Типологии чтения или как читать более эффективно. Виды чтения

Виды чтения могут классифицироваться по различным признакам: по целевому назначению бывают: а) ознакомительное чтение. Оно позволяет получить об источнике информации общее впечатление или общее представление о тексте (по содержанию). Ознакомительное чтение предполагает прочитать титульный лист, оглавление (или содержание), аннотацию или предисловие к книге, для научных работников важно прочитать выводы, которые могут дать представление о новизне информации. Изучающее чтение предполагает детальное усвоение содержания книги или какой то ее части. В процессе изучающего чтения делаются разнообразные записи и выписки из текста. Этот вид чтения характерен для учебных целей, процесса обучения и накопления знаний.

Исследовательское чтение – это методическое чтение, подчиненное заранее установленной цели и задачам исследования. Следовательно, исследовательское чтение носит в большой степени избирательный характер, не всегда требует сплошного чтения всего текста, оно предполагает глубокое знание терминологии проблемы исследования, умения анализировать текст, синтезировать, критически оценивать текст с позиции его достоверности, аргументированности, соответствия требованиям логики и теории познания (нормативно-регулятивному знанию) (1).

Несколько другая классификация текстов по дидактическим целям, предложенная американским ученым Б. Блумом, который выделяет шесть видов (уровней) чтения текста:

а) воспроизводящий тип чтения (это уровень знакомства с текстом, опознания и пересказа соответствующей информации);

б) понимающее чтение, требующее понимания студентами или исследователями идей, принципов, теорий, фактов, изложенных в тексте. Проблема понимания является одним из самых сложных в работе с текстом;

в) примеряющее чтение, суть которого сводится к тому, что читающий может прогнозировать применение полученной информации на практике (в образовании, науке, производстве и т.д.);

г) аналитический тип чтения, требующий разложения текста на составные куски (части, абзацы), соответствующие основным мыслям (положениям) автора текста;

д) чтение для синтеза, названное Б. Блумом «просеивающее выращивание». Синтез прочитанного еще более сложный тип чтения, предполагающий создание нового текста – написания реферата, сочинения, обзора, курсовой работы, дипломной и т.д.;

е) критическое чтение текста, связанный с оценкой прочитанного. Оно предполагает: детальную критику оснований, сравнения и противопоставления по некоторым принципам, подробное указание логических противоречий и допущений, чувствительность к контексту и готовность к коррекции собственных выводов. Трудоемкость такого чтения состоит в том, что необходимо прочитать еще много других книг, статей, владеть так называемым методологическим знанием (6).

4. Какие приемы и методы осмысления и понимания, запоминания текста выделяют ученые – методисты?

