и вписать соответствующую оценку в графу «Балл».

Обработка и интерпретация : результаты опроса дают информацию по двум факторам: «самоуважение» и «самоунижение». Чтобы получить итоговую оценку по фактору «самоуважение», необходимо суммировать баллы, полученные за ответ на 1, 3, 4, 6, 7 вопросы опросника; по фактору «самоуничижение» - 2, 5, 8, 9, 10.

Индивидуальные результаты, полученные по этим двум факторам, сопоставляются, и выводится характеристика эмоционального отношения к себе.

Следует иметь в виду, что самоуважение существует и в отсутствие самоунижения, и наряду с ним, в последнем случае оно выступает в защитной функции.

Таблица 1. Анкета к опроснику Розенберга

Утверждение

Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее, чем другие

Я всегда склонен чувствовать себя неудачником

Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств

Я способен кое-что сделать не хуже, чем большинство

Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться

Я к себе хорошо отношусь

В целом я удовлетворен собой

Мне бы хотелось больше уважать себя

Иногда я ясно чувствую свою бесполезность

Иногда я думаю, что я во всем не хорош

Варианты ответов

Таблица 2. Интерпретация результатов по шкале «самоуважение»

Алгебраическая сумма баллов

От +8 до +10

Очень высокое самоуважение, граничащее с зазнайством, кичливостью, эгоцентричностью. Гипертрофированное чувство собственного достоинства

Достаточно высокое самоуважение, развитое чувство собственного достоинства, принятие себя как ценность, но не стабильную, неизменную, а творчески развивающуюся

Человек относится к себе в основном с уважением, принимает и одобряет большинство своих поступков, хотя в его поведении могут быть заметны элементы неуверенности, излишней самокритичности

1 и менее

Очень низкое самоуважение, граничащее с неуверенностью в своих силах, отсутствием чувства собственного достоинства, самостоятельности

Чтобы получить итоговую оценку по фактору «самоунижение», необходимо суммировать баллы, полученные при ответах на 2, 5, 8, 9, 10 вопросы анкеты.

Таблица 3. Интерпретация результатов по шкале «самоунижение»

Алгебраическая сумма баллов

Характеристика отношения к себе

От +8 до +10

Полное неуважение собственной личности, неприятие себя, отсутствие гордости, чувства собственного достоинства, яркое проявление «комплекса неполноценности», постоянное недовольство собой

Выраженное самоунижение, неуверенность в себе, часто появляющееся самопорицание, неодобрение себя. Чувство недовольства собой возникает периодически, часто посещают мысли: «Я - неудачник», «Я ни на что не гожусь», «Неумеха» и т.п.

Требовательное отношение к себе, сочетающееся с чувством собственного достоинства, постоянным стремлением к саморазвитию. Недовольство собой возникает редко, в большинстве ситуаций характерна уверенность в собственных силах

1 и менее

Отсутствие или минимальное самоунижение, самоодобрение всех своих поступков, абсолютная уверенность в себе, самостоятельность. Практически не возникает или очень редко проявляется чувство недовольства собой

Самоуважение является одним из наиболее существенных свойств личности, определяющих взаимоотношения человека с его окружением. Диагностика самоуважения является важной задачей психодиагностической работы с подростками, поскольку для подросткового возраста, особенно в период кризиса, характерны низкое самоуважение. Низкий уровень самоуважения у подростков является условием, предрасполагающим к неблагоприятным вариантам жизненного самоопределения и фактором риска девиантного и аддиктивного поведения. Низкий уровень самоуважения в сочетании со склонностью к аутоагрессии рассматриваются как фактор риска суицидальных попыток . Задача диагностики самоуважения подростков требует для своего решения надежных психодиагностических методик, которые можно было бы проводить не только индивидуально, но и в группе. Кроме того, очень желательно, чтобы такие методики позволяли бы автоматизировать их проведение и обработку с помощью компьютера.

Несмотря на методологическую критику опросников, они остаются основным средством диагностики Я-концепции . Одной из наиболее известных методик для изучения самоуважения является шкала детской Я-концепции Пирса-Харриса , однако до недавнего времени методика не имела достоверных нормативных данных, полученных на отечественной выборке. Предложенная А.М. Прихожан модификация методики , благодаря которой опросник был стандартизирован и снабжен шкалой достоверности, значительно повысила его диагностическую ценность, однако данный опросник является достаточно объемным, что несколько ограничивает его возможности при проведении массовых обследований.

