В российской федерации не признается. Раздел первый

Если государство является суверенным, то юридически это должно отражаться во всех законах. Однако если мы откроем конституцию Российской Федерации, принятую 12 декабря 1993 года, то мы увидим, что в ней присутствуют статьи, которые свидетельствуют о том, что Россия не является суверенным государством.

Статья 15 пункт 4 Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Разъяснение.

Это означает, что российское право встроено в международное право, и Россия должна считаться с чужими принципами и нормами, которые устанавливаются иностранными организациями (например, ООН - является ведущей организацией в сфере кодификации и развития международного права). Также данная статья устанавливает приоритет международных договоров над российскими законами, цитирую: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Статья 13 пункт 2 Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Разъяснение.

Данная статья устанавливает запрет на государственную идеологию. В то же время Статья 13 пункт 1 гласит: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие». Это означает, что в России идеологией может заниматься кто угодно, в том числе и представители иностранных государств, кроме самого российского государства.

Статья 29 пункт 5 Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Разъяснение.

Надо понимать, что цензура является средством государственного управления и защиты от вредоносной пропаганды. Но статья 29 пункт 5 лишает Россию информационной безопасности.

Статья 79 Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

В статье 79 мы видим, что Российская Федерация может передавать часть своих полномочий (например, полицейских или военных) международным органам, а нарушены ли за счёт этого чьи-либо права или нет, уже будут решать международные органы (см. ст.15 п.4 – о приоритете международных договоров над российскими законами).

Статья 75 пункты 1, 2

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Статья 75 (пункты 1 и 2) гласит, что «денежной единицей в Российской Федерации является рубль», а «денежная эмиссия осуществляется исключительно.

Разъяснение

Центральным банком Российской Федерации», «которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Получается, что российское государство не может контролировать выпуск денег. Данную функцию взял на себя Центральный банк Российской Федерации, который действует независимо от государства. Кому подчиняется Центральный банк? Как известно, Россия является членом Международного Валютного Фонда, и поэтому МВФ – единственная структура, чьи указания должен выполнять Центральный банк. Но об этом подробнее в следующей статье.

Вывод: В конституции РФ мы видим ряд статей, которые свидетельствуют об отсутствии идеологического (Статья 13 пункт 2, Статья 29 пункт 5), юридического (Статья 15 пункт 4, Статья 79) и частично экономического (Статья 75 пункты 1 и 2) суверенитета. Но все выше представленные статьи конституции Российской Федерацией являются всего лишь прелюдией к анализу федерального закона «О Центральном Банке РФ (Банке России)», который значительно лишает Россию экономического суверенитета.

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

В статье 13 Конституции Российской Федерации закреплено следующее положение: "В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".

Что такое идеология? Принято считать, что идеология - это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели, программы социальной действительности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.

Есть и более краткое определение понятия идеологии. В этом случае идеология - это духовное выражение интересов классов, партий, групп людей.

Исторически идеология возникла в результате кризисов и разложения традиционного общества в Европе в ХУ1-ХУШ вв. Структурообразующим элементом такого общества являлась религия. Однако реформаторское движение, которое поразило Европу на заре Нового времени, привело к тому, что авторитет католической церкви был подорван. Церковь раскололась. Возникла реальная опасность гибели европейской цивилизации, традиционно сложившегося общества.

Именно в это время появилась потребность в силе, которая могла бы преодолеть религиозное разъединение. Этой силой стало государство. Но государству потребовалась новая идеология, новая система взглядов и идей, так как политическая власть обязательно нуждается в моральном, мировоззренческом обосновании. Государственная власть не может функционировать, опираясь только на принуждение. Той силой, которая стала средством объединения людей в новых условиях и явилась идеология, но уже идеология государственная.

Однако сам термин "идеология" появился сравнительно недавно. Его предложил (ввел в обращение) французский философ и экономист Дестюг де Траси в работе "Элементы идеологии", написанной в 1801 году, как обоснование науки о законах правильного мышления. В то время во Франции к идеологам причисляли людей, которые ничего не понимали в практических вопросах реальной политики.