Процессы восприятия, осмысления, понимания и запоминания являются весьма сложными. Они требуют не только знания специальных приемов, способов их осуществления или реализации, но и знания психологических познавательных процессов, в частности видов памяти, законов ее накопления. Известно, что психологи выделяют три вида памяти: оперативная, кратковременная и долговременная. В оперативной памяти, поступившая к нам информация хранит только некоторые доли секунды. За это время мозг человека оценивает значимость этой информации и решает два вопроса – стереть ее или же перевести в другой вид памяти. Для дальнейшей обработки информация поступает в кратковременную память, которая хранит ее от нескольких минут до нескольких часов (обычно психологи называют 3 часа). На этом этапе новая информация подвергается более тщательному осмыслению. После этого где-то в подсознании или на сознательном уровне "принимается решение" о необходимости заполнить или забыть воспринятую информацию. Та информация, которую нужно запомнить. "переводится" на хранение в долговременную память, где она может храниться даже на протяжении всей сознательной жизни человека. Однако процесс запоминания (или перевода информации в знание (долговременное) весьма сложен. Запоминание – это процесс памяти, в результате которого закрепляется новое знание путем связи, сопоставления между поступающими во время чтения данными (информацией) и уже имеющими знаниями, ранее приобретенными. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все то, что нами прочитывается. Здесь проявляется известный в психологии закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое (есть с чем устанавливать связь и сопоставление). По этой причине так трудно бывает "войти" в ранее неизвестную дисциплину или тему. Запоминание бывает произвольным и непроизвольным, механическим и осмысленным. Осмысленное запоминание более экономично, емко, продуктивно. По данным профессора Н.А. Рыбникова, оно в 20 раз выше механического. Произвольное запоминание – это особый вид психической деятельности, цель которой заключается в самом запоминании с помощью специальных мнемические средств и приемов. Среди них особое значение имеют: установка на запоминание (закон установки), повторение прочитанного (закон повторения). Некоторые ученые для гарантированного запоминания информации в долговременной памяти рекомендуют подвергать ее четырехкратной обработке (повторению): а) непосредственно после чтения; б) в течение трех часов после чтения; в) в течение трех суток после чтения; г) в течение 1-2-х месяцев. Правда, это зависит от того, хорошая у индивида память, средняя или же плохая. Из других законов накопления памяти человека необходимо знать – закон интереса, который гласит, что интересное легко запоминается, потому мы не тратим на это много усилий. Следует сказать о законе торможения, который читается так: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Как свидетельствуют психологи наш организм имеет какой-то предел (порог), ограничивающий наши способности воспринимать, осмысливать и запоминать информацию. Это значит, что любая информация, чтобы ее запомнить, должна "отстоятся". Из этого следует, что информацию, поступившую от педагога или из книг можно усвоить только "порциями", растянутыми во времени. Поэтому учебный процесс в вузе длится пять или четыре года. Штурмовщина, зубрежка только перед экзаменом ничего не дает. Мозг, как известно, работает по принципу возбуждения и торможения. Перегрузка информацией мозга ведет к его торможению и мгновенному забыванию. Здесь действует так называемый принцип гомеостаза, т.е. стремление самоуправляемой системы (в данном случае мозга) к самосохранению. При восприятии и запоминании информации нужно знать две закономерности, установленные психологами. Первая – объем оперативного восприятия зависит не от количества информации, а от числа групповых блоков символов, или «кусков» информации, а они постоянны и равны 72. Вторая закономерность: при восприятии и запоминании, текста при чтении необходимо объединять считываемую информацию в крупные информативно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи), ибо наибольшее количество информации передается кодам идей или информационно-смысловых блоков. Это важно учитывать, особенно на этапе аналитического чтения.

Какие существуют приемы осмысления текста (и выделения информационно-смысловых блоков)? Психологи называют три таких приема: выделение смысловых опорных пунктов (или ключевых слов), антиципацию и реципацию. Под смысловыми опорными пунктами понимают вещи («куски» информации), которые мы выделяем в тексте для его лучшего понимания и запоминания. Опорные пункты помогают выделить ключевые слова, основные идеи (положения), значимые фразы, из которого вырисовывается сущность понимания текста.

Другой прием называется антиципацией , т.е. предугадывание дальнейшего пути развития основной идеи по нескольким ключевым фразам. Такое умение позволяет студенту уделять основное внимание не отдельным словам и предложением, а основной идеи текста, главному замыслу автора.

Третий прием называется реципация . Он предполагает периодические возвраты к отдельным фрагментам текста или к прочитанному в целом под влиянием новых данных, новых мыслей и ассоциаций. Этот прием характерен для понимания сложных текстов, когда процессы осмысления и восприятия прочитанного не сливаются воедино.

На следующем этапе обработки (восприятия и запоминания) текста на основе полученной информации выделяет смысл . Под смыслом понимают содержание языкового выражения, т.е. мысль, содержащуюся в словах. Последний этап обработки текста предполагает выделение значения из найденного смысла. Метод поэтапного осмысления текста включает следующие этапы (шаги): выделение опорных (ключевых слов текста). Ключевые слова, это те слова, которые обозначают предмет, состояние, действие и несут основную смысловую нагрузку. В качестве ключевых слов выступают имена существительные и прилагательные, глаголы. Второй этап: выделение смысловых рядов, представляющих собой пары слов, в состав которого входит ключевое слово и дополнительные или определяющие его слова. Они, как известно, бывают: именные смысловые ряды (кто действует), предикативные (глагольная форма) (что делается, происходит) и фактографические (статистические данные, научные факты, практические и т.д.). Следующий этап – определение доминанты , т.е. суть текста в целом или основного значения (4).

