Верзилин николай михайлович. Николай верзилин - по следам робинзона Смотреть что такое "Верзилин, Николай Михайлович" в других словарях

Николай Михайлович Верзилин

По следам Робинзона

Робинзонам нового поколения посвящается…

СЛЕДОПЫТ ЗЕЛЕНОГО МИРА

Детство… До дыр зачитанные романы Майн Рада, Фенимора Купера, Жюля Верна, Сетона-Томпсона и, уж конечно, «Робинзон Крузо» Дефо.

Как хотелось бы самому стать героем удивительных приключений, участником далеких заманчивых путешествий! Но как еще до этого далеко. А пока мечты мальчишек находили свой выход. Прочитанное превращалось в увлекательную игру. Каждое воскресенье они выезжали за город, там это были уже не гимназисты, а индейцы, и путешественники, Робинзоны и Пятницы, следопыты и разведчики. Они разжигали костры, пекли картошку в горячей золе, варили уху, пропахшую горьковатым дымком, строили шалаши, ночевали в лесу, играли в разные игры, зимой катались на лыжах.

Когда шестнадцатилетнему пареньку волею суровых обстоятельств пришлось выбирать работу, он становится учителем в начальных классах сельской школы. Ведь это давало возможность сохранить связь с природой. Он и тут вместе со своими учениками устраивает походы в лес. Здесь летом неделями они живут в палатках, постигая правила и законы лесных разведчиков.

Так детская игра обернулась делом жизни. Увлечения книжными приключениями сменились увлечениями природой, живой и близкой. А леса, поля, реки, озера, сады продолжали раскрываться перед ним не только страницами знаний, но и поэзией родной природы. Мир растений манил к себе своим необычайным разнообразием, удивительной силой жизни, обилием загадок, особым смыслом и значением для человека.

Но, чтобы стать вожаком юных следопытов, надо много знать и уметь. Ну что ж, путь молодым учителем выбран!

И вот окончен Ленинградский сельскохозяйственный институт. Будущее Николая Михайловича Верзилина определилось - ботаник и педагог на долгие годы!

Он мечтает о том, чтобы, на школьных уроках и студенческих занятиях оживали сухие страницы учебников, чтобы наполненный поэзией мир растений приобщал к труду, к полезной деятельности. И молодой учитель с азартом энтузиаста, влюбленного в свое дело, создает, где можно, уголки живой природы, пришкольные участки, маленькие опытные лаборатории. Его уроки и занятия наполняются живым дыханием лесов и полей, приобретают для учеников действенный практический смысл. Все делается им для того, чтобы увлечь и ребят и студентов наукой, сделать из них истинных следопытов, будущих преобразователей удивительного мира растений. Он берется даже за перо и в одной из первых своих статей пишет о том, «Как сделать интересным преподавание естествознания» (1929).

Тогда Николай Михайлович Верзилин еще совсем не думал, не ждал, что работа учителя и занятия ботаникой могут привести его на дорогу писателя. Это пришло значительно позже, когда за плечами остался большой пройденный им путь - уже не только учителя, но и ученого. Пришло как будто бы неожиданно, даже для него самого. Хотя внутренне все было подготовлено к этому и детскими лесными играми, и прекрасным знанием природы, и опытом педагога, а главное, тем поэтическим огоньком, который давно загорелся в его душе - и был пронесен через все эти годы.

…Шли трудные месяцы Великой Отечественной войны. Родина нуждалась в лекарственных травах и в других полезных человеку дикорастущих растениях. Кто мог стать разведчиками и собирателями их? Конечно, вольная армия ребят. Но очень нужна была книжка, которая заинтересовала бы и научила, подготовила и двинула в поход эту армию. Вот тогда-то издательство детской литературы в Москве и обратилось к Николаю Михайловичу Верзилину: «Напишите такую книгу для ребят!..»

Сомнение и волнение охватило ученого. Ведь он никогда не писал для детей. Он знал, что писать для них трудно, что нельзя браться за новую профессию, когда тебе уже 40 лет! И все-таки взялся.

На помощь пришли воспоминания о детстве и юности, о времени, когда он играл в следопытов, выпускал в школе рукописный журнальчик, пробовал писать приключенческие рассказы, читал о жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове, бродил по лесным тропинкам.