В отечественной литературе упоминаются методики, которые могли бы стать надежным средством для исследования самоуважения. К ним относится опросник самоуважения М. Розенберга (1965) . Несмотря на уже сорокалетнюю историю данной методики, она до сих пор не стандартизирована для отечественной выборки.

Опросник создавался как одномерный, хотя факторный анализ выявил два независимых фактора – самоуважение и самоуничижение . Содержательный анализ отдельных вопросов позволяет выделить среди них две группы, одна из которых гипотетически относится к фактору самоуважения, а другая – к фактору самоуничижения. Чтобы убедиться в этом, приведем текст опросника.

  1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее, чем другие.
  2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.
  3. Мне кажется, что у меня есть ряд хороших качеств.
  4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.
  5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.
  6. Я в целом к себе хорошо отношусь.
  7. В целом я удовлетворен собой.
  8. Мне хотелось бы больше уважать себя.
  9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.
  10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.
Правомерно предположить, что вопросы 1, 3, 4, 6 и 7 выявляют, скорее, самоуважение, а 2, 5, 8, 9 и 10 – самоуничижение. Опросник предполагает 4 градации ответов: «полностью согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен». В бланке ответов они обозначены соответственно 1, 2, 3 и 4. При обработке результатов каждому ответу испытуемого присваивается балл от 1 до 4 в соответствии с этими четырьмя градациями. При таком способе обработки данных чем ниже балл по ответам, выражающим самоуважение, тем выше показатель самоуважения. Напротив, чем выше балл по ответам, выражающим самоуничижение, тем ниже показатель самоуничижения. В дипломном исследовании студентки Московского психолого-социального института Л.С. Кобзаренко (2002), проведенном под руководством автора, изучались предпосылки социальной адаптации подростков с девиантным поведением. В исследовании приняли участие 20 подростков в возрасте 14–15 лет, находящихся в муниципальном социально-реабилитационном центре г. Вязники Владимирской обл. (экспериментальная группа), а также 26 учащихся 9-х классов одной из средних школ того же города, составивших контрольную группу. Первоначальное предположение состояло в том, что самоуважение и самоуничижение подростков с девиантным поведением значимо отличаются от нормы. Известно, что подросток пребывает между двумя социальными мирами – миром детей и миром взрослых. Переходя из первого во второй, он не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Оба мира предъявляют к нему противоречивые требования и ожидания, что может приводить к конфликтным ситуациям, ухудшению адаптации и усилению внутриличностных противоречий. Оставаясь в той же самой социальной среде, подростки оказываются в сфере крайне неопределенных взаимоотношений – «вроде, все, как всегда» и в то же время все иначе. Противоречивости самоотношения подростка способствует и родительское противоречивое отношение, которое можно выразить словами: «Ты уже взрослый, но ты еще ребенок». Усредненные показатели по указанным группам вопросов приведены в табл. 1.

Таблица 1. Усредненные показатели ответов по двум группам вопросов (подростки с девиантным поведением и контрольная группа)

Как видно из табл. 1, средние показатели ответов по вопросам 1, 3, 4, 6 и 7 в контрольной группе почти не отличаются от экспериментальной, зато показатели самоуничижения в контрольной группе значимо ниже, чем у подростков с девиантным поведением (использовался критерий Вилкоксона, различия между группами значимы на уровне 0, 007). Корреляционный анализ данных показал, что первоначальные предположения о структуре опросника не совсем верны. Например, была выявлена незначимая взаимосвязь (0,313 по Спирмену) между ответами подростков контрольной группы на вопросы 1 и 10, что, возможно, отражает поляризованность самоотношения в подростковом возрасте, т.е. имеет смысл включить в шкалу самоуважения и вопрос 10. Тогда шкалы опросника будут выглядеть следующим образом:
  • вопросы 1, 3, 4, 6, 7, 10 – самоуважение;
  • вопросы 2, 5, 8, 9 – самоуничижение.
В этом случае средние значения по выявленным шкалам опросника будут несколько другими, нежели в табл. 1 (табл. 2). Однако и в этом случае межгрупповые различия по параметру самоуважения оказываются не значимыми, а по самоуничижению – значимыми.

