Виды налоговых рисков организации. Налоговые риски: понятие и классификация

Введение

Современный бизнес немыслим без риска, так как успех в бизнесе зависит не только от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности, но и от учета вероятности критических ситуаций.

Актуальность темы налогового риска состоит в ее практическом применении. В настоящее время российским бизнесменам необходимо научиться управлять рисками, понять их масштабы и природу, так как это не менее важно, чем другие риски предприятия, нужно двигаться вперед на равных с иностранными предприятиями.

Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических новшеств и на смелые, решающие действия, а это усиливает риск. Следовательно, главными задачами предпринимателя является умение оценивать степень риска и умение управлять им, а не избегать риска.

Существует большое разнообразие мнений по поводу понятия определения, сущности и природы риска. Это связано с многоаспектностью этого явления, недостаточным использованием в реальной деятельности, игнорированием в существующем законодательстве, а также с недостаточным совершенствованием налогового законодательства.

Цели данной работы - это раскрыть понятие налогового риска, объяснить его специфику, особенности, виды; выявить причины возникновения налогового риска, рассказать о классификации факторов их появления, а также о природе ее возникновения.

В данной работе использовались такие методы исследования, как эмпирический, причинно-следственный, функциональный.

Налоговый риск: сущность и содержание понятия

налоговый риск платеж

По мнению Л.И. Гончаренко, комплексный подход к определению отличительных признаков понятия экономических рисков позволяет включить в ее содержание налоговые риски как полноценную разновидность, так как к ним относятся материальные, а также нематериальные неблагоприятные последствия.

Существует другое мнение - налоговые риски это составная часть финансовых рисков. Таковы мнения Г.А. Цыркунова и М.И. Мигунова, утверждающие, что «налоговые риски представляется целесообразным рассматривать как разновидность рисков финансовых, поскольку они имеют денежное выражение и влекут за собой повышение расходов» Демчук И.Н. Налоговый риск: сущность и содержания понятия // Вестник Томского Государственного Университета. Экономика. - 2010. - №1. - С. 10-15.(с.10). Д. Тихонов и Л. Липник обращают наше внимание на то, что «налоговый риск - это возможность для налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов, выраженная в денежном эквиваленте». Демчук И.Н. Налоговый риск: сущность и содержания понятия // Вестник Томского Государственного Университета. Экономика. - 2010. - №1. - С. 10-15.(с.10)

Значительная часть авторов, которые исследуют понятие налоговых рисков, больше уделяют внимание налоговым рискам налогоплательщиков. Такая позиция была больше актуальна в 90-е годы, но имеет место и сейчас, в экономической и в юридической литературе. Налоговый риск бизнесмена тесно связан с изменениями налоговой политики (возникновение новых налогов, ликвидация или уменьшение налоговых льгот и т.п.), а также уменьшением или увеличением величины налоговых ставок. Все чаще обсуждаются налоговые риски государства, в том числе в результате незаконных действий крупнейших налогоплательщиков. Налоговый риск государства состоит в сокращении поступлений в бюджет по причине изменения налоговой политики, а также величины налоговых ставок. Сейчас многие авторы обращают внимание на то, что налоговые риски присущи всем участникам налоговых правоотношений, т.е., по крайней мере, трем их субъектам: налогоплательщикам, налоговым агентам и государству.

Специфика налогов как обязательного индивидуально безвозмездного платежа, который сопровождается обеспечительными мерами по его, в необходимых ситуациях, принудительному взысканию, имеет место, как в базовом признаке налоговых рисков, так и в том, что их субъекты это участники правоотношений, которые возникают в налоговой сфере.

Вышесказанное позволяет сделать заключение, что налоговый риск - это возможное наступление негативных финансовых и других последствий для налогоплательщиков или государства из-за действий (бездействий) участников налоговых правоотношений.

Существуют налоговые риски (агрессивная минимизация налогов, которая выражается в необоснованности налоговой выгоды) и риски нечестного ведения бизнеса. Риск необоснованности налоговой выгоды - скорее риск специального уклонения от налоговой уплаты, чем риск принципиального нежелания добросовестной качественной организации бизнес-процесса.

Как и многие другие риски, налоговые риски, появляются там, где есть неопределенность. Российские предприниматели уже научились предсказывать другие риски и смягчить их последствия, но к налоговым рискам отношение безответственное. Поэтому руководители узнают иногда, что некоторые сделки оказались очень затратными из-за налоговых платежей. И тогда перед предпринимателем встают два вопроса: кто виноват и что делать. В этом случае нужно не увольнять, злиться, а научиться управлять этими налоговыми рисками. Нужно понять, откуда и почему появляются налоговые риски, а также масштабы их возникновения.

Бизнесмен, в первую очередь, услышав о рисках, думают о недоплаченных налогах. Но необходимо также грамотно вести сделки с использованием законных методов планирования налогов. Чтобы добиться снижения налоговых рисков, нужно вести правильную рыночную политику.

В любой организации есть люди, которые эти риски создают, а есть те, кто от них избавляется. Поэтому те, кто совершенствует бизнес, должны постоянно поддерживать контакты с теми, кто управляет налоговыми рисками. Для того, чтобы решить эту проблему многие средние, а также крупные компании открыли у себя отдельные, отличные от обычной бухгалтерии, структурные подразделения, занимающиеся управлением налоговыми рисками.

Налоговые риски можно разделить на следующие группы:

1. Риски, которые связаны с проведением отдельной сделки. Каждая сделка связана с налоговыми последствиями, если у нее нет освобождения от налогов. Но риски обычно возникают, когда организация заключает крупную или нестандартную для себя сделку (персонал, процедуры контроля, базы данных, системы не настроены на полное устранение рисков).