Как же построить книгу, сделать ее интересной?

А что, если высадить потерпевшего кораблекрушение Робинзона в нашем северном лесу? Как бы он чувствовал себя здесь? Может быть, не Робинзона, а самих читателей - ребят поселить на необитаемом острове и поставить их в положение «робинзонов»? Пусть они сумеют найти в лесу и хлеб, и бумагу, и чернила, и лекарства, и мыло, и мочалку. И не просто найти, а приготовить.

Так, в поисках характера книги возникал образ ее героев, намечался путь решения трудной задачи. В 1943 году вышла маленькая и тоненькая «Лечебница в лесу» Николая Михайловича Верзилина. Первая его работа для детей. Первая проба писательского пера. Зародыш будущего произведения - одна из глав его. А через три года замысел, родившийся в поисках и пробах, полностью осуществляется - выходит «По следам Робинзона» (1946). Она сразу привлекла внимание обилием новых для нашего читателя сведений, интересными и забавными советами, возможностью самому испытать «робинзонаду». Ведь автор все испытал, проверил, проделал сам, прежде чем начал писать. На какой-то срок он сам превратился в лесного Робинзона.

И будто открылись двери в неведомый, ко в то же время такой знакомый мир растений. В обычном оказывалось необычное, в как будто простом - сложное. Полезное представало перед глазами еще и прекрасным. Прекрасное - полезным. Здесь нашлась работа рукам и глазам, ребячьей смекалке и терпению. Была радость открытий и находок, первого ощущения красоты родных просторов, может быть, первого приобщения к самостоятельному труду. И это относится ко всем книгам Николая Михайловича Верзилина. В них юный читатель всегда найдет для себя какие-нибудь открытия, пищу для размышлений и удивлений, для познания и работы.

Вот всем примелькавшиеся на подоконниках комнат горшки с неизменной геранью и столетником, амариллисом и кактусом, бальзамином и фикусом. Ну что в них особенного, поучительного, занимательного? Но ученый и писатель Н. М. Верзилин берет вас за руку, подводит к окну, и начинается увлекательное путешествие по следам комнатных растений. Далекие пустыни и тропические джунгли, горные склоны и саванны, северные леса и влажные субтропики - по растительному миру всех частей света проведет вас с веселой улыбкой этот знающий, умный проводник. И не только расскажет много интересного о прошлом, настоящем, будущем одомашненных растений, но и научит, как разводить их, как за ними ухаживать, какие опыты над ними производить. Это ведь все та же робинзонада, но только теперь в своей комнате, на своем озелененном подоконнике.

    Верзилин Н.М. Материальное оформление школьных выставок // Народный учитель. - 1927. - № 9.

    Верзилин Н.М. Как сделать преподавание естествознания интересным // Естествознание в школе. - 1929. - № 4.

    Верзилин Н. Опытный учебно-показательный школьный сад // Естествознание в трудовой школе. - 1929. - № 7.

    Верзилин Н.М. Агрономизация преподавания естествознания // Естествознание в трудовой школе. - 1930. - № 1.

    Верзилин Н.М. Педкадры за овладение агротехникой // На фронте коммунистического просвещения. - 1931. - № 2.

    Верзилин Н.М. О новом проекте программ по естествознанию для ФЗС: (в порядке обсуждения) // Естествознание в советской школе. - 1931. - № 7-8.

    Манфановская Т.Н. Литературные вечера в школе / Т.Н. Манфановская, Н.М. Верзилин // Литература и язык в политехнической школе. - 1932. - № 3.

    Верзилин Н.М. Организация агробиологического учебно-опытного участка в средней школе // Биология и химия в средней школе. - 1935. - № 3 (7).

    Верзилин Н.М. Выращивание растений на электрическом свете: (к постановке опытов в школе) // Биология и химия в средней школе. - 1935. - № 4 (8).

    Верзилин Н.М. Агроботанический участок средней школы. - М.-Л., 1935.

    Верзилин Н.М. Опыты с растениями в живом уголке средней школы. - М.-Л., 1937.