Таблица 2. Усредненные показатели ответов по двум группам вопросов (подростки с девиантным поведением и контрольная группа)

Проведенный нами факторный анализ методики показал, что, как и было отмечено в исследовании H. Kaplan и A. Pokorny (1969) (цит. по ), факторная структура опросника неоднородна. Факторизация данных, полученных при обследовании подростков с девиантным поведением, выявила один фактор с нагрузкой в 46,6%. Между тем, исследование контрольной группы выявило 4 первичных фактора, охватывающих почти 74% дисперсии. Самый значительный из них (33,75%) может быть интерпретирован как самоуважение, на втором месте (16,6%) – фактор самоуничижения. Полученный результат означает, что подростки с девиантным поведением, соглашаясь с «самоуничижительными» утверждениями, соглашались в то же самое время и с утверждениями, относящимися к шкале самоуважения. Средний балл ответов по шкале самоуничижения у подростков с девиантным поведением находится почти посередине между двумя градациями ответов («Согласен» и «не согласен»), тогда как средний балл ответов по данной шкале у подростков из контрольной группы близок к 3 («Не согласен»). Другими словами, и на отечественной выборке подтвердился вывод о том, что при высоком уровне самоуничижения самоуважение выступает как защитная функция. Таким образом, проведенное исследование показало диагностические возможности опросника М. Розенберга для оценки самоуважения и соотношения между самоуважением и самоуничижением у старших подростков. Полученные данные могут быть использованы как ориентировочные нормы для подростков 14–15-летнего возраста. Литература
  1. Бурлачук Л.Ф. , Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1998.
  2. Кобзаренко Л.С. Психологические предпосылки социальной адаптации подростков с девиантным поведением. Рукопись. М., Московский психолого-социальный институт, 2002, 59 с.
  3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб.: Речь, 2000.
  4. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2004.
  5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004.
  6. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: МГППУ, 2002.
  7. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.

Шкала самоуважения Розенберга (Rosenberg"s Self-Esteem Scale) - это личностный опросник для измерения уровня самоуважения.

Самоуважение - это субъективная оценка человеком себя как внутренне положительного или отрицательного до какой-то степени. Сюда также входит уверенность в своей ценности; утвердительный принцип по отношению к праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении своих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость - это неотъемлемое право .

Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение : чем выше одно, тем ниже другое.

Самоунижение может быть следствием депрессивного состояния, тревожности и психосоматических симптомов; самоуважение является причиной и следствием активности в общении, лидерства, чувства межличностной безопасности. Оба фактора напрямую зависят от отношения к тестируемому его родителей в детстве.

Опросник Розенцвейга состоит из 10 суждений, на каждое из которых предлагается четыре градации ответов, кодируемых в баллах по предложенной схеме.

Тест на самоуважение. Методика шкала М.Розенберга:

Инструкция.

Определите, насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже утверждениями. Поставьте напротив соответствующую цифру.

4-полностью согласен
3-согласен
2-не согласен
1 - абсолютно не согласен

Тестовый материал

1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.

2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

6. Я к себе хорошо отношусь.

7. В целом я удовлетворен собой.

8. Мне бы хотелось больше уважать себя.

9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.

10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.

Ключ и обработка результатов теста.

За каждый ответ начислите себе баллы в соответствии с ключом.

прямые вопросы: 1,3,4,6
обратные вопросы – 2,5,7,8,9,10 - баллы в них начисляются наоборот: 4=1, 3=2, 2=3, 1=4.

Уровень самоуважения равен сумме баллов.

Интерпретация.

10 – 18 баллов – вам не хватает самоуважения, его очень мало, вы склонны во всем плохом винить себя, видите только свои недостатки и акцентируете внимание только на своих слабых сторонах, вы попали в замкнутый круг самоуничижения, которое не позволяет вам ставить цели и достигать успеха. В каждом событии вы ищите подтверждение своей ничтожности.