2. Риск неправильного толкования закона налогоплательщиками и налоговыми органами. Это еще один присущий России риск. Опыт говорит о том, что налоговые риски сопровождают сделки, проведенные для того, чтобы добиться позитивных налоговых последствий. Нужно понимать: если предприятие желает сэкономить на налогах, оно находится под угрозой потенциального риска, следовательно действовать нужно очень аккуратно.

3. Риски появляются из-за обычных управленческих ошибок и невнимательности, когда налоговый или бухгалтерский отделения не вовлечены в процессы принятия управленческих решений. То есть в организации отсутствует четкая организационная структура, за контроль за налогами отвечает только главный бухгалтер, либо определены нечетко обязанности налогового менеджера.

4. Плохо документированные сделки. Недавно было проведено исследование проявления налоговых рисков в России, которое показало, что причина из-за которой возникают негативные налоговые последствия это недостаточное документальное доказательство того, какую сделку совершило предприятие. Поэтому налоговые органы часто требуют предоставления всей документации, чтобы удостовериться, что совершенная сделка действительно была. К сожалению, чаще всего этой документации или недостаточно, или ее вообще нет.

5. Одни сделки могут нести большие риски, чем другие, то есть операционные риски проявляются в обычной деятельности компании. Например, торговля внутри группы с пересечением границы не сравнима с обычной поставкой товара. И понятно, что чем больше бухгалтерия и налоговый отдел заняты планированием этих операций, а не просто показывают их результаты, тем с большей уверенностью можно говорить об управлении рисками.

6. Портфельные риски. Каждый отдельный риск может быть невелик, но в совокупности они могут создать угрожающую ситуацию, особенно если предприятие имеет разветвленную обширную сеть филиалов. Руководство компании должно задаться вопросами, что произойдет, если риски сложатся; достаточно ли ресурсов, чтобы нейтрализовать последствия; окажется ли результат развития по такому сценарию приемлемым. Нужно быть готовым к худшей ситуации.

7. Внешние риски включают изменения в законодательстве, неожиданные судебные решения, «смену власти», начиная от федерального министра и заканчивая налоговым инспектором. Руководитель столкнется с очень сложной матрицей, если филиалы предприятия географически разбросаны по России. Ведь в нашей стране не только на Дальнем Востоке, но и в Санкт- Петербурге законодательство толкуется иначе, нежели в Москве. Если же бизнес переходит границы страны, ситуация еще более усложняется.

8. И наконец, риск нанесения ущерба репутации компании. Готова ли компания к тому, чтобы статья или информация о практике управления налоговыми рисками в ней появилась на первых страницах солидного издания. Многие международные организации имеют внутренний документ об управлении налоговыми рисками, где есть такое заявление: компания заявляет об отказе от методов налогового планирования, если опасается, что его детали станут публичными.

Причины возникновения налоговых рисков

Считается, что включение всех участников правоотношений в налоговой сфере в состав термина налогового риска может быть фактором, который определяет его особенность, и противоречие присущее фискальной функции налогов может стать объективной причиной возникновения рисков.

Для государства успешное выполнение фискальной функции состоит в проявлении обеспечения запланированных поступлений в виде налоговых доходов в госбюджет, а для налогоплательщика - это расходы, которые необходимо минимизировать в силу того, что они неизбежны.

Рассматривая родовые и специфические критерии, которые определяют состав налоговых рисков, понятно, что причины возникновения очень разнообразны. К сожалению, в изучаемой литературе они отражаются только с позиции одного из участников правоотношения, то есть они не имеют систематического подхода к определению термина налоговых рисков. При этом чаще всего выделяется и объясняется один - два фактора возникновения налоговых рисков. В юридической сфере обычно выделяют один комплексный фактор появления налоговых рисков, а именно несовершенство налогового законодательства. Так считает Е. Тимофеев, генеральный директор юридической фирмы, на IV Всероссийском налоговом форуме ТПП РФ высказывавший, что налоговые риски имеют неточность формулировок в налоговом законодательстве. Т.А. Козенкова связывает налоговые риски с изменениями в налоговой политике страны, установлением новых форм налогообложения, изменением ставок, введением новых налогов и пошлин, отменой налоговых льгот. С.А. Филин считает, что это негативные изменения налогового законодательства во время финансовой деятельности, а также - налоговые ошибки, которые допускаются при исчислении налоговых платежей.

Причинами возникновения налоговых рисков, перечисленных выше, обычно является недостаточная установка договорных отношений между компаниями, которые входят в холдинг. В таких случаях руководство сосредоточено на коммерческих и операционных вопросах и забывают о юридическом оформлении отношений в сфере финансов. Данные недостатки не являются обязанностями лиц, которые отвечают за размеры и налоговых выплат и не имеют представления об отношениях между компаниями, входящие в холдинг.

С позиции высшего финансового руководства нет достаточного внимания вопросам минимизации налогообложения, они считают, что это работа бухгалтерии, в настоящее время мало соблюдать правила и сроки составления налоговой отчетности и уплаты налоговых платежей.

В наибольшей степени вероятность налоговых рисков моет проявиться при проведении налогового исследования, предшествующего заключению инвестиционных проектов а, следовательно, именно в этот период выявленные налоговые риски могут оказать существенное влияние в вопросах дальнейшего получения инвестиций.

Можно разделить источники возникновения рисков по видам:

Информационные факторы

Часто причина возникновения налоговых рисков это искажения и недостатки информации. Сложность понимания информации, а не ее отсутствие становится причиной возникновения налоговых рисков сегодня. Нормы налогового законодательства участники налоговых отношений понимают по-разному, потому что довольно сложна точность юридического описания механизма налогообложения, юридическая техника имеет недостатки, нормы имеют пробелы и противоречия. К тому же налоговые органы ставят в вину покупателям признаки «фирмы-однодневки» у поставщиков. Поэтому фактором возникновения налогового риска может быть сложность получения информации о проблемах поставщика.