Методика обучения ознакомительному и изучающему чтению. Ознакомительное чтение - страница №1/1


  1. Методика обучения ознакомительному и изучающему чтению.

Ознакомительное чтение – чтение, целью которого является понимание основной информации текста: тема. Основные факты, наиболее важные детали, message =70-75% содержания текста. Этот вид чтения наиб. распространён. Рекомендуются довольно длинные тексты, лёгкие в языковом отношении + избыточная информация. Это достаточно быстрый вид чтения.

Требования к текстам для ознакомительного чтения :

С т. зрения языковой сложности, эти тексты должны быть относительно несложными . Эти тексты длинные, лёгкие в языковом отношении + избыточная информация. Ориентированы на среднего читателя. Уровень языковой сложности соотносится с уровнем владения языком: чтобы не было большого кол-ва незнакомых слов, особенно в ключевых позициях.

-- Насыщенность информацией – текст должен содержать второстепенную, избыточную информацию, помимо основной. С т. зрении умений – выделить основное, отделить второстепенное и т.д. Наиб. благоприятные условия создаются в тексте типа – повествование.
Структура упражнений для обучения чтению любого вида.. Эта структура распадается на: предтекстовый этап, чтение текста, послетекстовый этап.
Ознакомительное чтение.

1) Предтекстовые задания : Это должна быть смысловая задача, которая создаёт у читающего установку на понимание основной информации, осн. фактов, наиб. важных деталей.

 Общие вопросы к тексту;

 Чтение текста по предложенному плану;

 Предлагается заполнить таблицу на осн. факты;

 Игровые задания: составь абзацы по порядку; текстовые мозайки (1 кусок текста вставить в другой); параллельные тексты (2 почти одинак. текста → какие факты в 1-ом тексте отсутствуют); группы (3 группы читают з разн. текста на одну и ту же тему).

2) Послетекстовые – проверка понимания ознакомительного чтения:

 Multiple choice: составить 1 незаконченное предложение и 4-5 вариантов продолжений. Одно должно соответствовать тексту, но не цитировать его;

 List of the main facts – учащиеся выбирают то, что относится к тексту;

 Вопросы, табличка по осн. информации (give the gist).

В текстах должны быть отвлекающие факты.

Упражнения: прогнозировать содержание по заголовку; ставить вопросы к осн. информации и отвечать на них; выбрать заголовок, адекватный тексту; делать выписки осн. информации и т.д. Соответствует ли план последовательности изложенных в тексте фактов?; найдите в тексте ответ на вопрос, содержащийся в заголовке; найдите осн. мысль в начале, середине, конце текста; составьте план; озаглавьте текст; на основании содержания дорисуйте карту и т.д.

Это чтение с быстрым темпом, одноразовое чтение про себя с целью понимания осн. информации.
Изучающее чтение предполагает детальное, полное и точное понимание всей информации, в том числе имплицитной. Можно выделить 2 подвида изучающего чтения :


  1. изучение информации с целью ее последующего использования или воспроизведения

  2. чтение с целью критического осмысления, эстетического восприятия
Это чтение протекает медленно , так как учащийся прибегает к повторному чтению, переводу, а иногда и к письменной фиксации содержания, глубже вникает в суть коммуникативной ситуации.
Обучать этому виду чтения в принципе можно на любом тексте . Однако, учитывая, что здесь важно умения вчитываться в контекст, сопоставлять, сравнивать, осмыслить все детали, изучающее чтении наиболее целесообразно проводить на текстах, которые обладают познавательно ценностью и информативной значимостью и достаточно трудны в языковом отношении, которые имеют определенный подтекст.
Условия успешности обучения изучающему чтению:

Медленное чтение про себя без ограничения времени

Перечитывание с решением новых задач

Перевод на родной язык всего текста или его фрагментов

Самостоятельное чтение, связанное с обращением к словарю
В основе этого вида чтения лежат такие умения как:

Определять важность/значимость/достоверность информации

Полно и точно понимать содержание текста

Делать перифраз или толкование сложных для понимания слов или предложений

Раскрывать причинно-следственные связи

Составлять планы, схемы, таблицы

Предвосхищать дальнейшее развитие событий

Составлять вопросы к основной ил второстепенной информации

Отделять объективную информацию от субъективной

Система упражнений для обучения изучающему чтению состоит из двух частей.


  1. предтекстовый этап (pre-reading part), который предполагает такие задания как:
а) на основе ключевых слов (предваряющих вопросов, плана, иллюстраций) сделать предположение о содержании текста

б) предварять чтение изучением схем, таблиц, графиков, терминов

в) введение в тему (Что вы знаете/думаете/помните о…; Выскажите свое мнение относительно …)


  1. упражнения на обучение изучающему чтению и контроль понимания :
а) распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности

б) назовите данные, которые вы считаете особо важными, и обоснуйте свое мнение

в) добавьте факты, не меняя структуру текста

г) найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов/аннотации

д) составьте вопросы к основной и детализирующей информации текста

е) напишите тезисы по содержанию прочитанного

ж) объясните, перефразируйте

з) прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами (cloze test)

и) переведите на родной язык указанные предложения/абзацы

к) выберете из текста информацию, которая объясняет или описывает…

л) сравнить параллельные тексты, один из которых содержит то, чего нет в другом

м) составить развернутый план/резюме/аннотацию/комментарии/выводы

н) подтвердить или опровергнуть утверждения

Сегодня тема – Типологии чтения.

Типологии – это классификация чего-либо по определенным признакам.

Примером типологии темперамента человека является выделение типов: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики.

Нечто подобное существует и в типологиях чтениях.

С. К Фоломкина выделила типологии чтения, которые используются и сегодня: поисковое, просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение.

Софья Кирилловна Фоломкина (1924 – 1992 гг), — лингвист, доктор педагогических наук, профессор.

В чем польза классификации? Это более эффективная организация работы с текстом.

А что такое работа с текстом? Это набор операций (действий), зависящий от целей чтения.

Ведь все читающие, совершают определенные действия при чтении и переработке читаемого материала. Набор этих действий и их качество и определяют эффективность чтения.

Рассмотрим каждый вид отдельно.

Просмотровое чтение

Часто требуется лишь просмотреть книгу, журнал или статью, чтобы получить самое общее представление о содержании работы в целом (ее теме, основных вопросах).

Затем определить — представляет ли она (или отдельные ее разделы) интерес для читающего.

Т.е. дать самую общую оценку – «нужно/не нужно».

Если «не нужно» — чтение можно прекратить в любом месте. Если «нужно» — меняем характер чтения или дальнейшие действия (например, можно отложить и вернуться позже, чтобы изучить более внимательно).

Ознакомительное чтение

Нас интересует – о чем эта работа, что именно говорится. Мы даем оценку новое/уже известное, интересно/неинтересно, понятно/непонятно и тд.

Если дали оценку «новое», «интересно», «непонятно», то характер чтения меняется, и мы можем перейти к другому виду чтения, т.к. наше отношение к информации изменилось.

Так, например, мы можем читать статьи из журнала.

Этот вид чтения требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение

Так мы читаем литературу, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшей деятельности.

При чтении мы уже знаем, что эту информацию потребуется в дальнейшем использовать. Поэтому для нас важно – осмыслить, интерпретировать, запомнить.

Как видим набор действий уже другой, в отличии от простого — дать оценку.

Поисковое чтение

Цель поискового чтения - быстрое нахождение в тексте вполне конкретных данных (формулировок, фактов, цифр, определений и т.д.), о которых заведомо известно, что они содержатся в просматриваемой статье, главе книги и т. д.