    Верзилин Н.М. Практика преподавания ботаники в средней школе. - Л., 1938.

    Верзилин Н.М. Внеклассная работа по ботанике. - Л., 1940.

    Природа и школа: сборник методических материалов / под ред. Н.М Верзилина и В.И. Поляновского. - Вып. 1-5. - Л., 1941-1946.

    Верзилин Н.М. Ботаника. - М., 1950.

    Верзилин Н.М. Уроки ботаники в V классе. - М., 1952 (переизд. 1954).

    Верзилин Н.М. Как преподавать ботанику. - 2-е изд. - М., 1953.

    Верзилин Н.М. Основы методики преподавания ботаники. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1955 (переизд. 1956).

    Верзилин Н.М. Методика работы с учащимися на школьном учебно-опытном участке / Н.М. Верзилин [и др.]. - М., 1956.

    Верзилин Н.М. Развитие биологических понятий в V-IX классах / Н.М. Верзилин [и др.]. - М., 1956.

    Верзилин Н.М. Система и развитие методов преподавания биологии в V-IX классах. - М., 1957.

    Верзилин Н.М. Проблема классификации методов преподавания биологии в школе // Биология в школе. - 1957. - № 2. - С. 14-21.

    Верзилин Н.М. Об определении и классификации методов обучения // Советская педагогика. - 1957. - № 8. - С. 85-98.

    Подготовка учащихся к труду в сельском хозяйстве / под ред. Н.М. Верзилина. - М., 1962.

    Верзилин Н.М. Проблема развития понятий в процессе обучения // Советская педагогика. - 1966. - № 12. - С. 20-23.

    Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М.: Просвещение, 1972 (переизд. 1976).

    Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. - М.: Педагогика, 1974. - 224 с.

    Верзилин Н. Биосфера, ее настоящее, прошлое и будущее / Н.Н. Верзилин, Н.Н. Верзилин, Н.М. Верзилин. - М.: Просвещение, 1976. - 224 с.
    Пособие для учителей об основах науки о биосфере. Написано Н.М. Верзилиным в соавторстве с сыновьями - Никитой и Николаем, учеными в обл. естественных наук.

    Общая биология: учебник для 9-10-х кл. / Ю. И. Полянский, А.Д. Браун, Н.М. Верзилин. - М.: Просвещение, 1984.

    Верзилин Н.М. Лечебница в лесу. - М.-Л.: Детгиз, 1943.

    Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.-Л.: Детгиз, 1946 (переиздания 1953, 1956, 1964, 1974, 1982, 1994, 2003, 2015).

    Верзилин Н.М. Как сделать гербарий. - М.-Л.: Детгиз, 1947.

    Верзилин Н.М. Как собирать лекарственные растения. - М.: Детгиз, 1947.

    Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. - М.-Л.: Детгиз, 1949 (переизд. 1951, 1954, 1958, 1965, 1970, 1995, 2008).

    Верзилин Н.М. Как ухаживать за комнатными растениями. - М.-Л.: Детгиз, 1952.

    Верзилин Н.М. Растения в жизни человека. - М.-Л.: Детгиз, 1952 (переизд. 1954).

    Верзилин Н.М. В саду Мичурина / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - Л., 1955 (переизд. 1966).

    Рождественский Вс. Тропинка в лес / Вс. Рождественский, Н. Верзилин. - Л.: Детгиз, 1956.

    Верзилин Н.М. По садам и паркам мира. - Л., 1961.

    Верзилин Н. Цветы из сада. - [б. м.], 1962.

    Верзилин Н.М. Лес и жизнь / Н. Верзилин, В. Корсунская. - Л.: Детская литература, 1966.

    Верзилин Н.М. Пылинки дальних стран. - Л.: Детская литература, 1969. - 240 с.

    Корсунская В.М. В.И. Вернадский / В.М. Корсунская, Н.М. Верзилин. - Л.: Детская литература, 1975. - 128 с. (переизд. 1982).

    Верзилин Н. М. Учитель ботаники, или разговор с растениями. - М.: Детская литература, 1984. - 173 с.: ил.

    Верзилин Н.М. Райский сад на подоконнике: руководство по уходу за комнатными растениями. - М.: Клуб XXI век, 2000. - 364 с.