Для целей изучения курса государственного (конституционного) права Российской Федерации при характеристике понятия идеологий мы будем исходить из того, что идеология - это система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских, которые подчиняются общим закономерностям общественного сознания, обусловленного, в свою очередь, экономическими отношениями.

Подобная характеристика сущности идеологии дает основания для вывода о том, что идеология обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью. Относительная самостоятельность идеологии объясняется тем, что на развитие тех или иных взглядов и идей оказывают влияние не только факторы экономического характера (объективное свойство), но и внутренняя преемственность и связь различных идеологий, личная роль и авторитет тех или иных идеологов, взаимовлияние различных идеологий (субъективное свойство). Эти свойства могут быть в значительной степени удалены от их экономического обоснования.

Необходима ли идеология в обществе? В связи с постановкой этого вопроса, возникает встречный вопрос: "Нужна ли нам единственная идеология в государстве?". Ответ на этот вопрос дает, как мы уже говорили, статья 13 Конституции Российской Федераций. В данном случае надо принимать во внимание следующее: отказ от той "единственной" идеологии, которая господствовала в нашем обществе в годы Советской власти, привел к тому, что в настоящее время в обществе появилось большое количество разнообразных научных, псевдонаучных и прямо антинаучных представлений по вопросам о полезности идеологии в обществе.

Согласно одной точки зрения, никакая идеология нам не нужна, поскольку она всегда искажает действительность, навязывает людям определенные взгляды. Авторы этой точки зрения считают, что идеология - это средство давления и обмана, своеобразная форма принуждения.

Другие авторы считают, что идеология идеологии - рознь. Та или иная система взглядов, идеалов, ценностных ориентиров людей не только необходима, неизбежна, но, в зависимости от ее содержания, полезна или вредна. Идеология может быть реакционной или прогрессивной, динамичной или застывшей. Только идеология как мера цели способна определить, что плохо, а что хорошо для достижения цели.

Следует признать достоинство второй точки зрения. Действительно, не иметь представления того, к чему стремится общество, целей, которых хотим достичь, все равно, что начинать строить дом, заранее не имея представления, что мы хотим построить.

Именно идеология призвана дать человеку чувство собственного достоинства, определить пути к достижению целей. Идеология, не подкрепленная строгой теорией достижения цели, всегда рождает мифы и всегда заводит в исторический тупик.

Таким может быть определение понятия идеологии и ее сущности.

Как мы уже говорили, Конституция Российской Федерации в статье 13 говорит и об идеологическом многообразии. Что следует понимать под идеологическим многообразием?

Провозглашенный в Конституции Российской Федерации принцип свободы идеологий означает многообразие воззрений, добровольность принятия той или иной системы взглядов, возможность из пропаганды, если в данном случае не нарушаются государственные законы. В части 5 статьи 13 Конституций РФ закреплено следующее положение: "...запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни".

Идеологическое многообразие представляет собой право отдельной личности, социальных групп, политических партий и иных общественных объединений:

во-первых, беспрепятственно разрабатывать теории, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российского государства, т.е. это свобода политических мнений;

во-вторых, беспрепятственно пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, оказывая таким образом влияние на политические процессы;

в-третьих, беспрепятственно вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы политических партий, готовить законопроекта, иные документе, предусматривающие меры по совершенствованию, переустройству социального и политического строя, т.е. свобода политических действий;

в-четвертых, публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями. Однако, при множественности мнений желательная авторитетная и влиятельная политическая сила, способная возглавить процессы, опираясь на единую национальную идею;

в-пятых, не следует отрекаться от духовного наследия прошлого, а опираться на него при решении своих программных целей;

в-шестых, требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

Названные государственно-правовые формы реализации идеологического многообразия в наибольшей степени могут быть реализованы в ходе той или иной избирательной кампании.

Следует помнить, что конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе.

Это означает:

ни одна идеология не имеет и не может иметь приоритета перед другой, которая бы закреплялась государством с помощью закона или иными способами;

граждане Российской Федерации вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активное участие по проведению ее в жизнь;

3) вместе с тем, этот выбор должен быть осознанным, добровольным и самостоятельным. Государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию, которую они обязаны под страхом уголовного или иного наказания разделять, изучать, пропагандировать.