Организационные факторы

Другим фактором может быть сложность взаимодействия структурных подразделений организаций: если бухгалтерия не вовремя получит информацию о заключенных сделках, то это приведет к нарушению законодательства. Низкая квалификация работников, которые ответственны за налоговое планирование и налоговые платежи, тоже является фактором.

Технические факторы

Проблемы правильного исчисления и уплаты налогов создает ошибки налогоплательщиков или налоговых агентов. Так как отсутствует единый методический аппарат на законодательном уровне, а также специальной техники и программ, то сложно вести раздельный учет операций, которые по-разному облагаются.

Экономические факторы

Следующий фактор проявления налоговых рисков это требование изменить налоговое законодательство, установить или отменить налоги, изменить порядок счета и уплаты, корректировать налоговые ставки и льготы, по причине решения задач социально-экономического регулирования.

Проблематичность действующей системы исчисления и уплаты основных налогов приводит к значительным затратам при соблюдении обязанностей налогоплательщика. Попытки сэкономить могут привести к увеличению налоговых рисков. К данной категории относятся также: огромные затраты на налоговый консалтинг, консалтинг, ведение налоговых споров и аудит.

Социальные факторы

В ряду социальных причин налоговых рисков некоторые авторы выделяют квазипубличный интерес (социальный интерес бюрократии, направленный на создание условий по обеспечению неформального господства бюрократии над остальным обществом), а также «административную ренту» (то есть получение на системной основе выгод (взяток), связанных с использованием административного положения).

Другая сторона проблемы состоит в том, что государство может активно использовать налоговую политику как инструмент регулирования социальных процессов в целях развития общества (например, выравнивание уровня доходов населения на основе введения системы прогрессивного налогообложения доходов физических лиц).

Политические факторы

Налогообложение и налоговое право могут обеспечить доминирование «власти» политики, в случаях слабости институтов демократии.

Но иногда международные обязательства, а также внутренняя политическая обстановка могут оказать давление на власть.

Итак, основные причины возникновения налоговых рисков это: противоречия в содержании понятии налоговых рисков с точки зрения налогоплательщика и государства, а также проблемы в законодательстве и недостаточная формализация отношений между компаниями в холдинге. А также существуют классификация факторов возникновения рисков.

Заключение

Итак, понятие налоговых рисков можно рассматривать с разных позиций участников налоговых правоотношений, с точки зрения государства, налогоплательщика, налоговых агентов.

Есть два подхода к определению налоговых рисков: налоговые риски как часть экономических рисков и как часть финансовых рисков. Существуют налоговые риски (агрессивная минимизация налогов, которая выражается в необоснованности налоговой выгоды) и риски нечестного ведения бизнеса. В настоящее время российские предприниматели имеют ряд проблем с налоговыми рисками, для того, чтобы ими управлять, нужно научиться определять их масштабы, причины возникновения.

Есть следующая классификация факторов возникновения налоговых рисков: информационные, организационные, технические, экономические, социальные и политические. Каждый вид имеет свои особенности, специфику, а также влияние на налоговое законодательство.

Причины возникновения налоговых рисков разнообразны. Самые основные проблемы это противоречия в содержании понятии налоговых рисков с точки зрения налогоплательщика и государства, а также проблемы в законодательстве и недостаточная формализация отношений между компаниями в холдинге.

Для того, чтобы справиться с проблемами необходим профессиональный подход при составлении системы налогового планирования и контроля внутри фирмы. На данные момент иностранные государства используют такую систему, при котором создается тесное взаимодействие юридической и финансовой служб организации, используя услуги внешнего консультанта, который специализируется в соответствующей области налогообложения. Во многих развитых странах с рыночной экономикой решены проблемы планирования и контроля внутри фирмы, но, к сожалению, о российские предприятия еще не решили эти вопросы. Создается впечатление, что многие российские предприниматели плохо представляют себе, что за налоговые риски они ожидают их в ближайшее время, преступая сегодня налоговое законодательство.

Список литературы

1. Зайцева С.С. Налоговые риски неплатежеспособных и низкоконкурентных предприятий // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: экономика. - 2011. - №4.

2. Лысенко И. В. Налоговые риски в деятельности коммерческих организаций: сущность и управление / И. В. Лысенко // Финансы, бухгалтерский учет и анализ. - 2011. ? №1.

3. Челышева Э.А. Специфика налогообложения и риски налогового контроля физических лиц // Вопросы регулирования экономики. - 2010. - Том 1. №4.

4. Е.В.Попова. Оценка аудитором налоговых рисков при проверке расчетов по налогу на прибыль // Финансовый анализ. - 2010. - №12.

5. Семенова О.С. К вопросу о природе налоговых рисков // Финансы. 2010. №7.

6. Демчук И.Н. Налоговый риск: сущность и содержания понятия // Вестник Томского Государственного Университета. Экономика. - 2010. - №1.

7. http://www.usticom.ru - (аудиторская комания ООО «ЮСТИКОМ»);

8. http://www.elitarium.ru (Центр дистанционного образования);

Предпринимательская деятельность любой копании предполагает постоянное участие в разнообразных гражданско-правовых отношениях, которые оформляются посредством подписания сторонами договоров.

Договор, оформленный должным образом, безусловно, снижает (минимизирует) налоговые риски хозяйственной деятельности . Исходя из этого, все больше компаний осознают важность налоговой оценки договора еще до его заключения, что включает в себя предварительный, текущий и последующий контроль договорного процесса.