    Педагогическая энциклопедия / гл. ред. А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. - Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1964.

    Абрамкин В.М. Писатели Ленинграда: биобиблиографический указатель / В.М. Абрамкин, А.Н. Лурье. - Л.: Лениздат, 1964. - 364 с.

    Гроденский Г. Николай Верзилин // Детская литература. - 1968. - № 1. - С. 74.

    Гроденский Г. Робинзон в стране ботаники // О литературе для детей: сборник статей. - Вып. 16. - Л.: Детская литература, 1972.

    Верзилин Н. // Книги-детям. - М.: Детская литература, 1972. - С. 120-121.

    Трайтак Д.И. Николай Михайлович Верзилин: к 70-летию со дня рождения // Биология в школе. - 1973. - № 1.

    Ученый, методист, учитель: к 70-летию методиста преподавания биологии в школе Н.М. Верзилина // Вечерняя средняя школа. - 1973. - № 2.

    Короткова Л. Призвание: к 70-летию со дня рождения Н.М. Верзилина / Л. Короткова, Л. Анастасова // Учительская газета. - 1973. - 3 февр.

    Гроденский Г. Следопыт зеленого мира: [вступительная статья] // Верзилин Н.М. По следам Робиннзона. - Л.: Детская литература, 1974. - С. 5-10.

    Трайтак Д.И. Учитель учителей: к юбилею Николая Михайловича Верзилина // Биология в школе. - 1978. - № 1.

    Верзилин Николай Михайлович // Писатели Ленинграда: биобиблиографический справочник. 1934-1981 / авторы-составители В.С. Бахтин, А.Н. Лурье. - Л.: Лениздат, 1982. - С. 62-63.

    Трайтак Д.И. Ветеран советской педагогики // Советская педагогика. - 1983. - № 2.

    Кейран Л. Памяти Николая Михайловича Верзилина // Методика преподавания биологии. - Ч. 1. - Даугавпилс, 1984.

    Пономарева И.Н. Н.М.Верзилин - учитель, ученый, методист // Биология в школе. - 1993. - № 4.

    Капица Ф.С. Верзилин Николай Михайлович // Русские детские писатели XX века: биобиблиографический словарь. - М.: Флинта; Наука, 1997. - С. 96-97.

    Он всегда стремился к новому: к 95-летию Н.М. Верзилина // Педагогические вести [РГПУ им. Герцена]. - 1998. - 29 янв. (№ 1-2).

    Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. - М.: Мнемозина, 2002.

    Верзилин Н. Учитель ботаники // В мире растений. - 2003. - № 1. - С. 42-43: ил., портр.
    Об отце вспоминает сын Н.М. Верзилина - Никита Николаевич Верзилин, ученый-геолог.

    Верзилин Николай Михайлович // Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

    Морозов Ю. Занимательно о растениях // Наука и жизнь. - 2005. - № 11. - C. 88-90: ил., портр.

    Соломин В.П. Учитель. Ученый. Писатель / В.П. Соломин, И.Н. Пономарева, Н.В. Андреева // Педагогические вести [РГПУ им. Герцена]. - 2008. - № 4 (апр.).

    Нарышкина-Прокудрина-Горская Н.А. Семейная сага: секунды, минуты, столетия. - СПб.: Нестор-История, 2010.

    Знаменитые люди Маловишерского района: памятка читателю / составитель Е.Н. Щербакова; МБУК «Межпоселенческая библиотечная система Маловишер. р-на», Центр. район. б-ка им. А.С. Пушкина. - Малая Вишера, 2014. - 28 с.: фот. - Библиография: С. 27.

    Суматохин С.В. Николай Михайлович Верзилин: путь в науку и литературное творчество // Биология в школе. - 2016. - № 5. - С. 16-25.

(1903-01-21 ) Место рождения: Дата смерти: Гражданство:

Российская империя , СССР

Род деятельности:

педагог,
детский писатель

Годы творчества: Направление:

педагогика, популяризация биологии

Язык произведений: Дебют:

«Лечебница в лесу» (1943)

Верзи́лин Нико́лай Миха́йлович (8 (21) января , д. Сафроново Рыльского района Курской области - 2 июня 1984, Ленинград) ― писатель-натуралист, педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук .

Биография

Научно-педагогическая деятельность

В ленинградском филиале Академии педагогических наук заведовал лабораторией методики преподавания ботаники и зоологии . Автор различных учебных программ, методичек «Агробиологический участок средней школы», «Опыт с растениями в живом уголке», «Внеклассная работа по ботанике», «Методика работы с учащимися на школьном участке», «Как сделать гербарий»), а для школьников 5-6-х классов пишет оригинальный учебник ботаники. Учебник по биологии для 9-10 классов неоднократно издавался.

Творчество

Как автор книг для детей впервые выступил в 1942 году с книжкой «Лечебница в лесу», рассказав в ней о полезных для человека растениях. Большой популярностью пользовалась его неоднократно переиздававшаяся книга «По следам Робинзона» ().

В своих книгах рассказывал о значении растений в жизни человека, сообщал интересные факты из истории, географии, археологии , наглядно раскрывающие основную тему книг, давал советы по уходу за растениями.

Библиография

  • Лечебница в лесу. М.-Л., Детгиз, 1942;
  • По следам Робинзона. М. - Л., Детгиз, 1946;
  • Как сделать гербарий. М.-Л., Детгиз, 1947;
  • Как собирать лекарственные растения. ― М., Детгиз, 1947;
  • Путешествие с домашними растениями. М. - Л., Детгиз, 1949;
  • Как ухаживать за комнатными растениями М. - Л., Детгиз, 1952;
  • Растения в жизни человека. М. - Л., Детгиз, 1952;
  • Райский сад на подоконнике: Руководство по уходу за комнатными растениями. ― М., 2000 ISBN 5-8237-0003-2
  • Общая биология: Учебник для 9-10-х кл. /Ю. И. Полянский, А. Д. Браун, Н. М. Верзилин. ― М., Просвещение, 1984;
  • Учитель ботаники, или разговор с растениями. ― Л., 1984

Литература

  • Естествознание в школе, 1947, № 2;
  • Естествознание в школе, 1952, № 3;
  • Вокруг света, 1955, № 1;
  • Советская педагогика, 1956, № 5.
  • Верзилин Н. Учитель ботаники / Н. Верзилин // В мире растений. - 2003. - № 1. - С. 42-43.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Верзилин, Николай Михайлович" в других словарях:

    ВЕРЗИЛИН Николай Михайлович - , педагог, методист. (биология), ч. к. АПН (1955), д р пед. наук (1956), проф. (1957). Чл. Союза писателей СССР (1952). Окончил Ленингр. с. х. ин т (1928). С 1919 преподавал в… …

    Верзилин, Николай Михайлович - (1903 1984) педагог, методист биолог, член корреспондент АПН СССР (1955). Член Союза писателей СССР (с 1952). С 1919 преподавал в сельской начальной школе; с 1932 на научно педагогической работе в Ленинграде, с 1967 профессор консультант ЛГПИ … Педагогический терминологический словарь

    Русская фамилия. Верзилины дворянский род. Известные носители: Верзилин, Николай Михайлович (1903 1984) ― писатель натуралист, педагог, член корреспондент Академии педагогических наук. Верзилин, Пётр Семёнович (1791 1849) генерал майор, наказной… … Википедия

    ВЕРЗИЛИН - Николай Михайлович , педагог, методист (биология), ч. к. АПН (1955), дер пед. наук (1956), проф. (1957). Чл. Союза писателей СССР (1952). Окончил Ленингр. с. х. ин т (1928). С 1919… … Российская педагогическая энциклопедия

    Члены корреспонденты Российской академии образования: Абрамов, Александр Михайлович Александров, Игорь Александрович Алексеева, Вера Васильевна Алексин, Анатолий Георгиевич (в статье указано: член корреспондент АПН СССР) Антропова, Мета… … Википедия

    Город Рыльск Герб … Википедия

    Кувшинка белая … Википедия

    Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса на букву «В» Список составлен по алфавиту персоналий. Приводятся фамилия, имя, отчество; звание на момент награждения; номер по списку Григоровича Степанова (в скобках номер по списку Судравского);… … Википедия