Вместе с тем, обращаем ваше внимание на необходимость понять, что все попытки преодолеть государственную идеологию, отказаться от нее всегда терпели и будут терпеть крах по одной причине, а именно, идеология имманентна, т.е. внутренне присуща тому обществу, в котором она сложилась. Соответствующая идеология умрет со смертью общества, к которому она принадлежала. А это означает, что и современное российское государство немыслимо без идеологического обеспечения. Следовательно, та строка Конституции Российской Федерации, которая запрещает России иметь государственную идеологию (ч. 2 ст. 13) лишена всякого смысла. Она не выполнялась, не выполняется и никогда не будет выполняться. В этой части Конституция Российской Федерации - фиктивна, так как отсутствие идеологии - это тоже идеология. История свидетельствует, что без государственной идеологии не живет ни одно государство. В этом случае можно вспомнить слова К. Маркса, который говорил, что "...мысли

господствующего класса являются господствующими в обществе мысля-

Применительно к современности, отказ от российской государственной идеологии есть, по сути, отказ от российской государственности. Следует помнить, что в основе государственной идеологии государства российского всегда лежало само Государство как священное и неделимое наследие предков, величие и непререкаемость которого выше каждого, выше царей и владык!

72 А как формировалась государственная идеология России? В данном случае мы должны исходить из того, что Россия - не нация, а целый мир. Екатерина II говорила, что Россия это не страна, а Вселенная! Когда сложилась Российская империи, основой государственности стал не национализм титульной нации, а державный патриотизм. Поэтому если говорить о государственной идеологии, то главной ее составляющей была "семья народов". Россия всегда воспринималась как многонациональная целостность. Воины Александра Невского шли в бой с лозунгом - "За Русь Святую!"; 1812 год - "За Веру, Царя и Отечество". В 1840 году граф Уваров (министр просвещения) провозгласил новую объединяющую идею: "Православие, Самодержавие, Народность". Это разве не государственная идеология? Не следует отвергать и те призывы времен Отечественной войны 1941-1945 г. г.: "За Родину! За Сталина!". Опять же речь идет не о личности, а об Отечестве, сконцентрированном в этой личности в трагических обстоятельствах жизни Государства.

У современных теоретиков и "патриотов" нет государственной идеологии, нет государственной политики, есть конъюнктурная идеология. Суть новой идеологии в попытке изменить духовно-нравственное ядро нашего народа, в особенности - молодежь. Для достижения этой цели необходимо на первых порах унизить и растоптать национальную культуру, то есть, полностью сломать иерархию традиционных ценностей, подменить духовные ценности на ценности вещей, а затем внести в сознание граждан систему чужой культуры. Нашему народу прививается сознание собственной деловой ущербности и национальной неполноценности. Обратите внимание, насколько оправданным для России является пророчество апостола Павла: "Знай же, - пророчествует апостол Павел, - что наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны... Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут... от истины отвратят слух и отвратятся к басням".

Как соотносится идеология с наукой? В данном, случае надо исходить из того, что наука не может подчиняться идеологии. В то же время наука - основа существования прогрессивной идеологии. Идеология может быть объектом научного анализа. Истина, установленная в. ходе научных исследований, не подлежит пересмотру или деформации под воздействием идеологических представлений. Однако наука об обществе должна учитывать мировоззренческие, идеологические взгляды людей, изучать их, способствовать их прогрессивному формированию и развитию. В этих условиях каждое идеологическое направление обязано провозгласить свои принципы, отстаивать их. Это, прежде всего, следует отнести к формированию политической идеологии, составной частью которой является отно-

шение к государству и праву и соотношению между ними.

Как соотносится идеология и право? Право всегда выступает как идеологическое волевое явления, содержание которого определяется не только материальными условиями жизни общества. Наличие в обществе права означает, что государство придало юридической части идеологии, т. е. правосознанию, нормативный характер. Право всегда связано с политической властью и потому является производным от соответствующих политических установок.