18 – 22 баллов – вы балансируете между самоуважением и самоуничижением, успехи поднимают вас до небывалых вершин и самоуважение зашкаливает, неудачи подпитывают низкую самооценку и сбрасывают вас в пропасть, ваше мнение о себе колеблется то в одну, то в другую сторону.

23 – 34 балла – самоуважение у вас преобладает, и вы можете адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, можете согласиться с тем, что бываете неправы, сохраняете уважение к себе при неудачах, но склонны иногда заниматься затянутым «самобичеванием», что не предусмотрели, не заметили, «соломку не подстелили», что не позволяет смириться с тем, что изменить невозможно и быстро среагировать и откорректировать там, где есть возможность.

35 - 40 баллов – вы уважаете себя как человека, личность, профессионала и делаете все для того, чтобы продолжать уважать себя и дальше: развиваетесь, совершенствуетесь в профессии, духовном и интеллектуальном плане, в сфере отношений, умеете извлекать уроки из ошибок и трудных ситуаций. Это норма, к которой стоит стремиться.

Тест на самоуважение. Методика шкала М.Розенберга.
Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

Источник: «Практикум по возрастной психологии» под редакцией Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф., СПб, 2002, с. 559.
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личностных качеств, таких, как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определёнными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.
Проведение исследования.
Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. д. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Испытуемым предлагается семь таких линий.
Шкалы:
1) здоровье;
2) ум, способности;
3) характер;
4) авторитет у сверстников;
5) умение много делать своими руками, умелые руки;
6) внешность;
7) уверенность в себе.
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя. Испытуемому выдаётся бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой.
Обработка и интерпретация результатов.
При обработке учитывается шесть шкал (первая, тренировочная – «здоровье» – не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах, по шести шкалам рассчитывается средняя величина показателей уровня притязаний и самооценки. Полученные показатели сравниваются с количественными характеристиками по таблице и выявляются уровни притязаний и самооценки обследуемого.
Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 балла).
1. По каждой из шести шкал определить:
а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы (0) до знака «х»;
б) высоту самооценки – от 0 до знака «-»
2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Уровень притязаний: норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки: количество баллов от 45 до 74 удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определённые отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.
Н.И.Сарджвеладзе
ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ
Тбилиси: "Мецниереба"
Предисловие

Разработка методологически обоснованного концептуального аппарата структуры и динамика личности предполагает изучение тех связей и отношений, в которые вовлечен индивид и устанавливаются им в процессе своей жизнедеятельности. Именно так поставлен вопрос в представленной монографии, посвященной исследованию возможных образцов взаимодействия личности с социумом, отношения к внешнему миру и самоотношения, а также механизмов перехода виртуальных состояний, свойственных целостной системе "личность – социальный мир", в реальное, манифестированное поведение.
Проблема виртуальных образцов отношения человека к предметному миру, миру людей и самоотношения, а также возможных вариантов взаимодействия личности с социумом – фактически проблема резервов человеческой жизнедеятельности, резервов его адаптивной и преобразовательной активности. Их актуализация и адекватная реализация – цель, которая ставится всей системой воспитания, а также практикой психологического консультирования и психокоррекции. Без опоры на резервы личности воспитуемого, обучающегося и консультируемого, на возможные образцы ее межличностного и внутриличностного взаимодействия и перспективы их расширения или трансформации – трудно рассчитывать на полноценный эффект воспитания, психологической помощи. Поэтому практическая работа с личностью, учитывающая ее виртуальные особенности, прежде всего требует теоретического осмысления и определенной классификации возможных образцов жизнедеятельности субъекта в социальном мире. С другой стороны, феноменологическое описание и поиск механизмов реализации виртуальных состояний в реальном поведении осуществимы лишь путем практической психоконсультационной и психокоррекционной работы с отдельной личностью или с малой социальной группой (семейное психологическое консультирование, социально-психологический тренинг, психодрама, групповая динамика и др.). В этом контексте связь методолого-теоретической разработки с конкретной практической деятельностью психолога представляется не только и не столько достаточным, но и необходимым условием исследовательской работы. Опора на указанное условие определила общий характер данной работы, ее форму и содержание.
Автору выпала огромная честь обсудить ряд положений монографии с выдающимся психологом современности К. Роджерсом во время его рабочего визита в Институт психологии АН ГССР в 1986 г. Высказанные им пожелания обнадежили автора в том, что выбранный в работе способ концептуализации имеет перспективу развития. Мы глубоко признательны проф. В. Г. Норакидзе, В. П. Трусову, М. Г. Колбая, Н. Н. Обозову, М. С. Балиашвили, Д. А. Чарквиани, Г. Я. Чаганава и В. В. Столину, которые читали рукопись и высказали конструктивные замечания по целому ряду пунктам исследования. Отдельные критические замечания и пожелания, высказанные проф. У. Хентшел и В. Матеус (ФРГ), К. А. Абульхановой-Славской, Г. В. Дарахвелидзе, П. Н. Шихиревым, Н. Г. Адамашвили, и многими другими во время официальных докладов автора или частных бесед, позволили внести в текст необходимые коррективы. Мы глубоко благодарны Г. Ш. Лежава за его усердную работу над текстом, а также Л. Е. Мгалоблишвили, которая в течение ряда лет внимательно следила за работой и тем самым участвовала в развертывании замыслов автора.