Налоговые риски организации при подписании договора заключаются в непризнании расходов налоговыми органами при проведении проверок. Следствием этого являются дополнительное начисление налогов и применение к налогоплательщику санкций.

Эффективное управление финансовыми рисками

Что же необходимо учитывать при согласовании договоров для рационального использования финансовых ресурсов предприятия, а также для минимизации налогового бремени и предупреждения переплаты налогов в бюджет?

В первую очередь, Вам необходимо знать 3 основных принципа налогового планирования при заключении договоров:

  • договор должен быть юридически безупречным, не допускающим переквалификации сделки и признания ее фиктивной;
  • все сделки должны иметь четко выраженную деловую цель;
  • договорные цены должны быть обоснованы.

На основании этих принципов можно выделить основные составляющие оценки налоговых рисков при заключении договоров (рис. 1):

Рисунок 1 - Основные составляющие оценки налоговых рисков при заключении договоров

Хотелось бы выделить пункт, без которого невозможно заключение договора, это оценка налоговых последствий сделки. Для этого, в первую очередь, необходимо определить, возникнет ли обязанность по уплате налогов, таких как НДС и налога на прибыль. Если налоговые обязательства возникают, то следует проанализировать их природу и среду функционирования, а затем вывести оптимальный расчет для проведения сделки.

Также необходимо оценить, имеет ли компания право на налоговые вычеты и в какие сроки необходимо оплатить налоги, какие претензии могут возникнуть во время проверок налоговой, какая ответственность грозит за несоблюдение налоговых правил.

Оценка налоговых рисков заключения договоров является одним из инструментов налогового планирования. Ее результатом является создание рациональной структуры схемы договоров, с учетом всех спецификаций и требований к ним, обеспечивающей прозрачность и управляемость. Также она дает возможность для максимально возможной минимизации налогов с помощью применения предусмотренных законодательством легитимных схем.

Владельцам бизнеса и предпринимателям рекомендуется не относиться пренебрежительно к налоговому планированию в сфере оценки налоговых рисков заключений сделок. Для успешного ведения бизнеса и его эффективного развития, оно должно стать неотъемлемой частью управления вашей организацией.

Налоговые риски - это вероятный убыток предприятия, который может возникнуть при неблагоприятном развитии событий в части фискальных взаимоотношений с государством. В статье разберемся, что такое налоговые риски организации, определим критерии и порядок их оценки.

Суть проблемы

Возникновение налоговых рисков (НР) по большей части обусловлено желанием налогоплательщика снизить размер фискального обременения. Иными словами, все компании и предприниматели заинтересованы в том, чтобы уплачивать в государственный бюджет меньшие суммы налогов и сборов. Причем решение данного вопроса осуществляется не всегда законно.

Однако умышленное сокрытие и занижение налогооблагаемой базы — не единственный фактор НР. К таковым можно отнести:

  • финансовую и правовую безграмотность субъекта;
  • неверную трактовку действующего законодательства;
  • двойственность фискальных норм и правил налогообложения;
  • отсутствие информации об изменениях и нововведениях в правовой базе;
  • технические ошибки;
  • недобросовестность контрагентов.

Иными словами, возникновение фискальных рисков связано с прямым нарушением законодательства, когда нормы НК РФ и других законов игнорируются полностью. Либо с косвенными нарушениями, при которых нормы и правила налогообложения соблюдены не полностью.

Следовательно, при выявлении аналогичных нарушений экономический субъект практически сразу попадает под особый контроль со стороны ФНС. Налоговики инициируют выездную проверку, чтобы на месте определить налоговые риски предприятия.

Классификация по видам

Виды налоговых рисков организации классифицируются на:

  1. Внутренние и внешние.
  2. Предсказуемые и непредсказуемые.
  3. Систематические и несистематические.

Также НР можно классифицировать на три большие группы по времени их возникновения:

  1. До проведения проверки ФНС, когда спор с представителями еще не возник, например, ошибки и нарушения возникают из-за недобросовестности контрагентов либо из-за неверного оформления хозяйственных операций.
  2. Во время контрольных мероприятий. Нарушения были выявлены в ходе проведения проверки (ревизии) как камеральной, так и выездной.
  3. По итогам проведенной проверки. В таком случае возникают разногласия между ФНС и подконтрольным субъектом, при котором составляется соответствующий акт для дальнейшего обжалования.

Действующие критерии оценки

Для анализа ФНС разработало специальный перечень критериев, по которым определяется степень фискальных убытков. Отметим, что данный список не является секретным. То есть налоговики настоятельно рекомендуют проводить самостоятельные проверки по данному перечню. Такой подход позволит предприятию избежать фискальных правонарушений и штрафных санкций.

Итак, действующие критерии оценки налоговых рисков закреплены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и отражают:

Отсутствие

  • фактических правовых взаимоотношений контрагентов при заключении договоров и соглашений, в том числе и с физлицами;
  • документации, подтверждающей права, обязанности и полномочия руководителя предприятия либо его законного представителя;
  • подтверждений факта госрегистрации контрагента в ФНС;
  • реальных доказательств (фактов), подтверждающих ведение финансово-хозяйственной деятельности контрагентами;
  • экономических обоснований по образованию цен (стоимости) договоров;
  • обоснованности применения рассрочек, отсрочек по оплате договоров;
  • реальных попыток взыскания образовавшихся долгов, неустоек, пеней и штрафов по договорам (контрактам);
  • процентов и обеспечений по выдаваемым и получаемым займам либо их необоснованное занижение.
  • низкой фискальной нагрузки, в сравнении с аналогичными субъектами по отрасли;
  • финансовых потерь, отражаемых в отчетности в течение нескольких календарных лет;
  • больших вычетов по НДС;
  • высокого роста расходов (затрат, издержек) и остановка (сокращение) роста доходов;
  • низкого уровня оплаты труда, в сравнении со средними показателями по отрасли, региону;
  • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
  • высокой доли расходов предпринимателя, уменьшающих начисляемый им подоходный налог от основной деятельности;
  • необоснованного количества посредников при заключении договоров;
  • бездействий или действий, свидетельствующих о сокрытии информации или нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
  • частой смены мест постановки на налоговый учет в ФНС;
  • низкого уровня рентабельности осуществляемой деятельности, при сравнении со средним по отрасли.