Требуемые навыки чтения

Для каждого вида чтения требуются соответствующие навыки:

Ознакомительное – умение понимать основное содержание.

Изучающее – умение извлекать полную информацию.

Поисковое чтение – умение извлекать необходимую информацию.

Даже тщательный отбор и списки, — не решают этой проблемы. Поэтому приходится идти на такой прием.

Это я бы назвал — сюжетное чтение. В высоком темпе читается книга – ознакомительный вариант чтения в типологии. Важно понимание сюжета, стиля. Затем общая оценка – интересно/неинтересно. Затем принятие решения о другом виде чтения – изучающем.

Глобальные цели чтения

По сути чтение должно нести за собой какие-то изменения в личности или поведении.

Давайте рассмотрим общую идею самого процесса чтения:

Предмет чтения – это чужая мысль, закодированная в тесте. Распознается при зрительном восприятии текста.

Продукт чтения – умозаключение, понимание смыслового содержания.

Результат чтения – воздействие на читающего, его чувства и поведение.

Как видим процесс достаточно простой и понятный.

Правда для многих он заканчивается на этапе зрительного распознавания текста. Кто-то может сделать некоторые умозаключения. И уже реже – чтение может повлиять на поведение.

Я лично – за эффективное чтение. Даже развлекательное чтение должно нести какой-то результат, — отдых, удовольствие, отвлечение итд. Хуже когда прочитав что-то, можешь констатировать лишь — потерянное время.

Поэтому обратите внимание на приведенные выше типологии, и я уверен – что чтение станет более эффективным.

P.S. Напомню, что сервис Smartresponder закрывается с 1 ноября 2016 года.
Именно с этого сервиса я и отправлял рассылки моим читателям.

На блоге он расположен на Главной странице в верхней правой части -
Вам достаточно будет ввести свой E-mail. Этот сервис будет отправлять Вам сообщения после выхода новой статьи на блоге.

Если статья понравилась, кликните, пожалуйста на кнопку соц. сетей. Мне важна обратная связь.

С уважением, Медведев Николай.

Организуя работу с текстом для поисково-просмотрового чтения необходимо помнить о том, что предполагается получение самого общего представления о содержательно-смысловом плане текста: понимание темы и круга рассматриваемых вопросов, общей структуры текстового материала; определение дальнейшей стратегии чтения в соответствии с интересами читающего.

В связи с этим возможны задания типа:

По заголовку (иллюстрации) сделать предположение о теме и содержании текста; - по внешней структуре текста, особенностям полиграфического оформления определить тип (характер) текста (реклама, анонс, метеосводки, программа телепередач и тому подобное);

По доминирующему слову заголовка сделать предположение о ключевых словах текста и той области знаний, к которой относится этот текст; - выискивая взглядом ключевые слова и другие сигналы, выделить в тексте нужную, интересующую информацию;

обобщить полученную информацию, оценить ее с точки зрения актуальности и перспективности ее использования.

Методические приемы обучения ознакомительному чтению

При обучении чтению текстов с извлечением основной информации главным является также, как при работе с другими видами чтения, научить школьников прогностическим действиям и умению находить в тексте ответы на вопросы: о чем, о ком идет речь, где, когда это происходит. Работа с текстом осуществляется также в три этапа: до чтения (выдвижение гипотез, формирование ожиданий), в процессе чтения (быстрое чтение с опорой только на знакомый языковой материал, выделение в тексте основных смысловых вех, поиск ответов на вопросы или решение другой коммуникативной задачи), после чтения (выражение своего отношения, мнения с опорой на текст).

Многие исследователи, Бим И. Л., Гальскова Н. Д., рекомендуют при ознакомительном чтении пользоваться алгоритмом, состоящим из 7 блоков:

1. Наименование (статьи, книги).

3. Выходные сведения.

4. Проблема (тема).

5. Фактографические данные.

6. Особенности излагаемого материала, критика.

7. Новизна излагаемого материала и возможность его использования в практической работе.