73 В этом плане определенный интерес представляет высказывание одного из лидеров партии "Единая Россия" Б. Грызлова: "Центризм, которым руководствуется Единая Россия, - это не идеология (И.Б.) в привычном смысле слова. Центризм - это прагматизм..., а прагматизм - это стремление поставить задачу и найти для нее (И.Б.) эффективное решение. И у нас есть стратегия развития России. Стратегия, которая определяется курсом Президента Российской Федерации. Именно это противопоставление идеологии и стратегии было одним из лейтмотивов партии на выборах депутатов Государственной Думы 7 декабря 2003 г. - См. Комсомольская правда. 25 сентября 2003 г. Стр.12. "Партийность Президента".

Является ли Конституция Российской Федерации 1993 года идеологическим документом? Конечно, да! Ибо антиидеологическое право то же самое, что деревянное железо. Любой класс, пришедший к власти, устанавливает свою систему права в соответствии с принципами своей государственно-правовой идеологии, направленной на защиту интересов этого класса, социальной группы.

Отсутствие официально провозглашенной идеологии нельзя понимать в том смысле, что государственные органы действуют независимо от каких бы то ни было идеологических принципов, находясь вне идеологических противостояний в обществе. Именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологически выверенные основные направления внутренней и внешней политики в жизнь, а ведь именно Президент Российской Федерации определяет эти направления (ч. 3 ст.80 Конституции РФ), и заставляют социальные группы, политические партии вести активную работу за выдвижение своих сторонников в те или иные государственные органы.

Одной из гарантий принципа идеологического многообразия служит закрепленный в ч. 3 статьи 13 Конституции Российской Федерации принцип политического многообразия, многопартийность. Этому вопросу будет посвящен седьмой параграф настоящего учебного пособия.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Статья 13 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. 4. Общественные объединения равны перед законом. 5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Конститу́ция (от лат. constitutio - устройство, установление, сложение) - основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конститу́ция - учредительный документ государствa. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путем референдума. Конституции дается такое юридическое обозначение: нормативный правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности. Конституция в материальном смысле - совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. Конституцию можно также охарактеризовать как договор между населением и государством, где определяется порядок формирования государства и взаимоотношение сторон. В праве различают юридическое и фактическое понятие конституции. Юридическая конституция - системы правовых норм, которые регулируют определённый круг общественных отношений. Фактическую конституцию составляют реально существующие отношения. Федеральный закон ФЗ РФ, глава, статья, пункт, подпункт, часть, гл. ст. п. подп. ч. Текст, изменения, дополнения, вступил в силу. аудиокнига. Гарант конституции: президент (Борис Ельцин, Дмитрий Медведев, Владимир Путин...). Но Евгений Фёдоров (НОД, национальное освободительное движение), Николай Стариков, (партия великое отечество), Валентин Катасонов считают, что конституцию нужно менять, так как её авторы США и Госдеп.

Текст Ст. 13 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Комментарий к Ст. 13 Конституции Российской Федерации

1. Любое развитое общество сильно разномыслием, т.е. различием в отношениях людей к себе, окружающему миру, обществу в целом. На основании соединения рациональных зерен в этих различных позициях формируется мировоззрение: мораль, нравственность, общественное мнение и т.д. Что же касается политической сферы, т.е. сферы управления, то здесь формируются воззрения, называемые идеологией. По определению Д.В. Анкина, разделяемому авторами комментария, идеология в широком смысле — система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности*(46). Итак, подчеркнем, идеология — это система взглядов, содержащих программу социальной деятельности, т.е. некое учение, направленное в будущее. Понятно, что сторонники той или иной идеологии считают свое учение наиболее верным, но объективно оценить «правильность» той или иной идеологии в момент ее зарождения нельзя. Поэтому обществу необходимо многообразие идеологических взглядов, иначе оно придет к застою и, в конечном итоге, к краху, поскольку слепое следование одной идее ведет к недооценке ее недостатков и гипертрофированному отношению к ее достижениям*(47). Господство одной идеологии и подавление всех остальных свойственно авторитарным и диктаторским политическим режимам, таким, как социализм, фашизм, маоизм, исламский фундаментализм. Чем заканчивалась судьба государств, исповедовавших эти воззрения, хорошо известно.