    Имени императора Петра I (ВГАУ) … Википедия

    Список учёных, которым присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» в 1999 году: Абдулатипов, Абул Кадыр Юсупович доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой Дагестанского государственного университета… … Википедия

Книги

  • По следам Робинзона. Методическое пособие для взрослых , Верзилин Николай Михайлович. Николай Михайлович Верзилин работал учителем, занимался ботаникой - и стал писателем. Его книга познакомит читателей с удивительным миром растений, расскажет об ихпроисхождении и свойствах,…

А может быть, эта книга попадет в руки юного натуралиста-мичуринца, мечтающего улучшить окружающий его растительный мир на пользу и радость советским людям. Его лозунг - слова Ивана Владимировича Мичурина: «Человек может и должен создавать новые формы растений лучше природы».
В руках разных читателей побывает книга, и я хочу, чтобы каждый из них нашел в ней интересное и нужное.
Эту книгу лучше читать поздней осенью или зимой, когда за окном снег, когда однообразная белая пелена сменила радостную зелень с пятнами цветов, и деревья, лишенные листьев, скованы морозом.
В это время даже равнодушные к природе люди с грустью вспоминают лето и с нежностью смотрят на растения, стоящие на окне.
Любители путешествий, внимательно рассмотрите ваши домашние растения! Ведь эти растения тоже «путешественники», прибывшие к нам из разных стран мира. Это хотя и маленькие, но настоящие растения тропических лесов Индии, Явы, Бразилии, пустынь Африки и Мексики.
Мы на нашем окне - на живой растительной карте - видим осуществление творческой фантазии человека.
Человек переделал карту мира.
Об этом хорошо сказал Фридрих Энгельс: человек «... переносит полезные растения и домашних животных из одной страны в другую и изменяет таким образом флору и фауну целых частей света. Более того. При помощи разных искусственных приемов разведения и выращивания растения и животные так изменяются под рукой человека, что становятся неузнаваемыми».*

Всё это мы и видим на растениях, стоящих на нашем окне.
Сейчас комнатное садоводство чрезвычайно распространено. Почти нет ни одного окна, где бы не стояли фикус, бальзамин, пеларгония и другие растения.
Развилось комнатное садоводство благодаря подбору растений, потребностям которых соответствуют комнатные условия. В комнатах теплая ровная температура от 14 до 20°, но мало света. Солнечный свет рассеивается стеклами и оконными рамами. В комнате влажно и много углекислого газа. В воздухе комнат содержится до 0,7 процента углекислого газа, то есть в двадцать три раза больше, чем под открытым небом.
Углекислый газ повышает воздушное питание растений, но недостаток света сказывается на них.
Многие наши лесные и луговые растения не могут долго жить в комнатах, так как им мало света; в зимний период они теряют листья и требуют для дальнейшего своего развития низкой температуры.
Люди пытались приучить к жизни в комнатах много различных красивых растений, но не всегда это удавалось.
В искусственный отбор человека вмешивался и естественный отбор: погибали растения, не приспособленные к условиям человеческого жилища.
Прижились в комнатах северных жителей или чрезвычайно выносливые растения далеких пустынь или растения тропических лесов. Растения тропических лесов на своей родине имеют условия, сходные с комнатными. В тропических лесах сумрачно, тепло, влажно. В тропических лесах нет листопада, и комнатные растения круглый год не теряют листьев.
Несколько хуже в зимнее время чувствуют себя растения субтропиков, привыкшие к яркому солнцу и некоторому временному понижению температуры. Они зимой чахнут, вытягиваются, но весною принимают вновь веселый, цветущий вид.
Комнатные растения, как правило, или совсем не цветут или цветут, но без искусственного опыления не дают плодов. Поэтому они не могли размножиться семенами, и в комнатах распространились только те растения, которые легко размножаются вегетативно, кусочками стеблей - черенками. Соседи и знакомые меняются «отводками», вернее - черенками, и так повсеместно распространяют уживчивые экзотические
растения.
В результате мы видим теперь на комнатных растениях замечательное подтверждение учения Дарвина об естественном и искусственном отборе. Этому отбору подверглись растения всего мира, и в наших комнатах выжили биологически наиболее приспособленные, но из этих растений человек вывел такие красивые сорта, каких нет и никогда не было в природе.
Вы можете собрать на ваших окнах, читатель, целую коллекцию самых необыкновенных растений.
Нужно помнить, что составление коллекции растений не является занятием одних любителей.
Коллекционные питомники необходимы для выведения новых сортов растений и продвижения их на север.
Всесоюзным институтом растениеводства собрана мировая коллекция семян культурных растений в 300 000 образцов, из которых 28 000 - одних пшениц.
Известный преобразователь природы Иван Владимирович Мичурин широко использовал в своей работе растения всего мира.