Постепенно объем чтения увеличивается за счет включения текстов для домашнего чтения, материалов лингвострановедческого характера, газетного материала. К концу средней ступени умения учащихся в чтении должны быть настолько сформированными, чтобы они могли читать самостоятельно, используя текст как средство опосредованного общения с его автором и героями.

Новейшие технологии обучения чтению можно обнаружить и у зарубежных дидактов. Так, для ознакомительного чтения немецкие дидакты Г. Вестхоф и Е. Вике предлагают методический прием, получивший название ǛFLAZ , где:

Ǜ – ǜberfliegen – беглое чтение. Предлагается просмотреть заголовок (подзаголовки, иллюстрации, начало и конец текста) и по нему определить текст и общее содержание текста;

F – Fragen – вопросы. Задать себе вопросы типа «Что я знаю по этой теме?», «Чего я ожидаю от этого текста?»;

L – Lesen – чтение. Чтение с карандашом (маркером) в руках, в процессе которого фиксируются «островки понимания»;

A – Aufschreiben – записи. Фиксация вычитанной информации в виде плана, ключевых слов, тезисов и тому подобное;

Z – Zusammenfassen – обобщение, подведение итога. Краткая передача содержания текста своими словами на иностранном или родном языке или составление общей схемы вычитанного содержания .

Литература

1. Бим И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. - М.: Новая школа, 1995. – 128 с.

2. Бориско Н. Ф. Сам себе методист, или Советы изучающему иностранный язык. Киев. Фирма «ИНКОС», 2001. – 120 с.

3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: Аркти, 2000. – 250 с.

Поскольку в разных источниках выделяют разные этапы обучения чтению, то мы постараемся совместить их и вывести этапы обучения именно ознакомительному чтению.

А.П.Старков выделяет 3 этапа в обучении чтению.

Первый этап обучения заключается в постановке механизма чтения про себя на английском языке. Обучение чтению и формирование механизма чтения проходит на том лексико-грамматическом материале, который был предварительно усвоен учащимися в устной форме. При этом переход от устной речи к чтению про себя осуществляется через чтение вслух.

Второй этап обучения чтению посвящен развитию чтения про себя на базе сформированного механизма чтения. В это время совершенствуется техника чтения про себя. Обучение чтению осуществляется путем целенаправленного обильного чтения текстов, а само чтение носит учебный характер. Вместе с этим учебное чтение текстов имеет и познавательную ценность, их содержание служит решению образовательных и воспитательных задач.

Третий этап завершает школьный курс обучения чтению. Работа над чтением заключается в освоении чтения текстов различных функциональных стилей с разным объемом информации. Чтение про себя приобретает черты собственно чтения, оно становится средством получения новой информации в познавательной деятельности учащихся.

В опорных схемах Л.М.Ивановой по методике обучения иностранному языку обучение чтению делится на 5 этапов:

I этап . Обучение технике чтения, овладение компонентами чтения . Целью данного этапа выступает развитие умений, связанных с восприятием знакомого языкового материала. Здесь развиваются навыки узнавания, соотнесения графического образа языковой единицы с его слухоречемоторным образом; целостного узнавания зрительных образов слов, словосочетаний их понимание; правильного интонационного оформления предложений (чтение вслух) и др. На данном этапе проводится подготовка к чтению как к речевой деятельности.

II этап . Развитие умений смысловой переработки информации . Целью данного этапа является развитие навыков и умений быстрого узнавания изучаемых слов в любом окружении и соотнесение их значений с контекстом предложений, умение установить смысловые связи между различными составляющими текста, восприятие предложения как смыслового целого, а также умений, связанных с восприятием незнакомого языкового материала (определение значения неизвестных слов с помощью языковой догадки, умение пользоваться двуязычным словарем и др.). Таким образом, на втором этапе учащиеся овладевают способами осуществления речевой деятельности-чтения.