ЛИЧНОСТЬ:

ТРУДНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В современной психологии вряд ли найдется понятие, определение которого было бы более многозначным, а попытки четкого определения – более многочисленными, чем понятие "личность". Уже стало тривиальным, что авторы учебников или специальных работ указывают на разнообразие подходов, отмеченных Г. Олпортом в 40-е годы, когда он приводил свыше 50 различных определений личности. Как отмечает Р. Мейли, "Эти различия касаются не столько самого объекта исследования, сколько его концептуализации и отражают, таким образом, теоретические разногласия авторов" . С выводом Р. Мейли частично можно согласиться. Действительно, методологические и идеологические позиции теоретика в области психологии или социальной психологии личности дают некоторый толчок для построения такого понятийного аппарата исследования, который еще более утверждал бы (а порой и оправдывал бы) методолого-идеологические установки автора. Более того, общественное сознание и господствующая идеология "моделирует" личность, преподносит "фабрикуемые" ими "образцы" личности, а сознание отдельного исследователя, пронизанное общественным сознанием, следует такой моде-ля и в научных терминах описывает то, что уже "смоделировано" и описано. Так, например, отдельные теоретические построения, рассматривающие личность как "атомарное" существо или особую субстанциональность, которой присущи изначальная автономность и самодостаточность, фактически реализуют идеологические установки буржуазного индивидуализма, разобщающего человеческие индивиды и провозглашающего единственно верным принципом человеческого существования "бытие-для-себя". Сказанное рисует интересную картину соотношения между общественно-моделируемыми образцами личности, научными теориями о личности и конкретной личностью: с одной стороны, в соответствии с общественно моделируемыми образцами происходит социализация конкретного индивида, а с другой – создаваемые философами, психологами, педагогами или социологами концепции о личности имплицитно или эксплицитно следуют этим образцам, научно их обобщают и концептуализируют. Тем самым поддерживается функционирование этих образцов и существующих идеологических установок. Однако тут же следует отметить, что такого рода детерминация не является абсолютной и жестокой: конкретная личность никогда не является пассивным "слепком" существующего социального образца, а теоретические построения не полностью воспроизводят эти идеологически обусловленные модели личностного бытия, отклоняются от такого буквального их воспроизводства. Поэтому всегда налицо определенное расхождение между общественными образцами, теоретическими построениями и реальным бытием конкретной личности, что является выражением процессов роста персонализации человеческой природы.
Но вернемся опять к вопросу о многозначности определения понятия личности. Следует ли нам ограничиваться упоминанием роли разнообразия методологических и идеологических позиций как определяющего фактора разногласия в дефинициях понятия "личность"? Нет ли оснований искать причину таких разногласий в самом объекте определения, т. е. в специфике той области реальности, которая семантически обозначается как "личность"? Думается, что не только различие теоретико-методологических позиций является определяющим фактором упомянутой разноречивости, но и сам объект определения включает в себя специфику, постоянно отражающуюся в разнообразии теоретических концепций и, соответственно, в различных подходах его эмпирического изучения. Иначе чем объяснить тот факт, что исследователи одной и той же методологической ориентации порой совершенно по-разному определяют личность? Разве не очевиден тот факт, что советские психологи, которых объединяет твердый фундамент марксистско-ленинской научной методологии, не так уж редко выдвигают достаточно отличающиеся определения понятия личности, тогда как объект определения один и тот же? Попытаемся ответить на вопрос, в чем же состоит такая специфика. Представляется излишним доказывать, что эта специфика кроется в глубокой диалектической природе человеческой личности. Вряд ли найдется другой такой объект