Данные критерии применимы не только к налогоплательщикам на ОСНО, но и к «упрощенцам», перешедшим на специальные режимы налогообложения. Например, оценит налоговая риски бизнеса юрлиц и ИП на УСН или ЕНВД.

Отметим, что на основании анализа данных критериев формируется внешняя и внутренняя налоговая политика нашей страны, а также оцениваются налоговые риски государства в целом. Такой подход позволяет своевременно скорректировать действующую политику, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

Самостоятельный контроль

Чтобы налогоплательщикам избежать проблем с ФНС, необходимо организовать самостоятельный контроль и эффективное управление НР. Систематическая оценка налоговых рисков — единственное верное решение в данной ситуации.

  1. Избегайте сомнительных сделок.
  2. Заключайте сделки только с проверенными контрагентами.
  3. Откажитесь от услуг подозрительных компаний.
  4. Все операции оформляйте документально, согласно действующим инструкциям и требованиям.
  5. Постоянно следите за обновлениями и изменениями в фискальном законодательстве.
  6. Позаботьтесь о разработке и утверждении системы управления налоговыми рисками.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

· Разновидность бизнес-риска;

· Результат опрометчивого/агрессивного поведения налогоплательщика;

· Результат иной интерпретации закона правоохранительными органами применительно к конкретной сделке или деятельности налогоплательщика.

К налоговым рискам относятся как общие их виды:

Портфельный (или «агрегированный»),

Управленческий и риск для репутации,

так и специфические - связанные с осуществлением конкретной сделки, с операционным рынком и/или несоответствием требованиям законодательства. Важно понимать, что налоговые риски могут состоять не только в том, что компания слишком агрессивно минимизирует свои налоговые обязательства, но и в том, что компанией могут быть упущены возможности грамотного легитимного налогового планирования, что приводит к значительным денежным потерям.

Говоря налоговых о рисках, предприниматели в 95% случаев думают о недоплаченных налогах. Однако налоговые риски состоят еще и в том, что могут быть упущены возможности грамотного построения сделки с использованием легитимных методов налогового планирования. Невозможно проводить агрессивную рыночную политику и одновременно добиться снижения налоговых рисков до минимума.

Налоговые риски можно разделить на следующие группы.

1. Риски, связанные с проведением конкретной сделки. Каждая сделка имеет налоговые последствия, если она специально не освобождена от налогов. Но риски возникают, когда предприятие заключает крупную или необычную для себя сделку (персонал, системы, базы данных, процедуры контроля не настроены на то, чтобы в полной мере справиться с риском).

2. Риск неоднозначного толкования закона налогоплательщиком и налоговым органом. Это еще один типичный риск для России. Опыт показывает, что налоговые риски сопутствуют как раз тем сделкам, которые проведены для того, чтобы добиться благоприятных налоговых последствий. Нужно понимать: когда предприятие стремится сэкономить на налогах, оно находится в зоне потенциального риска, и поэтому действовать необходимо крайне осмотрительно Браун В. Риски под управлением. - М.; ЭкстраН, 2004 №58. .

3. Риски возникают из-за простых управленческих ошибок и недосмотра, когда налоговый или бухгалтерский отделы не вовлечены в процесс принятия управленческих решений. А это означает, что в компании нет четкой организационной структуры, контроль за налогами сосредоточен только в руках главного бухгалтера, либо обязанности налогового менеджера определены нечетко.

4. Сделка плохо документирована. Недавно проведенное исследование наступления налоговых рисков в России показало, что одной из частых причин возникновения негативных налоговых последствий является недостаточное документальное подтверждение того, какую сделку осуществило предприятие. Неслучайно налоговые органы все чаще требуют предоставления полной документации, дабы удостовериться, что продекларированная сделка действительно осуществлена. К сожалению, очень часто этой документации или недостаточно, или она вообще отсутствует.

5. Операционные риски возникают в повседневной деятельности компании: одни сделки несут большие риски, чем другие. По опасности наступления налоговых рисков нельзя сравнить обычную поставку товаров с торговлей внутри группы, да еще и при пересечении границы. И очевидно, что чем больше бухгалтерия и налоговый отдел вовлечены в планирование этих операций, а не просто отражают их результаты, тем с большим основанием можно говорить об управлении рисками.

6. Портфельные риски. Каждый отдельный риск может быть невелик, но в совокупности они могут создать угрожающую ситуацию, особенно если предприятие имеет разветвленную обширную сеть филиалов. Руководство компании должно задаться вопросами, что произойдет, если риски сложатся; достаточно ли ресурсов, чтобы нейтрализовать последствия; окажется ли результат развития по такому сценарию приемлемым. Нужно быть готовым к худшей ситуации.

7. Внешние риски включают изменения в законодательстве, неожиданные судебные решения, «смену власти», начиная от федерального министра и заканчивая налоговым инспектором. Руководитель столкнется с очень сложной матрицей, если филиалы предприятия географически разбросаны по России. Ведь в нашей стране не только на Дальнем Востоке, но и в Санкт- Петербурге законодательство толкуется иначе, нежели в Москве. Если же бизнес переходит границы страны, ситуация еще более усложняется.