«Я начал, - пишет он, - привлекать в свой питомник растения чуть ли не со всех концов земного шара. К Октябрьской революции в питомнике насчитывалось около восьмисот видов исходных растительных форм. Здесь были растения Северной и Южной Дакоты (США), Канады, Японии, Маньчжурии, Кореи, Китая, Тибета, Индии, Памира, Индонезии, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Балкан, Альп, Франции, Англии, тундры».
Когда за окном снег, можно вырастить цветущий сад в комнате, на окнах, украсив свое жилище.
Подоконник с несколькими комнатными растениями может стать замечательной лабораторией. Работая в ней, можно научиться воспитывать растения, управлять их развитием; размножать семенами, отводками и черенками; прививать и скрещивать их, а главное, научиться наблюдать и понимать жизнь растений и по-мичурински любить их.
На комнатных растениях с успехом можно изучать многие закономерности жизни природы, которые были открыты замечательными русскими учеными Климентом Аркадьевичем Тимирязевым, Иваном Владимировичем Мичуриным, Трофимом Денисовичем Лысенко.
Опыты с этими растениями дадут юному мичуринцу ценные ботанические знания и практическое умение, которое он с пользою применит весною и летом в саду, в поле и на огороде. И в будущем эти навыки освоения и изменения домашних растений помогут улучшить растительный мир нашей социалистической Родины.
Каждому юному исследователю растений нужно подробно познакомиться с жизнью обычных комнатных растений в естественной обстановке. Только тогда можно понять их потребности и научиться управлять их жизнью.
«Формы живых тел создавались и создаются только условиями их жизни. Поэтому понятно, что управлять изменением растительных и животных форм можно только путем умелого управления условиями жизни растений и животных». Так говорит академик Трофим Денисович Лысенко, создавший учение об управлении развитием растений и их переделке.
Попробуем и мы на наших комнатных растениях учиться управлять жизнью растительного мира.
Но почти все домашние растения - питомцы далеких стран. Чтобы поближе познакомиться с ними и с необходимыми для них условиями жизни, нам нужно отправиться в путешествие вокруг света. Это путешествие необыкновенное: оно будет мысленным и в то же время конкретным, так как растения, которые мы будем рассматривать во время путешествия, настоящие, живые, растущие в нашей комнате. Жизнь растений познается в опытах с ними, в пытливом наблюдении за их развитием в разных условиях.
Поэтому лучше начать знакомство с простых и выносливых растений, с которыми легко поставить доступные опыты.
Самые выносливые из комнатных растений происходят из далеких пустынь.

Академик Трофим Денисович Лысенко.

Растения тропических лесов хорошо приживаются в комнатных условиях и легко могут быть размножены даже кусочками побегов.
Путешествуя мысленно по местам, откуда произошли растения, мы в то же время будем изучать живые растения и изменять их по своему желанию.
Научившись ухаживать за растениями пустынь и растениями влажных тропических лесов и ставить с ними простые опыты, каждый сможет обеспечить нужным уходом многообразные и требовательные субтропические растения и провести более сложные эксперименты.
Путь наш будет лежать через раскаленные солнцем пустыни, где некрасивые, но выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды.
Мы проникнем в сумрачные дебри влажных тропических лесов, где среди массы гигантских растений с трудом найдем своих знакомых.
И, наконец, мы побываем в богатых плодами и цветами субтропиках, где живут многообразные и прихотливые растения, испытывая в течение года то влажность, то сильную засуху. Проехав однообразные, почти безжизненные пустыни, мрачные, полные опасностей тропические леса, хорошо оказаться в благоухающих советских субтропиках, полных прекраснейших цветов и вкусных плодов - чудес человеческого творчества в природе.
Здесь многие растения со всех частей света нашли свою вторую родину.
Мы объедем весь мир вместе со скромными растениями, стоящими в горшочках на наших окнах.
Мы попробуем узнать, как живут наши растения на их родине, посмотрим, какую пользу они приносят.
Вернувшись из необычайного путешествия, мы не только раскроем тайны происхождения и жизни зеленых друзей, но и будем уметь управлять их жизнью.
Отправимся же в путешествие по родным местам наших домашних растений!