изучения, при описании которого столь часто обнаруживались бы полярности, как это наблюдается при построении теории личности. "Индивидуальное и общественное в природе личности", "природное (биологическое) и социальное в личности", "уникальное и всеобщее в структуре личности", "структура и динамика личности", "сознание и бессознательное в личности", "внешнее и внутреннее в деятельности личности" и т. п. – вот далеко не исчерпывающий перечень тем, привлекающих внимание ученых. Но дело не в простом противопоставлении отдельных полярных качеств или пластов в единой системе личности. Диалектическая природа личностного бытия раскрывается в глубокой антиномности тех методолого-философских построений, в которых "моделировалась" связь индивида с миром. Так, согласно объективно-идеалистическим теориям или метафизическому материализму, исходным пунктом для понимания взаимоотношений между человеческим индивидом, вселенной и историей выступает некий абстрактный, оторванный от человеческой практики универсум. Типичным примером могут служить гегелевские рассуждения, согласно которым личность человека растворяется в историческом движении всеобщего духа. Как пишет К. Маркс, у Гегеля "не субъекты нуждаются во "всеобщем деле" как в своем настоящем деле, а "всеобщее дело", нуждается в субъектах для своего формального существования" . С другой стороны, в экзистенциалистических концепциях в качестве исходного пункта взаимоотношения индивида и внешнего мира берется самосознание, внутреннее переживание личности "затерянности в мире". Эти полярно различные концепции объединяет общее положение, согласно которому этот мир человеку "задан извне". Марксизм преодолевает односторонность указанных воззрений. Если согласно марксистскому учению в многостороннем отношении между человеком и природой – материальный мир, "мир в себе" – преобразуется человеческой практикой в "мир для нас", то и наш мир нельзя считать просто "данным извне"; он является продуктом исторической человеческой практики. При таком понимании преодолевается абсолютизация противопоставления человека и мира, индивида и общества, а личность представляется не "придатком" общества или, растворенная во всеобщности, некая абстрактная единичность, субъективно относящаяся к этому миру как чуждому и враждебному, но действующим индивидом, совместно с другими созидающим и свой мир и самого себя. В процессе человеческой практики происходит гуманизация, очеловечение природы – её преобразование деятельностью людей и приспособление ее к их потребностям. Как пишет Т. Ярошевский, лишь марксизм открывает "новые познавательные перспективы, позволяющие преодолевать, характерные для домарксистских концепций человека, "неразрешимые противоречия", таящиеся за последующими утверждениями: 1. О постоянной изменчивости духовной жизни индивидов (являющейся результатом присущих человеческому индивиду свободы, открытости, восприимчивости к новым идеям и ценностям, стремления к самосозиданию "собственного внутреннего мира") и о постоянстве их духовной жизни (позволяющем признать наличие у них определенной личности, проявляющейся в их делах и начинаниях). 2. О субъективности психической жизни человеческих индивидов и об объективном характере содержания научного познания... 3. О личной ответственности за все, что он совершил и чего не совершил; о самодетерминированности его выборов и об общественной обусловленности его стремлений, выборов и мечтаний" . В этих рассуждениях известного польского философа представлены оппозиционные суждения, касающиеся характеристик природы личности и ее научного изучения.
Важность такого рода рассуждения определяется не только их содержанием, но и способом или формой, которыми они формулируются. Имеется в виду их оппозиционность. Как можно убедиться из литературы по методологии науки, формулировка научной проблематики через противопоставление основных понятий и положений является одним из наиболее плодотворных способов научного мышления. Следуя такому подходу, мы предпримем попытку охарактеризовать основные на наш взгляд, оппозиции в теориях личности, которые могут быть представлены в виде противоположных друг другу формулировок (тезиса и антитезиса).