2. Во второй части комментируемой статьи принцип идеологического многообразия получает свое развитие с учетом российских исторических реалий. Еще свежо в памяти граждан России воспоминание о господстве социалистической моноидеологии, выступления против которой кончались плачевно для инакомыслящих. Сращивание социалистической идеологии с государственной бюрократией привело не только к многочисленным жертвам режима «социалистической демократии», но и к краху СССР, РСФСР и других государственных режимов на постсоциалистическом пространстве. Поэтому авторы Конституции закрепили в ней принцип «департизации» государства, юридического размежевания государства и идеологии, какой бы безупречной на первый взгляд она ни казалась. При этом не суть важно, исповедует эту господствующую идеологию государство или правящая партия. Примеры сращивания партийных и государственных органов в нашей стране хорошо известны. Поэтому конституционный запрет распространяется и на обязательную идеологию. В практическом плане идеологическое многообразие реализуется через такие субъективные права, как свобода мысли и слова (см. комментарий к ст. 29), совести (ст. 28), творчества (ст. 44).

3. При всем повышенном программно-целевом значении идеологии для общества в целом, она включает в себя лишь набор идей и социальных программ. Для реализации, воплощения в жизнь эти идеи должны обрести какого-то носителя в виде физических лиц — сторонников этой идеологии. Такие сторонники объединяются в политические партии. Как известно, партия (от лат. pars — часть, группа, часть целого, в данном случае общества) — политическая организация, выражающая интересы класса, других социальных групп и слоев и руководствующаяся ими в достижении определенных целей. С юридической точки зрения политическая партия — это разновидность общественного объединения. Однако содержательно принципиальное отличие политической партии от иных общественных объединений состоит в том, что это — единственное объединение граждан, которое думает о будущем, программно-целевым образом определяет пути развития общества и государства. Это единственный тип общественного объединения, которое должно иметь программу своей деятельности*(48). В этом документе руководящие органы партии формулируют программу действий на ближайшую и отдаленную перспективу и представляют ее гражданам всей страны или жителям своего региона по месту регистрации партии или ее отделения.

Смысл состоит в том, что граждане могут быть сторонниками или противниками той или иной идеологии, но в большинстве своем они не имеют представления о том, как ту или иную идею воплотить в жизнь. И здесь им на помощь приходят политические партии, которые выступают в роли посредника между избирателями и властью. Из числа сторонников той или иной партии формируется электорат*(49), который путем голосования на свободных выборах обеспечивает прохождение в избираемый орган публичной власти необходимого числа ее членов.

Разномыслие, с которого был начат комментарий к данной статье, господствующее в обществе, обеспечивает наличие того или иного числа сторонников любой политической партии. В идеале у каждого, даже неординарно мыслящего избирателя, должна быть своя политическая партия, выразитель его взглядов, даже если она состоит из него одного. Поэтому в России на конституционном уровне получает закрепление обязательное политическое многообразие и многопартийность. Понятие «много» выражается неограниченным числом. Всякое искусственное ограничение числа политических партий, создаваемых в обществе, ведет к нарушению принципов демократического правового государства.

4. Еще одним критерием развития многопартийности в стране является принцип равноправия партий. Он направлен не только против создания однопартийной системы, но и против незаконного доминирования в политической системе одной политической партии. Единственным основанием различий положения партий в обществе должна быть степень их поддержки со стороны избирателей. По этому принципу партии разделяются на парламентские (имеющие своих депутатов в представительном органе публичной власти) и непарламентские (не получившие необходимого числа голосов избирателей), правящие (имеющие более 50% мест в парламенте) и оппозиционные и т.д. В этих условиях технически невозможно установить и обеспечить равенство партий, поэтому на помощь приходит принцип равенства перед законом. Независимо от положения, занимаемого партией в политической системе страны, в равной для всех остальных политических партий мере она обязана соблюдать закон.