ВСТУПЛЕНИЕ

Когда за окном снег..................................................................................................................................... 5

Часть I
ПО ДАЛЕКИМ ПУСТЫНЯМ

Красавица пустыни ...................................................................................................................................... 13
Зеленые уродцы, или принцессы ночи ...................................................................................................... 25
Растение с четырьмя тысячами цветов ...................................................................................................... 50
Столетник второй из пустыни Карру ......................................................................................................... 55
Растения, «играющие в прятки» .................................................................................................................. 60
Растения с фальшивыми листочками .......................................................................................................... 67

Часть II
ПО ТРОПИЧЕСКИМ ЛЕСАМ

Плакса из лесов реки Амазонки .................................................................................................................. 73
Резиновое дерево индийских джунглей ..................................................................................................... 84
Двадцать растений из одного листа ........................................................................................................... 97
Деревцо, уничтожающее моль .................................................................................................................... 108
«Щучий хвост» в цветочном горшке ........................................................................................................... 111
«Ванька» из Занзибара .................................................................................................................................. 113
Растение тропических болот ....................................................................................................................... 121
Драконовое дерево ....................................................................................................................................... 130
Похищенное сокровище ............................................................................................................................... 134
Папирус древнего Египта ............................................................................................................................ 138

Часть III
ПО СОВЕТСКИМ СУБТРОПИКАМ

Дерево-гигант, не дающее тени .................................................................................................................. 145
Элексир бодрости ......................................................................................................................................... 156
«Журавлиный нос» ....................................................................................................................................... 159
Двухэтажные деревья с золотыми яблоками ............................................................................................. 176
Забытое комнатное растение ...................................................................................................................... 190
Царица цветов .............................................................................................................................................. 195
«Дружная семейка» ....................................................................................................................................... 205
Воспоминание о родине .............................................................................................................................. 209
«Сестра» чая ................................................................................................................................................... 217
«Золотое», или «колбасное», дерево ............................................................................................................ 222
Семейство камнеломковых ........................................................................................................................... 224
Кукольные деревца ........................................................................................................................................ 228
Зеленые «звери» ............................................................................................................................................. 232
Растение это ядовито! ................................................................................................................................... 237
Растение, «шагающее» по стене .................................................................................................................... 242
«Хозяин» величайшего в мире цветка .......................................................................................................... 249
Цветок алхимиков ........................................................................................................................................... 253
Каменный дом за луковицу ............................................................................................................................ 261
Цветы случайностей ....................................................................................................................................... 269
Учебное пособие, переплывшее океан .......................................................................................................... 273
По заветам И. В. Мичурина ............................................................................................................................ 280
Карта мира на окне .......................................................................................................................................... 292

Часть IV
КАК УХАЖИВАТЬ ЗА ДОМАШНИМ САДОМ

Как разместить зеленых друзей ...................................................................................................................... 301
Борьба с простудой .......................................................................................................................................... 304
Сложная процедура ......................................................................................................................................... 306
Банный день ..................................................................................................................................................... 310
Земляная кухня ................................................................................................................................................. 311
Весенняя пересадка ......................................................................................................................................... 315
Хирургические операции ................................................................................................................................ 317
Парник из лампочки и горшочков .................................................................................................................. 318
Медицинская помощь ...................................................................................................................................... 320
Электрический санаторий ............................................................................................................................... 323
Растения «вышли» на балкон .......................................................................................................................... 327
Вечер с зелеными друзьями ............................................................................................................................ 329
Указатель растений, упоминаемых в книге ................................................................................................... 332