III этап . Развитие умений, связанных с пониманием содержания текста (его фактической информации). Здесь развиваются умения обеспечивающие извлечение содержательной информации и понимание ее на уровне значения (выделение в тексте «смысловых вех» и наиболее существенных фактов, обобщение (синтезирование) фактов, соотнесение отдельных частей текста (смысловых кусков) друг с другом).

IV этап . Развитие умений, связанных с пониманием текста на уровне смысла . Здесь развиваются умения, обеспечивающие переработку извлеченной фактической информации, понимание на уровне смысла (умения вывести суждение/сделать вывод на основе фактов текста; умения оценить изложенные факты, содержание в целом, характер авторского замысла; умения интерпретировать, понять подтекст). Эти умения обеспечивают также глубину понимания.

V этап . Развитие умений различных видов чтения. На данном завершающем этапе обучения чтения развиваются конкретные умения в конкретных видах чтения: ознакомительном, изучающем, поисковом и просмотровом. Также совершенствуются навыки, приобретенные на предыдущих этапах.

В процессе обучения именно ознакомительному чтению ставится конкретная задача понять основное содержание текста. Работа над текстом в данном случае строится по трем этапам: предтекстовый, текстовый и послетекстовый (Пассов Е.И.).

В отношении ознакомительного чтения на предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и социокультурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте. Здесь необходимо соблюдать одно очень важное правило: предварительная работа над текстом не должна касаться его конкретного содержания, иначе учащимся будет неинтересно его читать, ввиду того, что ничего нового они в тексте не встретят.

Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, поэтому он самый продолжительный во времени и может включать в себя самые разнообразные задания. Объектом контроля чтения должно быть его понимание (результат деятельности). Для работа над ознакомительным чтением наиболее подходящими являются аутентичные художественные тексты или тексты информационного характера. На данном этапе должно действовать следующее правило: не нужно многократно читать один и тот же текст, поскольку если содержание уже известно, то его повторное прочтение уже выходит за рамки ознакомительного чтения и приобретает характер изучающего.

Послетекстовый этап. Целью данного этапа является интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях.

На наш взгляд обучение ознакомительному чтению на средней ступени обучения иностранному языку наиболее целесообразно проводить по трем этапам, предложенным профессором Е.И.Пассовым, поскольку именно его классификация наиболее точно направлена на достижение результата в конкретном виде чтения, в том числе и в ознакомительном. Учитывая специфику работы над чтением в 9 классе, когда у учащихся уже имеется некоторый достаточный словарный запас, развито большинство основных навыком чтения, необходимо заметить, что работа над техникой чтения не имеет такого значения, как, например, на начальном этапе обучения языку, а основной упор делается на достижении уровня чтения на иностранном языке на уровне зрелого чтеца.

Выводы

    Чтение представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста, причем самое совершенное (зрелое) чтение характеризуется слиянием этих двух процессов и концентрацией внимания на смысловой стороне содержания. Различают два плана чтения как деятельности содержательный и процессуальный. Основным характеристиками понимания текста являются полнота, точность и глубина.

    Учащиеся по окончании базового курса (9 класс) должны уметь в области чтения: понять основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и видов, выделяя основную мысль (идею) текста и существенные факты, опуская второстепенную информацию; понять полностью учебные и несложные аутентичные тексты (инструкции, рецепты); просмотреть несложный аутентичный текст типа меню, программы радио- и телепередач, расписания и т.п., а также несколько текстов, например, из газеты и извлечь нужную информацию.

    На данный момент из существующего многообразия видов чтения в рамки школьного курса по иностранному языку в качестве цели обучения включают чтение вслух и про себя (по форме чтения), ознакомительное, изучающее и поисковое чтение (по характеру понимания).

    Обучение ознакомительному чтению на средней ступени обучения проходит по трем этапам: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. На предтекстовом этапе походит подготовка к чтению, снятие языковых трудностей, повышение мотивации учащихся, познавательного интереса, прогнозирование содержания и др. На текстовом проводится само чтение с постановкой конкретной коммуникативной задачи. На послетекстовом этапе интеграция чтения с продуктивными видами речевой деятельности – говорением и письмом.