8. Риск нанесения ущерба репутации компании. Готова ли компания к тому, чтобы статья или информация о практике управления налоговыми рисками в ней появилась на первых страницах солидного издания. Многие международные организации имеют внутренний документ об управлении налоговыми рисками, где есть такое заявление: компания заявляет об отказе от методов налогового планирования, если опасается, что его детали станут публичными.

Управление налоговыми рисками начинается с понимания природы риска, его количественной оценки, а также оценки степени готовности «рискодержателя» принимать налоговый риск как неизбежный атрибут бизнес-процесса Браун В. Риски под управлением. - М.; ЭкстраН, 2004 №58. .

Управление рисками представляет собой специфическую сферу экономической деятельности, требующую глубоких знаний в области налогового, гражданского, административного и уголовного права, анализа хозяйственной деятельности, методов оптимизации хозяйственных решений и многого другого. Основная задача предпринимателя в этой сфере - найти вариант действий, обеспечивающий оптимальное для данного проекта сочетание риска и дохода, исходя из того, что чем прибыльнее проект, тем выше степень риска при его реализации.

Управление налоговым риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.

Основными принципами управления риском можно назвать следующие:

нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

необходимо думать о последствиях риска;

нельзя рисковать многим ради малого.

Из этих принципов можно выделить основные приемы управления налоговым риском: избежание риска, снижение степени риска, принятие риска.

Избежание риска означает отказ от реализации мероприятия (проекта), связанного с риском. Это решение принимается при случае несоответствия указанным выше принципам. Если, например, уровень возможных потерь выше уровня ожидаемой прибыли.

Этот принцип позволяет полностью избежать неопределенности и возможных потерь и, вместе с тем, означает полный отказ от прибыли. Кроме того, отказ от одного вида риска может привести к возникновению других.

Снижение степени риска предполагает сокращение вероятности и объема потерь.

Принятие риска означает оставление всего или части риска (в случае передачи части риска кому-то другому) за предпринимателем, т.е. на его ответственности. В этом случае предприниматель принимает решение о покрытии возможных потерь собственными средствами Гордеев Г. Налоговые риски при долевом строительстве. - М.; Консультант, 2005 №2. .

Однако любая компания должна точно оценить, сколько будет стоить качественное управление налоговыми рисками. Главное -- понять, как компания планирует управлять рисками. Возможно, она будет использовать только те приемы, при которых риски не возникают. Либо фирма предпочтет перекладывать риски на других путем включения в контракты оговорок, не разрешенных у нас налоговым законодательством, но разрешенных Гражданским кодексом РФ, или требуя гарантий от своих контрагентов. Еще один вариант -- использование налогового планирования, проведение одних видов сделок вместо других (например, лизинг вместо покупки оборудования). При этом необходимо ответить на вопрос, какой ценой дается экономия. Но решение подобных вопросов вне компетенции бухгалтерии или налогового отдела. В России не еще ни одного совета директоров, который рассмотрел бы и утвердил стратегию налогового планирования предприятия. Однако топ-менеджеры, лично контролирующие налоговые риски, у нас уже не редкость.

Сокрытие информации от налоговых органов, не является приемлемой практикой, поскольку риском быть пойманным управлять практически невозможно Карпасова З. Налоговая оптимизация. Ее сущность. - М.; Время МБ, 2004 №6. . Аудиторская практика во всем мире изменилась -- если раньше итоговые риски для предприятия складывались как среднее между техническими рисками и риском обнаружения, то сейчас считается, что риск обнаружения равен 100%. В реальной жизни это, конечно, не так. Но для того чтобы предприятие оценило свой налоговый риск, оно должно представить, что скрываемую запись о сделке все же обнаружили, и оценить, сможет оно защитить свои позиции от налоговых органов или нет. Бизнесу с долгосрочными перспективами не стоит рассчитывать на то, что налоговики выявят нарушений налогового законодательства.

В любом случае оптимизацию налоговых платежей следует отличать от ухода (уклонения) от налогов.

Уход (уклонение) от налогов связан с противоправными действиями. При этом способы уклонения при всем их многообразии делятся на криминальные и некриминальные. Некриминальные действия налогоплательщиков связаны с уклонением от налогов путем нарушения гражданско-правового и налогового законодательства: неправильное отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете, заключение фиктивных договоров, переформирование договоров и изменение их содержания после их исполнения, занижение стоимости ввозимых через таможню товаров, ошибки исполнителей при исчислении налоговых платежей. Криминальные действия связаны с нарушением норм налогового и уголовного права.

Уменьшение налогов посредством ухода от налогов в случае его выявления неминуемо влечет за собой применение к "налоговому оптимизатору" налоговых или уголовно-правовых санкций (в зависимости от размера ущерба, причиненного общественным интересам действиями налогоплательщиками).

Определение оптимизации налогообложения вытекает из принципов, на которых строятся взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами:

* необходимо платить налоги в соответствии с действующим законодательством,

* необходимо платить минимум налогов, не нарушая закон,

* необходимо платить налоги в последний день установленного срока Карпасова З. Налоговая оптимизация. Ее сущность. - М.; Время МБ, 2004 №6. .

Каждое предприятие должно понять для себя, где оно находится и где хочет находиться. От этого зависит то, что оно делает с рисками: избегает, перекладывает на других или уменьшает путем планирования и внимания к документации. Управление рисками - это нелинейный процесс, у которого есть начало, но нет конца, поэтому эффективное управление налоговыми рисками возможно лишь при наличии системы контроля и мониторинга результатов мер по управлению.

Современный бизнес немыслим без риска, так как успех в бизнесе зависит не только от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности, но и от учета вероятности критических ситуаций.

Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических новшеств и на смелые, решающие действия, а это усиливает риск. Следовательно, главными задачами предпринимателя является умение оценивать степень риска и умение управлять им, а не избегать риска.

Существует большое разнообразие мнений по поводу понятия определения, сущности и природы риска. Это связано с многоаспектностью этого явления, недостаточным использованием в реальной деятельности, игнорированием в существующем законодательстве.

2 . Практическая задача

1) Рассчитать сумму единого социального налога в условиях применения общего режима налогообложения, сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в условиях применения специального режима налогообложения.

2) Рассчитать налог на прибыль при применении обычного режима налогообложения, единый налог при применении специального режима налогообложения.

Решение

1) При расчете единого социального налога предположим, что заработная плата на каждое физическое лицо не превысила 280 тыс.руб. нарастающим итогом Соответственно ставка единого социального налога составляет 26% - при применении общего режима налогообложения. Таким образом, сумма единого социального налога составит 13,18 тыс. руб. (50,7 тыс.руб. * 26 / 100).

Единый социальный налог при применении специального режима налогообложения не уплачивается. В этом случае уплачиваются только страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (14%) и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Возьмем ставку тарифа для расчета взносов на страхование от несчастных случаев 0,2 % для оптовой торговли.

Таким образом взносы на пенсионное страхование составят 7,10 тыс. руб. (50,7 тыс. руб. *14 /100 = 7,10 тыс. руб.), взносы на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний 0,10 тыс. руб. (50,7 тыс.руб. * 0,2 %).

Ответ: 13,18 тыс.руб., 7,10 тыс.руб., 0,10 тыс.руб.

2) Рассчитаем налог на прибыль при применении обычного режима налогообложения исходя из представленных данных.

К налогооблагаемым доходам в данном случае относятся все отраженные в учете ООО «Торгопт» доходы, так как доходы, не подлежащие включению в налоговую базу по налогу на прибыль, в исходных данных отсутствуют.

К расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу, следует отнести расходы на приобретение товаров за вычетом НДС, расходы на лицензии, разрешения и сертификацию, поскольку они непосредственно связанны с торговлей, расходы на оплату труда, расходы на аренду основных средств за вычетом НДС, расходы на страхование имущества (как добровольного, так и обязательного, что указано в гл.25 НК РФ).

Таким образом, для целей налогообложения прибыли, мы имеем право включить все расходы за вычетом НДС.

Амортизационные отчисления следует рассчитать так. Стоимость приобретенного легкового автомобиля составляет 65000 руб. с НДС или 55084,74 руб. без НДС (65000 *100 / 118). Исходя из срока полезного использования 85 месяцев, годовая норма амортизации составит 100% / 85 *12 = 14,12%.

Поскольку автомобиль введен в эксплуатацию 25.01.2003, амортизационные отчисления (независимо от срока оплаты за автомобиль) начисляются с 01.02.2003. Следовательно, за январь амортизационные отчисления равны 0, в феврале и марте - равны 55084,74 руб. * 14,12% / 12 = 648 руб. (применяется линейный способ начисления амортизации).

Проценты за пользование кредитами включаются в состав расходов, принимаемых для целей налогообложения, в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 1,1 пункт. То есть в январе при ставке ЦБ РФ 21% мы можем принять проценты в сумме 65000 * 21*1,1 / 100 / 365 * 31 = 1275 руб., в феврале - 16 дней по ставке 21% *1,1, 12 дней - поставке 18%*1,1 то есть 65000 * 21*1,11 / 100 /365*16 = 658 руб. и 65000*18*1,1/100/365*12 = 423 руб. Итак, за февраль сумма составит 1081 руб.

В марте сумма процентов составит 65000*18*1,1/100/365*31 = 1093 руб.

Сумма доходов и расходов, принимаемых к налогообложению, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Обычный режим налогообложения

Итого за 1 квартал

мясопродуктов

Итого доходов

фруктов, в т.ч. НДС 18%

мясопродуктов, в т.ч. НДС 18%

Расходы на лицензии, разрешения и сертификацию, тыс.руб.

Расходы на страхование имущества в т.ч.

по договорам добровольного страхования

по договорам обязательного страхования

Начисленные проценты по кредитам

Амортизация основных средств

Итого расходов

Итак, налогооблагаемая база по налогу на прибыль составит за 1 квартал 3041,8 - 2702,68 = 339,12 тыс. руб. Сумма исчисленного налога = 339,12 * 24% = 81,39 тыс. руб.

При применении специального налогового режима доходы и расходы принимаются для целей налогообложения по мере их оплаты. Таким образом, принимая во внимание, что 75% от выручки поступает с просрочкой в 10 дней, что примем за условие, что 75 % от трети из реализованного товара в марте не оплачено в 1 квартале или 290,15 руб. За минусом этой суммы остальные доходы включаются в налогооблагаемую базу. Таким же образом считаются и расходы по приобретению товара.

К расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу, следует отнести расходы по аренде с НДС, расходы на приобретение товаров с НДС(с 2006 года), расходы на оплату труда, стоимость приобретенного и оплаченного бонета морозильного с НДС. Остальные расходы не предусмотрены гл. 26.2 НК РФ.

При применении специального режима налогообложения стоимость основных средств включается в расходы, уменьшающие налоговую базу в том периоде, когда она оплачена поставщику. Следовательно, в феврале мы имеем право отнести к расходам 65 тыс. руб.

Все расходы организации в данном случае принимаются к расходам с учетом НДС, поскольку при применении специального режима налогообложения, организация не является налогоплательщиком по НДС и принять его к вычету, соответственно, не может.

Расчет суммы доходов и расходов для исчисления единого налога представлен в таблице 2.