Диагностика уровня самоуважения испытуемого.

Описание теста

Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение .

Самоуважение существует и в отсутствие самоунижения, и наряду с ним, в последнем случае оно выступает в защитной функции. Опросник обладает хорошей надежностью и конструктивной валидностью.

Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей.

Инструкция к тесту

Определите, насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже утверждениями по используя для этого следующую шкалу:

  • a) – полностью согласен;
  • b) – согласен;
  • c) – не согласен;
  • d) – абсолютно не согласен.
Тестовый материал
  1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.
  2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.
  3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.
  4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.
  5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.
  6. Я к себе хорошо отношусь.
  7. В целом я удовлетворен собой.
  8. Мне бы хотелось больше уважать себя.
  9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.
  10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.
Ключ и обработка резульатов теста
Варианты ответов
a b c d
1 4 3 2 1
2 1 2 3 4
3 4 3 2 1
4 4 3 2 1
5 1 2 3 4
6 4 3 2 1
7 4 3 2 1
8 1 2 3 4
9 1 2 3 4
10 1 2 3 4

За каждый ответ испытуемого начисляются баллы в соответствии с ключом.

Уровень самоуважения равен сумме баллов, полученной испытуемым.

Источники
  • Rosenberg М. Self-Esteem Scale // Measures of Social Psychological Attitudes / Ed.Robinson J.P., Shaver P.R. Ann Arbor: Institute for Social Research, 1972. P. 98-101.

Специализированная шкала самоуважения Розенберга представляет собой личностный опросник, который позволяет человеку определить, насколько он уважает сам себя. Самоуважение представляет собой субъективную оценку собственных поступков как внутренне отрицательного или же положительно до определенной степени. Помимо этого, оно позволяет определить уверенность в своей ценности, комфорт при утверждении каких-то личных мыслей, потребностей и желаний, а также чувство, при котором радость воспринимается как неотъемлемое право.

Первоначально данный опросник использовался и разрабатывался как одномерный, однако впоследствии при проведении факторного анализа было определено два абсолютно независимых фактора, получивших названия самоуважение и самоунижение. Последнее является последствием каких-либо депрессивных состояний, тревожности или же психосоматических симптомов, в то время как самоуважение происходит в случае общественной активности, проявлении лидерства, а также чувства межличностной безопасности.

Пройти тест на самоуважение онлайн

    1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  1. 2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  2. 3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качествь

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  3. 4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  4. 5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  5. 6. Я к себе хорошо отношусь

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  6. 7. В целом я удовлетворен собой

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  7. 8. Мне бы хотелось больше уважать себя

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  8. 9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  9. 10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  • У вас низкий уровень самоуважения, вам его, определенно, не хватает. Вы постоянно вините себя в происходящем и склонны замечать лишь свои недостатки. Вы склонны преувеличивать свои слабые стороны, скрывая и преуменьшая достоинства. Вам необходимо изменить подход к себе и начать любить себя.

    Вы находитесь между двух огней: самоуважение и самоуничижение. Ваши успехи заставляют считать себя королём и хозяином положения, в такие моменты ваше самоуважение зашкаливает. В то же время неудачи резко снижают вашу самооценку, заставляя сомневаться в себе и в своих способностях.

    Вы способны достаточно объективно давать оценку своим положительным и отрицательным качествам. Для вас не является проблемой признать свою неправоту, при этом сохранив достоинство и самоуважение. При этом вы склонны иногда заниматься затянутым «самобичеванием» и сверх меры обвинять себя в неудачах. На успех вы реагируете адекватно, признавая часть удачи в случившимся, но и отдавая должное себе и своим усилиям.

    Отличный результат, вы уважитеьно относитесь к себе как к личности и как к профессионалу своего дела. При это вы любите вкладывать ресурсы и времяв развитие себя и своих способностей: развиваетесь, совершенствуетесь в профессии, духовном и интеллектуальном плане, в сфере отношений, умеете извлекать уроки из ошибок и трудных ситуаций. Это норма, к которой стоит стремиться.