Требует пояснения еще одно обстоятельство. В части 4 комментируемой статьи речь идет о равенстве перед законом не партий, а общественных объединений. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, как уже отмечалось выше, Конституция 1993 г. носит либеральный характер и допускает возможность создания политических общественных объединений в иной форме, помимо политических партий. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», принятый в развитие ст. 13 и 30 Конституции России, в первоначальной редакции допускал создание политических общественных объединений в виде движений, блоков и т.д.*(50) Во-вторых, Конституция не содержит прямого запрета того, чтобы любое общественное объединение, независимо от его организационно-правовой формы, выступало носителем той или иной идеологии, в том числе выраженной в программных требованиях. Однако во всех случаях это объединение обязано подчиняться требованиям Конституции и закона, включая ограничения своей деятельности, установленные в ч. 5 настоящей статьи (см. комментарий).

5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает гарантии многопартийности, идеологического многообразия и политического плюрализма, присущие демократическому правовому государству. Эти гарантии основаны на реализации демократического принципа «можно все, что не запрещено законом», выражающегося в закрытом перечне запретов, т.е. в перечислении конкретных действий, которые запрещены Конституцией не только в отношении политических партий, но и иных общественных объединений. Иными словами, создание общественных объединений, преследующих перечисленные ниже цели или совершающих практические действия, направленные на их достижение, конституционно запрещено. Рассмотрим подробнее эти цели.

Насильственное изменение основ конституционного строя. Как отмечалось выше, под основами конституционного строя понимаются самые общие нормы и принципы государственного и общественного устройства Российской Федерации, получившие закрепление в гл. 1 раздела первого Конституции. Несмотря на безусловно демократический характер содержания норм этой главы, авторы Основного закона были далеки от признания неизменным своего труда. С развитием общества, государства, мировой системы в целом возможно внесение в этот раздел неизбежных изменений. Однако необходимость этих изменения должна получить публичную оценку, не меньшую, чем соответствующий раздел действующей Конституции. Иными словами, содержание основ конституционного строя можно изменить, но только в порядке, установленном самой Конституцией (см. комментарий к ст. 16 и 135). Очевидно, оптимальным способом их изменения должен стать всенародный референдум по принятию новой Конституции. А в комментируемой статье упор сделан на запрет насильственного, т.е. неконституционного изменения основ конституционного строя.

Нарушение целостности государства. Целостность государства — один из атрибутивных признаков государственного суверенитета, его неделимости. Как известно, целостность государства обеспечивается самой Российской Федерацией (см. комментарий к ст. 4). Следовательно, нарушение целостности — это деяние, направленное против государственного строя или, иными словами, преступление против государства. Российской правовой доктриной не признается уголовная ответственность юридических лиц, поэтому гл. 29 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающая ответственность за преступления против государственной власти, не содержит конкретного состава преступления*(51), однако в случае покушения на подобное деяние деятельность виновной политической партии может быть приостановлена, а затем ликвидирована в порядке, предусмотренном в ст. 39 и 41 Федерального закона «О политических партиях» за нарушение закона, каковым в данном случае выступает Конституция*(52).

Подрыв безопасности государства. Безопасность государства — предмет особой защиты Конституцией Российской Федерации. В целях ее обеспечения могут издаваться федеральные законы, ограничивающие права и свободы человека и гражданина (см. комментарий к ст. 55), в том числе право на объединение в политические партии.

Создание вооруженных формирований. Правом на создание вооруженных формирований в современном обществе обладает только государство. В исключительных случаях могут создаваться охранные предприятия по защите интересов частного бизнеса, однако их деятельность находится под строгим контролем государства*(53). Что же касается вооруженных формирований политических партий, то они создаются с единственной целью — достижения на практике перечисленных выше задач, включая нелегитимный (незаконный) захват государственной власти. Опыт, в том числе, нашей страны, показывает: появление у экстремистских организаций боевых дружин — первый шаг к государственному перевороту.

Разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от перечисленных социальных признаков особо гарантируется Конституцией (см. комментарий к ст. 19). Следовательно, совершение перечисленных действий рассматривается как покушение на Конституцию со всеми указанными выше последствиями.