Таблица 2

Обычный режим налогообложения

Наименование экономического показателя

Итого за 1 квартал

Доходы, учитываемые при расчете налоговой базы по налогу на прибыль

Выручка от реализации товаров, тыс. руб., в т.ч.

мясопродуктов

Итого доходов

Расходы, учитываемые при налогообложении налоговой базы по единому налогу

Сумма расходов на приобретение товаров, тыс.руб., в т.ч.

фруктов, в т.ч. НДС 18%

мясопродуктов, в т.ч. НДС 18%

Расходы на оплату труда, тыс.руб.

Расходы на аренду основных средств, тыс.руб., в т.ч. НДС 18%

Стоимость основных средств

Итого расходов

Итак, налоговая база по налогу составит 2751,65-2512,16= 239,49 тыс. руб. или сумма налога к уплате = 239,49 * 15% = 35,92 тыс.руб.

В данном случае применяем ставку 15%, поскольку организация объектом налогообложения признает доходы за минусом расходов.

Итак, оказалось, что для организации выгоднее применять специальный режим налогообложения.

Ответ: 81,39 тыс. руб., 35,92 тыс.руб.

3 . Практическая задача

Оценить влияние ключевых расхождений способов в условиях применения общего режима налогообложения и способов в условиях применения специального режима налогообложения.

Решение

При применении обычного режима налогообложения все доходы и расходы принимаются для целей налогообложения прибыли по мере их начисления (кассовый метод применяется при определенных условиях). То есть по мере отражения доходов и расходов в бухгалтерском учете, эти доходы и расходы признаются в налоговом учете.

При применении специального режима налогообложения доходы и расходы признаются для целей налогообложения в момент их оплаты. То есть неоплаченные покупателями доходы не принимаются к исчислению налоговой базы, соответственно, не оплаченные поставщику расходы также не берутся в уменьшение налоговой базы.

Расходы по приобретению основных средств принимаются при общем режиме налогообложения с помощью амортизационных отчислений, то есть не сразу, а на протяжении срока службы объекта.

При применении обычного режима налогообложения факт хозяйственной жизни отражается в момент его наступления. Например, при списании в производство сырья и материалов расход признается в момент списания сырья.

При применении специального режима налогообложения факт хозяйственной жизни признается в момент его оплаты. Например, при списании в производство сырья и материалов расход будет признан не после их списания, а после их оплаты (но не ранее даты списания).

Хозяйственные операции в целях налогообложения при применении обычного режима налогообложения оцениваются по фактической стоимости их приобретения без НДС, акцизов и других налоговых платежей. В фактическую стоимость включаются все произведенные расходы и полученные доходы по хозяйственной операции.

Хозяйственные операции в целях налогообложения при применении обычного режима налогообложения оцениваются по оплаченной части произведенных расходов (полученных доходов). Неоплаченная часть не признается для целей налогообложения. В оплаченную же часть расходов включается налог на добавленную стоимость, который не вычитается при применении специального режима налогообложения.

Например, приобретенные материалы на сумму 118 тыс. руб., в т.ч. НДС у поставщика, оплата которых произведена в сумме 90 тыс.руб. в т.ч. НДС, при обычном режиме налогообложения принимаются к учету в сумме 100 тыс. руб. (за минусом НДС), а при специальном режиме - в сумме оплаты - 90 тыс. руб.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000).

2. Матвеев С.Ю. Организация и ведение учета. - М.; Налоговый вестник, 2004.

3. Макарьева В.И., Орлова Е.В. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. - М.; Налоговый вестник, 2002.

4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.; Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2002. - 266с.

5. Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. - Бухгалтерский учет. 2002. - 324с.

Подобные документы

    Расчет налога на прибыль и единого социального налога при обычном и специальном режимах налогообложения. Сравнение критериев для применения упрощенной системы налогообложения. Определение сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2010

    Элементы транспортного налога. Определение суммы взносов на социальное, пенсионное и медицинское страхование. Расчет суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет. Определение суммы налога на прибыль. Начисление страховых взносов.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2015

    Налоговое законодательство, налогоплательщики единого социального налога. Суммы, не подлежащие налогообложению: государственные пособия, компенсационные выплаты, материальная помощь. Единая ставка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2009

    контрольная работа , добавлен 24.09.2008

    Практичекие расчеты по налогообложению: налогов, для которых возникает объект налогообложения, подлежащие уплате в бюджет; суммы и порядок предоставления налоговых вычетов по НДФЛ; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников.

    контрольная работа , добавлен 24.09.2008

    Сущность единого социального налога; налогоплательщики, объект налогообложения. Налоговая база; суммы, не подлежащие налогообложению, и налоговые льготы. Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений. Особенности исчисления и уплаты налога.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2009

    Определение сущности, законодательного регулирования и целей удержания налогов на доходы физических лиц, единого социального, взносов на страхование обязательное пенсионное и от несчастных случаев на производстве. Условия наложения санкций и штрафов.

    реферат , добавлен 25.08.2010

    Рассмотрение условий перехода и прекращения применения упрощенной системы налогообложения, определение порядка уплат страховых взносов индивидуальными предпринимателями. Изучение сущности единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2010

    Специфика общего и специального режима налогообложения субъектов малого предпринимательства. Оценка налогообложения ИП Ушаков М.А. по упрощенной системе налогообложения. Расчет единого налога на вмененный доход и применение общего режима налогообложения.

    курсовая работа , добавлен 15.08.2011

    Расчет суммы НДФЛ, исчисленной и удержанной налоговым агентом из доходов налогоплательщика. Определение суммы налоговых вычетов и НДС, подлежащих уплате в бюджет. Порядок расчета единого налога и распределение его между бюджетами бюджетной системы РФ.